Основные черты переходной экономики в россии. Переходная экономика в россии

После 1990 г., когда Советский Союз де-факто и де-юре прекратил свое существование, Россия вновь обрела свою государственность, – с бывшими союзными республиками в составе СССР были установлены дипломатические отношения, каждой республикой вводилась своя денежная единица и таможенные границы. Вся экономическая система СССР, базировавшаяся на планово-централизованном планировании и кооперации производства, фактически перестала существовать.

В этот период Россия оказалась в чрезвычайно сложной ситуации: с одной стороны, на ее экономику давил груз застарелых проблем – значительная монополизация экономики, ее милитаризация, структурные деформации, устаревание основные производственных фондов; с другой стороны, к существующим проблемам непрерывно добавлялись новые, – в наследство от СССР Россия получила около 70 млрд. долл. долга иностранным государствам и банкам, миграционные проблемы, этнические конфликты, падение мировых цен на сырьевые ресурсы, острую внутреннюю политическую борьбу.

На существующие проблемы накладывался мировоззренческий и культурный кризис российского общества: одни ценности утратили свое былое значение, другие еще не сформировались. В итоге российское общество периода 1991-2000 гг. характеризовалось большой степенью дезорганизации, экономическим и культурным упадком.

Однако кризисные явления и хозяйственный спад при формировании рыночной экономики стал характерным не только для России, но и для всех государств постсоветского пространства. Так, индекс реального ВВП в 1999 г. по сравнению с 1989 г. (1989 = 100%) составил для Чехии 94,7%, Румынии – 73%, Болгарии – 66,8%, России – 56,1%, Грузии – 33,8%, Молдовы – 30,5%. Таким образом, можно отметить, что трудности переходного периода носят объективный характер, так как для становления и эффективного развития рыночной экономики необходимо формирование:

· Значительного частного сектора в торговле, промышленности, в сфере услуг и других отраслях экономики;

· Законодательной базы рыночного типа;

· Достаточно многочисленной группы предпринимателей и частных собственников («среднего класса»);

· Системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для «новой экономики»;

· Адекватной налоговой системы, товарных и финансовых рынков;

· Общественных институтов и рыночного мышления.

Естественно, что все вышеперечисленные предпосылки не могут появиться одномоментным образом, – для появления и закрепления необходимых явлений и процессов необходимо время, – иногда весьма продолжительное. Это особенно важно для современной России, в которой живут люди разных поколений и мировоззрений – многие люди старшего возраста воспринимают переход к рынку как предательство идей справедливости и строительства нового общества, за которое они боролись, трудились и воевали. Это обстоятельство существенно затрудняло выработку адекватной законодательной базы для создания эффективной экономики, делало его половинчатым и компромиссным. Сейчас, на середину 2010-х годов, острота этой проблемы стала сниматься, но тогда, в переходный период, это было большим барьером для значительных групп населения.

Наряду с этим следует подчеркнуть, что переходный период – это не только период трансформационного спада, а вся фаза перехода от планово-распределительной системы к рынку, включая все процессы становления новой экономической системы, хозяйственного законодательства, менталитета субъектов экономики. За переходный период экономической системе необходимо сформировать рынки рабочей силы, жилья, капиталов. Как осуществлять эти мероприятия – сразу или постепенно, в какой последовательности, – эти вопросы являются основополагающими для всего общества.

Российским руководством в 1991 г. был избран вариант быстрого и кардинального реформирования экономической системы – так называемый вариант «шоковой терапии». Однако крайняя непоследовательность в его реализации, низкая бюджетная и финансовая дисциплина, высокие налоги и слабый государственный контроль за хозяйственными процессами не позволили быстро и безболезненно реформировать российскую экономику. Переходный период в нашей стране неоправданно затянулся и происходил с большими материальными и моральными издержками.

Каждая экономическая система проходит стадии становления и раз­вития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление но­вой системы.

Переходный период -это период в эко­номике, когда одна система сходит с исторической арены, а ее место занимает другая, новая.

Для переходной экономики любой страны характерны противоречия нового и старого. В социально-поли­тическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением отношений между различными слоями общества, что приводит к социаль­но-политическим потрясениям.

Переходная экономика в разных странах возникает и развивается по-разному. Это связано с особеннос­тями экономического развития отдельных стран. Пробле­мы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамери­канских стран, где уже ранее существовали рыночные отношения. Уровень развития каждой страны определяет характер протекания переходных процессов. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической сис­темы в переходный период.

Переходная экономика в России - это переход от плановой экономики к рыночной, т.к. Россия начала рыночные ре­формы, имея плановую командную экономику.

Административно-командная система ба­зировалась на абсолютном господстве государственной собственности. Плановая экономика функционировала на основе централизо­ванного директивного управления. Развитие народного хозяйства определялось единым для всей страны государственным народнохозяйственным планом. Более 90% государственных производственных капита­ловложений направлялось в тяжелую промышленность и обо­ронный комплекс и менее 10% - в потребительский сектор: сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленность, торговлю. Государственные монополии существовали во всех отраслях народного хозяйства. При отсутствии конкуренции они не заботились о внедрении новинок техники и технологии. Можно сказать, что в России производство работало ради производства, а не ради потребителя.

Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отстава­ния нашей промышленности по качеству и технологическому уровню про­дукции. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей про­дукции. Отсутствие конкуренции, фиксированные цены, государственная монополия внешней торговли, закрытость экономики всегда ведут к упадку промышленности и консервации экономической отсталости.

Таким образом, характерными чертами административно-командной системы России явились государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное планирование как основа хозяйственного механизма.


Результатами существования плановой командной экономики явились:

Неэффективное использование ресурсов;

Искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс;

Низкие темпы научно-технического прогресса и развития всей экономики;

Чрезвычайно низкая конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке;

Тотальный постоянный дефицит товаров на внутреннем рынке,

Подавленная инфляция;

Скрытая безработица;

Низкий жизненный уровень населения.

Происходило все большее отставание СССР от мирового уровня развития экономики, науки, техники, социальной жизни.

Таким образом, в середине 80-х гг. прошлого века централизованная система уп­равления закономерно вошла в глобальный экономичес­кий кризис. Целью переходного периода стало формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией.

Революционный характер перехода от плановой экономики к рыночной выражается в глубоком преобразовании экономики. Эти преобразования неизбежно сопровождаются падением производства, инфляцией и снижением жизненного уровня населения. Производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере. Происходит переход подавленной инфляции в открытую. Во время переходного периода безработица из скрытой трансформируется в явную.

В России специфика переходного периода обусловлена также разрывом хозяйственных межреспубликанских связей, распадом Советского Союза.

Задачами переходной экономики стали приватизация, экономическая стабилизация, устранение централизованного управления и освобождение от государственного контроля внешнеэкономических связей, развитие рынка товаров и услуг, создание конкурентной среды, переориентация производства на потребителей вместо производства ради производства, формирование финансового рынка, создание и регулирование рынка труда.

16. 2. Содержание переходной экономики

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный пери­од, некоторые носят неизбежный характер.

Первый шаг в ходе рыночный преобразований касался освобождения процесса ценообразования от централизованного регулирования, установления свободы торговли для физических и юридических лиц, подчинения деятельности производителей требованиям рыночного спроса. Таким образом, отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате освобождения цен.

«Отпуск» цен сразу приводит к их существенному повышению. Одновременно снижаются реальные доходы населения и его жизненный уровень, меняется структура потребления, возникают проблемы у производителей по закупке сырья и материалов. Так, в январе 1992 г. в России потребительские цены увеличились в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., а номинальная заработная плата за этот период повысилась всего на 40%.

В России процесс освобождения цен проходил труднее, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы, так как рыночные отношения в нашей стране были практически утеряны. В январе 1992 г. стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары. К началу 1996 г. почти все цены в России уже были свободными, то есть они формировались под воздействием требований рынка, а не государственного управления. Освобождение цен в сопровождении с инфляцией и безработицей закономерно привели к существенному снижению жизненного уровня большинства населения.

В ходе рыночных преобразований ликвидируется государственная монополия на внешнюю торговлю. Это касается расширения доступа в страну иностранных инвестиций, отмены пошлин, таможенных льгот на экспорт, обеспечения конвертируемости национальной валюты. В 1992 г. впервые зарубежный капитал формально получил свободный доступ в Россию. Отдельные предприятия получили возможность самостоятельного проведения внешнеэкономических операций. Был резко сокращен централизованный экспорт и импорт, до 1996 г. были отменены пошлины, квоты, лицензии и льготы на российский экспорт, сокращены импортные пошлины.

Меняется характер воздействия государства на экономику страны. Если в плановой системе эко­номическое управление осуществлялось за счет принудительных распоряжений, то в рыночной системе государство воздействует на рынок с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов.

Кроме того, происходит реорганизация или ликвидация централизованного планового управления, т.е. таких организаций, как Госплан, большинство отраслевых министерств и т.п.

Преобразование отношений собственности и организационно-эконо­мической структуры экономики означают становление новых производ­ственных отношений. С целью удовлетворения потребностей вновь создаваемой рыночной экономики начинается создание сети коммерческих банков, фондовых бирж, формируется рынок ценных бумаг, то есть начинается процесс образования рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура – это система экономических и правовых учреждений (институтов), обслуживающих рыночный механизм путем организации движения товаров, денежных потоков, их распределения во временном и региональном аспектах. К институтам рыночной инфраструктуры относятся товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда, бюро по трудоустройству, переподготовке кадров и т.п.

В России формирование институтов рыночной инфраструктуры происходило заново, так как в годы административно-командной системы подобных учреждений не существовало вовсе.

В банковской сфере складывается двухуровневая система. Нижний уровень представляет собой сеть коммерческих банков, которые выполняют роль посредников между бизнесом и владельцами денежного капитала.. Их деятельность контролируется Центральным Банком России путем установления учетной ставки процента и обязательной нормы денежных резервов.

Рыночная экономика в своей основе имеет частную собственность, без част­ной собственности рынок невозможен, следовательно, в России необходимо было провести приватизацию государственной собственности. Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным соб­ственником и всесильным распорядителем почти всех материальных богатств об­щества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную соб­ственность, и государство теряет монопольную власть на принятие эконо­мических решений.

Специфика приватизации в России была обусловлена ее массовым характером, который вызван как высоким удельным весом государственной собственности в плановой экономике, так и стремлением ускорить процесс преобразования экономической и социальной структуры общества. Быстрые темпы приватизации (1993-1995 гг.) придали данному процессу необратимый характер. В ходе приватизации утвердились многообразные формы собственнос­ти (коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.).

В России приватизация происходила двумя основными способами: мелких предприятий – продажей на аукционах, крупных – преобразованием в акционерные общества. Преобладала ваучерная безвозмездная приватизация, поскольку население практически не имело накоплений.

Рыночные преобразования в России осуществлялись в следующих направлениях:

Освобождение цен, т.е. замена плановых фиксированных цен свободными рыночными ценами;

Демонополизация экономики;

Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику и его замена косвенным экономическим регулированием;

Формирование институтов рыночной инфраструктуры;

Приватизация государственной собственности и создание тем самым частного сектора экономики;

Отмена государственной монополии внешней торговли;

Проведение соответствующей кредитно-денежной, налоговой, таможенной, социальной политики;

Обеспечение правовой основы всех преобразований,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Этапы становления и основные черты переходной экономики, особенности ее протекания в России. Преобразования в отношении собственности, направления осуществления разгосударствления. Развитие корпоративного сектора в России, классификация частных фирм.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2009

    курсовая работа , добавлен 06.10.2011

    Период постсоциалистической трансформации. Основные черты переходной экономики. Общие черты переходной и смешанной экономики. Разновидности переходной экономики. Неравномерность динамики макроэкономических показателей стран с переходной экономикой.

    реферат , добавлен 26.01.2010

    Теория приватизации, ее основные формы и способы. Осуществление форм разгосударствления как процесса упразднения роли государства в экономической сфере. Государственная программа приватизации России. Последствия и перспективы приватизации в России.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Проблемы и закономерности переходной экономики. Анализ переходных процессов и особенностей современной российской экономики. Сущность либерализации цен и приватизации собственности. Влияние глобализации на национальную экономику на данном этапе.

    учебное пособие , добавлен 31.05.2010

    Переходная экономика: ее типы, характерные черты и основные задачи. Теоретические взгляды на объективные предпосылки возникновения переходной экономики. Особенности становления рыночных отношений в Республике Казахстан. Решение задач социального развития.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Понятие, структура, основные черты и закономерности переходной экономики. Сферы и варианты системных реформ. Варианты перехода к рыночной экономике. Итоги реформ в странах с переходной экономикой. Особенности переходной экономики в РБ.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2006

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представ­ляет собой преобразование всей системы экономических отно­шений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это пере­ходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть вариантны. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

Но одновременно этот «компромиссный» путь позволил сохранить социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, имеющая следующие основные черты:

1. союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов - группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит;

2. номенклатурное предпринимательство - участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;

3. нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.;

4. неравные условия конкуренции - как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства - подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;

5. сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По этой причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;

6. высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);

7. слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, которая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «своих» нормами;

8. значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности. В сложившейся в России системе теневая экономика представляет собой реакцию субъектов рынка на чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высокое налогообложение и т.д. Неэффективность государственных структур обусловливает поиск экономическими агентами субститутов (заменителей) правового государства. Теневая деятельность присутствует в работе практически всех организаций, включая государственные учреждения.

Таким образом, сложившаяся в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них является стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для своих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это модель, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете - на экономический застой.

Преодоление этих недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры».

ТЕМА 06: РОССИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Часа

1. ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ИТОГИ РАЗВИТИЯ.. 2

2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.. 10

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ... 16

ТЕСТЫ... 26

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ: 29

ОРЕЛ – 2008 г.


ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ИТОГИ РАЗВИТИЯ

Со времен появления человеческого общества существовали самые различные экономические системы. Любая из моделей экономических систем отличается по двум основных признакам: по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность. Модель советской экономики зародилась еще при Ленине в годы «военного коммунизма», но она окончательно сформировалась в своих классических чертах уже при Сталине как командно-административная, плановая, нерыночная модель. Командная экономика – способ организации экономики хозяйства, при котором материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направления и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного экономического планирования.



Определим теперь саму суть советской экономики. Это - модель нерыночной командно-административной системы тоталитарного государства со сверхцентрализованным вертикальным управлением и планированием при отсутствии горизонтальных связей между производителями и потребителями продукции.

Отличительные черты административно-командной экономики:

Однопартийную систему, при которой партия осуществляет контроль (как прямо, так и через другие органы) над экономикой и обществом.

Общественная (а в действительности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы.

Социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х годов имела следующий вид: государственная - 88,6, колхозная - 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) -1,5, собственность граждан - 1,2 процента.

Централизованное управление и планирование.

Правящую номенклатуру во главе с единоличным правителем.

Сталин сосредоточил в своих руках абсолютную власть и мог распоряжаться всеми ресурсами великой страны и ее народом. Как отмечают исследователи на протяжении последних пятнадцати лет своей жизни Сталин обладал такой властью, какой не обладал ни один из русских царей и ни один из диктаторов последнего тысячелетия.

Привилегированное положение партийно-государственной элиты при распределении продукции.

Социальная справедливость, провозглашаемая с высоких трибун, фактически отсутствовала, поскольку существовало глубокое неравенство в распределении национального продукта между рядовыми трудящимися и представителями номенклатуры. Благодаря общественным фондам потребления шло скрытое субсидирование отдельных груп населения (номенклатурных работников). В обществе «реального социализма» узкая прослойка общества –«номенклатура» (т.е. устойчиво воспроизводимый слой бюрократии) – присваивала несоразмерно большую часть общественного богатства.

Обязательную государственную идеологию-религию.

Одни из удивительных феноменов власти Сталина было формирование в стране особого мифологизированного, или религиозного, общественного сознания. Восприятие действительности пропускалось как бы через специальную призму и укладывалось в головах большинства людей в искаженном виде, кстати, очень выгодном для власть предержащих.

Изоляцию от окружающего мира с формированием принципиально враждебного (классового) к нему отношения.

Советская экономическая модель основывалась на трех вертикалях жесткой системы управления. В СССР сложилось так, что основной властной и организующей силой стал именно аппарат, включая и партийный.

На первых этапах своего существования плановая экономика демонстрировала поразительные успехи. После гражданской войны национальное хозяйство было сравнительно быстро восстановлено. Советская экономика выдержала испытание Второй мировой войной и без всякой внешней помощи за 5-6 лет восстановила разрушенное хозяйство. Результаты экономико-статистического анализа, проведенного американскими социологами в 50-60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в СССР нарастал, быстрее, чем в США. Советская экономическая модель представляет собой парадокс ХХ века. С одной стороны, долгое время она показывала крупные объемы прозводства и высокие темпы его роста. С другой стороны, крайне низкую экономическую эффективность и уровень жизни населения. С одной стороны – уравниловка, закрытые распределеители и бюрократические привелегии. С другой – высокий уровень социальной защиты. СССР на протяжении многих лет являлся мировой супердержавой, занимавшей первое место в мире по территории, второе – по объему производства и третье место – по численности населения. В середине 70-х гг. в момент расцвета СССР его удельный вес в мировом промышленном производстве составил около 20%.

Результаты экономико-статистического анализа, проведенного Центром советологических исследований при Гарвардском университете в 50-60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в ССР нарастает быстрее, чем в США. Это вполне подтвердилось в 70-е гг., когда Советский Союз создал военную машину, равную по мощи американской, одновременно заметно повысив уровень жизни населения. Вместе с тем анализ показал, что возможности плановой системы ограничены, ее внутренняя напряженность нарастает, общая эффективность снижается, темпы роста падают, а благосостояние населения СССР в два-три раза отстает от соответствующих показателей стран Запада. Западные экономисты, изучающие историю СССР, не могут объяснить, как могла в течение семи десятилетий функционировать и развиваться хозяйственная система, построенная вопреки экономической логике и мировому хозяйственному опыту.

Командная экономика доказала свою способность давать позитивные результаты в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, т.е. возможности использования дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Мобилизация этих ресурсов велась приказными методами с опорой на массовый энтузиазм, рожденный иллюзорными надеждами на скорое наступление «светлого будущего».

Причины кризиса командной экономики:

1. Бремя военных расходов.

Значительные советские военные расходы –15-20% ВВП по сравнению с 6% США – поглощали большое количество ресурсов, которые в противном случае могли бы быть использованы для производства потребительских товаров и средств производства. В период холодной войны политика советского правительства состояла в том, чтобы направлять лучших руководителей, ученых и инженеров на оборонные и космические предприятия, что пагубно отразилось на техническом прогрессе и отдаче инвестиций в гражданском секторе.

2. Бремя сельского хозяйства.

По западным стандартам сельское хозяйство в бывшем Советском Союзе представляло собой образец неэффективной отрасли, которая поглощала около 30% рабочей силы и около ¼ ежегодных инвестиций. Более того, выработка на одного рабочего составляла только 10-25% по отношению к уровню США. Низкая производительность советского сельского хозяйства была связана со многими факторами: относительной редкостью хорошей земли; нерегулярностью выпадения дождя и коротким сезоном вегетации; серьёзными ошибками в планировании и управления и, что наиболее важно, неспособностные создать эффективную систему мотивации.

Бывший когда-то основным экспортёром зерна и другой сельскохозяйственной продукции, Советский Союз стал одним из крупнейших импортёров сельскохозяйственной продукции. Импорт сельскохозяйственной продукции приводил к расходованию резервов иностранной валюты, которые руководство хотело сохранить для финансирования импорта западных технологий и средств производства.

3. Экстенсивный тип развития.

Во многом рост экономики бывшего Советского Союза в первые десятилетия был связан с использованием большего количества труда, капитала и земли, то есть использованием резервов экономики. Но со временем этот способ расширения производства был полностью исчерпан. Занятость населения была одной из самых высоких в мире, так что практически не было возможности набрать дополнительных работников. Более того, прирост населения и рабочей силы сильно сократился. В то время, как в 70-е годы ежегодный средний прирост рабочей силы составлял 1,5%, в 80-е годы он уменьшился примерно до 0,6%. Аналогично, доля инвестиций в ВВП была достаточно высокой и могла быть увеличена только за счёт сокращения доли производства товаров народного потребления. Из-за низкого уровня жизни в политическом отношении было сложно увеличивать выпуск средств производства за счет товаров народного потребления. Кроме того, природные условия ограничивали доступность дополнительных пахотных земель.

По расчетам Института мировой экономики и международных отношений АН СССР даже в 80-х гг. СССР потреблял сырья и энергии в расчете на единицу конечной продукции в 1,6-2,1 раза больше, чем США.

4. Проблемы мотивации.

Возможно, основным недостатком централизованного планирования было отсутствие экономической мотивации. Рыночные системы западных экономик имеют встроенные сигналы, заставляющие эффективно использовать ресурсы. Прибыли и убытки создают стимулы для фирм и отраслей увеличивать или сокращать производство. Социалистическая система хозяйствования привела к тоталитарному огосударствлению экономики, что сделало государство единственным работодателем, лишающим трудящихся возможности торговаться за цену своей рабочей силы. Советская экономика основывалась на беспрецендентной, по мировым рамкам, эксплуатации народа. Оплата труда определялась не результатами работы предприятий и трудовым вкладом работника, а политическими факторами (гарантированием определенного уровня дохода и примерным равенством в оплате труда).

Экономика лишена внутренних стимулов, побуждающих ее к росту эффективности и лучшей координации. В эпоху правления Сталина стимулом экономического развития был страх. По оценкам, в СССР работало 494 лагеря. Численность заключенных после войны оценивалась в 8-9 млн. человек. В концлагерях и тюрьмах за время советской власти погибло не менее 20 млн. человек. Долгое время стимулом экономического развития был энтузиазм народа, который разделял цели партии и государства. Применяемые материальные стимулы (премии, награды, продвижение по службе) не смогли повысить производительность труда и ускорить НТП. Кроме того, в заработной плате господствовал феномен «уравниловки», когда трудность и качество работы не принимались в расчет, а все сводилось к единому стадарту оплаты.

5. Противоречие между структурой национального дохода и структурой потребностей населения.

История экономической системы государственного социализма свидетельствует, что именно противоречие между структурой национального дохода и структурой потребностей населения явилось причиной ее краха. Кризис плановой экономики был вызван, прежде всего, не низкими темпами роста, а острой нехваткой важных для населения товаров, в первую очередь продовольственных. Дефициты на потребительском рынке расшатывали институциональную систему, что, в свою очередь, влияло на темпы и эффективность производства.

Кризис плановой экономики СССР был замедлен открытием огромных запасов нефти и газа, начавшимся в 70-х гг. их массированным экспортом. Однако этот фактор не смог преодолеть мощных внутренних сил распада экономической системы. Ситуация ухудшалась. В таблице 1 представлены данные о динамике национального дохода СССР, демонстрирующие развитие советской системы от расцвета к упадку.

Таблица 1. Экономический рост в СССР за 1913-1989 гг.

Уже с конца 70-х гг. началось снижение объемов производимого ВВП, которое продолжалось практически 20 лет вплоть до наших дней. Заметное падение темпов экономического роста началось в девятой пятилетке (1971-1975гг.). За 15 лет (1970-1985гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации, противоречия приобрели предкризисные формы. Одиннадцатая пятилетка не была выполнена ни по одному основному показателю. Почти 30% урожая ежегодно составляли потери, не менее 25% занятой рабочей силы представляли собой скрытую безработицу, размеры теневой экономики достигали 25% ВНП, ненужных товаров, вообще не пользующихся спросом, выпускалось до 25% всего объема производства. В 80-х гг. СССР потреблял сырья и энергии в расчете на единицу конечной продукции в 1,6-2,1 раза больше, чем США. Доля убыточных предприятий составляла 40% от их общей численности. В стране имелась скрытая инфляция, которая по расчетам экономистов составляла примерно 3% в год.

К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Фактически к 1990-1991 гг. распался потребительский рынок. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 г. составляли: сахар – 1 кг на человека в месяц, мясопродукты – 0,5 кг, масло животное – 0,2 кг. При потребности в продовольственном зерне 5 млн. т. в месяц в январе 1992 г. ресурсов в наличии было 3 млн. т. В Москве и Ленинграде продовольствия оставалось на 12-14 дней. К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Угольщики бастовали и заготовили всего треть от потребностей угля на зиму 1992 г. Государственный долг страны вырос с 20 млрд. долл., до 103 млрд. долл. Пытаясь как-то исправить ситуацию, государство пошло на огромные долги. Дефицит государственного бюджета составил более 30%. Если в начале перестройки государственный долг СССР был равен 20 млрд. долл., то к ее концу он составлял уже 103 млрд. долл. В начале перестройки у нас было 700 т. золота, а 1 января 1992 г. осталось 80 т. Все разваливалось буквально на глазах. В 1991 г. страна, по существу, находилась в состоянии экономического коллапса.


ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

К концу 1991 г. экономическое положение России настолько ухудшилось, что иного варианта, чем радикальный вариант реформирования уже не было. Для рыночных преобразований российской экономики характерно преобладание на первом этапе (1992-1993 гг.) мероприятий «шоковой терапии». В дальнейшем они уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994 –1998 гг. В целом в России имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами градуализма. Попытка эволюционного перехода к рынку в Советском Союзе в 1989-1991 гг. не состоялась в силу многих причин, в числе которых были крайнее запаздывание в проведении реформ (в том числе и из-за утопических расчетов воплотить в жизнь очередную модель «гуманного социализма») и начавшийся тотальный развал старой системы (предприятия отказывались выполнять государственные заказы по установленным сверху невыгодным для производителей ценам, а централизованно распределяемые ресурсы сокращались, разрывались принудительные хозяйственные связи).

Возможность применения в России эволюционного варианта перехода к рыночной экономике была существенно ограничена в связи со специфическими особенностями российской экономики:

1. Громадным и неустранимым в будущем преобладанием военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов.

2. Крайне тяжелым состоянием сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности.

3. Политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима и распадом СССР.

Либерализация экономики - ведущий момент рыночных реформ. Либерализация – отмена многочисленных регулирующих норм, сдерживающих развитие рыночных сил. Благодаря ей обеспечивается свобода экономического поведения хозяйствующих субъектов (компаний, банков, фермеров, индивидов и т.д.). Основными элементами, составляющими процесс либерализации, являются либерализация цен, внешнеэкономической деятельности, производства и предпринимательской деятельности.

Либерализация цен. Основным элементом либерализации экономики является либерализация цен. 2 января 1992 г. был единовременно отменен контроль над 80% оптовых и 90% розничных цен. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3-5 раз. В марте были отпущены цены практически на все остальные потребительские товары. Рост цен в первый год после их либерализации всегда значителен. В России в 1992 г. рост цен по сравнению с 1991 г. составил 2508%.

Либерализация внешнеэкономической деятельности. Важным звеном либерализации экономики является либерализация внешнеэкономической деятельности. В середине 80-х гг. в момент распада СССР его доля в мировом промышленном производстве составляла около 20%, а в мировой торговле – лишь около 1%. В эпоху плановой экономики внешнеэкономическая деятельность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начался переход к конвертируемости рубля. В ходе реформ в России была ликвидирована государственная монополия на внешнеторговые операции. Россия вступила в ряд международных экономических организаций: Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, стала членом Парижского клуба кредиторов, начала процедуру вступления во Всемирную торговую организацию, подала заявку на членство в ОЭСР, принята в число членов организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

Приватизация. К середине 80-х гг. степень огосударствления советской экономики достигла беспрецедентных, по мировым рамкам, масштабов, что вызвало затяжной экономический кризис. Структура собственности на средства производства в это время выглядела следующим образом: 88,6% - государственная; 8,7% - колхозная; 1,5% - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи, продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам. Приватизация – передача государственной собственности физическим лицам или экономическим субъектам (другим предприятиям, банкам, фондам и т.д.).

В 1993-1994 гг. ускоренными темпами проводилась приватизация государственной собственности. В июле 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон о приватизации. Первый этап приватизации, ваучерный, проходил в 1992-1994 гг. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру (именному приватизационному чеку) на человека. Номинальная стоимость одного ваучера составляла десять тысяч рублей и определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн.) долю всего государственного имущества РФ. Население получило ваучеры и возможность приобретения на них акций предприятий. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе. Второй этап приватизации, денежный, начался с 1994 г. и характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала приватизации.

Наряду с этим по всей стране осуществлялась приватизация жилья. Начало этому процессу было положено еще в 1988-1989 гг., но наиболее массовым он стал с июля 1991 г., когда был издан акт «О приватизации жилья в России». Одновременно с этим в городах возник рынок жилья, что явилось несомненным признаком развития рыночной экономики.

Наиболее сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве и Закон о земельной реформе, по которой крестьяне могли выходить из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли. В декабре 1991 г. правительство приняло постановление о реорганизации колхозов и совхозов. Работникам предоставили возможность использовать три варианта реорганизации: организация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов; сохранение колхозов и совхозов; организация акционерного общества. В основном колхозы и совхозы были преобразованы в акционерные общества и производственные кооперативы. Создание фермерских хозяйств тормозилось отсутствием у фермеров необходимой материально-технической базы. Однако реформы в сельском хозяйстве шли медленными темпами. Положение в этой отрасли резко ухудшилось. Все это привело к тому, что уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежегодно снижаться.

Российская экономика, как и большинство переходных экономических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы. Во второй половине 90-х гг. экономический кризис в России углубился. За период 1992-1997 гг. в России объем ВВП снизился на 40%, промышленного производства в два раза, сельскохозяйственной продукции – на 35%. Доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума составила 25% к общей численности. Трансформационный кризис качественно изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места (которое занимал в 1991 г. СССР) на 10-е место (в 2001 г.). В конце 90-х гг. объем ВВП России был в 7,7 раза меньше США, в 3,1 раза – меньше Японии, в 1,6 раза – меньше Германии.

Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Даже в СССР ВВП на душу населения был меньше, чем во многих других странах. В 1998 г. в России производство ВВП на душу населения равнялось 4,3 тыс. долларов. Между тем этот показатель составлял в США – 31,5 тыс. долларов, Канаде – 23,7 тыс. долларов, Японии – 24,3 тыс. долларов. В соответствии с показателем душевого дохода Россия входит в группу так называемых бедных стран, среди которых: Эквадор – 5,0 тыс. долларов, Бразилия – 6,4 тыс. долларов, Перу – 4,5 тыс. долларов. По численности населения Россия сегодня на седьмом месте. Если оправдаются прогнозу ООН, то к 2050 г. она выпадет из первой десятки самых крупных по населению государств мира. Эксперты называют демографический кризис, который переживает Россия, беспрецедентным для мирного времени. Ни в одной стране Восточной Европы, включая Украину, Белоруссия и Молдавию, нет сейчас такой низкой продолжительности жизни, как в России. В то же время в России один из самых высоких в мире показателей смертности. Тем временем уже сегодня две трети российской территории заселены столь же редко, как это было в эпоху неолита (менее 1 человека на кв.км).

Объем теневой экономики по экспертным оценкам достигает сегодня 35-40% ВВП, а по официальной статистике – 25%. Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран и сопоставимы только с Италией, где, по некоторым оценкам, до 30% ВВП производится теневой экономикой. Общий уровень вовлеченности россиян в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами, в первую очередь с латиноамериканскими, в которых она составляет 25-45%.

Экономические итоги последних трех лет (замедление инфляции, устойчивая тенденция к сокращению внешней задолженности, замедление темпов инфляции) казалось бы, дают повод к оптимизму. Однако Госкомстат РФ свидетельствует, а Минэкономразвития эти данные подтверждает, что и экономический рост и реформы исчерпали свои резервы. Темпы экономического роста, наблюдавшегося в России с 1999 г. значительно снизились. Если в 2000 г. ВВП вырос на 9%, в 2001 г. – на 5%, то в 2002 г. не более чем на 4%. После трех лет высоких темпов роста российская экономика демонстрирует крайне негативные тенденции. Проблема обостряется тем, что в развитии мировой экономики в 2001 г. наметились те же нежелательные сдвиги. Российская стагнация может оказаться частью общемировых процессов. Для того, чтобы России повысить свою долю в мировом ВВП до 5%, как это было в 1961 г. (сегодня – менее 2%), и по показателю ВВП приблизиться хотя бы к беднейшим странам Европы, темпы экономического роста должны составлять как минимум 7% в год в ближайшие 15 лет.

Результатом преобразований российской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на национальное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности. Осуществление рыночных преобразований и завершение трансформационного этапа ставят перед Россией вопрос о существе и характере ее дальнейшего развития.