Двухуровневая банковская система. Формирование двухуровневой банковской системы в россии

В рыночных условиях хозяйствования, если государство монополизирует банковскую эмиссию и сосредоточивает ее в одном банке (центральном), образуется совершенно иная система взаимоотношений центрального банка с другими банками. Ему даются полномочия по регулированию деятельности других банков, обслуживанию операций, проводимых от имени государства, по осуществлению денежно- кредитной, валютной политики и т.п. Центральный банк ни с кем не конкурирует и имеет более высокий статус. Система работает за счет того, что взаимосвязи банков с государством и друг с другом строятся на рыночной основе, отсутствует монополия государства на банковское дело и наличествует многообразие форм собственности на банки. В результате двухуровневая банковская система строится на строгом разделении функций центрального и коммерческих банков.

Центральный банк находится над коммерческими банками, т.е. на верхнем уровне системы, и осуществляет регулирование денежно-кредитной сферы, монопольную эмиссию банкнот, проводит банковские операции для банков и правительства, выполняет внешнеэкономические функции. При этом ведущим элементом системы являются автономные, независимые коммерческие банки. Именно в банках строятся отношения, которые определяют взаимодействие элементов банковской системы друг с другом и с самой системой, хотя сами они подчинены единому целому. Банки выполняют функции кредитования, аккумуляции временно свободных денежных средств, платежно-расчетного обслуживания хозяйства, проведения операций с ценными бумагами и многие другие и тем самым выступают как носители свойств банковской системы.

В банковскую систему нельзя механически включить те хозяйственные субъекты, которые заняты другим видом деятельности отличной от банковской. Вот почему, несмотря на то что в современной мировой банковской практике происходит универсализация деятельности банков и небанковских кредитных учреждений, ошибочно выделять трехуровневую систему, подразумевая в качестве уровня небанковские кредитные институты.

При этом банковская система увязывается с мобилизацией всех денежных средств и их трансформацией в ссудный капитал, в этой связи в банковскую систему включают три основные группы кредитно-финансовых институтов : центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые учреждения, т.е. кредитные институты небанковского типа (пенсионные, инвестиционные фонды, страховые, финансовые компании и т.д.). Такой подход неверен, так как финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении кредитных институтов небанковского типа, учитываются при анализе кредитной системы. В соответствии с российским законодательством кредитная организация может быть банковской и небанковской. Банк, в отличие от небанковской организации, имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц . Следовательно, отличительным признаком банковской системы являются различия в понимании банка как основного элемента банковской системы и кредитного института как элемента кредитной системы.

Речь о третьем уровне банковской системы может идти лишь с точки зрения учета в ее структуре не только собственно банков, но и банковской инфраструктуры , которая обеспечивает условия жизнедеятельности банков, их информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение. Учреждения инфраструктуры включают предприятия по обработке, передаче и хранению информации, системы межбанковской коммуникации, страховые структуры, клиринговые и расчетные палаты, депозитарии, аудиторские службы, центры торговли межбанковскими кредитами, валютой и ценными бумагами, научные, учебные учреждения по подготовке и переподготовке банковскою персонала.

Банкам необходима информация о состоянии национальной экономики, ее отраслей, других кредитных институтов, предприятий, частных лиц, обращающихся в банк за кредитом, консультациями и другими услугами. Особую роль здесь играют СМИ, в том числе специальные оперативные издания, многочисленные справочники, данные бюро кредитных историй, где ведется картотека клиентов и т.д.

Неотъемлемой частью банковской инфраструктуры выступает и методическое обеспечение, которое обеспечивается центральным банком. Большую роль в создании нормативной документации играет Ассоциация российских банков, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР России) и другие организации. Для координации деятельности научных работников в России создаются научные центры, аналитические подразделения, осуществляющие исследование эффективности рынка банковских услуг. Обеспечение банковской системы кадрами происходит за счет единой методологии при обучении в сети специальных высших и средних учебных заведений, в которых участвуют профильные кафедры. Переподготовка кадров, повышение их квалификации сосредоточены в вузах, а также различных специальных коммерческих школах, учебных центрах, курсах, создаваемых при крупных банках.

Уровень технического обслуживания при совершении банковских операций в российской банковской системе поддерживается компаниями-вендорами, которые оснащают банки новыми средствами связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов. Введенная в стране система БЭСП, вводимая национальная платежная система позволяют включать банки в международную систему СВИФТ, организуют систему защиты от противоправных действий, внедряют пластиковые карты и т.п.

Деление на универсальные и специализированные банковские системы в основном строится па том факте, могут ли банки, выполняя классические операции (кредитования, депозитные и т.п.), одновременно проводить значительное размещение цепных бумаг частных корпораций.

Универсальная банковская система строится на том, что коммерческие банки могут осуществлять все виды финансово-кредитных услуг. Универсальные коммерческие банки выполняют, по некоторым оценкам, от ста до трехсот видов операций и разрешены в странах континентальной Европы.

Для специализированной банковской системы характерно разделение между различными банковскими организациями операций по краткосрочному кредитованию и долгосрочному инвестированию. Специализированные банки обслуживают узкую сферу банковской деятельности с ограниченным набором конкретных банковских операций и ориентированы на относительно узкий круг операций. Они развиты в США, Канаде и Японии. К специализированным банкам относят ипотечные, инвестиционные, ссудно-сберегательные, банки финансирования жилищного строительства и др.

Наличие универсальных банков не исключает присутствия в банковской системе банков специализированных. Обе системы могут быть высокоэффективными как с точки зрения самого банка, так и с точки зрения всего общественного производства в целом. Их организационно-правовой формой может быть как государственная, частная, так и смешанная. В настоящее время преимущественной формой организации банков является акционерная.

По характеру взаимоотношений банков с корпоративны." сектором экономики различают две модели.

Модель открытого рынка характерна для США, где банки не оказывают предпочтения экономическим субъектам по принципу "наш клиент".

Модель внутреннего корпоративного контроля характерна для Германии и Японии. Отношения строятся на основе устойчивых связей между банками и корпорациями, вплоть до того, что банки могут выступать в качестве прямых акционеров предприятий.

Структурные элементы банковской системы в свою очередь классифицируются по различным признакам, что позволяет выделять виды банков по формам собственности, по величине зарегистрированного уставного капитала, по функциональному назначению, по специализации и т.д.

Современная банковская система России является двухуровневой: на верхнем уровне - Центральный банк Российской Федерации (Банк России), на втором - коммерческие банки (рис. 2.1).

Она представляет собой часть кредитной системы, в которой функционирует Банк России и большое количество существующих банков второго уровня, а также филиалы и представительства иностранных банков .

В банковской системе существуют подсистемы. Для совместного осуществления банковских операций в стране могут создаваться ассоциации кредитных организаций, существует зарубежная часть российских банков, филиалов и зарубежных представительств, которые созданы российскими банками, международные банки, поднадзорные Банку России, и др.

Банковская система РФ действует в рамках единого законодательства, которое включает Конституцию Российской Федерации, Закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банковской деятельности), Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) и другие федеральные законы, а также нормативные акты, действие которых распространяется на кредитные институты страны. Общее регулирование деятельностью коммерческих банков страны производит Банк России.

Формирование банковской системы России можно разделить на три этапа.

Этап 1. Банковская система имперской России - со времени создания государственных (казенных) банков до 1917 г. В I860 г. был создан Центральный банк страны. С 1860 по 1917 г. действующая двухуровневая банковская система включала государственный центральный банк и частные банки.

Банковская система, сформированная в условиях социалистического хозяйствования. С 1917 по 1930 г. происходило формирование распределительной (централизованной) банковской системы, а затем (с 1932 по 1987 г.) ее стабильное функционирование.

Банковская система условий возрождения рыночных отношений (с 1988 г. по настоящее время) - становление и развитие современной двухуровневой банковской системы.

Сегодня Банк России является проводником единой государственной денежно-кредитной политики, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение", выполняет функцию "банка банков"; подобно центральным банкам других стран является банкиром правительства", выполняет внешнеэкономическую функцию . Главная задача Банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны. Банк России устанавливает обязательные правила деятельности коммерческих банков страны, для них ом выступает как высший орган банковского регулирования и контроля. Он же поддерживает устойчивость деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками центральный банк, не вмешиваясь в их оперативную деятельность, стремится к защите интересов населения и кредиторов. Одновременно Банк России определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензии на право осуществления банковской деятельности.

Современные коммерческие банки выполняют операции по привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет; открытию и ведению банковских счетов; осуществлению расчетов; кассовому обслуживанию клиентов; купле-продаже иностранной валюты; привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов; выдаче банковских гарантий и т.д.

Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора РФ, характеризующие его место и роль в экономике страны, приведены в табл. 2.1

Таблица 2.1

Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора Российской Федерации

Показатель

01.01.07

01.01.08

01.01.09

01.01.10

01.01.11

Совокупные активы (пассивы) банковского

сектора (млрд руб.) в % к ВВП

Собственные средства (капитал) банковского

сектора, млрд руб. в % к ВВП

Кредиты и прочие раз-

метенные средства, предоставленные нефинансовым организациям

и физическим лицам, включая просроченную задолженность (млрд руб.)

в % к активам банковского сектора в том числе:

кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам, включая просроченную задолженность (млрд руб.)

в % к активам банковского сектора

в % к денежным доходам населения

Кредиты банков в инвестициях организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) (млрд руб.)

в % к инвестициям организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства)

Ценные бумаги, приобретенные кредитными организациями (млрд руб.)

в % к активам банковского сектора

Показатель

Вклады физических лиц

(млрд руб.) в % к ВВП

в % к пассивам банков-

ского сектора в % к денежным дохо-

дам населения

Средства, привлеченные от организаций (млрд руб.)* в % к ВВП

в % к пассивам банковского сектора

  • 4790,3
  • 7053,1
  • 8774,6
  • 9557,2
  • 11126,9

Справочно

Показатель, млрд руб.

Валовой внутренний продукт (ВВП)

И и вести і їй и орган изаци й всех форм собственности в основной капитал

26 917,2 3 809,0

33 247,5 5 214,0

41 276,8 6 272,1

38 786,4 5 769,8

44 939,2 6 413,7

(без субъектов малого предпринимательства)

Денежные доходы населения

* Включая депозиты, средства государственных и других внебюджетных фондов, Минфина России, финансовых органов, физических лиц - индивидуальных предпринимателей, клиентов по факторинговым, форфейтинговым операциям, депозитные сертификаты, средства в расчетах, средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные но корреспондентскому счету кредитной организации; без учета средств, привлеченных от кредитных организаций.

На 1 ноября 2011 г. количество банков в нашей стране составило 11231. За девять месяцев 2011 г. российскими банками получена прибыль в размере 624,2 млрд руб. (за аналогичный период прошлого года - 359,7 млрд руб.)2. Возрастание темпов прироста показателей банковского сектора3 показано в табл. 2.2. При этом происходит укрупнение данного сектора, внедрение передовых бизнес-моделей, новых банковских технологий (клиент-банк, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты И Т.Д.), вводятся различные виды кредитования (потребительское, ипотечное и др.).

Темпы прироста показателей банковского сектора (% за период)

Таблица 2.2

Собственные

средства

(капитан)

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям

Кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам

Вклады физических лиц

Средства, привлеченные от организаций

за 12 месяцев, предшествующих отчетной

за 12 месяцев, предшествующих отчетной дате

за 12 месяцев, предшествующих отчетной дате

за 12 месяцев, предшествующих отчетной дате

за 12 месяцев, предшествующих отчетной дате

  • 01.01.09
  • 01.01.9 01.01.11
  • 35.2 -11,0
  • 6.9 6,1
  • 24.4 8,9

Прирост с начала текущего года

Прирост за соответствующий период прошлого года

Расширяется сеть филиалов, представительств (внутри страны и за рубежом), увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений, происходит увеличение портфеля розничных и ипотечных кредитов. Быстро прогрессируют новые банки, возникшие без опоры на бывшие госбанки (работают в тесном контакте с дочерними структурами торговых домов, коммерческих компаний и т.д.) - Мост-банк, Альфа-банк, Российский национальный коммерческий банк .

Несмотря на положительную динамику отрасли в последние годы, особенностью российских коммерческих банков остается то, что большинство из них имеют небольшой уставный капитал и являются универсальными. В настоящее время в России существует более тысячи банков, при этом на двести крупнейших из них приходится более 90% всех активов системы2. Особую роль среди немногочисленных специализированных банков играет Сберегательный банк РФ (Сбербанк России), самый крупный по размерам собственного капитала, активам, количеству клиентов и филиальной сети. Он специализируется на приеме вкладов населения и выдаче потребительских ссуд. В 1990-е гг. начался процесс становления ипотечных и инвестиционных банков, который, впрочем, протекает недостаточно активно. По организационно-правовой форме большинство банков являются акционерными. Для России в большей степени, чем для иных развитых стран, характерны государственные банки или банки с участием государства (или Банка России). Банки страны неравномерно распределены по регионам. Основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и очень мало региональных банков в Сибири и на востоке страны. Количество региональных банков постоянно сокращается.

Современные проблемы развития банков в российской экономике проявляются в том, что коммерческие банки при выполнении своих функций наталкиваются на существенные количественные и качественные ограничения, свидетельствующие о недостаточной зрелости и невысоком уровне развития банковской системы, что не позволяет ей адекватно участвовать в решении проблем, стоящих перед экономикой.

Характерно, что экономический рост в России поддерживается главным образом за счет энергосырьевого экспорта. Банковской сфере государство должного внимания не уделяет, в частности, в стране не создана адекватная система защиты коммерческих банков. Кроме того, низкий уровень монетизации российской экономики тормозит и развитие инфраструктуры оказания банковских услуг, при этом значительный удельный вес налично-денежного обращения и финансовых потоков государства проходит вне банковской системы. Коммерческие банки недостаточно хорошо выполняют свои фундаментальные обязанности по финансовому посредничеству, лишая экономических агентов доступа к капиталу для модернизации и развития производства. Они не в состоянии обеспечить адекватный потребностям российской экономики уровень перераспределения ресурсов между отраслями. Кроме того, в стране создана модель конкуренции, в которой преимущества предоставлены лишь наиболее крупным участникам рынка. К примеру, банкам с государственным участием в капитале принадлежит 54,8% активов, 48,9% капитала и 71% прибыли из 575 млрд руб., полученных всеми банками в 2010 г.

Таким образом, в настоящее время в России возможности развития двухуровневой банковской системы заложены в процессе создания новых, реорганизации действующих банков, развитии деятельности банковских ассоциаций и союзов, более рационального их распределения по территории страны и т.д. Необходимо комплексное совершенствование банковской деятельности, так как механическое изменение структуры банков без существенного преобразования сути деятельности не сможет привести к реальному улучшению их работы и оказать положительное воздействие на экономику страны.

Основные направления развития банковского сектора России до 2015 г. предусматривают :

  • повышение эффективности аккумулирования банковским сектором сбережений и трансформации их в инвестиции (к 2015 г. доля кредитов в инвестициях в основной капитал должна составлять 20-30%, а не 10%, как в настоящее время);
  • повышение роли банковского сектора в процессе модернизации российской экономики;
  • повышение качества и существенное расширение перечня банковских услуг для населения и предприятий;
  • повышение эффективности работы банковской системы в долгосрочном периоде и восстановление темпов кредитования в номинальном выражении не менее 15% в год - в среднесрочном;
  • расширение предоставлений государственных гарантий при кредитовании стратегических для страны отраслей;
  • совершенствование банковского надзора (регулирование рыночных рисков банков, совершенствование системы налогообложения банковского сектора);
  • необходимое повышение удельного веса банковских кредитов в пассивах компаний.
  • cducations.com.ua/rcfcrats/bankovskaya_sislcma/bankovskaya_ sistema_i_ee_struk.html; library.fentu.ru/book/iu/36/51_.html.
  • обратной продажей.
  • Литературная газета. 2011. 27 июля.
  • arb.ru ("Заключение Ассоциации российских банков на проект Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года").

Систему Госбанка СССР сменила двухуровневая банковская система, что привело к законодательному запрету непосредственного кредитования правительства. Как функционирует, в чем ее особенность?

Специфика, функционирование двухуровневой банковской системы

Финансы в стране организуют две группы кредитных учреждений:

  • Центробанк (эмиссия денег, регулирование, контроль финансовой сферы);
  • кредитные организации (обслуживание конечных клиентов).

Ключевой момент в подобной системе - независимость центрального банка от деятельности законодательной, исполнительной власти. На его решения могут влиять парламенты через принятие законов.

Специфика работы Банка России:

  • регулирование работы отечественных коммерческих банков;
  • поддержание стабильности в кредитно-денежном отношении;
  • управление ставкой рефинансирования.

Задача банков, небанковских кредитных учреждений и филиалов иностранных банков - расчетно-кассовое обслуживание хозяйственников, предприятий, обычных граждан.

Чем уникально функционирование двухуровневой банковской системы? Особенность подобной системы - наличие не только двух уровней, но и политика универсальности банков. Суть - предоставление всем кредитным структурам функциональных универсальных возможностей: разрешение на выполнение инвестиционных долгосрочных либо коммерческих краткосрочных операций при наличии необходимых банковских лицензий.

Важно: нормы законодательства конкретно не разграничивают банки по типам совершаемых операций.

Уровни двухуровневой банковской системы

В современной экономической действительности успешно функционирует так называемая двухуровневая банковская система. Такая банковская система состоит из двух основных компонентов - государственного центрального банка в единственном числе и многочисленных коммерческих банков, образующих банковскую сеть. На данный момент в Российской Федерации действует именно двухуровневая банковская система. Прообраз данной современной банковской системы сложился еще в конце XVII века в Англии. Законодательно функции каждого уровня такой двоичной банковской системы строго разделяются.

Функции Центрального Банка

В двухуровневой банковской системе Центральный Банк имеет строго определенный набор функций. В функции Центробанка входит:

  • банковский надзор;
  • кредитно-денежное регулирование;
  • управление существующей системой расчетов.

Также на Центральный Банк накладывается ряд существенных ограничений. Центробанк не может конкурировать с коммерческими кредитными учреждениями и напрямую выходить на банковский рынок. Также Центробанк не может выдавать и осуществлять различные банковские операции с какими-либо юридическими лицами, кроме кредитных учреждений. Такое же ограничение касается и расчетов с физическими лицами, кроме служащих Центробанка и военнослужащих.

Виды банковских систем

К банковским системам относится вся совокупность действующих на определенной территории кредитных учреждений и национальных банков. Данная совокупность всегда действует в рамках одного кредитно-денежного механизма. На данный момент существует несколько основных видов банковских систем, к которым относится американская уникальная банковская система с федеральной резервной системой, двухуровневая банковская система (действует в РФ) и монобанковская централизованная система. В большинстве развитых стран с экономикой рыночной модели действует так называемая двухуровневая банковская система. Также существует такая разновидность банковской системы, как переходная банковская система. Она характеризуется одновременно чертами как одноуровневой, так и двухуровневой систем.

Сущность двухуровневой банковской системы

Двухуровневая банковская система включает в себя два компонента - центральный банк и сеть коммерческих банков. Такая система базируется на двух неотъемлемых положениях, дующих тесную взаимосвязь между компонентами системы: все банки, находящиеся на одной ступени, равноправны и банки на нижней ступени подчиняются банку на верхней ступени. Взаимосвязь банков на одной ступени отражена в принципе универсальности, который уравнивает функции всех кредитных учреждений одного уровня. Таким образом, все коммерческие банки на второй ступени двухуровневой банковской системы имеют право осуществлять все виды банковских операций.

Функции каждого уровня двухуровневой банковской системы разделены и закреплены законодательно. За центральным банком закреплены надзора и регулирования, а также общего управления системой банковских расчетов в стране. За нижним уровнем системы, состоящим из коммерческих банков, закреплены посреднические функции. Сеть коммерческих банков и кредитных учреждений оказывает услуги по банковским расчетам, кредитованию и инвестированию, но не может вмешиваться в разработку общегосударственной кредитно-денежной политики и влиять на ее реализацию.

Одноуровневая система

Одноуровневая (распределительная) банковская система представляет собой такую банковскую систему, в которой все кредитные учреждения находятся на одной ступени и выполняют универсальные банковские функции. Такая система имеет только горизонтальные связи между своими элементами, без иерархии подчинения. Одноуровневая система может быть построена в том случае, если в стране существует только центральный банк, либо центральный банк конкурирует с коммерческими банками, выполняя полный объем операций. Также построение системы данного типа возможно в стране, не имеющей единого центрального банка. Наличие одноуровневой банковской системы характерно для стран со слабой развивающейся экономикой.

Банковская система Советского Союза была организована по принципу одноуровневой банковской системы. Такая система удовлетворяла потребности административно-командной модели экономики и сложилась после национализации банков. Сама система представляла собой разветвленную сеть отделений Госбанка СССР, которые создавались по территориальному принципу и обслуживали заданный район. Госбанк СССР обладал монополией на все виды банковских сервисов. Также наравне с Госбанком в СССР действовали некоторые узкоспециализированные банки - Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР, система сберегательных государственных касс. Каких либо горизонтальных коммуникаций между различными финансовыми институтами в советской банковской системе практически не происходило. Эмитентом в одноуровневой распределительной банковской системе СССР являлся Госбанк.

Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.

Банки – это экономические институты, которые обслуживают систему кредитных отношений.

Считается, что первые банки возникли на основе меняльного дела - обмена денег различных городов и стран. Это подтверждают этимологические корни слова “банк”, его происхождение от итальянского “banco” (стол, на котором средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты).

Действовавшая у нас до 1986 года банковская система коротко могла быть охарактеризована как одноуровневая. Банковское дело было монополизировано Государственным Банком СССР, наряду с которым существовала сеть специализированных банков: Сбербанк, Промстройбанк и др. Последние были, по существу, филиалами Госбанка.

Активное использование кредитных отношений в рыночном хозяйстве требует развития обширной банковской сети. Для стран с развитой рыночной экономикой характерно построение банковского сектора как двухуровневого.

Двухуровневая банковская система основывается на взаимоотношениях между банками в двух плоскостях : по вертикали и по горизонтали. По вертикали - отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим и контролирующим центром и низовыми звеньями - коммерческими и специализированными банками, другими кредитными институтами; по горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями.

Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня банковской системы - коммерческими банками и кредитными учреждениями; с другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование: контроль и целенаправленное воздействие, что требует функционирования особого института в виде Центрального банка.

В 90-х годах в России была создана двухуровневая банковская система, в основном определены и разграничены функции Центрального банка и коммерческих банков.

Рисунок 64. Двухуровневая банковская система Российской Федерации.

Основными функциями Центрального банка являются:

· денежная эмиссия . (От латинского «emissio”- выпуск). Центральный банк пользуется монопольным правом выпуска национальных денежных знаков в обращение. Центральный банк осуществляет эмиссию в соответствии с потребностями хозяйственного оборота;

· функция банка правительства . Центральный банк обязан поддерживать государственные экономические программы, обслуживать бюджетные расчеты, способствовать управлению государственным долгом, проведению денежно-кредитной политики;

· функция банка банков . Центральный банк является кредитором последней инстанции, он предоставляет национальным кредитным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях при временном дефиците у них кредитных ресурсов. Центральный банк является расчетным центром;

· роль органа надзора за коммерческими банками и финансовыми рынками.

Низовое звено банковской системы состоит из сети коммерческих банков, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентов на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются универсальные коммерческие банки . Важнейшими их функциями традиционно являются:

· аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

· осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве;

· кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц;

· учет векселей и операций с ними;

· хранение финансовых и материальных ценностей;

· доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции); и др.

Операции по аккумулированию временно свободных денег называются пассивными , а рамещение средств, коммерчески выгодное их вложение относят к активным операциям. По обоим типам операций в качестве оплаты выступает процент. Процент по активным операциям как правило превышает размер процента по пассивным операциям, разность между этими процентами (маржа) и составляет основу доходов банков.

Наряду с универсальными коммерческими банками в систему коммерческих банков могут входить и специализированные банки , которые ориентированы на предоставление, в основном, одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов.

Например, инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе, посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Они выступают в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг.

Сберегательные банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок.

Ипотечные (земельные) банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества.

Создание и деятельность коммунальных банков или банков, обслуживающих местное хозяйство, получили распространение в немногих странах. Цель создания коммунальных (муниципальных) банков - содействие развитию и кредитно-финансовое обслуживание местного хозяйства. Учредителями и участниками данных банков могут выступать местные органы власти, ведомства, общественные организации, страховые общества и банки, то есть организации, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии местной инфраструктуры и чей бизнес в существенной степени зависит от этого.

Несмотря на различия в названиях, современные коммерческие банки в России слабо специализированы и, в основном, занимаются сходными проблемами и операциями: аккумулируют временно свободные денежные средства и предоставляют кредиты, используют также и другие каналы коммерчески выгодного вложения аккумулированных средств, например, осуществляют операции на рынке ценных бумаг.

На 1 октября 1999 года в Российской Федерации было зарегистрировано 2408 банков, из них с участием иностранного капитала – 139. На территории страны действовало 3914 филиалов банков, в том числе: Сбербанка России – 1698.

На 1 августа 1999 года общий объем кредитов, выданных хозяйству, банкам, населению в рублях и иностранной валюте (на тот же период) – 180,3 млрд. рублей.

Вклады населения составили (на тот же период) всего – 160,7 млрд. рублей, из них в Сбербанк – 138,7млрд. рублей (86,3 %).

Низовой уровень двухуровневой банковской системы, наряду с банками, входят и специализированные кредитно-финансовые институты , которые осуществляют более узкий круг финансовых операций. К специализированным кредитно-финансовым учреждениям можно отнести ломбарды, кредитные товарищества и общества.



Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества. Специализация ломбардов - потребительский кредит под обеспечение в виде залога движимого имущества, включая драгоценные металлы и камни (как правило, за исключением ценных бумаг). Ссуды выдаются в основном краткосрочные (до 3 мес.) в размере от 50 до 80 процентов стоимости закладываемого имущества.

Общества взаимного кредита (ОВК) - вид кредитных учреждений, близких по характеру деятельности к коммерческим банкам, обслуживающим мелкий и средний бизнес. Наибольшее распространение имели в дореволюционной России, предоставляя различные виды кредитно-расчетного обслуживания частным промышленникам и торговцам. При вступлении каждый из членов ОВК вносит определенный процент (например, 10 - 30 %) открытого ему кредита в качестве оплаты своего паевого взноса. При выбытии из ОВК его участник погашает, во-первых, сумму основного долга (с уплатой причитающихся обществу процентов); во-вторых, приходящуюся на него часть убытков общества, если таковые имеются. После этого выбывающему возвращаются его вступительный взнос и заложенное имущество.

Кредитные товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания своих членов, кооперативов, предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных товариществ формируется путем покупки паев и оплаты обязательного вступительного взноса, который при выбытии не возвращается.

Необходимость активизации малого предпринимательства в Российской Федерации обусловливает потребность в развитии кредитных товариществ и обществ взаимного кредита.

Роль банковских систем в экономике развитых стран возрастает. Характерны следующие современные тенденции в развитии банковского сектора экономики:

1. Углубляется процесс централизации и концентрации банковского капитала. Например, в США уже к концу 80-х годов 4о от общего числа коммерческих банков имели активы более 500 млн. долл. и владели 74% всех банковских активов. В Российской Федерации на 1 декабря 1997 года большинство коммерческих банков (86%) имело уставный капитал менее 30 млрд. руб. (неденоминированных, то есть менее 5 млн. долл.). Средний размер активов составлял 36 млн. долл. - на порядок меньше, чем в развитых странах. Перед российской банковской системой стоит задача укрупнения банков, так как мелкие банки неустойчивы, низкодоходны и неспособны осуществлять инвестиции.

2. Крупнейшие современные банки представляют клиентам обширный спектр услуг - более 200 видов. Это - не только новые депозитно-ссудные операции, но и факторинг, начисление и удержание налогов, амортизационных отчислений, оказание информационных, аудиторских и консалтинговых услуг, выдача гарантий и поручительств, лизинговые операции, работа с кредитными карточками и т.д.

3. Развивается электронизация банковских услуг. Создаются мощные компьютерные сети, позволяющие осуществлять расчеты и платежи в режиме реального времени.

  • I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  • I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  • II. Становление и развитие системы общественного призрения
  • II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  • IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
  • Web-сайт как основа, главный элемент, системы коммуникаций в Интернете
  • Одноуровневая банковская система предусматривает наличие только горизонтальных связей между кредитными организациями. Такой тип характерен для слаборазвитых в экономическом отношении стран. Одноуровневая банковская система может быть в нескольких случаях:

    "в стране еще нет центрального банка. Это соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки могли выполнять любые банковские операции, в том числе осуществлять эмиссию своих денежных знаков. В настоящее время существование банковской системы без центрального банка является исключением из правил; здесь в качестве примера можно привести Люксембург, где ведется работа по созданию центрального банка, и Гонконг, в котором по соглашению с Великобританией функции центрального банка выполняет Банк Англии; в стране действует только центральный банк, такая банковская система - монобанковская система во главе с Госбанком СССР - действовала в СССР;центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками, примером этого случая также может служить банковская система СССР.

    Двухуровневая банковская система имеет связи по горизонтали и вертикали . Вертикальные взаимосвязи - это отношения подчинения между управляющим центром (центральным банком) и низовыми звеньями (коммерческие банки и специализированные банки), а горизонтальные отношения характеризуют равноправное партнерство между субъектами низового уровня. В условиях двухуровневого варианта построения банковской системы происходит дифференциация функций на административно-управленческие (выполняются центральным банком); по обслуживанию хозяйства (осуществляют коммерческие банки).

    На сегодняшний момент практически во всех странах с рыночной экономикой созданы двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, наделенный эмиссионной, надзорной, законотворческой функциями, а на втором уровне осуществляют свои операции коммерческие банки.

    Преимуществами двухуровневой банковской системы является постоянный контроль со стороны центробанков, это не дает частным банкам вести свои эгоистичные политики в странах.

    Недостаток, тот же, всем банкам приходится подчиняться единому центру.

    В одноуровневой системе все наоборот.



    Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает, как рыночная модель и разделена на два яруса. Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию); его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито.

    Банки в условиях рыночной экономики - главные звенья кредитной системы.Экономические (денежные) отношения, возникающие при банковском кредитовании,позволяют временно свободные денежные средства государства, юридических ифизических лиц, которые аккумулируют кредитные организации, предоставлятьюридическим и физическим лицам на условиях возвратности. Организация же идеятельность банковских и небанковских кредитных организаций регулируются припомощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право.В последние годы активно формируется законодательная база регулированияфинансовых отношений, в том числе и банковских. Россия, взяв на вооружениеопыт правового регулирования финансовых отношений в странах, с развитойрыночной экономикой, преломила его на отечественной почве, что выражается вомногих экономических и социальных преобразованиях, в развитиипроизводственного потенциала, в укреплении государственных финансов.Перед банками в 21 в. возникают проблемы, являющиеся следствием той среды, вкоторой банки функционируют. Эти явления происходят в глобальном, европейскоми общенациональном масштабах. Необходимо отметить основные направленияпреобразования банков:1. Глобализация финансовых рынков, предопределяющая переход отраздробленного рынка финансовых услуг однородному. 2. Развитие технологий позволит перейти к мировым интегрированнымпроцессам что дает возможность сформировать единую сеть связанных между собойфирм.3. Расширение и развитие Европейского сообщества вместе с интеграциейвалюты будут стимулировать создание общего европейского рынка.4. Банки будут приспосабливать предложение своих услуг к конкретнымпотребностям отдельных сегментов рынка с учетом тенденций их развития.

    15.Краткосрочная финансовая политика: общее понятие, цели и принципы построения.

    Финансовая политика – это общая идеология организации, подчиненная достижению основной цели ее деятельности – получение прибыли. В рамках общей финансовой идеологии организации выделяются также ее финансовая стратегия и тактика.
    Финансовая стратегия – это искусство ведения финансовой политика, а тактика – составная часть этого искусства, совокупность конкретных приемов и способов действий в конкретной ситуации.

    Управление предприятием в краткосрочном периоде базируется на краткосрочной финансовой политике. Успешность работы предприятия в краткосрочном периоде в решающей степени зависит от качества разработанной им краткосрочной финансовой политики , под которой понимается система мер, направленных на обеспечение бесперебойного финансирования его текущей деятельности.
    В рамках государственной деятельности, целями краткосрочной финансовой политики являются: создание, регулирование и контроль денежных потоков; установление сбалансированности текущих активных и пассивных операций государства.

    В ходе реализации краткосрочной финансовой политики следует выделить следующие элементы:

    Ценовая политика;

    Учетная политика;

    Налоговая политика;

    Политика управления оборотными активами;

    Политика управления кредиторской задолженностью.

    Для достижения результатов необходима внутренняя сбалансированность и согласованность. Формирование и реализация на практике краткосрочной финансовой политики основана на принципах:

    1. Принцип самоокупаемости.

    2. Принцип самофинансирования.

    3. Принцип самоуправления.

    4. Принцип ответственности.

    5. Принцип контроля.

    6. Принцип заинтересованности в результате хозяйственной деятельности.

    7. Принцип формирования финансовых резервов.

    Цели краткосрочной финансовой политики (КФП):

    • обеспечение производства в рамках имеющихся производственных мощностей и основных фондов;
    • обеспечение гибкости текущего финансирования;
    • генерирования (накапливание) собственных источников финансирования.

    Основная задача КФП – обеспечение бесперебойного финансирования текущей деятельности предприятия. Эта задача предусматривает постановку множества разноплановых частных задач, среди которых могут быть:

    1. выбор модели управления оборотным капиталом;
    2. определение размера участия заемного капитала в допустимой степени в зависимости от кредиторов;
    3. определение форм заимствования с учетом особенностей производственного и финансовых циклов предприятия цены заемных средств и налогового аспекта заимствования; и т.д.

    В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:

      принцип двухуровневой структуры банковской системы;

      принцип универсальности банков.

    Рис. 2. Современная банковская система Российской Федерации

    Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.

    Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков (рис. 2).

    Центральный банк Российской Федерации (Банк России) как верхний уровень банковской системы, который выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

    Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т. п. В процессе функционирования они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.

    Главными задачами ЦБ являются:

    1)Поддержание стабильности денежной системы государства,

    2)Обеспечение покупательской стабильности национальной валюты,

    3)Влияние на ценовую систему страны.

    Достижение целей – эмиссия, которая осуществляется через следующие функции ЦБ:

    Эмиссия наличных денег и контроль за денежным обращением,

    Аккумуляция и хранение резервов кредитных учреждений

    Хранение официальных золотых и валютных резервов страны

    Исполнение государственного бюджета и управление гос.долгом

    Кредитование коммерческих банков, выполнение роли кредитора

    Организация и осуществление межбюджетных отношений

    Денежное кредитное регулирование экономики

    Регулирование и контроль за деятельностью кредитных учреждений

    Это обеспечивается через следующие операции ЦБ:

    1)Выдача лицензий на банковскую деятельность

    2)Проверка отчетности в коммерческих банках

    3)Банк устанавливает нормативы деятельности коммерческого банка и

    контролирует их выполнение.

    Важнейшими функциями коммерческих банков являются:

      аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

      кредитование предприятий, организаций, государства и населения;

      организация и осуществление расчетов в хозяйстве;

      учет векселей и операций с ними;

      операции с ценными бумагами;

      хранение финансовых и материальных ценностей;

      управление имуществом клиентов по доверенности (трастовые операции)