Реформирование мвф. Реформирование международного валютного фонда

Представляем вашему вниманию главу из монографии про Международный Валютный Фонд, в которой подробно анализируется вся анатомия этого финансового института и его роль в мировой финансовой схеме.

Организация МВФ

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF), как и Международный банк реконструкции и развития, МБРР (позже - Всемирный банк), является бреттон-вудской международной организацией. МВФ и МБРР формально относятся к специализированным учреждениям ООН, но с самого начала своей деятельности они отклонили координирующую и руководящую роль ООН, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников.

Создание этих двух структур было инициировано Советом по международным отношениям (Council on Foreign Relations) – одной из наиболее влиятельных полусекретных организаций, традиционно связываемых с реализацией мондиалистского проекта.

Задача создания подобных структур назревала по мере приближения окончания Второй мировой войны и распада колониальной системы. Актуальным становился вопрос о формировании послевоенной международной валютной и финансовой системы и о создании соответствующих международных институтов, в особенности межгосударственной организации, которая была бы предназначена для регулирования валютно-расчетных связей между странами. Особенно настойчиво выступали за это банкиры США.

Планы создания специального органа для «упорядочения» валютно-расчетных связей были разработаны США и Великобританией. В американском плане предлагалось учредить «Стабилизационный фонд Объединенных Наций», государства-участники которого должны были бы принять на себя обязательства не изменять без согласия Фонда курсы и паритеты своих валют, выраженные в золоте и особой счетной денежной единице, не устанавливать валютные ограничения по текущим операциям и не заключать никакие двусторонние («дискриминационные») клиринговые и платежные соглашения. В свою очередь, Фонд предоставлял бы им краткосрочные кредиты в иностранной валюте для покрытия текущих дефицитов платежных балансов.

Этот план был выгоден США - экономически мощной державе, с более высокой по сравнению с другими странами конкурентоспособностью товаров и устойчиво активным в то время платежным балансом.

Альтернативный английский план, разработанный известным экономистом Дж. М. Кейнсом, предполагал создание «международного клирингового союза» - кредитно-расчетного центра, призванного осуществлять с помощью специальной наднациональной валюты («банкора») международные расчеты и обеспечивать равновесие в платежах, особенно между США и всеми другими государствами. В рамках этого союза предполагалось сохранить замкнутые валютные группировки, в частности стерлинговую зону. Целью плана, рассчитанного на сохранение позиций Великобритании в странах Британской империи, было укрепление ее валютно-финансовых позиций в значительной мере за счет американских финансовых ресурсов и при минимальных уступках правящим кругам США в вопросах валютной политики.

Оба плана были рассмотрены на валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. В конференции приняли участие представители 44 государств. Развернувшаяся на конференции борьба завершилась поражением Великобритании.

Заключительный акт конференции включал Статьи соглашения (устав) о Международном валютном фонде и о Международном банке реконструкции и развития. 27 декабря 1945 г. Статьи соглашения о Международном валютном фонде официально вступили в силу. Практически МВФ приступил к операциям с 1 марта 1947 г.

Деньги на создание этой надправительственной организации поступили от Дж. П. Моргана, Дж. Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа и других «международных банкиров».

СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако не ратифицировал Статьи соглашения о МВФ.

Деятельность МВФ

МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Бóльшую часть своих займов Международный валютный фонд предоставляет в долларах США. За время своего существования МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений. Местопребывание руководящих органов МВФ - Вашингтон (США). Это довольно символично - в дальнейшем будет видно, что МВФ практически полностью контролируется США и странами западного альянса и, соответственно, в управленческо-операциональном плане – ФРС. Не случайно поэтому, что реальный бенефит от деятельности МВФ также получают эти акторы и, в первую очередь, означенный выше «клуб бенефициаров».

Официальные цели МВФ заключаются в следующем:

  • «способствовать международному сотрудничеству ввалютно-финансовой сфере»;
  • «содействовать расширению и сбалансированному росту между народной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  • «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  • предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Однако по фактам, характеризующим результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей. Они вновь позволяют говорить о системе мирового стяжательства в пользу меньшинства, контролирующего и Мировой валютный фонд.

По состоянию на 25 мая 2011 г. членами МВФ являются 187 государств. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота определяет сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов фонда и сумму СДР, получаемых государством-членом при их очередном распределении. Капитал международного валютного фонда постоянно увеличивался с момента его образования, особенно быстрыми темпами увеличивались квоты наиболее экономически развитых стран-членов (рис. 6.3).



Наибольшие квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и Германия (14565,5 млн СДР), наименьшую - Тувалу (1,8 млн СДР). В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, когда решения принимаются не большинством равных голосов, а крупнейшими «донорами» (рис. 6.4).



В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран. Из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений, т. е. МВФ, как и ФРС, контролируется этими странами. Когда затрагиваются важнейшие стратегические вопросы, в том числе и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето.

США вместе с другими развитыми странами обладают простым большинством голосов в МВФ. Последние 65 лет страны Европы и другие экономически благополучные страны всегда голосовали солидарно с США. Таким образом, становится понятно, в чьих интересах функционирует МВФ и кем поставленные геополитические цели он реализует.

Требования Статей соглашения (устава) МВФ/Члены МВФ

Вступление в МВФ в обязательном порядке требует от страны соблюдения правил, регулирующих ее внешнеэкономические связи. В Статьях соглашения зафиксированы универсальные обязательства государств-членов. Уставные требования МВФ направлены прежде всего на либерализацию внешнеэкономической деятельности, в частности валютно-финансовой сферы. Очевидно, что либерализация внешней экономики развивающихся стран предоставляет огромные преимущества экономически развитым странам, открывая рынки сбыта их более конкурентоспособной продукции. При этом экономика развивающихся стран, нуждающаяся, как правило, в протекционистских мерах, терпит большие убытки, целые отрасли (не связанные с продажей сырья) становятся неэффективными и умирают. В разделе 7.3 статистическое обобщение позволяет видеть такие результаты.

Устав требует от государств-членов устранения валютных ограничений, поддержания конвертируемости национальных валют. Статья VIII содержит обязательства государств-членов не вводить без согласия фонда ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к практике множественных валютных курсов.

Если в 1978 г. обязательства по Статье VIII о недопущении валютных ограничений взяли на себя 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г. уже 158 стран (более 4/5 членов).

Кроме того, устав МВФ обязывает государства-члены сотрудничать с фондом при проведении курсовой политики. Хотя ямайские поправки к уставу предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса, на практике МВФ принимает меры для установления плавающего курса ведущих валют и привязки к ним (прежде всего к доллару США) денежных единиц развивающихся стран, в частности вводит режим валютного управления (currency board). Интересно отметить, что возврат Китая в 2008 г. к фиксированному валютному курсу (рис. 6.5), вызвавший сильное недовольство МВФ, является одним из объяснений, почему мировой финансово-экономический кризис фактически не затронул Китай.



Россия же следовала в своей «антикризисной» финансово-экономической политике указаниям МВФ, и удар кризиса по российской экономике оказался самым тяжелым не только в сравнении с сопоставимыми странами мира, но даже в сравнении с подавляющим большинством стран мира.

МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой экономики.

Для этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. При этом государства-члены обязаны консультироваться с МВФ и по вопросам макроэкономической, а также структурной политики. В дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ) МВФ после распада СССР стал уделять больше внимания структурным и институциональным преобразованиям в государствах-членах. А это уже ставит под сомнение политический суверенитет подвергающихся «надзору» государств. Структура Международного валютного фонда приведена на рис. 6.6.

Высшим руководящим органом в МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим (обычно это министры финансов или руководители центральных банков) и его заместителем.

В ведение совета входит решение ключевых вопросов деятельности МВФ: внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия исполнительному совету (Executive Board), т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в области валютного курса.

С 1992 г. в составе исполнительного совета представлено 24 исполнительных директора. В настоящее время из 24 исполнительных директоров 5 (21%) имеют американское образование. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников фонда и является председателем исполнительного совета. Среди 32 представителей топ-менеджмента МВФ 16 (50%) получили образование в США, 1 работал в транснациональной корпорации, 1 преподавал в американском университете.

Директор-распорядитель МВФ, согласно неформальным договоренностям, всегда европеец, а его первый заместитель – всегда американец.

Роль МВФ

МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т. е. фактически для пополнения официальных валютных резервов; во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а значит - для кредитования бюджетных расходов правительств.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке как депозитарии. При этом МВФ, как было отмечено, предоставляет кредиты в основном в долларах США.

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947–1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые приходилось 56,4% суммы кредитов, (в том числе 41,5% средств получила Великобритания). С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на предоставление кредитов развивающимся странам (рис. 6.7).


Интересно отметить временную границу (конец 1970-х гг.), после которой активно начала формироваться мировая неоколониальная система, пришедшая на смену развалившейся колониальной. Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие.

Резервная доля. Первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. - резервной долей (reserve tranche).

Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли или транша (credit tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ государств-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Предельная сумма кредита, которую страна может получить у МВФ в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% ее квоты.

Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот механизм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 1950-х гг. и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стендбай имели срок до года, с 1977 г. - до 18 месяцев, позднее - до 3 лет, в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного кредитования (extended fund facility) применяется c 1974 г. В рамках этого механизма предоставляются кредиты на еще более длительные сроки (на 3–4 года) в бóльших размерах. Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов - самых распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных механизмов - сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых условий, предусматривающих проведение им определенных финансово-экономических (а зачастую и политических) мероприятий. При этом степень жесткости условий нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены еще до получения кредита.

Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.

По истечении установленного срока государство-заемщик обязано погасить задолженность («выкупить» национальную валюту у Фонда), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стенд-бай производится в течение 3 лет и 3 месяцев - 5 лет со дня получения каждого транша, при расширенном кредитовании - 4,5–10 лет. В целях ускорения оборота своего капитала МВФ «поощряет» более быстрый возврат должниками полученных кредитов.

Помимо этих, стандартных механизмов, в МВФ существуют специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредитов. Специальные кредитные механизмы включают следующие.Механизм компенсационного кредитования, МКК (com pen sato ry i nancing facility, CFF), предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. Механизм кредитования дополнительных резервов, МКДР (supplemental reserve facility, SRF), введен в декабре 1997 г. для предоставления средств государствам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в расширенном краткосрочном кредитовании вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает бегство капитала из страны и резкое сокращение ее золотовалютных резервов. Предполагается, что этот кредит должен предоставляться в тех случаях, когда бегство капитала может создать потенциальную угрозу для всей мировой валютной системы.

Экстренная помощь (emergency assistance) призвана содействовать преодолению дефицита платежного баланса, вызываемого непредсказуемыми стихийными бедствиями (с 1962 г.) и кризисными ситуациями в результате гражданских беспорядков или военно-политических конфликтов (с 1995 г.). Механизм экстренного финансирования, МЭФ (emergency financing mechanism, EFM) (с 1995 г.) - комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.

Механизм поддержки торговой интеграции, МПТИ (trade integration mechanism, TIM), создан в апреле 2004 г. в связи с возможными временными негативными последствиями для ряда развивающихся стран результатов переговоров о дальнейшем расширении либерализации международной торговли в рамках «Доха-раунда» Всемирной торговой организации. Этот механизм предназначен для оказания финансовой поддержки странам, у которых происходит ухудшение платежного баланса вследствие мер, осуществляемых в направлении либерализации торговой политики другими странами. Однако МПТИ представляет собой не самостоятельный кредитный механизм в прямом смысле слова, а определенную политическую установку.

Столь широкая представленность разноцелевых кредитов МВФ свидетельствует, что фонд предлагает странам-заемщикам свои инструменты практически в любой ситуации.

Беднейшим странам (с величиной ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения), которые не в состоянии платить проценты по обычным кредитам, МВФ оказывает льготную «помощь», хотя доля льготных займов в общем объеме кредитов МВФ чрезвычайно мала (рис. 6.8).

Кроме того, негласная гарантия платежеспособности, предоставляемая МВФ в качестве «бонуса» вместе с кредитом, распространяется и на более экономически сильных игроков на международной арене. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов, помогает получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. И наоборот, отказ МВФ в кредитной поддержке стране закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов. В таких условиях страны просто вынуждены обращаться в МВФ, даже если понимают, что условия, выдвигаемые МВФ, будут иметь для национальной экономики плачевные последствия.

На рис. 6.8 также видно, что в начале своей деятельности МВФ как кредитор играл достаточно скромную роль. Однако начиная с 1970-х гг. произошло значительное расширение его кредитной деятельности.

Условия предоставления кредитов

Предоставление фондом кредитов государствам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» кредитов. Официально МВФ обосновывает эту практику необходимостью иметь уверенность в том, что государства-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Фактически построен механизм внешнего управления государствами-заемщиками.

Поскольку в МВФ доминируют монетаристские, шире - неолиберальные теоретические воззрения, его «практические» стабилизационные программы обычно включают сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели, отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги (что ведет к повышению цен на эти товары), увеличение налогов на доходы физических лиц (при одновременном снижении налогов на бизнес), сдерживание роста или «замораживание» заработной платы, повышение учетных ставок, ограничение объемов инвестиционного кредитования, либерализацию внешнеэкономических связей, девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров, и т. п.

Концепция экономической политики, составляющая ныне содержание условий для получения кредитов МВФ, сформировалась в 1980-е гг. в кругах ведущих экономистов и деловых кругах CША, а также других стран Запада и известна как «Вашингтонский консенсус».

Она предполагает такие структурные изменения в экономических системах, как приватизация предприятий, введение рыночного ценообразования, либерализация внешнеэкономической деятельности. Основную (если не единственную) причину разбалансированности экономики, неуравновешенности международных расчетов стран-заемщиц МВФ видит в избыточном совокупном платежеспособном спросе в стране, вызываемым в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы.

Выполнение программ МВФ чаще всего ведет к свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Это связано со снижением реальной заработной платы и жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации.

Что касается бывших социалистических государств, препятствием для решения их макроэкономических проблем, с точки зрения МВФ, являются пороки институционального и структурного характера, поэтому фонд при предоставлении кредита ориентирует свои требования на осуществление долговременных структурных изменений в их экономических и политических системах.

МВФ проводит очень идеологизированную политику. Фактически он финансирует перестройку и включение национальных экономик в глобальные спекулятивные потоки капитала, т.е. их «привязку» к мировой финансовой метрополии.

С расширением кредитных операций в 1980-х гг. МВФ взял курс на ужесточение их обусловленности. Именно тогда получило распространение использование структурных условий в программах МВФ, в 1990-е гг. оно значительно усилилось.

Не вызывает удивления, что рекомендации МВФ странам – получателям помощи в большинстве случаев прямо противоположны антикризисной политике развитых государств (табл. 6.1), которые практикуют контрциклические меры – падение спроса со стороны домохозяйств и бизнеса в них компенсируется возросшими государственными тратами (пособиями, субсидиями и т. п.) за счет расширения дефицита бюджета и увеличения госдолга. В разгар мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. МВФ поддержал такую политику в США, ЕС и Китае, но для своих «пациентов» прописал иное «лекарство». «31 из 41 соглашения о помощи МВФ предусматривает проциклическую, т. е. более жесткую монетарную либо фискальную политику», - отмечается в докладе вашингтонского Центра экономических и политических исследований (Center for Economic and Policy Research).



Эти двойные стандарты существовали всегда и много раз приводил к масштабным кризисам в развивающихся странах. Применение рекомендаций МВФ ориентировано на формирование монополярной модели развития мирового сообщества.

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений

МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему. Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Первоначально Статьи соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Первым шагом на пути устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В 1978 г. в устав МВФ были внесены поправки, запрещающие странам-членам использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют; одновременно были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР.

Международный валютный фонд сыграл ведущую роль в процессе расширения влияния транснациональных корпораций и банков на страны с переходными и развивающимися экономиками. Предоставление этим странам в 1990-е гг. заемных ресурсов МВФ в значительной мере способствовало активации деятельности транснациональных корпораций и банков в этих странах.

В связи с процессом глобализации финансовых рынков исполнительный совет в 1997 г. инициировал разработку новых поправок в Статьи соглашения МВФ, чтобы сделать либерализацию операций по движению капиталов специальной целью МВФ, включить их в сферу его компетенции, т. е. распространить на них требование отмены валютных ограничений. Временный комитет МВФ принял на сессии в Гонконге 21 сентября 1997 г. специальное заявление о либерализации движения капиталов, призвав исполнительный совет ускорить работу над поправками, с тем чтобы «добавить новую главу в Бреттон-Вудское соглашение». Однако развитие мирового валютного и финансового кризисов в 1997–1998 гг. затормозило этот процесс. Некоторые страны были вынуждены ввести контроль движения капиталов. Тем не менее МВФ сохраняет принципиальную установку на снятие ограничений в сфере международного движения капитала.

В контексте анализа причин мирового финансового кризиса 2008 г. важно также отметить, что Международный валютный фонд сравнительно недавно (с 1999 г.) пришел к выводу о необходимости распространить область своей ответственности на сферу функционирования мировых финансовых рынков и финансовых систем.

Появление у МВФ намерения регулировать международные финансовые отношения вызвало изменения в его организационной структуре. Сначала, в сентябре 1999 г., образовался Международный валютно-финансовый комитет, ставший постоянным органом стратегического планирования деятельности МВФ по вопросам, относящимся к функционированию мировой валютной и финансовой системы.

В 1999 г. МВФ и Всемирный банк приняли совместную «Программу оценки финансового сектора», ПОФС (Financial Sector Assessment Program, FSAP), которая должна снабжать государства-члены инструментарием оценки состояния их финансовых систем.

В 2001 г. создан департамент по международным рынкам капитала. В июне 2006 г. учрежден объединенный департамент денежно-кредитных систем и рынков капитала (Monetary Systems and Capital Markets Department, MSCMD). Не прошло и 10 лет с момента включения мировой финансовой сферы в компетенцию МВФ и с начала ее «регулирования», как разразился самый масштабный в истории мировой финансовый кризис.

МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года

Нельзя не отметить один принципиальный момент. В 2007 г. эта крупнейшая мировая финансовая организация находилась в глубоком кризисе. На тот момент практически никто не брал и не изъявлял желания брать у МВФ кредиты. Кроме того, даже те страны, которые получили кредиты ранее, старались как можно скорее избавиться от этого финансового бремени. В результате размер обычных непогашенных кредитов сократился до рекордной для XXI в. отметки - менее 10 млрд СДР (рис. 6.9).

Мировое сообщество, за исключением бенефициаров деятельности МВФ в лице США и других экономически развитых стран, фактически отказывалось от механизма МВФ. И тут произошло нечто. А именно - разразился мировой финансово-экономический кризис. Число договоренностей о новых кредитах, стремившееся до кризиса к нулю, возросло беспрецедентными в истории деятельности фонда темпами (рис. 6.10).

Кризис, начавшийся в 2008 г., буквально спас МВФ от развала. Случайно ли это совпадение? Так или иначе, мировой финансово-экономический кризис 2008 г. был чрезвычайно выгоден Международному валютному фонду, а значит, тем странам, в интересах которых он функционирует.

После мирового кризиса 2008 г. стало очевидным, что МВФ нуждается в реформировании. К началу 2010 г. общие потери мировой финансовой системы превысили 4 трлн долл. (около 12% мирового валового продукта), две трети из которых генерируются в неблагонадежных активах американских банков.

В каком направлении пошло реформирование? В первую очередь МВФ утроил свои ресурсы. После лондонского саммита «Группы двадцати» в апреле 2009 г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования - более 500 млрд долл. США, в дополнение к уже имеющимся 250 млрд долл., хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше полномочий по управлению мировой экономикой и финансами.

Тенденция заключается в стремлении постепенно превратить МВФ в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира. Очевидно, что в условиях такого «реформирования» новые мировые кризисы неизбежны.

В данной главе монографии использован материал диссертации М.В. Деевой.

Поиск других статей

УДК 341.123.045.9

Страницы в журнале: 129-137

М.В. Шугуров,

доктор философских наук, профессор Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов [email protected]

Анализируются реформы Международного валютного фонда, касающиеся квот, распределения голосов и системы управления. Особое внимание уделяется модернизации надзорных функций Международного валютного фонда. Реформирование Международного валютного фонда исследуется в контексте необходимости перехода к новой парадигме глобализации современного мира.

Ключевые слова: Международный валютный фонд, реформы управления, международное право, надзор, кредитные линии, реформы квот.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений характеризуется тем, что ключевую роль в ней играют международные финансовые организации (далее - МФО), являющиеся субъектами международного права. Несмотря на значительные изменения в деятельности МФО в условиях модернизации мировой экономической и финансовой системы, в центре повышенного внимания находится реформирование глобальных межгосударственных финансовых образований - Всемирного банка и Международного валютного фонда (далее - МВФ, Фонд), или бреттон-вудских учреждений (далее - БВУ), которые являются системообразующими институтами мировой финансвой и экономической системы и выполняют миссию реагирования на чрезвычайные ситуации всемирного финансово-экономического характера.

В целом диапазон критики в адрес глобальных финансовых организаций достаточно широк. Условно он задан рамками конструктивной и негативной критики. В российской международно-правовой доктрине взвешенные критические выводы, например, по поводу деятельности МВФ, высказаны В.М. Шумиловым. Нельзя не согласиться с тем, что «хотя право и система МВФ не отвечает высоким международно-правовым принципам, в тоже время механизм МВФ подвержен внутренней трансформации; МВФ ищет способы выживания в новых условиях меняющегося международного экономического правопорядка» .

Однако есть основания полагать, что БВУ, осознав весь объем своей ответственности за мировое развитие, встали на путь беспрецедентно инновационных реформ - всеохватных по своему масштабу и оперативных по времени своего осуществления. Конечно, не без недостатков, но они все же реализуют свой мандат, являясь, с одной стороны, институтами глобального развития, а с другой - институтами глобального управления. Поэтому, как отмечает Д. Эндрюс, «несмотря на внутренние сомнительные моменты, оригинальная бреттон-вудская архитектура обеспечивает скорее источник силы, чем слабости» .

Решение проблем, связанных с управлением мировой экономикой и финансовыми потоками на глобальном уровне, сокращение бедности, поощрение трансформации, противодействие коррупции сегодня немыслимо без МВФ и Всемирного банка - вне и помимо той координирующей роли, которую они выполняют. Как отмечает Н. Вудс, данные институты достигли огромного успеха как глобализаторы . Сотрудничество государств в сфере финансовой и экономической политики, которое осуществлялось в кризисный и происходит в посткризисный период, стало возможным благодаря координирующей роли БВУ.

Можно с полной уверенностью сказать, что на уровне БВУ формируется согласованное видение нового этапа глобализации, а также роли рассматриваемых организаций в этом процессе . В качестве фиксатора новых тенденций выступают принципы «поствашингтонского консенсуса» . Новая модель глобализации предполагает открытость, всеохватывающий характер и справедливость мирового развития как условие повсеместного экономического роста на национальном и глобальном уровне, что требует новаторских решений при реформировании БВУ в целом и МВФ в частности.

Если говорить о реформировании Фонда, то в 2005 году МВФ принял «Среднесрочную стратегию» (IMF’s Medium Term Strategy), предполагавшую изменение структуры Фонда посредством реформы квот и голосов. Не менее весомое место в ней заняли планы по усилению надзорных функций МВФ и меры по предотвращению кризисных ситуаций в экономике и финансах. Международный валютный и финансовый комитет (далее - МВФК) в своем коммюнике от 22 апреля 2006 года высказал рекомендации, которые были нацелены на необходимость учета в функционировании Фонда кардинальных изменений в расстановке сил в мировой экономике. Затем Исполнительный совет принял Резолюцию № 61-5 (Resolution 61-5 on Quota and Voice Reform and the IMF), предусматривающую двухлетний план комплексных реформ квот и голосов (2006-2007 гг.) . Она была одобрена Советом управляющих в рамках сессии 18 сентября 2006 года и получила название «Сингапурская резолюция» по месту проведения сессии. В ее пользу было подано 90,6% голосов. Постановление Совета управляющих предусматривало два раунда переговоров по специальному пересмотру квот в сторону их увеличения, что затронуло Китай, Южную Корею, Мексику и Турцию, а также переход к обсуждению новой формулы расчета квот. Решено было также осуществить удвоение базовых голосов, что повысило бы роль развивающихся государств, особенно с низким уровнем дохода. Важное значение в стратегии реформ МВФ имели планы по реорганизации Исполнительного совета.

Для МВФ 2008 год стал, с одной стороны, годом проведения Тринадцатого перераспределения квот без их увеличения, а с другой - годом начала более радикальной реформы, затрагивающей структуру квот и голосов. Пакет реформ распределения квот и голосов в МВФ, нацеленный на повышение его эффективности и легитимности, был изложен в Резолюции Исполнительного совета № 63-2 от 28.03.2008 (далее - Резолюция № 63-2) . Помимо этого, на утверждение Совета управляющих был представлен доклад Исполнительного совета о реформе квот и голосов. В него были включены новая формула расчета квот (Sec. A. New Quota Formula), направления реализации второго раунда сингапурского специального пересмотра квот (Sec. B. Second-Round Ad hoc Quota Increases), пересмотр системы базовых голосов (Sec. C. Basic Votes) и т. д. Совет управляющих 28 апреля 2008 года с большим перевесом голосов утвердил Резолюцию № 63-2. В голосовании участвовали представители 180 государств из 185 государств-членов, т. е. 97,8%. В поддержку было подано 94,6% голосов государств-членов, что показывает готовность большинства стран пойти на серьезные изменения .

Суть предлагаемых модификаций заключается в усилении участия стран с низким уровнем дохода посредством увеличения в три раза базового числа голосов. В итоге произойдет увеличение доли голосов более чем 2/3 из 185 государств-членов МВФ. Данные изменения были первыми с начала создания МВФ в 1944 году. Одним из итогов станет предоставление каждому из двух исполнительных директоров, представляющих группы африканских государств, права назначить по дополнительному заместителю исполнительного директора. В целях сохранения данного элемента реформ предусматривается создание механизма, благодаря которому отношение базового числа голосов к их общему числу будет постоянным. Соответствующие поправки к статьям соглашения были утверждены Советом управляющих 5 мая 2008 года.

Важнейшей вехой в реформировании МВФ стали решения, принятые на ежегодном совещании МВФ и Всемирного банка, проведенном 6-7 октября 2009 года в Стамбуле. На этом совещании МВФК очертил направления реформирования Фонда: мандат, роль Фонда в области финансирования, многосторонний надзор, модификация управления в целях повышения эффективности и легитимности организации. Предметная компетенция МВФ, т. е. его мандат, закреплен в Уставе. Следует отметить, что приверженность стратегии реформирования не означает «ломку» мандата. Напротив, реформирование предполагается проводить в рамках приверженности мандату МВФ, нацеленному на сохранение стабильной международной валютной системы. Иными словами, МВФ должен охватить весь спектр макроэкономической политики и политики в отношении финансового сектора, которая имеет отношение к глобальной стабильности в современном мире.

Реформы квот и прав голоса 2008 года вступили в силу 3 марта 2011 года после того, как 117 государств-членов, обладающих 85% общего числа голосов в Фонде, ратифицировали поправки о числе голосов и участии в управлении к статьям соглашения МВФ. Принятая поправка усилила представительство стран с динамично развивающейся экономикой посредством увеличения квот 54 государств-членов на общую сумму 208 млрд Специальных прав заимствований (далее - СДР) (приблизительно 32,7 млрд долл. США). В итоге увеличение квот этих стран составило 4,9 процентного пункта.

К безусловным бенефициарам реформы относятся наименее развитые страны, доля голосов которых в середине 1970-х годов составляла только 2%. Поэтому утроение базовых голосов с 250 до 750 является основой для возрастания доли голосов этих стран с 2% до 5,5%. Это позволит менее развитым странам принимать более активное участие в принятии решений в Фонде. В целом благодаря общим эффектам увеличения квот и базового числа голосов произойдет увеличение доли 135 стран в общем числе голосов на 5,4 процентного пункта. К государствам, доля голосов которых возрастет в результате суммарного эффекта от первого (сингапурского) и второго раунда (как результата реформы 2008 года), относятся Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея и Мексика.

Принятие государствами обязательств по пересмотру квот становится возможным в результате сложного переговорного процесса путем выявления расхождений и их устранения. Важным «драйвером» изменений выступает сближение позиций государств G20. В частности, прологом реформ 2010 года стали острые дискуссии на Питтсбургском саммите G20 в сентябре 2009 года. В результате достигнутого компромисса было озвучено, что должно произойти перераспределение на не менее 5% квот.

Определенные разногласия государств-членов были вызваны стремлением развивающихся государств к проведению более глубоких реформ. Объективным условием разногласий выступает существование двух групп государств: обладающих избыточным представительством, своего рода «перепредставленных» (over-represented countries), и государств, обладающих представительством, которое не соответствует их экономической мощи, - «недопредставленных» (under-represented countries). К числу несогласных относилась Россия, которая в своем предложении к Лондонскому саммиту G20 (апрель 2009 года) вообще призывала аннулировать решения 2008 года и пойти на более радикальные реформы . Во многом это объяснялось тем, что наша страна в ходе реформ теряла по сравнению с 2006 годом 0,29% своей квоты (с 2,78% до 2,49%). Но так как на уровне G20 удалось предотвратить потери России от реформ, это дало ей основание в марте 2010 года ратифицировать поправки 2008 года.

Следующий этап реформирования был инициирован в 2010 году, когда 15 декабря Совет управляющих утвердил очередной пакет реформ, касающихся квот и управления. За резолюцию Исполнительного совета о квотах и реформе от 5 ноября 2010 года проголосовали управляющие, представляющие 95,32% от общего числа голосов. Нельзя не отметить, что до положительного решения Совета управляющих подход Исполнительного совета был одобрен на проходившем 11-12 ноября 2010 года саммите G20 в Сеуле. Это нашло свое отражение в положении Сеульской декларации том, что модернизированный МВФ будет лучше отражать изменения в мировой экономик благодаря повышению представленности стран с динамично развивающейся экономикой и развивающихся стран. Всеобъемлющие реформы в области квот и управления повышают легитимность, надежность и эффективность Фонда, способствуют его превращению в еще более сильный институт, нацеленный на содействие глобальной финансовой стабильности и росту .

Одним из важных последствий реформ стало беспрецедентное удвоение квот с 217,4 млрд СДР (приблизительно 354,4 млрд. долл. США) на конец марта 2008 года до 476,8 млрд СДР (около 751,1 млрд долл. США) к началу 2013 года. Будет осуществлено дополнительное перераспределение 6% долей квот в пользу динамично развивающихся стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, или 9% долей квот в совокупности с начала реформы 2006 года. Помимо этого предусматривалось перераспределение более 6% квот от стран с чрезмерным представительством к странам с недостаточным представительством при сохранении долей квот и числа голосов беднейших государств-членов. Данное перераспределение квот Фонд рассматривает в терминах достижения справедливости. Следует учитывать, что реформы 2010 года отличаются особой заостренностью, и превзошли целевые показатели МВФК и G20.

Реформы 2010 года планировалось в основном завершить к Ежегодным совещаниям 2012 года, однако особые трудности вызывал пересмотр формулы для расчета квот, сопровождавшийся серьезными разногласиями. Традиционно формула расчета квот включала в себя пять отдельных формул. Новая формула расчета должна стать более простой и прозрачной и учитывать четыре показателя - ВВП, уровень открытости экономики, степень изменчивости состояния платежных балансов и объем официальных международных резервов. Разработка новой формулы осуществляется в настоящее время достаточно интенсивно, о чем свидетельствует доклад Исполнительного совета о результате пересмотра формулы для расчета квот, который был представлен Совету управляющих 30 января 2013 года . Предполагается, что результаты проведенной работы станут основой для заявления Исполнительного совета о новой формуле расчета квот.

Международный валютный фонд объявил о том, что с 26 января вступили в силу решения о реформе МВФ, принятые в 2010 году, когда на саммите G20 помимо изменения квот стран-членов в капитале Фонда было предусмотрено удвоение его капитала. Такое решение диктовалось уроками мирового финансового кризиса. Еще одной рекомендацией G20 было пожелание выработать новую формулу расчёта квот стран-членов Фонда, более точно отражающую роль и место отдельных стран в мировой экономике.

15 декабря 2010 года решения G20 по реформированию МВФ были конкретизированы Советом директоров Фонда. Общий объём квот (капитала) Фонда должен был увеличиться с 238,5 млрд. СДР (СДР - специальные права заимствования) до 477 млрд. СДР (примерно эквивалентно 659 млрд. долл. США). В результате доля «недооцененных» стран должна была увеличиться на 6 процентных пунктов. Соответственно на те же 6 процентных пунктов планировалось уменьшение квот стран «переоцененных». К первым относились развивающиеся страны и страны с быстро растущими экономиками (emerging economies), в первую очередь Китай и другие страны БРИКС. Ко вторым относились так называемые экономически развитые страны, в первую очередь страны G7. Такая реформа назревала давно, поскольку за четверть века (1985-2010 гг.) положение этих двух групп стран в МВФ практически не менялось (табл. 1). Если в 1995 году доля стран БРИКС в капитале МВФ составляла 9,8%, то к 2010 году она увеличилась символически - до 10,6%.

После принятых в 2010 году решений МВФ о его реформировании многие страны ратифицировали их, как того требовали процедуры. Однако решения не вступили в силу, поскольку их отказался ратифицировать главный акционер МВФ - Соединенные Штаты. Отказался из опасений, что США утратят эффективный контроль над МВФ, который обеспечивался превышением доли США в общем количестве голосов над величиной 15% (минимальная доля, необходимая для блокирования важных решений Фонда). Кроме того, США без особого труда находили себе союзников в Фонде при голосовании по тем вопросам, где требовалось простое большинство. Ядром такого «союзнического блока» были страны G7. Голоса семи ведущих капиталистических государств накануне реформы составляли в совокупности более 45%. Вашингтону без особого труда удавалось привлекать на свою сторону также Австралию, Новую Зеландию, Саудовскую Аравию, Израиль и многих других. Дополнительной причиной нежелания Конгресса США ратифицировать решения о реформе 2010 года было нежелание расставаться с деньгами, которые Вашингтону пришлось бы вносить в порядке удвоения капитала Фонда (около 60 млрд. долл.).

Между тем напряжение внутри МВФ из-за нежелания Вашингтона поддержать реформу стало возрастать, так как доли в капитале и в голосах большей части стран-членов МВФ не соответствовали их возросшей роли в мировой экономике (см. табл. 2 и 3). Доля стран G7 в капитале Фонда на протяжении многих лет, вплоть до последних дней оставалась в диапазоне от 50 до 45%; доля в голосах никогда не опускалась ниже планки 2/5. А доля G7 в мировом ВВП в 2014 году опустилась ниже 32%. Несправедливость этих соотношений била в глаза.

Еще более вопиющее нарушение принципа справедливости просматривалось в случае со странами БРИКС. До последней реформы доля стран БРИКС в капитале Фонда составляла 11,50%, в общем количестве голосов - 11,03%. В то же время доля пяти государств БРИКС в мировом ВВП в 2014 году была равна 30,94%. Можно сказать, что страны БРИКС по своему экономическому развитию уже сравнялись с семью ведущими странами Запада, а их доля в общем количестве голосов МВФ на протяжении многих лет оставалась почти в четыре раза ниже.

Более пяти лет велась борьба за реформирование Фонда. На ежегодных саммитах МВФ и Всемирного банка Кристина Лагард не упускала случая воззвать к Вашингтону, умоляя ратифицировать решения 2010 года. То же самое происходило и на ежегодных саммитах G-20. В конце концов дальнейшее затягивание реформы 2010 года стало угрожать самому существованию МВФ. Кажется, Вашингтон осознал, что утрата им Фонда как инструмента своей политики приведет к еще большему ослаблению позиций США в мире. Неожиданно в конце прошлого года Конгресс США изменил свое отношение к реформированию Фонда. В декабре было принято решение о ратификации решений 2010 года, вошедшее составной частью в закон о федеральном бюджете США.

21 января Советом директоров МВФ была поставлена последняя точка в процессе принятия решения о реформе Фонда: 149 государств (из 188 членов) проголосовали за введение реформы в силу. Для такого решения по правилам МВФ нужно было 60% голосов, в пользу начала реформы высказались страны, обладающие 94,04% голосов. Следующий шаг в реализации реформы - выделение странами-членами Фонда средств, необходимых для удвоения капитала МВФ. На самом деле речь идет даже не о перечислении денег на счета Фонда, а об их резервировании в странах-членах. В течение 30 дней страны должны представить подтверждения такого резервирования. В частности, России предстоит выделить около 8 млрд. долл.

На данный момент (30 января 2016 г.) на сайте Международного валютного фонда ещё сохраняется старая информация о квотах и долях в голосах стран-членов МВФ. Информация о новых квотах и долях, которая появлялась в СМИ, пока носит неофициальный характер. Ранее в публикациях Фонда фигурировали оценки, которые исходили из экономического положения стран на 2010 год. Доля экономически развитых стран должна была сократиться с 60,5% до 57,7%. Доля стран G7 - с 45,2 до 43,4%. Доля стран ЕС - с 32,4 до 30,2%. Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой должна повыситься с 39,5% до 42,3%. В том числе доля стран БРИКС - с 10,6 до 14,7%. Расклад новой квоты БРИКС по странам таков (%): Китай - 6,4; Россия - 2,7; Индия - 2,7; Бразилия - 2,3; ЮАР - 0,6. Четыре страны (Китай, Россия, Индия и Бразилия) теперь входят в первую десятку крупнейших акционеров МВФ.

Однако это изменение произведено по расчётам, относящимся к 2010 году, сегодня на дворе 2016 год. Цифры корректировок должны быть другими, так как за пять лет позиции многих развивающихся стран и стран с переходными экономиками укрепились ещё больше. Соответственно их квоты и доли в МВФ должны быть выше указанных цифр. Пока неизвестно также, как будет исполняться принятое решение. То ли квоты будут пересмотрены сначала по цифрам 2010 года, а затем дополнительный пересмотр будет проведен с учетом цифр 2015 года, то ли сразу будет произведена 15-я корректировка, и квоты будут изменены одноразово.

В любом случае нынешняя реформа дисбалансы Фонда не выровняет. Конечно, странам БРИКС будет легче блокировать не отвечающие их интересам решения Фонда. Достаточно будет найти двух-трех союзников, чтобы гарантированно получить блокирующую долю голосов. Однако все-таки это оборона. Для наступления, то есть продвижения решений, отвечающих интересам стран БРИКС, сил у них по-прежнему маловато.

Поэтому борьба будет продолжаться как внутри МВФ, так и за его пределами. Внутри МВФ в текущем году развернутся баталии по поводу пересмотра формулы расчёта квот. Действующая формула расчёта представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Подобная формула выгодна западным странам, которые своё прогрессирующее отставание в темпах роста ВВП пытаются компенсировать с помощью таких невнятных показателей, как «открытость» и «экономическая изменчивость». Страны периферии мирового капитализма будут добиваться более простой и понятной формулы, основанной в первую очередь на показателе ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности, и во вторую очередь - на показателе величины международных (золотовалютных) резервов.

А за пределами МВФ борьба стран периферии мирового капитализма за укрепление своих позиций в международных финансах будет отражаться в укреплении позиций новых международных институтов - Банка развития БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. В случае если США будут и дальше тормозить реформирование МВФ, развивающиеся страны и страны с переходными экономиками переместят свою деятельность на эти запасные аэродромы.

Валентин Юрьевич Катасонов , д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

В современной валютной системе МВФ сохранил свои полномочия по надзору за валютной политикой стран-членов по поддержанию стабильности валютных курсов и сбалансированности платежных балансов. В условиях стремительного роста и глобализации финансовых рынков, кризисов 1990-х гг. и особенно конца 2000-х гг. роль МВФ в регулировании международных валютных, кредитных и финансовых отношений оказалась малоэффективной и подлежащей реформированию. Наиболее интенсивно разработка реформы МВФ как института межгосударственного валютно-кредитного регулирования международной валютной системы осуществляется последние 10-15 лет.

Основные направления реформирования МВФ определились: усиление его надзорной функции; реформа распределения квот и механизма голосования в Фонде; перестройка кредитного механизма Фонда и увеличение его ресурсов; разработка и осуществление системы помощи и содействия странам с низкими доходами в урегулировании их платежных трудностей по внешним обязательствам.

Надзорная функция МВФ за экономической, финансовой и валютной политикой государств-членов усиливается, особенно за финансовым сектором . С 1999 г. МВФ осуществляет оценку стабильности финансовой системы государств-членов, надзирает за соблюдением ими стандартов и принципов в целях обеспечения прозрачности их экономических политик. В 2011 г. были обозначены наиболее актуальные направления надзора МВФ, включая мониторинг трансграничных потоков капитала, совершенствование оценки обменных курсов валют, сальдо балансов текущих операций.

В 2012 г. МВФ разработал "Решение об интегрированном надзоре", направленном на объединение методов мониторинга показателей отдельных стран и глобального анализа, включая оценки потенциального риска и каналов его распространения, выделение сфер и методов надзора на многосторонней основе. В 2013 г. обновленные "Руководящие принципы по управлению валютными резервами стран" были направлены на стимулирование вложений в долговые ценные бумаги государств-эмитентов ведущих мировых валют (доллар и евро) и в облигации МВФ. В надзорную деятельность МВФ включается анализ проблем экономического роста, увеличения занятости и выявления препятствий их реализации.

С 2006 г. МВФ проводит реформу распределения квот и механизма голосования в Фонде . Предлагается новая форма расчета пятилетних квот государств-членов на основе средневзвешенной величины, включая ВВП, открытость экономики, состояние платежных балансов и объем золотовалютных резервов. Принято решение о специальном увеличении квот 54 стран, которые имели недостаточное представительство в Фонде.

В результате осуществления реформы 2010 г. может произойти перераспределение квот в общей сумме голосов в МВФ. Доля развитых стран сократится с 60,6 до 55,2%; развивающихся стран - увеличится с 31,7 до 37,1%; стран с низкими валовыми доходами - с 5,4 до 5,9% голосов. По размеру квоты в МВФ Китай станет третьим государством в мире с квотой 6,4%, после США (17,4%) и Японии (6,5%); далее следуют Германия (5,6%), Великобритания и Франция (по 4,2%), Италия (3,2%). Индия выйдет на 8-е место (2,7%), Россия - на 9-е (2,7%), Бразилия - на 10-е место (2,3%); совокупная доля стран БРИК составит 14,18% общей суммы квот МВФ.

Реализация реформы 2010 г. зависит от ее ратификации США, которые обладают нравом вето, имея долю в Фонде 16,7% (на 2008 г.), и могут препятствовать изменению институциональной системы управления. Сохраняется прежняя система частичной избираемости Исполнительного совета Фонда, когда пять стран с наибольшими квотами назначают собственного директора и еще пять государств (в силу размеров своих квот и особенностей формирования избирательных групп) обладают таким же правом.

В связи с глобальным финансово-экономическим кризисом и обострением проблемы суверенных долгов в еврозоне возникла острая необходимость пополнения финансовых ресурсов МВФ. С 1947 по 2010 г. капитал МВФ увеличился с 7,7 до 217,4 млрд СДР (328,5 млрд долл.) за счет принятия новых стран-членов и пересмотра квот. Четырнадцатый общий пересмотр квот (декабрь 2010 г.) предусматривает удвоение общей суммы квот государств-членов, к октябрю 2012 г. подписной капитал МВФ должен был удвоиться до 476,8 млрд СДР (772,9 млрд долл.).

Наряду с удвоением квот в результате 14-го общего пересмотра квот (2010), осуществляются другие способы реформирования источников и пополнения ресурсов МВФ, в том числе посредством заключения двусторонних соглашений о займах с членами МВФ на основе решений "Группы 20" (2009, 2011); расширения механизма Новых соглашений о займах (НСЗ, 2009-2011); продажи облигаций МВФ (2009); продажи части золотых авуаров МВФ.

В соответствии с решением "Группы 20" в 2009 г. капитал МВФ увеличился на 250 млрд долл, посредством двусторонних соглашений. В 2009 г. МВФ заключил соглашение о займе с Японией на сумму 100 млрд долл., в июле с Канадой (10 млрд долл.), затем с Норвегией (4,6 млрд долл.). В 2011 г. на основе решения "Группы 20" были приняты обязательства но увеличению ресурсов МВФ на 430 млрд долл. в дополнение к увеличению квот в соответствии с реформой 2010 г.

В 2009 г. был утвержден порядок увеличения ресурсов Фонда посредством продажи облигаций (нот) МВФ. Соглашения о покупке облигаций МВФ были заключены в сентябре 2009 г. - марте 2010 г. с Народным банком КНР на сумму 49,9 млрд долл., с Бразилией (10 млрд долл.), с Резервным банком Индии (10 млрд долл.).

В 2009 г. была достигнута договоренность о расширении (НСЗ) до суммы 600 млрд долл. В 2011 г. процесс ратификации расширения НСЗ завершился, НСЗ был увеличен с 34 млрд СДР (55 млрд долл.) до 367,5 млрд СДР (576 млрд долл.).

План по реализации 1/8 части золотых авуаров МВФ объемом 403,3 т был реализован в конце 2009 г. Общее поступление от продажи золота МВФ составило 9,54 млрд СДР, из этой суммы балансовая стоимость составила 2,69 млрд СДР; прибыль - 6,84 млрд СДР, средняя цена реализации равнялась 1133 долл, за тр. ун. при планируемой 935 долл.

В результате принятых мер, направленных на пополнение ресурсов МВФ, годовой потенциал будущих обязательств, определяющий способность МВФ предоставлять кредиты, на конец 2011 г. составил 251,4 млрд СДР (386 млрд долл.), что позволило оказывать содействие и развитым странам с кризисом суверенных долгов. В 2010-2011 гг. МВФ предоставил кредит "стэнд-бай" Греции (40 млрд долл.); расширенный кредит Ирландии (30 млрд долл.), а также Португалии (37 млрд долл.).

Происходит перестройка кредитного механизма МВФ, в результате которой в дополнение к обычным кредитным механизмам (договоренности "стэнд-бай" и "Механизм расширенного кредитования") создаются новые механизмы. С марта 2009 г. действует "Гибкая кредитная линия" (ГКЛ) для стран с хорошими базовыми показателями и положительным опытом проведения экономической политики. Кроме ГКЛ введен ряд других кредитных инструментов, ориентированных на страны с более низким валовым доходом.

В ноябре 2011 г. была создана "Превентивная линия для предоставления ликвидности", которая может использоваться для краткосрочного финансирования дефицита платежного баланса в размере до 250%, в исключительных случаях - до 500% квоты государства-члена. Дополнительно был введен "Инструмент для ускоренного финансирования", который может быть использован немедленно и предусматривает обязательное принятие плана мероприятий страной-получателем для устранения трудностей в области платежного баланса.

Предоставление кредитов МВФ сопровождается жесткими требованиями к странам-реципиентам по укреплению макроэкономической стабилизации посредством сокращения бюджетного дефицита за счет увеличения налогов, сокращения расходов на образование, здравоохранение и др., снижения социальных выплат (пенсий, пособий по безработице, многодетным и др.), повышения пенсионного возраста, а также но дерегулированию национальной экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности.

Международный валютный фонд оказывает содействие бедным странам с низким валовым доходом па душу населения, которое направлено на преодоление бедности, достижение макроэкономической стабилизации, осуществление структурных реформ, обеспечение экономического роста, повышение долговой устойчивости, и с этой целью Фонд ввел специальные инструменты финансирования. С ноября 1999 г. действует "Механизм финансирования на цели снижения бедности и содействия экономическому росту"; в 2005 г. был создан "Инструмент поддержки экономической политики" и "Механизм финансирования для преодоления внешних шоков". В 2009 г. лимиты заимствований наиболее бедным странам в рамках этих механизмов были удвоены.

В 2009 г. был создан "Трастовый фонд на цели снижения бедности и содействия экономическому росту", в рамках которого были образованы три новых механизма, заменившие прежние: "Расширенный кредитный механизм" - для предоставления долгосрочного кредита при условии принятия стратегии снижения бедности; "Кредитный механизм “стэнд-бай”" - для краткосрочного финансирования платежных балансов; "Механизм ускоренного кредитования" - для удовлетворения срочных потребностей, вызванных внешними шоками и стихийными бедствиями.

За последние годы МВФ провел значительную работу по преобразованию основных направлений своей деятельности, что, однако, не изменило первоначальных принципов его деятельности; и займы Фонда по-прежнему сопровождаются жесткими требованиями к странам-заемщикам и рассматриваются как крайние меры.

Россия стала членом МВФ в 1992 г.; в 2005 г. после погашения кредитов Фонду она вошла в группу стран-доноров. Россия принимает участие в реализации решений "Группы 20", в реформе МВФ и международной

Смыслов Д. В. Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и решения. Финансы и управление //Деньги и кредит. 2012. № 2. С. 33-35.

У стран БРИКС может появиться право блокировать решения, принимаемые МВФ. Кроме того, у российских властей появляется еще один прямой выход на европейских партнеров. Но вместе с выгодой от увеличения доли присутствия в фонде, перед страной появляются и угрозы, которые мало кто замечает.

Взаимоотношения современной России и Международного валютного фонда (МВФ) начались с момента развала СССР. В период с 1992 по 1999 гг. страна брала кредиты и выполняла требования международных акционеров. Но уже с 2000-ого РФ только погашала полученные транши и проценты по ним, а с 2005 г. – вышла на один уровень с державами, которые кредитуют, а не берут в долг. Почти 10 лет Россия находится в списке стран, имеющих возможность не просто наблюдать за деятельностью МВФ, но и участвовать в его реформировании и в целом мировой валютной системы. Но до сих пор это влияние было незначительным. И до момента, когда российские власти с партнерами из других развивающихся стран смогут принимать решения, должно пройти время. Это может затянуться не на один год, учитывая нежелание США расширять руководящий состав фонда. Ведь, с каждым реформированием противники американцев становятся все сильнее. И без этого один из них – Россия – демонстрирует готовность защищать свои интересы в Сирии, а другой – Китай – всячески наступает «на пятки» доллару. Причем, в укреплении позиций китайского юаня определенную роль играет опять-таки РФ. С конца 2014 года глобализация валюты страны восходящего солнца российскими экспертами, как спасение рубля и снижение валютных рисков. А учитывая заинтересованность соседнего государства в развитии ряда отраслей, власти поддерживают эту валюту еще и с точки зрения будущих инвестиций. Одновременно наращивает потенциал сотрудничество в рамках БРИКС, появляется новые крупные финансовые институты, например, Новый банк развития БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Эти и другие проявления недовольства развивающихся стран не могли не встревожить Соединенные штаты Америки. И конгресс затягивал очередное реформирование в течение пяти лет. Но в конце прошлого года он, наконец, поддержал изменение структуры фонда. Поправки в устав МВФ вступили в силу на этой неделе. По ним, Совет директоров организации становится полностью выборным. И с февраля «динамично растущие страны с формирующимся рынком и развивающиеся государства» смогут более активно участвовать в управлении фондом. По словам управляющего директора МВФ Кристин Лагард, в новом формате международная кредитная организация сможет гарантировать, что «потребности ее членов в быстро меняющейся глобальной окружающей среде будут удовлетворены». Завершение пятилетнего процесса реформирование фонда Лагард назвала «историческим моментом». Ведь, впервые в десятку лидеров вошли представители БРИКС – Россия и Китай. Они составят компанию США, Италии, Германии, Японии, Франции, Канаде, Великобритании. После пересмотра голосов и национальных квот расстановка сил будет следующей (см. картинку).

Доля стран участниц МВФ после проведения реформы

Новые возможности

Перераспределение долей в структуре МВФ серьезно изменило ситуацию в пользу стран БРИКС. Этим пяти государствам не хватает 0,3% голосов для того, чтобы воспользоваться правом вето и блокировать не устраивающие их решения. Но эксперты, в том числе ведущий эксперт агентства «Финмаркет» Андрей Лусников, не сомневаются : восполнить дефицит в голосах за счет стран-единомышленниц будет не сложно. Впрочем, российские власти пока не могут особо влиять на мировую финансовую систему. Да и с экономической точки зрения выгода от участия в управлении фонда не слишком высока, подчеркивают специалисты. Но в очередной раз заявить о себе, увеличить свой вес на мировой арене, наладить отношения с европейскими партнерами – этого Россия может добиться. Еще одна возможность для РФ – не оставить украинский долг по газу безвозвратным.

Неприметные угрозы экономической безопасности

Между тем, аналитики видят и угрозу экономической безопасности России. В частности, начальник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований РИСИ Сергей Каратаев напоминает , что даже сейчас МВФ диктует странам-акционерам свои правила. Так, среди рекомендаций фонда – нерегулируемый курс национальной валюты, ужесточение требований к капиталу кредитных организаций, новые правила урегулирования суверенных задолженностей, политика так называемого «количественного смягчения» и сверхнизких процентных ставок. Эти рекомендации-требования уже повлияли на Россию и массовым отзывом лицензий, и девальвацией рубля и некоторыми политическими решениями. И властям следует быть внимательным к таким деталям, укрепляя связи с действительно надежными партнерами – Китаем, Бразилией, ЮАР, Индией, считает эксперт. И хотя все изменения на мировом уровне проходят крайне медленно, стране надо готовить к тому, что за все «достижения» придется платить. Например, обсуждаемое перераспределение квот обойдется России в 8,2 млрд долларов. Эту сумму Центробанк должен зарезервировать на своих счетах без права ею пользоваться и получать с нее прибыль. Какие еще средства потребуются для мирового признания России, увидим совсем скоро.