Сценарии развития российской экономики. Цб обнародовал три новых сценария развития российской экономики

Уходящий 2015-й год оказался для России весьма полезным в плане экономического и политического обучения руководителей высшего уровня: Владимир Путин получил весьма наглядный урок от Реджепа Эрдогана, который наказал нашего президента за самонадеянность и чрезмерную доверчивость (то же самое можно сказать про трёхмиллиардный кредит, предоставленный В. Путиным Украине), глава ЦБ Эльвира Нибиуллина стала больше понимать в таких категориях, как валютная нестабильность и биржевая паника, министры стали глубже вникать в темы импортозамещения и развития реального сектора экономики РФ. И даже депутаты Госдумы, привыкшие к вольготной жизни, теперь стали больше думать о перспективах страны.

Хорошо это или плохо, что уровень жизни россиян падал непрерывно в течение последних 12-ти месяцев? Как относиться к 13-процентной инфляции по итогам 2015 года, падению цен на нефть почти вдвое и снижению ВВП примерно на 3,8%? На первый взгляд, всё вышеперечисленное однозначно плохо. В части хозяйственных итогов года – да, не очень здорово, но в плане формирования нового мироощущения, в ракурсе приобретённого гражданами России опыта – это отличный результат за умеренные деньги. Относительно небольшое падение уровня благосостояния при усиленных внешнеполитических нападках закалило население, избавило его от иллюзии всеобщего благоденствия и справедливого западного мира. 2015 год помог всем нам снять розовые очки, изготовленные зарубежными дизайнерами и взглянуть на мировую экономику и себя незамутнённым взглядом национального интереса.

И вот мы отложили очки с неадекватными диоптриями, и увидели ситуацию внутри России без привычных прикрас – зависимость от экспорта сырья по-прежнему значительная (хотя возобновляемые источники в виде сельхозпродукции повышают свой удельный вес), эффективность государственного управления всё ещё архаичная, люди в правительстве – незаменимые и несменяемые, госкорпорации и госмонополии – неприкасаемые, предпринимательство по-прежнему в загоне. Что же касается внешнего окружения, то и здесь недоброжелатели России из кожи вон лезут, чтобы навредить нашей стране санкциями, закрытием рынков товаров и капиталов, активной пропагандой и нанесением имиджевого ущерба. Им кажется, что ещё чуть-чуть поднажать и экономика РФ будет «разорвана в клочья», хозяйственные показатели обрушатся, народ взбунтуется и смиренно попросится, подобно Украине, под протекторат США.

Спору нет, нам есть над чем работать – в аспекте развития экономической и политической конкуренции, развития предпринимательства и творческой инициативы, раскрытия и улучшения человеческого капитала, освоения передовых методов управления государством и бизнесом. И предстоящие 2016 и 2017 годы создают для России такую возможность. Несомненно, многое упущено, промедление крайне нежелательно (так как уйма времени была потеряна в предыдущие годы) и что-то придётся навёрстывать опережающим темпом. Но почти всё зависит от нас самих – президента, правительства, местных властей, граждан России.

Поскольку сейчас мы находимся в состоянии крайней неопределённости в разрезе того, как поведёт себя исполнительная власть, будет ли она действовать быстро и решительно, или станет традиционно бездействовать и ждать роста цен на нефть, нельзя строго в одном варианте предугадать грядущие события. В связи с этим укажем три возможных сценария, которые смогут с той или иной степенью вероятности реализоваться в ближайшие полтора-два года.

Сценарий №1 . Назовём его условно «ожиданием восстановления цен на сырьё». В пользу этого варианта развития событий говорят следующие обстоятельства. Владимир Путин уже неоднократно упоминал о том, что дно кризиса пройдено, что в стране динамично развивается аграрно-пищевой сектор, который в экспортном потенциале вырос больше торговли оружием (18,9 и 10,2 млрд. долл. за 2014 г. соответственно). Подразумевается, что структура экономики меняется, улита едет, когда-то будет. А раз так, то и приватизировать госкорпорации ни к чему, не стоит менять сложившуюся модель экономики; надо лишь временно «затянуть пояса» — года на 1,5-2 и потом всё придёт в норму.

Данный сценарий ожидания у моря погоды в 2016 году в очередной раз снизит ВВП России на 2-3%, надавит на рубль, который выйдет в коридор 80-110 руб. за доллар США (конкретная цифра во многом будет определяться ценами на нефть, газ, сырьё на мировых биржах). При этом безработица в РФ вырастет до 7-8%, продолжит рост теневой сектор, легальный бизнес сократится на 5-10% (к численности зарегистрированных ныне ИП и юридических лиц).

Сценарий №2 . В известной мере это описанный выше сценарий с отягощением (падением цен на нефть, сдутием пузырей в США, Китае или иных странах с последующей паникой и коррекцией на мировых биржах). Возможным усугублением станет снижение ставки ФРС, которая после некоторого повышения до 0,5% может вновь пойти на снижение из-за негативных последствий, что обернётся повышенной турбулентностью в мировой экономике.

В этом варианте экономика России может пострадать несколько больше, чем при сценарии №1. Обрушение нефти до 10-15 долл. за баррель – как то было в 1998 году, когда состоялся дефолт России – приведёт к внутренним ограничениям на миграцию капитала, введению налога на покупку валюты для россиян, к обязательной продаже части валютной выручки компаниями-экспортёрами. При этом уже до конца 2016 года резервные фонды РФ будут исчерпаны, золотовалютные резервы начнут тратиться, правительство станет активно занимать на внутреннем и внешнем рынке. Внутреннее потребление будет коллапсировать. При неблагоприятном развитии событий рубль к середине 2017 года может перейти в диапазон 130-150 рублей за доллар, инфляция составит 12-15% в год.

Сценарий №3 «Оптимистический». Он может состояться при активной регулирующей роли правительства и ЦБ. Некоторое ухудшение экономической динамики в начале года заставит парламентариев и правительство скорректировать бюджет, открыв дорогу к приватизации госкорпораций, недвижимого имущества, казённых и дочерних предприятий, долей государства в уставных капиталах отечественных и зарубежных компаний. Одновременно будет дан зелёный свет малому и среднему бизнесу, который получит налоговые послабления (каникулы), льготные кредиты и правительственные гарантии. Президент РФ лично возглавит борьбу с коррупционерами, посадит за решётку нескольких своих зарвавшихся друзей. В правительстве, в рядах местных властей, судебных и правоохранительных органах произойдёт чистка. Существенным образом изменится предпринимательский климат и уровень доверия в обществе. Медленно, но верно станет сжиматься серый сектор экономики. К 2017 году, после выборов нового состава Госдумы, станет нарастать деловая активность и конкурентоспособность российских товаров, возрастёт на 4-5% экспорт. Динамику роста может сильно повысить избрание на пост президента США Дональда Трампа, который обещает наладить отношения с Владимиром Путиным и Россией.

Рубль к концу 2016 – началу 2017 года укрепится до 50-55 рублей за доллар с перспективой ревальвации к концу 2017 года до 47 рублей за доллар (при нефтяных котировках в 55-58 долл. за баррель в среднегодовом исчислении).

Естественно, сценарий №3 был бы наиболее приемлемым для Владимира Путина, который пойдёт в 2018 году на выборы. А уже после своего очередного избрания Владимир Владимирович мог бы осуществить и пенсионную реформу, за которую он так и не решился взяться в 2012-2013 гг.

Минэкономразвития подготовило прогноз долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года. В документе представлено три сценария развития: консервативный, инновационный и форсированный.

Минэкономразвития подготовило прогноз долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года. В документе, опубликованном на официальном сайте ведомства, представлено три сценария развития: консервативный, инновационный и форсированный, передаёт корреспондент .

Согласно прогнозу, развитие российской экономики в долгосрочной перспективе будет определяться такими основными тенденциями как изменение динамики мировой экономики и спроса на углеводороды, усиление зависимости платёжного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата, исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста, необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях, начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров, усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы и энергетических издержек.

С учётом этого, долгосрочное социально-экономическое развитие страны будет зависеть от степени реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах; интенсивности инновационного обновления обрабатывающих производств и динамики производительности труда; модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры; эффективности государственных институтов; интенсивности повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса; степени интеграции евразийского экономического пространства и других факторов.

Консервативный сценарий в прогнозе характеризуется умеренными (не более 3,2%) долгосрочными темпами роста экономики «на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах».

Модернизация экономики при таком сценарии ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. «Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 1,3% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная система — 5,1% ВВП). Расходы на здравоохранение к 2030 году вырастут до 6,2%, в том числе за счёт бюджетной системы до 4,9% ВВП. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран», — говорится в документе.

Среднегодовые темпы роста ВВП при консервативном сценарии оцениваются на уровне 3,2% в 2012-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году всего в два раза, реальные доходы населения возрастут в два раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на «создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса».

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

«Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование — соответственно до 6,3 и 7,0% ВВП (в 2010 году — 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 3,0% ВВП в 2020-2030 годах, что сопоставимо с параметрами развитых стран», — говорится в прогнозе.

При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоёмкость ВВП по отношению к 2010 году снизится в 2020 году на 26%, в 2030 году на 46%, производительность труда возрастёт в 2020 году в 1,6 раза по отношению к 2010 году и в 2030 году — соответственно в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1% в 2013-2030 годах без учёта эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике.

При указанных предпосылках российская экономика будет развиваться быстрее мировой, и её доля повысится с 3,8% в 2010 году до 4% в 2020 году и до 4,3% мирового ВВП к 2030 году. По размеру экономики Россия переместится с шестого места в 2011 году на пятое место в 2014 году. Экономика России в 2021 году превысит размер экономики Германии. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счёта, который достигается за счёт существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

«Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Уровень доходов на душу населения (ВВП на душу населения с учётом раунда сопоставлений покупательной способности 2008 года) возрастёт с 57% от уровня Еврозоны до 75-77% в 2020 году и 95-100% в 2030 году. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире», — отмечается в документе.

Рост экономики при этом будет опираться на активные социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса и «креативных созидательных» слоёв общества. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.

Целевой (форсированный) сценарий разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах президента от 7 мая 2012 года по созданию и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличению объёма инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года, увеличению производительности труда в 2018 году в 1,5 раза.

Кроме того, сценарий предполагает реализацию мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,4%, что позволит увеличить долю России в мировой экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году. Сценарий предполагает более интенсивный приток капитала. При этом сальдо счёта текущих операций на протяжении всего прогнозного периода будет находиться в отрицательной области, что повышает уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.

Дополнительно сценарий предполагает более благоприятные демографические тренды. К 2030 году численность населения достигнет 150,5 млн человек против 141,3 млн человек по консервативному сценарию. Численность трудоспособного населения сократится в меньшей степени.

Во всех основных сценариях предполагается умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном выражении в 2016-2018 годах). Цена на нефть Urals в 2020 году достигает 116 долларов США за баррель, в 2030 году — 164 долларов США за баррель. Это означает, что в реальном выражении цена на нефть в 2013-2030 годах будет находиться в диапазоне 90-110 долларов США за баррель (в ценах 2010 года). Цена на газ при экспорте в дальнее зарубежье в реальном выражении в среднем оценивается в 340 долларов США за тысячу кубометров, что превышает уровень 2010-2011 годов.

Вместе с тем, в прогнозе отмечается что «риски снижения цен на газ, особенно в среднесрочной перспективе, выше, чем риски снижения цен на нефть, что может значительно изменить условия сценариев развития российской экономики».

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption В ближайшие два года доходы населения будут слабо расти, что несколько поддержит спрос, считают эксперты

В ближайшие годы России практически гарантированы положительные, но низкие темпы роста, говорится в прогнозе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России и Института Гайдара.

"Со второй половины 2016 года в экономике началась фаза циклического подъема, который продолжится в следующие два года", - говорится в докладе экономистов.

Основное влияние на российскую экономику продолжат оказывать цены на нефть, в зависимости от них экономисты разработали два сценария развития ситуации на 2017-2018 годы.

Image caption Авторы прогноза исходят из того, что в России не будет реализована ни одна из программ реформ

Эксперты подчеркивают, что быстрые темпы роста ВВП и доходов населения в отсутствие реформ возможны только в случае, если цены на нефть будут постоянно расти и вновь превысят 100 долларов за баррель. По мнению экономистов, такой сценарий в целом маловероятен.

Однако если цены на нефть вновь начнут расти, это лишь увеличит шансы на кризис в будущем, так как власти, скорее всего, отложат реформы.

Базовый прогноз: рост цен поддержит рубль и доходы

Этот прогноз предполагает, что нефть российской марки Urals будет стоить около 50 долларов за баррель в 2017 году и 60 долларов в 2018 году. По мнению экспертов, это отражает динамику нефтяного рынка в последние годы. Однако это существенно ниже, чем в докризисные годы.

Сравнительно высокие цены на нефть приведут к росту российской экономики на 1,4% в этом году и на 2,2% в 2018 году.

Image caption Сравнительно высокие цены на нефть обеспечат низкую безработицу и более высокие доходы населения

Экономисты также ожидают небольшого роста промышленного производства, инвестиций и товарооборота.

Реальные располагаемые доходы населения, то есть те доходы, которые остаются у людей на руках после обязательных платежей, вырастут при этом сценарии в этом году на 1,5%, а в 2018 году - на 2,7%. В 2016 году доходы упали на 4,3%.

Инфляция приблизится к целевому показателю ЦБ в 4%. Согласно прогнозу, в 2017 году цены вырастут на 4,6%, а в 2018 году инфляция снизится до 4,2%.

При этом рубль будет укрепляться в ближайшие два года. В 2017 году средний курс доллара составит 60,9 рубля, а в 2018 году - 57,3 рубля.

Консервативный прогноз: падение рубля в 2018 году и слабый рост ВВП

Консервативный прогноз экспертов предполагает, что нефть российской марки Urals в ближайшие годы будет стоить около 40 долларов за баррель. Подобный сценарий заложен при расчете федерального бюджета на ближайшие три года.

При этом сценарии российский ВВП вырастет на 0,6% в 2017 году и 1,7% в 2018 году. Небольшой рост ожидает также промышленное производство и инвестиции.

Реальные располагаемые доходы населения при консервативном сценарии в этом году вырастут лишь на 0,9%, а в следующем - на 1,6%, прогнозируют экономисты.

Image caption Более низкие цены на нефть приведут к еще более слабому росту экономики России

При консервативном сценарии инфляция в 2017 году составит 4,9%, а в 2018 году - 4,5%. Это чуть выше, чем при сценарии с высокими ценами на нефть.

При этом сценарии рубль в этом году будет укрепляться к доллару. Если средний курс доллара в прошлом году составил 67,1 рубля, то в 2017 году доллар снизится до 64,8 рубля. Но в 2018 году эксперты прогнозируют новый отскок: средний курс доллара составит 66,3 рубля на фоне сохраняющихся на низком уровне цен на нефть.

Банк России переписал сценарии развития российской экономики. Новый оптимистичный сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60 долл./барр. в 2016 году. В предыдущем докладе такие цены закладывались в стрессовый сценарий

Банк России (Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС)

В пятницу, 11 сентября, Центральный банк представил новые сценарии развития российской экономики — они были опубликованы в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы». Регулятор уменьшил количество сценариев с шести до трех, причем новый оптимистичный сценарий оказался близок к стрессовому сценарию из предыдущего доклада, опубликованного в ноябре 2014 года. Единственное, что остается неизменным, несмотря на заметное ухудшение прогнозов, — намерение регулятора добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%.

Развитие российской экономики и денежно-кредитная политика регулятора на протяжении следующих трех лет будут определяться в основном внешними факторами, следует из опубликованного доклада. Основной — цены на нефть. При этом все сценарии предполагают «сохранение санкций и действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров», а также продолжение консервативной бюджетной и тарифной политики, говорится в документе.

Базовый, скорее, пессимистичный сценарий

Базовый сценарий, разработанный Центральным банком, предполагает сохранение среднегодового уровня цен на нефть марки Urals около 50 долл./барр. в течение всего трехлетнего периода. «При таких ценах темпы роста российской экономики останутся слабоотрицательными в 2016 году, а затем будут постепенно восстанавливаться», — отметила в ходе пресс-конференции по итогам заседания совета директоров председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По прогнозам регулятора, при реализации базового сценария в этом году ВВП сократится на 3,9-4,4%, в следующем — на 0,5-1% и начнет расти в 2017 году. ЦБ ожидает перелома негативной тенденции в экономике России во второй половине 2016 года, заявила Набиуллина. «В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время», — сказала она. А сохранение сдержанной динамики внутреннего спроса относительно стабильной курсовой динамики и инфляционных ожиданий приведет к тому, что инфляция в следующем году снизится уже до 5,5-6,5%, уверен ЦБ.

Предыдущий базовый сценарий Центрального банка, опубликованный в ноябре 2014 года, исходил из того, что среднегодовые цены на нефть в 2015 году составят $95, рост ВВП будет равен нулю, а инфляция достигнет к концу года 6,2-6,4%. Прогноз с реальностью не совпал: пока среднегодовые цены на нефть составляют около 55 долл./барр. ВВП, по оценкам Минэкономразвития, сократится на 3,3%. Сам ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2015 год до 13%.

Новый базовый сценарий ЦБ близок к прогнозам Минэкономразвития, о которых 25 августа рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр. До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1-2% (было 2,3%). Цена на нефть, по новому прогнозу Минэкономразвития, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70).

Основной сценарий Центрального банка можно назвать «реалистичным и даже, скорее, пессимистичным», говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Еще месяц назад сценарий, который ЦБ закладывает как базовый, все считали пессимистичным. Регулятор занял более осторожную позицию в отношении будущих событий, заложив геополитические риски на длительном промежутке времени, низкие цены на нефть и темпы роста экономики, а также высокие инфляционные ожидания», — говорит он.

Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин называет базовый сценарий ЦБ «осторожным». «Вместе с оптимистичным они создают вилку реалистичных прогнозов от ЦБ на следующие три года», — говорит он.

Стрессовый сценарий

Банк России в третий раз за год изменил параметры сценария, который он считает стрессовым. В ноябре прошлого года, когда цены на нефть были на уровне 75-80 долл./барр., регулятор впервые разработал стрессовый сценарий, предполагающий падение цен на нефть до уровня 60 долл./барр. Его вероятность регулятором оценивалась как низкая. «Цель этого — нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», — объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. В марте, когда цены на нефть опустились до уровня 55 долл./барр., регулятор решил пересмотреть параметры стрессового сценария, исходя из стоимости нефти 40 долл./барр. Сейчас «стрессом» ЦБ считает сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долл./барр. на протяжении трех лет.

При реализации стрессового сценария негативное влияние на экономику проявится «через сокращение доходов от экспорта, ухудшение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, снижение привлекательности вложений в российскую экономику для российских и внешних инвесторов, а также через ограничение возможностей по финансированию бюджетных расходов», говорится в опубликованном документе. В этих условиях спад ВВП в 2016 году может превысить 5%, а выход на траекторию роста экономики может произойти только в 2018 году, отметила Набиуллина.

Сценарий предполагает рост волатильности на финансовых рынках и возможное «резкое ухудшение курсовых и инфляционных ожиданий, которое существенно повышает инфляционные риски и риски для финансовой стабильности», говорится в докладе. По словам Набиуллиной, реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики, а для предотвращения рисков Банк России может использовать как меры процентной политики, так и валютные интервенции, заверила глава ЦБ.

Тихомиров считает сценарий, при котором цена на нефть будет ниже $40 за баррель в течение длительного периода, маловероятным. По его словам, в моменте цены на нефть могут упасть ниже 40 долл./барр., но вряд ли они останутся такими в течение года. «При низких ценах на нефть все нефтедобытчики столкнутся с серьезными трудностями, кто-то — с серьезными убытками. Тогда будет страдать не только экономика России, но и многих других стран. В таких условиях нефтепроизводители скоординируют свои действия для поддержки цен на нефть», — объясняет Тихомиров.

Сдержанный оптимизм

Оптимистичный сценарий Центрального банка предполагает постепенный рост цен на нефть марки Urals до $70-80 за баррель в 2018 году. В следующем году цены будут на уровне 60 долл./барр. «Улучшение внешнеторговых условий на фоне повышения цен на нефть определит нахождение реального курса рубля на более высоком уровне, чем в базовом сценарии», — говорится в докладе, однако конкретные прогнозы по курсу рубля не приводятся ни в одном из сценариев. Благоприятная курсовая динамика, снижение инфляционных ожиданий и умеренный рост потребительского спроса обеспечат замедление инфляции до целевого уровня 4% в 2017-2018 годах при более быстром снижении ключевой ставки Банка России, чем в базовом сценарии.

В то же время только при реализации оптимистичного сценария Центральный банк сможет постепенно вернуться к наращиванию золотовалютных резервов, которые в 2016-2018 годах будут расти на $15 млрд ежегодно. «В резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть», — объяснила глава ЦБ.

Даже при реализации оптимистичного сценария «экономика будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами», отметила Набиуллина, в очередно​й раз призвав к структурным изменениям в экономике. «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», — отметила глава ЦБ.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина:

«Во всех вариантах [развития событий] мы намерены добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%».

«Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала».

«В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время».

«Золотовалютные резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть».

«Мы не видим тренда на дальнейшее ослабление курса, у нас есть повышенная волатильность, в том числе​ связанная с повышенной волатильностью нефтяных цен».

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Р. Белоусов

СЦЕНАРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЮЮ ПЕРСПЕКТИВУ

В статье рассматриваются факторы развития российской экономики в долгосрочной перспективе. Анализируются риски и условия сохранения высоких темпов экономического роста на основе реализации конкурентных преимуществ. Определяются четыре возможных сценария долгосрочного развития, отражающие разное сочетание ключевых факторов роста.

Общий взгляд на 15-летнюю перспективу

При всей неопределенности долгосрочной перспективы можно выделить четыре группы факторов , которые хотя и имеют инвариантный характер, определяют общие траектории развития российской экономики на ближайшие 15 лет.

К этим факторам относятся:

эволюция сложившейся к середине текущего десятилетия экспортно-сырьевой модели экономики под влиянием прогнозируемых изменений мировых рынков сырья и капитала;

происходящие одновременно с эволюционными циклические процессы обновления накопленного имущества населения (5-7 лет), основных фондов (10-12) и базовыхтехнологий(15-20) вразличныхсекторах;

фундаментальныесдвигивресурснойбазеэкономики, включаятрудовыересурсы;

вызовы со стороны внешнего мира, определяемые уровнем глобальной стабильности и стратегиями мировых «центров силы» (США, ЕС, Китай, Япония); темпами глобализации производства, обращения и потребления; политикоэкономическими процессами на постсоветском пространстве, а также на основных направлениях экономической интеграции России в мировое хозяйство – европейском, южно-азиатском и дальневосточном.

Анализ инерционных траекторий под воздействием отмеченных групп факторов показывает, что уже в ближайшие десять лет России не избежать ряда локальных кризисов . Возникает своеобразная линия переломов тенденций и кризисных точек («узловаялиния»), расположение которых наосивремени обусловлено:

исчерпанием источников роста, в частности, возможностей увеличения темпов сырьевого экспорта более 10% в год. Как только темпы экономического роста снизятся до устойчивых 3-4% в год, а это может произойти уже в 20082010 гг., неизбежно проявятся накопленные в экономике дисбалансы, маскируемые сегодня высокими мировыми ценами на нефть;

развертыванием негативных демографических тенденций (старение населения), сокращение трудоспособного населения на 8-10% за каждое пятилетие после 2010 г. Для компенсации такого сокращения трудовых ресурсов потребуются темпы повышенияпроизводительности труда– неменее3-4% вгод;

вероятным усилением наметившихся негативных социальных процессов и дальнейшей деградацией социальной инфраструктуры (жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, среднего образования);

А.Р. Белоусов

качественным изменением условий конкуренции, вызванным не только открытием новых мировых товарных рынков, но и новыми процессами – глобализацией сферы обращения (торговли и финансов) и потребления;

необходимостью модернизации производственно-технологической базы инфраструктурных отраслей (электроэнергетика, транспорт), а также сельского хозяйства. Это либо потребует перераспределения ресурсов в экономике, либо приведет к расширению «кризисных зон»;

исчерпанием заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики, включая авиастроение, что грозит потерей имеющихся позиций на внешних рынках продукции этих отраслей;

сокращением к середине следующего десятилетия рентабельных запасов природных ресурсов (нефти, руд цветных металлов).

На «узловую линию», обусловленную экономическими факторами и существующими трендами, будет воздействовать также рост неопределенности , вызванный:

масштабной переструктуризацией мирового хозяйства: укреплением новых центров силы (Китай, Индия, возможно, – Бразилия и Индонезия);

новыми технологическими прорывами, базирующимися на научных открытиях 1990-2000 гг. в биологии, медицине, информатике, космических исследованиях, создании новых материалов и источников энергии, а также вызванными необходимостью ужесточения экологических требований;

изменением мировых экономических институтов, включая валютные курсы, механизмы хеджирования инвестиционных рисков, регулирования рынков факторов производства;

вероятным усилением «дуги нестабильности», охватывающей Южную, ЮгоВосточную и Центральную Азию, Ближний Восток, Балканы, Экваториальную и Северную Африку;

неустойчивостью политического и социально-экономического развития приграничных стран ближнего зарубежья, которые станут, с одной стороны, ареной развертывания противоречий глобализации и борьбы ведущих «центров силы» за контроль над экономическими ресурсами, с другой – новыми составляющими «дуги нестабильности».

Все это создает качественно новый формат социально-экономического развития России, резкоотличающийся иот1990-хгодов, иотпервого десятилетия2000-х.

Возникают новые риски и угрозы, связанные, прежде всего, с перерастанием локальных кризисов в системный, аналогичный тому, который Россия пережила в 90-е годы. Это может привести к нарастанию хаоса, потере управляемости и в конечном счете к распаду страны.

Другой возможный негативный сценарий – «новый изоляционизм» страны, сопровождаемый технологическим отставанием, экономической и социальной деградацией иусилением территориальнойисоциальной дифференциации.

Но одновременно появляются и новые «окна возможностей», связанные, с одной стороны, с растущим спросом на энергию со стороны «новых лидеров», с другой – с быстрым развитием мировых рынков товаров и услуг, где позиции России достаточно сильны (в частности интеллектуальных услуг). Достаточно емкий внутренний рынок, собственный потенциал технологических заделов, расширение возможностей технологического трансферта – все это создает условия для встраивания элементов российской промышленности в международные цепочки производства добавленной стоимости, втомчисле, на основеразвертываниявРоссии сборочных производств.

Значительным резервом развития является транзитный потенциал страны, обусловленный ее расположением между двумя мировыми «центрами силы» – Евросоюзом и Китаем, а также между Европой и странами Среднего Востока (коридоры «Запад – Восток» и «Север-Юг» с выходом на Иран и Индию). Существенно недоиспользуется также транзитный потенциал воздушного пространства, включая трансполярные трассы.

Ресурсом развития является и агропродовольственный потенциал России, которая располагает примерно 10% мировой пашни1 , в том числе значительной частью высокоплодородных черноземных земель.

В условиях усиления стратегической неопределенности обеспечение общей системной устойчивости и реализация новых возможностей предполагают:

в управлении – переход от рефлексивного ситуационного управления к проектному стратегическому, базирующемуся на реализации стратегических инициатив и долгосрочных проектов;

в экономике – капитализацию сравнительных преимуществ российской экономики в процессе ее интеграции в мировое хозяйство, прежде всего, в сферах энергетики, науки и высоких технологий, транзитного и аграрного потенциалов, т. е. превращение этих преимуществ в источники добавленной стоимости и объекты для инвестирования;

– в социально-политическом плане – достижение устойчивого «баланса» между властью (элитами) и обществом на основе согласования интересов различных социальных групп, легитимизации капитала и (с учетом специфики России) обеспечения социальных гарантий населению;

в области национальной безопасности – выработку военно-стратегической доктрины и соответствующих ей программ военного строительства и вооружений; создание южного, северо-кавказского и западного «поясов безопасности»; поддержание ресурсного и технологического ядра, обеспечивающего разработку и серийное производство современных систем вооружений;

в геоэкономическом аспекте – создание общего экономического пространства России, Казахстана, Украины и Белоруссии;

в финансовой сфере – обеспечение суверенности национальной валюты и формирование «рублевой зоны», опирающейся на экономические и военно-поли- тические ресурсы России;

в инфраструктурном плане – формирование надежной и эффективной энергетической, транспортной и информационной инфраструктур, сопряженных с инфраструктурами Европы и Азии.

Факторы долгосрочного развития

Особенность предстоящего 15-летнего периода – резкий рост неопределенности в развитии глобальных экономических процессов и одновременно усиление их качественного воздействиянаРоссию.

Основные источники глобальной неопределенности следующие.

Профиль глобализации: изменение расстановки сил и характер взаимоотношений в четырех странах: США – ЕС – Китай – Индия, их воздействие на общие «правила игры». Сохранит ли глобализация преимущественно универсалистский американо-центристский характер – или

1 По площади пашни (117 млн. га, 2003 г.) Россия уступает только трем странам – США, Индии и, незначительно, Китаю, апоплощадипашнина100 чел. населения(82 га) – Австралии, Аргентине, КанадеиКазахстану.

А.Р. Белоусов

возрастающая роль Китая и Индии приведет к формированию особой, азиатской модели глобализации?

Постоянная и плавная трансформация мировой финансовой системы. Приведет ли драматическое увеличение цен на углеводороды в первой половине текущего десятилетия, рост сбережений в странах Азии и одновременно «двойной дефицит» в США к потере устойчивости американской валюты и глобальному финансовому кризису?

Соотношение глобализации и контрглобализации, его влияние на национальную идентичность и конфликтность мировых процессов. Насколько устойчивой будет ситуация в странах – поставщиках энергетических ресурсов? Усилится ли экономическая мощь исламских государств, и каким будет характер их взаимодействия с другими глобальными игроками?

Влияние «дуги нестабильности» на распространение терроризма, оружия массового поражения, на военно-политическую обстановку, общую стабильность в странах Южной Европы, Евразии и Азии.

Воздействие демографических процессов (старение населения в развитых западных странах и «избыточность» трудоспособного населения в азиатских) на глобальную миграциюи системы социального обеспечения в развитых странах.

Создание и распространение новых технологий, включая технологии

«двойного назначения», их влияние на потребление традиционных ресурсов (в том числе углеводородного сырья) в разных регионах мира, а также на социальную и экономическую дифференциацию в разных странах.

В условиях растущей неопределенности цель долгосрочного прогноза – не определение параметров социально-экономического развития России, а качественный анализ «пространства возможностей», выявление условий оптимальной траектории развития. Другими словами, – разработка «типичных» (базовых) сценариев, в соответствии с которыми, учитывая весь комплекс внутренних и внешних факторов и устойчивых трендов, может развиваться российская экономика. Содержание этих сценариев состоит, прежде всего, в нахождении «точек насыщения» базовых процессов и смены их качества.

Такой подход предполагает следующую последовательность этапов построения прогноза.

1. Установление «рамок» долгосрочного развития и соответствующего им набора факторов социально-экономических процессов. Таких рамок три: внешняя, обусловленная глобальными процессами; внутренняя, связанная с устойчивыми демографическими и социальными процессами; внутренняя, определяемая трендами эволюционирования сложившейся модели российской экономики. (Эти тренды будут наиболее значимыми в предстоящие три-пять лет, затем их роль будет размываться.)

2. Анализ факторов, который включает основные тренды, наиболее существенные дляроссийскойэкономики; дополнительныевозможности; риски.

3. Определение механизма долгосрочного развития, позволяющего реализовать перспективные возможности.

4. Выделение «критических узлов», в которых наиболее вероятны перелом тенденций и качественные изменения в развитии социально-экономической системы, достигается совмещением «рамок» долгосрочного развития и наложением их на ось времени.

5. Каждый из критических узлов определяет «дерево возможностей»: иерархически-ориентированный граф, вершины которого соответствуют

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

критическим узлам, а ребра – альтернативным направлениям развития анализируемых процессов во времени.

6. Набор взаимосвязанных критических узлов и направлений формирует качественный базовый сценарий социально-экономического развития.

7. Количественные параметры базовых сценариев рассчитываются с помощью экономико-математических моделей.

На среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) параметры определяются на основе поквартальной балансово-эконометрической модели (345 уравнений, 449 переменных), на последующий период (2009-2020 гг.) – по балансовой модели долгосрочного прогнозирования, построенной на основе межотраслевого баланса, системы национальных счетовимоделей отдельных секторов экономики.

Управление и контроль . Наиболее значимые тренды:

Формирование новых моделей идентичности, в том числе на конфессиональной и региональной основах как реакция на глобальные процессы универсализации и размывания национальных суверенитетов. Новые модели идентичности могут повлиять на изменение конфигурации межстрановых альянсов и союзов.

Расширение рамок виртуальной реальности на основе распространения информационных (цифровых) технологий через СМИ и другие средства массовых коммуникаций. Появление технологий «контроля за сознанием» (control of mind). Нарастание риска ослабления демократических институтов гражданского участия и контроля. Усиление мощи транснациональных компаний (ТНК) и их роли в глобальных процессах, формирующее потенциальный конфликт между ТНК и национальными системами управления. Одновременно вероятна тенденция усиления суверенитета национальных государств в отношении стратегически значимых ресурсов развития, и на этой основе ожидаемое укрепление связи ТНК и национальных правительств, создание консолидированной мощи «национальных и региональных чемпионов».

Развитие сетевых структур в бизнесе и гуманитарной сфере, несущее вызов иерархически организованным политическим институтам. Повышение во внутриполитических процессах роли неправительственных организаций, имеющих выходвовнешниймир.

Усиление воздействия глобальных миграционных процессов (Азия – Европа) на социальные системы развитых странпенсионное обеспечение, социальное страхование, здравоохранение, общее образование.

Возникновение новых источников угроз со стороны сетевых террористических структур иоблегчение дляпоследних доступа квысокотехнологичнымвидам оружия.

Возможности для России:

– повышение роли как регионального лидера и гаранта стабильности на евроазиатском пространстве;

– экспансия капитала, подготавливающего условия для распространения экономического и гуманитарного влияния России в сопредельных странах;

– рост значимости культурного потенциала, возможное расширение востребованности русского языка для межнационального и межконфессионального диалога.

Риски для России:

– падение эффективности существующих механизмов и моделей государственного управления в результате экспансии глобальных бизнес-сетей, виртуальных технологий, деятельностиглобальныхнеправительственныхорганизаций;

А.Р. Белоусов

появление качественно новых стратегических вызовов, связанных с терроризмом, миграцией, гуманитарнойиэкономическойвнешнейэкспансией;

снижение уровня национального контроля за стратегически важными отраслями и сферамидеятельности(энергетика, транспорт, финансы) иресурсами;

усилениесоциально-экономическойдифференциациирегионов;

втягивание сопредельных центрально-азиатских и закавказских стран в глобальную «дугу нестабильности», вероятное распространение нестабильности на российскиерегионыКавказаиПоволжья;

размывание российской идентичности, сопровождаемое множественными

конфликтами, усилениемксенофобииинационализма.

Энергетические ресурсы. Мировые тренды 2 :

Рост спроса на энергию, примерно вдвое медленный, чем рост мировой экономики. Ожидается, что к 2020 г. потребление энергоресурсов возрастет примерно в полтора раза (по сравнению с 2000 г.), между тем как в предшествующее 20-летие оно увеличилось на треть. Мировые запасы органического топлива позволяют обеспечить этот рост.

Неизбежные сдвиги в региональной структуре энергопотребления. Основной прирост спроса на углеводороды (особенно на нефть) произойдет за счет динамично растущих азиатских экономик, прежде всего Китая и Индии, не имеющих собственных достаточных источников дешевой энергии. Для традиционных центров потребления энергоресурсов (ЕС, США) будут характерны низкий прирост спроса на углеводороды, связанный как с ускорением процессов энергосбережения, так и невысокими темпами экономического роста; сдвиги в энергетическом балансе в пользу экологически чистого топлива – природного газа.

Вероятно формирование и интенсивный рост новых мировых рынков энергоносителей, в частности сжиженного газа.

Ужесточение экологических требований (выбросы СО2 ) к производству и потреблению энергоресурсов. Это может существенно повлиять на размещение энергоемких производств (химии, металлургии) за пределами развитых стран. Кроме того, возможно некоторое сдерживание развития ядерной энергетики, главным образом, в Европе и США.

Наиболее жесткий баланс спроса и предложения будет складываться в отношении дешевой нефти. Высока вероятность того, что в целом мировая нефтедобыча достигла своего пика, и в пределах прогнозного периода возможен ее понижательный тренд. В ряде традиционных ареалов нефтедобычи и экспорта нефти (Ближний Восток, Западная Африка и др.), для которых характерны нестабильность, высокие политические и экономические риски, ограничения по нефти будут, вероятно, генерировать тенденции:

сохранения высоких цен на нефть, позволяющих вовлекать в разработку мелкие и труднодоступные месторождения;

обострения борьбы между мировыми «центрами силы» за доступ к месторождениям углеводородов и контроль за регионами их добычи и транспортировки;

интенсивных поисков заменителей традиционной нефти – вязкой нефти, нефтесодержащих сланцев и песков, а также производства синтетических топлива и водорода на базе природного газа, угля и, возможно, ядерной энергии (термохимическое разложение воды).

Конкуренция за доступ к источникам нефти и увеличение в энергобалансах

развитых стран доли природного газа приведут с высокой вероятностью к

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

формированию элементов глобальной системы энергетической безопасности, ужесточению «правил игры» на энергетических рынках. В частности, речь идет: о снижении политических и экономических рисков для потребителей энергии и инвесторов, вкладывающих средства в добычу и инфраструктуру; о расширении доступа производителей энергоносителей ко всем звеньям цепочки создания стоимости на основе использования первичных энергетических ресурсов.

Возможности для России:

увеличение роли в обеспечении стабильности энергоснабжения мировых центров силы и присутствия на мировых рынках энергоносителей. Расширение поставок углеводородов по следующим маршрутам: нефти – в восточном направлении (Китай, Япония), а также северному (Западная Сибирь – Баренцево море) с выходом в США; сетевого газа – в традиционных западном (ЕС) и южном (Турция, Израиль) направлениях, а также в страны АТР (Китай, Япония, Корея) с созданием в перспективе интегрированной системы газоснабжения и включением

в нее месторождений России, Китая, Брунея и Индонезии; сжиженного газа – в СШАистраныЮго-ВосточнойАзии(Япония, Корея, Китай).

Риски для России:

нестабильность мировых рынков энергоносителей может способствовать превращению России в сферу острого соперничества ведущих стран мира за контроль над энергоносителями;

отсутствие необходимых институциональных условий и запаздывание в создании соответствующей инфраструктуры не позволят России реализовать экспортный потенциал добычи углеводородов, что в свою очередь приведет к кризисным процессам в российском нефтегазовом комплексе.

Технологическое развитие . Согласно большинству прогнозов, в ближайшее 15-летие развитые страны перейдут к формированию нового технологического уклада, базирующегося на информатизации всех сторон жизни человека и общества; на создании глобальных производственно-технологических систем, охватывающих в едином информационном поле все стадии от формирования потребности и новых образцов продуктов до их утилизации.

Мировые тренды:

Интенсивное формирование нового технологического ядра современных экономических систем, включая:

использование новейших достижений генетики, информатики и нанотехнологий 3 в здравоохранении, позволяющих контролировать наследственность, изменять биологические свойства человека, продлевать активное долголетие;

охрану природы на основе безотходного производства в промышленности, сокращения вредных выбросов на транспорте и новых методов переработки ядерных отходов;

обеспечение доступа (в глобальном масштабе) широкого круга пользователей к современным способам сбора, хранения, мониторинга обработки и передачи всех видов информации в режиме реального времени;

появление материалов с новыми качественными характеристиками (пластмассы, волокна и металлы с заданными свойствами, специальные покрытия для режущих инструментов и металлов, применяющихся в особо агрессивных средах и др.).

3 Пример: фармакогенетика – изучение взаимосвязей между болезнями, генами, протеинами и фармацевтическими средствами – даст медицине новые инструменты ранней диагностики и лечения пациентов.

А.Р. Белоусов

Расширение цифровых технологий , охват ими всех сторон жизни человека и общества. Формирование цифровой модели мира и, вероятно, новой системы стандартов цифровых технологий. Одновременно – увеличение разрыва между богатыми и бедными странами в отношении доступа к современным инфокоммуникационным ресурсам (феномен «цифрового неравенства»).

Конвергенция технологий , связанная с реализацией принципиально новых возможностей, открывающихся в результате перекрестного использования информационных, био- и нанотехнологий.

Распространение новых технологий образования (включая непрерывное),

связанных с адаптацией человеческого фактора к новым технологиям и учетом тенденции старения населения в развитых странах. В сочетании с глобализацией рынка высокообразованной рабочей силы данная тенденция будет способствовать повышению технологических барьеров между развитыми странами и странами среднего уровня развития.

Распространение влияния ускоренного технологического развития на сферу потребления. На этой основе ожидается интенсивный рост «экономики знаний», базирующейся на: целенаправленном формировании новых потребностей; интеграции автоматизированного производства и торговли; новых формах конкуренции, основанной на инновационных процессах в сферах производства и обращения; на управлении исследованиями и разработками как составной частью процесса создания товара.

Расширение доступности новых технологий на основе глобального перетока интеллектуальных ресурсов, унификации систем образования, роста международной кооперации в сфере высоких технологий, региональной диверсификации высокотехнологичных производств ведущими ТНК. В то же время возможности использования новых технологий и получение соответствующего экономического эффекта будут определяться наличием соответствующей инфраструктуры и институциональных условий (национальных инновационных систем), а также инвестиций и качества «человеческого капитала». Это приведет, по меньшей мере, к сохранению качественной дифференциации стран по уровню технологического развития.

Размывание границы между фундаментальными и прикладными исследованиями – капитализация фундаментальной науки, формирование глобального рынка фундаментальных научных знаний.

Технологическое развитие процессов производства в традиционных сферах экономики на основе:

широкого использования информационных технологий как интегрирующего элемента глобальных систем организации производств, новейших схем логистики, систем комплексного автоматизированного управления производством, включая стадию проектирования и конструирования;

реализации новых возможностей использования гибких форм автоматизации, позволяющих в максимальной степени учитывать индивидуальные запросы потребителя;

развития глобально ориентированных специализированных производств отдельных узлов, компонентов, агрегатов с массовым характером производства

и высокой степенью автоматизации.

Глобальная конкуренция за установление новых отраслевых стандартов,

создание базовых продуктовых платформ в производстве и потреблении по широкому спектру новых направлений технологического развития. Усиление роли

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

международных стандартов качества и экологических принципов в организации глобальных производственно-территориальных систем.

Усиление воздействия новых технологий на управление и организационные формы бизнеса.

Возможности для России :

обладание уникальным сочетанием научно-исследовательского потенциала, высокотехнологичных производств, емких внутренних рынков. Это создает необходимые условия для использования преимуществ от распространения новых технологий; для формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции; модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

Риски для России :

отставание в сфере важнейших наукоемких технологий последнего поколения может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырье- вого придатка мирового постиндустриального ядра с постепенной потерей ею долгосрочных основ конкурентоспособности;

деградация технологического уровня традиционных отраслей, включая отрасли ТЭК, сделает невозможным наращивание экспорта минерально-сырьевых ресурсов – основы современного экономического роста страны;

дальнейшее замедление темпов технического прогресса в отраслях, обеспечивающих безопасность страны, создает угрозы разрушения ОПК, в том числе его экспортного потенциала.

Рынки вооружений. Мировые тренды:

Технологический скачок в развитых странах, сопровождающийся появлением на рынке нового поколения вооружений и военной техники (ВВТ):

принятие на вооружение истребителей пятого поколения F-22A и F-35 (США); интегрированных систем ПВО/ПРО театра боевых действий; разработка, принятие на вооружение и появление на рынках оружия, основанного на новых физических принципах, прежде всего лазерного;

комплексная автоматизация систем вооружения, создание интегрированных систем разведки и боевого управления, работающих в реальном масштабе времени на всех уровнях (от тактического до стратегического). Развитие разведывательноударных комплексов, интеграция всех боевых средств в единое информационное пространство;

повышение искусственного интеллекта систем вооружений: появление ударных беспилотных летательных аппаратов, роботизированных комплексов для решения отдельных задач, самоприцеливающихся боеприпасов тактического и оперативно-тактического назначения. Развитие экспертных систем поддержки принятия решений в ходе боевых действий;

качественное развитие средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в том числе средств противодействия, основанных на новых физических принципах (электромагнитный импульс). Интеграция радиоэлектронных и огневых средств веденияРЭБ;

создание и продвижение на рынки новых средств, обеспечивающих действия мобильных сил (военно-транспортные самолеты, конвертопланы, вертолеты, легкие танки, специальные транспортные средства, пехотное оружие, средства связи и управления).

Усиление международной интеграции процессов разработки, производства и продвижения на рынки военной продукции. Ожидаемые линии развития

А.Р. Белоусов

международного сотрудничества в разработке новых ВВТ: США – Великобритания (авиационная техника); США – Израиль (средства ПВО, высокотехнологичные вооружения); европейские страны (авиа- и бронетехника, европейская система ПРО).

Вероятно массовое появление на рынках вооружений предыдущих поколений ВВТ, имеющихся в развитых странах (истребители, средства ПВО, бронетанковая техника, дизельные подводные лодки).

Активизация действий по созданию современных ВВТ в Китае (тактические ударные самолеты, тактические истребители, крылатые ракеты, танки, системы ПВО, артиллерийские системы) и Индии (тактические истребители, вертолеты, тактические ракеты). Одновременно со стороны Индии и Китая возможен рост спроса на вооружение, обеспечивающее противостояние развитым странам: средства ПВО, вооружение для борьбы с авианосными ударными группами и др.

Рост спроса на вооружение для ведения боевых действий низкой интенсивности – стрелковое оружие, легкую бронетехнику, самолеты и вертолеты для контрпартизанских действий.

Рост рынка модернизации ВВТ предыдущих поколений во многих государствах

(Азия, Восточная Европа, Латинская Америка) в условиях недостатка средств.

Увеличение использования двойных технологий, включая «пороговые»

(биологические, химические и др.). Превращение систем спутниковой навигации и связи «в стандарт de facto» при оснащении военной техники.

Возможности для России:

ожидаемое расширение спроса на новые ВВТ, прежде всего, со стороны быстрорастущих азиатских стран, с которыми у России устоявшиеся отношения сотрудничества в данной области, возможностей кооперации с другими странами, позволяющей использовать и наращивать технологические заделы российского ОПК;

вывод на рынки новых видов российской техники: авиатехники, включая истребитель пятого поколения ПАК ФА; систем ПВО и оперативной ПРО, включая комплексные решения по прикрытию территории; ракетной техники, включая противокорабельные ракеты для поражения крупных надводных кораблей; кораблей и судов с динамическими способами поддержания; легкой бронетехники и др.;

участие в создании европейской региональной системы ПРО;

повышение спроса на современные российские оборонные технологии со стороны Индии и Китая в рамках развертывания ими собственного производства ВВТ;

повышение спроса на производимую в России недорогую или модернизируемую военнуютехникуивооружениядляведениялокальных войн, борьбы сповстанцами.

Риски для России :

вытеснение с традиционных рынков вооружения и военной техники при отсутствии возможности проникновения на новые рынки;

исчерпание технологических заделов и усиливающееся технологическое отставание как следствие формирования зависимости российских вооружений от импорта критически важных компонентов (прежде всего электронной техники).

Наступление этих рисков наиболее вероятно при совпадении во времени экспорта США истребителей нового поколения (F-35) и средств ПВО/ПРО; производства в Китае и Индии собственных вооружений, соответствующих требованиям этих стран и импорта современной военной техники из США, Израиля и ЕС; массового поступления на рынки техники из вооруженных сил США и ЕС, а также вооружений производства Китая и Индии; формирования