Ценовое и неценовое регулирование естественной монополии. Методы государственного регулирования естественных монополий

«Налоговый резидент РФ - это кто» — запрос такого типа довольно часто адресуют поисковым системам те, кто решил поподробнее узнать о российской системе налогообложения. Из нашей статьи вы узнаете о том, каким образом можно определить, является ли лицо налоговым резидентом и что дает гражданину этот статус.

Подтверждение статуса физическим лицом, которое признается налоговым резидентом

Если речь идет о конкретных налогоплательщиках, простому человеку бывает сложно понять: эти физические лица признаются налоговыми резидентами или нет. Непросто разобраться и с последствиями, которые влечет за собой этот статус.

Для начала давайте обратимся к определению, данному налоговым законодательством. Согласно п. 2 ст. 207 НК, налоговый резидент РФ — это физическое лицо, которое проводит суммарно на российской территории не менее 183 дней в течение года (календарного).

Следует отметить, что данное количество дней является именно суммарным временем за год, то есть даже если в течение этого срока гражданин на какое-то время покидал пределы России, но при этом сумма дней пребывания на территории РФ соответствует указанному выше лимиту, то физическое лицо признается налоговым резидентом РФ. Так как для определения наличия или отсутствия статуса резидента берется период, равный 1 календарному году, то и подтверждать его следует ежегодно (данное требование касается каждого налогоплательщика).

ВАЖНО! Согласно письму ФНС РФ «О порядке определения статуса налогового резидента РФ для гражданина РФ, осуществляющего трудовую деятельность за границей» от 11.12.2015 № ОА-3-17/4698@, россиянин может быть резидентом страны, даже если он не проживает в России в течение 183 дней в год, но при этом имеет постоянное место жительства на ее территории.

Иными словами, само по себе отсутствие гражданина в России более чем 183 дня в течение 12 месяцев не является безусловным основанием для утраты им статуса налогового резидента, если у него имеется регистрация на родине. При этом не имеет значения, находится ли жилье в собственности или россиянин пользуется им по другим основаниям.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ требуется в особых случаях. Производится оно по заявлению налогоплательщика, составленному в произвольной форме и поданному в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Такое подтверждение гражданами России используется для представления в иностранных государствах в целях избежания двойного налогообложения.

Различия в налогообложении резидентов и нерезидентов

Если физические лица являются налоговыми резидентами РФ, то это дает им право на особый порядок налогообложения на территории нашей страны. Уплачивать установленные на территории РФ налоги должно любое лицо, осуществляющее свою деятельность в пределах государства, независимо от прочих факторов. Но различия в вопросах налогообложения резидентов и нерезидентов весьма значительны.

Согласно ст. 209 НК РФ в список объектов налогообложения по НДФЛ — это налоговые резиденты РФ — входят доходы, полученные как от источников, расположенных на территории России, так и за ее пределами.

Важно отметить, что в этой сфере действует ряд дополнительных нормативных актов и международных договоров, призванных не допускать случаев двойного налогообложения. Однако в любом случае налоговый резидент должен отчитаться за полученный им за пределами РФ доход и доказать уплату налога иностранному государству в порядке, предусмотренном соответствующим международным договором/соглашением.

Нерезиденты же обязаны уплачивать налоги только за доходы, которые ими были получены от источников, расположенных на территории Российской Федерации.

Отличается также и установленный размер налоговой ставки для тех и других. К примеру, общая налоговая ставка по налогу на доходы физлиц для налоговых резидентов составляет всего 13% от размера дохода, и лишь в некоторых ситуациях ее размер может доходить до 35%, хотя число таких случаев весьма ограничено. Так, в соответствии со ст. 224 НК, налог на доходы физ. лиц в указанном размере взимается тогда, когда таковые получены в результате выигрыша в лотерею, розыгрыша призов, участия в игре или при иной подобной деятельности. При этом налог начисляется только на сумму, которая превышает 4000 рублей.

Для нерезидентов же налоговая ставка установлена в размере 30% вне зависимости от того, каким образом был получен доход.

  • Счета юридических лиц
  • Счета физических лиц
  • Счета (вклады) нерезидентов
  • Расчет резидентства на примере
  • Источники и ссылки
  • Источники текстов, картинок и видео
  • Ссылки на интернет-сервисы
  • Ссылки на прикладные программы
  • Создатель статьи

Развернуть содержание Резидент и нерезидент — это, определение Резидент — это физическое лицо, имеющее постоянную регистрацию страны, а также постоянно проживающее в данной стране, применительно Российского законодательства, в течение 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев, либо это юридическое лицо, либо организация, не имеющая статуса юридического лица, либо дипломатическое или иное официальное представительство, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящееся на её территории, либо за пределами.

Юридическое лицо в рф: как определить его статус – резидент или нерезидент

Для правильного расчета налогов и избежания двойного налогообложения необходимо установить резидентство. Поэтому вопрос о том, как определить, резидент или нерезидент юридическое лицо в России в 2018 году, имеет важный практический смысл.


Содержание

  • 1 Резидентство – что это такое
  • 2 Чем в РФ отличаются налоговые статусы
    • 2.1 Возможно ли определить резидентство по номеру банковского счета
    • 2.2 Возможно ли определить резидентство по ИНН
    • 2.3 Поможет ли КПП определить налоговый статус
    • 2.4 Как выяснить резидентство юридического лица на сайте ФНС РФ
  • 3 Виды юридических лиц – понятие, функции, примеры: Видео

Резидентство – что это такое В широком смысле под резидентством юридического лица понимается его принадлежность к налоговой системе определенного государства, пребывание на учете и выплачивание налогов.

Кто такой резидент и нерезидент рф

ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855. Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом? Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России. При определении налогового статуса (резидент или нерезидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в России.

Внимание

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом. Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является нерезидентом.


Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее.

Резидент и нерезидент

Инфо

НК регламентирует различные перечни налогооблагаемых доходов в зависимости от статуса резидентности гражданина. Читайте также статью: → «Плательщики НДФЛ в 2018: налоговые резиденты и нерезиденты».


Важно

Согласно действующему законодательству, право на налоговый вычет предоставляется только резидентами РФ. Поэтому, назначая и рассчитывая сумму налоговой компенсации, работодатель должен иметь исчерпывающую информацию о статусе резидентности работника.


Как определить резидентность Вопреки расхожему мнению, статус резидентности напрямую не зависит от наличия или отсутствия у лица гражданства РФ. То есть гражданин другой страны и лицо без гражданства (с двойным гражданством) может быть резидентом РФ, и наоборот, гражданин РФ может иметь статус нерезидента.
Критерии установления статуса резидента Главный критерий, позволяющий установить статус резидентности, - период нахождения лица на территории РФ.

Резидент и нерезидент (resident and non-resident) — это

Так, иностранная по коду компания может оказаться резидентом РФ. Поэтому данные необходимо дополнительно проверять по другим источникам.

к содержанию Поможет ли КПП определить налоговый статус КПП – дополнительный код из девяти цифр, который получают юридические лица в налоговой инспекции при постановке на учет. Это касается как резидентов, так и нерезидентов РФ. Главное его назначение – показать причину, по которой данная организация оказалась на учете в определенной налоговой инспекции.

Таких КПП у юридического лица может быть несколько и со временем они могут меняться: например, при смене адреса. Первые две цифры КПП представляют регион РФ, третья и четвертая – номер налоговой инспекции.

Как определить резидент или нерезидент

В вышеописанных случаях следует учесть следующее:

  • период обучения/лечения должен быть краткосрочным (не более полугода);
  • причину нахождения за рубежом необходимо подтвердить документально (договор с медицинским учреждением/учебным заведением, платежные документы, т.п.).

В случае нарушения приведенных условий, период пребывания за рубежом в расчете 183 дней не учитываются. Загранкомандировки новых сотрудников В настоящее время многие компания направляют своих сотрудников в командировки за границу. Как в таком случае определить период пребывания сотрудника в РФ и установить статус резидентности? Если в течение расчетного периода сотрудник пребывал за границей в целях служебной командировки, то определение резидентности для него осуществляется в общем порядке.

Резидент (право)

Определение статуса резидент и нерезидент РФ Экономический субъект является резидентом той страны, где находится его основное место жительства, независимо от его гражданства Содержание Резидент - это юридическое или физ. лицо, зарегистрированное в данной стране, на которое в полной мере распространяется национальное законодательство. Нерезидент - это юридическое, физлицо, действующее в одном государстве, но постоянно зарегистрированное и проживающее в другом.

Также это могут быть организации и организации, не являющиеся юр. лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, или находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства. Как правило, термин используется применительно к правам и обязанностям лиц в финансовых и налоговых правоотношениях.

Обязанности резидента Но, как и везде помимо прав существую и обязанности, они также установлены данным законом: — представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, в необходимых случаях; представление информации — вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; отчетность — выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Резидент или нерезидент как определить юридическое лицо

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет. Об этом сказано в письмах Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г.
Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в миграционной карте;

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Как узнать резидент или нерезидент юридическое лицо

Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице.

Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г.
РФ с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами – резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, и физическими лицами – нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте РФ с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В официальных документах Российского законодательства часто встречаются слова «резидент» и «нерезидент». Некоторые ошибочно считают, что понятия «резидент» и «гражданин» обозначают одно и то же. Это не так. Можно быть гражданином страны и не быть ее налоговым резидентом. И наоборот — резидент может не быть гражданином России.

Статья 11 Налогового кодекса России определяет, что налоговый резидент РФ — это физическое лицо, которое выполняет все требования налогового законодательства нашей страны. К налоговым резидентам относятся следующие категории налогоплательщиков:

  • граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания в нашей стране (кроме живущих постоянно за рубежом);
  • иностранцы, имеющие разрешение на постоянное пребывание в России (выдается работниками министерства внутренних дел);
  • иностранные граждане с видом на жительство в Российской Федерации;
  • иностранные работники, заключившие срочный трудовой договор с организацией, осуществляющей свою деятельность на территории России. Срок этого договора должен превышать 183 дня.

Таким образом, можно сделать вывод, что резидентом становится любое физическое лицо, проживающее и получающее доходы на территории России в течение 183 дней непрерывно в течение 12 месяцев. Существует исключение, когда этот период может прерываться без потери статуса резидента:

  • если резидент выезжает за пределы нашей страны для лечения на срок не более 6 месяцев;
  • выезд за границу на учебу сроком не более полугода.

Нерезидентом может стать и гражданин России, если он постоянно проживает в другом государстве.

Налогообложение резидентов РФ

Российским налоговым законодательством предусмотрена единая ставка налога на доходы физических лиц:

  • для резидентов она составляет 13 процентов;
  • нерезиденты оплачивают 30 процентов от дохода.

Разница в процентах существенная, а в цифрах выглядит очень внушительно.

Пример 1. Месячный доход физического лица составил 25 000 рублей в месяц. Резидент РФ заплатит в бюджет от этой суммы 3250 рублей (25 000 * 0,13 = 3250). И это в том случае, если он не имеет никаких льгот по налогообложению. При наличии стандартных налоговых вычетов сумма будет еще меньше.

Налог для нерезидента составит с этой же суммы дохода уже 7 500 рублей (25 000 * 0,3 = 7 500). И никакие льготные скидки ему не предоставляются. Разница в сумме налога составила 4250 рублей (7 500 - 3 250 = 4 250) в месяц. За год набегает очень приличная сумма.

Граждане России, постоянно проживающие и зарегистрированные на территории страны, являются налоговыми резидентами, если фирма их работодателя также является резидентом — зарегистрирована на территории Российской Федерации. НДФЛ резидентов РФ предусматривает ряд льгот:

  • стандартные налоговые вычеты на самого налогоплательщика;
  • вычеты на детей налогоплательщика: на первого и второго ребенка — 1 400 рублей в месяц, на третьего и последующих — 3 000 рублей ежемесячно.

Пример 2 . Синицина Ирина Сергеевна работает постоянно на фабрике в Московской области. Она гражданка России, зарегистрирована по месту жительства в поселке, где расположена ее фабрика. У нее двое несовершеннолетних детей. За месяц Ирина Сергеевна заработала 50 000 рублей.

На нее распространяется налогообложение резидентов РФ: 50 000 - 1 400 (вычет на первого ребенка) - 1400 (вычет на второго ребенка) = 47200 * 0,13 (процент налога на доходы для резидентов) = 6 136 рублей (налог на доходы с резидента РФ). Физические лица, не являющиеся резидентами РФ, с такого же дохода заплатят 15 000 рублей налога: 50 000 * 0,30 (процент налога на доходы для нерезидентов) = 15 000.

Подтверждение статуса резидента РФ

Чтобы пользоваться налоговыми льготами, надо убедиться в том, являетесь ли вы налоговым резидентом РФ, отвечает ли ваш статус всем тем условиям, которые необходимы для резидента. Налоговый резидент РФ — это законопослушный плательщик налога на доходы в казну нашей страны.

Если вы работаете по трудовому договору, то бухгалтер, оформляя справку , подтверждает, что в отчетный период вы являлись резидентом РФ, поэтому налоговая ставка НДФЛ составляет 13%. То есть, в большинстве случаев при получении налоговых вычетов вам не надо самостоятельно запрашивать подтверждение статуса резидента.

Налогоплательщикам, не являющимся гражданами России, а также некоторым категориям работников с российским гражданством, приходится получать подтверждение статуса резидента РФ.

Чтобы подтвердить статус налогового резидента РФ, необходимо обратиться в налоговую службу. Для этого надо составить заявление. Законом не предусмотрена специальная форма такого заявления, но перечень основных данных, которые надо отобразить в этом документе, всё же имеются:

  • кто просит выдать подтверждение (фамилия, имя, отчество полностью);
  • точный адрес заявителя;
  • год, за который требуется выдать подтверждение;
  • ИНН заявителя;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов;
  • способ контакта (телефон, электронная почта).

Вместе с заявлением необходимо представить копии трудового договора, документа, удостоверяющего личность заявителя. Предоставляется также таблица расчета времени нахождения заявителя на территории России (не менее 183 дней) с подтверждающими документами:

  • табель учета рабочего времени;
  • копии авиабилетов или других проездных документов;
  • справка с места работы и некоторые другие документы.

На рассмотрение заявления о выдаче подтверждения законом отводится 30 календарных дней. Но надо учитывать, что налоговая служба может выдать подтверждающий документ за текущий год не ранее 3 июля этого же года, когда подтвердится 183-дневный срок пребывания заявителя на территории России.

В современной экономической теории и практике существуют два основных метода регулирования естественных монополий: к ним можно отнести ценовые и неценовые методы. К неценовым методам регулирования естественных монополий относятся: 1 .Организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании); 2.Методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг));3.Ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов);4.Неформальные методы.

(Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

    ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

    неценовой метод - через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Кроме того, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту и сообщает через средства массовой информации о принятых решениях, в частности относительно введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов; о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; о применяемых методах регулирования в отношении конкретного субъекта. В свою очередь, субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

Виды и содержание неценовых методов регулирования естественных монополий. Раскроем содержание конкретных видов неценовых методов регулирования: ^ Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя. ^ Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам. ^ Выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию. Суть метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в отдельно функционирующую компанию со своим руководством и владельцем. Другая же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на рынок и конкурирует с другими производителями. ^ Ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегмента в рамках одной компании. Данный метод регулирования по своей структуре схож с предыдущим. Содержательный принцип двух методов одинаков: выделить естественно - монопольный сегмент, но во втором случае - не в отдельную компанию, а в отдельный субъект финансовой отчетности. Компания – монополист, имеющая раздельный баланс по определенным конкурентным и «чисто» естественно- монопольным сегментам, имеет ряд преимуществ перед просто разделенной компанией по сегментам. Эффективность состоит в том, что компания выступает как единая производственная система с уже отлаженной структурой «производство – сбыт». ^ Организация торгов за франшизу (франчайзинг) . Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями – претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т.д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства. Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем. ^ Обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т.д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности. ^ Ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности. ^ Неформальные методы. Неформальными следует считать те методы, которые основаны на реализации «неформальных правил», то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Применительно к изучаемой нами проблеме, это выражается в существовании неформальных методов неценового регулирования естественных монополий. Их действие принимает следующие формы: - административно – бюрократические (командно – административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной); - кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти; - реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях; - обременение естественных монополистов непрофильными функциями (чаще всего по «рекомендации» властных структур): дополнительные социальные нагрузки, поддержка определенных кандидатов и партий (особенно в период выборов), содержание СМИ и т.п. - выполнение крупнейшими компаниями – естественными монополистами, играющими важную роль на мировых рынках, политических задач, которые затрагивают интересы страны в отношениях с другими странами. Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются. Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых. Данная предпосылка является относительной в силу того, что требует множества изменений (социально - политических, экономических), которые происходят достаточно медленно.)