Причины возникновения преодоления отсталости развивающихся стран. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран

Клавдий Птолемей (ок. 87-165) - древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.

Важный труд Птолемея География представляет собой собрание знаний о географии всего известного античным народам мира. Птолемей был сторонником математической географии, и его сочинение представляет собой подробное руководство по составлению атласа мира, с указаниями точных координат каждого пункта.

В I книге Географии Птолемей обсуждает надежность определения относительных положений точек на Земле астрономическими методами и по измерениям расстояний на поверхности и оценкам путей, пройденных путешественниками. Он признает, что астрономические методы более надежны, но указывает, что для большинства мест нет иных данных, кроме счислений путешественников. Птолемей считает наиболее надежным взаимный контроль наземных и астрономических методов. Затем он дает четкие инструкции для построения карты мира на сфере (очень похожей на современный глобус), а также на плоской поверхности с помощью конической проекции или усовершенствованной сферической проекции. Остальные семь книг почти полностью состоят из списка названий различных мест и их географических координат.

Поскольку подавляющее большинство данных было получено путешественниками (ок. 120 н.э. их собрал воедино предшественник Птолемея Марин Тирский), атлас Птолемея содержит много ошибок. Вычисленная Эратосфеном почти правильная величина земной окружности была занижена Посидонием более чем на четверть, и это заниженное значение использовал Птолемей. Нулевой меридиан у Птолемея проходит через Канарские острова. Из-за преувеличенного путешественниками размера Азии получалось, что известный к тому времени мир протянулся более чем на 180° (в действительности на 130°). На 180-м меридиане его карты находится Китай, гигантская суша, простирающаяся от вершины карты до экватора. Отсюда следовало, что неизвестная часть азиатского континента тянется еще дальше, туда, где сейчас изображают Тихий океан. Таково было классическое, сохранившееся на века представление Птолемея о Земле как о сфере, уменьшенной на четверть по сравнению с действительным размером и покрытой сушей, занимающей 2/3 Северного полушария. Именно оно внушило Христофору Колумбу уверенность в том, что до Индии нужно добираться, продвигаясь в западном направлении.

Свою работу Птолемей сопроводил атласом из 27 карт: 10 региональных карт Европы, 4 карты Африки, 12 карт Азии и сводная карта всего известного к тому времени мира. Книга завоевала такой авторитет, что даже столетие спустя после путешествий Христофора Колумба и Магеллана, которые ниспровергли основные положения Географии, все еще выходили карты в стиле Птолемея. Некоторые из его ошибочных представлений настойчиво повторялись на картах 17 и 18 вв., а что касается внутренней Африки, то его карта печаталась даже в 19 в.

Географические карты создавались и совершенствовались в течение двух тысячелетий посредством измерений координат всё большего числа точек на поверхности Земли. «Белые пятна» между известными объектами заполнялись картинками по рассказам путешественников, а также рисунками с натуры. Постепенно карты становились всё подробнее и точнее. Вид Земли, её частей, местностей отражали рисунки, картины, схемы, чертежи.

Древнегреческие географы различали только две части света - Европу и Азию. К Европе в то время относили страны, расположенные к северу и западу от, к Азии - восточные территории. В период господства римлян на южном побережье Средиземного моря на картах появилось название третьей части света - Африка.

На рисунке 4 на с. 33 показана карта Эратосфена. Он создал её по своим представлениям о населённой части суши вокруг Средиземного (Внутреннего) моря: Южная Европа, и западная часть Азии. Для составления своей карты Эратосфен использовал координаты десятка точек. Меридианы на ней проведены не через равные промежутки, а через определённые пункты, например через Александрию, Карфаген. Так же проведены и параллели. Тем не менее сетка параллелей и меридианов позволила Эратосфену при помощи известных расстояний правильно показать взаимное расположение материков, гор, рек и городов.

Другой великий древнегреческий учёный Птолемей (II век н. э.) составил ещё более точную карту, использовав для этого географические координаты восьми тысяч точек. Его карты считались самыми лучшими в то время. На них было нанесено столько наземных географических объектов, что можно было подумать, будто суша занимает почти всю земную поверхность. Тем не менее подробные детальные изображения поверхности Земли у греков-мореходов ценились на вес золота. Точное изображение береговой линии для них было жизненно важно. Ведь корабли, уходившие в дальние плавания к неизвестным берегам, рисковали без правильной подробной карты разбиться о скалы и рифы.


Города, дороги и реки на древних картах

Не меньше моряков в точных картах нуждались и купцы, отправлявшиеся в заморские страны по торговым делам. Им необходимо было точно знать, где стоят большие города с богатыми ярмарками и базарами. Карты давали им нужную информацию. Такие населённые пункты - крупные центры торговли - были показаны на них: уменьшенными изображениями стен крепости, города или ворот. Число жителей на древних картах не указывалось.

Для путешественников всегда особую ценность представляла пресная вода.

Как известно, основной её источник - реки. Поэтому крупные водные артерии показывали на картах вместе с городами, расположенными на берегах. И всё-таки большинство карт того времени были неточными. Последователи Эратосфена, создавая их на основе слухов и приблизительных описаний путешественников, обозначали реки как вздумается, какими-нибудь извилистыми линиями, а то и вовсе показывали только направление течения. Поэтому точное расположение многих рек людям было неизвестно.

Водных путей в Средиземноморье того времени было куда меньше, чем караванных торговых дорог. Большинство купцов предпочитали перевозить свои товары по суше. Самые первые дороги были построены в IV тысячелетии до н. э. В государствах Древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Тракты с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, Ахеменидской империи.

Развитая сеть дорог была в Римской империи. В современной отдельные участки древних трактов сохранились до сих пор. Этому способствовало не только бережное отношение итальянцев к памятникам древней культуры, но и благоприятный климат.

Невозможно установить, когда человек составил первую карту. Известно только, что за много тысячелетий до нашей эры человек уже хорошо знал окружающую его местность и умел изобразить ее на песке или коре дерева. Эти картографические изображения служили для указаний путей кочевок, мест охоты и т. п.

По мере развития хозяйства и культурных потребностей людей расширялся их кругозор. Прошли еще многие сотни лет. Люди, кроме охоты и рыболовства, стали заниматься скотоводством и земледелием. Эта новая, более высокая ступень культуры нашла отражение и в рисунках-планах. Они становятся подробнее, выразительнее, точнее передают характер местности.

До наших дней сохранилось одно из древнейших изображений охотничьего угодья Северного Кавказа. Оно выгравировано на серебре примерно за 3 тыс. лет до н. э., т. е. около 5 тыс. лет назад. На рисунке изображено озеро и впадающие в него реки, стекающие с горного хребта. Тут же изображены звери, обитавшие в те времена на склонах Кавказских гор или в долинах.

Этот ценнейший памятник культуры древних жителей нашей страны был найден учеными при раскопках одного из курганов на берегу р. Кубани у г. Майкопа.

При рабовладельческом строе в античном мире составление географических карт достигло большого развития. Греки установили шарообразность Земли и ее размеры, ввели в науку картографические проекции, меридианы и параллели.

Один из самых знаменитых ученых древнего мира, географ и астроном Клавдий Птолемей, живший в г. Александрии (в устье р. Нила) во II в., составил подробную карту Земли, какой до него еще никто не создавал.

На этой карте изображены три части света - Европа, Азия и Ливия (так называли тогда Африку), а также Атлантический океан, Средиземное и другие моря. Карта имеет уже градусную сетку. Птолемей ввел эту сетку, чтобы более правильно изобразить на карте шарообразную форму Земли. Известные в то время реки, озера, полуострова Европы и Северной Африки на карте Птолемея показаны довольно точно.

Если сравнить карту Птолемея с современной, то нетрудно заметить, что местности, расположенные далеко от района Средиземного моря, т. е. известные Птолемею только по слухам, получили фантастические очертания.

Особенно бросается в глаза то, что Азия изображена не целиком. Птолемей не знал, где она кончается на севере и на востоке. Не знал он также и о существовании Северного Ледовитого и Тихого океанов. Африка продолжается на карте до Южного полюса и переходит в какую-то сушу, соединяющуюся на востоке с Азией. Птолемею не было известно, что Африка оканчивается на юге и омывается океаном. Не знал он и о существовании самостоятельных материков - Америки, Антарктиды и Австралии. Индийский океан Птолемей изобразил замкнутым морем, в которое невозможно пройти на кораблях из Европы. И все же в древнем мире и в последующие столетия, вплоть до XV в., никто не составил лучшей карты мира, чем Птолемей.


Древняя египетская карта золотых приисков, так называемый Туринский папирус. Карта представляет собой соединение планового рисунка с профильным. Это картографический прием, применявшийся до XVIII в. Горы показаны в профиль. В плане изображены: золотоносная жила; храм, состоящий из двух залов и примыкающих к ним комнат; поселок приисковых рабочих; бассейн для промывки руды.

Римляне широко пользовались картами в административных и военных целях; ими были составлены дорожные карты.

На протяжении средних веков достижения античной науки оказались надолго забытыми. Церковь вступила в жестокую борьбу с научными представлениями о строении и происхождении мира.

В школах преподавались небылицы о сотворении мира богом в шесть дней, о всемирном потопе, о рае и аде. Мысль о шарообразности Земли считалась церковниками «еретической» и строго преследовалась. Представление о Земле получило совершенно фантастическую форму. В VI в. византийский купец - монах Козьма Индикоплов изобразил Землю в форме прямоугольника.


Основным видом карт становятся грубые, далекие от действительности и лишенные научной основы «монастырские карты». Они свидетельствуют об упадке картографии в средневековой Европе. В этот период в Европе возникло множество небольших замкнутых государств. При натуральном хозяйстве эти феодальные государства не нуждались в связях с внешним миром.

К концу средневековья в городах Европы начинают развиваться торговля и мореплавание, расцветают искусство и наука.

В XIII-XIV вв. в Европе появляются компас и морские навигационные карты, так называемые портоланы.


На этих картах подробно и очень точно изображалась береговая линия, а внутренние части материков оставались пустыми или же заполнялись картинами из жизни населяющих их народов.

Эпоха великих географических открытий создала условия для подъема картографической науки: мореплавателям нужна была хорошая, правдивая географическая карта. В ХѴІ в. появились более правильные карты, построенные в новых картографических проекциях.

Карта Птолемея - карта мира и 26 специальных карт земной поверхности, которые прилагались к трактату «Руководство по географии » древнегреческого учёного Клавдия Птолемея… Трактат был написан около 150 года н.э. На картах перечислены около 8 000 городов и местностей с указанием их географических координат. Оригиналы карт утрачены, однако сам трактат был обнаружен на рубеже XIII и XIV вв. До эпохи Великих географических открытий Птолемей служил для европейцев основным источником географических сведений. На основе его описаний картографам эпохи Возрождения удалось реконструировать и утраченную карту мира. wiki

Картограф Ф. Берлингьери (Флоренция, са 1480):

Европа
(фрагмент Атласа Мира)

Атлас Мира

via berkeley.edu

Европейская Сарматия. Азиатская Сарматия. Сарматский океан. Чёрное Море. Азовское море. Россия. Рифейские горы. Река Дон / Танаис



via berkeley.edu

Россия (Сарматия)

Азиатская Сарматия. Скифия. Река Танаис / Дон. Гиперборейские горы. Чёрное Море. Азовское море. Колхида. Кавказ



via berkeley.edu

Картограф Николаус Германус (Флоренция, ок. 1450-1475 гг.):

от Балтийского моря до Черного моря

Европейская Сарматия. Азиатская Сарматия. Сарматский океан. Германия. Чёрное Море. Азовское море. Россия. Рифейские горы. Река Дон / Танаис

Старинные географические карты самых странных форм

Первые географические карты появились на Земле практически одновременно с возникновением у человека навыка рисования. Правда, это были не совсем карты, а их далекие прообразы, но ясно одно: как только человек начал передвигаться на большие расстояния, он стал пытаться осмыслить свое перемещение и, обладая природным пространственным чутьем, старался отобразить это в рисунках. Карты в более или менее привычном для нас виде появились намного позже, но тоже невероятно давно – еще до нашей эры.

Изначально «предки» карт выглядели как схематичные рисунки на стенах пещер, жилищ, древней посуде (например, тарелках), каменных плитах.

Например, эта «звездная» фреска, найденная археологами, была создана в древней Иордании и представляет собой, по версии ученых, космологическую карту. В центре расположен «известный мир», «первый океан», «второй мир» и «второй океан». С восьми точек, которые, скорее всего, символизировали острова, располагались «запредельный мир» и «небесный океан». Прямоугольник, расположенный внизу справа, по версии историков, к делу не относится – это чертеж какого-то здания (возможно, храма).

Самая древняя карта мира

Одной из первых сохранившихся карт, о которых известно ученым, считается древняя реликвия, найденная на территории Ирака. Эта карта, получившая большую известность и повлиявшая на представления людей о мире, была создана в Вавилоне.

Мир на ней изображен плоским, круглым, а центром его обозначен, как можно догадаться, сам Вавилон. Изображение, найденное на куске глиняной плиты, датировано VII веком до нашей эры.

Анаксимандр опередил свое время

Настоящий прорыв в области географии и картографии произошел, когда появилась карта, составленная Анаксимандром из Милета (610 – 540 г.г. до н.э.). Землю он представил себе в виде овала, который вытянут с востока на запад.

Анаксимандр, которого уважал и считал великим мудрецом сам Аристотель, был не только географом, но и астрономом. Он пытался сравнивать Землю с другими космическим объектами, а также много размышлял над происхождением Вселенной, придя к выводу, что она рождается, доходит до пика своего развития, погибает, а потом возрождается вновь.

Ни сама карта мира, нарисованная Анаксимандром, ни ее копии до наших дней не сохранились, но Геродот писал, что мир на ней древний ученый изобразил в форме барабана, вокруг которого расположен океан.

До наших дней дошли сведения и о карте Гекатея Милетского, жившего примерно в тот же период, но чуть позднее. Согласно ей, мир состоит из трех частей – Европы, Азии и Ливии. Все три «материка» располагаются вокруг Средиземного моря. Его карта была сделана на основе данных Анаксимандра.

Очень похоже изобразил такое представление о мире священник-энциклопедист Исидор Севильский в своем труде «Этимологии» (VII в.). В форме буквы «Т» изображено море, а буквой «О» обозначен океан. И здесь уже есть Африка.

Схематично и доступно: Т — море, О — океан. Историки называют такой тип карт «Т-О»

Отцом географии (собственно, он первый и ввел в употребление этот термин) считают Эратосфена, который во II столетии до н.э. написал трехтомный труд, который так и назывался – «География». В нем указывалось, что земля имеет форму шара, и данное утверждение ученый подтвердил своими математическими вычислениями. Увы, в своем первоначальном виде этот труд до современных ученых не дошел – о нем известно из пересказов римских авторов. Также не сохранилась и карта Эратосфена, однако она оказала неоценимое влияние на исследования географов средневековья.

Кстати, именно Эратосфен стал первым обозначать на картах меридианы – правда, эти обозначения еще не были столь точны. А еще именно он поделил мир на пять климатических зон.

Наиболее интересные древние карты

А вот такую карту создал в 400-х годах до нашей эры историк Геродот:

Карта Помпония Мелы – самого раннего римского географа, который создал научный труд «Описательная география», – делит Землю на пять зон, три из которых необитаемы. Мела считал, что южные земли нашей планеты недоступны северянам, поскольку их отделяет от умеренных широт засушливая территория невыносимой жары.

Как и многие предшественники, Каспийское море он считал заливом Северного океана. И это немудрено, ведь в 43 году, когда Помпоний Мела создавал свой труд, большая часть нашей планеты была не изучена.

Еще одна интересная находка, мозаичная карта, обнаруженная в Мадабе (Иордания) при археологических раскопках раннехристианского храма св. Георгия, представляет собой древний Иерусалим. Панно изготовлено примерно в VI веке. На нем изображены церкви и другие сооружения. Они показаны так реалистично, что современные ученые даже смогли их идентифицировать — например, хорошо виден расположенный в центре Храм Гроба Господня. По мнению ученых, это самая старая карта Святой Земли.

Карта Птолемея как ориентир для потомков

Огромный труд проделал великий ученый из Александрии Клавдий Птолемей. Примерно в 150 году он составил карту мира, к которой прилагалось еще около 30 отдельных, более детальных карт. Весь трактат назывался «Руководство по географии».

Птолемей обозначил расположение даже очень отдаленных зон – от Египта и до скандинавских земель и от Атлантики до Индокитая. Обнаружена эта реликвия была много веков спустя и долгое время, вплоть до эпохи географических открытий, являлась основным картографическим документом для путешественников и ученых. Впоследствии ее усовершенствовали.

Такие материки, как Азия, Европа и Африка, на доработанной карте стали более оформленными, а вместо Вавилона в качестве центра мира был указан Иерусалим.

Карта Птолемея разделена на равные части параллелями и меридианами. Средиземноморская зона и Ближний Восток изображены более или менее верно, но по мере удаления на юг знания Птолемея о других землях становятся более расплывчатыми. Например, Индийский океан он обозначает как внутреннее море, а неизведанная часть африканского континента на юге расширяется и окружает его, соединившись с Азией. Представлений об Антарктиде пока нет – это «неизведанная земля». Ну а Азия, по его мнению, была настолько огромной, что занимала даже ту территорию, на которой, как выяснилось много лет спустя, расположен Тихий океан.

Недавно Чикагский университет оцифровал все древние карты и опубликовал шеститомный труд по истории географии и картографии с пояснениями. Этот масштабный проект по древней картографии начали еще в 1980-х годах и, возможно, он еще будет дополняться новыми археологическими и историческими находками.

«Калининградский Государственный Технический Университет»

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

РЕФЕРАТ

По дисциплине « Глобальные проблемы человечества »

Тема: Проблема преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран

Выполнила студентка

Учебной группы 10-БУ

Демиденко Н.С.

Проверила

Гулина Т.С.

Калининград

2010

План

Введение

1. «Третий мир» - что это?

2. Полюс слаборазвитости в современном мире

3. Развивающийся мир - многоликий феномен

4. Долговая петля

5. Кризис, угрожающий перерасти в катастрофу

6. Перемещение эпицентра глобальной экологической проблемы

7. Милитаризация экономики

8. Миллиард неграмотных

9. Есть ли выход?

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В чем сущность глобальных проблем? Из всего многообразия глобальных проблем особо выделяется следующая совокупность: предотвращение мирового ядерного конфликта и прекращение гонки вооружений; преодоление социально-экономической отсталости развивающихся стран; энерго-сырьевая, демографическая, продовольственная проблемы; охрана окружающей среды; освоение Мирового океана и мирное освоение космоса; ликвидация опасных болезней.

При изучении глобальных проблем необходимо учитывать как общие закономерности развития исторических процессов (общие тенденции развития производительных сил, в том числе под воздействием научно-технической революции), так и действие социальных факторов развития – быстрого роста населения планеты, увеличения взаимовлияния государств.

В этом реферате мы подробнее рассмотрим проблему преодоления социально-экономической отсталости развивающийся стран.

1. «ТРЕТИЙ МИР» – ЧТО ЭТО?

В настоящее время, когда стала уменьшаться конфронтация между Востоком и Западом, приходит осознание того, что человечество подстерегают и другие опасности глобального характера. Многие ученые считают, что в проблемах стран «третьего мира» заложен взрывной потенциал, не уступающий по своей силе ядерному.

Интересен тот факт, что термин «третий мир» возник в 1960-х годах во Франции, в исследовательской группе демографа Альфреда Сови и социолога Жоржа Баландье, которые усмотрели сходство между государствами, добившимися независимости после Второй мировой войны и «третьим сословием», существовавшим во Франции до революции 1789 года. Тогда Национальная ассамблея (Французский парламент) формировалась из представителей трех основных социальных групп: дворянства, духовенства и так называемого «третьего сословия», которое во время Великой французской революции покончило со старым режимом.

Правомерность исторической аналогии может показаться сомнительной, однако термин прижился. Сейчас «третий мир» являет собой комплекс нерешенных социальных, культурных и демографических проблем, которые нельзя бездумно передать в наследство будущим поколениям.

«Третий мир» – весьма условная общность стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, составлявших в прошлом колониальную и полуколониальную периферию развитых капиталистических стран. Это понятие лишено, по мнению ученых и политических деятелей, какого бы то ни было конкретного социально-экономического содержания. Деление на «миры» – первый, второй, третий – условно. Не может быть и развития по «третьему» пути.

Для этой группы стран зарождение и обострение глобальных проблем имеет свою специфику, вытекающую из особенностей развития их культуры и экономики. И на первом плане стоит проблема унаследованной от колониального прошлого социально-экономической отсталости. В результате распада колониальной системы в мире появилось более 120 новых государств, в которых сосредоточено свыше половины населения планеты.

Эти страны, хотя и получили политическую независимость, продолжают испытывать последствия колониального прошлого, а в настоящее время и негативное воздействие политики неоколониализма.

При определении группы развивающихся стран или стран «третьего мира» мы будем придерживаться классификации, используемой в статистических изданиях специализированных организаций ООН, согласно которой страны мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой; развивающиеся страны; постсоциалистические и социалистические страны. Таким образом, в группу развивающихся отнесены более 150 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.

2. ПОЛЮС СЛАБОРАЗВИТОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

С одной стороны, в развивающихся странах сосредоточена большая часть населения планеты; их представители занимают большинство мест во многих международных организациях, прежде всего в ООН; на их территории сконцентрированы значительные запасы мировых природных ресурсов. С другой стороны, страны «третьего мира» производят немногим более 18% общемирового национального продукта; значительная часть их населения не имеет уровня доходов, соответствующего стандартам развитого мира.

В этих странах производится в расчете на одного жителя товаров и услуг в 13 раз меньше, чем в развитых государствах.

Сотни миллионов здесь голодают; ежегодно в развивающихся странах не получают медицинской помощи до 1, 5 миллиарда человек; детская смертность в большинстве из них выше, чем в развитых странах. Число неграмотных к 2000 году достигает 900 миллионов человек. Эти страны потребляют всего 1/5 мировых энергоресурсов. Только США потребляют энергии в 3 раза больше, чем весь «третий мир» (а в расчете на душу населения в 27 раз больше). Даже в такой относительно развитой стране как Бразилия производство энергии составляет 10% от производства энергии в США или Западной Европе (в расчете на душу населения).

Стремителен рост финансовой задолженности стран «третьего мира», к началу 1990-х годов превысившей 1 триллион долларов. Ежегодно развивающиеся страны только по долговым процентам выплачивают суммы, в 3 раза превышающие получаемую помощь.

В целом же большинству развивающихся стран присущи следующие характеристики: крайне низкий уровень развития производительных сил, неравномерность их социально-экономической и политической эволюции, узость отраслевого состава хозяйства, ведущее значение минерально-сырьевых отраслей, доиндустриальная структура энергобаланса и слабость электроэнергетики, кризисное состояние сельского хозяйства и острота продовольственной проблемы, сохраняющаяся зависимость от развитых капиталистических государств, огромная и все возрастающая внешняя финансовая задолженность. Важными особенностями являются также своеобразная территориальная структура хозяйства стран «третьего мира», особенности расселения и быстрый рост населения, гиперурбанизация, неграмотность, бедность и другие.

Можно было бы привести немало данных мировой статистики, свидетельствующих о кризисных тенденциях в развитии этой группы стран и внутри них. Однако острота региональных проблем является лишь составной частью мировых противоречий, затрагивающих жизненные интересы всего человечества.

Все существующие в мире типы обществ связаны между собой системой политических, экономических и культурных отношений. Мир, в котором мы живем, един. И определенная группа стран не может развиваться, идти по пути прогресса, в то время как другие государства испытывают все возрастающее экономическое давление. Ухудшение экономического положения развивающихся стран, несомненно, отражается на всем мировом сообществе: там, где существуют вопиющие различия в уровне жизни равных народов (соотношение доходов на душу населения в экономически развитых и развивающихся странах на протяжении последних 30 лет стабильно и составляет 12: 1), глобальная стабильность невозможна.

В этом заключается понимание всей важности проблемы социально-экономической отсталости развивающихся стран.

3. РАЗВИВАЮЩИЙСЯ МИР – МНОГОЛИКИЙ ФЕНОМЕН

отсталость, развивающаяся страна

В целом развивающиеся страны имеют довольно высокие темпы экономического роста за три десятилетия (1950-1980 год), их валовой внутренний продукт (ВВП) возрос в 4, 5 раза (в ценах 1970 года), доля в совокупном ВВП несоциалистического мира поднялась с 14, 4% до 18, 7%, и темпы их экономического роста были выше, чем в развитых странах, хотя в большей степени за счет темпов экономического развития «новых индустриальных стран».

На жителей стран «третьего мира» приходится: 18% общемирового ВВП, 28% мирового экспорта и только 15% потребления энергии, 30% потребления зерновых, 17% совокупных общемировых расходов на образование, 6% – на здравоохранение и 5% – на научные исследования.

Развитие освободившихся стран в последние годы сопровождается нарастанием противоречий. Темпы экономического развития стран «третьего мира» упали в 1980-х годах вдвое по сравнению с 1970-ми годами, и прекратилось возрастание доли этой группы государств в ВВП капиталистического мира. В период с 1980 по 1986 год снизилась доля развивающихся стран в мировом экспорте с 28, 7% до 19, 9% и мировом импорте с 22, 9% до 19, 0%. По данным ООН реальный доход на душу населения в целом сегодня ниже, чем он был в конце 1970-х годов.

Так в 1970-е годы Африка стала первым регионом, где в мирное время произошло снижение дохода на душу населения.

Все свидетельствует о том, что в 1980-е годы ситуация там продолжала ухудшаться. К Африке, похоже, присоединилась и Латинская Америка, где средний доход в 1986 году сократился почти на 1/10 по сравнению с 1980 годом (1980-е годы называют «потерянным десятилетием»). Латинская Америка, как и Африка, подходит к концу десятилетия с более низким душевым доходом по сравнению с началом 1980-х годов. Где еще могут проявиться силы, замедлившие в 1970-е и 1980-е годы экономическое развитие и изменившие на противоположную тенденцию роста дохода на душу населения двух регионов? Подобное может произойти на Индийском субконтиненте (Южная Азия), где проживает более 1 миллиарда человек, если там в ближайшее время не снизятся темпы роста населения.

Впрочем, развивающийся мир отнюдь не однороден в своем социально-экономическом развитии. Хозяйственный потенциал и результаты его реализации различны. Среди этих государств идет активная дифференциация, обусловленная неодинаковой обеспеченностью природными ресурсами и их освоенностью, величиной демографического потенциала, отсутствием выхода к морям и океанам наименее развитых стран, неодинаковой ролью в международном разделении труда.

В 1990-е годы выделяются, по крайней мере, три группы стран.

Около 40 государств и территорий по ряду критериев официально отнесены ООН к категории наименее развитых. В том числе страны Африки к югу от Сахары, Афганистан, Бангладеш, Лаос, Гаити и другие. Их отсталость выражается в полном или почти полном отсутствии современной обрабатывающей промышленности, крайне низком душевом доходе и фактической неспособности обеспечить необходимый минимум насущных потребностей быстрорастущего населения, во многих странах ее усугубляет отсутствие выхода к морю. В течение 1980-х годов темпы экономического роста этих стран сократились (в середине 1970-х – 3, 4%, в середине 1980-х – 2, 3% в год), производство продовольствия отставало от прироста населения. Государства этой группы отстают от развитого мира по всем основным показателям.

Вместе с тем, в «третьем мире» выделяются так называемые «новые индустриальные страны» (НИС): Аргентина, Египет, Бразилия, Мексика, Турция. Однако наиболее устойчиво в этой группе фиксируются Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея. (В типологии ИМЭиМО (Института мировой экономики и международных отношений) и других классификациях Турцию и Южную Корею все чаще относят к группе 120 экономически развитых стран.) На их долю приходится 4/5 всего промышленного производства и экспорта развивающегося мира. Цель их социально-экономического развития – наращивание производственного потенциала, создание диверсифицированной структуры экономики, развитие тяжелой индустрии. Экономические показатели НИС в основном соответствуют показателям промышленно развитых капиталистических государств.

Между этими двумя подгруппами находится основная и очень разнообразная группа «третьего мира». С одной стороны, в нее входят: Индия, Таиланд, Филиппины, Сирия, имеющие высокий статус даже в мировой системе отсчета. С другой стороны, такие страны, как Ангола, Гана, Замбия, которые близки по уровню развития к группе «наименее развитых».

Развивающийся мир – это многоликий феномен, который характеризуется различными явлениями и процессами в экономической, политической и социокультурной сферах. Большинству развивающихся стран присущи: острота ключевых проблем социально-экономического развития, разнородность структуры производительных сил (многоукладность экономики), зависимое положение в системе международного разделения труда (МРТ), сохраняющаяся сельскохозяйственная и минерально-сырьевая специализация, огромный внешний долг, а также бедность, быстрый рост населения и другие.

Несмотря на специфику «третьего мира» основным моментом остается его положение по отношению к процессам в системе развитого мира. На протяжении последних десятилетий разрыв в душевых доходах жителей развивающихся и экономически развитых стран составляет 1: 12. При сопоставлении данных по фактической покупательной способности национальных валют этих групп стран – разрыв даже возрастает (1980 год – 1: 6, 1985 – 1: 7, 5; по Крэйвису).

Отсталость развивающихся стран питает и воспроизводит их зависимость, а зависимость обусловливает и усугубляет отсталость. Степень зависимости может лишь ослабевать или усиливаться.

4. ДОЛГОВАЯ ПЕТЛЯ

Отметим проблему внешнего долга, который выравнивает перед странами-кредиторами и «новые индустриальные» (НИС) и наиболее отсталые страны мира. Именно НИС возглавляют список стран-должников. Но если по объему общий внешний долг всех африканских государств в целом примерно равен задолженности двух более развитых латиноамериканских стран (Бразилии и Аргентины – 200 миллиардов долларов на конец 1980-х), то для стран Африки он составляет свыше половины ее совокупного ВВП (для Латинской Америки – 45%, стран Азии – 25% ВВП). С 1970 по 1990 год общий внешний долг развивающихся стран увеличился с 75 миллионов до 1, 2 триллиона долларов. Большая задолженность развивающихся стран требует выплаты огромных процентов внешнего долга.

Политические деятели и ученые развивающихся стран выражают различные мнения по поводу роли помощи богатых стран.

Одни приходят к выводу, что экономическая помощь обеспечивает определенный рост ВВП развивающихся стран, но на нее нельзя полагаться как на «двигатель» прогресса. Скорее она является «смазкой» этого двигателя. Кроме того, получаемые из-за рубежа средства влияют на принятие таких стратегий развития, которые удовлетворяют тех, кто предоставляет помощь. По мнению других, займы и кредиты ничего не дают странам «третьего мира», для которых внешний долг стал непосильным бременем, сводящим на нет все усилия развивающихся стран по оживлению экономики. Рассчитанные на эту помощь экономические программы, реформы и преобразования не дают желаемых результатов, а только увеличивают сумму долга. Есть мнение, что насильственная экспроприация доходов бедных стран богатыми осуществляется путем увеличения процентных ставок. Так вся Латинская Америка ежегодно платит в виде процентов по долгу сумму, составляющую около 30 % всех их доходов от экспорта.

Другое мнение имеют ученые и политические деятели развитых стран. Они считают, что в проблеме отсталости виновны не только займы и кредиты, но и ошибки в экономической политике самих развивающихся стран, неумение правильно использовать эти кредиты. Можно согласиться с наличием тех и других причин существующего положения дел, в их числе колониальное прошлое, политика неоколониализма, кабальные займы, деятельность ТНК в развивающихся странах, ошибки в экономической политике.

5. КРИЗИС, УГРОЖАЮЩИЙ ПЕРЕРАСТИ В КАТАСТРОФУ

Решение экономических проблем развивающихся стран крайне осложняют исключительно высокие темпы ежегодного прироста населения этих стран. Продолжающийся «демографический взрыв» во многом определяет перемещение центра тяжести главных проблем в страны «третьего мира».

Широко распространено мнение, что с быстрым ростом населения связаны основные проблемы бедности и голода в развивающихся странах и что это ставит под угрозу социально-политическую и экологическую стабильность огромных регионов мира. Ученые приходят к выводу о существовании сложной системы взаимосвязей роста населения с проблемами голода, жилья, безработицы, инфляции. Быстрый рост населения является лишь одной из причин обострения глобальной продовольственной ситуации.

Роль сельского хозяйства в экономике развивающихся стран велика и многообразна. При общей тенденции ее снижения в мире – многие развивающиеся страны до сих пор остаются аграрными по структуре хозяйства, при этом очень высока доля занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения (50%-60%). Сельское хозяйство не только обеспечивает трудовую занятость основной массы населения и дает ему средства к существованию, за счет экспорта сельскохозяйственной продукции происходят основные поступления валюты. Причем многие развивающиеся страны, несмотря на их сельскохозяйственную ориентацию, не обеспечивают себя необходимым продовольствием. Производство продовольствия в расчете на душу населения фактически сокращается. Основными причинами этого являются: низкий уровень производительных сил и технического оснащения сельского хозяйства в развивающихся странах, его архаичность, недостаточное использование минеральных удобрений, слабое развитие инфраструктуры. Большая внешняя задолженность и выплата процентов по внешнему долгу также лишают развивающиеся страны возможности модернизации сельского хозяйства.

Статистика этой трагедии ужасающая: каждую минуту гибнет 24 человека, причем 18 из них – дети. Практически в наши дни около 25% населения освободившихся стран голодают. Особенно много стран, где 40 и более процентов населения страдают от хронического недоедания в Африке (Чад, Сомали, Мозамбик, Уганда).

Но ухудшение продовольственной ситуации не ограничивается этим континентом. Доля недоедающих детей в Перу в период с 1980 по 1988 год увеличилась с 42 до 68%. В целом за период о 1980-1981 года по 1986-1987 год производство продовольствия на душу населения сократилось в 51 развивающейся стране, а увеличилось только в 48 странах (среди стран, по которым ФАО имело сведения). Общее число недоедающих при этом возросло с 460 миллионов до 512 миллионов человек.

Предполагается, что к концу столетия оно достигнет 1800 миллионов (по прогнозам МБРР – Мирового банка реконструкции и развития).

Развивающиеся страны испытывают серьезные затруднения в самообеспечении продовольствием. Их импорт зерновых в 1969-1971 годы составлял 20 миллионов тонн, в 1983-1986 – 69 миллионов, к концу столетия (по прогнозам) будет составлять 112 миллионов.

Основная причина голода кроется не в природных катаклизмах (неурожаи, засухи и другие), а в экономической отсталости развивающихся стран и неоколониальной политике Запада. Отсутствие в развивающихся странах необходимой инфраструктуры (портов, аэродромов, дорог, транспортных средств) осложняет своевременную доставку продовольствия в районы, пораженные голодом.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов мировая продовольственная ситуация не улучшилась. Около 60% мирового населения (в основном жители развивающихся стран) находятся за чертой продовольственного обеспечения, необходимого для нормального биологического функционирования организма. В большинстве стран «третьего мира» отмечается очень низкий уровень потребления продовольствия, и пока отсутствуют социально-экономические предпосылки для решения этой проблемы.

За последние десятилетия произошло заметное повышение порога бедности в развивающихся странах, тем не менее, около 40% населения этих стран живет в «абсолютной бедности», которая в отчетах МБРР определяется как обнищание, отягощенное болезнями, недоеданием, плохими жилищными условиями и неграмотностью. Масштабы нищеты неуклонно растут.

В 1985 году на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось всего 4% мирового богатства, а на долю 20% наиболее богатых слоев – 58%. По далеко не полным данным в 1989 году от 160 миллионов до 180 миллионов латиноамериканцев находились за «чертой бедности», а в Индии в 1987-1988 годы в таких условиях проживало 29, 2% населения (или 230 миллионов человек). Интересны следующие данные: американцы тратят 5 миллиардов долларов в год на специальную диету с пониженной калорийностью, а 500 миллионов жителей развивающихся стран постоянно недоедают, около 2 миллиардов человек пользуются водой, загрязненной патогенными организмами, более 1/2 человечества не имеют туалетов, отвечающих санитарным нормам.

6. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ «ЭПИЦЕНТРА» ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Можно проследить связь между социально-экономической отсталостью беднейших стран, быстрым ростом населения и деградацией природных систем жизнеобеспечения. Исследования последнего двадцатилетия и социальная практика показали, что «эпицентр» глобальной экологической проблемы постепенно перемещается в развивающиеся регионы, которые оказываются на грани экологического кризиса. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что эти опасные изменения в окружающей среде развивающихся стран включают в себя непрекращающийся рост городов, деградацию земельных и водных ресурсов, интенсивное обезлесение, опустынивание, нарастание стихийных бедствий. Естественные экосистемы развивающихся регионов чрезвычайно неустойчивы, подвергаются деградации быстрыми темпами и в значительных масштабах.

Немалое количество сельскохозяйственных угодий отчуждается в процессе промышленного строительства, добычи и разработки полезных ископаемых, развития инфраструктуры и прочих. При монокультурном сельскохозяйственном развития многих стран (Колумбия – кофе, Эквадор – бананы) к тому же активно сводятся лесные массивы, распахиваются пастбища, осушаются болота. С одной стороны, такие процессы создают предпосылки для развития, а с другой – ведут к ухудшению «качества» пахотных земель, усилению деградации традиционных экосистем.

К тому же леса вырубают для поставки на экспорт и используют в качестве топлива. По данным ФАО, более 2 миллиардов человек в странах Азии, Африки и Латинской Америки для приготовления пищи и обогрева жилищ используют преимущественно древесное топливо.

По данным ВОЗ, около 80% болезней в странах «третьего мира» вызываются загрязнением окружающей среды, в первую очередь неудовлетворительным качеством воды и отсутствием элементарной санитарии. А проблемы больших городов, их трущобных районов и многие другие проблемы? Экологическую ситуацию к тому же осложняет «выталкивание» экологически опасных отраслей хозяйства из развитых государств в страны «третьего мира».

Если развитые страны давно изучают допустимые пределы воздействия на природу, возможные последствия их нарушения и принимают меры, то развивающиеся страны заняты пока совсем другим, так как существуют ниже уровня бедности, и затраты на охрану окружающей среды представляются им непозволительной роскошью. Подобное противоречие подходов может привести к значительному ухудшению экологической ситуации на всей планете.

7. МИЛИТАРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Среди множества глобальных проблем проблема сохранения мира на Земле занимает исключительное место. Однако многие страны «третьего мира» заражены вирусом милитаризации. В период с начала 1960-х годов до 1985-го года их военные расходы в целом увеличились в 5 раз. Это можно объяснить тем, что в середине 1980-х годов в 56 развивающихся странах у власти находились военные режимы. Многие страны пострадали от военных переворотов и многочисленных войн. За 45 лет (с 1945 по 1990) можно насчитать до 120 войн и конфликтов, в которых погибло около 20 миллионов человек.

Идеологические конфликты, религиозные и этнические разногласия во всем мире и резкое увеличение экспорта оружия стали причинами роста военных расходов в странах «третьего мира». Еще в 1960 году сфера военной деятельности развивающихся стран составляла всего 1/10 от мировой, а в 1981 – уже 1/5. И рост ее продолжается.

Среди развивающихся стран военный сектор достигает наибольших размеров в государствах Ближнего Востока, Центральной Америки, на Африканском континенте. В последнем из указанных регионов быстро распространяющаяся милитаризация представляет особо тревожный факт, так как страны Африки менее всего могут себе позволить военные расходы.

За последние 25 лет постоянно возрастала международная торговля оружием, во многом как следствие милитаризации экономики стран «третьего мира», не имеющих собственной военной промышленности. Часто расходы на импорт оружия и военной техники превышают расходы на импорт продовольственных товаров, включая зерно. В 1980-е годы в десятку крупнейших импортеров оружия «третьего мира» входили: Египет, Сирия, Ирак, Индия, Ливия, Иордания, Саудовская Аравия.

Кроме экономического значения, милитаризация имеет важное политическое содержание. По мере того как военная машина разрастается в развивающихся странах, она все чаще присваивает себе власть в стране силой (военные перевороты).

При этом часто происходит уклон развития страны в сторону дальнейшей милитаризации экономики. Во многих развивающихся странах быстро растут также силы внутренней безопасности, несмотря на ухудшение экономического положения этих стран. Военные группировки применяют оружие в борьбе за власть, терроризируя при этом тот самый народ, который они теоретически должны защищать.

Часто вооруженные силы, например, в странах Африки, используются для подавления народных выступлений и пределах национальных границ, а не для отражения внешней агрессии, или для борьбы с оппозиционными правительству группировками.

Достаточно вспомнить лишь некоторые из длинного списка «горячих точек» планеты: Сомали, Эфиопия, Судан, Ангола, Мозамбик, Руанда, Ирак, Афганистан, Камбоджа и другие.

Таким образом, мы наблюдаем возникновение порочного круга, когда политические противоречия ведут к росту военных расходов, а те, в свою очередь, снижают военно-политическую стабильность в отдельных регионах и во всем мире.

8. МИЛЛИАРД НЕГРАМОТНЫХ

Одним из аспектов отсталости развивающихся стран можно также считать низкий образовательный уровень населения. В странах «третьего мира» в настоящее время насчитывается около 900 миллионов неграмотных взрослых жителей, среди которых большинство – женщины.

Грамотность имеет первостепенное значение для ознакомления с юридическими законами и правами и выходит далеко за рамки обучения чтению и письму. Поразительна также связь между женской грамотностью и уровнем рождаемости.

Мероприятия по улучшению положения женщин, расширению доступа к образованию, охране здоровья матери и ребенка, проведение политики планирования семей – не только улучшают качество жизни, но и представляют собой наиболее быстрый и эффективный способ снижения темпов роста населения. А это одна из первостепенных задач для развивающихся стран.

Последствия низкого уровня образования и профессиональной подготовки сказываются на уровне научно-технического прогресса и крайне ограниченном участии этих стран в создании и использовании мирового научно-технического потенциала. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) составляют лишь 0, 2-0, 3% ВВП, в то время как в экономически развитых странах этот показатель в 10 раз выше (2-3%). В 1983-1984 годы, в Африке на 10 тысяч жителей приходилось 10 ученых и инженеров, в Азии – 168, в Латинской Америке – 69. Этот же показатель для развитых стран составляет 293. При этом за последние 30 лет около 1, 2 миллионов высококвалифицированных специалистов эмигрировали из развивающихся стран (причем 70% в США и Канаду). «Утечка мозгов» («брейн-дрейн») также осложняет выполнение планов социально-экономического развития этих стран.

9.ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?

Можно еще долго продолжать список показателей, характеризующих степень социально-экономической отсталости стран «третьего мира». Однако хотелось бы затронуть еще один важный аспект.

Современные политические исследования показывают, что между экономической отсталостью и правами человека также существует прямая связь. Чем беднее общество, тем меньше оно уделяет внимания правам человека, куда мы относим и право человека на образование, социальное страхование, улучшение условий труда и качества жизни и прочие.

Например, в статье 27 Декларации прав человека говорится о том, что каждый человек имеет право принимать свободное участие в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научно-техническом прогрессе и пользоваться его плодами.

Но ведь для всего этого необходимо сначала обеспечить определенный уровень благосостояния. Человек и его семья должны иметь пищу, одежду, кров и медицинскую помощь, то есть то, что записано в статьях 25 и 26 той же Декларации прав человека.

А если человек недоедает или даже голодает, и у него нет жилья, то у него уже не возникает желания участвовать в культурной жизни страны, да и возможности такой нет. О каком же наслаждении искусством или литературой может идти речь, если в развивающихся странах около 900 миллионов человек – неграмотны.

Все приведенные в этой главе данные достаточно убедительно характеризуют страны «третьего мира» как полюс слаборазвитости в современном мире. Кризисные явления в экономике развивающихся стран оказались настолько глубокими и масштабными, что в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира их преодоление рассматривается мировым сообществом как одна из глобальных проблем.

Она проявляется в том числе в нехватке продовольствия, голоде, безработице, неконтролируемой урбанизации и росте трущобных зон вокруг городов, отсутствии элементарных условий жизни у большинства населения развивающихся стран, загрязнении окружающей среды, огромной финансовой задолженности, социальной напряженности (беспорядки и межэтнические войны), потоках беженцев и эмигрантов и других.

Все это отрицательно влияет и будет влиять в дальнейшем на экономически развитые регионы. Напротив, улучшение положения в развивающихся странах окажет благотворное воздействие на многие аспекты международной жизни, стабилизирует мировое хозяйство, ослабит социальную и политическую напряженность.

Главное, чтобы мировое сообщество осознало всю важность решения проблемы социально-экономической отсталости стран «третьего мира» и постаралось найти выход из создавшегося положения.

Существует множество прогнозов дальнейшего развития цивилизации от оптимистических до самых пессимистических, – большей частью предрекающих, что «третий мир» окажется в кризисной ситуации, которая будет иметь реальную тенденцию к глобализации. Познакомимся с одним из вариантов, на наш взгляд, реалистическим.

Подавляющее большинство развивающихся стран будет поддерживать усилия, направленные на преодоление гонки вооружений и установление нового мирового экономического порядка. Реализация принципа «разоружение для развития» станет предпосылкой для улучшения положения значительной части стран «третьего мира». Однако сохранятся регионы неустойчивые в военно-политическом и социально-экономическом отношении.

Новое политическое мышление будет завоевывать все более крепкие позиции, возможно локальные и региональные конфликты будут решаемы политическими методами.

Развивающийся мир улучшит свое экономическое положение, особенно – «новые индустриальные страны», число которых увеличится. Тем не менее разрыв в уровне социально-экономического роста между развитыми и развивающимися странами будет сохраняться. Увеличится промышленный потенциал большинства стран «третьего мира», и возрастет доля обрабатывающей промышленности в структуре экономики.

Все большее число развивающихся стран будет использовать достижения научно-технического прогресса, но будут и трудности, обусловленные отсутствием соответствующей научно-технической базы, недостатком квалифицированных кадров и другими.

Сложной будет и энергетическая ситуация, которая должна преодолеваться на основе комплексного использования как традиционных (нефть, газ, уголь), так и «новых» энергетических ресурсов (атомная энергетика, энергия солнца), а также энергосберегающих технологий.

Улучшится положение в аграрном секторе. В то же время нельзя исключить возможность катастрофических засух, подобных Сахельской в 1970-е годы. Остроту региональной продовольственной ситуации поможет уменьшить сочетание различных методов ведения хозяйства, в том числе и «зеленая революция».

Сохранятся негативные последствия «демографического взрыва», когда в ряде регионов темпы прироста населения по-прежнему будут опережать темпы прироста экономических и социальных показателей развития. Вместе с тем в большинстве стран развивающегося мира экстремальный демографический рост приблизится к завершающей стадии. Ухудшится ситуация в крупных городах, мегалополисы развивающихся регионов будут «расползаться».

Большие сложности в развивающихся странах и во всем мире будут с экологической ситуацией. Развитым странам понадобилось около 20 лет для включения механизмов стабилизации деградационных изменений естественной среды обитания человека. Развивающимся странам потребуется больше времени, так как сейчас осуществляется «перенос загрязнения» в эти страны, использование устаревшего оборудования и технологических схем. Сохранится острота дефицита водных и земельных ресурсов, а также процесса сведения лесов.

Но развивающиеся страны будут расширять деятельность по охране природы, в чем жизненно заинтересовано все человечество.

В настоящее время все осознают тот факт, что уже невозможно не принимать во внимание процессы, происходящие в «третьем мире», где проживает большая часть населения Земли.

Заключение

Таким образом, совокупность проблем отсталости, зависимости, многоукладности дает общую картину развивающихся стран. Как отмечал Р. Пребиш, «на периферии одновременно присутствуют и феномен зависимости, и тенденция к воспроизводству обездоленности и конфликтности, характеризующая слаборазвитость... Если бы вдруг исчез по мановению волшебной палочки первый феномен, все равно сохранилась бы названная тенденция». Экономика развивающихся стран отличается от промышленно развитых капиталистических стран, как степенью развития, так и моделью производства и распределения материальных благ.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема отсталости развивающихся стран: причины и последствия

отставание развивающийся страна преобразование

Причины отсталости . Причин отставания развивающихся стран от развитых несколько.

Прежде всего это аграрные страны. На их долю приходится свыше 90% сельского населения мира, но, как это ни парадоксально, они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.

Так, в 1967 - 1976 гг. сельскохозяйственное производство развивающихся стран выросло на 28%. Население же их за те же годы увеличилось на 33%. В 1980-2000 гг. посевные площади в мире расширятся на 4%, но население мира станет больше на 40%, и прирост дадут прежде всего развивающиеся страны.

Необходимо осваивать новые технологии, развивать промышленность, сферу услуг требует участия в мировой торговле. Однако у этих стран нет на это денег.

Дело в том, что в обмен на готовые промышленные изделия, услуги в области образования, науки, здравоохранения, строительства развивающиеся страны могут предложить лишь сырье и продукцию сельского хозяйства. В итоге оказывается, что ориентация на мировой рынок затрудняет решение проблем обеспечения продовольствием своих граждан.

Так, в Коста-Рике, Гватемале, Гондурасе с 1960 по 1980 г. поголовье скота удвоилось, но потребление мяса населением не только не увеличилось, а даже снизилось на 40%. Вместе с тем большой рост поголовья скота привел к вырубке огромных массивов леса с целью расширения площади пастбищ, чем был нанесен значительный урон природе указанных стран.

Еще одна причина отставания развивающихся стран - использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигания древесины и различного рода органики), которые, ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.

Известно, что в современном мире около 2 млрд. человек удовлетворяют свои потребности в энергии за счет использования традиционных источников, и эта цифра приходится именно на развивающиеся страны.

Доля традиционных источников в потребляемой энергии (в %): Бангладеш- 90, Нигерия- 80, Индонезия -65, Бразилия- 33.

К тому же следует иметь в виду, что само потребление энергии на душу населения в развивающихся странах незначительно. Для большей наглядности приведем такие цифры: развивающиеся страны, где проживает 3/4населения планеты, потребляют всего 1/6 производимой в мире энергии; в США на одного жителя используется энергии в 10 раз больше, чем в Бразилии, и в 300 раз больше, чем в Бангладеш.

Мешает преодолению развивающимися странами их отставания от развитых и такая причина, как полная зависимость от мирового рынка. То же, что в примере с продовольствием, сказать и о нефти. Даже несмотря на то что некоторые из этих стран обладают огромными запасами нефти, они не в состоянии полностью контролировать положение дел на мировом нефтяном рынке и регулировать ситуацию в свою пользу.

Стоило странам ОПЕК (организации главных экспортеров нефти) в разгар кризиса 1973 г. резко повысить цены на нефть, как развитые страны немедленно подняли цены на продукты промышленного производства. От этих изменений пострадали прежде всего развивающиеся страны. Подавляющему большинству из них пришлось покупать по высоким ценам и энергоносители, и готовую продукцию.

С тех пор начал быстро расти долг развивающихся стран развитым, который также служит препятствием на пути преодоления их отсталости.

Если в начале 70-х годов он составлял около 50 млрд. долл., в 1986 г.- 1 трлн. долл., то в начале 90-х годов превысил 1,31рлн. Этот долг лежит тяжелейшим бременем на экономике развивающихся стран. Ежегодные выплаты в счет задолженности составляют около 25% выручки от их экспорта.

Самые крупные должники - Бразилия, Аргентина, Мексика. На их долю приходилось в 1986 г. около 40% всего долга развивающихся стран. В середине 80-х годов эти страны только по процентам с задолженности должны были ежегодно выплачивать около 50% экспортных поступлений от продажи продовольствия, сырьевых ресурсов и др. Тяжелые долговые обязательства имеют также Алжир, Нигерия, Чили, Венесуэла, Индонезия.

Проблема выплаты долгов развивающимися странами стала одной из самых больных в современной мировой экономике.

Трудности развивающихся стран усугубляются их вовлечением в гонку вооружений.

С 1960 по 1985 г. численность их вооруженных сил выросла в 2 раза, в то время как ассигнования на социальные программы остались на прежнем уровне. После Второй мировой войны в мире резко возрос объем торговли оружием. С 1950 по 1980 г. он увеличился в 8 раз. Причем 3/4 экспорта оружия были предназначены для развивающихся стран.

Политическая нестабильность в этих странах, связанная прежде всего с низким уровнем жизни, постоянно порождает столкновения различных противоборствующих сил, и они нередко заканчиваются военными конфликтами. В войнах XX столетия погибло около 120 млн. человек; половина из них приходится на военные сражения, которые произошли после Второй мировой войны. За период после 1945 г. было около 150 войн, и 95% из них - в развивающихся странах.

Сегодня развитие страны невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое внимание к ним требует крупных финансовых затрат и, конечно, предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

Их затраты на образование, в расчете на 1 человека в 24 раза меньше, чем в развитых странах. Средства, выделяемые на научно-технические исследования и разработки в расчете на одного жителя, оказываются меньшими в 100 раз. Общие же затраты развивающихся стран на эти цели не превышают 4% от мировых затрат.

В конце 80-х годов количество научно-технических работников в них на миллион населения было в 8 раз меньше, чем в развитых странах.

Последствия отсталости развивающихся стран . Все большее число людей в мире осознает, что проблемы развивающихся государств стремительно выходят на авансцену истории. Судьба этих стран, как теперь становится очевидным, касается не только их самих. И дело не просто в сострадании, в невозможности не сопереживать их тяготы, в трудности смиряться с вопиющей социальной несправедливостью. Устранение отставания развивающихся стран необходимо всем, а том числе и самим развитым странам. Оно во многом и, пожалуй, даже в главном определяет судьбу человечества. Все глобальные проблемы современности тесно связаны с развивающимися странами.

Пожалуй, наиболее драматический, даже катастрофический, характер приобрела в развивающихся странах продовольственная проблема. Конечно, голод и недоедание существуют в мире давно. Уже в XIX - XX вв. многие миллионы жизней унесли вспышки голода в Китае, Индии, Ирландии, во многих странах Африки и в Советском Союзе. Но существование голода в эпоху НТР и перепроизводства продовольствия в экономически развитых странах Запада - это поистине один из парадоксов нашего времени. Он также порожден общей отсталостью и бедностью развивающихся стран, которые привели к громадному отставанию сельскохозяйственного производства от потребностей в его продукции. В наши дни «географию голода» определяют прежде всего самые отсталые, не затронутые «зеленой революцией», страны Африки и Азии, где значительная часть населения живет буквально на грани голодной смерти. Более 70 развивающихся стран вынуждены ввозить продовольствие.

Из-за болезней, связанных с недоеданием и голодом, недостатком чистой воды, в развивающихся странах ежегодно умирает 40 млн. человек (что сравнимо с людскими потерями за всю вторую мировую войну), в том числе 18 млн. детей. Не случайно изображенная на плакате Детского фонда ООН африканская девочка на вопрос: «Какой ты хочешь быть, когда вырастешь - отвечает лишь одним словом: «Живой!» Пандемия СПИДа - этой «чумы XX века» - также в наибольшей степени охватила самые бедные страны Тропической Африки.

С продовольственной тесно связана демографическая проблема развивающихся стран. Демографический взрыв оказывает на них противоречивое воздействие. С одной стороны, он обеспечивает постоянный прилив свежих сил, рост трудовых ресурсов, а с другой - создает дополнительные трудности в борьбе за преодоление экономической отсталости, осложняет решение многих социальных вопросов, «съедает» значительную часть их достижений, увеличивает «нагрузку» на территорию. В большинстве стран Азии, Африки, Латинской Америки темпы прироста населения обгоняют темпы производства продовольствия.

В последнее время демографический взрыв в развивающихся странах принял форму городского взрыва. Но, несмотря на это, численность сельского населения в большинстве из них не только не уменьшается, а возрастает. Соответственно увеличивается и без того огромное аграрное перенаселение, которое продолжает поддерживать волну миграций как в «пояса нищеты» крупных городов, так и за границу, в более богатые страны. Общее число беженцев во всем мире уже достигло 500 млн. человек, и основная их часть приходится на развивающиеся страны. В последнее время в поток экономических вливается все больше экологических беженцев.

С демографическим взрывом непосредственно связан и специфический возрастной состав населения развивающихся стран, где на каждого трудоспособного приходится по два иждивенца. Высокая доля молодых возрастов до крайности обостряет также многие социальные проблемы.

Прямую связь с продовольственной и демографической имеет и экологическая проблема. Еще в 1972 г. Индира Ганди назвала нищету самым страшным загрязнением окружающей среды. Действительно, многие из этих стран настолько бедны, а условия международной торговли для них так неблагоприятны, что зачастую им ничего не остается, как продолжать вырубать редкие леса, позволять скоту вытаптывать пастбища, допускать перенос «грязных» производств и т.д., не заботясь о будущем. Именно в этом заключается первопричина таких процессов, как опустынивание, обезлесение, деградация почв, сокращение видового состава фауны и флоры, загрязнение воды и воздуха. Особая ранимость природы тропиков только усугубляет их последствия.

По оценкам экспертов международных организаций, из-за нерациональных и архаичных способов ведения хозяйства в развивающихся странах ежегодно в 70-х годах терялось не менее 5 млн. га пригодных для обработки земель.

Во многих густозаселенных областях, где сложились древние очаги мирового земледелия, обширные пространства занимают ставшие бесплодными эродированные земли. Леса на них сведены, в том числе и на водоразделах, а это привело к обмелению рек и истощению запасов подземных вод. Рост численности сельского населения и ежегодное выпадение из сельскохозяйственного производства больших площадей приводят к тому, что картина использования земли в сельской местности нередко становится все более мозаичной и «лоскутной». При этом огромные ареалы плантаций многолетних культур, а кое-где и созданных на месте сведенных лесов пастбищ соседствуют с мелкими крестьянскими участками.

Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения военных конфликтов в этих регионах. В настоящее время в условиях целостного мира и стремительно возрастающей доступности современного оружия они могут иметь любые, в том числе и трагические, последствия для других стран и даже для всего человечества.

Ряд освободившихся государств располагает богатейшими минеральными и энергетическими ресурсами и в то же время имеет крайне узкую социально-экономическую базу для развития, исключительно низкий научно-технический уровень хозяйства. Глобальные энергетическая и сырьевая проблемы в значительной мере связаны с социально-экономическими процессами в этих государствах, их деколонизацией. Колос­сальные трудовые ресурсы в развивающихся странах используются крайне неэффективно в мировом производственном процессе, достижения современного научно-технического прогресса почти не коснулись подавляющего большинства этих стран.

Можно с уверенностью сказать, что решение глобальных проблем современности невозможно без преодоления отсталости развивающихся стран.

Бедственное положение развивающихся стран стало крупнейшей глобальной проблемой. Еще в 1974 г. ООН приняла программу, предусматривающую, чтобы в 1984 г. ни один человек в мире не ложился спать голодным. Тогда же было намечено к 2000 г. повысить долю этих стран в мировом промышленном производстве до 25%. Однако выполнить это не удалось.

Вот почему преодоление отсталости развивающихся стран по-прежнему остается чрезвычайно актуальной задачей. Главные пути ее решения заключаются в проведении коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества, в демилитаризации.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Географическое положение, история, население, народное хозяйство. Сравнение стран носит гипотетически характер. Франция - одна из ведущих мировых держав. Колумбия - одна из развивающихся стран Латинской Америки.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Москва: от Кремля до Мытищ. Москва и вечные вопросы. Транспорт - пульс Москвы. Проблема экологии. Глобализм процесса разрастания агломераций особенно нагляден на примере развивающихся стран.

    реферат , добавлен 21.04.2003

    Общая площадь Океании, ее административное устройство. Характеристика сельскохозяйственного производства. Причины отсталости социально-экономического развития региона. Энерговооруженность хозяйства государств Океании. Внешняя торговля стран региона.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Рождаемость как один из важнейших демографических показателей, определяющий, режим воспроизводства населения. Снижение брачности – одна из характерных тенденций для развитых стран. Методика определения показателя доли мигрантов в структуре населения.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Географическое положение и природные ресурсы стран Восточной Европы. Уровень развития сельского хозяйства, энергетики, промышленности и транспорта стран данной группы. Численность населения региона. Внутрирегиональные различия стран Восточной Европы.

    презентация , добавлен 27.12.2011

    Краткая характеристика стран юго-западной Азии: Турции, Ирана, Ирака, Сирии, Ливана, Иордании, Бахрейна, Катара, Омана. Географические данные, полезные ископаемые, климат, население, растительный и животный мир, политическое устройство стран региона.

    доклад , добавлен 24.04.2010

    Современное демографическое состояние социально-экономических систем в развитых странах. Повышение рождаемости в России. Причины невысокой рождаемости. Пособия по рождению детей. Варианты решения демографической проблемы и резервы повышения рождаемости.

    реферат , добавлен 28.09.2011

    Географическое и геополитическое положение Прибалтийского региона. Демографические особенности и размещение населения. Развитие хозяйственного комплекса, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность стран Балтии, проблемы и перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Соединённое королевство Великобритания является одной из наиболее развитых стран мира. Член "Большой восьмёрки". По затратам на научно-исследовательские работы стоит на 4-м месте в мире. Характеристика социальных и экономических ресурсов Великобритании.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2008

    Изучение региональных различий и проблем демографического развития Европы. Особенности формирования населения стран региона, процессов естественного движения в мезорегионах Европы. Анализ миграций и современного демографического положения стран Европы.

Вероятно, это главная глобальная проблема, т.к. она, в свою очередь, порождает некоторые другие глобальные проблемы, особенно в менее развитых странах — массовой бедности, низкой социальной защиты, международной конкурентоспособности. В развитых странах проблема экономической отсталости менее актуальна, однако и здесь большинство государств стремится ликвидировать свое отставание от стран-лидеров по уровню экономического развития.

Сущность экономической отсталости

Экономическая отсталость означает, что страна находится на более низкой стадии или ступеньке внутри стадии экономического развития по сравнению с другими, более развитыми странами. Проблема экономической отсталости существует очень давно. Пять тысяч лет тому назад, когда на территории современной России ее обитатели занимались преимущественно охотой и рыболовством, в Шумере и Египте уже существовало орошаемое земледелие и развитое животноводство, изготовлялись самые разнообразные орудия труда, была письменность. Наследовавшие этим цивилизациям Вавилон, Греция и Рим, древние Иран, Индия и Китай также демонстрировали более высокий уровень экономического развития по сравнению с остальными регионами мира. В Средние века уровень развития Китая и других восточных цивилизаций превосходил уровень развития Европы и России. Наконец, в наше время группа развитых стран численностью в три с лишним десятка существенно превышает по уровню развития остальные сто шестьдесят с лишним стран мира (см. 1.3).

Разрыв в уровнях экономического развития между странами и регионами мира будет существовать и в будущем. Если до сих пор в средних и крупных по размеру странах сохраняется (а, судя по всему, будет сохраняться и дальше) сильный разрыв в уровнях развития между областями, штатами, землями, то тем более он будут существовать между странами мира. Тем не менее большинство стран мира стремятся сократить или ликвидировать свое отставание, осуществляя модернизацию (см. 5.2).

Причины экономической отсталости

Каковы причины экономической отсталости большинства стран мира? Экономическая история ответит нам, что в странах, относимых ныне к менее развитым, переход к рыночной экономике (рыночной системе, капитализму) начался позже или проходил медленнее, чем в ныне развитых странах. Институциональная теория объяснит, что это произошло из-за отсталости их институтов (прав, традиций и обычаев, механизмов). Именно они порождают отсталые экономические отношения, а те — отсталую экономику.

Экономические системы — традиционная (докапиталистическая), социалистическая, рыночная (капиталистическая) — отличаются друг от друга прежде всего такими институтами, как формы собственности и самостоятельность экономических агентов. При капитализме, в отличие от традиционной и социалистической системы, доминирует частная собственность и высока самостоятельность экономических агентов. В свою очередь, последняя высока потому, что при капитализме есть суверенитет потребителя (при котором ассортимент и объем производства в конечном счете задается потребителем, за которого конкурируют производители) и свобода предпринимательства (фирмы используют экономические ресурсы для производства и сбыта продукции преимущественно по собственному выбору).

В менее развитых странах переходу к преобладанию частной собственности мешали и продолжают мешать общинная, помещичья и государственная собственность, суверенитету потребителя препятствует слабый уровень конкуренции (ведь это борьба производителей за потребителя), свобода предпринимательства стеснена законом, традициями и обычаями. Например, в России в государственной собственности находится пятая часть основных фондов (намного больше, если учитывать частную собственность, контролируемую госкомпаниями); уровень конкуренции хоть и растет, но все еще невысок (по расчетам ВЭФ, наша страна занимает по этому показателю 113-е место в мире); свобода предпринимательства стеснена государством (120-е место по тяжести госрегулирования) и скептическим отношением значительной части общества к предпринимательству.

Ссылки бывших колоний на то, что их отсталость порождена прежде всего колониализмом, малоубедительны. Колониализм, наоборот, разрушал их отсталые докапиталистические институты (пусть часто грубым способом), внедряя более передовые-капиталистические, хотя это приводило к искажениям в виде зависимого (периферийного) развития. Эксперимент, поставленный историей в Африке (единственной независимой страной там оставалась Эфиопия) и Латинской Америке (раньше всех там добилась независимости Гаити), продемонстрировал, что отсутствие колониализма или преждевременное освобождение от него скорее затормозило экономическое развитие этих стран. В то же время эксперимент в Азии, где независимыми оставались не только и ныне отсталые Непал и Бутан, но и более развитые Япония, Таиланд и Турция может свидетельствовать против абсолютизации такого вывода.

Экономическая сфера (и ее экономические институты) соседствует с политической, социальной, культурной и психологической сферами (и их институтами) — см. 1.3. Все они взаимосвязаны и оказывают воздействие друг на друга. В результате реформа экономических институтов, если она не сопровождается прогрессом других ее институтов, не приводит к ожидаемым результатам. Кроме того, сильная взаимосвязь всех общественных институтов порождает их инерцию — даже в странах, рекордно быстро преодолевших свою экономическую отсталость (Япония и новые индустриализированные азиатские экономики), это заняло много десятилетий. Поэтому частая причина сохранения экономической отсталости на фоне попыток ее преодоления — неспособность сопровождать экономические реформы политическими, социальными, культурными и психологическими.

Последствия экономической отсталости

Показатели уровня экономического развития демонстрируют развитость или отсталость страны. Институциональная теория объясняет их глубинные причины. Но с какими последствиями отсталости сталкиваются экономические агенты при осуществлении своей деятельности в отсталых странах?

Прежде всего это дефицит капитала и знаний. Кроме стран-экспортеров топлива и экспорториентированных экономик (в основном это Китай и страны Юго-Восточной Азии), остальные менее развитые страны обычно имеют невысокую норму валового сбережения, что снижает их норму валового накопления (это отношение инвестиций в реальный капитал к ВВП), а ведь для индустриализации, как показывает экономическая история, последняя норма должна быть высока (в Китае она превышает 45%). О нехватке знаний свидетельствует невысокий уровень образования населения большинства менее развитых стран (см. табл.4.2), что препятствует налаживанию в них производства современной продукции.

Почему отсталость экономических институтов ведет к невысокому уровню накопления капитала и низкому образовательному уровню? Что касается капитала, то его преумножение лучше всего идет там, где преобладает частная собственность — ее владельцы лучше используют и накапливают свой капитал, чем государство, помещики или община. Относительно образования можно сказать, что самостоятельность экономических агентов требует от производителей высоких знаний. Как иначе производителям в условиях суверенитета потребителя активно соревноваться с другими конкурентами за покупателя, как в условиях свободы предпринимательства успешно налаживать новое производство?

Другими последствиями экономической отсталости являются низкая международная конкурентоспособность основной массы производимой в отсталых странах продукции, массовая бедность их населения, высокая рождаемость в сочетании с высокой смертностью, низкая социальная защита — отсутствие пенсий и доступного образования и медицины. Одним словом, это проблемы, которые экономические институты генерировали человечеству на протяжении тысячелетий его пребывания в рамках традиционного общества. Эти институты нуждаются в модернизации («осовременивании» в буквальном переводе с англ. и франц.).