Системы хозяйствования. Экономика как хозяйственная система

Современная рыночная экономика представлена несколькими типами хозяйственных систем. Английский экономист Фридрих фон Хайек особо отмечает "опережающую события" деловую активность, инициативу и самостоятельность хозяйствующих субъектов, действующих в специфических условиях данных хозяйственных систем. Сами хозяйственные системы могут подразделяться на несколько типов.

Подхозяйственной системой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.

В последние два столетия в мире действовали различные типы хозяйственно-экономических систем.

В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок под влиянием спроса.

Согласно действующему на рынке закону спроса, объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может большее число потребителей, а при повышении цен - количество покупателей сокращается.

Рис. 2.1. Тенденции развития хозяйственных систем

В рамках определенных хозяйственных систем могут существовать различные модели рыночных экономик. Все они широко представлены в современном мире. Из всех хозяйственных систем рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям.

Во второй половине XX в., когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 2.1).

В развитой рыночной экономике хозяйственный механизм претерпевает существенные изменения. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро-уровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.



Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка, в результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макро-уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Таблица 2.1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты Капитализм XVIII-XIX вв. Капитализм второй половины XX в.
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной, частной и государственной собственности
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов, безработицы и т.д.
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни, старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт".

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта (ВНП) решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие человеческого фактора (финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды).

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ борьбы с бедностью в развитых странах в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований. Одновременно крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить собственную конкурентоспособность.

Традиционная хозяйственная система. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система, которая базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование в данной экономической системе различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживающие социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Традиционной системе свойственна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказаний социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая коммунистическая). Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов в случае возникновения диспропорций в народном хозяйстве.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве "общественных" целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствовавшим идеологическим установкам направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее негибкость и инертность в отношении внедрения достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах хотя и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, однако полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства. При определении стратегии развития регионов России также учитываются внутренние возможности территорий страны.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой экономическая система?

2. Каковы элементы экономической системы?

3. Что включает в себя хозяйственная система?

4. Каковы типы хозяйственных систем?

5. Какие факторы определяют тип и вид рыночной экономики?

3.2 ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

3.4 МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Мировой опыт свидетельствует о том, что на благосостояние различных стран влияют многочисленные факторы, причем в меньшей степени оно зависит от природных богатств страны, но в большей – от типа экономической системы и ее качественных характеристик.

Экономическая система – это сложная, упорядоченная совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает материальные условия жизнедеятельности общества.

Элементами экономики как системы являются малые экономические системы - домохозяйства, фирмы, государство, а также сферы деятельности. Домохозяйства выступают в качестве владельцев и поставщиков ресурсов, а также потребителей благ; предприятия (фирмы) - в качестве создателей экономических благ в ходе использования необходимых для этого ресурсов. Государство осуществляет регулирование системой и определяет ее общие цели развития. Движущими силами экономической системы являются потребности, интересы и состязательность (соперничество).

Фактор, который предопределяет содержание системы хозяйствования, характер механизма координации элементов и звеньев (устанавливает все правила игры) во всякой хозяйственной деятельности,- это фактор собственности , представляющий собой исторически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения условий и результатов производства.

Собственность - это общественные отношения между субъектами по поводу присвоения-отчуждения какого-либо объекта.

В определении несколько ключевых моментов:

во-первых, собственность – это общественные отношения, то есть они возможны только в обществе;

во-вторых, отношения собственности складываются между субъектами. Субъекты собственности - индивиды, коллективы, государ­ство, общество. Субъектами собственности могут быть физическими или юридичес­кими лицами;

в-третьих, отношения собственности предполагают отношения присвоения-отчуждения. Центральным моментом отношений собственности является их исключающий характер. Все, кроме самого собственника, исключены из доступа к ресурсу;

в-четвертых, объект собственности. В качестве объекта собственности выступают потребительные стоимос­ти. Это могут быть материаль­ные средства производства, природная среда, рабочая сила, средства для удовлетворения личных потребностей, информация, раз­личные социально значимые функции и т.д. Все, что может быть присвоено и отчуждено, все, что может принадлежать и находиться в отчужде­нии, является объектами собственности. Однако объект собственности, для того, что являться таковым, должен в качестве своей исходной предпосылки иметь такое свойство, как редкость .

Экономически собственность реализуется через доход ее владельцу. Этот доход выступает в форме заработной платы, прибыли, процента на капитал, дивиденда, ренты или арендной платы. Собственность теряет смысл, если нет текущего дохода. Отношения собственности включают в себя пользование, владение и распоряжение объектами собственности.

Владение – физическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на неё. Законное владение имуществом всегда имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).

Пользование – право потребления вещи в зависимости от её назначения. Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам на какое-то время и на определенных условиях.

Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, завещанием).

Распоряжение – право определять юридическую судьбу вещи.

Существует два типа собственности: частная и общественная (рис. 3.1).

Рисунок 3.1 – Виды собственности

Частная собственность – это такой тип собственности, при котором правом владения, распоряжения и пользования объектом собственности обладает частное лицо. Частная собственность может функционировать в форме: инди­видуальной частной собственности, партнерской, или групповой. Частная собственность образует­ся в результате объединения объектов собственности группой субъектов; народная собственность образуется в результате перехода имущества государственного предприятия в руки трудового коллектива, арендной собственности, корпоративной собственности.

Общественная собственность функционирует в форме государственной, федеративной и коммунальной. Государственная собственность является достоянием всех членов общества. Управление и распоряжение объектами собственности в этом случае осуществляется органами государственной власти. В Республике Беларусь существует две формы государственной собственности:

· республиканская , представляющая собой достояние всех граждан Республики Беларусь. К ней относятся: земля и ее недра, средства государственного бюджета, предприятия, учебные заведения, банки и другое имущество;

· коммунальная (муниципальная) собственность – достояние граждан, живущих в областях, районах и других административно-территориальных образованиях. Права собственности здесь осуществляют местные органы власти. К ней относятся: средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, учреждения народного образования и культуры и т. д.

Развитие различных форм собственности осуществляется, прежде всего, через разгосударствление и приватизацию. Разгосударствление– передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация– приобретение физическими и юридическими лицами права частной собственности на объекты, принадлежащие государству.

3.2 ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Современный мир характеризуется наличием разных экономических систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительного исторического развития. Их можно сгруппировать, то есть классифицировать, взяв за основу какой-либо критерий. Поскольку понимание исторического процесса развития общества у разных экономистов различно, то и избранные ими критерии не однозначны. В качестве таких критериев используются следующие:

· по способу координации хозяйственной жизни различают следующие типы экономических систем: традиционная, командно-административная (централизованно-планируемая), рыночная, смешанная ;

· по формам хозяйствования выделяют две экономические системы: натуральное хозяйство и товарное (рыночное) хозяйство .

Традиционная экономика- которая существовала в истории человечества длительное время и частично сохранилась в отдельных странах, например, в Индии.

Характерные черты традиционной экономики:

1. Общественная собственность на средства производства.

2. Производство в условиях данной экономической системы базируется на традициях и обычаях.

3. Отсталая технология, широкое применение ручного труда.

4. Высокая степень консерватизма.

Административно-командная (или командно-административная) это способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы.

Все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимает государство или соответствующие органы.

Характерные черты командно-административной экономики:

1. Государственная собственность на средства производства.

2. Государственное регулирование всей экономики административные методы управления экономикой.

3. Отсутствие экономических стимулов к эффективной работе.

1) больше уверенности в будущем (минимум жизнеобеспечения гарантирован всем);

2) меньше неравенства в обществе.

Недостатки:

1) неэффективное использование факторов производства и, как следствие, низкий уровень жизни населения;

2) при отсутствии рыночных механизмов в экономике закладываются и формируются существенные диспропорции;

3) отсутствие стимулов формирует безынициативных и безответственных работников, не заинтересованных в результатах труда.

Рыночная экономика - социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. Все решения субъекты рынка принимают самостоятельно, на свой страх и риск, руководствуясь стремлением получения наибольшей выгоды. Их деятельность направляется конкуренцией.

Характерные черты рыночной экономики:

1. Частная собственность на средства производства.

2. Саморегулирование экономики рыночными механизмами. Минимум вмешательства государства в экономику.

3. Высокая личная заинтересованность участников экономических связей.

Достоинствами такой системы являются:

1. Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность.

2. Есть механизм ликвидации возможных диспропорций уже при их возникновении. Неэффективное и ненужное производство отторгается.

3. Не требует большого аппарата управленцев.

Недостатки: усиливает неравенство в обществе; определенная неуверенность в будущем.

Сравнение командно-административной и рыночной экономических систем позволяет сделать вывод о большей эффективности и мотивации хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.

Смешанная экономика , для которой характерно устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Вследствие этого главным отличием смешанного типа экономики является его гетерогенность (разносторонность). Основными чертами данного типа являются: сочетание частного и государственного секторов экономики; сочетание рыночного и государственного механизма регулирования; сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости.

Натуральное хозяйство – это экономическая система, при которой люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей. Для натурального хозяйства характерны следующие признаки:

1) ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды, низкая производительность труда;

2) прямые экономические связи между производством и потреблением;

3) замкнутая система организационно-экономических отношений;

4) исторически первый тип хозяйственной организации общества;

5) медленный темп развития, ручной универсальный труд (без разделения его на виды), низкая производительность труда, повторение производства в прежних размерах (простое воспроизводство).

Главным недостатком натурального хозяйства является то,что оно обеспечивает лишь минимальные условия для выживания. Вследствие этого на смену данному типу экономических систем пришел другой – товарный, или товарно-рыночный, тип.

Главным экономическим условием возникновения товарного хозяйства стало общественное разделение труда , представляющее собой обособление различных видов деятельности в рамках общественного хозяйства.

Товарное хозяйство – это экономическая система, при которой продукты производятся для продажи и становятся в силу этого товарами, а связь между производителями и потребителями осуществляется с помощью обмена (торговли).

Для товарного хозяйства характерны следующие признаки:

1) косвенные экономические связи между производством и потреблением посредством обмена;

2) открытая система организационно-экономических отношений;

3) специализированный труд, высокая производительность труда;

4) современный тип хозяйственной организации общества.

Истории известны два вида товарного хозяйства:

· простое;

· крупное, или капиталистическое товарное хозяйство.

Простое товарное хозяйство – это такой тип товарного хозяйства, при котором основной объём производства имеет натуральный характер, а произведенные товары потребляются самими производителями без обмена. Основная цель обмена получение дополнительных предметов для непосредственного удовлетворения собственных потребностей.

Базируется на общественной (общинной) или частной собственности на средства производства. Применяется либо собственный труд (ремесленник, земледелец), либо подневольный (раб, крепостной). Производство с использованием наёмного труда не является доминирующим.

Капиталистическое товарное хозяйство – это такой тип товарного хозяйства, при котором, основной объём производства носит товарный характер и изначально предназначен для обмена. Основная цель обмена - получение прибыли.

Базируется на частной собственности на средства производства. Применяется в основном наёмный труд. Рабочая сила становится товаром.

3.3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЫНКА. ПОНЯТИЕ РЫНКА И ЕГО ФУНКЦИИ

Рыночных отношений не могло быть в условиях натурального хозяйства. Поскольку все необходимое для жизнедеятельности человека производилось внутри хозяйства, не было необходимости в обмене продукцией. Если и возникали акты такого обмена, то носили они главным образом случайный характер. Возможность и необходимость обмена возникает лишь с углублением общественного разделения труда, когда каждый производитель специализируется на производстве определенного товара, таким образом, для удовлетворения общественной потребности необходим обмен этих товаров на рынке. Чем глубже общественное разделение труда, специализация производителей, тем выше степень развития рыночных отношений. Таким образом, можно сделать вывод, что

рынок базируется на:

1. Системе общественного разделения труда и специализации

производителей.

Эта предпосылка предполагает техническую обособленность участников хозяйственной координации и свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой. Но сам по себе обмен еще не равносилен существованию рынка. То есть развитие общественного разделения труда – это необходимое, но не достаточное условие существования рыночного хозяйства. Примером тому является система хозяйствования в условиях АКС (административно-хозяйственной системы).

Наряду с технической обособленностью для существования рынка необходима экономическая обособленность субъектов хозяйствования. Для того, чтобы решать, что производить, кому и по какой цене продавать, производитель должен быть собственником произведенного товара, а значит и средств производства (орудий труда и предметов труда), необходимых для его производства. Следовательно, необходим институт частной собственности. Именно частная собственность является необходимым условием существования рыночного хозяйства. Мы можем сформулировать второе условие.

2. Право частной собственности.

Рынок – это форма взаимосвязи между производством и потреблением посредством обмена товаров с помощью механизмов спроса, предложения и ценообразования.

Историческое развитие рынка привело к тому, что он стал выполнять ряд функций, важнейшими из которых являются следующие:

1. Информационная . Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых его участникам. Данная функция позволяет учитывать меняющиеся условия рынка.

2. Регулирующая . Рынок регулирует общественное производство, так как показывает, что выгодно производить, как производить и для кого нужно производить (кто сможет купить).

3. Стимулирующая . Рынок побуждает к освоению достижений научно-технического прогресса, что ведет к снижению затрат на производство, повышению качества и расширению ассортимента производимой продукции.

4. Коммуникативная – устанавливает действенные взаимосвязи между потребителем и производителем, когда они действуют согласованно, даже иногда не догадываясь о существовании друг друга.

3.4 МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Все рыночные функции осуществляются посредством конкуренции.

Конкуренция (от лат. конкурро - сталкиваться) - соперничество, экономическая борьба между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров, за приобретение факторов производства с целью получения максимальной прибыли.

Различают несколько видов конкуренции. Так, с точки зрения сферы конкурентной борьбы выделяют конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между производителями однородных товаров в рамках одной отрасли за лучшие условия их производства и реализации. Межотраслевая конкуренция – это соперничество между производителями, занятыми в различных отраслях производства, за сферы экономического влияния (источники экономических ресурсов, потребительский спрос, сферы приложения капитала).

С точки зрения характера конкурентной борьбы различают конкуренцию совершенную, или свободную, и несовершенную (рис.3.2).

Рисунок 3.2 – Виды конкуренции

Совершенная конкуренция – это соперничество участников рынка в условиях производства примерно одинаковых объемов идентичной продукции. В условиях несовершенной конкуренции не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции и складывается такой тип рыночных отношений, при котором хозяйствующий субъект, обладая экономической властью, имеет возможность навязать контрагентам выгодные для себя действия, влиять на цены и другие условия коммерческих сделок. В рамках несовершенной конкуренции выделяют следующие виды рынков: монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия.


Похожая информация.


Экономическая (хозяйственная) система – это упорядоченная особым образом система связей между производителями и потребителями благ, т.е. совокупность отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

В исследовании экономических систем наблюдаются два подхода:

1) исторический, системодинамический – характерен для марксизма и институционализма;

2) внеисторичекий, системостатический – присущ методологии неоклассицизма, неолиберализма.

Первый подход к анализу экономических процессов и явлений во второй половине XIX в. и первой половине XX в. осуществлялся на основе методологии К. Маркса. Его концепция о формационном подходе использовалась многими экономическими школами.

Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества с органическими взаимосвязями, закономерностями и законами самообразования и развития.

В основе общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а ее сущность образуют производственные отношения. Формация охватывает также соответствующую политическую надстройку. Формации присущи культура, нравственность, религия, которые более зависимы от традиций, менталитета. Структуру общественно-экономической формации можно проследить на рис.3.2.

Рис.3.2. Структура общественно-экономической формации

Критериями различных общественно-экономических формаций являются:

1) формы собственности;

2) степень эксплуатации в обществе;

3) взаимоотношения классов;

4) состояние земледельческой общины.

К. Маркс объяснил, что смена формации происходит в результате саморазвития на основе разрешения противоречий, в частности антагонистических (между трудом и капиталом и ряд других).

Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений как определенный способ добывания материальных благ: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Производительные силы:

а) система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих отношение людей к природе;

б) совокупность средств производства и людей, овладевших этими средствами производства.

Производственные отношения – это отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ. Это общественная форма производительных сил. Их сущность характеризует собственность.

Отвергая формационный подход к анализу, ряд экономистов использует при анализе экономических систем субъективные трактовки. К примеру, экономическую систему (ЭС) определяют как:

Комплекс институтов, который характерен для данной экономики;

Комплексы организаций, включающих поведение сотен миллионов единиц;

Совокупность механизмов, с помощью которых определяется предпочтительная цель экономической активности и способ ее достижения;

Институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты;

Большую систему, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других.

В совокупности свойств экономической системы основополагающую роль играет собственность в ее многочисленных формах. Она является критерием дифференциации экономической системы при определении их типов. Помимо собственности называются следующие критерии:

Уровень производства;

Характер обмена;

Техноструктура;

Причем общество переходит с одной стадии на другую эволюционным путем.

К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в «Экономикс» дают оригинальную классификацию экономических систем:

Чистый капитализм (свободная конкуренция);

Командная экономика (коммунизм);

Смешанная система (США, СССР, Швеция, Япония);

Рыночный социализм (Югославия);

Традиционная экономика (слаборазвитые страны).

Обобщая понятия, известные в зарубежной литературе, можно определить экономическую систему как совокупность институтов и механизмов для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения доходов и потребления в рамках определенной географической территории.

В современных условиях рыночная система как спонтанный механизм развития не исключает государственное регулирование.

Под государственным регулированием экономики понимается деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленная на эффективное использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения потребностей членов общества.

История развития человеческого общества непосредственно связана с различными экономическими системами, включающими множество элементов или свойств, которые можно формализовать:

ЭС = f(A 1 ... A n ),

где ЭС – экономическая система,

A 1 , ... A n – определяющие свойства.

В совокупности составляющих свойств основополагающую роль играет собственность в ее многообразных формах. Свойства ЭС и прежде всего собственность являются критериями дифференциации экономических систем, определения их типов, моделей.

1. Традиционные системы . В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на менталитете системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, религии. Экономическая роль индивидуума определяется наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс зачастую вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

2. Командно-административная система . Все решения по экономическим проблемам принимает государство. Ресурсы в основном составляют собственность государства. Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни – от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. Командно-административная система в определенных условиях дает положительные экономические результаты. Так, за последние 20 лет в экономике Китая среднегодовой темп роста – около 8%. В России с командно-административной системой связаны успехи в решении важнейших проблем:

Индустриализации в 20–30-е годы;

Коллективизации сельского хозяйства;

Мобилизации народного хозяйства в годы Великой Отечественной войны;

Развития оборонной промышленности, благодаря чему многие годы поддерживались паритет в военной области и качественное превосходство в авиации, ракетной технике, ядерном оружии;

Создании общества массового потребления в 60–70-е годы.

Однако сложившаяся в предвоенные и укрепившаяся в годы войны командно-административная система в 80-е годы стала давать сбои. Неудачные попытки реформировать экономику наводили на мысль о необходимости принципиального изменения системы, а именно: демонополизации экономики, разгосударствлении собственности, создании рыночного хозяйства.

3. Чистый капитализм . Капитализм эпохи совершенной конкуренции с «невидимой рукой» характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием механизма рынка для координации хозяйственного поведения и управления экономикой по принципу «laissez faire, laissez passer» («пусть идет как идет»).

Поведение субъектов рынка мотивируется рациональным (эгоистическим) интересом. Каждая хозяйственная единица стремится к максимизации дохода на основе свободного принятия решений, когда саморегулирование рынка определяет цены, прибыль, убытки.

Что производить, решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель решает сам, за что платить деньги. Производитель стремится удовлетворить желание потребителей, готовых отдать деньги за нужный им товар.

Как производить, решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку установление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен изготовить товар с малыми издержками, что позволит продать больше товаров и по низкой цене.

Для кого производить, решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Следует заметить, что рыночной экономики, описанной в идеальном (теоретическом) варианте, никогда не существовало.

4. Социально ориентированное свободное рыночное хозяйство , чьими основными принципами являются свобода личности, торговли, предпринимательства, свободное ценообразование, свободная конкуренция. Иными словами, развитое товарно-денежное хозяйство при отсутствии монополий. Роль государства сводится к осуществлению контроля за соблюдением того, чтобы все члены общества строили свою хозяйственную деятельность по существующим правилам и законам.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательства, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации масс на достижение личного успеха.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и преобразований на нем.

Наблюдается определенное отставание уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национальной экономики, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других государств всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, но доля государственных расходов доходит до 70% валового внутреннего продукта, причем более половины из этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многие элементы инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, эффективна экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает экономический рост, высокий жизненный уровень населения с обеспечением полной занятости.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей, стимулирование внедрения более современной техники и технологии. Важным неэкономическим аргументом выступает ставка на личную свободу.

Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов испытывают воздействие не только объективных законов и тенденций, но и влияние национальной культуры, обычаев и традиций.

Экономическая модель каждой страны - это результат дли­тельного исторического процесса, в течение которого выстраи­вается соотношение элементов модели и формируется меха­низм их взаимодействия. Именно поэтому каждая националь­ная экономическая система уникальна, и механическое заим­ствование ее достижений не приносит желаемых результатов. Вместе с тем во многих государствах сложились сходные мето­ды хозяйствования, что позволяет выделить их экономические модели в типологические группы.

В общем контексте хозяйственная система – это способ организации и ведения хозяйства, совокупность субъектов и объектов, видов, средств и методов хозяйственной деятельности, составляющих единый хозяйственный организм (комплекс) по достижению системообразующих целей.

Когда хозяйственная система преследует преимущественно экономические цели и содержит в основном экономические отношения, она является, по существу, экономической или социально-экономической системой. Экономические отношения включают в себя производственные, социально-экономические и организационно-экономические. Хозяйственная система в этом плане – исторически сформированная или законодательно установленная, действующая в стране совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности, и хозяйственного механизма как совокупности инструментов, принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений.

Классификацию можно проводить по различным основаниям:

1. По формам собственности;

2. Формам хозяйствования;

3. Целям и масштабам деятельности;

4. Структуре управления;

5. Отраслевой структуре;

6. Роли предприятия на рынке;

7. Уровню конкурентоспособности и др.

Классификация по существенным признакам, когда выявляются и формируются типы хозяйственных систем, называется типологией. Она позволяет выявить основные черты, системообразующие элементы тех или иных типов национальных экономик, уточнить совокупность принципов, институтов, форм, механизмов их функционирования и с максимальной пользой применить их для формирования и развития национальной экономики Беларуси, ее продвижения к рынку.

Одна из общепринятых типологий национальных хозяйственных систем предоставлена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Типология национальных хозяйственных систем Республики Беларусь


Типологизация национальных экономик проводится и по другим критериям: традиционно-инновационным признакам, направлениям развития и т.д. рассмотрим наиболее значимые типы хозяйственных систем по следующим основаниям:

1. По характеру экономических отношений :

1.1 рыночные – рыночная экономика свободной конкуренции или современная рыночная экономика, или смешанная экономика;

1.2 нерыночные – традиционная экономика и административно-командная экономика.

Для развивающихся стран характерна традиционная экономика – первичный тип экономической системы. Ее основные черты: социально-экономические отношения в обществе, при которых цели и способы производства формируются под влиянием традиций и обычаев, освященных временем.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах восточной Европы. Командная экономика эффективная в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, т.е. возможности использования дополнительных ресурсов. Ее характерные черты: государственная собственность на экономические ресурсы; отсутствие конкуренции, как следствие, монополизация экономики, коллективное принятие решений; государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административных методов.

Экономическая система чистого капитала сформировалась в 18 веке и прекратила свое существование в большинстве стран в конце 19 века. Считается, что эта экономическая система способствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, экономическому росту. Основные черты чистого капитализма: частная собственность на средства производства, доминирующая в структуре собственности; рыночный механизм управления экономикой; личный интерес как стимул экономического развития; свобода предпринимательства и свобода выбора; ограниченная роль государства, так как считается, что капиталистическая экономика является саморегулирующейся системой, поэтому отсутствует необходимость во вмешательстве правительства в ее функционирование.

Современная рыночная экономика присуща развитым странам, где частная собственность сочетается с государственной. Данный тип экономики наиболее приспособлен к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. является гибким. Начало становления современного капитализма относится ко второй половине 20 века, когда широко развернулась НТР, быстрое развитие получили производственная и социальная инфраструктура. Государство начинает вмешиваться в экономику в виде госрегулирования, на отдельных предприятиях применяются плановые методы хозяйствования в виде маркетинга. В настоящее время в экономике стран Западной Европы на государство приходится от 30% до 40% хозяйственной деятельности, в США – менее 20%.

2. По уровню экономического и технологического развития теоретики мировой экономики (Ростоу, Портер, Валлерстайн, Фукуяма, Хантингтон) выделяют три группы стран:

2.1 развитые страны ;

2.2 развивающиеся страны ;

2.3 страны с переходной экономикой (переходные экономики – от административно-командной к рыночной) .

Первая группа включает 30 государств по методологии ОЭСР (31 – по методологии МВФ): 7 ведущих стран мира, в том числе США, Канада, Япония, Германия, Франция, Англия, Италия; другие страны еврозоны, новые индустриальные азиатские экономики. Для них, наряду с высоким среднедушевым доходом, характерна отраслевая структура с долей услуг в ВВП от 55 до 77%. Доля первичного сектора (по методологии СНС) составляет 1-7%, вторичного – от 20 до 40% ВВП(преимущественно за счет обрабатывающей промышленности).

Во вторую группу входят 132 страны Азии, Африки и Латинской Америки с низким и средним доходом. Они производят около 40% мирового ВВП, их доля в мировом экспорте составляет 26%.

Третья группа охватывает 28 государств. Первая подгруппа представлена странами Центральной и Восточной Европы, вторая – странами СНГ и Монголией. Страны с переходной экономикой производят более 5% мирового ВВП, их экспорт составляет около 3% мирового объема. Беларусь относится к странам с переходной экономикой.

3. По критерию участия страны в мирохозяйственных процессах :

3.1 Открытые хозяйственные системы ;

3.2 Закрытые хозяйственные системы.

Закрытой считается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от процессов, происходящих в мировом хозяйстве. Подобную экономическую систему называют также автаркией. В чистом виде автаркия проявлялась только в условиях натурального хозяйства в докапиталистических формациях. В современных условиях странами с относительной закрытой экономикой являются те, у которых доля экспорта к ВВП составляет менее 10 %.

В открытой экономике все субъекты экономических отношений могут без ограничения совершать операции на международных рынках товаров, услуг, капиталов и др. Страны с относительно открытой экономикой имеют долю экспорта к ВВП свыше 35%. Наиболее открытая экономика характерна для Гонконга, Сингапура, Новой Зеландии, Швейцарии; наименее открытая – Северной Кореи, Кубы.

Беларусь имеет высокую степень открытости экономики. В 2014 г. Доля экспорта товаров и услуг к ВВП составила около 72 %.