В основу экономических преобразований 1987 г было. Некоторые причины провала экономических реформ на первом этапе

49. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г

В феврале 1986 г. состоялся очередной XXVII съезд КПСС, главными задачами которого выступали борьба с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро.

В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики.

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности.

Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком.

Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку.

В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута.

Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

3. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней» В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение

Из книги Финансовое цунами автора Энгдаль Уильям Фредерик

Гринспеновская парадигма 1987 года В октябре 1987 года, Гринспен возглавил аварийную спасательную операцию на фондовом рынке после краха 20 октября при помощи вкачивания огромные вливаний ликвидности для удержания рынка на плаву, и при помощи закулисных манипуляций на

Из книги История экономической мысли [Курс лекций] автора Агапова Ирина Ивановна

1. Классическая экономическая теория - истоки. Экономические взгляды У.Петти Мы уже говорили о том, что меркантилизм как экономическая теория был господствующим направлением экономической мысли на протяжении почти трех веков (с начала шестнадцатого до первой половины

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

66. Экономические реформы в Российской Федерации Реформирование российской экономики проходило поэтапно. На ранних стадиях претворения в жизнь курса перехода к рынку была допущена масса просчетов как экономического, так и политического характера. Не сразу получилось

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

77. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1987 Г. ПРОГРАММА «500 ДНЕЙ» В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс,

Из книги Экономическая теория. автора

79. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА. ПОПЫТКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. В. С. ПАВЛОВ И ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА В конце 1990 г. главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. И. Рыжкова В. С. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

2.5 Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

Из книги Режим гения. Распорядок дня великих людей автора Карри Мейсон

1.1.4. Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

Из книги Власть и рынок [Государство и экономика] автора Ротбард Мюррей Ньютон

Мортон Фельдман (1926–1987) В 1971 г. французский журналист посетил Фельдмана в маленькой деревушке в часе езды от Парижа. Американский композитор уединился там на месяц, чтобы поработать. «Я живу здесь отшельником, – сказал ему Фельдман. – Встаю в шесть утра, сочиняю до

Из книги Управляя рисками. Клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках автора Норман Питер

Энди Уорхол (1928–1987) Каждое утро с 1976 г. и до своей смерти в 1987-м Уорхол звонил своему давнему другу и соавтору Пэт Хэккет и отчитывался обо всех событиях за прошедшие сутки: кого видел, сколько денег потратил, какие сплетни слышал, у кого побывал в гостях. Дневник, который

Из книги The Intel [Как Роберт Нойс, Гордон Мур и Энди Гроув создали самую влиятельную компанию в мире] автора Мэлоун Майкл

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов

Из книги Валютные войны автора Рикардс Джеймс

9. Крах 1987 года, регулирование и центральные

Из книги автора

9.1. Крах 1987 года Как и кризис финансового рынка в 2007–2009 годах, крах 1987 года начался в США. В отличие от кризиса XXI века, который имел сходство с крушением поезда в режиме замедленной съемки, крах рынка 1987 года распространился по миру со скоростью света.Крах был одним

Из книги автора

9. Крах 1987 года, регулирование и центральные контрагенты 1. Беседа с автором, 26 сентября 2008 года.2. Луврское соглашение от 22 февраля 1987 года названо в честь дворца в Париже, в котором в то время размещались часть подразделений Министерства финансов Франции, а также

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5 Вторая Валютная война (1967–1987) «Доллар – наша валюта, но ваша проблема». Министр финансов США Джон Конналли – зарубежным министрам финансов, 1971 г. «Мне плевать на лиру». Президент США Ричард Никсон, 1972 г. Когда на горизонте обозначилось завершение Второй мировой

Введение

1. Предпосылки экономических реформ в СССР

2. Стратегия «Ускорения»

3. Экономическая реформа 1987г.

4. Программа «500 дней»

5. Денежная реформа 1991 г

Заключение

Список используемой литературы

Введение

С середины 80-х и, особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего и большого документального материала. Тема перестройки и распада СССР особенно интересна и тем, что в настоящий момент трудно найти человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи с реформами М.С. Горбачева. Перестройка повлияла на жизнь людей всех поколений.

1.Предпосылки экономических реформ в СССР

К середине 80-х годов в социально-экономической системе СССР развились кризисные явления. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х годов). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе по мировым показателям резко отставали по продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. «Застой» в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45 % средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях. В 1965-1985 годы завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность (коррупция, протекционизм и т. д.). Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, ставшей оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры. Ю.В. Андропов, занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 года) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от «разложившихся» элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова (февраль 1984 года) и вовсе были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 года. Тем не менее, необходимость перемен осознавалась руководством страны. Андропов и в некоторой степени Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки закончились безрезультатно. Пришедшие в апреле 1985 года к власти «молодые» партийные руководители - М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев и другие сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.Обозначился кризис и в социальной сфере. В начале 80-х годов реальные доходы на душу населения (по сравнению с 1966-1970 годами) уменьшились почти в три раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения - СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом. «Холодная война» нанесла удар по идее «естественных союзников», выдвинув на первый план в США концепцию «империи зла», в СССР - тезис о «кровавом империализме». «Холодная война», сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в их соперничество и непрерывную, изматывающую гонку вооружений. К середине 80-х годов экономическая несостоятельность великодержавных притязаний Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира». Бессилие советской военной машины демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т. е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

2. Стратегия «ускорения» В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на "ускорения социально-экономического развития страны" выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.). Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 г. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования. Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года". Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (Закон о госприемке). Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства, на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Советское правительство в мае 1985 г. издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», пытаясь таким способом решить задачи по дисциплине труда и др. Ежегодно планировалось сокращать производство водки и ликероводочной продукции на 10 %, а к 1988 г. должен быть прекращен выпуск плодово-ягодных вин. В теории предполагалось, что принятые меры помогут повысить качество и производительность труда. Но практика показала, что такие меры убыточны. Государство теряло огромные деньги в результате вырубки садов и виноградников и почти полной остановки винно-водочного производства. В стране были утеряны уникальные сорта винограда. Страдали даже садоводы-любители. С экономической точки зрения эффект от реформы был явно отрицательный, тем более что пьянство не уменьшилось, а наоборот, возросло. Только народ употреблял уже не качественные заводские напитки, а дешевый теневой самогон. За 4 года реформы государство недополучило в бюджет 63 млрд. руб. сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др.; увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию. Впервые после войны был включен денежный станок. В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими.Для контроля над качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось. Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов. Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно.


3.Экономическая реформа 1987 г

XXVII съезд КПСС провозгласил главными задачами - борьбу с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро. В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики. Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
- отказ от монополии внешней торговли;
- более глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности. Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком. Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута. Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия. Второй этап экономической реформы.По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса. Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

4. Программа «500 дней» Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ. Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 1991–1992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию. Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены. С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.

В чем ее суть?

В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам, - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль над выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. Так как программа «500 дней» не соответствовала интересам номенклатуры, а именно аппарата союзных министерств, ВПК, ЦК КПСС, М.С. Горбачев выбрал концепцию программы реформ под названием «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», которая фактически не являлась программой перехода к рынку.

5.Денежная реформа 1991 г

В 1990 г. во главе правительства встал бывший министр финансов В. С. Павлов, сменивший на данном посту Н. И. Рыжкова. Приверженец консервативных идей Павлов отстаивал интересы ВПК и определенных политических и экономических кругов партийной элиты. При нем речь о приватизации и либерализации уже идти не могла. Более того, его команда взяла курс на ужесточение мер в экономике. Первый президент СССР М. С. Горбачев после обвинения В. С. Павловым некоторых зарубежных банков в дестабилизации положения на территории СССР принял решение о контроле хозяйственной деятельности предприятий и фирм (особенно совместных) органами МВД и КГБ. В результате сократился поток иностранных инвестиций в советскую экономику.23 января 1991 г. из обращения были изъяты 100 и 50-ти рублевые купюры, которые подлежали обмену в течение 3 дней. Государство таким способом пыталось пополнить бюджет и стабилизировать падение рубля. Обмен мог производиться лишь в размере месячного оклада, причем большая часть средств замораживалась. Такой экономический ход больно ударил по простым гражданам, так как предприятия незадолго до обмена получили деньги для выплаты заработной платы в крупных купюрах. Очень пострадали пенсионеры, которым в сберкассах не производили обмен из-за отсутствия мелких денежных купюр. Становилось очевидным, что в такой короткий срок население не сможет обменять значительную часть денег, и правительство решилось на продление данного срока, причем с каждым месяцем доля денежной прибыли государства сокращалась (после обмена – 10 млрд. руб., в марте – 8 млрд. руб., в апреле – 4 млрд. руб.). Но в результате непоследовательности дальнейших шагов правительства «оздоровление» рубля не состоялось. В апреле 1991 г. наличие денежной массы оценивалось как минимальное. Но в момент проведения денежной реформы произошел срыв стабилизации денежного обращения, в результате чего государственные розничные цены возросли в 3 раза, а базарные и кооперативные цены снизились. Предел покупательной способности населения был достигнут. Параллельно государство принялось выплачивать денежные компенсации и включило печатный станок. Распад Советского Союза привел к значительной эмиссии в июне-сентябре 1991 г., так как бывшие республики больше не пополняли госказну. Президент М. С. Горбачев был вынужден пойти на крайние меры и изъял из Госбанка в июле того же года на содержание государственного аппарата и армии 93 млрд. руб. Этот шаг был предпринят с нарушениями союзного законодательства, в результате чего еще доперестроечная инфляция превратилась в гиперинфляцию. Проведенная денежная реформа не изменила положение на потребительском рынке в лучшую сторону. Повышение денежной массы в обращении привело к увеличению цен на товары народного потребления и продукты питания. Встревоженное население скупало по предлагаемым ценам все, что лежало на полках магазинов, способствуя тем самым росту дефицита в стране.

Заключение

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.
В стране нарастал дефицит бюджетных средств. В 1985 г. он составил около 18 млрд. руб., в 1986 г. уже свыше 51 млрд. руб. Возникновению дефицита способствовали война в Афганистане, трагедия Чернобыльской АЭС, горбачевская антиалкогольная кампания и сокращение валютных поступлений. Увеличение денежной эмиссии привело к тому, что повсеместно с прилавков магазинов стал исчезать товар (включая самое необходимое – мыло, сахар, табачные изделия и многое другое). Чтобы хоть как-то разрешить проблему, власти вводили талоны и карточки покупателя на продукты питания (на кур, сахар, табачные изделия, масло, крупы и др.). На фоне общей тревоги за будущее по Советскому Союзу прошла волна митингов, лозунги которой пестрели от требований не повышать цены. М.С. Горбачев, пообещав стабилизировать цены, отложил проведение реформы и направил правительству программу на доработку. В результате деятельности нового руководства страны цены остались регулируемыми, правда, с 2 апреля 1991 г. они двукратно увеличились. В течение 23–25 января 1991 г. был произведен обмен 50– и 100-рублевых банкнот на купюры нового образца. В 1991 г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд. долл. Страна переживала нелегкие времена.

Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. Стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. Рублей.

Социальные аспекты реформы.

С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. В месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. Клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. В 1985 г. До 530 руб. В 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. Составил 165 млрд. Руб. (275 млрд. Долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

Разработка планов перехода к рынку.

Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. Удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. Передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. На арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. Началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. Привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. Значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) Правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

К лету 1991 г. Экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

Горбачев и его перестройка

2.3 Экономические реформы 1987--1990 гг

Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без коренных преобразований в хозяйственном механизме и последующих трансформаций социально-политической системы, сложившейся в СССР, достичь реальных результатов в масштабных экономических реформах невозможно. Однако невозможно было также оценить размеры охватившего страну структурного социально-экономического и политического кризиса без глубокого научного анализа сложившейся ситуации. С 1987 г. по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, П. Г. Бунич, Т. И. Заславская и др. Разработанный ими проект программы преобразований предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально -- путем развития кооперативного движения, опираясь на ленинское определение социализма как строя цивилизованных кооператоров); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе. В 1987--1988 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшим из которых были закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей и наконец, закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам, и прежде всего кооперативам и арендным предприятиям, принятые законодательные акты практически оказались бездейственными, а реформы в экономике -- блокированными. Более того, с 1988 г. начался общий кризис в сельскохозяйственном производстве, а затем и в промышленности. В связи с продолжавшим расти огромным бюджетным дефицитом резко усилились инфляционные процессы. В руководстве партии и государства нарастал конфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программами осуществления реформ. Сам лидер партии М. С. Горбачев подвергался критике как слева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой -- провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально было несовместимо. Реальные процессы, происходившие в экономике и связанные с возникновением новых видов предприятий (кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ и др.), повлияли и на государственный сектор. Госпредприятия стали преобразовываться в арендные и акционерные, хотя зачастую контроль над ними сохранялся в руках прежнего руководства. В 1990 г. было принято постановление нового ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике и соответствующее этой концепции законодательство. Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%), законы 1990 г. создали условия для еще большего развития коммерческих структур. Но сохранение государственного регулирования цен, не менявшихся в стране с 1961 г., при появлении товаров и услуг, производимых новыми, коммерческими структурами, объективно вело к усилению товарного голода -- дефицита промышленных и продовольственных товаров. Карточная система, давно, хотя и неофициально существовавшая в различных регионах СССР, была введена даже в Москве, где были установлены нормы отпуска товаров и резко ограничен их ассортимент. Резко возросла денежная эмиссия, которая за 5 лет, к 1989 г., увеличилась в 4 раза, и в 1990 г. составляла уже около 20%. За счет иностранных займов внешний долг СССР вырос с 10 млрд. в 1985 г. до 52 млрд. долларов к 1991 г. За этот же период золотой запас СССР уменьшился в 10 раз и составил 240 т Александров Ю. Когда экономика денежная, но не рыночная: Об эволюции советской модели экономики 60-нач. 90-хх годов // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №11. - С. 83. .

В этих условиях катастрофически падал уровень жизни советских граждан, которые во всех экономических проблемах обвиняли руководство КПСС. В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочное движение, которое к лету 1991 г. приобрело огромный размах.

На фоне провалов в реформировании экономики союзным центром политические элиты обретавших самостоятельность союзных республик предприняли попытки выйти из кризиса, опираясь на собственные программы. Летом 1990г. академик С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский и их соратники предложили российскому руководству так называемую программу «500 дней». Она предусматривала в этот короткий срок провести масштабную приватизацию государственной собственности, введение свободного рыночного ценообразования с параллельной индексацией заработных плат и социальных пособий. Одновременно она значительно ограничивала возможности союзного центра управлять экономикой республики. Таким образом, создавались условия для образования экономического союза республик, который мог бы стать основой для установления новых, конфедеративных связей между ними. Но эта программа так и не была реализована. Горбачев же предпочел программу экономических реформ, разработанную министром финансов СССР В. С. Павловым, ставшим премьер-министром Кабинета министров СССР в декабре 1990 г. Проект Павлова предусматривал осуществление жесткого государственного контроля при переходе к рынку Александров Ю. Когда экономика денежная, но не рыночная: Об эволюции советской модели экономики 60-нач. 90-хх годов // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №11. - С. 84. .

Таким образом, вокруг планов экономических преобразований возникла острая политическая борьба, которая усиливала противостояние между центром и республиками. Непоследовательность в проведении преобразований в период перестройки не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но еще больше его углубила.

3 Проблемы межнациональных отношений в

условиях кризиса союзного государства

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60--70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о «сплоченной семье братских народов» и созданной в СССР новой исторической общности -- «советском народе» -- очередными мифами «развитого социализма».

С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению «социалистической законности» и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось «умиротворить» лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987--1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа) Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. - М.: Дрофа, 2003. - С.817. .

Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной «пакта Риббентропа--Молотова» состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала «тихой» массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.

Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного «малодержавия», их национальное движение носило как бы оборонительный характер. Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. - М.: Дрофа, 2003. - С.818. .

Административные преобразования России

Реформа- преобразование, вводимое законодательным путём. Процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы- укрепление и обновление государственных основ, улучшение уровня жизни...

Государственные символы Российской Федерации

Принятие одного единого гимна в СССР спровоцировало процесс создания собственных национальных песен в союзных республиках. Однако гимн самой большой по площади республики РСФСР тогда так и не был принят. С началом системной дезинтеграции...

Земельная реформа в России и эффективность использования земельных угодий на примере ОПХ "Белоусовское" Калужской области

Необходимость реформирования советского общества была обусловлена кризисом руководства народным хозяйством со стороны государства. Это проявилось также в сфере земельных отношений...

История парламентаризма в России в ХХ – начале XXI вв.

Характерной чертой развития советского парламентаризма этого периода являлось усиление партийного руководства. Казалось бы, что уже в предыдущие годы такое руководство стало всеобъемлющим...

Концепция развития земельного законодательства России

Следуя происходящим социальным переменам, законодательство РФ этого времени признало право собственности граждан на землю. Это было сделано в противоречие союзному законодательству...

Обязательственное право: история и современность

В настоящее время в Российской Федерации обязательственное право регулируется Гражданским Кодексом: - Часть 1, раздел III «Общая часть обязательственного права» (общие положения об обязательствах, общие положения о договоре). - Часть 2...

Организационно-правовое и документационное обеспечение управления государственного органа на примере УВД г. Усть-Илимска

Тяжелое состояние разрушенной войной экономики и проблемы восстановления народного хозяйства после окончания войны оттеснили на второй план вопросы документационного обеспечения Управления...

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года устанавливал, что наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия (п...

Ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве

В Уголовном кодексе РФ 1996 года устанавливается, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Лица...

Правовые основы местного самоуправления

Первый этап (1990-- 1993 гг.) ознаменован прежде всего формированием законодательных основ организации местного самоуправления в Российской Федерации...

1. Приказное делопроизводство XV-XVII вв. Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства, с середины XV в...

Система министерского делопроизводства

В июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата...

Формирование имиджа административной реформы

Достижение основной цели административной реформы - повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти - невозможно без обеспечения их открытости и доступности для граждан и юридических лиц...

Формирование пенсионной системы РФ в 1990-е гг.