Социально-экономические процессы в россии. Социально-экономические процессы функционирования и развития

В экономической литературе экономика страны определена как многокомплектная и многообразная система. Она подразделяется на множество составных частей: десятки отраслей и территориальных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, объединений, организаций и т.п.). Перспективы преодоления кризиса и дальнейшего социально-экономического развития России прямо связаны с сочетанием и учетом интересов, и, прежде всего экономических образований, территорий и государства "в целом", т.е. устойчивое развитие общества в целом определяется степенью развития регионов.

На уровне региона происходит сочетание вертикального и горизонтального направлений социальных и эколого-экономических интересов. Оптимальность сочетания горизонтальных и вертикальных интересов регионов, их паритетность означает относительную сбалансированность дезинтеграционных и интеграционных процессов, что обеспечивает целостность и устойчивость государства.

В современной рыночной экономике оценка социально-экономического развития должна происходить на основе выделения целей и критериев развития.

Заключение

В условиях транзитивной экономике основной, интегральной целью социально-экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения.

Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

  • · Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
  • · Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной системы, ориентированной на уважение человеческого достоинства;
  • · Увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы. Последние две составляющие качества жизни не всегда учитывались при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им уделяется большое внимание.

В качестве целей социально-экономического развития региона также могут быть определены: уменьшение нищеты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды, обеспечение равенства возможностей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они могут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому такой конфликт между целями не имеет абсолютно неразрешимого характера. Однако в ряде других случаев конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Введение

Общество представляет собой чрезвычайно сложную систему управления, состоящую из относительно самостоятельных систем: экономической, политической, духовной, культурной, этнонациональной и других, каждая из которых выполняет специфические функции.

Государство является той структурой, которая интегрирует современное общество, придает ему целостность. Именно в его рамках концентрируются высшие властные полномочия, сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, направленная на регулирование социальных отношений.

Формирование представлений о роли, функциях и месте государства в обществе представляет собой довольно длительный и противоречивый процесс. Несмотря на то, что государства возникли в глубокой древности, сам термин «государство» и близкий к современному его смысл сформировались лишь в XVI в. в трудах Н. Макиавелли, который впервые использовал его (от лат. status - положение) для обозначения особой - властной - структуры общества.

В современном понимании государство - это совокупность официальных институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой управления, с помощью которых реализуется власть, охраняется существующий строй, обеспечивается нормальная жизнь людей. Из этого определения следует, что главная задача государства - обеспечение эффективного функционирования власти в обществе, а также оптимальное управление общественными процессами, определение перспективных стратегий развития, решение текущих актуальных проблем, возникающих перед людьми, на основе учета их интересов, с одной стороны, и имеющихся потенциальных ресурсов - с другой. Ясно, что более или менее удовлетворительное решение такой масштабной задачи возможно только на основе достоверного владения информацией о реальном положении дел во всех сколько-нибудь существенных сферах государственного организма, ее глубокого осмысления и тщательного анализа, разработки на этой основе взвешенных, сбалансированных решений.

Не секрет, однако, что за подавляющим большинством решений, принимаемых практически на всех уровнях государственной власти, не стоит не только научного анализа состояния и тенденций развития социальных процессов, но и элементарного здравого смысла. Вот лишь некоторые причины подобной ситуации:

приход во властные структуры современного российского общества людей с низкой, а чаще - нижайшей управленческой культурой;

склонность чиновников к абсолютизации одной точки зрения, нетерпимость к альтернативным подходам;

слабое владение или полное отсутствие у них навыков научного анализа имеющейся информации и использования современных методов ее получения из новых источников, более полно отражающих динамизм и специфику управляемых процессов;

неудовлетворительный уровень владения руководящими кадрами современными компьютерными технологиями преобразования и анализа информации, низкая мотивация на самостоятельное овладение их возможностями.

В результате экономические и социально-политические реалии со всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что за радикальным изменением устройства современного российского общества не последовало столь же принципиальных изменений в организационных структурах, механизмах и практике функционирования органов государственного управления. Как и прежде, мы наталкиваемся на непомерный рост бюрократического аппарата, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации его деятельности, инерционность, консерватизм, слабую чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни и т. п. Вместо личной ответственности господствуют анонимность и разочарование. Следствия достаточно очевидные: низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой госслужащих, и как итог - самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность государственных органов интересам рядовых граждан.

Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально-экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов.

Совершенно очевидно, что управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом (как на уровне государства, так и нижестоящих уровнях) гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме. Это оказывается практически возможным только при условии проведения достаточно регулярных научных исследований, результатом которых является представление органам власти вариантов эффективных решений, обеспечивающих наиболее оптимальные пути достижения поставленных целей.

По оценкам различных экспертов, эффективное управление возможно, если исследовательская деятельность в структуре рабочего времени современного руководителя составляет не менее 20-30 %. Если принять во внимание непрерывное усложнение условий функционирования социума, повышение динамики социальных процессов, интенсивное проникновение новейшего оборудования, техники и технологий в повседневную жизнь, дефицит времени, то можно с абсолютной уверенностью утверждать, что эта доля в дальнейшем должна возрастать. Уже давно стало ясно, что опыт, профессионализм, здравый смысл хотя и являются необходимыми качествами руководящего работника, но в современных условиях они совершенно недостаточны для эффективного управления. Узкопрофильный специалист, как правило, ограничен в своих возможностях, он не может выйти за границы своей специальности, взглянуть на возникающие проблемы «другими глазами». Для этого современный управленец должен быть широко образован. Ему необходимо знать главное о многом и все о конкретике, связанной со своей предметной областью. Развитию именно этого качества способствует знание методов исследования экономических и политических процессов. Цель настоящего учебника:

сформировать достаточно твердое убеждение в необходимости обязательного использования материалов научных исследований в своей практической управленческой деятельности;

пробудить и развить творческие способности, перспективное мышление и навыки привлечения полной и достоверной информации о состоянии и динамике управляемых процессов и явлений при обосновании и разработке принимаемых решений;

ознакомить с наиболее важными методами получения, преобразования и содержательного анализа эмпирической информации, отражающей состояние и динамику социально- экономических и политических процессов.

1. Понятие и содержание социально-экономических и политических процессов

1.1 Понятие, виды и типы социально-экономических процессов

В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии. Кроме того, они опосредуются процессами регулирования (планового, рыночного, смешанного). В результате формируются социально-экономические процессы, определяемые как совокупность процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменения ее параметров на том или ином уровне хозяйствования.

Социально-экономические процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от критерия, лежащего в основе классификации:

по степени управляемости - стихийные и управляемые;

по направленности распространения - внешне- и внутриэкономические, в рамках которых могут развиваться процессы международной интеграции, кооперации, сотрудничества и т. д.;

по масштабу влияния на жизнедеятельность социума - макроэкономические, региональные, локальные, микроэкономические;

по структуре функционального проявления - производственные, трудовые, организационные, технологические, информационные процессы.

С точки зрения устойчивости взаимосвязей экономических и других социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных социально-экономических процессах. Первый характеризуется устойчивостью социально-экономической системы и поведения граждан, отработанными механизмами принятия экономических решений. Второй обычно возникает в период кризиса как проявление необходимости изменения социально-экономической ситуации.

1.2 Особенности управляемых социально-экономических процессов

социальный экономический политический трудовой

Человеческое общество возникло и развивается главным образом по пути совершенствования механизмов и форм социального управления, поэтому идея необходимости и обоснованности пределов управленческих воздействий на экономику имеет особое и принципиальное значение. Часто употребляемое понятие «управление экономикой» в силу глобальности и неопределенности управляемого объекта не раскрывает его реального содержания. Оно, скорее, отражает привычную, сформировавшуюся еще в советское время практику централизованного государственного планирования и управления народным хозяйством страны и совершенно неприемлемо для адекватного отражения радикально изменившейся роли российского государства и его институциональных воздействий на экономику. С другой стороны, в современной практике промышленно развитых стран господствующее положение занимает идея экономического регулирования, т. е. делается акцент на том, что решение хозяйственных задач основывается на приоритете экономических критериев и методов, хотя не отрицается роль политических, социальных, организационных и других аспектов, связанных с его реализацией.

При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономическую и социальную сферы в целом все они базируются на общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого - единый, универсальный инвариантный алгоритм, насчитывающий от 4 до 16 этапов в зависимости от степени детализации. Поэтому есть смысл кратко напомнить его содержание.

В самом общем (минимальном) виде управленческий цикл состоит из следующих этапов.

1. Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом, а также об имеющихся и возможных механизмах управленческих воздействий, недопустимых состояниях системы и наиболее важных ее элементов.

2. Всесторонний анализ информации для получения общей картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также на определенный момент (моменты) в будущем как при сохранении существующих механизмов ее функционирования, так и реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование).

3. Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу (проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование). Разработка критериев оценки развития, оптимальности и эффективности принимаемых решений.

4. Организация постоянного текущего и выборочного (ситуационного) контроля выполнения управленческих решений.

Следует отметить, что по своему содержанию первый и четвертый этапы практически совпадают. Благодаря этому управление приобретает циклический характер.

Достаточно очевидно, что в рамках общей универсальной схемы в зависимости от конкретной ситуации механизмы управленческой деятельности могут радикально отличаться друг от друга. При этом основным критерием оптимальности является соответствие принятого механизма управления реальным условиям.

Как известно, опыт управления крупными социально-экономическими процессами опирается главным образом на два подхода, на две традиции, идущие еще от Тэйлора и Мэйо в классическом менеджменте. Первый подход программно-целевой, предполагающий довольно жесткое, директивное взаимодействие между субъектом (в нашем случае - государственными структурами) и объектом управления (в нашем случае - экономика и социальная сфера в целом). Второй - «органический», рассчитанный на учет внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своем самом широком смысле он известен как «концепция модернизации».

Первый подход предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение ее инфраструктуры (руководящих органов и подчиненных структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и т. д.). Этот подход построен на строгом подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

Второй подход основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», т. е. пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

Оба подхода имеют в своих арсеналах достаточно средств для эффективной реализации, но в определенных границах. Сильными сторонами программно-целевого подхода являются хорошо разработанные и постоянно совершенствующиеся методы и средства, в том числе экономико-математические методы, моделирование, искусственный интеллект и др. Формируемые программы обладают свойством концентрации усилий и средств, контролируемости и конкретности, что очень выгодно не только с технологической, но и социальной точки зрения. Этот подход наиболее эффективен в стабильных или хорошо предсказуемых условиях, а также в достаточно жестко централизованных системах. Слабость этого подхода, как часто это бывает, заложена в его достоинствах. Он создает у управленцев иллюзию, что власть всесильна, а это и ограничивает его возможности, особенно в периоды нестабильности, при смене стратегии и т. п.

Сильная сторона «органического» подхода - опора на механизмы саморазвития, гомеостаза, самоуправления. Решающим фактором становится способность объекта управления к собственному развитию, а управление сводится к воздействию на этот процесс саморазвития в желательном направлении (форма, скорость, масштабы и т. п.). Несмотря на «мягкость», органичность, и этот подход сталкивается с ограничениями. Их природа та же, что и у первого подхода, а именно: конечное, будущее состояние управляемого объекта привносится извне, т. е. как модель принятого за образец прецедента. Какими бы благими пожеланиями ни было вызвано нормирование положительного образца, остаются без ответа два кардинальных вопроса:

1) насколько оправданы критерии выбора именно этого образца;

2) годятся ли собственные формы и средства утверждения этого образца для использования в другой ситуации.

Конечно же, оба подхода в чистом виде - крайности, и реальные управленческие практики в большей или меньшей степени опираются на их совместное использование. Тем более что общим в обоих подходах является обязательное наличие цели управления.

Совершенно ясно, что отмеченная выше цикличность процесса управления обусловливается содержательной идентичностью первого и четвертого этапов, в основе которых - сбор и анализ информации. Поэтому управление по любой из принятых схем немыслимо без тех сведений, которые характеризуют состояние системы и ее элементов в каждый определенный момент времени и позволяют оценить степень достижения цели или отклонения от нее, а также их причины. Непрерывная циркуляция информации между компонентами системы, системой в целом и окружающей средой является непременным атрибутом управления. Именно благодаря информационным процессам система способна к целесообразному взаимодействию с внешней средой, координированию и субординированию взаимоотношений между собственными компонентами, приданию им определенной направленности, а также обеспечению собственного продвижения к цели.

Достаточно очевидна взаимообусловленность экономической и социальной сфер общества, что предполагает воздействие государства на экономику и социальную сферу не как отдельными, самодостаточными стратами, а на основе комплексного их видения, когда они рассматриваются совместно, как единое целое, т. е. речь должна идти об управлении социально-экономическими процессами. Концепция такого управления призвана служить теоретической основой создания эффективных средств институционального регулирования экономики. Для этого необходимо четко понимать, что представляют собой социально-экономические процессы, какова их природа и как можно ими управлять.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность подобной деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых и инвестиционных доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряженных с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

По критерию функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления управлением социально-экономическими процессами. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований с учетом социальных последствий. В рамках этого направления государство, будучи главным субъектом управления в обществе, должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством мер антикризисного регулирования - предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся и т. п. Второе - на управление общеэкономическими процессами в целом. Оно обусловлено необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестирование в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. Третье - носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Экономические процессы формирования и складывающихся спроса и предложения на рынке товаров и услуг регулируются со стороны государства на основе некоторой идеологической доктрины. В соответствии с ней проводится та или иная экономическая политика, предопределяющая стратегию решения этой задачи. Ясно, например, что в странах с автократическими или демократическими режимами степень, формы, механизмы и другие характеристики использования рыночных механизмов осуществляются совершенно по-разному. В странах с развитой рыночной экономикой различают два принципиально разных подхода. Первый основан на теории неоконсерватизма, резвившейся на базе классической школы, которая ориентирует на регулирование совокупного предложения на микроуровне, отдавая предпочтение мерам кредитно-денежной политики. Второй подход следует неокейнсианской теории приоритетной роли совокупного спроса на макроуровне с преимущественным использованием поощрительных мер государства в налогово-бюджетной политике.

В отличие от классической концепции, отражающей точку зрения сторонников приоритета предложения, где естественным образом реализуемая производственная функция, качественно-количественные показатели продукции и национальный доход зависят от факторов труда, модель Дж. Кейнса исходит из того, что объем продукции или национальный доход определяются совокупным спросом на товары и частными инвестициями, т. е. формально экономика находится в состоянии равновесия, если совокупное предложение исчерпывается совокупным спросом.

Имеющийся опыт показал, что и тот и другой подходы в практических формах своей реализации имеют существенные ограничения, определяющиеся альтернативным выбором между двумя стратегиями: «предложение рождает спрос» и «спрос рождает предложение». Эти ограничения определяются характером товара, его принадлежностью к тому или иному сегменту рынка, динамикой соотношения спроса и предложения, а также уровнем обеспечения и качеством производственной базы. Этот же опыт дает основания считать, что при создании новых предприятий (или производств) необходима приоритетная поддержка спроса, а при наличии свободных производственных мощностей - поддержка предложения. Это значит, что обращение к той или иной стратегии определяется конкретной ситуацией и может быть ограничено временем ее применения. Во всех случаях необходима оценка социально-экономических последствий, обусловленных выбором стратегии регулирующих воздействий по критериям роста прибыли и улучшения занятости. Следовательно, в одной и той же экономической системе могут одновременно применяться различные подходы в рамках общей концепции регулирования спроса и предложения.

Было бы большой ошибкой впадать в одностороннюю крайность и оценивать экономический рост в условиях рынка исключительно в показателях увеличения объема предложения, т. е. количества и ассортимента производимых товаров и услуг (хотя именно такая односторонняя оценка нередко встречается на практике). На самом деле между совокупным предложением и совокупным спросом существует амбивалентная зависимость. Это и обусловливает необходимость институциональной поддержки роста и предложения и спроса в их системной взаимосвязи. Основные меры управления на практике заключаются в создании политических и экономических условий, обеспечивающих:

рост платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги путем поэтапного повышения уровня реальных доходов (трудовых и социальных) и соответствующего расширения потребительской корзины, что будет стимулировать развитие отечественного производства этих товаров и услуг; повышение их качества, стабилизацию и последующее снижение цен на них;

рост платежеспособного спроса товаропроизводителей на необходимые средства производства, промежуточные товары и услуги на основе стимулирования развития межотраслевых производств путем создания специализированных фирм со смешанным капиталом, интеграции крупного и малого предпринимательства в сфере производства, применения эффективных форм субконтрактных отношений;

оптимальное использование имеющихся производственных мощностей предприятий и фирм при их приватизации, конверсии, банкротстве и других формах реорганизации для сохранения и роста предложения товаров и услуг и связанных с этим изменением числа рабочих мест;

сбалансированность спроса и предложения на муниципальном и региональном уровнях с учетом ориентации на экспорт и импорт товаров, самообеспечения производства и потребления путем соответствующей оптимизации.

Реализация указанных мер требует законодательного обеспечения экономических процессов в сочетании с политическими решениями на основе учета диалектического характера взаимообусловленности изменений спроса и предложения. Эти изменения, естественно, отражают интересы производителей и потребителей, что необходимо учитывать при определении приоритетных направлений политического курса в государственном регулировании экономической сферы общественной жизни.

Весьма важен также вопрос о правоотношении государства с владельцами и руководителями предприятий (фирм). Такое положение, когда директор, работающий по найму, злоупотребляет своим служебным статусом и действует в своих личных интересах, т. е. отождествляет себя с предприятием, отражает отсутствие четкости в законодательном определении статуса собственников предприятий. Наиболее предпочтительным представляется такое государственное регулирование экономики, при котором государство, не вмешиваясь в оперативную деятельность предприятия, тем более в сферу внутрикорпоративных отношений, устанавливает необходимые правовые, экономические и социальные нормативы и вводит их в практику законодательным путем.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика такого управления в отличие от управления производственными процессами заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом отраслевой специализации. Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений. Ведь в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации (диагностика), ее перспективной динамики (прогнозирование), разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей информации должен обладать каждый управленец. Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице.

Список источников и литературы

1.Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л., 2009.

2.Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 2006.

3.Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. - М., 2006.

4.Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 2009

Бессонов Б.Н. Человек. - Л., 2009.

6.Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко.-М.: Прогресс, 2008.

7.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов.- Гаударика, 2011.

Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 2010

9.Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 2009.

10.Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 2009.

11.Иванов В.Н. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований. - М., 2009.

12.Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М., 2006.

13.Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретико-методологические основы методов и принципов социально-экономического планирования и прогнозирования. Анализ и прогнозирование социально-экономических процессов МО Улан-Удэ. Прогноз основных показателей социально-экономических процессов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2013

    Виды, типы и методы исследования экономических и политических процессов. Анализ состояния и тенденций развития социальных процессов. Сущность метода структуризации. Изучение социальной системы, освоение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Виды корреляции и регрессии, применяемые в статистическом анализе социально-экономических явлений и процессов. Построение корреляционной модели (уравнения регрессии). Построение корреляционной таблицы, выполнение интервальной группировки по признакам.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Проведение экспериментального статистического исследования социально-экономических явлений и процессов Смоленской области на основе заданных показателей. Построение статистических графиков, рядов распределения, вариационных рядов, их обобщение и оценка.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2011

    Анализ обобщающих показателей и закономерностей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени. Описание количественной стороны массовых социально-экономических явлений, отражаемых посредством показателей статистики.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Сравнительный анализ конкретных социально-экономических систем, действовавших в разных странах и регионах. Саморегулируемые и культурно-регулируемые социально-экономические системы: их признаки и варианты синтеза. Процесс формирования новой системы.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2010

    Умеренная, галопирующая и высокая инфляция. Общее понятие о модели Сарджента-Уоллеса. Денежные и неденежные факторы возникновения инфляции. Динамика инфляционных процессов в Российской Федерации, краткий анализ главных социально-экономических последствий.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Качественный и количественный анализ ресурсов социально–экономических процессов предприятия на основе статистических данных. Использование компьютерных программ для анализа эффективности экономических процессов. Пути оптимизации производственного цикла.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2014

    Анализ фундаментальных причин экономических кризисов и циклов: философская сущность этих феноменов по теории организации социально-экономических систем. Особенности, факторы роста и дестабилизации социально-экономической системы кризиса 2008-2009 гг.

    статья , добавлен 18.11.2012

    Сущность понятия "инфляция" и ее основные виды. Выявление экономических и социальных (как для потребителей, так и для продавцов) последствий инфляции. Анализ инфляционных процессов России в настоящее время, динамика и структура ее финансовых показателей.

Классификация социально-экономических процессов

Социально-экономические процессы многообразны. Они различаются по содержанию, по срокам и темпам протекания, по своим последствиям. При этом они взаимосвязаны, взаимозависимы, пронизывают друг друга. Поэтому их изучение предполагает определенного рода типологизацию.

Исходя из классификации социальных процессов П. Штомпки, можно классифицировать социально-экономические процессы по четырем основаниям: 1) форма или очертание, которые принимает процесс; 2) итог, результат процесса; 3) осведомленность населения о процессе; 4) движущие силы процесса. Кроме того, важно учитывать уровень социальной реальности, на котором действует процесс, а также его временной аспект.

С точки зрения формы социально-экономические процессы можно разделить на:

· направленные, необратимые (прогресс, регресс); при этом как прогрессивные, так и регрессивные изменения могут иметь однолинейный (стадиальное развитие), мультилинейный (наличие нескольких альтернативных траекторий прохождения одних и тех же стадий) и нелинейный характер (ступенчатое отражение восходящей и нисходящей линий);

· ненаправленные, застойные (стагнация); ненаправленные процессы могут быть случайными (мобилизация или демобилизация социальных сил) и циклическими, повторяющимися либо равномерно, либо с ускорением, либо с замедлением (общественное производство).

По характеру конечных результатов можно выделить такие процессы, как:

· морфогенезис, т.е. созидательные процессы, приводящие к возникновению совершенно новых социально-экономических условий, состояний общественного производства, например, образование виртуальных фирм, сетевых форм производства, маркетинга, реинжениринг бизнес-процесса и др.;

· трансмутации, т.е. процессы, которые влекут за собой лишь модификацию, реформацию существующих норм, правил, организаций; трансмутации бывают двух видов: репродуцирование (адаптивные, уравновешивающие или поддерживающие процессы, указывают на изменение внутри чего-то) и трансформация (изменение структуры или функций, указывают на изменение чего-то);

С позиции восприятия и отражения в сознании людей социально-экономические процессы можно подразделить на:

· явные, распознаваемые, предсказуемые, например, легализация валового обмена, цель которого - уничтожение черного рынка; либерализация цен – преодоление дефицита;

· латентные, нераспознаваемые, неоцениваемые как положительные или отрицательные, желательные или нет; например, воздействие индустриализации на окружающую природную среду;

· процессы-бумеранги, которые люди могут распознавать, воспринимать их течение и надеяться на их определенный эффект, но последствия таких процессов плохо предсказуемы; например, фискальные реформы (реформа налогообложения в России), реформы образования.



С точки зрения движущих сил процессы подразделяются на:

· эндогенные, с имманентной, внутренней причиной (раскрывают потенциальные возможности, свойства или тенденции, заключенные внутри изменяющегося объекта), например, рост социальной солидарности в группе;

· экзогенные, с внешней причиной (являются ответом на вызов извне, на стимул, давление внешних факторов), например, изменение жизненных условий из-за климатических сдвигов.

Строго говоря, экзогенные и эндогенные процессы трудно разграничить, такое деление условно, акцент делается на доминирование внутренних или внешних причин изменений. И эндогенные, и экзогенные процессы могут быть как спонтанными, т.е. ненамеренными, выступающими как результат множества индивидуальных действий, предпринимаемых по различным частным причинам (изменение политической ситуации в силу стихийных забастовочных движений), так и спланированными, т.е. инициированными и управляемыми сверху (рост рождаемости вследствие проведения государственной семейной политики).

Все названные выше социально-экономические процессы действуют на макро-, мезо-, и микроуровне. Поэтому выделяют макро-, мезо- и микропроцессы. Макроуровень охватывает мировое сообщество, национальные государства. Мезоуровень – регионы в рамках государства; сообщества, ассоциации. Микроуровень - это процессы, протекающие в повседневной жизни организаций, групп, индивидов.

Социально-экономические процессы имеют также разную временную продолжительность: бывают долговременные, среднесрочные и кратковременные процессы.

Приведенная классификация имеет важное значение для управления социально-экономическими процессами, особенности каждого вида находят отражение в организации управленческой деятельности. Например, спонтанно протекающие процессы вызывают необходимость реактивных управленческих воздействий в виде регулирования социальных последствий данного процесса.

По содержанию мы различаем процессы социального функционирования и развития. Процессы социального функционирования означают воспроизводство социальных отношений в рамках данного качества. Социальное функционирование – это жизнедеятельность социума, обеспечивающая воспроизводство материальных, духовных, социальных благ в рамках определенного качества. Оно описывается параметрами благосостояния. Важнейшие из них: доступность труда, получение определенного уровня образования, квалификации, здоровье, реальные доходы, потребление материальных и духовных благ.

Социально-экономические процессы не функционируют изолированно, в своей совокупности они характеризуют направленное изменение, т.е. развитие. Поэтому важно разобраться, что представляет собой социально-экономическое развитие.

Социально-экономическое развитие представляет собой движение, направленное изменение, управляемое, т.е. целе- и ценностноориентированное преобразование, причем в условиях нарушения равновесия управляемость определяется как детерминированное свойство развития. Социально-экономическое развитие - сложный, поступательный переход или преобразование общественного производства посредством определенных механизмов в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов, обусловливающих данный процесс. Социально-экономическое развитие есть единство и борьба противоположных тенденций, противоречивых социальных практик2, оно не линейный процесс, осуществляется по спирали, включая нисходящий цикл. Социально-экономическое развитие - это процесс, осуществляемый в результате качественных изменений, преобразований, это переход одного состояния, структуры в качественно другое. Социально-экономическое развитие есть отрицание отрицания, что, по Гегелю, означает: начало есть неразвитый результат, а результат есть развитое начало. Оно есть развертывание внутренних свойств и отношений общественного производства, упрочение социально-экономических связей, преодоление отчуждения человека и общества от природы, от предметного мира, человека от человека, человека от общества, развитие подлинной свободы, признание "я" в другом. Социально-экономическое развитие осуществляется в процессе преодоления отчуждения труда, развития, преобразования отношений собственности, управления и власти. Таким образом мы выходим на постановку вопроса о том, что управление есть свойство и фактор социально-экономического развития.

Однако подлинное развитие, понимаемое нами как прогрессивное поступательное изменение, включающее в себя и момент отрицания, невозможно без эффективного управления. Эффективное управление социально-экономическим развитием общественного производства есть целерациональный процесс согласования противоречивых интересов социальных субъектов, обеспечивающий реализацию общественных потребностей и интересов. Эффективное управление является предпосылкой, неотъемлемым свойством и результатом социально-экономического развития общества.

Для подтверждения данной гипотезы воспользуемся воспроизводственным подходом к анализу социально-экономического развития. Он основывается на исследовании диалектики предпосылок и результатов общественного производства. Предпосылками общественного производства выступают вещные его факторы (орудия и предметы труда), человек как носитель рабочей силы и субъект общественных отношений, формы их организации: технико-технологические и социально-экономические и способы их соединения на основе принимаемых управленческих решений. От формы организации и характера разрабатываемых и принимаемых управленческих решений зависят уровень дифференциации и степень взаимозависимости факторов общественного производства.

Вступая в непосредственный процесс производства, человек преобразует вещные его предпосылки, осуществляя самопреобразование посредством опредмечивания своих свойств в новом продукте (материальных и духовных благах), используя свой профессиональный, квалификационный и социальный потенциал в рамках организационно-управленческих отношений, т.е. взаимодействуя упорядоченным образом с другими субъектами труда.

Непосредственное производство как момент воспроизводственного цикла есть соединение факторов, их интегрирование в самом процессе, который принимает определенные формы: индивидуальное, семейное, коллективное производство. Первичной производственной ячейкой является трудовая организация, в которой создаются условия для развертывания внутренних сил человека, реализации и повышения его потенциала. Вновь произведенный продукт включает в себя средства производства и жизненные средства. Последние из фазы собственно производства переходят в фазу потребительного производства, в процессе которого человек, используя (потребляя) предметы потребления, извлекая из них полезные свойства, развивает себя, образно говоря, общаясь с вещью. И это общение есть не только предметная, но и социальная связь, поскольку за потребляемой вещью стоит человек, который ее произвел. Первичной потребительской ячейкой является семья как малая социальная группа и социальный институт. Поэтому семья, как и трудовая организация создает условия для развития человека и общества.

Таким образом, воспроизводство человека осуществляется не за пределами общественного производства, а в процессе его. При этом он воспроизводит себя и как производителя, и как потребителя, и как носителя рабочей силы и как субъекта определенных производственных отношений. И в этом социальная сущность общественного производства. Воспроизводство человека и общества во взаимосвязи с условиями их существования представляет собой движущую силу общественного развития. Продукт и человек как результаты общественного производства, выходящие из него, отрицают себя, поскольку они уже не тождественны в своем качестве как его предпосылок. Результаты всегда богаче по своему содержанию предпосылок. И это первое отрицание - сущность социально-экономического функционирования и момент общественного развития. Социально-экономическое функционирование осуществляется в рамках данной структуры объекта и обеспечивается прежде всего в процессе простого воспроизводства. Социально-экономическое развитие осуществляется в процессе расширенного воспроизводства. Одним из основных механизмов развития общества мы считаем расширенное социальное воспроизводство, обеспечивающее его жизнедеятельность, т.е. функционирование, и динамичное качественное изменение его пропорций, что и означает развитие.

Расширенное воспроизводство - это возобновляемый процесс производства на расширенной основе. Расширение общественного производства осуществляется за счет увеличения количества производственных единиц и экстенсивного наращивания объемов, за счет диверсификации, т.е. проникновения в сферы, ранее не охватываемые общественным производством (индустриализация науки, отдыха), и также за счет его качественного преобразования на основе дифференциации видов человеческой деятельности, усиления процессов кооперации, комбинирования. Расширение общественного производства, т.е. его рост сопровождается усложнением его строения, структуры, подвижностью его пропорций.

Постоянное возобновление процесса производства на расширенной основе и переход предпосылок в результат, а результатов в предпосылки через их обогащение ведет к такому их качественному преобразованию, которое имеет следствием второе отрицание. Отрицание отрицания и есть процесс развития. Таким образом расширенное воспроизводство обеспечивает переход от социально-экономического функционирования к социально-экономическому развитию.

1. Тема 3. Классики социологии о социальном управлении обществом.

2. Позитивизм в социальном управлении.

3. Теория социального факта об управлении социальными процессами.

4. Теория К.Маркса об управлении капиталистическим производством.

5. Теория бюрократии, администрирования М. Вебера

События, происходящие в последние 20-25 лет в российском обществе, по мнению одних исследователей, носят революционный характер; другие считают, что происходящие изменения хотя и являются радикальными, но это все же реформы; третьи говорят о попытках модернизировать общество и т. д. Попытаемся и мы рассмотреть эти события с позиции теории социальных изменений.

За точку отсчета возьмем события, начавшиеся в середине 80-х гг. XX в., когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым был провозглашен новый курс развития страны (Советского Союза) под названием «перестройка».

Перестройка предполагала проведение целого комплекса реформ во всех основных сферах жизнедеятельности советского общества. В экономической сфере внедрялись такие новые формы отношений, как коллективный подряд, аренда, хозрасчет и др.;

в политической сфере - демократизация и гласность; в социальной сфере ставились задачи достижения более высокого уровня жизни советских людей.

Проводимые с середины 80-х гг. реформы представляли собой попытку модернизации всего народно-хозяйственного комплекса страны и достижения качественно нового уровня развития общества, соответствующего общемировым стандартам. Но проводились они (реформы) в рамках существующей тогда социалистической (государственно-монополистической) системы, которая без радикального пересмотра отношений собственности, конкуренции, рынка и др. не могла быть реформирована в принципе. Кроме того, серьезное сопротивление проводимым реформам оказывала значительная часть партийно-государственной элиты, что в конечном счете проявилось во время попытки государственного переворота в августе 1991 г.

Не вполне готовыми работать в новых условиях оказались и трудящиеся страны. Поэтому горбачевская перестройка многими исследователями оценивается как «эпоха псевдореформ». Итогом неудавшихся реформ стал всеобщий кризис социалистической системы и советского общества, который привел к распаду СССР (декабрь 1991 г.) и началу новых радикальных перемен в России.

Изменения, происходящие в российском обществе с начала 90-х гг. XX в. и по настоящее время, явно «распадаются» на три основных этапа: первый - радикальные реформы 1991 - 1993 гг.; второй - адаптация социальных субъектов к новым социально-политическим и экономическим условиям (середина 90-х гг. - конец 1999 г.); третий - укрепление российской государственности и определенная стабилизация социально-экономических отношений в обществе (конец 1999 г. - 2008 г. и далее). Рассмотрим каждый из названных этапов.

1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991 - 1993 гг., многие исследователи называют буржуазной либерально-демократической революцией, направленной против авторитарно-бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам.

Во-первых, в результате бурных событий конца 1991 г. (подавление путча, распад СССР и др.) не произошла реальная смена правящей политической элиты. Во власти осталась значительная часть прежней партноменклатуры во главе с Б. Н. Ельциным, привлекшая в свои ряды определенное количество экономи-стов-рыночников.

Во-вторых, революция - это переворот снизу, когда сами народные массы сметают правящую элиту и участвуют в создании новой политической и социальной структуры. В событиях 1991 - 1993 гг. имели место массовые выступления народа, но они носили локальный и кратковременный характер. Основные политические решения принимались политической элитой самостоятельно.

В-третьих, революция, особенно на первой фазе своего развития, стремится решить проблемы большинства. Радикальные реформы начала 90-х гг. в этом плане больше походили на закулисный сговор правящей элиты, направленный на ограбление российских граждан и разворовывание государственной собственности.

2. Второй этап (середина 90-х гг. - конец 1999 г.) можно охарактеризовать как период адаптации социальных субъектов к новым условиям, а можно сказать, что это был период хаотичной кризисной трансформации российского общества с неопределенной перспективой.

К негативным последствиям этого периода можно отнести следующие:

  • продолжение криминальной приватизации государственной собственности;
  • разворовывание бюджетных средств правящей элитой;
  • рост теневой экономики и доходов от криминальной деятельности (грабежи, поборы, финансовые махинации и проч.);
  • абсолютное и относительное обнищание населения страны. Так, например, по данным Госкомстата РФ, на конец 1999 г. за чертой бедности (ниже прожиточного минимума) в России жило 30 % населения страны. Однако, по существующим оценкам самого населения, выявленным в ходе исследования, доля живущих на уровне прожиточного уровня и ниже составляла 75-80 %*;
  • постоянная угроза безработицы, ликвидация предприятий, невыплата заработной платы;
  • рост преступности и утрата людьми чувства защищенности. По официальным данным, к 2000 г. по сравнению с 1990 г. преступность в стране выросла на 76 %;
  • сращивание правоохранительных организаций с преступными элементами, рост недоверия граждан к милиции. Так, на вопрос: «Доверяете ли Вы милиции?» - в 1999 г. полное доверие высказали не более 10 % населения. Систематические опросы ВЦИОМа показывают, что 3 / 4 населения в случае нападения на них, ограбления или какого-либо другого происшествия опасаются обращаться в милицию;
  • массовое ограбление людей посредством различного рода «финансовых пирамид»;
  • углубление разрыва в доходах между «богатыми» и «бедными». Так, если децильный коэффициент в 1989 г. составил 1: 4,7, то в 1999 г. он достиг уровня 1:16.

К положительным последствиям рассматриваемого этапа можно отнести следующее:

  • разгосударствление экономики и высвобождение частной инициативы, способствовавшие созданию социального слоя собственников-предпринимателей;
  • развитие рыночных отношений и адаптации граждан России к новым экономическим условиям;
  • в условиях реформ, методом проб и ошибок, получили практическую проверку многие экономические формы и инициативы.

На втором этапе в основном был завершен распад советской институциональной системы. Однако новые социальные институты проявили свою неспособность (или «нежелание») заниматься повышением эффективности российской экономики. Основная часть правящей элиты была «озабочена» личным обогащением. Криминальный передел собственности приобрел государственные масштабы. Убийства банкиров, предпринимателей, высших государственных чиновников и депутатов всех уровней стали обыденным явлением. Реформы сменились спонтанной кризисной трансформацией общества, которая лишь углубляла всеобщий кризис.

3. Начало третьего этапа социальных изменений связано с приходом во власть нового политического лидера страны В. В. Путина. Инициативность и активность нового президента во внутренней и внешней политике способствовали укреплению российской государственности, определенной экономической стабильности страны и повышению ее авторитета на международной арене.

В первый срок президентства В. Путина наблюдается определенный экономический рост, примерно на 4-6 % в год; доходы населения увеличились в среднем на одну треть; значительно укрепил свои позиции российский рубль. Однако определенные успехи, по мнению многих политиков и экономистов, были достигнуты не за счет роста промышленного производства и улучшения качества производимой продукции, а за счет увеличения экспорта невоспроизводимого сырья и необычайно высоких цен на нефть. Поэтому этот период (1999-2005 гг.), по сути, является годами утерянных возможностей.

В этот период фактически не меняется социальная структура общества, лишь увеличивается разрыв между небольшим слоем супербогатых граждан (5-7 % семей) и огромной массой бедных слоев (30-35 %). Доля среднего класса колеблется в пределах 15-20 % от общего числа работающих, и каких-либо заметных тенденций к ее увеличению не наблюдается. Отсутствие промышленной политики государства тормозит развитие мелких и средних предприятий. Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. Наряду с низкой рождаемостью растет смертность населения. Так, например, в 2002 г. на 1 тыс. населения приходилось 16,3 умерших. Это самый высокий показатель в Европе. За 2000-2004 гг. смертность выросла на 20 %, при этом почти каждый третий умерший был в трудоспособном возрасте .

Заметное улучшение экономических и социальных показателей в стране наблюдается в 2004-2008 гг. Это было связано с тем, что значительная часть накапливаемых ранее доходов стала вкладываться в развитие экономики страны и на реализацию социальных проектов. Рост ВВП (внутреннего валового продукта) в эти годы составил в среднем 7 % в год. Улучшилась демографическая ситуация. Президент и Правительство РФ в качестве главного приоритета своей внутренней политики объявили социальную сферу. Однако реальный сектор экономики так и не стал приоритетным. Основным источником доходов продолжает оставаться сырье.

Нерешенными остаются следующие проблемы: увеличение разрыва между бедными и богатыми слоями населения; коррупция, поразившая всю структуру государственного управления сверху донизу; правовая незащищенность граждан перед произволом чиновников и правоохранительных органов; доля среднего класса в социальной структуре остается крайне низкой - около 20 %; неспособность гражданского общества отстаивать свои интересы и контролировать власть.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Дайте определение понятия «социальные изменения».
  • 2. Что такое социальный процесс?
  • 3. Перечислите основные формы социальных процессов.
  • 4. Назовите основные виды социальных изменений.
  • 5. В чем заключаются различия между реформой и революцией?
  • 6. Что такое модернизация?
  • 7. Каковы основные причины социальных изменений?
  • 8. Какие виды социальных изменений происходили в последние 20-25 лет в советском и российском обществах?
  • См., например: Преемство. Что же будет с Родиной и с нами. М., 2000; Куда пришла Россия?.. Итоги социальной трансформации. М., 2003.
  • См.: Рывкина Р. В. Драма перемен. М., 2001. С. 22.
  • Образцова И. Умирает больше, чем рождается // Аргументы и факты. 2004. № 22. Июнь. С. 10.

Содержится информация о миграциях населения?

1)В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более.

2)В России наиболее низкая продолжительность жизни и мужчин, и женщин отмечается в Республике Тыва и Чукотском автономном округе.

3)За 2010 г. отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 1,1 тыс. человек, в том числе в государства – участники СНГ – на 0,9 тыс. человек.

4)В 2009 г. естественная убыль населения в России составила 249 тыс. человек; это наименьший показатель за последние 16 лет.

1)По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), численность населения в России в начале 2013 г. составляла 143 347,1 тыс. человек.

2)В 2013 г. правительство РФ установило квоту на работу в РФ для 1,745 млн иностранных граждан.

3) В начале 2010 г. доля городского населения в общей численности населения России составляла 73%, в начале 2013 г. – 74%.

4)За период с января по август 2013 г. естественная убыль населения составила около 6,6 тысяч человек.

3. В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения ?

1)Тайга в Западной Сибири слабо заселена, сёла в ней расположены преимущественно по долинам рек.

2)Наибольшая доля детей в возрастной структуре населения характерна для населения Дагестана и других республик Северного Кавказа.

3)В 2008 г. численность женщин в общей численности населения России превышала численность мужчин на 10,6 млн человек, т.е. на 16%.

4)В 2003 г. в России число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза, в 2008 г. - в 1,2 раза.

4. Как называется социально-экономический процесс, о котором идёт речь в приведённом ниже тексте?

На протяжении всего ХХ в. наблюдался быстрый рост численности городского населения. По уточненным оценкам экспертов ООН, в 2009 г. впервые численность городского населения мира сравнялась с численностью сельского населения, составив 3,4 миллиарда человек. В 2010 г. в городских поселениях уже проживало 3,5 миллиарда человек, а в сельских – 3,4. В предстоящие годы более быстрый рост городского населения по сравнению с сельским сохранится, и все бóльшая часть мирового населения будет представлена горожанами.

5. Как называется процесс смены людьми их постоянного места жительства, о котором идет речь в приведённом ниже тексте?

С начала ХХI века около миллиона семей уехали из России на постоянное место жительства в зарубежные страны. Большинство из них покинули Родину в поисках более высокооплачиваемой работы, но далеко не всем из них удалось найти её.

6. В каком из перечисленных высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

1)В настоящее время в России лишь 26% населения страны проживает в сельской местности, а 74% – в городах.

2)В 2007 г. в России родилось 1610,1 тыс. человек, а умерло 2080,4 тыс. человек.

3)Средняя плотность сельского населения России составляет примерно 2,2 человека на 1 кв. км.

4)В природных зонах тундры и тайги сельские населённые пункты располагаются в долинах рек и по берегам озёр.

7 . Дайте определения:

1) депопуляция

2) титульный народ

3) эмиграция

4) иммиграция

5) реэмиграция

8. В каком из перечисленных высказываний содержится информация об урбанизации?

1)В настоящее время в общей численности населения России доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет 13%.

2)Среди всех прибывших в Россию на постоянное место жительства, а также среди всех прибывших, получивших вид на жительство в 2009 г., около 93% (261,5 тыс. человек) составляли жители стран ближнего зарубежья.

3)В первой половине XX века доля городского населения в общей численности населения России неуклонно возрастала.

4)Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе , где средняя плотность населения составляет 57 человек на 1 км 2 .


2-3
4-Урбанизация

5-Эмиграция

7-Депопуляция – уменьшение численности населения

Титульный народ – народ в честь которого названа страна

Эмиграция – выезд из страны

Иммиграция – прибывает в страну

Реэмиграция –возращение людей которые эмигрировали на своё место жительство