Кампании по модернизации экономики и внедрению новой дисциплины в 1987 — 1988 гг. открыли путь реформе самой системы. Ключевым элементом этого нового отношения был Закон о государственном предприятии, который заменил традиционные обязательные плановые задания предприятий так называемыми государственными заказами (а именно, централизованно направляемыми предприятиям заказами на поставку указанного количества товаров). К тому же, этот закон дал предприятиям некоторую свободу в заключении сделок непосредственно друг с другом, а также предоставил им большую автономию в распределении заработанных ими средств, в частности в выплате и премий. Другим серьезным шагом реформы в этот период была децентрализация внешней торговли, причем к 1989 г. объем внешнеторговых операций проводимых помимо старых, традиционно связанных с этим государственных внешнеторговых предприятий, по имеющимся сведениям, значительно возрос.
Другие реформы внешнеэкономического сектора включили план формирования собственной валютной выручки предприятия, систему дифференцированных валютных коэффициентов и валютные аукционы с ограниченными операциями. Поскольку эти меры имели беспорядочный характер, их результаты оказались противоположными ожидаемым. После децентрализации внешней торговли импорт из стран с конвертируемой валютой значительно возрос, а финансирование и промышленный экспорт остались почти без изменения.
Возросшая автономность предприятий была значительно ограничена системой государственных заказов, которая в 1988 и 1989 гг. охватывала большую часть промышленного производства. Начался незначительный демонтаж традиционной системы планирования, однако по-прежнему оставались незатронутыми реформами негибкая и извращенная система официальных цен, а также роль государственного распределительного ведомства (Госснаба) в размещении большей части материальных ресурсов.
Начиная с 1988 г. предприятиям было разрешено устанавливать «договорные» цены на так называемые новые товары, но и это осуществлялось под контролем государственных органов и, в любом случае, охватывало лишь малую долю продукции предприятий. Поощрение частной хозяйственной деятельности сводилось в основном к незначительному количеству совместных предприятий с иностранным участием и, начиная с 1988 г., неохотно одобренных так называемых кооперативов, которые подвергались разнообразным ограничениям и периодической травле. Хотя в 1988 г. была создана двухъярусная , центральный банк (Госбанк) не получил ни независимости, ни средств для борьбы с инфляцией. Административный контроль за движением финансов был только ослаблен, а не заменен рыночным механизмом распределения кредита и новыми средствами макроэкономического управления. Ставки процента как на депозиты, так и на кредиты оставались низкими и постоянными; несмотря на то, что предприятиям в этот период уменьшились, ликвидность предприятий выросла за счет увеличения нераспределенных прибылей. Отсутствие дисциплины при определении заработной платы усугубилось, а неоднократные попытки управлять ростом зарплаты с помощью налогов на «избыточное» ее повышение не имели успеха, т. к. они подрывались различными исключениями и непоследовательностью в их осуществлении. Предприятия, получив большую свободу в принятии производственных и инвестиционных решений, пользовались этим в условиях извращенных и жестких цен. Можно сказать, что ослабление контроля за экспортом, зарплатой и финансами предприятий было серьезной ошибкой, поскольку это не сопровождалось жестким ограничением их бюджета и либерализацией цен.
В 1988 г. второй раз наблюдались резкие потери в торговле. Как и в 1986 г. это привело к дальнейшему ухудшению финансового баланса, что усугубилось снижением отчислений из прибылей предприятий, а также резким ростом субсидий потребителям как в рамках, так и за рамками . Дефицит возрос, достигнув 11 % ВВП в 1988 г. Бюджетные дефициты покрывались почти исключительно за счет кредитов, предоставляемых Госбанком. В результате этого и несмотря на уменьшение кредитов предприятиям, среднегодовой прирост денежной массы в 1987 — 90 гг. составил 14 — 15%. Предприятия в своих попытках избавиться от избыточной ликвидности аккумулировали излишние товаро-материальные запасы и предпринимали новые инвестиционные проекты, которые только увеличили и без того крупные объемы незавершенного строительства.
Растущие внутренние диспропорции в сочетании с ухудшением условий торговли и недостатком контроля за ростом импорта привели к резкому ухудшению внешнего платежного баланса начиная с 1988 г. Ухудшилось состояние баланса торговли со странами СЭВ, так как падение цен на нефть в прошлом продолжало вести к снижению цен на нефть в рамках СЭВ, которые устанавливались по скользящей шкале на основе предыдущих пяти лет. В 1988 г. положительное сальдо торгового баланса в конвертируемой валюте резко сократилось, а в 1989 исчезло совсем. В результате резко возросла валовая внешняя задолженность СССР в конвертируемой валюте, достигнув к концу 1989 г. цифры 54 млрд. американских долларов, причем большая часть этого прироста приходилась на краткосрочную задолженность. Однако показатели внешней задолженности и обслуживания долга оставались по-прежнему ниже большинства восточноевропейских стран.
Неравномерная либерализация в рамках проводимых реформ и их тенденция к ослаблению финансового контроля сопровождалась в конце десятилетия целым рядом специфических факторов, которые обостряли дефициты. Нефте- и угледобыча, которые опирались на высокие нормы инвестирования с низкой, как правило, степенью окупаемости в восьмидесятых годах, начали сокращаться в 1989 г., и это сокращение неуклонно продолжалось в 1990 г. В сети железных дорог заторы были серьезной проблемой. Сельское хозяйство продолжало сдерживать общий рост и страдало от серьезных проблем, связанных с хранением и распределением продукции. Серьезным побочным эффектом гласности стало возрастающее проявление национального самосознания. К концу десятилетия открытые межнациональные конфликты стали приводить к нарушению производственного ритма и работы транспорта. В условиях гласности возросла общественная озабоченность серьезными экологическими проблемами. Такие случаи, как чернобыльская катастрофа, получили широкую огласку, что привело к созданию групп по охране окружающей среды, иногда примыкающих к националистическим движениям. Эти группы вынуждали закрывать предприятия и блокировали новые разработки, увеличивая экономический беспорядок.
На протяжении всего этого периода темпы роста основных фондов продолжали сокращаться: чистые инвестиции в основной капитал (за исключением незавершенного строительства) снизились с 14 % ЧМП в 1988 г. до 11 % ЧМП в 1990 г. Темпы роста рабочей силы также снижались, отражая неуклонное замедление темпов роста трудоспособного населения в большинстве республик, а также резкое сокращение показателей занятости в среднеазиатских республиках, где темпы прироста населения оставались высокими, и миграция из которых в другие области СССР была ограничена.
Экономика продолжала нести тяжелое бремя военных расходов, действительный уровень которых долгое время был предметом обсуждений. Большинство считает, что доля этих расходов в национальном доходе возросла в восьмидесятых годах. Однако с 1987 г. руководство объявило о своем намерении заморозить, а затем сократить военные расходы. Согласно бюджету 1990 г. расходы на оборону составляют около 7% , основания для расчетов этой цифры были уже, чем определение расходов на оборону, предусмотренное ООН. Если прибавить к расходам на оборону затраты на внутреннюю безопасность и всю научно-исследовательскую работу, финансируемую из бюджета (в частности, космическую программу), эта цифра превысит 9 %. Некоторые возражали, что учитывая тот факт, что цены на большую часть оборонной продукции значительно занижены, общий показатель военных расходов может оказаться в два раза выше. Несмотря на отсутствие официальных показателей военного экспорта, оценка западных специалистов предполагает, что в последние годы они могли составить 16-18 млрд. американских долларов, или около 15% экспорта.
Концентрация высококачественных трудовых и материальных ресурсов в оборонном секторе могла серьезно замедлить рост производительности в гражданских отраслях. Однако с 1987 г. правительство активно проводило политику переключения оборонных предприятий на производство потребительских товаров. Между 1988 и 1990 гг. производство потребительских товаров оборонной промышленностью возрастало на 9% в год, что составило около 50% объема производства оборонной промышленности в конце этого периода. Однако эти результаты были гораздо ниже запланированных; качество продукции, по сообщениям, было низким. В процессе настоящего анализа мы не проводили обстоятельной оценки этого явления.
- Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.
- Постепенное возрождение частного сектора через кооперацию
- Отказ от монополии внешней торговли.
- Более глубокая интеграция в мировой рынок.
- Сокращение числа отраслевых министерств.
- Признание равноправия новых форм хозяйства на селе (арендных кооперативов и фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами.
Экономическая политика не дала ожидаемых результатов. Почему? В 1989 –1990 гг. был взят курс на переход к рынку (правительство Н.И.Рыжкова). Непоследовательность и промедление в проведении реформ привели к углублению экономического кризиса и обострению социальной напряженности.
Стала очевидной необходимость глубокой реформы политической системы.
ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В СССР (1988 – 1991 гг.)
Лейтмотивом политической жизни периода "перестройки" стала гласность. Что означала гласность? Как она повлияла на духовную жизнь страны? Расскажите о введении в СССР президентской власти. Кто стал президентом СССР? К каким изменениям в политической, жизни страны привела утрата КПСС монополии на власть? Назовите наиболее крупные общественно-политические движения и политические партии, возникшие на рубеже 80-90-х гг.
Какие перемены произошли во внешней политике СССР? Что означало новое политическое мышление? Проанализируйте его основные принципы.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
.
§ Признание единства противоречивого мира.
§ Признание невозможности решения политических задач обеспечения безопасности страны военными средствами...
§ Признание за каждым народом права на выбор пути развития.
§ Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений.
§ Превращение разоружения в фактор общественного развития.
Как новый внешнеполитический курс повлиял на международное положение СССР, на ситуацию в Европе и в мире в целом?
Проанализируйте ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР в 1985 – 1991 годах:
- Отказ от давления и диктата в отношениях со странами социализма.
- Нормализация отношений Восток – Запад посредством разоружения.
- Разблокирование региональных конфликтов.
- Установление тесных контактов со всеми странами, без оказания предпочтения странам социализма.
Период перестройки закончился в 1991 году. Подведите итоги.
2 вопрос
. Непоследовательность национальной политики в СССР породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В ряде регионов эти противоречия переросли в открытые конфликты. В каких республиках ситуация достигла наибольшей напряженности?
Какова была обстановка в Российской Федерации? Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России? Кто стал ее первым президентом?
Объясните, почему в центре политической жизни в 1991г. встал вопрос о дальнейшем существовании СССР? Расскажите о событиях августа 1991года. Как августовский путч повлиял на процесс распада СССР? Какие решения были предприняты на совещании руководителей России, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще (декабрь 1991 г)? Как вы оцениваете создание СНГ? Какие страны вошли в состав СНГ (см. Приложения)? Как сейчас складываются отношения между Россией и другими членами СНГ?
Рассмотрите последствия распада СССР:
1. Нарушение экономических связей между бывшими республиками
2. Ослабление обороноспособности всех республик
3. Обострение межнациональных конфликтов (чеченский вопрос)
4. Ухудшение социально-экономического положения населения.
Руководству Российской Федерации - предстояло осуществить демонтаж тоталитарной системы и создать демократическое правовое государство. Расскажите о политическом кризисе сентября-октября 1993 г. Итог политического кризиса -прекращение деятельности всех советских органов.
Проанализируйте процесс становления новой государственности, принятия новой Конституции. Как Конституция определяет характер нового российского государства? Как решает вопрос о разделении власти? Каковы полномочия высших органов власти?
В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
Предполагался энтузиазм рабочих, но он не был подкреплен необходимой техникой и квалификацией работников. Это привело не к уменьшению сроков работы, а к значительному увеличению числа аварий в различных отраслях народного хозяйства. Крупнейшей из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.
В середине 1980-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами». Опять возобновились чиновничье рвение и азарт. Резкое сокращение предложения спиртных напитков, вырубка виноградников, повышение цен на алкоголь привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварению, массовым отравлениям суррогатами. Борьба с «нетрудовыми доходами» сводилась к очередному наступлению сельских властей на личные подсобные хозяйства.
К собственно экономической реформе власти обратились летом 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно продвигаться на внешний рынок, вести совместную деятельность с иностранными фирмами. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями провозглашались «партнерские», а не командные отношения. Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было установлено 5 форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В 1988 г. принимаются законы, открывшие простор в более чем 30 видах производства услуг и товаров. Побочным следствием этого стало фактическое узаконивание «теневой экономики» и ее капиталов. Принятый в ноябре 1989 г. Закон об аренде и арендных отношениях предоставил право горожанам и сельским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет. Они могли свободно распоряжаться полученной продукцией. Но земля, как и раньше, реально была в собственности местных Советов и колхозов. А они неохотно шли навстречу новым фермерам. Частное предпринимательство на селе сдерживало и то, что договоры аренды могли быть аннулированы верхами в одностороннем порядке с уведомлением за 2 месяца.
Следующим шагом хозяйственной реформы было постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем ряд других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление частного предпринимательства и др. Однако механизм и сроки реализации этих мер были намечены приблизительно, неконкретно. Слабым их местом являлась проработка болезненных в социальном плане, но насущно необходимых для оптимизации производства вопросов реформирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями.
Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная коллективом экономистов во главе с Г. А. Явлинским и С. С. Шаталиным. В ней намечалось провести в сжатый срок кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило эту программу.
В общем экономическая политика администрации Горбачева отличалась непоследовательностью и неполнотой, это увеличивало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. Этому также способствовало то, что безусловное большинство принимаемых законов не работало. Они портились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных начинаниях центра открытую угрозу своему благополучию и существованию.
Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. началось уменьшение производства в сельском хозяйстве в целом, с 1990 г. - в промышленности. Сильно увеличились инфляционные тенденции из-за гигантского бюджетного дефицита.
Уровень жизни населения стремительно падал, делая для простых людей споры власти о реформе в экономике все менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, поднимался ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стране прокатилась первая волна массовых забастовок рабочих. С тех пор они уже постоянно сопутствовали «перестройке».
XXVII съезд КПСС провозгласил главными задачами - борьбу с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро. В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики. Проект реформы предусматривал:
Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; - постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения); - отказ от монополии внешней торговли; - более глубокая интеграция в мировой рынок; - сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения; - признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).
Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности. Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком. Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики.
Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.
Программа «500 дней»
Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ. Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 1991–1992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию. Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены. С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.
В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года.
|