Актуальные проблемы современной экономики в россии. Из-за чего возникают экономические трудности в РФ: основные причины

СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Основные

экономические

проблемы

Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем :

1. Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии и организации производства? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности

и благосостояние

Потребности - это необходимость, нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог в зависимости от мотивов деятельности человека ранжирует потребности по мере движения от первичных, элементарных к высшим.

Рис. 1-1. “Пирамида” потребностей

(по А. Маслоу)

Для решения вопроса о том, что производить, и для определения того, в какой мере производство благ удовлетворяет и развивает потребности людей, наиболее “работающей” является классификация потребностей, которая, развивая подход А.Маслоу, основывается на том, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития всей его жизнедеятельности, основных ее форм, включая и мотивацию деятельности:

Рис. 1-2. Структура потребностей

(по Р. Косовой)

труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности : потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

3. потребности в деятельности : в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Как отмечал английский экономист А. Маршалл: "...на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности..." (А. Маршалл. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. - С.152.)

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг; обеспеченности жильем, его комфортности; потребностями в общих условиях жизнедеятельности, показателями развития материальной базы сферы услуг, контингентом обслуживаемого населения.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т. е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;

2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

Выделяют следующие виды трудовой мотивации : 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) стать богатым, 5) быть хозяином, собственником, участвовать в управлении производством, в распределении прибыли; 6) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.

Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени . Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

Средняя продолжительность предстоящей жизни, душевой семейный доход и богатство семьи относятся к обобщающим показателям благосостояния.

Таким образом, деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния (уровня и качества жизни), под которым понимается степень развития и удовлетворения потребностей, в т. ч. обосновать систему основных показателей благосостояния (табл. 1-1)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию РФ

Калмыцкий государственный университет

Институт экономики и права

Основные экономические проблемы и способы их решения

Выполнил:студент 2 курса 209гр.

Специальность: юриспруденция

Минькеев О.Д.

Проверил: Кекеева З.О.

г. Элиста 2009

Введение

1. Основные экономические проблемы

1.1 Потребности и их классификация

1.2 Экономические ресурсы

1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

Заключение

Введение

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

1 . Основные экономические проблемы

Основной проблемой экономики являются:

Что? Какие из возможных товаров и услуг должны производить в данной экономической системе и в определенный период времени.

Как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использовании какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг.

Для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.

1.1 Потребности и их классификация

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

Потребности так же можно определить с точки зрения пессимиста и оптимиста. Пессимист под экономическими потребностями обычно подразумевает недостаток чего-либо необходимого для человека, фирмы, общества в целом (при этом речь идет об обеспечении жизнедеятельности). Оптимисты же определяют экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребности, подлежащие удовлетворению, делятся на конечные (предметы потребления) и промежуточные (средства производства).

Конечные потребности - это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно назвать еще личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предметы потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.

Промежуточные потребности только опосредовано связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит к созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие - средствами производства. В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, использую при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

Но экономистами часто используется несколько другая классификация. Согласно этой классификации выделяют три вида потребностей:

1. Материальные и физиологические потребности, связанные с нормальным функционированием человека как живого организма.

2. Духовные потребности.

3. Социальные потребности, связанные с потребностями в общении.

Между возникающими потребностями и степенью их удовлетворения существует взаимосвязь. Удовлетворение потребностей ведет к их возрастанию:

· Раскрываются «более высокие» уровни потребностей.

· Появляются стремление к большему удовлетворению (качественному и количественному) уже существующих потребностей.

В своей совокупности все потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны. Это значит, что потребности полностью удовлетворить невозможно. Это называется закон возрастающих потребностей.

1.2 Экономические ресурсы

Экономические ресурсы ограниченны, или редки. Под экономическими ресурсами подразумеваем все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все это включает широкий круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в производстве промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства; разнообразные средства транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, последнее - землю и всевозможные полезные ископаемые. Экономисты подразделяют их на материальные ресурсы - землю, или сырьевые материалы, и капитал - и человеческие ресурсы - труд и предпринимательская способность.

· Земля - экономист вкладывает в понятие «земля» гораздо больший смысл, чем большинство людей. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы - все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождение минералов и нефти, и водные ресурсы.

· Капитал - понятие «капитал» охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские сооружения, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и в доставке их конечному потребителю.

· Труд - это емкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

· Предпринимательская способность - особый человеческий ресурс. Предприниматель выполняет четыре взаимосвязанные функции:

1. берет на себя инициативу по соединению ресурсов - земли, капитала, труда в единый процесс производства товаров и услуг. Предприниматель является одновременно движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

2. Выполняет трудную задачу принятия основных решений по ведению бизнеса, то есть тех нерутинных решений, которые и определяют направление деятельности коммерческого предприятия.

Является новатором, тем, кто вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или новые формы организации бизнеса.

3. Является человеком, идущим на риск. Это следует из внимательного изучения остальных трех его функций. В капиталистической системе прибыль предпринимателю не гарантирована. Вознаграждение за утраченное им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки, и в конце концов - банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими или своих компаньонов либо акционеров.

Поскольку данные виды ресурсов - земля, труд, капитал и предпринимательская способность - должны соединиться, чтобы произвести товары и услуги, мы называем эти ресурсы факторами производства.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

Каковы же конкретные причины возможного вмешательства государства в экономику?

В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер.

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов. В случае положительных экстерналий (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются. Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки "третьих лиц") будут равны. Однако сложность как раз и состоит в том, что либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм, и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема "зайцев".

К "чистым" общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики (см. гл. 18).

Необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

В настоящей главе нет необходимости подробно останавливаться на способах решения государством тех или иных макроэкономических проблем -они достаточно подробно освещены выше, в других главах.

Обратим внимание на другое - названные причины макроэкономического регулирования фактически задают возможные цели такового, и эти цели могут быть не только взаимодополняющими, но и противоречивыми.

Достижение одной цели, как правило, и это уже показано, сопровождается ухудшением состояния экономики в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д. Такое своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма точное название - магический четырехугольник. "Углами" этого четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики, так как требует выделения приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника "наваливаются" одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.

А теперь обратимся к методам и механизмам участия государства в экономике, значительная часть которых также была рассмотрена в предыдущих главах. Наша задача - систематизировать эти знания, причем в основном безотносительно конкретных целей регулирования, поскольку большинство методов достаточно универсальны.

1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.

Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь, экономическую свободу.

Какими же конкретно способами воздействия на экономику располагает государство?

Во-первых, это правовая система. Государство посредством законов устанавливает основные правила, по которым функционирует экономическая система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию - начиная от производства благ и услуг, их распределения до, в определенной степени, потребления.

Вторым методом государственного вмешательства следует упомянуть государственную собственность (в том числе на ресурсы и капитальные объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще всего объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые для хозяйства системы (природного или искусственного характера), эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства, непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков.

В этом списке могут быть электроэнергетика, атомная промышленность, системы связи, морской, железнодорожный, авиационный транспорт, угольная промышленность, академическая наука, учреждения образования, культуры, здравоохранения, месторождения полезных ископаемых, природные заповедники, леса, воды и проч.

Конкретный набор объектов государственной собственности, характер и способы управления ими вытекают из состояния экономики и целей, стоящих перед государством. Изменение этих факторов весьма часто связано с процедурами национализации либо приватизации, методы осуществления которых также различны и трудны.

В-третьих, государство в своей экономической деятельности опирается на налоговое регулирование, как минимум, две основные функции налогов - фискальная и стимулирующая - способствуют достижению разнообразных целей - от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости, уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных - обеспечение стандартов жизненного уровня, принципов справедливости. При этом сама налоговая система именно в силу многообразия направлений ее применения не может быть универсальной и должна меняться при появлении новых приоритетов экономического развития и быть непротиворечивой, сбалансированной.

В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.

Следующим инструментом государственного регулирования является денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику в данном случае, оказывается, через деньги - своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.

Необходимость форсирования экономического роста создала также такой специфический инструмент государственного воздействия на экономику (на воспроизводственный процесс), как ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.

В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы, как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.

Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей (подробнее см. гл. 18). Это и воздействие на валютный курс, и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.

Приведенная классификация инструментов вмешательства государства в экономику, конечно, весьма условна. Из отмеченных методов первые два относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы.

В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию и пр. (известно, что влияя на общественное сознание, государство может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто экономического характера - допустим, подавлять инфляционные ожидания граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Частично этот пробел в анализе восполнен в предыдущих главах, но в более полной мере знакомство с такими методами возможно уже только за пределами учебного курса собственно экономической теории - либо в других учебных дисциплинах, либо с помощью специальных трудов научного, методического и нормативного характера.

В заключение данного параграфа следует отметить, что все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием).

Противоречивость между целями и между инструментами государственного воздействия на экономику, а также целей и инструментов между собой заставляет обратиться специально к проблемам государственного регулирования экономики. При этом обнаружится и ряд других, неизвестных пока моментов. Одновременно станет более понятна и неоднозначность оценки роли государства в различных теоретических школах, так как чем выше оценивается значимость неблагоприятных последствий государственного регулирования, тем уже трактуются его целесообразные границы.

Заключение

В своем реферате я рассмотрел основные проблемы экономической организации общества.

Это: ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию. Рациональное решение этих проблем предполагает максимальный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.

С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности в экономике, оптимальность избранной структуры производства и величину альтернативных издержек производства двух товаров (или групп товаров). Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.

Если экономическое развитие осуществляется на неизменной технологической основе, вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей общества стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Развитие технологии в любой форме нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства.

Проблема экономической организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев. В командной экономике на первый план выдвигается централизованное планирование. В рыночном хозяйстве экономический выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который не редко испытывает на себе влияние централизованных решений, а так же опыта и традиций страны.

Подобные документы

    Роли государства в рыночной системе. Необходимость и цели государственного регулирования экономики. Методы и проблемы государственного воздействия на экономическое развитие. Рыночные способы хозяйствования, проблемы государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики, воздействие государственного регулирования экономики на происходящие в стране экономические процессы.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Направления государственного регулирования экономики, его роль, проблемы, цели и инструменты.Модели взаимоотношения экономики и государства. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования. Общегосударственное планирование.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2008

    Необходимость возникновения государственного регулирования в рыночной экономике на современном этапе. Прямые и обратные связи и их значимость в экономической системе. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2015

    Понятие и сущность рыночной экономики; особенности ее развития на территории Российской Федерации. Масштабы и способы государственного вмешательства в экономическую сферу. Проблемы инновационного развития и повышения конкурентоспособности производств.

    эссе , добавлен 11.05.2014

    Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности, ее основные цели и задачи, принципы и нормативно-правовое обеспечение, механизм государственного регулирования. Способы реализации экспортного потенциала Краснодарского края, проблемы и пути решения.

    магистерская работа , добавлен 15.01.2017

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Понятие, необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики. Его задачи, субъекты и объекты, методы и инструменты, экономические границы. Эволюция теоретических взглядов на роль государства в развитии национальной экономики.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

    Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики, его проблемы в современных условиях. Сущность и характеристика экономических теорий. Двоякая роль государства в рыночной экономике и особенности ее проявления на примере США.

Экономическая ситуация в Российской Федерации всегда была далека от идеальной. За века своего существования Россия (изначально - Империя, затем - Советский Союз и современная РФ) практически всегда сталкивалась с самыми различными проблемами. Однако каждый этап кризиса имел и имеет свои нюансы.

Ниже IQReview разберется с тонкостями текущего экономического кризиса и его основными причинами.

Д ля начала - общее состояние экономики на данный момент.

Статистические данные:

    6 место в мире по уровню ВВП по ППС (паритету покупательской способности);

    48 место по ВВП на душу населения;

    инфляция: 5% (за январь 2017 года);

    экспорт и импорт: 333.5 и 177.3 миллиарда долларов (за 2015 год).

Сферы занятости граждан:

    Сфера услуг: 58.1%.

    Промышленность, производство: 32.9%.

    Сельскохозяйственный сектор: 9%.

Общие тенденции: каковы основные проблемы экономики РФ?

В России сейчас можно выделить такие основные экономические трудности:

    Сильно выраженная сырьевая направленность.

    Монополизация экономики.

    Экономическая централизация.

    Низкий уровень государственного контроля в экономике.

    Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах.

    Высокий уровень правонарушений в области экономики (коррупция, взяточничество, казнокрадство, влияние родственных связей при трудоустройстве).

    Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик.

    Раздутый банковский сектор, в который вливается большое количество средств.

    Несбалансированное финансирование рабочих.

    Проблемы образования (в том числе и отсутствие жесткого контроля за подготовкой специалистов).

    Слабая государственная заинтересованность в социально-общественном развитии.

    Слабый (практически отсутствующий) контроль государства за работой госаппарата.

    Низкий уровень медицинского обслуживания.

    Низкий уровень внимания к науке.

Перечисленные выше причины экономических трудностей существуют не первое десятилетие. Они тесно переплетаются друг с другом, и в совокупности ухудшают состояние и самого государства, и качество жизни каждого гражданина в отдельности.

Ниже разберем перечисленные причины экономических трудностей более подробно.

Сильно выраженная сырьевая направленность

Государственный бюджет РФ очень сильно «завязан» на экспорте нефти и газа. Вспомните 2014-2015 годы: цена барреля поползла вниз - вместе с ней поползла вниз и экономика России.

Это крайне серьезная ошибка: в такой ситуации стабильность всей страны прямо зависит от ситуации на нефтяном рынке. Во второй половине «нулевых», когда цена нефти была устойчиво высокой, это было плюсом - государство много продавало сырья и получало много средств. Как следствие - это привело к росту благосостояния. Однако, когда наступил кризис, быстро проявилась и негативная сторона.

Сырьевая направленность

Вдобавок, сырьевая направленность пагубно влияет на прочие секторы экономики. Государство ориентируется на экспорт нефтегазовых продуктов как на самый выгодный способ. В результате «задвигаются» прочие отрасли, которые финансируются в десятки раз хуже.

Получается серьезный перекос - компании, занимающиеся нефтью и газом, быстро богатеют, и в них охотно вкладываются инвесторы. А прочие отрасли промышленности и сельского хозяйства стагнируют. Чтобы восполнить недостающую потребность в продукции (которую сама страна не производит или производит в малом количестве), приходится ее импортировать, еще больше усложняя работу отечественным предприятиям, приводя на рынок конкурирующие иностранные производства.

Монополизация

П рактически в каждой крупной отрасли экономики сейчас можно найти игрока-монополиста. Это крупное предприятие, которое занимает огромную долю рынка в своем сегменте. С одной стороны, это хорошо - есть большая и стабильная компания, которая много производит, много продает, дает работу тысячам граждан.

С другой стороны, это пагубно воздействует на компании поменьше - им очень сложно конкурировать с таким гигантом. Крупное предприятие, чтобы выдавить конкурентов, легко может держать наценку всего в 1-2% от себестоимости изделий, все равно оставаясь на плаву за счет объемов. Для населения это хорошо - граждане могут покупать товары по сравнительно низкой стоимости. Для бизнеса это плохо - убивается конкуренция, и маленькие предприятия вынуждены закрываться.

В результате высокий уровень монополизации (и отсутствие жесткого государственного контроля за ситуацией на рынке) приводит к тому, что в малый бизнес сложно войти. Как следствие - открывается меньше компаний, которые могли бы придумывать что-то новое, давать новые рабочие места, экспортировать продукцию за рубеж.

Также монополизация является причиной:

    роста цен;

    роста инфляции;

    задания определенных условий в «своих» сегментах деятельности.

Экономическая централизация

Текущее положение дел в стране выглядит примерно так: регионы зарабатывают деньги, а делит их Москва. Как следствие - формируется слабая заинтересованность регионов в экономическом развитии. Вдобавок растет недовольство такой формой распределения средств, и процветает теневая экономика с сокрытием доходов.

Низкий уровень государственного контроля в экономике

Сейчас со стороны государства очень слабо осуществляется контроль за качеством выпускаемой продукции. Как следствие - на внутренний рынок поступает существенное количество второсортных изделий. Из-за низкой цены они все равно находят своего покупателя, и при этом создают конкуренцию более качественной продукции.


Снижение себистоимости

Это приводит к тому, что некоторые предприятия сознательно начинают ухудшать качество - с целью снижения себестоимости изделий. Такие действия вредят покупателям, которые страдают от низкопробной продукции.

Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах

Человеку, который не учился на юридическом факультете (или не изучал самостоятельно юриспруденцию), будет крайне сложно разобраться во всех тонкостях законов и правил, связанных с экономическим сектором. Помимо того, что их очень много - в них находятся различные лазейки, неточности и неопределенности.

Такая ситуация способствует возникновению нескольких проблем:

    Начинающим предпринимателям сложно разобраться в тонкостях законодательства. Они либо боятся начинать свое дело, либо их развитие существенно замедляется.

    Случайно (или намеренно) допускаются ошибки, нарушающие законодательство.

Высокий уровень правонарушений в области экономики

По статистике, страны бывшего СССР стабильно являются высококоррумпированными. По итогам 2016 года, РФ занимает 136 место из 174 наравне с Нигерией, Ираном, Киргизией, Ливаном (то есть входит в двадцатку самых коррумпированных государств).

Коррупция стабильно присутствует во всех сферах экономики и на всех ее уровнях. От пожарного инспектора и до региональных представителей власти - взятки берут везде, и за деньги решают самые различные вопросы.

Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик

Ситуация, когда государство и коммерческий сектор тесно связаны, является одной из самых главных причин возникновения коррупции. Это приводит к тому, что государственный аппарат на всех уровнях имеет свой интерес в коммерческих структурах. Как следствие - чиновники из всех инстанций оказывают влияние на бизнес, получая от его представителей деньги.

Раздутый банковский сектор

Из-за высокой сложности предпринимательства компании неохотно вкладывают деньги в дальнейшее развитие. Очень часто юридические лица, получающие прибыль, вместо реинвестирования несут ее в банк.

Такой капитал приносит доход только своему владельцу. Он ничего не производит, не создает рабочих мест, не предоставляет услуги. Возможно, для отдельного предприятия это выгодно, но для государственной экономики в целом это вредно.

Несбалансированное финансирование рабочих

Сравните зарплату врача в небольшом городе и зарплату менеджера в Газпроме. И затем сравните, сколько пользы обществу приносят эти два человека.

Отсутствие баланса, даже приблизительного, приводит к перекосу на рынке труда. Граждане охотно идут туда, где высокие зарплаты и есть большие перспективы. И наоборот - мало желающих занять должности, где мало платят, плохие перспективы, но есть высокая ответственность.

Помимо того, что наблюдается недостаток специалистов в ряде отраслей, в них же присутствуют и другие проблемы:

    Низкий уровень профессионализма.

    Плохое качество оказания услуг.

    Отсутствие у сотрудников мотивации к дальнейшему развитию, повышению квалификации.

    Сложности при поиске нового сотрудника.

Ситуацию усугубляет то, что низкооплачиваемыми являются как раз одни из самых важных отраслей. В первую очередь - это медицина и образование.

Проблемы образования

Помимо «прямых» причин экономического кризиса существуют еще и косвенные факторы. К таким относятся и проблемы образования:

    Низкий уровень зарплат у педагогов в заведениях всех категорий - от детских садов до университетов.

    Высокий уровень коррупции.

    Устаревшие программы, которые обновляются с существенным запозданием.

    Низкий уровень контроля за работой образовательных учреждений.

    Низкий уровень контроля за знаниями выпускников.


Трудности экономики

Как следствие, это приводит к следующим проблемам:

    Низкий уровень знаний специалистов, причем во всех сферах деятельности.

    Получение знаний, которые оказываются бесполезны на практике.

Слабая заинтересованность государства в социально -общественном развитии

Какая-то социально-общественная деятельность более-менее активно ощутима лишь в нескольких самых крупных городах. Речь идет о различных соревнованиях, развитии детских спортивных секций, проведении субботников.

Напрямую это не влияет на экономическую ситуацию в стране. Однако такие меры могли бы благоприятно сказываться на настроении населения.

Слабый контроль государства за работой госаппарата

Работу государственного аппарата по всем инстанциям ругают повсеместно. Чиновники всех уровней и всех сфер мало того, что берут взятки - свою работу выполняют спустя рукава. Это приводит к тому, что решение многих бюрократических вопросов серьезно замедляется или требует денежной «стимуляции».

Подобная обстановка мешает не только рядовому гражданину. На экономике такая ситуация отражается ростом уровня коррупции. «Сверху» это контролируется очень слабо - в основном вышестоящее начальство периодически устраивает показной разбор полетов, чтобы продемонстрировать свою работу. В большинстве случаев все факты плохой работы государственного аппарата остаются без внимания.

Низкий уровень медицинского обслуживания

Бесплатная медицина в России официально существует - в каждом городе есть как минимум 1 муниципальное оздоровительное заведение. Другое дело, что работают они из рук вон плохо. Плохое обслуживание проявляется во всем - от качества оказания услуг до отношения сотрудников к пациентам. В большинстве своем более-менее тяжелые заболевания приходится лечить в платных клиниках.

Это приводит к тому, что население, на налоги которого содержатся бесплатные больницы, вынуждено тратить свои деньги на платную медицину.

Низкий уровень внимания к науке

Научно-исследовательские организации в Российской Федерации со стороны государства финансируются крайне слабо. Страна проявляет интерес лишь к нескольким отраслям (космическая, военная, нефтегазовая), выделяя минимум средств (или не выделяя вообще) на остальные.

В какой-то мере на научно-исследовательские мероприятия деньги дают частные инвесторы. Такой вариант частично улучшает обстановку, но направлен только на определенные сегменты промышленности. Это ослабляет и замедляет технический прогресс, заставляя государство тратить бюджет на покупку технологий и оборудования вместо того, чтобы самостоятельно разрабатывать необходимые технологии.

Об основных экономических трудностях (видео)

Основная экономическая проблема с которой сталкивается любое общество -- это проблема экономического выбора. В процессе выбора общество сталкивается с необходимостью решения трех вопросов экономики: что? (какие товары и услуги и в каком количестве производить), как? (с помощью каких ресурсов и технологий производить нужные блага), и для кого? (кто будет покупать произведенные товары и оплачивать их). На тот или иной экономический выбор влияют:

Потребности человека, общества и других;

Ограниченность ресурсов необходимых для производства товаров и услуг;

Экономическая система и формы собственности на средства производства.

Целью производства является удовлетворение потребностей людей. В процессе производства товаров и услуг, идет расходование имеющихся ресурсов для их производства. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. В экономике существуют две аксиомы, которые прямо или косвенно связаны со всеми проблемами:

1. Потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы (примером может послужить сказка о золотой рыбке).

2. Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки

Для максимального удовлетворения потребностей необходимо рациональное и эффективное использование ограниченных ресурсов. Но как гласит первая аксиома потребности безграничны, после удовлетворения одних потребностей, возникают новые потребности.

Потребность -- это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Так как общество (государство) развивается, повышается уровень НТП, соответственно расширяются и потребности человека. Так, например, сначала люди считали на счетах, потом в силу развития научно-технического прогресса применения счетов стало невозможным. Стали появляться калькуляторы, ЭВМ, компьютеры, позволяющие более своевременно и точно выводить результаты и т.п.

Но потребности в свою очередь делятся на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, жилье, питание) и вторичные к которым относится все остальное, например, потребности досуга: кино, спорт и т.д.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют наши потребности (консультации врача, услуги парикмахерской, ремонт обуви и др.). Потребности существуют не только у человека отдельно, но и предприятий, правительственных учреждений, организаций. Так, например, предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д. Обществу необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы и т.д.

Средства с помощью которых удовлетворяются потребности называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например воздух), другие -- в ограниченном, последние называют экономическими благами.

При принятии решения о том, какие товары и услуги производить (или покупать), а от производства (или покупки) каких нужно отказаться: необходимо выбирать оптимальный вариант использования экономических ресурсов.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут быть использованы для производства благ. Экономические ресурсы можно классифицировать следующим образом:

Материальные ресурсы -- земля, или сырьевые материалы и капитал;

Людские ресурсы -- труд и предпринимательская способность.

Все экономические ресурсы, факторы производства (ресурсы используемые для производства экономических благ) обладают общим свойством: они имеются в ограниченном количестве. Это означает, что ресурсов меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Ресурсы не безграничны, так, например, ограничены разнообразные пахотные земли, полезные ископаемые, рабочая сила (человек не может работать без отдыха). Так как ресурсы ограничены, то и объем производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объем товаров и услуг, который обществу хотелось бы получить. Можно сказать, что научно-технический прогресс определяет границы использования того или иного ресурса (например, способы переработки нефти). Как уже отмечалось, существуют ресурсы участвующие в процессе производства -- факторы производства. В настоящее время можно выделить "новый" фактор -- информацию. Напомню, что в предыдущем вопросе мы рассматривали теорию "новой экономики", согласно которой образуется информационная экономика. В связи с этим информация является одним из показателей уровня развития общества (государства). Ведь чем быстрее и больше качественная информация внедряется в экономику, тем выше жизненный уровень народа, а также экономический потенциал страны. По данным Всемирного Банка и Программы развития ООН в 2005 году, накопленные материальные блага (физический капитал) составили лишь 16% общего достояния, природные богатства 20%, а интеллектуальный капитал (накопленные вложения в человека) -- 64%. Таким образом, видно,что увеличение доли интеллектуального капитала ведет за собой уменьшение сырьевой составляющей экономики, заменяя добывающие отрасли наукоемкими. А увеличение доли последних ведет к повышению уровня НТП.

Применение высоких технологий является одним из условий для получения полного объема производства. Например, если раньше урожай убирали в ручную, то сейчас применяется современная техника для этого. Иногда бывает, что экономика страны не до использует экономический потенциал. Это связанно с безработицей, так и с другими причинами -- неэффективным управлением, с банкротством и др. Исходя из того, что экономические ресурсы ограничены, необходимо использовать их бережно и рационально. Еще одним способом решения проблемы какие товары и услуги производить, а от производства каких стоит отказаться, является кривая производственных возможностей. Она показывает максимально возможный выпуск продукции при полном использовании данных ресурсов и технологий. Для наглядности и уяснения смысла кривой производственных возможностей, приведем следующий элементарный пример. Пусть некто имеет участок 10 соток, на котором он может выращивать картофель и морковь, причем вся земля абсолютно одинакова с точки зрения возможностей выращивания того и другого. Предположим, с каждой сотки можно максимально получить 2ед. моркови и 1 ед. картофеля. Если индивид решить занять всю землю картофелем, максимально возможный урожай будет 10 ед. картофеля и 0 ед. моркови. Если же вся земля будет использована под морковь, то максимальный урожай будет 0 ед. картофеля и 20 ед. моркови. Но возможен и любой другой вариант распределения земли. Например, 8 соток идут под морковь, а 2 сотки -- под картофель. Тогда максимальный урожай будет уже 2 ед. картофеля и 16 ед. моркови и т.д. Таким образом, на рисунке это будет выглядеть так. (см. рис 3.1.).

Рис. 3.1.

Кривая производственных возможностей отражает все возможные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющихся ресурсов и данном уровне технологий. Количество товара, от которого следует отказаться, чтобы получить дополнительное количество другого товара, называется вмененными (экономическими) издержками этого товара. Причем производство дополнительных единиц влечет за собой жертвование все возрастающим количеством другого товара. В этом заключается сущность закона возрастающих вмененных издержек. В нашем примере, наш индивид может вырастить больше картофеля за счет моркови и наоборот.

Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по своему. Различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику. Дадим краткую характеристику каждой системе.

Таблица №3.1. Экономические системы

Название экономической системы

Характеристика системы

Традиционная экономика

Основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах. Ассортимент товаров и услуг не меняется десятки лет. Все делается так, как делали предки.

Командная экономика

Обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством.

Рыночная экономика

Определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск.

Смешанная экономика

Представляет такую экономическую систему, где государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, частная собственность сосуществует с общественно-государственной.

Переходная экономика

Экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества..

Но тем не менее проблема экономического выбора будет возникать всегда пока существует экономика.

Основные проблемы экономики заключаются в абсолютном несоответствии между нашими потребностями и желаниями, и нашими возможностями. И эта ситуация абсолютно идентична как в случае студента с пустыми карманами, так и в случае олигарха с массой вилл, бриллиантов и яхт в разных точках планеты. То же самое можно сказать и о крошечной фирме, которая из-за кризиса находится на грани разорения, и о транснациональной компании, чей доход превышает все пределы, а также для экономики любой страны, бедной и богатой. Это связано с тем, что у всех разные потребности и возможности. Однако первых обычно больше, чем вторых. Это связано с тем, что желания и потребности просто безграничны, чего нельзя сказать о возможностях. Для воплощения наших разнообразных стремлений в жизнь всегда чего-то не хватает: времени, денег, каких-то иных ресурсов.

Основные проблемы экономики в терминах

Среди экономистов принято называть несоответствие между нашими возможностями и потребностями проблемой Конечно, у специалистов имеются конкретные рекомендации и для предпринимателей, и для частных лиц, и для правительств.

Так как мы являемся для нас суть всех этих рекомендаций состоит в том, что необходимо жить по средствам. Наши родители и иные предки жили именно так: долго копили на какую-то существенную покупку, иногда брали взаймы у знакомых и родных. А сейчас люди, которые росли в условиях сверхлегкого получения кредитов, смотрят на все совсем иначе. Они стараются покупать все немедленно, особо не раздумывая, ведь это все выглядит настолько привлекательно. А реклама постоянно учит, что без этого современная жизнь просто немыслима.

Основные в глобальном плане связаны именно с этим. Казалось бы, что тут плохого, однако многие подходят к тратам весьма неразумно. Некоторые убеждены в том, что глупо ждать, пока будет накоплена необходимая сумма денег для приобретения нужной вещи, лучше купить ее сейчас и сразу пользоваться, то есть в тот момент, когда она больше всего необходима.

У жизни в кредит в обычных условиях имеется разумное оправдание, но в условиях оно должно быть очень и очень весомым. Основные проблемы экономики обязательно становятся причиной такого явления, как кризис. Во все времена и во всех странах общество переживало подъемы экономики и ее спады.

Естественно, кризисы могут сильно различаться: некоторые переносятся достаточно легко и даже незаметно, а некоторые остаются в памяти человека надолго. Кризис, который мы переживаем сейчас, не обещает быть легким. Но при всем этом одно ясно достоверно - сейчас весьма опасно делать покупки в кредит.

Современные проблемы экономики связаны со многими факторами. На рынке труда в данный момент происходят очень сильные изменения. Никому не известно, что с его доходами произойдет завтра или послезавтра. Именно поэтому не стоит отягощать свое и без того сложное положение необходимостью погашать кредит. Как раз сейчас стоит вспомнить про советские времена. Тогда не было кризисов, постоянно было плохо. А теперь у нас есть надежда, так как в условиях стоит ожидать смены тяжелых времен на периоды подъема и расцвета. А сейчас рекомендуется умерить свои потребности и сократить траты. Одновременно с этим можно научиться анализировать свои расходы, соизмеряя их с доходами. А кто-то может найти под давлением обстоятельств новую нишу, где сможет удачно применить свои способности и получить желаемую прибыль.

Если все мы начнем жить по средствам, то основные проблемы экономики не будут беспокоить нас настолько же сильно, как и сейчас.