Посошное и подворное налогообложение в период становления русского централизованного государства. Совершенствование системы сбора налогов в эпоху Ивана Грозного

В царской России П. п. введена Петром I в 1722 г. вместо подворного налога (см.). Начала взиматься с 1724 г. после проведенной переписи населения. Такие переписи, носившие название ревизий, проводились регулярно  

Денежный подворный налог - 370  

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ  

Во второй половине 17 в. получает распространение обложение подворным налогом (единицей обложения вместо сохи становится двор), что существенно расширяет круг налогоплательщиков. Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (главным образом с ремесленно-торгового населения посада), возникает откупная система (таможенные и кабацкие доходы отдаются на откуп). Косвенные налоги в общем объеме доходов казны к концу 17 в. достигают 45%. Важнейшими расходными статьями являлись расходы на армию (62,2%) и дворцовое управление (19,9%).  

В эпоху Петра I (1672-1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения подворное налогообложение было заменено подушной податью (см. 2.2. Подушная и оброчная подати), введены новые виды налогообложения - горная подать , гербовые сборы , пробирная пошлина , экзотические виды налогообложения - налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.  

В период царствования Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная подать , на долю которой приходилось от 30 до 33% государственных доходов . Относительно незначительные доходы приносили подворная подать и другие прямые налоги . Подушная подать могла раскладываться общиной между членами общины по своему усмотрению. От уплаты подушной подати было освобождено купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения - гильдейской подати. В 1794 г. подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным (хлебным) сбором.  

Первым чисто денежным налогом с крестьянства был введенный в мае 1922 г. подворно-денежный налог . Однако он носил местный характер, предназначался для расходов местных бюджетов.  

В эпоху Петра I (конец 17 - первая четверть 18 в.) затраты на ведение войн, создание регулярной армии и военно-морского флота составляли около 75% всех расходов. Для их покрытия был введен ряд новых налогов, дальнейшее развитие получила сдача на откуп оброчных сборов , казенных монополий на вино и др. С 1724 г. подворное обложение было заменено подушной податью, которая взималась со всего мужского населения, включая стариков и детей. Размеры этой подати неуклонно увеличивались.  

При Федоре Алексеевиче (1661-1682, русский царь с 1676) с 1679 г. взамен посошного обложения вводится подворный налог, существенно расширивший круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших хозяйство феодала, но  

В 1716-1718 гг. начинает проводиться вторая, так называемая Ландратская, перепись населения. Основной целью этой переписи становится установление точного количества тяглого населения . Первые результаты этой переписи, так же как и анализ данных переписи 1710 г., позволяли выявить, что не существует прямой, а тем более пропорциональной зависимости между увеличением численности населения и увеличением количества дворов - субъектов обложения подворным налогом.  

ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ -вид прямого обложения в царской России, объектом к-рого был двор. Введен вместо посошного обложения указом от 5 сент. 1679 г. Взимался на основании данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших х-во феодала, но живших особыми дворами и имевших свое х-во. Введение П. н. означало усиление феодальной эксплуатации, так как учитывалась не только рента с земли, но и доход от труда работника в х-ве. Общая сумма налога определялась пр-вом, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами, при этом основная тяжесть налога падала на крестьянские и посадские низы. В 1724 г. П н. был заменен подушной податью, на Украине и в Белоруссии он сохранялся до второй половины XVIII в. В Советском гос-ве в 1922-1923 гг. (до введения единого с.-х. налога) взимался денежный подворный налог (см.).  

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ -форма позе мельного обложения в России XIII-XVII вв. Получила свое название от сохи - единицы обложения , служившей условной мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. В крестьянских х-вах соха содержала самое меньшее количество земли, в результате чего возрастало число сох и соответственно размер обложения. Т. о., основной своей тяжестью П. о. ложилось на крестьянские массы. Для обложения составлялись особые книги, так наз. Книги сошного письма. В 1679 г. П. о. было заменено подворным налогом (см.).  

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ -форма поземельного обложения в России в XVI-XVII вв., единицей обложения которой служила соха. Заменено в XVII в. подворным налогом.  

В России первоначально податью облагалась земля (посошное обложение), двор (подворный налог). Существовали также стрелецкая подать - сбор на содержание войска и подать на выкуп пленных - полоняничные деньги, подушная подать (подушный налог), взимавшаяся с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием товарно-денежных отношений подать постепенно вытеснялась поимущественными и подоходными налогами.  

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - форма обложения поземельными налогами в России в 16-17 вв. получила свое название от сохи - единицы обложения , служившей условной мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Для обложения составлялись Книги сошного письма. В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.  

В России П.н. был введен Петром I вместо подворного налога с 1724 г. Этим налогом в одинаковом размере облагалось все мужское население независимо от возраста. С конца 18 в. П.н. становится главным доходом государства (до 50% всех доходов). Постепенно по мере исключения из обложения зажиточных слоев населения П.н. превратился в чисто крестьянский налог. Сбор налога вела крестьянская община, полное поступление налога гарантировалось круговой порукой , когда неуплаченные кем-то суммы раскладывались на остальные крестьянские дворы. К неплательщикам применялись жесткие санкции вплоть до изъятия имущества за долги. Такая политика приводила к разорению крестьянства. По указу Екатерины II в 1783 г. были изменены исчисление и взимание подушной подати. На основании данных ревизий и установленного оклада определялась общая сумма налога, которая далее раскладывалась по губерниям, уездам и волостям. Окончательная раскладка налога между отдельными плательщиками производилась самими сельскими обществами, причем принцип поголовности утрачивал решающее значение и заменялся поимущественным.  

В 1679 г. посошное обложение окончательно было заменено подворным, что расширяло количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом. Общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад  

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств , связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог - органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог - наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог - местными органами власти.  

История налогов в России (2001) -- [

комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати .

Подушная подать (оклад, налог) — введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.

Первая перепись 1710 года показала, что крестьяне уклоняются от выплат налогов обнося рядом стоящие дома одним забором и выплачивая «подворный» налог вместе с соседями.

Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I

  • Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
  • Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
  • Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с

Содержание и ход реформ налоговой системы

Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Введение новых косвенных налогов и сборов

Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.

Налог на бороду

Одним из средств Петра I по борьбе с культурой сложившейскя в русском обществе был налог на бороды (для всех кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» .

Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.

Знак выдаваемый заплатившему налог на бороду


Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.

Введение нового основного прямого налога — подушной подати

Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.

Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души . Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Реформа финансового аппарата

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) - центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.

18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат - в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.

В 1717-1722 гг., в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия .

Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

Ревизион-коллегия , учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода , своего рода первый государственный бюджет.

Оценка налоговой реформы

Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

10.1. Общая характеристика налогов на доходы и имущество физических лиц

На различных этапах развития государства использовались различные формы натурального и денежного налогообложения физических лиц: оброки, подати, подомовые налоги, подоходные налоги.

Оброк — один из видов феодальной ренты. На ранних ступенях феодализма взимался натурой (барщина). В Европе натуральная форма оброка преобладала в XII-XIII в.в. Развитие товарно-денежных отношений в XIV в. вызвало переход к денежным оброкам. В России переход к денежным оброкам осуществлялся в XV-XVI вв. Оброк платили государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развитием крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщины на денежные оброки. Оброки взимались с земледелия, с торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброки были заменены выкупными платежами.

Подать — простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или стоимости имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. Податью назывался поголовный налог, введенный в XIV в. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери. В России применялись различные виды податного обложения: посошное обложение, подворное, стрелецкие подати, подати на выкуп пленных, подушные подати.

Первоначально податями облагалась земля (посошное обложение). Получило свое название от сохи — единицы обложения, служившей мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Основными плательщиками посошного налога были крестьяне. С целью налогового учета составлялись особые книги, которые назывались «Книги посошного писма». В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.

C середины XVI в. в Русском государстве взимался налог для выкупа «полоняников» — людей, захваченных в плен турками и татарами. Налог получил название «полоняничных денег». Сбором налога ведал полоняничный приказ, на котором, помимо выкупа полоняников, лежала обязанность их дальнейшего устройства по возвращении на родину. В 1679 г. налог вошел в состав стрелецких податей — налога на содержание стрелецкого войска.

Объектом обложения подворным налогом был двор. Налог взимался на основе данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей («задворных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но живших обособленными дворами и имевших свое хозяйство. Данный налог объединял ренту с земли и часть дохода от труда работника в хозяйстве. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами. В 1724 г. Петром I после проведения переписи населения подворный налог был заменен подушной податью.

Подушный налог (подушная подать) известен с древнейших времен — в XII в. до н.э. существовал в Китае. В средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и других государствах. Плательщиками данного налога в России были все души мужского пола, включая стариков и детей. С конца XVIII в. налог был основным доходом государства. Постепенно из налогообложения исключаются зажиточные слои населения и налог практически становится крестьянским. Сбор налога осуществляла крестьянская община, поступления в полной сумме гарантировались круговой порукой (вся община отвечала по платежам каждого ее члена, не выплаченная одним двором налоговая сумма раскладывалась на остальные). Подушный налог был отменен в большинстве губерний Европейской части России в 1887 г., в Сибири – в 1899г.

Разновидностью имущественного налога с физических лиц являлся подомовый налог. Объектом обложения данным налогом были жилые дома, конторские, складские и торговые помещения. Налог возник в период раннего средневековья, формы его весьма разнообразны. Первоначально он взимался с жилых домов по вещному признаку: по числу печей или печных труб, затем по числу окон и дверей, комнат. С развитием товарно-денежных отношений и созданием более гибких форм налогообложения подомовый налог в сельской местности был заменен поземельным налогом. В городах, по мере того, как все большие размеры принимала купля-продажа недвижимости, сдача жилья внаем, ставки налога стали устанавливаться по стоимости строений или с приносимого ими дохода. При этом учитывался характер строения и место его расположения. Постепенно подомовый налог принял формы подоходного налога и поимущественного налога.

Подоходный налог — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Подоходное обложение возникло в условиях капиталистического общества, когда четко выделились доходы его отдельных классов:

— заработная плата рабочего;

— предпринимательский доход промышленного капиталиста;

— ссудный процент ссудного капиталиста;

Впервые подоходный налог был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь. Затем неоднократно отменялся и вводился, в качестве постоянного налога стал взиматься с 1842 г. Позднее был установлен и в других странах. В царской России закон о подоходном налоге был принят в апреле 1916 г. и предусматривал его взимание с 1917 г., однако налог не был взыскан, так как срок его уплаты приходился на октябрь 1917 г.

При введении подоходного налога, как правило, устанавливался высокий необлагаемый минимум, таким образом, его плательщиками выступала главным образом аристократия и крупная буржуазия. Впоследствии в результате снижения необлагаемого минимума, сокращения льгот по семейному обложению и других вычетов и скидок подоходный налог превратился в массовый налог с заработной платы, пенсий, жалованья.

В зависимости от системы обложения различают глобальный подоходный налог и шедулярный подоходный налог.

Глобальный подоходный налог взимается с совокупного дохода налогоплательщика независимо от источника. Впервые введен в Пруссии в 1891 г. Система построения данного налога проще, чем шедулярного подоходного налога, и позволяет налоговым органам точнее определить сумму облагаемого дохода субъекта.

Шедулярный подоходный налог взимается не с совокупного дохода налогоплательщика, а по частям — шедулам (у источника дохода). Классический пример данного налога — система обложения, применявшаяся в Великобритании с 1842 по 1973 г.г., где действовало пять шедул, обозначаемых начальными буквами английского алфавита: А, B, С, D, E. По шедуле А облагались доходы от недвижимости, B — доходы от лесов, используемых в коммерческих целях, C — доходы от государственных ценных бумаг, D — торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных профессий, шедуле E — заработная плата, жалованье служащих, пенсии. В 1973 г. Великобритания перешла к глобальной системе обложения. Однако шедулы, на основе которых предоставлялись налоговые льготы и скидки, были не только сохранены, но и дополнены в 1976г. шедулой F (облагаются доходы, распределяемые по дивидендам). Наибольшие доходы в бюджет дает шедула E.

Ставки подоходного налога в большинстве стран прогрессивные: они строятся по сложной прогрессии.

В отечественной практике подоходное налогообложение имеет свою историю. Натурализация хозяйства в период «военного коммунизма» привела к фактической отменен подоходного налогообложения. В период нэпа подоходный налог взимался в сочетании с поимущественным (подоходно-поимущественный налог). С 1924 г. в связи с тем, что обложение имущества перестало играть сколько-нибудь существенную роль, этот налог преобразовался в подоходный. До 1991 г. подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. С 1991 г. после принятия пакета законодательных актов, определивших современную систему налогообложения в России, юридические лица всех сфер деятельности являются плательщиками налога на прибыль. Применяются и альтернативные системы налогообложения доходов. Плательщиками подоходного налога являются только физические лица.

Поимущественные налоги — вид прямого обложения. Такие налоги взимаются с движимого и недвижимого имущества. Объектом обложения является стоимость имущества налогоплательщика. На ранней стадии развития капитализма в разных странах поимущественные налоги взимались с отдельных видов имущества в системе так называемых реальных налогов (имущественных налогов). В дальнейшем поимущественый налог приобрел характер прямого личного налога, так как при его взимании стали учитываться необлагаемый минимум и налоговые льготы; оценка имущества проводилась по налоговой декларации. В развитых капиталистических странах поимущественный налог применяется в системе местного налогообложения. Ставки налога колеблются в пределах 1% от совокупной стоимости имущества.

Подворной налог

Ознакомившись с результатами переписи 1710 г., Петр I принимает решение о взимании подворного налога по данным старой переписи 1678 г. На оставшееся на местах население возлагалась обязанность по уплате податей за опустевшие дворы.

В сфере сельского хозяйства основным видом налогообложения в начале нэпа выступает продналог. Параллельно осуществляется взимание денежного подворного налога - прямого реального налога, установленного Декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным губернских исполнительных комитетов. При обложении отдельных хозяйств учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы, не подлежавшие обложению промысловым налогом. Взимание денежного подворного налога прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

Денежный подворный налог - 210

Подворный налог (подворная подать, подворное обложение) - 34,38, 205, 207

В царской России П. п. введена Петром I в 1722 г. вместо подворного налога (см.). Начала взиматься с 1724 г. после проведенной переписи населения. Такие переписи, носившие название ревизий, проводились регулярно

Денежный подворный налог - 370

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ - прямой реальный налог, установленный декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным гу-

Во второй половине 17 в. получает распространение обложение подворным налогом (единицей обложения вместо сохи становится двор), что существенно расширяет круг налогоплательщиков. Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (главным образом с ремесленно-торгового населения посада), возникает откупная система (таможенные и кабацкие доходы отдаются на откуп). Косвенные налоги в общем объеме доходов казны к концу 17 в. достигают 45%. Важнейшими расходными статьями являлись расходы на армию (62,2%) и дворцовое управление (19,9%).

В России подушный налог был введен Петром I вместо подворного налога. Взимался с 1724 г. после проведенной переписи населения со всех душ мужского пола, включая стариков и детей. С конца 18 в. подушный налог становится главным доходом государства (на него приходилось свыше половины всех доходов). Постепенно путем исключения из обложения зажиточных слоев населения он превратился в чисто крестьянский налог, сбор которого вела крестьянская община, а по-

В эпоху Петра I (1672-1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения подворное налогообложение было заменено подушной податью (см. 2.2. Подушная и оброчная подати), введены новые виды налогообложения - горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, экзотические виды налогообложения - налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.

В системе прямых налогов основным изменением в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с души (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Этот налог был известен с древнейших времен (в XII в. до н.э. существовал в Китае). В Средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и некоторых других государствах. В современных условиях подушный налог существует в некоторых промышленно развитых странах, например в Японии, Франции (как особый налог в системе местного обложения), и в ряде развивающихся стран (как общегосударственный налог). Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

Подушная подать была введена в 1724 г. с окончанием переписи. Подворное налогообложение сохранялось для населения Украины и Белоруссии. Для российских губерний размер подушной подати был определен следующим образом расходы на содержание армии 4 млн руб. (содержание одного драгуна составляло 40 руб. 50 коп., а солдата пехотного полка - 28 руб. 52 коп. в год) возложили на крестьян - получилось 80 коп. с души в год (в 1725 г. подушный налог был установлен в размере 74 коп. с крестьянской души в 1727 г. размер был уменьшен до 70 коп.). На государственных крестьян, не плативших оброка помещикам, возлагался дополнительный сбор в размере 40 коп. Содержание флота было возложено на посадское население, при этом обязанность по уплате подати с посадской души была установлена в размере 1 руб. 20 коп. (в 1725 г. размер подати был снижен до 1 руб. 14 коп.)1.

В период царствования Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная подать, на долю которой приходилось от 30 до 33% государственных доходов. Относительно незначительные доходы приносили подворная подать и другие прямые налоги. Подушная подать могла раскладываться общиной между членами общины по своему усмотрению. От уплаты подушной подати было освобождено купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения - гильдейской подати. В 1794 г. подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным (хлебным) сбором.

Единый сельскохозяйственный налог введен в 1923 г. вместо натурального, трудового и гужевого, подворно-денежного, общегражданского и некоторых других местных налогов. Через прогрессию ставок и систему льгот по налогам финансовая политика защищала классовые интересы пролетариата и крестьянства. Перед налоговой политикой ставилась задача регулирования процессов накопления и в этом отношении в резолюции XI съезда она названа главным орудием революционной политики пролетариата в переходную эпоху. Эту свою роль налоговая политика играла и через косвенные налоги, особенно высокие на предметы роскоши.

Первым чисто денежным налогом с крестьянства был введенный в мае 1922 г. подворно-денежный налог. Однако он носил местный характер, предназначался для расходов местных бюджетов.

В эпоху Петра I (конец 17 - первая четверть 18 в.) затраты на ведение войн, создание регулярной армии и военно-морского флота составляли около 75% всех расходов. Для их покрытия был введен ряд новых налогов, дальнейшее развитие получила сдача на откуп оброчных сборов, казенных монополий на вино и др. С 1724 г. подворное обложение было заменено подушной податью, которая взималась со всего мужского населения, включая стариков и детей. Размеры этой подати неуклонно увеличивались.

УЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ - регистрация финансовыми органами граждан, имеющих доходы либо иные объекты налогообложения в СССР. Проводилась ежегодно на 1 января (плательщиков сельскохозяйственного налога - на 1 июня). В процессе учета плательщиков налога определялось также право граждан на налоговые льготы. Учет осуществлялся в специальных книгах, форма которых утверждалась Минфином СССР. При проведении учета использовались подворный обход населения, сведения домоуправлений, данные земельных органов, учреждений социального обеспечения, военкоматов и других органов. Заполненные книги учета проверялись руководителями финансовых органов. На основании данных учета принималось решение о привлечении граждан к уплате налогов и о предоставлении полагающихся льгот.

При Федоре Алексеевиче (1661-1682, русский царь с 1676) с 1679 г. взамен посошного обложения вводится подворный налог, существенно расширивший круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших хозяйство феодала, но

В 1716-1718 гг. начинает проводиться вторая, так называемая Ландратская, перепись населения. Основной целью этой переписи становится установление точного количества тяглого населения. Первые результаты этой переписи, так же как и анализ данных переписи 1710 г., позволяли выявить, что не существует прямой, а тем более пропорциональной зависимости между увеличением численности населения и увеличением количества дворов - субъектов обложения подворным налогом.

Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России - промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенный дискриминационный характер индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

ПОДАТЬ - простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. В Германии поголовный налог, введенный в XIV в., носил название П. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери (см.). В России первоначально П. облагалась земля (см. Посошное обложение), двор (см. Подворный налог). Существовали также стрелецкая П. - сбор на содержание войска и П. на выкуп плечных - полоняничные деньги (см.). Взимание П. с земли приводило к значительному сокрытию земельных участков, продажи земель монастырям, уходу крестьян с земли. В результате резко снижалось фискальное значение этих П. В дальнейшем царское пр-во в интересах увеличения доходов ввело подушную подать (см.), к-рая взималась с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием капиталистич. отношений П. стала постепенно вытесняться поимущественными, подоходными и др. прямыми налогами. Сейчас П. применяются в нек-рых экономически слаборазвитых странах.

ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ -вид прямого обложения в царской России, объектом к-рого был двор. Введен вместо посошного обложения указом от 5 сент. 1679 г. Взимался на основании данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших х-во феодала, но живших особыми дворами и имевших свое х-во. Введение П. н. означало усиление феодальной эксплуатации, так как учитывалась не только рента с земли, но и доход от труда работника в х-ве. Общая сумма налога определялась пр-вом, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами, при этом основная тяжесть налога падала на крестьянские и посадские низы. В 1724 г. П н. был заменен подушной податью, на Украине и в Белоруссии он сохранялся до второй половины XVIII в. В Советском гос-ве в 1922-1923 гг. (до введения единого с.-х. налога) взимался денежный подворный налог (см.).

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ -форма позе мельного обложения в России XIII-XVII вв. Получила свое название от сохи - единицы обложения, служившей условной мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. В крестьянских х-вах соха содержала самое меньшее количество земли, в результате чего возрастало число сох и соответственно размер обложения. Т. о., основной своей тяжестью П. о. ложилось на крестьянские массы. Для обложения составлялись особые книги, так наз. Книги сошного письма. В 1679 г. П. о. было заменено подворным налогом (см.).

Во второй половине XVII в. единицей обложения вместо сохи становится двор (см. Подворный налог), что значительно расширило круг налогоплательщиков и еще больше усилило феодальную эксплуатацию. Кроме того, в этот период взимались чрезвычайные сборы (гл. обр. с ремесленно-торгового населения посада) и широкое распространение получила отдача таможенных и кабацких доходов на откупа (см. Откупная система). По данным общегосударственной росписи 1679/80 г., доходы казны достигали 1,5 млн. руб., в т. ч. на косвенные налоги приходилось почти 45%. Важнейшими расходными статьями являлись расходы на армию (62,2%) и дворцовое управление (19,9%).

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ установлен декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губисполкомам право взимать налог в сельской местности дополнительно к др. местным налогам. Позволил увеличить средства, поступавшие для удовлетворения местных нужд. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии Совнаркомом по данным губисполкомов. При обложении отдельных х-в учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы от необлагаемых промысловым налогом подсобных занятий. Взимание Д. п. н. прекращено в 1923 г. при введении с.-х. налога.

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ -форма поземельного обложения в России в XVI-XVII вв., единицей обложения которой служила соха. Заменено в XVII в. подворным налогом.

В России первоначально податью облагалась земля (посошное обложение), двор (подворный налог). Существовали также стрелецкая подать - сбор на содержание войска и подать на выкуп пленных - полоняничные деньги, подушная подать (подушный налог), взимавшаяся с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием товарно-денежных отношений подать постепенно вытеснялась поимущественными и подоходными налогами.

ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ - прямой налог, взимавшийся в России, объектом которого был двор. Введен вместо посошного обложения указом от 5 сентября 1679 г. Взимался на основании данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами. В 1724 г. подворный налог был заменен подушной податью, на Украине и в Белоруссии он сохранялся до второй половины 18 в. В СССР в 1922-1923 гг. (до введения единого сельскохозяйственного налога) взимался денежный подворный налог.

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - форма обложения поземельными налогами в России в 16-17 вв. получила свое название от сохи - единицы обложения, служившей условной мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Для обложения составлялись Книги сошного письма. В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.

В России П.н. был введен Петром I вместо подворного налога с 1724 г. Этим налогом в одинаковом размере облагалось все мужское население независимо от возраста. С конца 18 в. П.н. становится главным доходом государства (до 50% всех доходов). Постепенно по мере исключения из обложения зажиточных слоев населения П.н. превратился в чисто крестьянский налог. Сбор налога вела крестьянская община, полное поступление налога гарантировалось круговой порукой, когда неуплаченные кем-то суммы раскладывались на остальные крестьянские дворы. К неплательщикам применялись жесткие санкции вплоть до изъятия имущества за долги. Такая политика приводила к разорению крестьянства. По указу Екатерины II в 1783 г. были изменены исчисление и взимание подушной подати. На основании данных ревизий и установленного оклада определялась общая сумма налога, которая далее раскладывалась по губерниям, уездам и волостям. Окончательная раскладка налога между отдельными плательщиками производилась самими сельскими обществами, причем принцип поголовности утрачивал решающее значение и заменялся поимущественным.

В России поземельный налог был старой формой обложения, ссылки на него есть у летописцев. В период татарского владычества образовалась и получила общее развитие посошная подать, включавшая и поземельный налог. Последний определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, четы и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. С переходом в конце XVII в. от поземельной системы налогов к подворной посошная подать теряет свое значение и в правление Петра I ей на смену приходит подушный налог. С тех пор Россия не знала поземельного налога.

В 1679 г. посошное обложение окончательно было заменено подворным, что расширяло количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом. Общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад

Единый натуральный налог не был единственным платежом, вносимым сельскохозяйственным населением, так как наряду с ним в 1922/23 г. существовали еще и денежные налоги общегражданский, построенный по типу классового подушного обложения, трудгужна-лог, заменивший собой натуральную трудгужповинность, и подворно-денежный налог. В 1923/24 г. система взимания единого сельскохозяйственного налога уже предусматривала отмену четырех вышеупомянутых дополнительных налогов.

Единый сельскохозяйственный налог был введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. взамен единого натурального налога, трудгуж-налога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и ряда других с целью упорядочить налогообложение в деревне.

В первой четверти XVIII в. затраты на ведение войн и создание морского флота составляли ок. 75% всех расходов. Для их покрытия был введен ряд новых налогов, дальнейшее развитие получила сдача на откуп оброчных сборов, казенных монополий на вино и др. Большие доходы давала казне чеканка неполноценной монеты. С 1724 г. подворное обложение было заменено подушной податью (см.), к-рая взималась со всего мужского населения, включая стариков и детей. Размеры этой подати неуклонно увеличивались. Государственный доход к 1724 г. достиг 8,5 млн. руб. (превысив уровень 1680 г. более чем в 5,5 раза). Во второй половине XVIII в. доходы возрастали еще быстрее, в 1763 г. они составили 18,5 млн. руб., что было достигнуто за счет жесточайшей эксплуатации трудящихся. В то же время дворянство и духовенство освобождались от налогов. Однако в связи с многочисленными войнами доходы все же не покрывали все возраставших расходов. За вторую половину XVIII в. совокупный бюджетный дефицит выразился в 200 млн. руб., для его покрытия впервые при Екатерине II была произведена эмиссия бумажных денег-ассигнаций. Огромный рост военных расходов и покрытие дефицита за счет эмиссии ассигнаций и займов (с 1801 по 1810 г. дефицит составил 442 млн. руб.) привели к глубочайшей инфляции. К 1810 г. курс ассигнационного рубля упал до 33 коп. Денежная реформа 1839-1843 гг., проводившаяся в условиях продолжавшейся дефицитности бюджета, не смогла упорядочить денежного обращения. Крымская война (1853- 1856) еще более ухудшила состояние финансов. За годы войны дефицит бюджета достиг 797 млн. руб., а государственный долг - 1264 млн. руб. В 1860 г. для оживления промышленности и торговли учреждается Государственный банк России (см.), к-рый наряду с казначейством финансировал х-во за счет так наз. неуставных ссуд.

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств, связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог - органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог - наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог - местными органами власти.

Налоговая реформа 1923 г. объединила продовольственный, трудгужевой, подворно-денежный, общегражданский (в части, падающей на сельское население) и некоторые местные налоги и сборы в единый сельскохозяйственный налог с сокращением общего его размера (по сравнению с унифицированными в нем платежами) на 100 млн. руб. Налог исчислялся и выражался еще в натуральных единицах (в пудах ржи или пшеницы, в зависимости от преобладания данной культуры в том или ином районе, либо. в мясных единицах - для скотоводческих районов), взимался же частично натурой, частично деньгами, причем крестьянству предоставлялось право уплачивать деньгами и натуральную часть налога. В тех районах, где налог должен был поступать только или по преимуществу в деньгах, его взимание передавалось Наркомфииу, в остальных районах налог взимался Наркомпродом. При определении размера налога учитывались количество пашни и сенокоса (в переводе на пашню) на едока, урожайность хлебов и трав, количество рабочего и продуктивного скота.

Первые налоги существовали в виде жертвоприношений Богу, именуемой десятиной, составляющей 10% дохода. Применялась также и свецкая десятина государством. Известен и налог в виде выкупа невест (калым). Подушная и подворная подати в дореволюционной России были уже близкими к современным формам налогообложения.

Смотреть страницы где упоминается термин Подворный налог

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) — [ c.210 ]

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982 .

Смотреть что такое «ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ» в других словарях:

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - в России XVII начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью … Юридический словарь

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - в России 17 нач. 18 вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью … Большой Энциклопедический словарь

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ, в 17 начале 18 вв. система обложения податных категорий населения прямыми налогами, взимавшимися с двора, т. е. с семейного хозяйства. После переписи населения в 1676 1678 и составления переписных книг сменило в 1679 посошное … Русская история

подворное обложение - в России XVII начала XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило в 1679 посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли её на каждый двор. В 1724 заменено… … Энциклопедический словарь

Подворное обложение - система обложения населения России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т. е. с семейного хозяйства. С 30 х гг. 17 в. двор периодически становился единицей обложения некоторыми прямыми и чрезвычайными налогами. После переписи… … Большая советская энциклопедия

подворное обложение - в России XVII начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью … Большой юридический словарь

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - в XVII – начале XVIII в. в России система Обложения населения прямыми налогами, взимавшимися с семейного хозяйства. Существовало с 1678 г., единицей обложения был Двор. Крестьяне при поддержке своих владельцев «утаивали дворы»: дворы… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

подати - в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. подати… … Энциклопедический словарь

СССР. Феодальный строй - В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ - (1661 82), царь с 1676. Сын царя Алексея Михайловича. Ученик Симеона Полоцкого. При Ф. А. проведена перепись населения (1678), введено подворное обложение (1679), отменено местничество (1682). В 1678 81 правительство Ф. А. вело войну с Османской… … Русская история

Подворной налог

С 1678 по 1724 год существовало подворное обложение.

Это и был налог с каждого учтённого при переписи двора, подворный налог.

Посошная и подворная подать распределялась лицами, выбранными местными дворянами и купцами.

Морфология:

ПОДВО́РНЫЙ , —ая , —ое . Относящийся к каждому отдельному крестьянскому хозяйству, двору. Подворная перепись. Подворная подать. По данным подворной описи, пахотной землей пользуются только 36 хозяев. Чехов, Остров Сахалин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПОДВО’РНЫЙ , ая, ое (офиц.). Прил. , по знач. связанное с учетом или обложением двора, отдельного крестьянского хозяйства. Подворная подать (истор.). Подворная перепись.

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - сис-те-ма пря-мо-го на-ло-го-об-ло-же-ния в Рос-сии в по-след-ней четверти XVII - 1-й четверти XVIII веков. Ус-та-нов-ле-но ука-за-ми ца-ря Фё-до-ра Алек-сее-ви-ча и при-го-во-ра-ми Бо-яр-ской ду-мы от 2(12) и 5(15) сентября 1679 года.

За-ме-ни-ло сис-те-му сош-но-го пись-ма, вве-ло но-вую ок-лад-ную еди-ни-цу (объ-ект на-ло-го-об-ло-жения) - двор. На-лог по сис-те-ме подворного обложения взи-мал-ся еже-год-но - один раз в год пол-но-стью или 2-3 раза час-тя-ми. Су-ще-ст-во-вал в двух фор-мах: на-ту-раль-ной (рожь и овёс - так называемый стре-лец-кий хлеб) и де-неж-ной (так называемые стре-лец-кие день-ги, объ-е-ди-нив-шие для боль-шин-ст-ва на-ло-го-пла-тель-щи-ков стре-лец-кие, дан-ные, по-ло-ня-нич-ные, ям-ские, пи-щаль-ные и не-ко-то-рые другие на-ло-ги, кро-ме так называемых об-роч-ных ста-тей). На-лог пла-ти-ли в со-от-вет-ст-вии с дан-ны-ми пе-ре-пис-ных книг «уезд-ные» (кре-сть-я-не, бо-бы-ли, за-двор-ные, де-ло-вые) и по-сад-ские лю-ди . «Стре-лец-кий хлеб» со-би-рал-ся с не ме-нее чем 94 уез-дов (в до-ку-мен-тах на-зы-ва-лись «го-ро-да-ми»), раз-де-лён-ных пра-ви-тель-ст-вом на 3 раз-ря-да - «за-оц-кие» (49), «за-мос-ков-ные и ка-зан-ско-го роз-ря-ду» («за-мос-ков-ные и ни-зо-вые»; 36), «за-волж-ские» (не ме-нее 9); «стре-лец-кие день-ги» - со 127 «го-ро-дов и уез-дов» и двор-цо-вых сло-бод. Раз-мер «стре-лец-ко-го хле-ба» за-ви-сел от при-над-леж-но-сти за-ви-си-мо-го на-се-ле-ния вла-дель-цу (ца-рю; Русской церк-ви; ча-ст-ным ли-цам) и ре-гио-на стра-ны, раз-мер «стре-лец-ких де-нег» - толь-ко от ре-гио-на (в 1681 году об-щая сум-ма «стре-лец-ких де-нег» сни-же-на при-мер-но на од-ну треть и со-ста-ви-ла от 2 рублей до 80 копеек со дво-ра в год). На-се-ле-ние вот-чин, при-над-ле-жав-ших пат-ри-ар-ху Мо-с-ков-ско-му, ар-хие-рей-ским ка-фед-рам и мо-на-сты-рям, пла-ти-ло в 2,5-5 раз боль-ше на-се-ле-ния, про-жи-вав-ше-го на зем-лях свет-ских вот-чин-ни-ков и по-ме-щи-ков, и в 1,5 раза боль-ше на-се-ле-ния двор-цо-вых вот-чин.

При вве-де-нии сис-те-мы подворного обложения со-хра-нён ста-рый прин-цип так называемой мир-ской рас-клад-ки по-вин-но-стей, про-из-во-див-шей-ся с учётом пла-тё-же-спо-соб-но-сти на-ло-го-пла-тель-щи-ков («чтоб пол-ные лю-ди пе-ред бед-ны-ми во лго-те, а бед-ные пе-ред бо-га-ты-ми в тя-го-сти, и ни-кто б в из-бы-ли не был»). Ис-клю-че-ния из это-го пра-ви-ла еди-нич-ны (например, гос-ти-ной сот-ни тор-го-вый че-ло-век С. Лян-гу-сов в 1682-1701 годы до-ка-зы-вал пра-во пла-тить на-лог по за-ко-ну в раз-ме-ре 1 рубль 10 копеек со дво-ра, то-гда как по-сад-ская об-щи-на города Хлы-нов на-ло-жи-ла на не-го сум-му в 26 рублей). В ря-де слу-ча-ев чер-но-сош-ные кре-сть-я-не про-си-ли го-су-дар-ст-во пре-дос-та-вить им воз-мож-ность пла-тить часть на-ло-гов по ста-рой сис-те-ме сош-но-го пись-ма (например, в 1683-1690 годы это-го до-би-ва-лись жи-те-ли Об-вин-ско-го (Об-вен-ско-го), Инь-вен-ско-го и Кос-вин-ско-го (Кос-вен-ско-го) по-ре-чий Со-ли-кам-ско-го уезда). Сбор на-ло-га осу-ще-ст-в-лял-ся зем-ски-ми ста-рос-та-ми и вы-бор-ны-ми луч-ши-ми людь-ми, за-тем он по-сту-пал в Стре-лец-кий при-каз для уп-ла-ты жа-ло-ва-нья московским стрель-цам или рас-пре-де-лял-ся вое-во-да-ми на мес-тах сре-ди под-чи-нён-ных им стрель-цов (в Нов-го-род-ском, Псков-ском, Ста-ро-рус-ском и других уез-дах). Сис-те-ма подворного обложения на тер-ри-то-рии Ев-ропейской Рос-сии и в Си-би-ри в 1724 году за-ме-не-на по-душ-ной по-да-тью .

Исторические ис-точники:

Ак-ты, со-б-ран-ные в биб-лио-те-ках и ар-хи-вах Рос-сий-ской им-пе-рии Ар-хео-гра-фи-че-скою экс-пе-ди-ци-ею Им-пе-ра-тор-ской Ака-де-мии на-ук. СПб., 1836. Т. 4. № 250, 299.

Во второй половине XVI в. многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. Широкое распространение получают чрезвычайные налоги, введение которых было вызвано военными действиями, шальные деньги, предназначались на покупку огнестрельного оружия, жемчужные -- на изготовление пороха, полоняничные деньги.

Полоняничные деньги представляли собой разновидность налога с населения, взимавшегося для выкупа полоняников -- людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории.. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530--1584, великий князь всея Руси с 1533, первый русский царь с 1547) в 1555 г. устанавливается сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявший собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Такое название получили в связи с тем, что их сбор осуществляли чети -- центральные правительственные учреждения в русском государстве (XVI--XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюжская и Новая чети.

К периоду царствования Иоанна Грозного относится первое в российской истории упоминание о взимании акциза с мяса -- в 1574 г. взималась пошлина при убое скота.

С 1556 г. проводятся реформы государственного и местного управления, существенно изменившие организационную систему сбора податей. В ходе реформы были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждаются губные и земские учреждения. В частности, были учреждены земские избы во главе с земскими старостами, в ведении которых помимо различных вопросов местного управления был сбор податей с тягло го населения. Посад или крестьянская община распределяли подати между своими членами с учетом имущественного состояния и иных обстоятельств.

К эпохе царствования Иоанна Грозного относится появление одного из древнейших в русской истории проектов по совершенствованию налоговой системы, выдвинутых писателем публицистом, представителем передовой русской общественно политической мысли середины XVI в. И.С. Пересветовым.

Он требовал централизации доходов, и предлагал ряд мер для обеспечения их роста. В частности, ликвидировать наместничество, кормление, упорядочить на логовую систему путем отделения функций судей от функций сборщиков налогов и провести ряд других реформ. Все эти предложения, безусловно, носили прогрессивный характер и были направлены против боярства.

В конце XV -- первой половине XVI в. в России учреждаются центральные органы управления -- приказы. Доходами и расходами казны ведали финансовые приказы, представлявшие собой правительственные учреждения.

С XVI в. взимаются ямские деньги первоначально только с крестьян и посадских людей (так называемое тяглое население), а с 20 х гг. XVII в. -- со всего населения. Ямские деньги заменили натуральную ямскую повинность, по которой тяглое население было обязано доставлять в почтовые станции (ямы) подводы с ямщиками для перевоз Ки административных лиц, почты и государственных грузов. Кроме того, ямская повинность включала содержание в исправности дорог и в военное время поставку подвод для армии. Доставка определенного количества подвод могла заменяться уплатой ямских денег, сбором которых ведал Ямской приказ. Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (главным образом с ремесленно торгового населения посада). С XV в. в России начинает применяться откупная система сбора доходов в государственную казну. Откуп представляет собой систему передачи купцам откупщикам за определенную плату права на взимание государственных налогов или сборов с населения, а также права на осуществление реализации определенных товаров. Как правило, эти права закреплялись в виде монополии за государством или его отдельными представителями. Разница между суммой, вырученной откупщиком, и договорной ценой по откупу составляла за вычетом издержек прибыль откупщика.

Поступления по косвенным налогам в общем объеме доходов казны к концу XVII в. достигают 45%. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соляные и винные. При Борисе Федоровиче Годунове (около 1551 --1605, вступил на престол в 1598) осуществляется ряд реформ в сфере налогообложения и государственных финансов. Венчание на царство кроме пиров во дворце, угощения народа, пожалований в чины сопровождалось не обыкновенными милостями: служилым людям было выдано двойное годовое жалованье, купцам дано право беспошлинной торговли на два года, земледельцы были на год освобождены от податей. Кроме того, существуют сведения о том, что было определено, сколько крестьяне должны работать на помещика и платить им. Вдовам и сиротам раздавались деньги и съестные припасы, освобождались заключенные в темницах и получали «вспоможение». Инородцам было предоставлено освобождение на год от податей. Служилыми людьми в русском государстве XIV -- начала XVIII вв. назывались лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, боярские дети), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и «служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затонщики, городовые казаки и т.п.), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных налогов и повинностей. Инородцами же до 1917 г. назывались все неславянские народы.

В период Смутного времени, наступившего после смерти Бориса Годунова и продолжавшегося до восшествия на престол Михаила Романова, Хозяйственная жизнь на Руси находилась в самом печальном положении; собирание податей представляло большие затруднения, поскольку очень многие города и села были разорены, а их жители разбежались. В определенной мере такое положение объяснялось существенными недостатками системы посошного обложения, утвердившегося в Московском государстве в XV--XVII вв.

В период царствования Михаила Федоровича (1596--1645, русский царь с 1613 г., первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на данных так называемых писцовых книг; служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом (тягло -- в русском государстве XV -- начала XVIII в. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей; в XVIII--XIX вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков).

В термин «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подле жавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел.

Тяглое население («черные» люди) в XII--XVII вв. являлось общим названием городского и сельского населения, обязанного уплачивать все виды государственных налогов и исполнявшего различные повинности в пользу государства. Термин «тяглое население» просуществовал до 1724 г. (до введения подушной подати), когда он был заменен термином «податное население».

На Земском соборе в 1619 г. принимается постановление, в соответствии с которым в 1620-х гг. проводилась перепись населения. К целям переписи относились: описания городов, уездов, перечисление церквей, лавок, дворов, определение численности плательщиков податей, количества обрабатываемой земли, подлежащей обложению, определение прибыли или убыли возделываемых земель, выявление тяглых людей, уклонявшихся от уплаты податей.

Писцовые книги имели, прежде всего, фискальное значение -- на их основании производился учет плательщиков податей.

Сбор кабацких сборов осуществлялся в это время «целовальника ми». В соответствии с Законом от 1637 г. при уличении последних в воровстве и корысти им грозила «смертная казнь без всякой пощады».

В период царствования Михаила Федоровича одним из источников доходов казны становятся иностранные займы: в частности, английские займы, полученные взамен предоставления англичанам права беспошлинной торговли.

В XVI--XVII вв. стали отдаваться на откуп таможенные и кабацкие сборы. Кроме таможенных сборов разнообразными поборами (поплавочное, мыт и т.д.) облагалась всякая торговля, даже повседневные занятия (брали за водопой скотины, мытье белья и т.п.).

В XVI--XVII вв. в виде промысловой пошлины взимался десятинный сбор -- таможенный сбор, уплачивавшийся преимущественно натурой (пушниной, рыбой, слюдой, моржовой костью) с промышленных и торговых людей. В 1667 г. десятинный сбор был заменен рублевой пошлиной.

В этот же период широкое распространение получает амбарное (амбарщика) -- казенная пошлина, взимавшаяся с купцов за пользование амбаром (складом) в гостиных дворах. Размер амбарного в разных местностях колебался от 1 до 4 денег в неделю. Налогообложение осуществлялось независимо от того, пользовался купец амбаром или нет. Уклонение от уплаты каралось конфискацией товара. Взимание амбарного было отменено в 1653 г. в интересах развития торговли. В середине XVII в. вводится единая пошлина для торговых людей -- 5 денег с рубля оборота.

Особое место в налоговой системе Древней и средневековой Руси занимает церковная десятина, под которой понималось отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Впервые церковная десятина была установлена киевским князем Владимиром Святославичем (X в.). Существенные реформы финансовой и налоговой системы России происходили в эпоху царствования Алексея Михайловича (1629-- 1676, царствовал с 1645). В начале его царствования войны со Шведским Королевством и Речью Посполитой требовали больших расходов, обстановка осложнялась рядом неурожайных лет и падежом скота от эпидемических болезней. Эти факторы были причиной ряда изменений в налоговой системе страны.

В 1646 г. была увеличена ставка соляной пошлины (соляного налога) с 5 до 20 коп. за пуд. Повышение ставок спровоцировало серию «соляных бунтов», что привело к временной отмене указанного налога. Вместе с соляной пошлиной отменена была заведенная было табачная монополия и восстановлен указ 1634 г., грозивший смертной казнью за употребление и торговлю «богоненавистным и богомерзким зельем».

Важным источником доходов казны были торговые пошлины. В 1653 г. разрозненные торговые пошлины заменяются единой торговой пошлиной, взимавшейся в размере 5% с цены товара. Данную пошлину можно считать прообразом современного регионального налога с продаж.

Основным организационным мероприятием в сфере налогообложения было создание в 1655 г. Счетного приказа, который стал осуществлять анализ приходных и расходных книг других приказов. В результате упорядочения финансовой деятельности государства в 1680 г. доходы казны превысили расходы, доходы составляли 1203 тыс. руб., а расходы 1125 тыс. руб. При Федоре Алексеевиче (1661--1682, русский царь с 1676) с 1679 г. взамен посошного обложения вводится подворный налог, существенно расширивший круг налогоплательщиков за счет людей («задорных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Подворный налог взимался на основании данных подворной переписи, проведенной в 1646 г. Общая сумма налога устанавливалась правительством, а крестьянская община или посад раскладывали ее между дворами. С 1646 г. единицей для исчисления посошного обложения отдельными видами податей стал считаться двор. Во второй половине XVII в. писцовые книги постепенно заменяются переписными книга ми, отражавшими главным образом количество крестьянских и посадских дворов.

В 1679 г. посошное обложение окончательно было заменено подворным, что расширяло количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги. Налоговое бремя устанавливалось в большем размере для посадов и черносошных крестьян по сравнению с частновладельческими крестьянами.

Подворное обложение было проще посошного, оно давало более четкие критерии для распределения обязанностей по уплате податей между отдельными посадами и общинами, существенно снижала возможности произвола и взяточничества при учете плательщиков и распределении налогового бремени.

При подворной системе обложения широкое распространение начинают получать методы легального избежания или уменьшения налоговых обязательств. В связи с тем, что единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот, «крестьяне начали сгущать дворы, скучивая в них возможно больше людей, или огораживали по три, по пяти, даже по десяти крестьянских дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а прочие забирали заборами. Сельское хозяйство не улучшалось, а казенные доходы убавлялись». Реакция власти на подобные антиналоговые действия тяглого населения выразилась в том, что подворное налогообложение при Петре I было заменено подушной податью. Подворное налогообложение просуществовало менее 50 лет.

В царствование Федора Алексеевича в 1679--1681 гг. проводится реформа финансовых учреждений Российского государства: основным органом, осуществляющим контроль за сбор пошлин и податей, становится приказ Большой казны. Основным источником государственных доходов в этот период являются таможенные и кабацкие сборы, составляющие по росписи 1680 г. около 49% всех доходов бюджета.

В 1681 г. происходит восстание московских стрельцов и солдат, поддержанное городскими низами и холопами, получившее название «хованщина» по имени руководителя восстания князя И.А. Хованского.. Одной из причин восстания послужила тяжесть тяглого бремени для населения, для смягчения которого царским указом и боярским приговором оклад (размер) подати был понижен почти на одну треть и разложен на десять разрядов, исходя из благосостояния городов.