Экономическое стимулирование. Мотивационный механизм

Сегодня общество находится на самой вершине своего развития. У человечества есть определённый багаж знаний и умений, который был получен в течение многих веков, а также определённые цели, к которым следует стремиться. В XXI веке люди превратились в единый биологический организм, работающий исключительно в своих интересах. Своими действиями этот сложный биологический «монстр» создаёт кучу дополнительных систем: социальную, техногенную, геополитическую, информационную и т. п. Однако без трудностей в нашем мире никак. Резкая эволюция заставила человечество и каждую отдельную личность поверить в свою всесильность. Мы считаем себя просвещёнными во всех вопросах, забывая о том, что знания даются только в процессе постоянного самосовершенствования. Таким образом, человечество не желает идти дальше. В процессе борьбы с подобным «нежеланием» люди изобрели очень полезную нематериальную вещь - стимул.

Стимул и стимулирование - это …?

Такие понятия, как стимул и стимулирование, являются смежными по своей сути. Они имеют массу определений и интерпретаций, но от этого основные задачи стимулов не меняются. Этот нематериальный предмет был создан для того, чтобы заинтересовать человека на пути его дальнейшего прогресса. Давно доказано, что люди работают лучше, когда у них наличествует интерес к этой работе. Тут следует понимать тот факт, что сам по себе стимул нематериален, а вот форма, в которой он будет выражаться, может быть любой. Например, производство чего-либо будет происходить намного быстрее, если работники будут знать, что за скорость их ожидает премия. Тут присутствует стимул как дополнительный контекст, выраженный в форме дополнительного заработка.

Итак, мы разобрались в понятии. Отталкиваясь от полученных фактов, можно сказать, что стимулирование - это процесс непосредственного влияния на человека, своеобразное подталкивание его к чему-то. Но термин может применяться не только для объяснения влияния исключительно на человека. Процесс стимулирования может проходить в экономике, политике, медицине и других отраслях. При на человека не всегда будет иметь место.

Стимулирование сбыта

Рассмотрим один очень хороший пример, который доказывает тот факт, что при помощи стимулов можно влиять не только на человека. Возьмём экономическую отрасль, а именно сферу продаж.

Любое производство основывается на конечной цели - сбыт своего товара. Случается так, что этот процесс сложно провернуть, поэтому прибегают к радикальным методам. Стимулирование сбыта - это ряд специальных маркетинговых действий, целью которых является сбыт товара. Они применяются на всех этапах подготовки, создания и продажи товара для ускорения всего процесса в целом. Другими словами, стимулирование сбыта - это влияние не на человека, а на процесс.

Виды стимулирования сбыта

Маркетинговая наука настолько развилась в наше время, что многие системы, созданные ею, имеют ряд собственных видов. Из одной науки выделяется большое количество необходимых дисциплин. Таким образом, можно выделить характерные виды стимулирования сбыта, например:

Предоставление образцов новых товаров абсолютно бесплатно.

Акции и розыгрыши.

Сделки с компаниями, занимающиеся продажами.

Подарки и другие поощрения.

Такой обширный список видов делает стимулирование сбыта совершенно самостоятельной отраслью, которую нельзя включить в общую классификацию нематериальных и материальных стимулов.

Как ещё стимулы влияют на человека?

Все их можно разделить на две основных группы: материальные и нематериальные. При этом мы берём за основу только те, которые влияют непосредственно на человека и его сознание. Ранее было указанно, что стимулирование - это процесс, целью которого является конечная идея в голове человека. Она позволит ему двигаться дальше и покорять новые горизонты своего развития.

Но идеи никогда не возникают сами по себе. Их нужно создать посредством мотивации. Несложно догадаться, что материальное стимулирование - это продукт использования материальных стимулов для создания идеи, мотивации в голове человека. Помимо этого, данный термин имеет более развёрнутое определение. Суть процесса основана на желании человека получать как можно большую прибыль и высокую оплату своего труда. Само стимулирование производится при помощи использования форм и методов материального вида. Все заключается именно в финансовой - прежде всего - заинтересованности людей. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что материальное стимулирование - это влияние на человека путём воздействия на его природную заинтересованность в личной прибыли при форм и методов.

Следует заметить тот факт, что представленный выше процесс является комплексной системой. Однако существует такое понятие, как экономическое стимулирование. Оно является более широким и задействует совершенно иные ресурсы в процессе влияния на человека.

Что в себя включает экономическое стимулирование?

Прежде чем говорить об экономическом стимулировании и его составляющих, следует понимать, что стимулы могут использоваться практически кем угодно. В таком случае цели подобного использования не важны. Главное, чтобы конечный результат оправдал свои ожидания. Как уже было сказано ранее, материальное стимулирование не является ключевой совокупностью форм и методов влияния. Все дело в том, что материальные стимулы - это составляющие элементы экономической системы, поэтому они будут входить в тот массив методов и форм воздействия, который называется экономическим стимулированием. Подобный вид воздействия является совершенно другим уровнем. Экономические методы позволяют спрогнозировать и запрограммировать поведение покупателей и производителей так, чтобы их действия производились желаемым образом. Такой эффект достигается при помощи использования материальных стимулов, или же побудителей, как их принято называть.

Экономическое стимулирование возможно, и оно довольно часто применяется, но на уровне правительства. Его также могут использовать огромные корпорации, бюджет которых может выдержать всевозможные манипуляции, убытки и резкие изменения.

Что касается государств, то они используют метод экономического стимулирования для организации труда в стране. Это обусловлено одной простой формулой: чем выше уровень занятости, тем выше достаток населения, а следовательно, в государстве будет спрос на производимые товары.

Зачем используют и как оно влияет на производство?

Много лет назад люди заметили, что производство двигается только в том случае, если рабочие заинтересованы в позитивных результатах своей работы. не прошло даром. И с наступлением нового тысячелетия практически во всех компаниях начали проводить стимулирование труда. Это процесс, включающий в себя много аспектов. Все они помогают повлиять на сотрудников или рабочих так, чтобы они выполняли свои функции максимально продуктивно.

Материальные блага

Этот процесс можно использовать с помощью нематериальных и материальных стимулов, хотя чаще всего применяются последние. Мотивация труда - это важный внутреннего типа. От успеха его внедрения будет зависеть будущее компании или предприятия. Существует небольшой перечень средств, которые помогают произвести стимулирование работников, а именно:

Саморазвитие.

Карьера.

Удобный график работы.

Добродушное отношение начальства.

Нематериальные виды стимулирования

Основным ядром, которое регулирует использование всех нематериальных стимулов, является социальное стимулирование. Это понятие наиболее сложное и динамичное. В процессе его изучения учёные так и не пришли к общему мнению согласно нематериальной природы этого процесса. Все дело в том, что социальное стимулирование направлено на отношения между людьми. Суть теории в том, что она «работает» на основе глубокого доверия. Все предыдущие виды стимулирования направляли своё действие на каждого человека в отдельности. В этом смысле социальное стимулирование во многом выигрывает, так как основывается на психологической связи между людьми.

Итог

Итак, в статье были рассмотрены разные формы процесса стимулирования, а также материальные и которые при этом используются. С помощью стимулов и стимулирования можно влиять на человека, тем самым вызывая у него мотивацию, которая помогает двигаться дальше и покорять новые горизонты.

Регулирование природоохранной деятельности в развитых государствах подкрепляется экономическим стимулированием (дотации на покупку природоохранного оборудования, льготное целевое кредитование, налоговые льготы).

В основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых стран был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, который достигается путем установления стандартов на загрязнение различного рода. Переход к этим стандартам обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящей как карательный, так и щадящий, стимулирующий характер, использованием дотаций, льготного кредитования, введением в практику систем торговли загрязнениями или платежей за их нормативный и сверхнормативный уровни, штрафов. К числу внеэкономических рычагов можно отнести прямые запреты на производство, административные решения по закрытию предприятий, а также привлечение к уголовной ответственности.

"В качестве мер экономического стимулирования, создающих внутренние побудительные мотивы возможно:

установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов природоохранного назначения. (Опыт таких стран, как Япония, США, ФРГ) показывает оптимальность ежегодного списания 20-25 % стоимости такого оборудования. Стимулом замены морально устаревшего оборудования может стать дифференциация повышенных налоговых ставок на имущество, на основные фонды после окончания срока амортизации);

установление налоговых льгот по налогам, зачисляемым в местный или региональный бюджет и предоставляемых соответствующими органами власти;

развитие льготного налогообложения экологических видов продукции или работ необходимо проводить одновременно с компенсацией выпадающих доходов бюджета за счет введения косвенных налогов на экологически опасные изделия или работы" .

В общем в странах с развитой экономикой сложилась система экономических рычагов стимулирования и воздействия на окружающую среду, которая представляет собой набор мероприятий налогового и кредитного характера. Среди них наибольшее распространение получили те, которые связаны с предоставлением прямой или косвенной помощи частному капиталу со стороны государства. Такая политика, которая проводится в странах с классическими рыночными отношениями, заключается в предоставлении экономической помощи и определенных льгот предпринимателям, осуществляющим мероприятия, направленные на улучшение состояния природной среды. Существует так называемое прямое и скрытое субсидирование этих мероприятий. Основными формами предоставления прямой экономической помощи государства частному предпринимательскому сектору с целью стимулирования экологических капиталовложений в экономику стран Западной Европы и Северной Америки является, во-первых, непосредственные целевые субсидии (централизованные или местные), во-вторых, прямые займы для решения различных природоохранных задач. "Стоит отметить, что среди всех зарубежных экономических форм управления природопользованием (а их насчитывается в общей сложности более полутора сотен) именно форма субсидий составляет примерно 30%" .

В странах ЕС в настоящее время уже состоялись прогрессивные изменения в формировании национальной экологической политики. В частности, ускоренными темпами вводятся эколого-безопасные технологии и методы хозяйствования, используются эколого-экономические регуляторы, которые стимулируют природоохранную деятельность товаропроизводителей и потребителей, разрабатываются соответствующие законодательные основы рационализации природопользования с учетом экологических требований и стандартов, укрепляется информативная и статистическая база экологического управления и регулирования.

Сравнительный анализ использования экономических инструментов регулирования природопользования в развитых странах представлен в табл. 2.3.

Экологическими критериями действенности мер экономического стимулирования могут считаться: степень соответствия фактических уровней ресурсопотребления, ресурсосбережения, энергоемкости сложившимся удельным нормам по номенклатуре продукции и ресурсов; степень соблюдения принятых нормативных нагрузок на состояние окружающей среды; доля производств, учитывающих экологический фактор в своей деятельности; эффективность капитальных вложений на природоохранные цели.

Таблица 2.3 Использование экономических инструментов регулирования природопользования

Наряду с общими тенденциями в экологической политике и экономическом управлении природопользованием в развитых странах существуют и национальные особенности, присущие каждой стране. Так, например, в 1992 г. в США был принят закон про экологические преступления, согласно которому наиболее злостные нарушители наказываются штрафом до 25 тыс. долларов за каждый день нарушения, а в условиях уголовной ответственности - до двух лет заключения. "Так, например, деревообрабатывающей корпорации "Луизиана-Пасифик" с годовым оборотом в 1,7 млрд. долларов пришлось оплатить штраф в 11 млн. долларов. Кроме выплаты штрафа, корпорация взялась в течении двух лет установить на своем производстве новое очистительное оборудование на общую сумму 70 млн. долларов" . В такой стране с развитой экономикой, как Япония, экологическое право ориентировано главным образом на разработку стандартов здоровья. Установлены ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ для отдельных отраслей хозяйства. Управлением по охране окружающей среды разработаны законодательные акты по экологической экспертизе проектов и программ. Приняты также законы: об осушении земель, о размещении промышленных предприятий, об охране внутреннего моря, а также рекомендации правительства по осуществлению экологической оценки производства. Под давлением общественности разработаны самые жесткие санитарно-гигиенические стандарты качества воды. Еще одной из особенностей экологической политики этой страны является широкое использование системы компенсаций за ущерб от загрязнения окружающей среды. Компенсация выплачивается потерпевшему фирмами-загрязнителями.

Таким образом, экономические механизмы обеспечивают баланс интересов государства и хозяйствующих субъектов (природопользователей). При сохранении общей суммы налогов целесообразно резкое изменение пропорций в пользу увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами, "зеленых" налогов. Эта доля должна расти и составлять существенную часть доходов государственного бюджета. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружающую среду, деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкости экономики. "Как показали исследования в США, введение даже ограниченного числа "зеленых" налогов позволило бы ежегодно собирать дополнительно в федеральный бюджет 100 млрд. дол. Экологические акцизные налоги широко распространились в европейских странах. Во Франции, Германии, Италии действует налог на смазочные масла, в Норвегии и Швеции - на минеральные удобрения и пестициды, за счет которых финансируется программа устойчивого, экологосбалансированного сельского хозяйства, в Австрии и Великобритании введен налог на пользование топливными и нефтяными продуктами" .

В связи с тем, что целью политики устойчивого развития в развитых странах является поиск таких инструментов охраны окружающей среды, которые позволили бы добиться равновесия между требованиями экологической и экономической эффективности, экологические или "зеленые" налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития эколого-сбалансированных производств и видов деятельности, так и "подавляющую" для природоемкой деятельности. Здесь государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное делают рыночные механизмы - воздействуют на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности.

Финансовые методы стимулирования экономики в условиях рынка

Антиинфляционная политика России как средство стимулирования экономики, повышение конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики

Стимулирование экономики – это меры по стимулированию экономического роста страны, с целью обеспечения финансовой устойчивости, сдерживания роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий, а также повышения конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций, в том числе и стимулирования экономики.

Однако существует много других причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополии; наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.

Проблема государственного стимулирования экономики является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Финансовые методы стимулирования экономики предполагают создание государством таких условий, при которых все экономические институты стабильно функционируют и развиваются. В целях реализации данных направлений стимулирующей политики государство разрабатывает и претворяет в жизнь различные программы: антиинфляционную, антимонопольную, содействует развитию предпринимательского сектора, способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции и т.д.


Антиинфляционная политика России как средство стимулирования экономики.

В соответствии с планом мер по снижению темпов роста потребительских цен (поручения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2005 г. № МФ-П13-29 пр (п.2) и от 30 июня 2005 г. № МФ-П13-3187) разрабатываются следующие антиинфляционные меры:

1. Сдерживание роста цен на горюче-смазочные нефтепродукты, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки и ослабления ее зависимости от динамики мировых цен. Предлагается уточнить порядок установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Минэкономразвития России совместно с Минпроэнерго России рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Предусмотрено сохранение на 2006 год уровня ставок акцизов на моторные топлива и масла, действующих в 2005 году.

Банк России предлагает повышение ставок экспортных пошлин на бензин и дизельное топливо на 10%, но Минэкономразвития России не поддерживает это предложение.

Принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с законом будет осуществлена организация биржевой торговли нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных потребителей, таких как Минобороны России, МВД России, РАО «ЕЭС России», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

Рост предложения продовольственных товаров:

В целях совершенствование механизма квотирования импорта мяса и таможенно-тарифного регулирования продовольственной продукции с учетом оценки их влияния на темпы роста потребительских цен (п.5, срок - 4 квартал 2005 г.). Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О регулировании импорта свежей, охлажденной и мороженой говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах», облегчающий рост импорта и обеспечивающий стимулы к расширению отечественного производства. По мнению Банка России, необходимо идти на дополнительное снижение пошлин на сверхквотный импорт свинины.

Разрабатывается комплекс мер по стимулированию производства и реализации отечественной продовольственной продукции (п.6, срок - 4 квартал 2005 г.). В частности приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» направлен на увеличение к 2008 году отечественного производства молока на 4,5%, мяса крупного рогатого скота – на 7 процентов.

Повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках:

Проведение мероприятий в регионах по увеличению предложения продукции местного производства путем развития местных продовольственных рынков и ярмарок, а также обеспечение равного доступа на них для всех производителей в целях снижения монополизации рынков, устранение межрегиональных барьеров. Во исполнение этого пункта Минсельхозом России совместно с субъектами РФ проведена работа по организации выездных ярмарок, выставок.

Развитие механизма закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной сферы, (п.8). Для реализации данного направления необходима разработка нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», которым предусматривается возможность проведения совместных биржевых или аукционных торгов части закупок сельхозпродукции.

Сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополий, в том числе для населения:

Снижение издержек субъектов естественных монополий на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ, (пункт 3 плана) – срок разработки 4 квартал 2005 г.). На заседании Правительства Российской Федерации 6 октября 2005 года был рассмотрен подготовленный Минпромэнерго России совместно с Минэкономразвития России и ФСТ России доклад "Об инвестиционных программах и финансовых планах ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и Концерна «Росэнергоатом» (Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 6 октября 2005 г. № 39). Подготовлен для рассмотрения на заседании Правительства проект финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2006 год и на период до 2008 года. Вместе с тем предложенные инвестиционные программы естественных монополий не вскрывают в полной мере резервы снижения издержек.

Рост регулируемых на федеральном уровне тарифов естественных монополий в 2006 году не должен превышать предельных параметров, одобренных Правительством Российской Федерации (протокол от 18.08.2005г. N33): на газ природный -11%, в электроэнергетике -7,5%, грузовые железнодорожные перевозки - 7,5%.

Ограничения роста регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

Разработка регламента процесса установления тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства и порядка определения предельных параметров повышения регулируемых тарифов на услуги ЖКХ для населения, (пункт 4 плана, законопроект будет принят до конца 2005 года).

Для ограничения темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги Правительством Российской Федерации принято решение об установлении предельных уровней роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства не выше 15-20% в 2006 году.

Подготовлены изменения и дополнения в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г., регламентирующего данный процесс. Данными изменениями устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса на основе предельных индексов изменения указанных цен (тарифов) по России, с разбивкой по субъектам Российской Федерации; субъекты Российской Федерации устанавливают на очередной финансовый год до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса и (или) предельные (минимальные и (или) максимальные) индексы изменения указанных цен (тарифов) с разбивкой по муниципальным образованиям. Законодательством будет определен перечень коммунальных услуг, на которые будут устанавливаться предельные тарифы и в 2006 году предполагается определить основные принципы ценообразования на них. Одновременно в регионах рекомендуется усилить контроль за затратами предприятий жилищно-коммунального хозяйства и определением нормативов потребления (предоставления) коммунальных услуг. Дополнительным фактором сдерживания роста тарифов ЖКХ может стать принятие законопроекта «О финансовом оздоровлении предприятий и организаций ЖКХ», в увязке с активизацией процесса реформирования в сфере ЖКХ и усилением начал конкуренции.

Предлагаются также и дополнительные антиинфляционные меры, среди которых можно выделить следующие:

1. Обеспечение финансовой устойчивости.

Правительству Российской Федерации не допустить роста социальных расходов выше, чем предусмотрено в проекте бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане.

Субъектам бюджетного планирования обеспечить равномерное расходование средств федерального бюджета в течение года.

По мнению Минфина России и Банка России, необходимо не допустить превышения непроцентных расходов федерального бюджета уровня, определенного в трехлетнем финансовом плане.

По мнению Минфина России и Банка России, нельзя допустить повышения цены отсечения для формирования стабилизационного фонда (выше уровня 27 долл. за барр.) и целесообразно рассмотреть возможность ее снижения. Для увеличения стабилизационного фонда предлагается с 1 января 2007 года зачислять в стабилизационный фонд экспортные пошлины на нефтепродукты и газ. Средства стабилизационного фонда сверх базового объема в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры направлять исключительно на досрочное погашение внешнего государственного долга.

По мнению Минфина России и Банка России, в целях снижения притока валюты необходимо ограничить внешние заимствования государственных компаний и предприятий со значительной долей государства, стимулировать замещение их внутренними заимствованиями.

2. Меры по стимулированию экономического роста

Минэкономразвития России, Минфину России и другим федеральным ведомствам подготовить план по реализации комплекса мер, направленных на ускорение экономического роста и увеличение экспорта, подготовленных в соответствии с Поручениями Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № МФ-П13-4598 и 6 октября 2005 г. № МФ-П13-5093.

Утверждение Среднесрочной программы Правительства Российской Федерации.

3. Меры по сдерживанию инфляции в краткосрочной перспективе

Для сдерживания роста цен на ГСМ и продовольственных товаров

Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России Минпромэнерго России внести предложения: по уточнению шкалы ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть, ставкам акцизов и экспортным пошлинам на нефтепродукты.

Подготовить нормативные акты для организации биржевой торговли нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных потребителей, таких как Минобороны России, МВД России, РАО «ЕЭС России», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

Для повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках подготовить нормативные акты о перечне товаров, работ и услуг, размещении заказов на поставки, выполнение которых осуществляется путем проведения аукциона.

Ограничение роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства

Принять изменения и дополнения к Федеральному закону № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г. Определить перечень услуг, на которые устанавливаются предельные тарифы.

Поручить ФСТ России вместе с субъектами федерации создать механизм мониторинга и контроля за изменением цен и нормативов потребления коммунальных услуг.

С целью сдерживания роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий

Правительству Российской Федерации рассмотреть программы естественных монополий по сокращению издержек

Разработать перечень видов услуг субъектов естественных монополий, которые оказываются ими по нерегулируемым тарифам. Создать механизм мониторинга, и при необходимости, ограничения роста этих тарифов.

Проведение консервативной денежной политики

Банку России ограничить в соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» и проектом бюджета на 2006 год рост наличных денег в обращении в пределах не выше 20% и повышения реального курса рубля не более 4-4,5 процента. При стабилизации мировых цен на уровне не ниже 45-50 долл. за барр. может стать необходимым более сильное укрепление курса рубля.

4. Стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты.

Банку России, ФСФР России, Минфину России и Минэкономразвития России необходимо разработать комплекс мер по развитию финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения в государственные и корпоративные ценные бумаги (в т.ч. акции компаний с государственным участием). К такого рода мерам можно, в частности, отнести следующие:

В целях повышения доверия населения к банковской системе необходимо повысить сумму страхового возмещения по вкладам граждан с 100 до 200 тыс. руб.

Кредитным организациям следует предоставить право определять в договоре банковского вклада различные условия досрочного возврата вклада.

В целях повышения надежности банковской системы необходимо ускорить подготовку федерального закона «О регистрации уведомления и залоге и иных обременениях движимого имущества» и закона «О потребительском кредитовании».

Для развития розничной инфраструктуры финансовых рынков целесообразно осуществить выпуск в обращение государственных ценных бумаг для населения, а также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов.

В целях повышения доверия к институтам коллективного инвестирования создать компенсационные механизмы, направленные на защиту прав неквалифицированных инвесторов.

С целью расширения финансовых инструментов, являющихся привлекательными объектами инвестирования, осуществить приватизацию пакетов крупных государственных компаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов.

Разработать и реализовать программу повышения информированности населения о возможностях инвестирования в различные финансовые активы через посредничество частных институтов коллективного инвестирования.

Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России разработать комплекс мер, направленных на стимулирование участия граждан в различного рода добровольных страховых системах (медицинских и пенсионных), основанных на накопительных принципах, а также финансировании отложенных расходов, связанных с образованием, приобретением жилья.

Повышение конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики.

Имеющиеся на сегодня результаты исследований по оценке уровня конкурентоспособности отечественных производств достаточно противоречивы, и в силу применяемых в них принципов усреднения, не могут претендовать на отражение цельной и объективной картины.

Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств, 39% составляет устаревшее оборудование и технологии. Однако это оценка представляется несколько заниженной, т.к. на 43% предприятий износ основных фондов превышает 70%, а еще у 38% предприятий износ составляет от 51% до 70%. В наименьшей степени предприятий волнует низкое качество комплектующих и изделий.

Важную роль в деле повышения конкурентоспособности отечественной продукции играет государство.

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения субъектов рыночных отношений.

От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет и стимулирует развитие экономики.

В целом трудно переоценить стимулирующую роль государства в экономике. Методы стимулирования экономики весьма различны: здесь можно выделить и создание благоприятных условий для деятельности отечественных производителей, и государственные заказы, и формирование антимонопольной и антиинфляционной базы и т.д.


Финансовые методы стимулирования экономики предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов финансового стимулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного стимулирующего метода наиболее целесообразно.


Налогово-бюджетная и денежная политика используются, прежде всего, для воздействия на совокупный спрос в краткосрочном и в среднесрочном плане. Однако эти виды макроэкономической политики применяются и для стимулирования экономического роста в долгосрочном плане (т.е. для смещения кривой LRAS вправо). Правительство любой страны может стимулировать долгосрочный экономический рост, увеличивая бюджетные расходы на образование, инфраструктуру, на фундаментальные научные исследования, или улучшая работу рынков. С целью стимулирования долгосрочного экономического роста правительство также может использовать налоговые послабления и снижение долгосрочных процентных ставок, делая нх привлекательными для частных инвесторов.

Необходимо заметить, что процесс экономического роста в долгосрочном плане еще недостаточно изучен. Однако в той мере, в которой удаются попытки стимулировать долгосрочный экономический рост, кривая LRAS смещается вправо. В долгосрочном плане это означает рост занятости, увеличение доходов, снижение цен и, возможно, повышение курса национальной валюты.

Источники

bibliofond.ru – Библиофонд

6.3.2. Экономическое стимулирование – составная часть механизма управления экологической безопасностью

Существенное значение для обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования и охраны природной среды имеет экономическое стимулирование. .Без него выполнение планов и программ в области экологии и рационального природопользования может быть весьма затруднено.

Термин «стимул» (от латинского слова stimulus) буквально означает «остроконечная палка, которой погоняют животных», «побуждение к действию» Стимул, другими словами, - это то, что вызывает заинтересованность в совершении чего-либо. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной (денежной) заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

В последние годы стимулированию придается все большее значение, при этом усиливается понимание того, что только административными санкциями наладить дело охраны природы в современных условиях и на современном уровне попросту невозможно. В основополагающем документе - «Национальном плане России действий по окружающей среде» поставлена задача разработать научные основы экономического стимулирования рационального использования земель и других природных ресурсов . Кроме того, отмечено, что разработка общих принципов стимулирования природоохранной деятельности имеет международное значение, так как вытекает из многостороннего Соглашения государств - участников СНГ от 8 февраля 1992 г. Целесообразно упомянуть и решения известной Конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро по проблемам охраны окружающей среды, принявшей известную концепцию «устойчивого развития ».

Принципы экономического стимулирования выработаны и продолжают вырабатываться практикой. К ним относятся:

1. Комплексность (системность, всесторонность) стимулирования, означающая обязательность стимулирования использования современных технологических процессов, если они имеют целью ресурсосбережение и проводятся экологически приемлемыми методами, а также и собственно природоохранных мероприятий (утилизация отходов, строительство очистных сооружений в целях предотвращения загрязнения водных источников и атмосферного воздуха и др.). Следует стимулировать и деятельность менеджеров предприятия по переходу к выпуску экологически чистой продукции и отказу от выпуска продукции, производство которой дает нагрузку на окружающую природную среду. Подобная переориентация плана выпуска продукции может быть достцугнута в результате целенаправленной маркетинговой деятельности.

2. Соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями , т.е. между позитивными и негативными мерами воздействия на природопользователей. Другими словами, выплаты по экономическому стимулированию должны быть сопоставимы с размерами экономических санкций.

3. Сочетание стимулирования на различных уровнях экономического механизма. Например, недостаточно поощрять работников за природоохранную деятельность только в рамках конкретного предприятия путем премирования со стороны руководства предприятия. Необходимо побуждать к этой деятельности и само предприятие как юридическое лицо на федеральном, региональном и местном уровнях. Должны стимулироваться также местные и региональные экологические органы, экологические фоны, иные экологические организации, в том числе и общественные.

4. Увязка стимулирования с другими элементами управления природопользованием и охраны природной среды: планированием, контролем, регулированием, санкциями . Экономическое стимулирование играет важную роль в обеспечении экологической безопасности, но оно не панацея, и применяемое отдельно, в отрыве от других элементов, не даст того эффекта и не оправдает тех надежд, которые с ним обычно связываются.

5. Сочетание материального и морального стимулирования как отдельных работников, так и предприятий и организаций . Человек как биологическое существо должен для своего существования удовлетворять материальные интересы, а как существо социальное - интересы духовные. Одним из методов удовлетворения духовных потребностей является широкая гласность результатов природоохранного труда и характера стимулирования, а также иные приемы морального поощрения, применяемые, например, в современной Японии (переходящие знамена и вымпелы, памятные подарки и премии, вручаемые в торжественной обстановке, звания "Лучший по профессии", Доски почета и др.).

Основные виды экономического стимулирования предусмотрены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". К ним относятся льготное налогообложение и кредитование предприятий, установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию.

В качестве примера льготного налогообложения можно привести норму Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», в соответствии с которой размер налога на прибыль уменьшается на сумму в размере 30% от капитальных вложений на природоохранные мероприятия.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, согласно ст. 6 Инструкции Государственной налоговой службы № 11 по применению Закона «О плате за землю», вообще освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Отметим, что при использовании земли не по назначению, т.е. не для сельскохозяйственного производства, эта льгота не предоставляется.

Смысл повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов состоит в том, чтобы быстрее окупить природоохранные сооружения, а затем иметь возможность заменить их на новые, более совершенные, тем самым способствовать внедрению достижений научно-технического прогресса. С этой целью такая льгота в качестве одного из видов экономического стимулирования применяется в развитых странах. Что касается России, то в условиях экономического кризиса и повышенной инфляции (десятки процентов в год) повышение нормы амортизации на природоохранные фонды по сравнению с другими производственными фондами практически теряет смысл. Средств, накопившихся за годы амортизации, с учетом инфляции даже при повышенной норме амортизации не хватит для приобретения нового оборудования, для обновления основных фондов. Именно поэтому амортизационный фонд российских предприятий к настоящему времени практически почти прекратил оказывать влияние как источник финансирования приобретения основных средств (наращивания основных фондов).

Для того, чтобы установить повышенные цены на экологически чистую продукцию, нужно уяснить, что под ней понимается; чем экологически чистая продукция, хотя бы продовольственная, отличается от обычной; как она маркируется и какими знаками. Однажды, еще в 1995 г., газета «Московский комсомолец» сообщила, что столицу завалили импортными продуктами такого низкого качества, что городские санэпидемстанции начали опасаться за здоровье людей. Это подтолкнуло столичное правительство открыть первые два магазина, торгующие экологически чистыми продуктами, которые, как сообщила указанная газета, поступают от английской фирмы.

В России, как ни в одной другой стране, имеются природные условия для производства экологически чистой продукции, особенно в местах, удаленных от промышленных центров. Фактически такая продукция, т.е. практически с нулевым содержанием нитратов, пестицидов, радионуклидов, щироко производится, в особенности на приусадебных и садово-огородных участках, но пока реализуется на общих основаниях или же потребляется в натуральных хозяйствах (сам вырастил – сам съел). После дефолта 1998 г. количество импортных продуктов заметно сократилось, соответственно возросло количество отечественных, как правило, изготовленных по гораздо более экологически чистым технологиям, чем импортные.

Большинство из рассмотренных выше видов экономического стимулирования показали свою эффективность во многих странах. Наиболее эффективным средством стимулирования считаются налоги. Причем экологические («зеленые») налоги повышают стоимость продукции, поскольку учитывают затраты природных ресурсов. Они способствуют тому, что экологический ущерб компенсирует в основном сам загрязнитель, а не все общество. Разумеется, повышая цены, производитель перекладывает уплату налога на покупателя. Но, поскольку повышение цены приводит к снижению спроса, то по обычным правилам микроэкономики можно рассчитать, в какой пропорции бремя налога делится между производителем и потребителем. В любом случае введение налога приводит к снижению расхода природных ресурсов, т.е. к снижению нагрузки на окружающую природную среду.

Вместе с тем оценка экономико-правовой экологической ситуации в целом не является оптимистической. Можно сделать вывод, что целостной системы льгот, взаимоувязанных экономических стимулов, способствующих рациональному использованию природных ресурсов, в России пока не существует . Экологическое законодательство и практика его применения требуют дальнейшего развития.