Налично — денежная эмиссия. Роль ЦБ РФ в эмиссии наличных денег

June 5th, 2012

Очень часто слышу утверждения, что ЦБ РФ эмитирует рубли только на сумму имеющихся у него золото-валютных резервов (ЗВР). То есть по мере роста ЗВР увеличивается и рублёвая масса внутри страны. Если же ЗВР прекращают свой рост или сокращаются, то соответственно замораживается или сокращается денежная масса в России, независимо от потребностей нашей экономики. Я решил проверить данное утверждение. Для этого мною была составлена следующая таблица:

01.01.02 01.01.03 01.01.04 01.01.05 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.01.09 01.01.10 01.01.11 01.01.12
ЗВР ЦБ РФ, млрд.долл.США 36,6 47,8 79,9 124,5 182,2 303,7 478,8 426,3 439,5 479,4 498,6
Курс,руб./долл.США 30,14 31,78 29,45 27,75 28,48 26,45 24,44 29,39 30,19 30,35 32,20
Денежная масса (М2), млрд.р. (расчётная) 1 103,7 1 519,1 2 354,5 3 455,9 5 190,6 8 032,6 11 700,3 12 529,1 13 264,8 14 549,4 16 054,6
Денежная масса (М2), млрд.р. (фактическая) 1 609,4 2 130,5 3 205,2 4 353,9 6 032,1 8 970,7 12 869,0 12 975,9 15 267,6 20 011,9 24 543,4
Превышение М2 фактической над расчётной, млрд.р. 505,7 611,4 850,7 898,0 841,5 938,1 1168,7 446,8 2002,8 5462,5 8488,8
Превышение М2 фактической над расчётной, в % 46% 40% 36% 26% 16% 12% 10% 4% 15% 38% 53%
ВВП РФ в текущих ценах за предыдущий год, млрд. руб. 8 944 10 819 13 208 17 027 21 610 26 917 33 248 41 277 38 807 45 173 54 586
Отношение М2 (фактической) к ВВП 18,0% 19,7% 24,3% 25,6% 27,9% 33,3% 38,7% 31,4% 39,3% 44,3% 45,0%
Источники:
ЗВР ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/?C_mes=01&C_year=2002&To_mes=04&To_year=2012&x=18&y=10&mode
Курсы валют: http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx
Денежная масса (М2) (фактическая): http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/MS.asp?Year=2002
ВВП РФ: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/#

Для понимания данного вопроса нам необходимо сравнить М2 расчётную, получаемую путём пересчёта ЗВР в рубли по текущему курсу, с М2 фактической. Как мы видим из таблицы, по состоянию на 01.01.2002 М2 фактическая превышала расчётную почти на 506 млрд.руб. или на 46%. К 01.01.2008 это превышение выросло до 1168 млрд.руб., но в относительном выражении снизилось до 10%. По итогам же 2008 года фактическая и расчётная М2 практически сравнялись. Только с 2009 года фактическая М2 начала расти более высокими темпами, чем расчётная, превысив её к 01.01.2012 на рекордные 8,5 трлн.руб. или на 53%.

Таким образом, утверждение, что денежная масса в России строго коррелирует с объёмами золото-валютных резервов ЦБ РФ, не соответствует действительности. Мы видим, что до кризиса 2008 года ЗВР росли намного быстрее, чем денежная масса. ЦБ РФ ограничивал эмиссию рубля, борясь с инфляцией и возможным перегревом экономики. Только когда разразился финансовый кризис, Центробанк смягчил свою денежно-кредитную политику, что привело к существенному росту фактической денежной массы над расчётной.

Всё это не означает, что я в восторге от деятельности нашего ЦБ. Вообще, я считаю, что главной целью ЦБ РФ должно быть создание наилучших условий для развития российской экономики и всемерное повышение её конкурентоспособности, а не борьба с инфляцией, как это есть сегодня. Не может быть низкая инфляция самоцелью! Тем более, что главным фактором российской инфляции является не эмиссия ЦБ, а, скорее, рост тарифов естественных монополий. Не удивительно ли, что при рекордной эмиссии в 2010-2011 годах инфляция в итоге получилась самая низкая за всю постсоветскую историю России?!

Но обвинять Центробанк в жёсткой привязке рублёвой эмиссии к объёму золото-валютных резервов абсолютно несправедливо.

Если раньше об этом говорил только Стариков, то теперь об этом пишет сам депутат-единорос на Ленте Ру!!!
http://lenta.ru/articles/2012/11/09/fedorov/

Мы - колония США

Депутат-единорос Федоров рассказал о борьбе с "экономической оккупацией"

Осенью депутат от "Единой России" Евгений Федоров выступил с инициативами, направленными, по его словам, на возвращение России "экономического суверенитета". Эксперты и политики восприняли предложения депутата неоднозначно. Например, Федоров предлагает запретить правительству покупать валюту, хотя такого положения вещей нет ни в одной крупной стране мира. В интервью "Ленте.ру" депутат рассказал о "дани", которую платит Россия США, о способе повысить уровень жизни россиян в 24 раза, а также о том, как его вызывали "на ковер" в американское посольство.



В настоящее время законопроекты, предложенные Федоровым, находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Первый законопроект, внесенный депутатом, предполагает изменение принципов эмиссии (выпуска) рубля. Федоров предлагает забрать полномочия по установлению ставки рефинансирования у Банка России и передать их правительству. По его мнению, таким образом можно будет установить ставку на "приемлемом" уровне - в один процент. Конечная ставка по кредитам для промышленности, по его подсчетам, должна упасть до пяти процентов в год. "Мы должны заставить российский ЦБ работать так же, как европейский и американский", - говорит депутат.

Сейчас ставка держится на уровне 8,5 процента. Депутат отмечает, что кредиты по низким ставкам должны выдаваться резидентам России. Решения о кредитах нужно принимать на основании оценок российских рейтинговых агентств, а не иностранных (Moody"s, Fitch), мнение которых учитывается сейчас. Кроме того, Федоров внес в законопроект о бюджете поправки, предусматривающие запрет на покупку иностранной валюты за счет бюджетных средств. По его мнению, государственные резервы не должны храниться в долларах и евро. Вместо этого их нужно размещать на счетах российских банков, чтобы поддержать отечественную экономику, в том числе за счет развития льготного кредитования.

Механизмы эксплуатации

"Лента.ру": Прокомментируйте, пожалуйста, две цифры, о которых вы говорите. Первая: Россия платит США "дань" в миллиард долларов в день. Вторая: со следующего года РФ будет тратить на покупку иностранной валюты триллион рублей в год. Откуда взялись такие данные?

Евгений Федоров: То, что мы платим дань, установлено с 1991 года. Это политическое установление в отношении всех государств бывшего СССР, например, то же самое на Украине. Кроме Белоруссии - там Лукашенко изменил ситуацию, и теперь у них Госбанк, в отличие от всех наших ЦБ. Механизм ущерба делится на несколько частей. Первое - это собственно механизм дани. Работает он следующим образом: вся эмиссия в РФ осуществляется только одноканальным образом - через выкуп доллара и евро, реже фунтов и иен, на валютной бирже Центральным банком.

Происходит следующий процесс: российский экспортер продал свой товар (нефть, газ, металлургическую продукцию или что угодно) и получил за это доллары. Часть денег компания поменяла в России на рубли у импортера, который ввозит в страну какие-то товары, а вторую часть долларов выкупил ЦБ, выпустив рубли. Эти рубли компания направила на заработки рабочим и на поддержание бизнеса в России. Вот что произошло: экспортер продал реальные товары, а вырученные доллары оказались в российских золотовалютных резервах (ЗВР).

Там они стерилизуются. Даже руководство Центрального банка, даже Улюкаев говорил, что большая часть ЗВРов таковыми не являются и носят вредный характер. В ЗВР резервов процентов двадцать, а остальная часть - это механизм стерилизации купленной валюты. Это элемент международного механизма стерилизации доллара, установленный США во многих странах, не только в России. Это позволяет американцам печатать те самые доллары, их выкупает Россия и уничтожает в своих ЗВРах.

А как это они там уничтожаются?

Они хранятся в российских ЗВРах, вложены в американские ценные бумаги, формально под 0,7 процента годовых (имеется в виду доходность облигаций США - прим. "Ленты.ру"), что в восемь раз меньше инфляции. Вспомните, сколько стоила квартира в Москве десять лет назад, а сколько - сейчас.

Официальная инфляция в США уже 15 лет не превышает даже трех процентов, а часто и меньше.

Мы же живем в реальном мире. А официальные цифры - это сказка для дурачка. Но важна даже не инфляция. Важно то, что после попадания в ЗВРы доллар оказывается связан и развязать его нельзя. По российскому законодательству извлечь его из ЗВРов мы не можем. За счет разницы этих 0,7 процента и инфляции он тает и может это делать хоть 30 лет. Но реально он "стаивает" лет за десять, стерилизуется. То же самое касается Украины и остальных стран.

Как только ФРС (Федеральная резервная система США) увидела, что доллар оказался в ЗВР в России, Украине или где угодно, она тут же выпускает новый доллар - это же бумажка. При этом выпускает не просто так, а для кредитования американского правительства. Потом эти деньги напрямую ложатся на российскую инфляцию и поступают в американский бюджет. На эти деньги, например, опирается Обама, когда запускает триллионную программу медицинских страховок. Вот он ее полностью профинансировал на российские деньги.

Если вы подсчитаете, сколько долларов за последние 20 лет выкупил Центробанк, и учтете коэффициент инфляции, то у вас получится 200-300 миллиардов долларов в год. Чуть меньше миллиарда долларов в день. Но это только прямая дань, а есть еще и другие. Так, отсутствие механизма кредитования мешает нам наращивать промышленность, строить объекты. Если вы предприниматель в России, то деньги можно получить только на Западе, в России на национальном уровне вы этих денег не получите.

Но эти деньги вам дадут не только если вы такой хороший и написали бизнес-план, но и если вы с ними договоритесь. Ну, например, вы перешли в иностранную юрисдикцию и берете оборудование дороже рынка, технологии берете специфические и так далее. В России вы не можете построить предприятие в кредит, только если это ручное управление - и то только под десять процентов годовых. А в Европе - четыре-пять, это значит, что мы изначально в неконкурентной позиции. Это барьер, а не сложность в инвестициях.

К прямой дани добавьте бюджетную дань, которая начнет складываться со следующего года, это около 240 миллиардов долларов в год. Это параметры, заложенные в бюджет, который мы сейчас принимаем, я вот сейчас пришел с Комитета по бюджету.

Вы говорите о "бюджетном правиле"?

Совершенно верно. Согласно этому правилу, государство будет изымать около триллиона рублей в год вместо обычных расходных статей. Это разница между бюджетом с "бюджетным правилом" и бюджетом без него. Деньги будут направляться на выкуп долларов и евро. Получается, сколько мы платим налогов стране - столько же мы платим и дани. Но это только по этим двум пунктам, а их несколько. Например, речь идет о размещении всего крупного бизнеса в иностранной юрисдикции. Любое наращивание богатых людей в России автоматически приводит к вывозу капитала.

Китай, США, валюта

В течение последних нескольких лет было известно только об одном требовании США к Китаю, связанном с валютой. Соединенные Штаты и Евросоюз требовали от КНР повысить курс юаня (курс национальной валюты Китая не является свободным), так как, по их мнению, Пекин намеренно занижает его, чтобы поддерживать свой экспорт. В конце 2011 года в США был разработан закон, разрешающий вводить запретительные пошлины в отношении товаров из тех стран, которые занижают курс своей валюты. В ответ Китай пригрозил США "торговой войной".

Механизм этой дани подсчитал не я - его подсчитали американцы. Вот этот механизм, связанный с формированием и увеличением богатства олигархов, составляет 500 миллиардов долларов в год. Есть еще производительность труда, которая у нас в три раза меньше, чем в Европе. Вот для этого правила коэффициент потерь составляет три, а запрет механизма национального кредитования имеет коэффициент четыре. Если перемножить все в сумме, включая дань, то получим коэффициент потерь 24 - то есть мы живем в 24 раза хуже, чем если бы у нас был экономический суверенитет.

Ну а Китай, например, со своими мощными международными резервами - тоже "стерилизует" доллар? А страны ОПЕК, Саудовская Аравия, у которых большие золотовалютные резервы и резервные фонды?

В Китае немного другая ситуация, там все-таки Госбанк, и у Саудовской Аравии - Госбанк. Но обратим внимание, что КНР устанавливает курс юаня по требованию американских властей. То есть это политическая позиция, которую Китай устанавливает в отношении своей валюты. К ним приезжает госсекретарь США и просто требует это сделать. Когда к вам приезжает представитель другого государства и требует, то это уже не экономическое, а политическое соображение, потому что вы вынуждены учитывать, сколько у него авианосцев, какой политический вес и так далее.

Китай в этой же системе, но в других принципах. Это их решение, связанное с политической позицией по отношению к США: они не хотят ссориться для сохранения стабильности. Но Россия относится к тем государствам, в которых решение принимается вместо них. Когда создавали нашу политическую систему, нас не спрашивали. А Китай, напоминаю, отбил "бархатную революцию" и остался суверенным. После этого КНР, как разумный субъект международного права, начала откупаться от самой сильной страны - США. Мы же даже не можем принимать такие решения, за нас эти решения принимает другая страна.

У нас есть запреты на развитие, а у Китая - нет. Например, как я выше говорил, у нас запрещена национальная кредитная система. Я даже, может, и не против, чтобы мы платили дань США для спокойствия - главное, чтобы сняли запрет на развитие.

Инфляции не будет

Давайте вернемся к механизму эмиссии рубля. У нас в стране все-таки кредитная эмиссия, то есть количество рубля увеличивается за счет того, что Банк России дает под процент кредиты коммерческим банкам, а последние, в свою очередь, кредитуют компании и население. По-вашему, этот механизм, который используют почти все Центробанки мира, в России не работает?

Он просто запрещен на законодательном уровне. Потому что в законе о ЦБ Европы и ФРС первый пункт - "поддержка национальных экономик". У Банка России этого пункта нет вообще, у него главный пункт - поддержка курса рубля. Понимаете? Центральный банк Евросоюза обязан кредитовать национальную экономику, а нашему банку запрещено это делать.

Независимость ЦБ

Законом о Центральном банке России, кроме прочего, установлено, что Банк России подконтролен Государственной Думе. Госдума же назначает и снимает его председателя, кандидатура которого должна быть одобрена президентом России. Основные направления денежно-кредитной политики регулятор разрабатывает совместно с правительством России. Тем же документом установлено, что ЦБ является "кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования".

Но ведь такого закона, который запрещал бы кредитную эмиссию российского Центрального банка, не существует.

Нет. Просто других целей, кроме поддержания курса рубля, у Банка России нет. Он поэтому держит ставку в 8,5 процента, чтобы не пустить деньги в национальную кредитную систему. Хотя Путин требовал от ЦБ снижения ставок. Но Центральный банк откровенно не выполнил его указания, то есть Центробанк осуществляет саботаж указаний президента страны. Но это саботаж по закону. Кроме того, нашему ЦБ прямо запрещено кредитование российского правительства, а европейскому и американскому - разрешено. Совокупность этих правил приводит к тому, что Банк России не работает на российскую экономику. Поэтому Европа и США запускают механизм кредитной эмиссии, а мы только поддерживаем их кредитную эмиссию.

Так российский ЦБ же выдает банкам кредиты, и в последнее время их объемы растут.

Он выдает эти деньги банкам под кассовый разрыв. Под восемь процентов годовых. Кроме того, не забывайте, что российский ЦБ требует залоги в четыре раза больше, чем европейский. В результате банки выдают кредиты под 15 процентов годовых. Какой нормальный инвестор возьмет деньги под такие проценты? Поэтому Банк России не кредитует экономику для инвестиций - только на текущие нужды.

Вы предлагаете ввести ставку в один процент. Получается, это в семь раз ниже ожидаемой инфляции. В таком случае брать что угодно в кредит будет выгоднее, чем копить деньги. Это же нонсенс. Ставка рефинансирования используется для того, чтобы регулировать инфляцию, а не разгонять ее.

Так если вы на инфляцию кладете 200-300 миллиардов, то, естественно, она у вас не будет меньше пяти процентов. Сейчас, даже если мы будем иметь нулевой бюджет, мы все равно будем тратить на дань 300 миллиардов. Это и есть фактор инфляции, который и формирует ее наполовину. Он является самым важным. Если вы уйдете от стерилизации доллара и евро, то вы избавитесь и от фактора инфляции. Почему в Европе процент инфляции низкий? Потому что они не платят дань.

По вашей логике, у нас должно быть столько же денег в международных резервах, сколько рублей в обращении. Но это не так.

Нет, это так и есть. Наша денежная масса - восемь триллионов рублей наличными плюс 24 триллиона рублей на счетах. ЗВР - около 530 миллиардов долларов, они колеблются. Получается, что наша денежная масса обеспечена валютой на 65 процентов. Но не стоит забывать, что эти деньги накопились за двадцать лет, когда курс доллара был другой.

Тогда уже за последние 14 лет, в основном при Путине, поскольку в 1990-е при Ельцине международные резервы в России были минимальны.

А вы помните, как в 1998 году людям не выплачивали зарплату? Это потому что мы ждали кредитов от Штатов и Международного валютного фонда, для того чтобы их положить в ЗВРы и на эту сумму выпустить рубли. Мы же зарплату не в долларах платим, а в рублях. Но мы не платили людям зарплату полгода в ожидании международных кредитов, чтобы их стерилизовать в ЗВРах и выпустить рубли.

Насколько я понимаю, тогда зарплату не платили, потому что в бюджете банально денег не хватало - и поэтому были нужны кредиты.

Активное наращивание золотовалютных резервов России началось в 2001 году, что совпало с ростом цен на нефть. В конце 2004 года ЗВР впервые за все время после краха СССР превысили отметку в сто миллиардов долларов. В 1990-е они ни разу не поднимались выше показателя в 25 миллиардов. При этом рост ЗВР был одним из основных условий, предъявляемых российскому правительству для получения международных стабилизационных кредитов. Так, в 1995 году наращивание резервов до 11,5 миллиарда долларов являлось одним из условий предоставления России очередного стабилизационного кредита в размере 6,3 миллиарда долларов.

Зачем? Напечатайте.

Да они не могли просто напечатать рубли, потому что действовавшее правительство изо всех сил боролось с инфляцией, "зажимая" денежное обращение, сокращая количество рублей. В результате такой политики обеспеченность российской экономики рублями была всего 12 процентов, исторический минимум.

Нет, они не могли напечатать рубли, потому что Центробанк их просто посылал, по закону и по Конституции. Он говорил: "Когда мне придут ваши миллиарды в долларах, я тут же вам выдам рубли".

Вы говорите, что мы не можем тратить валюту из международных резервов, они там "стерилизуются". Но ведь ЦБ при необходимости активно продает доллары и евро на бирже, проводит валютные интервенции, чтобы поддержать курс рубля. Так, в 2008-2009 годах наши золотовалютные резервы значительно сократились.

Нет. Это правда, что ЦБ проводит интервенции для поддержки курса рубля. Но тогда наши ЗВР сократились не из-за этого. Они сократились в связи с тем, что Центральный банк принял решение прокредитовать ВТБ для национальной экономики. Первый транш составил 40 миллиардов долларов, а когда ВТБ эти деньги вернул, они восстановились. (В ЦБ объясняли сокращение валютных резервов в конце 2008 года именно валютными интервенциями - прим. "Ленты.ру")

Но ведь ВТБ получал деньги в рублях - значит, ЦБ продавал доллары?

Ну и что? Он отправил деньги в долларах, превратил в рубли, а потом ЦБ поддерживал доллар на ставке в 31-32 рубля, какая разница, если у вас железная ставка.

Но, когда ЦБ проводит валютные интервенции, он же все-таки избавляется от долларов?

Я понимаю, но поскольку российская экономика, как и любая, всегда наращивает денежную массу, то баланс в сторону наращивания золотовалютных резервов также сохраняется.

Давайте теперь поговорим о Резервном фонде, которому вы хотите запретить покупать валюту. Ваша позиция в некоторых моментах похожа на позицию Минэкономразвития...

Более того - похожа на позицию Путина.

Минэкономразвития предлагает не отменять "бюджетное правило", но несколько снизить поступление денег в Резервный фонд, в частности, сократить его "антикризисный" порог, чтобы направить средства в бюджет и оттуда - в национальную экономику. Однако есть совершенно другое мнение - Минфина. Последний настаивает, что резервы необходимо наращивать на случай кризиса. Например, если цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель, то в бюджете начнется нехватка средств, курс рубля резко упадет - и "запасенные" доллары и евро пригодятся.

Во-первых, падение цен на нефть не рассчитывается в таких масштабах. Произошла мировая инфляция, и по 60 долларов за баррель ни одна страна уже не может продавать, даже Саудовская Аравия. Никто не будет торговать себе в убыток. Сейчас минимальная стоимость нефти по самым эффективным странам - где-то 60 долларов. Но эффективные страны закрывают только половину мировой потребности. С учетом всех стран, которые добывают нефть, ниже 90 долларов упасть в принципе не может. И, кстати, об этом говорится в прогнозе Минэкономразвития, внесенном в правительство, на основании которого составляется бюджет. Минфин уходит от этих цифр и говорит: "Нам плевать на ваш прогноз, на реальную расстановку экономических сил, расчеты". Он вводит волюнтаристическое бюджетное правило, а отчего, почему - никто не знает.

(В августе СМИ сообщали, что "кризисный" прогноз Минэкономразвития предусматривает падение барреля нефти до 60 или 80 долларов, похожий прогноз представляла и Высшая школа экономики - прим. "Ленты.ру".)

Еще один момент: мировой кризис, которым нас пугают, - это кризис доллара и евро. Вот выйдет Греция из еврозоны - и евро вообще улетит. В такой ситуации вкладывать в евро - риск еще больший, чем нефтяной. А вот, например, в золото - можно. Но мы предлагаем вкладывать в национальную экономику. Тогда в случае кризиса у России появится опора на собственную экономику.

Резервы нужны для поддержания бюджета на случай кризиса. А если вы дали кредит бизнесу, то как тогда вы собираетесь извлечь эти деньги в случае необходимости?

А зачем вам эти средства нужны, сами подумайте?

Да хотя бы зарплату выплатить бюджетникам. Правительство много на что тратило резервы во время кризиса 2008-2009 годов, резервы сократились на сотни миллиардов долларов.

А если евро рухнет, то как вы собираетесь эти деньги извлекать? А что, это нереально, что евро рухнет? Может, я что-то дикое говорю? Европейские экономисты, немецкие говорят о крахе Греции. А крах Греции - это разрушение евро, это же очевидная вещь.

Необязательно.

Даже если евро не рухнет, он может подешеветь в пять раз. Легко. Вообще, вкладывать во время кризиса деньги в бумаги кризисных государств - глупо. А если мы будем на эти деньги кредитовать национальную экономику, то можно предусмотреть (конечно, это определенная работа), чтобы средства были возвращены в случае кризиса. К тому же, кредитуя национальную экономику, мы получим хотя бы те же пять процентов дохода. А на инвестициях в иностранные бумаги мы деньги теряем.

Разве? Считается, что падение цен на нефть привело к снижению предложения доллара на Московской бирже и падению спроса на рубли - и российская валюта начала дешеветь. Поддержка курса рубля на докризисном уровне стоила бы Центральному банку слишком дорого, ему пришлось бы распродать большую часть международных резервов.

Нет, еще раз напоминаю: когда у вас 100-процентное обеспечение в кубышке, вам несложно все это выкупить и распродать. Не может произойти такой ситуации, чтобы все рубли поменяли на доллары. А на методики, связанные со страхованием, хватает 10 процентов ЗВРов. Страхование и 100-процентное обеспечение - это все-таки разные вещи. Поэтому Улюкаев говорил, что такие большие ЗВРы нам вредны.

Многие говорят, что у нас излишние ЗВРы...

Просто это не ЗВРы, а механизм прикрытия дани, хотя называются почему-то резервами.

Министерство финансов - агенты США

Вот я про это и хочу сказать. "Направить средства из Резервного фонда на поддержку экономики", "в евро и доллар инвестировать опасно", "нам не нужно столько международных резервов" - споры экономистов, которые сейчас идут и в правительстве в том числе. Некоторые, например, напротив, считают облигации США надежными. Но когда вы говорите, что все эти инструменты - способ взимать дань, это пахнет "теорией заговора".

Ну так надо же говорить правду. Дань - это выплата денег одним государством другому по политическим соображениям. Систему, по которой мы платим дань США, формировали сами США на территории России. "Теория заговора" подразумевает какую-то "необычность". Вот если бы одна страна проиграла другой стране, полностью была бы ей захвачена с точки зрения управления и не платила бы дань - вот это было бы необычно. Для этого они с нами и воевали 40 лет, и мы проиграли.

Как движутся инициативы? Незаметно, чтобы они "получили ход".

Почему? Правительство вынесло альтернативное предложение о создании "мегарегулятора". Которое, кстати, предусматривает и изменение закона о ЦБ - подчинение его государству. О том, что нужно уходить от доллара, Путин говорил на саммите АТЭС во Владивостоке. Просто идет нормальная политическая борьба. Если мы собираемся лишить американцев 300 миллиардов долларов в год, то они, конечно, будут сопротивляться. С одной стороны есть Путин, часть правительства, а с другой - выгодоприобретатель в лице США, который использует все рычаги влияния, чтобы такие решения не прошли.

Так что же, министр финансов Антон Силуанов, ведомство которого является сторонником наращивания Резервного фонда, действует в интересах США?

Действуют в интересах Соединенных Штатов институты, а не люди. А институты сами созданы США. Если мы говорим об институте правительства РФ, то он создан в 1990-е годы американскими советниками. По Первому каналу недавно было интервью, по-моему, бывшего министра имущества РФ, который при Ельцине всего полтора месяца проработал. Он пришел в свое министерство, а там все забито американскими советниками, он их всех выгнал, а потом сразу же Ельцин выгнал его.

Если все так, как вы говорите, то почему тогда президент России не борется с таким положением вещей?

Он и пытается бороться. Но и США начинают действовать с помощью инструментов и институтов, заложенных 20 лет назад. Вот, например, три-четыре недели назад я написал проект закона, усложняющего усыновление российских детей за рубежом. По статистике, мы отправили в штаты 100 тысяч детей, а реально - около полумиллиона. Законопроект я не внес, а направил на согласование в Минобразования. Через неделю меня вызвало американское посольство с просьбой отчитаться, почему я такую инициативу проявил. Понятно, что ситуация контролируется, и на неофициальном уровне.

Если Россия не будет платить дань, то и другие не захотят, поэтому США будут биться до конца. Почему Болотная появилась? Потому что Путин начал пытаться решить эти проблемы.

Так Болотная появилась в 2011 году, что произошло-то? Никаких шагов до этого предпринято не было.

Путин пошел на выборы со своей программой восстановления суверенитета России. США были против этого, о чем, в частности, говорил вице-президент США Джо Байден (о том, что Байден в марте 2011 года якобы поддержал коммунистов, "Коммерсанту" рассказывали сами коммунисты - прим. "Ленты.ру").

Я читал предвыборные статьи Путина, но он же вообще ничего не говорил о контроле за ставкой рефинансирования со стороны правительства или о "дани" США.

Иностранные агенты СМИ

Вы неоднократно говорили, что в России нет целенаправленной политики в области средств массовой информации.

Она запрещена по Конституции. У нас есть запрет на идеологию и запрет на цензуру. Средствам массовой информации запрещено слушаться указаний своего государства, но нет аналогичного запрета в отношении государства чужого. В иностранные бюджеты закладываются статьи под названием "деньги на информационную войну". Хиллари, прописывая эти деньги в бюджете, официально попросила средства на информационную войну в России.

Мы в своем законе даже не ограничиваем это. Но мы говорим, что, если СМИ получают деньги у иностранных государств, они должны сообщить об этом зрителям или слушателям. Есть много изданий, тысячи, которые точно также финансируются, как "Радио Свобода", но мы не знаем, что они работают на иностранные государства.

Конкретно кого-то можете назвать?

Это очень много. Существует правительственная комиссия, которая освобождает иностранную грантовую помощь от налогообложения в России. По нашей оценке, через нее проходят несколько тысяч СМИ. В основном региональных. Можете поискать материалы этой комиссии. Но поскольку у нас в России на эту тему запрещено даже копать, то мы полноценный список не знаем.

Все-таки вернемся к информационной политике государства. Правительство тратит на СМИ 80 миллиардов рублей в год. Большая тройка телеканалов - НТВ, Первый канал, "Россия" - и множество более мелких контролируются государством.

Кто вам сказал? Что мы понимаем под контролем? Если мы понимаем редакционную политику, которая бы проводила определенный курс, то для этого нужно иметь идеологию - она у нас запрещена. Нужно иметь не только идеологию, но и аппарат политтехнологов, которого у нас нет. То, что кто-то позвонил и попросил не показывать кого-то или, наоборот, кого-то много показывать, не относится к редакционной политике. Иногда частый показ кого-то еще хуже с точки зрения пропаганды.

Что касается затрат на СМИ, то правительство поддерживает и СМИ, занимающие враждебную позицию по отношению к государству. Например, "Эхо Москвы". Но государство по закону и Конституции не имеет права вмешиваться в эти вопросы. Мы и не предлагаем туда вмешиваться, а говорим только о том, что зритель должен сам принимать решение на этот счет.



Последний вопрос: мы колония США?

Мы дань платим? Платим. Запрет на развитие и манипулирование испытываем? Испытываем. Мы имеем суверенитет национальных элит? Нет. Значит, мы автоматически находимся в состоянии эксплуатируемой зависимости, в простонародье называемой колонией. Борьба за суверенитет - это не то направление, где надо ждать больших побед и сразу. Красная армия освобождала СССР от войск Германии четыре года не потому, что сразу не хотели - просто сил не было.

беседовал Кирилл Сугробов

На Банк России как эмиссионный центр страны возложена задача управления денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной единицы. Эффективность регулирования денежного обращения во многом зависит от законодательной и нормативной базы.

Для организации и регулирования денежного обращения Банк России выполняя возложенные на него законом функции (ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке»):

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение бани нот и монеты, создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка Рос­сии, порядка уничтожения поврежденных банкнот и монеты, а также их за­мены;

Определение порядка ведения кассовых операций.

Исходя из целей деятельности и функций Банка России формируются принципы организации эмиссионных операций, которые фактически являются принципами организации наличного денежного обращения (ст. 27-33 Закона о Центральном банке).

Принципы организации наличного денежного обращения (организации эмиссионных операций):

1. Принцип номинала (ст. 27 Закона о Центральном банке).

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных сур­рогатов запрещаются.

2. Принцип необязательности обеспечения (фидуциарная 1 эмиссия) (ст. 28 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

3. Принцип монополии и уникальности (ст. 29 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъ­ятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Их подделка и не­законное изготовление преследуются по закону.

4. Принцип безусловной обязательности (ст. 30 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стои­мости при осуществлении всех видов платежей для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

5. Принцип неограниченной обмениваемости (ст. 31-32 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допус­каются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.


При обмене банкнот и монеты Банка Россиина денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

6. Принцип правового регулирования (ст. 33 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца и об изъятиииз обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования на­правляется в Государственную Думу и Правительство РФ.

Выпуск наличных денег происходит постоянно на территории любого государства в пределах сумм, изымаемых из обращения (замена ветхих и поврежденных банкнот и монеты). Эмиссия наличных денег, осуществляемая сверх сумм, изъятых из обращения, становится фактором денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка.

Эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обра­щения, означает:

Определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в це­лом по стране (эмиссионный результат может быть с «плюсом», когда произво­дится выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);

Документальное оформление и практическое осуществление эмиссионных опе­раций.

Руководство эмиссионным регулированием осуществляет Департамент налич­ного денежного обращения (ДНДО). В территориальных учреждениях Банка России создаются управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций. Основными направлениями деятельности этих подразделений являются:

Организация кассовой работы;

Учет эмиссионных операций;

Анализ и обеспечение платежного оборота денежной наличностью;

Вопросы технической укрепленности кассовых узлов;

Организация экспертизы денежных знаков;

Механизация и автоматизация кассовых операций.

Банкноты центрального банка, как правило, имеют обеспечение в форме его активов. Основными статьями активов, обеспечивающих выпуск банкнот в обращение, являются официальные валютные резервы, государствен­ные и прочие ценные бумаги в активах центрального банка, кредиты банковским институтам, предоставленные под залог ценных бумаг, т.е. эмиссия наличных бумажных денег носит сегодня фидуциарный характер.

Рис.2. Оборот наличных денег в экономике

Уровень достаточности наличных денег в экономике России, рассчитанный как отношение наличных денег в обращении (вне касс банков) к ВВП, в 2011 г. был равен 10,9% (в 2010 г. – 11,2%). К концу 2011 г. этот показатель составлял: в развитых европейских странах 8,5–9,5%, в США – 6,9%, в Канаде – 3,6%, а в Китае –12,0%.

Безналичная денежная эмиссия как результат механизма депозитного (банковского) мультипликатора

Депозитная эмиссия представляет собой перечисление Центральным банком средств на счета кредитных организаций или Правительства при выдаче им ссуд или покупке иностранной валюты.Депозитная эмиссия увеличивает остатки на счетах Правительства РФ или кредитных органи­заций, т.е. на депозитах.

Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, ибо учреждение Банка России не может выдать деньги из оборотной кассы кредитной организации или другому клиенту, если у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичных денег. Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях полностью отде­лить безналичную и наличную денежную эмиссию на практике не представляется возможным.

По мере увеличения кредитных вложений и инвестиций центрального банка происходит рост его кредитных ресурсов. Отличие центрального банка от других кредитных институтов состоит в том, что он сам создает для себя ресурсы кредито­вания. Остальные банковские учреждения в процессе своих кредитно-расчетных операций в основном перераспределяют созданные центральным банком денежные средства.

Возможности коммерческих банков самостоятельно создавать денежные средства ограничены, поскольку они могут осуществлять безналичные платежи, предостав­лять кредиты и получать наличные деньги только в пределах остатков средств на своем корреспондентском счете в центральном банке. Вместе с тем коммерческие банки сами участвуют в «создании депозитов». Банковские учреждения сдерживают свою депозитную эмиссию, опасаясь возможности повышения риска ликвидности и банкротства. Со своей стороны центральный банк контролирует депозитную эмиссию банков посредством различных инструментов воздействия на ликвидность банков­ской системы. Таким образом, свойство депозитной эмиссии - это способность банковских учреждений многократно увели­чивать денежную массу в обращении посредством выдачи ссуд (эффект денежного мультипли­катора).

Степень кумулятивного воздействия денежной базы на объем денежной массы определяется денежным мультипликатором (Дм) по формуле:

Дм = М2 /Денежная база.

Смысл этой формулы заключается в следующем. Если, например, денежный мультипликатор равен 5, то это означает, что каждый рубль денежной базы обладает способностью создавать денежную массу в сумме 5 руб.

По данным Банка России, денежный мультипликатор по денежной базе в широ­ком определении составил:

Из приведенных данных видно, что величина денежного мультипликатора в Рос­сии очень невелика (в развитых странах он может равняться 5), но имеет некоторую тенденцию к росту (за исключением кризисного 2008 г.). Это свидетельствует о не­достаточной способности отечественной банковской системы создавать безналичные денежные средства в экономике и трансформировать сбережения в инвестиции.

В результате развития производства бартерные отношения устарели. Понадобилось универсальное средство обращения. Им и стали деньги, главная особенность которых - ликвидность: наличные средства в любой момент можно поменять на другие активы. Постепенно сформировалась система управления денежной массой, разные рычаги влияния.

Эмиссия денег - это производство новых денежных средств, которое приводит к увеличению их общей массы в обороте. В РФ процесс контролируется государством, а выпуском занимается Центральный банк России (ЦБ РФ).

Особенности валютной системы России

При выпуске новых банкнот и монет старые не изымают из оборота в течение длительного периода - от 1 года до 5 лет.

Основное платежное средство в России - это рубль.

Эмиссия наличных денег регулируется ЦБ, но производят рубли в виде монет и банкнот в специализированных типографиях, на монетных дворах.

Правовое регулирование осуществляется Советом директоров ЦБ. Само учреждение принадлежит РФ. В ряде других стран, США, Италии, Бельгии, Японии, Швейцарии, государство не владеет капиталом центрального банка или владеет им частично.

Официальное соотношение между национальной валютой и золотом не устанавливается.

Эмиссия безналичных денег

ЦБ РФ продает ценные бумаги и кредитует финансовые учреждения. Механизм предоставления кредитов следующий: деньги поступают на счет получателя, в актив ЦБ заносится соответствующая сумма кредита. Впоследствии она должна быть погашена.

Ограничений на такую форму эмиссии не существует. Ведь банки постоянно выдают кредиты, из-за чего безналичные средства курсируют между счетами, а их объем в обороте увеличивается.

Чем грозит бесконтрольная эмиссия?

Одно из опаснейших последствий - инфляция . Такое понятие появилось еще в XVIII веке, когда из-за активного выпуска банкнот деньги обесценились, а товарные цены выросли. Практика показывает, что инфляция не всегда связана с объемом денежной массы.

В современном мире инфляция, как правило, сопровождается экономическим кризисом. Ведь из-за колебания цен производители приостанавливают выпуск продукции, производственный капитал плавно перетекает в сферу торговли и посреднических операций, обесценивается основной финансовый ресурс страны.

Все это означает, что понадобится эффективная антиинфляционная политика. Иногда не обойтись без такого вида регулирования инфляции, как денежная реформа. Кто и как её осуществляет? Руководство страны влияет на финансовую систему, используя методы реставрации, девальвации , нуллификации и деноминации .

Существует и обратный процесс - стоимость активов стремительно падает вместе с доходами населения. В таких случаях проводится рефинансирование и даже выкуп долгов.

Предыдущая страница

Эмиссию рубля , согласно закону, осуществляет только Банк России. И он же, согласно тому же закону, не может давать кредиты государству. Как же осуществляется эта эмиссия, как рубли вводятся в обращение? Очень просто - путем покупки иностранной валюты на бирже.

Работает эта система так;

* Россия продала на мировом рынке некий товар;

* в страну поступило 100 долларов;

* Центральный банк покупает эти доллары на бирже;

* доллары попадают в золотовалютные запасы ЦБ РФ;

* в экономику попадает 3000 рублей.

Иными словами, иностранная валюта попадает в страну только через биржу. А там ее продают, и соответствующее количество рублей «впрыскивается» в российскую экономику. Соблюдается некий негласный для населения паритет.

Паритет между количеством долларов в ЗВР и количеством рублей в экономике. Вот цена на нефть пошла вверх. За тот же товар Россия получает уже не 100, а 110 долларов. Паритет нарушен, и ЦБ его исправляет.

Он снижает курс доллара, покупает их дешевле и впрыскивает в экономику страны меньшее количество рублей за один пришедший в страну доллар.

При снижении цены на нефть происходит обратный процесс: ЦБ увеличивает курс доллара. Теперь за один пришедший доллар эмитируется меньшее количество нашей валюты. Внимательно следит за общим объемом рублевой массы именно Центральный банк.

Ведь согласно закону о ЦБ именно руководящий орган Центрального банка - Совет директоров - принимает решение «об общем объеме выпуска наличных денег» (Глава III, статья 16)

Иными словами, существует зависимость и жесткая привязка денежной массы внутри России и долларовой массы, которую Россия получает извне. А это значит, что мы уязвимы. Мы не до конца самостоятельны.

Почему же ЦБ сохраняет паритет между количеством долларов в ЗВР и общим объемом эмиссии рублей? Потому что Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме «currency board» (Якунин В. И. Новые технологии борьбы с российской государственностью. Издательство Научный эксперт, 2009).

Это нужно потому, что любая страна - член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться.

Без этого не берут в МВФ. Без этого и не возьмут в «цивилизованное человечество».

А в итоге... денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей.

То есть, вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от экспорта природных ресурсов. Вот почему при падении цен на нефть рушится всё и вся. Дело вовсе не в недоборе налогов от продажи самой нефти.

Дело все в том, что в экономике ведь исчезают рубли. А уже потом падает торговля, строительство, урезаются зарплаты, и встает весь производственный процесс.

Важно понимать, что золотовалютные резервы страны не являются «резервом» государства. Эти деньги нельзя тратить. Они должны лежать в «кубышке» ЦБ просто для того, чтобы ЦБ мог печатать рубли. Золотовалютные резервы не приносят государству и народу никакой пользы.

Их функция совершенно другая - это гарантии, которые нельзя тратить, чтобы можно было эмитировать рубли.

Почему нельзя тратить ЗВР, тоже понятно - завтра продадим доллары для покрытия внешнего долга страны, а напечатанные под них рубли останутся. Баланс нарушен. Это не по правилам. Так нельзя.

Наглядный пример: Путин выплатил внешний долг России. За это ему огромное спасибо - обрезал одну финансовую веревочку, за которую дергали мировые кукловоды. Пока только одну, но пока другая осталась. Причем сделал все «по правилам».

Внешний долг был выплачен из Стабилизационного фонда , который на самом деле является собственностью государства (А вот сегодня формально Стабфонда нет. А есть Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Вложены они в те же самые «инструменты», то есть облигации США и другие абстракции. Можете убедиться в этом сами: www.minfin.ru/ru/reservefund/; wwwl.minfin.ru/ru/nationalwealthfund).

Денег золотовалютные резервы ЦБ на выплату внешнего долга не тратили. Почему? Нельзя! Почему нельзя? Потому что в 1944 году в городе Бреттон-Вуд были подписаны международные соглашения, определившие дальнейшее развитие человечества.

О бреттон-вудских договоренностях и обо всем, что произошло в финансовом зазеркалье с той поры, мы поговорим в другой главе.

Сейчас же давайте поудивляемся дальше, читая закон о Центральном банке. Там есть много другого, куда более важного. Мы вновь подходим к главному вопросу: кто же управляет Центральным банком России? Кому он подчиняется? Похоже, что никому. По крайней мере, никому в России. Статья 1 закона вполне однозначна:

«Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Последняя надежда на обнаружение «государственности» нашего ЦБ - посмотреть порядок формирования органов его управления. Глава III так и называется: «Органы управления Банка России».

«Статья 12. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации… Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации».

Разобрались? Президент РФ представляет, Дума назначает. Она же снимает главу ЦБ с должности. Нет, все еще только начинается.

Закон написан так хитро, что возможность уволить председателя Банка России со своего поста для президента и Думы чисто теоретическая. Чтобы в этом убедиться, надо лишь дочитать статью 12 до конца.

«Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной
заключением государственной медицинской комиссии;

3) личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим
в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы,
связанные с деятельностью Банка России».

Выходит, что если председатель ЦБ:

1) здоров как бык,

2) его полномочия еще не истекли,

3) уходить сам не собирается,

4) кошельки у старушек не ворует,

5) соблюдает федеральное законодательство (то есть не дает кредиты
своей стране) - то снять голубчика совершенно невозможно.

Он может даже и кошельки у старушек воровать - пока нет приговора суда, не уволить его Государственной Думе. И президент России что-либо сделать бессилен.

Любопытно, правда? Разве глава предприятия, назначивший финансового директора, не может снять его простым приказом и назначить нового? Или обязан ждать четыре года? Или приговора суда? Или медкомиссию создавать?

Нет, в реальной жизни руководитель компании волен как назначать, так и снимать с должностей своих подчиненных. Глава государства в России - это президент.

Все остальные госслужащие являются его подчиненными, которыми он руководит не напрямую, а посредством министров, губернаторов, мэров, генералов и адмиралов. И только руководитель Центрального банка вне пространства и времени.

Президенту его не снять и не уволить. А в случае чего банкир пожалуется на президента в международный суд. И ведь должность главы Центрального банка действительно ключевая!

«Статья 23. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами».

Там, кроме ЗВР , лежит… и весь российский бюджет. И на счетах ЦБ находится и то, что раньше составляло единый Стабилизационный фонд.

«Резервный фонд и Фонд национального благосостояния размещаются на счетах ЦБ РФ по учету средств этих фондов в иностранной валюте в Москве» (на сайте МинФина www.mirifin.ru/ru/official/index. php?pg4=34&id4=5631).

Вы не ошибетесь, если скажете, что Центральный банк - это наше всё. В том смысле, что все средства страны сосредоточены именно в нем. И вот этот ключевой «департамент» не подотчетен государству?! Вы понимаете, что это означает?

Присмотревшись, мы увидим в схеме контроля российских финансов следы компромисса, достигнутого российской властью и всевластными банкирами. Напомню, что Стабилизационный фонд, о котором столько говорили, был поделен на две части: их назвали Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.

Так вот, средствами первого управляет ЦБ, то есть «не государство», а средствами второго - Минфин, то есть правительство, то есть государство…

«Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Подотчетность Банка России Государственной Думе означает: назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России».

И это вся подотчетность? Но мы же только что разобрали, что она мнимая, что главу ЦБ не уволить без его согласия и желания. Не снять, кстати, и других добрых банкиров-молодцев из ЦБ.

«Статья 13. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности: по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Председателем Банка России; до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России».

То есть досрочно уволить строптивого коллегу может только председатель ЦБ. Ведь для досрочного увольнения банкира - члена Совета директоров ЦБ - нужно представление председателя.

Сама Госдума не может уволить банкиров, если председатель ЦБ этого не хочет. Так как же можно говорить, что ЦБ подотчетен Госдуме?..

Когда читаешь закон о Центральном банке, в голове постоянно крутится один вопрос: когда же и кто принял такой очевидно кабальный для России документ? Путин в 2002 году, если судить по названию (Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ)? Нет. Закон видоизменялся и дополнялся.

А его самая первая версия была принята еще в 1990 году, когда на кремлевских башнях реял алый флаг СССР с серпом и молотом. Борис Ельцин с огромным перевесом выиграл выборы лета 1990 года и стал первым президентом России.

А затем, через полгода своего президентства, 2 декабря 1990 года, он подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1).

Если вам лет сорок или больше, то вы помните те выборы. Помните лето 1990 года? Радость, надежда на перемены. Помните свой тогдашний энтузиазм? «Мы ждем перемен», - пел тогда Виктор Цой. И мы все этих перемен ждали. И вот они настали.

Еще единая страна жила и надеялась, а задел для ее распада и перехода под контроль мировой банковской верхушки уже готовился. Борис Ельцин при «живом» Советском Союзе подписал документ, создававший неподконтрольный государству эмиссионный центр.

Включая третью часть статьи № 1 той первой редакции этого вреднейшего для России закона: «Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти».

До этого в СССР система финансов была построена на принципах здравого смысла. Финансовой сферой заведовал Совет министров СССР - то есть Правительство. Органом, выполняющим все указания Правительства СССР по руководству денежной системой, являлся Государственный банк, наделенный правом совершения эмиссионных операций. Это был прямой антипод нынешнего ЦБ.

Он выполнял распоряжения Правительства, разрешения Государственного банка не нужно было спрашивать, его руководителей назначали решением Совета министров и снимали аналогичным образом.

Госбанк не имел права подавать в иностранный суд. Количество, сумму необходимых для экономики страны денег определял Совет министров, а Госбанк их только эмитировал.

Деньги в СССР выпускались трех видов: билеты Государственного банка СССР, государственные казначейские билеты и металлическая монета. Между банковскими и казначейскими билетами существовало различие юридического характера.

Только банковские билеты обеспечивались золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка, о чем гласила надпись на купюрах достоинством от десяти рублей и выше.

Рубль, три и пять (казначейские билеты) имели другую надпись, они обеспечивались «всем достоянием государства», то есть не имели золотого содержания.

В реальной жизни граждане СССР об этих нюансах понятия не имели, никакой разницы между двумя видами советских денег не было. Денежные знаки всех видов выпускал в обращение Государственный банк СССР.

Понимал ли Ельцин в 1990 году, что делает? Уверен, что нет. Безграмотность населения СССР в вопросах финансов была поразительна.

Но тогда это было нестрашно - ничего сложнее облигации государственного займа и вклада в сберкассе советским людям в финансовой сфере видеть не приходилось. Беда в том, что не менее безграмотной была элита. И закончилось это катастрофой.

Понравился материал? Добавьте страницу в закладки!