Мировая экономика может быть определена как совокупность национальных экономик отдельных стран, участвующих в международном разделении труда (МРТ) и связанных системой международных экономических отношений. Сложившиеся тенденции в мировой экономики скрывает в себе и опасности. Они по-разному затрагивает жизненные интересы различных государств, социальных слоев и групп.
Особенностями глобальных проблем являются:
стратегический характер, решающее влияние на будущее положение мирового сообщества и дальнейшее развитие производительных сил или даже гибель цивилизации;
обусловленность множеством слабо контролируемых факторов - технических, экономических, социальных, природных;
масштабность. Они прямо или косвенно касаются всего или большей части населения планеты, каждого из шести с лишним миллиардов ее жителей, т. е. носят общемировой характер;
срочность, т. е. настоятельность решения. В одном случае речь идет о незамедлительных действиях, ибо ежегодно миллионы людей на планете гибнут от голода в другом случае история отводит для этого несколько лет или даже десятилетий, однако достаточно продолжительное время мириться с их существованием нельзя;
тесная взаимосвязанность, например, решение демографической проблемы уже само по себе снижает остроту проблемы голода;
Возможность решения проблем совместными действиями всего мирового сообщества.
Глобальные проблемы делятся на 3 основные группы:
интерсоциальные (безопасность, гонка вооружений, отсталость развивающихся стран, предотвращение ядерной войны, борьба с терроризмом, соблюдение прав человека и проч.);
На протяжении современной (после окончания второй мировой войны) истории человечество затратило на вооружение гигантские средства. Следствием накопления конфликтного потенциала в развивающейся зоне (резкая поляризация доходов различных слоёв населения, рост нищеты, социальной несправедливости, безработицы и т.д.) явился рост военных расходов, который мог принимать характер и масштабы гонки вооружений.
социально-демографическая (рост населения, бедность и отсталость развивающихся стран, нехватка продовольствия, болезни)
в этой сфере, прежде всего, связывается с так называемым «демографическим взрывом», достаточно чётко проявляющимся уже с середины 20 века и ставшим одной из характерных черт современной эпохи. Так, число жителей планеты лишь к середине прошлого века впервые достигло миллиардной отметки, а согласно новым оценкам в 2000г. население стран мира увеличилось до 6,03 млрд. человек (к 2015г. – до 7,47 млрд. человек) При этом следует учитывать, что свыше 80% современного и ещё большая доля перспектив-ного прироста мирового населения (в отличие от прошлых периодов) приходится на развивающиеся страны. Не вызывает сомнений, что важнейшим фактором, обусловившим такой «демографический взрыв», является взаимодействие и переплетение прогресса и отсталости в развивающихся странах.
В настоящее время на Земле больше голодающих, чем когда-либо в истории человечества. Увеличивается число людей, живущих в лачугах и трущобах. Отсталость слабо развитых стран осложняется демографическими процессам Растёт несоответствие между численностью населения планеты и ресурсами. Возникло противоречие между развитыми и слаборазвитыми странами. Перестройка мировой экономики станет реальной только в том случае, если бедные страны станут полноправными участниками мирового сообщества
социально-экологические (загрязнение окружающей среды, нехватка энергии, сырья, необходимость освоения космическою пространства и ресурсов Мирового океана).
Экологические проблемы. Начиная с 60-х гг. 20 века специалисты рассматривают экологическое состояние нашей планеты как катастрофическое. Среди основных проявлений кризисных ситуаций, охвативших, прежде всего, развитую зону, а затем и развивающиеся страны, выделяется деградация почв, обезлесение, нехватка воды для ирригации и бытовых нужд, загрязнение воздушного пространства.
Топливно-сырьевая ситуация в мире. Современная цивилизация постоянно расширяет потребление природных ресурсов на фоне роста отходов производства и потребления.
На современном этапе развития в мире существует ряд природных ограничений. Так, на основе оценки количества топлива по 3 базовым категориям: разведанные, возможные, вероятные – следует предположить, что мировых запасов угля «хватит» примерно на 600 лет, нефти – на 90, природного газа – на 50 и урана – на 27 лет.
В последнее время в мировом сообществе стали называть новую проблему,которая касается уже всех стран, а именно: Защита интеллектуальной собственности. По оценкам ряда экспертов, 7-8% объема мировой торговли приходится на контрафакт. Это касается не только киноиндустрии, но и производства компьютерного обеспечения, аудиовизуальной, фармацевтической, пищевой промышленности, предметов роскоши, спортивных товаров и т.д., - сказал Медведев. - Масштабы пиратства напрямую угрожают стабильности национальной экономики каждого государства.
К инструментам регулирования международных экономических отношений при решении глобальных проблем относятся международные организации, координирующие их развитие с наднациональных позиций, двусторонние и многосторонние соглашения и нормы международного экономического права.
Последнее обеспечивает:
юридические условия функционирования и развития системы международных i экономических отношений, ее корректировку в интересах достижения их справедливости | и сбалансированности;
применение принудительных мер экономического характера в рамках института международной ответственности;
формирование цивилизованных принципов осуществления международных экономических отношений.
Перед современным человечеством встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных.
Тема является актуальной, так как глобальные проблемы имеют общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов. При этом по ряду позиций они настолько обострены, находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решения грозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей.
В современном мировом хозяйстве увеличивается взаимосвязь и взаимозависимость общих и локальных, глобальных и национальных интересов. Сложность и острота экономических проблем мирового хозяйства порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и характером развития производственных сил. На первый план перед человечеством выдвигаются такие общие проблемы, как сохранения мира на Земле, предотвращение войн – химических, бактериологических, а особенно термоядерных, приостановление гонки вооружений, расширение конверсии, предотвращение локальных и глобальных вооружённых конфликтов.
Большую опасность для человечества представляет катастрофически ухудшающееся состояние окружающей среды, назрела необходимость совместного мирового освоения космоса, запасов мирового океана.
Общей заботой являются топливно-энергетическое, а также сырьевое обеспечение стран. Требует скорейшего разрешения и продовольственный вопрос: он злободневен пока для многих стран. В этом ряду стоят проблемы голода, нищеты, борьба с эпидемиями, со страшными болезнями века (раком, ишемией, СПИДом).
Большие проблемы существуют и на рынке труда: проблемы занятости, рост массовой безработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран.
Глобальные экономические проблемы могут привести к кризису в сфере занятости и социальной рецессии. Уже сейчас ежедневно повсюду в мире десятки тысяч людей теряют работу. Согласно статистическим данным в 2008 году число безработных в мире достигло 190 млн. Ожидается, что в 2009 году при самых оптимистических прогнозах экономического развития работу потеряют около 18 млн. человек. Однако не исключено, что экономический и финансовый кризисы приведут к ещё более негативным последствиям в сфере занятости. Есть опасения, что в 2009 году армия безработных вырастет до 230 млн.
Из-за этих кризисов в развивающихся странах пострадают и более 200 млн. работающих бедняков. Поэтому государствам необходимо принимать более решительные и скоординированные действия, направленные на борьбу с безработицей и снижением уровня доходов трудящихся. Государствам рекомендуется использовать уже проверенный во многих странах подход, связанный с активизацией проектов по строительству дорог и зданий и таким образом создавать рабочие места.
В общем круге проблем выделяется вопрос об охране прав человека в современном мире, об освобождении его от чрезмерного государственного контроля.
Глобальные проблемы затрагивают самые разные стороны жизни человеческого общества (мировую политику и экономику, межгосударственные и межнациональные отношения, космические и мировые условия существования людей, массовое сознание людей), а потому требуют комплексного подхода и всестороннего изучения. Мировое сообщество способно решить глобальные проблемы, лишь объединив усилия и ресурсы. Отсюда возникает необходимость глобальной перестройки сложившейся системы отношений – политических и экономических.
Важнейшей причиной, которая привела человечество к глобальным противоречиям, является в первую очередь накопление громадной производственной мощности. Оно оказывало давление на природу, способствовало истощению ее ресурсов. Переход к постиндустриализму изменил целевые установки общественного производства. Погоня за максимальной выгодой, переход к интенсивному развитию производства сопровождались структурными кризисами, неравномерностью развития, ростом конфликтности. Этому способствовал и скачок в военном деле, который поставил под угрозу самого человека как биологическое существо.
Особое место в обострении глобальных проблем занимает научно-технический прогресс. Масштабы его воздействия на окружающую среду не имеют подобия в истории развития человечества.
Опасность глобальных проблем приводит к 2 выводам:
Если тенденция развития этих проблем будет сохраняться, то в течение следующего столетия человечество подойдёт к пределам своего роста. Наиболее вероятным будет довольно резкое и неуправляемое падение, как численности населения, так и промышленного производства;
Имеется возможность изменить данные тенденции роста, стабилизировать экономическое и экологическое состояние человечества, поддержать его в далёком будущем. Глобальное равновесие можно спроектировать таким образом, что потребности каждого человека на земле будут удовлетворяться, а его индивидуальный потенциал будет реализовываться.
Глобальные проблемы могут быть решены лишь на основе усилий всех государств мира, так как абсолютно все народы заинтересованы в спасении человечества от уничтожения в ядерной катастрофе, от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды и др. Найти совместное решение этих проблем – значит обеспечить условия выживания всех народов и возможности дальнейшего поступательного развития цивилизации.
ТЕМА УРОКА: Глобальные проблемы экономики
Цель урока: Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы экономики», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
- Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.
- Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.
- Дать представление о возможных направлениях их решения.
Развивающие задачи:
- Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.
- Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.
- Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.
Воспитательные задачи:
- Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.
- Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.
Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин .
Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная, парная.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft PowerPoint «Глобальные проблемы экономики», разноуровневые карточки-задания.
Предполагаемые результаты:
1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем.
2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.
3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.
План урока:
- Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды
- Причины возникновения глобальных проблем
- Характерные особенности глобальных проблем
- Основные направления разрешения глобальных проблем
Основные понятия урока:
Экономика,
Глобализация,
Глобальные проблемы экономики.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).
Сообщение темы урока и целей урока.
Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».
В результаты изучения темы вы должны
Знать:
Понятие экономики,
Проблемы экономики,
Современные пути решения проблем экономики
Уметь:
Определять глобальность проблем,
Формировать проблемы экономики по группам,
Предлагать пути решения проблем экономики,
Использовать Интернет - технологии для достижения поставленных целей.
Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цель и задачи урока.
2. Проверка домашнего задания (5 мин).
Работа по карточкам – заданиям по вопросам:
- Мировая экономика.
Государственная политика РФ в области международной торговли.
Компьютерное тестирование.
- Получение новых знаний (объяснение нового материала) (20 мин).
Ребята. Мы с вами на протяжении 26 уроков изучаем тему «Экономика». Практически все стороны экономики нами изучены. Сегодняшняя тема тесно связана с предыдущими. Для лучшего уяснения давайте выясним что же такое «глобальные проблемы».
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (от лат. globus (terrae) - земной шар) - совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов. Глобальные проблемы вышли на первый план в 20 в. в результате существенного роста численности населения и резкой интенсификации процесса производства в индустриальном обществе. Попытки решить глобальные проблемы являются показателем постепенного формирования единого человечества и становления подлинно всемирной истории. К числу глобальных проблем относятся: предотвращение термоядерной войны; сокращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах); предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в первую очередь атмосферы и Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития необходимыми природными ресурсами, особенно невозобновимыми; преодоление разрыва в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности и др. Круг глобальных проблем не очерчен резко, их особенность в том, что они не могут решаться изолированно одна от другой и от их решения во многом зависит само существование человечества.
Как видите, глобальных проблем много. А сейчас мы определим, какие относятся к глобальным проблемам экономики, и рассмотрим их. Все это будет сопровождаться показом презентации.
Выделяют пять основных глобальных проблем экономики:
·экологическую;
·демографическую;
·продовольственную;
·разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны;
·борьбу с терроризмом
- Экологическая
ХХ век принес человечеству уничтожение более 1/4 обрабатываемых земель и 2/3 лесов. По оценкам специалистов, в 2000 г. объем промышленных отходов превысил 10 млрд т, увеличившись за 30 лет в 2,5 раза. Загрязнение воды возросло за это же время более, чем в 10 раз. Изменение климата из-за накопления в атмосфере углекислого газа, крайне неблагоприятно сказывается на природохозяйственной деятельности, жизни и здоровье людей. Исчерпание запасов органического топлива затрагивает многие страны мира. Так, например, Мексика, являющаяся одним из крупнейших мировых производителей нефти, может к 2030 г. превратиться в ее импортера.
- Демографическая
Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает.
Современный демографический взрыв начался в 1950 -1960-е гг. В 1959 г. население планеты составило 3 млрд; в 1974 г. - 4 млрд; в 1987 г. 5 млрд человек, и в 1999 г. человечество преодолело шестимиллиардный рубеж численности.
Таким образом, в области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.
- Продовольственная
Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.
В перспективе как неизбежная проблема голода не стоит в силу использования современных методов интенсификации сельскохозяйственного производства, современных биотехнологий и других достижений научно-технического прогресса.
- Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны
Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Это нашло свое отражение в заключении целой серии договоров и соглашений в военно-политических областях, сократился объем торговли оружием. Во многих развитых странах и странах с переходной экономикой активно идет процесс конверсии военного производства. Однако, конверсия оказалась делом экономически и социально дорогим.
Война не исчезла из арсеналов способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий. Эти конфликты грозят перейти в региональные и глобальные. Увеличение числа локальных конфликтов влечет за собой рост числа военных беженцев.
5. Борьба с терроризмом
Существует 2 стратегии решения проблемы:
«Консервативная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов - выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.).
«Прогрессивная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».
Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.
Дома вы подготовили сообщения по теме «Глобальные проблемы экономики». Вам были предложены 4 проблемы – экология, безработица, продовольственный кризис, народонаселение.
Давайте послушаем сообщения по предложенным темам. Учащиеся выступают с сообщениями – по 1 человеку по теме.
Кто самостоятельно определил проблему и подготовил сообщение?
2 учащихся подготовили сообщения по темам «Проблема международного терроризма», «Продовольственный кризис».
1 учащийся подготовил презентацию на тему «Глобальные проблемы экономики».
Все учащиеся работали с Интернет-ресурсами.
Показ презентации и ученика «Глобальные проблемы экономики» (3 мин).
Основные тезисы работы:
Основные глобальные проблемы, особенности глобальных проблем, основные направления борьбы с проблемами.
Дискуссия (3 мин). Давайте обсудим работы и оценим их.
- Итог урока (2,5 мин).
Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики». В процессе изучения темы мы узнали, что проблемы, стоящие перед современной экономикой носят общемировой характер и решить ее на уровне одной страны – России невозможно. Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран третьего мира тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонка вооружений и т.д. Из предложенной презентации и ваших сообщений мы узнали о возможных путях решения глобальных проблем экономики.
- Выставление оценок за урок (2 мин).
Подведение итогов проверки домашнего задания.
Оценивание работы учащихся в течение урока.
7. Домашнее задание (0,5 мин).
Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2.
Список источников:
- Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., - М.: Просвещение, 2011 г.
- Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6
- Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)
- Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.
- http://yandex.ru/ - фото для презентации
- https://ru.wikipedia.org/wiki - терроризм
Они проистекают из взаимодействия человека и общества
с природой.
Современная наука считает глобальными те проблемы,
которые:
а) имеют общемировой характер и касаются интересов
всех либо большинства стран;
б) создают угрозу человечеству, ведут к регрессу
в условиях жизни людей, в развитии производительных сил;
в) требуют неотложных и решительных действий на
основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.
По этим признакам глобальные проблемы делят на три
сферы их действия:
К первой принадлежат проблемы, возникающие из взаимодействия
природы и общества и связаны с использованием ограниченных ресурсов. Во второй
половине уходящего столетия возникла ситуация, когда остро проявилось противоречие
между потребностями общества в природных источниках и возможностями природы удовлетворять
эти потребности.
Ко второй сфере относятся проблемы общественных
взаимоотношений между государствами разных социально-экономических систем и разных
уровней развития. Ныне на первый план среди этих проблем вышла проблема региональных
конфликтов.
Третья сфера охватывает проблемы приспособления
современного человека к условиям к постоянно изменяющейся под влиянием НТР природной
среды. Проблему человека и его будущего ученые рассматривают в качестве всеобщей,
в которой концентрируются и многократно усиливаются все другие проблемы человеческого
общества.
В конце 60-х годов Римский Клуб, объединяющий на
добровольной основе сто самых выдающихся ученых и политиков мира опубликовал очередной
доклад, посвященный состоянию окружающей Среды. В этом докладе выдвинуты и обоснованы
три вероятные катастрофы, которые могут обрушиться на мир уже в недалеком будущем.
Первой названа демографическая проблема, масштабы
и последствия которой трудно переоценить. Вторая половина ХХ века началась демографическим
взрывом, т.е. стремительным ростом населения. Если на начало этого столетия на
Земле проживало около 1,6 млрд. человек, на середину - 2,5 млрд., то к концу века
общая численность населения превысила 5,5 млрд. Восемьдесят процентов всего прироста
приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. В этих странах сложилась противоречивая
ситуация. С одной стороны проникновение цивилизации позволило значительно сократить
детскую смертность, ликвидировать очаги массовых эпидемий, удлинить среднюю продолжительность
жизни.
С другой стороны, отсталость условий существования
людей, беспрекословное следование вековым обычаям, традициям, религиозным воззрениям
сохранили рождаемость на предельно-естественном уровне. Вероятно такой предельный
уровень воспроизводства населения сохранится в большинстве развивающихся стран
до середины ХХI века. К этому времени 90-95% всего населения будет приходится
на Азию, Африку и Латинскую Америку, а общая численность населения Земли может
приблизиться к 10 млрд. человек.
Быстрый рост населения в странах "третьего" мира
вызывает озабоченность и сопровождается обострением социально-экономической напряженности
в мире. При ежегодном возрастании населения на 2-2,5%, потребительские ресурсы
во многих странах увеличиваются в пределах 1%. В национальных границах ряда государств
уже обнаруживается абсолютное перенаселение. Глобальный характер продовольственной
проблемы получает выражение не только в том, что значительная часть населения
умирает от голода и недоедания, но и в возрастании социальных, военных конфликтов
с применением самого современного оружия. Выходом из этой ситуации может быть
с одной стороны, преодоление экономической отсталости, а с другой стороны, принятия
неотложных мер к регулированию рождаемости. Увеличивающийся разрыв в уровнях жизни
и уровнях воспроизводства населения между "Севером и Югом" создает реальную угрозу
для жителей планеты: угрозу перенаселения, голода и массовых военных столкновений.
Вторая реальная угроза связывается с экологической
платформой. Хозяйственная деятельность людей всегда наносила ущерб окружающей
среде. Однако еще в недалеком прошлом природа справлялась с ее последствиями и
восстанавливала экологическое равновесие. В наше время ущерб, наносимый хозяйственной
деятельностью человека окружающей природной среде возрос настолько, что природа
утратила способность к самовосстановлению. Возникла реальная угроза самоотравления
людей. Близятся к концу многие невозобновляемые запасы полезных ископаемых, огромная
опасность таится в глобальном потеплении климата на планете, расширяются "озоновые
дыры", сокращаются потенциальные возможности Земли как уникальной Среды обитания
человека. Будущие поколения могут получить в наследство безжизненное пространство.
Решение этих проблем требует объединенных усилий мирового сообщества, концентрации
огромных капиталов и их использовании на восстановление и поддержание экологического
равновесия. Однако само мировое сообщество противоречиво. Многие государства не
располагают средствами для поддержания жизнедеятельности людей даже на критическом
минимальном уровне и поэтому будут и дальше не в состоянии перевести хозяйственную
деятельность на замкнутые безотходные технологии, не говоря уже о возможности
их высокого вклада в мировой фонд защиты природы. Какая-то часть этих проблем
разрешима и разрешается на уровне отдельных государств, но решение многих требует
объединенных усилий всех стран мира.
Третьей, наиболее опасной для человека является
ядер-ная угроза. В мире скопилось огромное количество ядерного оружия и, что самое
опасное, оно начинает быстро распространяться среди государств, в том числе и
среди тех, чье поведение не всегда предсказуемо.
Разорительны для человечества сами приготовления
к ядерной войне. Они наносят прямой ущерб экономике. В случае такой войны победителей
не окажется.
По ком будут звонить колокола и будет ли кому вообще
звонить, если не решить все острейшие глобальные проблемы, с которыми столкнулось
человечество на пороге XXI столетия.
Вопросы для повторения:
1. Какие факторы лежат в основе объединения национальных хозяйств во всемирное
хозяйство?
2. Чем отличается развитие внешних связей в эпоху промышленного переворота от
первых попыток сближения народов?
3. Что вы понимаете под теорией сравнительных издержек: назови те ее автора.
4. Как вы понимаете теорию сравнительных преимуществ и определите ее место в мирохозяйственных
связях.
5. В чем вы видите различия между всемирным хозяйством начала ХХ столетия и современным?
6. Как вы понимаете положительное и отрицательное сальдо внешнеторгового оборота?
7. Раскройте содержание и цели политики протекционизма и политики свободной торговли.
8. С чем связана международная миграция капитала и в каких формах она протекает?
9. Что лежит в основе миграции трудовых ресурсов? Для развитых стран приток мигрантов
благо или зло?
10. Что такое экономическая интеграция и чем она отличается от традиционных форм
экономических отношений?
11. Что вы понимаете под "плавающим" валютным курсом?
12. Гривна - конвертируемая валюта?
13. Перечислите Глобальные экономические проблемы и кратко охарактеризуйте одну
из них.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Общественный продукт, его состав и стадии движения
- Предпринимательская деятельность государства
-
Возникновение глобализации обусловлено объективными процессами развития мировой экономики. Она была подготовлена всем ходом исторического развития мировой экономики, начиная с позднего Средневековья, и является естественным продолжением современного процесса интернационализации. Великие географические открытия, строительство дорог и каналов, промышленная революция, появление новых средств транспорта и связи, создание мирового рынка, массовые миграции, интенсификация международных контактов и обменов положили конец изолированному существованию стран и народов. Развивающиеся мирохозяйственные связи, создание мировых систем регулирования международных отношений, интенсификация культурного и научного взаимодействия дополнили этот процесс и привели к тому, что мир обрел целостность.
Ученые проанализировали ход исторического процесса и пришли к выводу, что элементы глобализации были характерны для всех этапов развития мировых отношений. Такой подход получил название исторический. Сторонники этого подхода выделяют следующие формы глобализации:
вялотекущая глобализация (характерна до периода географических открытий);
медленно прогрессирующая глобализация, которая проявляется в виде межгосударственных отношений, развития мировой торговли и колонизации отсталых стран (продолжалась вплоть до середины XIX века);
структурная глобализация, которая связана с переделом мира, сфер влияния и распадом противостоящих социально-экономических систем и их консолидацией (проходила до середины 80-х годов XX века);
последовательная глобализация, которая выступает как самостоятельный научный фактор.
Основными направлениями глобализации являются:
преобразование основ конкурентоспособности центров мирового хозяйства;
формирование новых регуляторов мирового хозяйства;
постоянное воздействие на хозяйственное развитие периферии.
Следствием глобализации стало изменение взглядов на классификацию стран мирового сообщества. Если совсем недавно в качестве главного критерия принимался уровень развития промышленности и показатели, характеризующие доходы населения, то сегодня на передний план выступает интеллектуальная составляющая национальной экономики. В качестве одного из показателей, способных оценить влияние научно-технического потенциала на роль стран в мире, предлагается индекс человеческого капитала - это такой показатель, который характеризует развитие человеческих способностей и возможностей.
Наиболее полно глобализация проявила себя на финансовом рынке и в сфере международных научных исследований
Глобальные проблемы мировой экономики
Сущность и факторы формирования мировой экономики
Экономическая, культурная, политическая жизнь в каждой стране различна, что объясняется рядом следующих причин:
исторические особенности;
традиции.
географическое расположение;
Но общим для всех является хозяйственная деятельность, производство товаров и услуг для обеспечения потребностей населения, без чего невозможно поддержание и воспроизводство жизни общества.
Согласно статистике мирового банка сегодня в мире насчитывается 207 государственно-территориальных образований, вступающих между собой в экономические взаимоотношения. На политической карте мира эти образования подразделяются на две группы: суверенные государства и несамоуправляющиеся, политически зависимые территории. Знание особенностей государственных образований позволяет правильно понимать социально-политические и экономические процессы, происходящие в современном мире.
На протяжении XX века число суверенных государств увеличилось с 55 государств в 1900 году до 185 - в начале XXI века. Еще 22 территориальных образования в соответствии со специальным списком ООН относятся к колониям.
Для того, чтобы определить понятие «мировая экономика», сначала дадим определение «национальная экономика», т.к. это более последовательно, содержательно и логично.
Национальная экономика - это хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах определенных государственных и национально-территориальных образований, которые обладают основными признаками международной правосубъектности. С экономических позиций существенной чертой рассматриваемого понятия является международное государственное и хозяйственное территориальное обособление.
Теперь дадим определение «мировая экономика». Мировая экономика - это совокупность национальных экономик, их взаимодействующих частей (отраслей, секторов, регионов), связанных сочетанием подвижных факторов производства и объединенных международным разделением труда. Т.е, как уже было сказано в 1-й главе, понятие «мировая экономика» похоже на понятие «мировое хозяйство».
Важнейшим фактором мировой экономики являются крупные структурные сдвиги в международном разделении труда. Международное разделение труда является объединяющим началом, которое стоит у истоков возникновения мирового хозяйства как системы. Сутью международного разделения труда является сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на определенных сферах и отраслях хозяйственной деятельности и производствах с учетом внешних потребностей. Международное разделение труда проявляется в международной специализации и кооперации.
Понятие, причины и виды глобальных проблем мировой экономики
Глобальные проблемы мировой экономики - это результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономик, которые нельзя объяснить с позиции какой-либо одной науки. Рассмотрим ряд причин, которые привели человечество к глобальным проблемам мировой экономики.
Важнейшей причиной глобальных проблем является в первую очередь накопление громадной производственной мощности, т.к. оно оказывало давлении на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности - в 20. Переход к постиндустриализму изменил целевые установки общественного производства. Погоня за максимальной выгодой, переход к интенсивному развитию производства сопровождались структурными кризисами, неравномерностью развития, ростом конфликтности. Этому способствовал и скачок в военном деле, который поставил под угрозу самого человека как биологическое существо.
Еще одной важной причиной, которая привела к глобальным проблемам, является научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс (НТП) - единое взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Масштабы воздействия НТП на окружающую среду не имеют подобия в истории развития человечества. Природная среда насыщается не только отходами производства, но и совершенно новыми веществами производственной деятельности, которые не разлагаются под воздействием естественных процессов.
НТП способствовал возникновению и ряда других проблем, затрагивающих интересы всей цивилизации: обуздания гонки вооружения, освоение космоса и Мирового океана и др.
Таким образом, глобальные проблемы составляют особый ряд социальных процессов и явлений в современном мире, которые отличаются общепланетарным по своим масштабам и значению характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран независимо от их социального строя, уровня экономического развития и географического положения.
Проблема преодоления бедности и отсталости.
В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживают почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную проблему обычно называют проблемой отсталости развивающихся стран.
На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет где-то в порядке 1:60. Это значит, что на каждую развитую страну приходится примерно около 60 слаборазвитых государств.
Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, характерна сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты.
Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них можно назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах
Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных.
Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:
утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости;
безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;
международное регулирование процесса развития отсталых стран.
Проблема мира и демилитаризации.
Наиболее острой проблемой современности является проблема мира и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Только военные конфликты, которые происходили с 1945 г. до конца 80-х годов, обернулись потерями в 10 млн. человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мире превысили 1 трлн. долларов в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Например, в США они составили 8%, в бывшем СССР - до 18% ВНП.
К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества:
доля военных расходов по отношению к ВНП;
количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил;
объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов;
степень военизации жизни, быта, семьи;
интенсивность использование военного насилия во внутренней и внешней политике.
С этих позиций можно выделить ряд уровней милитаризованности общества:
сверхпредельный (на военные цели тратится 30-40% бюджета);
сверхдостаточный;
уровень оборонительной достаточности и поддержки изменения не только внутренней стабильности.
Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-х годах как следствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем и СССР привели к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок.
Продовольственная проблема.
Данную проблему называют одну из главных нерешенных проблем XX века. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс - численность недоедающих и голодающих сократились почти в два раза. Но в то же время значительная часть населения Земли до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность, которые нуждаются в них, превышает где-то около 800 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия испытывает каждый седьмой человек. От голода ежегодно умирает в порядке 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают.
Проблема природных ресурсов.
Данная проблема обозначилась в последней трети XX века. Ее также называют проблемой исчерпаемости и нехватки природных ресурсов. К этим ресурсам относятся особенно энергетические ресурсы и минеральное сырье. Эта проблема, в сущности, представляет собой очень близкие по характеру происхождения проблемы - энергетическую и сырьевую. При этом энергетическая проблема является в значительной мере производной от сырьевой, потому что практически большая часть используемых способов получения энергии в настоящее время по сути является переработкой специфического энергетического сырья.
Об энерго-сырьевой проблеме как глобальной заговорили после энергетического (нефтяного) кризиса 1972-1973 годов, когда в результате скоординированных действий государства члены ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) практически в один момент повысили в 10 раз цены на продаваемую ими нефть. Подобный шаг, но в более скромных масштабах, предпринят в самом начале 80-х годов. Это стали называть второй волной мирового энергетического кризиса. В результате за 1972-1981 гг. цены на нефть выросли в 14,5 раза. Период 1972-1981 гг. получил название «мировой нефтяной шок», который ознаменовал конец эры дешевой нефти и вызвал цепную реакцию подорожания различных других видов сырья. В настоящее время энерго-сырьевая проблема представляется следующим образом:
расширение масштабов добычи и потребления полезных ископаемых повлекло за собой резкие изменения в окружающей среде;
металлургические, химические, нефтеперерабатывающие и другие предприятия, работающие в большинстве своем с использованием традиционных технологий, пагубно воздействует на состояние воздуха, почвы, водных, лесных, биологических ресурсов, приводят к климатическим изменениям, резко меняют условия существования человека;
возрастание числа аварийных ситуаций в условиях расширения районов нефтедобычи на морских шельфах, роста морских перевозок нефти, увеличение протяженности нефте- и газопроводов ведет к загрязнению поверхностей Мирового океана и суши.
В настоящее время решение энерго-сырьевой проблемы зависит от:
динамики спроса, ценовой эластичности на уже известные запасы и ресурсы;
изменяющихся под влиянием НТП потребностей в энергетических и минеральных ресурсах;
возможностей их замены альтернативными источниками сырья и энергии и уровня цен на заменители;
возможных новых технологических подходов к решению глобальной энерго-сырьевой проблемы, обеспечить которые может НТП.
Экологическая проблема.
Всю эту проблему можно разделить на две составные части: деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности. В качестве примера деградации окружающей природной среды можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, в период возникновения земледелия и скотоводства лесами было покрыто 62 млн. км2 суши, а с учетом кустарников и перелесков - 75 млн. км2, или 56% всей ее поверхности. В результате продолжающегося уже 10 тыс. лет сведения лесов их площадь сократилась до 40 млн. км2, а средняя лесистость - до 30%.
Деградация земельных ресурсов в результате расширения земледелия и животноводства происходила на протяжении всей истории человечества. В результате нерационального землепользования человечество в ходе неолитической революции уже потеряло 2 млрд. га продуктивных земель, что значительно больше всей современной площади пашни. Да и в настоящее время в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн. га плодородных земель, которые теряют свое плодородие и превращаются в пустоши. Потери почвы можно оценить не только по площади, но и по весу. Учеными было подсчитано, что только пахотные земли нашей планеты теряют 24 млрд. т в год плодородного почвенного слоя.
В настоящее время не существует единой оценки количества твердых отходов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека. Не так давно для всего мира они оценивались в 40-50 млрд. По современным расчетам, к 2025 году объем таких отходов может возрасти еще в 4-5 раз. При это нужно учитывать, что только сейчас 5-10% всего добываемого и получаемого сырья переходит в конечную продукцию, а остальные 90-95% превращаются в прямые отходы.
Жидкими отходами загрязняется, прежде всего, гидросфера, причем главными загрязнителями здесь выступают сточные воды и нефть. Общий объем сточных вод в начале 90-х гг. достиг 1800 км3. Для разбавления загрязненных сточных вод до приемлемого к использованию уровня на единицу объема требуется около 10-100 ед. чистой воды. Таким образом, использование водных ресурсов для разбавления и очищения сточных вод стало самой крупной статьей их расходования.
Нефтяное загрязнение отрицательно сказывается прежде всего на состоянии морской и воздушной среды, т.к. нефтяная пленка ограничивает газо-, тепло- и влагообмен между ними. Например, в Мировой океан попадает около 3,5 млн. т в год нефти и нефтепродуктов.
Загрязнение атмосферы пылевидными и газообразными отходами, выбросы которых связаны со сгоранием минерального топлива и биомассы, а также с горными, строительными и другими земляными работами вызываю большую тревогу. Ежегодно в атмосферу земли выбрасывается где-то в порядке 60 млн. т твердых частиц, которые способствуют образованию смога и понижают прозрачность атмосферы.
Деградация экологической системы связана также с поступлением в природу химических веществ, созданных в процессе производства. В настоящее время в отравлении окружающей среды участвуют около 100 тыс. химических веществ. Основная доза загрязнений приходится на 1,5 тыс. из них.
Проблемой является уменьшение озонового слоя. За последние 20-25 лет в связи с ростом выброса фреонов защитный слой атмосферы уменьшился на 2-5%. Согласно расчетам, уменьшение озонового слоя на 1% приводит к усилению ультрафиолетового излучения на 2%.
Все эти факты свидетельствуют о деградации глобальной экологической системы и нарастании глобального экологического кризиса. Социальные последствия их уже проявляются в недостатке продовольствия, росте заболеваемости, расширении экологических миграций.
Демографическая проблема.
Численность населения на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры - 256 млн. человек, к 1000 г. - 280 млн. человек, к 1500 г. - 427 млн. человек). В XX веке темпы прироста населения резко ускорились. Первого миллиарда население мира достигло примерно в 1820 году, второго - в 1927 году, третьего - в 1959 году, четвертого - в 1974 году, пятого - в 1987 году, шестого - в 1999 году. На сегодняшний день население планеты составляет 6,5 млрд.
Среднегодовые темпы прироста населения всего мира постепенно замедляются. Это вызвало тем, что страны Северной Америки, Европы и Япония перешли к простому воспроизводству населения. Для этого воспроизводства характерен незначительный прирост или относительно небольшая убыль населения. Также существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Но самой главной демографической проблемой является то, что свыше 80% прироста населения всего мира приходится на развивающиеся страны.
Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в 5-6 раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития. Поэтому обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран - один из важнейших аспектов демографической проблемы в современных условиях. В этих странах решение проблемы занятости возможно путем создание новых рабочих мест в современных отраслях их экономики и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.
Основные демографические показатели:
рождаемость;
смертность;
естественный прирост или убыль.
Эти показатели зависят от уровня развития общества. Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения. Также в развивающихся странах усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.
Проблема устойчивого развития.
Устойчивое развитие основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства. Основное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу:
Относительно возобновимых природных ресурсов (земля, лес и т. д.) - их количество или возможность увеличивать биомассу не должны уменьшаться в течение некоторого времени, т.е. должно существовать хотя бы их простое воспроизводство.
Относительно невозобновимых природных ресурсов (полезные ископаемые) - необходимо максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены в будущем на другие неограниченные или возобновимые виды ресурсов (к примеру, частичная замена нефти, угля, газа на альтернативные источники энергии - солнечную, ветровую, геотермальную, приливов и отливов, биомассы).
Относительно отходов - должна быть предусмотрена возможность минимизации их количества на основе внедрения малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.
Загрязнение окружающей среды, как суммарное, так и по видам, не должно превышать его современного уровня. Необходимо предусмотреть возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня.
Проблема развития человеческого потенциала.
Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и их качеством. А оно проявляется в виде квалификации трудовой морали.
Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных задач.
Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.
Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.
Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.