Основные черты присущие индустриальному обществу. Индустриальное общество: описание, развитие, черты и признаки

1. Особенности организации регионального управления

1.1 Основы регионального управления

В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.

Под региональным управлением понимают государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных границах всеми подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений. Региональное управление отождествляется с управлением в границах территорий субъектов РФ, т.е. территорий республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения. Такое понимание территориального управления является базовым. При этом следует учитывать, что правовое, организационное, финансово-организационное обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в административных границах субъектов Российской Федерации.

Главной целью регионального управления является повышение удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности. К наиболее значимым региональным интересам относятся:

Соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;

Наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);

Потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;

Наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

Природоресурсный и экологический потенциал региона;

Стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.

С учетом региональных интересов формируются и активизируются цели, принципы и методы регионального управления.

1.4 Система органов управления субъектами РФ

Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являясь органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы в осуществлении межотраслевого и отраслевого управления. Президент Российской Федерации, соблюдая Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями и сферами управления. И хотя его полномочия в этой области не конкретизированы, на практике он издает правовые акты по самым разнообразным вопросам.

Важная роль по руководству отраслями и сферами управления в общероссийском масштабе отводится Правительству Российской Федерации. Организационное и юридическое обеспечение региональных интересов в деятельности правительства Российской Федерации достигается благодаря тому, что оно объединяет и направляет деятельность федеральных органов межотраслевого и отраслевого самоуправления; принимает по вопросам своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории государства. Председателю Правительства России по отдельным вопросам подчинены главы администраций субъектов Российской Федерации, на него возложен контроль над осуществлением полномочий главы администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов Федерации осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления. Свою деятельность по осуществлению регионального управления эти органы осуществляю с учетом:

Взаимоотношений региона и Федерации;

Взаимоотношений региональных органов и органов местного самоуправления;

Обеспечения комплексного развития региона как единой системы.

Органы исполнительной власти общей компетенции любого уровня осуществляют свои полномочия также и в зависимости от их характера непосредственно и через подчиненные органы, призванные руководить порученными им отраслями и сферами.

Таким образом, система регионального управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах, и включает:

а) систему государственных органов (федеральных и региональных);

б) систему государственной службы;

в) совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов;

г) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д. Решение вопроса

формирования системы органов регионального управления субъектов Федерации требует выделения приоритетных для конкретного субъекта сфер деятельности.

1.5 Приоритетные сферы управления

В зависимости от специфических особенностей региона (численного, национального и демографического состава населения, климата, географического положения, удаленности от центра и т.д.) наоборот приоритетных направлений, на которых сосредотачиваются основные управленческие усилия, может быть различным. Между тем есть сферы управления, которые одинаково важны для всех субъектов Федерации. Среди них выделяют управление:

Политической жизнью;

Сферой материального производства;

Финансово-кредитным комплексом;

Потребительским рынком;

Социально-бюджетным комплексом;

Использованием природных ресурсов;

Общественной безопасностью;

Информационной средой.

Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов в деятельности государственных органов, определяющие общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации №803 от 3 июня 1996 года. В нем под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти (федеральных и региональных) по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Экономическую основу деятельности органов субъекта Федерации составляет собственной субъекта Федерации, а финансовую - бюджет субъекта Федерации.

2. Организация регионального управления на примере Калужской области.

Согласно Уставу Калужской области, устанавливающему статус области, принципы организации и деятельности органов государственной власти области, Правительство области, возглавляемое Губернатором области, и органы исполнительной государственной власти области составляют систему исполнительной власти Калужской области.

Правительство области и органы исполнительной государственной власти области организуют и осуществляют управление областью.

Правительство области разрабатывает для представления Губернатором области в Законодательном Собрании области, проекты областного бюджета и программ социально-экономического развития области, а также обеспечивает их исполнение.

Правительство области и органы исполнительной государственной власти области, представляя интересы населения области, берут на себя решение существующих проблем, а также заботятся о перспективном гармоничном развитии региона.

Цель деятельности Правительства области и органов исполнительной государственной власти области: обеспечение достойной жизни калужан.

Основные полномочия Правительства области:

Правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Правительство области:

· осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· разрабатывает для представления Губернатором области в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, в составе материалов, представляемых с проектом областного бюджета, - проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, отчетов об их исполнении, а также проекты областных программ социально-экономического развития;

· обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении, включая отчет (информацию) о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором области в Законодательное Собрание области;

· формирует органы исполнительной государственной власти области - утверждает положения о них, структуру и штатную численность;

· разрабатывает, реализует финансовую, инвестиционную, ценовую политику в области, способствует развитию предпринимательства, содействует укреплению и развитию банковской и кредитной системы;

· управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

· вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обращаться в суд;

· решает вопрос об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации;

· осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Заключение

Главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития.

6.3. Система государственного управления на уровне субъектов РФ

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.99 г. № 184-ФЗ.

Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (далее - конституция (устав) субъекта Российской Федерации), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с принципами осуществления прав граждан на участие в государственном управлении посредством их участия в выборах.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Система органов государственной власти субъекта Федерации формируется самостоятельно в соответствии с конституциями (уставами).

Общие принципы функционирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.99 г. № 184-ФЗ.

Задание 6.3.1.

Выберите из предложенных вариантов правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий между центральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и расположите их в порядке убывания их юридической силы:

a) указы Президента РФ;

b) законы субъектов РФ;

c) Конституция РФ;

d) федеральные отраслевые законы;

e) договоры между центром и субъектами РФ.

________________________________________________________________________________________________

Существенно отличаются системы органов государственной власти в президентских и парламентских республиках, в других субъектах Российской Федерации.

Закон предусматривает две схемы организации власти в субъектах Российской Федерации. Согласно первой субъект Федерации может иметь институт «высшего должностного лица» (президента или главы администрации), согласно второй такого института может не быть. В результате на региональном уровне складывается несколько моделей организации государственной власти по выбору субъектов Федерации.

Законодательные, представительные органы власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими органами государственной власти. Структура их, официальное название и численность депутатов определяются самими субъектами с учетом местных, национальных и иных исторических особенностей.

Федеральный закон определяет полномочия регионального законодательного представительного органа власти по 29 основным позициям. Наиболее важные их них: принятие конституции (устава) субъекта Российской Федерации, соответствующих законов и иных правовых актов; утверждение бюджета, схемы управления и в соответствии с ней структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, программ и планов социально-экономического развития; установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления, налогов, сборов, пошлин, тарифов, платежей и порядка их взимания, общего порядка управления и распоряжения собственностью, утверждение договоров; толкование конституции (устава) и законов, осуществление контроля за их соблюдением, а также за исполнением бюджета и программ социально-экономического развития.

Виды региональных представительных законодательных органов власти имеют своеобразные отличия. Среди них можно выделить институты с разными правовыми статусами:

Республиканские парламенты;

Краевые законодательные собрания;

Областные думы;

Городские думы (Москва, Санкт-Петербург);

Представительные органы власти автономных округов и области.

По структуре большинство региональных парламентов - однопалатные и только четыре имеют двухпалатную структуру: парламенты Республики Саха (Якутия), Карельской республики, Кабардино-Балкарской республики, Башкортостана.

Парламенты в большинстве своем состоят из комитетов и комиссий. Так, Государственное Собрание Алтайского края состоит из семи комиссий: по законодательству, по местному самоуправлению, по экономической политике, по социальной защите, по экологии, по аграрным вопросам, по культуре и образованию. Верховный Совет Хакасии состоит из восьми комиссий, парламент Чувашской Республики - из семи комитетов. Сложную структуру имеет парламент Башкортостана. Он состоит из двух палат: Палаты представителей и Законодательной палаты с равным количеством комитетов (по семь).

Характерным отличием региональных представительных органов власти является их огромное разнообразие, они отличаются по структуре, размерам, по выполняемым ими функциям. В целом можно отметить, что региональные законодательные представительные органы власти прошли стадию своего организационного и правового становления и оформились как полноценные органы государственной власти.

На основе сложившихся конституционных схем можно выделить несколько видов правовых статусов высшего должностного лица в субъектах Российской Федерации .

В республиках высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации является:

1) главой республики, избирается всенародно и одновременно главой исполнительной власти, возглавляет правительство и всю систему исполнительных органов власти. Это характеризует систему органов власти президентских республик: Коми, Бурятии, Чувашской Республики и др.;

2) главой субъекта Федерации и главой исполнительной власти, при этом имеется должность председателя правительства, которого высшее должностное лицо назначает с предварительного согласия парламента; высшее должностное лицо назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов. Такая модель характерна для Республики Саха (Якутия);

3) главой субъекта Федерации (республики), гарантом конституции, но не главой исполнительной власти непосредственно. Имеется должность председателя правительства, который назначается с согласия парламента; правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом. Такая схема характерна для республик Башкортостан, Татарстан и др.

Правовое положение высшего должностного лица в краях, областях и городах федерального значения также различается:

Глава администрации (губернатор) избирается всенародно и одновременно является главой правительства (администрации). Это характерно для большинства областей и краев;

Глава администрации (губернатор) не является одновременно главой правительства (администрации), т.е. не возглавляет непосредственно исполнительную власть (например, в Свердловской области).

Основной особенностью организации исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты Российской Федерации самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой - федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта Федерации, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней.

Органы исполнительной власти в республиках РФ функционируют, как правило, на основе одного из нижеперечисленных вариантов:

1. Высший орган исполнительной власти республики возглавляет и формирует высшее должностное лицо самостоятельно. В этом случае высший орган исполнительной власти (правительство) полностью ответственно перед высшим должностным лицом субъекта Федерации. Это характеризует систему органов исполнительной власти президентских республик.

2. Высший орган исполнительной власти имеет «двойную ответственность»: перед высшим должностным лицом субъекта РФ и законодательным органом субъекта Федерации. Высшее должностное лицо не является главой исполнительной власти непосредственно, поскольку имеется должность председателя правительства. Это характерно для смешанных, полупрезидентских республик и большинства краев и областей.

3. При коллегиальной системе формирования и организации исполнительной власти в парламентских республиках исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом власти. Это имеет место в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.

Система органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов и городов федерального значения формируется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в субъектах РФ и имеет некоторые особенности по сравнению с республиками. Для организации органов исполнительной власти краев, округов, областей и городов федерального значения характерна двухуровневая система правового регулирования.

Возглавляет систему органов исполнительной власти на уровне края, области, автономного округа, автономной области администрация. Она обладает собственной компетенцией для самостоятельного решения задач социально-экономического развития всей территории и использования для этих целей всех имеющихся ресурсов. Наименования органам исполнительной власти (администрация, правительство и т.п.) и их главам даются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующими органами субъекта Российской Федерации.

Систему органов исполнительной власти края, области, автономного округа и т.п. образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации; 2) управления, комитеты, отделы и другие службы краевой, областной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, также входящие в систему областных, краевых органов исполнительной власти, но имеющие ярко выраженное вертикальное подчинение.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения: комитеты, управления, отделы краевой (областной) администрации. Они непосредственно осуществляют управление соответствующими отраслями экономической, социально-культурной и административно-политической сфер государственного управления, что на федеральном и республиканском уровнях соответствует работе министерств.

________________________________________________________________________________________________

Задание 6.3.2.

Какие две формы организации государственной власти существуют в субъектах РФ?

1) _____________________________________________________

2) _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Президент РФ Указом от 13 мая 2000 г. создал семь федеральных округов , каждый из которых охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации: Дальневосточный (с центром в Хабаровске), Приволжский (Нижний Новгород), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону), который вскоре был переименован в Южный, Сибирский (Новосибирск), Уральский (Екатеринбург), Центральный (Москва). В соответствии с этим был преобразован институт президентских представителей, которые до этого были во всех 89 субъектах Федерации. Теперь полномочные представители Президента РФ назначаются в федеральные округа и наделяются значительно более широкими полномочиями. Они должны информировать Президента РФ о состоянии дел в регионах, входящих в соответствующий федеральный округ, вносить предложения о кадровых назначениях, координировать согласованное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти на территории федерального округа, осуществлять контрольные функции.

Наряду с этим в целях совершенствования федерализма и укрепления вертикали власти в стране Президент РФ внес в Государственную Думу пакет законопроектов, которые направлены на реформирование механизма обеспечения единства и законности деятельности органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления.

Итак, становление современной российской государственности базируется на принципах федерализма. Особенности российского федерализма придают новый аспект государственно-управленческим процессам. Становление современной системы управления тесно связано с особенностями государственного устройства, тенденциями развития федеративных отношений в России и требует выработки особого направления региональной политики, специфической региональной стратегии государственного управления.

________________________________________________________________________________________________

Задание 6.3.3.

Какова роль полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах?

________________________________________________________________________________________________

Итоговое задание по теме 6

Сформулируйте основные различия в политико-правовом статусе субъектов РФ.

1) Республика

2) Область, край, город федерального значения

3) Автономный округ, автономная область

________________________________________________________________________________

Выводы

1. Территориальное государственное управление представляет собой систему, позволяющую решать разнообразные проблемы функционирования и развития общества в целом и различных его подсистем, и строится, в идеале, в соответствии с практической целесообразностью деятельности.

2. Современная Россия представляет собой уникальный тип федерации, характеризующийся политико-правовой и социально-экономической асимметрией регионов России.

3. Субъекты РФ создали множество форм организации как законодательной, так и исполнительной власти, что затрудняет применение унифицированных управляющих воздействий со стороны федерального центра. К судам субъектов РФ относятся Конституционные суды и Уставные палаты субъектов, а также мировые судьи.

4. Создание Федеральных округов, по-видимому, стало первым шагом к укрупнению субъектов РФ.

Библиографический список

(основной)

1. Конституция РФ. - Ст. 71, 72.

3. Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В.А.Козбаненко. - М.: Статут, 2000. - С. 254-665.

4. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. - С. 280-310.

(дополнительный)

1. Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации и взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. № 370 (с изменениями от 25 ноября 1996 г.).

2. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ.

3. Бюджетный кодекс РФ. Гл. 11: Расходы федерального бюджета, расходы субъектов Российской Федерации, расходы местных бюджетов.

4. О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849.

5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

На рубеже 19-20 веков мир начал развиваться в новом направлении. Изменения были обусловлены окончательным переходом стран Западной Европы на новый этап - индустриализацию. На этой стадии сформировалось три эшелона государств, четко обозначивших свой переход в новую эпоху. Рассмотрим далее историю индустриального общества в начале 20 века .

Развитые страны

Они составляли своего рода ядро индустриального общества в начале 20 века. США , Германия, Англия, Франция вступили на новый исторический этап после окончания промышленного переворота. Их дальнейшее развитие основывалось на достижениях НТР.

На этом системном эшелоне образовался устойчивый тип индустриального и экономического развития. При этом сформировались новые классы:

  • Промышленно-финансовая и мелкая буржуазия.
  • Рабочие.
  • Инженерно-техническая элита.

В индустриальном обществе в начале 20 века начали создаваться Произошли изменения в государственном устройстве, права и свободы граждан были существенно расширены, предоставлялись гарантии для предпринимателей и частных собственников.

В начале 20 века в индустриальном обществе развитых стран появились признаки индустриально-монополистического капитализма. Он связан с возникновением крупных монополий, объединений, финансово-промышленных корпораций в значимых транспортных и промышленных отраслях.

Влияние олигархии

Финансовая и промышленная буржуазия оказывала существенное воздействие на становление индустриального общества. В начале 20 века олигархия влияла на:

  • Деятельность государства. Воздействие происходило через выборные институты и парламент, в результате чего формировалась закрытая система лоббирования.
  • Госструктуры и депутатов парламента шантажом и откупами. Это позволяло буржуазии решать собственные проблемы и получать сверхприбыль.
  • Внешнюю и внутреннюю политику, взаимовыгодную финансово-предпринимательскому классу и государственной бюрократии.

Государства догоняющего развития

К их числу относились Россия, Испания, Япония, Австро-Венгрия. В них только начинали проявляться черты индустриального общества. В начале 20 века эти страны:

  • Проводили модернизацию производства.
  • Вступили в новую фазу развития. При этом в обществе сохранялись пережитки прежнего, полуфеодального уклада, а роль государства оставалась решающей.
  • Сохраняли патриархальные идеи. Население все еще было разделено на аристократию, крепостное крестьянство, духовенство. Вместе с тем начали формироваться новые классы: научно-техническая интеллигенция, пролетариат, буржуазия.
  • Сохраняли под государственным контролем промышленную индустрию, наращивали военно-промышленный потенциал.

В этих странах в начале 20 века индустриальное общество, кратко говоря, формировалось при наложении эпох со старой (доиндустриальной) и новой (индустриальной) экономикой. В такой ситуации развитие государств второго эшелона существенно осложнялось; часто возникали экономические кризисы и революционные взрывы.

Передел сфер влияния

В индустриальном обществе в начале 20 века возник общий циклический кризис. Он был обусловлен дефицитом сырья, недостатком рынков сбыта товаров, перенасыщением внутреннего рынка. Возник дисбаланс развития мировой экономики. Он повлек за собой борьбу за передел сфер влияния между империями и сверхдержавами.

Борьба началась и в Центральной Европе, и на Дальнем Востоке, и в южных регионах. Так в Индокитае проходил передел колоний и полуколоний, относившихся к третьему эшелону стран.

Россия приступила к глубокой модернизации еще с середины 19 столетия. Предполагалось, что развитие страны обеспечит сохранение статуса самостоятельного великого государства.

Модернизация промышленности

Она проходила стремительными темпами. За сравнительно непродолжительный период с 1900 по 1913 г. практически вдвое выросла добыча угля и производство чугуна, а нефтедобыча возросла в 2,5 раза. Большая часть объема приходилась на долю европейских стран и Америки.

Вместе с ускорением развития изменялась структура промышленности. Увеличивался удельный вес машиностроения, металлургии; начали возникать новые отрасли (химическая, электротехническая промышленность, автомобиле- и станкостроение).

Кроме того, существенно расширилась география индустрии. Большое количество химических и электротехнических заводов было создано в Германии. Промышленность этой страны в 1913 г. поставляла на рынки 86 % продукции. В Швеции происходило расширение бумажных и лесопильных предприятий, стала выпускаться высококачественная сталь. В Нидерландах появился концерн "Филипс". Он производил радиотехнику и довольно быстро завоевал мировой рынок. За сравнительно короткое время в Италии расширилось автомобильное производство. Лидером автомобилестроения стал концерн "Фиат".

Миграция населения

На рубеже 19-20 вв. огромное количество людей стали переезжать в другие страны в поиске работы. Тысячи жителей села переместились в города. Там они устраивались на промышленные и обслуживающие предприятия.

В 1900-1913 гг. из европейских стран эмигрировало более 17 млн человек. Большая их часть направлялась в Новый Свет. При этом центром притяжения стали США. В Америку за 1900-1915 гг. приехало более 14 млн человек. Многие переехали в Австралию, Канаду, а также страны Латинской Америки (Аргентину, Бразилию и пр.).

За счет притока огромного количества людей расширились рынки дешевой рабочей силы. Это позволило предпринимателям поддерживать низкую оплату труда наемных рабочих. В результате возник существенный разрыв между уровнями жизни трудового населения и представителями среднего класса.

Пропасть между бедными и богатыми существовала в обществе, где основами провозглашались равенство и свобода. Все это вызывало у людей чувство озлобленности и подвигало их на борьбу за свои права. При этом многие в обществе, в том числе и на верхах, понимали, что дальнейшее сохранение такого положения невозможно. В этот период в Великобритании были опубликованы книги с очень выразительными названиями: "Бедность. Исследование городской жизни", "Богатство и бедность".

Индустриальное общество и его стремительное развитие стали основоположниками современного общества. В этот период были созданы важнейшие концепции для современной жизни человека. Крупнейшая мировая модернизация позволила завершить промышленный переворот и развить .

Вконтакте

Характеристика

Под термином индустриальное общество подразумевается общество, сформированное в ходе индустриализации – роста машиностроения, появления общепринятых норм организации труда населения, использования достижений для блага человека.

Формируется оно следом за промышленной революцией. Одновременно происходит распределение трудоспособного населения по новым местам занятости, сельское хозяйство занимает меньшую часть рабочих рук, растет количество задействованных на промышленных объектах. Из-за этого происходит увеличение численности городского населения .

Если говорить о том, какой признак характеризует индустриальное развитие общества, можно выделить несколько категорий:

  • раздел занятости, большая производительность;
  • прогрессивная динамика роста предпринимательского ресурса, человеческого капитала;
  • высокая динамика развития средств массовой информации;
  • растущий коэффициент гуманизации населения , увеличение городов.

Важно! Зная, какими признаками характеризуется индустриальное общество, можно составить ориентировочный план его исторического формирования.

Немного истории

Время зарождения предпосылок для образования индустриального общества – это XVII-XVIII века нашей эры. В это период происходила колонизация новых земель , расположенных на территории современной Северной Америки.

В связи с этим произошло смещение старых торговых путей, увеличился оборот драгоценных металлов. Из этого последовало большее количество денег, находящихся в обращении.

Рост вложений в торговлю и промышленность увеличил товарооборот, поэтому потребовалось большее количество рабочей силы. Стали появляться новые проблемы и новые ценности, стандартный метод ведения хозяйства уступает новому – капиталистическому.

Существенные изменения в экономике стран привели к перестроению жизни и быта населения. Происходит упадок земельной аристократии и ослабление крестьянства. Вновь образовавшиеся экономические классы, и пролетариат, получают все большую значимость в жизни сложившегося общества.

Основные черты

Индустриальная эпоха знаменуется превосходством колониализма . Господство стремительно развивающихся европейцев над экономически отсталыми государствами Восточной Азии объясняется эксплуатацией человеческих, а также природных ресурсов зависимых стран. Сложившаяся ситуация вполне устраивает современное общество, новые проблемы и новые тенденции которого характеризуются следующими чертами:

  • происходит массовая урбанизация;
  • осуществляется переход к капиталистическому строю;
  • создается единый рынок сбыта продукции;
  • снижается влияние церкви на население ;
  • начинается эпоха мировой индустриализации;
  • снижается численность крестьян, возрастает количество пролетариата;
  • развиваются технологии благодаря научным трудам ученых;
  • меняется мировоззрение населения – индивидуальность становится высшей ценностью.

Отличительные черты индустриального общества – ускоренное экономическое развитие страны и его последствия. Растет количество средств коммуникации, изобретается радио, телеграф, телевидение. Путем соединения капиталов (промышленность, банки) образуются монополии. Наблюдается улучшение качества, уровня жизни населения в сравнении с ранними периодами.

Важно! Индустриальная эпоха, в целом длившаяся около 300 лет, затронула все сферы жизнедеятельности человека.

Произошедшие изменения

Время, в течение которое существовало индустриальное общество, характеризуется как период развития.

Такого мнения придерживаются экономисты, философы, социологи, политологи.

На начало XX века оно окончательно сформировалось и стало главенствующим во всей Европе, СССР.

За время его существования экономика, население, а также уклад жизни претерпели множество изменений. Это обусловлено эволюцией социума и законов цивилизации.

Экономика

При сравнении с аграрным (традиционным) периодом экономическая сущность стала производительнее. Характеристики индустриального общества выделяют эти особенности как следующие показатели:

  • увеличение массового производства;
  • рост банков ;
  • появление кредитования;
  • постоянное противостояние пролетариата и буржуазии;
  • периодические кризисы (перенасыщение рынка сбыта).

В период своего динамичного развития, которое испытывало индустриальное общество, новые проблемы и новые столкновения между разными слоями населения продолжали существовать. В качестве предпосылок для улучшения стабильности мирового рынка принимается в расчет разделение труда , что способствовало увеличению производительности предприятий.

Примеры нового термина можно увидеть в работах английского экономиста Адама Смита: один человек производит 25 булавок в день. Если разделить процесс производства на несколько простых операций, каждую из которых будет делать один человек, производительность труда увеличится в несколько раз.

Социальный фактор

Увеличение качества жизни стало причиной того, что индустриальное общество создало новые проблемы и новые ценности для населения. Повседневная жизнь граждан существенно изменилась. Роль каждого класса играла важную роль в развитии экономики, усиливалась демократия. Это открыло путь к власти для среднего класса, во многих странах произошли кардинальные изменения, касающиеся политической структуры государства. Принятие парламентской реформы в Британии и французская Конституция – яркие примеры социальных последствий развития индустриального общества.

Причины раздора

Слаженная структура государства стала появляться ближе к середине эпохи. Основной причиной раздора стали ремесленники, передававшие свою специальность из поколения в поколение. С развитием машиностроения и фабричного производства их труд становится невостребованным :

качество и стоимость заводских изделий превосходят те, которые были сделаны с помощью ручного труда. Крестьяне, кормившие свою семью за счет сельского хозяйства, стали терять доход и рабочую силу из-за переселения людей в город.

Все они обвиняли в своих проблемах машины и станки. Участились столкновения, в которых ломалось оборудование заводов и фабрик. Этот период принято называть началом классового противостояния против эксплуататоров.

Как говорилось ранее, индустриальное развитие часто загоняло экономику той или иной страны в кризисное состояние. Резкое увеличение количества банков и постоянный приток средств в одну страну, являющуюся на данный момент мировым лидером в сфере, привело к перенасыщению собственного рынка продукцией страны. Происходило это из-за того, что большая часть средств концентрировалась в одном государстве, а другие страны становились неплатежеспособными.

Индустриальное общество

Индустриа́льное о́бщество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества. .

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции . Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения.

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Впервые ввел предпринимательский ресурс в качестве ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер . В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество .

Сущность и концепция развития индустриального общества

Сущность индустриального общества отражают возникновение и развитие предпринимательского ресурса, как составляющей человеческого капитала, самого человеческого капитала, а также конкуренции - основных факторов становления и развития индустриальной экономики и общества, драйверов промышленной революции и генерации инноваций.

Концепция развития индустриального общества заключается в формировании и развитии класса предпринимателей, образования, особенно специального, науки, культуры, медицины, в повышении качества жизни населения и эффективности элиты, в формировании гражданского общества.

Индустриальное общество и экономика начали формироваться в первой половине 19 века. В экономике и обществе в этот период времени происходили революционные изменения :

Накопление креативного человеческого капитала, знаний и инноваций (в промышленности);

Индустриализация и механизация производств, переход от ручного труда к машинному;

Формировались конкурентные отношения и конкурентные рынки, формировались демократия и гражданское общество;

Повышались уровень и качество жизни населения; развивались культура, образование, наука и постепенно готовилась база для очередного витка ускоренного роста экономики, развития промышленности и технологий;

Происходило опережающее развитие человеческого капитала за счет приоритетного роста инвестиций в образование, в том числе в профессиональное образование, в науку, в инновации.

Основным локомотивом развития индустриальной экономики была и остается конкуренция.

Черты индустриального общества

  1. Возникновение креативного класса - предпринимателей (капиталистов) и наемных рабочих.
  2. Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры.
  3. Переход к машинному производству.
  4. Перемещение населения в города - урбанизация.
  5. Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.
  6. Общественно-исторический прогресс.
  7. Неограниченная эксплуатация природных ресурсов во вред экологии.
  8. Основа экономики - конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.
  9. Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.
  10. Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; расширение возможностей просветительской и образовательной деятельности; рост населения и увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения; разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

Волны развития и технологические уклады индустриальной экономики

Переход от индустриального общества к постиндустриальному

Примечания

Литература

  • Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003.
  • Йозеф Алоис Шумпетер (1883-1954). Теория экономического развития
  • Корчагин Ю. А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности, Москва, ВШЭ, 2011
  • Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М.: «Юстицинформ», 2006.
  • Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. – М.: Наука, 1990. – 232 с.
  • Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993. – 310 с.
  • Корчагин Ю.А. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. - Воронеж: ЦИРЭ.
  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. - М.: УРСС , 2007.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Индустриальное общество" в других словарях:

    Современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался… … Философская энциклопедия

    - (industrial society) Общество с широким разделением труда и опорой на крупное машинное производство. Индустриальное общество рассматривается как общее обозначение для капиталистической и социалистической формаций недавнего прошлого. Сен Симон… … Политология. Словарь.

    Тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность. Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и… … Финансовый словарь

    Современная энциклопедия

    - (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родо племенное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60… … Большой Энциклопедический словарь

    Индустриальное общество - (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60 х … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Бурж. социология, и экономия, теория обществ. развития, направленная против марксистско ленинского учения о социальном прогрессе в ходе сменяющих друг друга обществ. экономич. формаций. Сформулирована в двух вариантах франц. философом Р.… … Философская энциклопедия

    Одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, т.наз. «развитых» обществ в отличие от «традиционных», «аграрных» (родо племенных, феодальных и др.)… … Новейший философский словарь

    индустриальное общество - Этап развития общества и общественных отношений, сложившийся после промышленной революции, когда наряду с сырьевыми отраслями основой экономики стали развиваться обрабатывающие отрасли (вторичный сектор экономики) … Словарь по географии

    - (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющей традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Историческая социология в 3-х частях. Часть 3. Индустриальное и постиндустриальное общество. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Кремлев Н.Т.. Настоящее издание посвящено вопросам общественного развития. Книга состоит из трех частей. В первой части рассмотрены методы исторической социологии, проблемы образования человеческого…