Есть ли конкуренция в командной экономике. Человеческое общество в своём развитии использовало и использует различные экономические системы

Рыночная экономическая система

Рыночная экономическая система имеет ряд характерных черт:

  1. Различные формы частной собственности
  2. Свобода предпринимательской деятельности
  3. Наличие конкуренция на рынке
  4. Рыночная система как опора
  5. Ограничение роли государства в экономике

Замечание 1

Рыночную экономическую систему характеризует частная собственность на ресурсы и использование цен и системы рынков для координированного управления экономической деятельностью.

Механизмы спроса и предложения позволяют рынку самостоятельно определять, что, для кого и как производить.

Капиталистическая система подразумевает наличие у частных лиц собственности на различные виды материальных ресурсов. Благодаря наличию права заключать обязательные к исполнению юридические договора, частные лица могут по своему усмотрению управлять и использовать свои материальные ресурсы.

Производители стремятся производить именно те товары, которые удовлетворяют потребности покупателей и приносят ему максимальную прибыль. Потребитель вправе сам решать, какие товары ему приобрести и сколько заплатить за это денег.

Поскольку в ситуации свободной конкуренции определение цен не зависят от производителя, то выбор варианта производства хозяйственные субъекты экономики осуществляют, исходя из стремлений изготавливать продукцию с минимальной себестоимостью, чем у его конкурентов, для того, чтобы продать как можно больше своего товара по более низкой цене. Решению данной задачи способствует технический и технологический прогресс, а также внедрение передовых методов управления.

Определение того, для кого производить, обычно решается в сторону тех потребителей, которые имеют наибольший доход.

В рыночной экономической системе органы власти практически не вмешивается в экономические процессы. Роль государства подразумевает защиту частной собственности, установление законов и норм, облегчающих существование и развитие свободного рынка.

Командная экономическая система

Централизованная или командная экономическая система – это прямая противоположность рыночной экономике.

Государственные органы принимают экономические решения с помощью директивного или централизованного планирования.

Производственный план каждого предприятия предусматривает, что и в каком объеме производить, выделяются ограниченные ресурсы, государство тем самым решает проблему, как производить, указывает не только поставщиков, но и покупателей, то есть решает вопрос, для кого конкретно производить.

Распределение средств производства между отраслями основано на долговременных приоритетах, которые определяет соответствующий плановый орган.

Смешанная экономическая система

В чистом виде ни рыночная, ни командная экономическая система не существует ни в одном государстве.

Замечание 3

Большинство современных развитых стран имеют смешанную экономику, которая сочетает элементы рыночного и командного типа.

Смешанная экономика характеризуется регулирующей ролью государства и наличием экономической свободы у большинства производителей. Работники и предприниматели выбирают отрасль деятельности по собственному решению, а, не руководствуясь производственными директивами. В свою очередь, государство реализует социальную, антимонопольную, налоговую фискальную экономической политики, что в той или иной мере направлено на экономический и повышение жизненного уровня своего населения.

С помощью таблицы 3 рассмотрим отличительные черты рыночной и командно-административной экономик.

Таблица 3

Отличительные черты экономики

Рыночная

Командно-административная

Масштабы обобществления

Обобществление производства в рамках предприятия.

Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы.

Ценообразование

Ориентируется на предотвращение спада в производстве.

Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены.

Конкуренция

Социальные гарантии

Социальная незащищённость граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Зарплата на основной работе.

Зарплата на основной работе +свободное время + связи + трансферты.

Теневая экономика

Отсутствует

присутствует

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда.

Административное установление заработной платы.

Стимул к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.п.)

Социалистическое соревнование.

При командной экономике все распределяется централизованно и заранее по существующему плану определяется - кому, что и сколько производить.

При рыночной экономике эти процессы подчиняются законам свободного рынка - производится то, на что есть спрос в данный момент времени .

Характерными чертами командно-административной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда .

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса .

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

В рыночной системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, то есть свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в рыночной экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Идет много споров о том, какая из экономических моделей более выгодна и эффективна в использовании. Подобные дискуссии на эту тему ведутся уже очень долго. И до сих пор не совсем понятно, что лучше.

Кратко о рыночной и командной экономике

Чтобы сравнивать эти два вида экономики, для начала, нужно четко знать, что они собой представляют.

Итак, рынок – это довольно сложное и широкое для понимания понятие. Если говорить в общих чертах, то это целый механизм, в котором сочетается взаимодействие продавцов между и их покупателями. Продавцы предоставляют покупателям товары или услуги, а покупатели в свою очередь платят за это деньги.

Другими словами, механизм рынка делает обе стороны материально заинтересованными. Исходя из этого, можно дать следующую расшифровку терминам командной и рыночной экономики.

Командной экономикой считается тот тип в экономической системе, в котором главенство выходит на первый план. Другими словами цены на продукцию, объем производимой продукции определяется непосредственно государством. А частная собственность сводится к минимуму.

В приоритете стоит только государственная собственность.

Рыночная экономика это противоположный командной экономике вид, при котором главная роль отводится частному бизнесу. В такой экономике государство выступает только в роли «посредника» и занимается тем, чтобы все сделки, покупки и продажи происходили на равных условиях и согласно законам.

Основные отличия двух видов экономики

На вопрос чем отличается рыночная экономика от командной , можно ответить сразу же. Невооруженным взглядом видно, что главное их отличие – это роль государства в рыночных отношениях. Из этого можно вывести множество позитивных и негативных моментов.

Во-первых, командная экономика выгодна только государству и больше никому. Из этого становится понятным, что подобные рыночные отношения для бизнесменов и частных предпринимателей не то чтобы не выгодны, а они ими и вовсе не рассматриваются. В любом бизнесе важная прибыль. А прибыль в рамках командной экономики будет минимальной.

Если вообще будет.

Во-вторых, не зря в большинстве современных стран имеет место именно рыночная экономика. Дело в том, что в ее рамках бизнесмен или предприниматель получит больше прибыли. При этом и государство останется довольным ввиду того, что процент от доходов оно получает в любом случае (аренда, налоги и т. д.).

Почему преобладает рыночная экономика?

Не зря командная экономика так и осталась отголоском СССР. Ведь, когда страна избавилась от централизации в экономической сфере, для многих людей стало доступным иметь свой бизнес, не опасаясь государственного надзора.

Почему рыночная экономика? Потому что – это свобода в действиях и целеустремленность с размахом в будущее. Есть возможность начать жизнь простым рабочим, а закончить прославленным бизнесменом, тем самым обеспечив свою семью. Единственным недостатком в рыночной экономике является понятие конкуренции и переизбытка товара.

Но, как говорится, на свой товар всегда найдется свой покупатель.

Спор о том, какая экономическая модель выгоднее и эффективнее, ведётся не одно десятилетие. Как показывают объективные данные, идеального устройства национального хозяйства не существует. Названные модели нигде не воспроизводятся в чистом виде, однако стремление к их построению во многом определяет политику государств. Во всём цивилизованном мире общепринято мнение, что идеальным вариантом является смешанная экономика. Чем больше её функций отдано на откуп гражданскому обществу и частному бизнесу, тем лучше.

Определение

Командная экономика – это тип хозяйственно-экономической системы, основанный на национализации, главенствующей роли государства. Потребности общества определяются путём планирования производства, которое далеко не всегда является объективным. Цены на продукцию устанавливаются государством и, как правило, не зависят от конъюнктуры рынка. Частная собственность сведена к минимуму, в то время как приоритет отдаётся именно государственной.

Рыночная экономика – это тип хозяйственно-экономической системы, при котором ведущую роль играет частный бизнес. Роль государства сведена к минимуму, оно выступает в роли «ночного сторожа», борясь лишь с монополизацией национального хозяйства, перепроизводством, демпингом и другими негативными факторами. Количество товаров, цены, целевые группы формируются рынком. Как государственная, так и частная собственность находятся в равных условиях, а все противоречия и споры разрешаются в гражданско-правовом порядке.

Сравнение

Командно-административная и рыночная экономики имеют свои достоинства и недостатки. Как показывает практика, первый тип порождает коррупцию, дефицит продукции и убивает свободу выбора, так как решения о выпуске товаров и их распределении принимаются узким кругом лиц. Тем не менее, командная экономика не допускает социального расслоения общества, но это – «равенство в нищете».

Рыночная экономика даёт шанс прославиться и заработать много денег. Её девиз – «Разбогатей или умри в попытках», стал своеобразным символом нового времени. Однако рынок порождает социальную напряжённость, перепроизводство, постоянную борьбу между конкурентами, которая зачастую приобретает нецивилизованный характер. На данный момент именно рыночная экономика показала большую жизнеспособность и склонность к развитию.

Выводы сайт

  1. Производство. Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, административная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.
  2. Капитал. При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса, при командной альтернативе – под контролем государства.
  3. Стимул к развитию. Рынок порождает конкуренцию, в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти.
  4. Принятие решений. При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, командная система не считается с мнением других субъектов политики.
  5. Ценообразование и «чёрный рынок». Свободная экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Административная модель формируется лишь за счёт товаров, запрещённых к обороту (оружие, наркотики и т.д.). Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Факультет экономики

Командная и рыночная экономика: сравнительный анализ

          Курсовая работа

          Студентки 1 курса
          Мельничук Елизаветы Романовны
Санкт-Петербург
2011

Содержание
1. Введение ……………………………………………………… ……………..3
2. Командная экономика……………………………………………………. ....4
2.1. Периоды экономического развития бывшего СССР………....................... .............................. .............................. ......................7
3. Переходный период……………………………………………………….9
3.1. Причины, цели и задачи перехода от «плана» к «рынку»……11
4. Рыночная экономика ……………………………………………………….13
4.1. Роль государства в рыночной экономике……………………..15
4.1.1. Причины государственного вмешательства в
рыночную экономику………………………….… ……………..17
5. Сравнительный анализ командной и рыночной экономики………........19
6.Заключение……………………………………………… …………...…......21
7. Список используемой литературы………………… …………………….22
8.Приложение……………………………………………… …………………23
    Введение
Тема, выбранная мною для курсовой работы, достаточно актуальна на данный период времени, когда российское общество стремиться перейти к социальной рыночной экономике. От типа системы, зависит состояние государства, как внутри страны, так и за ее пределами.

В своей курсовой работе я проанализирую два вида экономических систем: Командную и Рыночную. Детальнее рассмотрю сравнительный анализ этих экономических систем.

За время существования, человечество перепробовало различные типы экономических систем, и поиск лучшего варианта продолжается по сей день. Поэтому я решила выявить особенности основных экономических систем и выделить плюсы и минусы каждой из них.

Командная и рыночная экономики представляют собой противоположные экономические системы. С теоретической точки зрения командное хозяйство было задумано как противоположность рыночному.

Главной целью моей работы является рассмотрение экономических систем. Какая из них приемлемей? А так же я рассмотрю, к какому типу стоит относить экономическую систему России? На много ли мы продвинулись в переходе от одной системы к другой? Какая всё-таки лучше?

    Командная экономика
    Советская экономика представляет собой величайший парадокс ХХ в. С одной стороны, на протяжении ряда десятилетий она демонстрировала высокие темпы роста и крупные масштабы производственной деятельности и объемов выпускаемой продукции, занимая второе место в мире. По ряду событий Советский союз превосходил США. Пожалуй наивысший успех СССР состоял в достижении паритета с США по военной мощи.
    Все эти видимые успехи были добыты огромной ценой, когда ради иллюзии создания самого передового общества на земле или под лозунгом догнать и перегнать концентрировались гигантские трудовые, финансовые и материальные ресурсы. Данные ресурсы, как правило, использовались без оглядки на экономическую эффективность. Руководствуясь принципом «высшей рентабельности», т.е. политическими и идеологическими соображениями, не взирая на затраты.
    Коммунистический эксперимент в СССР осуществлялся довольно долго. В его котле оказались не менее трех поколений советских людей. В большинстве своем они гордились результатом своих деяний, величаем и мощью страны. Но это не может служить опровержением теперь уже очевидного факта: страна выбрала неверную, абсолютно не эффективную модель экономики. Прав покойный академик В. Тихонов, который писал, что в СССР была создана «самая нелепая из всех, которые только могут быть, хозяйственная система».
    Результатом имманентных нерыночной экономики пороков были производство ради производства, уродливая структура экономики, почти всеобщая неконкурентоспособность, ресурсопожирание, отсутствие самопроизвольной трудовой мотивации, мотивации к научно-техническому прогрессу, замедление темпов роста, нарастание социального недовольства в обществе. По сути в советской экономике отсутствовал экономический механизм, существовал лишь механизм внеэкономического принуждения – планирования и командования «сверху». На деле это была не экономика, а антиэкономика, не хозяйство, а антихозяйство.
    Командно-административная модель советской экономики вполне соответствовала политическому режиму – режиму абсолютной власти одного человека, одной идеи, одной партии, одного плана. Падение темпов роста производства и агония такой экономической системы стали, в свою очередь, главным фактором расшатывания и последующего развала тоталитарной политической системы.
    Социализм привел к тотальному огосударствлению экономики СССР, сделав государство единственным работодателем, который не оставил трудящимся шансов на свободный выбор работы, на возможность «торговаться» за цену своей рабочей силы. Более того, по команде «сверху» рабочая сила была объявлена не товаром, да и по сути не могла им быть. Все доходы населения заранее определялись как «пайки». Приоритетное значение имели тяжелая промышленность и ВПК.
    Командно-административная сталинская модель советской экономики объективно порождала экстенсивный тип развития, чрезмерную ресурсоемкость и технологическую отсталость.
    Ни смотря, ни на что коммунистическая пропаганда создавала иллюзию советской экономики, как экономики успешной и процветающей. Однако эта экономика была ограблена своими же правителями. В этой экономике производитель был заинтересован лишь в удовлетворении своих нужд, реальные потребности населения его не волновали. Товары широкого потребления всегда были дефицитны, хотя по многим видам продукции тяжелой промышленности объемы производства в принципе были вполне достаточны для того, что бы дефицита избежать.
    Можно сказать, что факторов разрушающих экономику бывшего СССР, было два. Это отсутствие в ней товарно-денежных отношений с их механизмом конкуренции и внутренне инициируемого, т. е. органического, научно-технического процесса.
    Лозунги и обращения Советской экономики «догнать и перегнать» США и другие развитые капиталистические страны в экономическом отношении, создать в СССР чуть ли не рай земной, указывали на то, что Советская экономическая политика была очень самоуверенной и амбициозной.
    Основа советских идей состояла из априорных идей.
    Краткий перечень идей:
    - не частная, а государственная собственность на основе которой монополизируется вся хозяйственная деятельность;
    - не рынок, а волюнтаристский план;
    - не конкуренция и материальное стимулирование, а морально-политическое принуждение, подаваемое обществу в замаскированной форме, как социалистическое соревнование;
    -не фермы или крестьянские хозяйства, а колхозы и совхозы;
    -не прибыль предприятия как конкретный ориентир хозяйствования, а мобилизация средств в руках государства, что бы якобы должно было служить удовлетворению потребностей народа.
    Все эти идеи вели государство в тупик. Экономика с таким раскладом шла назад, а не продвигалась вперед, как хотелось.
      Периоды экономического развития бывшего СССР
I период (1917 – 1928гг.). В рамках этого периода произошел сначала крах, а потом восстановление старой российской экономики без каких либо серьезных структурных изменений. При этом как спад производства в годы «военного коммунизма» и гражданской войны, так и среднегодовые темпы его последующего восстановления были рекордно высокими.

II период (1929 – 1953 гг.). Темпы развития советской экономики в условиях созданного тоталитарного режима были (за исключением военных лет) весьма высокими. Именно в эти годы произошел переход от нормальной рыночной экономики к нерыночной, имела место широкомасштабная перестройка (данный термин часто употреблялся в довоенные годы) промышленности в стороны сверхиндустриализации, гигантизации, милитаризации, всемерного акцента на тяжелую промышленность. В сельском хозяйстве перестройка заключалась в ликвидации крестьянских хозяйств, крестьянства как класса и в организации крупных государственных латифундий в виде колхозов и совхозов. Именно в эти годы была создана в СССР классическая модель нерыночной, командной экономики.

III период (1954г . – конец 70-х годов) связан с замедлением темпов экономического роста, ослаблением тоталитаризма, исчерпание его сил и ресурсов, эрозией планового управления и начавшимся общим кризисом и агонией всей общественной системы.

IV период (80 – 90-е годы). Замедление экономического роста перешло в его прекращение, стагнацию экономики, в ее кризис и, наконец, в крах «реального социализма» , его экономики, присущей ему экономической модели. Началась вторая в советской истории перестройка: переход от командной и нерыночной к нормальной рыночной экономике.

    Переходный период.
"Переходная экономика" - экономическая система, сочетающая в себе элементы плановой и рыночной форм хозяйства. Главной задачей экономической политики в переходной экономике было скорейшее дерегулирование элементов "плана" и создание наиболее благоприятных условий для быстрого роста элементов "рынка".
В экономической истории различают несколько типов переходных состояний экономики.
Во-первых , это радикальный переход от капитализма к социализму, осуществленный в СССР в довольно сжатые сроки, примерно в период с 1917 по 1930 годы. Здесь произошла революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими. Экономика была превращена в одноукладную командную экономическую систему. Наблюдалась ведущая роль государства в виде диктатуры пролетариата.
Во-вторых , к переходной экономике относят коренные изменения в способах координации экономики. К этому типу принадлежит, например, трансформация регулирования экономики западных стран после Великой депрессии 1929-1933 гг. Здесь не происходит смены экономической системы, но меняются принципы и технологические основы регулирования экономики.
В-третьих , к переходной экономике относят процесс ликвидации деформаций в экономике, вызванных внутренними или внешними причинами в бывших колониальных странах (или странах, пошедших по так называемому «некапиталистическому пути развития» при фактически традиционных экономических системах). Здесь происходит создание базиса независимой экономики, ликвидация отсталости в области социальной инфраструктуры. Однако для этих стран характерна политическая нестабильность и мучительный поиск своего места в международном разделении труда при уже сложившихся хозяйственных связях.
В-четвертых , к переходным состояниям относят процесс преодоления длительной полосы нестабильности в развитии экономики, как это происходило в странах Латинской Америки, где необходимо было преодолеть финансовую зависимость и макроэкономическую несбалансированность на фоне гиперинфляции.
Наконец, к переходной экономике относят ее специфические формы в постсоциалистических странах. Данный тип переходной экономики представляет собой межсистемный переход. Именно к такому типу относится и переходная экономика России.
Особенности переходной экономики России состоят в следующем:
1. Современная переходная экономика России- это переход от “чистой” экономической системы к смешанной. Перед современной переходной экономикой стоит задача – восстановить присущую любой экономике смешанную, многоукладную экономическую систему с многообразием социально-экономических отношений (в том числе отношений собственности).
2. Отказ от системы всеобщих социальных гарантий и постепенных отход от социального патернализма к социальному рыночному хозяйству.
3. Преобразование экономики России, как и в других республиках бывшего СССР, осуществляется в условиях развала Советского Союза, распада политических связей, что безусловно сказалось и на разрыве прежних хозяйственных связей и сложившейся специализации в рамках СЭВ (Совета экономической взаимопомощи).
4. Изменения в экономике России и бывших социалистических стран носят геополитический характер.
      Причины, цели и задачи перехода от «плана» к «рынку»
Причины перехода от «плана» к «рынку» принадлежат к явлениям социальной динамики – наиболее сложному разделу социально-экономической теории. Рассуждая о причинах, целях и задачах пост социалистического перехода, нужно задать себе следующие вопросы: в чем состояла внутренняя слабость социалистической системы, приведшая, в конце концов, к ее распаду; какие были главные побудительные мотивы перемен; каковы были предпосылки и первоначальные попытки экономических реформ?
Я. Корнаи в книге «Социалистическая система» выделяет три главных группы мотивов перехода от «плана» к «рынку»:

1. Накопление экономических трудностей. Весь период существование социалистической системы сопровождается серьезными экономическими проблемами: хроническим отставанием в техническом развитии и в области потребления, расточительным использованием ресурсов, дефицитом и др.
Но одновременно экономика растет весьма быстрыми темпами, что позволяет рассматривать трудности, как неизбежную расплату за быстрое развитие. Со временем, однако, темпы роста замедляются, а существующие экономические проблемы усугубляются. Стратегию форсированного роста нельзя приводить в жизнь бесконечно.

2.Недовольство народа. Низкое качество и узкий выбор товаров, отсталость в области услуг, вечный дефицит, безразличие и произвол бюрократии – эти повседневные приметы социалистической реальности вызывают социальную апатию, чувство безнадежности и глухое недовольство.

3.Утрата веры в социализм теми, кто сам находится у власти. Социалистическая система наделяет бюрократию почти безграничной властью, но власть остается устойчивой лишь до тех пор, пока сама бюрократия убеждена в легитимности своей власти, в превосходстве своих идей преобразования общества. Как только эта вера в среде бюрократии начинает ослабевать, вопрос о переменах ставится в повестку дня.
Основными целями экономических реформ были следующие: построение эффективной рыночной экономики, преодоление экономического кризиса и тенденций социального распада, построение «цивилизованного рынка» путем радикального изменения системы мотиваций экономических агентов: «от стремления выполнить и перевыполнить» плановые задания – к максимизации экономической прибыли.
Достижение этих целей требовало решения следующих первоочередных задач экономических реформ: либерализации цен и внешней торговли макроэкономической и финансовой стабилизации. Вместе с этими задачами необходимо было приступать к приватизации и реструктуризации предприятий.

    Рыночная экономика
Рынок позволяет реализовать частные интересы продавцов и покупателей, ориентирует разрозненных участников обменных операций в их дальнейшей деятельности, помогает принять решение о том, что производить, в каких размерах, какими методами; направляет тем самым общее экономическое развитие.

Что необходимо, исторически и логически, для возникновения рыночных отношений?

    Продавцы товара должны быть его владельцами. В рамках общественной собственности отдельный производитель не может ? владеть ? продуктом, т.е. им свободно распоряжаться. Превращение товарного обмена в регулярное явление прочно связано с распространением частной собственности. Она обеспечивает право распоряжения (продажи) и в то же время создает личную заинтересованность в удешевлении производства товара, улучшении его качества, потребительских свойств. Развитие отношений собственности – это воспитание ответственности и инициативы. Восстановления частной собственности на средства производства, на землю нельзя достичь лишь с помощью законодательных мер. В России для этого понадобится, возможно, длительный период адаптации, преодоления вымыслов советского периода.
    Обмен должен стать необходимостью. Переход от случайного обмена, акта реализации редких излишков к обмену как процедуре систематически повторяющейся и жизненно необходимой связан с разделением труда в обществе. От общей массы первобытных племен отделяются пастушеские (т.е. возникает скотоводство как самостоятельная ветвь трудовой деятельности), затем от земледелия отделяется ремесло, возникают его специализированные отрасли.
    4.1. Роль государства в рыночной экономике

Фактор государства и государственные интересы непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития в более или менее зрелом виде.

Среди аргументов обосновывающих важность на данном этапе государственного регулирования экономики, специалисты выделяют следующие:

    Отсутствие в реальности совершенной конкуренции.
    Недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия.
    Наличие внешних факторов, требующих компенсационных
    действий.
    Необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку.
    Отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде.
    Существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ.
    Разграничение «достойных потребностей» и тех потребностей, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, и др.)
Можно выделить характерные перечни функций по регулированию Экономики, которые принимают на себя государства (правительства) в современных условиях. Эти функции определяются внутренними и внешними условиями ведения национального хозяйства и представляют собой те или иные наборы социально-экономических задач. Некоторые ученые пытаются при их описании жестоко разграничивать понятия функции и задачи. Однако такая постановка вопроса в практическом плане малопродуктивна, поскольку оба эти понятия неотделимы друг от друга.

Функция (function) в переводе с латинского означает в управленческом смысле роль, обязанность, назначение органа (субъекта и т.п.) в связи с исполнением, осуществлением каких-то целей, планов, задач. Можно с известной условностью считать, что функции есть устойчиво стоящие перед государством задачи, и постоянное пересечение понятий функция и задачи – вещь неизбежная.

4.1.1. Причины государственного вмешательства в
рыночную экономику
Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.
Регулирование государством рынка направлено на достижение следующих экономических целей:
1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.
2. Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.
4 . Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.
5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал - равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение не-
допустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
7 . Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
8. Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства. Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет как минимум следующие экономические функции .
1) создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;
2) защиту конкуренции;
3)производство социально значимых товаров (услуг);
4) защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;
5) перераспределение доходов и ресурсов
6) стабилизацию экономики.

    Сравнительный анализ командной и рыночной экономики.
В рыночном механизме действуют два закона: закон стоимости и закон спроса и предложения, из которых первый формирует уровень средних цен, а второй определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке.
Суть закона стоимости - товары на рынке обмениваются в соответствии с их стоимостью, т.е. затраченным на их производство общественно необходимым временем, а также их товарно-рыночной ценностью, которая определяется спросом на рынке. Исходя из этого, становится понятен и закон спроса и предложения, под влиянием которого товар приобретает рыночную цену, имеющую денежное выражение стоимости товара.
Распад социалистического лагеря в конце 80-начале 90-х гг. и переход народов этих стран, к воссозданию некогда разрушенных здесь рыночных механизмов стали доказательствами исторической победы рыночной (а точнее смешанной) системы над планово-командной системой. Причем победа эта была достигнута мирным путем, в итоге экономического соревнования плановой и рыночной систем. В чем же состоят преимущества смешанной системы над системой планово-командной?
Ответ на этот вопрос будет найти легче, если мы сравним, как вышеуказанные системы решают главные проблемы экономики:
ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? (см. таблицу 1, 3)
Планово-командная система. Суть этой системы состоит в том, что ответы на главные вопросы экономики должны даваться на основе директивного народнохозяйственного плана, разрабатываемого центральными органами управления страной.
Директивный народнохозяйственный план - способ распределения ограниченных ресурсов на основе государственных заданий, обязательных для исполнения всеми предприятиями страны.
Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы - там, где план:
    составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за успех выполнения плана;
    реализуется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними цены продажи;
    вся существенная экономическая информация может быть собрана и осмыслена именно тем, кто принимает решения и отвечает за них;
    проверяется спросом покупателей, то есть именно их поведение, в конечном счете, определяет насколько вообще разумен был этот план.
    Заключение
В командной экономике главную роль играет государство. Главным устройством в такой экономике выступает план. Для того чтобы управлять всеми предприятиями, давать им плановые задания, распределять ресурсы между предприятиями, государство должно владеть и распоряжаться всеми предприятиями данной страны. Таким образом, в этом типе экономике доминирует государственная собственность.
и т.д.................