Развитие и размещение хозяйства польши. Экономические районы Польши

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в, составил чуть более 4000 долларов США в год. Общий ВВП - самый большой среди стран Центрально-Восточной Европы (350млрд долл. в 1999 г.).

Польша - аграрно-индустриальная страна. Развал СЭВ и переориентация на Запад привели к существенной трансформации отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство Польши отличается разнообразием, но до последнего времени и отсталостью. В XX в. оно прошло особый путь развития. Послевоенная национализация крупных прусских и померанских землевладений и сохранение мелких крестьянских хозяйств в центральной части и на юге страны в сочетании с ограничением свободного земельного рынка не привели к желаемому расцвету отрасли. Продуктивность как , так и растениеводства качественно ниже, чем у западных соседей со схожими агроклиматическими ресурсами (средняя урожайность пшеницы менее 40 ц/га, удойность коров - 3 тыс. литров в год), причем значения соответствующих показателей уменьшаются с юго-запада на северо-восток. До сих пор широко используется тягловая лошадиная сила.

Две трети товарной продукции дает животноводство. Доминирует свиноводство (2-е место в Зарубежной Европе по поголовью свиней), рассредоточенное по всей территории страны. Разведение крупного рогатого скота имеет мясомолочное направление. Сегодня Польша не только производит, но успешно налаживает экспорт свинины, молока и сливок на европейский рынок.

Основные мощности черной металлургии создавались в социалистический период при помощи СССР. Главные производители стали - устаревший Катовицкий металлургический комбинат в Верхней Силезии и более современный в Ново-Гуте под Краковым (потенциальная мощность обоих более 3 млн тонн в год). Большая часть металлургических предприятий страны приватизируется под давлением Европейской комиссии, в частности крупными ТНК. В соответствии с ее требованиями, при вступлении в ЕС Польша должна значительно сократить выпуск стали, сохранив только те виды сталелитейной продукции, которые будут востребованы на общеевропейском и мировом рынках.

Цветная металлургия имеет более светлые перспективы. Польша - крупнейший в Европе производитель рафинированной меди и серебра. Главные месторождения и медеплавильные заводы находятся в Люблинском воеводстве.

Химическая промышленность в послевоенный период развивалась быстро, но сегодня она находится в тяжелом положении, что связано как с экономическими, так и с экологическими причинами. До 1990-х г. здесь производились серная кислота, в частности на базе собственных месторождений серы в Езёрко, поваренная соль, минеральные удобрения. Сегодня спрос на эту продукцию, особенно на минеральные удобрения, падает.

Машиностроение разнообразно, но по европейским меркам маломощно. Здесь есть производство локомотивов и железнодорожных вагонов, самолетов, легковых и грузовых автомобилей, морских судов. Лучше всего дело обстоит с производством автомобилей и судов. Автомобилестроение развивается прежде всего благодаря иностранным капиталовложениям и активному внедрению в польское автомобилестроение таких гигантов, как «Дженерал моторе», «Фольксваген», «ФИАТ», «Форд», «Деу», «Тойота», «Вольво». Единственный национальный автомобиль «Полонез» снимается с производства. Общий объем иностранных инвестиций в отрасль в 2000 г. превысил 5 млрд долл, США. Сегодня автомобилестроение дает 8% ВВП страны.

Неплохая на общеевропейском фоне ситуация с . Польша удерживает 2-е место в Европе и 5-е в мире по производству судов. В начале 1990-х гг. отрасль была на гране банкротства, но энергичные меры правительства изменили ситуацию. Была проведена приватизация и, как и в случае с автомобилестроением, кампания по привлечению . Характерной чертой нового этапа развития отрасли стал опережающий рост производства малотоннажных судов, а также корпусов, изготавливаемых по заказам германских и других западноевропейских верфей. В стране работает восемь верфей, крупнейшие из них - Щецинская и Гданьская. Сегодня в кооперации с судостроителями работает 800 промышленный предприятий и организаций инфраструктуры, на которых занято более 130 тыс. человек.

Вес третичного сектора в экономике скромнее, чем в странах Запада, но он успешно развивается. В силу удачного экономико-географического положения на пересечении торговых путей между Западной и Восточной, Северной и Южной Европой Польша веками была торговой страной. В постсоциалистический период география внешнеэкономических связей принципиально изменилась. Главным торговым партнером Польши стала соседняя Германия, на долю которой теперь приходится 35% экспорта и 25% импорта (2002). Доля России не превышает 5% как экспорта, так и импорта. В экспорте растет доля продукции , а в импорте - промышленных товаров и топлива.

Транспортная инфраструктура в целом развита, но по западным меркам нуждается в качественном улучшении. Половина пассажиро- оборота и две трети грузооборота осуществляются железнодорожным транспортом. Половина железных дорог электрифицирована, но в Польше еще можно увидеть составы с углем, которые тянут паровозы. В западной части страны железнодорожная сеть гуще, чем в восточной. Лучше выглядит относительно густая сеть автодорог с твердым покрытием. Проектируется строительство автомагистрали из ФРГ через Польшу и Белоруссию в Россию, которая пройдет через Познань и .

В начале нового столетия в Польше стремительно развиваются телекоммуникационные системы. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. средние темпы роста телефонной сети достигали 20% в год. В 2000 г. компания «Телекоммуникация Польска» заняла почетное 1-е место среди 100 ведущих компаний Центрально-Восточной Европы (включая Россию), опередив по уровню капитализации российские «Лукойл» и «Газпром». Так же быстро идет внедрение современных информационный технологий.

Неплохо развивается туристский бизнес. Для культурно-познавательного туризма наиболее привлекателен «польский Рим» Краков, который более 500 лет до конца XVI в. был столицей польского государства. Это изумительный город, чудом уцелевший во время Второй мировой войны. Здесь находится Вавельский дворец польских королей, один из старейших в Европе Ягеллонский университет. Закопане, главный центр горнолыжного туризма, расположен в Высоких Татрах. В последние годы большой популярностью как у , так и у иностранных туристов пользуется один из самых молодых европейских курортов на Балтийской косе, рядом с российской Калининградской областью.

Польша - страна ярко выраженных территориальных контрастов. Наиболее экономически развиты запад и юг страны, наименее - северо-восток. Столица страны Варшава представляет собой в определенной степени анклав на фоне не самой экономически развитой исторической провинции Мазовии (Мазовше). Помимо того что Варшава - главный административный центр, Варшавская агломерация (более 2 млн человек) - самый крупный район обрабатывающей промышленности страны. К юго-западу от столицы находится второй по величине город страны - Лодзь (900 тыс. жителей). В XIX в. это был один из крупных центров текстильной промышленности. Главный промышленный регион страны - Силезия, где находится крупнейшая промышленно-городская агломерация -- Верхнесилезская с центром в Катовице (около 4 млн человек). Здесь добывается практически весь каменный уголь страны, действует металлургический комбинат «Катовице», ведется добыча свинцово-цинковых руд. Из-за высокой концентрации грязных производств Верхнесилезская агломерация - самый экологически неблагополучный район Польши, мощный источник загрязнения воздушного и водного бассейнов (неподалеку от агломерации верховья Вислы и Одры). К северу от Катовице находится г. Ченстохова - центр паломничества католиков. Здесь хранится польская национальная святыня - чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери.

Главный город Нижней Силезии - древний Вроцлав (более 500 тыс. жителей), основанный в X в. Это важный транспортный узел, центр .

Севернее Силезии простирается Великопольша с Куявией, восточнее - Малополыиа. Великопольша - историческое ядро страны. Здесь расположен небольшой город Гнезно («Гнездо») - первая столица польского государства. Согласно легенде, его основал в X в. князь Лех, вождь полян. Самый крупный город Великополыни - Познань. Здесь есть разнообразное машиностроение (производство железнодорожных вагонов, дизелей для судов). Это еще и крупный торгово-ярмарочный центр. Главный город Малополыпи Краков (750 тыс. жителей) - вторая после Гнезно историческая столица страны. Сегодня это прежде всего культурный и научный центр, туристическая Польши. Но в целом Малополыиа - индустриально-аграрный регион страны с высокой долей занятых в сельском хозяйстве.

Приморская полоса (Западное и Восточное Поморье) занимает территорию бывших германских Померании, Западной и части Восточной Пруссии. Здесь находятся две портово-промышленные агломерации - Щецинская (ок. 600 тыс. человек) и Гданьско-Гдынская (800 тыс.). Окружены обе агломерации преимущественно сельскими ландшафтами и лесами. Гданьск не только промышленный порт, но и один из центров туризма. Он имеет компактный, бережно отреставрированный исторический центр, богатый памятниками готической архитектуры. Недалеко от Гданьска расположен небольшой городок Мальборк с сохранившимся замком крестоносцев. Именно отсюда шли ливонские рыцари на Русь покорять Псков и Новгород, но были разбиты князем Александром Невским на Чудском озере в 1242 г.

Как уже отмечалось, северо-восток и восток - наиболее отсталые районы. Промышленно развито лишь Люблинское воеводство. Здесь есть автомобильный и вертолетостроительный заводы. Город Люблин насчитывает 350 тыс. жителей. Подлясе - аграрный район, польская часть Полесья, примыкающая к Полесью.

. Хозяйство современной. Польши отмечается развитой отраслевой и территориальной структурой. Это индустриально-аграрное государство (промышленность дает около 36% стоимости. ВВП, 4% - сельское хозяйство и 60% - сфера услуг)

Промышленность имеет многоотраслевую структуру, в которой ведущее место занимают угольная промышленность, металлургия, машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность. Хорошо развита строительная промышлен словисть.

Особенностью территориальной организации промышленности. Польши является ее значительная концентрация на юге страны. В наследство от социалистической экономики. Польша получила ряд нерентабельных, энергоемких и экологической чно грязных производств. После вступления в. ЕС в 2004 г страна получила многомиллиардную финансовую помощь для преодоления кризисных явлений в топливно-энергетическом, машиностроительном комплексах, легкой промышленно сти и других отраслях и успешно осуществляет их модернизациицію.

Топливная промышленность в значительной степени ориентирована на добычу и использование собственного топлива. Так, объемы добычи угля (прежде всего. Верхне-Силезский бассейн) составляют в последние годы 215-250 млн т т. Значительная часть его поступает на экспорт (в страны. Западной. Европы, скандинавских, а также в Украину). Нефть и газ. Польша импортирует, в основном, трубопроводами из. России. Рассматривается возможность имп орта нефти морским путем из. Норвегии и стран. Персидского залива. В перспективе. Польша может импортировать нефть. Каспийского бассейна при достройке нефтепровода. Одесса-Броды (Украина) до м. Плоцк. Производ тво электроэнергии сосредоточено на. ТЭС (97%), 3% дают. ГЭС. Треть тепловых электростанций сосредоточена в. Верхней. Силезии. Работают они в основном на угле, частично, на мазутна мазуті.

Металлургическая промышленность представлена??черной и цветной металлургией. Черная металлургия производит около 20 млн т стали и работает на собственном коксующихся углях и привозном руде (железной - из. Швеции т и Украины, марганцевой - из Украины). Черная металлургия сконцентрирована на юге в. Верхней. Силезии. Крупнейшими центрами е. Краков,. Катовице,. Ченс-тоховова.

Цветная металлургия частично работает на собственном сырье (медной и свинцово-цинковой) и на привозном (бокситы из. Венгрии). Цветная металлургия сконцентрирована в юго-западной части. Польши, ориентированных уеться на медные руды. Нижней. Силезии (Глогув,. Легница). Свинец и цинк выплавляют в. Катовице и других промышленных центрах. Верхней. Силезии. На электроэнергии. ТЭС работают предприятия по производству алюминиевых мини -. Скавиний и. Конинін.

Металлургия в целом удовлетворяет потребности. Польши в металле. Часть ее продукции идет на экспорт

Машиностроение, которое является важнейшей отраслью промышленного комплекса. Польши, дает около. ЗО% стоимости промышленной продукции и составляет значительную долю ее экспортного потенциала. В 1980-1990-х гг проблем мою польского машиностроения было технологическое отставание от уровня высокоразвитых стран. ЕС. Теперь эта проблема решается в основном за счет импорта технологий. Польское машиностроения специа лизируется на выпуске судов (Гдыня,. Гданьск,. Щецин), оборудования для энергетики, металлургии и химической промышленности (Краков,. Катовице,. Чен-стохова,. Бытом), для пищевой промышленности (Варшава,. Быдгощ), а также сельскохозяйственные машины"легковые автомобили, вагоны и т.д.. В последние годы получило развитие станко-и приборостроение, производство бытовых машин, развиваются отрасли точного наукоемног в машиностроение (Варшава,. Вроцлав,. Познань,. Краковаків).

Химическая промышленность. Польши имеет многоотраслевую структуру. Здесь активно развивается нефтехимия (Плоцк), газохимии (Пулавы и. Тарнов), химия органического синтеза, основная химия. Предприятия выпускают га алузи пластмассы, синтетические волокна, каучук, минеральные удобрения, серную и азотную кислотыти.

Текстильная промышленность - традиционная отрасль. Польши. Она отличается высоким уровнем территориальной концентрации. Большинство предприятий находится в. Лодзи (2/3 работающих) и в. Нижней. Силезии

Пищевая промышленность подверглась значительной модернизации в последние годы. Она выпускает муку, сахар, плодоовощные и мясные консервы и другую продукцию. В своем размещении тяготеет к районам производства сел ькогосподарськои сырьяни.

Сельское хозяйство

Проблемой сельского хозяйства. Польши в низкая эффективность, небольших фермерских хозяйств. Однако рост сельскохозяйственного экспорта в страны-члены. ЕС в 2004-2006 гг укрепляет его позиции й за счет качества и дешевизны продукции животноводства и растениеводства. Польское сельское хозяйство специализируется среди стран. Центральной. Европы на производстве картофеля (пятое место в мире), лен в, молока, табака, мяса, сахарной свеклы, ягод. В структуре сельскохозяйственной продукции основное место принадлежит растениеводству. Под зерновыми культурами занято 56% посевных площадей, кормовыми - 13%, к артоплею - 16%, техническими - 5%. Крупнейшие посевы пшеницы в южной и юго-восточной. Польше. На севере, в центре и на востоке в структуре зерновых увеличивается доля ржи и ячменя. Южная и центр альная. Польша - районы развитого садоводства и овощеводства. Здесь значительного развития приобрело выращивание, ягод (смородины, клубники, малины и др.ни та ін.).

Не указаны проблемы промышленности. Польши, в частности легкой промышленности и машиностроения

Транспорт

Железнодорожная и автомобильная транспортная система радиальное (от. Варшавы) простирания. Однако все большее значение приобретают транспортные артерии направления. Восток -. Запад (две железнодорожные ветки: южная, щ что уходит из Украины через. Краков -. Катовице в. Варшаву, и северная - из. России через. Беларусь в. Варшаву и. Познань), а также меридиональные пути от. Балтики на юг. В. Польше идет реконструкция отдельных вы дев транспорта, создание трубопроводной сетижі.

На сегодня автомобильные перевозки превышают железнодорожные-Наивысшая плотность автодорог сформировалась на западе. Морской транспорт. Польши осуществляет значительную долю международных перевозок грузов. Речной транспорт использует судоходные реки. Одра,. Вислу и каналли.

Трубопроводный транспорт представлен нефте-и газопроводами, которые идут с. Востока через. Польшу в. Западную. Европу, а также от портов на. Балтийском море

Внешнеэкономические связи

К середине 1980-х гг были ориентированы на социалистические страны. Во время рыночных преобразований возросла интенсивность связей со странами. Запада, хотя восточноевропейские также составляют значительную долю в эксп портно-импортных операциях. Польши. Сейчас она экспортирует судна, оборудования для пищевой и химической промышленности, автомобили, кокс, продукты питания, изделия деревообрабатывающей промышленности, медь и другое продукцию. Польша импортирует нефть, газ, руды черных металлов и бокситы, химическую продукцию, машиншини.

Ещё в первобытные времена поляки начали заниматься гончарством, ткачеством, пряжей и земледелием. Во времена Средневековья мастера самостоятельно изготовляли вручную промышленные изделия. Лишь после отделения ремесла от сельского хозяйства промышленность стала считаться отдельной отраслью. В девятнадцатом веке на смену мануфактуре в стране пришла машинная индустрия. Начиная с этого времени важнейшую роль для местной экономики начали играть такие крупные центры промышленности Польши, как Вроцлав, Гданськ, Варшава, Познань, Лодзь и другие.

Общая характеристика

В годы социализма активнее всего в стране развивалось машиностроение, металлургия, энергетика и лёгкая промышленность. После перехода Польши на рыночную экономику в 1991 году произошло существенное ухудшение жизни работников, занятых в этих отраслях. Кризис в государстве длился до тех пор, пока его руководству не удалось переориентировать производство на ближневосточный и западноевропейский рынок. Как результат, в наши дни страна стала одним из европейских лидеров по экономическим возможностям.

Сейчас главные отрасли промышленности Польши - это металлообработка, металлургия, машиностроение, судостроение. Кроме них, неплохо развит также текстильный, химический, пищевой и фармакологический сектор. Преимущественное большинство из субъектов экономики находится в частной собственности.

Расположение предприятий

Размещение Польши по её территории является довольно равномерным. Концентрация предприятий какого-либо одного направления присуща лишь некоторым регионам. Крупнейшим промышленным районом можно назвать здесь Катовицкое воеводство, на территории которого работает каждый пятый поляк, занятый в отрасли. Тут находятся крупные фабрики машиностроительной, химической и металлургической сферы. Центром судостроения являются Щецин и Гданьск - города, расположенные на балтийском побережье. Текстильная сконцентрирована в районе Ченстохова, Лодзи и Бельско-Бялы. В столице страны и её окрестностях в основном расположены предприятия, которые специализируются на производстве электротехнической продукции. В Варшаве, Люблине, Познани и Плоньске налажен выпуск автомобилей, а во Вроцлаве, Познани и Зеленой Гуре - пассажирских и грузовых вагонов. Далее более подробно речь пойдёт о ключевых отраслях.

Машиностроение

Крупнейшей отраслью польской промышленности считается машиностроение. В стране в больших объёмах выпускается транспортное, сельскохозяйственное, промышленное и строительное оборудование. В производстве рыболовных судов, строительных и дорожных машин, железнодорожных вагонов, вертолётов и телевизоров государство является одним из европейских лидеров. Среднегодовая стоимость выпускаемой машиностроительной продукции составляет более 70 миллиардов долларов. На подъеме сейчас находится и автомобилестроительная . С конвейеров заводов известных производителей, разместивших свои предприятия на территории страны, ежегодно сходит более 700 тысяч легковых и грузовых машин.

Лёгкая промышленность

В сфере лёгкой промышленности лидирующие позиции уже на протяжении долгого времени традиционно удерживает текстильная отрасль. В районе города Лодзь находятся её крупнейшие компании. Здесь производятся разнообразные виды тканей и пряжи. Значительная часть этой продукции реализуется в дальнейшем польским компаниям, специализирующимся на изготовлении трикотажного полотна и пошиве готовой одежды.

Пищевая промышленность

Практически в каждом крупном городе страны функционируют предприятия, что изготовляют продукты питания, табачные изделия либо напитки. Следует отметить, что пищевая промышленность Польши имеет солидную долю в структуре государственной экономики, достигающую 20%. Нынче самыми перспективными считаются её мясоперабатывающий, молочный, плодовоовощной и кондитерский сектора. Спрос на продукцию местных предприятий в этой отрасли ежегодно только увеличивается. На высокоразвитые страны приходится примерно 80% из всех экспортируемых местных пищевых товаров, что свидетельствует об их высоком качестве.

Химическая промышленность

На очень высоком уровне находится также и химическая промышленность Польши. Страна входит в десятку европейских лидеров по количеству выпускаемой продукции в данной отрасли. Преимущественное большинство предприятий находится на территории Катовицкого воеводства. Они производят серную кислоту, минеральные удобрения, краски, лаки, синтетические волокна и многие другие товары. В немного меньших объёмах, если сравнивать с ними, выпускаются автомобильные покрышки, синтетический каучук и пластмассы.

Крупнейшие польские промышленные компании

В настоящее время в стране функционирует большое количество предприятий, занятых в различных сферах. Многие из них известны во всём мире. К примеру, фармакологическая промышленность Польши имеет высокую репутацию за рубежом благодаря компании Polpharma SA, входящей в двадцатку лучших мировых изготовителей лекарств. Фирма Brilux за двадцать лет существования стала одним из известнейших на планете разработчиков и производителей осветительного оборудования. Довольно большой популярностью, в том числе и в нашей стране, пользуется компания Zelmer, что выпускает бытовую технику.

Итоги

Эксперты утверждают, что положительные экономические изменения, которые произошли в стране на протяжении последних пятнадцати лет, связаны с переориентацией местных предприятий на экспорт промышленных товаров. В связи с этим не удивительно, что все польские отрасли промышленности сегодня активно развиваются. Как результат, страна считается одной из самых перспективных в Европе по экономическому потенциалу.

Развитие Польши по социалистическому пути превратило ее из отсталой аграрной страны в передовую индустриально-аграрную державу. В промышленности Польской Народной Республики работает сейчас свыше 3 млн. человек (по данным 1963 г.), тогда как накануне второй мировой войны промышленных рабочих было всего 800 тыс. человек. 60% населения довоенной Польши занималось сельским хозяйством, а сейчас в сельском хозяйстве занято лишь 38,2% жителей.

В период с 1950 по 1962 г. валовая продукция промышленности выросла в Польше в 4 раза, производство средств производства почти в 5 раз, а производство предметов потребления более чем в 3 раза.

Экономическое развитие Польской Народной Республики базируется на принципах планового хозяйства. С 1961 г. в Польше осуществляется пятилетний план развития народного хозяйства, по которому предусмотрен рост промышленного производства на 52%. Намечены основы экономического развития страны на 1966-1970 гг.

Экономические районы

По специфике хозяйства и уровню экономического развития Польша делится на семь основных районов, которые в известной мере совпадают с прежним историческим делением польских земель на Западное Поморье, Гданьское (Восточное) Поморье, Великую Польшу, Силезию, Малую Польшу, Мазовию и Мазурскую область. Возникновение некоторых хозяйственных различий между этими районами было вызвано, главным образом, своеобразием местных природных условий и исторических судеб. Эти различия прослеживались уже в феодальную эпоху. Тогда самыми богатыми экономическими районами были Малая Польша, Силезия и Великая Польша. Издавна здесь были благоприятные условия для земледелия и животноводства. В Силезии и Малой Польше на основе местных природных богатств развивалось горное дело и металлургия. В эпоху капитализма различия между экономическими районами Польши не только не исчезли, но в некоторых случаях даже углубились. Этому способствовал раздел польских земельмежду тремя государствами.

В XIX-XX вв. на первое место по развитию промышленности выдвинулась Силезия, где находится свыше 4 / 5 ресурсов польского угля. Современная Силезия занимает 13% общей площади ПНР. В ней наиболее густая сеть дорог, а также самый лучший в Польше водный путь (Одра и Гливицкий канал), связывающий ее с портом в Щецине. Свыше 60% населения Силезии живет в городах и поселках. В Верхней Силезии концентрируется большая часть польских угольно-химических предприятий. В Нижней Силезии находятся угольные шахты, медные, никелевые рудники и т. п., металлургические заводы, а также предприятия легкой промышленности. Земледелие в Силезии поставлено хорошо, но несмотря на это очень густо заселенная Верхняя Силезия все же вынуждена ввозить продовольствие.

Малая Польша - самый большой район польского государства, она занимает 25% всей его территории. Но сеть шоссейных дорог в этом районе невелика, что несколько затрудняет связь между его отдельными частями.

Малая Польша обладает наибольшими природными богатствами из всех районов страны. Там имеется каменный уголь, нефть, железная руда, цинк, олово, медь, фосфориты, сера, соль, гипс, керамическое сырье и др. Главные отрасли промышленности - горнодобывающая и металлургическая - базируются на местном сырье. Однако Малая Польша не занимает первого места в промышленном производстве ПНР. В этом сказались неблагоприятные условия экономического развития этой части страны в период разделов, когда южный район Малой Польши принадлежал Австрии, а северный - России. По развитию сельского хозяйства этот район - один из передовых. Здесь выращивается большая часть пшеницы и свеклы, находится более трети общего поголовья скота, много фруктовых садов. Малая Польша, как и Силезия, славится курортными местами.

Великая Польша и Мазовия - обширные низинные районы страны. Великая Польша занимает 23% ее земель. В западной части этого района хорошая сеть шоссейных и железных дорог, но в восточной части коммуникационная сеть развита слабо. В Великой Польше очень мало естественных богатств (немного железной руды, бурого угля, соли, гипса). Главные отрасли ее промышленности - пищевая и текстильная. Последняя сосредоточена преимущественно в Лодзи и ее окрестностях и базируется на импортной хлопчатобумажной пряже. Значительно развито также машиностроение и химическое производство. Великая Польша - главный сельскохозяйственный район ПНР, она имеет с^амый большой процент пахотных земель (около 55% общей площади угодий) и несмотря на среднее качество почвы - высокий уровень земледельческого хозяйства. Этот район дает государству более 60% свиней, наибольшее количество птицы и яиц.

Мазовия занимает 19% территории Польши. Около половины ее населения живет в городах. Сеть шоссейных и железных дорог этого района самая редкая во всей стране. Это район со слаборазвитой промышленностью и сельским хозяйством, в нем нет почти никаких минеральных богатств. Большая часть промышленных предприятий сосредоточена в Варшаве и ее предместьях. Другой промышленный центр (главным образом текстильный) находится в районе Белостока. Бедность почв (особенно в северной и восточной частях Мазовии) не способствовала развитию сельского хозяйства, и оно находится здесь на более низком уровне, чем в других районах страны. В Мазовии преобладает возделывание ржи и картофеля; несмотря на обилие лугов, мало разводят рогатого скота.

Три северных района Польши значительно меньше остальных. Район Восточного Поморья занимает лишь 5% поверхности страны. Для этого района характерен большой процент городского населения (60%), причем примерно треть горожан живет в портовых городах - Гдыне, Гданьске, Сопоте. Промышленное производство включает судоверфи, машиностроительные заводы, предприятия пищевой промышленности и др. Сельское хозяйство развивается в благоприятных условиях только в надвисленских равнинах, в большей части района почвы плохие, и жители Восточного Поморья не могут обеспечить себя сельскохозяйственными продуктами.

Западнопоморский район по площади составляет 8% всей Польши. Свыше 50% его населения живет в городах. Район этот, однако, слабо ин: дустриализирован. Почвы не плодородны. Здесь находится значительное число государственных сельских хозяйств, которые организованы на землях бывших имений. Для обоих поморских районов характерен большой процент населения, занятого в мореходстве и рыболовстве, это жители многих небольших портов и рыбацких деревень на побережье Балтийского ""моря и озер.

Мазурский район заселен слабее других и имеет наименьшую долю в промышленном производстве, хотя по площади он не самый маленький (7% территории ПНР). Основные отрасли хозяйства - земледелие, животноводство и рыболовство. Все три северных района обладают достаточно хорошей коммуникационной сетью.

ПОРП и правительство особое значение придают всестороннему экономическому и культурному развитию северных и западных земель, возвращенных Польше после второй мировой войны. Главное внимание уделено здесь развитию тяжелой промышленности, прежде всего металлургии, горного дела, энергетики, машиностроения, а также химической промышленности.

Промышленность и рабочий класс. Развитие промышленности. Формирование и численный рост рабочего класса

Цеховое ремесло в средневековых польских городах было сравнительно слабо развито в виду узости рынка: магнаты и шляхта предпочитали поддерживать в своих поместьях сельских ремесленников. Городскими ремесленниками были по преимуществу немцы.

Возникновение мануфактурного производства в Польше относится к XVI в. В это время развилось горное дело и металлургия, особенно производство олова и серебра около Олькуша и в Верхней Силезии и разработка соляных копей в Величке (под Краковом), где в конце XVI в. работало уже около 1 тыс. человек. На мануфактурах и рудниках кроме крепостных работали вольные люди, которые составляли прослойку наемных рабочих. Некоторое число их сохранялось в XVII и первой половине XVIII в., несмотря на упадок мануфактур и значительное сокращение горного производства (в основном из-за войн).

Развитие промышленного производства возобновилось в Польше с середины XVIII в. В восточной части государства были открыты магнатские и королевские мануфактуры; в Великой Польше, а также в Силезии, Поморье и в Варшаве - городские мануфактуры. Магнатские мануфактуры еще в значительной степени использовали труд крепостных крестьян, тогда как в городских мануфактурах трудились ремесленники и неквалифицированные наемные рабочие, набиравшиеся из городского простонародья, выгнанных из цехов подмастерьев, из крестьянской бедноты. Часть городских мануфактур позднее преобразовалась в капиталистические фабрики.

В первой четверти XIX в. в Польше развивались капиталистические промышленные предприятия. С самого начала многие из них были собственностью иностранных капиталистов и помещиков. Так, например, на землях бывшей немецкой аннексии в руках поляков находилась только незначительная часть мелких предприятий, а в Верхней Силезии вся промышленность и все рудники принадлежали немецким помещикам и капиталистам. В австрийских областях Польши (Галиция) большей частью промышленных предприятий владели немецкие, австрийские, английские, бельгийские капиталисты. К 1900 г. в их руках было 75% угольных шахт и 99% добычи нефти. В Королевстве Польском наплыв иностранных капиталистов вырос после уничтожения автономии в 1831 г. К началу XX в. почти 2 / 3 промышленной продукции там приходилось на предприятия, которыми владели иностранные, преимущественно немецкие, капиталисты.

Польский рабочий класс сформировался уже в первой половине XIX в., причем ранее всего в Верхней Силезии, в Лодзи и Варшаве. Около 1830 г. в Польше было более 50 тыс. рабочих, а 20 лет спустя численность польского рабочего класса дошла до 100 тыс. человек (не считая немецких рабочих в западных областях). Быстрее всего рабочий класс рос в центральной и западной частях Польши, где уже в начале XIX в. была уничтожена личная зависимость крестьян. Наименьшая численность рабочего класса была в юго-восточной, восточной и северной частях страны со слаборазвитой промышленностью. Здесь в небольших местечках и деревнях было много кустарей и ремесленников, иногда работавших даже на заграничный рынок. Однако кустарничество и народный промысел со второй половины XIX в. пришли в упадок, и только немногие их центры сохранились, развившись со временем в фабричные производства (например, ткацкий промысел в Андры- хове около Кракова): В конце XIX в. общее число кустарей в Польше превышало несколько десятков тысяч.

Даже во второй половине XIX в. многие рабочие (преимущественно горняки и металлурги) жили в деревнях и поселках. Промышленными городами со значительным рабочим населением были Лодзь и Варшава. В последней четверти XIX в. развитие промышленности и горного дела привело к возникновению большого числа городов, особенно в угольном бассейне. В начале XX в. в промышленности и в копях работало более 1 млн. человек, из них половина в угольном бассейне и более V 4 в районе Лодзи и в Варшаве. На многих рудниках и фабриках было занято по несколько тысяч рабочих.

Самыми многочисленными профессиональными категориями были гор- няки, железнодорожники и текстильщики, затем металлурги, строители, рудокопы и др. Значительную часть рабочего класса составляли также сельскохозяйственные рабочие, особенно многочисленные в Западной и Центральной Польше. Положение их почти везде было более тяжелым, чем положение промышленных рабочих. Нередко им вместе с семьями приходилось переселяться с места на место в поисках работы; многие эмигрировали за границу. Их заработка зачастую едва хватало на содержание семьи.

В 1919-1939 гг. возникли два новых центра промышленности - Гдыня (порт и город, построенный на месте старинной рыбацкой деревни) и промышленный округ в районе Сандомира, который до 1939 г. включал несколько фабрик.

В современной Польше успешно развиваются разные отрасли как тяжелой (угольная, металлургическая, судостроение и др.), так и легкой (текстильная, пищевая и др.) промышленности; с каждым годом растет численность рабочего класса. Особенно много рабочих занято в машиностроении, в угольной промышленности Силезии, на текстильных фабриках Лодзи. Крупнейшими предприятиями ПНР являются металлургический комбинат имени В. И. Ленина под Краковом (город Новая Гута), построенный с помощью Советского Союза, завод качественных сталей «Варшава» на окраине Варшавы, большой металлургический завод в Ченстохове. Выплавка стали на одном лишь металлургическом комбинате имени Ленина превышает сейчас продукцию всех 23 довоенных металлургических заводов Польши. Широко развернулась разработка соляных бассейнов-Предкарпатского (Бохня, Величка) и Великопольского (Иноврацлав, Шубин и др.). Открыты залежи серы в Келецком воеводстве и меди в Нижней Силезии.

Переселение крестьян в города и промышленные центры приняло большие размеры уже в первой половине XIX в. Крестьяне, лишенные земли, искали работу главным образом на текстильных фабриках Лодзи, на рудниках и металлургических заводах угольного бассейна, в Варшаве и других городах. Приток сельского населения усиливался по мере развития промышленности.

В некоторых городах, особенно в только что возникших, таких, как Лодзь, Катовицы, Сосновец, с самого начала образовывались целые рабочие кварталы, нередко занимавшие большую часть города. В старинных городах, та ких, как Варшава, Быдгощ или Краков, новые рабочие кварталы развивались из пригородных деревень, которые затем вошли в пределы города.

Когда промышленные предприятия открывались в сельской местности, переход местных жителей на работу в промышленности не вел к переселению их в города. Так было главным образом в угольном бассейне, а позднее в нефтяном, где тысячи рабочих жили в деревнях и приходили на работу на ближайшие рудники и фабрики. Некоторые рабочие в деревне ничего не имели, кроме избы или части ее, иногда с небольшим участком земли, но некоторые имели небольшие или даже среднего размера хозяйства. В добыче ценных металлов (олова и серебра) такое соединение занятий земледельца и горняка было известно еще сотни лет назад. Рабочие, которым удавалось заработать больше денег (это стало возможным только с конца XIX в.), покупали себе участки земли и строили собственные дома С третьей четверти XIX в. с развитием дорожной сети начали учащаться случаи приезда рабочих из деревень в отдаленные города на заработки. Позднее некоторые из этих рабочих, особенно безземельные, переселились в города окончательно.

Наибольший прилив сельского населения в города и промышленные центры приходится на последние 40-50 лет перед первой мировой войной. Тогда из деревни переселилось до 2 млн. человек. В то же время происходила усиленная эмиграция за границу (в частности в Германию и особенно в Северную Америку).

В междувоенные годы переход сельского населения в города и промышленные центры был очень ограничен, особенно со времени большого кризиса 1929-1933 гг. Только после 1944 г. перемещение крестьян из перенаселенных польских деревень в города стало массовым явлением. В течение последних пятнадцати лет в города переселилось свыше 3 млн. человек; кроме того, ряд деревень, где жили рабочие, разросся до размеров поселков и даже городов. Одновременно возросло число рабочих, живущих в деревнях и приезжающих оттуда на работу (это особенно характерно для Малой Польши). Большинство тех рабочих, которые имели в деревне маленький участок земли или только дом, уже целиком вошло в состав рабочего класса, однако часть их, хотя и меньшая, считает работу в промышленности побочной или временной.

До конца XIX в. условия труда рабочих были очень тяжелыми. Сравнительно хорошо оплачивались только высококвалифицированные рабочие (например, механики), а подавляющее большинство их имело такие низкие заработки, что и члены их семей должны были наниматься на работу. Фабриканты часто допускали злоупотребления по отношению к рабочим, особенно к недавно прибывшим из деревни. Они самовольно уменьшали им заработную плату, часто штрафовали и т. д. Продолжительность рабочего дня в середине XIX в. доходила до 12 и даже до 14 и более часов. Рабочий день кустарей длился 16-17 часов.

Условия труда начали улучшаться только с 1870-1880 гг. вследствие успешной деятельности рабочих организаций. Выросла заработная плата (особенно в тяжелой промышленности), но в ней по-прежнему были велики различия в зависимости от пола и возраста. Очень низкими оставались заработки сельскохозяйственных рабочих. Рабочий день был сокращен до 10 часов, было введено страхование рабочих от несчастных случаев и болезни, медицинский надзор (зачастую он был фиктивным), несколько улучшились жилищные условия.

Во второй половине XIX в. в промышленности было занято сравнительно много женщин и детей. Труд женщин и детей под землей был запрещен только в 1890 г.

В 1920 г. условия труда рабочих несколько улучшились в связи с законом о восьмичасовом рабочем дне. Однако уже через несколько лет, после разразившегося в 1929 г. большого кризиса, закрылось много фабрик и шахт, сильно понизилась средняя заработная плата и начались массовые увольнения.

Реальное право на труд, медицинское обслуживание и отдых, обеспечение пособиями и пенсией - все это рабочий класс получил только в Народной Польше. Средняя заработная плата польских рабочих сейчас уже значительно выше, чем в 1939 г.; с каждым годом улучшаются жилищные условия.

Введение


Издревле развитие хозяйства того или иного государства находилось в тесной взаимосвязи с территориальной организацией продуктивных сил. Люди основывали города возле рек и дорог, на плодородной почве с благоприятным климатом, а также в тех местах, где залегали необходимые им полезные ископаемые. Любые продуктивные силы имеют географическое пространственное выражение. Значит, социально-экономические системы являются территориальными системами. Отношения между элементами системы являются территориальной структурой хозяйства.

Вместе с тем территориальная структура хозяйства стран Европы, как и других стран мира не является статичной, это динамическая система, которая меняется не только в пространстве, но и во времени под влиянием внутренних и внешних социально-экономических факторов. При этом изучение территориальных структур хозяйства ставит своей главной целью поиск наиболее оптимальных экономических моделей функционирования этих структур.

В нашей работе мы рассматриваем территориальную структуру хозяйства Польши, включающую промышленные и сельскохозяйственные районы страны и взаимодействие между ними. Польша является западным соседом РФ и одним из успешных государств Европы. Не взирая, на относительно небольшие размеры территории ей удалось достичь максимально эффективной организации своего производственного потенциала. Возможно, во многом этому способствовала рациональная территориальная организация хозяйства страны. Вместе с тем с Россией Польшу роднит тот факт, что ранее она была социалистическим государством, и ей пришлось пережить сложный период реформирования социально-экономических отношений.


1. Экономика Республики Польша

экономика промышленность сельский

С 1989 г. Республика Польша приступила к радикальным экономическим реформам, целью которых стало создание сугубо рыночного хозяйства. Валовой национальный продукт (ВНП) на одного жителя в 2013 г. оставлял 12660 долларов США. По этому показателю страны-соседи Польши разделяются на три группы. Первая - южные соседи Чехия и Словакия, где показатели ВНП на одного жителя схожи и немного превышают польский показатель - 18120 долларов США и 17180 долларов США соответственно. Вторая - западный сосед Германия, где показатель ВНП на одного жителя намного выше - 44260 долларов США. Третья - восточные соседи, Беларусь и Украина, у которых показатели ВНП на одного жителя немного меньше - 6530 долларов США и 3500 долларов США соответственно. Исключение составляют лишь Литва и Россия с их 13830 долларами США и 12700 долларами США на душу населения. Эффективность и глубина экономических реформ наибольше проявились в центре, на западе и на севере страны. На юге Польши процессы реформирования хозяйства являются наиболее сложными. Восток страны считают экономически отстающим. Хозяйство Польши является достаточно диверсифицированным. В структуре национального продукта страны на промышленность приходится 27%, торговлю и сферу услуг - 15%, сельское хозяйство - 6%. Денежная единица Польши - злотый. Через пять лет планируется переход на евро.

На промышленность приходится около 35% ВНП. В Японии, например, это показатель достигает 32%, в Германии - 30%. Однако технологический уровень польской промышленности значительно отстает от этих стран. В 1990 г. доля предприятий частного сектора в продукции промышленности составляла несколько десятков процентов, но теперь доля частных предприятий в промышленном производстве Польши доминирует. В отраслевой структуре промышленного производства наиболее численными являются предприятия легкой и пищевой промышленности (29%), машиностроения (28%) и топливно-энергетического комплекса (23%). Мене численными - химической (7%) и деревообрабатывающей (6%) промышленности и металлургии (5%). Важнейшей макрорегиональной особенностью польской промышленности является ее чрезмерная концентрация на юге страны, особенно в Силезском воеводстве.

В Польше выделяют 27 промышленных районов: Из них наиболее важными являются пять: 1. Верхнесилезский промышленный район (ВПР); 2. Варшавский; 3. Лодзинский; 4. Судейский; 5. Старопольский. На первые два приходится почти треть производства промышленной продукции страны, в частности на Верхнесилезский - 17% и Варшавский - 11%. (рис. 1)


Рисунок 1. Карта промышленно-экономических районов Польши 2013 года (на польском языке)


. Характеристика промышленности Польши


В топливно-энергетическом комплексе Польши преобладает производство твердых видов топлива, главным образом, каменного угля. Их доля составляет около 75% (в развитых европейских странах - 25-26%). По добыче угля Польша занимает четвертое место в мире (по добыче бурого угля - шестое место) - 176 млн. т. (76,3 млн. т. каменный уголь и 58 млн. т. бурый уголь). Каменный уголь добывается в трех каменноугольных бассейнах - Верхнесилезском, Нижнесилезском и Люблинском. Основным является Верхнесилезский бассейн - 95% всей добычи. Половина добычи бурого угля приходится на Белхатувский бассейн (Лодзинское воеводство), остальную часть дают Конинский (Великопольша) и Турошувский (Нижняя Силезия) бассейны. Добыча нефти незначительна, около 1378 тыс. т, сосредоточена в Западной Польше и Предкарпатье. Газ добывается также в незначительных количествах - в Великопольше и на Прикарпатье. В Польше работают восемь нефтеперерабатывающих заводов - в Плоцке, Гданьске, Ясло, Горлицах, Едличах, Тшебине, Кендзижина-Козле и Ольштине (рис. 2). Наибольшими является Плоцкий и Гданьский заводы. Производство электроэнергии базируется на угле - 58%, в том числе 39% на буром угле. Три энергетических района Польши - Верхнесилезский, Белхатувский и Конинский производят больше половины электроэнергии. Верхнесилезский (Силезское воеводство) - 22% электроэнергии, Белхатувский (Лодзинское воеводство) - 20%, Конинский (Великопольша) - 11%. Электростанции первого района работают на каменном угле, двух последних - на буром угле. Наибольшие электростанции Верхнесилезского района размещены в Рыбнике, Явожне, Лацисках. Белхатувская электростанция является наибольшей тепловой электростанцией Европы и наибольшей в мире электростанцией, что работает на буром угле.

Польская металлургия имеет многовековые традиции. В 2013 г. выработано 7,8 млн. т. стали и 6,5 млн. т. проката черных металлов. За последние годы наблюдается снижение показателей металлургического производства в стране. Во многом это объясняется тем, что эта отрасль технологически отсталая. Лишь 21% стали выплавляется в электрических печах, остальные - в конверторных и мартеновских печах. 63% выплавки постоянные дает Силезское воеводство, 25% - Малопольское. Наибольшие металлургические заводы Силезии размещены в Домброве Гурничей, Катовице, Ченстохове, Малопольши - в Кракове.


Рисунок 2. Территориальная структура промышленности Польши


За пределами этих двух промышленных районов важными являются электрометаллургические заводы в Варшаве, Островце-Свентокшиском (Свентокшиское воеводство) и Сталевой-Воле (Подкарпатское воеводство).

В отрасли цветной металлургии следует выделить медную промышленность. В 1997 г. выработано 420 тыс. т. меди. Польша занимает 3 место в Европе и 10 в мире по производству меди. Производство концентрируется в треугольнике Легница - Вроцлав - Ополе Нижнесилезского воеводства.

Наибольшие машиностроительные предприятия в Польше размещены в больших промышленных центрах. К важнейшим отраслям машиностроения принадлежат - транспортное и тяжелое машиностроение, электротехническая и электронная промышленность. В 2013 г. выпущено 484 тыс. легковых, 129 тыс. грузовых автомобилей и 2 тыс. автобусов. Производство легковых автомобилей концентрируется в Варшаве, Плоцке (Мазовецкое воеводство), Бельско-Бялой, Тихи (Силезское воеводство), Нысе (Опольское воеводство), Познани, Люблине. Грузовых - в городах Ельч (Нижнесилезское воеводство) и Стараховице (Свентокшиское воеводство), автобусов - также в Саноке (Подкарпатское воеводство). Электропоезда для пригородных сообщений производятся во Вроцлаве, пассажирские вагоны - в Познани, товарные вагоны - в Зеленой Гуре и Свиднице (Нижнесилезское воеводство). Производство морских судов расположено в Гданьске, Щецине и Гдыне, речных - в Кендзежина-Козле (на Одре, Опольское воеводство) и Полоцке (на Висле, Мазовецкое воеводство). Металлургическое оборудование, горные машины и другая продукция тяжелого машиностроения выпускается преимущественно в Силезском воеводстве, где наметился процесс дифференцирования хозяйства. Главными центрами электротехнической и электронной промышленности является Варшава, Гданьск, Быдгощ и др.

Химическая промышленность Польши принадлежит к динамически развивающимся отраслям. Неорганическая химическая индустрия основывается на богатых залежах каменной соли и серы. Каменная соль добывается в районе Иновроцлава (Поморско воеводство) и Клодаве (Великопольща), сера - в районе Грыбува (Свентокшиское воеводство), Тарнобжега, Любачева (Подкарпатское воеводство). В 2012 г. произведено 3,5 млн. т. минеральных удобрений, из кторых 75% - азотных. Главные центры производства азотных удобрений - Пулавы (Люблинское воеводство), Влоцлавек (Поморско-Куявское воеводство), Кендзежина-Козле (Ополськое воеводство) и Тарнув (Малопольша). Наибольшие центры производства фосфорных удобрений - Полице (Западно-Поморское воеводство), Гданьск и Тарнобжег (Подкарпатское воеводство). Комбинат в Полице - один из наибольших в Европе. Промышленность органического синтеза развита более слабо. В основном это этилен, пропилен, метанол, бутанол и др. Весь этилен и пропилен выпускается в Полоцке (Мазовецкое воеводство).

Польша имеет благоприятные условия для развития промышленности строительных материалов. Основной является цементная и стеклянная промышленность. Главные районы цементной промышленности - Опольский (29% всего производства в Польше), Свентокшиский (24%) и Холмский (Люблинское воеводство, 10%). Главным районом с многолетними традициями стеклянной промышленности является Судетский округ. Здесь работает несколько больших предприятий, сосредоточенных около Валбжиха, Болеславца и Строне-Сленске (Нижнесилезское воеводство).

Важнейшей отраслью легкой промышленности Польши является текстильная промышленность. Она занята обработкой хлопка, искусственных волокон, шерсти, льна и шелка. Основными районами концентрации текстильной промышленности являются Лодзинский, Бельско-Бялский и Ченстоховский (Силезское воеводство) и Белявско-Судетский (Нижнесилезское воеводство). Здесь выражен и процесс агломерирования.

За последние годы пищевая промышленность стала наиболее инвестиционно привлекательной в Польше. Важной отраслью пищевой промышленности, влияющей на развитие других ее отраслей, является сахарная промышленность. В 2013 г. Польша произвела 1,83 млн. т. сахара, что является достаточно высоким показателем. Пространственная концентрация предприятий сахарной промышленности в стране имеет форму дуги.


3. Структура сельского хозяйства Польши


Сельское хозяйство Польши создаёт около 7% ВНП государства и занимает четвертое место в хозяйственной сфере после промышленности, торговли и строительства. Развитие сельского хозяйства в стране по многим показателям достигло удовлетворительного количественного уровня. В последнее время возросло значение частного сектора в сельском хозяйстве (рис. 3). Обобществленные хозяйства, прежде всего государственные, стали неэффективными. Но они все еще занимают небольшие территории (около 25% сельскохозяйственных угодий), принадлежащие Агентству аграрной собственности (которое сдает угодья в аренду и постепенно продает) землепользований в западной и северной Польше - воеводства Любуское, Западно-Поморское, Поморское.

Растениеводством Польши в 2013 г. были произведено 59% стоимости сельскохозяйственной продукции. Доля зерновых, в частности, составляет 23%, картофеля - 11%, сахарной свеклы - 3% и овощей и фруктов - 11%. Основными зерновыми культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес. В 2013 г. собрано почти 31 млн. т. зерновых (20-е место в мире). Из них 11 млн. т. пшеницы, 6 млн. т. ржи, 3 млн. т. ячменя и 2 млн. т. овса. Средние урожаи основных зерновых культур очень отличаются в разных регионах страны. В западной Польше они достигают 33-40 ц/га, тогда когда в центре и на востоке страны - 30,2 ц/га. Около 70% посевных площадей пшеницы занимают озимые сорта. Наибольшая доля пшеницы в структуре посевных площадей (больше 35%) зафиксирована на юге страны, наименьшая (около 10%) - в отдельных регионах средней и северной Польши. Рожь выращивают в основном маленькие фермерские хозяйства, которые дают свыше 3/4 всего урожая культуры. Они сосредоточены преимущественно в центральной и восточной частях страны. Концентрация посевов ячменя почти совпадает с посевами пшеницы. Посевы овса размещены в основном на востоке.

Однако большое количество мелких хозяйств и численного персонала является недостатком сельского хозяйства Польши.


Рисунок 3. Концентрация доли индивидуальных аграрных предприятий в Польше в 2013 г. (в процентном соотношении)


Валовой сбор картофеля довольно значительный - 9 млн. т. Однако это намного меньше, чем например в 1997 г., когда было собрано 25 млн. т. Возможно, это объясняется тем, что ближайшие соседи Польши - Украина, Россия и Германия значительно увеличили собственные объемы вынашивания этой культуры. В Польше картофель выращивают преимущественно в маленьких хозяйствах (около 98% от общего количества продукции). Наибольшая концентрация посевов картофеля наблюдается в центрально-восточной Польше.

Посевы сахарной свеклы концентрируются вокруг сахарных заводов. Ареал распространения сахарной свеклы совпадает с районом наибольшего развития сахарной промышленности. Основная доля посевов сахарной свеклы (20% от общих посевных площадей) приходится на Нижнесилезское, Великопольское, Мазовецкое и Люблинское воеводства. Валовой сбор сахарной свеклы постоянно растет, в 1950 г. он составлял 6 млн. т., а в 1997 г. - 16 млн. т. Однако за последние годы показатели снизились до 14 млн. т. Сахарную свеклу также выращивают преимущественно в маленьких частных хозяйствах (до 90% урожая).

Польша - известный в мире производитель овощей и фруктов. Важную роль страна играет в сборе красной смородины (первое место в мире), клубники (третье место), малины (четвертое), капусты (шестое), яблок (девятое), лука (двенадцатое). Земельные площади, занятые овощами и фруктами, имеют наибольшее значение для фермерских хозяйств южной и центральной Польши. Общая доля овощей и фруктов в физическом объеме продукции растениеводства достигает 40%.

Польша относится к странам со средним уровнем развития животноводства. В 2013 г. доля продукции животноводства в общей сельскохозяйственной продукции составляла 41%. Больше всего производится свинины, молока, говядины, яиц, меньше - шерсти и баранины, рыбы и тому подобного. Производство мяса в 2013 г. составляло 4,1 млн. т. Свиноводство дает 39% общей стоимости продукции животноводства, разведения крупного рогатого скота - 40%. Наибольшее поголовье свиней на 100 гектар угодий (200-300 голов) размещается Великопольском и Поморско-Куявском воеводствах. Выращивание свиней осуществляется в этих регионах преимущественно на естественных кормах, а также на кормовых отходах пищевой промышленности. В юго-восточной Польше, где развитие свиноводства опирается лишь на естественные корма, поголовье свиней на 100 гектар угодий гораздо меньше (100-200 голов). Общее поголовье свиней росло с 9 млн. т. в 1950 г. до 18 млн. т. в 1997 г. и снизилось до 11 млн. в 2013 г. На мясное производство Польши плохо влияет политические процессы в экономике, например, запрет импорта мяса другими странами.

Регионами с наибольшим поголовьем крупного рогатого скота на 100 гектаров сельхозугодий являются Малопольское воеводство (около 60 голов) и Великопольское, Лодзинское, а также Подляское воеводства (50-60 голов). Общее поголовье крупного рогатого скота сократилось с 10 млн. голов в 1990 г. до 7 млн. голов в 1997 г., и до 5,7 млн. голов в 2013 г. Производство молока уменьшилось с 15 млн. т. в 1990 г. до 12 млн. т. в 1997 г. В 2013 г. показатель немного вырос - до 12,4 млн. т. Резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота пришлось преимущественно на западные районы Польши, где выращивание животных базировалось, в основном, на отходах промышленности и в меньшей мере на естественных пастбищах.

В целом можно заметить, что сельское хозяйство Польши не сильно пострадало от перехода к рыночной экономике, т.к. и ранее здесь не было сильно развито крупное товарное производство. Однако, вступление Польши в Европейский Союз имело некоторые негативные последствия. ЕС стремится ликвидировать значительную часть малых фермерских хозяйств. Отсюда тот спад в сельском хозяйстве, который мы заметили, анализируя основные количественные показатели этой отрасли народного хозяйства.

В то же время промышленность Польши выиграла от присоединения к ЕС, возросла производительность труда и показатели ВВП. ЕС финансирует многие важные проекты развития польской промышленности. Также согласно требованиям ЕС Польша стала накапливать больше запасов энергоносителей, что обеспечивает ее энергетическую безопасность. Вступление в ЕС стимулировало именно развитие топливно-энергического комплекса Польши и его упрочнение в территориальной структуре страны.


Заключение


Польша обладает хорошо развитой экономикой и является значительным участником европейских и мировых экономических отношений. Это государство успешно экспортирует машины и оборудование (почти половина всего экспорта страны), автомобили, трамваи, авиационную технику, продукцию химической промышленности, топливо, текстиль, продукты питания, в частности сахар, мясо, фрукты. РФ ведёт с Республикой Польша активную торговлю. Объем двухстороннего экспорта и импорта возрастает. Польша закупает у России минеральные сырье, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, каучук, металлы. В Россию же из Польши поставляются продовольственные товары и сырье, продукция химической промышленности (в частности удобрения), текстиль, одежда, обувь, машины, оборудование.

В Польше добывают каменный и бурый уголь, природный газ, соли, руды металлов, сланцевый газ. При этом ведущими промышленными регионами страны выступают Верхнесилезский промышленный район (ВПР) Варшавский, Лодзинский, Судейский и Старопольский районы. То есть наиболее активны центральные и юго-западные регионы страны, здесь сконцентрировано большое число добывающих и обрабатывающих предприятий. Это объясняется, как характером залегания ресурсов на территории страны, так и сложившейся исторически инфраструктурой (размещение городов, в т.ч. портовых, магистралей и т.д.).

Сельское же хозяйство страны более развито в центральных и восточных воеводствах, где почвы и климат, а также экологическая обстановка позволяют собирать значительные урожаи ржи, пшеницы, ячменя, овса, сахарной свёклы, картофеля, капусты, фруктов. Также здесь развито свиноводство, молочно-мясное скотоводство, птицеводство.

За последние годы экономика Польши была вынуждена адаптироваться к условиям сложившимся после вступления в ЕС.

Список использованной литературы


1.Будущее сельского хозяйства и села Польши в сфере реформ общей аграрной политики стран ЕС 2044 года // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал. 2010. №2. С. 418.

2.Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран. - М.: Academia. - 400 с.

Ермолаева В.А. Экономическая география и регионалистика. - М.: Флинта, 2010. - 410 с.

Кузьбожев Э.Н. и др. Экономическая география и регионалистика. - М.: Юрайт, 2013. - 562 с.