Состояние и динамика развития промышленного производства в россии и мире. II. Перспективы развития промышленного производства в России

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

За годы суверенной власти Россия упрочила свои позиции на энергетическом рынке в ущерб развитию отечественной обрабатывающей промышленности, увеличив импортозависимость по продовольственным товарам и продукции обрабатывающих отраслей. Подъем национально-патриотической волны, вызванный геополитическими событиями, а также давлением со стороны Запада заставили власть пересмотреть приоритеты экономической политики в рамках обеспечения национальной безопасности посредством импортозамещения. Сферой, призванной решить данную задачу, стала обрабатывающая промышленность. Первые инициативы в этом направлении касались поощрения госзакупок продукции отечественного производства, ограничения покупок импортной продукции для государственных структур, логическим продолжением стала разработка закона «О промышленной политике» и создание Фонда развития промышленности.

Закон о промышленной политике предполагалось принять еще в 2008 году, тогда в Государственную Думу были внесены проекты - «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года» и «О национальной промышленной политике в Российской Федерации». Но оба они получили отрицательные заключения на стадии согласования в правительстве. К настоящему моменту закон о промышленной политике принят в 42 субъектах РФ.


Рис.1. Субъекты РФ, имеющие законы в сфере промышленности. Вклад добывающей и обрабатывающей отраслей в валовый региональный продукт (по данным Росстата)

В 2013 году появился фонд развития промышленности регионов. Данный фонд был создан вскоре после выступления президента на Госсовете по вопросам о повышении инвестиционной привлекательности регионов, имеет ли он прямое отношение к государственным структурам, определить не удалось, однако задачи фонда согласуются с законодательством РФ и направлены на решение экономических задач регионов. Он оказывает поддержку инвесторам в таких отраслях, как разработка месторождений и добыча полезных ископаемых и драгоценных металлов, топливно-энергетический и металлургический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный сектор, строительство, недвижимость, финансовый сектор и высокие технологии. Примечательно, что высокие технологии стоят далеко не на первом месте в перечне, в то время как добывающая промышленность – в авангарде. Такой важный для национальных интересов страны фонд возглавил двоюродный брат Президента Игорь Путин.

За так называемые потерянные 20 лет состояние промышленности менялось в пользу укрепления добывающей и ослабления обрабатывающей промышленности. Так, вклад обрабатывающей промышленности сократился с 17,1% до 14,8%, добывающей вырос с 6,6% до 10,8%.

За последние 6 лет общее число субъектов экономической деятельности в России выросло на 1,2%, при этом количество предприятий в обрабатывающих отраслях промышленности уменьшилось на 15,8%, число заводов, производящих машины и оборудование, – на 39%.



Рис.2. Вклад отраслей промышленности в ВВП страны (1. Добыча каменного угля, бурого угля и торфа, 2. Добыча сырой нефти и природного газа; 3. Добыча металлических руд; 4.Добыча прочих полезных ископаемых; 5.Производство пищевых продуктов, включая напитки; 6.Производство одежды; выделка и крашение меха; 7.Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели; 8.Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них; 9.Издательская полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации; 10.Производство кокса; производство нефтепродуктов; 11.Химическое производство (без производства пороха и взрывчатых веществ); 12.Производство резиновых и пластмассовых изделий; 13.Производство прочих неметаллических минеральных продуктов; 14.Металлургическое производство; 15.Производство готовых металлических изделий; 16.Производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов); 17.Производство электрических машин и электрооборудования; 18.Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи; 19.Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов; 20.Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; 21.Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств; 22.Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки; 23.Прочая продукция обрабатывающих производств; 24.Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды; 25.Сбор, очистка и распределение воды)

Основной фонд сектора добыча полезных ископаемых вырос с 7,1% до 10,1 % от общего фонда по всем видам экономической деятельности, а обрабатывающего производства сократился с 8,9% до 8,1%.



Рис.3. Доля основных фондов промышленности в общем объеме основных фондов (по данным Росстата)

По структуре инвестиций в основной капитал лидирует сектор добыча топливно-энергетических ресурсов, именно на этот сектор приходится 32,8% от всех иностранных инвестиций. На долю производства машин и оборудования и электрооборудования приходится только 1,5% и 1,3% от общего объема инвестиций.


Рис.4. Инвестиции в основной капитал по видам промышленной деятельности (в % к общему объему инвестиций в промышленность, 2012 г.)

По объему затрат на технологические инновации выделяются такие отрасли промышленности, как производство кокса и нефтепродуктов (17,7%), металлургическое производство (15,4%) и добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (13,6%), то есть нетехнологичные сектора, в то время как наиболее технологические отрасли по объему затрат на технологические новации отстают в 3 и более раз.


Рис.5. Затраты на технологически инновации организаций, в % к общему объему затрат на технологические инновации (по данным Росстата)

За эти годы Россия поставила себя в импортную зависимость по всем секторам обрабатывающей промышленности, значительно снизив конкурентоспособность собственной продукции на мировом рынке, что проявилось в снижении их доли в структуре экспорта страны. Доля импорта в розничной торговле достигла 44%. На рис.6 представлена доля на российском рынке импортной продукции некоторых товарных групп.



Рис.6. Доля импортной продукции на российском рынке, в % (данные за 2010-2012 г., ЕМИСС)

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что отсутствие в стране государственной промышленной политики привело к дисбалансам развития, когда все финансовые потоки были направлены в наиболее рентабельный сектор добычи топливно-энергетических ресурсов.

В рамках политики поощрения развития промышленности предполагается проведение комплекса мер:

Принятие закона о промышленной политике, разработанного МИНПРОМТОРГом (должен поступить в Государственную Думу до 30 июня). Примечательно, что в самом тексте проекта нет разграничения на добывающую и обрабатывающую промышленности и прямого упоминания поддержки обрабатывающей промышленности;

Создание фонда развития промышленности объемом в 50 млрд рублей в целях повышения доступности займов на финансирование проектов в соответствии с приоритетами. Предполагается, что он будет выделять средства на кредит под сниженную ставку в 5%. Сейчас эта ставка составляет минимум 12% (а иногда доходит до 20%), в то время как, к примеру, в Канаде- 2%, в Китае – ниже 6%. По прогнозам экономистов этот фонд может оказать положительное влияние на зависящие от импорта оборудования отрасли, в первую очередь - это легкая промышленность, машиностроение, строительство и индустриальное производство. Однако до сих пор еще не определен механизм финансирования фонда (из бюджета или фонда национального благосостояния), критерии отбора инвестиционных программ, подведомственность данной структуры. Вероятно, что фонд будет предоставлять займы по ставкам не выше стран-конкурентов как государственным, так и частным предприятиям для целей исключительно на модернизацию и обновление технологических фондов, а также исполнение проектов в рамках госпрограмм;

Регуляция промышленности через фискальную политику. Так, предполагается повысить уровень налогообложения организаций, имеющих оборудование с истекшим сроком полезного использования, а также ввести налоговые льготы на вновь создаваемых предприятиях промышленности;

Создание в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий, а также разработка к 1 декабря механизма поддержки предприятий промышленности при их переходе на такие технологии;

Установление к осени перечня товаров, которые будут закупаться для государственных и муниципальных нужд исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств-членов Таможенного союза;

Ввод в практику специального инвестиционного контракта - соглашения, заключенного между инвестором, федеральной и региональной властями, по которому инвестор обязуется выполнить социально-экономические обязательства: создать новое предприятие, высокотехнологичные рабочие места и наладить выпуск инновационной продукции;

Создание индустриальных парков;

- организация Национального промышленного совета при президенте РФ с полномочиями координирования деятельности по реализации государственной промышленной политики. Ежегодный доклад совета о развитии промышленности станет составной частью отчёта правительства в Государственной Думе.

В целом стимулирование промышленности предполагается осуществлять через комплекс мероприятий: финансовая, информационная и консультационная поддержка, поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности; в области развития кадрового потенциала; поддержка внешнеэкономической деятельности (поощрение несырьевого экспорта); предоставление государственных и муниципальных преференций и другое.

Интересен опыт в сфере развития промышленности члена Таможенного союза – Казахстана, который также как и Россия отличается сырьевой направленностью экономики. В РК была принята Дорожная карта бизнеса с отмеченными рекомендованными местами для каждого региона расположения объектов промышленного назначения. Карта простимулирует развитие регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики. Реализация Программы осуществляется по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив (в том числе субсидирование части процентной ставки по кредитам Банков для реализации проектов, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, подготовка кадров и др.), оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортоориентированных производств.

Россия могла бы также разработать аналогичную карту, указав места объектов, где ранее располагались заводы и предприятия обрабатывающей сферы, поскольку в таких когда-то промышленных центрах еще сохранился персонал с необходимой профессиональной квалификацией, но занятый в непрофильной сфере. Привлечение старых специалистов, которые одновременно с производством будут обучать молодые кадры, решило бы острую для России проблему отсутствия подготовленных и высокопрофессиональных кадров.

Принятие закона о промышленности - это ключевая веха стратегического планирования развития России. В стране давно существует необходимость возрождения обрабатывающей промышленности, что позволит преодолеть чрезмерную зависимость от импортной продукции и ускорить темпы роста ВВП. В противном случае страну ждет углубление отставания от технологически-развитых стран, полное превращение в сырьевой придаток (Европы или Китая) и подчинение внутри и внешнеполитической линии интересам олигархической верхушки.

Данные с очищенной сезонностью выглядят несколько лучше, но также находятся в небольшом минусе: минус 0,1% в феврале к январю и минус 1,6% в январе к декабрю.

Сильнее всего – на 10% – сократилось производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Обрабатывающее производство сократилось на 0,1%, а добыча полезных ископаемых – на 2,2%. Просело машиностроение и даже некоторые сектора традиционно растущего пищепрома, проблемы в котором производители связывают со вступлением России в ВТО. Так, например, производство колбасных изделий снизилось на 1,7%, хлебобулочных изделий – на 3,7%, подсолнечного нерафинированного масла – на 14%.

Стагнация имеет место, но о падении промпроизводства говорить не стоит, считают экономисты. Отчасти они объясняют снижение промышленного выпуска высокой базой февраля 2012 года – тогда промышленность выросла на 6,5% после роста на 3,8% в январе. В то же время объяснить замедление в феврале 2013 года календарным фактором нельзя, так как праздник 23 февраля был перенесен на майские праздники, что уравняло количество рабочих дней в феврале 2012 и 2013 года.

«Основным тормозом роста промпроизводства в феврале стал дефицит ликвидности у предприятий. В феврале 2013 года возобновивилась тенденция превышения доли предприятий, у которых сократились собственные финансовые ресурсы и прибыль, над долей тех, где увеличились соответствующие показатели (по финансовым ресурсам – 15% и 13%, а по прибыли – 18% и 17%)», – отмечается в мониторинге конъюнктурных исследований (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ .

Также на промышленности отрицательно сказалось и снижение покупательской активности населения. Из-за этого, в частности, просел автопром. Производство легковых автомобилей в России в феврале 2013 года сократилось на 0,1% по сравнению с февралем 2012 года из-за замедления темпов роста продаж новых автомобилей.
«Сейчас мы наблюдаем замедление роста рынка легковых автомобилей – в январе рынок вырос на 5%, в феврале рост составил 2%, и это, естественно, отражается на результатах АвтоВАЗа. Не исключено, что при замедлении роста доходов населения, а также при отсутствии роста на рынке автокредитования динамика продаж может стать отрицательной во второй половине года, что отразится и на продажах АвтоВАЗа», – говорит аналитик « Инвесткафе» Андрей Шенк .

Перспективы развития промышленности в ближайшие месяцы во многом зависят от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, считают эксперты. Цены на энергоресурсы пока довольно стабильны, причем спотовые рынки газа уже близки к ценам «Газпрома», что может по­способствовать увеличению экспортных поставок. В то же время цены на цветные и черные металлы снижаются в условиях перепроизводства.

«Если говорить об экстренных мерах по повышению деловой активности промышленных предприятий, не анализируя концептуально позитивные, но неоднозначные по своим параметрам различные долгосрочные программы развития промышленности до 2020 года, сегодня представляется необходимым понизить ставку рефинансирования коммерческих банков со стороны ЦБ РФ, – считает директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович . – Даже небольшое снижение ставки со стороны ЦБ могло бы дать психологический сигнал коммерческим банкам к смене тренда ставок по кредитам с повышательного на понижательный, а сам реальный сектор воспринял бы данную акцию как мотивацию к увеличению своих финансовых средств за счет более доступных кредитных ресурсов и, соответственно, расширению производства. В результате почти наверняка этот механизм сработает на улучшение делового климата у предприятий-реципиентов и отрасли в целом».

Минэкономразвития прогнозирует, что в 2013 году промышленное производство в России вырастет на 3,6%. Ранее замглавы ведомства Андрей Клепач заявлял, что оценку могут понизить до 3% или ниже.

Промышленность России одна из самых конкурентоспособных в мире, способна производить товары практического любого типа. Она занимает значительную часть ВВП России — 29%. Так же 19% работающего населения заняты в промышленности.

Российская промышленность делиться на следующие отрасли: самолетостроение, и , переработка и , производство вооружения и военной техники, автомобильная промышленность, электротехника, космическое производство, легкая (), пищевая, агропромышленный комплекс (животноводство, растениеводство, ).

Значительная часть промышленных предприятий располагаются непосредственно вблизи с сырьевых месторождений, баз, что значительно сокращает расходы на их транспортировку и в конечном итоге создает более низкую себестоимость конечного продукта.

Главной отраслью является машиностроение, сосредоточенное в крупных городах — Москва, Санкт-Петербурге, Западной Сибири, на Урале, Поволжье. Комплекс производит почти 30% от общего объема промышленной продукции и обеспечивает оборудованием и машинами другие сферы экономики.

Машиностроение включает в себя более 70 отраслей, среди которых: электротехника, электроника, робототехника, вагоностроение, судостроение, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение,самолетостроение, судостроение и оборонную промышленность.

Химическая и нефтехимическая промышленность играет не менее важную роль в российской экономике. Выделяется добыча горно-химического сырья (апатитов и фосфоритов, поваренной и калийной солей, серы), химию органического синтеза и основную химию. Основная химия производит минеральные удобрения, хлора, соды, серной кислоты. Химия органического включает производство пластмасс, синтетического каучука, синтетических смол, химических волокон. Химическая промышленность так же сосредоточена в крупных городах, может похвастаться крупнейшем в мире Соликамском месторождении (на севере Пермской области).

Топливно-энергетический комплекс снабжает топливом электроэнергией все остальные сферы промышленности. Продукция ТЭК основа экспорта России. Добыча и переработка различных видов топлива, электроэнергетика, а так же добыча, обработка, транспортировка нефти, угля, газа. Порядка 85% газа добывается в Западной Сибири и экспортируется в страны СНГ, дальнего зарубежья и страны Балтии. Россия занимает лидирующие место по запасам угля.

Металлургический комплекс производит добычу руд металлов, их обогащение, выплавку металла, производство проката. Делится на цветную и черную, которая занимает около 90% от общего числа используемых металлов в народном хозяйстве — сталь. цветную металлургию. В состав черной металлургии входят такие типы предприятий: металлургические заводы полного цикла, производящие чугун, сталь и прокат; сталеплавильные и сталепрокатные заводы; производство ферросплавов сплавов железа с хромом, марганцем, кремнием и другими элементами; малая металлургия - производство стали и проката на машиностроительных заводах. Цветная же уступает в объемах производства, но имеет большую ценность. Включает в себя тяжелые металлы (цинк, медь, никель, хром, свинец), легкие (алюминий, магний, титан), благородные (золото, серебро, платина).

Космическая промышленность России одна из самых мощных во всем мире, лидирует в запусках на орбиту и пилотируемой космонавтике. Россия так же имеет собственную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС.

Агропромышленный комплекс Российской Федерации специализируется на производстве сельхозпродукции, ее переработке и хранении. Сельскохозяйственные угодья России около 219,6 млн. га. Основами сельскохозяйственных культур есть: зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, лен. К зерновым культурам относятся рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис, а также зернобобовые (горох, фасоль, соя, чечевица). По Объемам производства зерновых и зернобобовых культур Россия находится на четвертом месте в мире.

Атомная энергетика РФ является сильней в мире, как в отдельных ядерных технологиях, так и в целом. Россия занимает первое место по количеству одновременно сооружаемых АЭС на своей территории. В общем в нашей стране эксплуатируется 10 АЭС.

Автопромышленность держит уверенные темпы роста по количеству производимых моторных транспортных средств. Крупным производителем является АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ.

Промышленные центры России

  1. Лидером по промышленному производству является Москва. Предприятия машиностроения, пищевой и фармацевтической промышленности, переработки нефти и газа, НИОКР.
  2. Санкт-Петербург — предприятия пищевой и химической промышленности, машиностроения, черной металлургии, производства стройматериалов, НИОКР.
  3. Сургут — добыча и переработка нефти и газа, город также располагает крупными предприятиями, работающими в отраслях электроэнергетики, пищевой промышленности и НИОКР.
  4. Нижневартовск, Омск и Пермь, Уфа — добыча и переработка нефти и газа. В Омске, Уфе, Перми также находятся предприятия машиностроения и пищевой промышленности.
  5. Норильск — цветная металлургия.
  6. Челябинск — черная металлургия, машиностроение и пищевая промышленность.
  7. Новокузнецк — черная и цветная металлургия, угольная промышленность.
  8. Краснодарский край — аграрное производство.

Перспективы промышленности России

  1. Техническое перевооружение и применение новой техники.
  2. Быстрое развитие перерабатывающих отраслей в сравнении со скоростью развития сырьевых производств.
  3. Курс на .

Существуют, по меньшей мере, два подхода к оценке перспектив развития промышленного производства в нашей стране. Один - официальный, связанный с радужной оценкой этой темы, основанный на перспективных планах, стремительных диаграммах, символизирующих эволюционный характер развития промышленной отрасли, ссылок на мировые тенденции и т.д. Другой - прагматический, основанный на анализе того, что мы имеем за годы реформ и не официального, а реального отношения руководства страны к этой отрасли хозяйственной деятельности.

Страна за двадцать лет откатилась по уровню экономического развития ниже уровня многих государств «третьего» мира, и это при том, что в наследство нашим реформаторам досталось (что бы там не говорили) одна из сильнейших экономик мира. Уровень жизни россиян затерялся где-то в восьмом десятке стран мира. Разрыв между уровнем жизни богатого слоя и теми, кто ориентируется на потребительскую корзину - катастрофический. Не буду полемизировать с теми, кто будет возражать, что реформы не закончены, что мы «в пути» и т.д. и т.п., это мы уже проходили. Надо периодически подводить итоги пройденного и, если это необходимо, корректировать курс движения, а не тупо упираться в стратегические догмы, которые себя дискредитировали текущими результатами.

Тема развития промышленного производства многогранна и многовариантна. Конечно, единого рецепта быть не может, поскольку здесь завязаны интересы государства, частных лиц и общественных организаций, мировые тенденции и краткосрочные политические мотивы, тактические и стратегические планы, геополитические, экономические, финансовые, сырьевые и пр. ресурсы. При любом раскладе в решении этой проблемы цель должна быть одна - это поступательное развитие производственного сектора экономики, что особенно важно для такой страны как Россия с точки зрения обеспечения экономической и военной безопасности и целостности государства.

Мировая тенденция построения структуры промышленного производства основана на приоритетном развитии малых и средних предприятий, как на наиболее подготовленных: к освоению новых видов изделий и технологий, гибких в плане перестройки производства и внедрения научно-технических разработок, в создании конкурентных производственных отношений. В развитых странах 70-85% промышленного производства сосредоточено на малых и средних предприятиях. При этом роль государства заключается в создании благоприятных условий работы таких предприятий. Под благоприятными условиями развития производства я, прежде всего, понимаю такие понятия, как: стабильность политической системы и ее адекватность к меняющейся внутренней и международной ситуации, понятный и принятый большинством промышленного электората экономический курс развития (установленные «правила игры»), спокойная внутренняя обстановка, доступность финансовых ресурсов и юридическая защищенность от неправомерных действий и посягательств любого уровня.

Перед анализом вышеперечисленных условий развития необходимо определиться с базовыми определениями и понятиями, чтобы не было разночтений и двусмысленных толкований основополагающих принципов существования промышленного производства как такового.

Я считаю, что одной из главных причин неудовлетворительного состояний дел в области малого и среднего предпринимательства в нашей стране является упрощенная трактовка главного понятия - «малый и средний бизнес», принятая за основу при рассмотрении всех вопросов, относящихся к сфере деятельности этой части производственного сектора экономики. Для «большого» бизнеса существуют отраслевые министерства, ведомства, союзы и прочие организации, созданные для решения специфических задач отрасли и учитывающие особенность построения и развития конкретной отрасли, а также приоритетность задач и способов их решения, стоящих перед данной отраслью, в том числе и в интересах государства.

Государство, управляя экономикой, создает преференции и стимулирует развитие тех или иных отраслей экономики в интересах как тактических, так и стратегических планов развития. И только малый бизнес у нас, как стадо пытаются вести общей дорогой, подстегивать единообразными постановлениями, бросая мелкие подачки в «толпу», где они достаются самым бойким и наглым и далеко не тем, кто в них нуждается. Необходимо разделить нынешнее понятие «малый бизнес», как минимум на три категории: производственный бизнес, услуги и торговля. В производственный бизнес, несомненно, должна входить наука, как неотъемлемая часть инновационного развития. Я не связываю понятие «бизнес» с задачами обеспечения правопорядка и обороноспособности страны, которые должны остаться в исключительной компетенции государства. промышленность перевооружение экономика

Сейчас доля производственного малого и среднего бизнеса реального сектора экономики в общем объеме «малого бизнеса» составляет по разным оценкам от 3 до 15%. При этом малый бизнес в общем балансе производственного сектора экономики страны составляет не более 10%, получается, что доля рассматриваемого вида производства в промышленном объеме страны - несущественна. В общественном сознании слово «бизнес» ассоциируется с торговлей и посредническими услугами, с вопросами «делания денег» любыми путями.

Анализ принятых решений разного уровня по малому бизнесу, фактическое построение отношений между административными органами и бизнесом, меры стимулирования и поддержки принятые у нас, и наконец, результаты всей этой деятельности, говорят о том, что все решения по развитию рассматриваемого сектора экономики в первую очередь, «де факто», относятся к области непроизводственных отношений. Ниже я обосную свои выводы.

Если с политической стабильностью и построением международных отношений у нас более или менее все ясно, то вот относительно стратегии и тактики экономического развития страны - много вопросов. Уже всем, кроме самих инициаторов экономических реформ и тех, кто на этом заработал очевидные дивиденды, ясен их провальный курс и плачевность достигнутых результатов. Тем не менее, мы продолжаем цепляться за устаревшие догмы и на гнилом фундаменте обанкротившихся идей - пытаемся строить новые производственные отношения. Цель у всех стран одна - развитие, вот только способы ее достижения разные, что и показал недавний экономический кризис. И дело здесь отнюдь не в идеологических построениях общественного строя, а в отношении руководства страны к средствам и способам управления экономикой. Богатейшая в мире страна с огромным экономическим потенциалом и талантливым народом, на сырьевой игле и навязанных «реформаторами» посредническо-товарных производственных отношениях оказалась в очередной раз (после дефолтов прежних лет) не конкурентоспособной на мировом рынке, при этом фактически разрушив внутренний рынок и производственные отношения на постсоветском пространстве. И что интересно, при этом миллиардеров, заработавших на кризисе, в стране стало больше. Экономическая политика в интересах отдельных лиц и групп не может считаться экономикой такого государства как Россия.

К сожалению, нельзя говорить и об установленных «правилах игры» - отношениях между малым и средним производственным бизнесом и властью. Слишком много в трактовке этих правил администрирования, коррупции и желания «порулить» со стороны официальных структур различного уровня и ведомственной принадлежности. При этом полная ответственность за состояние производства лежит на его руководителях, а правила ведения бизнеса устанавливают чиновники, которые не несут никакой ответственности за свои поступки и решения, в том числе направленные во вред производственно-хозяйственной деятельности. В нашей стране уровень общественной и псевдо государственной «заботы» о малом бизнесе, а также число «помощников» разного уровня превышает разумные пределы и количество самих предприятий производственного сектора. Наверное, пришла пора дать оценку этой работе с учетом достигнутых их деятельностью результатов. Навязываемая «поддержка», на практике оказывается ширмой корыстных интересов «помощников».

Один из самых болезненных вопросов развития производства малого и среднего бизнеса является вопрос доступности финансовых ресурсов, необходимых на всех стадиях производственной деятельности. Каждый, кто имеет отношение к производству, понимает, что для его становления, развития и поддержания на конкурентоспособном уровне, постоянно необходимы средства. При этом на этапе становления производства - нужны заемные средства в серьезных объемах и на реальных условиях возврата. К сожалению, производственный сектор малого бизнеса нашими банками под разными предлогами, в том числе и нереальными условиями предоставления кредитов - фактически не финансируется. Эти вопросы на государственном уровне отданы на откуп посредническим фондам. Во-первых, получение денег от фонда оговаривается разными сумасбродными условиями и предельными ставками финансирования, которые не приемлемы для производственника. Во-вторых, процедура оформления кредитов через фонд неимоверно затянута и никак не способствует оперативному решению финансовых проблем предприятия. Система грантов, конкурсов, тендеров и т.п. сродни игре в рулетку, а вероятность выигрыша - минимальна, при этом система выбора победителя не прозрачна и субъективна. Для стабильного, поступательного и прогнозируемого развития производственного предприятия система финансирования через конкурсы не может считаться эффективной. И наконец, немаловажный фактор работы фонда (или другого подобного учреждения) - это заинтересованность самого фонда во вложении выделенных ему государством денег в то или иное производственное предприятие. Фонд не кредитное учреждение, следовательно, его средства находятся в банке под стабильный процент, которого хватает для безбедного текущего cуществования сотрудников фонда. Если средства фонда выделять соискателям, то это риск, угрожающий собственному благополучию. Отсюда и многоуровневая система отбора кандидатов на деньги, создаваемые и активно культивируемые мифы об отсталости и незнании большинством предпринимателей современных (западных) принципов управления производством, и «закритичный» уровень оценки перспектив конкретного производства и т.д. В общем, причин отказать гораздо больше, чем дать добро. Я не знаю примеров официальной оценки деятельности фондов, но я знаю состояние проблемы и уровень развития научно-производственного сектора экономики, и здесь наблюдается большое противоречие между результатами деятельности «помощников» и состоянием отрасли. Хотелось бы, чтобы руководство страны рассматривало меня и других руководителей производственных предприятий (во всяком случае, большую их часть), как адекватных и ответственных членов нашего общества, заинтересованных в развитии нашей страны не меньше чем они сами, и способных самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности без переложения груза ответственности на различные посреднические структуры. В этом контексте считаю первоочередным решением государственного уровня - создание системы финансирования производственного бизнеса через банковскую систему, на условиях получения кредитов на развитие производства под ответственность заемщика и гарантии государства по приоритетным направлениям развития. То, что эта система должна отличаться от условий получения потребительских кредитов, это надеюсь ясно. Фонды должны стать вспомогательным атрибутом стимулирования научно-технической деятельности.

На государственном уровне полагают, что одним из путей решения проблемы развития промышленного производства должна стать инвестиционная деятельность, причем почему-то иностранных инвесторов. На данный момент времени серьезных и ответственных инвесторов из-за рубежа на территории России нет, и когда они появятся неизвестно. Вызывает большое сомнение мотивация инвестора для развития производства конкурентоспособной отечественной продукции в ущерб национальным интересам той страны, которую он представляет. Косвенным подтверждением этого тезиса, может служить история вступления России в ВТО. Тех же инвесторов, которые хотели бы строить свой бизнес в России, отпугивает непрозрачность отношений и коррумпированность системы.

И наконец, последний вопрос в рамках настоящей статьи - юридическое сопровождение бизнеса. То, что установившаяся у нас юридическая система громоздка, неповоротлива и малопонятна рядовому члену общества, это факт, озвученный неоднократно и на разных уровнях. С ее несовершенством связан весь негатив нашего общества - бюрократизм, коррупция, бандитизм, нарушения в экономической сфере и производственных отношениях, «телефонное право» и т.п. Все делопроизводство в судах устроено таким образом, чтобы отбить навсегда охоту решать спорные вопросы в официальных инстанциях. Особый вид надругательства над здравым смыслом и публичное унижение, когда ответчиком по суду выступает государственная структура. Проблема состоит в том, что у подавляющего большинства малых предприятий в штатном расписании не предусмотрена должность юриста. Можно, конечно, нанять юриста из многочисленных адвокатских бюро. Но нет никаких гарантий, что вы взяли именно того юриста, знания и квалификация которого позволят решить в суде ваши проблемы. В большинстве случаев наемный юрист не отвечает за результаты своей работы, а лишь готовит документы для суда, а дальше - «как решит суд». Объективность суда тоже под большим вопросом, поскольку рычагов влияния на ход судебного заседания у малого предприятия, несомненно, меньше, чем у его оппонентов. Можно еще много привести доводов в оправдание того, почему у многих предпринимателей существует желание «полюбовно» решать конфликтные ситуации, либо вообще не связываться с судами, прибегая к услугам неформальных организаций.

Неповоротливость и костность юридической системы приводит к тому, что не исполняется большинство постановлений и указов, принимаемых правительством и президентом в отношении развития малого и среднего предпринимательства, поскольку чиновники придумывают причины их неисполнения гораздо быстрее, чем успевают вноситься коррективы в поправки в эти указы. Создается впечатление, что чиновники играют с государством в догонялки - кто быстрее придумает причину неисполнения очередного закона, при этом государственные интересы, как правило, всегда проигрывают. Да и сами законы о малом и среднем предпринимательстве разрабатываются и принимаются теоретиками товарно-денежных отношений без надлежащих консультаций с теми, кто должен на практике воспользоваться их положениями. Ярким примером сказанному служит закон об авторском праве, который если и защищает чьи-то интересы, то только не интересы инновационной части малого бизнеса. Получается, что главное преимущество малого и среднего предпринимательства, в его способности ставить и решать инновационные задачи - не защищено, а поэтому, бесперспективно. Отмена звания «Заслуженный изобретатель России» лишь очередной камень чиновников в сторону прогрессивного развития производственного сектора.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что реальных предпосылок развития промышленного производства в стране, через становление и развитие малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики в настоящее время - нет. Основными причинами этого, на наш взгляд, являются:

  • - отсутствие финансового обеспечения и доступа к реалистичным банковским кредитам, замененными на практике разными посредническими структурами, решающими не государственные, а свои корыстные интересы;
  • - несовершенство юридической системы и судопроизводства делают предпринимателей незащищенными перед административным и силовым давлением на них. Кроме того, это является причиной негативных факторов производственных и деловых взаимоотношений, связанных с коррупцией, бюрократизмом, рэкетом и т.п.;
  • - для большинства малых и средних предприятий основным рынком сбыта продукции является внутренний рынок, правила игры на котором, диктуются крупными монополистами и олегархически бюрократическими структурами, не заинтересованными в «чужих» исполнителях. Система тендеров и конкурсов - забюрокрачена сверх всякой меры;
  • - в стране не созданы условия и нет реальной потребности во внедрении новых научно-технических достижений, являющихся одним из приоритетных и эффективных направлений деятельности малых и средних предприятий. Излишняя коммерциализация этой темы привела к свертыванию фундаментальных исследований и перспективных НИОКР, ввиду своей не скорой коммерческой отдачи;
  • - декларируемые руководством страны планы развития в сырьевом, перерабатывающем, аэро-космическом, оборонном и других секторах экономики не предусматривают широкого участия в них предприятий малой индустрии, а своей глобальностью рассчитаны на участие в них естественных монополий и крупных корпораций. Необходим отдельный план развития малого и среднего бизнеса с привязкой к конкретным государственным программам;
  • - в стране чрезмерно высоко влияние административно-бюрократического аппарата на деятельность малых предприятий.

Индустрия считается основой воспроизводства в экономике. Из-за экономического кризиса начала 90х годов ухудшилось. Изделия отечественного производства у населения вызывали ассоциации с некачественной продукцией, все больше интересовались импортными товарами. 1999-2005 года характеризуются экстенсивным развитием, которое обеспечивалось серьезными капиталовложениями. В результате рынок товаров получил разнообразный состав производителей, а население стало меньше доверять .

Наиболее развитыми на сегодняшний момент в России являются отрасли химического и целлюлозно-бумажного производства, а также производство и распределение воды, газа и . Высокие темпы роста наблюдаются и в строительстве. Благодаря значительным запасам природных ресурсов, страна занимает первые места по объему добываемой и ее экспорту. В сфере капиталовложений в 2012 году доминировал сырьевой сектор и предприятия, занимающиеся добычей торфа и руды.

Текущее состояние имеет ряд особенностей, которые не совестимы с рыночной экономикой. В первую очередь это то, что предприятия в большинстве случаев ориентируются не на массовый выпуск продукции, а на удовлетворение отдельных потребностей. Также подбор кадров происходит в основном по принципам родственности и дружбы, а не профессионализма. В результате решать сложные и творческие задачи просто некому.

Нехватка квалифицированного персонала

Важную роль в развитии состояния промышленности в России занимает подготовка квалифицированных кадров, а большинство молодых специалистов не соответствуют требованиям производства и после окончания ВУЗов не могут приступить к качественному выполнению работы, к которой готовились во время учебы. Эксперты Института имени Гайдара сообщают, что из-за недостатка кадров порядка 30% компаний в прошлом году не выполнило свой план по выпуску продукции.

Со сложностями при наборе персонала предприятия сталкиваются регулярно. Проблемной отраслью является , и несмотря на затраты, выпускаемая продукция не способна конкурировать с западными образцами. В первую очередь это происходит по причине недостатка инженерно-технических работников, а существующий персонал постоянно нуждается в дополнительном обучении, поскольку используемые технологии регулярно обновляются. Низкий уровень оплаты труда также мешает привлекать новых сотрудников.

Основным следствием нехватки кадров считается снижение качества выпускаемых товаров. Такая ситуация наблюдается в 42% организаций. Вследствие возникшей проблемы состояние промышленности России ухудшилось, поскольку много заводов, имея заказы, не могут увеличить выпуск продукции. Больше всего это отразилось на легкой промышленности и машиностроении. За три года такое влияние было отмечено в 20% предприятий.

Перспективы улучшения состояния промышленности в России

Для улучшения состояния промышленности в России правительство планирует внедрить разработанную систему необходимых мер поддержки: реформирование налоговой системы, стимулирование частных, государственных и иностранных инвестиций, формирование законодательных условий. Основной задачей промышленной политики страны является повышение уровня конкурентоспособности производств. Добиваться этого планируют с помощью технического переоснащения, автоматизации средств контроля качества, делая производство более безопасным, привлекая высококвалифицированных кадров.

Эта политика предполагает для разные стратегии развития. Например, в черной металлургии планируют расширять ассортимент и повышать качество металлопродукции. Экспортоспособные добывающие отрасли, такие как газовая, нефтяная, лесная, могут развиваться на собственной финансовой базе, а для имеющих большой научно-технический потенциал планируются государственные инвестиции, субсидии и экспортные кредиты.

Улучшение состояния промышленности в России невозможно без разработки и применения новейших методов, способных повысить эффективность производства, уверены эксперты. Необходима также поддержка всех высокотехнологических разработок, над которыми работают сотрудники соответствующих организаций. К положительным результатам приведет также создание здоровой конкуренции на рынке и стимуляция предпринимательства.