Контрольные вопросы. Контрольная работа Переходный период: сущность, особенности для России

1. Что такое цена спроса на товар?

2. Какое неоспоримое преимущество есть у ценового механизма рынка?

3. Что обозначает понятие “эластичный спрос”?

4. Что такое неэластичное предложение?

5. К чему ведет установление максимального предела цены?

6. Какие существуют виды конкуренции?

7. Какая форма конкуренции преобладает в современной рыночной структуре?

Тема 8.Переходная экономика: сущность, типы и содержание переходного периода Лекция 9. Переходная экономика: сущность, типы и содержание переходного периода.

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

переходной период в экономике; факторы переходного периода; типы переходных периодов; общие закономерности переходного периода; этапы переходного периода; государственно-организационное регулирование.

Необходимость и сущность переходного периода в экономике

Как бы ни различались и ни назывались исторические этапы развития человеческого общества и его экономические системы, переходы от одной ступени к другой всегда не одномоментны. Они занимают определенный исторический отрезок времени и явно отличаются от функционирования уже устоявшейся экономической системы.

Так, чистая либеральная рыночная экономика, в основе которой лежала частная собственность и совершенная конкуренция, по мере своего развития и концентрации капитала породила многие формы конкуренции, среди которых следует выделить олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. Механизм функционирования рынка, основанный на совершенной конкуренции и зависимости спроса и предложения лишь от цены, начал давать сбои. Великая мировая депрессия 1929- 1932 гг. тому подтверждение. Возникла необходимость перехода к новой экономической модели – смешанной рыночной экономике, которая, во-первых, основывается на смешанной форме собственности, в которой, во-вторых, механизм функционирования экономики допускал различные типы конкуренции и, в-третьих, потребовал учета влияния на спрос и предложение (кроме цены) неценовых факторов, и наконец, в-четвертых, в экономике, наряду с рынком, появилось государство с особыми экономическими и правовыми функциями. По этим и другим причинам в конце ХХ века весьма заметно изменилась суть рыночной экономической системы, в частности, в сторону социализации, осуществляя переходы к разным экономическим моделям.

Чем же вызвана необходимость переходов и самого переходного периода?

Необходимость особого, переходного периода обусловлена, во-первых, историческим развитием, прогрессивным движением человечества и его социально-экономического устройства, самой эволюцией. Старение экономической системы, ее неспособность к саморазрешению внутренних противоречий и самообновлению создает необходимость перехода к новой системе .Во-вторых, со временем происходят и накапливаются изменения в общих условиях функционирования экономических систем, которыми являются:

    природно-климатические условия;

    степень развитости социальной общности людей;

    социокультурная среда (ценностные ориентации, духовная, нравственная культура и т.д.)

Накопившиеся изменения в самой системе и ее условиях при определенной их критической массе становятся противоречивыми. Если эти противоречия экономическая система уже не способна разрешить, то таковые вызывают необходимость изменения или смены самой экономической системы. Острота противоречий со временем достигает такой точки напряжения, в которой устойчивость данной экономической системы теряется. Она уже не может самовоспроизводиться в прежнем своем качестве, не может быть сама собой. Наступает необходимость определиться в новой экономической системе и осуществить переходный этап развития.

Особенности противоречий переходного общества по сравнению с противоречиями устойчивой экономической системы состоят в следующем.

Во-первых, они являются глубинными , т.е. отражают несовместимость базовых основ, представляющих противоположности (системных принципов старого и нового строя, оказавшихся вместе).

Во-вторых, эти противоречия – не временные и "лечащие", стабилизирующие, как в устойчивой системе, анарастающие и разрушительные , поскольку ведут не к сбалансированию, не к компромиссу, а к вытеснению одной (новой) экономической системой – другой (старой).

В-третьих, в силу нарастания социальной напряженности противоречия переходного периода можно отнести к социально опасным , ибо формой их проявления могут быть массовые противостояния граждан внутри данной страны со всеми вытекающими тяжелыми последствиями.

К основным противоречиям переходной экономики трансформационного типа можно отнести противоречия :

    между отношениями собственности, возникшей в результате поспешной ("номенклатурной" или "ваучерной") приватизации и отношениями собственности государственного сектора;

    между неразвитой еще денежной системой рынка и реальной необходимостью обходиться без денег (бартер) либо денежными суррогатами;

    между отношениями в экономике и законодательно-правовыми отношениями;

    между легальной и быстро развивающейся теневой экономикой.

    между бюрократическим "введением" рынка и его реальной неразвитостью;

    между трудом и его реальной оплатой в условиях растущей инфляции;

    между сферой производства и сферой обращения, трансформирующимися в разных скоростных и качественных режимах;

    между неоправданным обогащением одних и необоснованным объедением других.

Главными из таких противоречий следует назвать противоречия в отношениях собственности, труда и доходов. Так, к примеру, стремительный и глубокий спад производства в Республике Беларусь и других странах СНГ в результате системного кризиса требует трудового и творческого прорыва, для того чтобы "выскочить" из "кризисной ямы" и выйти на путь устойчивого экономического роста. Но этому противоречит сложившаяся обвальная бедность основного населения и потеря им материальной и моральной мотивации к трудовому энтузиазму.

Механизм разрешения противоречий в устойчивой экономической системе и в переходном обществе, также как и характер противоречий, не может быть одинаковым. Кроме того, этот механизм зависит и от стратегических целей осуществляемого перехода, т.е. от той системы (или модели) общества, к которой оно переходит.

При создании и использовании механизма разрешения противоречий важным фактором является время . Ряд противоречий нужно разрешать сразу, срочно, не откладывая, чтобы не вызвать необратимых последствий – явленийгистерезиса . Гистерезис означает неспособность экономической системы или ее компонентов вернуться в нормальное состояние, т.е. их разрушение. А это особенно опасно, когда дело касается человеческого фактора экономики, а также морали, нравственности населения.

К этому следует добавить, что на механизмы разрешения противоречий перехода не могут не влиять конкретные социально-экономические особенности той страны, в которой осуществляется переход, т.е. в разных странах они могут не совпадать.

И так: необходимость переходного периода в экономике обусловлена наличием следующих основных факторов , к которым следует отнести:

    экономические (устаревшие производственные отношения, тормозящие экономическое развитие);

    технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на принципиально новую научно-технологическую ступень);

    организационно-управленческие (кризис управления);

    мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы);

    социальные (падение уровня жизни, напряженность, конфликтность и необходимость перехода к более прогрессивной системе);

    внешние (тормозящие или разрушительные воздействия внешних условий и сил).

Для вступления в переходный период не обязателен весь комплекс этих факторов, сила некоторых из них может быть так велика, что вызовет переход.

Признаками наступающего или наступившего переходного периода можно считать:

Таким образом,переходный период в экономике отражает особое ее состояние, характеризующееся неустойчивостью, промежуточностью и выражающее переход от одной ступени развития к другой либо переход к иному типу экономической системы.


Главная функция переходного периода – сформировать основу новой экономической системы. Притомкритерием новой, более прогрессивной системы явится рост экономической и социальной эффективности.

Следует иметь в виду, что переходная экономика сама по себе не представляет экономическую систему, поскольку не обладает свойствами системы – устойчивостью, целостностью, общим целеполаганием, интегративностью структуры . Переходная экономика – это особоесостояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустойчивостью (рис.9.1.).

Нынешняя Россия переживает третий переходный период в своей истории. Первый переходный период (1861 – 1913гг.) – это переход от феодализма к капитализму. Второй, длившийся с 1917 по 1937 годы – это переход от капитализма к социализму. Нынешний переходный период, начавшийся в августе 1991г., означает обратный процесс – переход от социализма к капитализму. Вместе с Россией этот переход осуществляют еще 27 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, в также Китай и Вьетнам, Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария Венгрия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Монголия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония, Югославия.

В странах с переходной экономикой проживает 8,1% всего населения мира. Однако их доля в мировом ВВП невелика и составляет 5,8% (1999г.). Уровень ВВП на душу населения в этих странах составляет около 60% от среднемирового уровня.

Переходный период- это период времени, когда страна переходит от одной исторической ступени развития к другой. Это время, в течение которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходный период – необходимый и закономерный этап в эволюции экономических систем. Это положение впервые было высказано К. Марксом в «Критике Готской программы»:

«Между капиталистическим и коммунистическим обществом, писал К. Маркс, - лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата»» (К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения Т.19, с.27.).

Проблемы переходного периода от капитализма к социализму рассматриваются в работах ВИ. Ленина «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» (1919г.) и Н.И. Бухарина «Экономика переходного периода». Сейчас идет обратный процесс – переход от командной экономики к рыночной, так что теория того переходного периода не может быть перенесена на нынешний.

Содержанием переходного периода является «посткоммунистическая трансформация общества». Под этим термином понимаются глубокие преобразования во всех сферах жизни общества: в экономике, политическом и государствено-административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. В этом ряду экономическая трансформация занимает центральное место, поскольку успехи и неудачи экономических реформ в значительной степени определяют общественно-политическую ситуацию в целом. В экономической трансформации главную роль играют так называемые «институциональные преобразования», то-есть реформа собственности и отношений между хозяйствующими субъектами. Основным методом преобразований выступает либерализация. Либерализм (в переводе с латинского – свободный) означает невмешательство государства без особой необходимости в экономическую жизнь предприятий и граждан. Кроме того, ограничивается государственное регулирование сферы отношений между экономическими субъектами, например, фирмами и банками, минимизируется налогообложение и государственные расходы, обеспечивающие стимулы экономического развития и капитализацию доходов. Особое направление либерализации – разгосударствление экономики.

Россия, вставшая на путь либерализации экономики, провела ее в следующих направлениях: 1) был снят административный контроль над ценами и производством; 2) отменены:

Фондирование ресурсов;

Квотирование экспорта и импорта;

Множественность обменного курса.

Разумеется, все перечисленные инструменты государственного регулирования не были ликвидированы полностью, а остались в ограниченном масштабе. Они необходимы для регулирования естественных монополий, отраслей, имеющих особое значение для национальной безопасности или для защиты внутреннего рынка от импорта товаров, производство которых субсидируется в станах их происхождения.

Либерализация экономической жизни России понимается как освобождение принимающих конкретные хозяйственные решения рыночных субъектов от произвола чиновников, предприятий – от сверхтяжелого налогового пресса. Предполагалось, что либерализм должен органично сопрягаться с государственным протекционизмом в экономике в виде следующих форм:

А) защита государством интересов предприятий и отраслей отечественной экономики во взаимоотношениях с иностранными фирмами;

Б) обеспечение отечественным производителям разумных преимуществ, недопущение дискриминации этих предпринимателей со стороны зарубежных государств.

Переходный период – это период глубоких изменений в системе институтов. Одни институты командной экономики прекращают свое существование, другие трансформируются в рыночные институты, а третьи возникают впервые. Поэтому о переходном периоде говорят как о периоде институциональной трансформации. Эта трансформация включает:

Изменение формальных (договор) и неформальных условий хозяйствования;

Изменение отношений собственности (приватизация);

Возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и т.д.);

Структурные изменения в экономике (появление и развитие малого предпринимательства).

Значение институциональной трансформации в переходный период состоит в том, что рыночное поведение хозяйствующих субъектов может опираться только на рыночные институты. Если они не созданы, то экономические субъекты будут вести себя не как субъекты рыночной системы, а как субъекты административно-командной системы. Поэтому институциональная реформа, и прежде всего разработка «правового поля» деятельности экономических агентов, первична по отношению к другим экономическим реформам (структурной, аграрной, налоговой и т.д.). Особенно важно, чтобы рыночные институты образовывали цельную и связанную систему. Изолированные одиночные рыночные институты не только не эффективны, но и не всегда работают по законам рыночной экономики. Даже в рамках административно-командной системы иногда допускалось существование рыночных институтов. Например, в Польше при социализме преобладала частная собственность на землю. Однако агарные отношения строились все-таки по законам командной экономики, потому что именно эта система определяла «правила игры».

Какова продолжительность переходного периода, то-есть время формирования рыночных институтов? Большинство ученых экономистов считает, что 10-20 лет. Это прогноз, но он основывается на практике постсоциалистической трансформации наиболее развитых стран Восточной Европы – Венгрии, Польши и Чехии. Основные преобразования в этих странах завершены в течение 10 лет, хотя переходный период еще не закончен. В России, где реформы идут значительно труднее, переходный период, по прогнозам заканчивается в 2010г., то-есть продлится примерно 18 лет. Началом переходного периода является смена политического строя в стране. В России это произошло в 1991г. в результате подавления августовского путча (ГКЧП), распада СССР, самороспуска Верховного Совета СССР и вынужденного отказа от власти Президента М.С. Горбачева.

В Венгрии некоммунистические силы пришли к власти в 1989г. в результате мирных парламентских выборов. В Польше, Чехословакии, Болгарии изменение политического строя в 1989-1990гг. сопровождалось демонстрациями и забастовками, но в основном носило, как и в Венгрии, мирный характер.

По каким критериям можно судить о завершении переходного периода?

Во-первых, это возникновение цельной системы рыночных институтов. Применительно к России это означает завершение рыночных реформ: приватизации, рыночной реформы предприятий, структурной реформы, реформы государственных финансов, налоговой реформы, социальной и аграрной реформ.

Во-вторых, начало устойчивого экономического подъема.

В–третьих, интеграция в мировую экономику.

В-четвертых, формирование большого и сильного среднего класса

Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы. Напомним, что понятие «основа экономической системы» (в данном случае - рыночной) означает установившиеся и сравнительно стабильные формы хозяйственных связей между экономическими агентами, а также преобладающую в данной системе форму собственности.
Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

Сферы системных реформ

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
1. Л и б е р а л и з а ц и я э к о н о м и к и - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
2. Д е м о н о п о л и з а ц и я э к о н о м и к и и с о з д а н и е к о н к у р е н т н о й с р е д ы, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.
3. И н с т и т у ц и о н а л ь н ы е п р е о б р а з о в а н и я, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
4. С т р у к т у р н ы е п р е о б р а з о в а н и я, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
5. М а к р о э к о н о м и ч е с к а я с т а б и л и з а ц и я (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.
6. Ф о р м и р о в а н и е а д е к в а т н о й р ы н о ч н о м у х о з я й с т в у с и с т е м ы с о ц и а л ь н о й з а щ и т ы н а с е л е н и я. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.



2. Варианты системных реформ в переходной экономике

Важное значение для хода и результатов реформ в странах с переходной экономикой имеют исходные условия.

Роль исходных условий

В успехе преобразований большую роль играют исходные условия (на начало реформ). К ним относятся:
длительность существования административно-командной системы;
доля частного сектора в экономике;
размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;
уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции, внешнего долга и др.);
трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;
открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.
Группы стран с переходной экономикой
В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
П е р в а я г р у п п а включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
В т о р а я г р у п п а включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны - члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
Т р е т ь ю г р у п п у составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.
В этих странах действовал рад факторов, облегчавших рыночные реформы. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка. Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет (против 40 лет - в Восточной Европе и 70 лет - в бывшем СССР). Немалое значение имели традиционно высокая трудовая этика населения, сохранившаяся склонность к предпринимательству. Наконец, заметную роль сыграла китайская и вьетнамская диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательским опытом.
Некоторые экономисты предпочитают относить Китай и Вьетнам не к переходным (постсоциалистическим), а к посттоталитарным странам на том основании, что в них официально не ставится задача перехода к рыночной экономике западного типа с преобладанием частной собственности. В этих странах рыночные отношения развиваются преимущественно в сельском хозяйстве, торговле, услугах, ремесле, тогда как крупная промышленность остается в государственной собственности. Многие (в том числе международные организации) относят эти страны к развивающимся.
Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших объектов (преимущественно в сфере торговли и бытового обслуживания). Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь же трудной, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых жертв от населения. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная (а не формальная) приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры банкротства. Значительных и длительных усилий требует преодоление унаследованных структурных диспропорций (при том, что ни одна страна не решилась ликвидировать «горб» в виде хронически убыточных крупных промышленных предприятий).

Варианты перехода к рыночной экономике

Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) - эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй - «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме - в Польше).
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.

Финансовая стабилизация

Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые.наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться.
Вместе с тем следует уточните, что вышеописанная схема представляет собой скорее теоретическую концепцию, реализация которой связана с самыми разнообразными обстоятельствами (политическими, психологическими и т.д.).
На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20- 30% в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Под воздействием стабилизационных мер инфляция в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам развитых стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по градуалистской модели, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация цен обычно проводится постепенно и здесь не происходит накопление огромного инфляционного потенциала.
Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствуют также ликвидация или, по крайней мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.

6.4.Иллюстративный материал: слайды, таблицы, схемы, тематический комплект плакатов.

6.5.Литература:

Аитов Н.А. Социология. Учебник/ Алматы: 2002 г

6.6.Контрольные вопросы(обратная связь):

Что такое системные реформы?

Что является главными направлениями образования рыночной экономики?

Чем была обусловлена необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной?

6.1.Тема-4: Предметы и методы (этапы) экономической теории.

6.2.Цель: ознакомить учащихся с основными школами социологии и их роли в развитии социологии

6.3.Тезисы лекции:

Оренбург 2009

Введение

«Переходная экономика» - термин, возникший в экономической теории сравнительно недавно. Его возникновение обусловлено тем, что на рубеже 80-х – 90-х гг. двадцатого столетия большинство социалистических стран, в том числе и Россия, сменили политический строй, в результате чего произошли и коренные изменения в экономической жизни. Эти изменения имеют отличительные черты, которые формируют новый тип экономической системы, которую в экономике называют переходным периодом.
Целью работы является изучение переходной экономики как типа экономической системы. Для этого необходимо решить ряд важных задач, используя методы экономической теории. Первоочередная задача – раскрыть содержание переходной экономики, то есть определить, что собой представляет переходный период. Необходимо познать его сущность, проследить общие закономерности и выявить специфические черты, отличающие этот тип экономической системы от других типов. Кроме того, нужно обосновать основные принципы и изучить способы проведения экономической политики в переходном периоде.
Теоретические аспекты рассматриваются на примере российской экономики. Ставится задача выяснения причин, обусловивших переход от старой экономической системы к новой, изучения методов и способов преобразования экономики.
Необходимость перехода нужно рассмотреть с разных сторон, выявить основные моменты переходного периода. Также важно обосновать роль государства в переходной экономике, охарактеризовать основные реформы, проводимые государством, изучить его функции.
Неотъемлемой частью работы является рассмотрение результатов преобразований, определение дальнейших перспектив развития экономики России. Необходимо дать четкую характеристику современного состояния российской экономики, выявить главные проблемы ее трансформации. Ставится задача детального изучения экономики России, изменяющейся в переходный период.
После рассмотрения переходной экономики с точки зрения экономической теории, изучения ее особенностей в российской системе, необходимо сделать заключение о том, какая же экономическая система формируется в России.
Актуальность поставленной проблемы на сегодняшний день не оспорима. Она вызывается не только выше упомянутыми причинами, но и тем, что Россия еще не преодолела барьер перехода. Российская экономическая система далека от идеальной, в ней существует множество противоречий, множество несовершенств, которые препятствуют ее дальнейшему развитию. Поэтому необходимо теоретически изучить поставленную задачу, разработать возможные пути решения сложившихся проблем, а также перспективные методы и способы.
На основе проведенного анализа необходимо сделать соответствующие выводы и попытаться дать четкое представление о современном типе экономической системы, сложившейся в России.

1 Содержание переходной экономики

1.1 Понятие и сущность переходного периода

На рубеже 1980-х и 1990-х годов большинство социалистических стран сменили политический строй. Перед новым правительством, пришедшим к власти, встала задача проведения реформ, направленных на преобразование социалистических стран в демократические государства с рыночной экономикой.
Время от начала преобразований политико – экономической системы бывших социалистических стран до формирования устойчивых и эффективных институтов демократического общества и рыночной экономики называют переходным периодом.
Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно – командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени часто называют периодом постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформацией. Экономическая трансформация является частью глубоких, принципиальных изменений в обществе – в политическом и государственно - административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.
Теоретическими вопросами реформ занимается транзитология – наука о переходном периоде. Это сравнительно новая область социальных наук. Она возникла в 70-е годы двадцатого века как наука о переходе от тоталитарного или авторитарного режима к демократии и рынку. Сегодня в центре внимания транзитологов – проблемы преобразований в постсоциалистических странах.
Реально проблема переходного периода возникает в экономической науке неоднократно. Впервые – в связи с переходом от аграрного общества к индустриальному (от феодализма к капитализму). Далее – как трактовка проблем переходного периода от капитализма к социализму в марксистском учении. Наконец, - в современных условиях в связи с «постиндустриальными тенденциями» в развитых капиталистических странах и переходными процессами в бывших социалистических странах, вставших на путь формирования рыночной экономики.
Начало переходного периода чаще всего связано с утратой государственной власти прежними коммунистическими партиями, прекращение функционирования прежних законодательных и исполнительных органов и приходом к власти новых, некоммунистических политических сил. Новые силы – новые организации – партии, правительства, парламенты, - хотя в них может быть представлено немало деятелей старого режима. Таким образом, началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиально – рыночных преобразований в экономике.
Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики.
В процессе перехода от административно – командной к рыночной экономике сформировалось примерно три группы стран.
Первая группа включает страны, где темпы продвижения к рыночной экономике наиболее значительны (Польша, Венгрия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существование основ рыночной экономики до поворота к административно – командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны – члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно – командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
Третья группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно – командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.

1.2 Черты и закономерности переходного периода

Особенности, отличающие переходную экономику от других типов экономических систем, связаны прежде всего с преобразованиями в экономической сфере. Происходит изменение основы экономической системы, ее замена качественно иной (рыночной). Такого рода трансформацию называют системными реформами.
Во-первых, это либерализация экономики – система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
Во-вторых, демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль, регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий.
В-третьих, это институциональные преобразования, включающие изменение отношений собственности, формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционного фонда и т. д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
В-четвертых, структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики – развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Также чертой переходной экономики является макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Длительное сохранение инфляции препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому ее подавление жизненно важно для переходной экономики. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т. д.
Еще одним изменением в переходный период является формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
Некоторые изменения носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.
Главная закономерность переходного периода – утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. В период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.
Вторая закономерность переходного периода – бюджетный кризис. Он тесно связан с изменение положения государства в экономике. После начала реформ потребность в их финансировании со стороны государства сохраняется на очень высоком уровне. Но доходная часть бюджета резко сокращается за счет спада производства, утечки капиталов за границу. Возникает дефицит государственного бюджета, который приводит к кризису в экономической сфере.
Третья закономерность переходного периода – трансформационный спад. В переходный период экономика переживает глубокий кризис, вызванный отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние, плановые механизмы координации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще слабы или отсутствуют.

1.3 Концепции переходной экономики

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный),а вторая – «шоковая терапия». Выражение «шоковая терапия»заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов, однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований.
Градуализм – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.
Государство на основе долгосрочной стратегии последовательно заменяет механизмы административно- командной системы рыночными отношениями.
Начало реформ связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка.
Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции.
Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряющая частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета.
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция – поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.
В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:
- одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
- скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;
- ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
- либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

2 Реформы переходной экономики в России

2.1 Кризис административно – командной системы

За десятилетие экономика России сократилась примерно в два раза. Это произошло за счет сокращения производства в промышленности, строительстве, транспортном обслуживании, сельском хозяйстве.
Кризис, начавшийся в начале 90-х годов – это кризис предыдущей экономической системы – социалистической экономики. Некоторые признаки его приближения наблюдались задолго до его начала. Резкое сокращение темпов роста даже по данным официальной советской статистики стало наблюдаться в Советском Союзе с начала 70-х годов, о чем свидетельствуют данные «Таблицы 2.1»:

Таблица 2.1 Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического и социального развития СССР по пятилеткам (в %)

1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1985
Валовой общественный продукт 6,5 7,4 6,3 4,2 3,6
Национальный доход(НД) 6,5 7,8 5,7 4,3 3,6
НД, использованный на потребление и накопление 5,7 7,2 5,1 3,8 3,1
Продукция промышленности 8,6 8,5 7,4 4,4 3,7
Валовая с\х продукция 2,3 3,9 2,5 1,7 1,1
Капитальные вложения 5,4 7,3 6,7 3,7 3,7
Производительность общественного труда 6,1 6,8 4,5 3,3 3,1
Реальные доходы на душу населения 3,6 5,9 4,4 3,4 2,1

Это был еще не кризис, но тенденция нарастания негативных процессов обозначилась достаточно зримо. Начало политики «перестройки» и было реакцией власти на неминуемо приближающийся кризис. Начало перестроечных преобразований было попыткой предотвратить надвигающуюся экономическую катастрофу. Но изменить сложившуюся тенденцию не удалось. С начала 90-х годов началось сокращение производства, кризис приобрел открытые формы.
Продолжительный и глубокий спад производства, деформацию нарождавшейся рыночной экономики вызвали пережитки старого строя.
Советский Союз к 80-м годам занимал второе место в мире по объему ВВП после США. Но огромную его часть составляло производство военной техники: танки, в производстве которых СССР занимал первое место в мире, самолеты, орудия и т. п. по различным оценкам, военное производство составляло до 70% промышленного производства. При переходе к рыночным отношениям все эти объемы производства не могли быть признаны рынком, оплачены государственным бюджетом. Как следствие, объемы военного производства и соответственно объемы ВВП начали резко и быстро сокращаться.
Кроме чрезмерно раздутого военного производства в СССР производилось много гражданской продукции в объемах, излишних с позиций рыночной потребности страны. В плановой экономике оценка производственной деятельности осуществлялась исходя из роста объемных показателей, что стимулировало «производство ради производства». В условиях рынка сокращение производства в этих отраслях было неизбежно. Уменьшались масштабы прямой растраты сырьевых, энергетических, трудовых ресурсов.
Когда процесс перераспределения высвобождающихся из военного и излишнего гражданского производства ресурсов закончился, ресурсы перешли в востребованные рынком отрасли, начался экономический рост. Но этот рост не может быть устойчивым и долговременным, так как не имеет в своей основе новых капиталовложений и обновленной материально – технической базы.
В отсталом состоянии последней, унаследованной от социализма, кроется еще одна причина глубокого экономического кризиса 90-х годов.
Россия начала вступать в рыночную экономику со значительно устаревшим производственным аппаратом. Промышленность и сельское хозяйство в начале 90-х годов по большей части не соответствовали мировому уровню и в силу этого были неконкурентоспособны в сравнении с развитыми странами. Это подтверждает «Таблица 2.2»:

Таблица 2.2 Возрастная структура производственного оборудования в промышленности в 1975-1991 гг.(в %)

Годы Всего оборудования Из него в возрасте (лет)
До 5 6-10 11-15 16-20 Более 20 Средний возраст
1975 100 37,5 29,7 14,8 9,0 9,0 8,34
1985 100 33,1 28,2 16,0 9,8 12,9 10,11
1990 100 29,4 28,3 16,5 10,8 15,0 10,80
1991 100 26,6 28,9 17,1 11,3 16,1 11,30

Проблема состоит не только в устаревании производственных фондов, но ив их технологической отсталости. С 50-х годов и до середины 70-х в СССР успешно развивался технологический комплекс. Но потом положение стало резко меняться. В развитых капиталистических странах влияние потребительского рынка привело к выходу производства за рамки военного. Сложилась самовоспроизводящаяся расширяющаяся система производства.
В планово – централизованной экономике СССР такой обратной связи не было в силу отсутствия самого рынка.
В силу такого отставания экономика СССР являлась более фондо- и материалоемкой, требовала больших затрат энергии и труда на производство. Все это в конечном итоге привело к разложению существующей экономической системы, последствиями которого стали коренные изменения в экономической сфере и в жизни всей страны в целом.

2.2 «Шоковая терапия» и ее следствия

В России радикальную экономическую реформу начало в 1992 году либеральное правительство, исповедовавшее идеи монетаризма и «шоковой терапии». Но подлинной «шоковой терапии» в нашей стране никогда не было. «Шоковая терапия» предполагает бездефицитный бюджет, тогда как на протяжении 1992 – 1998 годов бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5 – 10 % ВВП. Кроме того, правительство не ограничивало заработную плату, что привело к возникновению классической инфляционной спирали «цены – заработная плата».
За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения.
Во-первых, это институциональные преобразования, выражающиеся в возникновении и укреплении рыночных институтов экономической деятельности.
Во-вторых, вещественно – структурные изменения, нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х годов, резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП.
Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация. Приватизация – это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам.
Как процесс изменения отношений собственности, приватизации привела к изменению самой природы российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.
Приватизация началась в 1993 году. До середины 1994 года она осуществлялась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплатно раздаваемые всем гражданам.
В результате ваучерной приватизации к середине 1994 года примерно 60% бывших государственных предприятий перешли в собственность трудовых коллективов, новосозданных акционерных обществ, инвестиционных фондов, других негосударственных организаций, а также граждан.
В процессе приватизации благодаря обращению акций и других ценных бумаг стал формироваться фондовый рынок – один из важнейших элементов рыночной системы.
К числу серьезных недостатков российской схемы приватизации относится отсутствие притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов – в госбюджет. Высокие темпы приватизации и несовершенство ее правовой базы обусловили запутанность и противоречивость отношений собственности на предприятиях – сосуществование нескольких владельцев крупных пакетов акций, каждый из которых имеет свои собственные интересы.
В 1995 году правительство объявило о начале «денежного» этапа приватизации, предусматривающего продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Но в связи с явным недостатком желающих купить государственную собственность в 1995 – 1996 годах приватизация осуществлялась главным образом в форме залоговых аукционов.
Укрепление финансовых возможностей негосударственного сектора позволило правительству в 1997 году отказаться от залоговых аукционов и перейти непосредственно к продаже предприятий. При этом в целях увеличения поступлений от приватизации борьбы с коррупцией правительство попыталось обеспечить подлинную конкурсность продаж, но добилось в этом частичного успеха. Тем не менее, доходы бюджета существенно увеличились благодаря высокой стоимости и инвестиционной привлекательности объектов, выставляемых на торги.
Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности. Если раньше все материальные богатства принадлежали государству, то теперь основой стала частная собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципальная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие.
В 1997 году предприятия распределились по формам собственности следующим образом: государственные – 9%, муниципальные – 7%, в собственности общественных организаций – 5%, в смешанной и иностранной собственности – 10%, частные – 68%. Хотя частная собственность в России еще очень молода и зачастую недостаточно четко отделена от государственной, такая высокая доля частных предприятий свидетельствует о необратимых изменениях в структуре собственности в нашей стране.
Вплоть до середины 1998 года другим бесспорным успехом считалась финансовая стабилизация. Это нашло выражение прежде всего в преодолении гиперинфляции 1992-1993 годов и снижении индекса потребительских цен до 11% в 1997 году. Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит.
Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 году закона о Центральном банке России (ЦБР). Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении. Только в первой половине 1997 года, когда рост цен снизился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая выпуск денег в обращение, что сыграло заметную роль в оживлении производства.
Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. В конце весны 1998 года правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующий дефолт произвел к всплеску инфляции на 30% в сентябре 1998 года и разрушению всей денежно – финансовой системы.
Самый неблагоприятный ход реформ – в сфере реального производства. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.
За годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше – отрасли топливно – энергетического комплекса и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей промышленности называют «утяжелением» экономической структуры.
Ресурсы топливно – энергетического баланса достигли 2465,2 миллионов тонн. Электроэнергии производилось 1544,2 миллиардов кВт.ч. До 1989 года шел процесс стагнации. В 1996 году Россия производила электроэнергии уже только 847 миллиардов кВт.ч., или 78% к 1990 году; нефти – соответственно 293 миллионов тонн (57%); угля – 255 миллионов тонн (65%); газа – 575 миллиардов кубических метров (90%); стали – 49,2 миллионов тонн (55%). К 1997 году наметилась определенная стагнационная стабилизация. Но в эти тенденции вмешался спровоцированный финансово – фондовой элитой локальный по своей сути финансовый кризис 1998 года.
Темпы падения капиталовложений и обновления фондов превышают темпы сокращения промышленного производства. Инвестиции в 1997 году упали примерно до уровня 10-15% по сравнению с показателями начала 1990-хгодов. Это делает преодоление кризиса особенно трудным, потому что увеличение выпуска продукции требует капиталовложений для модернизации производственных фондов.
Кризис 1998 года подвел черту под начальным периодом постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований.
Реформы, таким образом, привели к прогрессу с точки зрения институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики.

2.3 Функции государства в переходной экономике

Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений), к экономическим (через денежно – кредитную и бюджетно – налоговую системы).
В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно – командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.
В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
- обеспечение институционально – правовой основы деятельности экономических агентов;
- ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
- поддержка нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка и т.д.).
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
- разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
- демонополизация и поощрение конкуренции;
- приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно – командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно – кредитной и бюджетно – налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.
В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления – министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально – экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно – кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты – ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.
В переходный период широкое значение принимает стабилизационная политика. Она направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.
В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.
Ортодоксальный сценарий представляют собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».
Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно – кредитной и бюджетно - налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.
На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.
В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

3 Результаты и перспективы преобразований

3.1 Результаты реформ в современном состоянии экономики

Начиная с 1999 года в России наблюдается экономический рост.

Таблица 3.1 Темпы прироста ВВП в России (в %)

Как бы ни различались и ни назывались исторические этапы развития человеческого общества и его экономические системы, переходы от одной ступени к другой всегда не одномоментны. Они занимают определенный исторический отрезок времени и явно отличаются от функционирования уже устоявшейся экономической системы.

Так, чистая либеральная рыночная экономика, в основе которой лежала частная собственность и совершенная конкуренция, по мере своего развития и концентрации капитала породила многие формы конкуренции, среди которых следует выделить олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. Механизм функционирования рынка, основанный на совершенной конкуренции и зависимости спроса и предложения лишь от цены, начал давать сбои. Великая мировая депрессия 1929- 1932 гг. тому подтверждение. Возникла необходимость перехода к новой экономической модели – смешанной рыночной экономике, которая, во-первых, основывается на смешанной форме собственности, в которой, во-вторых, механизм функционирования экономики допускал различные типы конкуренции и, в-третьих, потребовал учета влияния на спрос и предложение (кроме цены) неценовых факторов, и наконец, в-четвертых, в экономике, наряду с рынком, появилось государство с особыми экономическими и правовыми функциями. По этим и другим причинам в конце ХХ века весьма заметно изменилась суть рыночной экономической системы, в частности, в сторону социализации, осуществляя переходы к разным экономическим моделям.

Чем же вызвана необходимость переходов и самого переходного периода?

Необходимость особого,переходного периода обусловлена, во-первых, историческим развитием, прогрессивным движением человечества и его социально-экономического устройства, самой эволюцией. Старение экономической системы, ее неспособность к саморазрешению внутренних противоречий и самообновлению создает необходимость перехода к новой системе . Во-вторых, со временем происходят и накапливаются изменения в общих условиях функционирования экономических систем, которыми являются:

Природно-климатические условия;

Степень развитости социальной общности людей;

Социокультурная среда (ценностные ориентации, духовная, нравственная культура и т.д.)

Накопившиеся изменения в самой системе и ее условиях при определенной их критической массе становятся противоречивыми. Если эти противоречия экономическая система уже не способна разрешить, то таковые вызывают необходимость изменения или смены самой экономической системы. Острота противоречий со временем достигает такой точки напряжения, в которой устойчивость данной экономической системы теряется. Она уже не может самовоспроизводиться в прежнем своем качестве, не может быть сама собой. Наступает необходимость определиться в новой экономической системе и осуществить переходный этап развития.

Особенности противоречий переходного общества по сравнению с противоречиями устойчивой экономической системы состоят в следующем.

Во-первых, они являются глубинными , т.е. отражают несовместимость базовых основ, представляющих противоположности (системных принципов старого и нового строя, оказавшихся вместе).

Во-вторых, эти противоречия – не временные и "лечащие", стабилизирующие, как в устойчивой системе, а нарастающие и разрушительные , поскольку ведут не к сбалансированию, не к компромиссу, а к вытеснению одной (новой) экономической системой – другой (старой).

В-третьих, в силу нарастания социальной напряженности противоречия переходного периода можно отнести к социально опасным , ибо формой их проявления могут быть массовые противостояния граждан внутри данной страны со всеми вытекающими тяжелыми последствиями.

К основным противоречиям переходной экономики трансформационного типа можно отнести противоречия :

Между отношениями собственности, возникшей в результате поспешной ("номенклатурной" или "ваучерной") приватизации и отношениями собственности государственного сектора;

Между неразвитой еще денежной системой рынка и реальной необходимостью обходиться без денег (бартер) либо денежными суррогатами;

Между отношениями в экономике и законодательно-правовыми отношениями;

Между легальной и быстро развивающейся теневой экономикой.

Между бюрократическим "введением" рынка и его реальной неразвитостью;

Между трудом и его реальной оплатой в условиях растущей инфляции;

Между сферой производства и сферой обращения, трансформирующимися в разных скоростных и качественных режимах;

Между неоправданным обогащением одних и необоснованным объедением других.

Главными из таких противоречий следует назвать противоречия в отношениях собственности, труда и доходов. Так, к примеру, стремительный и глубокий спад производства в Республике Беларусь и других странах СНГ в результате системного кризиса требует трудового и творческого прорыва, для того чтобы "выскочить" из "кризисной ямы" и выйти на путь устойчивого экономического роста. Но этому противоречит сложившаяся обвальная бедность основного населения и потеря им материальной и моральной мотивации к трудовому энтузиазму.

Механизм разрешения противоречий в устойчивой экономической системе и в переходном обществе, также как и характер противоречий, не может быть одинаковым. Кроме того, этот механизм зависит и от стратегических целей осуществляемого перехода, т.е. от той системы (или модели) общества, к которой оно переходит.

При создании и использовании механизма разрешения противоречий важным фактором является время . Ряд противоречий нужно разрешать сразу, срочно, не откладывая, чтобы не вызвать необратимых последствий – явлений гистерезиса . Гистерезис означает неспособность экономической системы или ее компонентов вернуться в нормальное состояние, т.е. их разрушение. А это особенно опасно, когда дело касается человеческого фактора экономики, а также морали, нравственности населения.

К этому следует добавить, что на механизмы разрешения противоречий перехода не могут не влиять конкретные социально-экономические особенности той страны, в которой осуществляется переход, т.е. в разных странах они могут не совпадать.

И так: необходимость переходного периода в экономике обусловлена наличием следующих основных факторов , к которым следует отнести:

Экономические (устаревшие производственные отношения, тормозящие экономическое развитие);

Технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на принципиально новую научно-технологическую ступень);

Организационно-управленческие (кризис управления);

Мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы);

Социальные (падение уровня жизни, напряженность, конфликтность и необходимость перехода к более прогрессивной системе);

Внешние (тормозящие или разрушительные воздействия внешних условий и сил).

Для вступления в переходный период не обязателен весь комплекс этих факторов, сила некоторых из них может быть так велика, что вызовет переход.

Признаками наступающего или наступившего переходного периода можно считать:

Несовместимость, альтернативность экономических форм;

Неустойчивость, нестабильность экономического развития с явлениями спада или кризиса;

Интенсивное развитие новых для существующей системы экономических отношений;

Обострение интересов, конфликтность старых и новых экономических отношений и их субъектов.

Таким образом,переходный период в экономике отражает особое ее состояние, характеризующееся неустойчивостью, промежуточностью и выражающее переход от одной ступени развития к другой либо переход к иному типу экономической системы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и структура современной экономической теории
Экономика - древняя наука. Ее начала заложены еще в царстве Вавилония в 1800 г. до нашей эры, когда был создан первый свод законов по управлению государством. В числе их были и зако

Функции экономической теории
Исследуя экономические явления и процессы, законы и закономерности их протекания и развития, механизм хозяйствования, экономическая теория выполняет три основные функции.

Методы экономической теории
Разрабатывая и создавая экономическую теорию, экономическая наука использует целый арсенал методов исследования. Методы экономической теории - это конкретные способы и приемы ее проникно

Основные направления экономической теории
В числе главных направлений экономической теории выделим три: классическое, марксистское и кейнсианское. Классическая экономическая теория сложилас

Структура и связи экономических наук
Экономическая наука в целом - сложное образование, имеющее собственную структуру. Ее можно представить себе в виде большого здания, где на едином мощном фундаменте возвышаются многи

Развитие экономических систем и его исторические тенденции
Изменение, развитие происходит и в природе, и в обществе. Любая экономическая система когда-то возникает, формируется и увядает, т.е. имеет свою историю. При

Современные понятия, функции и структура экономической системы
Так, что же представляет собой экономическая система? Система вообще означает сложную и взаимосвязанную совокупность каких-то элементов. И хотя с этим не спорят экономисты,

Субъекты экономической системы
Экономическая система не существует вне человеческого общества, поэтому в ней действует множество субъектов. Субъектамиэкономической системы являются у

Типы экономических систем и их критерии
Человечеству в своей непростой истории довелось «пережить» уже достаточно много разных экономических систем. Это и дает основание ставить вопрос об их классификации. Классификация в

Рыночный тип экономической системы: рыночная экономика совершенного и несовершенного вида
Реальная жизнь всегда трудно укладывается в жесткие рамки схемы. Классификация – это сложное дело науки. Жизнь же часто "путает" ее, внося свои коррективы. Учитывая это, н

Сравнительная характеристика двух основных видов рыночного типа экономики
Совершенная (свободная) рыночная экономика Основные сравнительные черты Рыночная экономика несовершенного вида Единол

Сущность и функции собственности
На любой исторической ступени развития общества, в любой экономической системе неизменно встают вопросы: кто является хозяином в экономике? Кому принадлежат средства производства и

Субъекты и объекты собственности
Подсубъектами собственности понимают конкретных людей (группы), которые вступают между собой в отношения собственности. Субъектами собственности могут быть отдельный инди

Формы и виды собственности
Определение форм и субъектов права собственности имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение. От формы собственности и субъектов права собственности зависит реше

Юридические лица и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования в Республике Беларусь
Участие в рыночных товарно-денежных отношениях нередко требует весьма значительных капиталов, которыми не обладают отдельные физические лица. Только объединив капиталы мн

Деление юридических лиц в зависимости от прав их учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица
По этому критерию юридические лица делятся на три вида: а) юридические лица, учредители (участники, члены) которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридичес

В зависимости от целей деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие
Коммерческие юридические лица преследуют цель осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности с получением прибыли как основного ее итога, а также распределения

Основы и особенности разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь
Производство разных благ или разные отрасли производства развиваются неодинаково быстро: одни достигают высокого технико-технологического уровня, в то время как другие могут по разн

Сущность производства и его взаимосвязь с потребностями
На какой бы ступени исторического развития не находилось бы человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые чел

Ресурсы и факторы производства
Для создания материальных и духовных благ и услуг необходимы ресурсы и факторы производства. Что же понимает экономическая теория под этими категориями? Ресурсы про

Человек в системе общественного производства
Главной целью и фактором производства, его развития и совершенствования является человек. Как участник производства он выступает в трех лицах. С одной

Ограниченность производственных ресурсов и проблемы выбора
Ресурсы производства всегда ограничены по отношению к разнообразным безграничным потребностям общества. Ограничителем труда как ресурса выступает общая численность трудоспособного н

Альтернативные возможности производства масла и пушек
Возможности Пушки, тыс. шт. Масло, млн. кг А Б

Продукт как результат производства: индивидуальный и общественный продукт
Результатом производства, а значит взаимодействия его факторов, выступает продукт – это полезная вещь, предмет или услуга, которая способна удовлетворит

Эффективность производства: понятия, показатели, пути и факторы повышения
На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат достигается конечный производственный результат. Ответ на данный вопрос мы находили в по

Сущность и основные типы воспроизводства
Для того, чтобы человеческое общество могло существовать процесс производства благ и услуг должен быть непрерывным. Процесс производства, рассматриваемый как непрерывный,

Воспроизводственная структура и условия реализации общественного продукта
Общественный продукт - это результат работы всего производства страны за определенный период времени. В процессе воспроизводства общественный продукт проходит 4основ

Экономический рост: понятие, цели и его измерение
Под экономическим ростом понимают процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых благ и услуг в соответствии с объемом и структурой складывающихся общественных потребностей.

Факторы экономического роста
Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста.

Типы и модели экономического роста
Соотношение между темпами роста продукта и изменением объемов факторов производства может быть разным в зависимости от типа экономического роста. В теоретическом плане могут быть

Экономический рост и структурная перестройка Республики Беларусь
Экономический рост часто зависит от структуры народного хозяйства, т.е. соотношения отраслей и сфер, сложившейся в экономике страны. Он либо тормозится, либо стимулируется ею.

Основные черты и особенности натурального и товарного хозяйства
Форма общественного хозяйства - это определенный способ, тип организации хозяйственной деятельности людей, реальное функционирование общественной экономики. К общи

Товар и его свойства
В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, превращающие его в товар.

Закон стоимости – экономический закон товарного производства
Закон стоимости - это объективный закон развития товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью, т.е. общ

Теории стоимости
Изучение стоимости товара сильно затруднено по следующим обстоятельствам. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно на поверхности хозяйственной жизни, поскольку она выражает неви

Деньги: их возникновение, сущность и теории
По вопросу о возникновении денег существует несколько концепций, но основными являются рационалистическая и эволюционная. Первая концепция, возникнув во времена Ари

Понятие, условия возникновения и функции рынка
Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хоз

Структура и типы рынков
Рыночная система - довольно сложное образование, поэтому существует несколько критериев разграничения ее структурных элементов. Наиболее часто для классифи

Инфраструктура рынка
Рынок формирует свою инфраструктуру. Рыночная инфраструктура - это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, которые обслуживают и обеспе

Позитивные и негативные стороны рынка
Рынок, рыночная система обладают рядом позитивных и негативных сторон. К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят: 1. Эффектив

Рынок и рыночная экономика
Понятия "рынок" и "рыночная экономика" не являются тождественными. Как уже сказано, рынок в тех или иных формах существует с тех пор, с каких функционирует товар

Понятие и основные элементы механизма функционирования рынка
Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что современная экономика - это многочисленные постоянные потоки товаров и услуг, перемещающиеся навстречу друг дру

Сущность, функции и система цен
В экономической науке сложились два диаметрально противоположные подходы по определению сущности и размера цены товара. Первый представлен классической концепцией ценообразования, б

Спрос: понятие, факторы, эластичность
Спрос - это денежная форма выражения потребности, т.е. это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного п

Предложение: понятие, факторы, эластичность
Предложение- это количество товаров или услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающи

Рыночное равновесие и равновесная цена
Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения. Сведя вместе эти понятия, можно выяснить, как взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и реше

Конкуренция: сущность, формы, методы конкурентной борьбы
Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренц

Виды конкуренции
Цель Механизм Результаты Внутри - отраслевая Получение сверхприбыли

Основные характеристики форм и моделей конкуренции
Формы и модели конкуренции Признаки, определяющие форму и модель конкуренции Степень контроля над ценами

Типы переходных периодов
Переходные периоды– не новое явление в истории социально-экономического развития. Такие периоды были и раньше. Это дает

Общие и специфические закономерности переходной экономики
Несмотря на различия типов переходных периодов можно выделить их наиболее общие закономерности, которые присущи любому переходному периоду в экономическом развитии.

Функции государства в переходной экономике
Любое системное целое, как и сложный, системный процесс, не может обойтись без регулирования или управления. Различие заключается в том, что одни системы регулируются внутренними, к

Особенности переходного периода в экономике Республики Беларусь
В социально-экономическом развитии Республики Беларусь 1996-2000 годы явились переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходящих в стране вследствие развала СС

Индексы основных социально-экономических показателей, в % к 1990 г
сопоставимых ценах)* Вало

Индексы основных показателей по инвестициям и строительству, в % к 1990 г
(в сопоставимых ценах)* Ввод

Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Вопросы "Куда идем?" "К чему переходим?" воспринимаются теперь уже не так болезненно, как раньше, поскольку главный ответ известен: "к социально ориентирова

Основные модели, сущность, принципы и функции социальной рыночной экономики
Хотя Германия – хрестоматийный пример страны с социальным рыночным хозяйством, история этого типа экономической системы выходит далеко за рамки германского опыта. Социально-экономич

Социальные ориентиры в социальной рыночной экономике
Так как экономика всегда должна быть социальна, то она не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей эконом

Экзаменационные вопросы
1. Роль экономики в развитии общества. 2. Предмет и функции экономической теории. 3. Структура экономической теории. 4. Возникновение и основные этапы развития экономичес

Е издание
Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова В авторской редакции Художник обложки О.А. Стасевич Компьютерная верстка Н.М. Азаревич &nb