Социально-экономическое развитие азии. Особенности экономического развития стран юго-восточной азии

Особенности развития стран Азии и Африки

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности развития стран Азии и Африки
Рубрика (тематическая категория) Политика

Алматы 2013

Выполнил: Сагынбек Б. А.

Влияние. войны и революций в России. 3а годы Пер­вой мировой войны в странах Азии и Африки произошли важные перемены. В зоне военных действий оказались страны Ближнего Востока, африканские колонии. В ар­миях Антанты сражались выходцы из колоний. Народы колоний надеялись, что послевоенное мирное урегулиро­вание будет сопровождаться предоставлением им свободы и независимости.

Парижская мирная конференция обманула эти ожида­ния. Прибывшие в Париж представители ряда колоний вернулись домой ни с чем. Колониальные державы не со­бирались предоставлять независимость своим колониям.

Более того, судьба колоний решалась традиционным пу­тем ~ путем узаконенного раздела колониальных владе­ний Германии и Османской империи между великими державами (получение мандатов Лиги Наций). Но ситуация по сравнению с началом века всœе же изме­нилась. Приходилось считаться и с новой расстановкой сил на международной арене- появлением Советской России и ее позицией в отношении стран Востока, и с внут­ренней обстановкой в колониальных и зависимых стра­нах освободительным движением и революциями. Большое влияние на активность антиколониального осво­бодительного движения, оказали российская революция 1905 ᴦ., Февральская и Октябрьская революции 1917 ᴦ. Обращение Советской России с призывом К народам Вос­тока подняться на борьбу за независимость было услыша­но во многих уголках Азии и Африки. В колониях росли силы национального освобождения. Создавались условия для перехода стихийного национально-освободительного движения в организованную сознательную борьбу. Одна­ко в период между двумя мировыми войнами только немногим странам Востока удалось укрепить свою незави­симость или добиться заметных успехов на пути к освобо­ждению от зависимости.

Для крушения колониальной системы еще не сложи­лись благоприятные международные обстоятельства, а внутри самих колониальных стран шло формирование сил, способных противостоять колонизаторам.

Между тем в 20-30-е гᴦ. в странах Азии, и особенно в трех важнейших цивилизационно-культурных зонах, произошли важные перемены, без учета которых трудно понять революционную ломку колониальной системы, которая совершилась после Второй мировой войны. Эти три зоны - исламский мир на Ближнем и Среднем Вос­токе, конфуцианский Китай и самобытная цивилиза­ция Индии.

Рассмотрим различие культурно-цивилизационных про­цессов в крупнейших странах Востока. Кемалистская ре­волюция 1918-1923 гᴦ. превратил а Турцию в светское го­сударство. Революции, гражданские войны и объединœение Китая ускорили его капиталистическое развитие. Индия демонстрировала своеобразие теории и практики ненасильственного сопротивления колониальному режиму.

Ближний и Средний Восток. Нерешенность демокра­тических задач революции 1908 ᴦ. породила новую нацио­нальную антиимпериалистическую революцию в Турции

1918-1923 гᴦ. под руководством Мустафы Кемаля. Рево­люция, в немалой степени вызванная и поражением в вой­не, и империалистической политикой европейских держав, покончила с навязанным Турции режимом капитуляции и контроля над финансами, ликвидировала султанат и ха­лифат (1924). Турция стала светской республикой, что открывало перед страной путь к модернизации. Советская Россия заключила с Турцией в 1921 ᴦ. договор о дружбе и оказала финансовую помощь в размере 10 млн золотых рублей. Аналогичный договор в 1921 ᴦ. Советская Россия заключила с Персией (с 1934 ᴦ. Иран) Во время Граждан­ской войны и интервенции в России Иран использовался Великобританией в качестве базы и был оккупирован анг­лийскими войсками. Англо-персидское соглашение 1919 ᴦ. фактически ставило правительство страны под контроль Англии. Опираясь на поддержку Советской России, Иран отверг англо-персидский договор и добился вывода анг­лийских войск из страны. Советско-иранский договор 1921 ᴦ. фиксировал добровольный отказ от привилегий и концессий России. В Афганистане национально-освобо­дительное движение завершилось завоеванием независи­мости в 1919 ᴦ. и подрывом влияния Англии. В феврале 1921 ᴦ. в Москве был подписан советско-афганский дого­вор о дружбе. Советская Россия оказала в это время суще­ственную финансовую помощь Ирану и Афганистану. В 1918-1921 гᴦ. с помощью Советской России Народ­ная армия Монголии отбила нападение китайских мили­таристов и отстояла независимость страны.

Восстание 1919 ᴦ. в Корее, Восстания и забастовки в Ин­донезии, Малайе и других странах Юго-Восточной Азии, своеобразный подъем движения ненасильственного сопротивлению в Индии свидетельствовали о брожении в Колониальных и зависимых странах Азии и Африки. Развитие дружественных отношений с сосœедними вос­точными странами Турцией, Ираном, .Афганистаном, Мон­голией, а также с китайской провинцией Синьцзян и под­держка в них национально-освободительных движений и правительств объяснялись не только целями упрочения безопасности южных границ. Это рассматривалось совет­ским руководством и Коминтерном как часть мировой ре­волюции, как курс на подрыв ʼʼтылов. империализма.

В арабских странах Средиземноморья в 20-е гᴦ. продол­жалась борьба за независимость. В бывших владениях Ос­манской империи - в Сирии и Ливане, а также в Египте, Марокко и Иране имели место крупные выступления пат­риотических сил за независимость. И всœе же в меж военный период империалистическим, колониальным державам удалось в целом сохранить коло­ниальные империи.

По взаимному договору на Вашингтонской конферен­ции империалистические державы условились о непри­косновенности Колониальных владений. Это шаткое рав­новесие вскоре нарушилось на Дальнем Востоке Японией, начавшей с захвата Маньчжурии в 1931 ᴦ. СБОЮ колони­альную экспансию в Юго-Восточной Азии, затем Италией, развязавшей войну против Эфиопии.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Каковы особенности национально-освободитель­ного движения в странах Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии

в 20-30-е гᴦ.?

2. Почему в межвоенный период колониальным державам

3. Расскажите о по­литике Советской России в отношении стран Востока.

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: ʼʼВсемирная историяʼʼ

Тема № 11: ʼʼЯпония и Китай между двумя мировыми войнамиʼʼ

Особенности развития стран Азии и Африки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности развития стран Азии и Африки" 2017, 2018.

Одним из наиболее значительных, глобальных процессов всемирной истории во второй половине XX в. стало освобождение народов Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, крушение колониальных империй. В результате в мире появились несколько десятков новых независимых государств, народы которых из «объектов» истории стали её активными творцами.

Панорама освобождения

Длившийся несколько десятилетий процесс освобождения колониальных и зависимых стран был полон напряжения и драматизма. В нём сочетались повседневная борьба и кульминационные, поворотные события, значение которых выходило за рамки национальной истории. К ним относились, например, провозглашение в 1950 г. Республики Индии, освобождение в 1960 г. сразу 17 африканских государств, падение в середине 1970-х годов последней колониальной империи - португальской (примечательно, что португальцы первыми пришли в Африку как колонизаторы и последними ушли из неё). В движении за независимость участвовали массы людей, выдвинулись яркие, самобытные лидеры. Можно без преувеличения сказать, что результатом этих событий стало изменение облика мира, возникновение в нём совершенно новых явлений и процессов.


Руководители освободительной борьбы в отдельных странах имели разное социальное происхождение, взгляды и убеждения, политический опыт. Одни из них, как, например, Дж. Неру, становились общественными и политическими деятелями по семейной традиции, продолжая дело своих родителей. Другие пробились из социальных низов, сумев получить образование и профессию, которые привели их в освободительное движение. Для третьих стартовой площадкой служила военная карьера. Среди лидеров освободительного движения народов Африки в 1950-1960-е годы было немало людей, относившихся к научной и творческой интеллигенции. Так, первый президент Республики Гана К. Нкрума имел звание магистра педагогики и философии, глава правительства Сенегала Л. С. Сенгор являлся учёным-социологом и одним из выдающихся африканских поэтов. Первый президент Республики Анголы А. А. Нето известен также как видный деятель культуры, писатель и поэт.


Пути и модели развития

Выбор пути. С первых шагов политической независимости перед государствами Азии и Африки встали вопросы: каким путём идти дальше? Как вырваться из отсталости и нищеты, догнать передовые страны?

Мир развитых государств был в те годы расколот на западный и восточный (капиталистический и социалистический) блоки. Освободившимся странам предлагались соответственно два пути - капиталистический или социалистический. Сегодня стала очевидной условность этих определений. Но в те годы они рассматривались как принципиально различные варианты развития, при этом особенно подчёркивалось идеологическое и политическое противостояние. Выбор освободившихся стран часто являлся прежде всего политической ориентацией на ту или иную группу государств. Политика в таких случаях «шла впереди» экономики.

В странах Юго-Восточной Азии, освобождение которых происходило в конце Второй мировой войны и сразу после её завершения, размежевание течений и группировок внутри освободительного движения, их сотрудничество с разными внешними силами привели к расколу одних стран (Вьетнам, Корея), нарушению территориальной целостности других (отторжение Тайваня от Китая).

В конце 1950-х - 1970-е годы большая часть молодых государств сохранила «капиталистическую ориентацию», унаследованную от бывших метрополий. Это были в первую очередь страны, где индустриальный уклад оказался относительно продвинутым. В то же время в их развитии проявились новые черты - создание значительного государственного сектора, государственное регулирование экономики, введение долгосрочного планирования, государственных экономических и социальных программ.

«Некапиталистическая», социалистическая ориентация принималась меньшим числом освободившихся стран. В 1960-е годы о таком выборе заявили около 30 государств, к концу 1980-х годов их насчитывалось около десяти. Часто это были страны с преобладанием доиндустриальных, порой общинных отношений. Переход от общинной собственности к обобществлённой представлялся для них наиболее быстрым и безболезненным способом решения своих экономических и социальных проблем.

В странах, вступивших на этот путь в 1960-е годы (Алжир, Сирия и др.) , проводились постепенные преобразования общедемократического характера. Пришедшие к власти силы чаще всего стояли на революционно-демократических позициях и не разделяли марксистских идей. Государства, избравшие «некапиталистическую» ориентацию в 1970-е годы (Ангола, Афганистан, Эфиопия), возглавлялись политиками, которые заявляли, что «руководствуются идеями научного социализма». Соответственно и ставившиеся ими задачи носили более радикальный характер. В реальности эти страны столкнулись с множеством проблем. Они были слаборазвитыми, здесь практически отсутствовал рабочий класс, который согласно идеологическим концепциям должен был бы стать опорой нового строя, не сформировалось и крестьянство в его современном понимании, значительную роль играли общинно-племенные отношения, не были преодолены этнические, племенные, религиозные противоречия. Всё это создавало разрыв между выдвигавшимися лозунгами и действительностью.

Среди стран Азии и Африки были и те, что выбирали не один из двух предложенных европейским миром, а собственный («третий», «четвёртый») путь развития. Один из примеров подобного выбора продемонстрировал Иран , в котором утвердилось так называемое «исламское государство».

В 1979 г. в результате антимонархической революции в стране был свергнут шахский режим и провозглашена Исламская Республика. Согласно конституции законодательная власть стала принадлежать меджлису (парламенту), а исполнительная - президенту и совету министров. Вместе с тем деятельность и президента, и правительства контролируется высшим духовным и политическим авторитетом - велает-и-факихом (им являлся вплоть до своей смерти один из руководителей иранской революции аятолла Р. Хомейни). В основу законодательства, всей внутренней жизни страны положены установления священной книги мусульман - Корана и свода бытовых норм - шариата. По конституции руководящая роль в обществе принадлежит мусульманскому духовенству.


Особый путь был избран в Ливии . В сентябре 1969 г. выступление организации молодых офицеров во главе с М. Каддафи привело к свержению монархии и провозглашению республики. В 1977 г. декретом объявлено об установлении «режима народной власти», принято новое название страны - Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (джамахир в переводе с арабского - «народные массы»). Высшие органы власти в стране - Всеобщий народный конгресс и Высший народный комитет. Пост главы государства занял М. Каддафи, официальный титул которого - «Лидер революции 1 сентября». Он выдвинул концепцию, согласно которой путь к демократии лежит через «народную революцию», устанавливающую режим, где власть осуществляет не партия, не класс, не парламент, а «весь народ» (через народные собрания и комитеты).

Эволюция или скачок? В первые годы существования независимой Индии Дж. Неру писал: «Должны ли мы следовать английским, французским или американским путём? Разве мы располагаем временем в 100-150 лет, чтобы достичь нашей цели? Это совершенно неприемлемо. В таком случае мы просто погибнем».

Можно с уверенностью предположить, что вопрос: как, каким путём и за счёт чего преодолеть отсталость, добиться динамичного развития? - ставили перед собой лидеры многих освободившихся стран. В разнообразии ответов на него можно выделить два подхода. В одном преобладает идея эволюционного развития, когда новое создаётся в единстве с традиционным, преобразует то, что уже существует, в соответствии с духом времени, но без разрушения сложившихся ранее основ. Так, Дж. Неру отмечал, что история Индии «представляет собой процесс непрерывного приспособления старых идей к меняющемуся окружению, старых форм к новым. Ввиду этого в индийской истории не наблюдается перерывов в развитии культуры и, несмотря на неоднократные перемены, существует непрерывность начиная с давних времён Мохенджо-Даро и кончая нашим веком».

Другой подход ориентирован на рывок, скачок в развитии. Он проявился в «большом скачке» конца 1950-х годов в Китае, так называемом «прыжке тигров» - «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии в 1970-1980-е годы, экономическом подъёме в эти же годы в ряде нефтедобывающих арабских государств. Источники «скачка» в отдельных странах были различными - капиталовложения извне, прибыли от эксплуатации природных богатств, дешёвой рабочей силы и др. Различались и его методы (использование передовых технологий, организация производства, трудовая политика и т. д.).

Освободившиеся страны в современном мире

Одна из основных задач, вставших перед молодыми государствами Азии и Африки во второй половине XX в., - достижение экономической и культурной независимости. С этим связана проблема противостояния неоколониализму как системе неравноправных экономических и политических отношений, навязываемых ведущими индустриальными державами и транснациональным капиталом. Постколониальная эксплуатация стран Азии и Африки осуществляется посредством проникновения транснациональных компаний в их экономику, экономического диктата, основывающегося на огромном внешнем долге этих стран, военного давления.

Экономическая деятельность иностранных монополий в странах Азии и Африки носит избирательный характер. Они открывают свои предприятия в более развитых государствах, там, где есть богатые природные ресурсы, рынок дешёвого труда, где низкая оплата сочетается с наличием дисциплинированных, легко обучаемых работников. Для политики международных монополий в странах Азии и Африки характерны содействие аграрно-сырьевой специализации экономики, развёртывание преимущественно нижних звеньев промышленных производств (добывающей и обрабатывающей промышленности, изготовления полуфабрикатов и т. д.), вывоз в эти регионы экологически вредных производств из развитых стран.

Одной из наиболее острых проблем для стран Азии и Африки является внешний долг. Во второй половине 1980-х годов он составлял почти 2/5 их годового валового производства товаров и услуг. На выплату процентов и других обязательств по внешнему долгу у этих государств нередко уходит вся получаемая ими иностранная помощь.

Обретение независимости, стремление к динамичному развитию привели государства Азии и Африки к активному участию в международном политическом и экономическом сотрудничестве, в работе ООН и других организаций. Многие из них стали основателями Движения неприсоединения (первая его конференция проведена в Белграде в 1961 г.), в которое к середине 1980-х годов входили уже 100 государств. Сторонники движения выступали за неучастие в военно-политических блоках, за мир и международную безопасность, перестройку международных отношений на основе равенства и справедливости.

В 1963 г. возникла Организация Африканского Единства , выступавшая за укрепление национального суверенитета, политического и экономического сотрудничества африканских стран, против всех видов колониализма и неоколониализма, расизма и апартеида (к концу XX в. в ней состояли более 50 государств). В 2001 г. её сменил Африканский союз. Защите экономических интересов стран Азии и Африки служит также ряд международных организаций, в числе которых Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) и региональные объединения.

В приведённом обзоре охарактеризованы основные процессы, тенденции и проблемы развития стран Азии и Африки во второй половине XX в. Далее рассматриваются ситуации в отдельных государствах, группах стран.

Япония

От поражения - к лидерству, «японское чудо». Так можно назвать путь, пройденный Японией во второй половине XX в. Страна, потерпевшая разгром в войне, лишившаяся всех завоёванных ранее территорий, подвергнутая атомной бомбардировке, за несколько десятилетий превратилась в одно из ведущих государств индустриального мира.

Что послужило основой этого успеха? Историки считают, что главную роль в нём сыграла проявившаяся в Японии ещё с конца XIX в. способность к модернизации, при этом быстрое, динамичное развитие осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений. Послевоенную экономику Японии отличали такие черты, как высокие темпы роста промышленного производства, широкое применение новейших технологий, расширение внешнеэкономических связей. В трудные послевоенные годы в стране был выдвинут лозунг «Экспорт прежде всего!». Продукция японской промышленности стала эталоном качества. Японские товары начали проникать на мировые рынки. Доля страны в экспорте западного мира возросла за 1950-1979 гг. с 1,3 до 8,5 %. В 1970-е годы японские монополии значительно расширили экспорт капитала, а в 1980-е годы Япония потеснила США как крупнейшую банковскую страну мира.

Цифры и факты

С конца 1950-х до конца 1970-х годов производство автомобилей в Японии увеличилось в 100 раз. В 1979 г. было выпущено 10 млн машин, почти столько же, сколько в США. В начале 1980-х годов машин производилось уже больше, чем в США, причём половина японских автомобилей шла на экспорт.

В 1960-е годы японская промышленность обогнала США по количеству производимых радиоприёмников, а в 1970-е годы - по производству телевизоров. Тогда же Япония опередила Германию по производству часов.

Объясняя причины столь успешного развития страны, специалисты говорят не только о быстром обновлении капитала, использовании новейших мировых научных открытий и изобретений, незначительных военных расходах Японии и т. д. Особо подчёркивается значение традиционной культуры труда - воспитанных в течение столетий трудолюбия, дисциплинированности, стремления к общему успеху. На средних и мелких предприятиях в Японии отношения работников строятся как в большой семье - с подчинением младших старшим, заботой старших о младших. Таким образом, человеческий фактор играет не менее важную роль, чем факторы экономические и технологические.

Научно-техническим и экономическим достижениям Японии способствовала также последовательная политика поддержки среднего и высшего образования. В конце 1980-х годов 93 % японских детей получали полное среднее 12-летнее образование, более трети продолжали обучение в университетах и колледжах.

В политической сфере воплощением традиционных устоев японского общества является сохранившаяся по сей день монархическая форма государства. Император не занимается повседневным управлением страной, он выступает как «символ государства и единства нации», верховный хранитель государственной религии синто, олицетворяет единую духовную основу японского общества.

В послевоенные годы в Японии сложилась система многопартийной парламентской демократии. В течение почти 40 лет у власти бессменно находилась Либерально-демократическая партия (ЛДП), по существу партия консервативного толка. Оппозицию слева ей составляли Социалистическая партия и коммунисты. В кризисные 1970-е годы позиции ЛДП ослаблялись, она несколько раз утрачивала большинство в парламенте. В 1993-1996 гг. впервые за послевоенные годы у власти находились коалиционные правительства, в том числе во главе с социалистом Т. Мураямой. В начале XXI в. ЛДП вернула себе парламентское большинство.

Внешняя политика Японии в послевоенные десятилетия определялась решениями о демилитаризации страны. В 9-й статье японской конституции 1947 г. были записаны «три неядерных принципа»: не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие. Вместо армии создавались «силы самообороны». Однако в 1970-1980-е годы военные расходы страны начали возрастать, японские войска стали принимать участие в международных манёврах. Возрос военный потенциал Японии.

Пути развития стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии

Эта часть Азии являлась средоточием нескольких исторических цивилизаций, каждая из которых прошла свой путь развития. Освобождение от колониальной и полуколониальной зависимости дало народам региона возможность самоопределения, распоряжения своей судьбой. Вместе с тем они были поставлены перед выбором, о котором уже говорилось выше. Причём именно здесь выбор сопровождался расколом единых прежде стран на государства с различными общественными системами.

Китай

После окончания Второй мировой войны в Китае ещё несколько лет продолжалась гражданская война между сторонниками Гоминьдана и Коммунистической партии Китая (КПК). В 1949 г. она завершилась поражением гоминьдановской армии. Чан Кайши и остатки его войск укрылись на острове Тайвань. В дальнейшем на Тайване утвердился авторитарный режим, возглавленный Чан Кайши, а затем его сыном Цзян Цзинго. С 1949 по 1987 г. на острове действовало чрезвычайное положение. Сохранению тайваньского режима способствовала дипломатическая и военная поддержка со стороны США.

1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. В первой половине 1950-х годов в КНР приняли курс на построение социализма по советскому образцу. При этом учитывалось своеобразие Китая, предусматривалось сохранение мелкой частной собственности на средства производства, допускались элементы смешанной экономики и др. Но поднять огромную страну из разрухи и бедности было непросто. А терпения на долгий путь у китайского лидера Мао Цзэдуна не хватало. Уже в 1955 г. началось «подхлёстывание» темпов коллективизации и индустриализации. После XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, Мао Цзэдун, стремясь сохранить свою власть в партии, свернул контакты с советским партийным и государственным руководством.


В мае 1958 г. был провозглашён курс «трёх красных знамён», включавший «новую генеральную линию», «большой скачок» и «народные коммуны». Лозунгом нового курса стало изречение: «Три года упорного труда - десять тысяч лет счастья!»

Промышленность получила завышенные задачи. Сельскохозяйственные коллективы объединялись в большие «народные коммуны», в которых обобществлялось всё, вплоть до домашней утвари. В каждую коммуну входило несколько тысяч крестьянских хозяйств. Они должны были стать самообеспечивающимися, в том числе производить сталь, орудия труда и т. д. Началось сооружение множества доменных печей, в которых кустарным способом выплавляли низкокачественную сталь. Через год стало ясно, что «скачок» провалился. Страна осталась и без стали, и без продовольствия. В начале 1960-х годов её постиг голод.


Следующая революционная кампания охватила политико-идеологическую сферу. В 1966 г. началась «великая пролетарская культурная революция» . Одним из её девизов было: «Открыть огонь по штабам!» Во исполнение этой задачи проводились чистки руководящих партийных и государственных органов, изгонялись преподаватели из высших учебных заведений, представители интеллигенции направлялись «на перевоспитание» в деревню. Главной движущей силой культурной революции стала студенческая и рабочая молодёжь - оснащённые цитатниками Мао Цзэдуна хунвэйбины («красные охранники») и цзаофани («бунтари»). «Великий кормчий», как называли Мао Цзэдуна, говорил: «Нам нужны решительные люди, молодые, без особого образования, имеющие твёрдые позиции и политический опыт, чтобы взять дело в свои руки».

После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) власть перешла к его вдове и нескольким соратникам - так называемой «группе четырёх». Не желая что-либо менять в стране, они попытались сделать ставку на концепцию «бедного социализма», но вскоре были свергнуты. Перед новыми руководителями встал вопрос о том, каким курсом идти дальше.

Решающую роль в переходе к новой политике сыграл один из старейших деятелей китайской Коммунистической партии Дэн Сяопин (1904-1997) .


Вступив в партию в 1924 г., он прошёл долгий, полный испытаний путь. Его трижды лишали партийных постов, в том числе в годы «великой культурной революции», когда преследованиям подверглась вся его семья. Возвращение к власти в 1977 г. Дэн Сяопин использовал для того, чтобы совершить поворот в развитии страны. Вместе с тем он сохранил убеждение, что экономическое развитие будет успешным, если его направляет сильная партия.

С 1979 г. под лозунгом «социалистической модернизации» в Китае началось проведение экономических и социальных реформ. На селе вводился «дворовый подряд» (крестьяне могли брать землю в аренду на 15 лет), разрешалось закупать технику, использовать наёмную рабочую силу. В промышленности расширялась самостоятельность предприятий в планировании, организации производства и сбыте продукции. Осуществлялся переход к многоукладной экономике. Наряду с государственной узаконивалась акционерная и частная собственность. Провозглашалась политика открытых дверей во внешнеэкономических связях: были разрешены иностранные капиталовложения в китайскую экономику, создавались свободные экономические зоны.

Реформы принесли и явно положительные результаты, и некоторые проблемы. В первой половине 1980-х годов произошёл значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства (в 1984 г., например, прирост производства составил 14,2 %). Страна с миллиардным населением впервые за много десятилетий решила продовольственную проблему и даже стала экспортировать продукты питания. Улучшилось благосостояние людей. Вместе с тем после отмены централизованного государственного управления выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников.

Политико-идеологические основы общества в ходе реформ почти не подверглись изменениям. КПК следовала учению марксизма-ленинизма и идеям Мао Цзэдуна (правда, в уставе партии была сделана оговорка о недопустимости культа личности). В 1987 г. партийный съезд поставил задачу движения «по пути социализма с китайской спецификой».

Сохранение прежней политической системы вызывало критическое отношение со стороны некоторых общественных сил. Весной и летом 1989 г. в Пекине на площади Тяньаньмэнь произошли студенческие выступления с требованиями демократических перемен: отмены монополии КПК на власть, введения многопартийной системы, соблюдения прав человека и др.

Против демонстрантов направили войска, применившие оружие. Многие из собравшихся были убиты или ранены. События вызвали международный протест. Но внутри страны их следствием стала лишь отставка отдельных партийных руководителей. Очередной съезд КПК в 1992 г. подтвердил задачу укреплять «демократическую диктатуру народа» и руководящую роль партии.

В 1997 г. Китай вернул Гонконг (отданный в аренду Великобритании в конце XIX в.). С конца 1970-х годов периодически возобновлялись переговоры о воссоединении с Китаем Тайваня (отделившегося в 1949 г.). За послевоенные десятилетия здесь были достигнуты значительные успехи в индустриальном развитии (подробнее об этом сказано далее). В отношении этих территорий «патриарх китайских реформ» Дэн Сяопин выдвинул положение: «Одно государство - два строя». Линия на многообразие форм экономической жизни получила продолжение.


Вьетнам и Корея

Особым образом сложились судьбы Вьетнама и Кореи, разделённых после войны на государства с различным общественным строем. В обеих странах в 1945 г. силы освобождения, возглавляемые коммунистами, провозгласили демократические республики. Но новая власть утвердилась лишь на части территории каждой из стран. Южные и центральные области Вьетнама были заняты французскими войсками (до японской оккупации Вьетнам был владением Франции, и прежние хозяева хотели вернуть своё имущество). Война сопротивления колониалистам продолжалась до 1954 г. В результате Женевского соглашения страна оказалась разделённой на две части по 17-й параллели.

В Северном Вьетнаме развернулось социалистическое строительство, помощь в котором оказывали Советский Союз и другие государства «восточного» блока. Возглавляемая Хо Ши Мином Партия трудящихся Вьетнама ставила также задачу добиться объединения страны. В это время к югу от 17-й параллели возникла Республика Вьетнам со столицей в Сайгоне, поддержанная США. В 1964 г. США непосредственно вмешались в противостояние Севера и Юга, направив во Вьетнам свои войска.

Вьетнамская война закончилась в 1973 г. поражением сайгонского режима и войск США. В 1976 г. произошло объединение страны, была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам. Социально-экономическая система Юга стала перестраиваться по образцу Севера. Но трудности послевоенного восстановления, изменение международной обстановки остро поставили вопрос о курсе страны в целом. В 1980-е годы во Вьетнаме начались экономические преобразования, сходные с теми, что до этого развернулись в Китае.

В Корее, которую в 1945 г. с севера освобождали от японских оккупантов советские войска, а с юга заняли американцы, была установлена линия разграничения по 38-й параллели. В двух зонах оккупации возникли два государства - Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея. (Вспомните, когда и где ещё имела место подобная ситуация.)

Развернувшаяся между ними в 1950-1953 гг. война, в которой участвовали и иностранные державы, не дала перевеса ни одной из сторон. Каждое из государств продолжало идти своим путём. Это касалось прежде всего экономического строя. В Северной Корее утвердилась огосударствленная централизованная экономика. В Южной Корее развивалось рыночное хозяйство на основе частной собственности на средства производства (впрочем, здесь значительную роль играло государственное регулирование экономики).

Существенные различия характерны для социально-политического строя двух государств. В Северной Корее внедрялось в жизнь учение «чучхэ», разработанное её многолетним руководителем Ким Ир Сеном. В нём, в частности, провозглашено: «Человек - хозяин всего», «Человек решает всё». Сходные декларации были и в системе демократических ценностей, пропагандируемых в южнокорейском обществе. Однако власть в двух странах приобрела разные формы. В КНДР это была единоличная власть «вождя» - президента страны и Генерального секретаря Трудовой партии Кореи Ким Ир Сена, перешедшая после его смерти к его сыну Ким Чен Иру. В Южной Корее в течение нескольких десятилетий существовал военный режим, опиравшийся на однопартийную систему и жестоко расправлявшийся с любыми проявлениями оппозиции. Лишь в 1987 г. прошли первые многопартийные выборы. В 1993 г. президентом стал гражданский политик - один из руководителей оппозиции - Ким Ен Сам.

Южная Корея, наряду с Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, вошла в число новых индустриальных стран. Они заявили о себе в 1970-е годы, когда буквально ворвались на мировые рынки с широким ассортиментом своей продукции - от компьютеров и морских судов до одежды и обуви. Западная пресса окрестила их «молодыми тиграми» или «драконами».

Их путь во многом напоминал то, что было сделано ранее в Японии. Для экономической политики названных государств характерны следующие черты: использование государственного регулирования экономики; поощрение внутреннего накопления капитала; внедрение новейших технологий путём изучения мировых новинок, приобретения лицензий, совершенствования организации производства; поэтапная индустриализация; всемерное стимулирование экспорта продукции.

В 1980-е годы подобным путём пошли ещё несколько государств этого региона - Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд.

Индия

Курс Неру. 15 августа 1947 г. над Красным фортом в Дели был поднят флаг независимой Индии. Известный деятель освободительного движения Дж. Неру в связи с этим сказал: «Мы полностью выстрадали нашу свободу, сердца наши до сих пор хранят боль этих страданий. Тем не менее с прошлым покончено, и сейчас все наши помыслы направлены только в будущее. Но будущее это будет нелёгким... Служение Индии означает служение миллионам страждущих и несчастных. Оно означает стремление положить конец вековой нищете, болезням и неравным возможностям... Мы должны построить новый величественный дом свободной Индии - дом, в котором смогут жить все её дети».

Джавахарлал Неру стал первым и бессменным в течение 17 лет (до его смерти в 1964 г.) главой правительства Индии. Его дело продолжили дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди, возглавлявшие правительство страны в 1960-1980-е годы. Опору их политики составила массовая и влиятельная партия Индийский национальный конгресс, находившаяся у власти в течение почти всего периода с начала провозглашения независимости страны с перерывами в 1977-1979 и 1989-1991 гг.


Основными мероприятиями правительства Дж.Неру были: реорганизация штатов страны по национально-этническому признаку; аграрная реформа, в результате которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, часть земли передавалась малоземельным крестьянам; создание государственного сектора в промышленности и введение планирования в экономике; начало индустриализации. Во внутренней политике упор был сделан на сочетание принципов демократии и централизма. Выражением внешнеполитического курса независимой Индии стало её участие в организации Движения неприсоединения. И. Ганди, продолжая курс отца, стремилась усилить экономические позиции государства, в 1969 г. была проведена национализация крупных банков. Р. Ганди основными задачами своей политики считал обеспечение национального единства и территориальной целостности страны, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоёв населения, модернизацию производства.

В 1980-е годы в Индии стали активизироваться националистические и сепаратистские движения. Столкновения между индусами и мусульманами, борьба сикхов за автономию, а затем за отделение от Индии, выступления тамильских сепаратистов на юге страны привели к многочисленным жертвам. От рук террористов погибли И. Ганди (1984) и Р. Ганди (убит в 1991 г. во время поездки по стране в ходе предвыборной кампании).

Афганский эксперимент

Историческая справка

Развитие Афганистана до 1978 г.: цифры и факты

Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство. Оно давало 60 % валового национального продукта (ВНП). Помещикам, составлявшим 2 % сельского населения, принадлежали 30 % пригодных для обработки земель, тогда как около 1/3 крестьянских хозяйств совсем не имели земли. Была распространена аренда с выплатой помещику до половины урожая. Свыше половины пригодных для посевов земель не обрабатывались. Вместе с тем страна ввозила значительную часть потребляемого зерна и другого продовольствия. На долю промышленности приходилось всего 3,3 % ВНП. В стране насчитывалось немногим более 200 промышленных предприятий (в основном по переработке сельскохозяйственного сырья), где работали в общей сложности 44 тыс. человек. Ещё 67 тыс. человек были заняты в строительстве.

Около 2,5 млн жителей Афганистана вели кочевой и полукочевой образ жизни (общая численность населения страны в то время - около 16,5 млн человек). Составлявшие более половины населения пуштуны жили в условиях родоплеменных отношений.

В этой стране руководители Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти после Апрельского восстания 1978 г., провозгласили задачи «установления диктатуры пролетариата» и (в последующие пять лет) «перехода к социализму». Этот курс получил поддержку советских руководителей, так как вписывался в господствовавшую тогда концепцию социалистической ориентации.

Соперничество партийных группировок привело в конце 1979 г. к политическому перевороту. Лидер НДПА, глава Революционного совета Н. Тараки, был свергнут своим соратником X. Амином, а затем убит. Советское руководство решило вмешаться в ход событий. В декабре 1979 г. во время штурма советскими спецподразделениями президентского дворца погиб Амин. В Афганистан вошли советские воинские части. Главой партии и государства стал Б. Кармаль. Курс на «строительство социализма» продолжался.

Вскоре после установления власти НДПА в Афганистане был издан ряд декретов, регулировавших аграрные отношения: сначала декрет о сокращении задолженности безземельных и малоземельных крестьян, ликвидации ростовщичества, затем о проведении аграрной реформы. Последняя предусматривала конфискацию крупных земельных владений без компенсации, изъятие части земли у середняков. Безземельные крестьяне получали землю, но без права её продажи, сдачи в аренду, дробления при наследовании. Запрещалась работа по найму. Практическое осуществление названных и других декретов встретило сначала скрытое, а затем явное сопротивление крестьянства. Многие крестьяне встали на сторону антиправительственной исламской оппозиции.

Оппозиционные силы начали открытую борьбу против власти. Создавались вооружённые отряды моджахедов (борцов за веру). На территории Пакистана и Ирана было организовано более 100 лагерей и учебных центров, где с помощью западных инструкторов велась подготовка военных формирований. Начавшаяся гражданская война, в которой на стороне правительства приняли участие советские войска, привела к гибели сотен тысяч людей, разрушению городов и деревень. Оказавшись не в состоянии справиться с оппозицией, правительство предприняло ряд шагов для примирения. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. В 1988 г. был заключён ряд соглашений о политическом урегулировании в Афганистане с участием Пакистана, СССР и США. В соответствии с ними все советские войска к 15 февраля 1989 г. были выведены из Афганистана (в том же году Верховный Совет СССР осудил принятое в 1979 г. решение о вводе войск в Афганистан).


Несмотря на соглашения, попытки властей добиться национального примирения не удались. В 1992 г. вооружённые отряды моджахедов захватили Кабул. Власть перешла к Совету джихада («джихад» - борьба за веру; Совет джихада - коалиция исламских партий). Страна была провозглашена исламским государством. Руководитель Исламского общества Афганистана Б. Раббани стал выполнять функции президента страны. Вместе с тем продолжалась борьба за власть в центре и на местах между командирами военных формирований, принадлежавшими к разным партиям и национальным группам, - Г. Хекматиаром (представитель многочисленной этнической группы пуштунов, он также возглавлял Исламскую партию Афганистана), А. Ш. Масудом (таджиком по национальности), Р. Дустумом (представлявшим узбекское население севера страны).

В 1995 г. в борьбу включилось исламское движение «Талибан». Его организаторы талибы(что означает «учащиеся») - бывшие студенты духовных училищ, прошедшие подготовку в военных лагерях оппозиции.

В сентябре 1996 г. талибы захватили Кабул, а затем большую часть территории страны.

Вслед за расправой с политическими противниками они потребовали от населения строгого соблюдения законов шариата. Женщинам запрещалось работать вне дома и появляться на улице без паранджи, девочкам - посещать школы. Запрещалось также смотреть телепередачи, кинофильмы, слушать музыку по радио и т. д. За отступление от предписанных правил полагалось наказание по средневековым исламским законам.

Один из журналистов назвал события в Афганистане «войной без конца и победителей». Осенью 2001 г. после отказа правительства талибов выдать Соединённым Штатам Америки У. бен Ладена, организовавшего террористические акции в Нью-Йорке и Вашингтоне, в Афганистане была проведена военная операция с целью смещения правительства. В ней участвовали наряду с американскими войсками силы вооружённой антиталибской оппозиции. Талибы покинули Кабул. В декабре 2001 г. была сформирована новая временная администрация Афганистана. В 2004 г. избран новый президент страны. Однако гражданское противостояние продолжается.

Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт

Волна освободительных революций прошла в арабских странах в 1950- 1960-е годы. В одних случаях это было свержение монархических режимов, например в Египте в 1952 г., Ираке в 1958 г. Значительную роль в данных революциях, имевших характер переворота, играли патриотически настроенные армейские офицеры. В других случаях революции увенчивали многолетнюю освободительную борьбу против колониальной зависимости. Так случилось в Алжире, где борьба за независимость с 1954 г. переросла в народное восстание, охватила все слои населения, а организующей силой стал Фронт национального освобождения. Провозглашение в 1962 г. Алжирской Народной Демократической Республики означало победу революции.

Общими итогами этих событий стало установление в большинстве арабских стран парламентских республик, проведение демократических социально-экономических преобразований, в том числе аграрных реформ, национализации части промышленности. Ограничивались позиции иностранного капитала. Многообразие интересов отдельных социальных групп - предпринимателей и интеллигенции, исламского духовенства, ремесленников и торговцев, рабочих и крестьян - делало политическое развитие этих стран очень противоречивым и переменчивым. Помимо внутренних разногласий сказывалось также влияние внешних сил, стремление ведущих мировых держав укрепить свои позиции в этом стратегически важном регионе. Неудивительно, что за относительно короткий по историческим меркам отрезок времени (30-40 лет) во многих странах по два-три раза сменились политические режимы и курсы.

Так было в Египте , где пребывание у власти трёх лидеров - Г. А. Насера (1954-1970), А. Садата (1970-1981) и М. X. Мубарака (1981-2011) - сопровождалось значительными изменениями во внутренней и внешней политике. В первые годы президентства Насера были национализированы банки, крупная промышленность, транспорт, создан государственный сектор в экономике, проведена аграрная реформа. В 1960-е годы начался переход к общему планированию экономики, расширились политические права населения, установлено равноправие женщин. Обсуждалась «социалистическая перспектива» развития Египта. Но, по замыслу египетских руководителей, этот «социализм» должен был иметь «национальный характер», отличаться от коммунизма (отвергались классовая борьба и идея диктатуры пролетариата), следовать принципам и нормам ислама. Были распущены политические партии и создан Арабский социалистический союз - особая организация, сочетавшая черты партии и широкого общественного движения, объединявшего представителей разных социальных слоёв. С середины 1960-х годов расширилось экономическое сотрудничество с СССР. Одним из его наиболее ярких проявлений стало сооружение Асуанской плотины и гидроэлектростанции на Ниле.

Возглавивший страну после внезапной смерти Насера А. Садат резко изменил курс. Стала проводиться политика свёртывания государственного сектора, поощрения частного предпринимательства, «инфитаха» («открытых дверей» для иностранного капитала). За 1974-1984 гг. доля частного сектора в промышленном производстве выросла с 10 до 23 %. Помещикам возвращалась часть отнятых у них ранее земель. Арабский социалистический союз был распущен, восстанавливалась многопартийная система, хотя реальная власть закрепилась за одной партией. Во внешней политике произошло сближение с США. Подписание Садатом кэмп-дэвидских соглашений с Израилем (1979) привело к изоляции Египта в арабском мире.

Политика М. X. Мубарака отличалась взвешенностью, сбалансированностью. Укрепление позиций национальной экономики сочеталось с поощрением иностранных инвестиций (в первую очередь в производственную сферу). Стремясь к внутренней стабильности, президент ужесточил контроль за деятельностью оппозиции, особенно экстремистских мусульманских организаций. Гибкий внешнеполитический курс в 1980- 1990-е годы позволил Египту вернуть место лидера в арабском мире. Однако в начале XXI в. среди египтян стало нарастать недовольство положением в стране и правлением Мубарака.

Пример переменчивости политического развития даёт также послевоенная история Ирака. После свержения монархии (1958) власть несколько раз переходила от военных режимов к Партии арабского социалистического возрождения (сокращённое название - ПАСВ, в арабском звучании - «Баас»). Эта партия объединяла широкие слои населения - от интеллигенции и военных до крестьян, мелких ремесленников, рабочих - и существовала одновременно в ряде арабских стран. В 1979 г. к власти в партии Баас и в государстве пришёл С. Хусейн, который сосредоточил в своих руках посты президента, главы правительства, верховного главнокомандующего вооружёнными силами. Диктаторская внутренняя политика С. Хусейна сочеталась с агрессивными действиями против соседних государств. В 1980-е годы Ирак вёл войну против Ирана, в 1990 г. осуществил военное вторжение в Кувейт. В 2003 г. режим С. Хусейна был свергнут в результате военной операции войск США и Великобритании.

В Алжире на протяжении нескольких десятилетий проводился курс на «построение социализма в рамках национальных ценностей и ислама». В руки государства перешли банки, крупная промышленность, транспорт, электростанции. Вместе с тем сохранились позиции среднего и мелкого частного капитала. Значительная часть земли была национализирована и передана крестьянским кооперативам. Неэффективность государственной экономики отчасти компенсировалась за счёт доходов от продажи нефти. Но в 1980-е годы ситуация в стране ухудшилась, возникли проблемы с продовольствием. Это вызвало протесты и выступления оппозиционных сил. В ноябре 1988 г. правившая партия Фронт национального освобождения была преобразована в общественную организацию с тем же названием. В соответствии с новой конституцией началось создание политических партий различного толка - от социалистических и демократических до фундаменталистских (выступавших за возвращение к «исконным нормам ислама»). В 1990-1991 гг. фундаменталистская партия Исламский фронт спасения получила большинство голосов на местных, а затем и парламентских выборах. Чтобы предотвратить её приход к власти, руководство страны отменило очередной тур голосования. В последующие годы обстановка в стране оставалась напряжённой.

В первые десятилетия XXI в. внутренние противоречия в странах арабского мира привели к новой серии поворотных событий. Так, в начале 2011 г. произошли политические кризисы в Тунисе и Египте, завершившиеся отставками президентов, возглавлявших эти страны в течение нескольких десятилетий. А оппозиционные выступления против правления М. Каддафи в Ливии перешли в вооружённое противостояние. В марте этого года началась международная военная операция в Ливии с нанесением ракетных ударов по столице страны.

29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины, освобождающейся от английского управления, и образовании на её территории двух независимых государств - еврейского и арабского.

14 мая 1948 г. было провозглашено еврейское государство Израиль. Арабы Палестины при поддержке ряда арабских стран тут же объявили войну новому государству. Арабо-израильская война 1948-1949 гг. закончилась поражением арабских сил. Израиль захватил часть территории, предназначавшейся для палестинского арабского государства. Около 900 тыс. арабов были вынуждены покинуть свою землю и перебраться в другие страны. За первым столкновением последовала растянувшаяся на треть века серия войн между Израилем и арабскими странами (см. карту).


Даты и события

  • Май 1948 г. - июль 1949 г. - первая арабо-израильская война (в нападении на Израиль участвовали войска Египта, Иордании, Ирака, Сирии, Ливана и др.). Октябрь 1956 г. - участие Израиля совместно с Великобританией и Францией в агрессии против Египта.
  • Июнь 1967 г. - «шестидневная война». Захват Израилем территорий, принадлежавших Сирии, Египту, Иордании.
  • Май - июнь 1970 г. , сентябрь 1972 г. - вторжения израильских войск на территорию Ливана, где укрывались отряды палестинского движения сопротивления, отпор ливанских и сирийских войск.
  • Октябрь 1973 г. - арабо-израильская война из-за арабских территорий, захваченных ранее Израилем.
  • Июнь 1982 г. - вторжение израильских войск в Ливан, захват западной части столицы страны Бейрута.

В начале 1980-х годов под контролем Израиля оказалась территория в 7,5 раза большая, чем отводилась еврейскому государству в 1947 г. На захваченных землях стали основываться еврейские поселения. В ответ в 1987 г. началась «интифада» - восстание арабов. В 1988 г. Национальный совет Палестины, созванный в Алжире, объявил о создании арабского Государства Палестина . Трудность ситуации заключалась в том, что каждая из сторон обосновывала свои притязания на территорию Палестины так называемым «историческим правом», заявляя, что когда-то в прошлом ей принадлежала вся эта территория.

Первой попыткой остановить конфликт стал договор, подписанный лидерами Израиля и Египта М. Бегином и А. Садатом при посредничестве США в 1979 г. в Кэмп-Дэвиде.


Он был отрицательно воспринят как в арабском мире, так и экстремистскими силами в Израиле. Впоследствии одной из причин убийства А. Садата исламскими боевиками называлось то, что он «изменил арабскому делу», подписав эти соглашения.

Лишь в середине 1990-х годов переговоры между премьер-министрами Израиля И. Рабином, Ш. Пересом, с одной стороны, и руководителем Организации освобождения Палестины (ООП) Я. Арафатом, с другой стороны, привели к заключению договорённостей о ближневосточном урегулировании. Однако переговорный процесс постоянно подвергается угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия переговорам со стороны части израильского общества.

Страны Тропической и Южной Африки

Большинство народов Тропической и Южной Африки обрели независимость в 1960-1970-е годы. Для их последующего развития характерна особенно частая смена политических режимов и правительств. У власти сменяли друг друга военные и сторонники марксизма, республики становились империями, вводились то однопартийные, то многопартийные системы и т. д. Политическое противостояние усугублялось соперничеством племенных группировок, действиями сепаратистов. Как это происходило в конкретных обстоятельствах, можно видеть на примере Анголы.

Начиная с середины 1950-х годов в национально-освободительном движении Анголы сложились три течения.

Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА) - массовая революционно-демократическая организация, выступавшая за провозглашение Анголы независимым государством, утверждение демократического режима, всеобщую амнистию. Путь к освобождению организация видела в вооружённой борьбе. К 1973 г. отряды МПЛА контролировали треть территории страны.

Союз населения Севера Анголы, позже переименованный в Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА). Эта организация, сложившаяся по национально-этническому и религиозному признакам, проводила собственный курс.

Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА), созданный в 1966 г. при опоре на народности юга страны. УНИТА выступала против МПЛА, пользуясь при этом поддержкой ЮАР.

После того как правительство Португалии заключило в 1975 г. со всеми тремя организациями соглашение о порядке перехода Анголы к независимости, между ними развернулась борьба за власть. Перевес оказался на стороне МПЛА, которая сформировала правительство, придерживавшееся социалистической ориентации и получившее поддержку СССР. Вооружённые отряды УНИТА и ФНЛА начали борьбу против правительства, опираясь на помощь США и ЮАР. В войне приняли участие на стороне правительственных сил кубинские части. Лишь в 1989 г. было достигнуто перемирие в боевых действиях. Кубинский военный контингент покинул Анголу. Но задача политического урегулирования осталась актуальной.

Особое политическое устройство существовало до конца 1980-х годов в Южно-Африканской Республике . Это многорасовое государство, в котором наряду с коренным африканским населением живут потомки белых европейских поселенцев и выходцев из Азии.

Историческая справка

В 1948 г. к власти в стране пришла Националистическая партия (партия управлявшего страной белого меньшинства). Она провозгласила политику anapmxeuda (на языке африкаанс это слово означает «обособление, раздельное существование, в современной литературе употребляется термин апартеид). В 1950 г. в стране были приняты:

  • закон о расселении по группам (правительство получило право объявлять любую часть страны районом поселения какой-либо одной этнической группы); на основе этого закона с середины 1950-х годов началось выселение африканцев из больших городов;
  • закон о регистрации населения (каждый житель с 16-летнего возраста был обязан постоянно иметь при себе удостоверение личности с указанием его этнической группы: белой, цветной, чёрной, азиатской);
  • закон о подавлении коммунизма, согласно которому коммунистическими считались любая доктрина или план, «цель которых состоит в осуществлении любых изменений внутри страны в области политической, промышленной, социальной, экономической путём организации волнений и беспорядков, путём незаконных или подобных им действий, а также путём угроз действиями и допущения этих угроз...».

В 1959 г. был принят закон о развитии «самоуправления банту» (банту - коренные жители Южной Африки). В основе его лежала идея «национальных отечеств» (бантустанов), где должны были жить африканцы. За пределами бантустанов они лишались всяких прав.

Расовый состав населения ЮАР (1976 г.)

Общая численность населения - 31,3 млн чел., в том числе: чёрные - 22,8; белые - 4,8; цветные - 2,8; выходцы из Азии (индийцы) - 0,9 млн чел.

ЮАР, обладающая богатейшими природными ресурсами - месторождениями золота, алмазов, каменного угля и редких металлов, - в послевоенный период стала индустриально развитым государством. Но политика апартеида, нещадного угнетения и эксплуатации чёрного и цветного населения вызывала осуждение со стороны международного сообщества и введение экономических санкций против ЮАР. В самой стране возникло мощное освободительное движение чернокожего населения, в котором выделились несколько организаций. Наиболее влиятельными являлись Африканский национальный конгресс (основан в начале XX в.) и организация Инката (в неё входили представители народности зулусов). В 1983 г. удалось создать Объединённый демократический фронт всех сил, выступавших против режима апартеида.


Большую роль в ослаблении, а затем отмене системы апартеида, демократизации политической жизни сыграл Ф. де Клерк, возглавивший в 1989 г. Националистическую партию и ставший президентом страны. По его инициативе были сняты расовые ограничения, начаты переговоры с лидерами движения чёрного населения. Достижение договорённостей было непростой задачей не только из-за разногласий между правительством и АНК, но и из-за столкновений между сторонниками АНК и Инката. Речь шла о преодолении как расовой, так и межплеменной розни.


Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственноправового строя азиатских стран. Вместе с тем встречалось немало писаных законов в том числе актов индийского Кампучия и китайского Китай Вьетнам Корея происхождения и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например первым законодательным памятником монгольского права был Яса потюркски помонгольски дзасак закон постановление запрет наказание Чингисхана 1291 г.

Основные черты развития государства и права в странах Азии

В первый, доколониальный период в этих странах среди источников права центральное место занимало обычное право. Государство со своей стороны также воздействовало на обычаи, санкционируя те из них, которые ему были выгодны. Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственно-правового строя азиатских стран. Существование обычаев создавало партикуляризм в праве. Например, характерная черта правовой жизни Вьетнама состояла в том, что многие общественные отношения, особенно те, которые непосредственно не затрагивали интересы централизованного государства, находились вне сферы правового регулирования. На эти отношения сильное влияние оказывали традиции и обычаи сельских общин: «в пределах деревни веление короля уступает место обычаю общин», «у государства свое право, а у общин свои правила». Вместе с тем встречалось немало писаных законов, в том числе актов индийского (Кампучия) и китайского (Китай, Вьетнам, Корея) происхождения, и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например, первым законодательным памятником монгольского права был «Яса» (по-тюркски, по-монгольски – дзасак – закон, постановление, запрет, наказание) Чингисхана 1291 г., в котором были кодифицированы обычаи, существовавшие в монгольском обществе. «Яса» содержал нормы государственного, административного (налоги, повинности), уголовного, гражданского права. «Великая Яса» Чингисхана служила основой для управления завоеванными странами.

Второй кодификацией монгольского права стали «Их цааз» (Великое уложение), или монголо-ойратские законы 1640 г., за которыми последовала «Халха Джирум» 1709 г. Они юридически закрепляли сложившиеся в монгольском обществе общественные отношения и отражали степное право, получившее санкцию закона. В последующие годы в Монголии постепенно внедрялись законы, изданные маньчжурскими властями, в частности так называемое Уложение китайской палаты внешних сношений 1815 г.

Вьетнамское государство за свою почти тысячелетнюю историю четырежды осуществляло крупные кодификации законодательства (1042, 1244, 1483, 1815 гг.). Первые вьетнамские правовые тексты, известные как кодекс Хонч Дук и кодекс Гиа-Лонга, показывают, что вьетнамские тексты являются китайскими по происхождению, концепции и в деталях, однако в них инкорпорированы специфические местные элементы права. Эти правовые тексты описывают естественный и специальный порядок, основу которого составляют не законность, а скорее этико-моральные установки. Свод законов Зялонг, итог последней кодификации, представлял собой закон сугубо уголовно-правового характера. Французские колонизаторы использовали его без какого-либо изменения вплоть до конца 30-х годов XX в.

Правовая система Кампучии основывалась на индийском образце. Все доколониальные кампучийские правовые тексты, такие, как «Явы», «Джая Паттра», Хартия о налогах и земле и книга законов «Явы и Бали», свидетельствуют о том, что они большей частью копировали индийские тексты, но начиная с XIV в. – с тенденцией к возрастанию удельного веса местных элементов.

Средневековое кхмерское право было преимущественно казуальным и даже царские указы не имели обязательной силы для последующих правителей. В судопроизводстве пользовались также индийскими дхармашастрами. Для наказания преступников камбоджийская юриспруденция прибегала к исключительно жестоким мерам. Одним из серьезных нарушений закона считалось присвоение или порча чужой собственности. Широкое распространение получил «божий суд». Процедура расследования и суда была чрезвычайно громоздкой, медленной и бюрократической. В семейном праве прослеживалось существование правила гипсргамии, воспрещающего женщинам брак с мужчинами более низкого, чем у них, сословия. По обычному праву кхмеров власть и главенство в семье принадлежали мужчине, вплоть до права продажи жены и детей. Как правило, семья была моногамной.

Таким образом, основные черты права и множество юридических традиций азиатских стран, несмотря на их многовековые тесные культурные контакты с Китаем и Индией, вполне самобытны и всегда сохраняли свою собственную, чрезвычайно своеобразную индивидуальность. Испытывая влияние китайского права, эти страны в то же время и сами оказывали на Китай определенное влияние. Например, выработанный в Монголии «Яса» Чингисхана, построенный в основном на китайских правовых нормах, в то же время испытал на себе и определенное влияние монгольского права. Так, за кражу скота – типичное преступление у кочевников – в юаньском законодательстве, помимо старокитайских «методов» вроде телесных наказаний, полагался еще и штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота. В случае если похититель не мог внести такой штраф, все его имущество отбиралось, а сам он, его жена, дети и все рабы заточались в тюрьму Штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота, как и тюремное заключение в подобных случаях для жен, детей и т.д., представляет собой типично монгольскую форму наказания.

Взаимовлияние в области права во многом определялось тем, что в разные исторические периоды китайское право оказывало существенное влияние на развитие правовых систем других народностей Азии.

Во второй период французской колониальной оккупации ряд стран из числа рассматриваемых попали в колониальную зависимость

от Франции. Степень влияния французского права на правовые системы государств Юго-Восточной Азии прежде всего зависела от формы колониальной зависимости. С этой точки зрения они подразделялись на страны, находящиеся под французским суверенитетом (Кохин-Хина, Лаос), и страны под протекторатом – Камбоджа, Аннам, Тонкий. Вместе с тем следует отметить, что различия между той или другой группой стран касались в основном судоустройства, статуса жителей и земельного законодательства. Французская колониальная администрация стремилась кодифицировать право Лаоса, Камбоджи, Тонкина, а в Аннаме вплоть до 1930 г. сохранялись весьма оригинальные формы юридической администрации и права.

В результате многовекового влияния конфуцианства, а затем господства колонизаторов в азиатских странах в сознании различных слоев их населения укоренилось в целом негативистское отношение к праву, которое в отличие от Запада не рассматривалось как опора социального строя, а выступало в основном как орудие устрашения.

В Европе все имущественные отношения связывались с правом собственности, и быстро развивалось частное право, основу которого и составляют имущественные отношения. В Азии право получило преимущественно публично-правовое развитие и сводилось в первую очередь к административной регламентации с жестко фиксированными обязанностями, строгой уголовной ответственностью.

По конфуцианской модели мораль, а не право является первоосновой общественной жизни, а управлять должны люди, а не законы. Право в этой модели – лишь репрессивное орудие, а следовательно, нежелательное зло.

В отличие от конфуцианства легизм отводил закону первостепенное значение. Закон был объявлен важнейшим орудием государственного управления, но имелся в виду уголовный, репрессивный закон. Таким образом, под влиянием и конфуцианства, и легизма в жизни азиатских обществ прочно укоренился «юридический негативизм».

Становление правовых норм социалистических государств Азии характеризовалось рядом специфических черт, обусловленных особенностями исторического, экономического, политического и правового развития.

В азиатских социалистических странах в отличие от европейских старое законодательство было отменено сразу. Например, в КНР в результате победы социалистической революции отменялись все дореволюционные законы. В частности, было принято решение о ликвидации гоминьдановского шестикнижья. В КНДР отмена действия старого права была ускорена тем обстоятельством, что в Корее, как японской колонии, действовало ранее японское право.

В ДРВ декретом от 10 октября 1945 г. было отменено действие старых законов, их разрешалось применять в виде исключения и только в тех случаях, когда они не противоречили принципу независимости и демократии.

На первом этапе развития социалистических государств Азии были созданы конституционные и другие акты, положившие начало новому строю и новой государственной организации. Вместе с тем здесь (за исключением, пожалуй, МНР) достаточно широко применялись обычаи, что объясняется неполным законодательным урегулированием общественных отношений и историческими особенностями развития права этих стран. Особенно широкой сфера применения обычая была в районах, населенных нацменьшинствами.

Существенна была и роль судебной практики и вообще правоприменительной и правоохранительной деятельности по созданию многих важных положений и понятий правовых систем социалистических государств Азии, которые позже легли в основу принятых кодификационных законодательных актов. В условиях, когда законодательство не было кодифицировано, руководящие разъяснения судебных инстанций имели немаловажное значение.

Позже в развитии правовых систем социалистических стран в Азии появились значительные различия. Так, в Монгольской Народной Республике правовая система была близка к модели европейских социалистических стран.

На развитие права в Социалистической Республике Вьетнам повлияла долголетняя война. Особенность развития правовой системы Вьетнама, как и Кореи, заключалась еще и в том, что оно происходило в условиях раскола этих стран. Только после объединения двух частей СРВ сложились условия для создания единой правовой системы.

Проблема совершенствования законодательства в азиатских социалистических странах имела большую актуальность. В ряде стран приняты новые конституции (в КНДР, СРВ, КНР). В МНР в действующую конституцию внесены существенные изменения. Процесс совершенствования законодательства социалистических государств Азии происходил главным образом путем кодификации.

Следует отметить, что кодификация как форма совершенствования законодательства в азиатских социалистических государствах находится на начальном этапе. Правда, после принятия в этих странах новых конституций процесс кодификации был более планомерным. Эту тенденцию можно проследить на примере последней Конституции СРВ. Она дала мощный импульс совершенствованию законодательства страны. Всего за период 1981–1985 гг. было принято 43 нормативных акта, в том числе УК, КЗоТ, Указ о порядке землепользования, законы о местных органах власти, о гражданстве, об обеспечении общественной безопасности и др.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64991. ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ 35.5 KB
Цель спецкурса: на основе анализа археологических материалов познакомить слушателей с основными аспектами истории культуры зоны степей между Иртышом и Дунаем в монгольскую эпоху. Курс охватывает период между...
64993. Родословные легендарных потомков Огуз-кагана по спискам Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дина и Абу-л-Гази хана Хивинского 55 KB
В древности слова туркмен (туркман) не было; все кочевые племена, по внешнему виду похожие на тюрков, называли обобщено тюрками, но у каждого племени было определенное имя и прозвище. В то время когда эти племена Огуза пришли из своих областей в страны Мавераннахра...
64996. О татарах, монголах и о том, как Темучин стал Чингисханом 122.5 KB
Не в последнюю очередь он видимо вызван тем что в 2006 году исполняется восемьсотлетие образования первого монгольского государства у истоков которого стоял Чингисхан.
64998. ИМЯ ЧИНГИСХАНА В ТАНГУТСКОЙ ПЕСНЕ 69.5 KB
Последний поход Чингисхана против тангутов 1226-1227 оказался роковым для обеих сторон согласно источникам Чингисхан умер на территории тангутского государства в августе 1227 г. Однако среди разноязычных источников описывающих жизнь и смерть Чингисхана нет текстов на тангутском языке.

Зарубежная Азия - регион, который лидирует в мире не только по площади, но и по численности населения. Причем это первенство он держит уже не одно тысячелетие. Страны зарубежной Азии, несмотря на многочисленные свои различия, имеют и ряд общих черт. О них и пойдет речь в данной статье.

Общая характеристика стран зарубежной Азии

Зарубежная Азия - колыбель многих цивилизаций и родина земледелия. Здесь были построены первые в мире города и сделан целый ряд великих научных открытий.

Все страны зарубежной Азии (а всего их 48) занимают площадь в 32 млн квадратных километров. Среди них преобладают крупные государства. Есть и страны-гиганты, площадь каждой из которых превышает 3 млн км 2 (Индия, Китай).

Большинство государств в этом регионе эксперты относят к развивающимся. Только четыре страны из 48 можно назвать экономически развитыми. Это Япония, Южная Корея, Сингапур и Израиль.

На политической карте зарубежной Азии 13 монархий (причем половина из них расположена на Ближнем Востоке). Остальные страны региона являются республиками.

По особенностям географического положения все страны зарубежной Азии делятся на:

  • островные (Япония, Шри-Ланка, Мальдивы и др.);
  • приморские (Индия, Южная Корея, Израиль и др.);
  • внутриконтинентальные (Непал, Монголия, Киргизия и др.).

Очевидно, что страны из последней группы испытывают большие трудности в плане вывода своих товаров на мировые рынки.

Регионы и страны зарубежной Азии

Географы делят зарубежную Азию на пять субрегионов:

  • Юго-Западная Азия - включает в себя все страны на территории Аравийского полуострова, республики Закавказья, Турцию, Кипр, Иран и Афганистан (всего 20 государств);
  • Южная Азия - включает 7 государств, крупнейшие из которых - Индия и Пакистан;
  • Юго-Восточная Азия - это 11 государств, десять из которых являются развивающимися (все, кроме Сингапура);
  • Восточная Азия - включает в себя всего пять держав (Китай, Монголия, Япония, Корея Южная и КНДР);
  • Центральная Азия - это пять постсоветских республик (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения).

Как граничат страны зарубежной Азии? Карта, расположенная ниже, поможет сориентироваться в этом вопросе.

Население и природные ресурсы

Этот регион, благодаря своему тектоническому строению, отличается огромным разнообразием Так, Индия и Китай могут похвастаться значительными запасами угля, железных и Однако самым главным богатством здесь выступает черное золото. Самые крупные месторождения нефти сосредоточены в Саудовской Аравии, Иране и Кувейте.

Что касается условий для развития сельского хозяйства, то в этом плане одним государствам повезло больше, другим - гораздо меньше. Превосходными располагают многие из стран Южной и Юго-Восточной Азии. А вот такие государства, как Сирия или Монголия, представляют собой практически сплошную безжизненную пустыню, где можно развивать лишь отдельные отрасли животноводства.

В пределах региона проживает, по разным оценкам, от 3,5 до 3,8 млрд человек. Это больше половины всего населения Земли. Почти все страны Зарубежной Азии отличаются высокой рождаемостью (так называемый второй тип воспроизводства). Многие государства региона переживают сегодня что влечет за собой продовольственную и другие проблемы.

Этническая структура населения в этом регионе также весьма сложная. Здесь проживают не менее тысячи разных народностей, самые многочисленные из которых - это китайцы, японцы и бенгальцы. По языковому разнообразию данному региону тоже нет равных на всей планете.

Большая часть населения зарубежной Азии (около 66 %) проживает в сельской местности. Тем не менее темпы и характер урбанизационных процессов в этом регионе настолько велики, что ситуацию уже стали называть "городским взрывом".

Зарубежная Азия: особенности экономики

Какова роль современных стран региона в мировой экономике? Все государства зарубежной Азии можно собрать в несколько групп. Здесь есть так называемые (Сингапур, Корея, Тайвань и другие), которые за короткий период времени смогли перестроить свое народное хозяйство и достичь определенных успехов в развитии. Отдельная группа в регионе - это нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ и т. д.), экономика которых полностью держится на этом природном богатстве.

Ни к одной из этих категорий нельзя отнести Японию (самую развитую страну в Азии), Китай и Индию. Все остальные государства остаются слаборазвитыми, в некоторых из них промышленность и вовсе отсутствует.

Заключение

Зарубежная Азия - крупнейший историко-географический регион планеты, в пределах которого зародилась не одна цивилизация. На сегодняшний день здесь насчитывается 48 независимых государств. Они отличаются по размеру, численности населения, государственному устройству, однако имеют и несколько общих черт.

Большая часть государств Зарубежной Азии - это развивающиеся страны с довольно отсталой экономикой. Только четыре из них можно отнести к экономически развитым державам.