Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития россии острая татьяна борисовна. Особенности предмета экономики социальной сферы

Введение

Российское государство в начале 90-х вступило в сложный переходный период от плановой экономики к рыночной, от авторитарного государства к демократическому, от идеализированного сознания к плюрализму. Поскольку этот переход осуществлялся в сложных условиях распада СССР и сопровождался ошибками в выборе способов реформирования, страна оказалась в глубоком и продолжительном системном кризисе, охватившем почти все сферы государственного организма на протяжении последнего десятилетия XX ?века.

Любое реформирование, будь оно экономическим, политическим или социальным преобразованием, должно завершиться улучшением благосостояния людей, поскольку изначально санкционирует ими исходя из надежд на будущее.

Отпуск цен, приватизация, а точнее присвоение государственной собственности, монетаризм - привели к резкому, ничем не оправданному снижению доходов и заработной платы населения. Обострились проблемы инвестиций производства, его структурной перестройки, обновления основных фондов, развития науки и образования, здравоохранения и культуры, социальных гарантий и социальной защиты.

Эпоха стихийных рыночных преобразований привела к пониманию необходимости восстановления регулирующих функций государства, к необходимости корректировки рыночных регуляторов. Так как в каждом регионе, на каждом предприятии решаются проблемы и вопросы оплаты труда, распределения и перераспределения доходов, а, следовательно, сталкиваются интересы миллионов людей, интересы различных социальных групп, работников и работодателей, то понимание принципов функционирования системы социальных отношений приведёт к сглаживанию противоречий между обществом, государством и работодателями.

Социальная сфера национальной экономики и ее составляющие

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы «перекрывается» другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека, группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие «потребность социального субъекта». Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

· потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристики результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

· субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

· соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

Специфика экономической точки зрения на различные виды человеческой деятельности состоит в стремлении соизмерять производимые затраты с достигаемыми результатами, сравнивать альтернативные способы использования ограниченных ресурсов и оптимизировать соотношение выгод и издержек. Предметом экономического рассмотрения выступают также действия (отношения) людей, осуществление которых включает в себя такие сопоставления и выбор, и правила (институты), по которым такие действия совершаются.

Обобщая эти признаки, можно следующим образом определить содержание экономической точкизрения на социальную сферу: это рассмотрение осуществляемой здесь деятельности как использования ограниченных ресурсов для получения результатов, соизмеряемых с затратами.

Такое использование включает следующие типы действий.

1. Распределение ограниченных финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов между альтернативными способами их применения для получения результатов, соизмеряемых с затратами этих ресурсов.

2. Обмен одних объектов (ресурсов, результатов) на другие, в котором происходит их соизмерение.

Предметом экономики социальной сферы как научной дисциплины является изучение особенностей вышеуказанных типов действий в системах социального обслуживания и особенностей процессов, отношений, институтов, в которых эти действия воплощаются. В дальнейшем при характеристике тех или иных отраслей социальной сферы мы будем говорить об их "экономическом устройстве", имея в виду присущие этим отраслям особенности вышеуказанных отношений и институтов.

Центральной задачей экономического анализа является анализ эффективности (отношения результатов к затратам) использования ограниченных ресурсов для удовлетворения имеющихся потребностей. Вместе с тем, рассматривая экономическое устройство отраслей социальной сферы и их экономические проблемы, невозможно отстраниться от внеэкономических факторов. Участие государства в регулировании, производстве и финансировании социальных услуг в решающей степени определяется требованиями социальной справедливости. Сохранение или изменение форм финансирования организаций, предоставляющих социальные услуги, в первую очередь зависит от политических целей государства и действий групп специальных интересов. Внеэкономические факторы обусловливают существенную специфику экономических процессов и институтов в системах социального обслуживания. Поэтому рассмотрение деятельности в социальной сфере с экономической точки зрения должно обязательно соотноситься с рассмотрением этой деятельности с других точек зрения: организационно-технологической, социально-организационной, социально-культурной, политической.



Организационнно-технологическая точка зрения: предметом рассмотрения являются структура деятельности в соответствующей сфере (структура медицинской помощи, образовательной деятельности, социального обслуживания и т.д.), типы применяемых технологий, типы организаций, занимающихся этой деятельностью, технологические взаимосвязи между ними (потоки пациентов и т.п.).

Социально-организационная точка зрения: предметом рассмотрения являются социальные роли субъектов соответствующей деятельности, их социальные связи, сложившиеся здесь социальные структуры (профессиональные сообщества, сети, кланы).

Ведущую роль в установлении и поддержании экономических институтов в социальной сфере играют группы специальных интересов: профессиональные объединения (в частности, ассоциации врачей, учителей, гильдии и союзы кино- и театральных работников), профессиональные союзы работников, являющихся получателями благ и услуг, формальные и неформальные организации производителей (ассоциации страховщиков и др.).

Особую значимость для судьбы экономических нововведений в отраслях социальной сферы имеет существование и развитость социальных сетей и кланов. Социальные сети – это устойчивые социальные структуры, в которых имеют место взаимная зависимость и дополнительность их участников, соединение средств и разделение друг с другом издержек, тесное взаимодействие и отношения взаимного доверия. Социальные сети играют важную роль во взаимодействии производителей благ, качество которых сложно измерить объективными показателями. Развитость социальных сетей обозначается понятием социального капитала. Социальный капитал воплощает в себе сети и отношения, которые поддерживают и развивают доверие и взаимность и формируют качество и количество социальных взаимодействий в обществе.

Социальные сети и социальный капитал могут оказывать значительное позитивное влияние на качество и эффективность социального обслуживания. Так, врачи и медицинские сестры, социальные работники более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей там, где существуют разнообразные развитые социальные связи между ними и членами местных сообществ. Социальные сети могут, однако, быть и контрпродуктивными. Эти структуры обычно препятствуют проведению реформ, направленных на более широкое внедрение рыночных отношений в системы общественного финансирования социальных услуг. Так, при внедрении контрактных отношений в систему со сформировавшимися социальными сетями заключаемые контракты между покупателями и производителями социальных услуг являются достаточно формальными, плохо специфицированными. Они рассматриваются сторонами скорее как знаки неформального соглашения о взаимодействии. В этом случае социальные сети препятствуют развитию конкуренции производителей социальных услуг.

Кланы – это социальные сети, служащие средством нарушения и обхода формальных институтов (в частности, правил использования государственных средств) в общих интересах участников этих сетей. Поэтому клановые отношения являются препятствиями к росту эффективности функционирования соответствующих систем социального обслуживания. Например, кланы производителей, дистрибьюторов лекарственных средств и чиновников, осуществляющих их закупку, своими действиями поддерживают высокий уровень цен на фармацевтическом рынке, тем самым ограничивая доступность лекарственных препаратов для организаций здравоохранения и населения.

Социально-культурная точка зрения: предметом рассмотрения являются ценности – представления о правильных целях и принципах деятельности. Такие представления оказывают самое непосредственное влияние на организацию и деятельность отраслей социальной сферы. Они воплощаются в целях государственной политики по отношению к предоставлению социальных благ и услуг населению и определяют особенности экономических институтов, устанавливаемых в этой сфере.

Примерами ценностей, формирующих цели социальной политики государства, являются:

■ социальная справедливость;

■ социальный мир;

■ социальная защищенность;

■ сохранение человеческого достоинства;

■ гуманизация экономической и трудовой жизни.

Среди них особое значение имеют представления о социальной справедливости. Это суждения о том, какое распределение благ и услуг между членами общества следует считать правильным. Например, представления о том, что члены общества должны получать одинаковую по качеству медицинскую помощь при одинаковой потребности в лечении. Или представления о том, что каждый человек в современном обществе должен иметь некоторый достойный уровень жизни, то есть иметь возможность потреблять блага и услуги в размерах не ниже определенного уровня, признаваемого обществом в качестве достойного. Следование подобным принципам как раз и выражается в формировании систем социального обслуживания, деятельность которых обеспечивает требуемое распределение благ и услуг.

Политическая точка зрения: предметом рассмотрения являются институты, которые вводятся властным путем, и их функционирование обеспечивается методами принуждения.

Экономические институты могут быть формальными и неформальными. Формальными являются институты, которые устанавливаются принятием законов, утверждением нормативных документов, изданием приказов. Принятие решений о введении новых институтов, сохранении или упразднении тех или иных из уже существующих – эти действия определяются не только и, может быть, не столько соображениями роста эффективности использования ресурсов или достижения более справедливого их распределения, сколько политическими факторами. В какой мере принимаемые решения об институтах в социальной сфере повлияют на властные возможности, которыми обладают субъекты принятия этих решений, – вот ключевой вопрос, от ответа на который зависят характер и судьба экономических нововведений в отраслях социального обслуживания.

Так, формальные экономические институты могут не пересматриваться по политическим причинам, хотя в реальности они уже не соблюдаются и замещаются неформальными институтами. Наиболее ярким примером служит ситуация с бесплатной медицинской помощью в нашей стране. Конституционная норма о праве граждан на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на практике постоянно нарушается, и больные вынуждены платить за лечение из собственного кармана. Но пересмотр этого невыполняемого института, изменение содержания характера государственных гарантий в области медицинского обслуживания не проводятся потому, что даже постановка вопроса о таком пересмотре будет использована политической оппозицией для ослабления правящей элиты.

Поэтому, анализируя особенности экономических институтов в социальной сфере, эволюцию и взаимосвязь формальных и неформальных институтов, нельзя абстрагироваться от рассмотрения этих вопросов в политической плоскости.

Логика анализа. В данном учебном пособии анализ особенностей экономического устройства социальной сферы проводится по отраслям на основе единой схемы. Сначала дается характеристика организационно-технологической структуры рассматриваемой отрасли. Затем обсуждается специфика осуществляемой здесь экономической деятельности с точки зрения модели рыночной экономики. При этом в анализ включается рассмотрение осуществляемой деятельности в социально-культурном и социально-организационном аспектах. Обсуждаются причины участия государства в регулировании деятельности в данной сфере и выполняемые им функции. Далее рассматриваются возможные модели организации и финансирования отрасли, а также формы оплаты предоставляемых услуг. На этой основе анализируются особенности организации отрасли в России и ее экономических институтов, обсуждаются ключевые экономические проблемы функционирования отрасли и пути их разрешения.

По такой схеме последовательно рассматриваются все отрасли социальной сферы, за исключением физической культуры и спорта и социального обеспечения. Экономические особенности сферы физической культуры и спорта пока еще очень мало разработаны в экономической науке. Что же касается системы социального обеспечения, то ее внутренняя организация и деятельность ее элементов – государственных органов социальной защиты не обладают значимыми экономическими отличиями от организации и деятельности других органов исполнительной власти. Специфичными являются состав социальных пособий, цели и условия их предоставления и т.п. Но весь этот комплекс вопросов относится к проблематике политики распределения доходов, и потому деятельность системы социального обеспечения правильнее рассматривать в рамках анализа социальной политики.

В экономике социальной сферы есть вопросы, которые требуют обсуждения применительно ко всей сфере в целом. Таким ключевым вопросом является вопрос об особенностях экономических форм организаций, действующих в этой сфере. Краткая характеристика этих особенностей приводится в следующем разделе вводной главы учебного пособия. Заключительная глава книги посвящена более детальной характеристике форм организаций, существующих в социальной сфере, и общим принципам взаимодействия государства с организациями, имеющими разные экономические формы.

Основной задачей изучения экономики социальной сферы является изучение экономических связей в социальном организме общества, их изменение в переходный период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом; процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.

Экономические отношения оказывают особенно сильное влияние на отношения, связанные со средствами производства. Реализация политики социальной защищенности населения – задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.

Экономика социальной сферы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление. Уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей – сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений. Производство материальных благ – основа жизни человека и общества.

На основе государственных программ социально–экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др.

Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.

Принципы экономики социальной сферы.

Принципы экономики социальной сферы – это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для экономики социальной сферы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические.

Принцип гуманизма , один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств, гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека – главная цель социальной работы.

Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при нищем персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.

Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу, контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению.

Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на

финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: ВВП, фондом оплаты труда, доходами населения и др.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения.

Согласно этому принципу, именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин.

Принцип экономического самостоятельности местных органов предполагает

разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней.

Немаловажное значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышение качества жизни, возрастание потребностей и др.

экономического развития России">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Острая Татьяна Борисовна. Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 Томск, 2006 173 с. РГБ ОД, 61:07-8/738

Введение

1. Экономико-теоретические основы функционирования социальной сферы 9

1.1 Сущность социальной сферы и ее роль в современном обществе 9

1.2 Социальная сфера - неотъемлемый компонент социально ориентированной экономики 25

1.3 Социально-экономические институты функционирования социальной сферы 46

2. Формирование системы социально ответственных отношений как способ решения социально-экономических проблем в России 62

2.1 Состояние социальной сферы в России и необходимость ее реформирования 62

2.2 Социальная ответственность государства в экономике России 71

2.3 Социальная ответственность российского бизнеса 93

2.4 Гражданское общество как субъект социально-экономических отношений 107

2.5 Институциональная среда и социально-экономическое равновесие российского общества 119

Заключение 142

Список использованной литературы 151

Приложения 169

Введение к работе

Экономические и социальные преобразования, осуществляемые в России, привели к глубокой трансформации всех сфер жизнедеятельности общества. Существенные изменения произошли и в социальной сфере. Сегодня она характеризуется низкой степенью удовлетворения основных индивидуальных и коллективных потребностей большинства граждан, внутригрупповыми и межгрупповыми противоречиями и конфликтами, ростом социальной дифференциации и социального неравенства, снижением качества человеческого потенциала, что несет в себе серьезную угрозу социально-экономическому развитию страны. Кроме этого, неблагоприятные тенденции наблюдаются в функционировании отраслей социальной сферы, проявляясь в обострении проблем их финансового, материального, кадрового, организационного, правового, информационного обеспечения, и отражаясь на степени эффективности управления данными отраслями.

Социальная сфера является структурно сложным сектором, выходящим за рамки чисто экономических взаимодействий между участниками процессов производства, распределения, обмена и потребления. Наиболее важной функцией социальной сферы является ее участие в формировании и накоплении человеческого капитала, а также в обеспечении необходимой для нормального хода экономических процессов социальной стабильности в обществе.

В макроэкономическом аспекте экономическая значимость инвестиций в человеческий капитал выражается в приросте реального национального дохода, увеличении темпов экономического роста, улучшении качества жизни населения. Интеграция Росси в мировое экономическое пространство, с одной стороны, низкий научно-технический уровень, изношенность материальных активов и дефицит финансовых ресурсов для их модернизации, с другой, способствуют повышению роли человеческого

капитала как фактора экономического развития, который можно К» мобилизовать в достаточно короткие строки для повышения

конкурентоспособности национальной экономики. В свою очередь это требует переосмысления функциональной роли социальной сферы в жизни общества, предопределяет особую важность и значимость социальных реформ, цель которых заключается в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, повышению уровня и качества их жизни, формированию и воспроизводству человеческого капитала.

В современной России, несмотря на то значение, которое имеет социальная сфера для развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности, в ней накопилось множество социальных проблем, в основном связанных с неоправданно ограниченным финансированием и многочисленностью контингентов населения, требующих социальной защиты. Не последнюю роль играет переход на рыночные принципы решения задач в социальной сфере, отсутствие четко обозначенной стратегии социально-экономического развития России, пробелы и противоречия в существующем законодательстве.

В поисках выхода из такого положения актуальным становится усиление социальной направленности деятельности государства и экономики, предполагающей повышение социальной ответственности государства, бизнеса и отдельных граждан за результаты социально-экономического развития страны.

С учетом вышеизложенного тема диссертационного исследования представляется актуальной и значимой как с теоретико-методологической, так и с практической точки зрения.

Степень научной разработанности проблемы.

Вопросами специфики, сущности и содержания социальных отношений и социальной сферы занимается большой круг ученых различных

направлений экономической мысли. Также большое внимание данной і! проблематике уделяют политики и социологи.

Большой вклад в развитие теоретико-методологических основ социальной сферы внесли известные немецкие экономисты и социологи XIX века, основавшие в Германии «Союз социальной политики», теоретики социального рыночного хозяйства А.Мюллер - Армак, Л. Эрхард, теоретики хозяйственного порядка В. Ойкен, Ф. Бем, Г. Гроссман, Ф.А. фон Хайек, политики - канцлер Германии Отто фон Бисмарк и У. Беверидж.

Среди российских ученых занимающихся проблемами социальной сферы можно выделить К. И. Микульского, В. Д. Ройка, Л. И. Абалкина, С. В. Калашникова, В. П. Гутника, Л. И. Якобсона, А. Н. Нестеренко, В. А. Медведева, Н. М. Римашевскую, А. В. Бобкова, Е. Ш. Гонтмахера, Н. А. Волгина, В. Лексина, В. В. Радаева, Т. Ю Сидорину, Н. Е. Тихонову и других.

Среди ученых, занимающихся междисциплинарными исследованиями в данной области можно упомянуть работы как российских ученых С.Г.Кир диной, Т. И. Заславской, Л.В. Константиновой, так и зарубежных Дугласа Норта, Хайнца Ламперта, Б. Шаванса.

Однако, несмотря на расширение круга исследований, многие аспекты функционирования социальной сферы изучены недостаточно. В частности недостаточно изучено функционирование социальной сферы в контексте социальной ответственности, как системы отношений, возникающих между государством, предпринимателями и рядовыми гражданами. Требуют более обстоятельного изучения вопросы формирования необходимых условий эффективного функционирования социальной сферы, вопросы соотношения социального и экономического равновесия.

Целью настоящего диссертационного исследования является выявление и обоснование основных направлений институциональных преобразований в социальной сфере, способствующих экономическому развитию России.

Для достижения поставленной цели необходимо поэтапное решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач:

1. Определение сущности социальной сферы как основы формирования человеческого капитала и источника экономического роста.

2. Анализ социального государства и его роли в функционировании социальной сферы.

3. Исследование социально ориентированной рыночной экономики как экономического фундамента социального государства.

4. Выявление основных социально-экономических институтов функционирования социальной сферы

5. Исследование формирующейся системы социально ответственных отношений между государством, бизнесом и гражданским обществом в экономике России.

6. Рассмотрение состояний социального и экономического равновесия в единстве как необходимого условия достижения социально устойчивого развития экономики.

Объектом исследования выступает социальная сфера России в процессе институциональных преобразований.

Предметом исследования являются экономические условия, механизмы, инструменты развития социальной сферы.

Методологическая база исследования. В качестве основных методов исследования выступают системный, исторический и междисциплинарный подходы, сравнительный, статистический и эмпирический анализ. Применение данных методов позволяет анализировать сущность объекта исследования, выявить взаимосвязи социальной сферы с другими сферами общества.

Теоретическая и информационная база исследования. Теоретической базой исследования послужили труды теоретиков ордолиберального направления экономической мысли, институциональные

отечественных и зарубежных авторов, представляющих разные направления экономической науки. Эмпирической базой исследования послужили материалы официальных статистических органов Российской Федерации, данные мониторинговых опросов ВЦУЖ, специальных исследований отечественных и зарубежных ученых, материалы российской и зарубежной периодической печати.

Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования и составляющие его научную новизну, сводятся к следующим положениям:

Определено внутреннее единство экономики и социальной сферы, проявляющееся в том, что в современных условиях развитие социальной сферы становится, с одной стороны, условием, с другой стороны -результатом экономического развития, и предполагающее необходимость достижения оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости.

Раскрыто содержание институциональных преобразований в социальной сфере через механизм распределения ответственности между государством, бизнесом и гражданским обществом за осуществление социальных расходов.

Показаны особенности становления основных субъектов социальной ответственности в России, и выявлено, что формирование рациональной модели сочетания социальной ответственности государства, бизнеса и гражданского общества происходит при отсутствии их как полноценных субъектов социальной ответственности на макроуровне.

Выявлены институциональные ограничения эффективных преобразований в социальной сфере, к которым относятся зависимость от предшествующего периода развития, выражающегося, в частности, в разрыве между провозглашаемыми и реализуемыми социальными целями,

правами и гарантиями и противоречивое взаимодействие формальных и неформальных норм и правил.

Предложена авторская трактовка социально-экономического равновесия, как одновременно достигаемого социального и экономического равновесия, позволяющего определить условия долгосрочного воспроизводства социальной стабильности в обществе и избегания «ловушки равновесия», возникающей вследствие низкого уровня доходов населения и их несправедливого распределения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основное теоретическое значение проведенного диссертационного исследования состоит в развитии представлений о сущности и факторах, способствующих развитию социальной сферы в постсоциалистическом обществе. Основные выводы и положения могут быть использованы органами государственного управления в процессе реформирования отраслей социальной сферы. Положения диссертации также могут быть применимы для подготовки лекций и спецкурсов, интегрированы в учебные курсы «Экономическая теория», «Экономические основы социальной работы», «Социальная политика», «Институциональная экономика». Основные результаты работы отражены в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях, проходивших в Томске. Всего по теме исследования опубликовано девять научных работ.

Структура и объем работы: работа включает в себя две главы, восемь параграфов, двенадцать таблиц, одну схему. Основное содержание изложено на 150 стр., в списке литературы более 200 источников.

Сущность социальной сферы и ее роль в современном обществе

В содержании любых проблем общественного развития всегда присутствует социальная составляющая. Это особенно относится к тем проблемам, которые появляются в ходе трансформации общественного строя и изменения экономической системы. В таких условиях неизбежно в центре внимания оказываются вопросы о положении граждан страны, о соотношении экономического и социального развития, сущности и путях решения социальных проблем, о национальной модели социального устройства жизни и об основах социальной политики.

Развитие страны - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности социальных и экономических целей. Даже если идет речь только об экономическом развитии, оно неотделимо от развития социального. В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни всего населения. Поэтому процесс экономического развития наряду с такими чисто экономическими показателями как ВВП, ВНП и темпы их роста, оценивается по таким важнейшим составляющим как повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования. При этом качество жизни определяется не только доходами и стоимостью жизни, но и состоянием всей инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. И если ранее в контексте экономического развития основной акцент делался на материальном производстве, то сегодня он делается на производстве условий, обеспечивающих достойную жизнь, ее уровень и качество. Возрастает роль социальной сферы, которая оказывает непосредственное влияние на качество жизни населения и его благосостояние, на уровень экономического развития страны.

Существуют различные подходы к определению понятия социальная сфера. Чаще всего под социальной сферой понимают совокупность государственных и частных институтов, деятельность которых направлена на поддержание и повышение социально приемлемого уровня жизни людей. Отсюда к социальной сфере относят: оптовую и розничную торговлю, связь, социальные услуги, здравоохранение, деятельность по предоставлению коммунальных услуг, финансовое посредничество, деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений и т.п. При этом выделяют две группы отраслей социальной сферы: отрасли, деятельность которых направлена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности и отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя. Таким образом, основная часть отраслей социальной сферы - это непроизводственный сектор.

Эксперты Всероссийского центра уровня жизни дополняют данное определение, понимая под социальной сферой не только непроизводственную сферу, но и трудовую в части, характеризующей положение трудящихся в ней, отношения между трудящимися, условия труда, трудовые доходы, использование человеческого потенциала и эффективность труда в их влиянии на людей.2

Вышеперечисленные определения отождествляют социальную сферу с подсистемой общества, которая обеспечивает воспроизводство, необходимое качество жизни, духовное и интеллектуальное развитие людей.

В научной литературе также встречается точка зрения, согласно которой социальная сфера - это система отношений, формирующих общественные неравенства и, в конечном счете, социальную структуру общества. В этом случае в центре внимания оказываются отношения между разными общественными группами, слоями, поколениями, а также региональными, поселенческими, отраслевыми и иными социальными общностями. Понимаемая таким образом социальная сфера не образует специфического сегмента общественной жизнедеятельности, а выступает как сквозной аспект, или социальное качество таких сегментов как экономика, культура и политика.1

Поскольку ключевой целью экономического развития во многих странах признается рост качества жизни людей, то роль социальной сферы заключается, с одной стороны, в повышении качества человеческого потенциала, а с другой - в обеспечении необходимой для нормального хода экономических процессов социальной стабильности в обществе. Следовательно, социальная сфера находит свое проявление не только в комплексе соответствующих отраслей, но и в том социальном пространстве, в котором реально осуществляется деятельность индивидов, их общение, взаимодействие, многочисленные социальные связи.2

В данной работе мы будем использовать понятие социальной сферы, которое звучит следующим образом: социальная сфера - это подсистема общества, обеспечивающая воспроизводство человека и удовлетворение его основных социальных потребностей. Воспроизводство охватывает все проявления жизни общества и выражается в непрерывном функционировании социальной структуры, социальных институтов, социальных норм и ценностей в рамках конкретной социально-экономической системы.

С позиций структурно-функционального подхода в составе социальной сферы можно выделить: социальную инфраструктуру или совокупность предприятий, учреждений и организаций различных отраслей социальной сферы; производимые ею продукты - услуги образования, здравоохранения, бытового обслуживания населения и т.д.; механизмы и нормативную базу регулирования социального поведения населения.

Социальная сфера - неотъемлемый компонент социально ориентированной экономики

Развитая и успешно функционирующая социальная сфера является важнейшей составляющей социально ориентированной экономики и главным объектом деятельности социального государства.

В общем случае социальная ориентация рыночной экономики подразумевает учет социальной составляющей хозяйственной деятельности, что обычно выражается в императиве социальной ответственности субъектов за результаты хозяйственной деятельности. Под социальной ответственностью обычно понимают степень готовности субъекта выполнять свои обязательства, реализуя оптимальный с точки зрения общества вариант развития событий.

В данной работе мы будем использовать определение социальной ответственности, данное ЛВ. Константиновой. Автор определяет

социальную ответственность как «особый вид отношений между элементами общественной системы, выражающийся в способности данных субъектов брать на себя и реализовывать социальные обязательства по отношению к себе, либо к другим», и выделяет два основных макросубъекта социальной ответственности - социальное государство и социальное общество,

Данный подход позволяет рассматривать государство и общество как целостную функциональную систему, в которой данными субъектами реализуется совокупность социальных обязательств. В свою очередь, социальные обязательства можно трактовать как обязательства по реализации основных социальных ценностей и целей социальной политики, возникающих в ответ на актуализированные социальные потребности общества. Среди таких целей-ценностей социальной политики выделяют -социальную безопасность, социальную стабильность, социальную справедливость, солидарность, социальную помощь, развитие человеческих ресурсов.

Одно из наиболее полных определений социальных обязательств государства дает В,Н. Лексин, подразумевая под ними «конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных гарантий, прав и благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, причем для определенной части граждан и по определенному кругу социальных благ гарантирует их бесплатность».

Число социальных обязательств (гарантий, прав, благ) в большинстве стран насчитывает сотни наименований. Мощная конструкция социальных обязательств стала одним из первых признаков цивилизованности общества и непременным атрибутом государства, характеризуемого как социальное. Сегодня многие страны считают себя социальными. Однако единых взглядов по поводу сущности социального государства нет, как нет и единой теории, объясняющей процесс его возникновения. Многие авторы отмечают существенный потенциал социальности, заложенный в самих государственных формах организации общества, понимая под социальностью государства его социальную природу. Социальная природа в свою очередь интерпретируется как необходимость реализации государством всеобщего интереса за счет обеспечения баланса и компромисса всего множества индивидуальных и групповых интересов, существующих в обществе.

Всякое государство по своей природе социально, точно так же, как всякая политика социальна по своей направленности, поскольку любое государство во все времена с неизбежностью вынуждено было сочетать в своей деятельности групповые интересы различных социальных слоев, с одной стороны, и интересы всего общества - с другой. Проблема заключается в соотношении этих сторон, которое по мере развития общества изменяется под влиянием целого комплекса экономических, политических и иных факторов.

Можно предположить, что когда «природная» социальность государства перерастает в нечто большее, социальные функции приобретают масштабный характер и становятся доминирующими, происходит становление социального государства.

Пытаясь дать комплексное определение социальному государству из множества определений можно выделить несколько основных.

С точки зрения П.К. Гончарова «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной безопасности и защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности».

Г.А. Николаев считает, что «социальное государство можно определить как наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества. Статус такого государства предполагает признание за каждым гражданином права на определенные жизненные стандарты, а также ответственность государства за достойный уровень жизни и свободное развитие личности».1 В.Гутник предлагает понимать под социальным государство, которое «помогает лишь тем, кто в данный момент сам не может справиться со своими проблемами, и помогает таким образом, чтобы в дальнейшем такой человек мог справляться с проблемами самостоятельно».

Состояние социальной сферы в России и необходимость ее реформирования

В исследовании факторов и результатов социального развития необходимо исходить из их неразрывной связи с факторами и результатами экономического развития, оказывающими прямое или косвенное воздействие на развитие социальной сферы и экономические возможности реализации эффективной социальной политики. В свою очередь условия и результаты развития социальной сферы и тем самым влияющая на их формирование социальная политика государства являются важнейшими факторами экономического развития.

Проводимые в России в переходный период экономические реформы привели к противоречивым тенденциям в социальной сфере. Падение эффективности хозяйствования и спад производства в условиях высокого уровня инфляции способствовали значительному снижению уровня жизни большинства населения. Рыночное реформирование экономики повлекло за собой необходимость проведения реформ во всех отраслях социальной сферы. Во многом эти реформы направлены на то, чтобы сблизить механизм функционирования каждой из отраслей с рыночными принципами. Предполагалось, что круг задач государственной социальной политики достаточно узок, сформированная рыночная экономика сама по себе создает механизмы социальной адаптации населения, прежде всего через устранение ограничений в социально-трудовой сфере, создания широких возможностей для занятости и увеличения доходов. Подобная логика бумерангом отразилась на состоянии не только социальной сферы, но и экономики.

Динамика таких показателей уровня жизни как доходы населения (которые определяются уровнем заработной платы, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен); обеспеченность жильем; структура расходов населения; уровень безработицы наиболее полно отражают состояние социальной сферы и позволяют определить социальную цену реформ.

Официальная статистика свидетельствует, что только за один год реформ - 1992 г. - реальные располагаемые доходы населения сократились на 47%. И хотя после 1999 г. наблюдается рост реальных денежных доходов, сегодня их величина еще не достигла дореформенного уровня. Реальные доходы в 2004 г. составляли около 80% уровня 1991 г., а реальная заработная плата- около 70%).1

Аналогичными оказались в 90-е гг. изменения и таких составляющих денежного дохода как доходы от занятости, социальные трансферты. С другой стороны имело место увеличение доходов от собственности и предпринимательской деятельности, а также доли нелегальных форм оплаты труда, что свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в сфере экономики в целом и на рынке труда в частности. отражает кризис, поразивший экономику России. По данным обследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в 2004 г. зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения получали примерно 30% занятых в российской экономике. При этом в сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточного минимума получали около 70% работников, в сфере культуры и искусства -52,3%, в сфере образования - 43,5%, в здравоохранении - 38,5%.1 Это означает, что низкий уровень жизни имеют не только нетрудоспособные лица, не только безработные, но и работающие на низкооплачиваемой работе. Основными поставщиками бедных работников являются бюджетные отрасли, сельское хозяйство и легкая промышленность. Выходит, что «новые бедные» в России - это работающие, но не зарабатывающие люди. Как отмечают исследователи, такая ситуация в области оплаты труда показывает тенденцию «экономии» на оплате труда, как со стороны работодателей, так и государства в целом. В свою очередь низкий уровень оплаты труда не позволяет обеспечить материальную основу не только для воспроизводства работника и членов его семьи, но и для формирования рыночных механизмов решения многих проблем, в том числе социальных. Все это делает мало эффективными проводимые социально-экономические преобразования.

Характерной тенденцией социального развития Российской Федерации является также рост дифференциации в уровне жизни населения. Социально - экономическая дифференциация по доходам неизбежна в силу целого ряда причин: объективных различий в оплате труда, уровне и качестве образования, более высоких доходов в предпринимательской среде и т. д. Однако процессы, происходящие в экономике России, характеризуются наиболее острой формой неравенства - поляризацией доходов.

Резкий взлет экономического неравенства, произошедший в 1990-х гг. прошлого столетия был обусловлен галопирующей инфляцией, невыплатами заработной платы, быстрым наращиванием доходов тех, кто имел возможность присвоить за бесценок государственную собственность, а также государственной политикой, проводимой в интересах высокодоходных российских граждан. Проведенное исследование А.А. Гулюгинои и В.П.Васильева показывает, что рассмотренные индикаторы дифференциации уровня жизни имеют тенденцию к дальнейшему росту. Это отражают и прогнозные оценки дифференциации уровня жизни за 2006 -2008 гг. Как отмечают авторы, это обусловлено главным образом проводимой политикой сдерживания роста реальной заработной платы наемных работников, особенно в государственном секторе, и крайне низким уровнем трудовых пенсий по старости. Именно из этих источников доходов живет основная масса населения, уровень жизни которого все более отстает от благосостояния высоко обеспеченных россиян.

Определенную опасность представляет собой высокий уровень региональной дифференциации. Значительный размер территориального неравенства находит проявление в дифференциации валового регионального продукта и среднедушевых доходов населения, уровня безработицы, бедности, обеспеченности базовыми социальными услугами, развития инфраструктуры и так далее. В. Бобков отмечает, что в 2003 году коэффициент дифференциации душевого ВРП по субъектам Федерации составил более 50 раз. Неравнозначное экономическое развитие субъектов РФ способствует значительным различиям в уровне жизни населения, проживающего на разных территориях. Так межрегиональные значения коэффициентов Джини различаются в 2,2 раз.1 По покупательной способности денежных доходов разрыв составляет 8,7 раза, по удельному весу населения, живущего за чертой бедности, - 11,2 раза. Прожиточный минимум различается примерно в 3,5 раза, а средние денежные доходы на душу населения - в 15 раз.

Социальная ответственность государства в экономике России

В ходе реформирования российской экономики существенно изменяются наши представления о целях, критериях и механизмах функционирования социальной сферы. Слишком долго при рассмотрении экономических реформ социальная сфера оценивалась как пассивный элемент, ограничивающий скорость и размер преобразований. Более того, в процессе реформирования экономики имели место представления о том, что ухудшение социально-экономического положения большинства населения это неизбежная плата за экономические реформы, что стремительный рост бедности, усиление социальной дифференциации, перевод социальной сферы на платную основу - это вполне естественно в условиях коренного реформирования российского общества. Однако такие оценки негативно сказались не только на социальной сфере, но и на результативности экономических реформ. Как уже не однократно отмечалось, социальная сфера определяет очень многие стороны нашего бытия и это не может не учитываться рациональной экономической политикой.

Опыт реформирования других стран свидетельствует, что высокая социальная цена рыночных реформ не является неизбежной. Возможны и реальны варианты при которых не происходит разрушения социальной сферы, а ее реформирование осуществляется в направлении и с учетом построения социального государства и социально-ориентированной экономики. Сегодня эта модель становится ориентиром и вектором развития и для России. Как верно отмечает Н. Гриценко, обусловлено это тем, что модель социально ориентированной экономики, «во-первых, наиболее близка к нашей исторической практике государственного устройства и менталитету общества; во-вторых, она дает экономическим реформам социальную направленность; в-третьих, потому что такая модель прошла полувековую проверку на практике и действует в Германии, Испании, Швеции и других европейских странах, имеющих высокий жизненный уровень».

Конституционное провозглашение России социальным государством пока не нашло своей полной реализации в отечественных социально-экономических и политических реалиях. Одной из основных проблем сегодняшнего дня остается проблема формирования концепции социальной модернизации для нашего общества и выработки такой модели социального государства, которая была бы в большей степени адекватна российским условиям и способствовала оптимизации социальных процессов в России.

Естественно, что ее реализация требует времени и больших усилий. Формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном и практическом. Многие авторы отмечают несовершенство законодательной базы. Например, П.К. Гончаров отмечает «в п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере... в то же время в

Конституции не нашли отражения многие существенно важные положения, без которых принцип социального государства может остаться лишь декларацией».1 Так, государство декларирует право на труд и его вознаграждение, право на защиту от безработицы, право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, право на жилище, не принимая на себя обязательство гарантированной реализации этих прав каждому гражданину.

Сегодня основные дискуссии разворачиваются вокруг вопроса о том, что представляет собой социальное государство в контексте современного российского общества. Большинство российских ученых в отличие от зарубежных исследователей рассматривают эти вопросы через призму специфической деятельности государства в социальной сфере. В то же время, исходя из зарубежного опыта, такой подход видится ограниченным, поскольку не учитывает другие немаловажные характеристики социального государства, которые проявляются не только в социальной сфере, но в политической, экономической и духовно-нравственной.

В свете дискуссий по поводу сущности социального государства высказывается мнение о том, что политические возможности социального государства должны, прежде всего, быть связаны с реализацией принципа субсидиарной ответственности, основой которой является ответственность индивида перед собой и своей семьей. Дополнительная общественная ответственность, которую отдельный человек и его семья могут принять на себя, каждый раз должна проверяться с точки зрения ее целесообразности и невозможности нести одному. Поэтому важнейшей политической чертой социального государства становится перераспределение ответственности за благосостояние семьи от государства к самой семье.1

В социальной сфере это проявляется в сокращении социальных затрат и свертывании социальных функций государства: реализуется закон о монетизации льгот, введена платность медицинских и образовательных услуг, сужен социальный сектор жилья, осуществляется переход на полное возмещение затрат ЖКХ, произошла фактическая передача ответственности за решение актуальных социальных проблем с федерального уровня на региональный.

Социальная инфраструктура, социальная сфера, сфера услуг, непроизводственная сфера - понятия, которые соотносятся с задачами и функциями, решаемыми в процессе общественного воспроизводства и отраслевого деления народнохозяйственного комплекса на производственную и непроизводственную составляющие.

Производственная сфера включает в себя отрасли материального производства, т. е. совокупность входящих в них предприятий. где производительный труд направлен на создание товарной продукции в виде материально-вещественных элементов, которые по степени готовности к потреблению делятся на сырые материалы, полуфабрикаты и конечные (окончательно готовые к потреблению) товары. В любой из указанных форм продукт деятельности предприятий является товарной продукцией, предназначенной для дальнейшего производственного или индивидуального потребления - в зависимости от того, на какой рынок этот товар поступает: если на рынок средств производства, то он поступает в общественный сектор для дальнейшей производственной переработки на других предприятиях; если на рынок предметов потребления - то в индивидуальное потребление, а затем выпадает из дальнейшего обращения. Следовательно, производственной сфере свойственны также такие признаки, как воспроизводимость, неоднократное участие продукта в процессах производства, распределения и обращения, несовпадение процессов производства и потребления по времени. Таким образом, труд в производственной сфере направлен на материальные, природные ресурсы с целью их преобразования для удовлетворения общественных или индивидуальных потребностей.

Согласно классификации ЦСУ России к отраслям материального производства отнесены: промышленность, сельское хозяйство, лесное и водное хозяйство, грузовой транспорт и связь (по обслуживанию предприятий сферы производства), строительство, геология и разведка недр, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и прочие виды материальной деятельности, создающей материальные блага в форме продуктов, энергии, перемещения грузов, и другие, являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения.

Непроизводственная сфера включает в себя: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь (обслуживающую население, предприятия и организации непроизводственной сферы), здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, сфера культуры и искусства, страхование, социальное обеспечение и др.

Труд работников непроизводственной сферы направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей человека, на создание необходимых условий для его жизнедеятельности. Следовательно, труд в этой сфере необходимо рассматривать как производительный, осуществляемый в форме услуги.

С этих позиций вполне оправданным является отождествление таких категорий, как «непроизводственная сфера» и «сфера услуг».

Вместе с тем услуги могут производиться в общественном и индивидуальном секторах экономики. Наиболее ярким примером служат услуги транспортных организаций, которые осуществляют перевозку в интересах предприятий и организаций - грузоперевозки, оказывая им тем самым услуги по продвижению готовой продукции к местам потребления, а также перевозку пассажиров вне зависимости от дальности перевозок.

Аналогично можно рассматривать услуги банков, строительных организаций, предприятий водного и коммунального хозяйства, электро — и газоснабжения.

Как видим, отождествление непроизводственной сферы и сферы услуг с социальной сферой будет неправомерным. В конечном счете любая деятельность в сфере материального производства является социально значимой, поскольку там создаются все необходимые для жизни человека материальные блага, рабочие места, наконец, ресурсы для развития непроизводственной сферы.

Количество предприятий и организаций по отраслям экономики (на 1 января указанного года; тыс. ед.)

Отрасль

Промышленность

Транспорт и связь

Торговля и общественное питание

Жилищно-коммунальное хозяйство

Бытовое обслуживание населения

Здравоохранение, физкультура, соц. обеспечение

Образование

Культура и искусство

Управление

Под социальной сферой следует понимать совокупность отраслей непроизводственной сферы, производящих услуги для индивидуального потребления, - социально значимые услуги. Социальная сфера охватывает сферу услуг не в полном объеме, а лишь в той части, которая касается услуг населению. В их число входят также услуги правового характера, оказываемые организациями, создающими нормальные условия для жизни и деятельности людей: управлениями различных уровней, учреждениями милиции, прокуратуры, суда и др. За последние годы увеличилось число предприятий и организаций, действующих в этой сфере, главным образом, за счет малых и средних - частного предпринимательства. Количество предприятий и организаций частной формы собственности возросло с 1216 до 1996.

Развитие отраслей социальной сферы есть следствие углубления общественного разделения труда. Как показывает опыт стран с развитой рыночной системой хозяйствования, в сфере услуг занята большая часть трудоспособного населения. Объясняется это прежде всего тем, что в отраслях материального производства создание новых рабочих мест крайне ограничено в силу того обстоятельства, что там уже достигнут высокий уровень автоматизации и механизации производственных процессов. На предприятиях этих отраслей практически невозможно предпринимательство, тогда как в сфере услуг (как для общественного, так и для индивидуального секторов) оно может проявляться в полной мере; здесь больше возможностей для создания малых предприятий и индивидуального бизнеса, легче реализовать свои предпринимательские желания и возможности.

В советский период отечественной истории значимость социальной сферы провозглашалась в решениях съездов партии и народнохозяйственных планах социально-экономического развития государства, но ее финансирование из бюджета осуществлялось по остаточному принципу. Значительная часть расходов на развитие и поддержание учреждений социальной сферы приходилась на отраслевые министерства и промышленные предприятия. Практически каждое из них имело свою социальную инфраструктуру: поликлиники, дома отдыха, санатории, профилактории, спортивные базы, дворцы и дома культуры, институты и техникумы, профессионально-технические училища, детские сады и ясли, жилищно-коммунальное хозяйство.

При переходе к рынку наметился спад производства в промышленности и сельском хозяйстве, выросла безработица.

Некоторые показатели состояния экономики

За рассматриваемый период денежные доходы населения за счет оплаты труда снизились с 58 до 38,6% в их общем объеме. Незначительно выросли социальные трансферты (с 15,0 до 15,1%) при существенном росте доходов от предпринимательской деятельности (с 24,0 до 40,7%). При этом в структуре расходов населения доля средств на приобретение товаров и услуг несколько снизилась (67,8% в 1997 г. против 68,9% в 1993 г.) при значительном сокращении средств на руках у населения (с 9,3 до 1,7%).

Отказ от планово-распределительной системы хозяйствования и переход на рыночные методы не был подготовлен, не были созданы необходимая нормативно-правовая база, управляющие структуры. Перестройка во многом носила характер подстраивания к ситуациям, складывающимся в производственной и непроизводственной сферах. Как следствие - спад производства и последовавшие за ним глубокий кризис, рост безработицы, резкое расслоение населения по величине доходов, приходящихся на одного человека.

Негативным проявлением кризиса следует считать и то, что большинство предприятий стали не в состоянии содержать свою социальную инфраструктуру. При общем росте объемов финансирования социальных программ значительно ухудшилось состояние социальной сферы. Резкая нехватка средств на содержание и эксплуатацию основных фондов, перебои с выплатой заработной платы работникам социальной сферы привели к уменьшению количества и снижению качества социально значимых услуг образовательных учреждений, кинотеатров, театров, музеев, библиотек, бытовых услуг населению.

Динамика состояния социальной сферы

Одновременно осуществлялись радикальные рыночные реформы. Одной из наиболее значимых явилась приватизация государственной собственности, способствовавшая развитию предпринимательства. Прежде всего это проявилось в непроизводственной сфере - в торговле и общественном питании, там, где обращались наличные деньги. По мере развития рыночных отношений сфера услуг все в большей мере становилась носителем этих отношений. Назовем причины этого.

Во-первых, услуги оплачиваются в момент получения. Здесь невозможен товарообмен, который длительное время присутствовал в оплате труда и продукции предприятий производственных отраслей. В ряде случаев потребитель оплачивал услуги до их получения (например, услуги платных учебных заведений, учреждений здравоохранения, бытового обслуживания).

Во-вторых, цены на услуги устанавливаются с учетом их значимости, платежеспособного спроса, конкуренции и квалификации специалистов, их оказывающих.

В-третьих, в сфере социально значимых услуг сохраняется заметная роль государственного планирования и регулирования. Прежде всего оно осуществляется через бюджетное финансирование бесплатного образования и медицинского обслуживания, частичную оплату жилищно-коммунальных услуг, в пенсионном обеспечении, при поддержке малоимущих и многодетных семей, одиноких матерей, переселенцев и беженцев. По-прежнему существует ряд льгот для работников правоохранительных органов, военнослужащих и др.

Вместе с тем все более заметен отход от централизованного планирования и распределения, усиливается роль региональных и муниципальных органов управления в развитии социальной сферы, повышении ее эффективности. Повышается значимость принимаемых ими и реализуемых на практике социальных программ.

Прежде всего это объясняется тем, что социальная сфера характеризуется большой территориальной рассредоточенностью и особенностями, вытекающими из природно-климатических, демографических, экономических и других особенностей территорий. Невозможность концентрации учреждений и организаций социальной сферы в одном месте, необходимость обеспечения доступа населения к ним приводят к тому, что в основном предприятия и организации социальной сферы бывают небольшими по размеру. Этим же объясняется и то, что услуги крайне разнообразны по характеру: одни связаны непосредственно с обслуживанием населения, другие зависят от таких демографических факторов, как плотность и возраст населения, уровень урбанизации, а также от территориальной организации производства и направления транспортных артерий.

Принимаемые программы нацелены на равномерное по территории и комплексу оказываемых услуг развитие товарного рынка и услуг населению, поддержку предпринимательства, предоставление льгот и кредитов. Удовлетворение индивидуальных запросов людей с разными вкусами, настроениями, доходами требует от работников социальной сферы высокой квалификации, больших знаний и навыков. В этой сфере особенно широко представлен высококвалифицированный труд.

Одной из особенностей труда в сфере услуг является его трудоемкость и пока еще недостаточные автоматизация и механизация. В последнее время все шире используются современные средства вычислительной и множительной техники, компьютеры и другая оргтехника. Учреждения, организации и предприятия оснащаются прогрессивными видами оборудования. Тем не менее в социальной сфере еще велика доля ручного труда, и увеличение объемов услуг во многом определяется ростом численности работников этой сферы. Такое явление следует рассматривать как вполне закономерное. Зарубежный опыт свидетельствует: около 80% вновь создаваемых рабочих мест приходится на сферу услуг. Вместе с тем этот же опыт говорит о том, что значительная часть рабочих мест создается в производственной сфере на малых и средних предприятиях, чего пока не наблюдается в России. Причины кроются прежде всего в том, что еще не преодолен монополизм в отраслях производства, и выход из кризиса только начинается; отсутствует реальная конкуренция предприятий, в то время как в сфере услуг монополизм проявляется лишь в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, энерго — и газоснабжение.

Одной из особенностей ряда отраслей социальной сферы следует считать многоканальное финансирование. Определенную часть расходов по содержанию учреждений и организаций берет на себя государство. В зависимости от подчиненности (статуса) средства поступают из федерального или муниципального бюджетов. Средств этих в настоящее время недостаточно для выполнения необходимых ремонтных работ, содержания зданий и технических средств, их обслуживания. В условиях рынка при сложившейся экономической ситуации в стране такое явление можно понять, но назвать закономерным и правильным нельзя.

Большинство стран, переживающих переходный период, предусматривают в своих бюджетах в качестве приоритетного направления выделение дополнительных средств для отраслей социальной сферы.

Развитие рыночных отношений в экономике России и недостаточное финансирование сделали необходимым и возможным пользование населением, имеющим достаточные средства, платными услугами образования и медицины; значительно увеличена доля оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Реформой предусматривается 100%-ная оплата услуг ЖКХ пользователями к 2003 г. Первоначально планировалось осуществить это к 2000 г., но сложное экономическое положение регионов не позволило реализовать этот план. Низкая заработная плата, незначительные пенсии не позволяют населению оплачивать услуги ЖКХ в полном объеме. Еще одним источником средств является спонсорская помощь, оказываемая благотворительными негосударственными фондами и частными лицами, однако роль этого источника нельзя переоценивать, поскольку средства выделяются на определенные разовые программы.

Другой особенностью социальной сферы следует считать характер ценообразования на услуги. При этом действует не только рыночный механизм спроса и предложения, формирующий цену на товар или услугу, но и учитываются ее социальная значимость и категория людей, потребляющих ее. Действует система государственного регулирования цен на услуги транспорта, ЖКХ, лекарства. В этом случае учитываются не только полезный эффект и потребительские качества услуги. Социальный эффект и социальные показатели ставятся в данном случае на первое место. Издержки на производство социально значимых услуг в большей степени формируются под воздействием общественно необходимых затрат на них. В силу этого значительная часть медикаментов, пищевых продуктов закупалась за рубежом. По мере выхода их кризиса возрастает роль производства отечественных товаров первоочередной значимости для населения, не уступающих по качеству зарубежным аналогам. Приоритетное развитие предприятий, выпускающих социально значимые товары, является первоочередной задачей данного периода.

Промежуточное положение предприятий, организаций, учреждений (между производящими отраслями и населением) ставит их в особое положение. С одной стороны, производство не может развиваться без внедрения достижений науки, образования, здравоохранения, транспорта и других отраслей социальной сферы, которые создают необходимые предпосылки и условия. Для этого готовятся профессиональные кадры, проводятся необходимые научные разработки, создаются прогрессивные технические средства и технологии, обеспечивается поддержание здоровья, отдых работников производственной сферы, перемещается к местам потребления созданная товарная продукция. С другой стороны, предприятия, организации, учреждения, работники социальной сферы сами являются крупными потребителями производимых в сфере производства товаров.

Наконец, оказывая социально значимые услуги населению (вне зависимости от того, занято оно производительным трудом, оказанием услуг или является нетрудоспособным), создавая благоприятные социально-бытовые условия, способствуя повышению образовательно-культурного уровня, обеспечивая здоровье людей, создавая рабочие места, социальная сфера выступает связующим звеном общества, вступая в экономические отношения со сферой производства и населением.

Наличие этих экономических отношений создает объективную основу для существования самостоятельной экономической науки - экономики социальной сферы, изучающей своеобразие действия экономических законов, раскрывающей теоретические основы управления и планирования в отраслях социальной сферы. Являясь частью общей экономической истории, экономика социальной сферы в большей степени соотносится с микроэкономикой и региональной экономикой, поскольку деятельность предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей, занятых в отраслях социальной сферы, носит ярко выраженный территориальный характер.

Экономика социальной сферы тесно связана с фундаментальными науками (менеджмент, маркетинг, экономика труда и т. д.) и отраслевыми экономическими науками (экономика ЖКХ, экономика бытового обслуживания населения, экономика транспорта, экономика образования и т. д.). Методы и положения этих наук используются в курсе экономики социальной сферы. В свою очередь, экономика социальной сферы обогащает содержание других экономических наук.