Репетиторы макроэкономики. Макроэкономика

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

И.В. КИРОВА

МАКРОЭКОНОМИКА
КУРС ЛЕКЦИЙ

МОСКВА 2007

УДК 330.101

Кирова И.В. Макроэкономика. Курс лекций / МАДИ-ГТУ, 2007. - 190 с.

Рецензенты:

Г.И. Арутюнова , заведующий кафедрой экономических теорий МАДИ (ГТУ), кандидат экономических наук , профессор;

Т.П. Минаева , Директор Учебно - консультационного центра АСМАП, кандидат экономических наук.

Данное учебное пособие в доступной лекционной форме раскрывает основные вопросы макроэкономической теории и акцентирует внимание на тех макроэкономических проблемах, решение которых в наибольшей степени отвечает национальным интересам и перспективам развития России.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов экономики и менеджмента технических вузов всех форм обучения. Оно также будет полезно практическим работникам, занятым в финансовых, маркетинговых, управленческих структурах и всем интересующимся макроэкономическими проблемами.

Курс лекций по макроэкономике является базовой частью учебно-методического комплекса по макроэкономике, на основе которого разработаны практикум и сборник итоговых контрольных заданий по основным темам курса.

 Московский автомобильно-дорожный институт

(государственный технический университет), 2007.

Содержание

Предисловие ………………………………………………………… …… 6
Тема 1. Введение в макроэкономику ..............................................8


    1. Предмет макроэкономики. Ключевые макроэкономические проблемы и цели…………………………………………...………..8
1.2. Методологические принципы макроэкономики………….……..11

    1. 1.3. Макроэкономические модели и их показатели….……...……….12

Тема 2. Модель круговых потоков ……………………………...……14

2.1. Двухсекторная модель экономики………………………………...14

2.2. Трехсекторная модель экономики……………………………...…17

2.3. Четырехсекторная модель экономики…………………………....20
Тема 3. Система национального счетоводства и основные макроэкономические показатели ………………………………22

3.1. Система национального счетоводства……………………………22

3.2. Валовой внутренний продукт , способы его подсчета…………..24

3.3. Соотношение показателей в СНС…………………………………31

3.4. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен…..………………34
Тема 4. Макроэкономическое равновесие

Базовая макроэкономическая модель

«совокупный спрос – совокупное предложение» ………...38


    1. Сущность и виды макроэкономического равновесия………….38
4.1.1. Сущность базовой модели макроэкономического равновесия «совокупный спрос - совокупное предложение»……. …...……………………………………..39

    1. Совокупный спрос и его факторы………………………………...39

    2. Совокупное предложение………………………………...………..46

      1. Классическая модель совокупного предложения…...….47

      2. Кейнсианская модель совокупного предложения……....52

      3. Совокупное предложение в долгосрочном и кратко-срочном периодах и его факторы………………………….57

    3. Макроэкономическое равновесие в модели АD – AS……...…62
4.5. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения….…….66

4.5.1. Шоки совокупного спроса……………………………………66

4.5.2. Шоки совокупного предложения……………………………67
Тема 5. Экономический рост …………………………………………..70

5.1. Экономический рост и варианты его графической

интерпретации…………………………………………………...…...70

5.2. Показатели экономического роста…………………………………72

5.3. Факторы и типы экономического роста……………………………73

5.4. Значение и издержки экономического роста…………………….77

5.5. Государственная политика и экономический рост……………..79
Тема 6. Экономический цикл ……………….………………………….82

6. 1. Экономический цикл, его фазы…………………………………….82

6.2. Причины экономических циклов…………………………...………84

6.3. Поведение макроэкономических показателей в течение

цикла…………………………………………………...……………...85

6.4. Показатели экономического цикла……………………...………...87

6.5. Виды экономических циклов……………………………………..…87

6.6. Современная антициклическая политика……………………...…89
Тема 7 . Безработица ………………………………………..……………90

7.1. Сущность безработицы, ее показатели и виды………………….90

7.2. Последствия безработицы…………………………………………..95

7.3. Государственная политика борьбы с безработицей……………98
Тема 8. Деньги …………………………………………………………….99

8.1. Деньги: их сущность и функции…………………………………...99

8.2. Виды денег и их происхождение…………………………………102

8.3. Денежные агрегаты…………………………………………………105

8.4. Уравнение количественной теории денег. Эмиссия………….107
Тема 9. Инфляция ……………………………………………………....110

9.1. Инфляция, ее виды и показатели. Монетарные и немонетарные объяснения инфляции………………..…………110

9.2. Причины инфляции………………………………………………….112

9.3. Последствия инфляции……………………………….……………113

9.3.1. Отличия в последствиях ожидаемой и непредвиденной инфляции………………………………………………………114

9.3.2. Последствия гиперинфляции……………………………….117

9.3.3. Инфляционная спираль………………………………..……118

9.4. Издержки инфляции………………………………………………..119

9.5. Антиинфляционная политика………………………………….….121
Тема 10. Кредитно - банковская система …………………………123

10.1. Сущность и состав кредитно-банковской системы………….123

10.2. Центральный Банк………………………………………………..123

10.3. Коммерческие банки……………………………………..………124

10.4. Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор …………………………………………………………..129
Тема 11. Монетарная политика ………………………………………134

11.1. Сущность, цели и инструменты монетарной политики……...134

11.2. Виды монетарной политики………………………………….….140

11.3. Влияние монетарной политики на экономику………………..141
Тема 12. Налоговая система ………………………………………….143

12.1. Сущность налогов и принципы налогообложения……………143

12.2. Виды налогов……………………………………………………….144

12.3. Воздействие налогов на экономику…………………………….147
Тема 13. Госбюджет и государственный долг ……………..……150

13.1. Госбюджет…………………………………………………………..150

13.1.1. Концепции государственного бюджета………………...151

13.1.2. Дефицит госбюджета и способы его покрытия……….153

13.2. Государственный долг, его виды и последствия……………..156
Тема 14. Фискальная политика ………………………………………159

14.1. Сущность и инструменты фискальной политики……………..159

14.2. Виды фискальной политики……………………………………...160

14.3. Влияние инструментов фискальной политики на

совокупный спрос…………………………………………………..163

14.3.1. Влияние государственных закупок на совокупный

спрос………………………………………………………….163

14.3.2. Влияние налогов на совокупный спрос ……………...…166

14.3.3. Влияние трансфертов на совокупный спрос ………….168
Тема 15. Социальная политика ………………………………………170

15.1. Понятие доходов населения и их назначение………………..170

15.2. Распределение доходов в обществе и измерение степени

их неравенства…………………………………………………...172

15.3. Бедность и ее черты………………………………………………174

15.4. Социальная политика: понятие, принципы и способы ее реализации…………………………………………………………175
Литература ………………………………………………………………..177
Приложение1. Краткие сведения об ученых - экономистах, упоминаемых в курсе лекций…………………………………………... 178
Приложение 2. Нобелевские премии по экономике

за 1969 – 2006 гг …………………………………………….…………... 186
Предисловие.
Макроэкономика в качестве самостоятельной научно-учебной дисциплины изучается в вузах Российской Федерации немногим более десяти лет. За эти годы было опубликовано немало учебников и учебных пособий по макроэкономике как иностранных , так и отечественных авторов, внесших большой вклад в развитие экономического образования в нашей стране. При подготовке данного пособия главной задачей было адаптировать по объему и уровню сложности все имеющиеся публикации и предложить отвечающее требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования РФ сравнительно краткое учебное пособие, соответствующее количеству часов, отведенных на изучение макроэкономики в технических вузах.

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций по макроэкономике, в доступной форме раскрывающий основные вопросы макроэкономической теории. Это позволяет многие проблемы рассматривать в режиме самообучения.

В пособии широко используются графические, табличные и алгебраические формы объяснения, что обеспечивает более высокий уровень усвоения учебного материала. С этой же целью лекционный материал построен таким образом, что все сложные для понимания проблемы макроэкономики рассматриваются на основе хорошо знакомой (из курса экономической теории) базовой макроэкономической модели «совокупный спрос – совокупное предложение». Это позволяет овладеть логикой макроэкономической науки и акцентирует внимание на тех макроэкономических проблемах, решение которых в наибольшей степени отвечает национальным интересам и перспективам развития России.

Пособие снабжено двумя приложениями. В них содержатся краткие сведения об ученых-экономистах, внесших значительный вклад в становление и обогащение макроэкономической науки и упоминаемых в курсе лекций, и о Нобелевских премиях по экономике , присужденных в период с 1969 по 2006 гг. Данная информация имеет немаловажное научно-познавательное значение, она поможет студентам составить относительно цельное представление об изучаемом предмете и укажет источники дополнительных сведений. В сборе материалов для приложений принимали активное участие студенты экономического факультета МАДИ (ГТУ) Демина Е., Сафонова Е., Хренова Т.

Курс лекций, представленный в данном пособии, является базовой частью учебно-методического комплекса по макроэкономике, разработанного автором на основе зарубежных и отечественных учебников и учебных пособий, учебно-методических материалов ГУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова, экономических энциклопедий и словарей, собственных научных и учебно-методических работ. В учебно-методический комплекс по макроэкономике, кроме курса лекций, входят практикум, состоящий из тестов и задач для аудиторных практических занятий и самостоятельной работы студентов, а также сборник итоговых контрольных заданий по основным темам курса.

Данное учебное пособие предназначено , главным образом, для студентов всех форм обучения факультетов экономики и менеджмента технических вузов. Надеюсь, что оно также будет полезно практическим работникам, занятым в финансовых, маркетинговых, управленческих структурах и всем интересующимся макроэкономическими проблемами.

Автор продолжает дальнейшую работу над учебно-методическим комплексом по макроэкономике, планирует включить в него темы, не вошедшие по разным причинам в данное издание, поэтому будет признателен за все критические конструктивные замечания и пожелания.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ


    1. Предмет макроэкономики . Ключевые макроэкономические проблемы и цели.
1.2. Методологические принципы макроэкономики

    1. 1.3. Макроэкономические модели и их показатели

    1. Предмет макроэкономики
Ключевые макроэкономические проблемы и цели

Макроэкономика изучает закономерности функционирования экономики в целом, исследует взаимодействие экономических субъектов и экономических рынков друг с другом. При таком подходе экономика рассматривается как сложная , иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений, и их показателей.

Как самостоятельное научное направление макроэкономика начинает формироваться с начала 30-х годов ХХ века. Впервые термин «макроэкономика» в 1933 г. в своей статье использовал норвежский ученый, экономист-математик, один из основоположников эконометрики, Нобелевский лауреат 1969 г. Рагнар Фриш. Но сам макроэкономический анализ общеэкономических тенденций притягивает к себе внимание экономистов уже много веков. Так, французский экономист-физиократ Ф.Кенэ в работе «Экономическая таблица» (1758г.) впервые в экономической науке сделал попытку провести анализ общественного воспроизводства с точки зрения определения балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Определенные моменты макроэкономического анализа содержатся в работах английского экономиста Д.Юма в его монетаристском подходе к платежному балансу. Макроэкономический подход к анализу общественного воспроизводства использовал К.Маркс во 2-м томе «Капитала» (1885г.). Он исходил из соответствия между натурально - вещественной и стоимостной структурами совокупного общественного продукта. Однако содержательные основы уже самостоятельного научного направления - макроэкономики были заложены выдающимся английским экономистом, представителем Кембриджской школы, лордом Джоном Мейнардом Кейнсом. В 1936 году выходит его книга «Общая теория занятости, процента и денег», в которой он заложил основы макроэкономического анализа.

В основе кейнсианского анализа лежит проблема занятости, достижение которой нужно искать на стороне эффективного спроса и его компонентов (потребительского и инвестиционного спросов), а также факторов, определяющих их динамику. Дж.М.Кейнс доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивой безработицы и недоиспользованных производственных мощностей , но при этом разумная бюжетно-налоговая политика государства может влиять на производство, сокращая тем самым безработицу и сокращая продолжительность экономических кризисов. Таким образом, ДЖ.М.Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого.

В экономической литературе появляется кейнсианский подход в противовес традиционному и единственному на тот момент классическому подходу к изучению экономических процессов. До середины 60-х гг. XX в. анализ макроэкономической политики государства основывался на кейнсианских догмах. Идеи Кейнса продолжали развивать его последователи: Дж. Хикс, А. Хансен, П. Самуэльсон. И только новые появившиеся теории поставили под сомнение идеи Кейнса. Наиболее весомой критике подверглось кейнсианство со стороны монетаристского направления, возглавляемого М. Фридменом. Большой вклад в развитие и обогащение макроэкономики внесли ученые шведской, чикагской школ, представители но вой классической макроэкономики.
Ключевыми макроэкономическими проблемами являются:


  • экономический рост, его факторы и темпы;

  • анализ экономических циклов;

  • взаимодействие инфляции и безработицы;

  • общий уровень цен и инфляция;

  • уровень ставки процента и денежное обращение;

  • взаимодействие реального и денежного секторов экономики;

  • состояние государственного бюджета и финансирование бюджетного дефицита;

  • анализ состояния торгового, платежного балансов страны и валютного курса ;

  • взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностранным сектором экономики;

  • достижение эффективной макроэкономической политики государства.

1. История макроэкономики

1. Несмотря на то что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII в. (начиная с работы Д. Юма 1752 г., посвященной изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е-40-е годы ХХ в. Катализатором для этого послужила Великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократизация, имевшая место после Первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни населения и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.

2. Появление в 1936 г. труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано Великой депрессией и положило начало макроэкономики как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «кейнсианской революцией» в экономике.

Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономических явлений, что стало первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.

3. В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы.

Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (т. е. к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.

Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности, это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма потребовала вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.

Следует отметить, что кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов ХХ в. В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Он вернулся к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теорий, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику.

Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но уже на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей.

2. Сущность и предмет макроэкономики

¡ Макроэкономика (от греч. makros – большой и oikonomike – букв. искусство ведения домашнего хозяйства), как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории; это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как единая сложная, большая иерархически организованная система, совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

1. Впервые термин «макроэкономика» использовал в своей статье в 1933 г. известный норвежский ученый, экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш. Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кембриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса.

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

2. В круг основных проблем, которые изучает макроэкономика, входят экономический рост и его темпы, экономический цикл и его причины, уровень занятости и проблема безработицы, общий уровень цен и проблема инфляции, уровень ставки процента и проблемы денежного обращения, состояние государственного бюджета и проблема финансирования дефицита, состояние платежного баланса и проблемы валютного курса. Все эти вопросы невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, т. е. с уровня отдельного потребителя, отдельной фирмы и даже отдельной отрасли. Именно существование ряда таких обще- или макроэкономических проблем обусловливает необходимость возникновения самостоятельного раздела экономической теории, самостоятельной дисциплины макроэкономики.

3. Значимость изучения макроэкономики прежде всего заключается в том, что она не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. В свою очередь, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что необходимо сделать для ее улучшения (и в первую очередь, что для этого должно предпринять правительство), т. е. позволяет разработать принципы экономической политики. Наконец, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы, т. е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

4. Различают два вида анализа макроэкономических процессов:

1) макроэкономический анализ ex post, или национальное счетоводство, т. е. анализ статистических данных, что позволяет оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы и негативные явления, разрабатывать экономическую политику, направленную на их решение и преодоление, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран;

2) макроэкономический анализ ex ante, т. е. прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных теоретических концепций, что позволяет определить закономерности развития экономических процессов и выявить причинно-следственные связи между экономическими явлениями и переменными. Это, собственно, и есть макроэкономика как наука.

5. В число основных теорий макроэкономики входят теория экономического роста, теория делового цикла, теория безработицы, теория инфляции, теория денег, теория открытой экономики, теория макроэкономической политики и др.

3. Система национальных счетов

¡ Система национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных показателей макроэкономики, которая характеризует основные процессы в макроэкономике, результаты воспроизводства в экономике.

¡ Счета – это система балансов, где отражаются уже имеющиеся ресурсы и их использование.

1. В СНС включена деятельность всех субъектов экономики, все виды операций (с товарами и услугами, доходами, финансовыми инструментами), в которых задействованы субъекты экономики, а также все финансовые и нефинансовые активы, принадлежащие различным институциональным единицам.

Институциональные единицы в свою очередь также относятся к различным секторам экономики, которые охватывают: нефинансовые учреждения;

✓ финансовые институты и предприятия;

✓ государственный сектор;

✓ организации, относящиеся к некоммерческим структурам, которые занимаются обслуживанием домашних хозяйств;

✓ домашние хозяйства.

Распределение информации в счетах в упорядоченном виде дает возможность взаимоувязать описания главных фаз экономического процесса, которые имеют непосредственное отношение к производству, распределению и перераспределению доходов, товаров и услуг, а также к их потреблению и сбережению, к инвестированию накопленного капитала и др.

2. Существует система счетов, которая предназначена для описания и анализа фаз экономических явлений, составляющаяся для различных институтов, секторов в экономике, многих экономических операций.

Данная система включает счета, отражающие экономику государства в целом, а также счета, характеризующие мировую экономику, где экономика одной страны сравнивается с экономиками других стран.

Счета бывают следующих видов:

☝счета товаров и услуг. Данный блок содержит информацию об исчислении ВВП с помощью метода суммирования расходов на конечное использование: конечное потребление, валовое накопление основного капитала, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей и чистый экспорт товаров и услуг. Эти счета предоставляют данные, необходимые для анализа конечного использования произведенного товара или услуги;

☝производственные счета по отраслям экономики. Данные счета являются основополагающими в производственном методе определения ВВП – это суммирование валовой добавленной стоимости всех отраслей, а также в проведении анализа экономической структуры отраслей;

☝счета доходов по отраслям экономики. Данные счета являются основополагающими в распределительном методе определения ВВП. В этом методе суммируются все первичные доходы, уплаченные производителями товаров и услуг участникам производства (заработная плата, прибыль);

☝счета для секторов экономики. С помощью этих счетов выявляется взаимосвязь между различными секторами, а также проводится анализ состояния экономики на определенном этапе.

3. Счета для секторов экономики помогают определить такие переменные, как добавленная стоимость, прибыль, доходы от собственности, трансферты, расходы, накопления, сбережения отдельных секторов экономики.

Необходимо также отметить такой показатель в макроэкономике, который помимо показателя расходов на приобретение потребительских товаров и услуг включает также потребление товаров и услуг в натуральной форме: произведенных для себя и полученных домашними хозяйствами от органов государственного управления и от некоммерческих организаций бесплатно в виде социальных трансфертов в натуре. Этот показатель называется фактическим конечным потреблением домашних хозяйств. Он обеспечивает наиболее точные показатели изменения уровня жизни.

Существует также другой показатель: скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств, который необходим для проведения анализа изменения уровня жизни. В него входят денежный располагаемый доход населения и социальные трансферты натуральной формы.

4. Основные макроэкономические показатели

Основными макроэкономическими показателями являются следующие.

1. Валовой внутренний продукт (ВВП) главный показатель, характеризующий национальное производство и определяющий совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных непосредственно в рамках государства, без учета национальной принадлежности факторов, задействованных в производстве.

Существуют три метода для расчета ВВП:

1) по доходам. В этом методе к доходам населения прибавляются доходы предприятий и государства от хозяйственной деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, отчисления на амортизацию, накопительные проценты и т. д.;

2) по расходам. В этом методе к расходам на потребление домашних хозяйств и расходам фирм на инвестиции прибавляются расходы государства на закупку продукции, оказание услуг, расходы на инвестиции, а также сальдо внешней торговли;

3) по сумме произведенной продукции. В этом методе суммируются только добавленные каждым предприятием стоимости. При этом для того, чтобы исключить повторный счет, включается стоимость той продукции, которая используется только для конечного потребления, а не используется в дальнейшей переработке при производстве. Нужно заметить, что добавленная стоимость – это та доля от цены товара, которая была определена при производстве непосредственно на данном предприятии.

ВВП бывает номинальным и реальным.

Номинальный ВВП – это объем произведенных товаров и услуг, выраженный в ценах, действительных для этого года.

Реальный ВВП – это тот же ВВП, но только рассчитываемый в ценах базового года (тот год, с которого начинается подсчет ВВП или с которым он сравнивается).

Для того чтобы привести номинальный ВВП к его реальному значению, применяются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

Индекс потребительских цен определяет относительные изменения среднего уровня цен определенного вида товаров за конкретный период. Он рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем году к стоимости этой корзины в базовом году, умноженное на 100 %.

Реальный ВВП будет равен отношению номинального ВВП к ИПЦ, умноженному на 100 %.

Дефлятор ВВП – показатель, определяющий изменение цен на все произведенные в стране товары и услуги. Данный показатель более широко раскрывает все изменения цен на рынке, отражая изменение цен всей продукции.

Дефлятор рассчитывается как отношение номинального ВВП к реальному ВВП, умноженное на 100 %.

2. Валовой национальный продукт (ВНП) – показатель, определяющий стоимость конечной продукции, которая была создана не только внутри страны, но и за ее границами. Другими словами, это те товары, которые были произведены с применением ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.

ВНП определяется так же, как и ВВП, отличаясь от него лишь величиной, которая равна разнице между экспортом и импортом.

3. Чистый внутренний продукт (ЧВП) – показатель, который рассчитывается путем вычитания отчислений на амортизацию из ВВП, т. е. стоимости тех инвестиционных товаров, которые остаются в производстве.

ЧВП определяет размер стоимости ВВП, который уходит на частные инвестиции и на потребление населения.

ЧВП рассчитывается по формуле

ЧВП = ВВП – А,

где А – отчисления на амортизацию.

4. Внутренний доход (ВД) – показатель, равный разнице ЧВП и всех косвенных налогов, которые наложены на предпринимателей. ВД – это совокупный доход собственников от всех факторов производства: оплаты труда, прибыли, ренты, процента.

5. Личный доход определяется путем вычитания из ВД взносов на социальное страхование граждан, прибыли корпораций, процентов, уплаченных за кредит, и прибавления дивидендов, трансфертных платежей, дохода от процентов. Личный доход – это весь доход, который был получен отдельными лицами и который идет только на потребление, сбережение и уплату налогов.

6. Существует также личный располагаемый доход, который рассчитывается путем вычитания из личного дохода индивидуальных налогов, выплачиваемых населением. Личный располагаемый доход полностью распределяется на потребление и сбережения, а не на уплату индивидуальных налогов.

5. Макроэкономические агенты

Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения макроэкономических агентов, дает возможность выделить четыре макроэкономических агента: домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор.

1. Домохозяйства – самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности. Этот агент является собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы), а оставшуюся часть сберегают и поэтому выступают, во-первых, основным покупателем товаров и услуг, а во-вторых, основным сберегателем, или кредитором, т. е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

2. Фирмы – самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Этот агент является основным производителем товаров и услуг в экономике, а также покупателем экономических ресурсов. Для расширения производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь оборудование), поэтому они выступают, с одной стороны, инвесторами, т. е. покупателями инвестиционных товаров и услуг, а поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то, с другой стороны, они являются и основным заемщиком в экономике, т. е. предъявляют спрос на кредитные средства.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

3. Государство – это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство – самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого заключается в ликвидации «провалов» рынка и повышении общественного благосостояния. Поэтому государство выступает, во-первых, производителем общественных благ, во-вторых, покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора, в-третьих, перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов) и, наконец, в зависимости от состояния государственного бюджета – кредитором или заемщиком на финансовом рынке.

Кроме того, государство регулирует и организует функционирование рыночной экономики, т. е. создает и обеспечивает институциональные основы (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.) для ее функционирования, другими словами, разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом их эмиссии; проводит макроэкономическую (стабилизационную) политику, основными видами которой являются:

✓ фискальная (или бюджетно-налоговая) политика;

✓ монетарная (или денежно-кредитная) политика;

внешнеторговая политика;

✓ политика доходов, т. е. осуществляется регулирование экономики с целью обеспечения стабильного экономического роста, уровня полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен.

Частный и государственный секторы образуют закрытую экономику.

4. Иностранный сектор объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным, рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством, во-первых, международной торговли, т. е. покупки и продажи товаров и услуг (экспорт и импорт товаров и услуг); во-вторых, перемещения капиталов, т. е. покупки и продажи финансовых активов – ценных бумаг (экспорт и импорт капитала). С учетом иностранного сектора речь уже идет об открытой экономике.

6. Макроэкономические рынки

1. Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей функционирования каждого из них: исследования особенностей формирования спроса и предложения и условий их равновесия на каждом из рынков; определения равновесной цены и равновесного объема на основе соотношения спроса и предложения; анализа последствий изменения равновесия на каждом из рынков.

Агрегирование рынков дает возможность выделить четыре макроэкономических рынка: рынок товаров и услуг, или реальный рынок; финансовый рынок, или рынок финансовых активов; рынок экономических ресурсов; валютный рынок.

2. Для получения агрегированного рынка товаров и услуг мы должны абстрагироваться от всего разнообразия производимых экономикой товаров и выделить наиболее важные закономерности функционирования этого рынка, т. е. формирования спроса и предложения товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и услуги и равновесного объема их производства. Рынок товаров и услуг называют также реальным рынком, поскольку там продаются и покупаются реальные активы (реальные ценности).

3. Финансовый рынок – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (долговые обязательства). Он делится на два сегмента:

1) денежный рынок, или рынок денежных финансовых активов;

2) рынок ценных бумаг, или рынок неденежных финансовых активов.

На денежном рынке не происходят процессы купли и продажи (покупать деньги за деньги бессмысленно), однако исследование закономерностей функционирования денежного рынка, формирования спроса на деньги и предложения денег очень важно для макроэкономического анализа. Изучение денежного рынка, условий его равновесия позволяет получить равновесную ставку процента, выступающую «ценой денег» (ценой кредита), и равновесную величину денежной массы, а также рассмотреть последствия изменения равновесия на этом рынке и его влияния на рынок товаров и услуг. Основными посредниками на денежном рынке являются банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты. Банки часто определяют философию ведения бизнеса.

На рынке ценных бумаг продаются и покупаются акции и облигации. Покупателями ценных бумаг в первую очередь являются домохозяйства, которые тратят свои сбережения с целью получения дохода (дивиденда по акциям и процента по облигациям). Продавцами (эмитентами) акций выступают фирмы, а облигаций – фирмы и государство. Фирмы выпускают акции и облигации с целью получения средств для финансирования своих инвестиционных расходов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета.

4. Рынок ресурсов в макроэкономических моделях представлен рынком труда, поскольку закономерности его функционирования (формирование спроса на труд и предложение труда) позволяют объяснить макроэкономические процессы, особенно в краткосрочном периоде. При изучении рынка труда мы должны отвлечься (абстрагироваться) от всех разнообразных видов труда, различий в уровнях квалификации и профессиональной подготовки. Равновесие на данном рынке позволяет определить равновесное количество труда в экономике и равновесную «цену труда» – ставку заработной платы. Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы. В долгосрочных макроэкономических моделях исследуется также и рынок капитала.

5. Рынок валюты – это рынок, на котором обмениваются друг на друга национальные денежные единицы (валюты) разных стран (доллары на иены, евро на рубли и т. д.). В результате обмена одной национальной валюты на другую формируется обменный (валютный) курс.

Курс лекций состоит из 17 тем, которые посвящены основным проблемам макроэкономики, в частности монетарной и фискальной политике, экономическому росту, платёжному балансу, основным макроэкономическим показателям и макроэкономическому равновесию, актуальным проблемам инфляции и занятости в условиях современного кризиса. В конце работы помещены основные понятия и список используемой литературы.
Курс лекций предназначен для студентов технических вузов экономических специальностей, изучающих предмет «Макроэкономика» и студентов технических специальностей, изучающих предмет «Экономическая теория» (раздел «Макроэкономика»).

Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы.
Макроэкономика (от древнегреческого макрос - большой, ойкос - дом и номос - закон) - это составная часть экономической теории, общественная наука о функционировании экономики в целом, наука об агрегированном поведении в экономике.

Макроэкономика исследует совокупность экономических процессов и явлений, их показателей и взаимодействие экономических субъектов и экономических рынков друг с другом.
Впервые термин «макроэкономика» в 1933 г. в своей статье использовал норвежский ученый, экономист-математик, Нобелевский лауреат 1969 г. Рагнар Фриш.

Ф. Кенэ, французский экономист, в своей «Экономической таблице» представил кругооборот денег и товаров с точки зрения национальной экономики в виде схемы воспроизводства.
Макроэкономический анализ и монетаристский подход к платёжному балансу содержится в работах английского экономиста Д. Юма.

К. Маркс тоже описывал вопросы простого и расширенного воспроизводства общественного продукта во втором томе «Капитала».
Выдающийся английский экономист, лорд Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» писал о проблеме занятости, достижение которой нужно искать на стороне эффективного спроса и его компонентов (потребительского и инвестиционного опросов), а также факторов, определяющих их динамику. Дж.М. Кейнс доказал, что разумная бюджетно-налоговая политика способна уменьшить безработицу.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Лекция 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МАКРОЭКОНОМИКИ. МОДЕЛЬ КРУГОВЫХ ПОТОКОВ 7
1.1. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы 7
1.2. Методы макроэкономического анализа. Агрегирование 8
1.3. Макроэкономические модели. Понятие потока и запаса 9
1.4. Кругооборот продукта, расходов и доходов 10
Лекция 2. ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ 11
2.1. Сбережения: функции потребления и сбережения; средние и предельные склонности к потреблению и сбережению 11
2.2. Инвестиции 14
2.3. Открытая и закрытая экономика. Основное макроэкономическое тождество. Тождество инъекций и изъятий 16
Лекция 3. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 17
3.1. Общественное воспроизводство. Система национальных счетов (СНС) и её показатели 17
3.2. Основные задачи межотраслевого баланса. Национальное богатство 19
3.3. Неучтённая экономика. Деформация структуры экономики вследствие теневой деятельности 19
Лекция 4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 20
4.1. Валовой внутренний продукт. Методы подсчёта ВВП 21
4.2. Соотношение показателей в СНС 23
4.3. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен и их отличия. Инфлирование и дефлирование 24
4.4. Показатели уровня жизни населения. Паритет покупательной способности 25
Лекция 5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. МОДЕЛЬ «СОВОКУПНЫЙ СПРОС-СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 26
5.1. Понятие макроэкономического равновесия 26
5.2. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS 27
5.2.1. Совокупный спрос 27
5.2.2. Совокупное предложение 29
5.3. Варианты изменения совокупного спроса и предложения и их последствия. Инфляционный и рецессионный разрывы 33
Лекция 6. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. МОДЕЛЬ «ДОХОДЫ-РАСХОДЫ» 35
6.1. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: модель «доходы-расходы» 35
6.2. Эффект мультипликатора и эффект акселератора. Эффект мультипликатора совокупных расходов 41
6.3. Парадокс бережливости 41
Лекция 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 42
7.1. Показатели экономического роста 42
7.2. Типы и факторы экономического роста 44
7.3. Модели и теории экономического роста 45
7.4. Государственное регулирование экономического роста 46
Лекция 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ 47
8.1. Экономический цикл, его фазы, причины и показатели 47
8.2. Классификация экономических циклов 49
8.3. Факторы экономических циклов 49
8.4. Антициклическая политика 49
8.5. Проблемы циклов и кризисов в российской экономике. Особенности кризиса в России 50
Лекция 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ: БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ 51
9.1. Инфляция, её показатели, виды и причины 51
9.2. Последствия и издержки инфляции и гиперинфляции 54
9.3. Антиинфляционная политика 55
9.4. Понятие и показатели безработицы 56
9.5. Виды и последствия безработицы. Естественный уровень безработицы 57
9.6. Государственная политика содействия занятости 58
9.7. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филл и пса 58
Лекция 10. ДЕНЬГИ. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА 59
10.1. Понятие и функции денег 60
10.2. Понятие денежных агрегатов. Уравнение количественной теории денег 61
10.3. Равновесие на рынке денег 62
10.4. Последствия эмиссии денег 64
Лекция 11. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА 65
11.1. Банковская система и её структура 65
11.2. Функции Центрального и коммерческого банков 66
11.3. Банковский мультипликатор 67
11.4. Монетарная политика 67
Лекция 12. ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 68
12.1. Налоговая система и принципы налогообложения. Виды налогов 68
12.2. Теория предложения. Кривая Лаффера 70
12.3. Воздействие налогов на экономику 71
12.4. Налоговые льготы 72
Лекция 13. ГОСБЮДЖЕТ И ГОСДОЛГ. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 72
13.1. Госбюджет: понятие, расходы и доходы бюджета, сальдо госбюджета 72
13.2. Дефицит госбюджета и способы его финансирования 73
13.3. Государственный долг, его виды, причины возникновения и последствия 74
13.4. Фискальная политика, её цели и инструменты. Виды фискальной политики. Мультипликатор налогов 75
Лекция 14. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ И БЕДНОСТЬ 77
14.1. Кривая Лоренца. Коэффициенты фондов. Коэффициент Джини. Перераспределение доходов 77
14.2. Причины неравенства доходов. Прожиточный минимум 79
14.3. Задачи Фонда социального страхования 81
Лекция 15. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО 81
15.1. Формы внешнеэкономических связей 81
15.2. Два вида торговой политики: протекционизм и фритредерство 83
15.3. Теория абсолютных преимуществ 84
15.4. Теория сравнительных преимуществ 84
15.5. Теорема выравнивания цен на факторы производства 84
15.6. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера 85
15.7. Тарифные и нетарифные формы регулирования международной торговли 86
15.8. Глобализация мировой экономики 88
Лекция 16. ПЛАТЁЖНЫЙ БАЛАНС 89
16.1. Платёжный баланс, его структура, принципы составления 89
16.2. Корректировка платёжного баланса 91
Лекция 17. ВАЛЮТА. ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК. ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ 91
17.1. Валюта, её виды, конвертируемость 91
17.2. Валютные курсы. Валютный рынок 93
17.3. Виды валютных курсов 94
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 95
ЛИТЕРАТУРА 104.

210

Еще фильтры

У репетитора или ученика

У репетитора

У ученика

Дистанционно

Цена за час

От

До

руб

Показывать

Только с фото

Только с отзывами

Только проверенные

Аспирант

Школьный преподаватель

Преподаватель вуза

Частный преподаватель

Носитель языка

Больше 10 лет

Старше 50 лет

Статистика:

210 репетиторов найдено

711 отзыв оставлено учениками

Средняя оценка: 4,5 5 1 Средняя оценка репетиторов, найденных по фильтру

Найдено 210 репетиторов

Сбросить фильтры

подготовка к олимпиадам школьный курс АФХД Банковское дело Макростатистика Макроэкономика Международные экономические отношения +10 Микроэкономика Отраслевые рынки Построение сетевых моделей Финансовый менеджмент Финансовый учет Финансы Эконометрика Экономика предприятия Экономическая статистика Экономическая теория

Школьники 5-11 классов Студенты Взрослые

м. Славянский бульвар

Артур Ахядович

Студент Стаж 5 лет

от 1 200 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по макроэкономике

Доброго времени суток, дорогие друзья! Скоро в жизни многих из вас наступит один из самых важных и ответственных периодов: сдача Единого Государственного Развернуть Экзамена, а для кого-то - подготовка к олимпиадам В своё время я прошёл эти нелёгкие испытания, поэтому знаю, сколько сил, времени и нервов отнимает подготовка к сдаче Единого Государственного Экзамена и вступительных экзаменов в университеты. Со своей стороны я хочу предложить вам комплексную подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по математике: обеспечить вас необходимой базой для уверенной сдачи данной предметной дисциплины, нейтрализовать существующие пробелы, отработать алгоритмы решения заданий различного уровня сложности, а также вселить уверенность в свои силы и мотивировать ученика на достижение успеха. Также осуществляю подготовку школьников 9 классов к сдаче ОГЭ по аналогичной дисциплине. Помимо всего прочего, большое внимание уделяю подготовке школьников 11-ого класса к написанию олимпиад по экономике, а также подготовке студентов-выпускников к поступлению на магистерские программы по специальностям "Менеджмент", "Управление проектами" и "Маркетинг" в следующие университеты "НИУ ВШЭ", "РЭУ им. Плеханова. Имею 3,5 года суммарного репетиторского стажа работы с учениками старших классов и студентами младших/старших курсов. За это время подготовил более 10-ти человек к успешной сдаче финальных экзаменов.Теперь расскажу Вам немного о себе. Меня зовут Артур. Летом 2017 года я успешно закончил Национальный Исследовательский Университет "Высшая Школа Экономики" с красным дипломом. Окончил факультет бизнеса и менеджмента, а также являюсь сотрудником крупной международной IT-консалтинговой корпорации "Accenture". Поддерживаю активную жизненную позицию и считаю, что жизнь не имеет никакого смысла без двух важных составляющих: движения и цели. В свободное от работы время я занимаюсь спортом, изучаю иностранные языки и основы программирования, а также обучаюсь в магистратуре РЭУ им. Плеханова по направлению "Маркетинг"В работе с учениками одним из главных моих качеств является требовательность. Я считаю, что только совместными усилиями ученика и преподавателя можно достигнуть максимального результата, поэтому я предпочитаю осуществлять подготовку людей, готовых трудиться и прилагать свои усилия, готовых узнавать новое и открывать для себя прекрасные возможности. Со своей стороны я обещаю максимально подробно и понятно изложить необходимый материал для подготовки, применяя индивидуальный подход к каждому школьнику в зависимости от его навыков восприятия и моторики мышления.Если вас вдруг заинтересует моё предложение, по вопросам цены и организации занятий вы можете обратиться ко мне по 2-ум каналам: электронная почта или мобильный телефон.

Моя дочь, студентка первого курса экономического вуза, занималась микроэкономикой 4 занятия с Артуром, велась подготовка к экзамену. Репетитором очень Развернуть довольны. Артур доступно и понятно объяснил материал, научил решать экономические задачи, помог заполнить пробелы в знаниях, возникшие еще с начала учебного года. В результате, моя дочь сдала экзамен на отлично. Все отзывы (3)

Александр Николаевич

Частный преподаватель Стаж 15 лет

от 1 300 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по макроэкономике

У репетитора, у ученика, дистанционно

Преподаватель дисциплин: анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализ кредитоспособности, АФХД, банковское дело, бухгалтерская отчетность, Развернуть бухгалтерский учет, инвестиционный анализ, корпоративные финансы, МСФО, налоги и налогообложение, налоговое планирование, налоговое право, проектное финансирование, риск-менеджмент, рынок ценных бумаг, финансовая отчетность, финансовое моделирование (в т.ч. в MS Excel), финансовый анализ, финансовый менеджмент, финансовый учет, финансы и кредит, финансы предприятий, экономика, экономика предприятия, экономический анализ, CFA, DipIFR, GAAP US.Опыт преподавательской деятельности с 2003 года.Преподаватель программ MBA и EMBA в Московской международной школе бизнеса МИРБИС, в РГУ нефти и газа им. Губкина, в бизнес-школе EMAS.Ведущий бизнес-семинаров в Институте банковского дела Ассоциации российский банков.Генеральный директор консалтинговой компании.ОПЫТ РАБОТЫ:Генеральный директор консалтинговой фирмы B&G Group (2007 по н/в).Руководитель программы MBA «Управление инвестиционно-строительным бизнесом» в Московской международной школе бизнеса МИРБИС (2016 – по н/в).Преподаватель дисциплин «Проектное финансирование и инвестиционный анализ», «Стратегический менеджмент в девелопменте и строительстве», «Управление проектами» в Московской международной школе бизнеса МИРБИС (2016 – по н/в).Преподаватель дисциплин ««Корпоративные финансы», «Инвестиционный менеджмент», «Финансовый анализ нефтегазовых компаний и их инвестиционная привлекательность», «Геополитические, экономические и инвестиционные риски в работе нефтегазовых компаний», «Финансовое прогнозирование и бюджетирование в нефтегазовых компаниях», «Финансово-инвестиционная документация в нефтегазовых проектах» на программах MBA и EMBA в РГУ нефти и газа им. Губкина (2016 – по н/в).Преподаватель дисциплин «Корпоративные финансы», «МСФО» в бизнес-школе EMAS (2018 – по н/в).Ведущий семинаров в Институте банковского дела Ассоциации российский банков по темам банковского дела, оценки кредитоспособности (2016 по н/в).Преподаватель дисциплин «Анализ финансовой отчетности», «Финансовый менеджмент», «Финансовый менеджмент на малых предприятиях», «Управленческий учет» «Экономический анализ» в Университете «Синергия» (2004 – 2007 гг.)Преподаватель курсов «Финансовый менеджмент» в Ассоциации дополнительного профессионального образования (2004 – 2007 гг.)Заместитель финансового директора в компании «Астон» (грузоперевозки) (2003-2007 гг.)Главный бухгалтер в ООО «Промторгпродукт» (оптовая торговля) (2002 – 2005 гг.)ОБРАЗОВАНИЕ, СЕРТИФИКАЦИИ:Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), специальность «Финансы и кредит», специализация «Финансовый менеджмент». Год выпуска: 2003 г.Российский новый университет (РосНоУ), специализация «Юриспруденция», год поступления: 2015 (неоконченное), форма обучения: заочное.Московский электротехнический техникум (М.Э.Т.Т), специальность «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». Год выпуска: 1998 г.Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России: аттестат профессионального бухгалтера (уровень «Главный бухгалтер») + ежегодное повышение квалификации. Год присвоения квалификации: 2004 г.Аттестат Главного бухгалтера, выданный при Всероссийской аттестация бухгалтеров Высшей школы бухгалтеров и Финансового Университета при Правительстве РФ. Год аттестации: 2016 г.Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России: преподаватель по направлениям «Бухгалтерский учет» и «Финансовый менеджмент-I», «Финансовый менеджмент-II».Московская школа экономики: курсы «Финансовый менеджмент».Московская школа экономики: курсы «Специалист по налогообложению».Московская школа экономики: курсы «Бухгалтерский учет и контроль».Институт профессиональных финансовых менеджеров (IPFM, Великобритания), диплом по МСФО.Институт профессиональных финансовых менеджеров (IPFM, Великобритания), диплом по Финансовому менеджменту.Институт прикладной информатики и управления: курсы «GAAP US».Центр компьютерного обучения «Школа программирования: курс «Основы программирования».Сертификат финансового аналитика, выданный Альт-Инвест.Сертификат базового курса Школы финансового директора.Сертификат продвинутого курса Школы финансового директора.Сертификат ФГУП ГНИВЦ ФНС о прохождении семинара «Трансфертное ценообразование. Контролируемые иностранные компании (КИК). Реализация в информационных системах (в т.ч. электронный документооборот). Безопасная сдача отчетности».Сертификат ООО «Аукцион Консалтинг» о прохождении семинара «Налоговые проверки малого бизнеса. Блокирование счетов банками. Банковский контроль операций».ПУБЛИКАЦИИ:Строительный бизнес не чувствует себя успешным // Деловое обозрение, 2018.Рынок жилой недвижимости: новые горизонты // Оценка инвестиций, 2018.Проверенные практикой способы управления деньгами компании (соавторство с Лисицыной Е.В.) // Финансовый директор, № 9, 2009.Договоры в налоговом планировании, офшоры и другие вопросы // Практическое налоговое планирование, N 9, 2009.Организация финансового менеджмента на малых предприятиях // Финансовый менеджмент, № 6, 2004.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРОМ:Знание последних версий MS Office (продвинутый пользователь), в т.ч. MS Access, MS Visio, MS Project, Power BI.Project Expert ver. 7.Business Studio ver. 4.Базовые знания запросов SQL.1C вер. 7, 1С вер. 8 (продвинутый пользователь). Базовые знания конфигурирования 1С вер. 8.Базовые знания программирования на языке VBA.Базовые знания разметки HTML, языка программирования PHP.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИАнглийский (Pre-Intermediate).

АФХД Банковское дело Бухучет Деловое администрирование Инвестиционный анализ Кредит Макростатистика +16 Макроэкономика Менеджмент Микроэкономика МСФО Налогообложение Опционы Рынок ценных бумаг Стратегический менеджмент Управленческий учет Финансовый анализ Финансовый менеджмент Финансовый учет Финансы Фондовые рынки Экономика предприятия Экономическая теория

Школьники 10-11 классов Студенты Взрослые

м. Измайловская