Даты 1893 1895 1898 1903 связаны.

  • 8. Понятие «налогообложение». Соотношение понятия налогообложения с понятиями налог и сбор.
  • 9. Функции налогов и налогообложения.
  • 10. Государственная налоговая политика.
  • 11. Налоговая система и система налогов и сборов в Российской Федерации.
  • 12. Виды налогов и сборов по законодательству Российской Федерации.
  • 13. Налоговая система Великобритании и сша.
  • 14. Налоговая система Испании и Швейцарии. Сравнительная характеристика.
  • 15. Основные черты налоговых систем Германии и Франции.
  • 16. Общая характеристика налоговых систем восточно-европейских стран.
  • 4. К основным (базовым) принципам налогового права относят:
  • 3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
  • 33. Порядок исчисления и уплаты налогов (сборов).
  • 35.Налоговый период. Порядок определения.
  • 49. Налоговый контроль. Формы проведения налогового контроля.
  • 50. Учет налогоплательщиков.
  • 51. Налоговые проверки.
  • 52. Камеральная налоговая проверка.
  • 53. Выездная налоговая проверка.
  • 54. Документы, оформляемые налоговыми органами при проведении налоговых проверок.
  • 55. Оформление результатов налоговой проверки.
  • 56. Проведение осмотра, экспертизы в ходе мероприятий налогового контроля.
  • 57. Основные требования, предъявляемые к оформлению протокола, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля.
  • 58. Участие в мероприятиях налогового контроля переводчика, понятых и других специалистов.
  • 59. Понятие и содержание налоговой тайны.
  • 60. Понятие и виды налоговых правонарушений.
  • 61. Формы вины за совершенные налоговые правонарушения.
  • 62. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  • 63. Производство по делу о налоговом правонарушении.
  • 64. Административные правонарушения в сфере налогового законодательства рф.
  • 65. Понятие налоговой санкции.
  • 66. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • 67. Давность взыскания налоговых санкций
  • 68. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
  • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственность за их совершение
  • 69. Виды налоговых правонарушений, связанных с непредоставлением или неправомерным не сообщением сведений налоговому органу
  • 70. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога
  • 71. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
  • Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
  • 72. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
  • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
  • 73. Порядок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней
  • Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
  • 74. Общая характеристика Налогового кодекса рф
  • 75. Правовая характеристика государственной пошлины
  • 76. Общая характеристика федеральных налогов и сборов
  • 77. Общая характеристика региональных налогов и сборов
  • 78. Общая характеристика местных налогов и сборов
  • 79. Понятие упрощенной системы налогообложения
  • 80. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 81. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
  • 82. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
  • 84. Тенденции развития налогового права в Российской Федерации. Самостоятельность налогового права как отрасли права.
  • После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, декретом СНК от 14 августа 1918 года был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество. Первые налоговые преобразования относятся к эпохе Н.Э.Па. Интересно отметить, что переход на новые экономические отношения в Советской России начались с доклада В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям - «О замене продразверстки продовольственным налогом". В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства. Необходимо отметить, что на развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда её черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию - по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное налогообложение и дистимулирующие налоги. В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений - действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

    Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания Н.Э.Па, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

    В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

    Существование налогов в этой ситуации теряло свой смысл. Существующие налоги с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны были введен военный налог и на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов. Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота составляли 41% в составе всей доходной части бюджета6.

    Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

    В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов - групповой, колхозно-кооперативной.

    В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт - Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих». В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.

    К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

    Реформы налоговой системы в СССР в 1985-1991 гг. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности. Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

    Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан, установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

    В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет». В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. - Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.



    25.10.1852 - 26.04.1904 годы. Российский государственный деятель. Образование получил в Императорском Александровском лицее в Санкт-Петербурге. В 1885 г. напечатал "Справочную книгу для податных инспекторов, казенных палат и казначейств".

    Тайный советник (с 1896 года). Управляющий Государственным банком Российской империи (1894—1903). В 1903 году назначен управляющим Министерством финансов, которым фактически не управлял ввиду болезни. В 1904 году назначен членом Государственного совета.




    1858 - 1920 г., дворянин. Окончил Александровский лицей. В 1879 г.на службе в Министерстве юстиции. В 1881 г. произведен в коллежские асессоры. В 1882—1884 гг. жил за границей. С 1884 г.служил надолжности чиновника для особых поручений Министерства финансов. С 1886 г.- начальник отделения Департамента торговли и мануфактур. С 1887 г. надворный советник, с 1889 г.- коллежскоий советник, с 1891 г. - статскоий советник, с 1895 г.- действительный статский советник,с 1904 году - тайный советник В 1892—1893 гг. занимал должность вице-директора Особенной канцелярии по кредитной части. В 1893 г. был назначен товарищем Управляющего Государственным банком. В 1902 г. назначен членом Совета Государственного банка от Министерства финансов, в 1903 - 1909 г. — Управляющим Государственным банком. В 1909 г. назначен на пост министра торговли и промышленности, стал членом Комитета финансов. Министром он оставался до 1915 г., а членом Комитета финансов — до 1917 года. С 1911 по 1917 г. С.И. Тимашев являлся членом Государственного Совета "по назначению".




    Из дворян. В 1883 году окончил Московский университет. С 1890 г. — служил в Министерстве финансов. В 1897—1903 гг. — старший инспектор Государственного банка. В 1906 г. — управляющий Петербургской конторой Государственного банка. В 1906—1910 гг. — товарищ управляющего Государственным банком. В 1908—1910 гг. — член Совета Государственного банка от Министерства финансов. В 1909 г. — и.о. управляющего Государственным банком. С 1910—1914 гг. — Управляющий Государственным банком. На этом посту активно содействовал развитию кредитования под хлеб.




    Родился в 1865 г., дворянин. Окончил Александровский лицей и поступил в Санкт-Петербургский университет вольнослушателем курсов политической экономии и финансов. В 1885 - 1891 гг. служил в канцелярии Департамента окладных сборов.В 1894—1897 гг. - вице-директор Особенной канцелярии по кредитной части. В 1897 г. - директором Общей канцелярии министра финансов. В 1898 г. был председателем Особой комиссии по пересмотру Устава монетного. В 1895 г. пожалован в статские советники, с 1896 г. — в действительные статские, в 1904 г. — в тайные советники. 1902 - 1905 г. - директор департамента Государственного казначейства. с октября 1905 г. по 24 апреля 1906 г. был министром финансов. После чего назначен членом Совета Государственного банка от Министерства финансов. С 1906 по 1917 г. являлся членом Комитета финансов. В 1908 г. назначен министром торговли и промышленности и вошел в Совет Министров. С 1909 по 1917 г. был членом Государственного совета. В 1914 г. назначен на должность Управляющего Государственным банком, а 11 (24) ноября 1917 г. уволен с этой должности без права на пенсию за саботаж и отказ признать советскую власть. Умер в Ростове-на-Дону от тифа в конце 1919 года.


    Кроме подписей управляющих банком существет масса разновидностей банкнот по подписям КАССИРОВ.

    Варианты подписей всех кассиров приведены в таблицах:




    Боны, выпущенные в царствование Николая II, несмотря на напечатанный на них год выпуска, различаются сроками своих эмиссии.


    Бумажные деньги достоинством в 1, 3, 5, 10, 100, 500 рублей с датой "1898" и 25 и 50 рублей с датой "1899" и подписью Управляющего государственным банком Э.Плеске были выпущены в обращение в 1898-1903 годах.


    Купюры в 3, 5, 10, 100, 500 рублей 1898 года, 25, 50 рублей 1899 года, 3 рубля 1905 года, 5 и 10 рублей 1909 года с подписью Управляющего государственным банком С.Тимашева поступали в обращение в 1903-1909 годах.


    1, 100, 500 рублей 1898 года, 50 рублей 1899 года, 3 рубля 1905 года, 5, 10, 25 рублей 1909 года, 100 рублей 1910 года, 500 рублей 1912 года с подписью Управляющего государственным банком А.Коншина получили хождение в 1910-1912 годах.


    Денежные знаки в 1 рубль 1898 года, 50 рублей 1899 года, 3 рубля 1905 года, 5, 10, 25 рублей 1909 года, 100 рублей 1910 года и 500 рублей 1912 года, подписанные Управляющим государственным банком И.Шиповым, поступали в обращение в 1912-1917 годах.


    Все названные выше купюры имеют так называемые "длинные" серии, например - AA 111111.


    В период инфляции 1915-1917 годов царское правительство выпускало купюры в 1 и 5 рублей с "короткими" (XX- XXX) и одинаковыми номерами серий, первые - в 1915 году, вторые - в 1917 году.


    "Царские деньги", выпущенные при Временном и Советском правительствах, можно отличить по буквам и номерам серий.


    При Временном правительстве выпускались: 1 рубль 1898 (1915) с сериями от НА-120 до НА-128; от НБ-201 до НБ-310; 3 рубля 1905 (1917) с сериями от АА до АН, ЧХ - ЧФ, Ъ, Ь, Э, Я, Ф; 5 рублей 1909 года серий НП - НФ, О, П, Р, С, Т, У и 1909 (1917) - УА-001 - УА-003; 10 рублей с сериями - КЧ - КФ, Л, М, Н, О - ПГ; 25 рублей с сериями от ДЗ до ДЭ; 50 рублей с сериями АО, АП; 100 рублей с сериями ЗМ - ЗЯ, ИК - КН; 500 рублей с сериями АН - АФ.

    Из истории Банка России

    В последней трети XIX ? начале XX в. в промышленно развитых странах Западной Европы, в России и Японии, в США и в странах Латинской Америки, на Филиппинах, в Индии и в Германской Восточной Африке изменился тип денежных систем: произошел переход к системе золотого стандарта. Первой страной, которая ввела золотой монометаллизм, была Англия, где золотой стандарт окончательно утвердился в результате банковской реформы 1844 г., известной под названием Закона Роберта Пиля. В 70 - 90-е гг. XIX в. золотой стандарт в форме золотомонетного стандарта был введен в Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Португалии, Австралии, Египте, США (окончательно в 1900 г.), Японии.

    Вхождение России в мировой рынок вызывало настоятельную потребность в создании денежной системы того же типа, что и в промышленно развитых странах. Неразменность кредитного рубля была причиной очень резких колебаний его валютного курса. Несмотря на то что рубль был полностью конвертируемой валютой ? продажа иностранной валюты за рубли внутри страны была свободной и разрешался неограниченный вывоз кредитных рублей за границу, ? эти колебания препятствовали интенсивному развитию внешней торговли и соответственно уменьшали доходы бюджета. Кроме того, они мешали притоку в страну иностранного капитала, так как делали будущие прибыли (в золотой валюте) неопределенными, а сами инвестиции ? рискованными. В связи с этим основными причинами денежной реформы 1895-1898 гг. стали фискальные интересы, заинтересованность правительства в развитии внешнеэкономических связей России.

    Поэтому с 80-х гг. XIX в. министр финансов Н.Х. Бунге и его преемник И.А. Вышнеградский начали подготовку реформы денежной системы. Эта подготовка шла по трем основным направлениям: достижение положительного сальдо платежного баланса и накопление золотого запаса, ликвидация бюджетного дефицита и стабилизация валютного курса с помощью девизной политики.

    Первая задача решалась за счет увеличения экспорта, в первую очередь хлеба, ограничения импорта, а также заключения внешних займов. Для стимулирования экспорта правительство снижало цены на хлеб в периоды реализации урожая. Железнодорожные тарифы были изменены так, чтобы наиболее выгодно было везти хлеб к портам и к западной границе, а не к промышленным центрам и потребляющим губерниям. Поощрялся экспорт и других продуктов. Например, вывоз продукции хлопчатобумажной промышленности поощрялся экспортной премией, установленной под видом возврата таможенной пошлины с хлопка.

    Основным методом ограничения импорта служила протекционистская тарифная политика. Если в начале 70-х гг. тарифы составляли 12-13% стоимости импорта, то к середине 90-х гг. они достигли 32%. Повышая таможенные тарифы, правительство преследовало три цели: ограничение импорта, прямое увеличение доходов бюджета и золотого запаса (с 1877 г. таможенные пошлины взимались золотом или золотой иностранной валютой) и поощрение отечественной промышленности.

    Ограничение импорта наряду с форсированием экспорта позволило улучшить торговый баланс. Начиная с 1892 г. он стал активным, в 1882-1895 гг. его положительное сальдо достигало в среднем 171,5 млн. руб. в год. Но положительного сальдо торгового баланса не хватало для покрытия пассивного сальдо по другим текущим статьям платежного баланса, составлявшего в тот период 240 млн. руб. в год. Дефицит покрывался притоком иностранного капитала в различных формах государственных займов, гарантированных государством займов железнодорожных и других компаний, прямыми и портфельными инвестициями в промышленность и другие отрасли хозяйства. Наиболее активно правительство заимствовало на зарубежных денежных рынках в 1889-1891 гг., когда за границей было размещено 5 займов на сумму 563,3 млн. золотых рублей. За 1881-1897 гг. поступления от реализации государственных займов на внешнем рынке составили 700 млн. золотых рублей.

    Эти меры позволили добиться равновесия платежного баланса (за 1889-1894 гг. среднегодовое положительное сальдо составило 27,7 млн. золотых рублей) и увеличить золотой запас. На 1 января 1896 г. золотой запас достиг 659 млн. руб., на 1 января 1897 г. ? 814 млн. рублей.

    Следующим направлением подготовки денежной реформы была ликвидация бюджетного дефицита. В 70 ? начале 80-х гг. XIX в. он составлял свыше 100 млн. руб. ежегодно. Реорганизация налоговой системы, проведенная в период, когда министром финансов был Н.Х. Бунге, значительное повышение косвенных налогов и умеренный рост государственных расходов позволили резко сократить превышение расходов над доходами. В 1889 г. впервые после 1861 г. бюджет был сформирован без дефицита. Это давало возможность использовать заграничные займы на текущие расходы, а в государственной казне накапливать золото. Кроме того, баланс государственных доходов и расходов позволял казне погашать задолженность Государственному банку, образовавшуюся еще во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

    Наибольшие трудности в подготовке реформы создавали резкие колебания валютного паритета кредитного рубля. Например, в течение 1888 г. наивысший курс кредитного рубля в Санкт-Петербурге на Лондон превышал низший на 36%, в 1890-м ? на 18,5%, в 1891-м ? на 28,4%. Такие колебания объяснялись рядом причин. Во-первых, русский кредитный рубль не пользовался доверием биржевых и банковских кругов Запада, так как в России в течение 40 лет были расстроенное денежное обращение и пассивный платежный баланс. Во-вторых, многомиллионные суммы в наличных кредитных рублях, привозимые в Европу русскими туристами и предъявлявшиеся к размену на твердую валюту, давали идеальный материал для валютной спекуляции на европейских валютных биржах. В-третьих, во второй половине 80-х гг. колебания курса усилились из-за валютной политики, проводимой министром финансов И.А. Вышнеградским. При нем Министерство финансов, участвуя в валютной спекуляции, добивалось резких падений курса рубля во время хлебоэкспортной кампании, чтобы повысить цены на хлеб в кредитных рублях, а затем в периоды пассивного сальдо платежного баланса оно стремилось поднять курс.

    Вступивший в должность министра финансов С.Ю. Витте прекратил практиковавшуюся при И.А. Вышнеградском спекулятивную биржевую игру на кредитном рубле. В качестве основного метода воздействия на курс рубля стала широко применяться девизная политика. Покупку и продажу иностранных девиз (тратт, писанных на иностранную золотую валюту) Государственный банк осуществлял через своих зарубежных корреспондентов и непосредственно в Санкт-Петербурге. Суть девизной политики состояла в том, что Государственный банк за счет своих и казначейских золотовалютных резервов полностью удовлетворял спрос на иностранную валюту (тратты) и таким образом не позволял курсу кредитного рубля упасть, а также скупал всю сумму предложения девиз, не допуская резких повышений курса. Если не хватало имеющегося запаса ранее купленных тратт, то они давались от имени Государственного банка его заграничными корреспондентами, которые всегда располагали суммами, принадлежавшими банку или Казначейству. С февраля 1893 г. по март 1895 г. количество проданных и купленных тратт достигло 145 млн. рублей.

    Кроме того, были приняты административные меры против спекуляции на кредитном рубле. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 8 июня 1893 г. О воспрещении некоторых сделок по покупке и продаже золотой валюты, тратт и тому подобных ценностей, писанных на золотую валюту запрещало осуществлять срочные (т.е. спекулятивные) сделки этого вида на биржах страны. Банкам было запрещено участвовать в подобных операциях и за пределами России. В случае участия банка в спекуляции на кредитном рубле директор-распорядитель и члены правления могли быть уволены, а банку грозили арест счетов в Госбанке и большие штрафы (5-10% от суммы, на которую была заключена сделка). Для контроля за участием русских банков и других организаций, а также частных лиц в спекуляции за рубежом Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 29 марта 1893 г. вводилась специальная таможенная пошлина с кредитных билетов, перевозимых через границу, в размере одной копейки со ста рублей. В результате применения административных и экономических мер удалось значительно сократить масштабы спекуляции. Разница между высшим и низшим курсом сократилась до 5,36% в 1893 г., 2,08% в 1894 г. и 1,59% в 1895 году.

    Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 гг. создала благоприятные предпосылки для проведения денежной реформы ? то есть для фиксации курса на основе размена кредитного рубля на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними. Единственной потенциальной опасностью в этом случае был пассивный платежный баланс страны по текущим операциям. За 1893-1897 гг. среднегодовое положительное сальдо торгового баланса составило 142 млн. рублей. Расходы по обслуживанию государственного долга составили 170 млн. руб., а расходы русских туристов за границей ? 60 млн. рублей. Но Министерство финансов не считало пассивность платежного баланса серьезным препятствием на пути преобразования денежной системы, так как долгосрочные заграничные займы, прямые и портфельные инвестиции компенсировали этот пассив. В 1893-1897 гг. только государственные и гарантированные государством долгосрочные займы давали ежегодно в среднем 182 млн. рублей. Общая сумма иностранных капиталов в акционерных предприятиях России увеличивалась в среднем на 69,6 млн. руб. в год. Конъюнктура мировых денежных рынков в середине 90-х гг. была очень благоприятной ? фактический процент по государственным облигациям снизился до 3,34%.

    Особенность этих займов состояла в том, что они использовались не для закупки золота ? золотой запас был уже вполне достаточным, ? а для капитальных вложений в экономику страны, в первую очередь в железнодорожное строительство. Правительство считало, что займы, способствуя промышленному подъему и росту бюджетных доходов, позволят в будущем выровнять платежный баланс и подвести прочную базу под золотую валюту.

    Ко времени проведения денежной реформы 1895-1898 гг. в России уже сложился единый национальный рынок. Начиная с 80-х гг. при активном участии иностранного капитала возникли и быстро развивались новые отрасли промышленности ? угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроительная. Общий объем промышленного производства за 60-90-е гг. увеличился в 8 раз. Сумма иностранного капитала, вложенного в банковское дело и в различные отрасли промышленности, составила 200 млн. рублей.

    В 1893 г. в России начался промышленный подъем. Страна нуждалась в расширении денежного обращения. Но на 1 октября 1895 г. в кассах Госбанка находилось всего 18,6 млн. руб. кредитных билетов. Свободная наличность состояла из золота, которое нельзя было использовать. Необходимо было выбрать один из трех возможных вариантов ? инфляцию, дефляцию или проведение денежной реформы на основе девальвации.

    С.Ю. Витте счел момент благоприятным для осуществления реформы и выступил 28 декабря 1895 г. на заседании Государственного совета с докладом, в котором в общих чертах изложил проект денежной реформы, державшийся до этого в секрете. 14 марта 1896 г. окончательный проект реформы был передан в Комитет финансов ? высшее совещательное учреждение по финансовой политике.?

    Методом стабилизации рубля была избрана девальвация. Восстановление стоимости рубля Министерство финансов считало неприемлемым, так как ни экономические, ни финансовые возможности России не позволяли это сделать.

    Проект денежной реформы предоставлял широкие права серебру. В результате бюджет получал источник доходов на сумму разности между номинальной и действительной стоимостью серебряных монет. Кроме того, смягчалось сопротивление реформе со стороны приверженцев серебряной валюты.

    В проекте денежной реформы С.Ю. Витте предложил систему покрытия кредитных билетов, согласно которой билеты на сумму до 1 млрд. руб. должны были покрываться золотом не менее чем на 50%, а билеты на сумму свыше 1 млрд. руб. ? полностью рубль за рубль. Созданием такой системы С.Ю. Витте рассчитывал возродить доверие к кредитному рублю, обеспечить в целях привлечения иностранного капитала поддержание ссудного процента на высоком уровне.

    Комитет финансов на своих заседаниях 19 марта ? 12 апреля 1896 г. одобрил основные положения представленного С.Ю. Витте проекта денежной реформы. Одновременно Комитет внес в него ряд существенных поправок, в частности, счел необходимым уменьшить сумму билетов, подлежавших покрытию золотом не менее чем на 50%, с 1 млрд. до 800 млн. руб., оставив в силе положение проекта о полном покрытии золотом билетов, эмитируемых сверх указанной нормы. Таким образом, максимальная сумма не покрытых золотом банкнот уменьшалась с 500 до 400 млн. рублей. В связи с этим Комитет вынес решение о заключении золотого займа на сумму 100 млн. руб. для увеличения золотого запаса. Кроме того, Комитет счел необходимым в законе о денежной реформе указать, что одна десятая часть десятирублевой золотой монеты ? рубль ? есть денежная единица России.

    После одобрения Комитетом финансов проект денежной реформы был передан в Государственный совет, который обсуждал его 20-25 апреля 1896 г. и почти единогласно выступил против реформы. Члены совета сочли такую реформу невозможной, несвоевременной и несправедливой, потому что она предусматривала девальвацию. С их точки зрения, девальвация означала обсчет кредиторов, унижение достоинства государства, а также подрыв государственного кредита, так как уровень ее был случайным и искусственным. Члены Госсовета настаивали на восстановлении стоимости рубля, предлагая повременить с утверждением этого проекта и остаться при существующем положении.

    В результате С.Ю. Витте провел реформу, минуя Госсовет. Я отлично понял, ? писал С.Ю. Витте, ? что мне эту реформу через Государственный совет не провести, а потому я и решил провести ее помимо Государственного совета... Его Величество исполнил мое ходатайство и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте... Для того чтобы нейтрализовать Государственный совет, С.Ю. Витте добился постановления последнего отложить окончательное решение дела об исправлении денежного обращения до более благоприятного времени и указаний опыта. И получив, таким образом, свободу действий, использовал эту проволочку для завершения реформы.

    На следующий день после выступления С.Ю. Витте с проектом Об исправлении денежного обращения в Комитете финансов в газете Новое время появилась статья, излагавшая содержание проекта денежной реформы. Огласив сущность предполагаемой реформы, Министерство финансов решилось на широкое обсуждение проекта в печати и научных обществах.

    В результате, по мнению одного из чиновников Министерства финансов А.Н. Гурьева, Министерству финансов пришлось выслушать много упреков, достаточно несправедливых, но едва ли оно может пожалеть о своем решении свободно обсуждать предполагаемую денежную реформу, поскольку ценой этих мелких неприятностей Министерство освободило себя от действительно тяжелого упрека современников и потомства в сокрытии от общества предположений по такому делу, которое касается самых чувствительных интересов каждого жителя страны.

    Правительственный проект денежной реформы был поддержан промышленниками, банкирами и интеллигенцией, так как они были заинтересованы в ускоренном развитии страны. Противниками введения золотой валюты были крупные землевладельцы и экспортеры, поскольку обесценивавшаяся валюта давала им возможность получать большую прибыль. По меткому выражению Экономического журнала, для русских дворян бесконечные выпуски бумажных денег ? это золотые прииски; они им доставляют и ссуды за дешевые проценты и вместе с тем дают им возможность уплачивать как проценты, так и погашение капитала с легкостью, все увеличивающейся с обилием этих же выпусков. Несмотря на сопротивление столь влиятельных социальных групп, правительство приступило к осуществлению реформы ? этого требовали экономическое развитие страны, ее внешнеэкономические интересы.

    По сути, реформа началась еще с издания Высочайше утвержденного мнения Государственного совета о сделках, заключаемых на российскую золотую монету от 8 мая 1895 г., в соответствии с которым разрешалось устанавливать цену товаров и услуг не в кредитных рублях, бывших до того единственным законным платежным средством, а в золоте. Министр финансов получил право разрешать казенным кассам принимать по желанию плательщиков золотую монету в уплату акцизов.

    В представлении министра финансов Государственному совету эти меры не связывались непосредственно с предполагаемой реформой. Они обосновывались тем, что денежное обращение станет более эластичным, так как при увеличении потребности оборота в платежных средствах начнется приток золота из-за границы. Более того, было заявлено, что утверждение у нас золотого обращения не составляет предмета представления. Мера эта едва ли не преждевременная.

    Вслед за обнародованием закона от 8 мая 1895 г. Министерство финансов приняло ряд мер по фиксации курса. С 1 июня 1895 г. Государственный банк начал продавать и покупать золото по цене 7 руб. 40 коп. кредитными билетами за полуимпериал (российская золотая монета номинальным достоинством 5 рублей). Это соотношение соответствовало фактически сложившемуся рыночному валютному курсу кредитного рубля. На основании закона от 8 мая были изданы следующие утвержденные министром финансов распоряжения:

    Правила для выпуска Государственным банком металлических депозитных квитанций от 6 июня 1895 г., в соответствии с которыми с 1 августа 1895 г. разрешалась выдача ссуд золотом;

    Правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет от 20 июля 1895 г., разрешавшие проведение (также с 1 августа) этой операции в тех же учреждениях Банка, которые должны были выпускать металлические депозитные квитанции.?

    Кроме того, с 1 июня 1895 г. губернским казначействам было разрешено принимать золотую монету по 7 руб. 40 коп. за полуимпериал в уплату акцизов с табака, сахара и осветительных масел, а с 1 сентября аналогичное разрешение давалось всем казначействам по всем акцизным сборам.

    Несмотря на эти меры, золото в обращение поступало очень медленно. В правительственном сообщении Министерства финансов от 12 декабря 1895 г. отмечалось, что ни торговцы, ни публика не желали его принимать, отчасти потому, что за последние 35 лет население отвыкло от звонких денег, отчасти ввиду опасения, как бы курс на золотую монету не был уменьшен, вследствие чего получившие его от Банка понесли бы убыток. Опасения эти были очень устойчивыми, так как правительство не обнародовало своих планов денежной реформы, а казначейский курс золотой монеты был установлен первоначально лишь на 3 месяца ? с 1 июня до 31 августа 1895 г., а затем продлен, но только до конца года.

    Золотых депозитных квитанций нового образца с 17 июля по 5 октября 1895 г. было выпущено на 11,8 млн. руб., изъято ? на 11,4 млн. рублей. Продано золотой монеты с 24 мая по 1 октября 1895 г. на 14,6 млн. руб., куплено ? на 10,8 млн. рублей. В уплату акцизов с 1 июня по 1 октября поступило золота лишь на 6,2 млн. рублей. Сделки в золотой валюте между частными лицами заключались очень редко, обычно в результате специальных мер Министерства финансов.

    Осенью 1895 г. были приняты новые меры, способствовавшие распространению золотой монеты в обращении: в октябре частные санкт-петербургские банки по внушению Министерства финансов объявили, что будут принимать золото по всем обязательствам и на текущие счета по курсу, принятому Государственными банком, а 6 ноября было Высочайше утверждено мнение Государственного совета О приеме золотой монеты по курсу во всякие платежи и взносы кассами правительственных учреждений, а также кассами железных дорог частных обществ.

    Эти меры также не дали желаемых результатов. До конца 1896 г. сделки в золотой валюте были немногочисленными. Сравнительно устойчиво расширялся лишь выпуск депозитных квитанций, достигший в 1895 г. 62,2 млн. руб., а в 1896 г. ? 171,7 млн. рублей. Правительство стало прибегать к искусственному насаждению золотых сделок и обращения золотой монеты административно-полицейскими методами. Если торговцы отказывались от приема золота, об этом составлялись полицейские протоколы. Золотые монеты стали выдавать в жалованье государственным служащим, а также по другим платежам казны. Но получатели золота немедленно обменивали его обратно на кредитные билеты. На 1 января 1897 г. объем золотых монет в обращении составил всего 36 млн. рублей.

    Внедрению в обращение золотой монеты препятствовало первоначально установленное неудобное соотношение между золотом и кредитным рублем. При курсе 7,4 кредитного рубля за полуимпериал один золотой рубль равнялся 1,48 кредитного рубля. Такое соотношение затрудняло расчеты. С 12 декабря 1895 г. казначейский, а с 1 января 1896 г. банковский курс полуимпериала был повышен до 7 руб. 50 коп. Это упростило расчеты, но не прибавило населению уверенности в дальнейших действиях правительства по преобразованию денежной системы.

    3 января 1897 г. император подписал указ, который предписывал возобновить чеканку золотой монеты, сохранив содержание чистого золота, пробу, вес и размер, но изменив ее номинальную стоимость в соответствии с установленным курсом. Новый номинал империала был равен 15 руб., а полуимпериала ? 7 руб. 50 копейкам. Таким образом, была проведена официальная девальвация кредитного рубля.

    Для завершения денежной реформы требовалось создать новый механизм эмиссии кредитных билетов. 29 августа 1897 г. император подписал указ о порядке выпуска кредитных билетов и их обеспечении. Государственные кредитные билеты, ? гласил указ, ? выпускаются Государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом; сумма золота, обеспечивающего билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 млн. рублей. Находящиеся в обращении кредитные билеты свыше 600 млн. руб. должны быть обеспечены золотом по крайней мере рубль за рубль, так чтобы каждым 15 рублям в кредитных билетах соответствовало обеспечение золотом не менее одного империала. Таким образом, указ установил очень жесткие условия обеспечения кредитного рубля, закрепил его девальвацию и демонетизацию серебра, которое перестало рассматриваться как обеспечение бумажных денег.

    Вскоре после подписания этого указа по распоряжению министра финансов была осуществлена реорганизация счетоводства в Государственном банке, которая резко изменила характер организации банка и его взаимоотношения с казной. Если раньше Госбанк формально не был эмиссионным банком, выпускал кредитные билеты от имени Казначейства и имел счет эмиссионной операции, отдельный от счета коммерческих операций, то теперь оба счета были слиты. Банк стал эмитировать кредитные билеты от своего имени, а в его разменный фонд было зачислено все золото, принадлежавшее ранее и Госбанку, и казне. Золото было переоценено в отношении 1 старый рубль=1 рублю 50 копейкам нового чекана. Прибыль от переоценки золота, принадлежавшего Казначейству, была использована для погашения долга казны Банку за кредитные билеты. В результате этой операции 8 сентября 1897 г. кредитным билетам в обращении на сумму 1069 млн. руб. противостояло 862,5 млн. руб. разменного фонда, то есть существовал почти 100-миллионный резерв эмиссии кредитных билетов. Это придавало денежной системе необходимую прочность.

    Формирование нового эмиссионного механизма было завершено императорским указом от 14 ноября 1897 г., декларировавшим неограниченный размен кредитных билетов на золото. В соответствии с этим законом надписи на кредитных билетах новых выпусков гласили: Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1 рубль=1/15 империала, содержит 17,424 доли чистого золота). Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей империи наравне с золотой монетой. В соответствии с законом от 27 марта 1898 г. серебряная монета стала вспомогательной, с ограниченной платежной силой. Обязательный прием серебряной монеты частными лицами ограничивался 25 рублями при каждом платеже. Государство присвоило себе исключительное право чеканки серебряной монеты. Таким образом, в России победил золотой монометаллизм, завершилось формирование денежной системы, основанной на золотомонетной форме золотого стандарта.?

    Юридическое закрепление новой роли золота законами от 3 января, 29 августа и 14 ноября 1897 г. ликвидировало основное препятствие его внедрения в обращение. За 1897 г. количество находившихся в обороте золотых монет выросло более чем в четыре раза, составив на 1 января 1898 г. 147,8 млн. руб., а на 1 января 1899 г. ? 451,4 млн. рублей.

    Проведение в России денежной реформы 1895-1898 гг. способствовало созданию денежной системы того же типа, что и в промышленно развитых странах. Свободный размен на золото банкнот позволил создать автоматически действующий и сравнительно гибкий (для того времени) механизм приспособления денежной массы в обращении к потребностям оборота. В периоды подъема конъюнктуры и увеличения потребности хозяйства в деньгах золото поступало в оборот, в том числе и из-за границы. В периоды спада оно тезаврировалось или вывозилось за границу, не вызывая в то же время денежных кризисов.

    Золотая валюта просуществовала в России до лета 1914 г., пережив экономический кризис 1899-1903 гг., русско-японскую войну 1904-1905 гг. и революцию 1905-1907 гг., обеспечив приток иностранного капитала и промышленный подъем в 1910-1914 годах. Это свидетельствовало об огромном запасе прочности, который дала денежной системе России реформа 1895-1898 годов.

    И.Н. Левичева



    Материал подготовлен Департаментом внешних и общественных связей ЦБ РФ

    Период правления Александром III отмечен в истории России сворачиванием либеральных преобразований. Проводятся репрессии в отношении радикальной и либеральной печати, ведется борьба с университетскими автономиями, полномочия земств сужаются, вводится административный контроль за деятельностью судов, шовинизм и насильственная русификация окраин становятся нормой.

    1881—1894 — царствование Александра III (сын Александра II). Период контрреформ.

    1881 — указ о переводе крестьян на обязательный выкуп.

    1882 — основано село Владимировка, в дальнейшем город Южно-Сахалинск (сейчас административный центр Сахалинской области).

    1883 — создание в Женеве группы «Освобождение труда» (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод и другие).

    1884 — введение нового университетского устава. Ликвидация университетской автономии.

    1885 — добровольное вхождение Мерва в состав Российской империи. Завершение присоединения Средней Азии к России.

    1885 — Морозовская стачка.

    1885 — учреждение Дворянского банка для льготного кредитования дворянства.

    1887 — Русско-германский «договор перестраховки» Подтверждение существования Союза трех императоров.

    1889 — «Положение об участковых земских начальниках». Ликвидация мирового суда.

    1889, август — основан город Анадырь (сейчас административный центр Чукотского автономного округа).

    1890 — земская контрреформа.

    1891 — начало сооружения Транссибирской магистрали.

    1889 — новое «Городовое положение».

    1893—1899 — промышленный подъем.

    1893 — основан Ново-Николаевск, с 1923 город Новосибирск (сейчас административный центр Новосибирской области).

    1894—1917 — царствование Николая II (сын Александра III).

    1895 — государственная монополия на продажу водки.

    1895—1897 — денежная реформа С. Ю. Витте (введение золотого стандарта рубля).

    1895 — Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

    1897 — введение золотого обращения (денежная реформа С. Ю. Витте).

    1897 — первая всероссийская перепись населения.

    1898 — I съезд РСДРП в Минске. Образование партии.

    1899—1903 — экономический кризис.

    1901 — «Обуховская оборона» — открытое противостояние рабочих и солдат в Санкт-Петербурге.

    1901—1902 — создание партии социалистов-революционеров (эсеров) — преемницы народнической идеологии и тактики. Главный теоретик — В. М. Чернов. Во главе Боевой организации партии — Г. Гершуни, Е. Азеф (провокатор) и Б. Савинков. Наиболее громкие терракты — убийство министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902), В. К. Плеве (1904) и великого князя Сергея Александровича (1905).

    1902 — начало выхода в Штутгарте журнала либеральной оппозиции «Освобождение» под редакцией П. Б. Струве.

    1903 — II съезд РСДРП. Принятие первой программы и устава партии. Раскол партии на большевиков (лидер — В. И. Ульянов (Ленин)) и меньшевиков (лидер — Ю. О. Мартов).

    1903 — создание умеренно-либеральной организации «Союз земцев-конституционалистов» и леволиберального «Союза освобождения».

    1904—1905 — русско-японская война.

    1904, март — гибель адмирала С. О. Макарова, командовавшего Тихоокеанским флотом и обороной Порт-Артура.