Промышленный подъем 1890 х. Промышленный подъем в россии, его особенности

Интеграция России в мировую экономическую систему

В начале 20-го века. Организационные причины потрясений

Начала 20-го века.


I. Промышленный подъём 1890-х.

II. Денежная реформа С. Ю. Витте.

III. Выбор направления экономической экспасии государства.

IV. Реформа П.А. Столыпина.

V. Экономика предвоенного пятилетия.

VI. Вызовы стоящие перед государством в конце 19-го начале 20-го века.

VII. Вывод.

VIII. Используемая литература: А. Я. Аврех – «П.А. Столыпин и судьба реформ в России». М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов - «История России». В.В. Кирилов – «История России». Меликсетов – «История Китая»

IX. Интернет ресурсы: www.gumer.info/bibliotek_buks/history/stat/ - РАН Институт Российской истории. Статистико-документальный справочник.


Промышленный подъём 1890-х.

В 1893-м году в России начался промышленный подъём. Позже он войдет в историю как вторая индустриализация России. О количестве появившехся предприятий, и о процетах роста в экономике я намеренно не буду указывать, этой информации исчерпывающе предоставленно в книгах по истории, и на все возможных интернет ресурсах. Меня интересует другое, а именно причины подъёма именно в это время, его следствия и закравшиеся в систему ошибки.

Промышленный подъём охватил сферу черной металургии и машиностроение. Эти отрасли в первую очередь получали правительственую поддержку. Огромную роль сыграло строительство железных дорог, и начавшееся перевооружение армии и флота. Однако важно понимать, что на новых предприятиях тяжелой промышленности практически все оборудоваие было иностраным, купленным за иностраную валюту. А для того чтобы получить иностраую валюту, правительство стимулировало вывоз хлеба. Складывалась ситуация при которой чем дальше государство заходило в своей крепоснической политики в крестьянском вопросе, тем щедрее оно могло финансировать развитие крупной промышленности – часнокапиталистической и казенной (в первую очередь военные заводы). В этой ситуации государство было активно поддержанно денежной реформой С.Ю. Витте. О ней подробнее во второй части.

Новые заводы строились с привлечением иностранного капитала, западной технологии производства и организацией труда. Однако в России, в отличии от западых государств, было мало мануфактур и средих предприятий, напротив экономика была аграрной. Проще говоря квалифицированым рабочим на новых заводах не откуда было взяться. Следствием этого стало то, что на одинаковых предприятиях на западе и в России работало разное количество рабочих, в России больше, а значит и труд рабочего оценивался дешевле. Также качество отечественной продукции было гороздо ниже. Но главная беда даже не в этом, сложился завышенный уровень концетрации производства, и соответственно рабочей силы, на крупнейших фабриках и заводах, находившихся в нескольких промышленных районах (Питербург, Москва и Подмосковье, Рига, Баку, Донбасс, Урал). Правительство слишком поздно осознало какую заподню оно себе устроило, допустив превращение Питербурга в мощный промышленный центр. Ростущее производство требовало все больших вложений. Если на первых парах гос-во могло позволить себе финансирование дорогостоящих проектов, то далее это было невозможно. И четко сформулировался вопрос из каких источников это делать. Выкупные платежи поступали все хуже, за крестьянами росли недоимки, феодально-сословая система буксовала в новых условиях. С.Ю. Витте, назаченый на должность министра финансов в 1892 году, востановил винную монополию. Доходы от нее играли все большую роль в гос. Бюджете. Критики правительства даже называли его: “пьяным бюджетом”.Но это не могло решить всех проблем с финансированием. Для улучшения финансирования и вложений в Россию подход гос-ва к управлению, и форме власти остро нуждался в корректировке, однако влась сверху меняться не собиралась. В этих обстоятельствах С.Ю. Витте нашел выход, представив императору Николаю 2 в феврале 1895г доклад о необходимости введения золотого обращения.

Большую роль в пореформенной экономике начинал играть железнодорожный транспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики, усиливали подвижность населения. В течение второй половины XIX века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За 1861 1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В1865 1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 году железные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст. Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупными зерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва Курск, Москва Воронеж, Москва Нижний-Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Черном море в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно и другая сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-х годов началась постройка дорог промышленного значения. Магистрали прокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. Закавказская дорога Баку Тифлис Батуми обеспечивала перевозку нефти в черноморский порт. Закаспийская дорога, доведенная до Самарканда, стимулировала активное развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы15. Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. Зад десять лет было построено более 21 тыс. верст железнодорожных путей, или треть всех дорог России. В 1890-х годах была проложена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, строительство которой началось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла на второе-место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись между собой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейской части страны. Однако железнодорожная сеть в пересчете на 1 тыс. кв. км территории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами. Так, в России в 1895 году этот показатель был ниже, чем в Германии почти в 53 раза, а в Англии в 66 раз16. Первоначально железные дороги строились в основном на частные средства с широким привлечением иностранного капитала. Постепенно сюда вкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталы соединялись с государственным*. Казенные заказы на сооружение железных дорог нередко превращались в безвозмездные субсидии. Бурное развитие железных дорог находилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственное вмешательство в экономику в целом. В середине 1880-х годов государство стало вообще выкупать дороги у частных компаний, а новые строить за счет казны. Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства. К концу XIX века более 70% общего объема грузов перевозилось железными дорогами17. Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт. Если в 1860 году в России было около 400 речных пароходов, то в 1890-х годах свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морского флота и использовавшая для перевозок зарубежные корабли, за последние десятилетия века увеличила их количество с 50 до 520

История России [Учебное пособие] Коллектив авторов

8.1. Экономическое развитие

8.1. Экономическое развитие

Развитие капитализма в России при сохранении остатков крепостнических отношений порождало многочисленные экономические трудности и противоречия. Промышленный подъем 1890-х гг. сменился экономическим кризисом. Начало ему положил разразившийся в 1899 г. кризис финансовой системы. Обесценивались акции фабрик и заводов, сотни предприятий были закрыты. Началось падение цен, обанкротился ряд банков. Наибольший урон понесли металлургия и топливная промышленность. Экономический кризис усугубил неурожай в сельском хозяйстве.

Только в начале 1904 г. экономика России начала выходить из кризисного состояния. Активно формировались структуры, характерные для развитых государств: финансовый капитал, современная банковская система, акционерные общества.

Промышленность

Россия, с опозданием вступившая на путь капиталистической модернизации экономики, была вынуждена форсировать развитие промышленности. Российская промышленность в начале XX в. развивалась по пути применения выработанных на Западе организационных форм крупного машинного фабричного производства.

Проводимый министром финансов С. Ю. Витте курс на развитие национальной промышленности повлек за собой серию реформ, предусматривавших как государственное покровительство и регулирование экономики, так и привлечение в Россию иностранного капитала. Политика правительства была направлена на то, чтобы иностранные инвесторы ввозили капиталы, а не готовую продукцию. Индустриализация России являлась составной частью общеевропейского процесса.

Важной чертой, характеризующей место России в мировой капиталистической системе в начале XX в., выступало ее относительно автономное положение в международной системе разделения труда. Разумеется, капиталистическое развитие сопровождалось внедрением России в мировое хозяйство. Однако этот процесс носил противоречивый характер и не привел к таким необратимым изменениям, которые делали бы невозможным самостоятельный рост российской экономики.

В 1909–1913 гг. в России происходил новый экономический подъем, охвативший большинство отраслей промышленности. По темпам промышленного роста она опережала такие развитые страны, как Франция, Германия, Англия и Соединенные Штаты Америки. Общий среднегодовой прирост продукции промышленности за этот период составил 9 процентов. Бюджетные поступления от промышленного производства сравнялись с поступлениями от сельского хозяйства, а промышленная продукция покрывала до 89 процентов внутреннего потребления.

Наиболее интенсивно развивались Криворожье, Донбасс, Центральный и Северо-Западный промышленные районы. Начался процесс концентрации производства на крупных предприятиях. В 1902 г. был образован крупный синдикат «Продамет», объединивший около 30 металлургических заводов. В легкой промышленности группа Кноппа объединила ряд крупнейших хлопчатобумажных фабрик. В пищевой промышленности были создан синдикат «Дрожжи» и «Общество сахарозаводчиков», на морском транспорте – Русское общество пароходства и торговли («Ропит»). Ряд крупнейших монополий был образован в нефтяной промышленности России. Начался процесс превращения России из страны, принимающей готовую зарубежную технику, в страну, способную прокладывать новые пути технического и экономического прогресса.

Сельское хозяйство

В начале XX в. главным в социально-политической жизни России оставался крестьянский вопрос. Аграрный сектор являлся ведущим по удельному весу в российской экономике. В нем было занято большинство населения страны. Крестьянство было основным податным и одновременно самым бесправным сословием. Оно не могло свободно распоряжаться своими наделами, поскольку в деревне господствовали общинные порядки, крестьяне платили выкупные платежи, подвергались телесным наказаниям.

Благодаря развитию промышленности и транспорта Россия из отсталой аграрной страны превращалась в аграрно-индустриальную державу. Вхождение России в мировую систему хозяйства, рост городского населения способствовали увеличению спроса на сельскохозяйственную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Однако развитие капитализма в аграрном секторе происходило значительно медленнее, чем в промышленности. В деревне преобладали экстенсивные методы хозяйствования. Крестьянству, на долю которого приходилось в начале XX в. около 90 процентов валового сбора зерновых и свыше 50 процентов товарного хлеба, остро не хватало земель. Так, если на одно помещичье хозяйство в среднем приходилось до 2 тысяч десятин земли, то на один крестьянский двор – всего около 7 десятин. Россия нуждалась в агарной реформе, которая должна была включить в себя переселенческую политику, сельскохозяйственный кредит, увеличить крестьянские наделы за счет помещичьих, казенных, удельных и церковных земель.

Торговля

Российская империя принимала активное участие во всемирном товарообороте. Для строительства современных фабрик и заводов, железных дорог страна нуждалась в импорте металлов, машин, промышленного оборудования, некоторых видов сырья. Необходимо было обеспечить выплаты по внешним займам и другим иностранным задолженностям. Эти расходы тяжелым бременем ложились на государственный бюджет империи. Напряженный платежный баланс России, развивавшей собственную индустрию в значительной мере за счет иностранных капиталовложений, должен был компенсироваться активным сальдо по внешнеторговым операциям (положительной разностью между вывозом и ввозом), так как других крупных доходов (от инвестиций за границу, фрахта и т. п.) Российская империя не имела. Достигнуть этого можно было лишь двумя путями: всемерным расширением экспорта и защитой внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

Россия в начале XX в. оставалась аграрной страной, вывозившей в основном сельскохозяйственную продукцию и ввозившей промышленные товары. Внешнеторговую политику русского правительства определяли два главных фактора: стремление создать собственную промышленность и фискальные соображения. Последние играли большую роль, поскольку таможенные пошлины составляли значительную долю доходной части бюджета. Вместе с активным сальдо торгового баланса таможенные пошлины служили важным источником выплат по заграничным займам.

Наряду с внешней торговлей в процессе экономического развития важную роль играл общероссийский внутренний рынок, товарооборот которого в 1900 г. достигал 11–12 млрд. руб. Активно действовали ежегодные Нижегородская, Архангельская, Ирбитская и другие российские ярмарки, где выставлялись на продажу изделия отечественной промышленности и сельскохозяйственные продукты, а также сезонные ярмарки в промышленных центрах. При поддержке Государственного банка и земств происходил бурный рост кредитных, производственных, а затем сбытовых и потребительских кооперативов. Последние становились активными участниками общероссийской внутренней торговли.

В начале XX в. дальнейшее развитие в России получили биржи. На них совершались торговые операции, продавались облигации внутренних и внешних займов, акции отечественных, иностранных и смешанных компаний, действовавших как в России, так и за рубежом. Биржи работали в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Одессе, в других крупных экономических центрах империи. В начале 1917 г. в России было зарегистрировано 115 торговых и универсальных бирж.

Финансовая политика России в начале XX в. была связана с деятельностью министров финансов С. Ю. Витте (1892–1903, премьер-министр в 1905–1906) и В. Н. Коковцова (1904–1914, одновременно премьер-министр в 1911–1914). Министерству финансов подчинялся Государственный банк, являвшийся одним из правительственных ведомств. Его учреждение в 1860 г. было первой из «Великих реформ» Александра II. Банк был крупнейшим в мире, так как его капитал составляли не средства частных лиц и коммерческих компаний, а государственный золотой фонд и финансы государственных учреждений. Государственный банк был эмиссионным, т. е. наделенным правом выпуска бумажных ассигнаций. Он контролировал денежное обращение и кредит, действовал в качестве банкира по отношению к правительству и другим банковских учреждениям страны, т. е. выполнял более широкие признанные функции центрального банка, хотя и занимался при этом получением вкладов от частных лиц и фирм и предоставлением кредитов. Государственный банк контролировал акционерные банки и участие в них иностранного капитала.

Второе место после Государственного банка занимали акционерные банки, осуществлявшие общие банковские операции и составлявшие ядро кредитной системы. На 1 января 1914 г. в России действовали 46 акционерных банков, имевших 822 отделения и агентства, из них 33 за рубежом. На их долю приходилось более половины всех основных капиталов и вкладов. Капиталы акционерных банков увеличились за 1900–1917 гг. почти в четыре раза. Основная масса денежных средств сосредоточивалась в крупнейших банках, таких как Азовско-Донской, Соединенный, Русско-Азиатский и др. Началось слияние банковского и промышленного капитала и образование промышленно-финансовых групп. К числу крупнейших представителей российского капитала принадлежали предприниматели и финансисты Путилов, Нобель, Манташев, Лианозов. Терещенко, Рябушинские, Морозовы и др. Таким образом, в начале XX в. складывается российская финансовая олигархия.

Третье место в финансовой системе страны занимали банковские и кредитные учреждения, обслуживавшие конкретные отрасли производства, внутреннюю и внешнюю торговлю, а также население. Последние выдавали долгосрочные и краткосрочные займы под залог зданий и земельных участков.

В России, как и в других странах, обращение к иностранному капиталу начиналось с государственных займов, предоставлявшихся иностранными банкирами. Россия обращалась к заграничному финансовому рынку в поисках средств на покрытие бюджетного дефицита, который создавался вследствие ведения войн, увеличения бюрократического аппарата, расходов на содержание императорского двора. Внешние займы государственных и частных акционерных компаний под правительственные гарантии выступали важнейшим источником экономического роста России начала XX в.

Одна из особенностей экономического развития России в начале XX в. состояла в том, что этот процесс во многом находился в зависимости от намерений зарубежных промышленно-финансовых кругов и правительств, которые часто определялись не столько экономическими, сколько военно-политическими целями, обусловленными угрозой надвигавшейся общеевропейской войны.

Россия должна была учитывать позиции европейских государств и США, поскольку в первое десятилетие XX вв. мире сложилось противостояние двух военно-политических группировок – Тройственного Союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). За пятилетие, предшествовавшее Первой мировой войне, в результате стабилизации политического положения в стране и проведения реформ П. А. Столыпина увеличился приток прямых иностранных инвестиций в Россию. В начале века в их общем объеме доля Франции составляла 31 процент, Англии – 24 процента, Германии – 20 процентов.

Основные итоги развития России – прирост населения, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, социальный и военный бюджеты выглядели следующим образом. С 1902 по 1912 г. прирост населения составил 31 млн. 170 тыс. человек. Производство зерновых увеличилось на 22,5 процента, картофеля – на 31,6, сахарной свеклы – на 42,0 процента. Экспорт продуктов питания вырос на 93, 7 процента, импорт – на 66, 3 процента. Производство каменного угля возросло на 79,3 процента, выплавка чугуна – на 24,8, железных и стальных полуфабрикатов на 45,9, железа и готовой стали – на 53, 1 процента. Потребление меди увеличилось на 31,8 процента, а свинца – на 76, 9 процента.

Ассигнования на народное образование возросли с 25 млн. 200 тыс. рублей в 1894 г. до 161 млн.600 тыс. руб. в 1914 г. Количество учащихся в средних учебных заведениях за тот же период увеличилось на 227 процентов, в высших – на 180 процентов, начальных (кроме Средней Азии) – на 96 процентов. Затраты на оборону с 1902 г. по 1912 г. выросли на 68,2 процентов. С 1894 г. по 1914 г. золотой запас Российской империи увеличился на 146 процентов. Протяженность железных дорог с 1895 по 1915 гг. увеличилась на 103 процента.

Таким образом, экономический рост был впечатляющим. Однако по основным показателям существовало значительное отставание от развитых капиталистических стран мира. Низким был уровень жизни большинства населения. Тем не менее, по расчетам правительства, а также по прогнозам ведущих зарубежных экономистов, к 1930 гг. Российская империя должна была стать самой богатой и преуспевающей мировой державой.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Экономическое развитие Негативные для германского хозяйства последствия Крестьянской войны, политических и религиозных конфликтов 30-50-х гг. XVI в. не изменили в целом вектор развития экономики Германии. Росла численность населения, увеличивались объемы производства, до

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Экономическое развитие Германский камерализм Характеристика экономического развития Германии в XVII и XVIII вв. затруднена в связи с недостаточностью надежных источников. Известно, что век статистики наступил после 1800 г., хотя некоторыми данными о состоянии своих земель

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

§ 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Характер и особенности развития экономики. На рубеже XIX – XX вв. экономика России развивалась циклически: промышленный подъём 1893 – 1900 гг. сменился кризисом 1901 – 1903 гг. и последовавшей за этим депрессией, а в 1909 г. начался очередной рост,

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

8.1. Экономическое развитие Развитие капитализма в России при сохранении остатков крепостнических отношений порождало многочисленные экономические трудности и противоречия. Промышленный подъем 1890-х гг. сменился экономическим кризисом. Начало ему положил разразившийся

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Экономическое развитие Аграрный вопрос. В отношении аграрного вопроса с самого начала необходим общий подход, включающий все аспекты этой проблемы: социальный, политический, экономический и национальный. В период с 1864 г. до Первой мировой войны для определения аграрной

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Экономическое развитие Британии предстояло защищать свое положение ведущей морской державы и колониальные приобретения, сделанные ею в середине XVIII в., от серьезных угроз, возникших в 1775-1815 гг., среди которых можно выделить восстания в Америке и Ирландии и войны с

Из книги Япония: история страны автора Теймс Ричард

Экономическое развитие Официальный лозунг «Богатая страна - сильная армия» подразумевал как можно более тесные отношения между двумя направлениями политики национального укрепления. Японии было необходимо модернизировать экономику, чтобы сделать могущественной

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Экономическое развитие Среди исторических обстоятельств, обусловивших эти события, прежде всего отметим существенный рост численности населения Италии, которое в период с X по XIV век, по некоторым оценкам, удвоилось. Он повлек за собой повышение спроса и цен на землю и

автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность Промышленный подъем 1921–1925 гг. во многом был обеспечен вводом в действие ранее остановленных предприятий. Выпуск промышленной продукции в 1925 г. составил 75,5 % от довоенного уровня, в 1926–98 %.Разумеется, это «средние» цифры: в

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность «Средние» промышленные показатели 1941 г. дают не совсем точную картину тогдашней производственной разрухи. Они отражают как относительно динамичное развитие промышленности в первой половине года, так и удар, нанесенный ей

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность Экономические эксперименты Хрущева не слишком сильно сказались на динамике промышленного развития в 1953–1964 гг. Но темпы экономического роста замедлились, что вскоре дало о себе знать все чаще возникавшей нехваткой тех или

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность Обычно период второй половины 1960-х гг. рассматривается как наиболее успешный этап промышленного развития страны в 1960–1980-х гг. В дальнейшем соблюдалось постепенное замедление темпов экономического роста. Уже в девятой

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность В 1985–1986 гг. экономические показатели по многим позициям улучшились, и это оценивалось как немаловажный аргумент в пользу продолжения «перестройки». Однако уже в последующие два года стало ясно, что решающего экономического

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность В 1992–1995 гг. число промышленных предприятий возросло (за счет малых и частных предприятий) с 61,1 до 137 тысяч, однако численность промышленного производственного персонала сократилась за это время с 20 020 до 16 006 тыс. человек. В

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 2. автора Крист Карл

Экономическое развитие И для экономического развития империи при принципате стрелки были поставлены еще при Августе. При этом в последующее время те рамочные условия, которые создал первый принцепс, и те косвенные импульсы, которые он дал, оказались важнее, чем


Российская промышленность развивалась циклически: периоды промышленного подъема сменялись периодами спада.

1880-е годы были для российской индустрии не очень благоприятным временем. Народное хозяйство страдало от многих факторов, и промышленность, хотя и развивалась, но довольно умеренными темпами.

Начало 1890-х годов – оздоровление финансовой системы, способствовало улучшению оживления экономики в целом.

Начало 1890-х годов – начало промышленного подъема. Промышленный подъем 1890-х годов являлся не первым и не последним подъемом в истории нашей страны. Но среди всех подъемов он занимал особое положение, он выделялся своей исключительной продолжительностью, 10 лет, и интенсивностью. Ни до, ни после, промышленность не росла такими высокими темпами. Фактором, который обеспечил столь бурный рост промышленности, являлось железнодорожное строительство, которое осуществлялось на средства государства. Никогда в России не строили так много железных дорог. За 10 лет было построено более 20 тысяч верст железных дорог. Это столько, сколько почти за всю предшествующую пореформенную эпоху. Именно в этот период развернулось и завершилось строительство Транссибирской магистрали.

Быстрое ж/д строительство сыграло роль локомотива. Оно обеспечило рост заказов для тяжелой промышленности, способствовало усилению обмена между различными регионами, т.е. расширение внутреннего рынка. Это вело к росту спроса на промышленные изделия.

С 1890 до 1899 года общий объем промышленного производства увеличился в 2 раза. При этом особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, производство средств производства, она выросла в 3 раза.

Бурно росла черная металлургия. Резко сократилась зависимость России от других стран. До начала 1890-х годов бо льшая часть потребляемого в стране металла ввозилась из-за рубежа. Это нехорошо, потому что металл – хлеб промышленности, это стратегически важная вещь. В 1890-е годы благодаря бурному росту металлургии, резко увеличивается производство его внутри страны, и оно полностью удовлетворяет потребности внутреннего рынка.

Пром. подъем с 1899 года сменился экономическим спадом. Этот период кризиса промышленного производства носил общемировой характер. Российское хозяйство было уже достаточно втянуто в общемировое хозяйство.

Кризис начался в 1899 году, продолжался до 1903 года.

Если смотреть как развивалась промышленность в целом, то может сложиться впечатление, что никакого кризиса не было. Ни в один из этих годов общего спада производства не наблюдалось. Даже в самый тяжелый год, 1902, имел место небольшой прирост производства, на 0,1%. Почему же говорят о кризисе?

Он проявляется своеобразно. Кризис поразил не сразу всю промышленность, он постепенно охватывал разные ее отрасли. Сначала, 1899-1901 год, он затронул несколько отраслей, там начался спад производства, но в других отраслях продолжался рост. И если смотреть в рублях, то получается, что рост в одних отраслях компенсировал спад в других.

Затем кризис поразил следующие отрасли. И там началось падение. Но к этому те сферы, в которых раньше был кризис, постепенно из него вышли и начали наращивать производство. В результате рост производства у них компенсировал спад в других. Поэтому отрасли страдали, а в целом картина получалась благополучной.

С 1904 по 1909 год экономическая конъюнктура в стране оставалась неопределенной. В дореволюционной экономической литературе это время расценивалось как время депрессии. Работы советских исследователей показали, что этот тезис необоснован. И в действительности промышленное развитие носило более сложный характер, и отнюдь не депрессивный.

В 1904 году экономика вышла из кризиса, начался промышленный рост. Это было вызвано начавшейся русско-японской войной. Война привела к росту казенных заказов. Это стало побудившим мотивом для расширения производства.

1905 год. Произошло то, чего не было даже в самые тяжелые кризисные годы. Имел место общий спад промышленности. Но он был незначительным, 3%. Вызван он был не экономическими, а политическими процессами, забастовками. Учитывая масштабы забастовочного движения, а бастовали практически все предприятия, удивительно, что падение производства было всего 3%. Но предприятия бастовали в разное время, в результате тотального прекращения работы не было.

В 1906 году, несмотря на напряженную обстановку в стране, начался рост промышленного производства, до 1908 года.

В 1908 году неожиданно обозначился спад. Почему он произошел, выяснить не удалось.

С 1909 года обозначилась «повышательная конъюнктура», как говорят экономисты, т.е. тенденция к росту.

1910 год – фаза подъема до 1914 года, которая была прервана первой мировой войной.

Промышленный подъем предвоенный был вызван целым рядом обстоятельств. Большую роль сыграл рост покупательной способности населения. Этот рост в свою очередь был вызван такими факторами как: первая русская революция, в результате которой пришлось повысить зарплату рабочим, отменить выкупные, взимавшиеся с крестьян, что привело к росту материального благополучия, а следовательно расширяло емкость внутреннего рынка.

Кроме того, к этому времени окончательно были преодолены последствия мирового аграрного кризиса. Началось повышение цен на продукцию сельского хозяйства. Это привело к росту доходов крестьян, а следовательно и к росту потребления в деревне. Повышение жизненного уровня крестьян, а они составляли большинство населения России.

Пром. подъему способствовали и некоторые мероприятия государственной власти. Незадолго до начала 1 мировой войны были приняты обширные программы перевооружения сухопутных вооруженных сил, развития морских сил. Это вело к расширению казенных заказов, который стимулировал развитие промышленного производства.

В 1910-1914 годах промышленность росла такими же высокими темпами, как и в 1890-е годы.

Опережающими темпами развивалась тяжелая промышленность. За 1910-1914 год в отраслях, производящих средства производства, объем производства увеличился более чем на 80%. А в отраслях, производящих предметы потребления, легкой промышленности, на 40%.

К 1914 году, к моменту 1 мировой войны, промышленность не обнаруживала никаких признаков спада. Более того, в 1914 году не успели себя дать знать в полной мере результаты технического переоснащения предприятий, которые весьма в больших масштабах проводились.

В российской экономике происходят и определенные качественные изменения. Продолжался процесс централизации и концентрации капитала. На рубеже веков крупные предприятия захватывают себе доминирующее положение в основных отраслях фабрично-заводской промышленности. К 1905 году крупные предприятия, производившие продукцию на сумму более 100 тыс. рублей в год, преобладали в отраслях, на долю которых приходилось 80% всей промышленной продукции.

Развивалось акционерное учредительство. Акционерные общества росли как грибы в 1890-е годы. В результате начался новый этап монополизации.

1890-е годы были не очень благоприятны для создания монополистических объединений. Государство смотрело на них косо. Тем не мене в 1890-е годы создавались синдикаты. Но кризис стимулировал образование монополизаций, поскольку предприятиям приходилось договариваться между собой, чтобы не обессилеть друг друга в конкурентной борьбе.

Создаются синдикаты: Продамета – объединяющий металлургическими предприятиями юга России, Продуголь и т.д.

В предвоенный период создаются монополистические объединения более высокого уровня, чем картели и синдикаты, а именно: тресты, предусматривающие объединение не только сбыта, как в синдикате, но и производства; и концерны, когда предприятия, формальное самостоятельные, контролируются банками или группой банков.

Процесс монополизации протекает с разной скоростью в разных отраслях. Наиболее активно этот процесс шел в отраслях тяжелой промышленности. На предприятиях тяжелой промышленности, ориентированных на выполнение казенных заказов, всегда довольно остро вставала проблема сбыта. Их продукция не нужна массовому потребителю, поэтому они сильно зависели от казны. Например, в 1900 годы казна потребляла 50% всего производимого металла. Создание монополистических объединений давало возможность, сговорившись, решать проблему сбыту.

В легкой промышленности процессы монополизации были слабы. Они не испытывали проблем со сбытом. Конкуренция между ними была не особенно острой, потому что места хватало всем.

Масштабы влияния процесса монополизации преувеличивали. Несмотря на то, что тяжелая промышленность развивалась более быстро, чем легкая, но основную долю пром. продукции к 1914 году выпускали предприятия легкой промышленности.

Новым явлением в российской экономике явился процесс сращивания банковского и промышленного капитала с середины 1890-х годов, проникновение банковского капитала в промышленную сферу.

Объективную основу этого процесса составляли следующие обстоятельства: по мере того как страна двигалась по пути индустриализации, промышленность росла. Для ее развития требовались все более крупные вложения. Возникала ситуация, когда у промышленников на это денег не хватало. Но такие деньги были у банков.

С другой стороны, в период промышленного роста, вложение капитала в промышленную сферу являлось делом весьма привлекательным. Эти обстоятельства привели к тому, что с середины 1890-х годов в России, как и в других государствах того времени, обозначился процесс сращивания банковского и промышленного капитала.

Банки и раньше проявляли интерес к промышленности. Но обычно их операции с бумагами промышленных акционерных обществ носили характер обычных банковских спекуляций. Смысл в чем: дешево купить и дорого продать. Т.е. банки скупали на фондовых биржах акции промышленных предприятий, находившихся на грани банкротства. Такие акции стоили дешево. Затем банки добивались оздоровления предприятий, но чаще бывало, что они добивались не реального, а фиктивного оздоровления. После этого акции дорожали (шли вверх) и банки их быстро сбрасывали (продавали), не ожидая пока люди поймут, что оздоровления на самом деле нет. А разница составляла банковскую прибыль.

Но с середины 1890-х годов между банками и промышленными предприятиями начинают завязываться устойчивые контакты. Банки выступают в роли учредителей пром. обществ, держа за собой контрольный пакет акций.

К этому времени Россия располагала весьма развитой банковской системой. Среди российских банков выделялись: Петербургский международный коммерческий банк, Русский внешнеторговый банк, Русско-Азиатский банк, возникший в результате слияния Русско-Китайского и Северного банка.

Эти банки начинают активно внедряться в промышленность. Это стимулировало процесс монополизации экономики. Банки скупали акции пром. предприятий без особой системы. Поэтому нередко под контролем одного и того же банка оказывались конкурирующие друг с другом заводы или фабрики. Эта конкуренция была банку невыгодна, потому что кто бы в ней ни победил, банк окажется в проигрыше. Приобретая контроль над предприятиями, банки добывались прекращения конкурентной борьбы, объединения усилий.

Экономический кризис 1899-1903 года оказал на банковскую деятельность в промышленности весьма противоречивое воздействие. Банки старались сбыть с рук акции промышленных предприятий, потому что они стали убыточными. Но продать акции в период пром. кризиса сложно, только если очень дешево. Поскольку приемлемых цен достичь не удавалось, банкам приходилось брать на себя миссию по оздоровлению предприятий, вовлекаться в производственную сферу, выводить их из кризиса, чтобы самим не пострадать.

Таким образом, в период пром. кризиса многие связи между банком и пром. предприятиями, сложившиеся в предшествующий период, в 1890-е годы, оборвались. Но те, которые сохранились, стали более крепкими, более прочными.

Впоследствии во время предвоенного промышленного подъема эти связи укрепились еще больше. Проникновение банковского капитала в промышленность с разной скоростью происходило в разных отраслях. Наиболее заметно этот процесс давал себя знать в тяжелой промышленности.

В легкой промышленности ситуация была иной, банки с ней были связаны слабо.



Структура промышленности и формы собственности. Завершение промышленного переворота к середине 1880-х гг. значительно ускорило рост крупного производства и усилило его размежевание с мелким, кустарным производством. Из состава цензовой промышленности России, подлежащей государственному учету и статистическим обследованиям, исключаются мелкие предприятия кустарного типа. Уже в 1890-е гг. среди учтенных предприятий резко сократилось (с 23 до 8 тыс.) количество заведений, имеющих менее 16 рабочих, но увеличилось (с 4,5 до 6,6 тыс.) число предприятий с 16 и более рабочими. В 1900 г. вся промышленность империи, включая нецензовую, насчитывала свыше 38 тыс. заведений, а цензовая только в европейской части - около 21 тыс., или 54 %. Однако ее доля была очень высока в численности рабочих (91 %) и валовой продукции (94 %), что свидетельствует о безусловном господстве в индустрии России крупного производства.

Как и в других капиталистических странах, в России не только сохранялось, но и развивалось мелкотоварное производство. В городах действовали многочисленные пошивочные, шляпные, обувные, часовые мастерские, заведения по ремонту мелких металлических изделий. Практически во всех российских губерниях существовала кустарная промышленность, представленная крестьянскими промыслами. Общее число промыслов, имевших общероссийское значение, колебалось по разным подсчетам от 20 до 40. Одни из них существовали века (владимирский иконописный, павловский сталеслесарный, тульский металлический и пр.), другие формировались в последние десятилетия XIX в. Часто специализация промыслов была уникальна и связана только с определенным районом (красносельский ювелирный, вологодский кружевной, оренбургский пуховязальный, казанский сафьяновый, кимрский обувной). Промыслы (овчинно-шубный, столярный, сетевязальный), распространенные в нескольких губерниях, непременно имели местные отличия. Сохранявшаяся домашняя промышленность удовлетворяла внутренние потребности крестьянской и рабочей семьи: домашнее ткачество, шитье одежды, в том числе верхней, вязание чулок, носков, выделка обуви, зимней одежды и пр. Доля мелкой промышленности в стоимости общеимперской продукции составляла 25 % (около трети этого показателя приходилось на городских ремесленников и кустарей), а в численности занятых с учетом огромного количества кустарей-одиночек - 63 % (городских соответственно - 1/^)* Стоимость произведенной продукции на одного занятого в крупной индустрии превышала 2 тыс. руб., а в мелкой - достигала только 500 руб.

В некоторых отраслях кустарное производство долго удерживало свои позиции. В 1913 г. его доля составляла: в пищевой - 51 %, швейной - 96 %, кожевенно-обувной - около 89 %, в металлообработке - 20 %. Особенно значительно число кустарей превышало число рабочих крупной промышленности в отдельных производствах. Помимо 129 тыс. рабочих цензовой шерстяной промышленности, в кустарном валяльно-войлочном производстве было занято 250 тыс. человек. На ремонте сельскохозяйственных машин, изготовлении мелкого сельскохозяйственного инвентаря в деревенских кузницах трудилось свыше 260 тыс. человек, что составляло 54 % рабочих крупной металлообрабатывающей промышленности. В пищевой промышленности, не облагавшейся акцизом, насчитывалось 620 тыс. кустарей, а цензовых рабочих - только 78 тыс. Существенно дополняли кустари число рабочих (около 49 тыс.) крупной промышленности по обработке смешанных волокнистых материалов. В кружевном промысле этой отрасли трудилось почти 130 тыс., в трикотажном - 91 тыс., а в швейном - свыше 400 тыс. кустарей.

В промышленности России наибольшее распространение имела частная индивидуальная и корпоративная (акционерная) собственность. Первая в большей степени была характерна для средних и мелких предприятий, в том числе ремесленных. Промежуточной ступенью являлись частные семейные предприятия, существовавшие нередко в виде торговых домов и товариществ. Условием перехода промышленности к акционерной форме собственности было укрупнение производства, развитие которого потребовало больших финансовых затрат, превосходящих личные капиталы. Первоначально акционерные общества в основном аккумулировали средства для учреждения новых предприятий. В дальнейшем общества создавались для объединения нескольких предприятий, каждое из которых представляло отдельные стадии производственного процесса или смежные производства. Примером служит Южнорусское Днепровское металлургическое общество. В Донецко-Криворожском индустриальном центре Обществу в 1917 г. принадлежал» 5 заводов (Днепровский металлургический, Кадиевский доменный, Кадиевский химический ре куперационный, Часов-Ярский завод огнеупорных изделий и находящийся в постройке вагоностроительный), железные, марганцевые рудники, угольные копи. На заводах Общества было занято до 30 тыс. рабочих и производилось в год 82–87 млн пудов металла, более 1 млн пудов чугунных отливок, до 5 тыс. товарных вагонов, 32–35 млн пудов кокса. В России в начале века было немало таких объединений.

Основным этапом акционирования российской индустрии стали 1890-е гг. В начале десятилетия ежегодно открывалось от 50 до 100 компаний, а в 1899 г. этот показатель поднялся выше 300. Число акционерных обществ, возникших в 1894–1900 гг., достигло 1 тыс., а закрывшихся - около 120. Большая часть компаний в 1901 г. действовала в горнодобывающей, металлургической и металлообрабатывающей промышленности, а в текстильной и пищевой отраслях их было меньше. Невелико было число акционированных предприятий на транспорте, в торговле и городском хозяйстве. К 1914 г. в России действовало уже более 2 тыс. компаний (без железнодорожных обществ) с общей суммой капиталов свыше 4,5 млрд руб. При этом каждая пятая из них существовала не менее 20 лет. К этому времени акционирование значительно усилило свои позиции во всех сферах российской экономики. Число акционерных обществ почти удвоилось в горнодобыче, металлургии и металлообработке, в 2,6 раза увеличилось в системе городского благоустройства, в текстильной и пищевой промышленности. Акционерные компании утвердили свои позиции в химической, лесной и деревообрабатывающей, бумажно «полиграфической отраслях. Их число возросло в торговле, системе кредита и страхования, на транспорте. Акционирование горнозаводской промышленности Урала встретилось с серьезными правовыми ограничениями, не допускавшими раздела производственных комплексов заводов с горнозаводским землевладением, дробления горнозаводских округов при продаже или передаче их по наследству. Однако предприниматели обошли эти затруднения. К 1917 г. из 18 частных уральских округов середины XIX в. 14 были преобразованы в акционерные общества.

В кустарной промышленности индивидуальная собственность соседствовала с артельной и кооперативной. Муниципальная собственность, ранее представленная в основном земельными владениями городов, в начале XX в. расширяется в связи с сооружением электростанций, водопроводов, канализации, организацией трамвайного движения и т. д. Городские предприятия часто действовали в форме акционерных обществ.

На рубеже XIX–XX вв. существенные позиции в ряде отраслей промышленности сохраняла собственность государственной («государевой») казны. Особенно значительны они были в горнодобывающей, или горнозаводской, промышленности, где казне долгое время принадлежали рудники, шахты, прииски, горнообогатительные и металлургические предприятия, расположенные преимущественно на Урале и в Восточной Сибири. К началу XX в. их число заметно сократилось. В Европейской России в собственности казны остались Олонецкий и уральские Горноблаго датский (6 заводов), Екатеринбургский (7 заводов), Пермский округа. Казна владела рыбным, соляным, пушным промыслами, огромным массивом лесов, нефтеносными землями. Управление казенными предприятиями распределялось между различными ведомствами. В ведении Горного департамента Министерства государственных имуществ (затем - Министерства торговли и промышленности) находились горнозаводские округа с лесами, рудниками, шахтами, металлургическими и металлообрабатывающими заводами, в том числе Боткинским железоделательным и механическим, Златоустовским металлургическим, Александровским в Петрозаводске и др. В управлении Морского министерства сосредотачивалось значительное число судостроительных предприятий: Адмиралтейский, Николаевский (казенный до 1911 г.), Балтийский, верфи «Галерного островка», а также сыгравший большую роль в развитии отечественного производства броневой стали Ижорский завод. Военное министерство имело арсеналы, орудийные, ружейные, патронные, пороховые заводы, предприятия по изготовлению обозного имущества, шанцевого инструмента, обмундирования, военные хлебопекарни и сухарный завод. Многочисленные предприятия обрабатывающей промышленности, а также казенные винные склады, типографии, железнодорожные мастерские находились в управлении департаментов министерств финансов, торговли и промышленности, путей сообщения. Среди них были единичные предприятия-монополисты по изготовлению металлических и бумажных денег (Петербургский монетный двор, Экспедиция заготовления государственных бумаг), Императорский завод по производству игральных карт. Казенная собственность имела очень сильные позиции в судостроении, орудийном, снарядном, патронном производствах, а в пушечном и ружейном - монополию, так как в них запрещалось строительство частных предприятий.

В России существовала практика временной аренды частными лицами (иногда длительной, как, например, солеваренных предприятий) казенных заводов, а также сдача их в подряд, что было характерно для государственных промыслов. В XVIII–XIX вв. производилась передача в частную собственность созданных государством металлургических заводов, текстильных мануфактур, целых горных округов. Имел место и переход частных предприятий в казенную собственность обычно для поддержания созданного промышленного потенциала. Этим целям служил выкуп в казну в 1881–1895 гг. 28 частных железнодорожных компаний. Введение казенного управления практиковалось на отдельных частных предприятиях в периоды их критического состояния. Так поступали с Путиловским заводом (и не раз!) и Мальцовским промышленным округом. В состав последнего входили крупные чугунолитейные, машиностроительные, стекольные и хрустальные заводы, железнодорожные линии внутреннего пользования. Промышленный комплекс был создан не одним поколением этой семьи, но особенно приумножен С. И. Мальцовым, который после серьезной дорожной аварии в 1883 г. перестал заниматься делами. Чтобы не допустить развала промышленной империи (стоимость ее имущества оценивалась почти в 16 млн руб.), округ в 1885 г. передали в ведение казны. К казенной форме собственности была близка собственность уделов. В значительной своей части организованная капиталистически, она приносила немалые доходы, особенно возросшие после преобразований, проведенных в 1880-х гг. министром уделов И. И. Воронцовым-Дашковым. Существовала собственность всего дома Романовых и царствующей семьи.

В промышленности России имелась собственность Русской православной церкви (РПЦ). Помимо принадлежавших ей в 47 европейских губерниях 300 тыс. десятин земли, она владела промышленными предприятиями (свечными, мукомольными, типографскими, кирпичными, деревообрабатывающими и т. д.). Полностью ею было монополизировано производство восковых свечей.

Циклы промышленного производства и его динамика. С последних десятилетий XIX в. развитие российской промышленности во многом совпадало с общемировыми экономическими циклами, но действовали и внутренние факторы. Для рубежа веков условно можно выделить три этапа: 1 - подъем второй половины 1890-х гг.; 2 - кризис 1901–1903 гг. и затем депрессия; 3 - подъем 1909–1913 гг., прерванный мировой войной. В годы войны развитие промышленности происходило в чрезвычайных обстоятельствах, что требует выделения этих лет в особый период.

Основным фактором промышленного подъема 1890-х гг. стало развернувшееся железнодорожное строительство. Это было то звено, которое потянуло всю цепь. Только прокладка новых путей требовала металлических изделий в переводе на чугун больше 15 млн пудов в год. Вся потребность развития железнодорожного транспорта увеличивала эту норму до 50–65 млн пудов. Огромный рост потребности в металле и топливе вызвал строительство новых металлургических заводов, а также открытие новых шахт для добычи каменного угля, особенно антрацита, сооружение при копях коксовых печей. Меняла облик нефтепромышленность, становясь основой топливной отрасли. Железнодорожное строительство повлекло развитие мостостроения, рост паровозои вагоностроения, сопровождавшийся выработкой коксового чугуна и производством стали. Значительные перемены происходили и в других отраслях промышленности. Рост производства портландцемента достиг 583 %. Развитие деревообрабатывающей промышленности шло, в частности, за счет увеличения производства шпал для железнодорожных путей.

Промышленный подъем 1890-х гг. ознаменовался небывалым заводским строительством. Доля новых предприятий практически во всех отраслях, кроме металлургии, превысила количество дореформенных и составила 25–35 % всех заведений, действовавших к началу XX в. Для ряда отраслей (бумажно-полиграфическая, химическая, обработка дерева, минеральных веществ, животных продуктов) эти годы явились временем складывания их индустриальной основы. Вновь построенные заводы отличались лучшей энерговооруженностью и базировались на новых технологиях. Индустриальное преобразование было сопряжено с общими модернизационными процессами, протекавшими в обществе. Рост деревообрабатывающей промышленности, цементного, кирпичного, стекольного производств был вызван и городским строительством, происходившим в условиях увеличения фабрично-заводского населения. Изготовление кровельного железа в эти годы обогнало производство рельсов. Развитие информационных потребностей общества привело к увеличению в 1,6 раза числа бумажно-полиграфических предприятий. В 1890-х гг. сооружением 28 электростанций (против 5 в предшествующие 10 лет) закладывались первые основы отечественной электроэнергетики. Пик заводского строительства пришелся на конец десятилетия. В 1894–1900 гг. возвели 445 металлургических и металлообрабатывающих заводов, или 79 % всех новых в отрасли; в пищевой промышленности - более 1 тыс. предприятий, или около 80 % всех новых.

Хотя основной этап промышленного подъема приходится на вторую половину 1890-х гг., но в целом начиная с 1885 г. шло поступательное развитие отечественной индустрии. За 15 лет ее рост составил 133 %. Наиболее интенсивно развивались отрасли тяжелой промышленности. Добыча каменного угля увеличилась в 2,5 раза, нефти - в 3 раза, выплавка чугуна - в 3 раза, производство стали - в 6 раз. Основную долю прироста в металлургии (60 %) дали заводы нового Южнорусского промышленного района. За 15 лет производство металлообрабатывающей промышленности увеличилось в 3 раза, производство паровозов - в 4,5 раза, вагонов - в 7 раз. Стоимость всей машиностроительной продукции за 1891–1900 гг. поднялась более чем в 4 раза, в паровозостроении она возросла в 10 раз. Темпы роста в легкой промышленности оказались более умеренными. По этому поводу на рубеже веков предприниматели замечали: «Величайшим тормозом развития русской промышленности является крайняя бедность нашего населения. Не обеспеченное даже хлебом насущным, оно не может явиться широким потребителем фабрично-заводской промышленности». Наиболее низкий прирост (76 %) за 15 лет характерен для текстильной промышленности в целом. Отрасли легкой промышленности не могли рассчитывать на непосредственную или косвенную финансовую поддержку государства. Практически реконструкция не коснулась отечественной цветной металлургии. Ее единственная в России отрасль - медная промышленность - находилась в упадке, обеспечивая около 40 % потребностей отечественной индустрии. Несмотря на успехи транспортного машиностроения, не получили развития производства сложного машиностроения (оборудование для текстильных фабрик, производство дизелей и динамо-машин).

За последнее десятилетие XIX в. промышленное производство в стране удвоилось, а производство средств производства увеличилось втрое. В итоге доля тяжелой промышленности, достигнув почти 40 %, стала даже несколько чрезмерной, превосходя ее удельный вес в Германии и Франции (около 33 %). В 1890-х гг. Россия совершила гигантский индустриальный скачок, обеспечивший последующую положительную динамику ее развития в начале XX в. По абсолютным показателям фабрично-заводского производства Россия перешла на 5-е место в мире и 4-е в Европе.

Промышленный кризис 1900–1903 гг. (финансовые крахи, закрытие предприятий, резкое падение производства) продолжался сравнительно недолго и не остановил общее развитие промышленности. Он выразился в снижении темпов прироста, составивших в 1900–1903 гг. соответственно 5 %, 4 %, 0,1 %, 6,5 %. Начавшись в легкой промышленности еще в 1899 г… он в большей степени поразил тяжедую, в частности металлургию, металлообработку, машиностроение. Абсолютные показатели производства паровозов снизились почти вдвое, а вагонов - более чем вдвое. Производство черных металлов осталось на уровне 1900 г. В старых металлургических районах, на Урале и в ЦПР, из строя выбыло 88 домен. Происходила ликвидация части предприятий. Сильнее всего пострадала нефтяная отрасль. Валовая добыча нефти даже в 1908 г. не достигла уровня 1900 г. Это было следствием начавшегося падения производительности Annie ронских скважин в основном нефтедобывающем районе страны и учиненного в 1905 г., не без участия зарубежных конкурентов, пожара на Бакинских промыслах. Легкая промышленность, которая не столь успешно развивалась и в 1890-х гг., в начале века снизила среднегодовые темпы прироста с 6 % до 4 %. Отмеченные после начала Русско-японской войны некоторые признаки оживления промышленности не получили развития - депрессия продолжалась. Торгово-промышленная пресса писала: «Все отрасли отечественной промышленности и торговли к концу 1908 г. пришли в полное расстройство». Очевидно, это стало следствием разных причин, в том числе низких урожаев 1906 и 1908 гг., изменениями в торгово-промышленной политике правительства, исчерпанностью внутренних резервов прохмышленности, позволивших в предшествующие годы дать известный прирост. Неблагоприятная конъюнктура сохранялась всю первую половину 1909 г., но к концу года наметилось оживление.

Одной из особенностей этого кризисно-депрессивного периода промышленности, характеризовавшегося предпринимателями как «почти десятилетний застой», были сдвиги в техническом перевооружении предприятий. Увеличилось на 21 % число паровых двигателей, общая мощность всего энергетического оборудования выросла на 41 %, а суммарная мощность двигателей внутреннего сгорания - почти в 10 раз. Однако использование электромоторов оставалось ограниченным. В 1908 г. среди 165 производств обрабатывающей промышленности было всего 18, где доля электродвигателей составляла 10 % и более в мощности всех типов двигателей. Новое силовое оборудование завоевывало позиции не столько в новейших и ведущих производствах, сколько в производствах, базировавшихся ранее на ручном труде и системе мелких операций - канительное, белошвейное, брошюровочно-переплетное и пр. Электромоторы ускоряли их переход на индустриальную основу. В 1900–1908 гг. количество предприятий увеличилось минимально, выросла численность рабочих всего на 16 %, но за счет совершенствования оборудования и повышения производительности труда возрастание суммы производства составило почти 40 %. Прекратился многолетний застой в медной промышленности, где на ряде заводов налаживается производство электролитической меди. Более активно формируется новое электротехническое производство, выпустившее в 1908 г. электрических машин и приборов в 2,5 раза больше, чем в 1900. В условиях модернизации российского общества общий прирост продукции всей бумажно-полиграфической отрасли составил 56 %.

Среди факторов предвоенного промышленного подъема обычно называются перестройка промышленности в условиях кризиса, часто повторяющиеся в эти годы высокие урожаи (1909, 1910, 1912, 1913), «успокоение» политической ситуации, достигнутая финансовая стабилизация, увеличение казенных заказов в связи с перевооружением армии и флота, развитие городского строительства, рост массового потребительского спроса как результат революционных завоеваний, приведших к повышению заработной платы рабочих (примерно на 20 %) и отмене выкупных платежей крестьянства. Однако их суммарное воздействие на развитие промышленности пока не исследовано и требует обоснования.

Промышленный подъем, начавшийся со второй половины 1909 г. и прерванный в июле 1914 г., был схож с подъемом 1890-х гг. своей кратковременностью и интенсивностью. Он характеризовался значительным ростом промышленного производства в целом. В 1913 г. по сравнению с 1908 г. количество предприятий увеличилось на 31 %, численность рабочих - на 24 %, превысив уровень в 3 млн человек, а стоимость валовой продукции, оцениваемая на сумму свыше 7,4 млрд руб., - на 52 %. Среднегодовой прирост последнего показателя определялся в 10 %. Однако предвоенный подъем не имел такого всеобщего характера, как в 1890-х гг. Сохранился высокий прирост производства отраслей тяжелой промышленности (84 %), а товаров широкого потребления - только на 33 %. Это позволило восстановить к 1914 г. упавший во время кризиса и депрессии удельный вес производств средств производства опять на уровне 40 %. В ведущих отраслях отечественной индустрии высокий прирост (от 50 до 120 %) показали текстильная, металлообрабатывающая и химическая. А среднегодовой прирост в топливной промышленности составил всего 5 %. При этом увеличение добычи нефти шло за счет новых районов (Грозненский, Кубанский, Уральский и Закаспийский), значительно уступавших по уровню нефтедобычи Бакинскому, на который приходилось более 80 % добываемой в стране нефти. Хотя угледобыча в 1908–1913 гг. по сравнению с 1895–1900 гг. увеличилась с 7 до 10 млн т, темп прироста понизился. Отставала в общем объеме угледобычи доля коксующихся углей, необходимых для производства высокосортных металлов. Явный дефицит топлива сопровождался в предвоенные годы ростом цен на все его виды, даже дрова. В итоге в 1913 г. были отменены запретительные пошлины на ввоз иностранного угля. Производство электроэнергии в России оставалось ниже по объему в сравнении с более молодыми капиталистическими странами и на душу населения со всеми странами.

В годы предвоенного подъема не были преодолены кризисные явления в черной металлургии. Наиболее значительно возросла выплавка стали (72 %) и проката (67 %), а рост выплавки чугуна, составив около 63 %, не превысил показатель 1895–1900 гг. (110 %). В итоге правительство не только снижало ввозные тарифы, но в 1913 г. образовало Особое совещание по вопросу о недостатке железа. Одной из основных причин создавшейся ситуации была необходимость перевода крупнейших южнорусских металлургических заводов с выпуска продукции, используемой в железнодорожном строительстве, на выпуск продукции для машиностроения, металлообработки, домостроения. Однако такое перепрофилирование провести не удалось. Успешно продолжала развиваться медная промышленность, вдвое увеличив добычу руд и выплавку меди. Рост производства электролитической меди содействовал формированию меднопрокатного и кабельного поизводств, в чем нуждалась электроэнергетика страны. В итоге прирост машиностроения составил 73 % (в 1890-х гг. - 93 %). Большую часть этого прироста дали уже налаженные производства (судостроение, сельскохозяйственное машиностроение) и лишь частично новые (производственное машиностроение, электротехника). В составе продукции преобладали простые типы механизмов. В сельскохозяйственном машиностроении выпуск увеличивался в основном за счет плугов, сеялок, жаток-лобогреек, а сложные машины поступали из-за границы. Сходный процесс наблюдался в электротехнике, в производстве двигателей и станков. Наладили производство велосипедов, но не освоили выпуск автомобилей, начали строить самолеты, но не производили авиамоторы, занимаясь лишь их сборкой. Транспортное машиностроение только восстановило свой прежний уровень, несмотря на появление 4 новых заводов и увеличение энергетической мощности предприятий на 30 %. Особенно заметным было снижение натуральных показателей выпуска продукции. Падение производства паровозов продолжалось и в первые годы подъема, будучи к 1914 г. на 31 % ниже уровня 1900 г. Выпуск вагонов в 1913 г. достиг 32 тыс., приблизившись к показателю 1900 г. (33 тыс.).

Недостаточное развитие добычи топлива, производства металла и машиностроения увеличивало зависимость отечественной промышленности от заграничных поставок оборудования, станков, металлов, топлива. Серьезность ситуации показывают данные о приросте импорта в первую половину 1914 г.: по каменному углю, меди, свинцу, изделиям из меди и свинца он составил более 22 %, машинам, кроме земледельческих, - около 30 %, стали - свыше 75 %, железу сортовому и листовому - почти 190 %. Такие объемы ввоза вызывали большие траты частных фирм и государства, существенно осложняя обновление основных капиталов, что увеличивало расходы на ремонт оборудования, которые в 1900-х гг. росли быстрее, чем на новое имущество. Недостаток капиталов сказывался в предвоенные годы на относительном по сравнению с подъемом 1890 гг. сокращении заводского строительства.

В период промышленного подъема развивалось жилищное, коммунальное и общественное строительство, что привело к росту в 2 раза отрасли по обработке минеральных веществ и таких ее производств, как цементное (в 3 раза), кирпично-керамическое (в 2 раза) и стекольное (в 1,5 раза). Их суммарный прирост по общей стоимости производства составил 114 %. Однако в системе производств данной отрасли далеко не все имели такую положительную динамику. Значительными колебаниями отличалось развитие фарфоро-фаянсового производства, которое, увеличив в 1910 г. выпуск продукции в стоимостном выражении и в количестве изделий, затем демонстрирует их неуклонное снижение. В 1913 г. сокращение стоимости произведенной продукции и численности рабочих к уровню 1912 г. составило соответственно 18,5 % и 4 %; в 1914 г. - 36 % и 16 %; в 1915 г. - 47 % и 27 % и т. д. Такая неустойчивая динамика отражала низкий уровень благосостояния населения России, слабость развития новых отраслей (электроэнергетики, электротехники) и ограниченное строительство в российских городах многоэтажного комфортабельного жилья. Итогом стало отсутствие, помимо потребительского спроса, и производственного, в частности на технический фарфор и фаянс.

Итог развития промышленности с 1904 г., когда завершилась острая фаза кризиса, по 1913 г. выразился в увеличении стоимости произведенной продукции на 88 %, из которых более двух третей приходится на период промышленного подъема. Общий среднегодовой прирост составлял около 9 %. Эти цифры отражают увеличение промышленного производства в стране, но не динамику развития качественных показателей в условиях индустриализации.

Производственно-отраслевая структура промышленности является важным признаком модернизации индустриальной базы страны. Уже в последние десятилетия XIX в. в промышленности большинства развитых стран «пар и чугун» стремительно уступали место «электричеству и стали». В России этот процесс развивался крайне медленно и наиболее масштабно проявился только в эпоху подъема 1890 гг., а затем в период Первой мировой войны. В результате бурного развития в конце XIX в. новых производств и перехода многих традиционных сфер промышленного труда на индустриальную основу в российской промышленности сложилась ее отраслевая структура, которая оставалась неизменной до 1914 г. Обрабатывающая промышленность, включавшая 13 отраслей, занимала ведущее место в индустриальном потенциале страны, преобладая в показателях стоимости производства (свыше 90 %), в численности рабочих (свыше 82 %) и количестве предприятий (более 80 %). Ведущую роль в ней играли хлопчатобумажная, металлообрабатывающая и пищевая отрасли. Их доли в стоимости всей промышленной продукции страны находились на уровне 20 %, 16 % и 32 %. При этом для двух первых была характерна высокая концентрация рабочей силы - соответственно 20 % и 21 %. В 1913 г. усилились позиции металлообрабатывающей (около 20 %) и химической (7 %) отраслей. В горнодобывающей промышленности России ведущее место занимали каменноугольная и нефтяная отрасли. Их доли в начале XX в. составляли соответственно 29 % и 53 % в стоимости производства, 47 % И 15 % пролетариата горнозаводской промышленности. Каждая из отраслей промышленности подразделялась на подотрасли и производства, число которых в начале века достигало 300 наименований. Именно появление среди них новых производств обеспечивает динамизм эволюции отраслевой структуры индустрии страны.

Громадные территории России и ее континентальное положение в геополитическом пространстве требовали более активного развития и формирования новых отраслей, учитывая имевшиеся для этого природно-сырьевые ресурсы. Ощутимой лакуной производственно-отраслевой структуры российской промышленности было отсутствие развитой металлургии, особенно сталелитейного производства, специализированного машиностроения, включая станкостроение, производство сложных машин, агрегатов и прочего оборудования, а также электроэнергетики как основы топливно-энергетической базы индустрии XX в. В таких странах, как США, Германия, Англия, в это время существовала развитая сталелитейная промышленность, включавшая производство качественных сталей и ферросплавов, без которых невозможно наладить выпуск большинства видов машиностроительной продукции. В производственно-отраслевой структуре индустрии России отсутствовали электротехническая, автомобильная, авиационная промышленности, массовое фабричное производство одежды и обуви, индустриально оснащенная мясо-молочная промышленность и пр. В отличие от подъема 1890-х гг. предвоенный не принес радикальных изменений в отраслевую структуру российской промышленности, не показал значительного роста ни тяжелой индустрии, ни отраслей, обслуживающих массовый потребительский рынок. Он в целом не стал новым прорывом в индустриализации России. Основной причиной явилось отсутствие того импульса, которое государство дало промышленному развитию страны, начав в 1890-х гг. грандиозное казенное железнодорожное строительство. Использованные с этой целью государственные финансы обеспечили в конечном счете не только рост промышленного производства в стране, но радикальное преобразование его отраслевой структуры и технологическую реконструкцию. В годы предвоенного подъема средства, вырученные от возросшего хлебного экспорта и повышения хлебных цен, поступали в основном на текущие счета коммерческих банков и в государственные сберегательные кассы. Эти накопления не могли стать источником долгосрочных вложений в промышленность, так как подобное использование депозитов противоречило практике банковской деятельности. Сберкассы тратили средства в основном на приобретение облигаций государственных железнодорожных обществ. В предвоенные годы промышленность испытывала недостаток капиталовложений из-за сокращения внешних займов, что объяснялось увеличением государственного долга России к 1913 г. в 3 с лишним раза относительно приходной части бюджета. Скудные внутренние накопления в небольших количествах направлялись казной на финансирование столыпинской аграрной реформы и военных программ, а главное - на традиционную поддержку дворянства.

Инженерно-технические и рабочие кадры являются важным показателем степени индустриализации страны. Общая культурная отсталость России не способствовала решению этой проблемы. Грамотность рабочих, уже в конце XIX в. превосходя общий уровень по империи, оставалась низкой: 60 % среди рабочих-мужчин и 35 % среди женщин. Сохранялся существенный отраслевой и районный разброс значений этих показателей. Благодаря общим социокультурным процессам, протекавшим в российском обществе, технологическому усложнению производства в промышленности и на транспорте грамотность пролетариата постепенно росла. Этому способствовало развитие профессионально-технического образования, осуществлявшееся при содействии правительственных учреждений, и распространение внешкольного образования силами чаще всего общественных организаций. К 1918 г. грамотность среди рабочих-мужчин основных промышленных районов европейской части страны поднялась почти до 80 %, а среди женщин-работниц - до 44 %. Свидетельством недостаточности культуры индустриального труда в России оставалось широкое распространение «работы на глазок», т. е. на основе навыков мастерства, без использования чертежей, стандартов и других технических норм, которые обязательны в массовом индустриальном производстве. Решению этой проблемы мешало отсутствие достаточного количества инженерно-технических кадров, из-за чего множество руководителей низшего производственного звена были самоучками.

Концентрация производства и пролетариата была характерна для большинства отраслей российской промышленности. К 1908 г. в цензовой обрабатывающей промышленности исчезли отрасли, которые имели среднюю численность рабочих до 30 человек и годовую стоимость производства до 50 тыс. руб. на одно предприятие. Одновременно появились отрасли, где средняя численность на предприятиях превышала 500 рабочих (хлопчатобумажная промышленность). В ряде отраслей значительно увеличились показатели средней годовой выработки на одно предприятие. В обработке хлопка она была свыше 500 тыс. руб., а в обработке льна, металлообработке, химической промышленности колебалась в пределах 250–500 тыс. руб. В литературе существует преувеличение роли крупных предприятий в промышленности России, в частности по сравнению с Германией, как результата их поддержки правительством и «насаждения промышленности сверху». Однако сопоставление данных переписей обеих стран показывает, что в 1908–1912 гг. среднее число рабочих на одно предприятие по всей России составляло 112–137 человек, в отраслях по обработке хлопка - 520, а в металлообработке - 110 человек. В Германии эти показатели были следующими: 176 рабочих по всей промышленности, 204 - в обработке хлопка и 221 рабочий - в металлообработке.

Накануне предвоенного промышленного подъема в 165 производствах 12 основных отраслей цензовой обрабатывающей промышленности России доля мелкого производства, характерного для 23–29 производств (около 15 % от всех), была заметна только в общем числе предприятий, составляя 36,5 %. В общей структуре промышленности преобладали производства (всего 105–107), для которых были типичны средние предприятия. При незначительности числа производств (26–30), относящихся к разряду крупных, их доля в стоимости продукции (34 %) и числе рабочих (35,5 %) была значительна. Всего 5–6 производств, у которых средняя стоимость годового производства на предприятие превышала 3 млн руб, а число рабочих - 2 тыс., концентрировали более 17 % стоимости общеимперской продукции и свыше 20 % всех рабочих. Совокупная доля крупного и крупнейшего производства составляла 51 % в сумме производства и почти 56 % в числе рабочих.

Промышленные регионы. Важным показателем развития промышленности отдельного государства выступает характер ее размещения по территории страны и наличие индустриальных районов. Россию отличала высокая степень концентрации промышленности в европейской части, где находилось около 93 % всех предприятий и 96 % рабочих, вырабатывалось 92 % продукции обрабатывающей промышленности. В начале XX в. в Российской империи существовали Центрально-промышленный (ЦПР), Петербургский, Польский, Южнорусский и Уральский промышленные регионы. Заметным промышленным потенциалом обладали Юго-Западный и Прибалтийский районы.