Общественная организация

Общественная организация - добровольное объединение граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Разъяснение

Общественная организация это одна из организационно-правовых форм (пар. 6 гл. 4 ГК РФ).

К общественным организациям, в том числе относятся: политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (пп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ);

Правовое положение общественных организаций регулируется пп. 2 пар. 6 гл. 4 ГК РФ:

Статья 123.4. Основные положения об общественных организациях

1. Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

2. Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

3. Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Статья 123.5. Учредители и устав общественной организации

1. Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

2. Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Статья 123.6. Права и обязанности участника (члена) общественной организации

1. Участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

2. Участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 настоящего Кодекса, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

Участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.

3. Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.

Статья 123.7. Особенности управления в общественной организации

1. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

2. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

Основной закон государства (КРФ) гарантирует каждому право создавать на своё усмотрение общественные организации (далее – ОО) без предварительного соглашения органов власти и местного самоуправления. Объединения подлежат обязательной государственной регистрации и приобретают статус юридического лица (далее – ЮЛ).

Порядок ликвидации зарегистрированной ОО не отличается от порядка ликвидации любого другого юр. лица. Но существует ряд особенностей. Например, общественное объединение может существовать и без регистрации. В этом случае оно не приобретает прав ЮЛ и не нуждается в ликвидации.

Правовые основы деятельности

Создание, регистрация, деятельность и ликвидация ОО регулируется КРФ и ФЗ №82. Общественной организацией называется основанное на членстве, созданное на базе совместной деятельности добровольное объединение людей. Такие объединения создаются с целью защитить законные права и интересы.

Общественные организации независимо от их формы равны перед законом.

Подобное равенство распространяется и на участников ОО: учредители и основатели имеют одинаковые права с людьми, получившими членство. Общественные организации не занимаются коммерческой или государственной деятельностью. Одна из отличительных особенностей – членство в таких объединениях могут получить как ЮЛ, так и физические лица (ФЛ).

Руководит общественной организацией выборный орган. Он занимается реализацией прав и несёт ответственность за свою деятельность. Членами ОО могут быть только лица, достигшие 18-летнего возраста. Одно из основных обязательств ОО – иметь устав. Что касается права, то общественная организация может иметь свою символику. Регистрация только добровольная.

Если члены и основатели хотят чтобы объединение приобрело статус ЮЛ, то регистрация необходима.

К общественным организациям относятся:

  • политические партии;
  • массовые общественные движения;
  • профсоюзы и т.д.

Учредителями ОО могут быть физические и юридические лица. Членство предоставляется по аналогичному принципу, только с одним условием – ЮЛ должно пройти процедуру госрегистрации.

Одним из важнейших условий, определяющих статус ОО, является тот факт, что государство не участвует в их деятельности.

Уполномоченные органы и общественные организации соблюдают принцип невмешательства в работу друг друга. Деятельность ОО строится также и на конституционных принципах свободы, гласности и законности. Общественные организации обладают рядом налоговых льгот, которые предоставляются государством, но оно, в свою очередь, устанавливает определённые требования к уставным документам ОО.

Цели

Основной целью, которую преследует общественное объединение, является защита прав и интересов его членов. Например, для политической партии – это выражение воли ее членов и участие в формировании органов власти.

А вот массовые общественные движения преследуют не только политические цели.

Их участники не имеют фиксированного членства. Целью существования профсоюзов является защита социально-трудовых прав их участников.

Законодательство

Деятельность общественных организаций регулируют следующие н-п акты:

  • ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ»;
  • ТК РФ.

К законодательным актам, которые регулируют порядок создания, функционирования и ликвидации ОО относится ряд нормативно-правовых документов, направленных на противодействие экстремистской деятельности в стране. К источникам права в данном случае можно также отнести законы, устанавливающие порядок деятельности политических партий, общественных движений и профсоюзов.

Варианты прекращения работы


Ликвидировать общественное объединение можно:

  • добровольным способом;
  • в принудительном порядке;
  • альтернативным способом.

Завершение деятельности в добровольном порядке предусматривает проведение собрания основателей организации (партийного съезда) и принятия соглашения о ликвидации. Принудительный порядок предполагает ликвидацию по решению суда. Оно может быть вынесено, только если своей деятельности ОО не придерживалась условий указанных в ст. 44 ФЗ №82.

Альтернативная ликвидация всегда добровольная. В этом случае учредители общественного объединения решают для себя будут ли они сами участвовать в ликвидационной процедуре или им нужен представитель. Посредником между госорганами, участвующими в закрытии ОО и основателями может быть компания, предоставляющая услуги по ликвидации под ключ или грамотный юрист.

Ликвидация общественной организации: пошаговая инструкция

При ликвидации ОО должна прекратить своё существование как юридическое лицо и как участник гражданско-правовых отношений.

Порядок завершения деятельности следующий:

  1. На первом этапе проводится собрание участников, на котором принимается решения о ликвидации. Если организация имеет статус ЮЛ и статутными документами не предусмотрено иного, ее ликвидация будет правомерной при наличии зафиксированного согласия учредителей.
  2. Основатель(-ли), принявшие решение о завершении деятельности, назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию (далее – ЛК). При назначении они обязаны принять во внимание пожелания всех членов ОО, так как их право принимать участие во всех аспектах деятельности объединения не может быть нарушено.
  3. Порядок и сроки ликвидации устанавливает ЛК сразу после назначения. Это правило распространяется и на комиссии, которые приглашаются извне при альтернативном завершении деятельности общественного объединения.
  4. Члены ЛК в СМИ сообщение о ликвидации и сроки, допустимые для предъявления требований. Кредиторы и другие лица, у которых могут быть претензии к организации могут предъявить их только благодаря этому уведомлению. Сроки, отведённые для выдвижения требований, должны быть соблюдены даже, если у организации нет долгов пред третьими лицами.
  5. О принятии ликвидационного решения уведомляются ПФ, ФСС, ИФНС РФ, а также соответствующее управление МинЮста.
  6. Отсылаются письменные сообщения кредиторам о завершении деятельности организации. Это делается с целью доказать соблюдение процедуры, в случае если кредиторы, не заявившие свои требования в срок, попытаются обратиться в суд о взыскании. Предпочтительно отсылать письма с уведомлением.
  7. После того как пройдены все этапы, связанные с уведомлением третьих лиц и госорганов, ЛК приступает к составлению (далее – ПЛБ). В нем должны быть отражены все активы и пассивы объединения. Документ подлежит согласованию с руководством организации, ПЛБ заверяется органом, который принял решение о ликвидации.
  8. Следующий этап – удовлетворение требований кредиторов.
  9. Составление остаточного ЛБ. Порядок его утверждения аналогичный регламенту, предусмотренному для промежуточного ликвидационного баланса. Оба документа фиксируются по соответствующему протоколу.
  10. Предпоследний этап – . Если в уставе указанно, куда или кому должны перейти остатки имущества, то используются положения правоустанавливающего документа; в ином случае проводится съезд или собрание участников.
  11. Распределяют имущество учредители общества. Если члены ОО не могут прийти к согласию в вопросе распределения, они имеют право передать дело на рассмотрение в суд.
  12. Если организация носила статус ЮЛ, ее необходимо исключить из ЕРЮЛа.

После внесения в реестр сообщения о ликвидации ОО, процедуру можно считать завершённой полностью. Структурные подразделения завершают свою деятельность в случае ликвидации основного общества.

Собрание, решение, ликвидаторы


Для того чтобы начать ликвидационный процесс изначально необходимо провести собрание. На него должны быть приглашены все участники организации.

Соглашение о ликвидации считается правомочным, если «за» проголосовали 100% участников собрания.

Очень часто на практике уставами это количество сокращается к двум третьим от общего числа присутствующих.

Общественная организация, обладающая статусом ЮЛ, может быть ликвидирована по согласию учредителей. Когда основатель один – выносится его единоличное решение, если иное не предусмотрено статутом. Ход собрания фиксируется протоколом. На собрании формируется ЛК и устанавливается порядок ее деятельности.

Инициалы членов созданной комиссии указываются в протоколе собрания (съезда). Учредители или основатели организации могут быть участниками ЛК. Эта комиссия становится законным представителем ОО в судах и государственных органах. В своей работе она должна опираться на положения Гражданского кодекса РФ.

Подача документов


После создания или приобщения извне ЛК на комиссию возлагаются обязательства, связанные с формированием и подачей документов в различные инстанции. Члены данной комиссии занимаются размещением публикации в СМИ. Кроме того, они должны отправить уведомления в государственные органы. Для этого используются формы Р15001 и Р15002.

Все сообщения отправляются до составления проекта ПЛБ. Особенно тщательную проверку документов будет проводить управление МинЮста. Во многом это обосновано тем, что данный орган занимается регистрацией юр. лиц, а также внесением изменений в Единый реестр ЮЛ.

ПЛБ, расчёты


После завершения этапа подачи документов и публикации сообщений о ликвидации и по истечении срока, установленного для предъявления требований к ОО, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс расходов и поступлений. Проект документа подлежит согласованию в налоговой инспекции и заверению руководством объединения (органом, принявшим решение о ликвидации).

После фиксации факта принятия баланса в протоколе, проводится удовлетворение требований кредиторов и прочих заинтересованных лиц.

В первую очередь проходит выплата долгов внебюджетным организациям (пенсионный фонд и ФСС), а также налоговикам. Потом удовлетворяют требования ЮЛ и физических лиц. Если капитала объединения недостаточно для погашения долгов, проводится продажа его имущества.

Владелец вторичного капитала будет ответственен за проведение этой процедуры. Если полученных средств окажется недостаточно для покрытия долгов, кредиторы могут обратиться в суд с требованиями к владельцу о продаже имущества. Остаточный ЛБ составляется и заверяется по аналогичному алгоритму.

Сроки и стоимость


Период ликвидации и стоимость процедуры зависят от способа завершения деятельности. Минимальный срок официальной ликвидации – 3 месяца. Самые незначительные затраты понесут организации, которые выбирают добровольное завершение деятельности с формированием собственной ЛК. Самый дешёвый путь, но далеко не самый быстрый.

Отличными альтернативными решениями являются:

  • ликвидация через управляющую компанию (срок – около 3 недель; стоимость – 20-30 тыс. рублей );
  • (срок – больше 1 месяца; стоимость – 30-35 тыс. рублей ).

Альтернативная ликвидация – это всегда временное решение проблемы. После ее завершения не вносятся изменения в ЕГР, а значит, кредиторы в любой момент могут предъявлять свои требования. Это хороший способ завершить деятельность ОО, которая не была зарегистрирована как ЮЛ.

Оптимальный способ ликвидации для объединения, которое проходило регистрацию в МинЮсте официальный.

Завершение деятельности в таком ключе с участием компании посредника занимает 3-6 месяцев и может обойтись в 25-50 тыс. рублей . Представительство интересов в случае банкротства самое дорогое – максимальная сумма может составлять 200 тыс. рублей , а сам процесс будет длиться 6-8 месяцев.

Можно ли остановить или оспорить процедуру?

Процедура ликвидации может быть оспорена и остановлена в судебном порядке. К оспариванию прибегают в большинстве случаев кредиторы, которые не смогли предъявить свои требования ввиду того, что ЛК был проигнорирован этап публикации сообщения о завершении деятельности в СМИ.

Суд, оценив все фактические данные по делу, может признать процедуру ликвидации недействительной.

Также может быть оспорено требование кредиторов о продаже имущества владельца. Законодательством предусмотрена возможность приостановления ликвидационного процесса, но не указано в каких конкретных случаях это может быть применено. Остановить процедуру закрытия ОО можно и без решения суда.

Например, это можно сделать в тот отрезок времени, пока будет проводиться альтернативная ликвидация, которая позволяет подготовиться к официальному завершению деятельности. Самым выгодным и быстрым способом ликвидации общественного объединения можно считать официальное завершение деятельности при участии компании-посредника.

Все сложности ликвидационного процесса распространяются только на те ОО, которые были зарегистрированы как юрлица. Те объединения, которые не были внесены в ЕРЮЛ, могут считать оптимальным способом завершения деятельности схему с самостоятельным назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии).

Общественное сознательное

— Купите браслетик — так вы поможете детям с церебральным параличом! Всего 500 рублей!

— Не проходите мимо! Пожертвуйте на помощь инвалидам нашему благотворительному фонду — кто сколько может!

Уж сколько раз предупреждали москвичей и гостей столицы: если на улице стоят представители некоего фонда и просят деньги на помощь детям, животным, инвалидам или предлагают купить «в помощь нуждающимся» копеечный браслетик за 500 рублей, не подавайте: это мошенники. Настоящие фонды, живущие на частные пожертвования, не ходят по улицам с целью сбора денег. Их сотрудники могут подходить к прохожим с информацией, дать буклет или листовку, но взять наличные деньги на улице — нет.

А чем вообще занимаются некоммерческие организации? «МК» решил это выяснить.

Бабушка на час — это не то, о чем вы подумали

Правительство Москвы, Администрация Президента, районный ЖЭК — эти организации знают, пожалуй, каждый москвич и большинство россиян. А вот про общественные структуры, которые также есть в любом городе, осведомлены немногие.

Их называют по-разному — некоммерческие организации (НКО), третий сектор. Но пока что для большинства людей эти термины ассоциируются в основном с иностранными агентами да сомнительными грантами.

Между тем все большее количество простых людей объединяются в группы и занимаются общественной работой. Активисты скрашивают жизнь пожилым согражданам, помогают попавшим в непростые ситуации, а подчас и спасают жизни...

Вот, казалось бы, «муж на час», «жена на час». Кого еще из членов семьи можно брать в аренду с почасовой оплатой? Член Общественной палаты Нижнего Новгорода Людмила Маркеева выступила с инициативой ввести услугу «Бабушка на час» в .

Суть такова: если вы пенсионерка и у вас нет внука, вам его найдут и дадут в полной мере выразить свою неистраченную любовь и нежность. Бабушки работают не только в многодетных или неблагополучных семьях, но и там, где родители заняты работой, а ребенка не с кем оставить. Услуга, распространенная в Америке, Европе и даже Белоруссии, с некоторых пор прижилась и в России. Три года назад временные бабушки появились в Республике Бурятия, Ивановской и Нижегородской областях. Не так давно к услугам пенсионерок стали прибегать в Орловской и Владимирской областях.

В конце марта Людмила Маркеева представила проект на форуме «Сообщество» в Нижнем Новгороде. После этого ее инициативу поддержала Общественная палата РФ.

Глава Департамента социальной защиты Москвы Владимир Петросян положительно высказался о возможной реализации проекта в столице. Но, как пояснили представители департамента, проект «Бабушка на час» не будет запускаться как государственная услуга. Инициатива должна исходить именно от общественности. И если какая-то организация обратится за помощью, департамент окажет ей всю необходимую поддержку.

Именно таким образом организована поддержка «бабушек на час» в регионах. В Республике Бурятия, где три года назад первыми проект запустили в России, его работой занимаются Управление соцзащиты населения по Улан-Удэ и Байкальский благотворительный фонд. Именно фонд выполняет большую часть работы для того, чтобы бабушки все-таки встретились с внуками. При этом государство, а именно министерство социальной защиты населения республики, оказывает проекту финансовую помощь. Услуги бурятских бабушек оплачиваются из фонда по гранту министерства: пенсионерки получают 50 рублей в час.

В трудных или малообеспеченных семьях, с которыми бабушки также работают, ситуация другая: родители не могут позволить себе оплатить услуги нянь. И в этом случае активисткам помогают благотворительные фонды.

А какова ситуация в Москве? Появится ли здесь та самая «инициатива снизу», на которую готовы ответить в Департаменте соцзащиты?

— Конечно, такое волонтерство необходимо Москве. Но встает тонкий вопрос, связанный с темой здоровья. Работать будут пожилые люди, которые не всегда могут дать гарантии, что придут на работу вовремя или вообще смогут прийти. А это очень важно, ведь родители будут на них рассчитывать. Впрочем, все это можно предусмотреть и учесть, ведь пожилые люди очень зрелые и ответственные, их помощь в таких вопросах будет неоценима. Можно сказать точно, что и волонтерские организации, и фонды возьмутся за такую работу. Хотелось бы, чтобы государство поддержало это финансово, ведь для бабушек деньги лишними не будут, — рассказали «МК» в одном из благотворительных фондов Москвы.

Родители, опрошенные нами, тоже положительно отнеслись к инициативе. «Я такой бабушке даже целую комнату выделю, — пообещал бизнесмен Михаил. — Пусть живет хоть все время!»

«Бюрократическая система нарочито дает человеку минимум информации»

Эти истории похожи одна на другую: улетели в отпуск, ничто не предвещало беды, но беда случилась. Потом — долгая борьба за право снова оказаться на родной земле. Так произошло и с трехлетней Майей, для семьи которой поездка в Турцию обернулась страшным сном.

Москвичи прилетели в Турцию первого июля. На следующий день отец с женой и детьми уже отдыхали у бассейна в отеле. Маленькая девочка плавала в надувном круге в воде. Внезапно ребенок вывалился из круга в воду и начал тонуть. У Майи случилась гипоксия, и ее срочно нужно было везти в больницу. Проблемы начались уже с этого этапа.

— Перед тем как вызвать любого врача или «скорую», нужно обратиться в страховую компанию, чтобы она сначала сама вызвала того врача, который ей нужен, — рассказал отец девочки Александр. — Но это правило не распространяется на экстренные случаи, когда человек находится в критической ситуации. Наша страховая компания сначала сопротивлялась, хотела вызвать врача сама, но потом согласилась, что это именно экстренный случай, и Майю удалось увезти в ближайший госпиталь.

В госпитале девочке оказали первую помощь, стабилизировали, а потом перевезли в больницу. В отделении интенсивной терапии педиатрического корпуса Майя провела 16 дней, 6 из них — в бессознательном состоянии.

— Дальше я совершил большую ошибку, — говорит Александр. — Нужно было сразу связаться с консульством, а я этого не сделал. Я связался с ними только через шесть дней. Почему не сразу? Я просто не знал об этом. Это, правда, единственное, что нужно сделать сразу. Потом я написал еще в несколько организаций. Из консульства мне ответили сразу, вопрос только в том, что все остальное происходило не сразу, — рассказал Александр.

По его мнению, бюрократическая система построена так, чтобы давать потребителю минимум информации. К счастью, нашлись люди, которые примерно знали, что и как делать.

— Через знакомых я узнала о несчастном случае в Турции, — говорит гражданская активистка Евгения Лазарева. — Я никогда не сталкивалась с такой ситуацией, я экономист по образованию. Но девочка была в критическом состоянии, на аппарате искусственного дыхания, страховка заканчивалась, и родители не знали, что делать, — рассказала Евгения.

Дальше машина завертелась. По совету Евгении Александр написал письмо заместителю председателя Правительства РФ Ольге Голодец, и та смогла ускорить процесс подписания нужных бумаг. Евгения привлекла к работе общественное движение, сотрудники которого помогли с оформлением документов. История маленькой Майи затронула многих людей, которые не остались в стороне и помогли девочке вернуться в Россию.

18 июля Майю привезли в Москву в клинику Рошаля, где она находится до сих пор. Всего с момента обращения в консульство до прилета в Россию прошло всего десять дней. Увы, такая скорая развязка происходит не всегда. Даже в случае активной помощи друзей задержаться в чужой стране можно и на три недели, и на месяц, и даже дольше. Ну а если помочь некому, пострадавшим придется пройти весь бюрократический лабиринт. И не факт, что выход из него в итоге найдется. «С ужасом думаю, как могла бы повернуться ситуация, если бы не помощь гражданской активистки», — говорит Александр.


«Рассказывайте о своем опыте как можно шире: ложная скромность неуместна»

На форуме «Сообщество» в Петрозаводске, где обсуждалась деятельность гражданских активистов, прямо назывались препятствия для развития третьего сектора: недооценка его потенциала со стороны государства и бизнеса, бюрократизм во властных структурах, разобщенность некоммерческих и общественных организаций. Тем не менее активисты стараются преодолеть властные препоны — и у многих это получается.

Примеров помощи людям, попавшим в беду, можно привести множество. Например, руководитель организации «Особая семья» Роза Ключарева из Петрозаводска смогла вернуть веру в себя многим инвалидам и больным детям (а также их родителям). Юрий Иоффе ищет людей, которые впоследствии могут стать донорами костного мозга (кстати, его регистр входит во Всемирную ассоциацию доноров костного мозга и имеет регистрацию в администрации по контролю за продуктами и лекарствами США). Татьяна Андруша с единомышленниками из Костомукши ведет работу с несовершеннолетними нарушителями...

Вместе с тем многие люди, желающие потратить свою энергию, помогая другим, чаще всего бесцельно мечутся. Или действуют в одиночку. А вот этого как раз делать не надо. Люди, которые работают в некоммерческих организациях, набили столько шишек и набрались такого опыта, что человек может перешагнуть сразу много-много ступенек и гораздо больше сделать.

— Активны ли люди в России и, в частности, в Москве? Наверное, да. Во всяком случае сказать, что общество пассивно, нельзя, — считает координатор программ Агентства социальной информации Ольга Дроздова. — Проблема в том, что люди предпочитают свою партизанскую деятельность. Доверие к любым институтам в обществе очень низкое. В том числе и к некоммерческим организациям. Для нас это достаточно новое явление, причем не очень понятное большинству людей, поскольку люди опираются на свой опыт и на то, что транслируют в телевизоре. «То, о чем сказали большие люди, то, наверное, и правда», — думают люди. Это одна большая причина. А вторая причина, почему люди действуют в одиночку, — утрата внутренней коммуникации. Мы не знаем, как зовут соседей. Мы отвыкли общаться. Мы много времени проводим дома.

Причина, по которой люди не очень хорошо осведомлены о третьем секторе, в том числе и в ложной скромности сотрудников некоммерческих организаций. «Часто говорят, что люди пиарятся на помощи детям, обвиняют их. А как иначе? Надо показывать своим примером, что это хорошо, что и другие могут так делать», — утверждает Дроздова.

По статистике Минюста, в России больше 400 тысяч некоммерческих организаций, включая профсоюзы, садоводческие товарищества, ТСЖ и проч. А вот сколько именно общественно полезных организаций, которые существуют не для себя, никому не ведомо. Ольга Дроздова полагает, что их вряд ли больше 8-10 тысяч. Основная масса сосредоточена, что неудивительно, в Москве и Санкт-Петербурге. При этом большинство некоммерческих организаций — совсем маленькие. Где-то работает пять человек, где-то вообще пара волонтеров.

— Люди должны понимать, что в этих организациях трудятся не сумасшедшие активисты, а адекватные люди, к которым можно присоединиться, не боясь, что тебя обманут, — продолжает эксперт.

Да, многое в нашем обществе мы изменить не можем. Но расчистить пространство вокруг себя, помочь тем, кому хуже, чем тебе, — вполне. Главное — не бояться, что вдруг не получится. Если есть позитивный настрой и потребность делать добро — обязательно получится.