Страны с доходами ниже среднего уровня.

Неодинаковое положение развивающихся стран находит отражение в их классификации на определенные группы. Для выделения групп в подсистеме развивающихся стран используются различные критерии - географическое положение (регионы и субрегионы), уровень промышленного производства, его доля в экспорте, уровень экономического развития, способность к саморазвитию.

Выделяется группа новых индустриализующихся стран (НИС). К ним относятся страны с относительно высоким уровнем экономического развития и существенным, развивающимся, многоотраслевым по структуре промышленным сектором (20% ВВП). Для НИС характерны более высокие темпы хозяйственного развития, превышающие аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран. Ведущей отраслью экономического развития почти всех НИС стала многоотраслевая обрабатывающая промышленность. Основной статьей экспорта всех НИС стали обработанные товары. У 15 стран они превышают 50% их экспорта.

В экономическом развитии для большинства из них характерны тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике. Идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финансовый капитал. В наиболее развитых странах образовались ТНК.

НИС в большинстве своем состоят из латиноамериканских государств и стран Юго-Восточной Азии. Уровень их ВВП на душу населения соответствует таким промышленно развитым странам, как ЮАР, Греция, Португалия. Вхождение этих развивающихся стран в промежуточную зону сохраняет целостность мировой хозяйственной системы.

Новые индустриализующиеся страны характеризуют тесные связи с финансовой системой развитых стран. Для всех НИС характерен высокий уровень внешней задолженности ведущим развитым странам.

В зависимости от уровня экономического развития развивающиеся страны делятся на три категории: страны с высоким, средним и низким уровнем дохода. Выделяются также страны - экспортеры и импортеры нефти, страны с высоким уровнем задолженности.

В группу стран с высокими доходами на душу населения, характерными для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и ряд других территорий.

Группа стран со средними показателями ВВП на душу населения делится на две подгруппы: с доходами выше среднего уровня и с доходами ниже среднего уровня. В целом в эту группу в основном входят новые индустриализирующиеся страны и страны-нефтеэкспортеры. В них преодолевается аграрная и сырьевая специализация их экономики, формируется диверсифицированный промышленный комплекс, вырабатывается модель приспособления к международным рынкам.

Подгруппу нефтеэкспортирующих стран составляют 19 государств, в экспорте которых нефтепродукты превышают 50%. В ряде этих стран вначале была создана материальная основа, а затем дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сложился так называемый рентный капитализм.

Значительная часть «новейшей» крупной буржуазии этих стран - преимущественно рантье, живущие на доходы не только от нефти, но и на операциях с нефтедолларами. Эта группа в наименьшей степени связана с национальной экономикой и концентрируется преимущественно вокруг банковских объединений, действующих за рубежом. Немалая часть доходов таких нуворишей превращается в сокровища, значительные средства расходуются на приобретение новейших автомобилей, строительство роскошных вилл.

Третью группу в развивающемся мире образуют страны с низким уровнем дохода, или бедные страны в которых ВВП на душу населения в 1995 г. не превышал 750 долл. В эту подсистему входит порядка десяти азиатских стран преимущественно из Южной Азии и Индокитая, а также Гайяна, Гаити, Гондурас и Никарагуа из Латинской Америки.

Особое положение в группе бедных стран занимают Индия и Китай, обладающие огромным экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой огромными внутренними рынками. В Индии в результате социально-экономической эволюции капиталистический сектор достиг среднего уровня развития и преодолел основные внутренние воспроизводственные диспропорции.

В Китайской Народной Республике, возникшей в результате национально-освободительной и последовавшей за ней гражданской войны 1945-1949 гг., была ликвидирована феодальная собственность, собственность компрадорско-бюрократического капитала, проведена коллективизация сельского хозяйства, огосударствлена средняя промышленность в форме совместных предприятий. В результате сложной и противоречивой индустриализации промышленность заняла ведущее место в народном хозяйстве (17% ВВП в 1949 г.). В 1979 г. КНР, входившая в мировую социалистическую систему, получила статус развивающейся страны. Сегодня (2010г.) КНР оспаривает мировое лидерство с США по объёму показателя ВВП, оставив позади себя Японию и другие развитые страны.

Наименее развитые страны. Особенность социально-экономического развития подсистемы развивающихся стран состоит в том, что в ней увеличивается число наименее развитых, беднейших стран. В эту группу по классификации ООН входят страны, которые не обладают способностью к саморазвитию и не имеют внутренних источников преодоления низкого уровня развития. Количество наименее развитых стран за 70-90-е годы увеличилось вдвое и достигло 48 (33 - в Африке). На их территории проживает 10,3% населения мира, но они производят только 0,6% мирового продукта.

В группу наименее развитых стран входят малые по численности населения страны, за исключением Бангладеш, - свыше 120 млн, Эфиопия - 60 млн, Демократическая Республика Конго, Мьянма - свыше 50 млн человек.

В производстве наименее развитых стран основное место занимает сельское хозяйство - свыше 38% ВВП. Доля его за 80 - 90-е годы не изменилась. В сельском хозяйстве этих стран занято 73% рабочей силы, а во всех развивающихся странах - 59%. Во многих из них сохраняются значительные докапиталистические отношения.

Темпы экономического роста этой группы стран уступали соответствующим показателям развивающихся стран в целом. В 1998 г. средний доход на душу населения в них составлял только 20% среднего уровня всех развивающихся стран (1980 г. - 28%). Снижение уровня экономического развития произошло в связи с ухудшением внешних факторов развития, с ростом их зависимости от экспорта сырьевых товаров. Эта подгруппа сохраняется в качестве отсталого сырьевого придатка западных стран. Доля обрабатывающей промышленности в их производстве в 90-е годы сократилась до уровня 1970 г. - 9% ВВП.

Помимо указанных общих причин отрицательное влияние на экономическое развитие ряда беднейших стран оказывает значительная социальная и политическая нестабильность. Огромный ущерб хозяйству Анголы, Демократической Республики Конго, Мозамбика, Сомали, Эфиопии нанесли гражданские войны. Хозяйственное развитие данной подгруппы тормозят традиционные секторы, особенно в сельском хозяйстве. В результате они все больше отстают от основных направлений научно-технического и социального прогресса. Если основные движущие силы развития многих стран периферии мирового хозяйства находятся внутри них, то для наименее развитых стран внешний фактор играет почти абсолютную роль. Все попытки этих стран вырваться из порочного круга нищеты собственными силами до сих пор не привели к заметному изменению их положения. Раньше эту группу развивающихся стран часто называли «четвертым миром».

Итак, подсистема развивающихся стран содержит две противоположные по уровню экономического развития группы стран: новые индустриализующиеся страны и наименее развитые страны. Разрыв в уровнях ВВП на душу населения между ними превышает показатель разрыва между развитыми и развивающимися странами (соответственно 13 раз по отношению к странам Латинской Америки и 5 раз по отношению ко всем развивающимся странам).

Развивающиеся страны отличаются друг от друга не только социально-экономической структурой, уровнем экономического развития. Общественные структуры этих стран развиваются в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение.

Новые индустриальные страны

Здесь ВВП составляет 500 - 9000$ США. В основном в эту группу входят латиноамериканские страны, включая Аргентину, Венесуэлу, Мексику, Панаму, Чили, Уругвай, а также страны Центральной Европы и Балтии. В них преодолена аграрная и сырьевая специализация их экономики, сформирован достаточно диверсифицированный промышленный комплекс, уточняется модель более равноправного участия на международных рынках. Основной статьей экспорта стали обработанные товары. В экономическом развитии большинства из них присущи тенденции, характерные для зрелой капиталистической экономики, но остается высокой теневая деятельность. У всех стран этой группы высокий уровень внешних долгов. Страны с доходами на душу населения выше среднего сосредотачивают порядка 5% населения и мирового производства (6,5% ВМП по ППС), что составляет 1/4 валового продукта всех периферийных стран.

Страны с доходами ниже среднего уровня

Третью группу образуют 54 страны и территории. Это значительная часть стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, Латинской Америки, КНР. Они производят около 12% ВМП по текущим валютным курсам (29% по ППС), но в них проживает 42% населения мира. В этой подгруппе существуют большие социально-экономические различия. Особое место занимают бывшие социалистические страны, а среди них - КНР и РФ. ВВП на душу населения в этих стран не более 1,5 тыс. $ США.

Бедные страны

Самую многочисленную группу образуют страны с низким уровнем дохода, или бедные страны, в которых ВВП на душу населения в не превышал 825$. В нее входят свыше 60 стран преимущественно из Африки, Южной Азии, включая Индию и Пакистан.

Особое положение в группе бедных стран занимает Индия, обладающая большим экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой и значительным внутренним рынком.

В бедных странах проживает 37% населения мира, но производится 3% ВМП (10% ВМП по ППС).

Среди бедных стран ООН выделяет подгруппу наименее развитых стран. Особенность социально-экономического развития групп стран с развивающимися рынками состоит в том, что в ней увеличивалось число наименее развитых, беднейших стран. В эту подгруппу входят страны, которые, по существу, не обладают способностью к саморазвитию, не имеют внутренних источников преодоления их низкого уровня развития. Численность населения - до 75 млн человек.

Количество наименее развитых стран за 1970-1990-е годы увеличилось вдвое и достигло 50 (33 - в Африке). На их территории проживает свыше 11% населения мира, но они производят только 0,6% мирового продукта.

В производстве наименее развитых стран основное место занимает сельское хозяйство - свыше 38% ВВП. Доля его за 1980 - 1990-е годы не изменилась. В сельском хозяйстве этих стран занято 73% рабочей силы, а во всех развивающихся странах - 59%. Во многих из них сохраняются докапиталистические отношения.

Периферийные страны отличаются друг от друга не только социально-экономической структурой, уровнем экономического развития. Общественные структуры этих стран развиваются в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение .

Рассмотренные выше мотивы сбережений (возрастная структура населения; рост доходов, переоценка богатства, пенсионное обеспечение и страхование, относительные цены и т.д.) также выступают основополагающими причинами сбережений и в развивающихся странах. Но формирование и использование сбережений в странах с низким уровнем развития отлично от этого процесса в развитых странах. Процесс сбережения в этих странах происходит в среде, которая сильно отличается от среды в индустриальных странах. Эти различия влияют на использование средств, сроки движения капитала, на характер предпочтений домашних хозяйств, возможности временного перераспределения потребления.
Сбережения домашних хозяйств в бедных странах невелики. Огромное число домашних хозяйств имеют доходы, которые редко превышают необходимый прожиточный минимум. В странах, в которых большая часть совокупного спроса обеспечивается домашними хозяйствами подобного типа, реакция частных сбережений на временное увеличение уровня дохода проявляется слабо, этим домашним хозяйствам трудно ограничить потребление. Поэтому обычно развивающиеся страны с высоким уровнем дохода показывают более высокую норму сбережений, чем страны с низким уровнем дохода.
Доходы домашних хозяйств в бедных странах непостоянны, так как относительно большая их доля создается в сельском хозяйстве. Цены на сельскохозяйственную продукцию резко колеблются под влиянием спроса на мировом рынке и погодных условий. Эта неопределенность дополняется макроэкономической нестабильностью. Вообще говоря, высокая неуверенность в отношении будущих трудовых доходов должна усиливать предупредительный мотив для сбережений, однако в нестабильной обстановке растущая неуверенность обычно влияет на сбережения домашних хозяйств в противоположном направлении.
Пенсионная практика также предопределяет различия в потоках доходов домашних хозяйств промышленно развитых и развивающихся стран. Из-за более короткой продолжительности жизни, особенностей организации производства и пенсионных систем индивиды в развивающихся странах нередко имеют небольшой отрезок времени для получения пенсии и менее заинтересованы в сбережениях на старость. В тех странах, где нет социальных систем или они слабы, обеспечение старости может быть важным мотивом сбережений. Но указанные выше аспекты дополняются другими. Сохранение, а во многих странах доминирование традиционных социальных отношений предопределяет относительно сильные связи между поколениями. Поэтому планирование потребления распространяется на более длительный срок.
Формирование сбережений домашних хозяйств происходит в условиях неразвитости кредитной системы, ограниченного перечня кредитных операций формального сектора. Во многих сельских районах кредитные учреждения отсутствуют. Мелкие предприниматели практически не имеют доступа к организованному рынку капитала и располагают весьма ограниченными возможностями для расширения производства. Значительную роль в аккумуляции сбережений играет неофициальная система. Так, ее доля во всем денежном обращении стран Тропической Африки в середине 80-х годов колебалась в пределах 9,5% в Ботсване до 71,3% - в Центральной Африканской Республике (ЦАР). В середине 70-х годов в Африке на долю ростовщиков приходилось более 70% сельскохозяйственного кредита, а в целом - 92% суммы банковского кредита частному сектору. В странах Латинской Америки его доля составляла 52%, в Азии - 89%. В ряде регионов произошло не сокращение, а укрепление позиций и расширение масштабов ссудных операций местного ростовщика. В странах Африки ростовщический капитал побеждает даже отделения иностранных банков. В результате огромные средства замораживаются в ростовщических операциях, приобретая независимый от производства характер. Аккумуляция ростовщического процента и ренты создает экономический предел росту хозяйства. Она вовлекает сбережения в сферу спекуляции, ростовщичества, в накопление сокровищ, т.е. создает так называемое перенакопление.
Помимо ростовщиков неофициальная система представлена непосредственными финансовыми сделками между родственниками и друзьями, опирающимися больше на личные связи, чем на формальные гарантии. В связи с низким уровнем сбережений или их отсутствием в домашних хозяйствах влияние учетных ставок на масштабы сбережений или незначительно, или отсутствует. В целом эластичность сбережений к учетным ставкам значительно колеблется в соответствии с уровнем развития страны. Как отмечено выше, в бедных странах влияние изменений в учетных ставках на сбережения близко к нулю, но значительно повышается в средних по уровню дохода на душу населения развивающихся странах и в богатых странах.
На частные сбережения в развивающихся странах оказывают влияние и другие причины, в том числе распределение доходов, уровень прироста населения, доход на душу населения. Проведенные исследования показали, что повышение на 1% дохода на душу населения повышает сбережения домашних хозяйств на 0,3% (выше, чем в развитых странах).
Формирование сбережений общественного сектора в бедных странах также имеет свои особенности. Отличия проявляются в роли нефинансовых государственных предприятий, степени развитости финансовой системы, в системе сбора налогов и составе доходной базы, в значении внешних поступлений и внешнего долга.
В целом ряде стран с низким уровнем развития в общественном секторе значительное место занимают производственные предприятия, чистый доход которых является источником государственных расходов. Но во многих случаях управление этими предприятиями не руководствовалось целями максимизации прибылей, что приводило к переводу средств из государственного бюджета и снижению сбережений государства. Часто эти потери происходили вследствие низких цен на продукцию государственных предприятий. Даже в случаях, когда они производили конкурентоспособные товары, завышенный валютный курс приводил государственные предприятия к убыткам.
Во многих бедных странах сбор налогов на доходы является серьезной административной проблемой в связи с неразвитостью финансовой инфраструктуры, что также понижает сбережения общественного сектора. Когда внешние обстоятельства не позволяют увеличивать сбережения государственного сектора, тяжесть структурных перестроек ложится на государственное потребление. Если уменьшение общественного потребления выступает причиной увеличения предельных затрат, то тогда прибегают к дефицитному финансированию.
В целом в подсистеме развивающихся стран, за исключением наименее развитых, преобладают мотивы к сбережению, что обеспечивает для всей подсистемы более высокую норму сбережений.

Всемирный банк ежегодно классифицирует страны и территории мира по уровню ВНД надушу населения. Классифицируются 208 стран (все независимые государства - члены ООН и страны, имеющие численность населения более 30 тыс. чел.). Классификация создаётся для анализа мировой экономики и определения приоритетов помощи беднейшим странам.

На основании величины ВНД на душу населения выделяются три основные группы стран:

  • страны с низким доходом;
  • страны со средним доходом (в том числе с доходом ниже среднего и выше среднего);
  • страны с высоким доходом.

Однако известно, что страны, имеющие сходные показатели ВНД на душу населения, имеют разную историю и тип экономического развития. Так, в число стран с высоким уровнем дохода входят богатые нефтедобывающие монархии (Бахрейн, Бруней, Объединённые Арабские Эмираты), офшорные территории (Каймановы острова, остров Мэн, Нидерландские Антильские острова и др.), а также США, Германия, Италия и другие экономически развитые страны.

За последние десятилетия различия между группами стран Всемирного банка возрастали.

Карьера. Мировая экономика

    Специалисты в области международной экономики занимаются сбором и анализом статистических данных по странам и регионам мира, прогнозами социально-экономического развития.

    Предполагаемое место работы - международные организации системы ООН, офисы руководящих органов интеграционных объединений, научно-исследовательские институты и фонды.

    Для успешной карьеры надо знать несколько иностранных языков (в том числе обязательно - английский), знать географию и экономику стран мира, особенности национальных систем учёта показателей. Эти знания можно получить, если поступить в экономический вуз по специальностям «Мировая экономика», «Экономика», «Международные экономические отношения».

Основанием для этой классификации является ВНД на душу населения - объективный показатель, который отражает состояние экономики страны.

Ежегодно пороговые значения пересматриваются, чтобы учесть уровень инфляции.

Подобные классификации создаются для выявления беднейших стран, чтобы предоставлять им самые выгодные условия кредитования и помощь в развитии.

Таблица 5. Классификация стран и территорий мира по уровню валового национального дохода на душу населения, 2011 г.

Всемирный банк выделяет также группу развивающихся стран с критическим уровнем внешней задолженности. В 2006 г. к этой группе относилось 40 стран, большая часть их них находится в Африке (33 страны), 5 - в Латинской Америке, 2 - в Азии (Непал и Киргизия).

Рис. 99. Качество жизни в странах с низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой: 1 - в странах с низким уровнем дохода и нестабильной политической ситуацией размер накопленного долга превышает объём ВНД в несколько раз; 2 - значительная часть населения в странах с низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой имеет доходы менее 1 долл. США в день

Страны и территории с низким уровнем дохода и нестабильно политической обстановкой

    В эту группу Всемирный банк включает 25 стран с низким доходом и с самыми острыми проблемами экономического развития и качества жизни.

    Здесь проживает почти 500 млн человек, половина из которых имеет доход менее 1 долл. в день.

    В этих странах продолжаются внутриполитические конфликты, нет достаточной безопасности, имеют место коррупция, нарушения прав и свобод граждан, темпы роста экономики отрицательные.

    В то же время они характеризуются самыми высокими в мире показателями младенческой смертности (на У3 выше, чем в группе стран с низким доходом), низкой продолжительностью жизни, распространением хронических болезней.

    Всё это является препятствием для привлечения инвестиций и сдерживает экономический рост.

Таблица б. Страны и территории с низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой, 2011 г.

Какими стратегиями могут воспользоваться страны с низким уровнем доходов для перестройки своей экономики и диверсификации производства? Автор этой статьи рассказывает о трех видах промышленной политики, подробно рассматривая факторы успеха каждой из них.

Промышленная политика играет значительную роль в экономических преобразованиях, однако полученные результаты, в частности в странах с низким уровнем доходов, отличаются своей неоднородностью. Например, невероятный подъем производственных центров в Восточной и Южной Азии серьезно изменил экономические перспективы этих регионов всего за одно поколение. Это кардинально отличается от маргинализации и ослабления производственного сектора, наблюдаемых в других государствах, особенно в странах Африки к югу от Сахары.

После финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. быстро развивающиеся глобальные державы, такие как Китай, достигли невероятного экономического успеха в том числе благодаря использованию нетрадиционных вариантов политики. Среди лидеров стало появляться понимание важности промышленной политики для переформатирования экономических структур, если страна хочет сохранить конкурентоспособность или перейти на следующий уровень развития.

Сегодня дискуссии в странах с низким уровнем доходов все меньше сконцентрированы на вопросе о том, нужно ли проводить индустриализацию, в частности с помощью политики вмешательства. Все более важным становится вопрос о том, как эта политика может продвинуть умные идеи, в том числе посредством технологических инноваций, для преодоления разрывов в уровне производительности, модернизации промышленности и диверсификации экономики.

Промышленная политика в странах с низким уровнем доходов

Обычно успешные варианты промышленной политики внедрялись в странах с высоким уровнем доходов или в странах с формирующейся экономикой в Азии или Латинской Америке. Однако меньший успех стран с низким уровнем доходов был обусловлен не недостатком инициатив в промышленной политике, а скорее специфическими экономическими и политическими условиями, которые привели к неоднозначным результатам. Более того, груз прошлых неудач стал главной причиной для аргументов против принятия промышленной политики и заставил страны подписывать двусторонние соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ) и двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС), ограничивающие возможности участвующих сторон использовать промышленную политику для преодоления повсеместных рыночных сбоев и других структурных экономических проблем.

Несколько фактов о странах с низким уровнем доходов

Потенциальная конкурентоспособность стран с низким уровнем доходов происходит из двух больших преимуществ: существенно низких затрат на рабочую силу, несмотря на высокую конкуренцию на рынке труда, и доступности большого количества природных ресурсов. Тем не менее страны с низким уровнем доходов сталкиваются с многочисленными проблемами, в том числе следующими:

  • экономическая база с низким уровнем индустриализации и диверсификации, характеризующаяся разрывами в производительности труда и по большей части неквалифицированной рабочей силой;
  • неформальный, слабый и малый по размеру местный частный сектор, сталкивающийся с ограничениями на стороне спроса, что связано с низким уровнем дохода и слабой покупательской способностью, а также с ограничениями на стороне предложения из-за низкой продуктивности;
  • непростые деловые условия, выражающиеся в неблагоприятном деловом климате, высоких транспортных издержках, в том числе трансграничных, недостаточной и ненадежной инфраструктуре, неадекватных технологиях и квалификации, а также в ограниченном доступе к финансированию;
  • потребность в исправлении рыночных сбоев и ошибок правительства;
  • влияние внешних игроков, приводящее к несогласованности стратегий с правительственными мерами и, следовательно, к фрагментации политики вместо ее координации.

Что работает (или не работает) и почему?

Промышленная политика имеет множество аспектов, которые необходимо совместно активировать в рамках целевой внутренней политики, дополняющей мягкой политики, а также решений, принимаемых ведущими фирмами, контролирующими глобальные цепочки создания стоимости (ГЦС). Эти виды политики можно разделить на четыре крупные категории: (i) импортозамещающая индустриализация; (ii) экспортоориентированная индустриализация; (iii) ресурсоориентированная индустриализация и (iv) индустриализация посредством инноваций (см. Low and Tijaja, 2013). В этом разделе рассматриваются факторы успеха в первых трех категориях, имеющих отношение к странам с низким уровнем доходов.

Импортозамещающая индустриализация

Изначально импортозамещающая индустриализация была разработана, чтобы ликвидировать отставание стран с низким уровнем доходов от стран с высоким уровнем доходов. Ранние поколения такой политики были направлены на замещение импортных товаров и услуг посредством поддержания торговли и использования инструментов фискальной политики для защиты неокрепших отраслей. Эта модель, однако, оказалась ограниченной из-за недостаточного размера внутренних рынков, появления постоянных искажений рынка и поддержки неконкурентных отраслей, а также увеличения трудностей для конкуренции с иностранными продуктами.

Несмотря на получение во многом неубедительных достижений, есть доказательства, которые демонстрируют, что при определенных условиях и в конкретных отраслях политика импортозамещения позволила достичь хороших результатов. Примером может служить успешное развитие фармацевтической отрасли в Бангладеш. Сегодня 97% внутреннего спроса на непатентованные лекарственные средства удовлетворяется местными производителями таких лекарств по сравнению с 35% в 1982 г., когда правительство начало использовать целенаправленную промышленную политику для стимулирования местного производства. Количество компаний утроилось с 1982 г., и сейчас в них работает около 100 тыс. человек. Бангладеш экспортирует непатентованные лекарственные средства в 85 стран, в том числе США и некоторые европейские государства.

Исходя из этого примера, можно сказать, что причиной успеха импортозамещающей индустриализации стали целенаправленность политики и выбор отрасли. Общественное здравоохранение являлось приоритетной сферой, в которой рыночный сбой ощущался наиболее серьезно. Были разработаны стратегии поддержки развития местной фармацевтической индустрии. Они достигли положительных результатов, так как благодаря жесткому ценовому и рыночному контролю практически не оставляли возможности для концентрации поступлений. Система основывалась на производительности. Бангладеш также сконцентрировалась на получении технологических знаний, передаче ноу-хау и повышении квалификации.

Однако сегодня, несмотря на успехи, действующая модель начинает достигать своего лимита, учитывая рост цен на сырье, конкуренцию с другими производителями непатентованных лекарственных средств и сложности продвижения вверх по цепочке создания стоимости. Не может изменить ситуацию и предоставленное ВТО освобождение от обязательств по Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашения по ТРИПС). Чтобы поддержать отрасль в долгосрочной перспективе, Бангладеш придется переориентировать свою помощь таким образом, чтобы повысить эффективность некоторых форм оказываемой до настоящего времени «временной поддержки» по мере изменения политики в области фармацевтики. Например, до сих пор не ясно, как будет осуществляться поддержка промышленности по истечении временного освобождения от обязательств по Соглашению по ТРИПС в 2016 г., особенно если иностранные фирмы начнут подавать заявления на патенты после 2016 года.

Экспортоориентированная индустриализация

Политика экспортоориентированной индустриализации направлена на производство промышленных товаров для иностранных рынков. Некоторые страны с низким уровнем доходов воспользовались этим видом политики для диверсификации своих экономик, частично чтобы компенсировать неудачи импортозамещения и частично чтобы повторить истории успеха Восточной Азии. В 1980-х и 1990-х гг., когда рынок регулировался Соглашением ВТО по текстилю и одежде, для ряда таких стран открылось несколько возможностей в отрасли производства одежды, где стоимость рабочей силы была низкой. Однако действие этой договоренности истекло в 2005 году.

Одной из характеристик экспортоориентированной политики является то, что, несмотря на относительную легкость привлечения фирм, их сложно удержать со временем, так как они начинают чувствовать себя не связанными обязательствами. Страны, которые добились наилучших результатов в развитии экспорта, уделили внимание более широкой промышленной стратегии и дополнительным усилиям. Все это было нацелено на то, чтобы содействовать развитию связей с поставщиками и заказчиками, удержать фирмы (оказывая поддержку модернизации процессов, продуктов, функций или цепочек создания стоимости) и укрепить партнерство с крупными фирмами для обеспечения передачи ноу-хау и навыков от отраслей с низкой производительностью отраслям с высокой производительностью.

Невозможность реализации этого подхода привела, в частности, к распаду текстильной отрасли в Кении в 1980-х гг., когда Соглашение по различным видам волокон утратило свою силу. Многие инвесторы перевели свои производства в другие страны, несмотря на то, что Кения получила доступ на рынки ЕС и США. В то же время Бангладеш сумела добиться успеха благодаря как механизмам адресной поддержки, направленным на привлечение и удержание инвестиций, так и своей программе развития навыков, например соглашению 1979 г. о техническом сотрудничестве с компанией Daewoo, на тот момент ведущим корейским производителем одежды. Создание таможенных складов для хранения импортируемого сырья позволило фирмам отсрочить уплату таможенных пошлин и денежных субсидий (в размере 25%) за использование местных тканей в качестве сырья для производства готовой одежды на экспорт. Сегодня Бангладеш является вторым крупнейшим экспортером одежды после Китая с более чем 5000 предприятий, производящих одежду, на которых трудится около 3,5 млн человек.

С помощью экспортоориентированной политики Эфиопия стала вторым крупнейшим африканским экспортером срезанных цветов (после Кении). Это стало возможным благодаря стратегии выборочного поощрения экспорта, опирающейся на индустриализацию на основе опережающего развития сельского хозяйства, несмотря на проблемы, связанные с доступом к земле и финансированию, а также слабую инфраструктуру и логистику. Политика, направленная на преодоление основных сдерживающих факторов и создание благоприятных условий, осуществляется с помощью следующих шагов: (а) сдачи в аренду государственной земли недалеко от аэропорта по очень низкой цене; (б) предоставления долгосрочного кредита под низкий процент; (в) решения проблем с логистикой; (г) координации воздушного сообщения, компонента с наибольшими эксплуатационными расходами.

Ресурсоориентированная индустриализация

Для проведения ресурсоориентированной индустриализации требуются очень специфические виды промышленной политики, отражающие природу сырьевого сектора. Примечателен пример мозамбикского алюминиевого завода Mozal. Хотя в Мозамбике не добывался боксит на момент разработки проекта, страна сумела привлечь одного из крупнейших прямых иностранных инвесторов в своей истории с помощью комбинации налоговых и финансовых стимулов, дешевой энергии и обеспечила доступ своего алюминия на рынки через совместное предприятие с компанией Mitsubishi.

Несмотря на важный вклад в экономику Мозамбика, попытка Mozal создать внутренние связи, в частности с помощью программы расширения возможностей малых и средних предприятий, оказалась ограниченной по своему масштабу и структуре.В отрасли были созданы около 3000 рабочих мест, удалось привлечь более 200 поставщиков сырья, однако ее связь с остальной экономикой в разрезе технологических возможностей и обучения осталась недостаточной.

Урок Мозамбика позволяет сказать, что для ресурсоориентированной индустриализации больше важна конкурентоспособность во взаимосвязанных отраслях, чем добыча как таковая. Хотя наделенность факторами производства, безусловно, является преимуществом, примеры Чили, ЮАР или Ботсваны показывают, что она не является достаточной сама по себе. Таким образом, успех ресурсоориентированной индустриализации обуславливают типы стимулов и существующие условия для появления и поддержания обогащения и трансформации отраслей промышленности.

Изменчивая природа индустриализации и эволюционирующая торговая система

Изменчивая природа индустриализации в сочетании со стремительно развивающейся архитектурой глобальной торговли существенно влияет на способность стран с низким уровнем доходов делать политический выбор для содействия своему промышленному развитию. Фрагментация способов производства и инвестиционных потоков привела к разбросу производственной деятельности по цепочкам создания стоимости или производственным сетям по всему миру, в результате чего произошло резкое увеличение торговли промежуточными продуктами.

Несколько фирм из стран с низким уровнем доходов сумели подключиться к глобальным цепочкам создания стоимости на устойчивой основе. Когда это удавалось, они оставались на низкой ступени цепочки и испытывали трудности с продвижением вверх. Неудивительно, что значительная доля прямых иностранных инвестиций во многие страны с низким уровнем доходов была сосредоточена в определенных секторах, таких как добыча полезных ископаемых и углеводороды. Инвесторы уделяли мало внимания деятельности с высокой добавленной стоимостью и производству. Это отражает глубокие и растущие разногласия между странами с низким уровнем доходов и остальным миром и демонстрирует важность и безотлагательность необходимости подстраиваться под новые требования индустриализации.

По мере эволюции производственной экосистемы меняются и правила игры. За последние годы мы столкнулись с распространением двусторонних и региональных торговых соглашений между развитыми и развивающимися странами, а также между развитыми странами, как способа углубления торговых отношений. Мегарегиональные торговые переговоры более масштабны по объему и наполнению и охватывают вопросы, находящиеся вне компетенции соглашений ВТО, в том числе охрану окружающей среды, трудовые права, защиту данных и конфиденциальность, а также вопросы конкуренции. В случае своего успешного подписания эти соглашения кардинально изменят правила ведения торговли и окажут серьезное влияние на не участвующие в них государства, в частности страны с низким уровнем доходов. Они приведут к размытию действующих торговых преференций, особенно в сфере производства одежды и переработки сельхозпродукции, и, что более важно, к значительному сближению или синхронизации нормативно-правовых баз.

Однако это также может создать новые возможности для стран с низким уровнем доходов, позволив им пропустить некоторые технологические процессы и специализироваться на деятельности, больше соответствующей их факторам производства и учитывающей их сравнительные и конкурентные преимущества.

Дальнейшие шаги: варианты политики для стран с низким уровнем доходов

Количество политических инструментов для преодоления проблем индустриализации достаточно, хотя страны с низким уровнем доходов сейчас работают в более ограниченной правилами торговой среде по сравнению с более ранними условиями, в которых развивались индустриальные страны. Например, ВТО ограничивает применение отдельных политических инструментов, в частности экспортных ограничений или связанных с торговлей инвестиционных мер, и регулирует условия использования технологий, патентов, промышленных образцов и авторских прав. Подписание соглашений о ЗСТ, в том числе соглашений об экономическом партнерстве, еще более ограничило пространство этих стран для маневра в политике, так как они обязались устранить тарифные барьеры в отношении не менее чем 75% продуктов, импортируемых из ЕС. Наконец, ДИС наделяют иностранных инвесторов дополнительными правами для оспаривания мер, которые национальные правительства могут принимать в пользу местных отраслей.

Тем не менее страны с низким уровнем доходов обладают значительной степенью гибкости в ВТО, в частности в соответствии с многочисленными исключениями, положениями о специальном и дифференцированном режиме, а также особыми исключениями или освобождениями от обязательств ВТО, по которым им предоставляется более длительный переходный период для имплементации конкретных соглашений.

Недостаток пространства для маневра в политике, похоже, не представляет проблемы. Странам с низким уровнем доходов необходимо расширить и углубить использование действующих политических инструментов в целях перестройки экономики и содействия внутренней диверсификации своей производственной базы. Кроме того, эти страны должны искать подходящий баланс между мягкими и жесткими видами промышленной политики, а также между внутриотраслевыми и горизонтальными мерами политики для развития устойчивой производственной базы. В дополнение к этому необходимо корректировать политику по мере изменения экономической ситуации в стране и развития международной торговли.

Принимая во внимание условия успеха политики импортозамещения в фармацевтической отрасли в Бангладеш, кажется необходимым оценивать политику и поддержку в разрезе производительности. Желательно, чтобы некоторые формы поддержки были ограничены по времени во избежание ее направления в малопродуктивные отрасли и для обеспечения устойчивости в долгосрочной перспективе.

В случае с экспортоориентированной и ресурсоориентированной политикой опыт показывает, что фирмы выбирают место работы в зависимости от эффективности производства, оказываемой поддержки для преодоления сдерживающих факторов, таких как доступ к финансам, земле или логистические сложности, а также условий доступа на рынок и предоставляемых торговых преференций. Это означает, что для удержания глобальных компаний требуется постоянный пересмотр промышленной политики.

Наконец, по мере развития глобальной торговли страны с низким уровнем доходов должны разрабатывать стратегии и создавать стратегические союзы для извлечения пользы из новой среды. Им необходимо взять на себя более активную роль в ВТО, чтобы многосторонняя торговая система гарантировала прозрачность и сохраняла для них необходимые механизмы гибкости.

Эта статья подготовлена на основе исследования Изабель Рамду “Industrial Policies in a Changing World: What Prospects for Low-Income Countries ”, опубликованного Международным центром по торговле и устойчивому развитию (МЦТУР) и Всемирным экономическим форумом в 2015 году.

Изабель Рамду – старший советник по развитию связей и инвестициям Африканского центра по освоению минеральных ресурсов, Экономическая комиссия для Африки