Инвестиционный налоговый кредит быть представлен. Инвестиционный налоговый кредит под бременем ограничений

Особой формой изменения срока исполнения налоговой обязанности является инвестиционный налоговый кредит, который отличается от отсрочки, рассрочки специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилами накопления и погашения налоговой задолженности и причитающихся процентов за пользование кредитом.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, по региональным (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местным налогам (земельный налог) на срок от одного года до пяти лет, в некоторых случаях – до 10 лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

За дополнительными разъяснениями по вопросу получения инвестиционного налогового кредита можно обратиться в соответствующее

Информация ниже зависит от вашего региона (09 Карачаево-Черкесская Республика )

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

На территории Карачаево-Черкесской Республики практика предоставления инвестиционного налогового кредита отсутствует из-за отсутствия заявлений от налогоплательщиков.

Поясним, инвестиционный налоговый кредит представляет собой разновидность отсроченных налоговых платежей, воплощая одну из форм изменения срока уплаты налога.

Инвестиционный налоговый кредит является не только одной из форм изменения срока уплаты налога, но одновременно одной из форм бюджетного кредитования. Суть данного кредита состоит в том, что в течение некоторого времени сумма налога уменьшается на величину инвестиций. Решение о его предоставлении принимается до срока исполнения налогового обязательства.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, по региональным (налог на имущество, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местным налогам (земельный налог) на срок от одного года до пяти лет.

Фактически налогоплательщик, которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, в течение определенного срока уменьшает платежи по налогу, а потом поэтапно выплачивает сумму кредита и проценты по нему.

Уменьшение производится за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная учреждением в результате всех уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Органами, уполномоченными по принятию решений об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в форме инвестиционного налогового кредита, являются органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.

Решения об изменении сроков уплаты местных налогов в форме инвестиционного налогового кредита принимаются управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 2012 года N 19-ФЗ, внесены изменения в статью 67 Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите.

Изменение заключается в том, что теперь не только в отношении региональных налогов, но и в отношении налога на прибыль организаций в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены иные - наряду с предусмотренными НК РФ - основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму.

Представляется, что наделение субъектов РФ полномочием по установлению дополнительных оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредита по зачисляемой в их бюджеты части налога на прибыль организаций должно расширить масштабы использования данного инструмента поддержки инвестиций и позволит более широко использовать инвестиционный налоговый кредит наряду с другими формами поддержки инвестиционной деятельности.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита установлены статьей 67 НК РФ.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. При заключении договора об инвестиционном налоговом кредите определяется порядок погашения суммы этого кредита в пределах срока, на который в соответствии с договором предоставляется такой кредит.

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита установлены статьей 68 НК РФ.

В Карачаево-Черкесской Республике пока не изданы нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам. Поэтому налогоплательщикам Карачаево-Черкесии следует руководстоваться Федеральным законом от 30 марта 2012 года N 19-ФЗ, которым внесены изменения в статью 67 Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите.

При предоставлении инвестиционного налогового кредита налогоплательщику дается возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита может устанавливаться от одного года до пяти лет.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Порядок расчетов по налогам при предоставлении налогового инвестиционного кредита таков: согласно статье 66 НК РФ организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Причем уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В том случае, если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Следует иметь в виду, что сумма инвестиционного налогового кредита не может превышать 50% от общей суммы налога без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. Если накопленная сумма кредита за отчетный период превысит эти 50%, на которые допускается уменьшение налога, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Рассмотрим на примере 4.4 очень распространенную ситуацию.

Пример 4.4. ФГУП НПП «Гранит» утвердило план технического перевооружения производства и закупило для этих целей новое оборудование. Данное обстоятельство позволило обратиться с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, зачисляемому в доход федерального бюджета. Было принято положительное решение, и с предприятием был заключен соответствующий договор с предоставлением инвестиционного налогового кредита на сумму 100 000 руб. сроком на два года, начиная с 1 января 2005 года.На основании этого предприятие имеет право в течение двух лет уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в бюджет в результате всех таких уменьшений, станет равной 100 000 руб.В 2006 году сумма начисленного налога на прибыль в федеральный бюджет составила 150 000 руб. Следовательно, предприятие имеет право уменьшить сумму налога к уплате не более, чем на 75 000 руб. За полугодие 2006 года сумма начисленного налога на прибыль в федеральный бюджет составила 60 000 руб. Предприятие имеет право уменьшить сумму налога к уплате только на 25 000 руб. (100 000 – 75 000). Оставшуюся сумму налога предприятие обязано уплатить.С 1 января 2008 г предприятие должно будет погашать образовавшуюся у него задолженность перед бюджетом, т.е. возвращать 100 000 рублей и выплачивать предусмотренные договором проценты.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Согласно статье 67 НК РФ для предоставления инвестиционного налогового кредита установлены следующие основания:

1) если организация проводит научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В этом случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;

2) если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. Сумма инвестиционного налогового кредита определяется соглашением между уполномоченным органом и организацией, претендующей на получение кредита;

3) если организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особо важные услуги населению. Сумма кредита, как и в предыдущем пункте, определяется соглашением сторон.

Соглашение или договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать следующие обязательные пункты:

● порядок уменьшения налоговых платежей;

● сумма кредита;

● налог, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит;

● срок действия договора;

● сумма процентов, начисляемых на сумму кредита (они должны быть установлены в интервале от ½ до ¾ ставки рефинансирования Центрального Банка РФ);

● порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

● ответственность сторон.

Инвестиционный налоговый кредит не предоставляется без оформления залога на имущества или договора поручительства, поэтому к договору должны быть приложены документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Также в договоре об инвестиционном налоговом кредите должны содержаться положения о не допущении в течение срока его действия реализации или передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

В отношении региональных или местных налогов законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам устанавливаются свои условия предоставления инвестиционного налогового кредита, причем в соответствии с п.7 статьи 67 НК РФ могут быть предусмотрены отличные от установленных в данной статье основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по достаточно узкому спектру оснований. Изучим, какие именно фирмы вправе претендовать на эту редкую преференцию.

Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения

Инвестиционный налоговый кредит — это сумма налога, которую организация в порядке, установленном законом, может временно не уплачивать в бюджет с тем, чтобы уплатить ее потом — с процентами (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Получить налоговый кредит может организация, которая:

1. Платит:

  • налог на прибыль;
  • какой-либо из региональных налогов, например на имущество, или местных, например на земельные участки.

2. В ходе своей деятельности (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  • осуществляет научно-исследовательские, конструкторские разработки (НИОКР);
  • внедряет инновации, разрабатывает новые типы сырья и материалов;
  • выполняет значимый в масштабах региона заказ в области социально-экономических задач, предоставления важных услуг гражданам;
  • выполняет оборонные заказы от государства;
  • инвестирует в объекты с наивысшим классом энергоэффективности;
  • работает в качестве резидента зоны территориального развития.

Особые правила предоставления налоговых кредитов (которые должны учитываться при составлении договоров) вправе устанавливать (п. 7 ст. 67 НК РФ):

  • власти субъектов РФ — для плательщиков налога на прибыль (в части, перечисляемой в региональный бюджет), региональных налогов;
  • муниципалитеты — для плательщиков местных налогов.

Допустимы сочетания разных оснований для предоставления кредита и, соответственно, применение норм как федеральных, так и региональных законов (п. 5 ст. 67 НК РФ). Таким образом, фирме инвестиционных налоговых кредитов может быть предоставлено несколько.

Изучим подробнее специфику оформления рассматриваемых кредитов.

Каков порядок предоставления налогового кредита

Привилегия, о которой идет речь, предоставляется налогоплательщику:

1. На основании заявления (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).

ФНС, получив от организации, которая претендует на получение налогового кредита, заявление, принимает решение о предоставлении соответствующей привилегии в течение 30 дней. Данное решение ФНС согласует с Минфином или его региональными представительствами.

2. При условии заключения с ФНС договора (по налогу на прибыль и местным налогам — с использованием форм, введенных приказом ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@).

Организация может подавать заявления на оформление договоров по инвестиционным кредитам по разным основаниям в любое время (п. 5 ст. 67 НК РФ).

Изучим особенности структуры и заполнения указанного выше заявления и форм договора подробнее.

Как заполнить заявление на налоговый кредит

В заявлении на налоговый кредит, составляемом по форме, которая введена в оборот приказом ММВ-7-8/683@, указываются:

1. Сведения о предмете запроса в ФНС.

В данном случае в документ включается формулировка «заявление о предоставлении налогового кредита».

В графе «Прошу изменить срок уплаты» указывается название налога.

В графе «В сумме» отражается размер вычета, на который на основании предварительных подсчетов (возможно, по согласованию с самим ведомством в ходе консультаций) рассчитывает фирма.

В графе «На срок» указывается максимальный срок, установленный законодательством для категории фирм, к которой относится заявитель.

В следующих графах указывается нужный подпункт и п. 1 ст. 67 НК РФ, на основании которого фирма обращается за кредитом.

2. Сведения об организации (ИНН, КПП, название фирмы, адрес).

Руководитель организации подписывает документ, проставляет дату.

Заявление может дополняться различными документами в соответствии с пп. 5-12 Порядка изменения срока уплаты налога, утвержденного приказом ММВ-7-8/683@.

Как составляется договор на налоговый кредит

Договор между ФНС и получателем налогового кредита должен содержать положения, устанавливающие (п. 6 ст. 67 НК РФ):

1. Порядок использования сумм кредита в уменьшение налога (с указанием конкретного налога).

2. Величину кредита, процентов.

Проценты не могут быть установлены по ставке менее 1/2 и более 3/4 от ключевой ставки Банка России. Если кредит оформляется организацией, работающей в зоне территориального развития, то ставка по нему будет нулевой.

3. Срок действия соглашения, предоставления кредита.

4. Порядок погашения кредита, процентов.

5. Формы обеспечения по кредиту.

Если привилегия предоставляется под залог имущества, то дополнительно заключается соглашение о соответствующем залоге.

6. Ответственность сторон.

7. Правило о недопущении передачи имущества, покупка которого фирмой стала условием предоставления кредита, в чье-либо распоряжение или владение в период действия договора. Право на инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлено только при соблюдении постоянства условий его получения конкретным хозяйствующим субъектом.

В договоре также могут присутствовать (если их включение не предусмотрено утвержденной законом формой) положения:

1. О порядке согласования обеими сторонами графика погашения задолженности налогоплательщика до заключения договора.

2. Об основаниях для предоставления кредита.

3. Об отчетности перед ФНС о текущем использовании кредита (фактическом уменьшении исчисленного налога) с установленной периодичностью.

4. О порядке досрочного прекращения договора.

Важнейшие нюансы любого кредитного договора (в общем смысле данного понятия) — установление суммы по кредиту, а также определение сроков действия соглашения между «кредитором» и «заемщиком».

Какова максимальная сумма налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму (п. 2 ст. 67 НК РФ):

1. Не превышающую стоимость оборудования, купленного:

  • для НИОКР;
  • для инвестиций в энергоэффективность.

2. Не превышающую сумму расходов на капитальные вложения в объекты в зонах территориального развития.

3. Закрепленную в договоре о налоговом кредите — в остальных случаях.

Сумма кредита может уменьшать налог:

  • не более чем на 50% от исчисленного в течение отчетного периода;
  • не более чем на 50% от исчисленного в течение года.

Исключение — кредит для резидента зоны территориального развития. Процент уменьшения налогов по нему устанавливается договором.

То, как именно расходуется сумма налогового кредита, определяется договором между ФНС и налогоплательщиком. Неиспользованный остаток кредита переносится на следующий отчетный период (п. 3 ст. 66 НК РФ).

Пример

ГУП «НАНОМАШ» в 2016 году закупило микроскопы на сумму 200 000 руб., после чего заключило договор о налоговом кредите на аналогичную сумму. По договору организация вправе уменьшать на налоговый кредит до 50% от налога на прибыль.

Исчисленные платежи по налогу на прибыль государственного предприятия в 2017 году составили:

за 1-й квартал — 120 000 руб. (из них было «кредитовано» 60 000 руб.);

за 2-й квартал — 70 000 руб. (из них было «кредитовано» 35 000 руб.).

Оставшуюся сумму — 105 000 руб. (200 000 руб. 95 000 руб.) ГУП «НАНОМАШ» сможет потратить на уменьшение налогов в следующие периоды.

Установление сроков действия договора налогового кредита также имеет ряд особенностей.

На какой срок предоставляется налоговый кредит

Налоговый кредит предоставляется на срок:

  • 1-5 лет — в общем случае;
  • 1-10 лет — если кредит оформлен резидентом зоны территориального развития.

Региональные законодатели вправе устанавливать отдельные сроки выдачи кредита по налогам в пределах своих компетенций. Столичные власти допускают продление сроков по налоговым кредитам до 10 лет (ст. 2 закона г. Москвы «О дополнительных условиях изменения сроков уплаты налогов» от 09.02.2000 № 1).

В формах договора, закрепленных законодательно, может быть прописан конкретный срок действия соглашения. Например, в форме по договору о кредите при уплате налога на прибыль, утвержденной приказом САЭ-3-19/622@, предусмотрено, что договор должен действовать с момента подписания и до возврата кредита с процентами. При этом конкретный срок предоставления кредита стороны должны прописать в форме.

В течение срока действия договора фирма уменьшает платежи по налогу (в общем случае не более чем на 50% от исчисленного, как мы уже знаем) до того момента, пока сумма кредита не будет полностью израсходована. Если у фирмы несколько договоров по налоговому кредиту, то сначала расходуется кредит по самому раннему, а потом — по следующим за ним договорам исходя из очередности их заключения.

На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту

Рассматриваемая привилегия — это, по сути, разновидность рассрочки по кредиту (отличает ее лишь необходимость уплаты процентов и узкий перечень оснований для предоставления). Можно отметить, что порядок прекращения действия договора налогового кредита и порядок аннулирования стандартной отсрочки (рассрочки) уплаты налогов регулируется одним и тем же источником норм — ст. 68 НК РФ.

Отсрочка и рассрочка обязательств налогоплательщика по кредитному договору с ФНС на уровне федерального законодательства не предусмотрены. Кредит должен быть возвращен до истечения срока его предоставления по договору.

Вместе с тем ФНС и налогоплательщик теоретически могут реализовать отсрочку (рассрочку) налогового кредита де-факто — посредством:

  • включения в раздел об ответственности сторон положений, которые не предусматривают применения к налогоплательщику санкций в случае просрочки уплаты суммы налогового кредита по графику, если закон не предписывает иного;
  • определения такого графика платежей, при котором перенос уплаты просроченных сумм на будущее (в пределах срока, на который выдан кредит) возможен без каких-либо санкций.

Нужно также иметь в виду, что в положениях ст. 68 НК РФ есть утвержденный законом перечень оснований для прекращения договора с ФНС. В этом случае обязательства плательщика подлежат взысканию в полном объеме вскоре после расторжения договора. Их перенос не предусмотрен законом.

Итоги

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, которая имеет основания на такую преференцию исходя из положений п. 1 ст. 67 НК РФ. Данная преференция заключается в возможности отложить уплату до 50% (в общем случае) от исчисленного налога (на прибыль, регионального, местного) в отчетном периоде или расчетном периоде на срок выдачи инвестиционного кредита. Однако перенесенная сумма выплат впоследствии должна быть перечислена в бюджет с процентами.

Узнать больше о выполнении организацией обязательств, связанных с выплатой инвестиционного кредита, вы можете в статьях:

  • ;
  • .

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — это один из инструментов государственного «плеча», направленных на повышение инвестиционной привлекательности определенной категории инвестиционных проектов. Несмотря на достаточно благоприятное нормативное регулирование, а также возможность применения и регламентирования как на федеральном, так и на региональном уровне, ИНК не получил широкого распространения. В то же время существуют примеры его успешного использования, которые свидетельствуют о стабильном интересе к нему со стороны определенного круга налогоплательщиков.

В российскую правовую терминологию понятие «инвестиционный налоговый кредит» впервые введено Законом РФ от 20.12.91 № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите». Общая концепция ИНК в редакции этого закона предполагала возможность получения кредита не только государственными, но и частными предприятиями. Так, кредит мог быть предоставлен товариществу, которое создано в ходе приватизации, при условии, что все товарищи являются бывшими работниками приватизируемого предприятия. В 1998 г. названный закон был отменен в связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ, в рамках которого инвестиционный налоговый кредит действует до сих пор, и Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Нормативно-правовая регламентация

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ). ИНК может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  • проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
  • выполнение государственного оборонного заказа;
  • осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, инвестиционный налоговый кредит представляет собой механизм государственной инвестиционной поддержки, сочетающий в себе элементы заемного финансирования. Суть инструмента заключается в возможности изменения срока уплаты налога на прибыль организации, а также региональных налогов в части, поступающей в бюджет субъекта РФ. Инвестор — получатель ИНК приобретает в течение определенного срока и в определенных пределах право на уменьшение своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании договора 1 на срок от года до пяти лет в случаях проведения НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, осуществления внедренческой или инновационной деятельности, создания новых видов сырья или материалов, при выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении особо важных услуг населению, при выполнении организацией государственного оборонного заказа и при осуществлении организацией инвестиций в создание энергоэффективных объектов. Если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития, ИНК может быть предоставлен на срок до десяти лет. Помимо этого резидент зоны территориального развития в отличие от иных организаций, имеющих право на ИНК, не уплачивает проценты на сумму задолженности по соответствующему налогу.

Важно: организация может заключить несколько договоров на предоставление инвестиционного налогового кредита. Как правило, кредит выделяется в размере не более 50% годовой суммы подлежащих зачислению в бюджет налогов, исчисленных в текущем финансовом году.

Практика применения

Безусловно, эффективность инвестиционного налогового кредита необходимо оценивать в рамках отдельных инвестиционных проектов с учетом чувствительности финансовой модели проекта к предоставлению кредита по отдельно взятым налогам. В некоторых случаях он играет важную роль среди мер государственной поддержки бизнеса, так как позволяет существенно снизить налоговое бремя инвестора и одновременно решить проблему получения заемного финансирования с достаточно низкой процентной ставкой.

Для получения ИНК инвестору необходимо подать заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@, приложив документы, подтверждающие:

  • основание для получения кредита;
  • факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования;
  • бизнес-план инвестиционного проекта.

После заключения с региональным органом ФНС России договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита копию этого договора нужно в пятидневный срок представить в инспекцию ФНС России по месту учета организации. Общий срок для рассмотрения и принятия решения ФНС России о предоставлении или об отказе в предоставлении кредита не должен превышать 30 рабочих дней со дня получения заявления.

На практике получение инвестиционного налогового кредита заметно тормозится, и одна из причин — несовершенство законодательной базы, регулирующей предоставление такого кредита. В частности, отсутствуют понятные критерии, позволяющие определить срок, на который может быть предоставлен ИНК. Ни в федеральном, ни в региональном законодательстве нет четкой информации о сроках и величине кредита (что, безусловно, придает инструменту определенную гибкость), а также сумме процентов по нему. Фраза «поэтапная уплата» может обозначать выплаты данного кредита и процентов в течение как длительного, так и короткого промежутка времени. Между тем этот механизм связан со «скрытым» финансированием инвесторов, он не требует выделения из регионального бюджета дополнительных средств.

Примеры организаций, которым в России предоставлен инвестиционный налоговый кредит, приведены в таблице.

Закономерным является тот факт, что предоставление инвестиционного налогового кредита происходило в регионах с высокими бюджетными показателями, имеющими благоприятный инвестиционный климат. Практика получения ИНК свидетельствует и о том, что в большой степени его широкое распространение на территории какого-либо субъекта РФ зависит от наличия политической воли администрации региона.

Дальнейшее совершенствование инструмента

Несмотря на все указанные преимущества и наличие достаточно большого числа успешных примеров предоставления ИНК не получил широкого применения. И можно сделать вывод, что законодательная цель положений Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите не достигнута — слишком незначительно количество полученных налоговых преференций на фоне потенциала всех предусмотренных для кредита направлений хозяйственной деятельности, имеющих важное социально-экономическое значение.

На наш взгляд, основными препятствиями для развития механизма ИНК являются существенные ограничения в условиях его предоставления. Так, согласно п. 3 ст. 66 НК РФ накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Для повышения стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо существенно повысить предельный размер — вплоть до 100% размеров суммы налога при благоприятной бюджетной ситуации.

Кроме того, необходимо пересмотреть сроки предоставления инвестиционного налогового кредита. В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ такой кредит предоставляется для большинства инвестиционных проектов на срок до пяти лет. Имеет смысл снять это ограничение на максимальный срок ИНК либо существенно повысить данный срок и более тесно увязать условия его предоставления с инвестиционными условиями проекта, включая сроки окупаемости и нормы доходности. Такое регулирование предоставит большую гибкость получателю кредита и налоговым органам в структурировании проекта в части налогообложения и обеспечит более высокую инвестиционную привлекательность проектов для частных инвесторов.

В качестве уже существующих положительных характерных особенностей ИНК стоит отметить определенную свободу в отношении его суммы. В налоговом законодательстве нет нормативов, определяющих точную величину кредита, установлены только лимиты суммы. Размер кредита определяется по соглашению между налоговым органом и организацией, что обеспечивает инструменту гибкость.

Таким образом, для более активного использования ИНК необходимо предпринять ряд мер по его усовершенствованию.

Безусловно, нужна модернизация нормативной правовой базы с учетом упомянутых ранее сроков и лимитов суммы инвестиционного налогового кредита. В настоящее время на федеральном уровне кредит может быть предоставлен только по налогу на прибыль организаций. И перспективным направлением может стать расширение перечня федеральных налогов, по которым может быть предоставлен кредит, к примеру, в отношении налога на добавленную стоимость.

Кроме того, данный механизм может сделаться существенной поддержкой инвестиционных проектов для малого и среднего бизнеса. Для этого целесообразно дополнить перечень оснований предоставления ИНК новым основанием: «вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) уже существующим субъектам малого бизнеса на развитие новых видов деятельности». Естественно, такие субъекты должны вести раздельный учет налоговой базы по деятельности, под которую получен указанный кредит, и по остальной деятельности субъекта. Отсутствие такого раздельного учета должно служить основанием для расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите.

Помимо этого необходимо дать региональным властям возможность предоставлять кредит в отношении специальных налоговых режимов по вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) в отношении нового вида деятельности, которым собирается заниматься уже существующий субъект малого бизнеса. Для предотвращения возможных злоупотреблений максимальная сумма ИНК, которая может быть предоставлена в рассматриваемых условиях, должна быть законодательно ограниченна для субъектов РФ на федеральном уровне. Причем для получения кредита субъект малого бизнеса не должен представлять в обязательном порядке залог, поручительство, гарантию и бизнес-план, а также технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.

Наконец, необходима активная позиция самого бизнеса в отношении предоставления инвестиционного налогового кредита. При демонстрации государственному партнеру и налоговым органам очевидного интереса к данному инструменту государственной поддержки шансы на предоставление налогового кредита и развитие его инструментария существенно повышаются. Особенно это важно в отношении субъектов РФ, в которых не существует практики широкого применения ИНК ввиду недостаточной политической воли.

1 Формы договоров как для налога на прибыль, так и для региональных, местных налогов предусмотрены приказом ФНС России от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@.

Примеры компаний, получивших ИНК*

Регион

Получатель

Сумма, руб.

На какой срок предоставлен

Цели

г. Санкт-Петербург

ОАО «Балтийский завод»

Модернизация производства, строительство нового цеха


ОАО «Ижорские заводы»

Модернизация производства труб

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

ОАО «Юганскнефтегаз»


ОАО «ТНК» (Нижневартовск)

Проведение НИР, технического перевооружения нефтедобывающего производства

Томская область

ОАО «Томскнефть»

ИНК по НДС

Иркутская область

ОАО «Алюком-Тайшет»

Налог на имущество в областной бюджет/развитие нового производства на предприятии

Ростовская область

ЗАО «Донтелеком»

Развитие сотовой связи стандарта GSM-900 в северных и восточных районах области

Татарстан

ОАО «Нижне­камскнефтехим»

Строительство комплекса гидроочистки средних дистиллятов

* По данным открытых источников.

к сведению

Что такое инновационная деятельность

В Налоговом кодексе РФ и в нормативно-правовых актах в сфере налогов и сборов понятие инновационной деятельности отсутствует. В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства РФ 05.08.2005 № 2473п-П7) инновационная деятельность трактуется как выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

  • на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
  • создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
  • применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Отметим, что в дальнейшем Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) была утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, а распоряжением Председателя Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р — Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

О.З. Закариев,
начальник отдела общего аудита ООО "Аудиторская фирма "ОСБИ-М", эксперт Аудиторской Палаты России, к.э.н.

1. Основания предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности организаций. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст. 66 и 67 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), где он определен как изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать при наличии соответствующих оснований свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Перечень оснований предоставления инвестиционного налогового кредита в значительной степени отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику по следующим основаниям:

Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;

Осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

Выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом.

Согласно п. 3 ст. 67 НК РФ основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Например, проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, создание новых или совершенствование применяемых технологий, использование новых видов сырья или материалов должно быть подтверждено документами о закупке оборудования, необходимого для выполнения этих видов работ.

В отличие от иных форм изменения срока уплаты налога инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному из федеральных налогов - налогу на прибыль (доход) организации.

Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Следует также отметить, что законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления предоставлено право расширять перечень оснований, по которым может быть заключен договор об инвестиционном налоговом кредите в части региональных и местных налогов (п. 7 ст. 67 НК РФ).

Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита - это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того, по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России.

2. Оформление инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и заинтересованной организацией после принятия решения о его предоставлении. Срок принятия решения - один месяц со дня получения заявления.

В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены следующие условия:

Порядок уменьшения налоговых платежей;

Сумма кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;

Срок действия договора;

Начисляемые на сумму кредита проценты (в пределах от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования Банка России);

Порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

Условия реализации заинтересованной организацией в течение срока действия договора или передачи ею во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления кредита, либо запрет на такую реализацию или передачу;

Сведения о документах на имущество, которое является предметом залога, либо о поручительстве;

Ответственность сторон.

Иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации и нормативными актами представительных органов местного самоуправления соответственно по региональным и местным налогам.

3. Размер инвестиционного налогового кредита

Общая сумма производимых в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите уменьшений налоговых платежей не должна превышать сумму кредита. Если таких договоров два или более и срок их действия не истек к моменту очередного платежа по налогу, соотношение суммы уменьшений и суммы кредита определяется отдельно по каждому из договоров.

При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, налогоплательщик может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Независимо от числа договоров суммы уменьшений налоговых платежей в каждом отчетном периоде не могут превышать 50 % соответствующих платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма уменьшений не может превышать 50 % суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

Может возникнуть ситуация, при которой организация имеет убытки по итогам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо по итогам всего налогового периода. В этом случае сумма уменьшений в налоговом периоде может превысить установленные пределы. Этот излишек переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

4. Основания и последствия прекращения действия измененного срока уплаты налога

Законодательно предусмотрены следующие основания прекращения действия измененного срока уплаты налога:

Истечение срока действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

Досрочное исполнение обязанным лицом налоговых обязательств в полном объеме;

Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки;

Соглашение сторон о досрочном прекращении договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите;

Решение суда о расторжении договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите.

Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

Основанием решения уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) может быть только нарушение заинтересованным лицом условий ее предоставления. Такое нарушение может выразиться в несоблюдении сроков и порядка уплаты суммы задолженности и процентов, нарушении заинтересованным лицом условий договора о залоге, если оно само является залогодателем. Решение о прекращении действия отсрочки (рассрочки) может быть обжаловано в соответствии со ст. 137-142 НК РФ.

Последствия досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки) по этому основанию предусмотрены п. 4 ст. 68 НК РФ. Обязанное лицо в течение 30 дней после получения им решения о прекращении действия отсрочки (рассрочки) должно уплатить:

Неуплаченную сумму задолженности, которая определяется как разница между суммой задолженности, зафиксированной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с этим решением за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными в этот период суммами и процентами, а также

Пени за каждый день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты неуплаченной суммы задолженности включительно.

При исчислении процентов под периодом действия отсрочки (рассрочки) понимается период со дня вступления в действие решения об отсрочке (рассрочке) по день получения обязанным лицом решения о прекращении ее действия.

В ст. 68 НК РФ не указаны основания и последствия досрочного расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите в судебном порядке. Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ налогоплательщикам следует ориентироваться на ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), определяющую основания расторжения договора. К рассматриваемому случаю применимо такое основание, как существенное нарушение договора заинтересованным лицом.

Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Поскольку при заключении договора инвестиционного налогового кредита уполномоченный орган рассчитывает на то, что суммы налога и проценты будут уплачены в установленный договором срок, существенным нарушением здесь считается значительное отступление от предусмотренного договором порядка погашения задолженности и процентов.

В договоре об инвестиционном налоговом кредите должна быть предусмотрена ответственность за его нарушение. Последствия двух наиболее существенных видов нарушений этого договора прямо предусмотрены в п. 8 и 9 ст. 68 НК РФ. Одно из них - нарушение заинтересованной организацией предусмотренных договором условий реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления кредита (п. 8 ст. 68 НК РФ).

В этом случае заинтересованная организация в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда о расторжении договора (этот день является днем расторжения договора) обязана уплатить:

Все неуплаченные в соответствии с договором суммы налога, а также

Проценты на каждую из неуплаченных сумм налога, начисленные на каждый день действия договора в отношении такой суммы налога исходя из действовавшей в этот период ставки рефинансирования Банка России, а также

Пени по ставке, определяемой в соответствии со ст. 75 НК РФ, на каждую из неуплаченных сумм налога, начисленные на каждый день действия договора в отношении такой суммы налога.

Сумма этих трех составляющих фиксируется на день расторжения договора, и в течение 30 дней пени на нее не начисляются. Если в этот срок совокупная сумма задолженности не будет уплачена, начисление пени на эту сумму производится в обычном порядке со дня расторжения договора.

Иные последствия наступают в случае, если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит согласно подпункту 3 п. 1 ст. 67 НК РФ, нарушает свои обязательства по выполнению особо важного заказа или услуг.

В этом случае не позднее трех месяцев со дня расторжения договора эта организация обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Банка России.

5. Учет и налогообложение инвестиционного налогового кредита

Особенности учета и налогообложения инвестиционного налогового кредита, предоставленного в связи с техническим перевооружением организации, рассмотрим на следующем примере.

Пример.

С 1 апреля 2005 года организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль сроком на два года в сумме 600 000 руб. Процентная ставка, установленная по кредиту в течение первого года, - 6,5% (1/2 ставки рефинансирования Банка России). Сумма авансового платежа, рассчитанного к уплате по итогам I квартала 2005 года, - 44 700 руб., по итогам полугодия - 87 850 руб., по итогам 9 месяцев - 131 550 руб.

Пример рассмотрен на основе порядка заполнения декларации по налогу на прибыль за 2005 год.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате организацией во II квартале текущего налогового периода, принята равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года, в рассматриваемой ситуации - 14 900 руб. (44 700 руб. : 3). Эта сумма, рассчитанная в соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством, могла уменьшаться организацией ежемесячно на 50 %. Таким образом, за апрель - июнь 2005 года организация уменьшила платежи по налогу на прибыль на сумму 22 350 руб. (14 900 руб. х 50% х 3).

По итогам полугодия исчисленная к уплате сумма авансового платежа по налогу на прибыль составила 87 850 руб. и была отражена по строке 250 декларации по налогу на прибыль, а с учетом авансового платежа за I квартал 2005 года составила 43 150 руб. (87 850 руб. - 44 700 руб.).

По строке 290 декларации по налогу на прибыль были указаны суммы начисленных авансовых платежей за отчетный период, которые для организаций, уплачивавших ежемесячные авансовые платежи, представляли собой суммы, причитавшиеся к уплате согласно декларациям за предыдущий отчетный период данного налогового периода, и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитавшиеся к уплате до 28-го числа каждого месяца в течение отчетного квартала. В рассматриваемой ситуации по этой строке была приведена сумма 89 400 руб. (44 700 руб. + 14 900 руб. х 3).

При этом по итогам полугодия по строке 380 была отражена определенная расчетным путем сумма налога к уменьшению, равная 1550 руб. (89 400 руб. - 87 850 руб.).

Вышеуказанная сумма, являвшаяся налогом на прибыль, представляла собой согласно п. 11, 14, 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, вычитаемую временную разницу, формировавшую отложенный налоговый актив, отражавшийся по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Статьей 66 НК РФ установлено, что если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. В рассматриваемой ситуации по итогам полугодия накопленная сумма кредита составила 22 350 руб., а предельно допустимая сумма - 21 575 руб. (43 150 руб. х 50%). Следовательно, разница между вышеуказанными суммами - 775 руб. (22 350 руб. - 21 575 руб.) должна была переноситься на следующий отчетный период - девять месяцев 2005 года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала (п. 2 ст. 286 НК РФ), и в рассматриваемой ситуации была равна 14 383,33 руб. (43 150 руб. : 3).

В связи с предоставлением инвестиционного налогового кредита, а также с учетом суммы налога к уменьшению в июле 2005 года организация была вправе уменьшить авансовый платеж по налогу на прибыль на сумму 7191,67 руб. [(14 383,33 руб. - 1550 руб.) х 50% - 775 руб. + 1550 руб.], в августе и сентябре - на сумму 7191,67 руб. (14 383,33 руб. х 50%).

В декларации по налогу на прибыль за девять месяцев по строке 370 была отражена сумма налога к доплате, равная 550 руб. (131 550 руб. - 87 850 руб. - 14 383,33 руб. х 3). В связи с предоставлением инвестиционного налогового кредита организации следовало доплатить в бюджет по итогам девяти месяцев сумму авансового платежа по налогу, равную 275 руб. (550 руб. х 50 %), при этом сумма накопленного кредита не превышала предельно допустимую величину.

Организациям следует учитывать, что сумма предоставленного инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль признается налогооблагаемой временной разницей, приводящей к образованию отложенного налогового обязательства, равного сумме накопленного инвестиционного кредита. Ежемесячно при накоплении определенной суммы кредита в течение срока действия договора о его предоставлении производится запись по кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции со счетом 68 (п. 15 ПБУ 18/02; письмо Минфина России от 24.11.2003 N 16-00-14/354).

В бухгалтерском учете проценты за пользование заемными средствами отражаются в составе прочих операционных расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), для учета которых предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы". Включение в текущие расходы затрат по кредитам осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи (п. 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденного приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н).

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида для целей налогообложения прибыли включаются в состав внереализационных расходов. Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление налогоплательщикам отсрочки по уплате налога рассматривается как предоставление бюджетных кредитов. При этом налоговые органы придерживаются мнения, что проценты, уплачиваемые за отсрочку, рассрочку, предоставление налоговых и инвестиционных налоговых кредитов, не учитываются для целей налогообложения прибыли, поскольку к внереализационным расходам относятся проценты по долговым обязательствам в части гражданских договоров кредита и займа (письмо ФНС России от 02.02.2005 N 02-1-07/2). Вывод налоговых органов находит подтверждение и в судебной практике (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2004 N 5665/04).

Расходы в виде процентов, формирующие бухгалтерскую прибыль, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в соответствии с п. 4 ПБУ 18/02 признаются постоянной разницей.

Возникновение постоянной разницы приводит к образованию постоянного налогового обязательства, которым является сумма налога, увеличивающая налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде (п. 7 ПБУ 18/02).

В бухгалтерском учете организации были сделаны следующие проводки:

- Учетные записи (ежемесячно не позднее 28.04.2005, 28.05.2005, 28.06.2005):

Д-т 68 К-т 51 "Расчетные счета" - 7450 руб. (14 900 руб. х 50%) - отражена уплата ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль с учетом предоставленного инвестиционного налогового кредита;

Д-т 68 К-т 77 - 7450 руб. (14 900 руб. х 50%) - отражена сумма накопленного инвестиционного кредита в качестве отложенного налогового обязательства.

- Учетные записи 30.04.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 3,98 руб. (7450 руб. х 6,5% : 365 х 3) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 "Прибыли и убытки" К-т 68 - 0,96 руб. (3,98 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

- Учетные записи 31.05.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 46,43 руб. (7450 руб. х 6,5% : 365 х 31 + 7450 руб. х 6,5% : 365 х 4) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 К-т 68 - 11,14 руб. (46,43 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

- Учетные записи 30.06.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 83,58 руб. (7450 руб. х 2 х 6,5% : 365 х 30 + 7450 руб. х 6,5% : 365 х 3) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 К-т 68 - 20,06 руб. (83,58 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

- Учетные записи, сделанные не позднее 28.07.2005:

Д-т 09 К-т 68 - 1550 руб. (89 400 руб. - - 87 850 руб.) - отражен отложенный налоговый актив в сумме налога на прибыль, подлежавшей к уменьшению;

Д-т 68 К-т 51 - 7191,66 руб. (14 383,33 руб. - 7191,67 руб.) - отражена уплата ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль с учетом предоставленного инвестиционного налогового кредита и суммы налога к уменьшению;

Д-т 68 К-т 77 - 5641,67 руб. [(14 383,33 руб. - 1550 руб.) х 50% - 775 руб.] - отражена сумма накопленного инвестиционного налогового кредита в качестве отложенного налогового обязательства;

Д-т 68 К-т 09 - 1550 руб. - отражено погашение отложенного налогового актива.

- Учетные записи 31.07.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 127,40 руб. (7450 руб. х 3 х 6,5% : 365 х 31 + 5641,67 руб. х 6,5% : 365 х 4) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 К-т 68 - 30,58 руб. (127,40 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

- Учетные записи (ежемесячно не позднее 30.08.2005, 28.09.2005):

Д-т 68 К-т 51 - 7191,67 руб. (14 383,33 руб. х 50%) - отражена уплата ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль с учетом предоставленного инвестиционного налогового кредита;

Д-т 68 К-т 77 - 7191,67 руб. (14 383,33 руб. х 50%) - отражена сумма накопленного инвестиционного налогового кредита в качестве отложенного налогового обязательства.

- Учетные записи 31.08.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 159,65 руб. (7450 руб. х 3 х 6,5% : 365 х 31 + 5641,67 руб. х 6,5% : 365 х 31 + 7191,67 руб. х 6,5% : 365 х 4) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 К-т 68 - 38,32 руб. (159,65 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

- Учетные записи 30.09.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 191,81 руб. (7450 руб. х 3 х 6,5% : 365 х 30 + 5641,67 руб. х 6,5% : 365 х 30 + 7191,67 руб. х 6,5% : 365 х 30 + 7191,67 руб. х 6,5% : 365 х 3) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 К-т 68 - 46,03 руб. (191,81 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.