Кто на самом деле сидит на нефтяной игле. Прелести нефтяной иглы: почему России не надо от нее отказываться

Некоторые русские и западные политологи утверждают, что Россия зависима от экспорта углеводородов. Все очень просто. Ведь Россия является большой всемирной бензиновой колонкой. Термин "нефтяная игла" подразумевает зависимость от доходов, полученных с экспорта «черного золота». В данной ситуации экономика страны развивается только тогда, когда цены на нефтепродукты стабильны. Сразу с падением стоимости барреля в подобном государстве начинается экономический крах. В данной статье мы узнаем ответ на главный вопрос: "Грозит ли нефтяная игла России?". Развенчаем мифы о нефти, рубле и России. А также вы узнаете насколько наша страна зависима от экспорта углеводородов.

Зависимость России от экспорта полезных ископаемых

Доходы от «черного золота» и легких углеводородов занимают существенную долю прибыли от международной торговли. Действительно, если посмотреть на долю, которую занимает экспорт газа из России и нефти, то значение будет достаточно большим. Половина доходов России от внешней торговли припадает на углеводороды. Тем не менее, добыча полезных ископаемых формирует всего 21 % от ВВП страны. На ключевые полезные ископаемые в данной статистике отводится 16 %.

Доля доходов от экспорта нефтепродуктов в ВВП России

ВВП России в 2013 году составил 2113 млрд долларов. Экспорт нефти из России в 2013 году принес стране 173 млрд, а на продаже газа государственная экономика заработала около 67 млрд долларов. Получается, что доходы от «черного золота» составили 8 % ВВП, а на летучих углеводородах страна заработала 3 % своего внутреннего валового продукта. С каждым последующим годом наблюдается статистика активного сокращения доли доходов от добычи полезных ископаемых в ВВП страны.

Статистика показывает, что ресурсное проклятие России не грозит. РФ является активным игроком на мировом рынке нефтепродуктов из-за своих размеров и больших запасов углеводородов. Из-за этого страна получает возможность влиять на геополитическую ситуацию. Тем не менее, в отличие от многих других мировых экспортеров нефти, экономика России куда меньше зависима от "черного золота" и цен на него.

Доходы на душу населения от экспорта углеводородов в России

В России наблюдается достаточно интересная статистика. Стоит внимательно посмотреть на доходы от экспорта нефти на душу населения. Данный показатель в России в 10 раз меньше, чем в Норвегии, которая также является крупным европейским экспортером углеводородов. Тем не менее, даже в этой стране доля доходов от экспорта в общем ВВП незначительна. Норвегия не сидит на нефтяной игле, хоть и в расчете на гражданина получается больше. В этом государстве население не получает доходы от экспорта полезных ископаемых, поскольку все средства направляются в фонд для будущих поколений.

Для таких стран, как Саудовская Аравия или Арабские Эмираты, по отношению к которым можно использовать термин "нефтяная игла", характерны намного более высокие доходы на душу населения от экспорта. Их жители зависимы от ископаемого топлива на столько, что в случае падения цен на черное золото их ждет существенное снижение доходов. С другой стороны, поскольку доля прибыли от углеводородов в ВВП страны не значительна, Россия не в состоянии обеспечить для своих граждан такую мощную нефтяную социальную поддержку, как это делают некоторые арабские страны.

Учитывая тот факт, что вся мировая экономика привязана к доллару, как и цены на энергоресурсы, то сразу после падения курса американской валюты существенно снизятся доходу жителей арабских стран экспортеров нефти. Норвежский фонд со сбережениями на будущее также обесценится. России существенные экономические потери от падения цен на нефть не произойдут, поскольку наша страна только получает определенную выгоду, которую приносит экспорт углеводородов, но не является зависимой от полезных ископаемых.

Часть сырьевой ренты в общем ВВП РФ

В 2015 году журналисты Forbes, наконец, признали, что сенатор Джон Маккейн, который является активным сторонников войны с Российской Федерацией, был неправ, называя ее всемирной бензоколонкой. В издании указывают, что в РФ есть еще как минимум сфера услуг и обрабатывающая промышленность.

Автор статьи Марк Адоманис в качестве примера приводит достаточно интересную диаграмму, где показана доля сырьевой ренты в ВВП разных стран мира. В России этот показатель находится на уровне приблизительно в 18 %, что ставит страну на 20-е место в рейтинге.

Подобный показатель является очень низким по сравнению с государствами, которые и правда зависят от экспорта ископаемого топлива как Конго, Саудовская Аравия или Катар, где доля сырьевой ренты находится на уровне 35-60 %. Именно таким государствам нужно слезть с нефтяной иглы.

Если убрать доходы от экспорта подобной продукции для России, ее ВВП будет все еще находиться на достаточно высоком уровне, а страна сможет остаться существенным конкурентом для остальных мировых лидеров. Действительно, на добычу полезных ископаемых в промышленности страны выпадает только 24 %. Остальная часть идет на инфраструктурные мощности (типа электростанций) и перерабатывающее производство.

Миф № 1. Цена нефти сильно влияет на курс рубля

Бытует мнение, что на курс рубля сильно влияют цены на нефть. Если смотреть на этот вопрос объективно, то определенная зависимость действительно наблюдается. Однако на курс валюты влияет множество факторов, из-за чего не стоит переоценивать значимость цен для отечественной экономики.

В качестве примера стоит взглянуть на Ливию или другие страны на нефтяной игле, где доля доходов от экспорта энергоресурсов на душу населения очень значительная. Курс ливийской валюты при падении цен на нефтяном рынке должен был упасть намного сильнее, чем курс рубля. Тем не менее экономика данной страны продемонстрировала стабильность. Это указывает, что колебания цен на черное золото не слишком существенно влияет на курс национальной валюты.

Российский рубль страдает от регулярных спекулятивных атак со стороны западных политиков и представителей бизнеса. Курс скачет из-за внешнеполитической обстановки, но не по причине влияния цен на нефть. Стоимость барреля не является основной причиной падения рубля.

Миф № 2. Если цена за баррель нефти упадет, экономику РФ ожидает крах

Приведенная выше информация показывает, что цены на нефть оказывают определенное влияние на формирование государственного бюджета. Тем не менее, зависимость не такая существенная, а правительство предпринимает активные меры по еще большему сокращению влияния ситуации на международном рынке на экономику. Сооружаются современные перерабатывающие предприятия, которые в дальнейшем принесут доходы государственного бюджета от экспорта готовых нефтепродуктов, а не сырья, цены на которое достаточно нестабильные. Такие меры помогут стране сделать доходы экономики более децентрализованными. Экспорт нефти из России куда менее выгоден, чем продажа в другие страны готового бензина. С другой стороны, перекачка газа и "черного золота" из РФ ставит в определенную зависимость государства потребители, что делает ее активным геополитическим игроком и позволяет влиять на мировую политику.

Даже если доход от экспорта нефти полностью исчезнет, бюджет лишится только сверхприбыли, которая расходуется на инвестиции, модернизацию страны и крупные инфраструктурные проекты.

В подобной ситуации возможна временная заморозка масштабных работ, но сохранится стабильная выплата пенсий, зарплат и пособий. Нефтяная игла не угрожает России из-за больших золотовалютных резервов. Даже если цены на энергоресурсы сильно упадут, после чего будут держаться на данном уровне долгое время, дефицит бюджета получится легко компенсировать за счет крупнейших в мире запасов золота.

Доходы государственного бюджета от нефти и газа идут на развитие страны, но экономика будет стабильной. Россия сможет полностью себя обеспечить, даже в случае полного прекращения поступления прибыли от углеводородов.

Когда стоимость нефти падает, растет курс доллара по отношению к отечественной валюте. Государственный бюджет страны в результате ничего не теряет в рублевом эквиваленте.

Миф № 3. В ближайшее время запасы углеводородов истощатся и страна обанкротится

На данный момент проводится регулярный учет запасов ископаемых энергоресурсов, а также подсчет времени, в течение которого можно будет сохранять текущий объем добычи полезных ископаемых и обеспечить стабильный экспорт газа из России за границу. Эксперты утверждают, что задекларированных остатков хватит стране для сохранения темпов добычи в течение 30 лет. На огромной территории страны регулярно открываются новые месторождения полезных ископаемых, что существенно увеличивает долгосрочный потенциал России в качестве игрока на рынке энергоресурсов. Нефтяная игла СССР и РФ в наши дни заключается в том, что стране придется полностью обеспечить себя углеводородами в будущем. Когда задекларированные источники опустеют, возникнет потребность в импорте нефтепродуктов. Тем не менее, правительство инвестирует значительные средства в исследования отечественных залежей полезных ископаемых, что позволит в ближайшей перспективе начать разработку новых месторождений.

Например, в 2014 году были найдены залежи нефти в Астраханской области. Источник ископаемых находится на суше, что упрощает его разработку. Высокое качество сырья обеспечит возможность переработки в дорогие нефтепродукты.

В том же 2014 году РФ начала добывать полезные ископаемые в Арктике на первой в мире полярной нефтяной платформе. Континентальный шельф России считается одним из самых крупных в мире. Только в арктической части есть более 106 млрд тонн газа и нефтепродуктов.

Даже в ситуации, если закончатся дешевые в добыче углеводороды, запасов угля хватит еще на много десятилетий. Также статистика показывает, что газ в стране закончится еще не скоро. Собственные энергетические потребности Россия полностью сможет удовлетворить за счет строительства электростанций на многочисленных сибирских реках, которые обладают огромным потенциалом в плане строительства гидроэлектростанций.

Также стоит упомянуть об отечественной программе ядерной энергетики. Правительство инвестирует миллиарды рублей в строительство современных атомных электростанций, возможностей которых хватит не только для удовлетворения потребностей в энергетических ресурсах жителей России, но и для экспорта. Топлива для блоков атомных электростанций хватит на сотни лет. У России есть все перспективы остаться мировым экспортером энергоресурсов и войти в ряд сверхдержав даже в случае окончания нефтяной эпохи.

Миф № 4. Российская Федерация зарабатывает только на продаже сырья, не развивая собственную промышленность

Нефтяная игла России, по мнению некоторых экспертов, заключается не в зависимости экономики от экспорта полезных ископаемых, а в том, что страна продает за границу только сырье. Такое утверждение является ошибочным.

Действительно, Россия продает сырую нефть по всему миру, отдавая часть потенциального дохода зарубежным перерабатывающим предприятиям. Однако такое сотрудничество также очень выгодно для российской экономики, поскольку оно позволяет получить высокие доходы для инвестиций в краткосрочной перспективе.

Если раньше страна экспортировала в основном нефть в чистом виде, то с 2003 года правительство начало активную модернизацию отечественной перерабатывающей сферы. Постепенно доля сырого продукта в общем объеме экспорта углеводородов сокращается. Российские производители активно выходят на мировой рынок, что наполняет бюджет еще большей прибылью. С 2003 года объем производства готовых нефтепродуктов увеличился многократно.

Миф № 5. При правлении Владимира Путина увеличилась зависимость государственного бюджета РФ от экспорта

Некоторые недалекие отечественные и зарубежные эксперты «ругают» Владимира Путина за то, что он загнал Россию в нефтяную зависимость. Доказывают они это тем, что в 1999 году доля углеводородов в экспорте составляла всего 18 %, в уже к 2011 она составила 54 %.

Обвинения не имеют никаких экономических обоснований, поскольку не учитываются 2 важных факта:

  • В 1999 году многие нефтяные компании олигархов просто не платили налоги. Деньги отправлялись сразу на счета, открытые в зарубежных банках, а доходы государственного бюджета от такого экспорта были нулевыми. В 2018 году большинство нефтяных компаний работают прозрачно, а прибыль от экспорта нефти и газа пополняет государственный бюджет.
  • В 1998 году стоимость барреля составляла 17 USD. В 2013 году наблюдалась максимальная цена в 87 USD. Такой скачек обеспечил существенный рост поступлений в бюджет страны от разработки нефтяных скважин и добычи газа.
  • Федеральный бюджет далеко не единственный в России. Существует много местных смет субъектов РФ, из-за чего реальная доля доходов от углеводородов в финансовой системе страны еще больше снижается.

В статистике также стоит учитывать основной момент, как общая величина государственного бюджета. За последние 12 лет доходы страны увеличились в 14 раз. В это время прибыль от добычи углеводородов выросла в 40 раз. Поступления от других секторов экономики выросли в 7,5 раз.

Даже если представить, что неожиданно в один момент страна останется полностью без доходов от нефти и газа, то сохранятся поступления в бюджет от других секторов, доход будет в 6 раз выше, чем в 1999 году. Учитывая инфляцию доллара, доходы страны будут в разы выше того времени. Нефтяная игла России не грозит, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе развития. Так как именно реальные факты указывают на то, что зависимость страны от полезных ископаемых снизилась.

Какие страны находятся на нефтяной игле

Развитие России сильно зависит от доходов, полученных за счет экспорта нефти и газа. Тем не менее стабильность экономики и самодостаточность способны обеспечить большие резервы и потенциал других отраслей экономики. В действительности на нефтяной игле находятся государства, которые зависимы от импорта российских углеводородов. Правительство РФ может использовать энергоресурсы в качестве эффективного рычага воздействия на геополитической арене. Именно экспорт нефти и газа делает Россию активным мировым игроком, а также обеспечивают весомыми аргументами на переговорах с лидерами других стран.

Первоначально освоение новых месторождений нефти и газа в СССР и повышение добычи углеводородов было ориентировано на внутренние нужды экономики. После Великой Отечественной войны начинается интенсивное освоение Поволжского нефтяного бассейна (Татарская АССР и Куйбышевская область). А в 1960-е годы осваивается Западно-Сибирский нефтяной бассейн. СССР постепенно выходит на одно из первых мест в мире по добыче нефти.

Нефтяная «игла»

В 1960-е годы почти вся нефть, потребляемая в развитых капиталистических странах, поступала туда из арабских стран, Индонезии и Венесуэлы. Для защиты своих интересов в торговле нефтью основные экспортёры нефти ещё в 1960 году создали ОПЕК. В 1970 году они солидарно повысили экспортные цены на нефть.

Руководство СССР рассматривало конфликт между странами ОПЕК, которые относились им к числу развивающихся стран, и развитыми капиталистическими странами, в идеологическом ключе: как борьбу против международного империализма. А поскольку СССР членом ОПЕК не был, то его повышение цен на нефть позволяло СССР сыграть на понижение цен и заинтересовать богатые страны Запада в покупке советской нефти.

В 1973 году страны ОПЕК приняли решение об эмбарго на поставки нефти «для союзников Израиля». Разразился нефтяной кризис, когда за двое суток рыночные цены на нефть скакнули более чем в два раза. Из этого СССР извлёк для себя немалую выгоду.

За 1970-е годы, по оценке американских аналитиков, доходы СССР от экспорта (в котором всё более важную роль стала играть сырая нефть) увеличились в четыре раза при увеличении объёмов экспорта нефти всего на 22%. Доля нефти и нефтепродуктов в советском экспорте за 1965-1975 годы увеличилась с 17,2% до 31,4%.

Следует заметить, что в тот период «нефтяная игла» ещё не превратилась в полной мере «нефтегазовую»: газ поставлялся пока только в социалистические страны. В 1980 году экспорт углеводородов принёс СССР уже около двух третей всех валютных доходов. В стоимостном выражении объём советского нефтегазового экспорта вырос за 1970-1980 гг. с 414 млн. до 14 млрд. долларов.

Чем она обернулась

Однако к середине 80-х годов «энергетическая сверхдержава» потерпела крах, что стало главной причиной объявления М.С. Горбачёвым начала «перестройки». В 1985 году президенту США Р. Рейгану вместе с арабскими шейхами удалось «обвалить» мировые цены на нефть: в три раза за полгода. В том же году сократилась валютная выручка СССР с нефтяного экспорта. При этом у СССР уже не было возможности увеличить добычу нефти.

Доходы от нефтяного экспорта тратились в СССР преимущественно не на развитие собственных технологий, а на капиталовложения в добычу нефти, а также на закупку тех потребительских товаров за рубежом, которые советская экономика была не в состоянии производить собственными силами. В результате обрушения цен на нефть советская экономика попала в порочный круг: средств на увеличение добычи нефти не хватало, доходы от нефтяного экспорта продолжали падать, сокращались возможности инвестиций в остальные сферы, ещё больше возрастала зависимость от нефтяной «иглы» как единственного источника доходов.

Всё это привело к краху прежней плановой системы хозяйствования. Однако, поскольку никаких условий для диверсификации экономики в ходе реформ – сначала Горбачёва, затем Ельцина-Гайдара – так и не было создано, то зависимость экономики новой России от сырьевого экспорта в последующем не только не была преодолена, но укрепилась ещё сильнее.

Отставание сельского хозяйства

Одной из важных причин подсаживания на нефтяную «иглу» стал дисбаланс в развитии советской экономики: увеличению производительности промышленности неизменно уделялось большее внимание, чем повышению сельскохозяйственного производства. Сельское хозяйство в коммунистической доктрине всегда считалось чем-то второстепенным по отношению к индустрии.

В результате, например, темп роста промышленного производства за годы IX пятилетки (1970-1975) составил 43%, а сельского хозяйства – всего 13%. Уже при Хрущёве, в 1963 году, СССР был впервые вынужден пойти на крупные закупки зерна в капиталистических странах (главным образом в США и Канаде) для прокормления своего населения. В 1965 году закупки пришлось повторить, а с 1972 года зависимость СССР от импорта продовольствия стала хронической.

Особенно «чёрными» в этом плане выдались 1980 и 1985 годы, когда пришлось импортировать зерна на суммы, соответственно, 43 млрд. и 45 млрд. долларов. Как видим, на продовольствие тратилось в несколько раз больше, чем выручалось от экспорта нефти.

В принципе, крупный импорт продовольствия не чужд развитым капиталистическим странам (например, Японии). Но признаком развитой страны может считаться, в таком случае, экспорт промышленных товаров, особенно высоких технологий. СССР же экспортировал в основном сырьё, которым, на своё эфемерное счастье, оказался богат.

Историк Ю.П. Бокарев считает одной из важнейших причин, почему СССР не смог так диверсифицировать свою экономику, чтобы продавать, вместо сырой нефти и газа, продукцию высокотехнологичных производств, неадекватность советского руководства требованиям разворачивавшейся научно-технической революции.

Сами советские руководители были не чужды понимания и признания факта НТР, в авангарде которой шли развитые капиталистические страны. В 1955 году термин НТР впервые употребили в своих докладах председатель Совета Министров СССР Н.А. Булганин и президент Академии Наук СССР А.Н. Несмеянов. Однако не все партийные руководители (в частности, тот же Хрущёв) отнеслись к этому понятию благожелательно.

Сама концепция НТР противоречила их пониманию марксизма-ленинизма. Особенное неприятие вызывала идея, что не рабочий класс является двигателем перемен на данном этапе. Тем не менее, понятие НТР было использовано в новой программе КПСС (1961 г.), а при Брежневе оно, с подачи самого генерального секретаря ЦК, прочно вошло в лексикон.

Однако, употребляя термин НТР, партийные руководители превратили его в пропагандистское клише, без соответствующего осмысления и наполнения реальными делами. Понимание необходимости перестройки экономики, в связи с её переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе, отсутствовало. Важную роль в этом играл низкий образовательный уровень управленцев из КПСС. Бокарев видит катастрофу в том, что менее трёх процентов членов КПСС имели в начале 70=х годов учёные степени, да и те работали не в сфере управления, а в сфере науки и образования.

Некомпетентность коммунистических управленцев как класса не позволила СССР адекватно ответить на веления мировой НТР. В начале 90-х годов реформы также не привели к формированию в новой России постиндустриального технологичного уклада, поскольку проводили их, по сути, те же самые люди.

Несколько десятилетий назад с чьей-то легкой руки появился экономический термин «петрогосударство», широко применяемый к России. Но ошибется тот, кто по звучанию и написанию свяжет этот термин с именем Петра Великого. «Петрогосударство» - от слова petroleum, нефть.

Царь Петр, как известно, нефтяных скважин не бурил, он прорубал окно в Европу. Так получилось, что это окно очень пригодилось России для экспорта энергии и энергоносителей и, к сожалению, для импорта того, что при Петре Россия экспортировала.

Что ж, времена меняются, евроокна то закрываются, то открываются, но почему же нефтянку в России уже давно отождествляют с разновидностью «голландской болезни», когда давным-давно экспорт тюльпанов стал для Голландии чем-то вроде нынешнего экспорта нефти и газа для ряда известных всем стран? Что же такое экспорт нефти для России - вред или благо? Однозначного ответа на этот вопрос, думается, нет. С тем, что экспорт нефти - зло, вряд ли согласятся такие разные страны, как Саудовская Аравия, Норвегия, Венесуэла и прочие. Но Россия - это не просто большая страна, а один из центров геополитики, а потому довольствоваться ролью поставщика энергоресурсов для стран «золотого миллиарда» мы просто не имеем права.

В эти дни на Евразийском форуме в Италии с предметным и обстоятельным докладом выступил председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин. Доклад явно выходят за рамки узких вопросов добычи и поставок нефти и газа, анализируя состояние и тенденции мировой экономики в контексте рынка энергоресурсов.

В прошлом веке знаменитый английский экономист, политический и государственный деятель Джон Мейнард Кейнс прославился тем, что предложил использовать в качестве средства для выхода из глубокого экономического кризиса мультипликативный эффект от государственных инвестиций в собственную экономику, пусть даже и за счет дополнительной денежной эмиссии, справедливо полагая, что один эмитированный (пусть и напечатанный) фунт стерлингов породит несколько уже настоящих, полноценных фунтов, обеспеченных дополнительными реальными активами.

Какая связь между «Роснефтью» и государственными инвестициями? Самая прямая. Но для полной ясности приведем еще один довод.

Известный российский экономист Никита Кричевский обратил внимание на исследование трех американских экономистов индийского происхождения (Ишвара Прасада, Рагурама Раджана и Арвинда Субраманьяна), результаты которого изложены ими в коллективной статье «Парадокс капитала». На основании этой статьи сделаны однозначные выводы о том, что только страны, рассчитывающие на собственные, внутренние источники инвестиций добивались успеха в росте экономики и, напротив, экономика стран, ориентировавшихся на иностранные заимствования, существенного прогресса не демонстрировала.

Если просмотреть доклад председателя правления «Роснефти» с учетом вышеизложенного, становится очевидным, что нефтяная отрасль вообще и контролируемая государством «Роснефть» в особенности могут и должны играть очень существенную роль в выходе российской экономики из системного кризиса, выступая не просто источником инвестиций и будущей долговременной экспортной выручки, но и обеспечивая тот самый мультипликативный эффект, на основе которого могут получить развитие многие смежные отрасли.

Согласно докладу Сечина на Евразийском форуме, только в 2016-2018 годах совокупная потребность «Роснефти» в материально-технических ресурсах в соответствии с бизнес-планом составит 15,9 миллиарда евро. В частности, компании потребуются ресурсы следующих ключевых номенклатурных групп:

Более 2,5 миллионов тонн обсадных и насосно-компрессорных труб на сумму свыше 2 миллиардов евро;
- свыше 800 тысяч тонн реагентов, присадок и иной химической продукции на сумму более 375 миллионов евро;
- Свыше 47 тысяч километров нефтепогружного кабеля на сумму 250 миллионов евро;
- Более 17 тысяч погружных насосов для добычи на сумму более 220 миллионов евро;
- Свыше 2800 трансформаторных подстанций на сумму более 180 миллионов евро.

По итогам 2015 года общий объем материально-технических ресурсов, работ и услуг, закупаемых компанией, достигнет 21,9 миллиарда евро. Утвержденный бизнес-план до 2017 года и план на 2018 год предполагают увеличение суммарных закупок до 23-24 миллиарда евро в год. Таким образом, невзирая на кризис и действие санкций, «Роснефть» остается одной из самых инвестирующих нефтегазовых компаний мира.

Масштаб инвестиционной программы «Роснефти» предполагает один из крупнейших в мире заказов на продукцию машиностроения и химпрома - порядка 4,6 миллиарда евро ежегодно.

Для «Роснефти» ключевой инвестиционный объект - строительство на Дальнем Востоке судостроительного комплекса «Звезда» для обслуживания перспективных потребностей по освоению арктического шельфа. Его инвестиционная емкость - порядка 2 миллиардов евро, а планируемый объем продаж после выхода проекта на полную мощность - более 5 миллиардов евро в год. Якорный заказ только «Роснефти» группе предприятий «Ростех» - 180-200 единиц техники.

Что это как не те самые внутренние инвестиции, о которых писали индийско-американские экономисты? Что это как не источник мультипликативного эффекта, который вводил в действие великий Кейнс?

Из этого следует, что изъятие инвестиционных средств из «Роснефти» в пользу бюджета может решить лишь сиюминутные задачи по закрытию брешей в источниках госрасходов, приведя к гораздо большим макроэкономическим потерям в длительной перспективе. Налоговые маневры последних лет были направлены именно на это.

В докладе Сечина об этом, понятно, не говорилось, но при том, что нефтяники фактически ничего не получили от девальвации валюты, сначала было объявлено о дополнительном налогообложении отрасли на 600 миллиардов рублей, затем зашла речь еще о 200 миллиардах. В текущем году общая доля фискальных изъятий государства в совокупном доходе нефтяных компаний составит уже 82 процента. При этом существует устойчивая зависимость между размером инвестиций и объемом добытой нефти: спад инвестиций через два-три года приводит к снижению масштабов бурения и объемов добычи.

«В энергетической сфере российской экономики, включая внешнеторговые поставки топлива, сохраняется достаточно высокий уровень устойчивости, - отметил Сечин. - Объемы добычи энергоресурсов сохраняют стабильность и даже увеличиваются, растет экспорт. В частности в 2015 году за январь-июль экспорт нефти из России в ЕС увеличился на 5,6 процента по сравнению с соответствующим периодом 2014 года, экспорт нефтепродуктов вырос на 6 процентов. В 2014 году экспорт нефти из России в Европу составил 129 миллионов тон, что обеспечивает 20% общего потребления нефти в Европе, составляющем примерно 636 миллионов тон».

Что же получается? Несмотря на рефрены о том, что следует избавляться от нефтегазовой зависимости бюджета, в действительности происходит ровно обратное? Не совсем так. Вернее, совсем не так. Происходит увеличение ресурсов, необходимых для избавления от этой самой нефтегазовой зависимости. Иначе говоря, чтобы избавиться от петробюджета, для начала следует…нарастить экспорт углеводородов. Парадокс? Вовсе нет - ориентация на собственные источники инвестиций.

Конечно, не все так гладко. Ожидаемые приросты потребления нефти в мире могут быть обеспечены лишь добычей с повышенным уровнем себестоимости. По данным Роснефти, примерно 75% новой добычи до 2030 года придется на дорогую нефть с себестоимостью $85-98 за баррель в ценах 2015 года. При этом на европейском рынке нефтепродуктов будет избыток предложения, что, естественно, осложнит положение России.

И все же факт остается фактом: всемерное развитие нашей нефтяной отрасли - ключевое условие для избавления России от петрозависимости. Классическое отрицание отрицания.

Что ж, законы диалектики пока никто не отменял.

Образное русскоязычное выражение «сесть на нефтяную иглу» означает, что львиная доля доходов национального бюджета формируется за счёт налогов и пошлин от продажи нефти и газа на экспорт. Преимущественно нефти. В российском бюджете эта доля в течение 2006-2014 составляла 47-51%. В конце 2016 эту долю удалось сократить до 34%, хотя в 2017 она вновь повысилась – до 44% .

Вроде бы неплохая тенденция на первый взгляд, однако, она скрывает то факт, что в 2016 среднемировая цена на нефть упала до $43, а в 2017 она поднялась до $55. Таким образом, изменение нефтегазовой доли в доходной части российского бюджета отражало всего лишь колебания мировой конъюнктуры , а не целенаправленную политику Кремля. Поэтому когда на совещаниях под камеру министры бодро докладывают президенту, что доля нефтегазовых доходов «понемножечку» снижается, а президент то же самое в обратном направлении сообщает министрам, то надо иметь в виду, что происходит вполне определённое лукавство, поскольку обе стороны хорошо знают, что их заслуги в этом деле нет и быть не может, так как для снижения этой доли российское руководство ровным счётом ничего не делает.

А что плохого в том, что столь большая часть бюджетных доходов приходится на нефть и газ, что «сели на иглу»? Ответ на этот вопрос теперь знает практически каждый россиянин: при снижении мировой цены на нефть (а вслед за ней и на привязанный к ней газ) государство теряет настолько большие средства на свои расходы, которые оно не может компенсировать из других источников – наступает провал, означающий сокращение госслужащих, замораживание, если не сокращение, их зарплаты, урезание всех остальных госрасходов, прежде всего на здравоохранение, образование и другие социальные цели, например, была заморожена выплата части пенсии. Наступает торможение экономики вследствие снижения платёжеспособного спроса.

Именно резкое снижение нефтяных цен стало тем триггером , которое в конце 1980х сорвало десятилетиями копившиеся дисбалансы советской, коммунистической экономики и вызвало её обрушение. Эта экономика не могла не зависеть от единственного источника свободно конвертируемой валюты, за счёт которой некоторое время удавалось скрывать фундаментальные, нерешаемые поблемы. В результате падения цен на нефть в середине 1980х доходы от её добычи сократились в 2 раза: с 13,6 млрд.инвалютных руб. в 1984 до 7,1 млрд. в 1987. Нельзя было в прежних объёмах закупать зерно, мясо, ширпотреб, технологии, промышленное оборудование. Экономика вошла в ступор и утянула за собой на дно всю систему. Выход стал возможен только за счёт начала рыночных реформ в 1990е, которые позволили многим начать заниматься бизнесом, что тогда очень диверсифицировало экономику – не все же будут добывать нефть, полно чего другого можно делать и без нефти.

А как обстоят дела в других странах? За счёт чего у них формируются бюджетные доходы?

Возьмём США: 47% образуются за счёт налогов на личные доходы физических лиц, ещё 32% - за счёт социальных отчислений с зарплаты физлиц и 13% приходятся на корпоративные налоги, другое - 8%. За счёт граждан формируется 75% федерального бюджета США. Примерно то же на уровне бюджетов штатов.

Схожая ситуация в других развитых странах . При некоторых различиях в классификации налоговых поступлений развитых стран у них у всех одна общая модель доходов по их источникам – физические лица, граждане, избиратели формируют от 50 до 75% всех доходов, при том, что налоговые поступления от бизнеса колеблются в пределах 9-12%.

Граждане этих стран настолько богаты и благополучны, что их налоги многократно перевешивают налоговые поступления от бизнеса, от корпораций. И это при том, что именно в этих странах работают самые крупные компании мира с гигантскими доходами и ставками корпоративного налогообложения в пределах 20-35% – и тем не менее, объём налогов с них не превышает 12% национальных доходов.

В нормальных странах – с рыночной экономикой и демократической властью – именно граждане, а не компании содержат свои государства, правительства , которые подотчётны и подконтрольны избирателям (через партии, депутатов, некоммерческие организации). Ни Apple, ни Microsoft, ни Boeing, ни громадные банки, никакие Ротшильды с Рокфеллерами не имеют никаких существенных каналов воздействия на такие государства – только граждане, через свои налоги и голоса на выборах.

Вот она – экономическая основа власти избирателей, прав и свобод граждан.

А почему в России не так? Потому что вопреки её Конституции в России нет ни рыночной экономики, ни демократической власти. И доходы госбюджета, как и его расходы, являются ярким тому подтверждением.

Показатели бюджетных доходов России представляют собой раскрытую книгу российского авторитаризма. Прочтение этих страниц, то есть статей доходов, ярко говорит о том, на чём держится нынешняя российская власть, почему она не хочет добровольно уходить и почему ей наплевать на граждан. Взяв в свою собственность или под контроль наиболее крупные сектора экономики, современное российское государство вполне в состоянии содержать себя само, в этой конструкции граждане, избиратели ему не нужны. В России НДФЛ присутствует лишь на региональном уровне - формирует региональные бюджеты и именно поэтому гражданам было отказано в возможности выбирать глав регионов. Федерализм был деконструирован.

Российское государство заинтересовано в том, чтобы граждане были бедными и постоянно просили помощи у государства, чтобы существовали монополии, чтобы деятельность государства была непрозрачной, чтобы выборы были управляемыми.

Что значит слезть с «нефтегазовой иглы»? Это значит изменить структуру доходов, когда основная её доля будет поступать от граждан. Это значит сделать граждан богатыми. Добиться этого возможно только в условиях рыночной экономики, когда объём производства товаров и услуг расширяется в соответствии с растущим спросом со стороны людей, чьи доходы увеличиваются.

Это значит ликвидировать монополии и монополизм, децентрализовать экономические решения, создать максимально открытые возможности для малого и среднего бизнеса, поощрять конкуренцию.

Это значит сделать россиян свободными.

Вот почему, несмотря на смертельную опасность для страны нефтегазовой зависимости, руководство России на протяжении многих лет ничего не делает и не будет делать для её уменьшения – свободные граждане представляют для него значительно большую угрозу.

Цены на нефть упали до 16-летнего минимума. Параллельно с этим рубль уверенно перелетел отметку «70» и устремился куда-то ввысь, где мы совсем не привыкли видеть российскую валюту. Пока что нельзя говорить о том, что Россия вернулась в 90-е, однако реальные зарплаты россиян перманентно падают и эта тенденция является угрожающей.

Нефть - главная причина падения экономики

Согласно материалам «Википедии», основанных на «Мониторинге социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на 7 декабря 2012 года», опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития, 70,8% долларов, которые получает Россия извне, - это доллары, полученные от продажи топливно-энергетических товаров. То есть 70,8% российского экспорта приходится на нефть (34,8%), на нефтепродукты (20%) и на газ (11,9). Свежее статистики, к сожалению, найти не удалось, однако вряд ли с 2012 года что-то кардинально поменялось. Мы также имеем более свежую информацию от 2013 года, где нефтегазовые доходы составили 54%. Цифры весьма значительные. Само собой, когда стоимость нефти падает чуть ли не в 3 раза, российская экономика не может этого ощутить.

Виноват Путин

Более половины доходов российского бюджета составляют нефть, газ и продукты их переработки. При Ельцине, в 1999 году, нефтегазовые доходы составляли всего 18%. Следовательно, перед нами постает вполне закономерный вопрос: в том, что Россия подсела на «нефтяную иглу», виноват Путин? Вопрос весьма болезненный, однако, вновь заглянув в статистику, придется констатировать тот факт, что Россия стала получать больше денег от продажи нефти именно благодаря Путину. В 1999 году Россия не сидела на «нефтяной игле» не потому, что правительство Ельцина этого не хотело, и не потому, что нефть была дешевой. В 1999 году олигархи добывали российскую нефть по ее себестоимости, не уплачивая налогов в российский бюджет!Так, согласно, открытым данным, с 1999 по 2014 год доходы бюджета от продажи нефти увеличились в 40 раз. При этом доходы от других секторов экономики суммарно выросли лишь в 7 раз. Путин действительно виноват в том, что отобрал у олигархов бюджетные деньги, позволив экономике расти быстрее, чем она могла бы расти естественным путем. Важно: доходы российского бюджета постепенно росли вплоть до кризиса. На фоне этого мы получали сверхдоходы от продажи нефти.

Денег не хватило

Часть сверхприбыли пошла на выплату внешних долгов и создание золотовалютных резервов. Часть серхдоходов ушла на повышение уровня жизни, который с 1999 по начало 2014 года вырос в несколько раз. При этом огромное количество нефтяных долларов ушло на перевооружение российской армии. Благодаря сверхдоходам от нефти мы смогли поднять уровень жизни и перевооружиться. Но до реального сектора экономики мы так и не дошли. К сожалению, никакого толкового объяснения, почему производства в России как не было, так и нет, найти не получится. Да, к нам пришли западные компании, которые обустроили производство в России. Однако, во-первых, они производили потребительские товары, спрос на которые в условиях кризиса значительно падает, а во-вторых, эти инвесторы сейчас массово покидают российский рынок из-за санкций. Объяснить такую недальновидность российских элит трудно. Скорее всего, у правительства был расчет на то, что низкие цены на нефть невыгодны самим Штатам, о чем мы поговорим позже, в связи с чем присутствовала вера в вечный сверхдоход от продажи нефти.

Не спешили с индустриализацией

В начале 200-х правительству следовало повременить с повышением уровня жизни, повременить с увеличением количества потребительских товаров и начать индустриализацию. «Индустриализация», «модернизация» - называйте это как хотите. Нужно было провести импортозамещение в начале 2000-х, а не начинать его сейчас, в критических условиях. Конечно, легко критиковать сейчас, спустя 15 лет после фактического начала существования России, однако тот факт, что правительство ошиблось, не поспешив со столь необходимой индустриализацией, оспорить не получится. Уровень жизни вырос бы потом, когда даже сверхдоходы от нефти растворялись бы в нашем бюджете. Проведя индустриализацию в начале 2000-х, можно было бы избежать последствий снижения нефтяных котировок сейчас.

В других странах

Согласно прогнозам аналитиков Wall Street Journal, Саудовская Аравия в 2015 году потеряет 15,8% ВВП, Венесуэла - 10,2%, а ВВП Кувейта упадет на целых 18,2%. То есть не только мы сидим на «нефтяной игле». К снижению цен на нефть не был готов никто.

Долгосрочная перспектива

Раз к снижению нефтяных котировок не подготовился никто, можно предположить, что:

1. Правительства государств, сидящих на «нефтяной игле», не обладают высоким интеллектом.

2. Цены на черное золото должны восстановиться.

Чисто теоретически, США с помощью фьючерсной системы нефтяных поставок могут «додавить» нефть до одного доллара за баррель. Но выгодно ли это самим Штатам, учитывая тот факт, что вся мировая экономика, включая американскую, трещит по швам? Солидный экономический рост мы можем наблюдать только в африканских колониях, в которых весь годовой бюджет исчисляется миллионами, и то и тысячами долларов. Рецессия в Европе и США, кризис в России и зависящих от нас странах, кризис в Китае, Саудовской Аравии и других странах Ближнего Востока. Кризис повсюду. Следовательно, либо нефть скоро начнет восстанавливаться, либо США затеяли новый мировой кризис.

В долгосрочной перспективе цены на нефть будут расти. Штаты занимаются сланцевой нефтью, которая имеет определенную перспективу в деле геополитического влияния на Европу. Кроме того, саудиты откажутся от союзничества с США, если американцы и дальше будут «продавливать» стоимость черного золота вниз.

Главное последствие

Даже если нефть испарится, с экономикой России абсолютно ничего не случится. Если завтра нефть упадет до одного доллара за баррель, то послезавтра на московской бирже доллар будет стоить 400–500 рублей. И это главное последствие дешевой нефти. У нас есть экономика, которая более-менее работает. Этой работы мало для того, чтобы обеспечить благополучие народу России, однако глобального краха ждать не стоит. Если нефть упадет еще в 2–3 раза, россияне будут жить не на 400–500 долларов в месяц (официальная средняя зарплата на момент публикации), а на 250-300 баксов в месяц. Само собой, никаких крупных федеральных проектов в таком случае ждать не стоит. Мы столкнемся с масштабным кризисом, который завершится в тот момент, когда цены на нефть восстановятся. Таким образом, «нефтяная игла» Россию не убьет, но россиянам будет крайне трудно сводить концы с концами.