Расходы на науку в рф. Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики



По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (ИСИЭЗ), аккумулировавшего показатели ОЭСР, ЮНЕСКО, Евростата и Росстата за 2015 год, в мировом топ-20 по затратам на научные исследования и разработки Россия разместилась на девятом месте ($40,5 млрд). Она оказалась между Великобританией и Бразилией. Разрыв с первой тройкой рейтинга значительный: третье место у Японии ($166,9 млрд), второе - у Китая ($368,7 млрд), лидер - США ($457 млрд). «Вопрос финансирования науки должен решаться в зависимости от приоритетов, которые страна ставит перед собой,- объясняет Виктор Супян, заместитель директора Института США и Канады РАН.- Можно прожить без большой науки, покупая технологии или готовые изделия. Но у нашей страны всегда были большие приоритеты и амбиции. Если мы хотим быть лидерами в современном мире, без увеличения ассигнований на науку нам не обойтись».

Показательна в этой связи доля затрат на исследования и разработки в ВВП страны. В этом срезе Россия с 1,13% занимает только 34-е место в мире, уступая Новой Зеландии и опережая Литву. Лидеры - Южная Корея (4,29%), Израиль (4,11%), Япония (3,59%). В рейтинге США - 11-е (2,74%), Китай - 17-й (2,05%).

По затратам на науку Россия - середнячок среди лидеров. В мировом топ-20 она разместилась на 9-м месте (40,5 млрд долларов) между Великобританией и Бразилией. Это данные Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (ИСИЭЗ), аккумулировавшего показатели ОЭСР, ЮНЕСКО, Евростата и Росстата за 2015 год. Разрыв с первой тройкой рейтинга впечатляет: 3-е место у Японии (166,9 млрд долларов), 2-е - у Китая (368,7 млрд), лидер - США (457 млрд).

За последние 20 лет, согласно ИСИЭЗ, расходы России на исследования и разработки выросли в 2,6 раза - это больше среднего показателя по странам ОЭСР, где они увеличились в 1,8 раза, США - в 1,7, Японии - в 1,6. Однако преимущество относительное, и ряд стран за это время показал более ощутимый рост, например: в Южной Корее - в 4,4, в Китае - в 19,9 раза.

Вопрос финансирования науки должен решаться в зависимости от приоритетов, которые страна ставит перед собой,- объясняет Виктор Супян, заместитель директора Института США и Канады РАН.- Можно прожить без большой науки, покупая технологии или готовые изделия. Но у нашей страны всегда были большие приоритеты и амбиции. Если мы хотим быть лидерами в современном мире, без увеличения ассигнований на науку нам не обойтись. Если мы хотим задавать тон в экономическом и научно-техническом развитии, значит, на это надо тратить деньги. Сейчас в мире нет ничего, что определяло бы конкурентоспособность страны больше, чем наука.

Показательна в этой связи доля затрат на исследования и разработки в ВВП страны. В этом срезе Россия с 1,13 процента занимает только 34-е место в мире, уступая Новой Зеландии и опережая Литву. Лидеры - Южная Корея (4,29), Израиль (4,11), Япония (3,59 процента). В рейтинге США - 11-е (2,74), Китай - 17-й (2,05 процента).

Прирост опять же невелик: 20 лет назад "научная" доля в ВВП России составляла 0,85 процента. При этом, согласно майским указам, довести этот показатель надо до 1,77 процента. В них же заложено еще одно бремя для казны: к 2018 году средняя зарплата научных сотрудников должна быть вдвое выше средней по региону. И это при том что уже сегодня зарплатный фонд - основная статья расходов в бюджетах научных организаций. Добавить сюда коммунальные платежи, которые выросли по всей стране, и средств на закупку оборудования и реагентов, преимущественно зарубежного производства, почти не остается. О каких научных открытиях после этого можно рассуждать?

Меж тем Минорбнауки рапортует: впервые за 25 лет в России выросла численность ученых - теперь их более 732 тысяч человек. По этому показателю страна 4-я в мире. Среднемесячная зарплата ученого, по данным министерства, увеличилась за последние три года более чем на 33 процента. И - на этом делается акцент - в 2016-м удвоены выплаты академикам и членам-корреспондентам государственных академий наук. Но что стоит за министерскими отчетами? По статистике ИСИЭЗ, средняя зарплата руководителя научной организации в России - 160,6 тысячи рублей в месяц, в Москве - 198,8 тысячи. А зарплата научного сотрудника - от младшего до главного - в диапазоне 35,9-45,8 тысячи рублей в месяц по России, в столице это 37,8-47,4 тысячи рублей. А на фоне снижения государственных ассигнований на науку перспектив немного, и ни одной радужной: массовое сокращение или урезание ставок. Но кто будет работать за еще меньшую плату?

По оценке Центра научно-технической экспертизы РАНХиГС, пика в новой России расходы на НИОКР достигли в 2014-м - 437 млрд рублей. Но последние два года они стабильно сокращаются: 355 млрд рублей в 2015-м, в этом году - около 306 млрд. И цифра эта, вероятно, не окончательная. В ходе предстоящего секвестирования бюджета эта сумма может быть урезана на 10 процентов. Это, кстати, и стало поводом к "Неделе протеста", которую в середине сентября устроил профсоюз работников РАН. По словам его председателя, заведующего лабораторией Института общей физики им. Прохорова Виктора Калинушкина, увольнения уже затронули 3-5 процентов научных сотрудников, а в следующем году, по его прогнозу, уменьшение финансирования приведет к сокращению 7-10 процентов специалистов.

Сейчас в мире нет ничего, что определяло бы конкурентоспособность страны больше, чем наука

Речь прежде всего о гражданской науке. Что происходит с наукой, ориентированной на оборонку, судить сложно, поскольку в бюджете ее финансирование не идет одной статьей расходов. По экспертной оценке, ее ассигнование скорее всего осталось на прежнем уровне. К сведению: в США, с которыми по традиции сравнивается Россия, по данным Центра стратегических и международных исследований (CSIS), расходы на НИОКР для оборонки, достигнув пика в 47,5 млрд долларов в 2009 году, в рамках сокращения бюджетных расходов уменьшились в 2015-м до 22,4 млрд, хотя и остаются крупнейшими в мире. По прогнозам, в этом году США затратят на науку в целом 515 млрд долларов. Из них примерно 70 процентов - это частные деньги. Вот и новость прошлой недели: основатель Facebook Марк Цукерберг потратит 600 млн долларов на создание научной лаборатории в Сан-Франциско, основной профиль которой борьба с болезнями.

У нас сокращение расходов на фундаментальную науку обосновывали тем, что в США значительная доля исследований ведется в университетах. Это верно лишь отчасти,- разъясняет Виктор Супян.- Примерно 60 процентов госрасходов на фундаментальную науку идет по линии университетов, а 40 процентов - по линии исследовательских лабораторий при министерствах обороны, энергетики, сельского хозяйства и здравоохранения, а также NASA (космические исследования). Частные деньги идут в основном на прикладные исследования и разработки. Различие между нами и американцами еще и в том, что у нас большая часть ассигнований на науку идет по государственной линии, а у них по линии частных фирм и корпораций. Наш бизнес еще не созрел для того, чтобы вкладывать деньги в науку.

Пока российский частный капитал не спешит тратиться на исследования (его можно понять: риски и затраты велики, а результаты гарантировать невозможно), власти ломают голову, как стимулировать его к этому делу, и одновременно пытаются повысить эффективность госфинансирования науки. Среди уже введенных мер - объединение институтов в "научные колхозы" ("Огонек" писал о них в N 26 за 2016 год), мегагранты, перевод исследований под крышу вузов. Все это отчасти маскировка, считают некоторые эксперты, чтобы скрыть сокращение госассигнований.

Каких результатов удалось достичь в ходе реформы научной отрасли? Публикационная и патентная активность растет, но темпы оставляют желать много лучшего. Больше стали тратить на прикладные исследования. По данным ИСИЭЗ, это в 90 с лишним процентах случаев работы в области национальной экономики, образования и загадочных "общегосударственных вопросов". На медицину, в которую вкладываются во всем мире, у нас тратится около 4 процентов.

Экспертиза

Нет спроса на высокие технологии

Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики, член-корреспондент РАН

Невозможно соизмерять достижения науки с затраченными деньгами. Невозможна и быстрая отдача вложенных средств. Переход достижений фундаментальной науки в инновации, то есть в новые рыночные продукты, предсказать почти невозможно. Вы не знаете, что и когда "выстрелит". Хотя сейчас время такой трансформации сокращается, но иногда требуются длительные циклы. Кроме того, современные исследования проводятся на стыке наук. Как вы разделите, например, средства, полученные отдельно институтом биологии и институтом химии, если речь идет об изучении биохимических процессов? Словом, такая постановка вопроса, сколько вложили и сколько получили, фундаментальной науке противопоказана.

Есть наукометрические показатели деятельности ученых. Эти показатели важны, потому что дают представление о состоянии и качестве исследований. Но по ним нельзя определять эффективность расходования вложенных денег. Попытки наших менеджеров от науки оценивать работу ученых количеством публикаций - это безумие. Публикация не цель, а следствие, и если научного результата нет, не надо и писать статью.

Прикладная наука тоже не нуждается в отчетных критериях. Во всем мире инновационный продукт, выведенный на рынок новый товар - средство выиграть конкуренцию. Но у нас, к сожалению, экономика хоть и рыночная, но устроена особым образом. В ней почти нет конкуренции. Очень узок высокотехнологичный сектор, зато непомерно раздут топливно-энергетический комплекс. А он не требует новых научных разработок. Современные технологии бурения и добычи нефти, как правило, приходят к нам с зарубежными компаниями и специалистами. А если у промышленности нет спроса на новые технологии для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, значит, не работает прикладная наука. И, следовательно, не используются достижения фундаментальной науки.

Оценивать работу ученых числом публикаций - это безумие

В 2012 году президент Путин говорил о создании 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Реализована эта идея в очень незначительных размерах, в основном в оборонно-промышленном комплексе. А если нет спроса на исследования, молодые ученые уезжают за рубеж. Я разговаривал со многими из них и понял, что их привлекают не высокие зарплаты, а прежде всего возможность творческой работы, оснащенность современным оборудованием.

Мне кажется, государство должно создавать среду, в которой предприятия и корпорации были бы заинтересованы в разработке и выведении на рынок новой продукции. Для этого, собственно, и нужна наука.

Сегодня наше государство сокращает финансирование фундаментальной науки, потому что якобы нет реальных результатов. Но фундаментальные исследования и открытия - это задел на будущее. И когда возникнет реальный спрос на новые технологии, он может остаться без ответа.

Цифры

Жадные до науки

За последние 20 лет расходы на науку в России выросли в 2,6 раза. Но другие развивающиеся страны показали за это время более впечатляющий рост

Страны - лидеры по объему внутренних затрат на исследования и разработки в 2015 году (в млрд долларов США, в расчете по паритету покупательной способности национальных валют)

В 2017-2019 годах расходы на программу развития научно-технологического комплекса сократят на 25 млрд рублей. Как сообщает РБК , такие изменения заложены в проект постановления правительства РФ.

Документ, разработанный в Минобрнауки размещен на портале нормативных правовых актов. Действующая программа развития научно-технического комплекса до 2020 года предполагает затраты в почти 229 млрд рублей, из которых 187 млрд - из федерального бюджета. 121,9 млрд рублей предназначались на "прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения".


Согласно проекту постановления, общая стоимость программы уменьшится до 203,7 млрд рублей, из которых бюджетные средства составят 168,3 млрд. На научные исследования пойдут 103 млрд рублей.

В пояснительной записке к проекту говорится, что казна сэкономит в первую очередь на исследованиях, "направленных на решение комплексных научно-технологических задач". Финансирование этой статьи сократится более чем на треть в 2017 году и вдвое - в 2018-2019 годах. На разработку научной продукции и технологий потратят за три года в среднем на треть меньше, чем планировалось.

Наиболее радикальное сокращение бюджета коснется материально-технической инфраструктуры: на ее поддержание потратят вполовину меньше запланированного. До трети бюджетного финансирования потеряют проекты популяризации науки. Также на треть меньше денег выделят на организацию международных научных мероприятий и участие в них.

При этом вырастут расходы на капитальные вложения - речь идет о строительстве, реконструкции и техническом оснащении некоторых научных и учебных организаций. Это, например, Курчатовский институт, Московский энергетический институт, Московский инженерно-физический институт, Санкт-Петербургский политехнический университет. На них потратят на 7,2 млрд рублей больше, чем предполагает действующая редакция программы.

Экономия связана с необходимостью приводить программу в соответствие с федеральным бюджетом на ближайшие три года, пояснили РБК в пресс-службе Минобрнауки. Госрасходы на поддержку прикладных исследований и экспериментальных разработок действительно сократятся, однако "прирост внебюджетных инвестиций более чем компенсирует" это сокращение, говорят в ведомстве.

Снижение ассигнований на науку и технологии неизбежно, поскольку государственные расходы в целом сокращаются, сказал РБК президент Российской академии наук Владимир Фортов. По его словам, для улучшения ситуации необходимо "политическое решение". В начале декабря 2016 года президент Владимир Путин подписал стратегию научно-технологического развития, и там наука отнесена к государственным приоритетам, напомнил Фортов. "Вот надо следовать этой стратегии, а не сокращать", - подчеркнул академик.

В краткосрочной перспективе сокращение финансирования научных исследований может не ощущаться, но долговременный эффект будет негативным, считает первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин: "Это приведет к тому, что лет через десять усугубится технологическое отставание". По его словам, сэкономить бюджет можно было, не сокращая финансирование науки, а выявляя области, где деньги расходуются неэффективно.

Принятый Госдумой бюджет - "антинаучный и антиобразовательный", заявил РБК зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Доходы от нефти и газа в этом году больше запланированных, напомнил он, но Минфин планирует направить дополнительные деньги либо на уменьшение дефицита бюджета, либо в Резервный фонд, хотя следовало бы профинансировать науку, уверен депутат.

Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы -- финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Расходы (инвестиции) бюджета - денежные средства, направляемые на финансирование функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов -- часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов -- часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

В развитых странах значительная часть научных исследований финансируется из государственного бюджета. Инвестиции в науку считаются приоритетными, так как научные достижения, в первую очередь, определяют духовное, социальное и экономической развитие общества.

В 1991 году Россия тратила на науку 1% ВВП и 3,9% расходной части бюджета, а в 2002 году - всего 0,4% ВВП, 2% федерального и 1% консолидированного бюджетов. Наука стала второстепенной статьей расходов бюджета. мизерное финансирование повлекло за собой нарастание застоя, а затем постепенную деградацию мощной научно-технической системы страны. В настоящее время 90-95% затрат расходуются на оплату труда и коммунальных услуг и лишь 5-10% - на приобретение научного оборудования и развитие экспериментальной базы.

Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств на эти цели.

При сохранении этих тенденций в дальнейшем произойдет окончательное разрушение единой системы науки, что негативно скажется на многих аспектах жизнедеятельности России.

При формировании бюджетов органы представительной и исполнительной власти определяют получателей ассигнований, методы финансирования государственных фондов научно-технической деятельности, распределение бюджетных средств между федеральными целевыми программами (ФЦП), федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, государственными научными фондами.

Основными получателями ассигнований федерального бюджета являются: Министерство промышленности и науки РФ, Министерство образования РФ, другие министерства и ведомства, система научных фондов, а также ряд академий и наиболее значительные высшие учебные и научные заведения. помимо этого, через Министерство финансов РФ финансируются расходы на международные научные и информационные связи, оплату контрактов по закупке научного оборудования, оргтехники, материалов и реактивов, зарубежных научных журналов, а также на обеспечение морских экспедиций, ремонт научно-исследовательских судов для российских академий наук.

Отдельно в классификации целевых статей выделено финансирование разработок перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.

Классификация видов расходов федерального бюджета на науку предусматривает финансирование:

Федеральных целевых программ;

Конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;

Создания компьютерных сетей связи и баз данных фундаментальной науки и техники;

НИОКР, выполняемых соисполнителями по договорам в рамках федеральных программ;

НИОКР, выполняемых научными учреждениями, подведомственными головному заказчику, в интересах отрасли;

Ремонта научно-исследовательских судов;

Естественных и технических наук;

Общественных наук;

Организации НИОКР в интересах научно-технического прогресса.

Главный метод бюджетного финансирования научной деятельности - сметный. Затраты на науку складываются из оплаты труда творческого персонала. Условий и материальной базы, содержания аппарата управления и обслуживания. Соответственно общая смета бюджетной научной организации содержит следующие основные разделы:

Свод расходов;

Расчет расходов на содержание аппарата управления;

Расчеты производственных показателей;

Расчеты расходов по статьям затрат;

Распределение объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам.

Конкретными расходами сметы являются:

1) оплата труда (заработная плата, добавки, прочие денежные пособия);

2) начисления на фонд оплаты труда;

3) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

4) командировки и служебные разъезды;

5) оплата транспортных, коммунальных и других услуг;

6) капитальные расходы;

8) субсидии и текущие трансферты;

9) прочие расходы.

Значительные средства государство выделяет на реформирование научно-технической сферы. Особое внимание при планировании и финансировании расходов федерального бюджета на науку уделяется следующим позициям:

Участие в международных исследованиях;

Международные научные и информационные связи;

Проведение фундаментальных исследований;

Проведение прикладных исследований в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, искусства. Архитектуры и градостроительства;

Проведение медицинских исследований.

Кроме прямого бюджетного финансирования государство оказывает стимулирующее воздействие на сферу науки с помощью различных налоговых льгот, таких как освобождение от НДС, освобождение от налога на имущество, освобождение от земельного налога. Перечисленные налоговые льготы составляют значительные финансовые ресурсы для развития науки в стране.

Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологий двойного применения. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ имеют право устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных разработок.

Научные работы регионального значения могут финансироваться из территориальных бюджетов, региональных фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств заинтересованных организаций. Наиболее важные региональные научные и научно-технические проекты, результаты которых предполагается использовать в других регионах, могут полностью или в порядке долевого участия финансироваться за счет средств федерального бюджета.

Расходы на экономические функции составляют третью часть расходов бюджетов РФ: это все ассигнования бюджетов, за исключением средств, используемых на финансирование традиционных государственных функций и социальной сферы. По экономическому назначению указанные расходы должны обеспечивать функционирование государственного производственного сектора и экономическое регулирование национальной экономики. Выражение «расходы на экономические функции» более правильное по сравнению с часто встречающимися в экономической и статистической литературе выражениями «расходы на экономическую поддержку промышленности», «расходы на экономические нужды» или «расходы на народное хозяйство».

Расходы на экономические функции осуществляются федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. На внебюджетные государственные фонды приходится незначительная доля: их средства направляются на содержание материальной части фондов, инвестиционную деятельность на финансовом рынке.

Исходя из функциональной классификации расходов бюджетов РФ в группу расходов на экономические функции следует включить затраты на:

Промышленность, энергетику и строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатизацию;

Предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Обслуживание государственного долга;

Финансовую помощь бюджетам других уровней;

Пополнение государственных запасов и резервов;

Мобилизационную подготовку экономики;

Целевые бюджетные фонды производственного назначения;

Прочие расходы.

В целом затраты можно разделить на две группы:

1. Расходы на финансирование государственного сектора - содержание и эксплуатация государственного имущества (дороги, связь и т.д.). размеры и динамика данной группы определяются особенностями социально-экономического положения государства, его историческим развитием и другими факторами, т.е. чем больше госсектор, тем значительнее расходы, и наоборот.

2. Расходы на экономическое регулирование национальной экономики - это затраты: на экономическое реформирование; управление курсом национальной валюты; обслуживание государственного долга; покрытие дефицита бюджета; пополнение страховых запасов и резервов; регулирование финансовой обеспеченности регионов и др. это наибольшая по объему расходов группа, хотя и весьма непостоянная. Такие ее статьи, как облуживание государственного долга, регулирование бюджетов территорий РФ, в значительной степени обусловлены скорее не объективным, а субъективным, политическим характером.

Экономические расходы производятся как из текущего бюджета, так и из бюджета развития. Бюджет развития призван стать важным целевым финансовым инструментом расходов на расширенное воспроизводство и инновации. С его помощью органы государственной власти стимулируют привлечение в дополнение к бюджетным средствам денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов для реализации проектов по структурной перестройке экономики. Бюджет развития создается во всех структурах бюджетной системы, особенно на федеральном и субъективном уровнях. Удельный вес его в объеме государственных инвестиций страны пока небольшой.

Ассигнования из бюджета развития осуществляются на конкурсной, возвратной, платной и целевой основах. К важнейшим направлениям его использования относятся: производственные капитальные вложения; закупка оборудования в счет иностранных кредитов; финансовая поддержка экспорта; санация предприятий; выплаты по государственным гарантиям, предоставленным зарубежным инвесторам.

Средства бюджета развития идут на финансирование:

Экспортно-ориентированных, импортозамещающих и других инвестиционных проектов российских организаций;

Высокоэффективных инвестиционных проектов;

Инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности;

Резервного фонда бюджета развития РФ под ранее предоставленные государственные гарантии;

Прочих инвестиционных мероприятий.

Средства бюджета развития находятся под контролем органов Федерального казначейства. Плата за пользование средствами, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в доход федерального бюджета. За нецелевое использование средств предприятия уплачивают штраф в размере, установленном законодательством. Средства из бюджета развития предоставляются тем предприятиям, которые не имеют задолженности по ранее выданным кредитам.

Финансирование объектов смешанного инвестирования (за счет средств федерального бюджета, собственных и иных источников) осуществляется в порядке, установленном для предоставления бюджетных ассигнований. Оно может осуществляться как в прямых бюджетных назначениях, так и посредством системы трансфертов и денежных кредитов. Наибольшая эффективность и гибкость достигаются при кредитах и субсидиях.

Целесообразность экономических расходов обусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, а также особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействий в условиях мирового товарно-денежного механизма перераспределения стоимости жизненных ценностей. Регулирование может осуществляться как путем содержания малорентабельных, убыточных сфер производства, финансирования перспективных инноваций, обеспечения баланса расходов и доходов государства, так и перераспределения стоимости между отдельными структурно-территориальными подразделениями страны.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) /// Российская газета, № 237, 25.12.1993

3. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-550 с.

4. Фетисов В.Д. Бюджетная система российской Федерации: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 367 с.

5. Вахрин П.И. бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

6. Бюджетная система РФ: Учебник / О.В.Врублевская и др.; Под ред. О.В. рублевской, М.В.Романовского. - Москва: Юрайт - Издат.,2004.

Евгений Онищенко 19 декабря 2016 года президент Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Расходы на гражданскую науку заметно увеличатся в сравнении с прошлым годом: на эти цели в 2017 году планируется потратить примерно 336 млрд руб. из федерального бюджета по сравнению с примерно 268 млрд руб. в 2016 году. Однако столь резкий рост расходов на гражданскую науку по сравнению с прошлым годом связан всего лишь с восстановлением уровня финансирования прикладных исследований и разработок в рамках космической программы, который примерно в 5 раз снизился в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Стоит напомнить, что в 2014 году на гражданскую науку из федерального бюджета было израсходовано 437 млрд руб. Таким образом, даже без учета инфляции бюджетные расходы на гражданские научные исследования будут почти на четверть ниже, чем три года назад.

Основное направление, на которое выделяются деньги на гражданскую науку вообще и прикладные исследования в частности, на бухгалтерском языке именуется «прикладными научными исследованиями в области национальной экономики». Расходы на эти цели составят 171,4 млрд. Основные расходы по этой статье связаны с финансированием космической программы — 90,2 млрд руб., программы развития гражданской авиационной техники — 24,6 млрд руб., федеральной целевой программы по исследованиям и разработкам — 13,5 млрд руб., электронной промышленности — 9,5 млрд руб., атомного энергопромышленного комплекса — 6,8 млрд руб., медицины и фармацевтики — 6,3 млрд руб.

Заметно меньшие средства на гражданские прикладные исследования пойдут по другим разделам бюджета. На прикладные исследования в области общегосударственных вопросов предполагается выделить 16,7 млрд руб., в области здравоохранения — 16,6 млрд руб., в области образования — 12,7 млрд руб.

На фундаментальную науку из федерального бюджета в 2017 году планируется потратить 117,5 млрд руб. (в 2016 году — 106,4 млрд., в 2014 году — 121,3 млрд руб.). Основным получателем средств предсказуемо будет Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) — оно получит 67,5 млрд руб. по этой статье. Всего же ФАНО будет выделено 74,6 млрд руб., что на 10% меньше, чем в предыдущем году. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук» получит чуть более 4 млрд руб.

Финансирование Российского научного фонда увеличится до 17,8 млрд руб. Как и в прошлом году, основную часть средств (12,6 млрд руб.) фонд получит от ОАО «Роснефтегаз». Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), к которому в прошлом году присоединили Российский гуманитарный научный фонд, получит столько же, сколько два объединенных фонда получили в 2016 году, — 11,6 млрд руб. Финансирование РФФИ остается на том же уровне, что и в прошлом году, несмотря на то что Указ президента № 599 от 7 мая 2012 года требует увеличить его финансирование до 25 млрд руб. в 2018 году.

МГУ им. М. В. Ломоносова в 2017 году планируется выделить на фундаментальные исследования 2,5 млрд руб. (общий бюджет — 12,1 млрд руб.), СПбГУ — 630 млн руб. (общий бюджет — 8 млрд руб.).

РНЦ «Курчатовский институт» в будущем году планируется выделить 13,5 млрд руб. Бюджет института немного уменьшится в сравнении с прошлым годом за счет уменьшения финансирования международного сотрудничества, зато финансирование фундаментальных и прикладных исследований возрастет — до 3 млрд руб. и 9,4 млрд руб. соответственно.

Сильнее всего возрастут расходы на повышение оплаты труда научных сотрудников — они увеличатся с 5,2 млрд руб. в 2016 году до 11,8 млрд руб. в 2017 году. Именно с поставленной в президентском Указе № 597 задачей повышения средней зарплаты научных работников до 200% от среднерегиональной к 2018 году связана серьезная опасность массовых сокращений: для повышения зарплат научных сотрудников до требуемого дорожными картами уровня требовалось бы выделить в несколько раз больше средств. Поэтому, если от институтов будут жестко требовать повышения зарплат научных сотрудников, сокращения, особенно в московских и питерских институтах, неизбежны. В любом случае доля зарплатных средств в расходах на фундаментальные исследования будет возрастать, а денег на обеспечение собственно исследовательских работ больше не станет.

По оценке Высшей школы экономики, за последние 20 лет место России по валовому уровню расходов на научные инвестиции не изменилось. По объему таких бюджетных затрат страна занимает десятую позицию в рейтинге, на первых местах которого — США, Китай и Япония. По показателю относительных расходов на науку — в процентах от ВВП Россия еще ниже, на 35-м месте, - сообщает газета "Коммерсант".

Россия занимает десятое место в мире по объему бюджетных затрат на научные инвестиции — к такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики, оценив расходы РФ и других стран за 2016 год. В прошлом году объем затрат российского бюджета на исследования и разработки (ИР) достиг 943,8 млрд руб., или $37,3 млрд, по паритету покупательной способности. На первом месте рейтинга — США ($502,9 млрд), далее идут Китай ($408,8 млрд) и Япония ($170 млрд). Также в первую десятку рейтинга (кроме России) входят Германия ($114,8 млрд), Южная Корея ($74,1 млрд), Франция ($60,8 млрд), Индия ($50,3 млрд), Великобритания ($46,3 млрд) и Бразилия ($38,4 млрд). Согласно этим данным, с 1995 года позиции России по уровню затрат на ИР не изменились. Наиболее существенно улучшил свое положение в рейтинге Китай, поднявшись с седьмого на второе место благодаря ежегодному приросту затрат на ИР в среднем на 16,7%. Япония в свою очередь сместилась со второго на третье место, а Германия — с третьего на четвертое. При этом переместились из первой во вторую десятку Италия и Канада (12-е и 13-е места соответственно).

Как отмечается в докладе, тенденция динамики затрат на ИР в России последних двух десятилетий совпадает с трендами, характерными для ведущих экономик мира. Если в России расходы на науку за 1995-2016 годы выросли в 2,6 раза (в постоянных ценах), то суммарные затраты на ИР в странах ОЭСР за этот же период увеличились в 1,9 раза, в странах ЕС — в 1,8 раза. Вместе с тем в ряде стран, включая быстрорастущие экономики, расходы росли быстрее. Например, Китай увеличил затраты за тот же период в 21,9 раза, Южная Корея — в 4,5 раза. Израиль — в 3,7 раза. По относительному, а не абсолютному показателюудельного веса затрат на науку в ВВП — Россия (с 1,1% ВВП) отстает от развитых стран существеннее. По этому показателю РФ находится на 35-м месте в мире. В пятерку лидеров входят Израиль (4,25%), Южная Корея (4,23%), Швейцария (3,42%), Япония (3,29%) и Швеция (3,28%). США и Китай, лидирующие по объему внутренних затрат на ИР, по их доле в ВВП занимают соответственно 11-е и 18-е места (2,79 и 2,07%).

Исследование ВШЭ в очередной раз демонстрирует, что ни валовые, ни подушевые показатели расходов на ИР сами по себе не обеспечивают какому-либо государству результатов, которые можно оценивать как «ведущие позиции в мировой науке». В качестве такого рода показателя с большей вероятностью могли бы выступать цифры накопленных инвестиций в ИР за длительные периоды, в течение десятилетий — это обстоятельство неплохо объясняет, например, ведущие позиции ученых Великобритании, тратящей сравнимые с РФ средства на ИР и в подушевом, и в валовом измерении. Впрочем, в популярном в России меме «британские ученые», вероятно, в какой-то степени отразилось ограниченное в последние годы в сравнении с США финансирование британской академической науки.