Конкурентоспособность отраслей российской экономики на мировых рынках. В технологическом вопросе важна последовательность

Переход России к открытой экономике в начале 90-х гг. привел к разделению народного хозяйства страны на три группы отраслей в зависимости от их конкурентоспособности на внешнем (а также на внутреннем) рынке.

Первая группа -- по мировым стандартам конкурентоспособные ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, отчасти энергетика, черная и цветная металлургия). В этих отраслях работают 4% всех занятых в экономике и 17% -- в промышленности. Но в них создается около половины добавленной стоимости в индустрии и примерно 15% ВВП, если считать во внутренних ценах (в мировых ценах -- существенно больше). Ресурсные отрасли обеспечивали в середине 90-х гг. (до падения мировых цен на сырье и топливо) свыше 75% всего российского экспорта.

Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешние рынки.

Вторая группа -- отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие большой научно-технический потенциал, способные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и (при определенных условиях) на внешнем рынке. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышленности, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. На долю этих отраслей в 1996 г. приходилось около 20% промышленной продукции, но всего 12% экспорта России.

Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Третья группа -- это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли, вместе взятые, дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт.

В рассматриваемую группу неконкурентоспособных отраслей входит также сельское хозяйство (на его долю приходится около 15% занятых в народном хозяйстве, но только 1% ВВП).

В совокупности отрасли этой группы, на которые приходится 1/4 всего занятого населения, производили в середине 90-х гг. не более 13% ВВП.

Переход России к открытой экономике и широкое проникновение (вплоть до финансового кризиса 1998 гг.) на внутренний рынок страны импортных товаров привели к резкому падению производства в неконкурентоспособных отраслях. Если в 1989-- 1996 гг. промышленность в целом сократила объем выпускаемой продукции на 58,5%, то производство строительных материалов сократилось на 72,5%, а продукции легкой промышленности -- на 87%. По отношению к данной группе отраслей, вероятно, следует, во-первых, активно использовать защитительные импортные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохраняя в то же время разумную конкуренцию) и, во-вторых, всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему государственных закупок, лизинга и т.д).

Проблема конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве крайне важна для экономики любой страны, особенно в условиях глобализации мирового хозяйства, когда значение для национальных экономик различных форм внешнеэкономических связей, степень открытости национальных экономик для зарубежных товаров, услуг и капиталов резко возрастает. Конкурентоспособность выступает универсальным требованием, предъявляемым открытой хозяйственной системой к любой национальной экономике. По мнению экспертов ИМЭМО РАН, под конкурентоспособностью страны понимается способность ее национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других странах, при повышении уровня жизни населения и соблюдении международных экологических стандартов 1 .

Динамика производства, уровень занятости и доходов населения страны напрямую зависят от того, в какой мере национальное хозяйство, отдельные его отрасли и предприятия обладают преимуществами в экономическом соревновании с соперниками. В зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и фирм складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны, определяется позиционирование конкретной национальной экономики в мировом хозяйстве.

Для России вопрос конкурентоспособности оказался актуален вдвойне: его постановка связана не только с требованиями и вызовами глобализации как таковой, но и с тем, что происходит трансформация всей экономической системы страны. В условиях социализма долгие десятилетия наша страна была почти полностью отгорожена от мирового рынка, претендуя на создание особого «мирового социалистического хозяйства», где вопрос о конкурентоспособности на мировом рынке не имел особого значения.

Переход России к рыночной экономике привел к усилению связей с мировым хозяйством. Достаточно сказать, что в 2010 г. по сравнению с 1995 г. доля РФ в мировом экспорте возросла с 1,5 до 2,4%, а ее доля в мировом импорте увеличилась с 0,9 до 1,5% . В то же время конкурентоспособность российской экономики остается низкой. В наиболее известных мировых рейтингах Россия занимает не самые лучшие позиции (табл. 14.1).

Низкие позиции России по многим международным рейтингам связаны с целым рядом факторов. Рост государственных расходов, ужесточение контроля над иностранными инвестициями, отсутствие существенных изменений, направленных на развитие финансового сектора, повышение уровня коррупции, недостаточные меры в области защиты прав инвесторов и интеллектуальной собственности.

Таблица 14.1

Индекс

экономической свободы (2010)

Индекс

коррупции

Индекс международной конкурентоспособности (2011)

ИРЧП

Гонконг - 1

Швейцария - 1

Норвегия - 1

Словакия - 16

Словения - 27

Австралия - 2

Венгрия - 28

Ю. Корея - 39

Словения - 29

Тайланд - 38

Латвия - 55

Венгрия - 50

Словения - 45

Россия - 84

Россия -154

Россия - 63

Россия -118

Источник: И. Николаев, О. Точилкина. Рейтинг прогресса (какие страны развиваются быстрее) // Общество и экономика. 2011. № 7.

Все эти и целый ряд других факторов усложняют предпринимательскую деятельность и снижают качество жизни в стране. Из факторов, определяющих низкий уровень России по ряду ключевых рейтингов, следует особо выделить повышение коррупции. Как известно, за последние годы было принято много решений, направленных на борьбу с коррупцией. Однако результаты этих мер пока не обеспечили заметных положительных сдвигов в месте страны в международных рейтингах конкурентоспособности.

Примерно то же самое можно сказать и об отсутствии существенных изменений, направленных на развитие финансового сектора. Недостатки финансовой системы являются следствием глубоких дисбалансов и проблем российской экономики, наличия массива неконкурентоспособных предприятий в обрабатывающей промышленности и аграрном секторе, низкой прозрачности компаний и сфер деятельности, глубокой имущественной дифференциации населения. Высокие политические и правовые риски, а также существование значительного теневого сектора обусловливают повышенный уровень восприятия риска экономическими агентами, удорожание финансовых ресурсов и ограничение их срочности.

При определении стратегии конкурентоспособности любой страны следует учитывать ее конкурентные преимущества, которые, согласно современному их пониманию, следует подразделить на естественные сравнительные преимущества (которыми страна наделена изначально) и развитые, формируемые благодаря осознанной политике данного социума. К первым можно отнести богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы, большое население и дешевизну труда и т.д. Развитые сравнительные преимущества - это научно-технический потенциал, новые технологии и знания, инновации на всех стадиях - от дизайна товара до продвижения его к потребителю, высокое качество человеческого капитала, в том числе квалификация трудовых ресурсов и др. Россия обладает некоторыми естественными сравнительными преимуществами (прежде всего богатыми природными ресурсами в сочетании, однако, с неблагоприятными климатическими условиями на большей части территории страны), однако в отношении многих развитых сравнительных преимуществ страна еще достаточно далека от ведущих в мире позиций.

Не такой простой вопрос и сочетание конкурентоспособности страны на макроуровне и на микроуровне - на уровне отдельных компаний. В настоящее время Россия в определенных пределах (не следует забывать о высоких издержках добычи углеводородов по сравнению, например, с арабскими странами Ближнего Востока) конкурентоспособна по экспорту сырья на мировой рынок, то есть на макроуровне. Такая конкурентоспособность, по определению, неустойчива и нестабильна. Переход от сырьевой модели интеграции России в мировую экономику на модель, опирающуюся на конкурентоспособное высокотехнологичное производство готовых изделий, привел бы к возрастанию роли конкуренции на уровне фирм - микроуровне, где большое значение отводилось бы инновационной активности компаний, на первое место вышли бы преимущества не столько в издержках производства, сколько в качестве и новизне товаров и услуг.

Опыт развитых стран демонстрирует, что за последние два десятилетия участие государства в повышении конкурентоспособности предприятий своей страны возрастало. Правительства этих стран разрабатывают и осуществляют специальные программы по обеспечению конкурентоспособности национальной экономики, берут на себя заботу о формировании, развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры - науки, информационно-коммуникационных систем, пересматривают налоговое законодательство в целях поощрения конкурентоспособных отраслей и т.д. Сложившиеся реалии требуют использования данного опыта в России, перехода к политике государственного стимулирования конкурентоспособности российской экономики.

Среди факторов, воздействующих на конкурентоспособность национальной экономики, следует выделить экономическую политику государства вообще и его целенаправленную промышленную политику в частности. Поддержание устойчивого экономического роста в России предполагает проведение соответствующей промышленной политики, а также взаимодействие структур государственной власти и предпринимательского сообщества в лице крупных производственных корпораций, финансово-промышленных групп и других форм частного капитала. Если сырьевые отрасли, металлургия, энергетика, химическая промышленность, частично - оборонный комплекс нашли свои ниши на мировом рынке, то подавляющая часть обрабатывающей промышленности сегодня не может противостоять иностранной конкуренции и нуждается в защите со стороны государства. И так может продолжаться долго, если не стимулировать эти отрасли к повышению их конкурентоспособности, в том числе мерами промышленной политики.

Возникшие после осуществления приватизации в своем большинстве мелкие по современным мировым стандартам российские промышленные компании не в состоянии конкурировать на мировых рынках с транснациональными гигантами. В то же время зарубежный опыт показывает, что экономические последствия формирования крупных промышленно-финансовых структур следует оценивать как в основном позитивные. Промышленная политика в России должна содействовать формированию подобных структур, способных в полной мере использовать конкурентные преимущества страны и благодаря этому успешно конкурировать с иностранными компаниями на внутреннем и зарубежных рынках. В формировании частных капиталов в реальном и финансовом секторах экономики и образовании крупных финансово-промышленных и промышленно-финансовых альянсов особую роль следует отвести диверсификации предпринимательских доходов и их трансформации в производительный капитал. Большое значение имеет устойчивость структуры акционерного капитала корпораций, от которой в прямой зависимости находятся соотношение интересов основных групп частных акционеров, менеджеров и государства, а также нормы корпоративного поведения.

Таким образом, российское государство в своей политике должно сделать упор на поддержку отечественных финансово-промышленных групп (ФПГ). При этом должна поощряться их активность в направлении освоения производства продукции с использованием высоких технологий, что пусть даже в отдаленной перспективе потенциально способно вывести отечественные компании на лидирующие позиции в определенных секторах и нишах мирового рынка.

Учитывая сохранение интеллектуального и части научно-технологического потенциала страны, можно сделать вывод, что при проведении благоприятной технологической и промышленной политики Россия обладает существенными возможностями повышения технологической конкурентоспособности своей продукции. Для решения задач технологического прогресса необходимо прежде всего создание среды, поддерживающей и устойчиво воспроизводящей инновации. Должна осуществляться целенаправленная политика по формированию и расширению использования инновационных и интеллектуальных конкурентных преимуществ взамен традиционных естественных сравнительных преимуществ, ориентирующих на экспорт лишь природного сырья. Важно поддержать и расширить новые конкурентные преимущества тех предприятий, которые ориентируются на использование нововведений, производство новой высокотехнологичной продукции, создание собственных брендов.

Большое значение как фактор конкурентоспособности российской продукции на отечественном и зарубежных рынках имеет система внешнеторговой и внешнеэкономической политики России. Подобная политика может быть широко использована как фактор целенаправленной поддержки становления отечественных производств, имеющих шансы стать конкурентоспособными на мировом рынке, а также содействия деятельности российских компаний на рынках других стран. Однако вплоть до настоящего времени таможенные пошлины (как импортные, так и экспортные) используются преимущественно в иных - фискальных - целях, служат в основном средством наполнения государственного бюджета, а не инструментом создания благоприятных условий для структурной перестройки национальной экономики, содействия производству конкурентоспособных на мировом рынке отечественных товаров и услуг. Пока еще мало используются отличные от тарифной политики инструменты защиты национальных отраслей и поддержания их конкурентоспособности - антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, нетарифные ограничения, включая квотирование и лицензирование, так называемые технические барьеры в торговле.

До последнего времени крайне слабо или почти не используется и обширный арсенал других мер внешнеэкономической политики государства. Имеются в виду инструменты стимулирования экспорта, общепринятые и доказавшие во многих странах свою эффективность: льготное кредитование и налогообложение экспортеров (вопреки правилам ВТО, льготное налогообложение экспортной деятельности использует даже такой поборник свободной торговли, как США), предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование экспортных поставок в кредит, страхование экспорта от рисков, политическое лоббирование продвижения отечественной продукции на внешние рынки. Особенно важен вопрос о создании системы государственной поддержки кредитования, в первую очередь долгосрочного, для экспорта отечественной машиностроительной продукции: в современной мировой практике экспортные поставки машин и оборудования осуществляются почти полностью на основе кредита.

  • См.: Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. М.: ИМЭМО, 2001. С. 10-11.
  • Российский статистический ежегодник. М., 2012.

В народном хозяйстве России выделяют 3 группы отраслей:

  • - конкурентоспособные отрасли (ресурсные отрасли): нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, черная и цветная металлургия, энергетика. В этих отраслях работают 4% всех занятых в экономике и 17% - в промышленности. На эти отрасли приходится свыше 75% российского экспорта. Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешний рынок.
  • - частично конкурентоспособные отрасли - отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие большой научно-технический потенциал, способные производить продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышленность, тяжелое машиностроение, энергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. На долю этих отраслей в конце 90-х гг. приходилось около 20% промышленной продукции 12% экспорта России. Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства.
  • - неконкурентоспособные отрасли – отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся: автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт. В данную группу также входит сельское хозяйство, в котором занято 15% населения. На долю сельского хозяйства приходится 7% ВВП. Резко упало производство в данных отраслях в 80-90-е гг. По отношению к данной группе отраслей следует использовать защитные импортные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохраняя разумную конкуренцию) и всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему государственных заказов, лизинга и т.д.).

Причины низкой конкурентоспособности:

  • - преобладание отсталых технологий (передовые технологии только в военно-промышленном комплексе);
  • - высокая ресурсоемкость и затраты на производство продукции;
  • - огромный износ основных производственных фондов;
  • - ограниченные возможности внутреннего накопления денежных средств;
  • - политическая и экономическая социальная нестабильность;
  • - засилие бюрократии и криминализации экономики;
  • - неравномерность экономического и социального развития регионов.
  • - крупные природные ресурсы (минеральные, земельные, водные, лесные), имеющие по некоторым видам мировое значение;
  • - многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
  • - значительные масштабы накопленных основных фондов народного хозяйства;
  • - наличие в некоторых отраслях промышленности (главным образом ВПК) уникальных передовых технологий, опирающихся на достижения российской науки.
Сегодняшние Ведомости публикуют окончание статьи Владимира Евтушенкова - члена Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ. Первая часть статьи вышла 13 мая. Для удобства приводим полный текст.

Восемь козырей России

Национальная конкурентоспособность выступает предметом озабоченности правительства и бизнеса в каждом государстве. И хотя до настоящего времени не существует общепринятого и бесспорного определения этого института рынка, не вызывает сомнений одно: конкурентоспособна экономика той страны, хозяйствующие субъекты которой в условиях свободной конкуренции производят товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка.

Постановка вопроса

В разработанном Всемирным экономическим форумом сводном индексе конкурентоспособного экономического роста (Growth Competitiveness Index) Россия занимает 70-е место среди 104 оцениваемых стран (по итогам 2004 г.). В 2003 г. наша страна была на 70-м месте, в 2000 г. - на 55-м. Очевидно, что это недостойный для России уровень.

В экономической политике последних лет понятие конкурентоспособности иногда приравнивалось к понятию приоритетности тех или иных отраслей и видов деятельности. В итоге отдельные отрасли добивались для себя разного рода преференций, хотя приоритетными они становились не по объективным критериям, а в результате лоббистской деятельности.

Промышленная политика, нацеленная на поддержку конкурентоспособных отраслей, уже не в силах дать тот эффект, на который можно было рассчитывать несколько лет назад. Предприятия, формально относясь к определенным отраслям промышленности, диверсифицируют свою экономическую деятельность и мало соответствуют формальным наименованиям отраслей.

С 1 января 2005 г. вступил в силу Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) взамен Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), разработанного еще в 1976 г. На смену отраслям пришли виды экономической деятельности. Однако вопрос о том, какими конкурентоспособными отраслями располагает отечественная экономика, по-прежнему сохраняет актуальность.

Потенциал

Наша страна располагает значительной частью ресурсного потенциала планеты, и в этом ее бесспорное преимущество. Однако из этого не вытекает автоматически конкурентоспособность нашей экономики, поскольку естественными условиями нужно уметь воспользоваться. Скажем, в настоящее время существует несколько завышенная самооценка "уникальности" российских трудовых и интеллектуальных ресурсов, а именно они дают существенный вклад в создание конкурентоспособного продукта.

Группа экспертов, представляющих бизнес, науку и высшую школу, попыталась дать общую оценку состояния и перспектив российских участников конкурентной борьбы на современных рынках. В качестве инструмента такого анализа использовалась методика определения стоимости экономического потенциала отраслей экономики методом дисконтированных доходов, разработанная аудиторско-консалтинговой компанией "ФБК". Эта методика позволила не только оценить текущее состояние отраслевой экономики, но и спрогнозировать темпы приращения их стоимостей.

В долгосрочном периоде растущий рынок будет находиться в таких секторах экономики, как промышленность, строительство, связь, торговля и общественное питание. Средние темпы прироста валовой добавленной стоимости в период 2005-2012 гг. составят 6,9% в год. Доля промышленности в ВВП страны к 2012 г. возрастет с нынешних 26,5% до 30,1%, строительства - с 7,2% до 7,9%, связи - с 1,8% до 3,0%, торговли и общественного питания - с 22,8% до 25,7%. В то же время средние темпы прироста валовой добавленной стоимости транспорта составят 4,3%.

Однако эти агрегированные показатели в значительной степени предопределены естественно-конкурентными преимуществами, а не эффективностью работы экономических агентов, а также системы регулирования их деятельности. А именно это в конечном счете обеспечивает успех на рынке. Поэтому требуется более детальный анализ.

Критериев, по которым необходимо определять конкурентоспособность, видится два: наличие естественно-конкурентных преимуществ и наличие положительного научно-технического задела.

Сырьевые чемпионы

По первому критерию к конкурентоспособным должны быть отнесены нефтегазовая, лесозаготовительная, алюминиевая и никель-кобальтовая отрасли промышленности. По экспорту продукции данных отраслей Россия занимает 1-2-е место в мире. Они дают подавляющую часть экспортной выручки страны.

Несмотря на удаленность основных нефтяных месторождений от экспортных терминалов, относительно низкая себестоимость добычи российской нефти обеспечивает ее высокую конкурентоспособность. Вопрос конкурентоспособности российского газа на внешних рынках неоднозначен. Он связан с перспективой выхода газодобычи в регионы с высокой себестоимостью топлива, освоения месторождений шельфовой зоны.

Алюминий как крупная статья экспорта держится на относительной дешевизне энергии, льготах по транспортным тарифам, оптимизации налогов. Высокая доля экспорта (до 80% и более) почти избавляет отрасль от НДС.

По объему валютной выручки лесозаготовительная промышленность стабильно занимает пятое-шестое место среди прочих экспортеров страны. Между тем, обладая примерно пятой частью лесных ресурсов планеты, доля России в мировом лесном экспорте лишь 2-3%. Традиционно экспортируются сырье и полуфабрикаты, а импортируется продукция углубленной переработки древесины.

Признание данных отраслей конкурентоспособными продиктовано объективными преимуществами российской экономики. Ее диверсификация и политика преодоления сырьевой зависимости не должны приводить к искусственному ограничению развития одних отраслей в пользу других.

Научные заделы

Использование второго критерия, по которому можно выделить конкурентоспособные части экономики, представляет более сложную задачу. Практически в каждой отрасли есть научно-технические заделы, но в полной мере этому критерию отвечают лишь немногие подотрасли, а именно авиакосмическая, атомная и оборонная промышленность.

В авиакосмической промышленности реальной конкурентоспособностью обладает та ее часть, которая связана с космосом, а также военное авиастроение. Гражданское самолетостроение конкурентоспособно скорее авансом.

В атомном машиностроении российские позиции на мировом рынке действительно сильны (услуги по обогащению урана, поставке топлива для ядерных реакторов, разработке и проектированию систем атомных реакторов). Потребителями отечественных технологий в ядерной области являются США, Франция, Германия, Китай.

Значительным является экспортный потенциал отечественной оборонной промышленности. На мировом рынке вооружений Россия прочно удерживается в пятерке стран-лидеров. Однако вызывает беспокойство тот факт, что Россия специализируется главным образом на экспорте "платформ" военной техники - корпусов судов, фюзеляжей и оперения самолетов, разнообразной бронетехники. Мировые рынки этой продукции не столь перспективны по сравнению с действительно наукоемкой продукцией - вычислительной техникой, авионикой, компьютеризированными системами комплексного управления ближним боем.

Разве этого мало?

Таким образом, окончательный перечень конкурентоспособных отраслей сегодня включает в себя нефтедобывающую, газовую, алюминиевую, никеле-кобальтовую, лесозаготовительную, атомную, оборонную, авиакосмическую промышленность.

Ограниченность этого перечня не означает, что в других отраслях нет конкурентоспособных производств, но их частные успехи не позволяют квалифицировать эти отрасли как конкурентоспособные. Тем не менее уже перечисленных конкурентоспособных отраслей достаточно для проведения эффективной промышленной политики. Что же касается выявления потенциально конкурентоспособных отраслей, то такая задача должна решаться принципиально по-другому.

Кластер - будущее России

Определение отраслей российской экономики, которые конкурентоспособны на сегодняшний день, не снимает с повестки дня задачу выбора тех направлений, которые будут повышать конкурентоспособность страны завтра.

Важнейшее достоинство наукоемких отраслей России - научно-технологический задел - не вечно. Оно не является естественным конкурентным преимуществом страны. Если за сырьевые отрасли в ближайшие десятилетия можно не волноваться, то в отношении будущего атомной, оборонной и авиакосмической отраслей такой уверенности нет.

Поддержание и развитие научно-технического задела зависит от эффективности промышленной политики государства. Это заставляет по-новому подходить к выбору “точек роста”.

В оценке конкурентоспособности национальных экономик все более значимую роль играет технологический подход. В рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума сводный индекс получается на основе агрегирования трех индексов, характеризующих состояние технологии, общественных институтов, макроэкономической среды. США занимают общее второе место в сводном рейтинге только благодаря своему первенству по технологическому индексу. Россия по этому индексу находится на 67-м месте.

Критический перечень

Потенциальные “точки технологического роста” в современном мире лежат в технологических кластерах. Их создание является одним из важных шагов на пути успешного экономического развития. В качестве примера можно привести кластеры, объединяющие компании в области информационных технологий в Силиконовой долине в США и телекоммуникационные компании в Эспоо в Финляндии.

Кластеры редко подчиняются стандартным системам классификации отраслей. Они обычно состоят из компаний нескольких отраслей, выпускающих готовый продукт, материалы и оборудование, а также занимающихся сервисом. Государственные и частные инвестиции, направляемые на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим компаниям.

В чем-то выбор технологических кластеров схож с выбором перечня критических технологий. Такие перечни в разных странах составлялись с разной степенью успеха. Есть свой опыт и у России: правительственной комиссией по научно-технической политике 21 июля 1996 г. был утвержден перечень критических технологий федерального уровня. В его формировании участвовало в общей сложности свыше 800 ученых и специалистов, а в дальнейшем перечень неоднократно обновлялся.

Обобщая отечественный и зарубежный опыт, можно выделить перечень технологических кластеров, которые будут оказывать значительное влияние на конкурентоспособность экономики страны.

Приоритетное значение в современных условиях приобретает нанотехнология. В отчете консультативного комитета по науке и технологиям при президенте США записано: “Страна, которая будет лидировать в области разработки и применения нанотехнологий, будет иметь огромное преимущество в экономической и военной сферах в течение многих десятилетий”. Научный уровень российских разработок в области нанотехнологий (наноэлектроники, наноматериалов, нанотехники) вполне соответствует мировому, а порой и превосходит его.

Другое важное направление - клеточная биотехнология (биомедицина, биокатализ, биологические производственные системы, биополимеры клетки). К примеру, технология получения биополимеров клетки находит применение в здравоохранении и ветеринарии, ряде отраслей промышленности, сельском хозяйстве, в сфере защиты окружающей среды.

Пристального внимания заслуживают новые материалы - композиты, полимеры, керамические материалы, материалы и сплавы со специальными свойствами, сверхтвердые материалы, биосовместимые материалы, катализаторы, мембраны.

Наконец, следует упомянуть информационные технологии (информационно-телекоммуникационные системы, программное обеспечение, биоинформатика, системы математического моделирования, системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности). В частности, технология создания систем математического моделирования может быть эффективно использована при разработке безопасных технологий атомной энергетики, в моделировании элементной базы и технологий получения материалов в микроэлектронике, в исследованиях в области лазерного термоядерного синтеза, в теории и методах автоматизации проектирования сложных технических систем, в моделировании социально-экономических процессов.

Отличительная особенность технологических кластеров состоит в том, что разрабатываемые здесь конкретные технологии могут находить применение в самых разных отраслях, в том числе в сырьевых и обрабатывающих, укрепляя их конкурентные позиции.

Третий путь

“Параллельное” определение сегодняшних конкурентоспособных отраслей и технологических кластеров завтрашнего дня позволяет выйти на формулировку оптимальной стратегии экономического развития. В настоящее время такой стратегии в России нет.

Фактически в стране осуществляется ресурсно-экспортная стратегия, ориентированная на экспорт первичных ресурсов. Определенные надежды принято возлагать на экспортно-наукоемкую стратегию, предполагающую значительное увеличение поставок российской наукоемкой продукции на мировой рынок. Однако надежды эти малообоснованны: реальных конкурентных преимуществ у России в данной сфере нет, а “доводка” до коммерческого использования имеющихся технологических заделов потребовала бы колоссальных инвестиций, которые в экономике пока отсутствуют.

Совмещает преимущества этих двух стратегий третий путь - ресурсно-инновационная стратегия. Она опирается на скоординированное и более полное использование отечественного ресурсного и инновационного потенциала за счет поддержки длинных технологических цепочек, в том числе с помощью технологических кластеров.

При этом государство своей нормативно-правовой базой должно стимулировать эффективность использования капитала и людских ресурсов, а его совокупная мощь - обеспечивать интересы национальных производителей на мировом рынке, далеко не свободном и не справедливом. Власти объективно заинтересованы в поддержке отечественных производителей, содействии их развитию и процветанию, поскольку имеется неразрывная связь между конкурентоспособностью предпринимательского сектора и уровнем конкурентоспособности страны.

Среди факторов конкурентоспособности развитых стран одними из важнейших являются: инфраструктура (энергетика, транспортная система, связь, здравоохранение), финансовая система (объем капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности и других секторов экономики), ресурс научных знаний в университетах, государственных НИИ, частных исследовательских учреждениях. Все эти факторы могут быть задействованы при реализации кластерного подхода.

В России же этот подход подчас остается за пределами внимания практиков и исследователей, хотя в стране уже действует ряд формально не оформленных кластеров: транспортное машиностроение в Центральном федеральном округе, лесопереработка в Архангельской области, автомобильная промышленность в Тольятти, аэрокосмический кластер в Самаре, кластер информационных технологий в московском регионе. Поддержать имеющиеся кластеры и способствовать возникновению новых - такова реальная задача современной промышленной политики России.

Технологический подход, основанный на определении и поддержке технологических кластеров, ориентирован на будущее. Реально оценивая нынешнее место России в рейтинге страновой конкурентоспособности, следует признать, что у нас нет другого выбора.

Развитие и применение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) способствует росту производительности и эффективности на новом технологическом базисе - интернете. Речь идет о новом способе производства, затрагивающем все отрасли промышленности и меняющем методы ведения бизнеса и поведения покупателей 1 . Такое всеобъемлющее явление называют оцифровкой экономики, позволяющей на уровне компании получать полную и точную информацию о процессах и продуктах и оптимизировать их в реальном времени. О новых цифровых технологиях для российской промышленности шла речь на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), организованной госкорпорацией Ростех. Так насколько промышленные компании готовы к инновациям и какие проблемы им предстоит решать для обеспечения конкурентоспособности?

Новые возможности ведения бизнеса связаны с созданием открытых систем и объединением ресурсов в пулы, совместным их использованием. В данном случае речь идет об использовании информации и преобразовании ее в новые знания и идеи. Они и являются основой цифровой сетевой экономики. Идеи порождают новые идеи, и они ничем не ограничены, кроме человеческого мышления и его представлений, поэтому и возможности новой экономики безграничны.

Чтобы возможности стали реальностью, российской промышленности предстоит решить ряд сложных задач по созданию независимых информационных технологий для высокотехнологических производств, сохранению глобального лидерства на ИТ-рынках и обеспечению цифровой независимости в XXI веке. Такова перспектива до 2025-2035 гг.

Пути решения, подходы и проблемы в рамках конференции в «Иннополисе» обсуждали представители ИТ-отрасли, промышленности, военно-промышленного комплекса и венчурных фондов.

С учетом импортозамещения в сфере ИКТ основной фокус дискуссии был направлен на ИТ, во многом определяющие облик современной экономики.

В большинстве случаев обществу и компаниям необходимо время, чтобы понять, какие возможности скрываются в той или иной технологии (цифровые, облачные, мобильные), как она изменяет процессы или продукты. Вначале их применяют для улучшения существующих продуктов, и речь идет о пошаговых изменениях. Позже, с пониманием свойств технологии, создаются новые процессы и/или новые продукты, использующие преимущества новых сквозных технологий.

Заметим, наличие новой технологии само по себе не означает, что ее использование может быть коммерчески оправданным, то есть промышленные компании непременно извлекут из этого выгоду. Зачастую выгоды сначала возникают от новых организационных возможностей. Поэтому одна из задач конференции заключалась в том, чтобы расширить поле взаимодействия между государством, заказчиками, производителями в сфере ИТ и наладить совместный диалог, позволяющий сделать верные инвестиции в наше общее высокотехнологическое будущее.

А поскольку ИКТ затрагивают все сферы экономики и общества, конференция объединила сферу ИТ, высокотехнологичные секторы промышленности, электронику и телеком. Без кооперации здесь точно не обойтись.

В технологическом вопросе важна последовательность

В самом начале дискуссии Василий Бровко, директор по коммуникациям Ростеха, напомнил об истории развития российского промпроизводства, электроники и электрооборудования в ХХ веке (см. рис. 1 и 2). В результате развала СССР и гуманитарной катастрофы мы пропустили бум развития и только к 2015 г. смогли выйти на уровень промпроизводства 1990-х. А ведь идея цифровой экономики была заложена в проекте ОГАС. Он и способствовал развитию глобальной цифровой экономики, хотя в нашей стране не был реализован (см. «ЭЖ», 2015, № 41). С учетом глубокой деградации всей электронной отрасли на протяжении 1990-х сегодня нам очень трудно перейти от цикла роста и модернизации к глобальной конкурентоспособности. Мы долго жили заделом, созданным в СССР, и нужно время для концентрации усилий, чтобы перевести имеющийся задел в практическую плоскость. К сожалению, динамика данной отрасли не подразумевает быстрых побед, предстоит большая системная работа, требующая обучения, технологической подготовки и пр.

Тем не менее новый тренд роста на фоне спада в добывающих отраслях экономики проявился в электронике, выручка выросла почти на 30% за 2015 г. Прогресс произошел и в оборонной промышленности, но, к сожалению, он достигнут за счет в основном гособоронзаказа, а не рыночных позиций. Поэтому первая задача - в течение двух - четырех лет обеспечить технологичность роста, не снижая темпов, а наращивая их.

Вторая задача - изменить пропорцию гражданской и военной продукции 20 к 80 на соотношение 50 на 50 как можно скорее. Это возможно за счет роста технологичности в гражданской промышленности и только при условии, что участники отрасли - производители, регулятор, интеграторы, потребители промышленные компании (рынки сбыта) научатся работать вместе, заключать альянсы.

При этом иногда возникает конфликт интересов: с одной стороны, нашим предприятиям нужно выполнять гособоронзаказ, важные задачи перед государством и нести за них ответственность, с другой - внедрять наши отечественные решения. Не всегда уровень таких решений достаточно зрелый, надежный и мы готовы на это идти. Постепенно пропорция меняется в сторону отечественных разработок и решений и это обнадеживает.

В технологическом вопросе важна последовательность.

Ростех совместно с Минпромторгом сейчас прорабатывают дорожную карту создания российского стандарта интернета вещей 2 , который будет работать вместе с международным стандартом. Этот стандарт создается, чтобы обеспечить новый этап развития, в нем формируются устройства, софт и правила работы, организационные вопросы. Так работают консорциумы в мире.


Для интеграции новых идей и технологий в промышленность необходимо создать среду и инструменты

Электроника является ключевым сегментом экономики, без ее развития, без цифры не будет ни вертолетов, ни высокоточного оружия, ни спутников, ни навигации. Именно в этом сегменте появляется самое большое количество стартапов, рождается уникальная школа, и еще долго будут проявлять себя талантливые люди, дающие ассиметричный ответ на любые вызовы новых технологий. Однако при их интеграции в промышленные компании возникает целый комплекс проблем. Одна из них - разрыв между производством и стартаперами, предлагающими отдельные технологии крупным компаниям. Отсутствие же среды, реальных инструментов и институтов развития таких технологий не позволяет доводить их до конечного продукта. В результате эти хорошие идеи поднимают раунды финансирования за рубежом, а конкурировать с Силиконовой долиной, считает В. Бровко, нам крайне сложно.

Чтобы не растоптать эти маленькие начинания, нужно менять культуру, среду, менеджмент компаний, который будет заинтересован в работе с малыми компаниями, уметь растить их. Крупным компаниям важно научиться работать на этом этапе развития технологий.

Трудности с интеграцией возникают и в силу особенностей стартапов: это ранние этапы развития технологии, соответственно, у них совершено другие процессы. Работая с технологией, они не занимаются своими внутренними процессами, не развивают сервис, поэтому нестабильны. Им нужно развиться, выходить на другой уровень. Совместная работа должна означать формирование своего стэка технологий и стать инвестиционно привлекательной.

Еще одна проблема состоит в реальном продвижении российского продукта на внутреннем рынке. Пока мы не умеем этого делать, что также не позволяет удерживать молодые компании. Одним из лидеров в этой области является проект «Иннополис» в Татарстане, где интеграторы, стартаперы, заказчики со стороны государства и крупных компаний оказались на одной площадке, что способствует быстрому развитию данного проекта по разным направлениям деятельности. Работа университета и конкретные проекты позволят ускорить конкурентоспособность российской промышленности в области электроники и ИТ.

В целом же автоматизация производства и предприятий пока идет недостаточно высокими темпами, производители часто воспринимают инвестиции в ИТ как некое бремя, а не как драйвер роста. Но есть и позитивные примеры. Так, за счет внедрения системы ERP холдинг «Вертолеты России» добился снижения себестоимости на 12-14%, а знаменитый концерн «Калашников» с помощью автоматизации складского комплекса сократил себестоимость продукции на 30%.

Пока все же ключевую роль в развитии ИТ и электронной сферы играет государство, оно же является главным драйвером этого процесса. Вложения в отрасль превышают около четверти триллиона рублей.

Учить людей нужно не экономике прошлого, а экономике будущего

Развитие новой промышленности и ИТ-сегмента требует большого количества талантливых разработчиков, которые не будут уезжать за рубеж в поисках лучшей жизни. Сейчас потребность в кадрах сохраняется на уровне 13 000 в год и сохранится в ближайшее десятилетие.

Участников конференции интересовал вопрос престижности профессии инженера-технолога. Выяснилось, что в развитых индустриальных центрах - Урал, Сибирь, Восток - для руководителей, понимающих смысл стоимости компании, состоявшийся талантливый инженер гораздо ценнее талантливого финансиста. Поэтому зачастую на таких предприятиях зарплаты у инженеров выше, подтвердил Игорь Козлов, гендиректор АО «Российская электроника».

При подготовке современных специалистов важно исходить из существующих потребностей и мировых тенденций, учитываемых в государственной программе поддержки. А они таковы.

Если говорить о будущем, например о 2025 г., то понятие «отрасль» уходит в прошлое, производство как сущность или базовая единица отходит на второй план. Формирование нового современного предприятия не вписывается в какую-то отрасль радиоэлектроники или машиностроения. Оно представляет собой набор определенных компетенций и ноу-хау, которые нанизываются на стержень определенного рынка.

Так формируются рынки будущего, где Россия должна стать глобальным лидером. Для этого уже сейчас необходимо активно работать со стартаперами, крупными предприятиями и кадрами. Чтобы понимать, какие технологические решения нам нужны.

Что же касается цифровой индустрии, она представлена в виде матрицы «рынки - технологии». Рынки новых продуктов поддерживаются технологиями - BD, интернета вещей, энергопотребления, ведь для развития электроники нужны высокопроизводительные накопители энергии.

Новые технологии создаются на стыке отраслей и областей знаний, это и будет определять потребность в специалистах. Например, есть такое направление - мехатроника 3 , еще четыре года назад о ней никто не знал, и образовательного стандарта по нему пока нет. С точки зрения прикладных квалификаций это пока лучшее, что есть в России. Она выросла на потребностях экономики, и бизнес стал готовить специалистов по мехатронике для себя. Сегодня это абсолютно сквозная компетенция.

Цифровая промышленность строится на перенесении методов, технологических и управленческих компетенций внутрь промышленных компаний, отмечает Роберт Уразов, гендиректор союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров „Ворлдскиллс Россия“».

Наши американские и немецкие коллеги впереди нас в этом вопросе, и они выстраивают образы в формате, когда основной компетенцией специалиста является не программирование завода, не работа на нем, а мейкерство как таковое, создание цифровой модели уникального реального продукта. При такой картине в первую очередь важно определить, как готовить соответствующих специалистов, чему учить и как их мотивировать. Развитие идет через освоение нового функционала. Поэтому просто гуманитариев или физиков быть не может. Они должны владеть функцией программирования и функцией друг друга. В противном случае невозможно ничего создать. По мнению Р. Уразова, в будущем на рынке труда узкофункциональные специалисты не будут нужны.

В будущем потребуются такие основные компетенции, как:

    программирование;

    умение работать в команде. Прорывы связаны с командной игрой и не возникают при опоре на одиночек. Мы не учим совместной деятельности для достижения общих целей, а делаем наоборот - растим чемпионов-одиночек, даем KPI, ЕГ, золотая медаль и нет ни одного показателя, характеризующего умение собрать команду;

    межкультурные коммуникации тоже будут нужны - помимо знаний языков важно различать человека, который отличается от тебя и мыслит по-другому, и уметь с ним работать.

Догнать и перегнать поезд, который не просто едет, а встает на крыло, очень сложно, поэтому лучше думать о следующем шаге: что можно сделать в этой индустрии лучше, дешевле и быстрее, чем другие. Поэтому учить людей нужно не экономике прошлого, а экономике будущего.

Оптимизация себестоимости - самая главная проблема сегодня

Сегодня российский производитель изготавливает более или менее конкурентоспособный продукт. И как показывает практика большого числа наших предприятий, все, что производится серийно и где появляется обратная связь с покупателем и совместная работа, получается хороший результат.

Однако есть предприятия, которые перекладывают свою неэффективность на государство, на гособоронзаказ, на федеральные целевые программы и делают все втридорога, уповая на господдержку. При этом они считают такой подход трамплином, инструментом для выхода на глобальный мировой рынок. Поддерживать производителя нужно не за счет субсидирования, а за счет развития рынка сбыта. И если у предприятий будут амбиции выйти на глобальный мировой рынок, а не толкаться внутри российского рынка, тогда и возникнут запросы на таланты, изменения, новые технологии, появятся нужные навыки и пойдет процесс интеграции.

Пока же многие предприятия при покупке комплектующих не заинтересованы в снижении затрат на логистику и часто игнорируют возможности оптимизировать кооперационные связи при реализации гособоронзаказа, поделился опытом В. Бровко. Таких примеров много, особенно среди производителей одного продукта. И государство не способно на это влиять. Поэтому важно создать среду и инструменты поддержки кооперационных связей, а главное, инструменты оптимизации себестоимости - это самая основная проблема в промышленности сегодня.

Промышленность не заинтересована в снижении себестоимости, поскольку работает по модели ценообразования «издержки +»: в случае комплектатора - 2%, в случае покупки Минобороны конечных изделий - 20%. При снижении издержек цена закупки со стороны министерства будет снижаться, и производственные компании потеряют часть выручки, поэтому они и не хотят снижать себестоимость. Если предприятие реально не встроено в рынок, как, например, КамАЗ, никто не будет прикладывать усилий для снижения затрат. В серийном производстве нынешняя модель также демотивирует производство, лишает его ключевой мотивации работать с ценой, себестоимостью, энергоэффективностью, затратами.

Такая модель существует давно, и на определенном этапе она была очень актуальна и эффективна. Сегодня нужно работать по-другому, искать более дешевые комплектующие, находить и выстраивать оптимальные кооперационные связи, проще и быстрее проводить автоматизацию и повышать эффективность. Нужно перестроить модель ценообразования. Движение в этом направлении должно идти со всех сторон.

При этом промышленным предприятиям не нужно базировать все функции у себя.

2 IoT означает, что через интернет общаются не только люди, но и все «вещи»: материалы, комплектующие, изделия, оборудование. Для этого используются протоколы (Internet Protokol IP) и каждой «вещи» выделяется IP-адрес.

3 Мехатроника означает синергию механики, электроники и компьютерного управления. Решение можно считать мехатронным, если его компоненты не просто взаимодействуют друг с другом, а образованная при этом система обладает новыми свойствами, не присущими составляющим ее частям.