Основные факторы размещения производств цветной металлургии. Характеристика факторов размещения производства

Что из себя представляет процесс формирования личности?

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе ее становления .

Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль. Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве и продолжается всю жизнь .

Какие факторы оказывают влияние на личность человека?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (соци­альные) факторы.

Фактор (от лат. factor — делающий — производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Внутренние (биологические) факторы

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).

2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).

7) врожденные особенности человека

Связаны с изменением генотипа, приобретенные вследствие неблагоприятных жизненных условий (осложнения после болезни, физические травмы или недосмотр при развитии ребенка, нарушение режима питания, труда, закаливания организма и т. д.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

1) общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов)

2) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.)

3) специальные (музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти)

Внешние (соци­альные) факторы

На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.

Среда — эта реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека (географиче­ская, национальная, школьная, семейная; социальная среда — обще­ственный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

Всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека .

Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отно­шений. Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является воспитание.

Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению , незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности .

Организовываем воспитательный процесс

Решающее значение в развитии личности человека играет воспитание. Из экспериментов следует, что развитие ребёнка обуславливается различными видами деятельности. Поэтому для успешного развития личности ребёнка, необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор её видов и форм, осуществление, систематического контроля над ней и результатами.

Виды деятельности

1. Игра - имеет большое значение для развития ребёнка, она выступает первым источником познания окружающего мира. В игре развиваются творческие способности ребёнка, формируются навыки и привычки его поведения, расширяется кругозор, обогащается объём знаний и умений.

1.1 Предметные игры - осуществляются с яркими привлекательными предметами (игрушками), в ходе которых происходит развитие двигательных, сенсорных и др. умений и навыков.

1.2 Сюжетные и ролевые игры - в них ребёнок выступает в качестве определённого действующего лица (распорядителя, исполнителя, компаньона и т. д.). Эти игры выступают для детей в качестве условий проявления той роли и тех отношений, которые они желают иметь в обществе взрослых.

1.3 Спортивные игры (подвижные, военно-спортивные) - направлены на физическое развитие, выработку воли, характера, выносливости.

1.4 Дидактические игры - являются важным средством умственного развития детей.

2. Учёба

Как вид деятельности оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка. Она развивает мышление, обогащает память, развивает творческие способности ребёнка, формирует мотивы поведения, подготавливает к трудовой деятельности.

3. Труд

При правильной его организации он содействует всестороннему развитию личности.

3.1 Общественно-полезный труд - это труд по самообслуживанию, работа на пришкольном участке по озеленению школы, города, села и т.д.

3.2 Трудовое обучение - направлено на вооружение школьников умениями и навыками в обращении с различными орудиями труда, инструментами, машинами и механизмами, которые применяются на различных производствах.

3.3 Производительный труд - это труд, связанный с созданием материальных благ, организованный по производственному принципу в ученических производственных бригадах, УПК, в школьных лесничествах и т.д.

Заключение

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития обуславливаются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не по отдельности, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов ведущая роль принадлежит воспитанию.

1. Почему основные отрасли АПК России не вы­полняют в полной мере свою функцию — не обеспе­чивают потребностей населения?

Основная проблема отечественного аг­ропромышленного комплекса — устарев­шие способы хранения и переработки про­дукции, плохая организация транспорти­ровки и сбыта.

Кроме того, урожайность наших полей существенно ниже, чем на Западе. Уро­жайность зерновых и зернобобовых куль­тур в России составляет в среднем 19 ц/га. В большинстве развитых стран этот пока­затель более 30 ц/га. Рекордсменами здесь являются Бельгия и Люксембург (81 ц/га), Нидерланды (70 ц/га) и Великобритания (69 ц/га). Больше 50 ц/га собирают в Рес­публике Корея, Дании, Италии, Герма­нии, Австрии и др.

Урожайность картофеля и сахарной свеклы в нашей стране тоже почти в три раза меньше, чем в развитых странах. Утешением для российских граждан мо­жет служить то, что в нашей стране практически не применяют трансгенных технологий, отношение к которым в мире все более настороженное.

2. Легкую и пищевую промышленность относят к наиболее социально значимым отраслям. Какие другие отрасли имеют подобное значение?

Легкая и пищевая отрасли считаются наиболее социально значимыми, посколь­ку производят предметы первой необхо­димости — еду и одежду, без которых человек не может прожить и несколько дней.

Подобное значение имеет энергетика, без деятельности которой немыслима ра­бота ни одной из отраслей хозяйства.

3. Какие факторы оказывают влияние на разме­щение предприятий легкой и пищевой промышлен­ности?

В тексте параграфа все отрасли пище­вой промышленности разделены на три группы, в зависимости от того тяготеют ли они к сырью, потребителю или в оди­наковой степени зависят от обоих факто­ров.

Подобным образом можно разделить и отрасли легкой промышленности. Одна­ко для отраслей текстильной промыш­ленности большое значение имеет и исто­рический фактор. Приведите примеры из текста (с. 38).

4. Чем объяснить, что многие предприятия лег­кой и пищевой промышленности издавна возника­ли в Центре России?

В этом регионе сильное влияние оказа­ли потребительский и исторический фак­торы. В густонаселенной и староосвоенной Центральной России продукция отраслей пищевой и легкой промышленности всег­да пользовалась большим спросом и легко находила сбыт, а предприятия всегда бы­ли обеспечены трудовыми ресурсами.

5. Перечислите основные отрасли пищевой и лег­кой промышленности, которые развиваются в ва­шем регионе. Какой фактор наиболее повлиял на их размещение? Является ли, на ваш взгляд, их про­дукция конкурентоспособной?

Для ответа на этот вопрос используйте соответствующие карты атласа и рисунки 12, 13, 16, 17 учебника.

Для определения факторов размещения этих отраслей используйте текст парагра­фа.

Подумайте (или узнайте у родителей), вывозится ли продукция предприятий легкой и пищевой промышленности ваше­го района в другие регионы. Участие про­дукции в межрегиональном обмене гово­рит о ее высоком качестве и, следователь­но, конкурентоспособности.

6. Почему легкая промышленность все больше теряет свою зависимость от сельского хозяйства, не­смотря на то, что все более ценятся изделия из нату­рального сырья? Какова ваша точка зрения?

Это связано с развитием транспорта. Натуральное сырье для легкой промыш­ленности относительно легко транспор­тируется, в отличие от сырья для произ­водства, например, цветных металлов (позже вы узнаете, что руды цветных ме­таллов содержат совсем немного полезно­го компонента и поэтому перевозить их невыгодно).

>> Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.

§ 23. Факторы размещения предприятий

металлургического комплекса. Черная металлургия

На размещение металлургических предприятий наибольшее влияние оказывают: 1) качество используемого сырья (руды); 2) применяемый для получения металла вид энергии; 3) география источников энергии и сырья (табл. 24).

Металлургические предприятия выгоднее всего создавать: 1) в районах добычи руд (Урал, Норильск); 2) в районах добычи коксующихся углей (Кузбасс) или производства дешевой электроэнергии (Восточная Сибирь); 3) на пересечении потоков руды и угля (Череповец). При размещении учитывают также обеспеченность водой, транспортными путями , необходимость охраны природы.

По карте атласа приведите примеры различных вариантов размещения металлургических предприятии.

Под действием рассмотренных факторов металлургические предприятия размещаются по территории страны не равномерно, а сгустками, получившими название основных металлургических баз.

Основная металлургическая база - группа металлургических предприятий, использующих общие рудные или топливные ресурсы для производства большого количества металла.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Природные условия. На складывание и развитие государства и его населения оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое положение, климатические и природные условия.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями – Белым, Балтийским, Черным и Каспийским и тремя горными хребтами – Карпатами, Кавказом и Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их притоками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглинистые и супесчаные. Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосой наиболее глубокого и мощного чернозема. Еще далее располагается степная полоса – безлесая, но плодородная и удобная для земледелия, А на юго-востоке равнины, на северном побережье Каспийского моря находится пустыня – непригодные для обработки песчаники и солончаки.

Климат в средней полосе Восточно-Европейский равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету с непродолжительной активностью растительного покрова приходит долгая холодная и снежная зима.

Все эти природные условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т.п. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество 1 – сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия врагов.

Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения – вначале небольшие деревушки, а затем большие села и города.

Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи называется путем «из варяг в греки». Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них - с Византией.

Другой международный речной путь «из варяг в персы» шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее – со Средней Азией и арабским миром: по своему значению он не уступал пути «из варяг в греки».