В законе « О бухгалтерском учете» дано следующее определение стандарта бухгалтерского учета и международного стандарта. Стандарт – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.
В зависимости от назначения и статуса статья 21 закона «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относит:
‒ стандарты экономического субъекта.
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
‒ определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
‒ допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
‒ порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
‒ требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
‒ план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
‒ условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
‒ состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
‒ состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
‒ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Они применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.
Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации.
Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.
Основными нормативными документами первого уровня в настоящее время являются: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде таблицы.2.1:
Таблица 2. 1
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Уровень | Документы | Органы, принимающие решения |
1 уровень – Федеральные стандарты | Федеральные законы, постановления, указы, кодексы | Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ |
2 уровень – Отраслевые стандарты | Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету | Министерство финансов РФ |
3 уровень – Рекомендации в области бухгалтерского учета | Методические указания, инструкции, письма | Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы и др. |
4 уровень – Стандарты экономического субъекта | Организационно – распорядительная документация (приказы, распоряжения и т.п.) | Экономические Субъекты |
Важное значение в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимает Федеральный закон № 402 –ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете».
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 –ФЗ от 06.12.2011 г.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» вводится в действие с 1 января 2013 г. и состоит из четырех глав, включающих 30 статей (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Структура Федерального закона «О бухгалтерском учете»
В законе расширен перечень лиц, на которые возлагается обязанность ведения бухгалтерского учета. Действие закона распространяется также на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.
В федеральном Законе «О бухгалтерском учете» введены конкретные квалификационные требования к главным бухгалтерам ОАО, страховых организаций, акционерных инвестиционных фондов и прочих компаний, работающих с ценными бумагами.
С введением закона в действие упраздняются обязательные унифицированные формы первичных документов. Формы первичных документов утверждаются руководителем экономического субъекта и должны содержать ряд обязательных реквизитов, перечисленных в законе. Первичные документы теперь могут быть составлены и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В Законе сказано, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено законодательством. Исправление должно содержать дату исправления и подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Вводятся обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета. Формы регистров учета утверждает руководитель организации с учетом этого требования.
Во второй главе Федерального закона «О бухгалтерском учете» также дается характеристика таких элементов метода бухгалтерского учета как инвентаризация, оценка, общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состав, понятие отчетной даты и отчетного периода, особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, понятие внутреннего контроля.
Третья глава посвящена вопросам регулирования бухгалтерского учета. В ней раскрываются принципы и документы регулирования бухгалтерского учета, состав субъектов регулирования бухгалтерского учета, функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета, вводится понятие совета по стандартам бухгалтерского учета и приводится программа разработки федеральных стандартов. В законе предложен принципиально новый подход в принятии норм права и новый термин‒ стандарт бухгалтерского учета.
Стандарты экономического субъекта разрабатываются экономическими субъектами самостоятельно и по своему усмотрению. Но в случае их принятия – носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.
Наряду с государственными органами управления бухгалтерского учета (Минфином), Закон № 402 –ФЗ говорит о негосударственных органах управления – это саморегулируемые организации, которые могут быть созданы непосредственно предпринимателями и другими пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, в т. ч. аудиторами, заинтересованными принимать участие в регулировании бухгалтерского учета. Это могут быть ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации.
Инициатором и разработчиком стандартов должны выступать именно негосударственные органы управления бухучета. Именно их проект с поправками, внесенными в ходе его обсуждения, либо утверждается, либо отклоняется государственным органом – Министерством Финансов.
Если таких инициаторов среди негосударственных органов нет, то государственный орган занимается разработкой самостоятельно.
Стандарты должны разрабатываться и утверждаться на основе специальной программы разработки федеральных стандартов. Закон гарантирует доступность программы всем заинтересованным лицам.
Порядок принятия стандартов предусматривает обязательные публичные обсуждения, которые должны длиться не менее трех месяцев. Закон № 402 –ФЗ обеспечивает публичное и открытое принятие нормативных актов. Он обеспечивает доступ каждого к обсуждению и внесению изменений и дает возможность задействовать высокий профессионализм предпринимателей и аудиторов в создании норм права.
Четвертая глава включает заключительные положения в части сроков и порядка хранения документов бухгалтерского учета и раскрывает особенности применения настоящего Федерального закона.
Роль и значение стандартов бухгалтерского учета в работе аппарата бухгалтерии экономического субъекта в современных условиях развития рыночной экономики возрастает. В тоже время при их формировании расширяется роль бухгалтерского сообщества, независимых общественных организаций.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какой основной документ в области бухгалтерского учета Вы знаете?
2. Какие документы относятся к первому, второму, третьему и четвертому уровню нормативного регулирования бухгалтерским учетом?
3. Назовите основные положения Федерального закона № 402 –ФЗ «О бухгалтерском учете».
4. Назовите принципы регулирования бухгалтерским учетом.
О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в . В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.
Что такое стандарты бухучета
Стандарт бухгалтерского учета - это документ, который устанавливает минимально необходимые , а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- федеральные стандарты бухгалтерского учета;
- отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
- стандарты учета, установленные самой организацией.
При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.
Федеральные учетные стандарты
Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- определения и признаки , порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
- допустимые способы оценки учетных объектов;
- порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
- требования к учетной политике;
- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
- состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
- упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;
Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .
Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).
До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (
Стала известна примерная структура каждого федерального стандарта бухгалтерского учета, которые Министерство финансов России планирует разработать и ввести в действие в ближайшие годы. Об этом – в нашем обзоре.
Будущее за ФСБУ
При Минфине России функционирует особая структура – Совет по стандартам бухгалтерского учета. Протоколом № 3 (раздел II) от 01 июля 2016 года он одобрил примерное содержание ФСБУ.
На наш взгляд, бухгалтерам необходимо понимать, о чём идёт речь. Поскольку, судя по всему, общероссийские и отраслевые стандарты ведения учёта станут основными нормативными требованиями в этой сфере. Они приходят на смену различным ПБУ.
В 2017 году и 2018 годах ситуация с федеральными стандартами бухучета поменяется мало. Они останутся в статусе проектов. Введение их в действие запланировано Минфином на 2019 – 2021 годы.
Минфин предлагает следующие структуру и содержание федеральных стандартов бухучета:
Разделы и подразделы | Основное содержание ФСБУ |
Раздел 1: Общие положения | Предмет правового регулирования федерального стандарта бухучета. В том числе разъяснение целей и мотивов его принятия. |
Сфера применения стандарта: · отношения; Определение и признаки объектов бухучета, на которые распространяет своё действие ФСБУ Другие особые термины и определения, которые упоминает стандарт |
|
Раздел 2: Содержательная часть | Порядок классификации объектов бухучета |
2.1. Классификация объектов бухгалтерского учета 2.2. Условия принятия объектов к бухгалтерскому учету 2.3. Оценка объектов бухгалтерского учета (первоначальная, последующая) 2.4. Условия списания объектов в бухгалтерском учете | Условия принятия объектов к учету Допустимые варианты денежного измерения объектов бухгалтерского учета. В том числе при принятии их к учету в последующем. Условия списания объектов в бухучете Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, которые вправе их применять на основании Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ |
Раздел 3: Раскрытие информации | Состав и содержание сведений об объектах бухгалтерского учета, которые раскрывают в бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Раздел 4: Вступление в силу и переходные положения Приложения к ФСБУ (таковых может и не быть) | Дата вступления ФСБУ в силу Возможность и порядок досрочного применения ФСБУ Переходные положения (порядок формирования сопоставимой информации, в т. ч. при переходе от учета в соответствии с ПБУ к учету на основе ФСБУ) Перечень нормативных правовых актов, в которые должны быть внесены изменения по причине начала действия ФСБУ (с перечислением соответствующих изменений) Перечень нормативных правовых актов, которые перестают действовать по причине начала действия ФСБУ Таблицы, формулы, примеры, другое |
Стандарт экономического субъекта - инструмент управления (Диркова Е.)
Дата размещения статьи: 10.09.2014
Мы привыкли к тому, что учетная политика регламентирует и вопросы организации учета. Между тем такой подход устарел. Для этих целей законодатель предусмотрел специальный документ - стандарт бухгалтерского учета экономического субъекта.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает два внутренних документа, регламентирующих ведение учета:
- учетную политику;
- стандарт экономического субъекта.
Из них первый является традиционным и его наличие обязательно. Второй введен в правовое поле только с 01.01.2013 и применяется в добровольном порядке. Формально без него можно обойтись. Каково его назначение и в чем целесообразность внедрения?
Сопоставляем понятия
Мы привыкли руководствоваться определением учетной политики, приведенным в п. 2 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". Между тем все ПБУ подлежат применению в части, не противоречащей Закону 402-ФЗ (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Однако противоречий между ПБУ 1/2008 и Законом 402-ФЗ автору выявить не удалось.
Главная функция внутрифирменных стандартов - упорядочение организации бухгалтерского учета и упорядочение ведения бухгалтерского учета. Содержание организации ведения бухгалтерского учета охарактеризовано в ст. 7 Закона 402-ФЗ. Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта. С этой целью он должен определить, кто именно будет вести бухгалтерский учет. Допустимые варианты:
- работник компании (главный бухгалтер или иное должностное лицо);
- стороннее лицо (физическое либо юридическое) на основании договора об оказании услуг;
- непосредственно руководитель.
Кроме того, организационным аспектом считается регулирование разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета с руководителем. Эти вопросы решаются путем внутренней переписки. В каком порядке - неплохо бы установить до их возникновения.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" устанавливает: |
||
Характеристики |
Учетную политику |
Стандарты экономического субъекта |
Базовое определение |
Совокупность способов ведения бухгалтерского учета (п. п. 3 и 4 ст. 8): Из числа способов, допускаемых федеральными стандартами; Разработанных самостоятельно, если федеральными стандартами способ ведения учета не установлен |
Относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета наряду с федеральными и отраслевыми стандартами (пп. 4 п. 1 ст. 21). Не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21), но не связаны с ними по содержанию |
Назначение |
Оказывает влияние на качество информации об объекте бухгалтерского учета (пп. 2 п. 6 ст. 8) |
Предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета (п. 11 ст. 21). Не должны создавать препятствия осуществлению деятельности (п. 14 ст. 21) |
Обязательность |
Подлежит обязательному формированию (п. 2 ст. 8) |
Разрабатываются и применяются по решению экономического субъекта (п. 12 ст. 21) |
Наконец, к организационным вопросам относится хранение документов бухгалтерского учета, а также средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов и проверку подлинности электронной подписи. Причем при смене руководителя должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета. Порядок такой передачи следует определить организационно-распорядительным документом (ст. 29 Закона 402-ФЗ).
По каждому организационному вопросу можно издавать отдельный документ, но удобнее объединить подобные документы в едином внутрифирменном стандарте. К тому же упорядочение можно понимать достаточно широко.
Что еще требует упорядочения?
Принципиальный вопрос - определение отчетного периода для промежуточной бухгалтерской отчетности (подробнее см. статью "Отчетный период: новый взгляд на привычный термин" в журнале "Практическая бухгалтерия" N 5, 2014). Соответствующие отчетные даты могут устанавливаться договорами компании, ее учредительными документами либо решениями собственника (п. 4 ст. 13 Закона 402-ФЗ). Так что периодичность отчетности не элемент учетной политики, хотя ее во многом определяет.
Продолжим наведение порядка.
К числу важнейших относятся вопросы кассовой дисциплины. Федеральными стандартами они не регламентируются, поэтому учетной политикой не определяются. В то же время такой показатель, как лимит остатка наличных денег в кассе, определяет порядок операций с наличностью. Соответствующие решения (включая расчет, обосновывающий лимит) могут быть выделены в самостоятельный раздел внутрифирменного стандарта.
Наведению порядка в бухгалтерии способствует наличие должностных инструкций специалистов разного уровня. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6).
А еще напомним: в бухгалтерии сосредоточен значительный объем персональных данных работников (да и не во всех компаниях кадровая служба выделена в самостоятельное подразделение). Работодатель должен иметь документы, устанавливающие порядок обработки, хранения и использования персональных данных, обеспечивающий их защиту (ст. ст. 86 - 88 ТК РФ). Почему бы не включить и эти локальные нормативные акты во внутрифирменный стандарт? Как правило, их объединяют в положение о защите персональных данных. Добавим, что требование о защите персональных данных распространяется не только на работников, но и на всех физических лиц, являющихся контрагентами компании (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").
Важно знать. Сведения, касающиеся заработной платы работников, относятся к персональным данным, распространение которых возможно лишь с согласия самих работников (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 N 17АП-13098/2013-ГК). А значит, согласия требует и применение зарплатных ведомостей - платежных и расчетно-платежных.
Настало время вспомнить о коммерческой тайне. Заметим, что многие хозяйственные договоры компаний содержат условие о коммерческой тайне в отношении их содержания (подробнее см. статью "Оборона от утечек информации" в журнале "Практическая бухгалтерия" N 5, 2014). Но зачастую руководство подобные обязательства оставляет без внимания. И в этом оно неправо. Кроме того, коммерческую тайну могут представлять даже списки контрагентов - покупателей и поставщиков, хранящиеся в бухгалтерии. К слову, приобретенные списки клиентов или сведения о лояльности клиентов при определенных условиях классифицируются как нематериальные активы (п. 16 МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы"). Так что положение о коммерческой тайне (в части, относящейся к бухгалтерии) - еще один документ, который мы рекомендуем включить во внутрифирменный стандарт.
Наконец, самостоятельный и очень весомый раздел стандарта экономического субъекта - положение о системе внутреннего контроля (ст. 19 Закона 402-ФЗ):
- совершаемых фактов хозяйственной жизни;
- ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (в случае, когда отчетность подлежит обязательному аудиту и если руководитель не принял обязанность ведения бухучета на себя).
Так, в Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 (п. 11) разъяснено: положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта).
Кстати, автор берется предположить, что действенная система внутреннего контроля - вещь довольно полезная и в налоговых спорах. Она поможет отклонить подозрения в необоснованной налоговой выгоде.
Как действовать на практике
Вышеперечисленные организационно-распорядительные документы имеют самое непосредственное отношение к ведению бухгалтерского учета. Так что объединяющий их стандарт экономического субъекта получится весьма содержательным. А предложенный нами перечень само собой не является исчерпывающим.
Пожалуй, согласимся, что наличие внутрифирменного стандарта подчеркивает культуру управления экономическим субъектом. Как видно, такой стандарт - инструмент управления бухгалтерией и не только ею.
Понятно, что создание стандарта не одноразовое мероприятие. Его можно пополнять по мере подготовки и утверждения соответствующих документов. Но некоторые из них у вас наверняка уже имеются.
О стандартах экономического субъекта пишут мало. Но надеемся, что наша статья поможет преодолеть психологический барьер перед этим, по своей сути составным (сводным), документом. Сделайте первый шаг - заведите себе папку с наклейкой "Стандарты бухгалтерского учета "НАША КОМПАНИЯ". Но учтите: документам, регламентирующим стандарты деятельности экономического субъекта, в ней не место. Например, профессиональные стандарты оставляют основу аудиторской деятельности (ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.
Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные
Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:
- федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
- отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
- внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).
Федеральные стандарты бухгалтерского учета
Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ , предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:
- признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
- методы оценки;
- условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
- необходимость принятия учетной политики фирмы;
- план счетов бухучета;
- правила составления финансовой отчетности и др.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.
Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)
Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.
Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:
Минимально необходимые - в части правил по применению бухучета;
Допустимые - в части методов учета.
Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:
Детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;
Применяться, как универсальный вариант.
Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.
ОСБУ: примеры и проекты
Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:
Государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;
Будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;
Стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.
Общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;
Специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.
Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:
Для НФО – ОСБУ:
Операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;
Резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;
Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.
Для страховщиков – ОСБУ:
- «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;
Операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.
Для КФО – ОСБУ:
Вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;
Операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;
- ОС , НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.
Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.