По модернизации экономики и инновационному. Совет при президенте рф по модернизации экономики обсудил реализацию проектов нти

1 октября 2013 14:30
Основная тема заседания – инновационное развитие в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Стенограмма:

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня в рамках нашего президиума мы поговорим об инновационном потенциале, может быть, самой сложной отрасли нашего народного хозяйства, которая есть, я имею в виду жилищно-коммунальное хозяйство. Проблем здесь много, мы их неоднократно обсуждали на различных уровнях, не буду их все повторять, вы хорошо их знаете.

Сегодня сконцентрируемся на инновационном аспекте. Возможностей тоже немало, рынок огромный и потенциально очень перспективный. Мы располагаем огромным ресурсным потенциалом и по воде, и по газу. Но пока всё идёт по трубам, в значительной степени это всё теряется, и это наша основная проблема. По той статистике, которая является общедоступной, в процессе транспортировки теряется до 27% воды, тепла теряется не менее 15%. И в целом, конечно, у нас здесь ситуация выглядит крайне непривлекательно, поэтому, собственно, мы с вами встретились на трубном заводе, который занимается производством пластиковых труб.

Расход энергоресурсов по предприятиям ЖКХ в среднем у нас на четверть, а иногда и на треть, и даже на половину выше, чем в современных государствах Европы. Мы планировали всё это в определённый период, коммунальная инфраструктура и технология её разработки были передовыми на период, когда мы начали массовое жилищное строительство в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Но сегодня всё это существенным образом устарело. Всё время ставят вопрос о нормативной базе. Вот мы даже сейчас посмотрели образцы, которые представлены здесь на выставке, и тоже сразу возник вопрос о необходимости приведения соответствующих нормативов в соответствие с требованиями времени. Конечно, это всё огромный ресурс для экономии за счёт внедрения современных технологических и управленческих решений. Ряд поручений, конечно, как и принято, я по итогам нашего президиума сформулирую в конце.

Несколько моментов обозначу для начала дискуссии. Первое касается изношенности инфраструктуры. Около 60% основных фондов отслужили нормативный срок. Это означает и рост аварийности, и потери в сетях, и, естественно, очень высокие, крайне задранные эксплуатационные расходы. Средства уходят в текущее поддержание работоспособности системы, а модернизация, естественно, финансируется по остаточному принципу, и, наверное, это один из основных вызовов, которые мы обязаны преодолеть.

Государство участвует в обновлении жилищно-коммунального сектора через федеральные целевые программы, через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но даже несмотря на то, что мы все понимаем, этих средств, как и всегда, не хватает, надо, чтобы тем не менее они работали эффективно, стимулировали внедрение самых современных технологий, долговечных и энергосберегающих материалов. Реконструированные объекты, естественно, также должны быть под контролем, оборудованы автоматизированными системами диагностики сетей и учёта ресурсов, что сейчас делается по целому ряду направлений.

Второе, о чём хотел бы сказать: к сожалению, пока отрасль не обладает высокой инвестиционной привлекательностью. Хотя, исходя из общих соображений, должна обладать таковой, потому что коммуналка огромна и что бы ни происходило на мировых рынках, какие бы кризисы ни возникали, всё равно жилищно-коммунальное хозяйство будет развиваться, будет существовать и в этом смысле обладает (должно обладать) именно повышенной привлекательностью. Но пока этого нет.

Для повышения доли частных инвестиций в жилищно-коммунальный сектор мы обязаны завершить формирование нормативной базы, которая регулирует отношения в этой сфере. Более активно этим должны заняться и субъекты Федерации, тем более что регионам в ближайшее время предстоит среди прочего утвердить схемы водо- и теплоснабжения, завершить учёт объектов коммунальной инфраструктуры и принять долгосрочные тарифные решения.

Если говорить о тарифах, мы приняли целый ряд непростых решений, касающихся нулевого роста тарифов для естественных, или инфраструктурных, монополий в отношении промышленных потребителей. При этом с учётом того, что ситуация в жилищно-коммунальной сфере сложнее, чем ситуация для промышленных потребителей, мы исходим из того, что для населения тарифы будут проиндексированы в среднем по формуле «инфляция минус 30%», что тоже в целом даёт основания надеяться на некоторое смягчение тарифной составляющей и определённые улучшения, которые должны получить в результате этого наши граждане. В связи с этим нужно уделить особое внимание внедрению инновационных технологий и иметь в виду, что это основное решение, основной ключ к решению вопроса о затратах.

Третье, что хотел бы сказать, – это техническое регулирование. Система норм, стандартов, правил находится в подвижном состоянии, требуется её такой регулярный upgrade, и нам необходимо открывать возможности для применения новых материалов и технологий. А с другой стороны, делать более жёсткими требования к эффективности, как и требования в отношении безопасности и надёжности инфраструктуры в целом.

Определённая поддержка (и это четвёртое, что я хотел бы сказать) оказывается таким инновационным разработкам со стороны государства через систему всем известных институтов развития. Вот через систему соответствующих институтов в 2011 году и в 2012–2013 годах в проекты в сфере ЖКХ было вложено около 53 млрд рублей. Более 2 млрд направлено на прямую поддержку научных исследований и разработок, а также на программы, которые существуют между высшей школой и высокотехнологичной промышленностью, на программы кооперации.

И, может быть, ещё одна тема, которую я бы хотел обозначить (мы как раз сейчас ходили по заводу, тоже говорили об этом), – вопрос спроса на отечественные материалы и оборудование. Даже на этом предприятии используется российское сырьё, что, понятно, хорошо, но в то же время оборудование, естественно, всё иностранное, потому что мы такого не делаем. Российская промышленность тем не менее может уже по ряду направлений предложить конкурентоспособную продукцию. Те же самые трубы, которые мы сегодня смотрели, – вполне конкурентоспособный товар. При этом при закупках далеко не всегда у нас приобретаются российские товары. Важно создавать условия для того, чтобы выгоднее было не импортировать оборудование, а заимствовать наилучшие технологии и осуществлять локализацию производства в России, что, конечно, частично делается, но недостаточно.

Вот набор тем, которые я хотел бы сегодня обозначить. Для доклада, надеюсь, короткого, но ёмкого, передаю слово Министру регионального развития. Пожалуйста, Игорь Николаевич (обращаясь к И.Слюняеву).

И.Слюняев:

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Инновационная активность в жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня в 2 раза ниже, чем в среднем по России, и самая низкая по сравнению с другими видами экономической деятельности. Удельный вес инноваций, товаров, работ и услуг в сфере ЖКХ составляет примерно 0,4% и начиная с 2009 года сократился в 4 раза. Справочно: инновационная активность в экономике составляет примерно 10,3%, в ЖКХ – 5,6%.

Несмотря на то что оборот жилищно-коммунальной отрасли превышает 4 трлн рублей в год, в ЖКХ осуществляют деятельность 36 тыс. предприятий и организаций, проекты по внедрению современных технологий носят пока случайный, эпизодический характер, а сами инновации не оказывают значимого влияния на качество жилищно-коммунальных услуг. Вот в качестве примера Вы приводили, Дмитрий Анатольевич, работу Фонда содействия реформированию ЖКХ: 47 энергоэффективных домов построено в рамках программ фонда, только 17 заложено. Общая площадь таких домов не превышает 45 тыс. квадратных метров – это капля в море жилищного строительства.

Среди основных причин низкой инновационной активности в ЖКХ можно выделить следующие. Первая и основная – это низкая инвестиционная привлекательность отрасли, где износ основных фондов превышает 60% и более, где колоссальные потери коммунального ресурса, а также длительный срок окупаемости проектов. Во-вторых, высокие риски и отсутствие гарантий возврата вложенных инвестиций, в том числе и в инновационные технологии. В-третьих, это консерватизм системы управления, инертность органов местного самоуправления к внедрению новых технологий, дефицит стимулирующих мер на законодательном уровне и в первую очередь мер финансового характера, недостаток квалифицированных кадров. Более того, у нас не было вообще кадровой политики. Только в текущем году мы выработали федеральный образовательный стандарт по предприятиям отрасли ЖКХ, а также подготовили профессиональный стандарт отрасли ЖКХ, надеемся до конца года его совместно с Минобром утвердить.

Отсутствие дешёвых и длинных денег также не добавляет инвестиционной привлекательности в отрасль ЖКХ. Через совершенствование нормативной базы многие преграды на пути инвестиций в отрасль уже устранены. Хотел бы отметить большой личный вклад в законодательное обеспечение отрасли ЖКХ курирующего вице-премьера Козака Дмитрия Николаевича. Есть в России масса удачных инновационных разработок в сфере ЖКХ. В частности, мы являемся лидерами на постсоветском пространстве в применении мембранных технологий очистки воды, современных технологий при производстве труб и при производстве снегоплавильного оборудования. Реализуется ряд успешных проектов в области малой энергетики и когенерации. Есть разработки, в том числе успешно реализованные, в области тепло-, водо-, энергоснабжения, потребления в области комплексного управления жилым фондом. В рамках федеральных программ ведутся научные исследования и опытно-технологические работы по повышению технологической эффективности отрасли систем жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Управленческие инновации в жилищно-коммунальной сфере играют пока незаметную роль, мы только начинаем свой путь в этом направлении. Минрегион России с этого года начал бесплатно предоставлять органам местного самоуправления типовые программные решения по обработке данных о состоянии жилого фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Это только начало пути.

В рамках готовящейся Концепции реформирования ЖКХ мы презентуем продукт «Новая амортизационная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве», цель которой придать инвестиционную направленность начисленной амортизации и перейти от накопленных недоремонтов к простому, а затем и к расширенному воспроизводству в ЖКХ. На ветхих, старых, изношенных, выбывающих основных фондах сложно построить энергоэффективную и даже просто эффективную экономику. Отрасли ЖКХ необходимы инвестиции, и мы создаём такие условия для привлечения инвестиций. Большие надежды отрасль возлагает на создание государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ – законопроект, который готовится ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

ГИС ЖКХ позволит анализировать бюджетно-тарифные решения, контролировать качество и объёмы инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, наладить учёт коммунального ресурса и коммунальных услуг на всех этапах (производство, распределение, транспортировка, потребление) и объёмов коммунальных платежей, а также обеспечит учёт жилого фонда.

Выстраивание эффективной системы управления является главным условием масштабного внедрения инноваций в жилищно-коммунальную сферу. Уточняя состав и требования к проектно-сметной документации, Минрегион проводит работу, и на стадии проектирования объектов капитального строительства, коммунальных объектов мы могли бы оценить эффективность технических решений и последствий применения материалов и решений с точки зрения последующей эксплуатации. Первый шаг в этом направлении уже сделан за счёт обязательной разработки схем тепло-, водоснабжения и водоотведения и требований к программам комплексного развития коммунальной инфраструктуры, программы модернизации коммунальных систем. Что особенно важно, все эти решения принимаются на предпроектной стадии.

Необходимо аналогичный подход применять и на следующем этапе – этапе проектно-изыскательских работ. Чрезвычайно важно стимулировать инновации на стадии подготовки технического задания для разработки конкурсной документации: заключение государственных контрактов, муниципальных контрактов в рамках федеральной контрактной системы, в том числе через применение контрактов жизненного цикла. Такие контракты предусматривают в качестве критерия отбора исполнителя не просто уровень цены или минимальную цену, но и совокупные расходы, показатели эффективности, энергоэффективности на всех стадиях строительства, эксплуатации, ремонта и даже утилизации объекта.

Нам предстоит нормативно-техническими документами закрепить понятия и параметры жизненного цикла жилого фонда, зданий и сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры, разработать и утвердить классификацию работ по нормативному содержанию, текущему и капитальному ремонту, сформировать стандарты качества для основных видов работ. Такие стандарты позволяют опираться на базу, определяющую этапы жизненного цикла, и исключить необоснованные требования, надуманные, экономически и технологически необоснованные расходы, применять лучшие инновационные технологии.

Во-вторых, через нормативно-технологическое регулирование будем ужесточать требования к качеству применяемых технологий и инженерных решений. Отраслевая система государственного и муниципального контроля качества крайне необходима отрасли ЖКХ.

В отрасли также необходимо финансировать проекты, направленные на внедрение энергоэффективных технологий, и разрабатывать систему государственных гарантий, специальных программ кредитования для малых и средних предприятий под проекты внедрения инноваций. Функцию координации и контроля за внедрением инноваций в соответствии с Вашими поручениями, Дмитрий Анатольевич, должны взять на себя Минрегион России, Госстрой России и органы власти субъектов Федерации.

С 1 ноября текущего года на сайте Минрегиона России в тестовом режиме начнёт работу биржа инновационных технологий, а реестр проектов повторного применения, который сформирован в соответствии с Вашим поручением, мы до конца года дополним объектами коммунального хозяйства – наиболее эффективными проектными решениями в области водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, переработки и утилизации твёрдых бытовых отходов. С помощью этой площадки заинтересованные организации смогут представлять свои проекты для поиска инвесторов, а инвесторы и кредитные организации – размещать свои требования к потенциальным заёмщикам. Проектные организации и службы заказчика при формировании техзадания смогут опираться на лучшие практики в сфере строительства и ЖКХ, а повторное применение технических решений обеспечит экономию времени и средств бюджетной системы Российской Федерации.

Состояние проблемы ЖКХ сегодня показывает, что именно управленческие инновации будут востребованы сегодня и в ближайшее время. И зарубежный, и наш собственный опыт доказывает, что инновационное развитие отрасли возможно исключительно через активную роль государства, органов местного самоуправления и бизнес-сообщества, через создание конкурентной среды на основе долгосрочных тарифных решений, в которой бизнес доступен для любого квалифицированного хозяйствующего субъекта, а потребитель обладает правом выбора поставщика коммунальных услуг. Именно формированием таких правил и условий занимается Правительство Российской Федерации.

Последнее. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, отрасль ЖКХ с учётом необходимых объёмов инвестиций (эксперты оценивают стоимость таких инвестиций в 9 трлн рублей) можно отнести к категории мегапроекта инфраструктурного значения, который обладает колоссальным мультипликативным эффектом и социальным значением. Без участия средств бюджетной системы, без мер государственной поддержки реализовать этот проект будет сложно. Доклад закончен. Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Вам спасибо. Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы продолжить обсуждение темы? Обращаюсь ко всем. Всем всё понятно? Пожалуйста.

А.Чибис

(исполнительный директор некоммерческого партнёрства жилищно-коммунального хозяйства «Развитие»): Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Я в продолжение доклада Игоря Николаевича Слюняева от имени экспертного совета рабочей группы по развитию ЖКХ хотел бы отметить: вы абсолютно правы про огромный потенциал и инновационную привлекательность этой отрасли. По нашим самым скромным расчётам, потенциал повышения эффективности сегодня составляет не менее 40%. Если брать только группу населения, то в деньгах это можно оценить как ежегодную экономию порядка 360 млрд рублей – это по самым скромным подсчётам. Это две трети потребности в ежегодном инвестировании в сферу теплоснабжения и водоснабжения. Мы на самом деле с 2014 года переходим (здесь уже было сказано) к реализации новых норм законодательства. Речь идет о переходе к долгосрочным параметрам тарифного регулирования, к сохранению экономии у компаний, которые реализуют мероприятия по энергосервису, к развитию концессий, а это своего рода фактически контракты жизненного цикла. На наш взгляд, и мы обсуждали эти меры на сочинском форуме в рамках специального круглого стола (многие коллеги там были), и банки, и крупнейшие компании, и регионы действительно зафиксировали, что реализация этих проектов по новым правилам как раз создаёт условия для финансирования и внедрения инновационных технологий. В сегодняшней истории почему у нас много с вами технологий, много труб, много современных технологий, но которые просто не внедряются? Просто потому, что ни у кого нет экономической мотивации это сделать. С 2014 года мы должны эти системы запустить.

Единственное, на что хотел бы дополнительно обратить внимание, – это на необходимость донастройки механизма, стимулирующего сокращение потребления. У нас сегодня, если брать потребление в сфере теплоснабжения даже в сравнении с централизованными системами при более низком тарифе с учётом объёма потребления совокупный платёж за тепло уже выше, чем во многих странах, где есть это централизованное теплоснабжение. Более 10% всех расходов населения – это расходы на коммунальные услуги. Соответственно, главное – максимальное стимулирование сокращения потребления, доведение до экономически обоснованной цены, но одновременно с сокращением потребления. Наши эксперты подготовили соответствующий законопроект, устраняющий препятствия по заключению сервисных договоров жилья, предусматривающий набор мер, позволяющих договариваться с собственниками по фиксации их совокупного платежа и за счёт появившейся экономии финансировать соответствующий проект, установку индивидуальных тепловых пунктов и так далее. Поручение Дмитрия Николаевича (Козака) уже находится на рассмотрении в федеральных ведомствах. На наш взгляд, если это принять до конца года, мы закончим формирование базовых условий для того, чтобы действительно в отрасль деньги вкладывались и от этого появлялся экономический эффект.

Что бы хотелось предложить с учётом того, что уже есть в протокольном решении? Учитывая некую инерционность, объективно говоря, и руководства на местах, и менеджмента, а также необходимость ручного управления в применении нового законодательства, внедрении новых технологий, наверное, разумно было бы в 2014 году перейти к реализации данной задачи в режиме пилотного проектирования – со стороны Экспертного совета и федеральных органов исполнительной власти выбрать в разных регионах разные пилотные проекты для того, чтобы спустя год показать фактический результат от внедрения инноваций в рамках нового законодательства. Вот такое предложение, если можно, зафиксировать. Новые правила, на наш взгляд и по мнению всех ключевых участников рынка и институциональных инвесторов, действительно позволяют и дают возможность зарабатывать на модернизации, на инновациях и добиваться соответствующего эффекта. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо большое. Пожалуйста, коллеги, кто готов? Прошу вас.

Б.Вайнзихер

(генеральный директор ЗАО «Комплексные энергетические системы»): Дмитрий Анатольевич, я хотел поговорить о централизованном теплоснабжении, которое составляет более 50% в платёжке гражданина за ЖКХ и 85% всего потребления в зонах централизованного теплоснабжения (это, собственно, население). Теплоснабжение – одна из самых отсталых отраслей в стране хотя бы по двум обстоятельствам: у нас законодательно разрешено отключать горячее водоснабжение летом и это единственное место, где начало и конец отопительного сезона происходят по команде мэра.

Кроме того, ещё и законом «Об энергосбережении» была установлена норма: все здания с нагрузкой менее 0,2 Гкал/ч могут не иметь учёта.

Наша цель, собственно, в том, чтобы потребители всегда имели горячую воду, и отопительный сезон желательно должен начинаться тогда, когда похолодало, а заканчиваться тогда, когда стало тепло.

Централизованное теплоснабжение было, безусловно, важнейшим шагом в прогрессе Советского Союза в 1950–1960 годы, основано на принципах когенерации, очень выгодное, но оно было централизованным до такой степени, что мы применили так называемое качественное регулирование, когда температура в каждой квартире зависит, собственно, от температуры, которую установили на ТЭЦ. В 1970-е годы многие страны, в частности, скандинавские, применяя когенерацию, пошли по другому пути. У них применяется количественное регулирование, когда температура в теплосети стабильная, а меняется расход, и потребитель знать не знает, что там происходит на ТЭЦ.

Собственно, мы на примере одного маленького района… Это Кировский район в Перми, находится он за Камой, там единственный источник теплоснабжения – наша ТЭЦ-14, и все сети принадлежат нам. Примерно 130 тыс. человек живёт, около 1,3 тыс. зданий, всё как обычно: 75% сетей изношены до предела, есть бесхозяйные сети, примерно половина всех зданий – это малоэтажные здания. Проблемы простые: примерно 55% жителей имеют перетопы, а 20% – постоянно недотапливаются. В нормальных условиях, современных, так как мы привыкли действовать, это решается строительством ещё одной трубы в ту красную зону ценой примерно 2 млрд рублей.

Что предлагаем мы? Одновременно практически во всех домах в этой зоне поставить так называемые индивидуальные тепловые пункты, которые представляют совокупность насосов и теплообменников, позволяющих разделить два контура – контур, который подаёт теплоноситель от ТЭЦ, и контур, который вращается внутри отопительных приборов в здании. Это позволит полностью уйти от проблемы отключения горячего водоснабжения, прекратить начало и конец отопительного сезона, заодно сделать 100-процентное оприборивание. Здесь и очень много энергетических эффектов, которые позволят это окупить.

Собственно, результаты простые: вместо потерь в 26%, мы считаем, что они останутся в 10%, аварийность снизится радикально, но мало того, в целом объём теплопотребления средним гражданином в результате упадёт примерно на 20%.

Очень важно то, что все преимущества этого проекта получатся только тогда, когда на такую схему будет переведён последний дом, то есть не первый, а последний.

Поскольку проект небольшой, мы его рассчитали достаточно точно, с привлечением консультантов и проектировщиков. Он оценивается примерно в 1,5 млрд рублей. Из этих 1,5 млрд рублей 1 млрд окупается за счёт энергоэффективности, но требуется примерно 450 млн на установку ИТП в малоэтажных зданиях, где этот проект не окупается.

Д.Медведев: Ещё раз мне объясните: вот эти 1,5 млрд рублей, вы говорите, там небольшой проект, а достаточно приличные деньги всё равно. Это на какое количество людей?

Б.Вайнзихер: 130 тыс. человек. 1,3 тыс. зданий, включая тепловые сети и их реконструкцию. 450 млн рублей требуется для установки ИТП в малоэтажных зданиях, где нет окупаемости энергосервисными контрактами. По этому поводу правительством Пермского края сделан запрос в фонд «Энергоэфективность», и мы надеемся эти деньги получить. Остальные деньги проинвестирует компания, то есть 1 млрд рублей. При этом для реализации этого проекта есть всё на территории России – есть масса фирм, работающих здесь, в том числе инновационных фирм, представленных даже в этом зале, и здесь есть из чего выбирать.

Я назову только одну цифру: 1,5 тыс. ИТП – это примерно объём нынешнего российского рынка годового, а мы берём только один маленький район в городе. Общий объём только в самых крупных городах по подобным вещам мы оцениваем в 20–30 млрд долларов.

Следующее. Собственно, предложение. Мы никогда бы не сделали этот проект, если бы мы в этой зоне не были так называемой единой теплоснабжающей организацией, которой принадлежат все источники (а он там один) и все тепловые сети. Соответственно, мы можем выстроить такой проект за счёт собственной экономии, большую его часть. И пункт второй – этот проект не потребовал бы никакого государственного софинансирования, если б мы перешли на давно уже обсуждаемый метод регулирования, когда устанавливается прайс-кэп по цене на тепло на уровне альтернативной котельной. Этот проект не потребовал бы никакого государственного финансирования.

Эти две вещи приведут к тому, что подобные проекты могут появиться в любом городе.

18 июля 2017 года в Великом Новгороде премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию. В заседании приняли участие вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, помощник президента РФ Андрей Белоусов, министр образования Ольга Васильева, министр экономического развития Максим Орешкин, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин, а также представители Агентства стратегических инициатив, рабочих групп НТИ и институтов развития. От Фонда содействия инновациям на заседании присутствовали генеральный директор Фонда Сергей Поляков и его советник Иван Бортник.

Премьер-министр отметил, что нужно обеспечить комплексное сопровождение проектов НТИ. По словам премьера, нужно использовать для поддержки таких проектов гранты, венчурные инструменты, а также подталкивать их к выходу на обычные условия привлечения инвестиций и возвратное финансирование. Более активную роль при этом мог бы играть и Внешэкономбанк, считает глава кабмина.

«В этом году с учетом переноса средств финансирование программы [НТИ] составит почти 12,5 млрд рублей», - заявил Медведев. Он добавил, что отдельным вопросом для обсуждения станет финансирование НТИ на следующие три года.

Премьер обратил внимание на необходимость совершенствования законодательства, так как отдельные нормы права могут блокировать внедрение новых технологий. «Важно своевременно снимать избыточные требования, которые являются барьерами для новых идей, - подчеркнул он. - Вообще нужно продумать механизм, который аналогичен оценке регулирующего воздействия, но применять его в отношении НТИ. Задача - сделать нормативную среду максимально дружелюбной по отношению к инновациям».

Особым направлением в развитии НТИ Медведев назвал подготовку кадров. По его словам, в этом году на развитие сети центров НТИ на базе вузов будет направлено около 2 млрд рублей.

Говоря о значении НТИ, Медведев отметил, что в ближайшие годы структура экономики изменится и зарабатывать «смогут те, кто будет двигаться быстрее конкурентов». «Опоздавшие же останутся на обочине, - предупредил он. - Пока мы движемся медленно». Глава кабмина подчеркнул необходимость добиться прорывных результатов по отдельным важным направлениям технологического развития. Он констатировал, что за 2,5 года уже созданы организационные основы НТИ.

Премьер призвал стремиться к тому, чтобы проекты НТИ превращались в конкретные решения, причем делать это можно сначала в отдельных пилотных регионах.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, в свою очередь, заявил, что правительство предлагает в 2017 году уменьшить финансирование НТИ до 7,5 млрд руб. из заложенных в бюджете 12,5 млрд руб., оставшиеся 5 млрд перенести на 2018 год.

«По финансированию в этом году на реализацию НТИ планируется инвестировать около 7,5 млрд рублей, при этом в бюджете заложено 12,5 млрд рублей. Мы хотели бы в полной мере использовать средства на проекты, которые поддерживаются Фондом содействия инновациям, на развитие центров компетенций, о которых я сказал - 2 млрд рублей, и средства на поддержку 15 проектов», - заявил вице-премьер.

Также, по его словам, около 1 млрд рублей планируется направить на реализацию новых проектов и 0,3 млрд руб. - на университет НТИ.

«Оставшиеся средства предлагается перенести на те же цели на 2018 год, сделав соответствующую норму в законе о федеральном бюджете на 2018-2020 годы. Таким образом, не проходить заново весь бюджетный процесс, поскольку все обоснования для этих расходов уже есть», - сказал Дворкович.

"Таким образом, в следующем году мы сможем иметь базу финансирования в 13 млрд рублей: 8 уже заложенных, плюс 5, которые мы предлагаем перенести. Выделить дополнительные средства из этих объемов на проекты Фонда содействия инновациям и около 1 млрд рублей - на расширение программы создания детских технопарков «Кванторум», - пояснил вице-премьер.

При этом примерно такой же уровень финансирования предлагается и на 2019-2020 годы. «Но здесь будем работать в рамках бюджетного процесса вместе с коллегами на последующий период. Все эти предложения предлагается зафиксировать как поддержанные в протоколе президиума совета», - подытожил он.

Постановление от 10 сентября 2018 года №1078, распоряжение от 10 сентября 2018 года №1911-р. Хочется немного съязвить типа "Медведев и экономика - не совместимы". Но, с другой стороны, подобная (работающая) комиссия нужна была бы еще лет 15 назад. Как упущено время! И будет ли реально и полезно работать эта комиссия ? Больше язвить не буду. Я не говорю, что комиссия великолепна и что она порешает все вопросы. Но, как мне кажется, это как бы не первое действие при Путине, обращающее внимание исполнительной власти на реальную экономику. В любом случае, считаю, что это прогресс. (Хоть какой-то). Итак, по существу вопроса.

П О Л О Ж Е Н И Е о Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России

1. Правительственная комиссия по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - Комиссия) является постоянно действующим координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в целях выработки государственной политики в области модернизации экономики и инновационного развития Российской Федерации .

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Комиссии являются:

а) определение основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития Российской Федерации, включая выработку мер государственной поддержки в данной сфере деятельности;

б) определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации экономики и инновационного развития Российской Федерации, в том числе совершенствование законодательства Российской Федерации в указанной сфере деятельности;

в) обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по вопросам модернизации экономики, инновационного развития Российской Федерации и реализации Национальной технологической инициативы.

4. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:

а) заслушивать на своих заседаниях членов Комиссии, а также представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;

б) запрашивать необходимые для работы Комиссии материалы и информацию у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

в) образовывать подкомиссии, межведомственные рабочие группы для рассмотрения отдельных вопросов, отнесенных к компетенции Комиссии, утверждать положения о них и их состав;

г) привлекать к работе Комиссии представителей заинтересованных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций, общественных объединений;

д) осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии.

5. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации. В состав Комиссии входит председатель Комиссии, заместители председателя Комиссии, ответственный секретарь Комиссии и члены Комиссии.

6. Председателем Комиссии является Председатель Правительства Российской Федерации. Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии или по его указанию один из заместителей.

7. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, утверждаемым председателем Комиссии. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.

8. Ответственный секретарь Комиссии организует проведение заседания Комиссии, формирует повестку дня заседания, информирует членов Комиссии об очередном заседании.

9. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины ее членов. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.

10. Члены Комиссии принимают участие в ее заседаниях лично без права замены. Член Комиссии в случае отсутствия на заседании имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

11. Комиссия вправе принимать решения путем проведения заочного голосования. Решение о проведении заочного голосования принимает председатель Комиссии. При принятии решения о проведении заочного голосования члены Комиссии в обязательном порядке уведомляются об этом с указанием срока, до которого они могут в письменной форме представить мнение по вопросу, вынесенному на заочное голосование. При проведении заочного голосования решения принимаются большинством голосов от общего числа лиц, принявших участие в голосовании. При этом число лиц, участвующих в заочном голосовании, должно составлять более половины членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

12. Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании.

13. Решения Комиссии, принимаемые в соответствии с компетенцией Комиссии, являются обязательными для органов исполнительной власти , если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

14. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Аппарат Правительства Российской Федерации.

С О С Т А В Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России

Медведев Д.А. - Председатель Правительства Российской Федерации (председатель Комиссии)

Акимов М.А. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

Белоусов А.Р. - помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии, по согласованию)

Абрамов А.Г. - председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью "ЕвразХолдинг" (по согласованию)

Вексельберг В.Ф. - президент некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (по согласованию)

Греф Г.О. - президент, председатель правления публичного акционерного общества "Сбербанк России" (по согласованию)

Гурко А.О. - президент некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (по согласованию)

Дворкович А.В. - сопредседатель совета некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (по согласованию)

Котюков М.М. - Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Мантуров Д.В. - Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Минниханов Р.Н. - Президент Республики Татарстан

Никитин А.С. - Губернатор Новгородской области

Никитин Г.С. - временно исполняющий обязанности Губернатора Нижегородской области

Носков К.Ю. - Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Орешкин М.С. - Министр экономического развития Российской Федерации

Песков Д.Н. - специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития (по согласованию)

Ротенберг И.А. - председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы" (по согласованию)

Рудской А.И. - ректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого"

Сергеев А.М. - президент Российской академии наук

Силуанов А.Г. - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации

Собянин С.С. - Мэр Москвы

Солонин С.А. - генеральный директор акционерного общества "КИВИ" (по согласованию)

Уваров А.К. - заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации (ответственный секретарь Комиссии)

Федотов И.В. - директор Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Ассоциация инновационных регионов России" (по согласованию)

Шаронов А.В. - президент негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Московская Школа Управления "СКОЛКОВО" (по согласованию)

Копия чужих материалов

В последние годы широко используются понятия «новая экономика», «экономика, основанная на знаниях», которые означают, что в данном типе экономического развития основным фактором роста является масштабное использование интеллектуального ресурса и инноваций - новых знаний и технологий в практической деятельности субъектов хозяйствования. Широко распространено мнение, что единственным источником инноваций являются научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Однако инновации - новые научно-тсхнологичсскис решения появляются нс только в результате деятельности ученых и инженеров, но и в сообществах предпринимателей, менеджеров и т.п. Как уже отмечалось, инновация характеризует нс только развитие такого явления, как наука, но и процесс развития любой саморазвивающейся системы. В качестве такой системы рассмотрим процесс развития хозяйственно-экономической сферы общества. Среди различных процессов в сфере развития экономики особую роль занимает инновационная деятельность. Процессы создания, внедрения и потребления субъектами экономики научно-технических, организационных, управленческих и других нововведений являются основным содержанием процесса инновационной модернизации экономики.

Стратегия инновационного развития постепенно сменяет научно-техническую деятельность и становится основным приоритетом хозяйственно-экономической сферы. В этой стратегии интеллектуальный ресурс в виде науки и образования, а также их опред- меченных и неовсществлснных результатов превращается в определяющие факторы экономического роста. Экономика знаний становится симбиозом креативности человека и этико-правовых норм хозяйствования, имеющих глобальное измерение. В качестве инноваций выступают комплексные человскоразмерные проблемы, носящие междисциплинарный характер, создаются новые организационные формы выполнения исследований и разработок. В инновационной экономике, имеющей глобальный характер, конкурентоспособность продукции также оценивается по мировым стандартам: принципиальная новизна и транснациональные технологические преимущества. Развитие экономики знаний приводит нс только к резкому повышению благосостояния, но и к изменениям всех сфер общества - увеличивается удельный вес высокотехнологичных отраслей, меняются этические и правовые стандарты жизни в направлении демократизации и гуманизации общества. Как уже отмечалось, процесс модернизации может пониматься в различных смыслах. В широком, философском смысле модернизация общества означает процесс трансформации (перехода) традиционного общества в техногенное за счет усвоения его основных, базовых ценностей и включает в себя все виды модернизаций: экономическую, технологическую и социальную. Инновационная модернизация осуществляется посредством инновационного развития всего народно-хозяйственного механизма. Социальная модернизация основывается на трансформации социальных отношений и их поддерживающих социальных институтов. И наконец, технологическая модернизация предполагает обновление техники и технологий, например трансферт технологий. Остановимся подробнее на видах модернизации, а более точно - на взаимоотношении технологической и социальной.

Итак, модернизация подразделяется на технологическую, в которой объектом преобразований является существующие технологии как основное содержание современного хозяйственно-экономического комплекса, и социальную, где сферой преобразований является общественные отношения и обслуживающие их социальные институты, обеспечивающие определенный тип социальных стандартов. Социальная трансформация общества, в свою очередь, включает в себя преобразования прежде всего в тех сферах - политической, финансовой, управленческой и т.д., которые поддерживают технологическую модернизацию. Как показывает практика, степень успешности модернизации зависит от того, насколько гармонично осуществляется технологическая и социальная составляющая единого процесса социального развития.

Кроме того, следует учесть фактор глобализации мировой экономики. Все национальные экономики пронизаны транснациональными потоками информационноно-коммуникативных технологий, а также финансовых и человеческих ресурсов. Именно технологические направления глобализации выступают в качестве мощнейших модернизациоппых факторов, которые приводят к совершенствованию и повышению эффективности социально-экономических механизмов, конечная цель которых заключается в повышении уровня жизни людей.

Опыт модернизации показывает, что существует несколько стратегий ее осуществления. Страны с успешной экономикой демонстрируют стратегию инновационной, т.с. тотальной модернизации, сочетающей синергию технологических и социальных преобразований. Некоторые страны считают возможной чисто технологическую модернизацию, которая не затрагивает функционирующие политические и экономические структуры. Более того, часть стран полагают, что модернизация возможна нс на пути демократизации и совершенствования социальных институтов, а напротив создания жесткой дисциплины и контроля. Однако в условиях глобализации данный тип модернизации экономики невозможен. Современная экономика развивается на принципах инновационной модернизации. Это означает, что успешность функционирования современной экономической модели зиждется на непрерывном процессе создания и внедрения инноваций, и прежде всего в области новой техники и технологий. Другими словами, успешность экономики зависит от степени внедрения и эффективности функционирования инновационного механизма экономического развития. А догоняющая модернизация типа трансферта технологий выступает в качестве паллиатива, так как нс решает стратегическую задачу создания инновационного механизма развития.

Что же представляет собой инновационный механизм развития? Формальное описание процедур деятельности по разработке инноваций и их внедрением заключается в инновационном цикле, который начинается с идеи, нового решения проблемы, создания технологий, затем па этой основе - товаров и реализация их па рынке конкретным потребителем. Однако в реальной жизни данный цикл не всегда срабатывает, особенно на последнем этапе. Именно поэтому методология экономического знания выделяет коммерциализацию как решающий, определяющий фактор инновационного развития. Так, из десяти инноваций, выводимых па рынок, только две являются успешными, принося сверхприбыль. Венчурный тип финансирования и отличается от классических инвестиций высокой долей риска и прибыли. При этом результат конкуренции инновационных товаров является непредсказуемым, поскольку маркетинговый опрос бессилен перед непредсказуемостью выбора потребителя. У потребителя не сформировано мнение о товаре до его появления па рынке. И тем не менее, высокая степень риска не останавливает инноваторов в креативном процессе инновационного развития экономики, постоянного внедрения инноваций, поскольку используется реальная возможность, санкционированная обществом, получения сверхприбыли и экономического процветания.

Конкуренция, как известно, заставляет производителя снижать цепу товара, доводя норму прибыли до пуля и даже отрицательных значений. По этой причине инновационный процесс начинает новый цикл по продвижению инноваций па рынок. По справедливому мнению российских аналитиков подобный инновационный механизм работает только при определенных условиях. А именно: отлаженная социально-правовая поддержка бизнеса. В России, к сожалению, экономическая модель построена не па инновационных механизмах развития - комплексе из исследований и разработок, создания товара, продвижения его па рынке. Основные экономические мотивы, получение сверхприбыли основаны на коррупции и рейдерстве, поскольку они более рентабельны, чем инновации. При этом риски уголовного преследования относительно небольшие.

Другими словами, для создания инновационного механизма необходима социально-правовая поддержка рыночных стимулов.

Технологическая модернизация невозможна без социальной. Кроме того, успешность модернизации основывается не на административном ресурсе, а свободном предпринимательстве, где есть право риска и свободы в принятии решений. К сожалению, многое из вышесказанного относится и к отечественной системе хозяйствования. Именно поэтому необходимым условием модернизацион- ных преобразований национальной экономики в инновационном направлении будет являться развитие Национальной инновационной системы (НИС), основная функция которой состоит в разработке эффективных форм интеграции технологической и социальной модернизации, синтезе науки с производством и образованием, создание в стране благоприятных организационно-правовых условий их функционирования.

НИС предполагает формирование эффективно действующего механизма генерации, распространения и использования знаний, технологий, а также международного научно-технического сотрудничества. Формирование национальных инновационных систем в практике мирового развития является инструментом перехода от исчерпавшей себя индустриальной модели экономики к постиндустриальной.

Создание НИС включает в себя решение ряда взаимосвязанных задач. Вначале следует освоить передовые методы организации и проведения исследований, создать инновационную инфраструктуру, а также рынок объектов интеллектуальной собственности. При этом НИС Беларуси должна не только выступить структурной основой постиндустриальной экономики, но и способствовать участию страны в глобальных инновационных процессах.

В развитых индустриальных странах существует так называемое отраслевое деление национальных экономик. Так, экономика подразделяется на перерабатывающую - отрасли добычи и первичной переработки сырья; тяжелую промышленность, характеризующуюся высокой степенью материало- и трудоемкости; сфера хайтек - высокотехнологичные отрасли, имеющие относительно низкую материало- и трудоемкость, и одновременно высокую долю затрат на НИОКР в добавленной стоимости, а также отрасль «мягких технологий» (разработка программного обеспечения, консалтинг). Причем две последние отрасли зачастую рассматривают в единстве, как инновационные.

Специфика технологий инновационного развития и состоит в том, что они основываются, прежде всего, на широком использовании результатов интеллектуального труда, интеллектуального ресурса. В странах-лидерах с устоявшейся новой экономикой, основанной на знаниях, отраслевая структура хозяйственно-экономического комплекса меняется в сторону постоянного увеличения доли последних двух групп отраслей в структуре их народного хозяйства.

В тех странах, которые выбрали ориентацию на развитие «новой экономики», данный процесс начинается с формирования национальных инновационных систем, которые представляют собой совокупность институциональных структур и механизмов для распространения и использования знаний. Основная функция национальной инновационной системы заключается в обеспечении эффективной интеграции и координации деятельности государственных структур, бизнеса, науки, промышленности и образования. Данная система является базисом трансформационных процессов, преобразования традиционной экономики в экономику знаний. Это означает, что наука и инновации в жизни современного общества начинают приобретать совершенно новую роль и значимость.

Можно выделить ряд социально-культурных признаков инновационной экономики. Так, общественные отношения развиваются по инновационному пути, если в стране:

  • осуществляется развитие фундаментальных исследований;
  • создаются и доступны каждому современные информационные технологии и компьютеризированные системы;
  • возможно получение на основе современных систем телекоммуникаций любой необходимой информации о новых или известных знаниях, инновациях - решениях мирового уровня в сфере новых технологий, материалов, машин и оборудования, организации и управлении производством, а также инновационной деятельности и инновационных процессах;
  • создана система экономического и организационного стимулирования инновационной деятельности, коммерциализации научно- технологического развития;
  • возможна и проводится ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят кардинальные преобразования социальных структур и прежде всего создается национальная инновационная система, включающая в себя сферу по производству знаний и инноваторов (научно-исследовательские и образовательные учреждения); инфраструктура в лице научно-технических парков, технопарков, парков высоких технологий, центров трансферта технологий, а также финансово-правовых и других учреждений - венчурных фондов, зон льготного налогообложения, центров интеллектуальной собственности, стимулирующих становление и развитие экономики знаний;
  • сформирована восприимчивость экономики к внедрению новых научно-технологических решений;
  • существует гибкая система подготовки и переподготовки кадров - профессионалов в области инновационной деятельности.

В каждой стране формируется своя национальная инновационная система, которая состоит из организаций и учреждений, т.е. институциональных элементов, которые являются в одно и то же время и объектами, и субъектами инновационной политики, в зависимости от функций, которые они выполняют, - средств или целей преобразований. Та часть инновационной системы, которую составляют взаимосвязанные структуры, занятые производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий, представлена в виде малых и крупных предприятий, университетов, технопарков, инкубаторов и т.д. Другой частью является комплекс институтов правового, финансового и социального характера, поддерживающих инновационные процессы. Проблема построения национальной инновационной системы представляет собой процесс преодоления так называемых барьеров инновационности, поскольку традиции прежнего образа жизни препятствуют становлению общества знаний. Имеющиеся прочные национальные корни, а также менталитет традиционного общества, политические и культурные особенности выступают в качестве реального препятствия для модернизации. В совокупности они представляют собой специфику национальных модернизаций и построения инновационных систем.

Перед заседанием Дмитрий Медведев осмотрел выставку «Национальная технологическая инициатива: перспективные проекты для Новгородской области».

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

Из стенограммы:

Д.Медведев:

Сегодня мы обсудим ход реализации Национальной технологической инициативы.

Уже в ближайшие десятилетия, а может, и годы структура мировой экономики принципиально изменится. Возникают не просто новые рынки, меняются сами основы экономики. Зарабатывать на этом будут те, кто сможет двигаться быстрее конкурентов, опоздавшие же останутся на обочине.

Пока мы движемся медленно. Национальная технологическая инициатива нам нужна для того, чтобы не бесконечно догонять лидеров, а самим быть лидерами, то есть вырастить такие технологии, которые будут определять направление развития, если хотите, диктовать технологическую моду.

Меняется не только экономика, меняется уклад жизни. Я только что встречался с молодыми людьми самых разных профессий. Всех их объединяет интерес к новым технологиям, которые они стараются использовать в своей работе. Понятно, что невозможно одновременно охватить всё, но по каким-то отдельным направлениям надо приложить максимум усилий, соединить возможности нашей науки, вузов, промышленных предприятий, добиться прорывных результатов.

За два с половиной года, то есть с того момента, как Президент в своём послании дал старт нашей научно-технической инициативе, мы создали организационную основу. В нашем президиуме регулярно действует межведомственная рабочая группа. По конкретным направлениям созданы рабочие группы (их 11) и реализуются «дорожные карты» (их 7). На базе Российской венчурной компании работают проектный офис и фонд НТИ.

Реализуются проекты. Они в разной стадии реализации - какие-то быстрее, какие-то медленнее, где-то больше удаётся, где-то меньше, тем не менее эти проекты идут. Их тематика связана с цифровым моделированием, геоинформационными системами, беспилотной техникой, нейроинтерфейсом. Сейчас некоторые разработки коллеги демонстрировали. Это на самом деле интересно, и что, может быть, особенно отрадно, часть из них уже имеет коммерческое использование, то есть они коммерциализованы. Перед нами стоит задача приспособить законодательство, потому что не везде оно у нас современное. Нам надо научиться превращать эти проекты в конкретные решения, которые можно применять в самых разных регионах. Не всегда есть необходимость применять такие разработки сразу в масштабах всей страны. Надо постепенно расширять эти возможности, стимулировать развитие пилотных площадок для внедрения новейших технологий. И в этом регионе этим занимаются. Андрей Сергеевич Никитин, как известно, стоял у истоков этой нашей инициативы в качестве руководителя Агентства стратегических инициатив.

Остановлюсь на некоторых позициях, которые, на мой взгляд, требуют нашего внимания.

Первое - нормативно-правовое регулирование. Законодательство консервативно в силу его природы. Это нормально. Но отдельные нормы могут блокировать эффективное внедрение новых технологий. Сейчас коллеги рассказывали, где мы продвинулись, а где не продвигаемся. Важно своевременно снимать избыточные требования, которые являются барьерами для новых идей. Вообще нужно продумать механизм, который аналогичен оценке регулирующего воздействия, но применять его в отношении НТИ. Задача - сделать нормативную среду максимально дружелюбной по отношению к инновациям.

Второе - финансы. Мы направляем на эту программу значительные бюджетные средства. В этом году с учётом переноса средств прошлого года финансирование программы составит почти 12,5 млрд рублей. Мы прорабатываем бюджет и на следующую трёхлетку. Сегодня мы это обсудим.

Также нужно обеспечить комплексное сопровождение инновационных проектов на всех этапах. Для этого в реализации НТИ уже задействованы наши профильные институты развития (Фонд содействия инновациям, центр «Сколково», «Роснано» и целый ряд других). Но эта координация могла бы быть более тесной. На ранней стадии проектов необходимы и гранты, и субсидии, и, конечно, венчурные инструменты. Одновременно нужно подталкивать наиболее успешные разработки к выходу на обычные условия привлечения инвестиций. Если проект действительно коммерчески перспективный, нужно активнее использовать и возвратное финансирование – конечно, там, где это возможно.

Мы уже обсуждали, что в рамках своей новой стратегии Внешэкономбанк мог бы здесь играть более активную роль. В меморандум о финансовой политике ВЭБа уже внесены соответствующие поправки.

Правила и деньги очень важны. Но не менее важно готовить специалистов, которые будут реализовывать эти проекты. Поэтому третье направление - кадровое. Здесь мы видим особое место для наших университетов. На предыдущем заседании президиума, 25 мая в Казани, мы обсуждали задачи студенческого технологического предпринимательства. Важно, чтобы все эти усилия работали и на решение задач НТИ.

В этом году мы предусмотрели 2 млрд рублей на развитие сети центров НТИ на базе университетов и научных организаций. Но речь может идти не только об университетах. Идеология НТИ в этом смысле шире. Она включает популяризацию технического творчества среди школьников, проведение олимпиады НТИ и технологических конкурсов. Реализуется программа развития детских технопарков - «Кванториумов». И всё это, конечно, очень хорошо и приносит определённые плоды.

Сегодня мы обсудим ещё одну «дорожную карту», которая посвящена кружкам.

А.Дворкович:

О многом уже было сказано во вступительной речи, тем не менее постараюсь сделать ряд акцентов, которые касаются как статуса реализации Национальной технологической инициативы, так и вопросов её дальнейшего развития.

Первое. Что сделано? По принятым семи «дорожным картам» реализуются (и принято решение о финансировании) 15 проектов. Четыре «дорожные карты» находятся в стадии разработки и будут в ближайшее время, надеемся, утверждены. Об одной из них - «Кружковое движение» - Вы только что сказали. Это сквозная карта, которая направлена на поддержку развития всех направлений Национальной технологической инициативы.

При этом сверх тех 15 проектов, которые реализуются, 50 проектов уже определены как приоритетные. На экспертизе находится более 140 проектов. А всего различные стадии рассмотрения проходили более 1500 проектов. Несмотря на то что не все они попадают в конечный этап отбора и не по всем принимаются решения о финансирования в рамках НТИ, есть иногда определённые жалобы на излишнюю бюрократию, на длительность рассмотрения заявок. Может, это и так. Но всё-таки мы говорим о деньгах налогоплательщиков, поэтому относимся ко всему этому внимательно.

Многие проекты поддерживаются по другим каналам государственного финансирования, административной поддержки. Речь идёт и о Фонде содействия инновациям. В рамках него в 2016 году было поддержано 128 проектов, в 2017 году получают или получат поддержку около 130 проектов. Также можно отметить фонд «Сколково», другие компании. То есть в целом вся инфраструктура поддержки задействована не только для отобранных проектов НТИ, но и для тех, которые имеют, может быть, менее масштабируемые перспективы и не носят столь выраженный платформенный характер, на который мы делаем акцент в рамках Национальной технологической инициативы.

Проекты представлены в короткой презентации. Я не буду их перечислять. Основные направления Вы, Дмитрий Анатольевич, уже назвали. Могу только сказать, что из 15 финансируемых проектов по одному входят в карты «Автонет» и «Энерджинет», три - в карту «Аэронет», по пять проектов входит в карты «Маринет» и «Нейронет». Это показывает спектр проектов, поддерживаемых в рамках нашей работы.

Задача, которую мы поставили в начале этого года и, как мне кажется, достаточно успешно реализуем уже сейчас (думаю, до конца года инфраструктура будет в полной мере сформирована), - это интеграция институтов развития в целях поддержки проектов Национальной технологической инициативы. У нас есть наука, из которой всё выходит, она поддерживается в рамках программы Российской академии наук, в рамках деятельности Российского научного фонда и других фондов. Предпосевная стадия: здесь речь идёт о грантах Фонда содействия инновациям, грантах «Сколково» и частично грантах в рамках Национальной технологической инициативы. Посевная стадия - это посевные венчурные фонды: РВК (Российская венчурная компания), ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив). На стадии роста начинают работать отдельные венчурные фонды, в том числе корпоративные. Займы Фонда развития промышленности и займы, инвестиции ВЭБа и его дочерней структуры «ВЭБ Инновации». Далее начинают действовать и такие инструменты, как «Роснано», Российский фонд прямых инвестиций, Российский экспортный центр, когда речь идёт уже о продвижении на мировые рынки. Координация между этими институтами - ключевая задача этого этапа. Мы этим сейчас активно занимаемся, в том числе определяем ответственных на персональном уровне, которые за такие стыковки отвечают. А постепенное перемещение ряда институтов на площадку «Сколково» позволяет и физически координироваться более тесно различным институтам.

При реализации проектов мы вместе со всеми коллегами, с конкретными компаниями сталкиваемся с рядом системных проблем, которые носят горизонтальный характер. И сегодня просим поддержки, в том числе в рамках перераспределения финансирования, на реализацию таких инфраструктурных задач. О чём идёт речь - в первую очередь о создании не менее 10 центров сквозных технологий на базе вузов и научных организаций. Сейчас в завершающей стадии находится постановление Правительства, определяющее правило их финансирования, это 2 млрд рублей в этом году. Рассчитываем в ближайшие две недели завершить эту работу и получить поддержку Правительства в целом.

Планируется развитие системы технологических конкурсов, которые позволяют вовлечь в эту работу значительное число исследователей и компаний. В этом году инициируется два конкурса: по автопилотам (зимняя трасса) и по водородной энергетике (водородные топливные элементы). Также сегодня будет доложено о проекте «Университеты НТИ», который будет носить сетевой характер, на базе консорциума ведущих вузов, заслуживших серьёзную репутацию и способных осуществлять такие проекты.

Сегодня на выставке речь шла о наличии системных ограничений, не позволяющих двигаться вперёд, где-то это связано с элементами национальной безопасности, где-то - с традициями, которые не удавалось преодолеть. Мы, как и в рамках Национальной предпринимательской инициативы несколько лет назад, хотим запустить такой же механизм и здесь, чтобы совместно с технологическим сообществом преодолевать эти барьеры быстрым путём, не проходя долгие и тяжёлые раунды согласований.

Наконец, последнее - по финансированию. В этом году на реализацию НТИ планируется инвестировать около 7,5 млрд рублей, при этом в бюджете заложено 12,5 млрд рублей. Мы хотели бы в полной мере использовать средства на проекты, которые поддерживаются Фондом содействия инновациям. На развитие центров компетенций, о которых я сказал, - 2 млрд рублей. И средства на поддержку тех 15 проектов, о которых я сказал. Также около 1 млрд - на реализацию новых проектов, и 0,3 млрд - на проект «Университеты НТИ». Оставшиеся средства предлагается перенести на те же цели на 2018 год, сделав соответствующую норму в законе о федеральном бюджете на 2018–2020 годы, таким образом, не проходить заново весь бюджетный процесс, поскольку все обоснования для этих расходов уже есть. Таким образом, в следующем году мы сможем иметь базу финансирования в 13 млрд рублей (8 уже заложенных плюс 5, которые мы предлагаем перенести), выделить дополнительные средства из этих объёмов на проекты Фонда содействия инновациям и около миллиарда рублей - на расширение программы создания детских технопарков «Кванториум». Такой же примерно уровень финансирования предлагается и на 2019–2020 годы, но здесь будем работать в рамках бюджетного процесса вместе с коллегами в последующий период. Все эти предложения предлагается зафиксировать как поддержанные в протоколе сегодняшнего президиума совета, но если будут нюансы после выступления коллег, можно будет поправить что-то.