Рыночная экономика не решает проблемы. Достоинства и недостатки рыночной экономики

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Рыночная система: решение основных экономических проблем

Экономика

1. Рыночная система: решение основных экономических проблем.

а) Рыночное хозяйство и условия его существования.

б) Почему и как рыночная система хозяйствования помогает решать экономические проблемы?

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой - функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

Рыночное хозяйство - общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Рынок - это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Современное рыночное хозяйство сложилось под воздействием факторов, взаимосвязь которых показана на схеме.

Современное рыночное хозяйство

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Субъекты рыночного хозяйства:

Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора производства;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Предприятие - экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения.

Государство - представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объекты рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги - это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков:

Неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители (продавцы) выбирают любой вид деятельности. В свою очередь потребители (покупатели) могут купить все, что угодно. Следовательно, производители и потребители, продавцы и покупатели имеют равные права. Так регулируется экономическая свобода - свобода экономического поведения, когда один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принима6емые другими участниками;

Мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т. д.;

Наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и т. д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;

Отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

Конкуренция - это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты внедряются технические новшества.

Технологический выбор производителя, альтернативы кривой производственных возможностей конкретизируются в реализации триады основных экономических проблем: что, как и для кого производить? Особенностью рыночной системы является их автоматическое решение, независимо от того, ставятся ли эти вопросы сознательно или нет. Решение осуществляется конкурентного рыночного механизма, который выступает как способ самоорганизации экономической жизнедеятельности. Этот механизм выполняет три взаимосвязанные основные функции: регулятора распределения экономических ресурсов между различными сферами и отраслями экономики, стимулятора научно-технического и общественного прогресса и основы социальной дифференциации хозяйственных субъектов. Рассмотрим эти функции в отдельности:

1. Функция регулятора распределения экономических ресурсов. Для каждого общества характерна соответствующая система потребностей, для удовлетворения которых вкладываются определенные количества ресурсов. (рисунок 1)

Предположим, что существуют только две потребности в продуктах А и В. Поскольку в рыночной экономике никто заранее не знает, какое количество продукта надо производить, то путь на производство продукта затрачено больше ресурсов, чем это необходимо для удовлетворения соответствующей потребности, а на производство продукта В наоборот, - меньше (рис. 2). Возникшая диспропорция в распределении ресурсов между двумя отраслями выражается в излишках продукта А и дефиците продукта В.

1. излишки продукта А вызовут снижение цены на него и, соответственно, прибыли производителей, которые будут перемещать ресурсы в более выгодную отрасль - производства продукта В;

2. дефицит продукта вызовет повышение в эту отрасль будут поступать ресурсы из отрасли А. Таким образом, будет осуществляться оптимизация распределения экономических ресурсов.

Однако с достижением оптимума процесс перемещения ресурсов не останавливается, и возникает ситуация, которая характеризуется противоположной диспропорцией: излишками продукта В и дефицитом продукта А, и ресурсы будут перемещаться обратно из отрасли В в отрасль А. На этом процессе не заканчивается, а напоминает движение маятника. Равновесие, характеризующееся оптимальным распределением ресурсов, устанавливается лишь как момент в движении диспропорций, и для стабильной экономики важно, чтобы отклонения «маятника» от линии равновесия не были бы значительными. Ответ на вопрос «что производить» и сколько на это затрачивать ресурсов дают покупатели, «голосуя своими кошельками» за тот или иной товар и характеризуя таким образом общественные потребности населения страны.

2. Функция стимулятора научно-технического и общественного прогресса. Допустим, три производителя производят один и тот же продукт с разными удельными индивидуальными издержками при рыночной цене, равной 20 усл. ед. (таблица 1)

Прибыль, полученная первым производителем, является результатом и стимулом применения более эффективных технологий и других новаций, т. е. способ производства определяется конкуренцией различных способов, где предпочтение будет отдано наиболее эффективному (экономичному), что и является ответом на вопрос - как производить?

Удельные издержки и прибыль (уловные данные)

Производители

Удельные издержки

3. Функция социальной дифференциации хозяйственных субъектов. Пример, приводимый в табл. 1, показывает, что не все из них преуспевают в конкурентной борьбе. В ней всегда есть как выигравшие, так и проигравшие. Действие рыночного механизма приводит к постоянной социальной дифференциации населения и хозяйственных субъектов на богатых и бедных. Вопрос о том, для кого производить? - решается совершенно однозначно: для тех, кто способен платить.

Итак, при рыночной системе ответы на основополагающие вопросы дает механизм свободного образования цен, которые формируются на соответствующих рынках под влиянием спроса и предложения. Для уяснения природы рынков и процессов формирования цен на них рассмотрим простейшую модель движения реальных экономических благ, сопровождающегося встречными потоками доходов и расходов.

Оценка роли рыночной системы:

Аргументами в пользу рыночной экономики являются:

эффективность в распределении экономических ресурсов;

гибкость и быстрая приспособляемость к постоянно изменяющимся общественным потребностям и нуждам НТП;

организация экономической жизнедеятельности на основе стимулирования, а не принуждения;

экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.

К аргументам против рыночной экономики относятся:

ограниченность рынка, учитывающего только индивидуальные потребности и не выделяющего или выделяющего недостаточно экономических ресурсов для производства социальных благ;

экономическая нестабильность, сопровождающаяся инфляцией и безработицей;

социальная дифференциация, потенциально вызывающая социальную напряженность в обществе;

естественное развитие конкуренции неизбежно ведет к монополизации и, следовательно, подавлению конкуренции.

Не должно быть иллюзий относительно возможности размежевания преимуществ и пороков рыночной экономики в целях сохранения первых и искоренения вторых. Пороки рыночной экономики - органическое продолжение ее преимуществ, т. е. их оборотная сторона. Как известно, самый радикальный способ борьбы с инфляцией - это уничтожение денег. Осуществляя переход к рыночной экономике, мы, образно говоря, покупаем «товар с нагрузкой», что определяет характер и меру государственного регулирования, глубинный смысл которого заключается не просто в устранении недостатков, а скорее, в достижении компромисса между хозяйственными субъектами и социальными слоями по поводу распределения этих недостатков и преимуществ, что позволяет сохранять социальную стабильность и способствует общественному прогрессу.

Функция спроса на данный товар: Fd = 4 - P. Функция предложения Fs = 5 + P, где Р - цена на товар. Нарисовать линии спроса и предложения. Определить равновесный объем продаж.

Контрольная работа № 2

1. Макроэкономическое равновесие и фискальная политика государства.

а) Недискреционная фискальная политика государства. Автоматические и встроенные стабилизаторы.

б) Какие налоговые стимулы используются для поощрения рискового предпринимательства?

Понятие макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие - это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

Ресурсами и их использованием;

Факторами производства и результатами их использования;

Совокупным производством и совокупным потреблением;

Совокупным предложением и совокупным спросом;

Материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

Такое равновесие - это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.

В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:

Ф. Кенэ - модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;

К. Маркс - схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;

В. Ленин - схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;

Л. Вальрас - модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;

В. Леонтьев - модель «затраты - выпуск»;

Дж. Кейнс - модель краткосрочного экономического равновесия.

При изучении названой темы решаются две главные задачи: во-первых, дополнение от модели анализом государственного сектора, т. е. переход от модели чистой рыночной экономики к модели смешанной экономики, во-вторых, поскольку государство встроено в модель, проведение анализа его фискальной политики. Для их решения сделаем ряд допущений:

1. I, G и Xn рассматриваются как автономные, независимые от изменений дохода.

2. С, I и Xn являются автономными по отношению к G.

3. Доходы госбюджета полностью формируются за счет индивидуальных налогов, которые одновременно рассматриваются как чистые и паушальные, т. е. такие, которые постоянны при любой величине доходов.

4. Остается в силе абстракция, в соответствии с которой ВНП = ЧНП = НД = ЛД. Однако за счет введения налогового элемента обозначилась разница между личным доходом домохозяйств (ЛД) и располагаемым доходом (Д). Таким образом, ВНП со стороны расходов выступает как АЕ = С + I + G + Xn, а со стороны доходов - как AV = T + C + S.

5. Уровень цен постоянен, что означает нахождение экономики на кейнсианском участке кривой AS, т. е. в состоянии неполной занятости.

6. Фискальная политика воздействует только на AD и АЕ, но не влияет на AS, что характерно именно для кейнсианской экономической доктрины.

Государственные расходы. Как и инвестиции, равносильны инъекциям в экономику. Их увеличение (снижение) приводит к увеличению (уменьшению) АЕ, вызывающему рост (падение) равновесного объема производства, т. е. ?G - ?АЕ - ?V. Причем фундаментальной рекомендацией Кейнса является то, что эффективное стимулирующее воздействие основано на их дефицитном финансировании, имеющем особое значение для преодоления депрессии, спада и безработицы. Поэтому предположим, что первоначально Т = 0.

При депрессии возрастают утечки в виде сбережений и импорта, что уменьшает АЕ. В результате образуется рецессионный разрыв, который может быть покрыт инъекциями в виде инвестиций, экспорта и государственных расходов. Тогда равновесный объем производства устанавливается при S + M + I + X + G. Увеличение G вызовет сдвиг кривой АЕ вверх (рис. 1).

Причем государственные расходы подвержены действию мультипликатора, что существенно повысит равновесный объем производства. Сокращение государственных расходов, наоборот, вызовет его снижение.

Введение в модель налогового фактора интерпретируется следующим образом:

1. Введение или увеличение налогов вызывает уменьшения величины располагаемого дохода.

2. Это уменьшение приведет к снижению потребительских расходов и сбережений, т. е. ? Т? ? Д? ? С (S).

3. Величина их снижения определяется предельными склонностями к потреблению и сбережению: ?С=?Т*МРС и?S=?Т*МРS.

4. Величина потребительских расходов и сбережений после уплаты налогов определяется как Са = С - ?С и Sa = S - ?S. Так, например, если?Т = 20, то?Д = -20. При МРС = 0, 75 и МРS = 0, 25 ?С = -20 * 0, 75 = -15, а?S = -20 * 0, 25 = -5.

5. Налоги, как и сбережения и импорт, есть утечки из потока доходов-расходов. Эти утечки должны быть компенсированы инъекциями, т. е. Sa + М + Т = I + X + G.

Из анализа рис. 2 следует, что увеличение налогов ведет к снижению равновесного объема производства, что отражается в смещении прямой АЕ относительно биссектрисы. Введение налогов имеет двойственный эффект:

уменьшение располагаемого дохода и сбережений или S ? Sa;

увеличение утечек или (Sa + М) ? (Sa + М + Т). Снижение налогов, соответственно, дает противоположный результат.

При одновременном изменении государственных расходов и налогов особенный интерес представляет ответ на вопрос: что происходит при одновременном их увеличении на одну и ту же величину, т. е. при?G = ?Т?

С формальной стороны, поскольку G - инъекции, а Т - утечки, то изменения в равновесном объеме производства быть не должно. Однако фактически он увеличивается. Изменение государственных расходов оказывает более сильное влияние на АЕ, нежели изменение налогов. Это объясняется тем, что первые непосредственно воздействуют на них, а вторые - опосредствовано, когда противоположное изменение сбережений по отношению к изменению самих налогов в значительной степени снижает эффект их воздействия. В результате рост государственных расходов не только компенсирует, но и перекрывает последствия роста налоговых поступлений. ?G = 20, ?АЕ = 20, а при?Т = 20 ?АЕ = -15. В результате?АЕ = 20 - 15 = 5. Если k = 1/МРS = 1/ 0, 25 = 4, то?V = k * ?АЕ = 4 * 5 = 20. Таким образом, увеличение объема производства равно размеру первоначального прироста государственных расходов, соответствующему приросту налогов, или?V = ?G = ?T, т. е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Фискальная политика - политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фискальная политика включает:

дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

недискреционную политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Выделяют два вида дискреционную политики: стимулирующую и рестриктивную.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. Так, например, если Vо = 1500, Vе = 1800 и МРС = 0, 75, то задача решается двумя способами:

1. За счет повышения государственных расходов при неизменных налогах. Рассчитывается величина необходимого для достижения полной занятости приращения объема производства или?V = 1800 - 1500 = 300. Затем определяется величина необходимого приращения государственных расходов, исходя из формулы?V = k * ?G, где?G = ?V / k = 300 / 4 = 75.

2. За счет снижения налогов при неизменных государственных расходах. Величина необходимого уменьшения налогов определяется по формуле: ?V = k * ?С = k * ?Т * МРС, где?Т = ?V / (k * МРС) = 300 / (4*0, 75) = 100. В данном случае цель достигается за счет большей величины дефицита бюджета, равной 100.

Рестриктивная фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

финансирование дефицитов;

ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством пропажи ценных бумаг и эмиссия денег.

При заимствованиях государство мвыходит на финансовый рынок и, конкурируя с бизнесом, размещает свои ценные бумаги. Спрос на деньги повышается, что приводит к повышению ставки процента, вызывающему сокращение инвестиций и потребительских расходов, т. е. ?Dm - ?i - ?I (c) - ?AE. В итоге уменьшается эффект проводимой стимулирующей политики.

Эмиссия денег позволяет избежать вытеснения расходов и повысить стимулирующее воздействие на экономику, т. е. ?Sm - ?i - ?I (c) - ?AE.

Для ликвидации бюджетных излишков так же применяются два основных метода: погашение государственного долга и изъятие денег из обращения. Для погашения долга государство, выкупая у населения свои ценные бумаги, увеличивает денежное предложение. В результате снижается ставка процента, вызывая повышение потребительских и инвестиционных расходов, что ослабляет рестриктивный эффект. Поэтому более эффектным методом является изъятие денег из обращения.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. До сих пор в процессе анализа использовалось допущение, что государственные расходы и налоги автономны, не зависимы от изменений в доходах. Но в конкретной действительности это не так. При спаде (буме) доходы снижаются (повышаются), что вызывает автоматическое снижение (увеличение) налогов и увеличение (снижение) трансфертных платежей. В результате увеличивается (уменьшается) совокупный спрос, что ведет к уменьшению спада (бума). Происходит сглаживание циклических колебаний.

В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что встроенная стабильность лишь ограничивает размах и глубину колебаний, но не предотвращает их. По некоторым данным она в состоянии уменьшить колебания национального дохода примерно на 1/3. Для более решительных мер требуется переход к дискреционной политике.

Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. К основным проблемам относятся следующие:

1. Временной лаг. Это период, обусловленный реализацией фискальной политики, включающий этапы: осознания явления (спада или бума); административной задержки (от осознания до принятия мер); преодоления инерционности экономики (от принятия мер до получения эффекта). Проблема в том. Что в течение этого времени экономическая ситуация может принципиально изменится, и принятые меры окажутся неадекватными.

2. Приоритеты и баланс целей государственной политики:

а) У государства, как известно, много целей, и фискальная политика лишь одно из направлений его деятельности. Цели нередко противоречат друг другу. Так, например, задача сбалансирования госбюджета часто находится в конфликте с задачами макроэкономической стабилизации. Не согласованность целей порождает непредвиденные результаты. Поэтому необходимо соотносить между собой приоритеты целей и их баланс.

б) Необходимо учитывать переплетение делового цикла экономической активности с избирательным циклом политической активности. Это ставит осуществление фискальной политики в зависимость от чисто внешних политических устремлений. Например, известно, что популярные меры проводятся, как правило, до выборов, а наиболее непопулярные - после.

в) Фискальная политика, в отличие от кредитно-денежной, наиболее подвержена воздействию коррупции и лоббизма.

3. Эффект вытеснения расходов. Он обусловлен тем, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика в тенденции подрывает свою собственную эффективность. Так, например, при спаде государство осуществляет программу роста государственных расходов. Для их финансирования оно выходит на финансовый рынок, предлагая ценные бумаги. В результате произойдет увеличение спроса на деньги, приводящее к повышению процентной ставки и, соответственно, сокращению частных инвестиционных и потребительских расходов. Происходящее вытеснение расходов снижает эффективность стимулирующей политики. Однако, по мнению кейнсиансев, существуют факторы, противодействующие этому. Указывается на то, что 1) рост государственных расходов приводит к увеличению ожидаемой прибыли в частном секторе и стимулирует спрос на частные инвестиции; 2) можно увеличить денежное предложение, и эффект вытеснения будет полностью компенсирован, поскольку произойдет стабилизация ставки процента.

4. Эффект инфляции. Он состоит в том, что рост цен существенно ослабляет эффективность стимулирующей политики. При стимулировании совокупного спроса экономика перемещается на промежуточный участок кривой AS. Начавшаяся промежуточная инфляция через механизм эффектов богатства, процентной ставки, импортных закупок приводит к сокращению АЕ, что уменьшает эффективность стимулирования. Экономика не попадает в точку полной занятости Qe. Рост цен привод к отклонению кривой AS влево вверх, и равновесный объем производства устанавливается на уровне Q2.

5. Эффект чистого экспорта. Он обусловлен тем, что воздействия мировой конъюнктуры могут снизить и обесценить эффективность фискальной политики. Так при осуществлении стимулирующей политики государство в целях финансирования дефицита выходит на денежный рынок в качестве предъявителя дополнительного спроса. Увеличение спроса на деньги повышает процентную ставку, что понижает курс ценных бумаг и делает их привлекательными для покупателей из-за рубежа. Поэтому повышается внешний спрос на деньги и, соответственно, валютный курс рубля, что вызывает снижение чистого экспорта и АЕ. Такие изменения не только обесценивают фискальную политику, но и негативно воздействуют на торговый баланс.

6. Односторонность мер кейнсеанской фискальной политики. Кейнсеанцы предлагают воздействовать на экономику через AD и AE. Однако сторонники неоклассической экономической доктрины выступают за проведение политики, ориентированной именно на AS.

7. При проведении общей фискальной политики важно учитывать соотношение между дискреционной и недискреционной политикой, конкретный вклад каждой из них в макроэкономическую стабилизацию. Неучет этого ведет к нежелательным, нередко противоположным результатам, нежели те, которые предполагались в качестве первоначальных целей.

В условиях полного отсутствия налогов ЧНП и потребление характеризуется данными, приведенными в таблице.

ЧНП (млрд. долл.)

Потребление (млрд. долл.)

а) постройте график потребления и отмерьте размер предельной склонности к потреблению;

б) при введении пропорциональной налоговой системы с 15-ти процентной ставкой налога постройте новый график потребления, рассчитайте и отмерьте величину предельной склонности к потреблению.

Описание предмета: «Экономика»

К теоретическим истокам рыночной экономики прежде всего следует отнести региональный аспект экономической теории (политэкономии) . Только рассматривая экономику региона под углом зрения воспроизводственного процесса в целом, можно дать достоверные и экономические оправданные трактовки и объяснения различным процессам развития.

Изучение экономики невозможно без знания закономерностей воспроизводственного процесса в масштабах страны и присущих ему противоречий. Основное противоречие - противоречие между общественными потребностями и предпосылками их удовлетворения. Суть этого противоречия и суть других противоречий регионального воспроизводственного процесса сегодня - в условиях рыночных отношений.

Экономика затрагивает области и других наук: экономические аспекты демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе (социумах), а также геологии, биологии, экологии и т.д.

В целом место экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях.

В структуре современной экономической науки и современного экономического образования есть два признанных центра притяжения, или полюса: макроэкономика и микроэкономика. Двухполюсная система не образует замкнутого ядра научных знаний.

Экономическая система - это упорядоченная совокупность элементов, которая обладает организованностью, относительной замкнутостью и способностью выполнять ряд функций, которые не могут осуществить отдельные элементы.

Экономическая система – это определенным образом упорядоченная система связей между производителем и потребителем.

Любая экономическая система должна решить три главные проблемы:

1) что производить (т. е. определить объем и номенклатуру, создаваемых благ);

2) как производить (т. е. установить, какие затраты допустимы при производстве продукта);

3) для кого производить (т. е. определить, как будут распределены созданные блага, кто станет их потребителями).

В экономической системе хозяйственная деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом.

Существует 2 способа координации хозяйственной деятельности в экономических системах:

1) Спонтанный способ: Экономические субъекты самостоятельны в принятии решении, принимают решения, ориентируясь на ценовые сигналы.

2) Иерархический способ: Проблемы решает государство. Оно принимает решения и доводит их до конкретных исполнителей.

Вопрос 6. Сравнительный анализ типов экономических систем. Собственность и её роль в экономической жизни общества.

По способу координации деятельности выделяют несколько типов экономических систем:

1) Традиционная экономика - первый тип хозяйственной организации общества, характеризующийся натуральным хозяйством, в котором продукты производятся для собственного потребления. Процесс производства не претерпевает каких-то значительных количественных и качественных изменений. Приемы, способы создания благ, их распределение базируются на обычаях и религиозных догмах. Из поколения в поколение передается информация о том, что, как и для кого производить. Решение данных вопросов основывается на традиции поступать так, как поступали в прошлом. Традиционная экономика для многих стран - пройденный этап, но в некоторых экономически слаборазвитых государствах она частично сохраняется и сейчас. Так, при формальном и неформальном кастовом построении общества распределение труда осуществляется по традиционным критериям. В результате трудовые ресурсы используются нерационально.

2) Командная система характеризуется тем, что экономическая деятельность осуществляется на основе приказов, директив, идущих сверху вниз. Вопросы о том, как, что и для кого производить решаются в центре, и информация в последующем передается нижестоящим звеньям. Такие взаимоотношения называются иерархией. Принятие экономических решений требует информации, которая постоянно изменяется. Сосредоточить ее в едином центре и оперативно принимать решения, как показала практика хозяйствования при социализме, невозможно. Управление экономикой на основе иерархии в бывшем СССР и других социалистических странах сопровождалось постоянными диспропорциями, хроническим дефицитом, экономической отсталостью по сравнению со странами, имеющими развитую рыночную экономику.

3) Рыночная экономика предполагает высокую степень экономической свободы производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Они вольны как в выборе деятельности, так и в выборе приобретаемых благ. Конечно, экономическая свобода не предполагает, что производитель руководствуется только субъективными желаниями, блага он создает не для собственного потребления, а для продажи. В связи с этим он производит то, что полезно для покупателей и пользуется спросом на рынке. Сведения о том, как, откуда производитель получает информацию, что, как и для кого производить, дает сам рынок посредством ценовых сигналов. Таким образом, рынок действует как саморегулирующийся механизм, без какого-либо внешнего воздействия обеспечивая потребности общества необходимыми товарами и услугами. Такой порядок координации называется спонтанным.

4) Современная хозяйственная система развитых стран именуется смешанной экономикой – это экономическая система, сочетающая в себе черты рыночной системы и черты командно-административной системы, то есть сохраняется рыночный механизм ценообразования, а государство устраняет провалы рынка. В ней сосуществуют спонтанный порядок и иерархия. Различные формы координации экономической деятельности людей в значительной степени определяются трансакционными издержками (данный термин впервые ввел в экономическую науку в 1937 г. известный американский ученый Р. Коуз). Трансакционные издержки есть издержки, связанные не с производством блага (затраты на сырье, оплата труда и пр.), а сопутствующие ему. К ним относятся издержки поиска информации, издержки заключения хозяйственного договора, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.

Во всех экономических системах существуют один экономический фактор, который предопределяет содержание функционирования экономической системы, все правила игры в хозяйственной деятельности. Этот фактор – собственность.

Особенность подхода:

1) Оперирует не привычным понятием «собственность», а использует термин право собственности. Не сам ресурс является собственностью, а «пучок» прав по использованию ресурсов. Полный «пучок» прав состоит из 11 элементов (Право владения (Право исключительного физического контроля над благом), право использования (Право на извлечения полезных качеств объекта), право управления (Право определять дальнейшую юридическую судьбу объекта), право на доход (Получать доход со сдачи объекта в аренду)) и в этих 11 элементов есть и обязанности. Права собственности понимаются в данной теории как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и их использованием. Эти отношения являются нормами поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать во взаимоотношениях с другими людьми, либо нести издержки за их несоблюдение, то есть права собственности – это определенные правила игры, принятые в обществе.

2) Понятие собственности выводится из проблемы ограниченности ресурсов. Отношение собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. С точки зрения авторов данной теории, исключить из доступа к ресурсам третьих лиц означает специфицировать права собственности на них.

Любое общество должно решить на всех уровнях экономики три основные взаимосвязанные проблемы:

  • что производить?
  • как производить?
  • для кого производить?

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике.

Для решения второй задачи следует определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция.

Решение третьей проблемы определяется принципами и формами распределения созданного продукта между потребителями.

Необходимость решения трех перечисленных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости, противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В этих условиях для субъектов микроэкономики главной целью становится наиболее рациональное распределение ресурсов для получения максимальной экономической выгоды. Механизм решения основных экономических проблем имеет свои особенности, определяемые типом экономической системы, утвердившейся в данном обществе: рыночной, командной или смешанной.

Современные экономические системы различных стран являются смешанными , в разной степени сочетающими действие свободного рыночного механизма с государственным регулированием экономики. Для понимания функционирования смешанной системы следует знать основы действия рыночного механизма.

В свободной рыночной системе товары и услуги производятся людьми в соответствии с их частными интересами и целями, ради собственной выгоды и без централизованного руководства. Рыночная конкурентная экономика представляет собой механизм неосознанной координации субъектов экономики в масштабе общества через систему свободных цен и рынков. Свободная рыночная система — это саморегулируемая система.

Действие конкурентного рыночного механизма основано на том, что решения по ценам и распределению товаров и услуг принимаются на свободных рынках в зависимости от соотношения спроса и предложения . При этом одновременно решаются три основные экономические проблемы общества в целом.

Решение проблемы “Что производить?” определяется прежде всего голосами потребителей посредством имеющихся у них денег при выборе покупки тех или иных товаров и услуг. Тем самым выясняется спрос на данное экономическое благо. Однако на рынке спросу всегда противостоит предложение, которое во многом зависит от издержек производства конкретного товара.

Главным фактором, определяющим решение проблемы “Как производить?” является конкуренция между производителями. Она требует снижения издержек производства для увеличения прибыли, что предполагает использование достижений научно-технического прогресса.

Решение проблемы “Для кого производить?” зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ресурсов (факторов производства). На этих рынках формируются доходы людей: заработная плата, рента, процент, прибыль — все, что определяет их возможности приобретать те или иные экономические блага. Характер распределения и размеры доходов во многом зависят от распределения собственности в данном обществе.

Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке.

Проблемы экономики - это глобальные нарушения в развитии и ведении хозяйственной деятельности отдельных стран или всего мира. Как правило, к глобальным проблемам экономики относится разделение сообщества на полюса развития, глубокое истощение ресурсов планеты (в том числе и водных), проблемы с продовольствием, бедность, слабый научно-технический прогресс и так далее.

Глобальные проблемы экономики в мире

К глобальным можно отнести целую совокупность проблем, которые ставят под вопрос не только развитие планеты и каждого отдельно взятого государства в экономическом смысле, но существование человечества в целом. Здесь затрагиваются наиболее важные вопросы, которые требует срочного решения и полноценных мер со стороны мирового сообщества. Так, к наиболее важным проблемам экономики стоит отнести:

1. Проблема разных «полюсов» экономического развития, появление «Севера» и «Юга». Суть - глубокое разделение (в первую очередь в экономическом плане) между теми странами, которые уже развиты и теми, которые относятся к категории развивающихся. Последние нуждаются в помощи более «сильных коллег», снисхождения, более гибких условий. К примеру, развитые страны могут открыть доступ товарам из развивающихся стран без каких-либо серьезных условий, обеспечить стабильный приток инвестиционного капитала, реструктуризировать большую часть долгов и так далее.

Отсталость большинства стран опасна не только на внутреннем уровне, но и для экономики планеты в целом. Более отсталый «ЮГ» - это составная часть экономического пространства, поэтому его проблемы неизбежно становятся общими. К примеру, каждый год наблюдается все более активное перемещение людей из менее развитых стран в государства с высоким уровнем развития. В итоге возможен перенос ряда заболеваний, увеличение нагрузки на экономику, появление проблем с социальным обеспечением и так далее.

С 60-х годов в мире работает новая концепция, суть которой - активная помощь развивающимся странам с нестабильной экономикой. Основные идеи такой концепции следующие:

Создание льготного режима для стран, которые только идут по пути развития. Особенно это важно при формировании международных отношений;
- оказание реальное помощи на стабильной основе для решения, как социальных, так и экономических проблем. Все это позволяет снизить долговое бремя и помочь разобраться с текущими проблемами.


Уже к середине 80-х годов можно было видеть реальные результаты труда, которые позволили развивающимся странам продвинуться в своем развитии - укрепить суверенитет, добиться мирового признания, открыть международный рынок для своих товаров, увеличить объемы финансовой помощи и так далее. Но уже к завершению 80-х годов что-то произошло. Экономическая поддержка перестала быть эффективной. По сути, развитые страны вынуждены были признать поражение. Причины были две:

Снижение уровня единства развивающихся стран, которое было вызвано сильной разницей в развитии. На фоне других государств все больше стали выделяться мощные страны-экспортеры природных ресурсов (в первую очередь нефти), а также вновь образованные индустриальные страны;
- уровень диалога между странами развитыми и развивающимися заметно снизился, что привело к приостановке положительного процесса.

2. Проблема бедности - это, по сути, уже следствие явных «пробелов» в экономике и неспособности (или нежелании) правительства обеспечить свой народ. В такой ситуации появляется огромная пропасть между людьми, которые имеют неплохие средства для существования, и другой категорией жителей, находящихся за чертой бедности.

На сегодня выделяется два основных критерия этой проблемы - национальный и международный. В первом случае речь идет о населении, которое относится к наиболее бедному. Такие группы есть во многих странах мира и Россия не является исключением. Формулировка «за чертой бедности» подразумевает доход ниже прожиточного минимума. То есть человек не способен себе купить минимальный набор продуктов для полноценного питания. В развитых странах к бедным людям относят тех, кто имеет около 40-50% от средней зарплаты в стране.

При этом существуют международные критерии бедности, которые составляют около двух долларов на день (по ВВП ППС). Наиболее низкий уровень бедности (чрезвычайный) признается в том случае, когда доход опускается ниже отметки одного доллара в день.

В 80-х годах за чертой бедности проживало более двухсот миллионов людей. С начала 90-х годов прошлого века люди стали беднеть в странах постсоциалистического пространства. К примеру, только Молдавии было больше 60% бедных людей, а в Монголии эта цифра достигала 75%. Что касается России, то здесь процент населения с заработком менее доллара в сутки составляет около двух процентов.


3. Проблемы экономики и продовольственный кризис также плотно взаимосвязаны. Развивающиеся страны не способны обеспечить население жизненно важными продуктами питания. Это парадоксально, ведь природные ресурсы развивающихся государств весьма богаты, а сама экономика имеет большие перспективы.

Но проблема нехватки продовольствия все-таки существует и требует оперативного решения. В последние 50 лет удалось существенно снизить количество голодающих людей (почти на 50%). Но, несмотря на это, почти 800 миллионов человек все еще недоедает, а 4-5 миллионов детей умирают каждый год по причине последствий голодания.

Проблема голода перестала быть актуальной только для развитых стран, которым удалось полностью покрыть потребности своего населения. Но в целом на земном шаре наблюдается существенный разбег в продуктовом обеспечении. При этом планету можно разбить на четыре основные зоны по продовольственным проблемам:

1) Индустриальные государства, такие как Северная и Западная Европа, Австралия и Северная Америка. Такие регионы сегодня почти не знаю слова голод - продовольствия у них хватает.

2) Районы Средней Азии и южная часть Европы, страны Магриба и Латинской Америки, АСЕАН и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на должном уровне и приближается к минимальным нормам ВОЗ ООН.

3) Страны СНГ, Восточная часть Европы, Индонезия, Египет, Индия и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на минимальном уровне, но еще входит в норму отклонения по ВОЗ ООН.

4) Развивающиеся страны - это большая часть населения планеты (почти 80%). Вот здесь как раз и присутствуют наибольшие проблемы с продовольствием.

В 2007 году проблема с продовольствием выглядела следующим образом, но на сегодня она не сильно изменилась.

4. Энергетические проблемы неизбежно сказываются на экономическом развитии стран со слабой экономикой. При этом глобальная проблема с энергоресурсами проявилась наиболее остро в 70-х годах прошлого века, когда в мире разразился мощный энергетический кризис. В тот период стоимость нефти возросла почти в 15 раз. Все это создало огромные проблемы для экономик многих стран мира. Некоторым государствам удалось выйти из энергетической зависимости, но мировая экономика все равно испытывает острый дефицит ресурсов.

Основная причина энергетической проблемы - резкое увеличение потребления ресурсов. Особенно это актуально с начала 20-го века. С одной стороны открывались крупные месторождения на Аляске, в Западной Сибири, на шельфе Северного моря и так далее. С другой - с каждым годом увеличивался автомобильный парк, увеличивались потребности в экономической сфере.


Одновременно с этим человечество занялось разработкой новых месторождений. К примеру, в начале 80-х годов прошлого века запасы нефти исчислялись 1,2 триллионами тонн, а к началу 2000 годов они возросли почти до 1,8 триллионов тонн. Еще 30 лет назад казалось, что нефти хватит только на 20-30 лет, но с нынешним уровнем природных ресурсов эти опасения оказались напрасными.

Кроме перечисленных выше проблем экономики можно выделить проблему освоения Мирового океана, демографическую проблему, ухудшение экологии, острое истощение животного и растительного мира, глобальное потепление, угроза ядерной катастрофы на фоне гонки вооружений и так далее.

Решение глобальных проблем экономики

У каждой проблемы существуют свои пути решения. Вопрос лишь в том, насколько правительства развивающихся и развитых стран заинтересованы в сотрудничестве и восстановлении паритета. Проблемы, в свою очередь, могут быть решены следующим образом:

1. Проблема «Севера и Юга» имеет три основных пути решения:

- либеральный. Здесь бытует мнение, что основная проблема развивающихся стран - невозможность перейти на рыночный механизм экономики. Это значит, что для достижения цели основная задача развивающихся стран - четко придерживаться имеющегося курса и переходить на рыночную экономическую структуру, то есть делать упор на приватизацию государственных владений, либерализацию экономической отрасли и так далее;

- антиглобальный. В данной теории упор делается на том, что экономические отношения в большей степени неравноправны. При этом мировая экономика находится под контролем ряда монополий. Итогом становится эксплуатация Юга Севером. Есть мнение, что развитым странам много выгоднее загонять развивающиеся государства в «ловушку» или оставлять их на низком уровне развития с целью снижения цен на сырьевую продукцию. Следовательно, решением может быть только пересмотр системы мирового порядка и изменения сути взаимоотношений между Севером и Югом;

- структуральный. Последователи этой теории сходятся во мнении на том, что международные отношения в принципе не способствуют экономическому подъему развивающихся стран. Они также убеждены, что для достижения результатов подходы в экономики нужно менять в сторону рыночных отношений. С другой стороны должна быть реформирована и система международных отношений. Сторонники такой теории решения проблем настаивают, что торговые послабления со стороны развитых стран должны быть более серьезными.


2. Главное решение проблемы бедности - это экономический рост страны, повышение ВВП и, как следствие, рост фонда потребления. Но известны случаи, когда рост ВВП не способствовал снижению уровня бедности. К примеру, в Нигерии за 13 лет с 1990 по 2003 году удалось ежегодно увеличивать ВВП на 2-3%, но это не способствовало повышению занятости населения.

Второе решение проблемы - это международная и государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Подобный подход может помочь справиться с бедой, преодолеть ее общими усилиями. Хуже всего, когда со временем проявляется застойная бедность. Ее суть в том, что трудоспособное население привыкает жить на «шее» у государства и уже отказывается работать.

Сегодня проблеме бедности уделяется много внимания со стороны международного сообщества. Создается ряд организаций, готовых работать на общее благо и снижение общего уровня бедности и роста экономики развивающихся стран. Все это дает свои плоды, но только комплексное решение может помочь в решении проблемы.

3. Лучшее решение для борьбы с голодом - повышение урожайности в развивающихся странах, увеличение обрабатываемых наделов, поголовья скота и так далее. При этом особое внимание нужно уделить повышению уровня развития сельского хозяйства, усовершенствованию технологий, улучшению обработки почвы, засеву площадей высокоурожайными сортами растений и так далее. При этом большинство проблем сложно решить внутри страны - с ними нужно бороться коллегиально.


Большие надежды возлагаются на так называемую зеленую революцию, которая позволяет активно внедрять новую технику в сельскохозяйственной отрасли, использовать только высококачественные и высокоурожайные зерновые культуры, лучшие удобрения и так далее. Главное - участие страны в развитии данной отрасли, дополнительные вложения, как внутри страны, так и привлечение инвестиций извне. С помощью «зеленой революции» с проблемой голода было покончено во многих странах мира, в частности, в Филиппинах, Индии, Мексики и прочих.

4. Нехватка энергоресурсов. Главный путь в решении проблемы - это увеличение объемов разработки и добычи полезных ресурсов. Работа не должна останавливать даже в тот период, когда запасов кажется более чем достаточно. Мировое потребление нефти и газа с каждым годом растет. Только с 1995 по 2005 году уровень энергопотребления вырос на четыре миллиарда тонн условного топлива. В последнее время достиг своего предела добычи Китай, постепенно сокращает производство и Великобритания. В такой ситуации важно экономней расходовать энергоресурсы.


Второй важный вопрос - это перестройка экономики и снижение доли энергоемкого производства. К примеру, машиностроение требует почти в 10 раз меньше энергоресурсов, чем металлургия или топливно-энергетический комплекс. При этом качественная перестройка позволяет сэкономить до 20-25% энергии на долю ВВП.

Но большинство стран, к сожалению, не берет на вооружение упомянутые выше рекомендации. К примеру, в том же Китае, Индии, России и Украине доля цветной и черной металлургии, а также химической промышленности только растет. Хуже всего, что в процессе производства используется уже устаревшая техника. Таким образом, общее решение проблемы нехватки энергоресурсов еще долго будет

зависеть от траты энергии на единицу ВВП.

К прочим путям выхода из сложной ситуации можно отнести:

Отказ от гонки вооружений и от оружия, способного уничтожить планету. В первую очередь должно быть ликвидировано ядерное оружие;
- преодоление кризиса, связанного с неравноправным взаимодействием человека и природы. Особое внимание должно быть уделено вопросам защиты окружающей среды, осознанию факта истощения природных ресурсов и их защиты. При этом главная задача мирового сообщества - экономия мировых ресурсов, а также борьба с загрязнениями воды, почвы и воздуха;
- борьба с перенаселением в различных странах планеты, а также решение вопроса с демографическим кризисом в развитых странах;
- защита от негативных последствий НТР;
- решение проблем с алкоголизмом, онкологическим заболеваниями, наркоманией, СПИДом и так далее.

Проблемы экономики России и пути их решения

Мировая экономика складывается из множества экономик различных стран мира. При этом у каждой страны есть свои проблемы, которые требуют срочных решений от своего правительства. Не исключением является и Россия, в экономике которой можно выделить целый «ворох» проблем:

Чрезмерный упор на продажу сырьевой продукции. Это с одной стороны подавляет развитие других отраслей хозяйства, а другой не обеспечивает доступными энергоресурсами своих граждан, ведь большая часть топлива уходит за границу;

Монополизированный рынок, который приводит к повышению цен во всех отраслях экономики. Жизнь под «диктовку» монополий неизбежно приводит к снижению качества услуги и высокому уровню инфляции;
- централизация экономики РФ. В этом случае одни зарабатывают капитал, а другие его перераспределяют. Таким образом, предприниматели не заинтересованы в повышении качества продукции и росте производства;
- недостаточные темпы развития и слабая защита денежно-расчетной системы страны. Особенно страдает бюджетная сфера, касающаяся облуживания физических лиц;
- отсутствие стабильности в законодательной сфере, возможность двоякой трактовки многих законов;
- чрезмерный отток капитала за границу, который производится под самыми различными предлогами;


- недостаточное влияние экономического сектора на развитие страны;
- высокий уровень коррумпированности чиновников, а также регулярные правонарушения во всех отраслях деятельности (в том числе и на высшем уровне);
- смешивание коммерческой и государственной экономики;
- проблемы с трудоустройством молодых специалистов и людей после 50 лет;
- нерациональное использование средств бизнесменами и коммерческими структурами;
- низкий уровень подготовки специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов;
- недостаточный уровень развития здравоохранения в стране;
- низкий контроль со стороны государства за работой или бездеятельностью государственных служащих (в том числе крупных чиновников).

Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:

- экономическом. Особое внимание должно уделяться выравниванию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее;
- административном. Налаживание работы «верхушки» в управленческой сфере, борьба с коррупцией;

- социальном. Реформы в сфере здравоохранения, образования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Вынуждено функционировать с учетом ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей. На протяжении всей истории человечеству приходится выбирать наиболее эффективный вариант распределения имеющихся факторов производства. Все появляются как раз из-за неправильного ответа на вопрос о том, что, как и для кого производить. Давайте же ответим на него и мы.

Что производить

Обеспечить себя необходимыми благами страна может самыми различными путями: самостоятельно произвести их, обменять на другие товары, получить их как гуманитарную помощь. Но получить все и сразу вряд ли получится, поэтому всегда приходится ограничивать ту или иную потребность. Для того чтобы основные проблемы экономики не затронули развитие хозяйства данного конкретного государства, его правительство должно действовать слаженно в определении того, какие продукты нужно получить немедленно, с какими можно подождать, а от чего можно и вовсе отказаться. Иногда этот выбор может быть очень сложным. В развивающихся странах иногда не хватает денежных средств даже на то, чтобы накормить население. В силу этого наращение производства, как способ решить все основные проблемы экономики, может и не сработать, ведь рабочая сила и так полностью занята. В таком случае нужно модернизировать имеющееся оборудование, однако, для этого опять же нужны деньги, которых в государстве нет. Можно попробовать переключить производство на выпуск капитальных товаров, однако, это на время еще больше снизит жизненный уровень. Но кто обещал, что выбор будет легким?

Каким способом производить товары и услуги

Современные проблемы экономики связаны и с тем, что у развивающихся стран просто нет возможности использовать новейшие технологии, что значительно уменьшает набор выпущенных благ. В наше время существует множество проектов, по которым можно построить похожие здания, а одинаковые автомобили, если постараться, можно собрать и на конвейере, и вручную. Организовать производство тоже можно совершенно по-разному. В некоторых странах решение о начале строительства принимают только государственные органы, в других - частные фирмы.

Для кого производить продукты

Поскольку выпуск благ ограничен, то их распределение - это тоже экономическая проблема, которая требует решения. Правительству приходится определять, как использовать произведенные товары и услуги таким образом, чтобы извлечь максимальную полезность. На мировом уровне в наше время лидеры международного сообщества решают, как распределять их между бедными и богатыми с учетом гуманистических целей для того, чтобы ликвидировать основные проблемы экономики. Но вот честно ли это, ведь вклад первых и вторых в наращивание мирового богатства неравнозначен? И чему отдать приоритет при распространении - физическим или интеллектуальным усилиям?