Минфин и центробанк доработали новую концепцию пенсионной системы. Для чего необходим ИПК в России - какова цель создания проекта по ИПК? Спорные моменты концепции

В России готовится законопроект федерального уровня, направленный на разработку индивидуального пенсионного капитала, а также системы негосударственного пенсионного обеспечения. Пока проводятся публичные обсуждения и учитываются мнения россиян по данному вопросу.

Для чего необходим ИПК в России - какова цель создания проекта по ИПК?

Эксперты правовой сферы в голос заявляют, что в России очень низкий уровень личного участия граждан в формировании своего пенсионного дохода. Именно поэтому необходима новая, современная система негосударственного пенсионного обеспечения.

Основная цель создания такой системы пенсионного обеспечения и схемы индивидуального пенсионного капитала заключается в том, что у россиян появится возможность за личные средства сформировать свой пенсионный доход в будущем.

Если говорить простым языком, то новшество будет создано специально для тех граждан, которые не имеют официального заработка, и не трудоустроены в государственных структурах.

Такие люди смогут самостоятельно отчислять денежные средства на свою будущую пенсию.

Кто будет участником системы негосударственного пенсионного обеспечения и сможет формировать ИПК?

Конечно же, данные мероприятия по формированию капитала поддержатся государством. Будут созданы меры защиты денежных поступлений и гарантированы пенсионные права каждому гражданину.

В системе негосударственного пенсионного обеспечения будут участвовать:

  1. Работники.
  2. Работодатели . Право отчислений будет и работодателей. Они смогут формировать пенсионный капитал как себе, так и своим сотрудникам (с учетом их желания).
  3. Иные физические лица . Например, в случае, если работодатель не желает вас трудоустраивать официально - не беда. Вы сами сможете направить часть заработанных средств на будущую пенсию.
  4. Негосударственные пенсионные фонды.
  5. Страховые компании.
  6. Центральный оператор . Так как текст законопроекта не опубликовали, можно догадываться, что система будет иметь центральный офис и единую базу данных.

Новую накопительную пенсионную систему, основанную на индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), можно запустить с 2020 года, сообщил 7 сентября во время пленарной сессии на Московском финансовой форуме первый вице-премьер, министр финансов Антон .

«Нам еще нужно будет обсудить детали этой системы в правительстве. Полагаю, что где-то с 2020 года мы сможем запустить действие этого индивидуального пенсионного капитала»,

— сказал Силуанов.

По мнению министра финансов, система «будет работать как на гражданина, так и на экономику». Предложения, которые готовятся, дадут возможность людям, которые еще не вышли на пенсию, «накапливать свой индивидуальный пенсионный капитал», рассчитывает он.

«Пенсии государственные будут повышаться, но при выходе на пенсию все равно в уровне доходов теряешь», — отметил Силуанов. Поэтому и нужна система ИПК.

При этом Силуанов отметил, что отложенные на старость деньги под защитой государства «будут в сохранности». Создается система, аналогичная система страхованию банковских вкладов, отметил он.

При этом средствами, отложенными в рамках системы ИПК, россияне смогут воспользоваться и до выхода на пенсию «в сложных ситуациях». Например, даже если гражданин не вышел на пенсию, а необходимо провести медицинскую операцию, то можно будет воспользоваться средствами, отложенными в рамках ИПК, пояснил министр финансов.

Систему индивидуальных пенсионных накоплений (ИПК) и разработали еще в 2016 году. Это произошло на фоне объявления о продлении заморозки пенсионных накоплений. Концепция ИПК предполагала, что граждане должны сами формировать накопительную часть пенсии через негосударственные пенсионные фонды.

«Первоначально ИПК должен был заместить «замороженную» систему обязательного пенсионного страхования и строился на трех фундаментальных идеях: автоподписке, налоговых льготах и системе гарантирования. При такой конфигурации ИПК должна была стать новой национальной накопительной системой с огромным потенциалом, которая позволила бы молодым поколениям формировать пенсию в течение 40 лет»,

— отмечает Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «Сафмар».

Последний известный вариант формирования гражданами ИПК Минфин и ЦБ предлагали правительству год назад — в июле 2017 года. Основным спорным вопросом прошлогоднего этапа обсуждения ИПК считались условия, на которых работники будут подключаться к системе.

Изначально Минфин настаивал на «автоподписке». Но социальный блок правительство был против.

Так, альтернативное предложение, которое в прошлом году было оформлено Минтрудом, — добровольное присоединение к системе. Уже в прошлом году Минфином был предложен компромисс — формально от термина «автоподписки» было предложено отказаться. Предполагалось, что большая часть работников получит право на «упрощенный порядок вступления», по которому работодатель будет предлагать условия вступления в план ИПК. Работник вправе будет или подписать соответствующее заявление, или отклонить его. Участнику ИПК предлагалось право выбрать «базовый» вариант схемы уплаты взносов либо зафиксировать ставку, а также приостановить уплату взносов в любой момент сроком на пять лет. «Базовый» вариант пенсионных отчислений предполагал их увеличение на 1% от зарплаты ежегодно до 6%.

Работнику предлагался налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, «но не более 6% от зарплаты в год». Стимулирующая льгота для работодателя предполагала вычет из налога на прибыль: первые шесть лет с момента вступления работника в пенсионный план ИПК повышающий коэффициент составит 1,03. В последующие годы он увеличится до 1,06.

Отдельно прошлогодняя концепция рассматривала перевод обязательной накопительной пенсии, которая формировалась работниками до заморозки в 2013 году в НПФах и на счетах . Прошлогодняя концепция Минфина предполагала, что накопительный элемент обязательной пенсионной системы перестанет функционировать в течение пяти лет. За это время участники накопительной системы, и прежде всего нынешние «молчуны», хранящие накопительную часть в , должны были определиться — передавать свои накопления в систему ИПК или конвертировать их в пенсионные баллы.

В итоге, учитывая многочисленные разногласия, до президентских выборов 2018 года обсуждение системы ИПК было по сути заморожено.

Так, по данным опроса НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований), около 80% россиян «очень поверхностно знакомы с особенностями пенсионной реформы и в целом рассчитывают только на государственную страховую пенсию», отмечает он.

Можно сказать, что детальное обсуждение ИПК с профессиональным сообществом так и не началось, говорит Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «Сафмар».

«Мы видим в основном презентации проекта, и в каждую последующую вносятся существенные изменения. Поэтому сложно предсказать будущее этого проекта», — резюмирует он.

В распоряжении РБК оказалась последняя версия концепции индивидуального пенсионного капитала. Ряд вопросов, возникавших к предложенной властями с 2019 года пенсионной реформе, в ней урегулирован. Однако у рынка возникло немало новых претензий. Главная - законопроект не должен работать задним числом

Крупные участники пенсионного рынка на днях получили последнюю рабочую версию проекта закона об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), подготовленную Минфином и Центробанком (есть у РБК). По мнению участников рынка, показателен сам факт появления последней версии проекта закона. «Это свидетельствует, что правительство от реформы отказываться не будет», - считает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

Минфин направил концепцию проекта федерального закона об ИПК в правительство РФ на прошлой неделе, уточнил РБК представитель пресс-службы Министерства финансов.

Документ - проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части формирования пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала - ИПК - в системе негосударственного пенсионного обеспечения) - вызвал целый ряд вопросов у участников пенсионного рынка.

До 2015 года у россиян было две части пенсии: страховая - 16% и накопительная - 6%. С 2015 года население разделилось на два типа: «молчунов», оставивших свои средства в ПФР, у которых начала формироваться только страховая часть в размере 22%, и на принявших решение о будущем своей пенсии. У них 16% отчислений работодателя отчисляются в страховую часть, а 6% - в накопительную, которая инвестируется ВЭБом или НПФ.

Индивидуальный пенсионный капитал - это новая часть пенсии россиян, которая будет введена, по плану Минфина и ЦБ, вместо страховой части. Потребность в реформировании возникла из-за продолжающейся уже не первый год заморозки накоплений. Значительных поступлений новых денег в систему нет, а массовые выплаты начнутся с 2022 года. Так, по оценке Минтруда, за период с 1 января 2022 года по 1 января 2031 года единовременную выплату средств пенсионных накоплений получат 8,83 млн человек.

Согласно идее Минфина и ЦБ, работник будет копить на пенсию из своей зарплаты. Концепция предлагает массовое подключение граждан к системе и увеличение отчислений из зарплаты от 0 до 6% за шестилетний период. При этом гражданин может в п​ервый год со вступления в силу закона отказаться от участия в ИПК, после же у него будет право только установить комфортный уровень отчислений или же написать заявление на пятилетние «каникулы», которые можно брать несколько раз подряд. При этом работодатель продолжит отчислять из фонда оплаты труда в страховую часть 22%, если не будет введен налоговый маневр.

Предполагается, что новая система начнет работать с 2019 года.

Спорные моменты

Прежде всего, в концепции уточняется, что состояние пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) для целей запуска системы ИПК фиксируется по результатам переходной кампании 2016 года. То есть деньги пересчитываются в баллы «задним числом», ведь закон еще не действует. У рынка положения, регулирующие ситуацию до вступления закона в силу, вызвали вопросы. «Закон не может регулировать ретроспективные действия, он должен быть направлен только на перспективу», - считает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

Еще один момент, который рынок счел спорным, описан в следующей норме концепции. «Все заявления о переходах в рамках системы ОПС, которые были поданы, но не рассмотрены ПФР на момент вступления в силу законопроекта (заявления переходной кампании 2017 года, «срочные» заявления переходных кампаний предыдущих лет), будут рассмотрены как заявления граждан по выбору НПФ в пенсионном плане ИПК», - говорится в концепции.


Срочные заявления граждан о переходе - заявления, которые граждане пишут на несколько лет вперед, чтобы не потерять инвестдоход, который сгорает при переходе из одного фонда в другой чаще чем раз в пять лет. Таких заявлений, например, по итогам кампании 2016 года было полмиллиона, говорится на сайте ПФР. Их в год переходной кампании ПФР не рассматривает. Под заявлениями переходной кампании 2017 года, которые не рассмотрены ПФР, участники рынка понимают отказные заявления, например, по причине ошибок, сделанных при заполнении заявления на переход или подаче нескольких заявлений в течение года.

При этом фраза «будут рассмотрены как заявления граждан по выбору НПФ», по мнению участников рынка, означает блокировку перехода граждан из НПФ в ПФР. По мнению главы НПФ «Будущее» Николая Сидорова, подобное принятие решений за будущих пенсионеров «противоречит правам тех застрахованных лиц, которые сейчас рассчитывают попасть в систему ОПС».

Не только минусы

Впрочем, участники рынка видят в концепции и позитивные моменты.

Главное, что в целом она не противоречит анонсам, которые делали Минфин и ЦБ по поводу пенсионной реформы, отмечают эксперты. В частности, как и анонсировалось на недавнем юридическом форуме в Санкт-Петербурге, проект включает в себя подключение граждан к системе через трудовой договор.

Появились в концепции и несколько важных деталей, которые ранее не были конкретизированы и вызывали вопросы у участников рынка.

Одна такая деталь - льгота для работодателя. В концепции появился пункт о стимулировании участия в ИПК не только граждан, но и компаний. «Налоговая льгота» для работодателей будет выглядеть так: взносы работников до 6%, которые работодатель будет отчислять в ИПК, при определении базы по налогу на прибыль организаций будут приниматься к вычету в составе расходов на оплату труда с повышающим коэффициентом. В первые шесть лет отчислений на работника такой коэффициент составит 1,03, а в последующие периоды - 1,06.

Сама по себе идея налоговой льготы для работодателей позитивна для рынка. Впрочем, формат предложенного налогового стимулирования вряд ли заинтересует работодателей участвовать в ИПК, считает генеральный директор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко. По его подсчетам, для предприятия, у которого ежегодно на фонд оплаты труда уходит в районе 1 млрд руб., налоговая льгота составит всего 180 тыс. руб. Такой учет только усложнит отчетность и расчеты для работодателя, а реальным стимулом, который будет заставлять работодателей уговаривать вступить работников в ИПК, не выступит, считает и менеджер отдела услуг в области управления персоналом PwC в России Юлия Титова.

Что касается налогового стимулирования граждан участвовать в ИПК, Минфин и ЦБ остановились на налоговом вычете до 6% от заработной платы в год. Глава НАПФ Константин Угрюмов считает, что граждане с низкими доходами могут не ощутить такой налоговой льготы. «Поэтому мы считаем, что должен быть включен механизм софинансирования со стороны государства», - говорит Угрюмов.

Новые вопросы

Породила концепция и новые вопросы у участников рынка. В частности, один из них связан с возможностью перевода негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в ИПК, говорит Николай Сидоров из НПФ «Будущее». В концепции говорится также, что гражданин может направить в ИПК пенсионные резервы, сформированные в его пользу по другим пенсионным схемам НПО.

«К личным средствам такой шаг применим, а вот к средствам компаний нет. Поскольку обычно компании используют программу софинансирования, такие шаги противоречат экономической природе отношений компаний и пенсионных фондов», - говорит Николай Сидоров. «Пенсионные резервы - это взносы работодателя и физлиц, у которых с Пенсионным фондом заключен договор. Инициатива является вмешательством в эти взаимоотношения», - соглашается с ним Евгений Якушев.


Среди прочих неясных моментов глава НАПФ Константин Угрюмов называет, в частности, вопрос о том, как будет решена проблема охвата фрилансеров, как в деталях будет работать схема вступления граждан в систему через трудовой договор. Представители крупных фондов рассказали, что они сейчас готовят вопросы к проекту, чтобы детально обсудить их с Минфином.

Противоречивые прогнозы

Прогнозы по популярности ИПК в том формате, в каком эта система описана в концепции, у рынка и регуляторов разошлись.

Если концепция реализуется в обсуждаемом формате, количество граждан, вовлеченных в систему ИПК, сократится, по оценке Дениса Рудоманенко, в 15–20 раз.

Однако, как говорит заместитель министра финансов Алексей Моисеев, «у нас сейчас в системе ОПС участвуют около 55% из тех, кто имеет на это право. Причем последние годы фонды активно привлекают клиентов. Поэтому я ожидаю, что число участников в ИПК будет около 50% от экономически активного населения». Ежегодно, по нашим подсчетам, поступления составят от 0,5 трлн до 1 трлн руб. ежегодно, когда реформа будет работать в полную силу, сообщил он РБК. По его словам, согласно международному опыту в зависимости от активности маркетинговых компаний к аналогичным пенсионным системам подключаются от 30 до 60% граждан.

Передовые новшества формирования пенсионных сбережений довольно давно обсуждаются в России. Возникла необходимость выработать метод, позволяющий формировать индивидуальный пенсионный капитал.

Новая концепция и ее суть

Потребность в формировании системы индивидуального пенсионного капитала обусловлена такими факторами:

  • ориентация на модернизацию и автоматизацию промышленных производств, что приводит к резкому снижению рабочих мест для пожилых и ограниченно трудоспособных граждан;
  • трудности сбора достаточного количества денег, чтобы обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам;
  • граждане сами проявляют интерес к формированию защищенного индивидуального бюджета будущего;
  • уровень материального обеспечения в престарелом возрасте постоянно снижается.

В настоящее время действует система обязательного пенсионного страхования (ОПС). За тружеников взносы платит работодатель. После достижения возраста, определенного законодательством, люди начинают получать небольшое пособие из Пенсионного фонда РФ (ПФР). Такой механизм обеспечения старости имеет серьезные недостатки:

  • старение населения приводит к повышению нагрузки на работающих (денег у ПФР не хватает постоянно);
  • пособие по старости постепенно снижается, что приводит к обнищанию огромного пласта граждан.
Внимание! Система индивидуального пенсионного капитала (ИПК) должна решить существующие проблемы государства и его граждан.

Условия формирования концепции новой системы


Кризис ныне действующего метода работы с пенсионными накоплениями и выплатами ярко обозначился к 2014 году.
Страна оказалась в критической ситуации, вызванной политической ситуацией в мире. Война санкций и контрсанкций негативно сказалась на деятельности ПФР. Она зависит от экономики страны, в которой только в начале 2017 году обозначился шанс на выход из длительного кризиса.

Во властных кругах высказывались различные предложения по изменению пенсионного законодательства. Основные предложения связаны:

  • с увеличением возраста ухода на отдых;
  • с вводом в практику механизмов формирования накопительной составляющей пособия для нетрудоспособных.

По расчетам правительственных структур, пенсионные накопления граждан могли бы облегчить деятельность ПФР, сняв с него часть нагрузки. Однако неэффективность экономики не позволила реализовать данный план на практике:

  1. Мероприятия по формированию накопительной составляющей не проводятся с 2014 года.
  2. Заморозка их продлена до 2020 года.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Суть концепции пенсионного капитала граждан

Проблемы в обороте средств ПФР предлагается решить следующими методами:

  1. Все деньги плательщиков взносов (22% от начислений) использовать на финансирование пенсий граждан. То есть не выделять 6 накопительных процентов в общем бюджете фонда.
  2. Формирование пенсионного капитала производить путем заключения плательщиками добровольных договоров с частными организациями (неправительственными пенсионными фондами - НПФ), занимающимися аккумулированием средств на индивидуальных счетах.
  3. Стимулировать переход на новую систему путем предоставления льготных условий плательщикам:
    • труженикам;
    • работодателям.
  4. Мероприятия вводить в действие постепенно, то есть с выделением переходного периода на адаптацию к новой концепции всех субъектов экономики страны.
  5. Предоставить возможность будущим получателям пенсий выбрать комфортную систему. С этой целью:
  6. Разработать новые базовые условия для граждан, отказавшихся от формирования ИПК в части размера платежа, схемы его получения после ухода на отдых.
Внимание! Концепция предполагает переложить ответственность за свою старость на гражданина, сняв ее с государства.

Условия участия в образовании ИПК


Наиболее спорным вопросом новой концепции является автоматическое подключение плательщиков к системе формирования ИПК.
Если гражданин не откажется от такого мероприятия, то бухгалтерия начнет взыскивать с его зарплаты взнос в НПФ.

Основные условия образования ИПК:

  • по умолчанию (без заявления труженика) его первая ставка будет 0%;
  • пока продолжится переходный период люди смогут самостоятельно определить долю отчислений (этот параметр неограничен);
  • автоматически повышение ставки будет проводиться с годовым шагом в 1% пока не достигнет 6% (если не заявлено иное);
  • работнику предоставляется возможность заявить об отсрочке уплат (каникулы) на срок до пяти лет с инициативным продлением до конца трудовой деятельности.
Внимание! Предполагается введение правила регулирования работником процента отчислений в любую сторону.

Как отразится участие в системе ИПК на тружениках


Новая концепция основана на принципе добровольности подключения к ее работе.
Гражданам придется выбирать самостоятельно, к какой из систем пенсионных накоплений примкнуть, или отказаться от всех. При этом важна будет личная инициатива.

Труженики, ее не проявившие, будут автоматически подключены к отчислениям в общем порядке. При этом первое время они не ощутят снижения доходов, так как взнос составит 0%. Но в последующем его доведут до 6%, что скажется на зарплате.

Внимание! Центробанк обдумывает, до какого уровня повысить взнос в дальнейшем. Пока в информационном поле фигурирует показатель в 12%.

Сроки начала работы программы ИПК


К маю 2017 года планировалось полностью снять разногласия, мешающие принятию нового закона.
Однако по настоящее время включительно окончательное решение так и не принято. Ключевыми разногласиями в настоящее время являются:

  • принцип участия тружеников в системе образования ИПК без инициативного заявления;
  • неопределенность размера максимальной доли отчислений.
Внимание!Если все препятствия будут преодолены, то с января 2019 года новая система накопления капитала на старость начнет действовать.

О правиле досрочной выдачи пенсионных накоплений


В проекте нормативного акта, регулирующего условия работы системы ИПК, заложены широкие условия его получения вкладчиками. Накопления предлагается получать:

  1. После оформления обычной страховой пенсии. Причем сделать это можно позже установленного законодательством предельного возраста.
  2. Досрочно в случае наличия оправдывающих такое решение обстоятельств.

Каждый из способов предполагает различные варианты реализации на практике, призванные удовлетворить потребности граждан. Владельцу ИПК предоставляется выбор варианта на его усмотрение. Первый способ предполагает:

  • ежемесячный платеж в равном объеме до полного исчерпания аккумулированных средств;
  • срочная выплата;
  • платежи, учитывающие уровень инфляции;
  • вывод остатков денег по требованию.
Важно! Выбор вариантов использования денег ИПК ставится в зависимость от накопленной суммы. Чем она больше, тем шире перспективы.

При необходимости досрочного использования капитала предлагается действовать по таким правилам:

  1. Вывести и использовать деньги в срок равный пяти годам до даты достижения пенсионного возраста, причем:
  2. Деньги, снятые не на регулярное пенсионное обеспечение, будут облагаться налогами.
Скачать для просмотра и печати:

Налоговые послабления в новой концепции


Стимулировать тружеников и работодателей к переходу на иные принципы формирования пенсионных капиталов предполагается путем предоставления налоговых преференций разного уровня
. А именно:

  • плательщикам, формирующим ИПК для себя или третьих лиц, предоставят право на налоговый вычет до 6%;
  • НДФЛ постепенно снизят до минимума в 10%.

На практике последнее предложение планируется реализовать следующим образом:

  1. Повысить для работников НДФЛ до 15%.
  2. Связать его уровень со ставкой взноса в формирование ИПК.
  3. При увеличении доли выплаты в фонд ИПК снижать НДФЛ до указанных 10%.
Внимание! Работодателям предложат налоговый вычет в размере взносов, перечисленных в ИПК работников.

В чем отличие новой концепции от действующей


Принципиальная разница предлагаемой обществу системы отныне реализуемой состоит в привлечении граждан к образованию ИПК. То есть каждый станет вкладывать свои деньги в старость.

Кроме этого, существует еще ряд моментов, отличающих концепцию от старой системы. А именно:

  1. Ныне взносы за тружеников платит работодатель в размере 22%, из них 6% - накопительная составляющая. В новой системе этот платеж останется неизменным, но труженик дополнительно станет перечислять долю заработка в свой ИПК.
  2. Средства будут аккумулироваться только в негосударственных фондах и принадлежать вкладчику на праве собственности.
Внимание! Система льгот по налогам призвана стимулировать плательщиков к переходу на новую систему. А это, в свою очередь, приведет к оздоровлению экономической ситуации в стране.

Однако есть несколько моментов, не вызывающих оптимизма. К недостаткам новой концепции относят необходимость:

  • дополнительных бюджетных трат на первом этапе;
  • преодоления недоверия со стороны населения к нововведению.
Важно! Несмотря на тот факт, что законопроект об ИПК должен был быть внесен еще в конце 2017 г. в ГД, по состоянию на начало 2019 г. - он туда не направлен. Однако окончательный вариант концепции проекта уже сформирован и существовавшие разногласия устранены. Ключевым изменением стало то, что автоподписку изменили на авторегистрацию. Что предполагает обязательное наличие заявление гражданина для участия в этой программе. А не наоборот, как планировалось ранее.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о новом законопроекте индивидуального пенсионного капитала

28 мая 2017, 12:20 Мар 3, 2019 13:48

В распоряжении РБК оказалась последняя версия концепции индивидуального пенсионного капитала. Ряд вопросов, возникавших к предложенной властями с 2019 года пенсионной реформе, в ней урегулирован. Однако у рынка возникло немало новых претензий. Главная - законопроект не должен работать задним числом

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Крупные участники пенсионного рынка на днях получили последнюю рабочую версию проекта закона об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), подготовленную Минфином и Центробанком (есть у РБК). По мнению участников рынка, показателен сам факт появления последней версии проекта закона. «Это свидетельствует, что правительство от реформы отказываться не будет», — считает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

Минфин направил концепцию проекта федерального закона об ИПК в правительство РФ на прошлой неделе, уточнил РБК представитель пресс-службы Министерства финансов.

Документ — проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части формирования пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала — ИПК — в системе негосударственного пенсионного обеспечения) — вызвал целый ряд вопросов у участников пенсионного рынка.

До 2015 года у россиян было две части пенсии: страховая — 16% и накопительная — 6%. С 2015 года население разделилось на два типа: «молчунов», оставивших свои средства в ПФР, у которых начала формироваться только страховая часть в размере 22%, и на принявших решение о будущем своей пенсии. У них 16% отчислений работодателя отчисляются в страховую часть, а 6% — в накопительную, которая инвестируется ВЭБом или НПФ.

Индивидуальный пенсионный капитал — это новая часть пенсии россиян, которая будет введена, по плану Минфина и ЦБ, вместо страховой части. Потребность в реформировании возникла из-за продолжающейся уже не первый год заморозки накоплений. Значительных поступлений новых денег в систему нет, а массовые выплаты начнутся с 2022 года. Так, по оценке Минтруда, за период с 1 января 2022 года по 1 января 2031 года единовременную выплату средств пенсионных накоплений получат 8,83 млн человек.

Согласно идее Минфина и ЦБ, работник будет копить на пенсию из своей зарплаты. Концепция предлагает массовое подключение граждан к системе и увеличение отчислений из зарплаты от 0 до 6% за шестилетний период. При этом гражданин может в п​ервый год со вступления в силу закона отказаться от участия в ИПК, после же у него будет право только установить комфортный уровень отчислений или же написать заявление на пятилетние «каникулы», которые можно брать несколько раз подряд. При этом работодатель продолжит отчислять из фонда оплаты труда в страховую часть 22%, если не будет введен налоговый маневр.

Предполагается, что новая система начнет работать с 2019 года.

Спорные моменты

Прежде всего, в концепции уточняется, что состояние пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) для целей запуска системы ИПК фиксируется по результатам переходной кампании 2016 года. То есть деньги пересчитываются в баллы «задним числом», ведь закон еще не действует. У рынка положения, регулирующие ситуацию до вступления закона в силу, вызвали вопросы. «Закон не может регулировать ретроспективные действия, он должен быть направлен только на перспективу», — считает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

Появились в концепции и несколько важных деталей, которые ранее не были конкретизированы и вызывали вопросы у участников рынка.

Одна такая деталь — льгота для работодателя. В концепции появился пункт о стимулировании участия в ИПК не только граждан, но и компаний. «Налоговая льгота» для работодателей будет выглядеть так: взносы работников до 6%, которые работодатель будет отчислять в ИПК, при определении базы по налогу на прибыль организаций будут приниматься к вычету в составе расходов на оплату труда с повышающим коэффициентом. В первые шесть лет отчислений на работника такой коэффициент составит 1,03, а в последующие периоды — 1,06.

Сама по себе идея налоговой льготы для работодателей позитивна для рынка. Впрочем, формат предложенного налогового стимулирования вряд ли заинтересует работодателей участвовать в ИПК, считает генеральный директор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко. По его подсчетам, для предприятия, у которого ежегодно на фонд оплаты труда уходит в районе 1 млрд руб., налоговая льгота составит всего 180 тыс. руб. Такой учет только усложнит отчетность и расчеты для работодателя, а реальным стимулом, который будет заставлять работодателей уговаривать вступить работников в ИПК, не выступит, считает и менеджер отдела услуг в области управления персоналом PwC в России Юлия Титова.

Что касается налогового стимулирования граждан участвовать в ИПК, Минфин и ЦБ остановились на налоговом вычете до 6% от заработной платы в год. Глава НАПФ Константин Угрюмов считает, что граждане с низкими доходами могут не ощутить такой налоговой льготы. «Поэтому мы считаем, что должен быть включен механизм софинансирования со стороны государства», — говорит Угрюмов.

Новые вопросы

Породила концепция и новые вопросы у участников рынка. В частности, один из них связан с возможностью перевода негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в ИПК, говорит Николай Сидоров из НПФ «Будущее». В концепции говорится также, что гражданин может направить в ИПК пенсионные резервы, сформированные в его пользу по другим пенсионным схемам НПО.

«К личным средствам такой шаг применим, а вот к средствам компаний нет. Поскольку обычно компании используют программу софинансирования, такие шаги противоречат экономической природе отношений компаний и пенсионных фондов», — говорит Николай Сидоров. «Пенсионные резервы — это взносы работодателя и физлиц, у которых с Пенсионным фондом заключен договор. Инициатива является вмешательством в эти взаимоотношения», — соглашается с ним Евгений Якушев.


Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Среди прочих неясных моментов глава НАПФ Константин Угрюмов называет, в частности, вопрос о том, как будет решена проблема охвата фрилансеров, как в деталях будет работать схема вступления граждан в систему через трудовой договор. Представители крупных фондов рассказали, что они сейчас готовят вопросы к проекту, чтобы детально обсудить их с Минфином.

Противоречивые прогнозы

Прогнозы по популярности ИПК в том формате, в каком эта система описана в концепции, у рынка и регуляторов разошлись.

Если концепция реализуется в обсуждаемом формате, количество граждан, вовлеченных в систему ИПК, сократится, по оценке Дениса Рудоманенко, в 15-20 раз.

Однако, как говорит заместитель министра финансов Алексей Моисеев, «у нас сейчас в системе ОПС участвуют около 55% из тех, кто имеет на это право. Причем последние годы фонды активно привлекают клиентов. Поэтому я ожидаю, что число участников в ИПК будет около 50% от экономически активного населения». Ежегодно, по нашим подсчетам, поступления составят от 0,5 трлн до 1 трлн руб. ежегодно, когда реформа будет работать в полную силу, сообщил он РБК. По его словам, согласно международному опыту в зависимости от активности маркетинговых компаний к аналогичным пенсионным системам подключаются от 30 до 60% граждан.