Экономическая безопасность предприятия статья журнал. Экономическая безопасность предприятия

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом экономическая безопасность , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 87 за период c 2002 по 2019 год).

1. Караваева И.В., Лев М.Ю.
// Вопросы инновационной экономики. (№ 1 / 2019).
В статье анализируется причины возникновения понятия справедливой цены в историческом аспекте в экономических учениях различных школ и религий. История экономических учений свидетельствует, что проблема безопасности в древности, с дохристианских времен, например, в античной философии рассматривалась как проблема взаимосвязи безопасности с хозяйственными и политическими отношениями, и предпринималась попытка рас¬крыть ее роль в общественной жизни.
Авторы на основании экономических дохристианских учений, раннехристианских, мусульманских источников раскрывают понятие «справедливой цены», и представляют новое прочтение истории экономических учений, которое может помочь преодолеть те трудности, возникшие с начала либерализации цен и продолжаются на пути к современному состоянию развития экономики, в преодолении постоянных барьеров, таких как: инфляция, падение доходов населения, сокращение роста ВВП, нереальный банковский процент.
Предлагается определять на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, на первоначальной стадии развития современного российского общества законодательно устанавливать розничные цены, как например, на упаковке табачных изделий, тем более, что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

Предлагается определять на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, на первоначальной стадии развития современного российского общества законодательно устанавливать розничные цены, как например, на упаковке табачных изделий, тем более, что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

Караваева И.В., Лев М.Ю. Справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: исторический аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.9.1.39764.

5. Вартанова М.Л., Дробот Е.В.
// Российское предпринимательство. (№ 9 / 2018).
Евразийский экономический союз играет важную роль в стремлении России расширить внутренний рынок и, особенно в ее стремлении обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность на постсоветском пространстве. Авторы отмечают, что, несмотря на то, что во всех странах проводится много исследований по сотрудничеству на евразийском пространстве, в экспертной среде пока не сложилось единого представления о том, как оно должно развиваться. В исследовании предлагаются варианты сближения и синхронизации экономических механизмов в странах Евразии, и, в частности между Россией и Китаем, чтобы они учились на опыте друг друга при создании инклюзивной системы сотрудничества и взаимодействия.

Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы расширения евразийского пространства в контексте укрепления торгово-экономического и финансового сотрудничества России и Китая // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 9. – с. 2323-2344. – doi: 10.18334/rp.19.9.39331.

10. Примышев И.Н., Черемисина С.Г., Скараник С.С.
// Российское предпринимательство. (№ 5 / 2018).
В статье рассматривается современное состояние производственного и кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма в контексте развития его приоритетных отраслей. Определены основные проблемы и тенденции развития отраслей растениеводства и животноводства Крыма. В ходе исследования выявлены серьезные диспропорции в структуре кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма. Проанализирована динамика образовательного уровня руководителей сельскохозяйственных предприятий и работников массовых профессий в аграрной сфере экономики региона. Установлена негативная тенденция роста текучести кадров и снижения профессионального уровня потенциала руководящих кадров в сельскохозяйственных предприятиях Крыма. Авторы акцентируют внимание на необходимости применения обоснованной целевой государственной поддержки сельского хозяйства и развития его кадрового потенциала.

Примышев И.Н., Черемисина С.Г., Скараник С.С. Современное состояние производственного и кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 5. – с. 1597-1610. – doi: 10.18334/rp.19.5.39055 .

14. Глебова О.В., Симонов А.В.
// Вопросы инновационной экономики. (№ 1 / 2018).
В статье рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности участников высокотехнологичных проектов разработки и реализации продукции гражданского и двойного назначения. На основе контрактного подхода предложена классификация участников высокотехнологичных проектов, их способностей по предотвращению рисковых событий. Предложенные в работе классификации позволяют дифференцировать выбор предохранительных мероприятия, способствующих экономической безопасности участников высокотехнологичных проектов.

Глебова О.В., Симонов А.В. Управление экономической безопасностью участников высокотехнологичных проектов разработки и производства продукции двойного и гражданского назначения на основе контрактного подхода // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 1. – с. 117-128. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38857 .

16. Вякина И.В., Александров Г.А.
// Российское предпринимательство. (№ 1 / 2018).
Сегодня Россия находится в поиске новой парадигмы социально-экономического развития. Произошедшие кардинальные сдвиги в условиях функционирования предприятий и их отношений с органами власти предопределили изменения в методологии мониторинга и оценки эффективности инвестиционной деятельности с позиций стратегической безопасности экономики страны. При этом особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, связанных с изменениями социальных, политических и экономических отношений.

Вякина И.В., Александров Г.А. О необходимости развития методологии оценки эффективности инвестиций // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 1. – с. 195-206. – doi: 10.18334/rp.19.1.38697 .

19. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А.
// Креативная экономика. (№ 11 / 2017).
Целью представленной работы является критическое рассмотрение содержания, направленности действия и гипотетических последствий (эффектов) реализации различного рода правительственных и президентских экономических новелл, затрагивающих коренные интересы подавляющего большинства российских граждан. В статье представлен анализ результатов исследования различных Международных организаций по определению аспектов благополучия и счастья с целью получения объективного представления о дистанции, отделяющей Россию от проактивных государств, которая идентифицируется с данными российской статистики и социологических исследований и является следствием жесточайшего равнодушия властей к народу, ограничения личной свободы россиян, свободы их благополучия и субъектности. Для того, чтобы преодолеть выявленное отставания России от развитых стран мира по различным аспектам благополучия и счастья, необходимо удовлетворить Конституционное право голоса граждан страны, их право знать о конкретных намерениях – действиях властного треугольника «президент – парламент – правительство», в котором остаётся слабой системность взаимоотношений указанных властей в решении задачи человеческого развития для всех и каждого, право участвовать в общественной дискуссии и быть субъектами формирования своей жизни, с одной стороны, и создать благоприятные возможности для всех (граждан) пользоваться плодами прогресса в области человеческого развития, с другой стороны.

Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. Разумная социально-экономическая действительность как равнодействующая двух контрастных полюсов естественного света разума – глупости и мудрости // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 11. – с. 1255-1302. – doi: 10.18334/ce.11.11.38493 .

20. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А.
// Российское предпринимательство. (№ 19 / 2017).
Данная работа посвящена анализу институциональной специфики формирования государственной системы управления развитием предприятий стратегических отраслей экономики. Выделены основные общие и специфические институты среды функционирования предприятий стратегических отраслей, проведен анализ возможных форм воздействия на развитие данных предприятий. В качестве основных проблем выделено отсутствие в нашей стране понятия стратегических активов и единой концепции управления ими, что критически важно в период действия экономических санкций.

Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 19. – с. 2769-2786. – doi: 10.18334/rp.18.19.38358 .

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения экономической безопасности . Автор рассматривает вариант создания службы экономической безопасности .
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, обеспечение экономической безопасности.

В настоящее время значимость такого аспекта функционирования предприятия как экономическая безопасность неуклонно возрастает. Обеспечение экономической безопасности является основой существования любого хозяйствующего субъекта в современных условиях. Экономическая безопасность предприятия при этом трактуется как возможность эффективно достигать основной цели своей деятельности в рыночной экономике, - получать прибыль, - за счет четкого выполнения предприятием своих функций в условиях влияния внутренних и внешних угроз. Понятие «угрозы безопасности» отражает такие изменения во внешней и внутренней среде субъекта, которые приводят к негативному изменению предмета безопасности. В качестве предмета угроз могут выступать те составные части хозяйственной системы предприятия, параметры которых могут выйти за допустимый интервал.

Существуют различные классификации угроз экономической безопасности предприятия. По отношению к субъекту угрозы могут быть внешними и внутренними. Внешние обусловлены воздействием внешней среды - политическая и экономическая нестабильность, обострение глобальных экологических проблем, непредсказуемая реакция торговых партнеров и т.п.; внутренние - состоянием самого предприятия. При этом внутренние факторы могут как усиливать, так и ослаблять действие внешних угроз, и наоборот.

Также выделяют реальные, уже произошедшие изменения, и потенциальные, которые могут произойти при каких-то условиях. Существуют угрозы, целенаправленно создаваемые другими субъектами, и возникающие стихийно, которые вызваны последствиями случайных событий. Угрозы могут носить опосредованный характер, действовать при определенных дополнительных условиях, и проявляться непосредственно, прямо вызывая негативные изменения. Различают угрозы, порождающие негативные изменения через короткие временные промежутки (в свою очередь они бывают регулярными и спорадическими), и перспективные, проявление которых может наступить через длительный период времени после возникновения данной угрозы. Они, в свою очередь, подразделяются на экономические, политические, социальные и экологические. Выявленные угрозы можно отнести к частично поддающимся нейтрализации и к не поддающимся сознательному управлению.

Наибольшее практическое применение на сегодняшний день нашла классификация угроз экономической безопасности по сфере их возникновения. В данном контексте выделяют следующие угрозы :

Предприятию как целому - финансовая несостоятельность, некомпетентный менеджмент или порча репутации (ведущие к несостоятельности);

Информации - утечка стратегически важных сведений;

Материальным активам - физическое исчезновение (уничтожение или пропажа) или порча;

Нематериальным активам - их ликвидация (к примеру, отзыв лицензии, непродление сертификата и пр.);

Финансам - пропажа;

Перспективам развития - неблагоприятная рыночная конъюнктура.

Разумеется, указанные угрозы не являются взаимоисключающими, а пересекаются друг с другом. Любая классификация в определенной мере условна.

Угрозы экономической безопасности предприятия в зависимости от источника возникновения делят на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимы от принятых решений, действий менеджера - это состояние финансовой конъюнктуры, научные открытия, форс-мажорные обстоятельства и т. д. Их необходимо распознавать и обязательно учитывать в управленческих решениях. Субъективные угрозы порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе государственных и международных предприятий конкурентов. Поэтому и их предотвращение во многом связано с воздействием на субъектов экономических отношений.

В целом, источниками угроз экономической безопасности могу выступать :

1) внешние источники:

Рынок - изменение спроса, курсов валют, продуктовой линейки, стоимости кредитов, усиление конкуренции;

Недобросовестная конкуренция и иные незаконные действия третьих лиц, направленные против предприятия;

Угрозы репутации предприятия по страновым, политическим, религиозным и иным мотивам, исходящие от органов государственной власти и общественных организаций;

Промышленные катастрофы, аварии, террористические акты, стихийные бедствия.

2) внутренние:

Персонал - разглашение конфиденциальной информации, умышленные нарушения контрольных процедур в целях хищения, халатность, саботаж;

Несовершенство механизма контрольных процедур (отсутствие необходимого контроля, незнание их персоналом).

Факторы экономической безопасности предприятия - это комплекс окружающих условий, воздействующих на параметры безопасности. Данные факторы подразделяют на внутренние и внешние. Внешние факторы при этом можно разделить на три подгруппы :

1) макроэкономические: стадия развития экономики страны, стабильность хозяйственного законодательства, уровень инфляции, паритет валют, покупательная способность населения, состояние финансовой системы, государственная политика (антимонопольная, инвестиционная, налоговая, инновационная, регуляторная, внешнеэкономическая, ценовая);

2) рыночные: потребительский и производственный спрос, уровень цен на сырье и готовую продукцию, динамика конкуренции в регионе и отрасли, поведение конкурентов, емкость рынка, платежеспособность контрагентов;

3) прочие: темпы научно-технического прогресса, демографические тенденции, криминогенная обстановка, природно-климатические факторы и др.

Совокупность внутренних факторов экономической безопасности можно разделить на следующие группы :

1) финансовые: структура и ликвидность активов, структура капитала, обеспеченность собственным оборотным капиталом, уровень рентабельности, доходность инвестиционных проектов, дивидендная политика,;

2) производственные: использование оборотных и основных средств, состояние и структура основных фондов, система контроля качества, структура себестоимости;

3) кадровые: организационная структура управления, мотивация персонала, наличие стратегии развития, квалификация и структура персонала, параметры оплаты труда, уровень рационализаторской активности, социальные мероприятия;

4) материально-технического обеспечения: уровень диверсификации поставок сырья, качество поставляемого сырья, ритмичность поставок, использование современных технологий;

5) инвестиционно-технологические: НИОКР, наличие инвестиционных ресурсов, уровень инновационной активности;

6) сбытовые: ассортимент продукции, ценовая политика, портфель заказов, степень диверсификации потребителей, политика расчетов с потребителями, готовность отгружаемой продукции, проведение маркетинговых исследований;

7) экологические: внедрение новых технологий, осуществление природоохранных мероприятий.

Служба безопасности предприятия - важное структурное подразделение, организуемое администрацией для обеспечения безопасности экономических, технико-технологических, правовых, коммерческих, физических и режимных компонентов предприятия. Служба безопасности является структурной единицей, непосредственно участвующей в работе предприятия. ее структуру и штат определяет руководитель предприятия в зависимости от особенностей деятельности и ее масштабов. Назначение на должность начальника службы безопасности, а также его освобождение производится руководителем предприятия.

Структура службы безопасности определяется исходя из результатов анализа функций обеспечения экономической безопасности. К ее основным функциям можно отнести следующие:

Организационно-управленческая - воздействие на формирование и совершенствование организационной структуры управления, помощь в организации координации и взаимодействия отдельных звеньев системы управления для достижения поставленных организационных целей;

Планово-производственная - разработка комплексных программ и отдельных специальных целевых планов обеспечения безопасности предприятия;

Социально-кадровая - участие в расстановке кадров, предупреждение и локализация внутриорганизационных конфликтов, создание здоровой рабочей обстановки в коллективе;

Административно-распорядительная - подготовка решений по организации и обеспечению функционирования корпоративной системы безопасности, определению полномочий, обязанностей, прав и ответственности работников в сфере обеспечения безопасности;

Хозяйственно-распорядительная - участие в планировании и выделении ресурсов, необходимых для эффективного решения задач безопасности предприятия, в подготовке и реализации мероприятий по обеспечению безопасности;

Учетно-контрольная - определение наиболее важных направлений финансово-хозяйственной деятельности и работа по организации своевременного обнаружения внутренних и внешних угроз финансовой устойчивости и стабильности предприятия, оценка их источников, налаживание контроля за критическими факторами, ведение учета негативных факторов;

Организационно-техническая - материально-техническое и финансовое обеспечение системы безопасности предприятия;

Научно-методическая - накопление и освоение передового опыта обеспечения безопасности, обучение штатного персонала, научная проработка возникающих проблем обеспечения безопасности, методическое сопровождение деятельности в данной сфере;

Информационно-аналитическая - целенаправленный сбор, хранение и обработка информации в области обеспечения безопасности.

Формирование службы безопасности предприятия производится на основе разработанных документов (устава и инструкций), в которых сформулированы цели, задачи и обязанности службы.

Цель функционирования службы безопасности предприятию заключается в своевременном выявлении и нейтрализации условий и причин, способствующих нанесению возможного ущерба.

Перечень основных задач службы безопасности определяется необходимостью достижения указанной цели и представляет собой требования к осуществлению мер по следующим направлениям:

Обеспечение защиты имущества предприятия;

Обеспечение безопасности персонала;

Обеспечение защиты коммерческой тайны и т.д.

Структура службы безопасности предприятия и ее штат определяется в соответствии с целями, задачами и функциями обеспечения безопасности. Ее деятельность должна быть нацелена на комплексное решение отмеченных выше задач на основе разработанной стратегии и применения широкого спектра тактических приемов подготовки и проведения мероприятий по обеспечению безопасности.

Служба безопасности должна осуществлять разработку режимов безопасности, установление и поддержание данных режимов, а также контроль за их соблюдением. Она может включать подструктуры внутренней безопасности, экономической разведки, физической защиты и т.п. В составе службы безопасности предприятия могут быть также образованы информационно-аналитические и вспомогательные подразделения, а также прочие организационные звенья по направлениям обеспечения безопасности, созданы временные структуры с привлечением сторонних специалистов для решения комплексных сложных задач обеспечения безопасности, определяемых конкретными целями и складывающейся обстановкой.

Взаимоотношения службы безопасности с другими подразделениями и службами предприятия определяются специальным уставом и организационно-распорядительными документами по вопросам данных отношений, которые оформляются в форме приказов и распоряжений руководства предприятия.

Ответственность службы безопасности перед руководством предприятия, его подразделениями и трудовым коллективом определяется в соответствии с функциями. За результаты своей работы она и ее работники несут юридическую, дисциплинарную и материальную ответственность. Службе безопасности предоставляется возможность использовать весь потенциал для решения проблем обеспечения безопасности.

Деятельность службы безопасности состоит в создании необходимых организационных, материальных и правовых, условий выявления, пресечения и предупреждения посягательств на имущество, благоприятную коммерческую конъюнктуру, интеллектуальную собственность и научные достижения, устойчивость хозяйственных связей, производственную дисциплину, социально-психологическую обстановку, технологическое лидерство, охраняемую информацию.

Организационные условия формируются на основе разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности предприятия, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки и обучения персонала.

Материальные условия создаются за счет выделения и использования финансовых, кадровых, интеллектуальных, технических, информационных и прочих ресурсов, обеспечивающих своевременное выявление, подавление или ослабление внутренних и внешних источников угроз, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности предприятия. Эти ресурсы наполняют организационные меры необходимым материальным содержанием, создающим реальную основу развития системы обеспечения безопасности предприятия.

Создание правовых условий заключается в разработке, толковании и реализации норм права, установлении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерного поведения персонала предприятия по отношению к его криминологической безопасности, использовании мер государственного и административного принуждения, применении санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы предприятия, постоянном совершенствовании правовой технологии деятельности службы безопасности.

  1. Балкова, К.М. Особенности формирования службы экономической безопасности предприятия / К.М. Балкова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11. - С. 812-814.
  2. Волкова, М.Н. Функциональные направления службы безопасности предприятия / М.Н. Волкова, Д.С. Иванников // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 4. - С. 144-147.
  3. Горбачев, Д.В. Комплексный подход к организации деятельности службы экономической безопасности предприятия / Д.В. Горбачев, М.В. Кононова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - № 1. - С. 165-170.
  4. Кавыршина О.А. Управление затратами учебное пособие / О. А. Кавыршина, А. Л. Шарыкина; ГОУВПО "Воронежский гос. технический ун-т". Воронеж, 2010.
  5. Моисеева В.М. Направления повышения клиентоориентированности / В.М. Моисеева // Экономинфо.- 2009. - № 12. - С. 19-21.
  6. Радченко В.М. Основы инвестиционной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500.18 "Профессиональное обучение (экономика и управление)" / В. М. Радченко, А. В. Котельников; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Воронежский гос. пед. ун-т". Воронеж, 2006.
  7. Сабетова Т.В. Проблемы стимулирования инновационной активности / Т.В. Сабетова // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2015. - № 5-6. - С. 22-27.
  8. Саламова С.С. Теоретические подходы к обеспечению экономической безопасности предприятия / Т.А. Волкова, М.Н. Волкова, Н.В. Плужникова, С.С. Саламова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия - 2015. - №3. - С.29-32.
  9. Суглобов, А. Е. Экономическая безопасность предприятия: учебное пособие / А. Е. Суглобов, С. А. Хмелев, Е. А. Орлова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 271 с.

Научный руководитель : к.э.н., доцент Волкова М.Н.

УДК 343.9 ББК 67.0

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ

Александр Григорьевич САЧЕК, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: sachek_a@ tut.by

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. Формирование правового государства, перестройка политической системы общества требуют переосмысления национальной безопасности, экономической безопасности как определенной формы ее выражения. Уровневый подход к обеспечению экономической безопасности позволяет выявить основные угрозы и разработать эффективные меры по их нейтрализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, угроза, безопасность субъекта хозяйствования, уровневый подход.

Annotation. The formation of a legal state, the restructuring of the political system of society require rethinking national security, economic security as a definite form of its expression. A tiered approach to economic security allows you to identify major threats and to develop effective measures to neutralize them.

Key words: economic security, national security, threat, security entity, a tiered approach.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется значительным количеством конфликтов в различных сферах жизнедеятельности. Вследствие низкой эффективности существующих систем безопасности обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Растущая степень открытости экономик, свободы перемещения товаров, капиталов и трудовых ресурсов, межличностного взаимодействия размывает грань между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными процессами. С целью нивелирования рисков государства вступают в различные интеграционные образования, призванные обеспечить защиту национальных интересов как в военно-политической, так и экономической сферах.

В Республике Беларусь активно ведется работа по формированию комплексного подхода в сфере обеспечения национальной, в том числе и экономической, безопасности государства. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (далее - Концепция) экономическая безопасность определяется как состояние экономики, при котором гарантиро-

ванно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Однако Концепция закрепляет лишь общий подход к понятию угрозы и говорит об угрозе национальной безопасности как о потенциальной или реально существующей возможности нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь.

По нашему мнению, следует обратить внимание на широту понятия экономической безопасности и на многообразие угроз экономической сфере.

Как правило, большинство ученых говорят об экономической безопасности с точки зрения экономики, либо управленческой функции государства.

Так, В.К. Сенчагов и М.В. Мясникович считают, что экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал1.

В.В. Пузиков рассматривает экономическую безопасность как совокупность экономических

ЗАКОН И ПРАВО 12-2014

отношений, условий и факторов, обеспечивающих защиту жизненно важных национальных интересов, независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию2.

Говоря об угрозах экономической безопасности и факторах, их детерминирующих, представляется целесообразным определиться с их уровнями. Мы согласны с мнением Л.Д. Шарого и М.Я. Корнилова, которые предлагают выделять три уровня угроз: угрозы экономической безопасности личности, угрозы экономической безопасности субъекта хозяйствования, угрозы экономической безопасности государства3.

Однако следует отметить, что данный подход не в полной мере отражает современное геополитической положение Республики Беларусь. Наше государство является участником Договора о создании Союзного государства, что позволяет говорить о формировании четвертого уровня угроз экономической безопасности - угрозы экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства.

Анализ работ отечественных и российских ученых позволяет сделать вывод о формировании двух основных подходов к вопросу об угрозах экономической безопасности.

Первый подход - комплексный, он нашел отражение в Концепции и представляет собой всесторонний анализ угроз экономической безопасности не только в сфере экономики, но и в сферах социальной, политической, противодействия преступности и др. Сложность же данного подхода заключается в необходимости разработки и учета значительного количества индикаторов (например, криминогенного состояния), которые оказывают не прямое, а опосредованное влияние на экономическую безопасность.

Сущность второго, более традиционного подхода заключается в разработке системы индикаторов экономического развития, которые позволяют определять опасность как совокупность условий, факторов и действий, направленных на расшатывание, сбои в работе, нарушение функций и стабильности в экономической системе. Выход за рамки пороговых показателей при рассматриваемом подходе позволяет говорить о возникновении кризисной ситуации, для выхода из которой необходимо оперативное вмешательство государственных органов.

Таким образом, приверженцы второго подхода основной задачей считают разработку пороговых значений эффективности развития экономики, являющихся основой эффективной национальной стратегии в области экономической политики.

Представляется необходимым отметить, что постепенно приверженцы второго, исключительно экономического подхода к проблеме угроз экономической безопасности все больше склоняются к необходимости анализировать значительно большее количество факторов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что экономическая безопасность - сложная многоуровневая категория, включающая не только экономические, политические, военные, экологические, но и криминальные аспекты проблемы. При анализе угроз экономической безопасности необходимо обращать повышенное внимание не только на экономические, но и на ряд других факторов, в том числе криминогенных.

В современных условиях следует говорить не просто об экономической безопасности Республики Беларусь, а об экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства как состоянии социально-экономической сферы, при котором органы государственной власти Беларуси и России обеспечивают полноту реализации и защищенность приоритетных экономических интересов; стабильность, устойчивость, поступательность развития экономики Союзного государства с учетом требований эффективности и конкурентоспособности в границах пороговых значений экономической безопасности.

1 См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / В.К. Сенчагов и др. М.: Дело, 2005; Мясникович М.В. Проблемы экономической безопасности: Учеб. пособие. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2001.

2 Пузиков В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Мн.: ЗАО «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 2001.

Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 101–105..htm.

В статье рассмотрена проблема экономической безопасности России в настоящее время, обоснованы соответствующие пороговые значения системы факторов, влияющих на развитие производственных процессов, проведены анализ и оценка экономической безопасности по основным макроэкономическим показателям и эффективности принятых антикризисных мер в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Тарасов М. Е., Кемадингар Т. В., Тарасова-Сивцева О. М. Вопросы конкурентоспособности как геоэкономический вектор развития национальной экономики и ее безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 596–600..htm.

В статье проанализированы существующие серьезные проблемы и факторы, сдерживающие и снижающие уровень конкурентоспособности национальной экономики и ее безопасности. Выделяется возрастающая роль конкурентоспособности российской экономики, которая является одним из главных условий долгосрочного и устойчивого развития страны. Осуществлена оценка причин снижения интереса отечественных предприятий к инновациям, конкуренции, росту производительности труда и низкого качества управления национальной экономикой, а также связанными с ними проблемами преодоления коррупции и возрастающими масштабами теневой экономики, разрушающих среду добросовестной конкуренции. Особо подчеркивается, что конкурентоспособность как социально-экономическая категория становится основным индикатором и концептуальной основой экономического роста. Показана особая роль конкуренции в поиске инновационных путей развития, модернизации производства, использующего современные технологии, позволяющие осуществить глубокую переработку продукции и создать промышленные товары конкурентоспособные на мировых рынках, а также способные удовлетворить запросы внутреннего рынка. Указано на необходимость выбора государством геоэкономического вектора развития национальной экономики с целью обеспечения ее безопасности.

Королева Е. Л. Анализ угроз экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2181–2185..htm.

В статье обосновываются роль и место сферы жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении экономической безопасности государства. Раскрываются основные угрозы экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Приводится авторский подход к классификации угроз экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Толкачева О. П. Корпоративное мошенничество: сущность, понятие, система контроля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2946–2950..htm.

Для того чтобы хозяйствующий субъект был экономически стабилен, он должен правильно планировать свои расходы. В связи с кризисными ситуациями необходимость в коррекции затрат становится неотъемлемой частью его экономической стабильности. Но зачастую корректировке подлежат затраты, связанные с оплатой труда работников, а это ведет к недовольству их и, как следствие, развитию корпоративного мошенничества. Для дальнейшей успешной работы хозяйствующие субъекты должны внедрять различные системы контроля для борьбы с корпоративным мошенничеством.

Буранова Е. А., Гетманская А. Д. Социальная политика в стратегии экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3811–3815..htm.

В данной статье рассматривается экономическая безопасность России в социальной сфере, приводятся данные Минздрава России за 2011–2013 гг., где рассматриваются показатели рождаемости, смертности, заболеваемости населения. Также раскрывается медицинская статистика заболеваемости осужденных туберкулезом, и проводится ее анализ.

Лоренц Алиса Эдуардовна

Национально-исследовательский Томский Политехнический университет

Аннотация:

В данной статье дано определение экономической безопасности предприятия и рассмотрены её особенности, определены основные дестабилизирующие факторы, дана характеристика системы экономической безопасности предприятия.

This article provides a definition of economic security and describes the features, identifies the main destabilizing factors and describes the system of economic security.

Ключевые слова:

Экономическая безопасность, система экономической безопасности, предприятие,дестабилизирующие факторы

Economic security, economic security system, enterprise, destabilizing factors

УДК 007

В современном мире проблема защиты экономических интересов предприятия является очень актуальной, однако ей уделяется достаточно мало внимания со стороны руководителей организаций. В условиях перехода к рыночной экономике, развития рыночных механизмов, несовершенства законодательной базы, роста частного предпринимательства весьма важной задачей экономической науки и практики хозяйственной деятельности предприятий становится обеспечение экономической безопасности.

Экономическая безопасность предприятия - это состояние его защищенности от негативного влияния внутренних и внешних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.
В рамках современных экономических концепций экономическая безопасность хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность утилитарных и концептуальных факторов, которые обеспечивают данной системе защиту от негативного влияния, перспективное развитие, эффективность жизненно важных процессов, независимость, возможность достижения целей.
Как известно, предприятие является сложной открытой динамической системой, которая находится в процессе постоянного обмена ресурсами с внешней средой (Рис.1.) Некоторые факторы внешней среды оказывают как благоприятное так и неблагоприятное воздействие на функционирование системы предприятия. В связи с этим для сохранения целостности и развития предприятию необходимо оперативно реагировать на все позитивные и негативные изменения внешней среды, что является одной из основных составляющих обеспечения экономической безопасности.

Рис 1. Воздействие предприятия с внешней средой.

Системы, которые не в состоянии адаптироваться, изменяться и демонстрировать адекватную реакцию на внешний поток угроз, обычно становятся недееспособными.
Под угрозой экономической безопасности понимаются сложившиеся экономические и иные условия, произошедшие факты в экономической и других сферах деятельности, которые способны оказать негативное воздействие на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта в настоящем или ближайшем будущем. На Рис 2. представлены основные угрозы экономической безопасности предприятия.

Рис 2. Угрозы экономической безопасности предприятия.

Опасностью для предприятия может стать не столько прямая угроза, но и неопределённость внешней среды, которая не даёт возможности предприятию вовремя мобилизовать свои силы для резкого негативного удара извне - или, в обратном случае, открыться при наступлении благоприятного события.
К сожалению, очень часто руководители предприятий не готовы полноценно оценить потребность создания надежной системы экономической безопасности. Это связано с тем, что по общественным стереотипам, данная область находится в компетенции государства или специальных органов. Именно это является причиной непонимания особенностей данной проблемы, не отнесение их к ключевым направлениям деятельности предприятия.
В условиях отсутствия программ по обеспечению экономической безопасности наиболее сложно обозначить определённые действия, необходимые для защиты жизненно важных ресурсов предприятии. Очень часто исключаются из поля зрения руководитей фирмы организационно-технические и правовые, средства и способы защиты от внешних и внутренних угроз.
Проанализировав многообразие угроз, а также рассмотрев отношение руководящих лиц к проблемам безопасности предприятия можно сделать выводы о том, что надежная защита экономики любой компании возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации. В связи с этим в лексиконе профессионалов, занимающихся обеспечением безопасности бизнеса коммерческих структур, появился термин «Система экономической безопасности» (СЭБ) предприятия.
Главная цель СЭБ тесно связана с определением экономической безопасности. Она включает в себя обеспечение защищенности деятельности предприятия, своевременное выявление проблем, принятие мер по их нейтрализации, совершенствование системы защиты для достижения им целей бизнеса. Для достижения целей СЭБ должна выполнять ряд функций:

  • административно-распорядительная функция включает в себя определение прав, обязанностей и ответственных лиц по вопросам безопасности, осуществление представительских функций предприятия в этой области;
  • хозяйственно-распорядительная отвечает за предоставление ресурсов, которые необходимы для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовку и проведение мероприятий организационно - технического и правового характера, направленных на сохранение его собственности;
  • учетно-контрольная функция определяет те виды деятельности, которые подлежат защите, а также возможные факторы финансовой нестабильности и неустойчивости предприятия, оценивает источники их возникновения;
  • организационно-техническая функция отвечает за создание организационной структуры системы безопасности и организацию взаимодействия между отдельными структурными подразделениями;
  • планово-производственная функция способствует разработке комплексных программ для обеспечения безопасности предприятия;
  • материально-техническая функция подразумевает оснащение системы безопасности специальной техникой;
  • научно-методическая функция способствует накоплению и распространению опыта в области обеспечения безопасности, а также организовывает обучение сотрудников подразделений;
  • информационно-аналитическая функция включает в себя сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание необходимых для этого технических и методических средств и их использование.

Выявив функции, можно перейти к конкретным мерам обеспечения безопасности, которые могут быть различны по формам и масштабам и зависеть от производственных, финансовых, конкурентных и иных возможностей предприятия, от качества и количества охраняемых объектов.
В системе обеспечения экономической безопасности предприятия объект и субъект тесно взаимосвязаны. Объектом системы в целом выступает стабильное экономическое состояние предприятия в текущем и перспективном периоде. Конкретными объектами защиты выступают ресурсы: материальные, информационные, финансовые, кадровые и др.
Субъекты системы экономической безопасности предприятия можно разделить на 2 группы - внешние субъекты и внутренние субъекты.
К внешним субъектам относим органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые обеспечивают безопасность всех законопослушных участников хозяйственных отношений. С помощью этих органов формируется законодательная основа функционирования и защиты хозяйственной деятельности в различных ракурсах и обеспечивается ее исполнение.
Внутренние субъекты - это те лица, которые осуществляют деятельность, направленную на защиту экономической безопасности данного конкретного субъекта хозяйственной деятельности. Их деятельность осуществляется на основе определенной разработанной стратегии и тактики. В качестве таких субъектов выступают работники собственной службы безопасности предприятия или приглашенные работники из специализированных фирм, которые имеют профессиональные навыки в данной отрасти, обладают большим практическим опытом и оказывают услуги по защите деятельности предприятия. В России существует целый ряд фирм, оказывающих полный спектр услуг по внедрению комплексных систем безопасности и помогающих предприятиям разрабатывать и реализовывать программы безопасности различного назначения и сложности. Примерами могут послужить следующие фирмы, которые специализируются на защите конкретных отделов, обеспечивающих функционирование предприятий:

  • Равелин Лтд ООО - предлагает широкий спектр оборудования ведущих мировых и отечественных производителей, является разработчиком российской СКУД «Gate»;
  • ООО Вита-Пром - компания занимается поставкой оборудования для обеспечения безопасности жизни и здоровья человека а так же обеспечение сохранности материальных ценностей организаций и частных лиц;
  • НП "МОД" - Международное Объединение Частных детективов;
  • ООО Логические бизнес решения - консалтинговая деятельность по созданию информационных систем по безопасности. Имеет большой опыт работы в области экономической, кадровой и информационной безопасности;
  • Форт диалог - одна из крупнейших российских региональных компаний, работающих в сфере системной интеграции и др. [ 4]

Однако, стоит обратить внимание, что некоторые фирмы-помощники являются представителями рейдерских компаний, которые представляют собой большую угрозу безопасности. Поэтому, прежде чем обратиться за услугами, необходимо убедиться в отсутствии спекуляций со стороны данной фирмы.
Таким образом, экономическая безопасность является одной из главных составляющих управления предприятием, работающих в интересах его успешного функционирования. В условиях особенностей рыночной экономики России необходим тщательный подход к обеспечению экономической безопасности. Стоит помнить, что профилактика проблемы всегда обходиться дешевле, чем разрешение уже возникшей опасной ситуации.

Библиографический список:


1. Козаченко А. В. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения: Учеб.пос. – М., 2009. С.58.
2. Терехов В.В. Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая современного бизнеса [Электронный ресурс] // Прогноз финансовых рисков: интернет-журнал. 2013. URL: http://bre.ru/security/22999.html.
3. Иванюта Т. Н. Основные подходы к формированию системы экономической безопасности на предприятиях [Электронный ресурс] // Молодой ученый: научный журнал. 2013. URL: http://www.moluch.ru/archive/51/6347/
4. Лидеры России на рынке безопасности объектов различного назначения и сложности [Электронный ресурс] // Директор по безопасности: интернет-журнал. 2013. URL: http://www.s-director.ru/enterprise.html

Рецензии:

19.12.2013, 1:38 Назарова Ольга Петровна
Рецензия : Откорректируйте статью "В данной статье будет дано определение" - зачем это писать! и т.д. Доработать.

23.12.2013, 13:10 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия : Следует отредактировать статью. Например, "экономическая безопасность является одним из главных составляющих предприятия", тогда уж "одной", и не составляющих предприятия, а, возможно, сферой управления. И т.д. После редактирования можно рекомендовать к печати