с плановыми показателями. Системный подход экономического анализа базируется на изучении объектов как сложных систем, состоящих из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями

Собственность занимает центральное место в . Она обусловливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества, характер стимулов трудовой деятельности, способ распределения результатов труда. Отношения собственности формируют все остальные виды экономических отношений, являются системообразующими и поэтому основными.

Сущность и содержание собственности

Выделяют следующее содержание собственности:

  • экономическое;
  • юридическое.

Экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом — собственником и объектом — собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс — экономические ресурсы, факторы производства.

— исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.

Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:

  1. Присвоение собственности . Это экономический процесс, в результате которого определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом.
  2. Использование собственности для хозяйственной деятельности . Оно может быть осуществлено непосредственно собственником либо передано другому хозяйствующему субъекту.
  3. Передача собственности . Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).

Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного процесса в экономике. По этому поводу люди могут вступать между собой в конфликт, а поэтому собственность не может быть только экономической категорией. Она должны быть урегулирована правовыми нормами — системой общепринятых правил владения и распоряжения собственностью.

Юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.

— это наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):

  • органы государственного и муниципального управления. В соответствии с этим выделяют государственную и муниципальную собственность;
  • юридическое лицо;
  • гражданин — физическое лицо.
Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):
  • интеллектуальную собственность ;
  • движимое имущество (например, ценные бумаги, ассигнации, деньги, драгоценные металлы);
  • недвижимое имущество (например, земля, промышленные и жилые здания).

Если выполнены предусмотренные на законодательном уровне правила, субъект наделяется правом собственности на объект собственности.

включает:
  • право распоряжения собственностью. Это право на использования вещи или блага, на передачу этого права другому собственнику;
  • право владения собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право физического обладания вещью или благом;
  • право пользования собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право использования вещи или блага для хозяйственной деятельности или удовлетворения личных потребностей и нужд.

Совмещение экономической и юридической сущности собственности и составляет ее современное понимание. Отношения владения, использования и распоряжения собственностью без юридического закрепления носили бы хаотический характер. А без экономического содержания юридическое закрепление права собственности не имело бы значения.

Существуют два диаметрально противоположных подхода к собственности:
  • социалистический , исходящий из того, что вся собственность — общественная и принадлежит государству, выражающему интересы всего общества. В данном подходе исключается право собственности граждан и юридических лиц. Как показывает практика реализации этого подхода, искусственное устранение экономической сущности приводит к стагнации экономического развития и снижению эффективности общественного производства;
  • капиталистический , признающий все три вида права собственности — государственную, физического и юридического лица. При органичном совмещении всех их в национальной экономике возможно достижение высоких темпов . Государственная собственность доминирует в значимых для общества отраслях — социальной, культурной. Частная собственность позволяет повысить эффективность производства.

В России до 1990 г. использовался исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности — государственная, физических и юридических лиц.

Структура собственности в экономике

Структура собственности имеет для большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов — производства, потребления, распределения.

Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности — государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.

Для современной структуры собственности России характерно:
  • преобладание теневых отношений собственности . Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;
  • процесс разгосударствления, т. е. собственности . Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Одним из значимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право собственности. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации — передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей — олигархов;
  • неразвитость . В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

Основная проблема современной структуры собственности в России заключается в создании условий для такой реализации права собственности, которое сочетало бы интересы социальной стабильности, справедливости и активного экономического развития.

Главным назначение бюд-та любой страны явл-ся аккомул-ие средств в казну гос-ва для выполнения функций гос-ва и МСУ.

При помощи бюд-та осущ-ся перераспр-ие НД(более 50% НД и около 2/3 ден-ых средств), обеспечивающее удовлетворение общественных потребностей, содержание непроизводственной сферы, органов упр-ия, правопорядка, внутр-ей и внеш-ей безоп-ти.

Как экономическая категория, госбюджет представляет собой сисетему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общ потребностей. Иными словами, госбюджет - денежные отношения, возникающие у гос-ва с физ и юр лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением нац дохода.

Госбюджет как основной фин план гос-ва дает органам власти реальную эконом возможность осуществления властных полномочий. С организационной и юридической точки зрения бюджет государства рассматривается во-первых, как основной финансовый план государства – смета предстоящих расходов и доходов.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ; в условиях рынка он д.направляться: на финансирование стр-й перестройки эк-ки, комплексные целевые программы, наращивание НТ потенциала, ускорение соц. Развития, соц. Защиту наименее обеспеч-х слоев общ-ва.

Бюд-т играет реш-щую роль в регул-ии рын-ой эк-ки.

Бюджет выполняет две задачи: экономическую – сбор ден средств и социальную-распределение их.

Рыночный бюджет:

Структурная перестройка экономики,

Соцзащита незащищенных слоев населения.

Методы бюджетного регулирования:

    Налоги, влияющие на расширенное пр-во,

    Прямое бюджетное финансирование госпрограмм,

    Субсидирование некоторых отраслей,

    Выдача беспроцентных льготных кредитов,

    Создание особых фондов.

Функции бюджета:

    Распределительная – формирование и использование централизованного фонда ден средств по уровням власти и управления,

    Перераспределение ВВП, НД.

    Контрольная - действует одновременно с распределительной функцией.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений.

Несбалансированный бюджет (с дефицитом , то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) влечёт за собой снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

Причины дефицита : ограниченность фин возможностей, безудержный рост расходов, высокий уровень непроизводственного характера, инфляция, расшатывание денежного обращения, нерациональная налоговая, инвестиционная, кредитная политика.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Международные стандарты предполагают возможный дефицит федерального бюджета на уровне 2 – 3 % ВВП.

Способы уменьшения дефицита: уменьшение расходов, увеличение доходов (увеличение налогов), эмиссия, заимствования.

Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения это часть экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму.

Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

Федеральный бюджет РФ;

Бюджеты национально - государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга;

Местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

До 1991 г. Бюджетная система станы была единой.

В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных, бюджетов Москвы и Санкт - Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Основным критерием выделения отраслей и видов деятельности по их совокупности, которая называется инфраструктурой, служит ее функциональная роль в процессе общественного производства. Через функции

проявляются также сущность и внутренняя логическая единство каждой сферы народного хозяйства. Однако при детализации критерия функционального назначения используют два подхода - узкий и широкий.

Сторонники узкого подхода выступают за строгость и четкость отбора критериев, что позволяет избежать неопределенности границ инфраструктуры и глубже раскрыть ее экономическое содержание.

Определяющим признаком инфраструктуры является ее роль "связующего звена", сферы, "обслуживает экономический оборот страны". Следовательно, к ней относятся те отрасли и виды деятельности, способствующие ускорению экономического оборота в народном хозяйстве.

Инфраструктура, согласно этому критерию, выступает как одна из подсистем материального производства, призвана обслуживать связи между отдельными, пространственно удаленными друг от друга экономически обособленными звеньями производства. Речь идет о перемещении в пространстве материальных благ и информации, сохранение материальной продукции, заготовку и поставку (включая электро-, газо-, водоснабжения и др..).

Указанные виды деятельности не увеличивают физической массы общественного продукта, только способствуют изменению ее пространственного положения (транспорт, связь), помогают сохранять потребительские стоимости производства материальных благ (складское хозяйство) и их рационально распределять (материально-техническое снабжение, электро-, водоснабжения и др.)., благодаря чему увеличивается только стоимостная масса общественного продукта.

По широкого подхода к определению инфраструктуры, кажется более обоснованным и конструктивным, обслуживания хозяйственного оборота рассматривается лишь как одна из функций инфраструктуры, а сама инфраструктура рассматривается как фундамент, или база, любого вида хозяйственной деятельности, общее условие производственного процесса. Вполне возможно, например, отнести к производственной инфраструктуры "производство деловых услуг", которое под влиянием научно-технической революции выполняет роль "индустрии" общего пользования. В его функции могут входить разработка и осуществление региональной политики страны или района, разработка рациональной системы экономических связей, внедрения различных систем управления и т.п..

Содержание категории инфраструктуры расширяет и обогащает понятие "изученность территории", которая является основой научного подхода к изучению социально-экономического развития территории. Целесообразно выделять понятие "естественная метаинфраструктура хозяйства", которое объединяет производительные силы и природные условия хозяйствования на определенной территории.

Нельзя игнорировать такую фундаментальную составляющую развития хозяйства, как этнопсихологической инфраструктура, представляющая собой совокупность культурных и хозяйственных навыков и обычаев населения территории, которые сформировались в местных традициях и образе жизни. Они проявляются в характерных для большинства жителей качества, интенсивности и дисциплине труда, в умении взаимодействовать в процессе производства, восприимчивости к достижениям научно-технического процесса, а в результате - в производительности труда и свойственной ей динамичности.

Этнопсихологической инфраструктура отличается высокой инерционностью и существенными территориальными различиями. Ее отсталость тормозит внедрение технических новшеств в хозяйственную практику, негативно влияет на эффективность развития и размещения хозяйства.

Однако сторонники обоих подходов к определению инфраструктуры соглашаются с тем, что инфраструктура - это общая основа, фундамент хозяйства страны или района, а не только отдельных предприятий, производств или отраслей. Она высвобождает отрасли материального производства и непроизводственной сферы от функций обслуживания основной деятельности.

Инфраструктура выполняет системные, межотраслевые и межрайонные функции в планировании и управлении и, согласно широким подходом, из средства обеспечения первоочередных потребностей превращается в общую условия организации производства, в том числе территориального.

Другое сложное теоретический вопрос, тесно связанный с первым, - содержание инфраструктуры. В поисках ответа на него, следует прежде всего определить, относить к инфраструктуре только совокупность средств труда инфраструктурных подразделений или отрасли в целом с их основными фондами и деятельностью.

По мнению экономико-географов и экономистов-регионалистов, инфраструктура - это совокупность инженерно-технических сооружений и объектов, является важным условием осуществления процесса производства на данной территории и фактором территориальной организации производительных сил.

Если экономическую природу инфраструктуры рассматривать только со стороны основных фондов можно выделить два направления. Для первого из них характерно является отнесение к инфраструктуре только тех ее основных фондов, которые "привязаны" к территории.

Здесь, возможно, своеобразную роль сыграли и их яркая географическая выразительность, и относительно легкая доступность для картографирования. В данном случае рассматривается не только хозяйственная деятельность отраслей и видов производств, входящих в инфраструктуру, но и "активная" часть самых основных фондов (подвижной состав, часть оборудования). Такое узкое толкование инфраструктуры значительно облегчает анализ, но оно недостаточно, особенно в тех случаях, когда изучаются качественные категории: скорость, надежность и бесперебойность хозяйственного оборота, интегрирующая роль инфраструктуры в формировании и развитии территориальной структуры хозяйства в целом. В этих случаях необходимым становится комплексный качественно-количественный анализ инфраструктуры. Узкое толкование инфраструктуры как совокупности основных фондов является недостаточным и с точки зрения процесса воспроизводства, непрерывность и последовательность которого во многих аспектах обеспечивается инфраструктурой.

По широкого трактовки содержания инфраструктуры, когда она рассматривается как единство фондов ("активных" и "пассивных") и деятельности, сохраняется основная линия непрерывности и последовательности инфраструктурных процессов, создания и совершенствования инфраструктурных систем, охватывающих районы и страны. "Продуктом" инфраструктурных отраслей является виды услуг - услуги инфраструктурной сферы.

Инфраструктура не является организованным целым. Значительная часть инфраструктурной деятельности все еще производится почти во всех отраслях материального производства. С развитием производительных сил и совершенствованием производственных отношений общественное разделение труда углубляется и инфраструктурная деятельность ограничивается специализированным кругом отраслей. Наряду с такими типичными, организационно сформированными инфраструктурными отраслями, как транспорт, связь, материально-техническое снабжение, будут отделяться новые отрасли. Одновременно с этой тенденцией инфраструктурные отрасли будут освобождаться и от ряда неспецифических для них видов деятельности.

Итак, базовыми точками отсчета страноведческого подхода к изучению инфраструктуры должны быть гипотеза о производственную инфраструктуру как целостную систему, с одной стороны, и как можно более полное отражение реального положения в инфраструктурной сфере, которая во многих странах мира характеризуется несформированностью, разобщенностью и недостаточным уровнем развития отдельных звеньев как на общегосударственном, так и на районном уровнях - с другой.

Предпосылкой формирования инфраструктуры является общественное разделение труда. В свою очередь, она превращается в решающее условие разделения труда между предприятиями, районами и странами. Чем развитые страны и районы, тем у них большей является потребность в развитой, адекватной экономическому развитию инфраструктуры и тем более в них возможностей для ее развития.

Конкретизируя содержание производственной инфраструктуры, большинство авторов выделяют такие ее структурные подразделения:

Предприятия по производству электро-и теплоэнергии и оборудование для их передачи;

Транспорт;

Коммунальный связь;

Материально-техническое снабжение;

Предприятия и оборудование по водоснабжению;

Устройства по регулированию водных ресурсов (дамбы, плотины, ирригационные системы).

В условиях рыночной экономики возникает объективная необходимость сосредоточения в руках государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов и фондов денежных средств. Этот централизованный фонд, созданный и использованный государством, представляет собой содержание государственного бюджета.
Бюджет выступает одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику. Следовательно, бюджетным отношениям присущ объективный характер.
Бюджетные отношения - это часть финансовых отношений, складывающихся у государства с предприятиями, учреждениями и населением.
Специфические черты бюджетных отношений:
Распределительный характер.
Формирование и использование централизованного фонда денежных средств (материальным носителем бюджетных отношений является бюджетный фонд).
Бюджет можно рассматривать с материальной, экономической и юридической точки зрения.
В материальном аспекте бюджет - это денежный фонд.
В экономическом аспекте - это совокупность экономических (денежных отношений), которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов.
В юридическом аспекте бюджет рассматривается как правовой акт. Бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда.
По поводу сущности бюджета существуют следующие точки зрения.
Родионова В.М. «Бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения НД и частично НБ в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления».
Поляк Г.Б. «Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения за-дач и функций государства и местного самоуправления».
Романовский М.В. «Бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд».
Сенчагов В.К. «Бюджет - это основной финансовый план страны, обеспечивающий образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств».
Черник Д.Г. «Бюджет - это экономическая форма образования и использования основного централизованного фонда денежных средств го-сударства».
Бюджет решает следующие задачи: -перераспределение ВВП,
-государственное регулирование и стимулирование экономики, -финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства,
-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.