Показатели экономической безопасности рф. Показатели экономической безопасности

При исследовании проблемы экономической безопасности неизбежно возникает необходимость определения границ безопасного функционирования страны и выработки пороговых значений, позволяющих оценивать предельный уровень изменения параметров развития народного хозяйства, за пределами которого возникают опасности в той или иной сфере.

Пороговые значения экономической безопасности - это количественные индикаторы или параметры, характеризующие допустимый уровень безопасности развития, за пределами которого наступают опасности, сопровождаемые потерей контроля со стороны государств в какой-либо сфере. Пороговые значения инди-

Таблица 34.5

Мнения населения об использовании импортных и отечественных товаров,

% к числу опрошенных 1

Доходы семьи В целом
низкий средний высокий
Продовольственные товары
Отечественные 80 81 73 78
Импортные 10 9 14 10
Затрудняюсь ответить 9 10 13 11
Одежда, обувь
Отечественные 43 34 18 32
Импортные 42 48 69 52
Затрудняюсь ответить 14 17 12 16
Товары длительного пользования
Отечественные 32 32 22 29
Импортные 40 45 64 49
Затрудняюсь ответить 28 24 14 23

каторов экономической безопасности придают количественную определенность реализации национальных интересов в различных сферах деятельности страны.

С помощью пороговых значений индикаторов характеризуются предельные значения качественного состояния и количественная определенность использования разнообразных объектов и функционирование сфер деятельности. В качестве таких индикаторов выступают: ресурс работы двигателя в часах, пробег автомобиля в километрах, урожайность зерновых культур в центнерах с гектара и т. д.

Необходимость разработки количественно измеряемых пороговых значений индикаторов содержится в Государственной стратегии экономической безопасности России. В этом документе отмечается: «для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны» (Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»).

По сравнению с естественными процессами в общественно-экономических сферах выбор параметров безопасного развития резко осложняется. Это обусловлено тем, что в экономике как ключевом звене социально-общественного развития многие процессы переплетаются и действуют взаимообусловленно: нередко положительные результаты одних перекрываются отрицательными моментами других; изменение качественных параметров в различных, связанных между собой сферах происходит разнонаправленно; результативность экономических процессов в краткосрочном периоде и долгосрочной перспективе не совпадает.

Положение усугубляется тем, что при выборе параметров развития и их оценке превалирует субъективный подход. Так, структура и модели общественно-экономического устройства создаются людьми и ими же подводятся итоги их функционирования.

Рассмотрим соотношение экономической эффективности производства и его результатов с позиций воздействия на экологическую ситуацию. С точки зрения повышения эффективности производства выгодной является минимизация текущих затрат на предотвращение экологических последствий производственной деятельности. Однако с учетом долгосрочной перспективы такое поведение производителей может обернуться экологической катастрофой. Или другой пример: исходя из экономической эффективности отдельные виды продукции выгоднее импортировать. Но чрезмерный импорт может привести к потере независимости страны - продовольственной, технологической и даже оборонной.

Нейтрализация подобных угроз является прерогативой государства, роль которого заключается в разработке пороговых индикаторов социально-экономически безопасного развития страны и контроле за их соблюдением в различных сферах.

Для выработки индикаторов и пороговых значений экономически безопасного развития необходим специфический методологический подход выбора таких показателей и условий, которым они должны отвечать.

Методологические положения определения предельных значений экономической безопасности. К их числу относятся следующие:

♦ при выборе пороговых значений экономической безопасности необходимо исходить из того, что уровень предельных величин зависит от конкретноисторических условий развития. Например, уровень жизни, вполне достойный для периода 30-40-летней давности, становится неприемлемым в современных условиях;

♦ проблемы национальной безопасности резко обостряются в периоды кризисов и структурных преобразований. Соответственно меняются предельно допустимые показатели и параметры социальных, экономических, культурных и других сфер жизнедеятельности государства;

♦ критерии и параметры национальной безопасности являются подвижными. Они определяются уровнем развития производительных сил, природно-географическим положением, нравственно-духовным состоянием общества и т. д. Отсюда следует, что унифицированные показатели далеко не всегда объективно отражают уровень развития данного общества. Предельные значения развития, вполне приемлемые для развития одной страны, являются весьма низкими, не отвечающими условиям жизнедеятельности другой;

♦ при определении пороговых значений необходимо, согласно теории социальной устойчивости, оценивать социально-экономическую ситуацию не по отдельно взятому показателю, а по их совокупности, так как из-за критического отклонения одного-двух параметров от предельно допустимых величин далеко не всегда правильно оценивается сложившее положением в целом.

Основные параметры, отвечающие требованиям экономической безопасности. Согласно государственной стратегии, к основным параметрам относятся:

♦ способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия;

♦ Россия не должна допускать критической зависимости от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического содружества, международной кооперации производства;

♦ важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам страны;

♦ сохранение приемлемого уровня жизни населения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социальнополитической стабильности общества. Квалифицированный и добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни;

♦ устойчивость финансовой системы. Она определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;

♦ рациональная структура внешней торговли. Она предполагает обеспечение доступа отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимого уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), создание приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика предполагает как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер;

♦ поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;

♦ сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений. Она направлена на соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации;

♦ создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества в целом и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности в отдельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти;

♦ определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях. 1

В процессе реализации Государственной стратегии экономической безопасности весьма важным и сложным является количественное определение пороговых значений индикаторов. В экономической литературе эта проблема решается по двум направлениям. С одной стороны, делается попытка на основе данных мирового и отечественного опыта определить предельно-критические значения, являющиеся границами безопасного развития; с другой - определить пороговые значения экономической безопасности России.

Положительным является то, что авторы попытались количественно оценить не только экономическую, но и социальную сферу, демографическую и экономическую ситуацию, девиантное поведение, политические отношения. В то же время они необоснованно сузили число показателей по ключевой сфере - экономической безопасности. В табл. 34.6 не приведен такой распространенный показатель, как производство ВВП на душу населения. Кроме этого, не учтены такие методологические особенности, как развитие экономики в кризисные, экстремальные периоды; сравнительный анализ пороговых значений для развитых и слаборазвитых стран; пороговые значения для разных исторических периодов и т. д.

Таблица 34.6

Предельно-критические значения, являющиеся границами безопасности развития

российского общества 2

1 Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г.

№ 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» // Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. - М., 1998. - Ч. 1. - С. 145-147.

2 Источник. Социальная и социально-политическая ситуация в России (анализ и прогноз). - М., 1995. - С. 82-83.

Продолжение табл.34.6

Название показателя Источник данных Вероятные

социально

политические

последствия

3 Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности 40% Колониально-сырьевая структура экономики
4 Доля в экспорте

высокотехнологичной

продукции

10-15% Обобщенное значение показателя развитых стран Т ехнологическое

отставание

экономики

5 Доля от ВВП государственных ассигнований на науку 2% Независимая газета. - 1995. - 25. II Разрушение

интеллектуального

потенциала

Социальная сфера
6 Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения 10: 1 Обобщенное значение показателя развитых стран Антогонизация

социальной

структуры

7 Доля населения, живущего на пороге бедности 10% Обобщенное значение показателя развитых стран Люмпенизация

населения

8 Соотношение минимальной и средней заработной платы 1: 3 Обобщенное значение показателя развитых стран Деквалификация и пауперизация рабочей силы
9 Уровень безработицы 8-9%

(с учетом скрытой)

Обобщенное значение показателя развитых стран Рост социально обездоленных категорий населения
Демографическая ситуация
10 Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) 1 Расчетная величина коэффициента при нулевой депопуляции Интенсивная депопуляция, вымирание населения страны
11 Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) 2,14-2,15 Величина коэффициента, необходимая для простого коэффициента Отсутствие простого замещения
12 Средняя продолжительность жизни населения 75-79 лет Данные ООН по развитым странам Ухудшение здоровья населения
13 Коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет в общей численности населения) 7% Данные Г оскомстата

(среднемировое

значение)

Старение населения

Окончание табл.34.6

Название показателя Предельнокритическое значение в мировой практике Источник данных Вероятные

социально

политические

последствия

Экологическая ситуация
14 Суммарные поступления от экологических платежей, 5% Данные органа защиты экономического содействия и развития. Уровень Германии Низкий уровень экономического контроля
Девиантное поведение
15 5-6 тыс. Данные Академии МВД РФ Криминализация

общественных

отношений

16 Уровень потребления алкоголя 8 л

абсолютного алкоголя на человека в год

Данные ВОЗ Физическая

деградация

населения

17 Число суицидов на 100 тыс. населения 3

(до 1917 г. в России)

Данные Российского федерального научнометодического суицидологического центра (уровень России до 1917 г.) Массовая

фрустрация

сознания

населения

Политические отношения
18 Уровень распространенности психической паталогии на 1 тыс. населения 284 Данные Минздрава РФ Психическая

деградация

населения

19 Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы 40% Данные М. Доган (в ст.: Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. - 1994. -

№ 6. - С. 151)

Делегитимизация
20 Уровень доверия населения к центральным органам власти 20-25% Данные аналитического центра ИСПИ РАН Отчуждение власти от народа

Второй подход осуществлен экспертами Совета безопасности. Ими разработан перечень показателей для определения пороговых значений экономической безопасности Российской Федерации. Согласно приведенным данным (табл. 34.7), по 17 из 22 показателей экономика России перешагнула критический предельно допустимый уровень.

Таблица 34.7

Показатели экономической безопасности 1

Факти

значение

Соотношение
Показатели Пороговое

значение

фактического и порогового значения
1 Объем ВВП:
- в целом от среднего по «семерке» 75 29 0,39
- на душу населения 50 19 0,38
- на душу населения от среднемирового 100 25 0,25
2 Доля в промышленном производстве машиностроения 20 15 0,75
3 Объем инвестиций, % к ВВП 25 13 0,60
4 Расходы на научные исследования, % к ВВП 2 0,5 0,25
5 Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение в 1994 г.) 6 2,6 0,43
6 Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума 7 20 0,29
7 Продолжительность жизни населения 70 лет 64 года 0,91
8 Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп населения и 10% самых низкодоходных групп 8 раз 12,9 раз 0,62
9 Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тыс. 6 тыс. 0,83
10 Уровень безработицы по методологии МОТ 7% 9,2% 0,76
11 Уровень инфляции за год (9 месяцев 1996 г.) 20% 16% 1,25
12 Объем внутреннего долга, % к ВВП за сопо- 30% 33% 0,9
ставимый период времени
13 Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета 25% > 100% 0,25
14 Объем внешнего долга, % к ВВП 25 31 0,8
15 Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета (1997 г.) 30 45 0,66
16 Дефицит бюджета, % к ВВП 5 4,2 1,2
17 Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте 10% 50% 0,2
18 Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей 25 100 0,25
19 Доля импорта во внутреннем потреблении:
всего 30 53 0,56
в том числе продовольствие 25 30 0,83
20 Дифференциация субъектов по прожиточному минимуму 1,5 5 раз 0,3

В табл. 34.7 соотношение фактического и порогового значения нормировано по отношению к пороговому значению, которое принимается за единицу. При этом оно рассчитывается как отношение фактического значения к пороговому, если желательно увеличение соответствующего показателя экономической безопасности, и, наоборот, если желательно его снижение.

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Гетманова Анастасия Владимировна 1 , Козырь Наталья Сергеевна 2
1 Кубанский государственный университет, студентка магистратуры экономического факультета
2 Кубанский государственный университет, кандидат экономический наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента


Аннотация
В данной статье рассмотрена иерархия понятия экономическая безопасность, сформированы основные показатели экономической безопасности страны и региона. Скорректированы пороговые значения индикаторов экономической безопасности для регионов. Проведен анализ существующих подходов экономической безопасности регионов.

ANALYSIS OF ECONOMIC SAFETY OF REGION

Getmanova Anastasiya Vladimirovma 1 , Kozyr Natalia Sergeevna 2
1 Kuban State University, student of economic department
2 Kuban State University, Associate Professor of the Department of World Economics and Management


Abstract
This article describes hierarchy of the concept of economic security, formed the main indicators of economic security of the country and the region. Adjusted thresholds of economic security indicators for the regions. The article analyzes the existing economic security approaches of regions.

Прежде чем рассматривать понятие экономическая безопасность с позиции региона, необходимо рассмотреть иерархию понятий данного термина.

Экономическая безопасность как экономическая категория может рассматриваться на нескольких уровнях: страны, региона, предприятия.

Таблица 1. Иерархия понятий экономическая безопасность

Уровень иерархии

Понятие экономическая безопасность

Экономическая безопасность страны

– состояние защищенности национальной экономики, национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно может обеспечивать устойчивое развитие общества, а также экономическую и социально-политическую стабильность общества при условии присутствия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Экономическая безопасность региона

– способность и возможность экономики региона, которая проявляется в последовательном улучшении качества жизни населения на уровне принятых стандартов, противостоянии влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и не истощительном использовании природных факторов. Способность обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона .

Экономическая безопасность предприятия

– состояние наиболее эффективного употребления ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения устойчивого функционирования предприятия.

Экономическая безопасность страны, как и региона, определяется рядом показателей. Так например, по устоявшейся методике Глазьева С. Ю. для страны главными показателями являются следующие (см. рис. 1).

Рисунок 1. Показатели экономической безопасности страны.

Для каждого из показателей определено некоторое пороговое значение. Пороговое значение является предельной величиной, превышенное значение которой осложняет развитие различных элементов воспроизводства, приводит к негативным тенденциям в области экономической безопасности.

Существуют различные мнения по поводу определения показателей экономической безопасности регионов. Некоторые авторы предлагают систему 22 показателей с пороговыми значениями .

На сегодняшний день, в связи с экономической ситуацией, некоторые показатели можно скорректировать.

В связи с усиленной политикой импортозамещения такой показатель как доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении следует снизить примерно до 10%.

Показатель удельный вес региональных кредитных организаций в общем числе кредитных организаций региона в связи с ухудшением общего экономического состояния страны и появлением тенденции к централизации кредитных учреждений рекомендуется снизить до 40%.

Долю в населении людей с доходами ниже прожиточного минимума для благоприятного развития регионов рекомендуется снизить до 5%.

К сожалению, уровень преступности в стране в целом и в регионах на данный момент не имеет тенденции к снижению, поэтому рекомендуется снизить пороговое значение данного показателя.

Кроме того, предлагается пороговый уровень безработицы опустить до 4 %, поскольку с 2010 года, уровень безработицы существенно снизился, кроме того приобрело популярность такое явление как скрытая безработица.

В 2016 году жителям большинства регионов РФ жителям стало труднее накопить на квартиру. К тому же реальные доходы населения в последнее время уменьшаются, а как известно доступность жилья зависит именно от доходов и цен на недвижимость. На данный момент цены предложения жилья прекратили падение. Однако в сравнении с 2010 годом, доступность жилья все же намного выше, поэтому предлагается данный показатель снизить до 6.

На протяжении последних 15 лет число самоубийств в нашей стране снижается. Так в 2015 году число жертв суицида на 100 000 человек населения равнялось 17. Поэтому пороговое значение можно установить на уровне 19.

Показатель уровня занятости населения предлагается повысить до 70, поскольку, например, в марте 2016 г. уровень занятности составил примерно 65% (табл. 2).

Таблица 2. Индикаторы экономической безопасности региона

Индикатор

Пороговые значения 2010 г.

Скорректированные пороговые значения 2016 г.

Изменение

Объем ВРП на душу населения, %

Доля инвестиций в ВРП, %

Доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении, %

Степень износа основных фондов промышленных предприятий, %

Соотношение коэффициента обновления и выбытия основных фондов, раз

Соотношения сбережений и инвестиций, раз

Доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал, %

Отношение расходов на НИОКР в ВРП, %

Соотношение внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки, раз

Соотношение затрат на технологические инновации и на исследования и разработки, раз

Удельный вес региональных кредитных организаций в числе кредитных организаций региона, %

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, %

Продолжительность жизни, лет

Дифференциация доходов, раз

Уровень преступности, кол-во на 100 тыс. чел.

Уровень безработицы, %

Доступность жилья (отношение его рыночной цены к среднегодовому доходу семьи), раз

Уровень суицида, кол-во на 100 тыс.

Уровень занятости населения, %

Соотношение социальных расходов в консолидированном бюджете региона на душу населения с прожиточным минимумом, %

Темп роста потребительских расходов, %

Темп роста реальных доходов %

Также существует поход, который выделяет всего 11 общих показателей. Таких как: уровень и качество жизни населения региона; уровень безработицы; уровень прожиточного минимума; темп экономического роста (в процентах к предыдущему году); валовой региональный продукт; уровень инвестиционной привлекательности; дефицит регионального бюджета; региональный долг; задолженность по социальным выплатам и зарплате; обеспеченность населения жильем; уровень преступности.

Однако самым приемлемым на наш взгляд является подход, который рассматривает понятие экономическая безопасность региона с точки зрения разделения экономической безопасности на показатели нескольких сфер .

Рисунок 2. Состав экономической безопасности

Каждый из этих пунктов состоит еще из нескольких. Например, финансовая безопасность делится на расход бюджета к ВРП, кредитную задолженность к ВРП и сальдированную прибыль предприятий и организаций к ВРП.

На наш взгляд при определении экономической безопасности регионов наиболее целесообразно использовать именно такой подход, а вместо пороговых значений использовать процентные соотношения к соседним регионам или к наиболее развитым регионам.


Библиографический список

  1. Еделев А.Л. Стратегическая стабильность и экономическая безопасность субъектов Российской Федерации // М.: Акад. экономической безопасности МВД России, 2007.
  2. Новикова И. В., Красников Н. И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник Томского гос. университета. 2010. № 330.
  3. Яковлев А.Е., Соколова Г.Н. Особенности обеспечения экономической безопасности регионов// Дискуссия. Ежемесячный научный журнал 2014. №2 (43).
Количество просмотров публикации: Please wait

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая безопасность (М. В. Зибарев, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

4. ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ ЭКОНОМИЧЕ СКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. Суть пороговых значений индикаторов экономической безопасности

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, разработанной Минэкономразвития, определены следующие основные ориентиры развития: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 6070 % населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет.

Данные ориентиры развития конкретизируются индикаторами экономической безопасности и их пороговыми значениями. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности − предельно допустимые величины индикаторов экономической безопасности, несоблюдение которых препятствует устойчивому развитию различных сфер экономики, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Таким образом, они представляют собой количественные параметры, очерчивающие границу между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики и придают национальным народнохозяйственным интересам страны количественную определенность.

Показатели экономической безопасности − это наиболее значимые параметры, дающие общее представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности: рост ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, уровень безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, криминализация экономики, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.

Они характеризуют предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.

Для получения пороговых значений индикаторов ЭБ необходимо определить национальные интересы. Они сформулированы в «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608.

Национальные интересы:

1) способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;

2) приемлемый уровень жизни населения, обеспечивающий социально-политическую стабильность;

3) устойчивость финансовой системы;

4) сохранение единого экономического пространства;

5) создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества;

6) обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов и т. д.

Практический опыт разных стран, в том числе нашей, свидетельствует, что угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой острой форме, однако это не означает, что нам ничего не угрожает или что любой кризис можно легко пережить.

4.2. Индикаторы производственной сферы

Первая группа пороговых значений индикаторов ЭБ касается производственной сферы. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства: объем ВВП в целом – в размере 75 % от среднего показателя по странам «большой семерки», на душу населения – 50 % от среднего по «семерке» и 100 % − от среднемирового показателя ВВП.

Фактические показатели в России на конец 90-х годов существенно ниже пороговых значений: ВВП в целом составляет около 30 % от среднего по «семерке», на душу населения – примерно 20 % от среднего по «семерке» и 25 % – от среднемирового.

По размерам ВВП в целом Россия к 1997 году опустилась во вторую десятку наиболее развитых стран мира. Впереди идут США, Китай, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Индия, Бразилия и Индонезия. По ВВП на душу населения Россия оказалась на 45 месте в мире (1998 г.).

Индикаторы, характеризующие структуру производства к 1997 году: пороговые значения обрабатывающей промышленности – 70 % (фактически 50 %), машиностроения – 20 % (фактически ниже).

А вот более современные данные статистики. Величина пороговых значений по объему ВВП составляла на 2005 год около 29 млрд. руб., а фактически – 21 млрд. руб. (числа округлены); доля машиностроения во всем промышленном производстве 25 %, а фактически – 22 %; сбор зерна – 70 млн. т., а фактически больше – 78; инновационная продукция 15 % ко всей промышленной продукции, а фактически – 3 %. Сохранение такой структуры производства означает сохранение преимущественно топливно-сырьевой направленности и импорта машин, оборудования, товаров народного потребления. Государство в этом случае оказалось бы в значительной зависимости от конъюнктуры внешнего рынка, от экономических решений и действий зарубежных стран и сообществ.

Доля теневой экономики на конец 90-х годов превышает 40 % ВВП при занятости в ней 30 млн. человек экономически активного населения страны, тогда как доля нелегального сектора в ВВП западных стран оценивается в 5-10 %.

Главным сигналом нарушения требований экономической безопасности государства является снижение доли производственных инвестиций в общем объеме ВВП. Следствием снижения инвестиционной активности являются спад производства и ухудшение его структуры, что ведет к ухудшению позиций государства в мировом сообществе. В условиях опережения спада производственных инвестиций по сравнению с производством реального ВВП происходит моральная и физическая деградация промышленности. Инвестиции в основной капитал в 2007 г. составили 20,1 % ВВП при необходимом минимуме 25 %.

Важным показателем экономической безопасности является объем национального производства. Впервые за годы реформ (19912007 гг.) объем ВВП достиг безопасного уровня и даже оказался выше. Более того, в 2007 г. Россия превысила уровень ВВП 1990 года. Также в прошлом году в России был достигнут самый большой прирост ВВП за последние 7 лет – 8,1 %.

По итогам 2007 года, согласно данным международных экспертов, Россия опередила такие страны «восьмерки», как Италия и Франция, по объему ВВП, рассчитанному по паритетной покупательной способности (2,08 трлн. долл.), и вошла в семерку крупнейших экономик мира. Однако такая смена рейтинга была достигнута в основном благодаря постоянному росту курса рубля, росту, почти в два раза повысившему долларовые издержки российских предприятий, росту, сделавшему российские товары неконкурентоспособными, росту, в пять раз увеличившему импорт. Вряд ли стоит этим гордиться.

Мировая методология сравнения ВВП использует еще один показатель – объем ВВП на душу населения. Здесь и открывается реальное положение дел. Так, ВВП Италии на душу населения в 2007 г. составил 31,0 тыс. долл., Франции – 33,8 тыс. долл., России – всего 14,6 тыс. долл. при среднемировом показателе в 10 тыс. долл. Причем Италия с Францией далеко не в лидерах. В Люксембурге, например, ВВП на душу населения в 2007 г. составил 80,8; в Катаре – 75,9; в США – 46,0 тыс. долл.

Доля обрабатывающих отраслей в общем объеме промышленного производства составила 66,3 %. Хотя отклонение от порогового значения (70 %) невелико, наличие отрицательной динамики может в ближайшем будущем создать угрозу экономической безопасности.

Доля машиностроения в общем объеме промышленного производства не дотягивает до порогового уровня, что свидетельствует о продолжающейся деиндустриализации национальной экономики.

4.3. Индикаторы финансовой сферы

Второй, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния (в скобках указаны фактические значения к началу 1998 г.):

– объем внутреннего долга в процентах к ВВП – 30 % (25 %);

– объем внешнего долга в процентах к ВВП – 25 % (30 %);

– дефицит бюджета в процентах к ВВП – до 5 % (менее 5 %);

– денежная масса (М2) в процентах к ВВП – минимум 50 % (14 %);

– объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей – 25 % (более 100 %).

Далее приведены более современные данные статистики за 2005 год. Государственный внутренний и внешний долг может составлять максимум 60 % к ВВП, а фактически он составил 16 %, что говорит о благополучной тенденции в этой сфере экономики.

Дефицит федерального бюджета может составлять максимум 3 % к ВВП, а фактически в 2005 году бюджет профицитен (то есть доходы превышают расходы).

Уровень монетизации (денежная масса М2, наличка, депозиты до востребования и срочные вклады) минимум 50 % к ВВП, а фактически – 25 %.

Недостаточность денежной массы М2 ниже порогового значения свидетельствует о неразвитости банковского сектора, о недоверии инвесторов к банкам, недостаточной склонности населения к организованным формам сбережения, о слабом развитии безналичных расчетов. Увеличение финансово-банковских резервов происходит за счет ущемления финансовых возможностей развития реального сектора экономики, инновационной и социальной сфер.

Расходы на оборону должны составлять 3 % к ВВП, фактически − 2,6 %, расходы на науку 2 %, а фактически – 0,3 % (!).

В финансовой сфере наибольшую угрозу экономической безопасности нашей страны представляет очень низкий уровень монетизации экономики. Политика снижения инфляционных процессов в России посредством сокращения денежной массы вызвала значительный разрыв между пороговым и фактическими значениями по монетизации экономики, что привело к дефициту оборотных средств предприятий и их задолженности.

4.4. Индикаторы социальной сферы

Третьей важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения.

Социальные индикаторы характеризуют сложившиеся тенденции развития социальных процессов с точки зрения реализации принципа справедливости распределения благ. Нарушение этого принципа проявляется в росте доходов господствующих социальных слоев за счет уменьшения доходов других не в связи с большим их вкладом в рост общественного благосостояния, а в связи с главенствующей ролью в распределении благ.

В этой области предварительно были определены следующие пороговые значения: доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума – 7 % (фактически в 1997 году 20 %, а в 2005 году – 16 %), продолжительность жизни – 70 лет (фактически 65 лет), соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения (децильный коэффициент или коэффициент фондов) – 8 раз (фактически 13 в 1998 г. и 15 в 2005 году). Стремительный раскол общества на узкий круг богатых и огромную массу бедных создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Это приводит к тому, что постоянно воспроизводятся угрозы социальных конфликтов.

Резко нарушена структура личных доходов населения по источникам их образования. Если еще в 1993 г. 2/3 личных доходов формировались за счет оплаты труда, то в первом полугодии 1994 г. эта доля снизилась до 50 %. Подобной структуры личных доходов населения нет ни в одной развитой стране мира. Доля оплаты труда в них не менее 60-65 %. Такая структура личных доходов подрывает основы трудовой мотивации поведения. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.

Индикаторами способности государства эффективно использовать национальные ресурсы служат уровень занятости и уровень использования производственных мощностей.

С экономической точки зрения безработица – явление нерациональное и неэффективное. Она увеличивает нагрузку на занятых, перенося на них расходы по содержанию социальных иждивенцев, способствует снижению уровня жизни и распространению бедности и со временем неизбежно ведет к утрате квалификации и трудовых навыков, нанося серьезный ущерб экономике.

Одним из индикаторов, позволяющих заблаговременно сигнализировать об опасности и принимать меры по ее предупреждению, можно назвать уровень безработицы. Уровень безработицы за последние 8 лет неуклонно снижается, но еще не соответствует безопасным параметрам – 6,1 % (порог 5 %).

По безработице принят пороговый уровень 5-7%, фактический уровень безработицы составил к 1998 г. около 9 %, а в 2005 году − 7,7 %.

Дифференциация субъектов Федерации по размеру прожиточного минимума должна составлять 1,5 раза (фактически до 5 раз).

Доля продовольствия, поступившего по импорту в общем объеме продовольственных ресурсов, должна составлять максимум 25 %, а фактически в 2005 году составила 40 %.

Доля продовольствия, поступающего по импорту в общем объеме продовольственных ресурсов, намного превышает величину порогового значения, что делает экономику уязвимой при неблагоприятном развитии ситуации на валютном рынке.

Потребление населения вплотную приблизилось к критической черте, опасной для здоровья. Если в 1990 году население страны потребляло животного белка в среднем 48 г/сутки на человека, то в 1998 году – всего 32 г (минимально необходимая норма его потребления в российских условиях 29 г на человека в сутки), при этом суточное потребление животного белка примерно у половины населения было ниже 29 г, а у 15 млн. человек с наименьшими доходами оно упало до физиологического минимума (20-21 г/сутки на человека), что ведет к задержке физического и умственного развития, снижению сопротивляемости организма к заболеваниям. В 1996 году по сравнению с 1990 годом годовое потребление на душу населения снизилось: мяса и мясопродуктов на 29 %, рыбы и рыбопродуктов на 40 %, молока и молочных продуктов на 38 %, яиц на 26 %, фруктов и ягод на 24 %, овощей и бахчевых культур на 14 %.

Известно, что если расходы на фундаментальную науку и современные технологии снижаются ниже 2 % ВВП на протяжении 5-6 лет подряд, то разрушение науки и технологического потенциала приобретает необратимый характер. Государственные расходы на НИОКР в стране уже в течение десяти лет не превышают 0,2 % ВВП. Такая политика государства лишает возможности российскую экономику в ближайшие десятилетия занять вообще какие-либо позиции на рынке высокотехнологичной продукции. Если на мировом «хай-тек» рынке доля США составляет 36 %, Германии – 16 %, Китая – 6 %, то доля России – не более 0,6 %. Эти цифры наглядно демонстрируют зависимость нашей страны от государств, определяющих сегодня направления научно-технического прогресса. В этом же контексте следует оценивать и такой показатель, как доля инновационной продукции в её общем выпуске (3,6 % при пороге не менее 15 %).

Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающейся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития. В стратегии определены приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

В России в настоящее время имеются достаточные финансовые возможности для проведения «технологической революции» – значительные золотовалютные запасы и Стабилизационный фонд, которые должны работать, а не простаивать. Тот же Китай благодаря частичному техническому перевооружению уже сейчас поставляет на экспорт высокотехнологичной продукции на 180 млрд. долл., Индия вышла на второе место в мире по экспорту программного обеспечения.

Анализ показал, что социальные индикаторы далеки от пороговых показателей безопасности и стабильности. Количество людей, живущих за чертой бедности, в два раза превышает пороговое значение, если здесь вообще уместно говорить о каких-либо порогах для страны, обладающей колоссальными природными богатствами и увеличивающимися из года в год золотовалютными резервами.

Децильный коэффициент (коэффициент фондов) в России по данным Госкомстата составляет 16,8:1, в то время как социально опасным считается превышение соотношения 8:1. Между тем, по оценкам учёных РАН, децильный коэффициент в России в действительности составляет ныне порядка 40-45:1. Размер средней пенсии постоянно отстает от прожиточного минимума пенсионеров, в то время как наличие спроса у населения старших возрастов играет роль фактора, поддерживающего на плаву экономику.

В мировой практике не допускается достижение величиной прожиточного минимума 70 % среднего размера пенсий. Часть пожилых людей, которая не имела никаких поступлений в виде заработной платы или других доходов и кто жил только на пенсию, составляют определенную часть бедного населения.

Представленная на заседании Госсовета президентская стратегия социально-экономического развития России до 2020 года по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энергосырьевого на инновационный путь развития, что вполне соответствует объективным требованиям обеспечения безопасности российской экономики и конституционным целям социального государства.

Основные социально-экономические показатели за 2007 год представлены в таблице 2.


Таблица 2

Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности в сравнении с фактическими данными за 2007 год

Таблица 2 показывает, что пороговые значения индикаторов достаточно точно сигнализируют о состоянии экономической безопасности России. Ситуацию нельзя характеризовать как однозначную, с оценкой «хорошо» или «плохо». Часть индикаторов в 2007 г. была ниже пороговых значений и удовлетворяла требованиям экономической безопасности. Это объем ВВП, сбор зерна и его производство на душу населения, соотношение минимальной заработной платы и потребительского бюджета. Темпы роста ВВП почти в 3 раза превышают пределы порогового значения. Однако большинство показателей выходят за пределы пороговых значений.

Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности страны. Рыночные механизмы не содержат в себе эту функцию. Предприниматель должен защищать интересы своей, фирмы, а не национальные интересы страны в области экономики. Как правило, экономические интересы каждой фирмы не противоречат национальным интересам страны. Однако весьма часто такие противоречия могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие каких-либо производств, которые являются экологически вредными, а государство заинтересовано сдерживать их развитие и получать такую продукцию по импорту. И наоборот, исходя из требований рынка, какую-либо продукцию явно выгоднее импортировать, однако стратегические, а в ряде случаев оборонные соображения требую развития ее производства в стране. Можно найти много других примеров расхождения в требованиях рыночных механизмов и национальных интересов страны в области экономики.

Для разрешения подобных противоречий государство должно осуществлять свою функцию защиты экономической безопасности. Важнейшим инструментом реализации данной функции служат пороговые значения индикаторов экономической безопасности , которые представляют собой количественные параметры, очерчивающие границу между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики. Иными словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают национальным интересам страны в области экономики количественную определенность.

Первая группа пороговых значений индикаторов экономической безопасности касается производственной - сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь пороговые значения по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим была принята следующая величина пороговых значений: объем валового внутреннего продукта в целом -- в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семерки», на душу населения -- 50% от среднего по «семерке» и 100% -- от среднемирового показателя ВВП(по данным Глазьева).

Следует признать, что фактические показатели в России в настоящее время существенно ниже этих пороговых значений. Размер ВВП в целом составляет (по данным Росстата на 2012 год) порядка 30% от среднего по «семерке», на душу населения -- примерно 20% от среднего по «семерке» и 25% от среднемирового. По размерам ВВП в целом Россия опустилась во вторую десятку наиболее развитых стран мира. Впереди идут США, Китай, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Индия, Бразилия и Индонезия. По ВВП на душу населения Россия оказалась на 71 месте в мире.

Большую роль в данной группе пороговых значений играют индикаторы, характеризующую структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве. Проработаны следующие пороговые значения в этой области: доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности -- 66%(2007 год), машиностроения -- 1%, доля импорта во внутреннем потреблении населения -- 43%.

Второй важной группой уровня жизни населении. В этой области предварительно были определены следующие пороговые значения: доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, -- 7%, продолжительность жизни -- 70 лет, разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% низкодоходных групп населения - 8 раз.

Следует отметить, что фактические показатели, отражающие доходы населения, требуют особых комментариев. Есть основания считать, что эти данные несколько занижены, а доля в населении людей с доходами ниже прожиточного минимума и разрыв в доходах высоко - и низкодоходных слоев населения -- завышены.

Дело в том, что, во-первых, эти показатели рассчитаны только на основе денежных доходов населения без учета натуральных доходов от собственных подсобных хозяйств и, что особенно важно, без учета бесплатных флаг и услуг, получаемых населением. Есть основания считать, что не в полной мере учтена и часть денежных доходов, например, доходы населения в сфере теневой экономики, хотя Госкомстат России и делает соответствующие расчеты.

Во-вторых, не учитываются многие перераспределенческие потоки. Сейчас большое распространение получила неформальная, нерегистрируемая занятость по оказанию услуг одной частью населения (как правило, низкодоходной) другой части (высокодоходной). В результате этой деятельности происходит перелив доходов от одной группы населения к другой.

Третьей , наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния. По этой группе предварительно были определены многие пороговые значения, в частности, важнейшие из них:

объем внутреннего долга в процентах к ВВП -- 30%;

объем внешнего долга в процентах к ВВП -- 25%;

дефицит бюджета в процентах к ВВП -- до 5%;

объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей -- 25%;

*денежная масса (М2) в процентах к ВВП -- 50%.

Фактические параметры по указанным индикаторам к началу 2012 г.

составили:

объем внутреннего долга -- примерно 78,4%;

объем внешнего долга -- примерно 21,6%;

дефицит бюджета -- (в 2011 году) 0,1%;

объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей -- (на 2005 год) 25%;

денежная масса--(на 2005 год) 50%.

Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения не выходят за рамки пороговых значений, -- это, прежде всего, размер внутреннего долга и дефицит бюджета.

Надо сказать, что Правительство Российской Федерации главной своей задачей за прошедшие годы считало достижение финансовой стабилизации и прежде всего снижение инфляции путем сужения денежной массы. Это в значительной мере определило характер экономического развития страны за тот период.

Вообще порогового значения по уровню инфляции устанавливать не следует. Это дело текущей экономической политики, а не нормированного установления.