Знания как экономический ресурс прежде всего вырабатываются в сфере научных исследований и опытно – конструкторских работ (НИОКР) .
Научные ресурсы характеризуют:
o объем и качество накопленных знаний
o способность страны к их воспроизводству и внедрению в виде инноваций.
Масштабы НИОКР зависят от:
ü ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование),
ü государственной политики в сфере НИОКР.
Масштабы инноваций зависят от:
Ø инновационного климата,
Ø спроса экономики на результаты НИОКР.
Научные ресурсы отдельных стран характеризуются по материальной и кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:
· доля расходов на НИОКР
· численность занятых в НИОКР по отн-ю к занятым в экономике
· индекс цитирования (ссылок на работы исследователей страны)
· число международных премий за научные достижения
· сальдо технологического баланса
· доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте.
Эффективность сферы НИОКР зависит также от инновационной активности частного сектора экономики, поэтому важными характеристиками являются :
o доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны,
o баланс торговли лицензиями и патентами,
o доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий.
Научно-технические ресурсы мира в основном сосредоточены в США, ЕС, КНР, РФ и Индии.
1) США – крупнейший в мире научно-технический потенциал. Высокий уровень квалификации и оснащенности научных центров. 60% НИКОР сосредоточено в ВУЗах. Инновационный бизнес быстро развивается, он соединяет науку и предпринимательство. Его центры – технополисы, где идет разработка новых изделий и технологий. Лидеры в выпуске суперкомпьютеров, авиации, лазеров, биотехнологии. Доля в мировом производстве наукоемкой продукции – 40%.
2) Западная Европа – длительное время отставала по исследованиям в сфере высоких технологий. Расходы на НИОКР ниже, чем в США и Японии. Небольшое число космических и военных исследований. Ориентация на фундаментальные исследования. Строительство АЭС, фармацевтика, связь.
3) Япония – долгое время отставала, но сейчас развивает собственные исследования вместо использования зарубежных достижений. Приоритет – роботы, медицина, электроника, биотехнологии, оптоволокна. Зависимость от американских технологий.
Показатели:
· США лидирует по затратам в сфере НИОКР (285 млрд. $, 2003г)
· По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,1%), Швеция (чуть менее 4%), Финляндия (3,5%), Япония и Исландия (3,1%)
· В развитых странах частные компании инвестируют в НИОКР: США - на 68%, Япония - на 70%, ЕС - на 56%.
Характерной чертой развития НИОКР стала глобализация, проявляющаяся в :
Ø увеличении международного сотрудничества ученых,
Ø растущей доли зарубежного финансирования НИОКР,
Ø организации научно-технических альянсов,
Ø росте объемов торговли интеллектуальной собственностью,
Ø международном аутсорсинге.
Увеличилась торговля интеллектуальной собственностью за счет перекрестного лицензирования (США, ЕС, Япония, Юж. Корея).
Научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами – увеличился в сфере программного обеспечения (Ирландия, Индия, Россия, Украина).
Образовательные ресурсы мира. Показатели, ведущие центры.
Образовательные ресурсы – накопленные объем и качество знаний и профессионального опыта, усвоенные населением и воспроизводимые через систему образования.
Основные тенденции развития образования:
· Построение непрерывной цепочки этапов образования,
· фундаментализация
· профессионализация,
· междисциплинарность,
· ускоренное развитие новых дисциплин,
· диверсификация,
· демократизация,
· интернационализация.
В развитых странах существует система многоступенчатого образования, предполагающая получение диплома.
Проблемы образования отличаются по странам:
o развитые страны обеспокоены переходом к всеобщему высшему образованию,
o развивающиеся – обеспечением среднего образования или ликвидацией безграмотности.
Образовательные ресурсы по странам характеризуются такими показателями, как:
ü доля расходов на образование в ВВП;
ü расходы на образование на душу населения
ü доля окончивших полную среднюю школу
ü доля студентов в возрасте 18-29
ü студентов на 10 тыс. населения
ü доля лиц с высшим образованием
ü доля иностранцев в общей численности студентов
Качество образование оценивается по:
Ø востребованности,
Ø современности.
По охвату населения высшим образованием лидируют США, Канада, Финляндия, Швеция, Ю.Корея, Россия.
Наблюдается повышение расходов на высшее образование: США-2,5% ВВП, ЕС-1% ВВП.
Концепции государственного финансирования высшего образования:
o «дохода от образования» (первенство выгоды частного лица от образования,
o «социальной пользы» (первенство косвенных выгод общества от образования).
Государственное финансирование образования превалирует в развитых странах, однако и частное финансирование набирает темпы (Южная Корея - 84%, США - 66%, Великобритания - 29%). Дефицит госбюджета вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования и переходить к платному образованию.
Ведущими центрами мира по подготовке кадров являются США, ЕС, Япония и Россия.
1999 г. – «Декларация о европейском пространстве высшего образования» , подписанная 40 странами: начало Болонского процесса. В Азии за последние 20 лет число бакалавров увеличилось в 3 раза.
В последнее время увеличился поток миграции научно-технических кадров («утечка мозгов») преимущественно в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Важной частью притока специалистов являются обучающиеся в развитых странах студенты из развивающихся и переходных стран. Вместе с тем, в Азии число специалистов, получивших образование в национальных университетах, больше, чем тех, кто получил образование за рубежом.
Общая характеристика развитых стран. Место в мировом производстве товаров и услуг, торговле, движении капитала.
Типология развитых стран:
1. Типология МВФ. Развитыми считаются гос-ва: Большая семерка(США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) Австралия, Нов Зеландия, Израиль, Кипр, страны НИС 1-ой волны (Юж Корея, Гонконг, Сингапур).
2. Типология ООН. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Республику.
3. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу также Турцию и Мексику, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в НАФТА). После присоединения к ЕС также Венгрия, Чехия, Польша.
Основные признаки РКС:
· Высокий уровень экономического развития. ВВП на душу населения по ППС 35 тыс. долларов, что в 3,5 раза выше, чем по миру в целом.
· Смешанная экономика с преобладанием частной собственностью
· Распределение товаров и услуг с помощью рыночного механизма
· Высокий уровень капитализации доходов
· Высокий уровень механизации труда
Особенности РКС
ü Существование Триады – ЕС, НАФТА, развиты страны Азии, прежде всего Япония. В Триаде производится половина ВВП мира (лидер США – 37% ВВП мира, потом Япония – 14%). Конкурируют между собой. 2004 г. доля ЕС в мировом экспорте – 15%, доля НАФТА – 8% без учета внутрирегиональной торговли, доля Японии – 5%. Страны Триады демонстрируют разные социально-экономические модели современного капитализма. Американская соц-эк модель основана на индивидуализме ее участников, и поэтому приближена к канонам либерализма. Западноевропейская модель – корпоративистская модель, т.е. базируется не на индивидуализме своих участников, а на их хозяйственных, профессиональных и других объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения. Японская модель характеризуется превалированием коллективных интересов над индивидуальными, социальное расслоение невелико.
ü Разрыв в уровне экономического развития (между бедными и богатыми) в 5-7 раз. Например, в Люксембурге ВВП по тек курск 76тыс долл, ВВП по ППС 64тыс.долл, на Мальте соответственно – 15 тыс и 20 тыс долл.
Особенности развития РКС на современном этапе:
· Переход к новому технологическому базису (формирование знаниеемкой постиндустриальной экономики, экономики знаний.) «Наукоемкость ВВП» - расходы на НИОКР в ВВП. 1-ое место по наукоемкости – Израиль (4%), до этого – Скандинавские страны, Япония.
Страны по степени научно-технического потенциала:
1. Израиль, Скандинавские страны, Япония, США, Германия, Великобритания
2. Италия – среднеразвитый потенциал
3. Португалия, Турция, Кипр, Мальта – слаборазвитый потенциал
· Феномен торможения темпов роста. Парадокс Солоу (инвестиции в IT НЕ приводят к увеличению прибыли или производительности труда, но зато приводят к еще большим инвестициям в IT. Если по-простому, то, конечно, от IT есть выигрыш, но он меньше, чем стоимость самого IT.). Если в 90-е гг. мир развивался по темпам 2,6 , то здесь – 2,5. В 2009 г мир – 4%, подсистема – 2,9. 2009г мир – 1%, РКС – о, 5%.
Объяснение торможения темпов роста:
1. Сокращение эффекта экономии на масштабах производства. Экономия на масштабе производства – с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.
2. Структурные изменения в экономике РКС:
ü Снижение доли с-х в отраслевой структуре ВВП
ü Деиндустриализация (падение роли промышленного произвлдства в нац-ом доходе страны)
ü Основа промышленности – машиностроительный комплекс: 30-45% всей промышленности в РКС.
ü Развитие ТЭК
ü Превращение третичного сектора в главный сектор экономики
· Глобализация. Растет экспортная квота РКС, в капиталовложениях увеличивается доля прямых иностранных инвестиций, возрастает доля приехавшей из-за рубежа рабочей силы, растет обмен знаниями. Растет зависимость развитых стран друг от друга и от остальных стран мира.
· Процесс либерализации (т.е. уменьшение гос-го регулирования хоз-ой жизни)
Изменения в социальной сфере РКС:
1. Сокращение отрабатываемых часов за год. США и Япония продолжают лидировать среди крупных развитых стран по количеству официальных рабочих часов в расчете на одного занятого в год.За 1990- 2003гг кол-во часов не изменилось, хотя оно значительно меньше, чем в начале 20 века. США – 1913 г – 2605 часов, 2007 – 1705.
2. Рост безработицы. Более-менее стабильна на низком уровне в Японии – 3%. Выше всего в Европе – до кризиса 8%.
3. Сокращение социальной дифференциации. Причина – власти осознают возможность бунтов, активная социальная политика. Индекс Джинни: Япония – 0,25; США – 0,4. Для американской модели хар-на сильная имущественная дифференциация, связанная с высоким уровнем индивидуализма.
4. Рост расходов на образование, здравоохранение, науку (1910 – 2,4 – 2,8% ВВП, 2006 – 18-19 % ВВП).
5. Создание внушительного «креативного класса» - более 3, 2 тысяч исследователей на 1 млн. жителей).
Условия развития экономики (условия воспроизводства РКС):
· Дефицит гос. бюджета (ЕС – 0,9 – 4, 3 % ВВП, США – 0,7-4,9% ВВП, Япония – 3,8-8,2% ВВП)
· Рост гос.долга. США – 70% ВВП, ЕС – 50-60% ВВП, Япония – 130-150% ВВП)
· Рост уровня инфляции (ЕС – 2%, США – 4-5%, Япония – 0%)
· Безработица. В Европе до кризиса 8 %, тенденция к увеличению из-за невысоких темпов эк-го роста. В США 2005 г – 5% (это 2008 г, 2010 – 9%) , меньше колеблется из-за более высоких темпов эк-го роста. Япония – 3% , безработица меньше из-за коммунализма.
Место РКС в мировом хоз-ве.
В разв странах производится больше половины ВВП мира. 80% ВВП по текущим ценам, 52% по ППС. По прогнозам упадет до 42%. В этой группе стран проживает около 15 % населения мира.
1. Место в мировом производстве:
· РКС удерживают позиции в выпуске обработанных товаров и упрочили позиции в производстве средств производства. Доля в мировой обрабатываемой пром-ти – 63,3%.
· Сильные позиции в пищевой и легкой пром-ти
· Ведущие производители отдельных видов с-х продукции
· Обладает развитой инфрастуктурой
2. РКС являются и объектами и субъектами движения капитала. Доминируют в движении прямых инвестиций: 2005 год – 87%экспорта, 88% импорта)
3. Место в предоставлении экономической помощи. 11% всего чистого оотка капитала из РКС – это и есть эк-кая помощь. Объем помощи – 0,22-0,33% ВВП. Крупные доноры _ США и Япония. 65% помощи выдается на условии грантов, ¼ часть – связанная помощь (то есть на предоставленные деньги нужно купить товары донора)
4. Место РКС во внешней торговле. Доля в мировом экспорте и импорте падает. Начало 20 века – 74%, начало 21 века – 65%. За счет Западной Европы, ее доля снизилась с 54 до 33%. Доля США не изменилась – 13 и 12 %). Доля Японии резко выросла (с 2 до 6 %).
5. Из-за несбалансированности внешней торговли товарами платежный баланс США с отрицательным сальдо, в рез-те усиливается зависимость США от притока капитала извне. В других центрах триады благодаря превышению экспорта над импортом сальдо положительно, в рез-те образуется избыток капитала, который экспортируется в США.
241.71kb.
Глава 10. Ресурсы знаний в мире
В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс.Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).
10.1. Научные ресурсы мира
Масштабы НИОКР
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР.
Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:
Доля расходов на НИОКР в ВВП;
- численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике;
- индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров;
- число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;
- сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами;
- доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г
страны | доля расхо дов на НИОКР в ВВП, % | Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике * | Сальдо техно логического баланса, млн. долл. | Доля высокотехнологичных изделий в про мышленном экспорте стра ны, % |
США | 2,7 | 86 | + 24884 | 32 |
Япония | 3,1 | 99 | - 599 | 24 |
Ю. Корея | 2,9 | 64 | - 71022 | 32 |
Швеция | 4,3 | 106 | + 617 | 16 |
Финляндия | 3,5 | 164 | - 45 | 24 |
Великобритания | 1,9 | 55 | + 1708 | 31 |
Франция | 2,2 | 72 | + 1285 | 21 |
Германия | 2,5 | 68 | - 1299 | 17 |
Италия | 1,1 | 28 | - 740 | 9 |
Россия | 1,3 | 75 | - 191 | 13 |
* без технического персонала, занятого в НИОКР
Источник: World Development Indicators 2004,p.298; Economic Trends, 2004, September,p.61; Наука России в цифрах: 2004, Стат. Сб. – ЦИСН, 2004, с178,182,183; Наука России в цифрах: 2002, с. 130,131
Важнейшие научно-технические центры мира
Основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. На долю США пришлось 44% общих расходов на НИОКР стран ОЭСР, ЕС – 30%, Японии – 20%. В 2000г США затратили на НИОКР 183 млрд. долл., Япония – 66 млрд., Германия – 33 млрд. долл., Россия – 10,6 млрд. долл., Китай – 50,3 млрд. долл., Израиль – 5,6 млрд. долл. (только гражданские НИОКР). По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,4%), Швеция (4,3%), Финляндия (3,5%), Япония (3,1%), Ю.Корея и Исландия (2,9%).
В развитых странах частные компании стали основным инвестором в НИОКР: частный сектор обеспечивает более 70% всех расходов на НИОКР в Японии, 68% в США, 56% в среднем в ЕС. Лидерами по абсолютным расходам на НИОКР в корпоративном секторе являются компании США, в 2003г «Дженерал моторз корп.» ассигновала на НИОКР 6,5 млрд. долл, «Форд мотор ко.» – 6,3 млрд. долл., “IBM” – 5,4 млрд. долл.
Глобализация научно-технических связей
Глобализация НИОКР проявляется в увеличении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно-технических альянсов, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью, международном аутсорсинге. В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного финансирования НИОКР составляет 10%.
Произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного лицензирования. США имеет самое крупное сальдо лицензионной торговли. Наиболее крупными покупателями американской технологии являются Япония и Ю. Корея (44% всех поступлений США в 1999г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и в Японии (около 30% платежей).
Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения (т. н. офшорное программирование) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается аутсорсинг в России и Украине.
10.2. Образовательные ресурсы мира
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т.д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе.
В то же время проблемы образования различаются по странам. Если для развитых стран вопрос стоит о переходе к всеобщему высшему образованию, то для развивающихся стран в долгосрочном плане – это обеспечение полноценного среднего образования, а для многих - ликвидация неграмотности и введение всеобщей системы начального образования (в 2000г насчитывалось 800 млн. неграмотных).
Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются:
- доля расходов на образование в ВВП;
- расходы на образование на душу населения;
- доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу;
- доля студентов в возрастной группе 18-29 лет;
- численность студентов на 10 тыс. населения;
- доля лиц с высшим образованием;- доля иностранцев в общей численности студентов (см. табл. 10.2.);
Таблица 10.2. Показатели образовательных ресурсов ведущих стран мира,
2000, 2001гг
страны | доля расходов на образование в ВВП, 2000г, % | Численность студентов на 10 тыс. населения, 2001г | Удельный вес студентов в своей возраст ной группе, %, 2001г** | Доля получивших первую университет скую степень в группе 24 летних, 2001г**** | Доля иностранцев в общем числе студентов, %, 2000г |
США | 7,0 | 387 | 73 | 33,8 | 3 |
Япония | 4,6 | 233 | 48 | 31,5 | 2 |
Ю. Корея | 6,4 | 393 | 78 | 26,8 | н.д. |
Швеция | 6,5 | 388 | 70 | 33,4 | 7 |
Финляндия | 5,6 | 527 | Н.д. | 38,5 | 2 |
Великобритания | 5,3 | 243 | 60 | 39,4 | 11 |
Франция | 6,1 | 260 | 54 | 36,1 | 7 |
Германия | 5,3 | 215 | 46*** | 20,0 | 10 |
Италия | 4,8 | 309 | 50 | 20,7 | 2 |
Россия | 2,9* | 336 | 64 | 25,6*** | 1 |
*государственные расходы
** студенты последней ступени полных средних и высших учебных заведений. Возрастная группа определяется исходя из официального возраста получения полного среднего образования плюс пять лет. Данные ЦИСН
Источник: Высшее и послевузовское образование в России: 2004. Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2004, с.212, 217, 221; Всемирный доклад по образованию 2003, с.92 nesco.org, Human Development Report 2003, p 237 org
**** по данным Science &Engineering Report 2004 ov
Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний (они быстро стареют, кроме фундаментальных), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения.
В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием (в 2002г в среднем 23% населения в группе 25-64 лет имело высшее образование, в США – 38%, Канаде – 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование. В 2000г в высшей школе училось в США – 38% молодежи (в группе 20-29 лет), ЕС – 26%, Финляндии – 44%, Швеции - 32%. За последние 10 лет число учащихся высших учебных заведений возросло на 50% в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии и Польше, на 20% - в Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике.
В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели – 2\3 студентов специализируются в гуманитарных областях (гуманитарные и социальные науки, право, педагогика, искусство), а 1\3 изучает естественно-научные и технические дисциплины (естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство). Доля выпускников вузов в области научно-технических дисциплин в 2001г в ЕС составила более 30%, в США - 17%, Японии – 12%.
Наблюдается повышение расходов на образование в целом (за 1995-2001г рост в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах), и на высшее профессиональное в частности. В настоящее время в экономической науке превалируют две концепции участия государства в финансировании высшего образования: неолиберальная концепция «дохода от образования» (на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом), и концепция «социальной пользы» (на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования). Основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля частного финансирования (средств компаний и физических лиц). Роль частных источников финансирования значительно колеблется по странам – наименьшая в странах Северной Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии), 29% в Великобритании, 66% - в США, 84% - в Ю. Корее. Вместе с тем, дефицит государственных бюджетов, расширение системы высшего образования и контингента учащихся вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования высшей школы и переходить к платному образованию. В США соотношение между затратами на высшее образование семей и частных компаний примерно равны, в Ю. Корее 2\3 приходится на средства семей. 1
Ведущие центры мира по подготовке кадров
Лидерами по подготовке кадров со средним и высшим образованием являются США и ЕС, а до последнего времени и Россия. В 2001г в 15 странах ЕС было подготовлено 2,0 млн. выпускников высшей школы (первой ступени, эквивалентной степени бакалавра), в 10 странах-кандидатах – еще 0,6 млн. чел., в США – 2,15 млн., в Японии – 1,1 млн. человек, в России – 0,7 млн. чел. В июне 1999г в итальянском городе Болонье министры образования 29 европейских стран приняли «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования к 2010г. («Болонский процесс»). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к «Болонскому процессу» в 2003г.
Большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, увеличив число получивших степень бакалавра в научно-технических дисциплинах более, чем в три раза (до 8-10% общей численности выпускников). Наиболее серьезные достижения в этом регионе достигнуты в послевузовском образовании.
Миграция научно-технических кадров
Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между развитыми странами связано с процессами глобализации и носит краткосрочный характер (5-10% переездов специалистов из Канады в США объясняется внутрифирменными перемещениями). Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является «утечкой мозгов». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Лидирует в этой области США, где 40% взрослых иммигрантов имеет высшее образование, и где обучается 32% всех иностранных студентов в странах ОЭСР. С начала 90-х гг. в США въехало около 900 тыс. высококвалифицированных специалистов из Индии, Китая, России и ряда стран ОЭСР по программе «грин карт». В США остается 90% докторов в научно-технических дисциплинах, выходцев из Китая и Индии, 80% из Великобритании, 63% из Ю. Кореи. В Великобритании доля иностранцев, оканчивающих университеты в научно-технических дисциплинах возросла за 1995-1999гг. с 29 до 31%, причем в технических науках этот показатель достиг 38%, в социальных науках – 40%. В 1999г иностранцы получили 49% докторских дипломов в технических дисциплинах в США, 44% - в Великобритании, 30% - во Франции.
Одним из свидетельств конкурентоспособности и качества национальной системы образования становится академическая миграция (перемещение преподавателей и студентов). Увеличение численности иностранных студентов с одной стороны, дает ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, а с другой, характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия. В числе причин роста доли иностранных студентов: возросший интерес к высшему образованию, система мер по привлечению иностранцев (в частности, Болонский процесс), демографические факторы.
Во второй половине 90-х гг. в странах Азии произошел перелом в соотношении между числом специалистов, получивших образование за рубежом и в национальных университетах в пользу последних. Научно- техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовали возвращению специалистов на родину. В 1999г Европа подготовила 54 тыс. докторов в области естественных и инженерных наук, США – 26 тыс., азиатские страны – 21 тыс. (лидером в этом регионе является Китай – 6,5 тыс.).
10.3. Информационные ресурсы мира
В постиндустриальном обществе информация стала его важнейшим элементом, а уровень развития информационной инфраструктуры превратилась в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике. В постиндустриальном обществе информация становится предметом массового потребления общества и стержнем общественного развития.Совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности формирует национальные информационные ресурсы.
Развитие телекоммуникационных систем, в первую очередь Интернета, а также либерализация рынков связи, повлекшая за собой снижение стоимости коммуникационных услуг, привели к активному развитию информационного рынка. Интернет превратил информационные ресурсы мира в единое целое, где понятие географического и физического расстояния практически исчезает. В результате процессов глобализации информационные потоки выходят за национальные рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылки для формирования глобального информационного общества. США и страны ЕС еще в первой половине 90-х гг. включили развитие общества «знаний» и информационного общества в число национальных приоритетов.
Основные показатели информационных ресурсов
Важнейшими показателями информационных ресурсов отдельных стран является доступ к информационными источникам как к традиционным (радио, телевидение, печать, стационарная телефония), так и новым (мобильная связь, Интернет ресурс):Число ежедневных печатных изданий, радиоприемников, телевизоров, подключений к кабельному телевидению, число телефонных номеров в расчете на 100 населения;
Число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета в расчете на 100 населения;
Доля расходов комплекса информационно-коммуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП;
- число персональных компьютеров в расчете на 100 населения;
- индекс «цифрового доступа» (характеризует возможности жителя страны получить доступ и использовать возможности ИКТ). 2 (см. табл.10.3.)
Таблица 10.3. Показатели информационных ресурсов ведущих стран
Мира, в расчете на 100 чел. населения, в 2000, 2002, 2003 гг.
Страны | Число ежеднев ных газет На 100 чел., 2000г. | Число телевизо ров на 100 чел., 2002г | Число Интернетсерверов на 100 чел., 2003г | Число пользова телей Интерне та на 100 чел, 2003г | Число ПК На 100 чел., 2003г. | Доля расходов На ИКТ в ВВП, %, 2002г | Индекс «циф рового досту |
США | 21,3 | 93,8 | 55,5 | 55,1 | 65,9 | 6,5 | 0,78 |
Япония | 57,8 | 78,5 | 10,2 | 48,3 | 38,2 | 5,3 | 0,75 |
Ю. Корея | 39,3 | 36,3 | 0,5 | 61,0 | 55,8 | 6,5 | 0,82 |
Швеция | 41,0 | 96,5 | 10,5 | 57,3 | 62,1 | 6,5 | 0,85 |
Финлян | 44,5 | 67,0 | 24,4 | 50,9 | 44,2 | 5,8 | 0,79 |
Великобритания | 32,9 | 95,0 | 5,5 | 42,3 | 40,5 | 6,1 | 0,77 |
Франция | 20,1 | 63,2 | 4,0 | 36,6 | 34,7 | 5,2 | 0,72 |
Германия | 30,5 | 66,1 | 3,2 | 47,3 | 43,1 | 5,2 | 0,74 |
Италия | 10,4 | 49,4 | 1,1 | 40,9 | 23,1 | 4,4 | 0,72 |
Россия | 10,5 | 53,8 | 0,4 | 4,1 | 8,9 | 3,7 | 0,50 |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Особенности развития мирового хозяйства. Природные ресурсы в мировой экономике, их основные виды. Роль природных ресурсов в мировой экономике. Ресурсы природных компонентов. Запасы и использование природных ресурсов в Европе и Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 13.07.2014
Структура национального богатства. Экономические и трудовые ресурсы мира. Понятие, происхождение, категории, виды, причины, роль и последствия миграции населения. Система межгосударственного регулирования миграционных процессов. Защита прав мигрантов.
презентация , добавлен 07.08.2013
Понятие и субъекты мировой экономики, история ее формирования и развития. Первичные и вторичные секторы экономии. Признаки постиндустриального общества по Д. Беллу. Инструменты внешнеторгового регулирования. Финансовые ресурсы мира. Внешний долг страны.
тест , добавлен 28.05.2010
Связь между мировой экономикой и топливно-энергетическим комплексом. Топливно-энергетические ресурсы мира. Обеспеченность мировой экономики природным газом. Проблемы использования ресурсов. Тенденции в производстве энергоресурсов в различных странах.
курсовая работа , добавлен 25.04.2013
Истоки и механизмы глобализации экономики, предпосылки, сущность и основные черты глобализационных процессов. Перспективы глобализации и их последствия: место России в этом процессе. Выгоды, противоречия и негативные последствия глобализации мира.
курсовая работа , добавлен 23.06.2012
Понятие и значение трудовых ресурсов, их место и роль в мировой экономике, оценка динамики миграции и международного движения. Этапы и направления глобализации международной трудовой миграции, методы и механизмы управления данным процессом, проблемы.
курсовая работа , добавлен 01.06.2014
Возрастная структура населения мира. Уровень образования трудовых ресурсов. Эффективность использования рабочей силы. Теории валютного курса. Финансовые ресурсы и потенциал мирового хозяйства. Мировой рынок капитала. Виды балансов международных расчетов.
учебное пособие , добавлен 28.04.2014
10.1. Научные ресурсы мира
Масштабы НИОКР
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: - доля расходов на НИОКР в ВВП;- численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г
доля расхо дов на НИОКР в ВВП, % | Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике * | Сальдо техно логического баланса, млн. долл. | Доля высокотехнологичных изделий в про мышленном экспорте стра |
|
США | ||||
Япония | ||||
Ю. Корея | ||||
Швеция | ||||
Финляндия | ||||
Великобритания | ||||
Франция | ||||
Германия | ||||
Россия |
* без технического персонала, занятого в НИОКР
Динамика и структура населения мира характеризуется прежде всего следующими показателями: среднегодовыми темпами роста и долей отдельных стран в общей численности населения планеты.
Население земли точно посчитать невозможно, так как в 40 странах мира более 10 лет не проводилось переписи. В настоящее время население земли увеличилось до 6 млрд. человек и темпы прироста его замедлились. В развитых странах они остаются стабильно низкими, в странах с переходной экономикой они замедлились, а в России, странах Балтии, СНГ и Восточной Европе наблюдается процесс естественной убыли населения. Замедлились темпы роста населения и в развивающихся странах, в основном за счет Восточной и Юго - Восточной Азии, Латинской Америки. Примерно 76 % населения живет в развивающихся странах. В развитых – 15,9 %, остальное в странах с переходной экономикой (8,1 %).
Естественное воспроизводство населения - основной процесс, который регулирует динамику его численности. Среди основных показателей естественного воспроизводства населения выделяют следующие:
Абсолютное число естественного прироста населения;
Коэффициент естественного прироста населения;
Индекс жизненности;
Суммарный коэффициент рождаемости;
Брутто-коэффициент воспроизводства населения;
Нетто-коэффициент воспроизводства населения.
10 Вопрос Демографическая политика
Демографическая политика - это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.
В настоящее время широко обсуждаются экономические и социальные последствия роста численности населения. Динамика населения тесно связана с рядом глобальных проблем, прежде всего с проблемой бедности, продовольственной и экологическими проблемами. Значительная часть населения мира уже теперь испытывает недостаток основных условий, необходимых для здоровой жизни.
11. Предпринимательские ресурсы мира.
Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители - предприниматели, его инфраструктура - рыночные институты, его этика и культура. К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. Таким образом, предприниматель - это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне., составная часть национального предпринимательского потенциала - это этика и культура, сам предпринимательский дух общества.Знания - это совокупность сведений в различных областях. Главный источник знаний для хозяйственной жизни - это наука. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т.д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе. 12 вопрос Ресурсы знаний в мире Знания –
Ресурсы знаний в мире Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.
Научные ресурсы мира Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте
Образовательные ресурсы мира Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов
Информационные ресурсы мира Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек