Современное инновационное развитие национального хозяйства. Реферат: Инновационное развитие экономики


ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Инновационное развитие экономики

Предмет: Государственное регулирование экономики и экономическая политика

Преподаватель: д.э.н. Сандоян Э.М.

Выполнил: студент 4 курса

Паносян Артак Тадевосович

Ереван, 2010

Введение 3

Глава 1. Сущность понятия «инновация» 4

1.1. Инновации в системе экономики, основанной на знаниях 6

Глава 2. Инновационная система России 7

2.1. Сектор исследований и разработок (ИиР) 8

2.2. Предпринимательский сектор 10

2.3. Показатели инновационной активности в России 11

Глава 3. Инновации как фактор экономического роста 13

Заключение 17

Cписок использованных источников 18

Приложения 19

Введение

Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его главное предназначение. Наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных потребностей общества – инновации.

В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование двух видов потенциалов – научного (новейших технологий и техники) и интеллектуального, связанного со способностью внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение - нахождение и рациональное использование финансовых средств. Таким образом, привлечение государственных, частных или смешанных инвестиций с их определенными резервами, которые могут в какой-то степени компенсировать повышенный риск, приводит к более эффективному развитию инновационной деятельности.

К тому же, как показал опыт многих стран, успешный переход к инновационной модели функционирования национальной экономики возможен лишь при условии восприятия ею инноваций. Здесь также необходимо решить проблему адекватного государственного финансирования и регулирования инновационных процессов.

В связи с этим работу можно назвать актуальной. Целью данной работы является изучение инновационных процессов в экономике.

Работа состоит из трех частей. Первая часть посвящена историческому опыту развития инновационной деятельности. В ней также рассматриваются различные определения понятия «инновация» с позиций различных теорий.

Вторая часть включает анализ состояния основных элементов инновационной системы России: сектора исследований и разработок (ИиР), предпринимательского сектора и показателей инновационной активности в России.

Третья часть посвящена оценке тенденций экономического и инновационного развития в мире. Она рассматривает как инновации влияют на экономический рост страны. В частности, дан анализ факторов экономического роста, проведены международные сопоставления инновационных индикаторов, оценены позиции стран по интен­сивности инновационной деятельности.

Глава 1. Сущность понятия «инновация»

Экономика как саморазвивающаяся система находится в процессе постоянных изменений, эволюционирующего развития, движущей силой которого выступают появление и распространение инноваций.

Инновация - это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передо­ вого опыта. 1

Инновация характеризуется как конечный результат нововведений с целью максимизации прибыли и получения других экономических, со­циальных, экологических, научно-технических или иных эффектов. Нововведения могут быть представлены в виде изобретений, то­варных знаков, патентов, докумен­таций на новый или усовершенствованный процесс, результатов научных, маркетинговых и других видов исследований.

В настоящее время инновационное развитие становится наиболее важным элементом социально-экономического развития стран и регионов. Рост экономик США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии во многом обусловлен развитием наукоемких отраслей, разработкой и внедрением инноваций. Без инноваций экономическая система достигла бы устойчивого равновесия, которое будет препятствовать дальнейшему развитию национальной экономики.

Понятие «инновация» впервые появилось в XIX в. в исследованиях культурологов и первоначально означало введение некоторых элементов одной культуры в другую,в частности, внедрение европейских обычаев в традиционные азиатские и африканские общества. А закономерности технических нововведений стали изучаться только в начале ХХ столетия.

Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера, который в своей работе «Теория экономического развития» (1912г.) рассматривал инновацию как средство предпринимательства для получения прибыли. Он называл предпринимателями «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» 2 .

В мировой экономической литературе «инновация» определяется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Анализ приведенных в таблице определений понятия «инновация» позволяет выявить три точки зрения. Первая – инновация приравнивается с чем-то новым (нововведением или новшеством). Согласно второй точке зрения инновация рассматривается как процесс создания новой продукции или технологии, как что-то новое в сфере экономики и управления производством. И наконец, согласно третьей точке зрения инновация характеризуется как процесс внедрения в производство новых подходов и элементов, намного отличных от предшествующих.

Таблица 1. Трактовка категории «инновация» с позиций различных теорий

Определение понятия «инновация»

Инновация – это процесс, в котором изобретение или новая идея приобре­тает экономическое содержание

Инновация – это общественно - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приво­дит к созданию лучших по своим свойствам изделий и технологий

Б. Санто,

Инновация как средство экономического развития, 1990, с.24.

Инновация – это новая научно-организационная комбинация производст­венных факторов, мотивированная предприни-мательским духом

Й. Шумпетер,

Теория экономического развития, 1982, с.169.

Инновация – это совокупность технических, производственных и ком­мерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования

Ф. Никсон

Инновация – это процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации

Морозов Ю.П.,

Инновационный менеджмент, 2003, с.17.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта

Фатхутдинов Р.А.,

Инновационный менеджмент, 2005, с.15.

На современном этапе инновации должны быть присущи такие свойства как новизна, способность быстрой реализации на рынке, применимость в любой сфере деятельности человека и способность приносить экономический и другие виды эффекта.

1.1. Инновации в системе экономики, основанной на знаниях

Развитие эко­но­мики в XX веке привело к нововведениям в сфере про­из­вод­ства знания и инфор­ма­ции. Эта эво­лю­ция отра­жена в таб­лице по пери­о­дам. В таблице рассмотрены инновационный период - после 2000-го года, а также сов­ре­мен­ный период - эко­но­мики, осно­ван­ной на зна­ниях (knowledge - based economy).

Таблица 2. Эволюция содержания нововведений 3

В период пред­ин­ду­стри­аль­ной эко­но­мики в связи с раз­ви­тием новых отрас­лей появ­ля­ются прин­ци­пи­ально новые продукты или нов­шества (напри­мер, появ­ле­ние синтети­чес­кого воло­кна и пласт­массы в химичес­кой про­мы­шлен­ности).

В эпоху индуст­ри­аль­ной эко­но­мики уве­ли­че­ние роста про­из­во­ди­тель­ности труда привело к небывалому рос­ту товар­ной массы.

На ста­дии инфор­ма­ци­он­ной эко­но­мики новые товары и техно­ло­гии фор­ми­ру­ют в свою оче­редь новые пот­реб­ности людей (напри­мер, новые пот­реб­ности чело­века: новые товары и услуги, новые ору­дия труда, новое качество жизни - привели к появ­ле­ние компью­тер­ных технологий).

На сов­ре­мен­ном уровне эко­но­ми­чес­кого раз­ви­тия знание и инфор­ма­ция все сильнее воздействует на соци­аль­ную среду. Современный этап эко­но­мики, основанной на зна­ниях, все больше харак­те­ри­зу­ется пре­об­ла­да­нием соци­аль­ных фак­то­ров и выражается в качест­вен­ных изменениях жизни че­ло­ве­чес­кого общес­тва.

Глава 2. Инновационная система России

По отношению к инновациям все страны СНГ можно разделить на четыре группы. Самая многочисленная первая группа включает Армению, Молдову, Таджикистан и Кыргызстан, где имеющийся экономический потенциал затрудняет возможности внедрения инноваций. Дефицит государственного бюджета, его пополнение преимущественно за счет иностранных кредитов, отсутствие привлекательных для мирового рынка экспортных товаров, зависимость семейных доходов от поступлений из за границы не могут создать необходимого финансового обеспечения для инновационного развития.

Ко второй группе можно отнести Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, где за счет больших поступлений валюты от экспорта энергоносителей и другого высоколиквидного на мировом рынке сырья есть определенные финансовые ресурсы, которые руководство этих государств вынужденно расходует на другие цели, а не на инновационное развитие.

Определенные меры по расширению инновационного сектора осуществляются в третьей группе стран СНГ – Украине, Беларуси и Казахстане. Но они ограничены небольшими объемами их экономического потенциала, не позволяющего обеспечить масштабный подход к осуществлению инноваций.

Самые большие потенциальные возможности для инновационного развития среди стран СНГ имеет Российская Федерация. Уже накануне кризиса были предприняты действия по созданию центров инновационного развития с привлечением государственных и частных средств. Только на исследования и внедрения в сфере нанотехнологий планировалось выделить 180-200 млрд. рублей 4 . Даже в период кризиса высокотехнологичные проекты получали через федеральные программы крупные бюджетные ассигнования, хотя правительство снизило их объем с 1161 млрд. до 909 млрд. рублей 5 . экономики (Крощенко М.М., Алексенцева Ю.А.) Крощенко Михаил Михайлович... , поскольку подготовка высококвалифицированных специалистов для инновационного сектора экономики потребует до десяти лет...

  • Инновационное развитие российской экономики

    Реферат >> Финансы

    Е. В. Косторная Инновационное развитие российской экономики . Современное развитие мировой экономики сопровождается повышением роли науки и... внешней среды. Оценка перспектив инновационного развития экономики предполагает анализ сдерживающих его факторов...

  • Управленческие нововведения на предприятии как стратегический ресурс инновационного развития ст

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    Метода управления для реализации стратегии инновационного развития экономики . С одной стороны, необходимо... кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики : материалы международной научно-практической конференции...

  • Инновационная деятельность в научно-образовательной сфере

    Реферат >> Экономика

    Располагающие высокоэффективной, отвечающей современным требованиям инновационного развития экономики системой образования, могут войти в... и разработке новых принципов и механизмов инновационного развития экономики исходя из существующих условий. Обновление...

  • А концентрация финансовых центров. Она позволяет генерировать поток инноваций, непрерывно повышая планку в своеобразном технологическом соревновании. Благодаря этому сектору обеспечивается экономическое превосходство страны, в которой инновации осуществляются.

    Инновационное развитие экономики обеспечивается из-за образования новых рынков идей, разработок, продуктов. Разбираются старые экономические структуры и переводятся в другое качество. Появляются новые организационные формы для структур инновационной экономики и компаний: корпоративные центры, технопарки при университетах, специальные торговые площадки и так далее.

    Финансирование инновационной экономики

    Процесс замещения капиталов осуществляется на всех этапах Финансирование фундаментальной науки государством осуществляется через вложения в инфраструктуру, научные гранты. Такое вложение финансовых средств привлекает научные коллективы, конкурирующие друг с другом за получение средств для новых исследований, разработок. Главная задача данного этапа состоит в получении избытка идей. Большая часть идей не будут успешными, но это позволит создать условия для процесса замещения капитала. Изобретения и патенты приобретают частные фирмы, а их акции продаются инвесторам, которых стремятся к получению сверхприбыли. Так инновационная экономика получает новое финансирование уже за счет частного инвестирования.

    Когда разработки и идеи разовьются и достигнут более высокого уровня, они становятся интересны более крупным корпорациям. Еще до появления опытных образцов начинают привлекаться рынок разогревается.

    На последнем этапе начинается замещение капитала конечными потребителями продукции, в которой собраны воедино различные разработки и идеи.

    Инновационная экономика России

    Сегодня инновационная экономика России в общих масштабах экономики страны крайне незначительна. Ее ключевой элемент на сегодняшний день - исследовательские подразделения различных иностранных корпораций, действие которых основано на принципе интеллектуального аутсорсинга.

    Главная проблема, которая препятствует развитию этого сектора в стране, - отсутствие достаточного спроса на новые идеи на внутреннем рынке. Чтобы инновационная экономика стала интересной большинству деловых людей и благополучно начала развиваться, в первую очередь, необходима модернизация промышленных мощностей, что поможет стимулировать спрос на нее.

    В настоящее время Российская Федерация является не более чем сырьевым придатком, что в контексте стремительного сокращения природных богатств является совершенно бесперспективным положением. Еще одним негативным последствием инновационного отставания является низкая конкурентоспособность страны. Кроме того, если в планы России входит успешное расширение и выход на новые международные рынки, именно инновационная экономика даст такую возможность, поскольку этот сектор способствует созданию новых рынков. А укрепиться на новом рынке и стать лидером гораздо проще, чем пытаться бороться на старом в условиях жесткой конкуренции.

    На сегодняшний день самыми перспективными секторами в экономике России можно считать энергетику и нефтедобычу. Топливно-энергетический комплекс способен дать толчок для всей экономики страны. Однако без достаточной поддержки государства данный сектор не сможет развиваться достаточными темпами.

    На сегодняшний день нематериальные активы, которые создаются на основе новых технологий и знаний, постепенно вытесняют товарную продукцию. Таким образом, мировая экономика превращается в постиндустриальную. Государства, которые преуспели в этом, уже сейчас занимают лидирующие позиции, благодаря чему могут влиять на развитие экономического процесса. По мнению экспертов, инновационное развитие экономики в России существует, но недостаточно активно.

    Чтобы сохранить и развивать технический и научный потенциал, нам необходимо кардинально менять экономический курс. В нынешнее время основная часть сконцентрирована в добывающей, оборонной, атомной областях и . Если раньше все пытались что-то изобретать и творить независимо друг от друга, то сейчас начали открываться специальные центры для инновационного развития экономики. В большей части они собирают и рекомбинируют уже известные идеи. Для стабильного повышения качества инноваций нужно объединить существующие концепции со всех областей, считают ученые и экономисты.

    Зарубежный и российский опыт ведения бизнеса

    В развитых странах крупные корпорации вкладывают более 90% своих средств на создание инноваций. Первое место среди государственных приоритетов занимает наука. Малый бизнес, работающий на основе займов и ов, генерирует большое количество идей, благодаря которым и происходят экономические прорывы. В Российской федерации подобные методы не реализуются, поскольку предприятия стремятся получать прибыль быстро, без вложения большого количества средств, что сложно сделать с долгосрочными процессами, нацеленными на реализацию инноваций. Здесь доля вклада предприятий составляет только 6%.

    Для ускорения социально-экономического роста общества и научно-технического прогресса необходима эффективная политика, способная поддерживать и стимулировать инновационное развитие экономики России. При этом необходимо основываться на внедрении передовых технологий, добавляют эксперты. Большая часть технических регламентов остается неизменной с советских времен. Это является одной из причин, по которым государству сложно принуждать к инновациям, да и сама политика страны состоит не в реализации инновационного развития России, а только в афишировании намерений.

    В нашей стране присутствует огромный интеллектуальный и научно-технический потенциал, который позволил бы не отставать от развитых стран, говорят авторитетные ученые. Основная же задача для государства заключается в том, чтобы создать такую экономику, которая будет способна генерировать инновации. Чтобы воплотить это в жизнь, правительству необходимо принимать активное участие в реализации инноваций.

    На сегодняшний день на территории Российской Федерации немалую долю рынка занимает продукция, производимая малыми предприятиями на основе собственной интеллектуальной собственности. По словам Владимира Путина, важной задачей сегодня является эффективное стимулирование спроса на инновационное развитие экономики России и привлечение к этому частных компаний. Иначе они будут заниматься исключительно теми сферами, в которых существует реальная возможность получить приличную прибыль.

    Но одного государственного финансирования недостаточно, отмечает президент, и поэтому необходимо создать систему защиты интеллектуальной собственности, которая будет привлекать инвесторов. Сейчас авторы не заинтересованы в официальной регистрации своих изобретений и делают это исключительно для защиты диссертации или отчёта перед заказчиком. Такая тенденция отрицательно влияет на инновационное развитие экономики России и способствует утечке научно-технической продукции за пределы страны. Поэтому, подчеркивает президент, для быстрого и успешного прогресса государства просто необходимы модернизация и создание определенных условий для самореализации граждан.

    Во всем мире темпы активности в сфере инноваций постоянно увеличиваются, и это можно наблюдать на примере все большего количества стран. Например, США в течение многих лет является крупнейшим информационным центром. Япония, которая изначально занималась усовершенствованием изобретений других стран, стала лидером в области инноваций после полного пересмотра своей политики. Через инновационное развитие экономики России можно полноценно реализовать потенциал в области науки и образования. Для этого нужно создавать и совершенствовать институты для инновационной деятельности, обратить внимание на современные материалы, передовые технологии, . На сегодняшний момент активнее всего работает .

    Хочется отметить, что благодаря активной научно-технической деятельности создаются хорошие условия для инновационного развития экономики России. Чтобы в скором времени занимать порядка 5-10% доли на внутреннем и мировом рынках высокотехнологичных товаров и услуг, нужно объединить усилия бизнеса, государства и общества. считает, что прогресс, который уже проявился в определенных отраслях, доказывает, что качественное улучшение деловой среды вполне реально. Для этого достаточно все делать уверенно, последовательно и комплексно. В сфере инноваций результаты деятельности проявляются постепенно, поэтому нужно продолжать работу и не терять набранных темпов.

    ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

    Инновационное развитие экономики

    Предмет: Государственноерегулирование экономики и экономическая политика

    Преподаватель: д.э.н. Сандоян Э.М.

    Выполнил: студент 4 курса

    Паносян Артак Тадевосович

    Ереван, 2010

    Введение 3

    Глава 1. Сущность понятия «инновация» 4

    1.1. Инновации в системе экономики, основанной на знаниях 6

    Глава 2. Инновационная система России 7

    2.1. Сектор исследований и разработок (ИиР) 8

    2.2. Предпринимательский сектор 10

    2.3. Показатели инновационной активности в России 11

    Глава 3. Инновации как фактор экономического роста 13

    Заключение 17

    Cписок использованных источников 18

    Приложения 19

    Введение

    Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его главное предназначение. Наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных потребностей общества – инновации.

    В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

    Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование двух видов потенциалов – научного (новейших технологий и техники) и интеллектуального, связанного со способностью внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение - нахождение и рациональное использование финансовых средств. Таким образом, привлечение государственных, частных или смешанных инвестиций с их определенными резервами, которые могут в какой-то степени компенсировать повышенный риск, приводит к более эффективному развитию инновационной деятельности.

    К тому же, как показал опыт многих стран, успешный переход к инновационной модели функционирования национальной экономики возможен лишь при условии восприятия ею инноваций. Здесь также необходимо решить проблему адекватного государственного финансирования и регулирования инновационных процессов.

    В связи с этим работу можно назвать актуальной. Целью данной работы является изучение инновационных процессов в экономике.

    Работа состоит из трех частей. Первая часть посвящена историческому опыту развития инновационной деятельности. В ней также рассматриваются различные определения понятия «инновация» с позиций различных теорий.

    Вторая часть включает анализ состояния основных элементов инновационной системы России: сектора исследований и разработок (ИиР), предпринимательского сектора и показателей инновационной активности в России.

    Третья часть посвящена оценке тенденций экономического и инновационного развития в мире. Она рассматривает как инновации влияют на экономический рост страны. В частности, дан анализ факторов экономического роста, проведены международные сопоставления инновационных индикаторов, оценены позиции стран по интен­сивности инновационной деятельности.

    Глава 1. Сущность понятия «инновация»

    Экономика как саморазвивающаяся система находится в процессе постоянных изменений, эволюционирующего развития, движущей силой которого выступают появление и распространение инноваций.

    Инновация - это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передо­ вого опыта.

    Инновация характеризуется как конечный результат нововведений с целью максимизации прибыли и получения других экономических, со­циальных, экологических, научно-технических или иных эффектов. Нововведения могут быть представлены в виде изобретений, то­варных знаков, патентов, докумен­таций на новый или усовершенствованный процесс, результатов научных, маркетинговых и других видов исследований.

    В настоящее время инновационное развитие становится наиболее важным элементом социально-экономического развития стран и регионов. Рост экономик США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии во многом обусловлен развитием наукоемких отраслей, разработкой и внедрением инноваций. Без инноваций экономическая система достигла бы устойчивого равновесия, которое будет препятствовать дальнейшему развитию национальной экономики.

    Понятие «инновация» впервые появилось в XIX в. в исследованиях культурологов и первоначально означало введение некоторых элементов одной культуры в другую,в частности, внедрение европейских обычаев в традиционные азиатские и африканские общества. А закономерности технических нововведений стали изучаться только в начале ХХ столетия.

    Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера, который в своей работе «Теория экономического развития» (1912г.) рассматривал инновацию как средство предпринимательства для получения прибыли. Он называл предпринимателями «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» .

    В мировой экономической литературе «инновация» определяется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

    Анализ приведенных в таблице определений понятия «инновация» позволяет выявить три точки зрения. Первая – инновация приравнивается с чем-то новым (нововведением или новшеством). Согласно второй точке зрения инновация рассматривается как процесс создания новой продукции или технологии, как что-то новое в сфере экономики и управления производством. И наконец, согласно третьей точке зрения инновация характеризуется как процесс внедрения в производство новых подходов и элементов, намного отличных от предшествующих.

    Таблица 1. Трактовка категории «инновация» с позиций различных теорий

    Определение понятия «инновация» Автор, источник
    Инновация – это процесс, в котором изобретение или новая идея приобре­тает экономическое содержание Б. Твисс
    Инновация – это общественно - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приво­дит к созданию лучших по своим свойствам изделий и технологий

    Инновация как средство экономического развития, 1990, с.24.

    Инновация – это новая научно-организационная комбинация производст­венных факторов, мотивированная предприни-мательским духом

    Й. Шумпетер,

    Теория экономического развития, 1982, с.169.

    Инновация – это совокупность технических, производственных и ком­мерческих мероприятий, приводящих кпоявлению на рынке новых и улучшенныхпромышленных процессов и оборудования Ф. Никсон
    Инновация – это процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации

    Морозов Ю.П.,

    Инновационный менеджмент, 2003, с.17.

    Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта

    Фатхутдинов Р.А.,

    Инновационный менеджмент, 2005, с.15.

    На современном этапе инновации должны быть присущи такие свойства как новизна, способность быстрой реализации на рынке, применимость в любой сфере деятельности человека и способность приносить экономический и другие виды эффекта.

    1.1. Инновации в системе экономики, основанной на знаниях

    Развитие эко­но­мики в XX веке привело к нововведениям в сфере про­из­вод­ства знания и инфор­ма­ции. Эта эво­лю­ция отра­жена в таб­лице по пери­о­дам. В таблице рассмотрены инновационный период - после 2000-го года, а также сов­ре­мен­ный период - эко­но­мики, осно­ван­ной на зна­ниях (knowledge - based economy).

    В период пред­ин­ду­стри­аль­ной эко­но­мики в связи с раз­ви­тием новых отрас­лей появ­ля­ются прин­ци­пи­ально новые продукты или нов­шества (напри­мер, появ­ле­ние синтети­чес­кого воло­кна и пласт­массы в химичес­кой про­мы­шлен­ности).

    В эпоху индуст­ри­аль­ной эко­но­мики уве­ли­че­ние роста про­из­во­ди­тель­ности труда привело к небывалому рос­ту товар­ной массы.

    На ста­дии инфор­ма­ци­он­ной эко­но­мики новые товары и техно­ло­гии фор­ми­ру­ют в свою оче­редь новые пот­реб­ности людей (напри­мер, новые пот­реб­ности чело­века: новые товары и услуги, новые ору­дия труда, новое качество жизни - привели к появ­ле­ние компью­тер­ных технологий).

    На сов­ре­мен­ном уровне эко­но­ми­чес­кого раз­ви­тия знание и инфор­ма­ция все сильнее воздействует на соци­аль­ную среду. Современный этап эко­но­мики, основанной на зна­ниях, все больше харак­те­ри­зу­ется пре­об­ла­да­нием соци­аль­ных фак­то­ров и выражается в качест­вен­ных изменениях жизни че­ло­ве­чес­кого общес­тва.

    Глава 2. Инновационная система России

    По отношению к инновациям все страны СНГ можно разделить на четыре группы. Самая многочисленная первая группа включает Армению, Молдову, Таджикистан и Кыргызстан, где имеющийся экономический потенциал затрудняет возможности внедрения инноваций. Дефицит государственного бюджета, его пополнение преимущественно за счет иностранных кредитов, отсутствие привлекательных для мирового рынка экспортных товаров, зависимость семейных доходов от поступлений из за границы не могут создать необходимого финансового обеспечения для инновационного развития.

    Ко второй группе можно отнести Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, где за счет больших поступлений валюты от экспорта энергоносителей и другого высоколиквидного на мировом рынке сырья есть определенные финансовые ресурсы, которые руководство этих государств вынужденно расходует на другие цели, а не на инновационное развитие.

    Определенные меры по расширению инновационного сектора осуществляются в третьей группе стран СНГ – Украине, Беларуси и Казахстане. Но они ограничены небольшими объемами их экономического потенциала, не позволяющего обеспечить масштабный подход к осуществлению инноваций.

    Самые большие потенциальные возможности для инновационного развития среди стран СНГ имеет Российская Федерация. Уже накануне кризиса были предприняты действия по созданию центров инновационного развития с привлечением государственных и частных средств. Только на исследования и внедрения в сфере нанотехнологий планировалось выделить 180-200 млрд. рублей . Даже в период кризиса высокотехнологичные проекты получали через федеральные программы крупные бюджетные ассигнования, хотя правительство снизило их объем с 1161 млрд. до 909 млрд. рублей .

    Рассмотрим инновационную деятельность в секторе исследований и разработок (ИиР) и в предпринимательском секторе.

    2.1. Сектор исследований и разработок (ИиР)

    В последнее десятилетие показатель доли бюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки составлял около 60%, который незначительно отличался от его среднего значения. Это отличает Россию от развитых стран мира, где финансирование науки из государственного бюджета составляло в 2002-2007 годах от 20% до 50% суммарных расходов на эти цели. Как видно, финансирование науки гражданского назначения как часть бюджетных расходов росло, но в меньшей степени, чем расходы на образование и здравоохранение (рис. 1).

    Рис. 1. Ассигнования на науку, образование и здравоохранение из средств федерального бюджета (в % к расходной части)

    В целях анализа инновационной деятельности в секторе исследований и разработок рассмотрены следующие показатели: показатель внутренних затрат на ИиР в процентах к ВВП; показатель расходов на ИиР в расчете на душу населения (в долларах США).

    По показателю расходов на ИиР в расчете на душу населения (в долларах США) в России наблюдается улучшение (табл. 3). В начале 2000-х годов Россия значительно уступала всем развитым странам и большинству стран Восточной Европы, к 2006 году разрыв сократился (если, например, данный показатель для США в 2000 году был в 12 раз выше, чем в России, то в 2006 году он стал выше в 8 раз; почти такая же картина наблюдается и с Финляндией). В начале рассматриваемого периода Россия незначительно опережала Польшу в, а к его концу уже превышала более чем в 1,7 раза.

    Таблица 3. Внутренние затраты на ИиР в расчете на душу населения (долл. США по паритету покупательной способности)

    Страна 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
    ОЭСР в целом 537,1 564 573,6 591,1 615,1 655 694,1
    Россия 80,6 98,3 109,9 124,4 123,5 126,3 141,2
    США 948 974,6 960,5 994,5 1023,5 1092,6 1146,5
    Китай 21,3 24,7 30,7 36,3 44,4 54,3 66
    Финляндия 857,8 880,5 925,7 950,8 1031,9 1061,2 1128,9
    Япония 778,7 818 848,7 879,1 919,6 1007,2 1086,3
    Израиль 892,2 951,1 934,6 891,7 944,3 1031,5 1132,6
    Германия 636,1 661,3 686,9 720,8 744,1 757,3 809,7
    Франция 541,9 585,5 619,2 594,5 608,9 630,3 655,7
    Великобритания 472,5 493,8 516,4 521,7 535,8 554,9 588
    Ю.Корея 393,4 449,3 472,6 500,8 581,5 636,1 743
    Чехия 181,2 195 202,3 225,4 240,9 286,4 339,9
    Венгрия 95,5 124,8 146,9 144,1 142,4 160,3 181,8
    Польша 68 68,3 64,7 64,9 72,6 76,9 81,6

    Показатель внутренних затрат на ИиР в процентах к ВВП тоже вырос с 0,95% в 1998 году до 1,14% в 2008 году (гр. 1).

    График 1. Внутренние затраты на ИиР в процентах к ВВП (1995-2008 гг.)

    2.2. Предпринимательский сектор

    C 2000-2008 года в предпринимательском секторе произошло существенное улучшение макроэкономических и институциональных условий для инновационной деятельности, однако сейчас появились новые риски и ограничения, тормозящие инновационную активность предприятий в России (влияние мирового финансового кризиса, дефицит высококвалифицированных кадров, относительно высокая инфляция издержек внутри страны и др.).

    Статистика показывает, что инновациями пока занимается ограниченное число промышленных компаний. Инновационная активность наблюдается в основном среди некоторых крупных компаний и некоторых видов экономической деятельности.

    Так, в 2006 и 2007 годах значительную часть российского ВВП произвели инновационно активные предприятия, доля которых в промышленности составляла всего 9,4%. В таблице показано, что доля инновационно активных предприятий промышленности в выручке от продаж составляет 40 - 48%, а занятости – 37 - 38,5%.

    Можно сказать, что экономический вес инновационно активных предприятий в России выше, чем принято считать. Однако размеры и качество инновационных процессов предприятий остаются очень низкими, поэтому в 2004 - 2007 годах доля инновационной продукции в выручке оставалась на очень низком уровне 5-5,4 %.

    Таблица 4. Оценка доли и экономического веса инновационно активных предприятий промышленности

    2004 2005 2006 2007
    Инновационно активные предприятия в общем числе организаций, % 10,5 9,3 9,4 9,4
    Выручка инновационно активных предприятий от общей выручки в выборке, % 46,6 41,3 48,0 48,2
    Численность работающих на инновационно активных предприятиях от общей численности работающих на обследованных предприятиях, % 38,6 35,5 38,3 37,0
    Инновационные товары в общей выручке выборки, % 5,4 5,0 5,2 5,0
    Инновационные товары в выручке инновационно активных предприятий, % 11,5 12,2 10,8 10,4
    Число обследованных промышленных предприятий 20802 25805 26511 26332

    2.3. Показатели инновационной активности в России

    В данной главе сравниваются показатели инновационной активности в России и в развитых странах «большой семерки» – США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада, странах ОЭСР (30 стран организации в целом) и ЕС (27 европейских стран в целом) за 2007 год.

    1. группа иннова­ционных лидеров (Дания, Финляндия, Германия, Израиль, Япония, Швеция, Швейцария, Великобритания и США);

    2. группа стран, догоня­ющих иннова­ционных лидеров (Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Исландия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды);

    3. группа «скромных новаторов» (Австралия, Кипр, Чехия, Эстония, Италия, Норвегия, Словения и Испания);

    4. группа отстающих стран (Болгария, Хорватия, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния и Словакия).

    Таблица 5. Показатели инновационной активности в России и странах ЕС

    Из таблицы видно, что показатель доли инновационной продукции в выручке в России ниже того же показателя у стран - лидеров более, чем в три раза. Есть только два показателя, по которым российские компании немного превосходят группу отстающих европейских стран. Это доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленности, составившая в 2007 году 9% по сравнению с 6% в группе отстающих стран, и интенсивность затрат на технологические инновации (1,44% по сравнению с 0,89% у отстающих стран).

    Согласно статистическим данным Министерства образования и науки РФ за 2008 г. показатель интенсивности инновационных расходов в России приравнивается в добывающей промышленности к Ирландии (1,44% и 1,86% соответственно), в пищевой промышленности - к Италии (0,83% и 1%), в деревообработке - к Испании. Россия по показателю интенсивности инновационных расходов в химической промышленности (4,49%) находится между Францией (3,62%) и Германией (7,98%). В машиностроении этот показатель ближе всего к Франции (1,83% с 1,92%). Высокотехнологичные отрасли по этому показателю намного отстают от стран-лидеров, но приближаются к группе «скромных новаторов».

    Россия по структуре затрат на технологические инновации (гр. 2) ближе к группе «скромных новаторов», у которых преобладают расходы на приобретение машин и оборудования, тогда как у лидеров преобладают затраты на собственные и заказные НИОКР, доля которых достигает 80%.

    График 2. Доля затртат на собственные, заказные НИОКР и приобретение машин и оборудования в структуре зарат на технологические инновации

    Глава 3. Инновации как фактор экономического роста

    Экономический подъем индустриальных стран Юго-Восточной Азии, опиравшихся на освоение но­вых технологий, подтвердил универсальность формулы «инновации - экономический рост». Более того, неспособностью сделать нововведения источником экономического роста часто объясняют стагнацию в разви­вающихся странах других регионов мира, например, в стра­нах Латинской Америки и Африки по сравнению со стра­нами Юго-Восточной Азии.

    Страны, составляющие мировое технологическое ядро - США, Япония, Германия, Велико­британия и Франция - обеспечивают свои лидирующие по­зиции на основе высокой степени активности инновацион­ной деятельности, достигаемой за счет постоянного роста доли расходов на НИОКР в ВВПэтих стран (Приложение 1).

    При этом на первом месте среди стран-лидеров по интен­сивности инновационной деятельности находится Япония, продолжающая сохранять лидирующие позиции (табл. 6).

    Таблица 6. Страны-лидеры по интен­сивности инновационной деятельности

    В современной неоэкономике все большая доля приро­ста ВВП (табл. 7) обеспечивается за счет новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях, оборудовании, качестве человеческого капитала, организации производства и управления.

    Таблица 7. Факторы экономического роста

    Принципиально важно, что экономическая эффектив­ность в современном обществе достигается не только за счет развития науки и реального производства, но и на основе обеспечения эффективного функционирования всех фаз инновационного цикла - получения новых знаний, переда­чи их в производственный сектор экономики посредством рынка и производственного использования. Поскольку та­кое использование осуществляется, как правило, с целью получения экономически значимых конкурентных преиму­ществ на рынке конечной продукции, то и все этапы инно­вационного цикла находятся под сильным информационным, организационным, финансо­вым и иным воздействием рыночных факторов. Именно эко­номический интерес получателя инноваций в конечном итоге определяет целесообразность осуществления, направленность, масштабы и формы инновационной деятельности.

    Повышение уровня экономического развития страны вносит существенные изменения в соотношение ресурсов и потребностей. Государства, достигшие высокого уровня эко­номического развития, чясто сталкиваются с дефицитом ресурсов. Одновременно повышение уровня экономического развития страны приводит к количественному уве­личению и качественному обновлению в системе экономи­ческих потребностей всех хозяйствующих субъектов, прежде всего личных потребностей населения. Таким образом, по мере повышения уровня экономического развития нараста­ет противоречие между ограниченностью ресурсов и безгра­ничностью расширения потребностей населения.

    Общественный продукт определяется не столько материальным содержанием, сколько степенью инновацион­ности. Издержки производства все больше зависят от количества и размеров нематериальных инвестиций - затрат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, образование и подготовку кадров, консалтинговые услуги, совершенствование структуры управле­ния и др.

    На долю наукоемких отраслей в настоящее время приходится в сред­нем более половины ВВП развитых стран, причем в этих отраслях наблюдаются наиболее высокие темпы роста объемов производства, занятости, инвестиций и внешнеторгового оборота.

    График 3. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства (данные за 2007г.)


    Становление постиндустриального общества обуслов­лено повышением в экономике роли таких видов экономической деятель­ности, которые связаны с производством интеллектуальных услуг. На данном этапе увеличение затрат на исследо­вания и разработки в сфере услуг превосходит рост затрат в обрабатывающей промышленности. Причинами этого являются высокая наукоемкость многих видов услуг, основанных на новейших информационных технологиях, растущий спрос на услуги малых исследовательских, компьютерных и биотехнологических фирм.

    График 4. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций сферы услуг (данные за 2007г.)

    Таким образом, инновации являются важнейшим фактором воспроизводственного процесса в современной эко­номике, проходя через все его фазы (рис. 2).

    Рис. 2. Фазы современного воспроизводственного процесса



    Заключение

    Исходя из вышеизложенного, инновацию можно характеризовать как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Создатели инновации руководствуются такими критериями, как способность реализации изделия на рынке и его экономическая эффективность. Их главная цель – превзойти всех конкурентов на рынке, создав что-то новое, которое будет уникальным в данной области. Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат, а эффективность определяется через соотношение этих результатов и затрат.

    Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Наличие такой тесной связи этапов цикла «наука - производство» обусловлено научно-техническим прогрессом и рыночными потребностями фирмы.

    Для эффективного развития инновационной деятельности важную роль играют государственное финансирование и регулирование инновационных процессов.

    В условиях рыночной экономики инновационный процесс должен финансироваться не только из государственного бюджета, но и несколькими другими источниками. В условиях кризиса экономики из государственного бюджета должны финансироваться только важные инновационные проекты, влияюющие на развитие экономики в целом. Для этого в целях совершенствования финансирования инновационных процессов в государственном бюджете целесообразно выделить отдельное стратегическое направление финансирования высокоэффективных инноваций.

    Государственное регулирование экономических и инновационных процессов является главной предпосылкой для эффективного и успешного развития инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Необходимо тщательно координировать деятельность всех участников инновационного процесса, используя все рычаги рыночной экономики. Для этого требуется понижать кредитные ставки банков, привлекать финансовые ресурсы из негосударственного сектора, вовлекать все большее количество промышленных предприятий в инновационный процесс, тем самым уменьшая экономический риск инновационной деятельности.

    Cписок использованных источников

    Статистические и информационные источники

    1. Официальный сайт Всемирного Банка www.worldbank.org

    2. Официальный интернет-сайт Росстата www.gks.ru

    3. Википедия - свободная энциклопедия www.wikipedia.org

    4. Веб-страница Международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) www.oecd.org

    5. База данных по инновационной активности организаций в странах Европейского Союза http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/

    6. Теоретические и методологические основы инновационной экономики

    http://cde.osu.ru/demoversion/course178/ch1.html

    Научные статьи и книги

    1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, с.169-170.

    2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 1999, с.136.

    3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990, с.24.

    4. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2003, с.17

    5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – М, СПб.: Питер, 2005, с.15.

    6. Наука России в цифрах: 2008. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2008.

    7. Наука, технологии и инновации: 2008. Краткий статистический сборник. М.: Центр исследований проблем развития науки РАН, 2008.

    8. Индикаторы науки: 2008. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

    9. Индикаторы инновационной деятельности: 2008. Статистический сборник. Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба статистики, ГУ-ВШЭ. Москва: Издательство ГУ-ВШЭ.

    10.ЛекцииГеворкяна А.Р. по Инновационной экономике

    Приложения

    Приложение 1.Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП

    1995 2000 2005 2006
    Россия 0,85 1,05 1,07 1,07
    Европа
    Германия 2,19 2,45 2,48 2,53
    Ирландия 1,26 1,12 1,26 1,32
    Испания 0,79 0,91 1,12 1,20
    Литва 0,44 0,59 0,76 0,80
    Словения 0,55 1,41 1,46 1,59
    Великобритания 1,64 1,70 1,76 1,78
    Финляндия 2,26 3,34 3,48 3,45
    Франция 2,00 2,10 2,11 2,11
    Чехия 0,95 1,21 1,41 1,54
    Швейцария 2,4 2,53 2,60 2,7
    Швеция 3,28 3,50 3,80 3,73
    Азия
    Армения …. 0,18 0,21 ….
    Грузия …. 0,22 0,18 ….
    Израиль 2,62 4,45 4,51 4,65
    Китай 0,57 0,90 1,33 1,42
    Ю. Корея 2,37 2,39 2,98 3,23
    Сингапур 1,14 1,88 2,30 2,31
    Турция 0,38 0,64 0,79 0,76
    Япония 2,92 3,04 3,32 3,39
    Америка
    Канада 1,70 1,92 2,01 1,94
    США 2,51 2,74 2,62 2,62

    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 1999, с.136.

    Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, с.169-170.

    Http://cde.osu.ru/demoversion/course178/ch1.html#table1

    Наука России в цифрах: 2008. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2008.

    АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

    ВАК 08.00.05 Б.П. СИМОНОВ

    д.т.н., профессор, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент)

    Е.В. КОРОЛЕВА

    к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Управление инновациями и коммерциализация интеллектуальной собственности» РГИИС

    ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

    Статья посвящена исследованию современного состояния инновационной экономики России в контексте формирования национальной инновационной системы, выявлению проблем инновационного развития экономики, определению путей их решения.

    Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к формированию инновационного общества, построению инновационной экономики, основанной на знаниях. Опыт развитых стран показывает, что стратегической моделью экономического роста становится интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, выход с ними на международные рынки высокотехнологической продукции, что способствует повышению конкурентоспособности и обеспечивает лидирующие позиции национальной промышленности. Причём интеллектуальные ресурсы не только определяют перспективы хозяйственного роста той или иной страны, но и служат показателем уровня экономической независимости и благосостояния страны.

    Россия находится только в начале пути по модернизации экономики, ускорения технологического развития. Некоторые новые явления и тенденции уже наметились и закрепляются в нашей экономике. Однако модернизация экономики в целом, и научно-технической и инновационной сферы в частности, невозможна без изменения

    всей системы отбора и реализации приоритетов государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, формирования новой системы экономических и финансовых стимулов для инновационной деятельности, без формирования национальной инновационной системы. Другими словами, заниматься инновациями должно быть не только престижным, но и выгодным делом и для бизнеса, и для общества в целом.

    Для характеристики формируемой инновационной экономики авторами определены следующие основные признаки инновационной экономики.

    Открытость экономики и общества, возможность выступать на международных рынках новых технологий в качестве равного и признанного в высокотехнологичном обществе партнёра.

    Наличие конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.

    Активное участие государства в качестве главного координатора инновационного развития.

    Высокотехнологичный сектор экономики, в котором широко представлены высокотехнологичные отрасли высшего уровня, сфера высокотехнологичных и интеллектуальных услуг.

    Достижение высокого уровня конкурентоспособности за счёт механизма управления интеллектуальной собственностью .

    Одним из ключевых элементов развития инновационной экономики является национальная инновационная система, позволяющая повысить интенсивность экономического развития страны за счёт использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.

    Это было подчёркнуто и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , в которой определены основные направления перехода к инновационному типу экономического развития страны. При этом заявлено, что этот переход невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы.

    Создание национальной инновационной системы (НИС) было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом, и научно-технологической сферы в частности, ещё в 1997 г. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы (государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, Венчурный инновационный фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность и сфера образования). При этом заимствование зарубежного опыта происходило путём переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и потому не приводило к ожидаемым результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики не произошло .

    Анализируя состояние инновационной экономики, сегодня принято говорить о том, на какой же стадии инновационного развития находится та или иная национальная экономика? Каковы особенности развития национальных инновационных систем?

    Ответ и чёткое понимание этого вопроса даёт именно такой показатель, как конкурентоспособность такой системы.

    С целью определения уровня конкурентоспособности национальных инновационных систем, в прошлом году общественная организация «Опо-

    ра России», поддерживающая малый и средний бизнес, провела соответствующие исследования в ряде стран . В качестве основных факторов конкурентоспособности, которые были положены в основу этих исследований, определены следующие шесть групп факторов:

    1) генерация знаний;

    2) человеческие ресурсы;

    3) условия для процессов коммерциализации;

    4) технологическая инфраструктура, доступность финансовых ресурсов;

    5) законодательство, правовое регулирование со стороны Правительства;

    6) развитые сети поставок и сервиса.

    Результатом этих слагаемых конкурентоспособности НИС для экономики и общества является достижение целей социально-экономического развития:

    Высокое качество жизни;

    Экология и безопасность;

    Производительность и конкурентоспособность экономики.

    Оценка развития инновационной системы проводилась экспертами, привлечёнными из разных стран, по 83 показателям, сгруппированным в вышеназванные шесть групп факторов конкурентоспособности НИС, для каждой из которых был определён свой вес в общей системе факторов. В результате проведённого исследования экспертами выстроен рейтинг конкурентоспособности НИС различных стран. Россия занимает в этом рейтинге 38 место из 50 стран (табл. 1).

    Занимаемое Россией место, которое действительно объективно характеризует в настоящее время состояние инновационного развития экономики нашей страны, делает крайне актуальным изучение проблем становления национальной инновационной системы, выявление барьеров и особенностей развития инновационных процессов в условиях переходной экономики для определения путей повышения нашего рейтинга.

    С этой целью проведём анализ развития инновационной сферы в нашей стране на основе ряда показателей, используемых при сравнении структурных характеристик инновационных систем: доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте; доля инновационной продукции в общем объёме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках; доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации и др.

    Инновационные процессы в течение недавно завершившегося периода экономического роста (1998-2008 гг.), как свидетельствует анализ различных статистических данных, находились в со-

    1. США 18. Гонконг (Китай) 35. Таиланд

    2. Швеция 19. Тайвань 36. Турция

    3. Швейцария 20. Новая Зеландия 37. Польша

    4. Сингапур 21. Испания 38. Россия

    5. Финляндия 22. Чехия 39. Латвия

    6. Германия 23. Италия 40. Мексика

    7. Израиль 24. Эстония 41. Колумбия

    8. Япония 25. Словения 42. Румыния

    9. Великобритания 26. Португалия 43. Филиппины

    10. Нидерланды 27. Венгрия 44. Аргентина

    11. Норвегия 28. Индия 45. Болгария

    12. Южная Корея 29. Китай 46. Перу

    13. Австрия 30. ЮАР 47. Сальвадор

    14. Канада 31. Бразилия 48. Венесуэла

    15. Австралия 32. Литва 49. Бангладеш

    16. Франция 33. Греция 50. Боливия

    17. Ирландия 34. Словакия

    Источник: «Бауман Инновейшн», «ОПОРА РОССИИ» .

    О:х ш га -

    18 16 14 12 -10 -8 -6 -4 -2 0

    ■ промышленное производство

    ■ связь; деятельность, связанная с использованием ВТ и ИТ

    Рис. 1. Динамика показателей инновационной активности предприятий промышленного производства и сферы услуг в России (%)*

    стоянии устойчивой стагнации, последовавшей за постдефолтным скачком на его стартовом этапе. Это обусловлено не только макроэкономическими условиями, структурой рынков и качеством корпоративного управления, но в значительной степени - неэффективностью национальной инновационной системы и неадекватностью её институтов требованиям инновационного развития .

    За период 1995-2004 гг. число организаций, которые занимались технологическими инновациями, почти удвоилось (с 5,5% до 10,5%), но с 2005 по 2008 гг. их численность практически не менялась (9,3-9,6%) (рис. 1).

    Это весьма скромный результат, особенно на фоне аналогичных показателей зарубежных государств, причём не только инновационных лиде-

    ров - Германии (70%), Канады и Новой Зеландии (65%), Бельгии (60%), Ирландии, Дании и Финляндии (55-57%), - но и большинства государств Центральной и Восточной Европы, где уровень инновационной активности колеблется в пределах 20-40% .

    Наряду с технологическими инновациями, в последние годы особое значение для повышения эффективности производства приобретают и нетехнологические инновации - организационные и маркетинговые. Однако на российских предприятиях они пока ещё не получили должного рас-

    пространения, что также ограничивает динамику инновационной активности (табл. 2).

    Серьёзным фактором, способствующим развитию инновационной деятельности предприятий, является её достаточное финансирование. Недостаток финансирования приведёт к снижению качества инноваций, не обеспечит возможности их реализации на постоянной основе.

    Несмотря на ежегодное увеличение ассигнований из федерального бюджета на научные исследования и разработки - до 166,5 млрд рублей в 2009 г. против, например, 77,1 млрд рублей

    Таблица 2

    Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, в общем числе организаций (%)*

    2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

    Удельный вес организаций, осуществляющих в отчётном году инновации (в общем числе организаций): Промышленное производство

    Технологические инновации 10,6 9,6 9,8 10,3 10,5 9,3 9,4 9,4 9,6

    Организационные инновации - - - - - - 3,2 3,5 3,5

    Маркетинговые инновации - - - - - - 2,3 2,5 2,6

    Удельный вес организаций, осуществляющих в отчётном году инновации (в общем числе организаций): Связь; деятельность, связанная с использованием ВТ и ИТ

    Технологические инновации 13,1 13,4 15,3 15,1 16,0 15,8 13,7 12,9 12,0

    Организационные инновации - - - - - - 5,9 5,9 5,7

    Маркетинговые инновации - - - - - - 5,6 5,7 6,2

    * Источник: Российский статистический ежегодник, 2009.

    Таблица 3

    Динамика затрат на технологические инновации (ТИ) в промышленном производстве*

    Затраты на ТИ 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

    (млрд руб, до 1998 г - трлн руб)

    в действующих 7,3 9,2 9,0 13,9 24,5 49,4 61,3 86,4 105,4 122,9 125,7 188,5 207,5 276,3

    затраты на 26,9 15,7 21,0 21,5 15,3 14,3 17,3 13,6 13,9 16,4 15,7 18,6 17,3 15,0

    затраты на 43,5 56,9 44,8 44,4 48,9 57,4 59,3 50,6 44,8 55,6 60,3 54,6 57,5 60,0

    приобретение

    и оборудования

    в постоянных 7,3 6,3 5,4 4,0 7,1 10,5 11,1 13,6 14,6 14,1 12,1 15,7 15,2 15,7

    ценах 1995 г.

    Интенсивность 0,9 0,9 0,8 1,1 1,1 1,4 1,4 1,8 1,6 1,5 1,2 1,4 1,2 1,4

    затрат на ТИ (удельный вес

    затрат на ТИ в общем объёме

    отгруженных

    товаров, выпол-

    ненных работ,

    * Источники: Стат. сборники - Индикаторы инновационной деятельности, 2009; Российский статистический ежегодник, 2009.

    в 2006 г. - реальная доля их в ВВП снижается. Сегодня по этому показателю Россия занимает 31-е место в мире - всего лишь 1,03%. При этом сокращается и доля частного бизнеса в финансировании научно-исследовательских и конструкторских работ. К тому же и здесь налицо явная диспропорция по сравнению с развитыми в области науки странами: если в России государство даёт на эти цели 0,66 % ВВП, а бизнес - 0,3%, то в США эти цифры составляют соответственно -0,77 и 1,7%, в Японии - 0,55 и 2,62%, в ФРГ - 0,7 и 1,68% .

    Имеющиеся сегодня масштабы инвестиций в инновации вряд ли будут способствовать решению задачи по переводу экономики на новую модель роста, и позволят осуществить радикальное обновление основного капитала и расширение спектра конкурентоспособной продукции. В настоящий период степень износа основных фондов в реальном секторе экономики составляет: в добывающих производствах - 49,7%, в обрабатывающих - 41,7% (в том числе, в электротехнике и электронике - 47,5%, производстве транспортных средств - 52,1%) .

    Несмотря на то, что затраты на технологические инновации в постоянных ценах удвоились с 1995 г. по 2008 г. (табл. 3), тем не менее, абсолютный объём таких инвестиций составил всего 276,3 млрд руб. И доля внутренних затрат на ис-

    1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

    промышленное производство -■- связь

    Рис. 2. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (%)*

    * Источники: Стат. сборники - Российский статистический ежегодник, 2009; Индикаторы инновационной деятельности, 2009; Россия в цифрах, 2009.

    следования и разработки (ИиР) от ВВП составила в 2008 г. лишь 1,03% .

    В структуре затрат по видам инновационной деятельности наблюдаются серьёзные диспропорции: более половины средств (60%), направляемых на инновации, расходуется на покупку машин и оборудования. Второе место по своим объёмам в структуре этих затрат занимают затраты на ИиР (15%), но они заметно отстают от расходов на приобретение оборудования. По сравнению с 1995 г. их удельный вес в общем объёме инвестиций в технологические инновации ниже в 1,8 раз, и с 2006 г. наблюдается их снижение на 3,6%.

    Одним из показателей, характеризующих уровень развития инновационной системы, является доля инновационной продукции в общем объёме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках. В масштабах экономики России эффект от инновационной деятельности незначителен. Доля инновационной продукции предприятий промышленного производства в общем числе товаров, работ, услуг составляет всего 5,1%, связи - 3,2% (рис. 2).

    Невысокий уровень инновационного развития экономики нашей страны показывает и анализ инновационной активности России в сравнении со странами организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в состав которой входят примерно 30 стран (рис. 3) . Большая часть из них - члены Европейского союза.

    Число исследователей на 1000 заняяых

    Интенсивность ззтрат на технологические инноваци:

    Шатёжно-технологический баланс (млн $) на примере США

    ВЗ на ИиР в расчёте на ннаассееллеенниияя

    ИИииРРммллнн$$

    Число научных стттей на 1000 ннаассееллеенниияя

    зазанняятытыххввиинннооввааццииооннныыхх оорргаганниизазацциияяхх

    Доля инновационной продукции

    □ Россия ПОЭСР

    (сокращ.: ВЗ - внутренние затраты; ИиР - исследования и разработки).

    Рис. 3. Позиция России в международном сопоставлении инновационной активности

    Красный (100%-ый) контур восьмиугольника показывает возможное идеальное состояние инновационного развития стран ОЭСР. По сравнению с «идеальным» восьмигранником текущий профиль состояния инновационной экономики России представляет собой некоторую изломанную линию, которая отражает действительную ситуацию в стране. В частности, это говорит о том, что в стране отсутствует системный подход в формировании и реализации инновационной стратегии и политики, что преждевременно ещё констатировать переход экономики России на инновационный путь, как свершившийся факт.

    Обратим внимание на такой важный фактор, как платёжно-технологический баланс или трансфер технологий. Сегодня этот показатель у нас отрицательный, несмотря на то, что в конце 1990-х - начале 2000-х гг. оценка инновационного потенциала колебалась в пределах 400-800 млрд долл. Всё это говорит о том, что, вроде бы, технологии есть, но их трудно освоить. Да, технологии действительно имеются, однако большей частью мы закупаем технологии, а не развиваем собственные, национальные технологии. То есть в настоящее время у нас наблюдается экспорт сырья и импорт технологий.

    Что касается патентной активности, то крайне низкое число международных патентов, получаемых российскими предприятиями и изобретателями, может быть частично оправдано тем, что соотношение затрат на получение и поддержание зарубежных патентов с доходами российских соискателей этих патентов, слишком велико. Кроме

    того, стремление к международному патентованию отражает высокие экспортные амбиции соискателей, что пока не является характерной чертой российских учёных и предпринимателей.

    Что же здесь мы видим? Мы видим возможности России попасть на этот рынок, некое повышение патентной активности. За счёт чего? Темпы прироста по внутренним затратам на исследования и разработки, особенно за последние пять лет, возросли в несколько раз. Да, они недостаточны, если рассматривать их как относительные показатели от доли ВВП, или доли расходной части бюджета! Но, тем не менее, мы должны констатировать факт: если в 2004 г. весь бюджет составлял примерно 40 млрд рублей, то сегодня это 400 млрд рублей. И, казалось бы, это должно дать прирост не только по темпам внутренних затрат, но и по темпам получения этих «пропусков» на технологические рынки.

    Однако наблюдается иная ситуация. Темпы прироста - всего 30-40%. Понятно, что мгновенно это количество не может перерасти в качество. Но речь идёт не об обработке, об адаптации и применении этих разработок уже в промышленности, а о намерениях и оформлении конкурентоспособных преимуществ, которые обеспечивают инновации через систему интеллектуальной собственности.

    И сегодня, к сожалению, мы пока опять видим изломанную картинку. Да, ни одна страна в мире, в том числе и Китай, ещё не доросла до таких темпов прироста развития внутренних затрат. Но мы отчётливо должны понимать, что это

    базируется только на государственном бюджете. Только инвестиции государства сегодня определяют внутренние затраты развития разработок и исследований. И они составляют, если говорить о статистической отчётности, около 60%. На самом деле, по экспертным оценкам этот вклад государства доходит до 80%. Как известно, государство - плохой предприниматель, и эффективность этих инвестиций в исследования и разработки недостаточна и далека от совершенства. Отсюда мы и получаем те показатели, по которым можем себя сравнивать с другими странами. Если взять показатели 30 стран, среди которых есть страны и с развитой, и переходной, и развивающейся экономикой, и средние статистические показатели России, то мы в этом сегменте опять увидим изломанный профиль, свидетельствующий об отсутствии системного государственного подхода к политике в сфере инноваций, научно-технической деятельности и развития промышленности.

    Что же касается наших количественных показателей по патентам, т.е. сколько же у нас имеется «пропусков» - инноваций мирового уровня, за-щищённых патентами, - которые обеспечивают выход на высокотехнологичный рынок, проведём сравнительный анализ по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, публикуемым ежегодно. К сожалению, последние цифры приведены только за 2006 г. Тем не менее, анализ показывает: доля России падает, если раньше доля российских патентов составляла 1,8%, то сейчас, вместо того, чтобы повышаться, она снизилась на 0,6% (рис. 4) .

    Это связано с тем, что ранее обеспечение международного патентования в нашей стране осуществлялось за государственный счёт. И в 90-95 гг. доля в международном патентовании составляла примерно 10%. Патент «живёт» на рынке 20 лет, и те патенты, которые были получены в те годы, сегодня уходят с рынка. Ежегодное количество заявок, которые мы осуществляем через Роспатент и через систему Международной патентной кооперации, сегодня меньше 1000. Как с таким числом «пропусков» мы будем конкурентоспособны?

    Для объяснения сложившейся ситуации рассмотрим сравнение, основанное на таком показателе, как отношение числа национальных патентов к общему количеству заявок. Во всём мире это принимается как упрощённый показатель технологической зависимости. Несомненно, исследовать технологическую зависимость нужно не только по этому показателю. Но в высокоразвитых промышленных странах, где реальными факторами конкурентоспособности являются два основных фактора: система интеллектуальной собственности и стандартизация инновационного продукта (а самое лучшее - стандартизация инновационных производств, которые обеспечивают гарантийное качество выпускаемой инновационной продукции), технологическая зависимость интегрально выражается в упрощённой форме. И для сравнительной характеристики были взяты именно те показатели, которые отражают ситуацию технологической зависимости с 2004 по 2008 гг. (рис. 5) .

    40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

    Швейцария Россия Нидерланды Великобритания Франция Китай Германия Корея Другие США Япония

    ■ 2000 1,2 1,8 1,1 3,0 2,8 1,9 8,3 6,3 17,6 20,1 35,9

    ■ 2006 1,4 1,6 1,6 2,3 2,5 7,3 7,4 9,8 14,8 22,1 29,1

    Рис. 4. Доля России среди ведущих стран в годовом объёме патентования изобретений

    Российская Федерация

    Германия

    Рис. 5. Технологическая зависимость

    Нехватка свободных средств внутри компании

    Низкая доступность финансирования из внешних источников

    Слишком большие затраты, требуемые для инновационной деятельности

    Неопределённость спроса на новый продукт или услугу

    Нехватка квалифицированного персонала

    Нехватка маркетинговой информации

    Ограничительный характер стандартов и отраслевого регулирования

    Сложность поиска поставщиков

    Нехватка информации, связанной с технологиями

    Нет резона для инноваций: спрос на новые продукты или услуги отсутствует

    Непризнание приоритетности инноваций акционерами и Советом Директоров

    Неэффективный инновационный менеджмент внутри компании

    60%* 50% 40% 24% 18% 8% 7% 6% 6% 5% 2% 2%

    Сумма ответов превышает 100%: допускалось 3 варианта ответа.

    Рис. 6. Основные барьеры для инновационной деятельности инновационных компаний