Социальное развитие приволжского федерального округа. Зао "стратегия-центр"

Исследование региональных различий в уровне социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа

Специалисты отмечают, что регионы нашей страны отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, исторически сложившимся местом в национальном хозяйственном комплексе.

Трансформации экономической и социальной структуры российского общества привели к тому, что значительная часть проблем, стоящих на федеральном уровне, перешла на уровень регионов. В экономически отстающих регионах, как показывают результаты проводимых исследований, складывается неблагоприятная социально-экономическая ситуация, что ведет к деградации и миграции трудовых ресурсов, к недоиспользованию и постепенному разрушению производственного комплекса. Неравномерность в развитии субъектов Российской Федерации определена как объективными, так и субъективными причинами, связанными с траекторией предшествующего развития, разнонаправленностью механизмов действия и реализации экономических интересов, проявившихся в изменениях государственной и территориальной политики, неэффективном использовании компенсационных и конкурентных механизмов.

Регион, региональное развитие, уровень социально-экономического развития регионов, региональная политика, территориальные диспропорции, социально-экономическая дифференциация

Study on regional differences in the level socio-economic development of the regions Volga Federal district

Ryabova S.G. PhD, Associate Professor,

Experts note that the regions of our country are very diverse geographical position, climatic conditions, demographic situation, its historically significant place in the national economic complex. Transformation of economic and social structure of the Russian society led to the fact that a significant part of the problems on the Federal level, has achieved the level of regions. In the economically backward regions, as the results of ongoing research, is unfavourable socio-economic situation, leading to degradation and migration of labour resources, to underutilization and gradual destruction of the industrial complex. Irregularity in the development of the subjects of the Russian Federation is defined as the objective and subjective reasons associated with the trajectory of the previous development directions of the mechanisms of action and implementation of economic interests that could be observed in the changes of state and territorial policies, inefficient use of compensatory and competitive mechanisms.

Region, regional development, the level of socio-economic development of the regions, regional policy, territorial imbalance, socio-economic differentiation

Цель исследования - провести сравнительную оценку уровня социально-экономического развития Республики Мордовия с регионами входящими в состав Приволжского федерального округа, выявить основные проблемы, сдерживающие развитие республики и предложить направления их решения.

Методы исследования. Данное исследование проведено на основе системного анализа с использованием частнонаучных методов.

Результаты исследования : Социально-экономическое развитие Республики Мордовия является достаточно сложным и многогранным процессом. На протяжении десяти лет республика по социально-экономическому развитию находилась на последних местах среди регионов Приволжского федерального округа. На сегодняшний день положение начинает меняться в лучшую сторону и характеризуется положительной динамикой в основных отраслях и секторах экономики, в том числе в сфере промышленного производства, инвестиций, строительстве, на потребительском рынке. Статистические данные показывают, что динамика ВРП Республики Мордовия характеризовалась более высокими темпами роста в сравнении с ВРП Российской Федерации (рисунок 1). Изменить ситуацию в лучшую сторону удалось во многом благодаря политической стабильности, институциональным и законодательным преобразованиям в бюджетной и налоговой сферах, взвешенной макроэкономической политике, а также реализации кластерной политики. Однако, несмотря на то, что значение реального ВРП на душу населения увеличилось в 2012 г. в сравнении с 2006 г., но этот рост оказался недостаточным для решения накопившихся проблем (отставание средней заработной платы по региону от общероссийского уровня, сохранение высокой доли населения со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума, усиление социальной дифференциации, и т.д.). Этим объясняется сохранение на низком уровне значения индекса социального самочувствия Республики Мордовия в общероссийском рейтинге.

Одной из ведущих отраслей экономики Республики Мордовия является промышленность. В объеме ВРП доля этой отрасли составляет более 30%. На предприятиях промышленности занято 77,1 тыс. человек, что составляет 17,8% от числа занятых в экономике республики. Промышленность региона специализируется на выпуске электротехнической продукции, широкого спектра кабельной продукции, продукции транспортного машиностроения (вагоностроения), производстве строительных материалов, а также продукции перерабатывающей промышленности. Крупнейшими предприятиями республики являются холдинг «Оптикэнерго», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Саранский завод «Резинотехника», ОАО «Саранский телевизионный завод», ЗАО «Рузаевский стекольный завод», ОАО «Орбита», ОАО «Биохимик» и другие. В области индустрии строительных материалов одним из крупнейших в России производителей фасованного и нефасованного цемента является ОАО «Мордовцемент».

Рисунок 1 - Индексы физического объема валового регионального продукта, в процентах к предыдущему году

Одним из ключевых направлений промышленной политики республики является развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, на долю которой приходится 23,1% от общего объема производства. В регионе функционирует более 30 предприятий этой отрасли, в том числе 2 мясоперерабатывающих комплекса и 1 мясокомбинат, 15 предприятий молочной промышленности, две кондитерские фабрики, «Саранский филиал ОАО «Сан ИнБев», 7 предприятий спиртовой и ликеро-водочной промышленности, ОАО «Консервный завод «Саранский», ООО «Ромодановосахар», агрохолдинг «Талина». В 2006-2010 гг. республика входила в группу лидеров по росту индекса промышленного производства, а с 2007 по 2010 г. она занимала 1-е место среди субъектов ПФО по данному показателю (таблица 1).

Кластерообразующей отраслью в агропромышленном комплексе Республики Мордовия является сельское хозяйство (ведущие подотрасли - животноводство мясомолочного направления и птицеводство). Предприятия растениеводства специализируются на производстве зерна, сахарной свеклы, зеленого горошка. Республика занимает ведущие позиции среди регионов ПФО, а также входит в число первых шести лучших регионов РФ по производству мяса, молока, яиц в расчете на 1 жителя. Четыре крупнейших предприятия агропромышленного комплекса - ОАО «Агрофирма «Октябрьская», ОАО «Птицефабрика «Атемарская», ОАО «Птицефабрика «Чамзинская» и ГУП Республики Мордовия «Тепличное» - входят в число 300 лучших предприятий РФ.

Таблица 1

Индексы промышленного производства по Российской Федерации и субъектам Приволжского федерального округа, в процентах к предыдущему году

Российская Федерация

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

По таким экономическим показателям как оборот розничной торговли, оборот общественного питания и объем платных услуг населению в нашей республике наблюдается положительная динамика. Каждый из показателей в 2011 г. по сравнению с уровнем 2006 г. вырос более чем в 2,3 раза. Оборот розничной торговли на душу населения в 2011 г. составил 63,9 тыс. р., при этом индекс физического объема к 2010 г. - 102,0%. Оборот общественного питания за 2011 г. - 1959,2 млн. р., в расчете на душу населения 2241,7 р. Объём платных услуг населению в 2011 г. - 17,4 млрд. р., в расчете на душу населения оказано услуг на сумму 21 тыс. р. В решении стоящих перед республикой задач экономического развития все заметнее становится вклад среднего и малого бизнеса. В настоящее время в Республике Мордовия действует почти 27 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Предпринимательство развивается практически во всех видах хозяйственной деятельности. Основные направления поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Мордовия: снижение налоговой и неналоговой нагрузки, финансовая поддержка, имущественная поддержка, правовое, информационное, консультационное и методическое обеспечение, снижение административных барьеров, поддержка молодежного предпринимательства.

Демографическая ситуация в Республике Мордовия характеризуется рядом неблагоприятных тенденций. В республике наблюдается снижение численности постоянного населения, как за счет его естественной убыли, так и вследствие миграционного оттока. В 2012 г. по численности населения мы оказались на 13 месте (822 010 чел.) среди регионов ПФО, оставив позади лишь Республику Марий Эл. Смертность населения в прошлом году составила - 1312,5 умерших на 100 тыс. человек, а суммарный коэффициент рождаемости - 1,3 ед. (таблица 2). Тенденция сокращения численности постоянного населения сохранится и в ближайшие годы, так по данным представленным в «Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013-2018 гг.» к 2018 г. численность постоянного населения в республике сократится до 783,6 тыс. чел. (ежегодное сокращение будет составлять примерно 6,3-7,1 тыс. чел.). Наряду с абсолютным сокращением численности населения в республике продолжится процесс его дальнейшего старения. Так к 2018 г. доля населения в возрасте 65 лет и старше составит 27,4 (214,3 тыс. чел.), а коэффициент демографической нагрузки увеличится до 789 чел. нетрудоспособного возраста приходящихся на 1000 чел. трудоспособного возраста . На этом фоне заметно выделяется лишь показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении, составивший в 2012 г. - 70,7 лет (3 место среди регионов ПФО), к 2018 г. он увеличится до 74,0 лет.

Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет), единиц *

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин), число умерших на 100 тыс. человек **

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет *

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

  • * - рейтинг рассчитывается от большего значения показателя к меньшему (по убыванию)
  • ** - рейтинг рассчитывается от меньшего значения показателя к большему (по возрастанию)

Сложившаяся демографическая ситуация явилась одной из причин обострения проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы в 2012 г. составил 4,9% (таблица 3), что соответствует - 3 месту, занимаемому республикой по данному показателю в рейтинге среди регионов ПФО.

Таблица 3

Уровень безработицы в среднем за год (по методологии МОТ), в процентах**

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Ситуация на рынке труда республики оказывает влияние на уровень располагаемых среднедушевых доходов и процессы социальной дифференциации населения. Так по уровню располагаемых денежных доходов населения республика в 2012 г. оказалась лишь на 13 месте среди регионов ПФО - 11 811,9 рублей в месяц, опередив только Республику Марий Эл - 11 110,2 рублей в месяц (таблица 4).

Таблица 4

Динамика располагаемых денежных доходов населения на душу населения, рублей в месяц*

Российская Федерация

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Республика Башкортостан

социальный экономический приволжский мордовия

На 13 месте в явной группе аутсайдеров оказалась республика и по такому показателю как - доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения (таблица 5).

Социальное развитие Республики Мордовия долгое время отставало от роста его экономического потенциала, показатели уровня жизни населения в большей их части были ниже среднероссийских. Отрасли социальной сферы региона финансировались по остаточному принципу (такая политика была характерна для большинства российских регионов). Система здравоохранения является неотъемлемой составной частью социальной сферы. Данная отрасль динамично развивается в республике. Мощность учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь на 10 тыс. человек населения составила в 2011 г. - 218,2 посещений в смену (209,2 - в 2006 г.). Численность коечного фонда - 106,5 единиц на 10 тыс. человек населения, что больше среднероссийского показателя (93,7). Обеспеченность населения врачами на 10 тыс. человек составила 51,8 (по Российской Федерации - 50,1). В рамках модернизации отрасли обеспечивается укрепление материально-технической базы медицинских учреждений; внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи. Вместе с тем по данным Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия показатель удовлетворенности населения качеством медицинских услуг, оказываемых по месту жительства в 2011 г. составил 63,5% от числа опрошенных респондентов .

Таблица 5

Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации, в процентах**

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Республика Башкортостан

В качестве наиболее распространенного недостатка 40,8% респондентов выделили очереди на прием к участковому врачу и врачам-специалистам. Недовольство у респондентов вызывает и отсутствие в ряде медицинских учреждений современного оборудования. С этой проблемой при посещении учреждений здравоохранения сталкивались 19,6% опрошенных. В качестве недостатков в работе учреждений здравоохранения респонденты также отмечали неэффективное лечение (11,1%), отдаленность лечебного учреждения (8,3%), проблемы с льготными лекарствами (8,1%) и др.

В Мордовии сохранена сеть учреждений культуры и искусства, которая объединяет свыше 1200 объектов. В их числе 4 государственных и 1 муниципальный театр, государственная филармония и 4 профессиональных концертных коллектива, два республиканских и 11 муниципальных музеев, 549 массовых библиотек, Республиканский Дом народного творчества. Отраслевая система образования представлена учреждениями среднего профессионального образования, детскими музыкальными и художественными школами, школами искусств. Функционируют 554 учреждения культурно-досугового типа - дома культуры, клубы, центры досуга. В них работают свыше 3 тыс. клубных формирований с числом участников, превышающим 35 тыс. человек. За 2006-2010 гг. в республике открыты Центр финно-угорской культуры, Мордовский государственный национальный драматический театр, Республиканский театр оперы и балета им. И. Н. Яушева в г. Саранске и музейно-этнографический комплекс в с. Старая Теризморга Старошайговского района. Ежегодно на территории республики проводятся международные фестивали и Дни мордовской культуры в регионах России.

Результаты социологического опроса, проведенного в 2011 г. Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, выявили, что показатель общей удовлетворенности качеством культурного обслуживания населения в среднем по муниципальным образованиям Республики Мордовия незначительно возрос и составил 71,4% (в 2009 г. - 65,1%, в 2010 г. - 63,6%). В группу «лидеров» вошли 9 муниципальных районов: Ардатовский (93,4%), Старошайговский (82,1%), Дубенский (81,5%), Большеберезниковский (81,1%), Краснослободский (76,5%) районы. В данной группе по сравнению с 2010 г. произошли некоторые изменения: из нее выбыли Ельниковский, Лямбирский, Теньгушевский и Большеигнатовский районы. В то же время ее состав в 2011 г. пополнили Большеберезниковский (показатель увеличился на 22,7%), Инсарский (на 17,7%), Краснослободский (на 12,4%), Атяшевский (на 12,2%) и Торбеевский (на 8,9%) районы. Наиболее низкие оценки качества культурного обслуживания населения продемонстрировали жители Зубово-Полянского района (43,7%). К муниципальным образованиям с низкими показателями относятся также Атюрьевский, Кадошкинский, Темниковский районы. В 2011 г. к ним присоединились Ичалковский, Кочкуровский районы и ГО Саранск .

Образовательное пространство республики включает в себя 741 образовательное учреждение различных видов и типов, в которых обучается свыше 154,9 тыс. человек. Несмотря на внешнюю целостность, система образования сохраняет внутри себя и ряд проблем. К общесистемным проблемам развития системы образования относятся: старение кадров в системе образования; слабая материально-техническая база образовательных учреждений; несоответствие существующей системы повышения квалификации и переподготовки, а также аттестации педагогических работников современным задачам образования; наличие неэффективных расходов.

Республика Мордовия является одним из регионов-лидеров Российской Федерации в области организации массового спорта и спорта высших спортивных достижений. В республике активно развивается материально-спортивная база. Растет представительство спортсменов Мордовии в составе сборных команд России по различным видам спорта, а также их участие в международных и всероссийских соревнованиях. Ежегодно в республике проводятся спортивные мероприятия высокого уровня, в том числе этапы чемпионата мира по ледовому спидвею, чемпионаты и первенства России по различным видам спорта, спартакиада молодежи и спартакиада учащихся России. Проводятся также всенародные мероприятия: «Кросс нации», «Лыжня России» и т.д.

В целом ситуация в социально-экономической сфере региона является противоречивой. Наблюдаются как негативные тенденции: высокий износ основных производственных фондов, сокращение численности населения; значительная дифференциация в оплате труда, несоответствие профессиональной структуры безработных структуре спроса на рабочую силу, но, в тоже время имеются и положительные: рост ВРП, улучшение обеспечения населения медицинскими услугами, укрепление материальной базы учреждений культуры и здравоохранения, развитие массового спорта, увеличение строительства.

В результате ранжирования регионов Приволжского федерального округа по значениям частных показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития, было сформировано три группы: в состав 1 группы - вошли регионы с высоким уровнем социально-экономического развития, во 2 группу - регионы со средним уровнем социально-экономического развития и в 3 группу - с низким уровнем социально-экономического развития. В группе лидеров (1 группа) оказались: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Пермский край, Нижегородская и Самарская области. В аутсайдерах (3 группа) остались: Республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская Республика и Ульяновская область, остальные регионы вошли в состав 2 группы. Вместе с тем, данные представленные в таблице 6 (включены регионы, входящие в состав 1 группы - с высоким уровнем социально-экономического развития) указывают на то, что в ближайшие годы наша республика, хотя и не возглавит рейтинг, однако у неё есть реальные шансы, укрепив свои позиции подняться с предпоследних мест. К конкурентным преимуществам Республики Мордовия относятся: выгодное географическое положение, близость к основным центрам потребления конкурентоспособной продукции; развитая инфраструктура, особенно транспортные коммуникации; развитая система информационных коммуникаций; развитая социальная инфраструктура.

Таблица 6

Прогнозные показатели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ*

Индекс физического объема валового регионального продукта, в% от предыдущего года

Республика Башкортостан

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Пермский край

Нижегородская область

Самарская область

Индекс промышленного производства, в процентах от предыдущего года

Республика Башкортостан

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Пермский край

Нижегородская область

Самарская область

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в% от предыдущего года

Республика Башкортостан

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Пермский край

Нижегородская область

Самарская область

Реальные денежные доходы населения, в% от предыдущего года

Республика Башкортостан

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Пермский край

Нижегородская область

Самарская область

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума,

в% от всего населения

Республика Башкортостан

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Пермский край

Нижегородская область

Самарская область

Численность занятых в экономике (среднегодовая); тысяч человек

Республика Башкортостан

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Пермский край

Нижегородская область

Самарская область

Уровень безработицы по методологии международной организации труда, в%

Республика Башкортостан

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Пермский край

Нижегородская область

Самарская область

Индекс потребительских цен, в процентах от предыдущего года

Республика Башкортостан

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Пермский край

Нижегородская область

Самарская область

Кроме того , см. фрагменты Отчета Стратегия-Центр а о результатах макроэкономических изысканий от 30.01.2009 « Анализ тенденций и прогноз основных макроэкономических показателей , характеризующих уровень социально-экономического развития Российской Федерации в 2009-2030 годы. Экспертная оценка значений макроэкономических показателей на постпрогнозный период (до 2045 года) » и ежеквартальных дополнений « Результаты критической оценки и переоценки № _ оригинальных макроэкономических прогнозов на 2009-2030 годы и на постпрогнозный период с учетом итогов и вновь выявленных тенденций развития мировой экономики и экономики Российской Федерации в ___ 20 __ года. По состоянию на 01. __ .20 __» к Отчету Стратегия-Центр а от 30.01.2009

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства Российской Федерации

от 07.02.2011 №165-р

Стратегия

социально-экономического развития

Приволжского федерального округа

на период до 2020 года

Введение

2. Базовые положения Стратегии

2.1. Цели, задачи, сценарий развития Приволжского федерального округа

2.2. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа

2.3. Основные направления пространственного развития Приволжского федерального округа

3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Приволжского федерального округа

4. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики. Приоритетные межотраслевые направления развития Приволжского федерального округа

5. Основные направления социального развития Приволжского федерального округа и создания в федеральном округе комфортной среды обитания

6. Механизмы реализации Стратегии

Заключение

Приложение . Прогнозные показатели социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Введение

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее – Стратегия ) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года и предусматривает реализацию мер по преодолению следующих факторов и проблем:

усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;

возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта.

Стратегией предусмотрено решение социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются:

значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности;

высокие риски ведения предпринимательской деятельности;

низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса. Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных и др.) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.

Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных и др.) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.

1. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы

В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.

Территория федерального округа занимает около 6% территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. км), на ней проживает более 20% населения страны (более 30,2 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15%.

Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.

Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.

Традиционной специализацией федерального округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность. Предприятия этих отраслей, расположенные в регионах Приволжского федерального округа, вносят наибольший вклад в добавленную стоимость продукции этих отраслей в стране – их доля составляет более 33%. Доля в валовом региональном продукте Приволжского федерального округа этих отраслей близка к 9%.

Округ является одним из лидеров по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды, имеет высокий потенциал движения вверх по цепочке добавленной стоимости, многократного расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Приволжский федеральный округ находится на втором месте среди федеральных округов по добыче нефти и природного газа. Добываемые углеводороды не только являются сырьем для нефтехимической промышленности, но и экспортируются.

В округе значительны запасы лесных ресурсов.

Природные условия на большей части территории округа одни из наиболее благоприятных в России для жизни и ведения бизнеса. Агроклиматический потенциал территории позволяет вести продуктивное сельское хозяйство разных типов: выращивать зерновые, технические, плодоовощные культуры, заниматься продуктивным животноводством.

Приволжский федеральный округ занимает лидирующие позиции среди федеральных округов по производству многих видов сельскохозяйственной продукции.

Важную роль в экономике округа играют пищевая и перерабатывающая промышленность, в значительной степени обеспеченные продукцией сельского хозяйства и имеющие значительный потребительский спрос.

В округе расположено значительное число крупных центров высшего образования, которые обладают достаточным потенциалом, чтобы стать ведущими направлениями специализации регионов. Наиболее конкурентоспособны высшие учебные заведения, имеющие технологическую специализацию, что определило высокую концентрацию подготовленного персонала для промышленности в округе. В 2009-2010 годах восьми университетам округа установлена категория «национальный исследовательский университет».

Приволжский федеральный округ занимает близкое к географическому центру России положение с достаточно плотным расселением населения во многих регионах округа. Такое положение определяет потенциальные обширные рынки потребительских товаров, произведенных на территории округа.

Особенностью географического положения округа является отсутствие выходов к мировому океану, относительная удаленность от морских портов. Однако такое положение не препятствует торговле на внутренних и международных рынках. Округ конкурентоспособен по поставкам готовой продукции не только в центральные, южные и собственные регионы с высоким потребительским спросом, но также в страны Европейского союза и Ближнего Востока.

Приволжский федеральный округ обладает уникальным транзитным положением, так как расположен на перекрестке международных транспортных коридоров (МТК), соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с европейской частью России и государствами Европы. По территории округа проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию нефтехимической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе газом. Транзитом через Приволжский федеральный округ идут крупнейшие в стране потоки угля – из Кузбасса в северо-западные и черноморские порты.

К конкурентным преимуществам географического положения округа относится также наличие удобных выходов на Западный Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.

Минерально-сырьевой потенциал округа значителен, практически в каждом регионе имеются ресурсы углеводородного сырья, характеризующиеся высокой геологической изученностью и инфраструктурной освоенностью. В северо-восточной части Приволжского федерального округа имеются уникальные в мировом масштабе месторождения калийных солей, крупные месторождения титана, меди. На их основе сформировались стабильно работающие отрасли. Достаточно высоким потенциалом обладают месторождения строительного сырья.

Одним из важнейших конкурентных преимуществ Приволжского федерального округа является человеческий капитал. Наиболее многолюдные регионы округа – Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область – входят в десятку по индексу развития человеческого потенциала.

Приволжский федеральный округ имеет самобытный в этнокультурном отношении состав населения, характеризующийся этническим, религиозным и языковым многообразием (около 170 народов и более 6000 религиозных организаций) при бесконфликтном и органичном сосуществовании разных культурных традиций. На территории округа расположено 6 национально-территориальных административных образований: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика. Многими зарубежными странами и международными организациями (Организация Объединенных Наций, Совет Европы и др.) Приволжский федеральный округ воспринимается как уникальная модельная площадка по продвижению межкультурного и межрелигиозного диалога.

Вызовы и угрозы

Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Введение

1. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы

2. Базовые положения Стратегии

2.1. Цели, задачи, сценарий развития Приволжского федерального округа

2.2. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа

2.3. Основные направления пространственного развития Приволжского федерального округа

3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Приволжского федерального округа

4. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики. Приоритетные межотраслевые направления развития Приволжского федерального округа

5. Основные направления социального развития Приволжского федерального округа и создания в федеральном округе комфортной среды обитания

6. Механизмы реализации Стратегии

Заключение

Приложение. Прогнозные показатели социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года и предусматривает реализацию мер по преодолению следующих факторов и проблем:

Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

Ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;

Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

Исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта.

Стратегией предусмотрено решение социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются:

Значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности;

Высокие риски ведения предпринимательской деятельности;

Низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

Недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных и др.) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.


В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.

Территория федерального округа занимает около 6% территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. км), на ней проживает более 20% населения страны (более 30,2 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15%.

Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.

Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.

Традиционной специализацией федерального округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность. Предприятия этих отраслей, расположенные в регионах Приволжского федерального округа, вносят наибольший вклад в добавленную стоимость продукции этих отраслей в стране – их доля составляет более 33%. Доля в валовом региональном продукте Приволжского федерального округа этих отраслей близка к 9%.

Округ является одним из лидеров по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды, имеет высокий потенциал движения вверх по цепочке добавленной стоимости, многократного расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Приволжский федеральный округ находится на втором месте среди федеральных округов по добыче нефти и природного газа. Добываемые углеводороды не только являются сырьем для нефтехимической промышленности, но и экспортируются.

В округе значительны запасы лесных ресурсов.

Тухватуллин Рафаэль Фазылович , аспирант кафедры «Муниципальный менеджмент», Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия

Methods for assessing the social and economic development of a region’s real sector (evidence from the Volga Federal District)

Но судить по одному показателю уровень развития региона не рационально, он дает обобщенную оценку. Вследствие этого, делают оценку по нескольким показателям, которые отражают основную экономическую жизнь региона и берут усредненное значение.

Рисунок 1. Динамика роста валового регионального продукта Приволжского федерального округа и России, в целом на 1997 – 2010 гг

В экономических кругах существует мнение, что при оценке уровня социально-экономического развития региона при помощи различных методов, все они дают разные результаты.

В частности, некоторые методы дают конечную оценку, а не показывают интегральное развитие региона. Для этого разберем несколько методов оценки социально – экономического развития региона и сделаем соответствующие выводы.

Существует достаточно много методов оценки социально – экономического развития региона:

– комплексная оценка социально-экономического развития регионов;

– качество жизни как комплексный показатель;

– индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП);

– всемирный индекс конкурентоспособности IMD;

– индекс конкурентоспособности роста;

– оценка эффективности развития регионов и т.д.

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных методов, которые наиболее часто используются на практике.

В Приволжский федеральный округ входят 14 субъектов Российской Федерации (табл. 1 ).

Для начала используем комплексную оценку социально – экономического развития региона. На основании нескольких индексов, путем вычисления среднего значения, получим уровень социально – экономического развития. Для сравнения используем основные микроэкономические показатели, в число которых входит: валовый региональный продукт (ВРП), инвестиции в основной капитал на душу населения, оборот розничной торговли на душу населения, среднедушевые денежные доходы населения.

Ввиду большого количества показателей данного подхода возникает проблема единой измеримости средней величины. Представленные показатели развития региона представляют частные индексы по отдельным показателям и измеряются в рублях, что упрощает решение проблемы о единой измеримости индексов при обобщении результатов (табл. 2 ).

Таблица 1

Состав и структура округа Приволжского федерального округа

№ п/п

Субъекты РФ

Площадь (км 2)

Население региона (чел.)

Город - центр

Население административного центра

142 947

4 071 987

Уфа

1 105 667

120 374

1 304 348

Киров

493 336

23 375

687 435

Йошкар-Ола

263 190

26 128

808 888

Саранск

302 285

76 624

3 270 203

Н. Новгород

1 267 760

123 702

2 001 110

Оренбург

561 279

43 352

1 355 618

Пенза

522 823

160 236

2 637 032

Пермь

1 036 469

53 565

3 212 676

Самара

1 171 820

101 240

2 493 024

Саратов

842 097

67 847

3 855 037

Казань

1 205 651

42 061

1 517 472

Ижевск

642 024

37 181

1 262 549

Ульяновск

619 492

18 343

1 238 071

Чебоксары

473 895

Если делать оценку социально – экономического развития только по ВРП, как обычно это принято, то Республики Татарстан на 2012/2013 гг. является самым развитым регионом. Второе место занимает Республика Башкортостан, третье – Самарская область. Что же касается менее развитых регионов по ВРП, то к ним следует отнести Кировская область, Республика Мордовия и Республика Марий Эл. В экономике говорят, что эти регионы находятся в депрессивной зоне и являются реципиентами. На основе же усредненного значения представленных микроэкономических показателей, получаем, что Республика Татарстан также находится в лидерах, второе место занимает Самарская область и третье место Республика Башкортостан. Последние места в рейтинге занимают Кировская область, Республика Мордовия и Республика Марий Эл.

Таблица 2

Основные индексы региона и усредненный показатель

ВРП 2012 году,

млн. руб.

Инвестиции в основной капитал на душу населения, млн. руб. (2012г/2013г)

Оборот розничной торговли на душу населения, руб. (2012г/2013г)

Среднедушевые денежные доходы населения, месяц, руб. (2012г/2013г)

В итоге средний показатель за 2012г. – рейтинг в ПФО

Республика Башкортостан

1 154 056 - 2

57521/

65489

156044/

177555

21267/

23892

347 222 – 3

78 277,3 - 5

Республика Марий Эл

117 598 - 14

45787/

65446

81095/

92500

12532/

14517

64 253 – 14

46 471 - 14

Республика Мордовия

132 474 - 13

60613/

65859

70185/

77284

13081/

14433

69 088,3 – 13

47959,7 - 13

Республика Татарстан

1 436 933 - 1

123472/

135825

170670/

186147

24004/

26161

438 769,8 -1

106 048,7 - 1

Удмуртская республика

371 498 - 8

42309/

47332

103388/

116969

16694/

18660

133 472,3 – 8

54 130,3 - 9

Чувашская Республика

217 034 - 11

52404/

47627

87331/

96535

13759/

15264

92 632 -11

51 164,7 - 12

Пермский край

897 598 - 4

61624/

71612

152587/

172008

23329/

26054

283 784,5 – 4

79 180 - 4

Кировская область

212 370 - 12

38191/

43221

99190/

113482

16733/

18012

91 621 – 12

51 371,3 - 11

Нижегородская область

838 599 - 5

78173/

82848

146559/

164303

21732/

24503

271 265,8 – 5

82 155,7 - 3

Оренбургская область

629 370 - 6

74881/

75819

105992/

119649

16542/

18628

206 696,3 – 6

65 805 - 6

Пензенская область

240 335 - 10

52705/

59192

102798/

118598

15924/

17815

102 940,5– 10

57 142,3 - 8

Самарская область

941 611 - 3

66286/

81665

156220/

173881

24696/

26865

352 203,3 – 2

82 400,7 - 2

Саратовская область

477 352 - 7

46945/

48874

97340/

106880

14280/

16035

158 979,3 – 7

52 855 - 10

Ульяновская область

244 230 - 9

57095/

59987

103846/

116681

16375/

18580

105 386,5 – 9

59 105,3 - 7

Следует заметить, что при оценке развития региона по ВРП и комплексной оценкой получаются разные результаты по одной области. Республика Татарстан, согласно таблице 1, по численности населения и по площади занимает не первые места, но благодаря наличию природных ресурсов и правильной инновационно – инвестиционной политике руководства региона занимает лидирующие позиции в рейтинге по экономическому развитию.

Для следующей оценки используем метод – качество жизни как комплексный показатель. Уровень жизни населения или качество жизни, в принципе, являются показателем социального развития региона, но так как социальный и экономический показатели развития имеют похожие функциональные значения, часто по индексам уровня жизни судят о социально – экономическом развитии региона. Для данного подхода вычисляются самые разнообразные индексы качества жизни с применением в вычисления разных показателей. Существуют полный и кризисный индексы вычисления. Используем кризисный индекс. Данный индекс представляет собой среднее арифметическое значение четырех вычисляемых индексов, который в конце объединяется индексами ожидаемой продолжительности жизни и младенческой смертности. Для упрощения расчетов значения индексов переведены в проценты. Кризисный индекс I с вычисляется по формуле (Светуньков, Заграновская, Светуньков, 2012) :

I с=А+В+С+0,5 D +0,5 E / 4,

где

А - индекс отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму;

В – индекс доли населения с доходами выше прожиточного минимума;

С – индекс уровня занятости населения;

D – индекс ожидаемой продолжительности жизни;

E – индекс младенческой смертности.

Расчеты для определения кризисного индекса по регионам Приволжского федерального округа (в соответствии с данными, приведенными в таблице 3):

Ic (Республика Башкортостан) = = 3,706+89,7+ 44,3+0,5х69,63+0,5х0,79/4=43,2 - 7

Ic (Республика Марий Эл) =

2,342+80,0+ 45,6+0,5х69,30+0,5х0,83/4=40,75 - 12

Ic (Республика Мордовия) =

2,306+82,0+ 46,3+0,5х70,56+0,5х0,80/4=41,6 -11

Ic (Республика Татарстан) =

4,167+93,5+ 47,7+0,5х72,12+0,5х0,64/4=45,4 - 1

Ic (Удмуртская республика) =

2,927+82,0+ 49,8+0,5х69,92+0,5х0,85/4=42,5 - 9

Таблица 3

Исходные данные для определения кризисного индекса

Приволжский Федеральный округ

Среднедушевые денежные доходы населения, мес. руб. (2013г)

Величина прожиточного минимума за 4 квартал 2013г. руб. в мес.

(все население)

Индекс отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму - А

Индекс доли населения с доходами выше прожиточного минимума (в %) - В

Республика Башкортостан

23892

6446

3,706

89,7

Республика Марий Эл

14517

6198

2,342

80,0

Республика Мордовия

14433

6260

2,306

82,0

Республика Татарстан

26161

6278

4,167

93,5

Удмуртская республика

18660

6375

2,927

88,9

Чувашская Республика

15264

6049

2,523

Пермский край

26054

7361

3,539

87,8

Кировская область

18012

6905

2,609

87,6

Нижегородская область

24503

6488

3,777

89,7

Оренбургская область

18628

6131

3,038

87,3

Пензенская область

17815

6057

2,941

86,9

Самарская область

26865

7482

3,591

87,7

Саратовская область

16035

6126

2,618

84,1

Ульяновская область

18580

6472

2,871

86,7

Продолжение Таблицы 3

Приволжский Федеральный округ

Численность населения (тыс. чел.) 2012г.

Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.) 2012г. / % соотношение от общей численности - С

Индекс ожидаемой продолжительности жизни (в %, учитывая 100 лет – 100%), все население - D

Индекс младенческой смертности до 1 года, на 1000 родившихся живыми, 2012 г., % - E

Республика Башкортостан

4061

1797,1/44,3

69,63

0,79

Республика Марий Эл

314,4/45,6

69,30

0,83

Республика Мордовия

379,6/46,3

70,56

0,80

Республика Татарстан

3822

1821,8/47,7

72,12

0,64

Удмуртская республика

1518

755,9/49,8

69,92

0,85

Чувашская Республика

1244

569,7/45,8

70,79

0,53

Пермский край

2634

1298,7/49,3

68,75

0,85

Кировская область

1319

642,0/48,7

70,26

0,71

Нижегородская область

3290

1703,2/51,8

69,42

0,88

Оренбургская область

2016

1070,6/53,1

68,90

0,97

Пензенская область

1369

665,8/48,6

71,54

0,72

Самарская область

3213

1507,3/46,9

69,40

0,70

Саратовская область

2503

1201,5/48,0

70,67

0,70

Ульяновская область

1274

608,7/47,8

70,50

0,69

Ic (Чувашская Республика) =

2,523+84+ 45,8+0,5х70,79+0,5х0,53/4=41,9 - 10

Ic (Пермский край) =

3,539+87,8+ 49,3+0,5х68,75+0,5х0,85/4=43,9 - 4

Ic (Кировская область) =

2,609+87,6+ 48,7+0,5х70,26+0,5х0,71/4=43,6 -5

Ic (Нижегородская область) =

3,777+89,7+ 51,8+0,5х69,42+0,5х0,88/4=45,1 - 2

Ic (Оренбургская область) =

3,038+87,3+ 53,1+0,5х68,90+0,5х0,97/4=44,6 - 3

Ic (Пензенская область) =

2,941+86,9+ 48,6+0,5х71,54+0,5х0,72/4=43,6 - 5

Ic (Самарская область) =

3,591+87,7+ 46,9+0,5х69,40+0,5х0,70/4=43,3 - 6

Ic (Саратовская область) =

2,618+84,1+ 48,0+0,5х70,67+0,5х0,70/4=42,6 - 8

Ic (Ульяновская область) =

2,871+86,7+ 47,8+0,5х70,50+0,5х0,69/4=43,2 –7

Согласно данному методу, к наиболее развитому региону можно отнести Республику Татарстан, Нижегородскую и Оренбургскую области. Республика Башкортостан находится на 7 месте. В число отстающих попадают Республики Мордовия и Марий Эл.

Наблюдается общая закономерность результатов оценок развития регионов, но в методах, все – таки, бывают расхождения. К сожалению, на данный момент нет единой системы оценки развития регионов, которые 100% давали бы полную оценку со всех сторон и показывали бы интегральное развитие региона во времени. Исследователи предлагают различные решения данной проблемы, и на сегодня она является актуальной.

Интересное решение представлено в монографии «С.Г. Светунькова, А.В. Заграновской, И.С. Светунькова – «Комплекснозначный анализ и моделирование неравномерности социально-экономического развития регионов России. – СПб.» (Светуньков, Заграновская, Светуньков, 2012) , в котором предлагается разделение оценки на социальный показатель и экономический. Согласно основной идеи монографии, в данной ситуации, «когда уровень социального развития является предметом тщательного контроля со стороны государства, и он примерно одинаков в регионах страны, а уровень экономического развития различен, говорить о социально-экономическом развитии регионов, как показателе деятельности региональных властей и диагностики состояния региона, не совсем корректно.

Имеет смысл говорить о двух составляющих – социальном развитии региона и его экономическом развитии» (Светуньков, Заграновская, Светуньков, 2012; Шамардин, 2013) . К сожалению, на сегодня современная региональная экономика этого не делает – все существующие подходы по исследованию и оценке уровня развития регионов в территориальном разрезе основаны на обобщенных индексах с выводами на усредненный показатель. И именно поэтому в регионалистике используются большое число основных индексов развития, представляющие собой совокупность многочисленных индексов экономического и социального развития, которые измеряются к тому же в разных шкалах.

Заключение

Согласно Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа одной из основных задач является решение вопроса «ожидаемой новой волны технологических изменений, усиливающей роли инноваций в социально-экономическом развитии и снижение влияния многих традиционных факторов роста». Следовательно, необходимо более серьезное отношение со стороны государства в вопросе социально-экономического развития и необходимости более подробного рассмотрения существующих проблем для выявления факторов, снижающих развитие регионов и введений инноваций в социально – экономическую жизнь регионов, как для ее оценки, так и для перспективного долгосрочного развития.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Российской Федерации

С Т Р А Т Е Г И Я

социально-экономического развития

Приволжского федерального округа на период до 2020 года

I. Общие положения

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года и предусматривает реализацию мер по преодолению следующих факторов и проблем:

усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;

возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта.

Стратегией предусмотрено решение социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются:

значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности;

высокие риски ведения предпринимательской деятельности;

низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.

II. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы

1. Общая характеристика

В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации - Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.

Территория округа занимает около 6 процентов территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. километров), на ней проживает более 20 процентов населения страны (более 30 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15 процентов.

Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.

Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.

Традиционной специализацией округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность.

Округ является одним из лидеров по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды.

Приволжский федеральный округ находится на втором месте среди федеральных округов по добыче нефти и природного газа. Добываемые углеводороды являются не только сырьем для нефтехимической промышленности, но и экспортируются.

В округе значительны запасы лесных ресурсов.

Природные условия на большей части территории округа являются одними из наиболее благоприятных в России для жизни и ведения бизнеса. Агроклиматический потенциал территории позволяет вести продуктивное сельское хозяйство разных типов - выращивать зерновые, технические, плодоовощные культуры, заниматься продуктивным животноводством.

Важную роль в экономике округа играют пищевая и перерабатывающая промышленность, в значительной степени обеспеченные продукцией сельского хозяйства и имеющие значительный потребительский спрос.

В округе расположено много крупных центров высшего образования, которые обладают достаточным потенциалом, чтобы стать ведущими направлениями специализации регионов. Наиболее конкурентоспособны высшие учебные заведения, имеющие технологическую специализацию, что определило высокую концентрацию подготовленного персонала для промышленности в округе. С 2009 - 2010 годов 8 университетов округа являются национальными исследовательскими университетами.

Приволжский федеральный округ занимает близкое к географическому центру России положение с достаточно плотным расселением населения во многих регионах округа, что определяет потенциальные обширные рынки потребительских товаров, произведенных на территории округа.

Особенностью географического положения округа является отсутствие выхода к Мировому океану и относительная удаленность от морских портов. Однако такое положение не препятствует торговле на внутренних и международных рынках. Округ конкурентоспособен в отношении поставок готовой продукции не только в центральные, южные и собственные регионы с высоким потребительским спросом, но также в страны Европейского союза и Ближнего Востока.

Уникальность округа в том, что он расположен на перекрестке международных транспортных коридоров, соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с европейской частью России и государствами Европы. По его территории проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию нефтехимической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе газом.

Минерально-сырьевой потенциал округа значителен, практически в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в Приволжский федеральный округ, имеются ресурсы углеводородного сырья, характеризующиеся высокой геологической изученностью и инфраструктурной освоенностью. В северо-восточной части Приволжского федерального округа имеются уникальные в мировом масштабе месторождения калийной соли, крупные месторождения титана, меди.

Одним из важнейших конкурентных преимуществ Приволжского федерального округа является человеческий капитал. Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область входят в десятку субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала.

Округ имеет самобытный в этнокультурном отношении состав населения, характеризующийся этническим, религиозным и языковым многообразием (около 170 народов и более 6000 религиозных организаций) при бесконфликтном и органичном сосуществовании разных культурных традиций. На территории округа расположено 6 национально-территориальных административных образований - Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика и Чувашская Республика.