Что такое региональная политика? Региональная политика основные направления региональной политики государства.

Признаюсь, эта тема вызывала у меня определенные трудности в мои студенческие годы. Потом, когда на носу уже была сессия, мне пришлось отказаться от шумных компаний и основательно подготовиться к экзамену. Оказалось, в этом нет ничего сложного, и я сейчас постараюсь объяснить, что же такое региональная политика.

Что подразумевают под термином «региональная политика»

Поскольку каждый регион представляет собой некую территорию, он обладает своей спецификой. При этом возникает неравенство между отдельными регионами по ряду различных внутренних показателей. Так, это может быть неравенство по составу населения, качеству его жизни, экономике и так далее. Это означает, что государство не везде в состоянии реализовать минимум, который записан в конституции. Неравенство развития регионов, а также попытка его компенсации, стали основой для государственной региональной политики - комплекса мер, которые должны способствовать оптимальному распределению производств и выравниванию качества жизни населения.


Структура региональной политики

В ее основе заложены экономические задачи, причем даже в тех случаях, когда это касается неэкономических направлений. Например, для реализации социальных программ неизбежно потребуется задействовать экономический сектор. Поэтому региональная политика имеет следующую структуру:

  • Экономическая. В этом случае задействуют механизмы, которые должны способствовать снижению экономического неравенства. Например, финансовая помощь, привлечение инвесторов, финансовые ограничения.
  • Социальная. Охватывает трудовую организацию населения, условия труда, отдых, восстановление здоровья и многое другое. Фактически, социальный дисбаланс колоссален, а потому возникает необходимость поиска путей его устранения.
  • Демографическая. Вмешательство государства во внутренние потоки населения.

И, наконец, последний вид - поселенческая региональная политика, которая решает проблемы оптимального распределения промышленных предприятий, поселков и городов, рационального распределения земельных ресурсов и так далее.

Регионализация – процесс таксонирования региона. Виды региональной политики:

Экономическая политика – направлена на смягчение региональных экономических диспропорций и достижение рег. эконом. равновесия (хар-но для всех стран).

Социальная политика – процессы и форма организации жизни людей и общественного про-ва с точки зрения развития личности вообще, труда, отдыха и т.д. Социальные различия свойственны для всех стран мира. От ур-ня среднего слоя населения зависит ур-нь социально-экономического развития страны. Наилучшее соотношение: 10% - бедные, 80%- средний класс, 10%- богатые, - стабильная экономика. Важно определять различные хар-ки территориальных общностей людей.

Методы кластерного анализа позволяют соединять эл-ты, имеющие разные единицы измерения.

Демографическая политика (неотъемлемая часть) – активное вмешательство гос-ва в естественное и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

Экистическая политика (поселенческая) – теоретический раздел геопланировки.

Экологическая политика

Индикаторы Чистобаева.

Мыслить глобально, действовать локально.

В экологии у полпреда больше полномочий, чем в экономике.

Научно-техническая политика

Условия и факторы размещения центров научных исследований, технополисы, технопарки.

Долина – федеральный уровень (Сколково)

Формирование платформ – центр сосредоточения инновация в регионе, совмещение с ф-ями производства (термин – зоны территориального развития). Первоначально – зона экономической активности. Был принят новый термин – зона опережающего развития, это значит, что эту зону идут большие инвестиции, больший инфраструктурный потенциал. Инвестиционные площадки должны быть.

Структурирование региональной политики:

1. По целям

Поднятие социальной части – выравнивание ур-ня социально-экономического развития региона.

2. По механизму

Целевая политика (федеральная власть и иногда региональная власть)

Программная политика

3. По адресату

Региональные власти

Фирмы, организации

Сообщества граждан

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политич., экономич., соц. и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения м/у гос-ом и регионами, так и регионов м/у собой.

В тесной связи с региональной политикой находятся такие понятия как ≪региональная экономика≫, ≪региональное развитие≫, ≪региональное планирование≫, ≪региональное моделирование≫, ≪регионализация≫ и др. Региональная экономика исследует совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов. Региональное развитие подразумевает изменение внутренней социально-экономической структуры региона (обычно прогрессивное, поскольку в противном случае более уместно выражение ≪деградация≫). Региональное планирование, которое обычно ассоциируется с региональным программированием, представляет собой одну из форм государственного вмешательства в экономику в целях смягчения острых региональных контрастов и социальных противоречий. Речь идет о разработке и реализации специальных программ развития отдельных районов (в странах с элементами плановой экономики - часто в контексте специальных национальных планов: пятилеток, семилеток и т. д.). Под региональным моделированием понимается эконометрическое (экономико-математическое) конструирование существующей или перспективной социально-экономической структуры региона с целью ее оптимизации (регионометрика). Наконец, регионализация (или районирование) обозначает ничто иное, как процесс таксонирования регионов (районов).

Виды:

1.Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, а в ряде случаев 一 и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и входящих в список ООН наименее развитых стран мира. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала (путем предоставления инвесторам разного рода льгот и отсрочек выплат), законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции и т. п. Разумеется, типичный, обобщающий опыт региональной экономической

политики не исключает применения каких- либо частных случаев и форм регулирования или комбинированного использования сразу нескольких мер.

2.Социальная политика . В поле ее зрения находятся процессы и формы организации жизни людей и общественного производства с точки зрения условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания (сглаживания) уровней жизни между различными регионами и типами поселений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества

социальной среды составляют суть региональной социальной политики. К числу объектов такой политики относятся различные территориальные общности людей (профессиональные, этнические, конфессиональные, классовые и др.), их внутренняя структура, связи с производством и ОС и т. д. Поскольку грани в обществе весьма условны, объекты и процессы, имеющие отношение к региональной социальной политике, требуют интегрального подхода, включающего экономические, экологические и иные оценки. В этой связи предлагается экономическую и социальную политику различать не по объектам исследования, а по подходу и по конечному результату.

3.Демографическая политика является неотъемлемой составляющей соц. политики, однако настолько специфической, что в литературе получила самостоятельный статус. Она означает активное вмешательство государства (с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) как в естественное, так и механическое движение (миграционные потоки) населения с целью достижения специфических для регионов целей. В федеративных и полиэтнических странах демографическая политика нередко носит (или должна носить) дуалистический характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других - на ограничение рождаемости и естественного прироста. Реализация региональной демографической

политики с ≪разновекторной≫ направленностью в рамках многонациональных стран (в т. ч. в России) таит в себе опасность межэтнических и межконфессиональных коллизий и связана с большими трудностями.

4.Экистическая (поселенческая) политика. Как известно, экистикой называется теоретический раздел геопланировки - науки об эффективном использовании территории (территориальных ресурсов) конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно- строительных и инженерно-технических факторов

и условий. Ограниченность территории многих западноевропейских государств понуждает их правительства и органы местного самоуправления уделять особое внимание вопросам рационального использования земельных участков как в городской, так и сельской местности. Широко используются финансово-экономические рычаги (дифференцированная плата за землю, налоговые коэффициенты и

т. д.) и административно-правовые санкции. Обширность территории Российской Федерации

подчас порождает иллюзию меньшей актуальности проведения здесь активной экистической

политики в сравнении с небольшими по размерам странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

5.Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными

потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов поставили человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия типа ≪латания и штопанья дыр≫ уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном

союзе науки и практики. Ясно, что детериорация (то есть ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выраженный региональный характер, что связано как с различиями

в хозяйственной специализации стран и регионов, так и неодинаковыми возможностями

государств регулировать качество экологической среды. В этой связи проведение целенаправленной

региональной экологической политики становится императивом.

6.Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают

условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР (научно-исследовательских и конструкторских разработок) и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства (в т. ч. технополисы и технопарки), региональные перемещения научных кадров

(в т. ч. ≪утечка мозгов≫) и т. п.

Строго говоря, структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит

от критерия, положенного в его основу. Так, иногда различают следующие:

1) по целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование

местных ресурсов и т. д.);

2) по механизму (автоматическая, то есть распределение по формуле; проблемная, то есть - по

спец программам, целевая, то есть 一 по конкретным регионам);

3) по средствам (финансовая: помощь, льготы, штрафы и т. п.; административная: разрешения

и запреты; инфраструктурная: сооружение дорог и так далее);

4) по адресату (региональные власти, фирмы и организации, отдельные граждане) и т. д

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Региональная политика является важнейшей функцией государства в сфере регулирования экономических, демографических, социальных, инвестиционных и других процессов. Государственное управление не теряет своей значимости, как в плановой, так и в рыночной экономике. Об этом свидетельствуют опыт развития высокоразвитых стран и современное функционирование российской экономики. Регулирующая роль рынка оказалась явно ограниченной и должна дополняться активной отраслевой и региональной политикой государства. При этом следует иметь ввиду, что региональная политика не ограничивается только экономикой, она простирается и в другие жизненные сферы: демографическую, социальную, экологическую, инновационную, инвестиционную и др.

Региональная политика представляет собой конструктивную деятельность управленческих органов всех уровней по созданию условий для повышения уровня и качества жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития территорий в единой системе Российской Федерации. Региональная политика России осуществляется на нескольких территориальных уровнях: федеральном, собственно региональном и муниципальном. Она может охватывать также межрегиональные и межмуниципальные контактные территории.

Эффективность региональной политики во многом зависит от целевой ориентации и долгосрочной стратегии развития страны.

Региональная стратегия развития страны, воспринятая населением должна стать своеобразным маяком, освещающим всю деятельность властных структур, ориентированных на достижение поставленных целей.

Совершенствование региональной политики как теории и практики территориального управления требует углубления её концептуальных основ. При этом предстоит преодолеть сложившийся стереотип управления регионами разного ранга, усилить акценты на их уникальность и своеобразие, активизировать внутренний потенциал регионов, как саморазвивающихся территориальных общественных систем.

Реализация региональной политики в конкретных условиях сталкивается со многими помехами объективного и субъективного характера. Они связаны со спецификой развития нашей страны, уникальностью огромного пространства, разнообразием национально-этнического состава населения, незавершённостью экономических реформ и их социальными последствиями.

Новая региональная политика призвана решить целую систему первоочередных задач, среди которых выделяются следующие:

Сохранение единого евразийского пространства в границах Российской Федерации.

Вывод из кризисного состояния проблемных территорий: депрессивных, отсталых, социально и политически напряжённых, экологически опасных и др.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития территорий с учётом сохранения окружающей природной среды.

Обеспечение социальной защиты малообеспеченного населения, формирование среднего класса, повышение пенсий и стипендий студентам.

Создание условий для саморазвития и самоорганизации регионов, формирование региональных и локальных рынков, привлечение и удержание инвестиций и др.

Региональная политика должна носить комплексный характер. Формируясь на системно диалектической основе, она приобретает сложную структуру, охватывающую все сферы регионального развития и жизнедеятельности людей.

1 . Ос новные понятия региональной политики

Одной из направлений экономической политики связано с решением региональных проблем. Любая страна всегда представляет собой совокупность территорий, отличающиеся между собой, как правило, по многим параметрам. Прежде всего речь идет о территориально неравномерном распределении ресурсов: комплекса природных ресурсов, труда и капитала.

Исторически каждая страна формировалась путем освоения жизненного пространства определенной нации (или группой наций). Распределения населения по территории в немалой степени было обусловлено неодинаковым пространственным размещением природных благ (будь то запасы ископаемых или наличие плодородных земель). В связи с тем, что роль отдельных производственных факторов в экономическом развитии со временем меняется, шансы роста у разных районов также становятся иными.

Таким образом, в развитии экономики страны складывается территориальная неравномерность. Она связана, с одной стороны, с исходным неравенством в размещении производственных факторов по территории страны, а с другой - с изменением роли отдельных факторов в экономическом развитии.

На определенном этапе зрелости государства в условиях понимания правительство глубинных общеэкономических задач в стране создается специальное направление экономического регулирования в форме региональной политики. Она представляет собой совокупность мер государства по достижению определенного пространственно-производственного равновесия в национальной экономике. Осуществляется это, как правило, экономической поддержкой ослабленных территорий.

Цель логических мер.

Применительно к регионам цель логически-практических мер, которые реализует государство, состоит в следующем.

1. Определение границ региона, требующего поддержки. В качестве критерия используются следующие характеристики:

· Относительно отсталый сельскохозяйственный район;

· Регион, не имеющий необходимой динамики из-за структурных проблем;

· Малопривлекательный для частного инвестирования пограничный район;

· Перенасыщенный промышленный центр.

2. Выработка концепций роли, специализации данного региона (ориентация на промышленность, сферу услуг, отдыха и т.д.).

3. Координация деятельности тех субъектов экономики, которые реализуют региональную политику как в области целей, так и в области методов реализации.

Принципы региональной политики.

В основе региональной политике лежит несколько концептуальных положений.

1. Ключевым направлением региональных мер является поддержка развития территорий путем стимулирования роста производственного сектора. Правительство, исходя из идеи, что рост данного сектора обеспечивает наибольшее число новых рабочих мест. Государство в связи с этим помогает созданию и расширению производственных предприятий, а при необходимости - их производственной переориентации и рационализации. В первую очередь это делается в так называемых критических точках территории страны.

Именно в связи с этой нацеленностью принимаются меры и по развитию в регионах инфраструктуры, которая в конечном счете так же приводит к созданию дополнительных рабочих мест благодаря появлению новых объектов производства.

2. Следующим критерием, на который делается ставка в ходе региональной политики, является степень выравнивания экономического роста по регионам. Принято считать, что рациональный подход выражается в сглаживании территориальных уровней производительности труда. Если данное различие существует длительное время, то создается помеха для эффективного распределения ресурсов в национальной экономике, сдерживается ее экономический рост.

3. Еще один принцип связан с правовым и социальным аспектами: длительно сохраняющиеся межрегиональные различия в уровне благосостояния противоречат социально-правовым представлениям общества.

4. Немалую роль играют критерии сохранения экономической безопасности и стабильности. Регионы должны иметь определенную экономическую цельность и самообеспеченность. Считается целесообразным, чтобы экономические параметры различных регионов были бы относительно близкими между собой. Чрезмерная зависимость отдельных регионов от находящихся на других территориях или за границей рынков сбыта повышает вероятность и возможную степень конъюнктурных колебаний в них. Такая зависимость противоречит представлениям в обществе о социальной безопасности и стабильности. Гря 356 -3 58

Региональная (социально-экономическая) политика - сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Региональная политика - важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления:

1) Определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия;

2) Соотношение общегосударственного и регионального аспекта развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

3) Подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

4) Национально-экономические вопросы;

5) Проблемы урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти.

В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Главная цель региональной политики в соответствии с указом президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны.

Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:

Сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

Повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;

Расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

Преодоление общего кризиса и реформирование экономики;

Преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.

Осуществление региональной политики тесно связано и с решением проблем экономической безопасности.

Экономическая безопасность региона - это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. В общих чертах структура региональной экономической безопасности представляется как комплекс факторов, призванных обеспечивать предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональных структур в условиях кризиса и будущего развития; защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала; создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий; конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны; условия и образ жизни, достойные цивилизованного человека и возможности устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Для анализа региональной безопасности в литературе предлагается использовать систему индикаторов, определяющих в виде количественных показателей параметры социальной действительности, несоблюдение которых обусловливает превращение потенциальных угроз нарушения социального равновесия в реальные. Отличительная особенность индикаторов безопасности - их пороговое значение. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. Представленные в таблице пороговые значения макроэкономических показателей свидетельствуют о том, что ситуация в стране носит чрезвычайный характер, а потому необходима система целенаправленных мер государства для предотвращения социальных катаклизмов. Еще более острой является ситуация в Приморье, что доказывает необходимость осуществление эффективной региональной политики. Состояние региональной безопасности ярко показывает, что реализация задач, направленных на укрепление экономического федерализма, не может носить унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. При этом центр тяжести должен смещаться от общих экономических проблем на региональный уровень, к оценке рациональности развития отдельных районов в рамках единого экономического пространства государства. Поэтому в региональной политике развитых государств обычно используется следующая совокупность соподчиненных мер: определение границ региона, требующего поддержки; выработка концепции специализации данного региона; координация деятельности субъектов экономики, которые реализуют региональную политику. Повышение эффективности государственного регулирования регионального развития требует активизации всех функций управления, особенно прогнозирования и планирования.

2. Региональной политики: ц ели , задачи и функции

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. ФЗ

Цели и задачи региональной политики различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политики практически всех стран реализующих:

1) Создание и упрочение единого экономического пространства, и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;

2) Относительное выравнивание условий социально-экономического развития региона;

3) Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важно стратегическое значение для государства;

4) Максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей региона;

5) Предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов.

Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 03 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоят в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышении на этой основе уровня жизни населения, обеспечении единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов.

Функции региональной политики

Функции региональной политики вытекают из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации. В ходе реформирования экономики происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, возникают скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых. В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всех сфер деятельности при относительно ускоренном развитии других регионов. Такие контрасты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межнациональных конфликтов. Активная региональная политика может и должна противодействовать этим тенденциям.

Функции региональной политики по используемым механизмам делят на:

Экономические - государственное регулирование инвестиций, дотаций, квот, льгот, субсидий. Дифференциация по отношению к северным, центральным, южным регионам страны обусловлена природными и социально-экономическими факторами развития регионов.

Социальные - регулирование регионального развития, выравнивание межрегиональных различий в уровне доходов, безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети; защите от дискриминации людей по месту жительства.

Политические различают на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические функции региональной политики - обеспечение территориальной целостности, внешней безопасности. Внутриполитические - использование региональной политики как средства регулирования взаимоотношений между различными политическими блоками.

Структура региональной политики

Структурная «блок-схема» региональной политики охватывает все основные части и субъекты процесса развития и управления регионом. Одновременно она характеризует как взаимодействие структурных элементов, так и их взаимное влияние. Данная структурная модель приложима к любому региону различных стран мира и любому временному периоду.

К инструментам региональной политики относятся способы и средства, которые государство использует для решения региональных проблем - налоговые льготы, субвенции, кредиты, государственные заказы.

Реализация региональной политики предполагает разработку соответствующих документов, призванных определять основные направления социально-экономического развития территории. К числу таковых относят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам. Эти документы не носят директивного характера, а отражают лишь систематизированное представление о вероятном состоянии экономики региона в перспективе. Такой взгляд в будущее позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их разрешению.

Основные направления региональной политики

Основной целью региональной экономической политики на ближайшее десятилетие является стабилизация производства возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций нашего государства на мировой арене, повышение его роли в международном разделении труда.

Чтобы достигнуть указанной дели, органы государственной власти и субъектов Федерации должны решить следующие задачи:

Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности России;

Содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах страны многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, рыночной и институционной инфрастуктуры;

Сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния, рационализации систем расселения;

Достижение экономического и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

Развитие межрегиональных инфраструктурных систем;

Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом; именно эти центры науки и высоких технологий могут стать точками роста хозяйства субъектов РФ;

Оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, со сложными демографическими проблемами;

Разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими более эффективных методов регулирования (регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики).

Важной задачей региональной экономической политики является также совершенствование экономического районирования России. Реализация эффективной региональной экономической политики, региональное и общероссийское прогнозирование невозможны без глубокого и всестороннего системного анализа современного экономического и социального развития регионов.

Региональная политика в социальной сфере

Характеризуя основные цели и задачи региональной социальной политики, уточню, что региональные особенности процессов социального развития требуют соответствующих мер государственного регулирования, направленных равных условий для социального развития населения всех регионов РФ и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности. Особенностью развития социальной сферы является то, что здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и другие отрасли имеют территориальный характер, т.е. социальные вопросы решаются в основном на уровне органов власти регионов РФ и органов местного самоуправления. КонсультантПлюс: примечание.

О Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года см. Указ Президента РФ от 09.10.2007 №1351.

Основные задачи социальной политики:

Противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлением депопуляции населения;

Предотвращение обнищания населения и минимизация отрицательных последствий безработицы, особенно в экономически слаборазвитых и «депрессивных» регионах;

Сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

Регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в регионах, имеющих для этого благоприятные условия;

Оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Региональная политика в сфере экологической безопасности

Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности включает решение таких вопросов, как:

Экологическое обоснование размещения производительных сил;

Экологически безопасное развитие отраслей хозяйства;

Рациональное использование природных ресурсов;

Предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение естественного развития экологического систем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

Совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Региональная политика в области повышения уровня жизни

Важнейшими задачами региональной политики в области повышения уровня жизни являются создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малообеспеченных слоев населения в регионах, которые самостоятельно не в силах выполнить эти задачи. Необходимо поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий - минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Чтобы обеспечить эти программы, необходимо:

Создание максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий, других денежных доходов граждан РФ;

Стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах России.

Региональная политика в сфере занятости населения

Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов РФ, а федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных предприятий, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса. Особое внимание должно быть уделено организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов, регионам с высоким уровнем напряженности, слаборазвитым регионам, где наблюдается избыток трудовых ресурсов.

К основным задачам политики в сфере занятости относят:

Перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых, перспективных производств;

Защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная ориентация.

В долгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры.

Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключается в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно. Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса.

В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротства убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов.

В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку развитию мелкотоварного производства как в городской, так и в сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе.

Национально-этническая региональная политика

В условиях России, одного из крупнейших в мире многонациональных государств, региональная национально-этническая политика должна быть направлена на создание равноправных отношений между народами страны и формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Наиболее принципиальные аспекты такой политики приведены ниже:

Совершенствование существующей модели федеративного устройства страны, направленной на сохранение территориальной целостности государства;

Выработка правовой и нормативной базы для урегулирования национальных отношений (в частности - для борьбы с проявлениями агрессивного национализма);

Государственная поддержка самобытной культуры малочисленных народов, содействие в сохранении их языка, традиций и среды обитания;

Учет религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий;

Сохранение исторического наследия русской культуры.

Характерной особенностью Российской Федерации является то, что она представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств. Народы России различаются по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры, конфессиональной принадлежности.

В практическом плане национальная политика представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Региональная политика в области национально-этнических отношений должна обеспечивать:

1) в государственно-правовой сфере:

формирование модели федеративного устройства, отвечающей современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России и направленной на сохранение территориальной целостности государства;

создание правовой и нормативной базы для урегулирования национальных отношений;

создание на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации механизмов предупреждения межнациональных конфликтов;

создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов;

объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, решительной борьбы с проявлениями агрессивного национализма;

2) в духовной сфере:

уважение прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, социального положения и территории проживания;

равные права народов при любых формах их самоопределения;

предотвращение и мирное урегулирование межнациональных конфликтов;

государственную поддержку сохранения самобытной культуры малочисленных народов, условия для сохранения их языка, традиций и среды обитания;

развитие национальных языков и культур во всех сферах, прежде всего в сфере образования;

реальные возможности для функционирования русского языка как общегосударственного языка и как средства межнационального общения;

укрепление национальной общеобразовательной и высшей школы как важнейшего условия сохранения и развития этнического своеобразия культур, содействие формированию у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

распространение объективной информации о жизни и проблемах народов, населяющих Российскую Федерацию, идей духовного единения, межнационального мира и согласия, сотрудничества во имя процветания России;

сохранение исторического наследия русской культуры, создание в обществе атмосферы уважения к ее достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия, в частности межславянских связей, а также связей славянской, тюркской, кавказской, финно-угорской, монгольской и иных культур, в рамках общего евразийского этнокультурного пространства;

учет религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, признание важной роли традиционной религии в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости; поддержку миротворческой деятельности духовенства всех вероисповеданий, его усилий, направленных на укрепление межнационального согласия и сохранение целостности Российского государства.

Важными задачами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области национальной политики являются поддержка и развитие национально-культурной автономии.

3. Виды региональной политики

По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.

2. Социальная политика. В поле зрения - процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.

3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика - наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

Структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит от критерия, положенного в его основу. Иногда различают следующие виды региональной политики:

1) По целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);

2) По механизму (автоматическая - распределение по формуле, проблемная - по спецпрограммам; целевая - по конкретным регионам);

3) По средствам (финансовая, административная, инфраструктурная); 4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).

Объекты, субъекты и формы региональной политики

К основным объектам региональной политики относятся.

Производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда),

Социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса),

Денежно-финансовые (федеральные бюджет, ассигнования частных лиц, иностранные инвестиции).

В качестве субъектов региональной политики мот выступать как конкретные представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица).

К основным функциональным формам региональной политики относят:

1. Прогнозирование - научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры.

2. Региональное программирование - целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

3. Региональное планирование - установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей.

Проблемы реализации региональной политики.

Во-первых, проводимая политика по определенному выравниванию пространственных возможностей никогда не может привести к полному равенству экономических и социальных условий. Более того, полной нивелировки условий и не требуется. Абсолютное равенство противоречит природе рыночной экономики. Поэтому региональная политика строится на основе точного критерия: стремится обеспечивать относительное, но не абсолютное равенство. Такой экономический подход может встретить, естественное, противодействие со стороны социальных сил, прежде всего профсоюзов.

Во-вторых, региональная политика имеет сложную корреляцию со структурной политикой. Они должны взаимно дополнять друг друга, но могут находиться и в противоречии между собой. Если речь, например, идет о разносторонне развитом, многоотраслевом районе, то улучшение структуры экономики одновременно помогает развитию самого региона. Однако в реальности некоторые территории имеют исторически сложившийся монопроизводственный профиль. В связи с воздействием научно-технического прогресса и условным разделением промышленности на две группы (новые и старые отрасли) меры правительства по поддержки передовых отраслей приводят к тому, что в регионах, насыщенных новыми отраслями, повышается общий импульс развития. В регионах же с преимущественно старыми отраслями ощущается общий спад и дальнейшее сокращение рабочих мест.

4. Миссия и стратегические цели региональной политики

Миссией региональной политики является содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью:

Повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России;

Обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;

Усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире.

Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой - провести комплекс мер по снижению уровня бедности.

Стратегическими целями региональной политики являются1:

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов. Достижение цели направлено:

Прежде всего, на обеспечение эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

На развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

На формирование конкурентоспособных в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, в том числе

На обеспечение перехода к поляризованному развитию и создание нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов».

2. Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:

Обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;

Устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;

Устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д.

3. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения:

Обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности как в стране, так и на отдельных территориях за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста

Создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях;

Содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;

Реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в российских регионах эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов в российском обществе;

Повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества.

4. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

Стабилизация экологической ситуации в регионах Российской Федерации.

Коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления,

Введение хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики регионов.

5. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне:

Содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне - создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства;

Стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов;

Стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов.

Заключение

региональный реформирование политика

Региональная политика государства - составная часть национальной стратегии социально-экономического развития.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен.

Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны.

Разделение целей и задач региональной политики на направления создают возможность для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления эффективнее решать проблемы регионов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    контрольная работа , добавлен 19.03.2011

    реферат , добавлен 23.02.2017

    Региональная социальная политика в условиях кризиса. Цели и задачи, исследование проблем региональной политики на примере Республики Коми. Предложения по решению проблем региональной политики. План, определение эффективности усовершенствований.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Формы государственной селективной поддержки субъектов федерации и муниципальных образований. Региональная политика как система мер, направленных на регулирование развития регионов ради достижения заданных целей. Основные направления ее деятельности.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2009

    Суть региональной экономики, которая призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов. Принципы, механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза и России.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития. Значение и содержание региональной политики. Региональные кризисные ситуации и пути их решения. Механизмы реализации демографической политики Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 06.03.2014

    Структура инвестиций, источники их финансирования. Модели инвестиционной политики, ее специфика в переходной экономике. Проблемы реализации инвестиционной политики в Российской Федерации на современном этапе. Региональная инвестиционная политика.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Общая характеристика региональной политики в республике, региональная рента как мотив региональной хозяйственной ассоциации. Управление и прогнозирование развития и социально-экономической политики, специфика формирований рыночных отношений в республике.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2010

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Общая характеристика региона, региональной экономики и региональной политики. Оценка уровня жизни с учетом особенностей (специфики) региона. Формирование уровня жизни в современных экономических условиях. Особенности региональных инвестиционных процессов.

В послании Президента РФ Федеральному собранию РФ говорится, что совершенствование региональной политики – это важнейшее направление федеральной политики, осуществляющейся на основе целостной системы правовых актов, а также документов, которые отражают, с одной стороны, стратегические интересы национальной безопасности России как единого федеративного государства, а с другой – всех субъектов Федерации в согласованном сотрудничестве друг с другом на благо каждой территории и страны в целом. Однако практика показывает, что интересы отдельных территорий далеко не всегда совпадают с интересами государства в целом и нередко противоречат интересам соседних территорий.

Региональная политика России охватывает комплекс законодательных, административных, социально-экономических и других мероприятий, которые должны проводиться федеральными и региональными государственными органами власти.

Региональная политика в немалой степени определяется уровнем развития федеративных отношений. Речь идет, во-первых, о защите и обеспечении интересов РФ в целом, сохранении единства и территориальной целостности Российского государства; во-вторых, о децентрализации власти, расширении полномочий органов государственной власти субъектов РФ и повышении степени их ответственности перед населением; в-третьих, о выравнивании реальных прав и компетенции субъектов РФ; в-четвертых, об осуществлении мер экономического, административного и правового характера, обеспечивающих самостоятельность регионов, сочетание государственной поддержки тех или иных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории России; в-пятых, о реальном обеспечении действия прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства; в-шестых, о четком определении круга полномочий федеральных органов государственной власти, которые обеспечивают защиту интересов РФ в целом и одновременно не ограничивают самостоятельности субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных к их ведению.

Остановимся на основных направлениях, целях и задачах региональной политики в экономике, социальной сфере, в обеспечении экологической безопасности, в области регулирования занятости и повышения уровня жизни населения, в национально-этнических отношениях (рис. 7).


Основными целями региональной экономической политики на ближайшее десятилетие является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов Российской Федерации, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций нашего государства на мировой арене, усиление его значения в международном разделении труда.

Чтобы достигнуть указанных целей, органы государственной власти РФ и субъектов Федерации должны решить следующие задачи :

– укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности РФ;

– содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах страны многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, рыночной и институционной инфраструктуры;

– сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы для повышения благосостояния, рационализация систем расселения;

– достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

– развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);

– стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом; именно эти центры науки и высоких технологий могут стать «локомотивами» и «точками роста» хозяйства субъектов Федерации;

– оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, так называемым «депрессивным» регионам, регионам с высоким уровнем безработицы, со сложными демографическими проблемами;

– разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов – субъектов Федерации со сложными условиями хозяйствования, требующими более эффективных методов регулирования; к ним можно отнести регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики и др.

Важной задачей региональной экономической политики является также совершенствование экономического районирования России.

Реализация эффективной региональной экономической политики, региональное и общероссийское прогнозирование невозможны без глубокого и всестороннего системного анализа современного экономического и социального развития регионов. Так как структура регионов России сложна и динамична, внутрирегиональные и межрегиональные связи разнообразны и многоканальны. Анализ экономического и социального развития регионов предусматривает рассмотрение как бы с двух позиций. С одной стороны – теоретическая характеристика анализа, основной задачей которой является определение места, роли и функций региона в системе единого общероссийского комплекса с учетом формирования и реализации региональных интересов. С другой, – характеристика самого региона, с выделением критериев и показателей, отражающих экономические, социальные, исторические, этнонациональные, демографические, природно-ресурсные и экологические характеристики.

Характеризуя основные цели и задачи региональной социальной политики , подчеркнем, что региональные особенности процессов социального развития требуют соответствующих мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов РФ и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности. Особенностью развития социальной сферы является то, что здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и другие отрасли имеют территориальный характер, т. е. социальные вопросы решаются в основном на уровне органов власти регионов РФ и органов местного самоуправления. Но когда речь идет о крупномасштабных и острых социальных проблемах, необходимо участие федеральных органов государственной власти. Федеральные органы власти должны активно участвовать в реализации государственной социальной политики, основными задачами которой являются:

– противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, депопуляции населения;

– предотвращение обнищания населения и минимизация отрицательных последствий безработицы, особенно в экономически слаборазвитых и «депрессивных» регионах;

– сдерживание процесса имущественного расслоения, особенно в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

– регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в регионах, имеющих для этого благоприятные условия;

– оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности включает решение таких вопросов, как:

– экологическое обоснование размещения производительных сил;

– экологически безопасное развитие отраслей хозяйства;

– рациональное использование природных ресурсов;

– предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

– предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

– обеспечение естественного развития экологических систем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

– совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Важнейшими задачами региональной политики в области повышения уровня жизни населения являются создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малообеспеченных слоев населения в регионах, которые самостоятельно не в силах выполнить эти задачи. Необходимы поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий – минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Чтобы обеспечить реализацию этих программ, потребуется:

– во-первых, создание максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий, других денежных доходов граждан Российской Федерации;

– во-вторых, стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах РФ.

Чтобы сократить до минимума отрицательные последствия расслоения общества, региональная политика должна быть ориентирована на совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц.

Необходимо также расширить права регионов в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Важную роль в деле повышения уровня жизни граждан России играет региональная политика в сфере занятости. Основными задачами этой политики являются:

– перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых, перспективных производств;

– защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация.

Отметим, что основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Федерации, а федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса. Особое внимание должно быть уделено организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов, регионам с высоким уровнем социальной напряженности, слаборазвитым регионам, где наблюдается избыток трудовых ресурсов.

Рассмотрев основные цели и задачи региональной политики Российской Федерации, остановимся на методах и формах ее реализации.

В числе методов и форм государственного воздействия выделяются в первую очередь прогнозирование и программирование.

Прогнозирование - метод вероятностного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программирование - применение программно-целевого метода при составлении государственного бюджета и смет расходов и доходов других звеньев финансовой системы. Включает прогнозирование общего уровня расходов и их основных групп, установление приоритетов и пропорций финансирования в процессе разработки бюджетной политики, формирование программ расходов по намеченным мероприятиям.

Выделение регионального аспекта при разработке общероссийских прогнозов и программ дает субъектам Федерации необходимые ориентиры, которые позволят им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, место во внутрироссийском разделении труда, произвести корректировку в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков. Причем в проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов должны быть отражены вопросы не только совершенствования региональной экономической политики, но и региональной социальной политики, региональной политики в сфере занятости, обеспечения экологической безопасности, в области международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, повышения уровня жизни населения.

Исходными пунктами разработки являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансов, природноресурсного потенциала, выявление путей и средств активизации собственного потенциала каждого региона для решения всех важнейших социально-экономических проблем их развития.

К числу методов государственного регулирования регионального развития и регионального воздействия «регионалисты» относят: фискальную политику (налоговое регулирование); монетаристскую политику (субсидируемые кредиты, инвестиционные субвенции, дотации), тарифную политику, прямую селективную поддержку жизнеспособности предприятий, фирм, предпринимателей: регулирование свертывания экономически бесперспективных производств, стимулирование развития сектора услуг и др.

Виды региональной политики представлены в таблице 8.

Таблица 8

Классификация видов региональной политики

Критерии
классификации

Виды региональной политики

выравнивание уровней развития регионов,

расширение спектра социальных ролей в регионах,

рационализация использования местных ресурсов,

рационализация межрайонного сотрудничества

по механизму

автоматическая (распределение по формуле),

проблемная (по специальным программам),

целевая (по конкретным регионам)

по средствам

финансовая (помощь, льготы, штрафы и т. п.),

административная (разделения и запреты),

инфраструктурная (строительство дорог и т. д.)

по объекту

борьба с чрезмерной специализацией хозяйства,

суживание конкуренции регионов,

снижение остроты противоречия «регион – страна»,

сглаживание контрастов «бедные» – «богатые» регионы

по адресату

региональные власти,

предприятия,

организации,

граждане

Задачи региональной политики имеют долговременный характер. Как подчеркивает академик РАН А. Гранберг, многие из этих задач «перешли из прошлого, но теперь трансформируются с учетом новых условий. Меняются приоритеты задач, требуются новые подходы к их решению». К числу новых задач региональной политики А. Гранберг относит:

– переспециализацию новых приграничных регионов, создание здесь рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации воинских частей (западные области, граничащие с Украиной, Белоруссией, странами Балтии, регионы Северного Кавказа, юга Урала и Западной Сибири);

– стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в регионах, формирование свободных экономических зон, технополисов;

– осуществление региональных программ создания новых экономических форм – приватизация, аграрная реформа, рыночная инфраструктура.

Особую региональную политику разрабатывает государство (и сами регионы) в отношении приграничных территорий. Из 89 регионов РФ 38 являются приграничными. При этом 25 регионов (республики Алтай, Дагестан, Чечня, Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкария,
Карачаево-Черкессия; Алтайский и Краснодарский края; Новосибирская, Омская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Воронежская, Белгородская, Курская, Брянская, Смоленская и Псковская области) граничат со странами СНГ – Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Грузией и Азербайджаном. Со странами Балтии и дальнего зарубежья граничат 15 регионов (ряд из них имеют границы и со странами СНГ). С Финляндией граничат Мурманская (она же соседствует с Норвегией), Ленинградская (граничит также с Эстонией) области и Республика Карелия. С Литвой и Польшей граничит Калининградская область; с Эстонией и Латвией – Псковская область. С Китаем – Амурская, Читинская и Еврейская автономная области, Республика Бурятия, Хабаровский и Приморский (имеет также границу с КНДР) края. Республики Тыва и Алтай граничат с Монголией. Морскую границу имеют Чукотский автономный округ (с США) и Сахалинская область (с Японией).

Пограничная политика включает в себя:

– создание условий для производственной деятельности в приграничных регионах с учетом характера новых международных и межрегиональных связей;

– создание условий для эффективного развития свободных экономических зон;

– сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных регионов;

– обеспечение регулирования потоков внешней миграции;

– противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;

– поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;

– сохранение и преумножение духовных ценностей, развитие творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих поколений;

– создание условий для реализации прав человека в области свободы совести в соответствии с конфессиональной принадлежностью;

– создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по защите населения при их возникновении.

В конце июня 2005 года министр регионального развития России В.Яковлев представил Правительству России программу государственной региональной политики. Ее основная идея состоит в том, что государство должно оказывать финансовую помощь преимущественно тем регионам, которые имеют успешно развивающуюся и перспективную экономику. В. Яковлев предложил отказаться от идеи выравнивания регионов. Сейчас львиную долю свободных денег в стране привлекают регионы, добывающие сырье, и разрыв между ними и остальными территориями растет. По данным Минрегионразвития, больше 50% российского ВВП обеспечивают всего 10-12 территорий из 89 (среди них Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Татарстан и Самарская область). Поляризация растет, несмотря на все федеральные целевые программы. В связи с этим снижается и мотивация к развитию со стороны регионов-доноров. Министр предложил сосредоточить федеральную помощь на развитых регионах, которые должны превратиться в «локомотивы роста».

Такие территории должны вносить «весомый вклад» в ВВП, в них должно быть налажено «стратегическое партнерство власти и бизнеса». Такого уровня развития, кроме Москвы и Петербурга, могут достичь «группы мощных регионов на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке». Финансирование «опорных» территорий, предположительно в период с 2011 по 2020 г., вырастет почти втрое - до 80 млрд руб. в год, а негосударственные инвестиции - до 1 трлн руб. Сейчас федеральная казна тратит на «выравнивающие» ФЦП 30 млрд руб. Появление такой концепции стало итогом обсуждения инициатив глав регионов-доноров. Концепция была принята за основу и направлена на доработку.

У концепции есть серьезные противники. Это министры экономического блока правительства, а также губернаторы. Среди региональных лидеров также нет однозначного мнения: против реформы выступают не только регионы-реципиенты, но и регионы-доноры.

Однако главным «слабым местом» реформы является проблема Северного Кавказа. Возможное сокращение финансирования наталкивается на усугубление кризиса в южных регионах, сопровождаемого не только социально и экономически бедственным положением, но и неустойчивостью режимов, а также активизацией радикальных сил и терактами. В середине июля 2005 г. состоялась поездка президента России в Дагестан, в ходе которой речь шла не только об укреплении силовых методов разрешения кризиса в регионе, но и о привлечении федеральных ведомств, в частности, МЭРТа для развития экономики республики. Для стабилизации ситуации на Северном Кавказе федеральному центру придется также увеличивать финансирование экономических и социальных программ.

На этом фоне, ответственный за ситуацию на Северном Кавказе, предложил свой вариант решения проблемы регионов в целом и «своего» федерального округа в частности. По его мнению, регионы, на 80-90% зависящие от дотаций федерального центра, должны лишиться политической самостоятельности. Иными словами, речь идет о введении внешнего управления в финансово неблагополучных регионах. По итогам заседания правительственной комиссии по Северному Кавказу, куда также входят и министры экономического блока, было принято решение, что политическая самостоятельность региона должна быть прямо пропорциональна его финансовому благополучию. В дотационных регионах «нужно вводить прямое федеральное правление».

В 2002 году была выдвинута идея расширения полномочий региональных администраций. Однако там, где региональная власть не справляется с ними, должно вводиться внешнее управление. Тогда против этого выступили региональные элиты. Хотя законодательство о введении финансового управления в регионах и было принято (оно вступит в силу с 2007 года), есть опасность того, что федеральные менеджеры окажутся в изоляции, особенно в регионах, где господствует клановая система. То же самое, только в еще большей степени, относится к «встраиванию» в органы власти республик ставленников федеральной власти.

Между двумя указанными концепциями существуют заметные противоречия: если в соответствии с первой предлагается мотивировать региональных лидеров к развитию посредством регулирования объемов политической самостоятельности, то вторая сводит мотивацию к финансовым вливаниям и переориентации регионов на «локомотивы роста». В любом случае, очевидно, что в ближайшее время государственная региональная политика будет существенно пересмотрена.

Регионализация является управляемым процессом. Как уже говорилось, центр, как правило, выступает в качестве активного субъекта в отношениях "центр - регионы", создавая и меняя состояние баланса в системе (тогда как регионы далеко не всегда являются столь активными субъектами). Управленческие аспекты в политической регионалистике связаны с понятием "региональная политика". Проводя региональную политику, центр стремится управлять региональной структурой, преследуя свои цели, такие, как сохранение общего контура региональной структуры (т.е. границ государства) и определение допустимых параметров региональной фрагментации. Если следовать теории функционализма, центр стремится управлять центростремительными силами, обеспечивая их превосходство над центробежными на всей территории государства.
Региональную политику необходимо отличать от региональной политической ситуации и регионального политического процесса. Последние характеризуют состояние дел на горизонтальных уровнях, в собственно региональных сообществах.
Региональная политика является частью отношений вертикальной иерархии в отношениях "центр - регионы", ее субъектом является центр, который ее вырабатывает и проводит. Таким образом, региональная политика представляет собой субъект-объектные отношения между центром и регионами (в других терминах - инновационным центром и перифериями), центральный уровень является ее субъектом, региональный уровень - объектом. Важно отметить, что региональную политику проводит именно центр, представляющий собой ее активный субъект. Действия самих регионов и политические процессы на собственно региональном уровне не являются региональной политикой в строгом смысле этого слова.
Субъектами региональной политики являются или могут быть практически любые властные структуры в центре, которые хоть как-то занимаются региональной проблематикой. При этом возможны специализированные структуры или подразделения крупных структур, для которых региональная политика является главным направлением.
Региональная политика - одно из важнейших направлений внутренней политики государства, наряду с экономической политикой, социальной политикой, национальной политикой и т.д. Региональная политика представляет собой систему мер, с помощью которых происходит регулирование отношений между центральными властями (государством в целом) и территориями (регионами). Главное содержание региональной политики - это разработка и реализация мер по регулированию регионального развития, как политического, так и экономического, в соответствии с определенными на общенациональном уровне политическими целями.
В англоязычной литературе понятию "региональная политика" в его более распространенном варианте лучше соответствует понятие "regional policy", поскольку речь идет о политике, как о мерах, действиях определенных политических акторов. В то же время необходимо и использование понятия "regional politics", с помощью которого можно обозначать всю сложную систему политических действий, имеющих региональный эффект, характерную для данного государства. Если "regional policy" обычно связана с определенными акторами, то "regional politics" - с общей ситуацией в государстве (в срезе "центр - регионы") и ее основными трендами.
В соответствии с концепцией баланса отношений "центр - регионы" региональная политика представляет собой участие общегосударственных структур в создании и изменении этого баланса. Предмет региональной политики, область регулирования, - это "наполнение" территории, т.е. ее политический статус, полномочия, экономический потенциал и его реализация.
Под региональной политикой обычно понимается государственная региональная политика, т.е. деятельность общенациональных властных структур. При таком подходе собственно политика понимается в узком смысле, а именно как государственное управление.
Возможно более широкое понимание региональной политики, определяемое вектором ее направленности. Вектор региональной политики всегда направлен от центра к регионам, а содержание связано с управлением, осуществляемым по вертикали. В широком понимании региональная политика представляет собой систему управленческих решений любых политических структур общенационального уровня в отношении своих региональных составляющих. Тогда государственная региональная политика - это деятельность центра в отношении региональных и местных властей. Возможны частные и ведомственные примеры региональной политики - отдельных властных органов общенационального уровня, центральных структур политических партий и т.п. При таком подходе государственная региональная политика - это частный случай региональной политики.
Также следует различать имплицитную и эксплицитную региональную политику.
Нередко под региональной политикой понимается только ее эксплицитная форма. Речь идет о случаях, когда действия властей официально идентифицируются в качестве региональной политики в документах, нормативных актах.
В то же время региональное содержание есть практически в любой общегосударственной политике. Даже внешняя политика может прямо влиять на регионы, например, способствуя развитию отдельных регионов за счет экспортных связей, решая пограничные споры, организуя приграничное сотрудничество, снимая международную напряженность вокруг зон геополитического риска. Имплицитная региональная политика включает все случаи, когда общенациональная политика любого типа производит значимый региональный (территориальный) эффект. Региональный эффект может распространяться или на все регионы сразу, или на отдельные территории. В этой связи также говорят о региональных последствиях "нерегиональных" решений.
Исследование баланса отношений "центр - регионы" просто невозможно без подробного изучения имплицитных форм региональной политики. В противном случае установленный нами баланс будет неполным и неправильным. Очевидно, что управленческие решения, направленные на изменение баланса "центр - регионы", могут приниматься самыми разными властными институтами. Нередко они не учитывают территориальный эффект. Кроме того, в небольших государствах региональной политики в ее эксплицитной форме может не быть вообще: вся региональная политика как бы растворена в других направлениях внутренней политики, которые входят в классический "обязательный" набор. Региональная политика как отдельное, самостоятельное направление появляется в эксплицитных формах только в крупных и разнородных государствах. Но все это не означает, что в принимаемых решениях нет элементов региональной политики, даже если речь идет о самом маленьком государстве. Другое дело, что самостоятельная региональная политика представляет собой специально разработанную систему мер, а не простую сумму решений, имеющих территориальный эффект.
При этом политическая регионалистика все же уделяет главное внимание государственной региональной политике, рассматривая при этом как эксплицитные, так и имплицитные ее формы. Региональная политика при таком подходе понимается как одно из направлений внутренней политики, которую проводит центральная власть в отношении регионов. Частные (партийные, отраслевые, ведомственные) проявления региональной политики рассматриваются в специальных исследованиях.
Квинтэссенцией региональной политики является региональная стратегия государства.
Региональная стратегия - это система наиболее значимых целей и решений государства, позволяющих обеспечить баланс отношений "центр - регионы" на обозримую перспективу, стимулировать развитие на всех уровнях территориально-политической иерархии и снизить конфликтность как по вертикали (между центром и регионами), так и по горизонтали (между территориальными сегментами). Другими словами, региональная стратегия - это основы теории и практики региональной политики, проводимой центральными властями. Региональная стратегия нередко является элементом национальной идеологии.
В отличие от внешнеполитических и военных стратегий региональная стратегия почти никогда не представляет собой официальный документ. Скорее она выявляется экспертным путем на основе исследований текущей региональной политики (когда становятся ясными долгосрочные цели центральной власти) или же формулируется самими экспертами, стремящимися повлиять на ее развитие. Различные политические силы могут предлагать свои варианты региональной стратегии, и борьба за эти варианты может стать элементом общей политической борьбы.
В отсутствие региональной стратегии в любом ее виде баланс "центр - регионы" становится имманентно неустойчивым, а региональная политика сводится к набору частных, имплицитных тенденций отраслевого и ведомственного характера. В условиях территориально неоднородного государства такая ситуация представляет угрозу его национальной безопасности