Система хозяйствования. Экономика как хозяйственная система, ее понятие и основные элементы

Экономическая (хозяйственная) система – это упорядоченная особым образом система связей между производителями и потребителями благ, т.е. совокупность отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

В исследовании экономических систем наблюдаются два подхода:

1) исторический, системодинамический – характерен для марксизма и институционализма;

2) внеисторичекий, системостатический – присущ методологии неоклассицизма, неолиберализма.

Первый подход к анализу экономических процессов и явлений во второй половине XIX в. и первой половине XX в. осуществлялся на основе методологии К. Маркса. Его концепция о формационном подходе использовалась многими экономическими школами.

Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества с органическими взаимосвязями, закономерностями и законами самообразования и развития.

В основе общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а ее сущность образуют производственные отношения. Формация охватывает также соответствующую политическую надстройку. Формации присущи культура, нравственность, религия, которые более зависимы от традиций, менталитета. Структуру общественно-экономической формации можно проследить на рис.3.2.

Рис.3.2. Структура общественно-экономической формации

Критериями различных общественно-экономических формаций являются:

1) формы собственности;

2) степень эксплуатации в обществе;

3) взаимоотношения классов;

4) состояние земледельческой общины.

К. Маркс объяснил, что смена формации происходит в результате саморазвития на основе разрешения противоречий, в частности антагонистических (между трудом и капиталом и ряд других).

Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений как определенный способ добывания материальных благ: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Производительные силы:

а) система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих отношение людей к природе;

б) совокупность средств производства и людей, овладевших этими средствами производства.

Производственные отношения – это отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ. Это общественная форма производительных сил. Их сущность характеризует собственность.

Отвергая формационный подход к анализу, ряд экономистов использует при анализе экономических систем субъективные трактовки. К примеру, экономическую систему (ЭС) определяют как:

Комплекс институтов, который характерен для данной экономики;

Комплексы организаций, включающих поведение сотен миллионов единиц;

Совокупность механизмов, с помощью которых определяется предпочтительная цель экономической активности и способ ее достижения;

Институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты;

Большую систему, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других.

В совокупности свойств экономической системы основополагающую роль играет собственность в ее многочисленных формах. Она является критерием дифференциации экономической системы при определении их типов. Помимо собственности называются следующие критерии:

Уровень производства;

Характер обмена;

Техноструктура;

Причем общество переходит с одной стадии на другую эволюционным путем.

К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в «Экономикс» дают оригинальную классификацию экономических систем:

Чистый капитализм (свободная конкуренция);

Командная экономика (коммунизм);

Смешанная система (США, СССР, Швеция, Япония);

Рыночный социализм (Югославия);

Традиционная экономика (слаборазвитые страны).

Обобщая понятия, известные в зарубежной литературе, можно определить экономическую систему как совокупность институтов и механизмов для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения доходов и потребления в рамках определенной географической территории.

В современных условиях рыночная система как спонтанный механизм развития не исключает государственное регулирование.

Под государственным регулированием экономики понимается деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленная на эффективное использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения потребностей членов общества.

История развития человеческого общества непосредственно связана с различными экономическими системами, включающими множество элементов или свойств, которые можно формализовать:

ЭС = f(A 1 ... A n ),

где ЭС – экономическая система,

A 1 , ... A n – определяющие свойства.

В совокупности составляющих свойств основополагающую роль играет собственность в ее многообразных формах. Свойства ЭС и прежде всего собственность являются критериями дифференциации экономических систем, определения их типов, моделей.

1. Традиционные системы . В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на менталитете системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, религии. Экономическая роль индивидуума определяется наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс зачастую вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

2. Командно-административная система . Все решения по экономическим проблемам принимает государство. Ресурсы в основном составляют собственность государства. Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни – от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. Командно-административная система в определенных условиях дает положительные экономические результаты. Так, за последние 20 лет в экономике Китая среднегодовой темп роста – около 8%. В России с командно-административной системой связаны успехи в решении важнейших проблем:

Индустриализации в 20–30-е годы;

Коллективизации сельского хозяйства;

Мобилизации народного хозяйства в годы Великой Отечественной войны;

Развития оборонной промышленности, благодаря чему многие годы поддерживались паритет в военной области и качественное превосходство в авиации, ракетной технике, ядерном оружии;

Создании общества массового потребления в 60–70-е годы.

Однако сложившаяся в предвоенные и укрепившаяся в годы войны командно-административная система в 80-е годы стала давать сбои. Неудачные попытки реформировать экономику наводили на мысль о необходимости принципиального изменения системы, а именно: демонополизации экономики, разгосударствлении собственности, создании рыночного хозяйства.

3. Чистый капитализм . Капитализм эпохи совершенной конкуренции с «невидимой рукой» характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием механизма рынка для координации хозяйственного поведения и управления экономикой по принципу «laissez faire, laissez passer» («пусть идет как идет»).

Поведение субъектов рынка мотивируется рациональным (эгоистическим) интересом. Каждая хозяйственная единица стремится к максимизации дохода на основе свободного принятия решений, когда саморегулирование рынка определяет цены, прибыль, убытки.

Что производить, решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель решает сам, за что платить деньги. Производитель стремится удовлетворить желание потребителей, готовых отдать деньги за нужный им товар.

Как производить, решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку установление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен изготовить товар с малыми издержками, что позволит продать больше товаров и по низкой цене.

Для кого производить, решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Следует заметить, что рыночной экономики, описанной в идеальном (теоретическом) варианте, никогда не существовало.

4. Социально ориентированное свободное рыночное хозяйство , чьими основными принципами являются свобода личности, торговли, предпринимательства, свободное ценообразование, свободная конкуренция. Иными словами, развитое товарно-денежное хозяйство при отсутствии монополий. Роль государства сводится к осуществлению контроля за соблюдением того, чтобы все члены общества строили свою хозяйственную деятельность по существующим правилам и законам.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательства, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации масс на достижение личного успеха.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и преобразований на нем.

Наблюдается определенное отставание уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национальной экономики, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других государств всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, но доля государственных расходов доходит до 70% валового внутреннего продукта, причем более половины из этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многие элементы инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, эффективна экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает экономический рост, высокий жизненный уровень населения с обеспечением полной занятости.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей, стимулирование внедрения более современной техники и технологии. Важным неэкономическим аргументом выступает ставка на личную свободу.

Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов испытывают воздействие не только объективных законов и тенденций, но и влияние национальной культуры, обычаев и традиций.

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Рыночная система хозяйствования.

1.1. Общая характеристика рыночного хозяйства…………………….5

В. По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на следующие виды:

· Местный (региональный);

· Национальный (в пределах страны);

· Мировой рынок.

Г. По степени ограничения конкуренции различают:

· Свободный рынок;

· Рынок монополистической конкуренции;

· Олигополистический рынок;

· Чистую монополию.

Д. По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, характеризующих соответствующие отрасли экономики:

· Топливный рынок;

· Автомобильный рынок;

· Компьютерный рынок;

· Рынок хлебопродуктов и т. п.;

Е. По характеру и размерам продаж различают:

· Оптовый рынок;

· Розничный рынок.

Нетрудно заметить из приведенной выше классификации видов и элементов рынка, что в указанных рамках осуществляется деятельность по производству и обмену (продаже и покупке) товаров и услуг на рынке. Если же какие-либо товары, блага, услуги предоставляются бесплатно, без установления цены на них, и соответственно не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность носит название нерыночной. Пример: решение вопросов национальной обороны, органов внутренней и внешней безопасности, охраны природы , социального обесп6ечения, пенсионного обслуживания.

Любой рынок может функционировать только по товарам, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этих условий лишает стимула и на производство данного товара, и на его покупку, сбыт.

1.2. Механизм государственного регулирования рыночного хозяйства.

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономики . Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Споры между специалистами идут только по поводу степени вмешательства государства в экономику.

Государственное воздействие на экономику – целенаправленная система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемая соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Как следует из характеристики сути государственного вмешательства в экономику и причин, объясняющих его необходимость, присутствие этого вмешательства желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.

Объектами государственного воздействия на экономику должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны.

Изучение роли государства в народном хозяйстве является одной из важнейших составных частей системы экономических наук.

Для обозначения исследуемой роли государства в народном хозяйстве в экономической литературе используются разные термины: «государственное вмешательство в экономику», «государственное регулирование экономики», «государственная экономическая политика », «государственно-монополистическое регулирование».

Наименее соответствующим сущности явления, по мнению, представляется первый термин, который часто встречается в предвоенных и послевоенных публикациях вплоть до 70-х гг. Он вызывает представление о вмешательстве одной самостоятельной системы (государства) в другую аналогично хирургическому вмешательству в человеческий организм. В действительности, по нашему мнению, государство является не внешней системой, а составной частью, элементом современной экономики. Последний термин также не соответствует сущности явления, так как содержит в себе социально-политическую оценку государственного регулирования.

Таким образом, наиболее соответствующим сущности явления, по нашему мнению, являются термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика». Однако, на первый взгляд понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, так как первая может основываться на принципе неучастия государства в хозяйственной жизни. Но государство не может существовать не собирая налогов, не оплачивая армию и аппарат управления , не осуществляя закупок и подрядов на строительство, не регулируя денежного обращения и внешнеэкономических связей . В современных условиях немыслимо неучастие государства в социально-экономических процессах, организации и финансировании научных исследований, образования, социального обеспечения, охраны окружающей среды . Поэтому можно сказать, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в условиях рыночного хозяйства можно считать идентичными.

По определению:

«Государственное регулирование экономики – это воздействие государства ». Это определение представляется нам недостаточно полным и отражающим сущность исследуемого явления.

дает более полное определение: «Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.»

Государственное регулирование имеет место как при централизованно управляемой экономике, так и при рыночной экономике.

так подразделил методы государственного регулирования: на административные и экономические.

Административные методы, по мнению автора, базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это регулирование учетной ставки (осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных долговых обязательств , торговля ими и погашение.

По нашему мнению более точное подразделение представлено. Автор считает, что разграничение различного рода отношений в управлении и регулировании позволяет подразделить методы на экономические, социально-психологические, правовые и административные. Между этими методами существует тесная связь, отражающая реальную обусловленность разнообразных отношений в обществе. Также автор считает, что распространенное понимание сути административных методов управления как методов, базирующихся только на субъективном, волевом подходе к решению задач, принципиально неверно. Любое административное действие управляющей системы должно основываться на экономическом расчете.

Экономические методы основаны на использовании экономических интересов: общегосударственных, групповых, частных. В связи с этим можно разделить экономические методы на: методы определения перспектив развития (прогнозы планы, программы) и на методы непосредственного экономического воздействия и регулирования. (госзаказ , налоги, кредиты и т. д.).

К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами.

Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам. Юридические лица дифференцированы , во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей - в отношении имущества юридического лица.

Коммерческой организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским Кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.

Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коммерческих образований. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения их собственника. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ.

Полное хозяйственное товарищество - основанное на долевой собственности объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, несущих полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя лицами.

Товарищество на вере (коммандитное) - объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, вкладчиков , ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме «Общества с ограниченной ответственностью », «Общества с дополнительной ответственностью» и «Акционерного общества».

Общество с ограниченной ответственностью - организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.

Общество с дополнительной ответственностью - организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченного числа участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительную имущественную ответственность по обязательствам общества.

Акционерное общество (АО) - образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.

Перечислим проблемы, которые возникли на пути предпринимательства в основном по вине государства:

Ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

Доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров;

Чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов предпринимательства к бегству в "теневую" экономику;

Региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;

Неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;

Неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;

Дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов власти. Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем.

2.2. Экономическая сущность оплаты труда в условиях рыночной экономики на предприятиях.

Центральное место в производственной деятельности любой организации занимает труд и результаты труда. Поскольку только при помощи рабочей силы создается прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию трудовых ресурсов, так как без коллектива работников нет организации и без необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одна организация не сможет достичь своей цели.

В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры заработной платы , материального стимулирования результатов труда. Понятие "заработная плата" наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от ), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т. п.).

Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно-правовых форм собственности устанавливается законодательством.

Для справедливой оплаты труда работника этот труд, прежде всего, нужно правильно измерить и учесть. В основном это обязанность администрации, но и бухгалтер должен знать состав документации по учету и ее содержание.

Учет труда и заработной платы - центральный вопрос во всей системе учета предприятия. Любой процесс хозяйственной деятельности связан с затратами не только средств (предметов) труда, но и с затратами живого труда.

Организация учета труда и его оплаты регламентируется законодательными и нормативными актами РФ.

В новых условиях хозяйствования важнейшими задачами учета труда и заработной платы являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности. Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

С учетом вышесказанного, рассматриваемую категорию можно определить следующим образом. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала .

Определим сущность заработной платы. Большую часть доходов потребителей составляет заработная плата. Поэтому она оказывает определяющее влияние на величину спроса потребительских товаров и уровень их цен. В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:

а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

б) заработная плата - это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.

Заключение.

Формирование рыночных отношений в социально-трудовой сфере происходит в России на фоне структурных преобразований, затрагивающих все сегменты и сектора экономики. Серьезные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, мотивационной роли заработной платы в денежных доходах населения и выборе сферы деятельности, количественно-качественной дифференциации рабочих мест по условиям занятости, трудовой мобильности, профессионально-квалификационном уровне, взаимодействии органов государственного регулирования рынка с предприятиями-работодателями и теневым сектором занятости. Общей тенденцией, проявляющейся во всех направлениях, является снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда, потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и резкое снижение информированности о происходящих в экономике и занятости тенденциях на макроуровне. Следствием такого положения является возникновение ряда проблем, блокирующих антикризисную экономическую политику государства и фактически исключающих в обозримой перспективе возможность выхода России на траекторию устойчивого развития.

Что касается, степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т. п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства , и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Список литературы:

1. Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 2006.

2. Рутгайзер В., Приватизация в России: движение "на ощупь" // "Вопросы экономики", 2005, №10, 11, 12.

3. Долгопятова предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение, М.: "Дело", 2002.

4. А. Виленский, Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // "Вопросы экономики", 2004, №6.

5. Белокрылова переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

6. Курс экономики./Под ред. – М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Основы экономической теории / Под ред проф. М.: Экономика, 2003.

8. Владимирова труда. – М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2002.

9. Экономическая теория./Под ред. , – М.: ЮНИТИ, 2000.

10. Буcыгин А. В "Предпринимательство. Основной курс". 2003.

11. Ермишин. экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» М. 2002

12. Емцова - М., 2002 г.

13. Коричелли защита, 2001 г.

15. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. , проф. . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

16. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.

17. , Тяглов экономика. – М.: Феникс, 2003.

18. Родионов экономика. – М.: Экзамен, 2004.

19. , Степанов экономика. – М.: Инфра-М, 2005.

20. Чернышова экономика. Конспект лекции. – М.: Приор, 2005.

Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения

Хозяйственная система национальной экономики представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации.

В существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

Существуют следующие типы хозяйственных систем национальной экономики:
  • система рыночной экономики со свободной конкуренцией;
  • система современной рыночной экономики;
  • система традиционной нерыночной экономики;
  • система административно-командной экономики.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией существовала с XVII до начала XX вв. Ее функционирование имело специфические черты в зависимости от особенностей стран, в которых она использовалась.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией основана на следующих положениях:

  • на признании права частной собственности на капитал;
  • на отсутствии регулирующего воздействия на экономику со стороны государства;
  • на ориентации на способность свободного рынка к саморегуляции;
  • на большом количестве независимых производителей и потребителей.

Ее основой является свобода деятельности всех хозяйствующих субъектов — производителя и потребителя. В результате свободы предпринимательской деятельности были достигнуты высокие темпы экономического роста, а трудовые ресурсы перешли в качественно иной статус. Наемный работники и производители стали равноправными участниками экономической деятельности. Это послужило предпосылкой формирования свободного передвижения рабочей силы, ее мобильности. Наемный работник стал полноправным субъектом хозяйственной деятельности, который продавал на рынке свой труд — специфический вид товара.

Регулятором функционирования хозяйственной системы выступают свободный рынок и цены. Стимулом развития хозяйственной системы выступает естественное стремление производителя к увеличению прибыли при минимизации необходимых для этого ресурсов.

Система современной сегодня является доминирующей по причине высокой эффективности и результативности. В ней стоимость блага устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения на него. Объем потребления находится в обратной пропорциональной зависимости от цены на благо, а снижение цены позволяет существенным образом увеличить объемы потребления блага. Эта система показала свою эффективность по причине своей гибкости, способности к трансформации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Система традиционной нерыночной экономики существует в экономически отсталых странах и основана на использовании отсталых технологий производства, доминировании ручного труда. Отличительной ее особенностью является одновременное существование различных форм хозяйственной деятельности. В некоторых странах сохранился натурально-общинный уклад, предполагающий общинное или коллективное ведение экономической деятельности, с преобладанием мелкотоварного производства. Оно существует в виде большого числа небольших крестьянских ремесленных хозяйств.

Большое значение в функционировании и развитии этого типа экономики имеет иностранный капитал по причине слаборазвитой национальной хозяйственной деятельности. Трансформации в более эффективный тип экономической системы препятствует доминирование религиозных и культурных ценностей, деление общества на сословия.

В условиях низкой эффективности хозяйственной деятельности государство занимает доминирующую позицию и осуществляет искусственное перераспределение экономических ресурсов для поддержки беднейших слоев общества.

Система административно-командной экономики существовала в СССР до конца ХХ в., сегодня она используется только некоторыми странами, например Кубой.

Для системы административно-командной экономики характерно:

  • жесткое, тотальное и централизованное планирование экономики;
  • исключительно государственная собственность;
  • тотальное государственное регулирование всех экономических процессов.

Государство берет на себя функции тотального контроля над производством и распределением благ, что исключает возможность свободных экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Отсутствие экономической мотивации деятельности хозяйствующих субъектов связано с тем, что для управления экономикой используются исключительно распорядительные и административные методы .

Причинами преобразования этой системы стала ее неспособность к развитию, негибкость, изолированность от влияния НТР. Поэтому страны, использовавшие ее, переходят к более эффективным системам, но выбор направления движения зависит от конкретных условий каждого государства.

Модели систем национальной экономики

Основными моделями хозяйственных систем являются:

А мериканская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;

Я понская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии;

Ш ведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.

Н емецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной , находящейся в стадии становления.

1. Сущность рыночной экономики, элементы рынка, социально-экономические факторы, влияющие на ее развитие

Рыночная экономика - характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

Основными элементами рынка являются:

1. производители и потребители, которые формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его;

2. экономическая обособленность (хозяйственная автономия) товаропроизводителей, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности;

3. рыночные цены, которые, во-первых, складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры, а, во-вторых, определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом;

4. спрос и предложение. Спрос – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание покупателя приобрести товар; предложение – это полное количество товаров, выносимых на рынок.

5. конкуренция. А. Смит назвал ее «невидимой рукой» рынка, благодаря которой «эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики». Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.;

6. рыночная инфраструктура.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

1. Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Эта функция проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы производства и повышают цены и наоборот.


2. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок.

3. Стимулирующая. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивая возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

4. Санирующая. С помощью рыночных механизмов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, рынок поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных предприятий.

5. Ценообразующая. Поступающие на рынок товары и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

6. Посредническая, т.е. рынок выступает своеобразным посредником между товаропроизводителями и потребителями.

Объективными факторами экономического роста являются:

1) увеличение объемов и качественного состав основного капитала;

2) изменение технологий производства;

3) увеличение объемов вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов;

4) рост предпринимательской активности населения;

5) увеличение количества и качества трудовых ресурсов;

6) активизация спроса населения, позволяющая увеличить объемы производства для его более полного удовлетворения.

Субъективными факторами экономического роста являются:

1) расширение кредитной системы, позволяющая населению приобретать блага в необходимом для них количестве, что стимулирует производство;

2) уменьшение монополизации производственных и сбытовых рынков, стимулирующее предпринимательскую активность;

3) снижение стоимости на производственные ресурсы, стимулирующее увеличение объемов производства и оказывающее влияние на снижение цены на потребительские блага, что приводит к активизации спроса;

4) снижение налоговой ставки, благоприятным образом сказывающееся на общей экономической активности.

На современном этапе развития экономики большое влияние на экономический рост оказывают следующие факторы:

1) природные ресурсы, непосредственное влияющие на экономический рост. Их значение неуклонно возрастает, так как их запасы ограниченны и исчерпаемы;

2) увеличение численности населения, объемов трудовых ресурсов;

3) увеличение степени концентрации капитала в рамках национальной экономики, позволяющее расширить масштабы и объемы производства, инвестировать в новые научные и технические разработки, человеческие ресурсы;

4) научно-техническая революция, являющаяся основополагающим фактором экономического роста, так как связана с выходом экономики на качественно иной виток своего развития.

2. Предпринимательство: понятие, сущность и формы

В соответствии со статьёй 1 Гражданского кодекса РБ Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Предпринимательство - самостоятельная, инициативная, систематическая деятельность на собственный риск по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, а также занятие торговлей с целью получения прибыли.

Таким образом предпринимательская деятельность это:

  • самостоятельная деятельность
  • на свой риск
  • под свою имущественную ответственность
  • направленная на систематическое получение прибыли

Предприниматель - это человек, который затрачивает время на создание чего-то нового, что обладает стоимостью, затрачивает на это все необходимые силы и время, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым результатом.

Принято различать следующие виды предпринимательства:

· производственное,

· коммерческое

· финансовое,

· консультативный.

Производственное предпринимательство – это деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в данном виде предпринимательства является основной.

Разновидностями производственного предпринимательства являются производство товаров, оказание услуг, инновационное, научно-техническое и информационное предпринимательство.

Коммерческое предпринимательство – деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, т. е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет высокой потребности в производственных ресурсах, в структуре капитала преобладает оборотный.

Разновидностями коммерческого предпринимательства являются торговое, торгово-закупочное, торгово-посредническое предпринимательство и деятельность товарных бирж.

Финансовое предпринимательство – это разновидность коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Финансовая деятельность связана и с производственной, и с коммерческой, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.

Разновидностями финансового предпринимательства являются банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство и деятельность фондовых бирж.

Консультационное предпринимательство – деятельность по оказанию платных консультаций по вопросам управления. Технология консультационного предпринимательства включает диагностику проблемы, разработку решений (проекта), осуществление решений (проекта).

Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.

Существуют следующие формы предпринимательства:

· индивидуальные,

· коллективные,

· корпоративные, которые в свою очередь классифицируются на крупные, средние и малые.

Индивидуальные формы предпринимательства занимают незначительное место в производственном секторе, имея скорее социальное значение, чем экономическое. Они представлены предприятиями без образования юридического лица. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества, на которое распространяется риск потерь. Такие предприятия, как правило, не используют прогрессивные технологии, а базируются на малопроизводительных средствах труда и ручном труде.

Коллективное предпринимательство получило особое развитие в XX в. и в настоящее время занимает доминирующее положение как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Оно может существовать в следующих формах: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, ассоциации, союзы, кооперативы.

Корпоративное предпринимательство – это объединение предприятий без потери самостоятельности, снижения издержек производства и получения прибыли. Основными формами корпоративного предпринимательства являются концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели и финансово-промышленные группы.

Рыночная система хозяйствования.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Рыночная система хозяйствования.
Рубрика (тематическая категория) Производство

Предмет, содержание и методология курса

"Экономика организаций (предприятий)"

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности постепенно перемещается в основное звено всœей экономики - на предприятия, организации, фирмы. Именно на этом уровне производится необходимая обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии, разработки и освоения всœе новых продуктов, необходимых для производственного и личного потребления На предприятиях сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь разрабатываются бизнес-планы, ведутся маркетинговые исследования, осуществляется квалифицированное управление - менеджмент. Основная часть государственного бюджета формируется за счёт финансовых налоговых поступлений от предприятий, организаций.

При этом предприятия, организации не просто решают задачи производства полезных обществу продуктов (услуг), но активно воздействуют на всœе элементы внешней среды: состояние рынков сырья, труда, инноваций, экологию, государственное регулирование и т.п. Интересы предприятий выходят за пределы собственно производства и затрагивают условия обмена, распределœения, финансирования. Тем самым деятельность предприятий, организаций активно способствует формированию взаимосвязей, каналов, посредством которых реализуются названные процессы, специализации и кооперирования производства, развитию отраслевой структуры экономики и влияет на экономику страны в целом.

Зададимся вопросом, что же принято понимать под термином "экономика"?

Экономику можно определить как целœенаправленную деятельность людей и общества в целом по созданию материальных условий для существования и развития с использованием имеющихся у него ограниченных ресурсов.

По классическому определœению изместного американского экономиста П. Самуэльсона, экономика - это наука о том, как общество использует определœенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Зкономика, как наука, изучает теоретические основы и практические формы и механизмы взаимодействия субъектов экономической деятельности в обществе.

Учитывая зависимость отуровня изучения процессов, явлений и структуры экономической деятельности обычно различают макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика рассматривает экономику страны как единое целое и исследует вопросы формирования совокупного спроса и предложения, валового национального дохода и национального продукта͵ изучает закономерности экономического роста͵ технического прогресса, инфляции, безработицы, проблемы денежной и бюджетной политики, а также регулирования экономических процессов в обществе со стороны государства. уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике в целом, либо к составляющим ее отраслям народного хозяйства. Изучая эти отрасли, макроэкономика ставит перед собой задачу представить общую картину структуры экономики страны, взаимосвязей между отраслями народного хозяйства и закономерностей, которым подчиняется их функционирование. Макроэкономические исследования различных сторон экономических процессов охватывают анализ таких показателœей, как общий объём продукции, общий уровень занятости, общий уровень доходов, совокупный спрос, общие темпы роста производства и т.п.

Микроэкономика исследует экономическое поведение отдельных элементов и структур, таких как предприятия, организации, фирмы, банки, страховые компании, потребительские общества, .предприниматели, фермерские хозяйства и даже домашние хозяйства. Она изучает, как организуется производство отдельных товаров, как определются объёмы производства отдельных товаров, как формируются цены на них, как взаимодействуют производственные единицы по поставкам необходимых материалов, как осуществляется сбыт произведенных товаров, как формируются затраты на всœех стадиях производства и продаж, и т.д. Иначе говоря, микроэкономика как раз и охватывает вопросы экономической деятельности отдельно взятого субъекта хозяйствования - предприятия, организации.

Имеется немало экономических дисциплин, детально рассматривающих отдельные стороны и аспекты экономической деятельности предприятий, организаций: "Экономика предпринимательской деятельности", "Маркетинг", " Бухгалтерский учет", "Финансы предприятия", "Финансовый менеджмент", "Экономический анализ хозяйственной деятельности" и другие. Курс экономики предприятия, организации тесно связан с этими дисциплинами, но в отличие от них данный курс комплексно рассматривает вопросы экономики, планирования и управления на предприятии, закладывая тем самым основу для дальнейшего углубленного изучения различных аспектов экономической деятельности организаций, предприятий.

Итак, предметом изучаемого нами курса является экономический механизм хозяйственной деятельности самостоятельно функционирующего субъекта͵ осуществляющего производство и реализацию товаров, работ

Производственная мощность и производственная программа предприятия;

Издержки производства и себестоимость продукции предприятия;

Маркетинг на предприятии;

Цены и ценообразование на предприятии;

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия;

Управление качеством продукции;

Управление финансами предприятия;

Оценка эффективности деятельности предприятия.

Перечисленные вопросы являются лишь сжатой характеристикой содержания курса. Οʜᴎ рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии, исходя из представления об организации, предприятии, как динамично развивающейся и изменяющейся системе, в соответствии с изменениями внешней экономической, правовой среды, государственной политики, уровня жизни населœения и иных влияющих факторов.

Методология курса использует методы теоретического анализа и синтеза, статистические методы, математические методы и модели, методы финансовых вычислений, методы нормирования, теории систем, индексы и коэффициенты, и другие научные методы и приемы.

Рыночная система хозяйствования. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рыночная система хозяйствования." 2017, 2018.