Рыночная экономика и ее основы. Что такое рыночная экономика

Вопрос 4. Рыночная экономика и ее характеристика

Предварительно на семинарском занятии прослушать фрагмент аудиокниги «Последняя республика», глава 2.

Фундаментальные вопросы экономики ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО и КОГДА по-разному решаются в различных экономических системах. Экономическая система в самом общем виде представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических элементов (людей, фирм, гос. учреждений), образующих экономическую структуру общества.

Для классификации разнообразных систем используют два основных критерия:

♦ способ координации и управления экономической деятельностью.

♦ преобладающая форма собственности на средства производства;

Почему принципиально важен вопрос о способе координации деятельности отдельных субъектов экономики. Потому что современное производство немыслимо без разделения труда с двумя его сторонами специализацией труда и кооперацией труда. Значение разделения труда на уровне фирмы было великолепно описано А.Смитом в примере с булавочной мастерской. Вопросы специализации и кооперации решает хозяин мастерской в поистине диктаторском характере. Но специализация труда на уровне общества (между фирмами и отраслями) и на уровне планеты (между странами) немыслимо без соответствующей кооперации труда. Такая кооперация может выглядеть как добровольный обмен (рынок) или централизованный диктат (план). Поэтому СССР иногда сравнивали с мега-фабрикой или супер-корпорацией.

С большой долей условности можно выделить модели традиционной, командной и рыночной экономики.

Традиционная экономическая система характерна для аграрного общества. Способ координации – традиции, обычаи, табу, заветы предков. Форма собственности на основное средство производства (землю) – общая (общинная).

В современном обществе традиции и обычаи влияют главным образом на частную жизнь людей. Это касается прежде всего деления профессий и домашних работ на «мужские» и «женские», некоторых способов потребления благ в небольших социальных группах.

Рыночная экономическая система основывается на частной собственности на средства производства и рынке как способе координации деятельности фирм и потребителей. Внутри фирм жесткая дисциплина (план). В идеологической оболочке присутствуют идеи свободы выбора и конкуренции (невидимой руки рынка). По словам Адама Смита, «человек «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

Чистая рыночная экономика исключает государственное вмешательство и регулирование и предполагает полную свободу рыночных сил. Государство лишь контролирует соблюдение «правил игры».

Плановая (командная) экономическая система основывается преимущественно на общественной (государственной) собственности на средства производства. Все решения о производстве, обмене и распределении материальных благ принимаются централизованно. Фактически и потребление подконтрольно государству.

В идеологической критике выделяются такие её характерные черты: монополизация производства и, как следствие, торможение научно-технического прогресса. Полная занятость всех экономических ресурсов сочетается с дефицитностью производимых благ, поскольку централизованная координация не в состоянии обеспечить все многообразие потребностей членов общества. На самом деле те, кто наверху, используют ограниченные ресурсы для решения тех задач, что сами решают важными, не очень-то интересуясь мнением низов. Дело не в невозможности, а в нежелании!

В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы двух или всех трех систем.

Рассмотрим, как функционирует рыночная экономика и каковы ее основные характеристики. Хозяйственные отношения, как показывает практика, могут быть двух типов: натуральные (предполагающие производство для собственного потребления) и товарные (базирующиеся на меновых отношениях, эквивалентном обмене, свободной купле-продаже всех товаров и услуг). Именно второй тип связей и осуществляется посредством рынка. Рынок можно определить как особую форму взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами.

Выделяют структуру и инфраструктуру рынка.

Инфраструктура рынка представляет собой совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. Инфраструктура рынка включает такие элементы, как:

♦ биржи (товарные, фондовые, валютные);

♦ аукционы, ярмарки;

♦ предприятия оптовой и розничной торговли;

♦ банки, страховые компании, фонды;

♦ биржи труда;

♦ информационные центры;

♦ аудиторские и консалтинговые фирмы и т.п.

Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Очевидно, что единой рыночной структуры не существует. Подобно тому, как собранные вместе разнородные предметы могут быть классифицированы на темные и светлые, мягкие и жесткие, круглые и угловатые и т.д., так и рыночная структура может быть рассмотрена с самых разных точек зрения.

По каким критериям классифицируют структуру рынка?

Во-первых, по объектам рыночных отношений или по товару: рынок потребительских товаров и услуг, рынок промышленных товаров, рынок сырья, рынок ценных бумаг и т.д.

Во-вторых, по субъектам рынка: рынок покупателей и рынок продавцов.

В-третьих, критерием выступают географические границы рынка.

В-четвертых, критерием классификации может служить степень ограничения конкуренции на рынке.

Рыночная структура может быть классифицирована также по отраслевому признаку (автомобильный или нефтяной рынки); по характеру продаж (оптовый, розничный рынки); по соответствию действующему законодательству (легальный и нелегальный рынки, «теневой» рынок) и т.д.

Как показывает исторический опыт, рыночный механизм обладает рядом преимуществ, присущих только ему.

1. Обеспечивает Парето- эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов,

2.позволяет предприятиям успешного функционировать при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными являются сведения об уровне цены и издержках),



3. обеспечивает гибкость и высокую адаптивность к быстро меняющимся условиям.

4. В условиях рыночной экономики наиболее рационально используются достижения науки и техники (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).

5. Только рынок позволяет регулировать и координировать деятельность людей без прямого принуждения. Прокомментируйте значение слов «без прямого принуждения».

Вместе с тем рыночный механизм не является идеальным.

Лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев однажды сравнил систему свободного предпринимательства с гигантским компьютером, «способным решать свои собственные проблемы автоматически», добавив при этом, что «каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра». Экономисты называют подобные ситуации провалами рынка.

Провалы рынка - экономические ситуации, при которых рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование экономических ресурсов.

Несостоятельность рыночного механизма проявляется в его неспособности обеспечить в необходимых объемах производство общественных товаров (образование, здравоохранение, оборона и т.п.), сохранить невоспроизводимые ресурсы, выработать экономический механизм защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты). Рынок не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу малообеспеченных, не обеспечивает стабильное экономическое развитие (ему свойственны циклические подъемы и спады, инфляция, безработица) и т.п.

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

В экономической теории выделяют три основных субъекта рыночных отношений - домохозяйства, фирмы и государство. Наиболее общее представление о взаимосвязи экономических субъектов рынка может дать так называемая модель кругооборота доходов .

При рассмотрении деятельности экономических субъектов экономическая теория предполагает, что они действуют рационально. Рациональное поведение - это поведение, направленное на получение максимального результата (максимальной прибыли для фирм или максимальной полезности для домохозяйств и т.д.) при имеющихся ограничениях (в ресурсах, в денежных средствах и т.д.). Это допущение является научной абстракцией, поскольку в реальной жизни люди не всегда ведут себя рационально. Более того, в отдельных случаях рациональное поведение субъекта не является правильным с житейской или нравственной точки зрения.

Рыночная экономика может функционировать в рамках сразу нескольких моделей, обладающих в ряде случаев довольно несхожими признаками. Какие критерии могут предопределять соответствующую разницу? Какие из моделей наиболее распространены в концепциях современных теоретиков?

Признаки рыночной экономики

Рыночная система экономики обычно характеризуется следующими основными признаками: преобладанием частной собственности в фондах предприятий, свободой конкуренции, ограниченным вмешательством властей в хозяйственные процессы. Данная модель предполагает, что компании, стремясь добиться наивысшей рентабельности, максимально повышают свою эффективность, во многом в аспекте удовлетворения запросов клиента. Одним из ключевых механизмов такого явления, как рыночная система экономики, является свободное формирование спроса и предложения. Оно предопределяет, прежде всего, уровень цен на товары, а значит, объем оборачиваемости капитала. Отпускная стоимость товара - это также индикатор, отражающий, насколько оптимально выстроено соотношение спроса и предложения.

Рыночная экономика: теория и практика

Вышеописанные признаки, которыми характеризуется рыночная система хозяйствования, изложены нами на уровне теории. На практике тот самый оптимальный баланс спроса и предложения, как считают многие эксперты, встречается не слишком часто. Рынки многих стран, которые, казалось бы, характеризуются полной свободой в аспекте предпринимательства, не всегда формируют среду, где бизнесы имеют по-настоящему равные возможности. В рамках национальных экономик мира, по мнению ряда экспертов, могут развиваться модели олигополии, или же проявляться монополистические тенденции.

Таким образом, рынок в чистом виде так или иначе может иметь склонность превращаться из высококонкурентной среды со свободным ценообразованием в систему, где цены устанавливают крупнейшие предприятия, они же влияют на спрос и покупательские предпочтения посредством рекламы, пропаганды и иных ресурсов. Рыночная система хозяйствования не настолько саморегулируема, как это может звучать в теории. Вместе с тем в силах государственных институтов максимально приблизить ее свойства к идеальным моделям, которые описаны в теоретических концепциях. Вопрос лишь в том, как корректно выстроить систему регулирования рынка.

Этапы развития рыночной экономики

Изучить возможные варианты влияния государства на свободную экономику мы можем попробовать, начав с исследования исторических моделей функционирования соответствующих хозяйственных систем. Какова может быть периодизация становления рынка? Эксперты считают, что развитие экономики (если говорить о моделях, сформировавшихся сегодня в развитых странах) происходило в рамках четырех основных этапов - так называемого классического капитализма, периода смешанных хозяйственных систем, а также социально-ориентированных рыночных моделей.

Начнем с классического капитализма. Историки полагают, что данная система функционировала в течение достаточно долгого периода - с XVII века по первые десятилетия ХХ столетия. Основные признаки рынка соответствующего типа были следующими:

Основной ее признак - значимая роль государственного сектора в бизнесе, а также активное вмешательство властей в развитие рынка. Главным образом в тех сегментах, которые требовали вложения значительных ресурсов - транспортной инфраструктуре, каналах связи, банковской сфере. Государственное вмешательство предполагает, что конкурентный рынок все еще будет присутствовать и характеризоваться свободой отношений, однако в тех пределах, что определены на макроуровне, то есть предприниматели не смогут устанавливать слишком низкие или высокие цены в монопольном порядке, экономить на зарплате персонала или совершать действия в своих интересах, которые могут навредить национальной хозяйственной системе. В смешанной экономике предприниматели стали охотнее объединяться - в холдинги, тресты, картели. Стали распространяться формы коллективной собственности на частные активы - прежде всего в виде акций.

От капитализма - к социальной ориентированности

Следующий этап экономического развития - появление социально-ориентированных хозяйственных систем. Дело в том, что при чистом капитализме и смешанной модели в деятельности предприятий все-таки преобладал принцип максимального извлечения прибыли для владельца бизнеса, приоритет вложений в активы. Однако со временем игроки рынка стали осознавать, что целесообразнее иметь в приоритетах другие ценности. Такие как, например, вложения в таланты. Капитал стал производной частью этих компонентов. В социальной рыночной экономике также сохранился конкурентный рынок. Однако критерием лидерства на нем стали не только капиталы, но также и общественная значимость действий компании. Условно говоря, успешным бизнесом стал считаться не только тот, у которого выручка и рентабельность выше, а тот, что исполнил ощутимую социальную роль - к примеру, создал продукт, изменивший предпочтения людей и сделавший их быт проще.

Современная экономика большинства развитых стран мира, как полагают некоторые эксперты, в целом обладает признаками "социальности". Вместе с тем между хозяйственными системами разных стран имеются существенные различия, обусловленные национальной спецификой, традициями бизнеса, особенностями внешней политики. В некоторых государствах экономика может иметь значительный уклон в сторону "чистого капитализма", в других - быть в большей степени похожей на смешанную модель или же иметь очень сильно выраженную "социальность".

Экономический и социальный порядок

Есть мнение, что современная экономика развитых стран функционирует так, чтобы обеспечить оптимальный баланс между приоритетами бизнеса, государства и общества. Взаимодействие между этими сферами, как правило, выражается в способах решения задач, которые стоят перед соответствующими субъектами - предпринимателями, властью, гражданами. Все они стремятся к некоторому порядку. Эксперты выделяют две его основных разновидности - экономическую и социальную. Рассмотрим их особенности.

Экономический порядок - это совокупность институтов, а также норм, которые регулируют течение хозяйственных процессов. Основные области регулирования здесь - право собственности, валютная и денежная политика, конкуренция, внешнеэкономическое сотрудничество. Социальный порядок - это, в свою очередь, институты и нормы, которые влияют на состояние общества в целом и на отдельные его группы, отношения людей между собой. Основные области регулирования в данном случае - сфера труда, социальная помощь, имущественное, жилищное, экологическое право.

Таким образом, хозяйственная система социально-ориентированного типа сочетает в себе приоритеты основных субъектов, участвующих в становлении как экономического, так и социального порядка. В первом случае ведущая роль - за бизнесом (при регулятивном участии государства), во втором - за государством (при вспомогательной функции предпринимателей). Общество же является субъектом, главенствующим в обоих типах порядков. Потому-то экономика и называется социально-ориентированной.

О рыночных структурах

Несмотря на значительную роль государства в современных хозяйственных системах, а также существенный контроль с его стороны над соблюдением интересов общества, главной движущей силой, предопределяющей рост, является бизнес. Предприимчивость частных лиц предопределяет внедрение в быт результатов технического прогресса. Во многом именно инициативы бизнеса влияют на создание новых рабочих мест, а в ряде случаев даже на успешность внешней политики государства. Без предпринимателей власти и социум были бы неспособны выстраивать эффективную и конкурентоспособную национальную экономику.

Власть осуществляется посредством институтов государственных, общество функционирует в рамках социальных. Бизнес, в свою очередь, опирается на различные рыночные структуры. Что они представляют собой, согласно современным теоретическим концепциям? Какова характеристика рыночных структур?

Начнем с определения этого термина. Одно из самых распространенных звучит так: рыночная структура - это совокупность признаков и характеристик, которые отражают особенности функционирования экономики в целом или какой-то ее отрасли в частности. В зависимости от того, что конкретно представляет собой тот или иной признак, определяются модели рынков. Какие они бывают? Исходя из методологических подходов, устоявшихся в современной российской экономической теории, выделяют три основные модели рынка: совершенная конкуренция, монополия, олигополия. Некоторые эксперты склонны выделять еще одну модель. Речь идет о так называемой монополистической конкуренции.

Другое определение термина, что встречается в экспертной среде, подразумевает несколько иное его прочтение. В этом случае речь идет о как характеристиках элементов и субъектов тех процессов, что происходят в экономике. Таковыми могут выступать, например, количество продавцов, число покупателей, а также факторы, формирующие барьеры для входа на какой-либо из сегментов.

Рыночные структуры являют собой совокупность свойств в рамках которой функционируют предприятия. Это может быть, например, общее количество зарегистрированных в отрасли компаний, обороты отрасли, количество потенциальных клиентов или покупателей. Характеристики соответствующих структур могут влиять на равновесие на рынке в аспекте спроса и предложения. Совокупность определенного рода показателей может свидетельствовать о том, какая из четырех моделей рынка в конкретный момент функционирует - на уровне национальной экономики, региона или же, возможно, конкретного населенного пункта. Но, как правило, экономисты вычисляют некую усредненную совокупность параметров для определения свойств общегосударственной хозяйственной системы.

Монополизм

Чем характеризуется монополистический рынок и рыночные структуры соответствующих ему типов? Прежде всего это наличие у достаточно узкой группы производителей ресурса, позволяющего влиять на общую ситуацию в своем сегменте экономики (или на национальном ее уровне в целом). Ряд экспертов называют подобного рода инструмент "рыночной властью", держателями которой являются монополии - как правило, это крупные бизнесы или холдинги. В зависимости от степени вовлеченности в экономику властей, они могут быть частными или же государственными. Что касается монополистической конкуренции - одной из форм рынка, дополняющей три основные, то при ней допускается, что бизнесы, не входящие в структуры "рыночной власти", все же имеют шанс на то, чтобы влиять на цены. На практике это может прослеживаться на том уровне, где функционирует бизнес. Если это, условно говоря, небольшой продуктовый магазин, то он может влиять на цену некоторых групп товаров в своем районе или улице. Если речь идет о сетевом бизнесе, то масштабы влияния на отпускную стоимость реализуемой продукции могут быть расширены до города или даже региона. То есть конкуренция имеется, но она несет в себе монополистические признаки. Равновесие на рынке здесь практически не формируется. Хотя, безусловно, политика выстраивания цен учитывает локальный спрос. В то же время по мере роста количества предприятий в отрасли, в городе или в отдельно взятом его районе монополистическая конкуренция и рыночные структуры, ей соответствующие, могут перерасти в другую экономическую модель.

Олигополия

Рассмотрим Эта рыночная структура в достаточной мере близка к монополии. Ряд экспертов полагает, что вторая - одна из форм первой. В любом случае различия между олигополией и монополией есть. Первую формируют рыночные структуры, если говорить о них, подразумевая элементы экономических систем, которые характеризуются частой встречаемостью прецедентов, отражающих присутствие в отраслях нескольких ведущих и, как правило, крупных бизнес-структур. То есть при монополии есть, главным образом, один ведущий игрок, сосредоточивший в своих руках "рыночную власть". В олигополии их может быть несколько. При этом сотрудничество между ними вовсе не обязательно может подразумевать управление ценами. Как раз наоборот, в рамках такой рыночной структуры, как олигополия, конкуренция может быть вполне выраженной. И, как следствие, формирование отпускной стоимости товаров - вполне свободным. Яркий пример - противостояние на IT-рынке гигантов уровня Samsung, LG, SONY. Если бы какая-то из этих компаний характеризовалась монопольными признаками, то цена на соответствующие девайсы бы диктовалась ею. Но сегодня мы имеем достаточно конкурентный, как полагают эксперты, рынок электронных устройств, цена на единицы которых в последние годы если даже и растет, то, как правило, не опережая инфляцию. А то и вовсе иногда снижается.

Совершенная конкуренция

Противоположность монополии - это совершенная конкуренция. При ней ни один из субъектов хозяйственной системы не обладает так называемой "властью рынка". При этом возможности для консолидации ресурсов с целью последующего совместного контроля над ценами, как правило, ограничены.

Основные рыночные структуры, если понимать их как составные части экономических процессов, характеризуются в совершенной конкуренции признаками, значительно отличающимися от тех, что свойственны для монополии и олигополии. Далее мы рассмотрим их соотношение для каждой из моделей хозяйственных систем.

Сравнение рыночных структур

Мы изучили понятие рыночной структуры. Увидели, что трактовка этого термина двойственна. Во-первых, под "рыночной структурой" может пониматься как таковая модель рынка - монополия или, например, олигополия. Во-вторых, под этим термином может подразумеваться характеристика какого-либо субъекта, участвующего в экономических процессах. Мы привели несколько типовых вариантов, если говорить о современных экономических концепциях: количество компаний, присутствующих на рынке или в отдельном его сегменте, число покупателей, а также барьеры входа для тех и других.

Самое главное, что следует отметить - и те и другие трактовки термина могут тесно соприкасаться. Каким образом? Нам поможет понять механизм взаимодействия моделей или элементов, составляющих собой рыночные структуры, таблица, которую мы сейчас составим.

Рыночная структура как характеристика элемента экономической системы/Как хозяйственная модель

Монополия

Олигополия

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Количество предприятий в сегменте или на национальном рынке в целом

Одно ведущее

Несколько ведущих

Много с равным статусом

Несколько с равным статусом

Количество покупателей или клиентов

Как правило, много

Как правило, много

для предпринимателей

Очень значительны

Значительны

Минимальны

Преодолимы

Барьеры входа для покупателей

Минимальны

Отсутствуют

Сведены к минимуму

Не наблюдаются

Подобная визуализация позволит нам нагляднее видеть разницу между соответствующими моделями хозяйственных систем - в национальном или более локальном масштабе. При этом следует отметить: если речь идет об экономике города или региона, она может характеризоваться признаками, делающими ее несхожей с таковой для других населенных пунктов. И в этом случае будет достаточно сложно однозначно определить, какая модель ближе, в свою очередь, национальной экономике.

Рыночная система экономики - это одна из экономических систем, которая функционирует в соответствии с принципами предпринимательства. При чем предпринимательство должно осуществляться в свободной форме на демократических началах.

Рыночная экономика

Существуют разные современные системы рыночной экономики и несколько определений рыночной экономики. Наиболее распространенные из них гласят о том, что рыночная экономика, это так же:

1) Экономика, основанная на добровольных договорных принципах между субъектами хозяйствования, которая действует в пределах правового поля и регламентируется государственной политикой.

2) Система социально - экономических отношений, фундаментом развития которой является частная собственность и финансово - товарный оборот.

3) Система рыночной саморегуляции, в пределах которой государственная политика строго регламентирует особенности жизнедеятельности субъектов рыночных отношений, что выражается в системе налогообложений, социальных выплат и т. д. в данном виде экономики алгоритм распределения финансовых потоков избирается самими субъектами рыночных отношений, то есть юридическими лицами (фирмами, акционерными обществами, холдингами, отдельными юридическими лицами).

Если рассматривать данный термин с точки зрения историзма, то в истории правовых отношений в сфере бизнеса под понятием рыночной экономики подразумевалась экономическая система, созданная для регулирования и управления рядом стихийных рыночных явлений, а так же юридической правовой сфере.

Принято, что понятие рынка рассматривается как механизм, основанный на добровольной договоренности субъектов хозяйствования, способный удовлетворять их коммерческие интересы. Такого определения придерживается ряд ведущих экономистов.

Необходимо иметь в виду, что сам мо себе рынок предполагает тесные взаимосвязи между предлагаемой продукцией и потребительскими запросами и является конкурентной категорией. Система рыночных отношений сложилась исторически, развитие её этапов исторически обусловлено и подчиняется логическим принципам и определяет роль экономики в рыночной системе.

Чем характеризуется рыночная экономика?

Экономическая система, функционирование которой наблюдается на современном этапе развития общества, характерна рядом таких принципов:

  • Принцип предпринимательства. Каждый субъект хозяйствования имеет право на занятие предпринимательской деятельностью, которая отвечает его коммерческим интересам.
  • Множеством вариаций владения средствами производства.
  • Особенная политика ценообразования.
  • Осуществляется на договорной основе субъектов хозяйствования.
  • Вмешательство государства в аспекты ведения субъектами хозяйствования рыночной политики минимально.
  • Механизм получения дивидендов от инвестирования в различные сферы производства.

Черты рыночной экономики

  • Конкуренция субъектов рынка.
  • Наявность широкого спектра форм собственности.
  • Право свободно распоряжаться собственными доходами.
  • Свободный выбор круга субъектов, с которыми предприниматель намерен работать.
  • Ориентация на потребительский спрос.
  • Свободное распоряжение результатами собственного труда.

Рыночной экономической системе присущи такие свойства:

1) Сама определяет ценовые границы, без вмешательства государства.

2) Вмешательство руководящих государственных структур в систему рыночной экономики сведено к минимуму.

3) Принцип равенства субъектов хозяйствования.

Положительные и отрицательные черты рыночной экономической системы и система управления рыночной экономикой

Система регулирования рыночной экономики, которая действует на современном этапе, имеет множество как положительных, так и отрицательных моментов. Положительные подразумевают получение прибыли, процентных отчислений, удовлетворение потребностей покупателей товаров. Но вместе с тем, существует целый ряд несовершенных моментов, которые, как правило, выражаются в пробелах в законодательстве и способах обхода законодательных принципов.

Так же в числе преимуществ рыночной системы можно назвать принцип демократизма, который предполагает свободу мышления и действий частных предпринимателей, только, если обратное не прописано в законодательстве и не запрещается им. Речь идет о свободном выборе круга поставщиков, сроков функционирования производства, комплектование штата сотрудников, выбор товаров, которые нужно производить. Так же следует отметить, что при рыночной экономике все же эффективным образом проходит распределение ресурсных потоков.

Система современного рынка достаточно гибкая и легко адаптируется к переменам. Правда, местами, в отдельных сегментах этот принцип гибкости действует весьма относительно.

Недостатки рыночной экономической системы

1) Неспособность рынка справляться с монополистическими тенденциями. Хоть государством и проводится антимонопольная политика в целях регулирования взаимоотношений между участниками рынка, но все же определенные монополистические группы возникают. Они подавляют деятельность различных единиц малого и среднего бизнеса. Это объясняется способностью монополий выгодно для себя использовать пробелы или недоработки в законодательстве, обходя положения налогового и гражданского кодексов. Напрямую факта нарушения закона с их стороны нет, но сама схема деятельности построена на принципах обхода нормативно - правовых норм с целью получения сверхприбыли;

2) Незаинтересованность рынка производить товары для малоимущих слоев населения, так как эта группа товаров не приносит существенных доходов. Такие товары на сегодняшний день поставляются на рынок в очень ограниченных количествах, либо их производство вообще остановлено. Общественные товары предназначены для пользования любыми представителями социума, но при этом за них платить вовсе не обязательно. При том пользование этими товарами ограничивать нельзя. Производители не готовы безвозмездно финансировать из собственных фондов удовлетворение общественных интересов;

3) Механизм, на котором функционирует внутренний рынок страны, не имеет достаточно потенциала для преодоления внешних барьеров. Такими барьерами часто являются так называемые экстерн линии, которые предусматривают затягивание в сферу производства не только её непосредственных субъектов, а и других представителей. Последствия этого часто отрицательно влияют на производительность. При том данная проблема с каждым месяцем только усугубляется. Для её решения необходимо задействование государственного аппарата (государство в системе рыночной экономики), а это многим производителям - монополистам не выгодно. Но соглашение между монополистами касательно решения подобных проблем может быть достигнуто только в том случае, если предполагаемый ущерб для них не значителен. В противном же случае такие моменты тянут за собой не малые финансовые затраты, не желательные для субъектов рынка. Так же для успешного процветания их предприятий не представляет никакого интереса жесткое вмешательство государства с введением строгих правил и нормативов. По этому вопрос с экстерналиями остается открытым и усугубляется;

4) Рыночная система не обеспечивает гарантии социальных страховок и не может самостоятельно урегулировать неравномерное распределение финансовых потоков, что ведет к усилению дифференциации в обществе и образованию глубокого социального и финансового разрыва между группами населения. При этом надо сказать, что в России такая дифференциация за показателями является едва ли не доминирующей во всем мире. Рынок не способен отвечать на запросы физических лиц о постоянной социальной занятости. То есть, идет процесс массового сокращения рабочих мест, и понижается уровень финансовой обеспеченности граждан.

Соответственно статистическим данным Организации Объединенных Наций, после 2000 года разрыв в финансовом плане между обеспеченными и малоимущими слоями населения составлял более 74%, а в 2010 году - более 83%. С каждым годом такая дифференциация углубляется. Фондовый коэффициент России в начале 2009 года представлял собой 15,8 %. В 2005 году разрыв между бедными и богатыми выражался в цифрах 14,9 %, а в 2007 - 15,4%;

5) С каждым годом в стране становится все меньше рабочих мест, при том что уровень населения не уменьшается. Безработица прогрессирует практически во всех слоях общества. Вообще безработица как социальный феномен возникла в Англии. Это одна из стран, которая первой стала подниматься и развиваться в экономическом отношении. Перенаселение страны связано с кризисами в структуре функционирования экономики. Такие сбои стают катализаторами усугубления уровня социальной защищенности и обеспеченности;

6) Для того, чтобы все участники рыночных отношений могли обеспечивать качественное и полноценное функционирование своих фирм и подразделений, они должны обладать всем спектром информации о рыночной системе и всеми средствами, необходимыми для успешного процветания. Как раз этого не предполагает монополизация рынка. В итоге получается следующая ситуация: большая часть необходимых ресурсов (финансовых, промышленных, информационных) сосредоточена в управлении определенной группы предпринимателей - монополистов. Остальные же процентов семьдесят производителей вынуждены довольствоваться тем, что могут себе позволить. Опять-таки в этой ситуации необходимо оперативное вмешательство государства, которое потянет за собой введение жестких рыночных законов для урегулирования баланса системы;

7) Часто бывает так, что только что открывшиеся фирмы вынуждены массово сокращать масштабы производства, или и того хуже - полностью сворачивать свою деятельность. Это вызвано рядом причин, приведенных выше. Не равносильный баланс средств производства заставляет порой уходить с рынка даже опытных предпринимателей. Что уж говорить о том, чтобы открыть свой собственный бизнес не больших масштабов. Некоторые личности, которые стремятся к финансовому успеху, имеют удовлетворительный багаж знаний и предварительное представление про методы ведения бизнеса, так и оставляют свои идеи без реализации ввиду нехватки средств.

Теория свободного рынка

Еще во второй половине прошлого века этой теории дали жизнь ученые университета в Чикаго. Среди них фигурирует и имя лауреата нобелевской премии М. Фридмана. Суть теории заключается в том, что именно свободные рынки являются практически неистощимым ресурсом средств производства. Конечно же, в этой системе учтены и все факторы экономического риска. Исходя из этого, в странах с развитой экономикой происходили массово реформы либерализации рынков. Но необходимо учитывать различие либерализации и принципов демократизации рынков стран развитой Европы и Америки с нашей отечественной рыночной системой.

Проблемы рыночной системы в российском сегменте

  • Наявность пробелов в законодательстве и недостаточный уровень вмешательства государства в систему рыночных отношений.
  • Застой в инфраструктуре.
  • Минимальный контроль за протеканием финансовых процессов и распределением финансов.
  • Большое количество монополистов на отечественном рынке.
  • Проблема издержек транспорта и производства.
  • Система государственного регулирования рыночной экономикой очень слабо развита и функционирование её подразделений часто работают условно.

Проблемы, которые имеются в современной системе рыночной экономике, далеко не ограничиваются данным списком; он лишь дает общее представление о наиболее глобальных из них. Часто проблемы возникают в узко профильных подразделениях и определяются самой спецификой того или иного сегмента.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Многие государства мира успешно развиваются в условиях рыночной экономики, которая представляет собой максимально продуктивную систему распределения ресурсов. В современном виде она часто сочетается с государственным регулированием, благодаря чему нивелируются ее основные недостатки. При таком варианте обеспечивается социальная защита населения от негативных последствий торговых отношений.

Что такое рыночная экономика в понимании специалистов?

Основной смысл системы заключается в возможности свободного предпринимательства, когда государственные структуры имеют ограниченное вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов. Торговые взаимоотношения базируются на решениях самих потребителей и поставщиков.

Чтобы разобраться более детально в том, что такое рыночная экономика, необходимо вернуться к основному определению. Его вывели ранее два специалиста. Итак, рыночная экономика - это своеобразная система, позволяющая эффективно распределять ресурсы между поставщиками и потребителями естественным образом.

Какие признаки характерны для рыночной системы?

Существует два полярных способа координации человеческой деятельности в хозяйственной жизни. Иерархический путь развития предполагает наличие административно-командной системы хозяйства. Именно такой вариант устройства имеют предприятия. Однако есть и другой механизм, при котором рыночное регулирование экономики осуществляется за счет ценовых сигналов.

Для такой системы характерен ряд признаков.

  1. Экономическая свобода. В такой ситуации производитель может выбирать способ ведения своей деятельности, а потребитель - необходимый товар.
  2. Многообразие видов и форм частной собственности. Это позволяет хозяйственным субъектам автономно функционировать внутри государства.
  3. Ценообразование, основанное на принципе спроса и предложения. Именно так реализуется саморегулирующая функция.
  4. Наличие конкуренции. Здоровое соперничество возникает только при условии, что предпринимательство является свободным.
  5. Ограниченное влияние государственных структур. Органы власти выступают в качестве гаранта экономической ответственности субъектов торговых отношений.

Ядром такой системы является не высший государственный орган, а рыночный механизм, элементы которого успешно взаимодействуют между собой. Есть множество свидетельств, что на нынешний день это наиболее эффективный способ координации хозяйственных процессов.

В чем заключаются основные преимущества?

Узнав, что такое рыночная экономика, возникает другой вопрос. Какие преимущества свойственны данной системе торговых отношений? Ниже представлены основные из них, которые имеют принципиальное значение.

  • При рыночной экономике отсутствуют понятия очередей и дефицита товаров. Предложение при такой системе определяется именно спросом, поэтому вся изготавливаемая продукция практически всегда востребована.
  • Производственные ресурсы используются максимально эффективно, так как предприятиям приходится заботиться о минимизации финансовых вложений. Средства направляются туда, где они смогут дать наиболее высокую отдачу.
  • Полная экономическая независимость позволяет без каких-либо ограничений выбирать категории потребителей и поставщиков, а также устанавливать определенную ценовую политику.
  • При рыночной системе очень редко появляются некачественные товары и услуги, что связано, прежде всего, с наличием высокой конкуренции. Они просто не смогут выдержать ее.
  • Стремление к получению высоких результатов в области научно-технического прогресса, ведь возможность увеличения прибыли заставляет предпринимателей заниматься вопросами, связанными с инновациями.

Какие проблемы существуют?

В целом система достаточно эффективна. Однако государственная рыночная экономика не является совершенной. Ей свойственны определенные недостатки. В чем же могут они проявляться?

  • Рынок подвержен монополистическим тенденциям. В таких условиях неизбежно появляются крупные формирования, которые сдерживают конкуренцию. При бесконтрольности создаются различные привилегии для определенного круга участников.
  • Отсутствие социальных гарантий также является минусом системы. Рынок по своему устройству игнорирует этические критерии. Каждый человек должен своими силами заботиться о своей позиции в обществе, а это в любом случае приводит к социальному расслоению.
  • Невозможно устранить внешние эффекты. Хозяйственная деятельность при рыночных отношениях касается интересов не только участников, но и иных лиц. Эта проблема становится наиболее актуальной при увеличении общественного богатства.
  • Появление неполных и асимметричных сведений. Ценная информация стоит больших денег. Экономические агенты владеют ею в разной степени, именно поэтому создаются наиболее выгодные условия для некоторых участников рынка.
  • Отсутствие или нехватка общественных благ. Их особенность заключается в том, что пользоваться ими может каждый, но платить за них денежные средства вовсе не обязан. Ограничить их использование невозможно.

Что за стратегии выбираются при переходе?

Известно, что рыночной экономикой является такая система, которая предоставляет возможность распределять ресурсы без полного контроля со стороны государства. Однако необходимо понять, какими способами можно перейти к ней. Существуют две основных концепции такого перехода.

  1. Градуализм подразумевает постепенное осуществление реформ. Административно-командные элементы медленно заменяются рыночными отношениями. На начальной стадии требуется контроль над банковскими учреждениями, лицензированием менеджмента и внешними связями.
  2. Шоковая терапия предполагает свободный подход к переходу на новую систему, ведь рынок имеет склонность к самоорганизации. В этом случае государство занимается в основном сдерживанием инфляции и поддержанием стабильности финансовой системы.

Чаще всего страны, решившие перейти на рыночную систему, делают выбор в пользу второго варианта. Это обусловлено объективными факторами. Не всегда имеются подходящие условия для реализации градуализма.

Ознакомление с основными моделями

Необходимо отметить, что направленность развития социальной рыночной экономики зависит от многих факторов. В любом случае важную роль будут играть сложившиеся исторические условия, географическое положение, количество природных ресурсов, традиции населения и многие другие обстоятельства.

В каждой стране может быть свой подход к экономическому развитию. Можно выделить несколько показательных моделей, используемых в условиях современного мира. Они представлены в таблице.

Особенности

Американская

Отличается минимальным количеством государственной собственности, ярко выраженным поощрением предпринимательства.

Японская

В приоритете остаются национальные интересы, поэтому государственное воздействие очень ощутимо. Ведется борьба с социальным неравенством.

Немецкая

Отличается существенным удельным весом государственной собственности. Главная роль отводится именно банковским учреждениям.

Шведская

Ориентиром является социальная среда. Высокий уровень налогообложения позволяет государственным структурам сосредоточить финансовые средства.

Существующие проблемы в российском сегменте

Нельзя переоценить роль рыночной экономики для Российской Федерации, но она имеет определенные сложности:

  • наличие пробелов в действующем законодательстве;
  • застойные явления в инфраструктуре;
  • значительное количество монополий на рынке;
  • производственные и транспортные издержки;
  • недостаточный контроль над финансовыми операциями.

Причины перехода России к рыночной системе

Существует несколько причин, из-за которых Российская Федерация перешла к новой для себя системе:

  • полный контроль государственного регулирования;
  • существование административно-командного подхода продолжительное время;
  • значительный перекос отраслевой структуры;
  • отсутствие конкурентной способности продукции.

Заключительная часть

Если говорить простым языком о том, что такое рыночная экономика, то необходимо добавить следующее. Система таких отношений между субъектами страны является гарантом свободы потребителя, так как он может выбирать из огромного ассортимента продукции и услуг подходящий вариант именно ему. Независимость предпринимательства заключается в возможности самостоятельной организации производственного процесса.


Рыночная экономика – это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.
В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.
Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т. п.
Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производительности.
Рыночная экономика сформировалась в XVIII в. и является наиболее гибкой экономической системой, которая под влиянием внутренних и внешних факторов имеет свойство трансформироваться и видоизменяться. В своем историческом развитии она проходит следующие этапы: классический капитализм и постиндустриальная хозяйственная система, наиболее типичной формой которой является смешанная экономика. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Классический капитализм
Этот вид рыночной экономики существовал в ныне развитых странах с XVII в. до первых десятилетий XX в. Именно он исследован К. Марксом. Классический капитализм характеризуется следующими признаками:
наличие частной собственности на экономические ресурсы;
свободная конкуренция, обеспечивающая беспрепятственный вход на рынок и перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;
наличие множества независимых производителей, которые сами решают, что, для кого и как производить;
наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельное решение о том, какую продукцию и у каких товаропроизводителей покупать;
личная свобода всех участников рынка, которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;
стихийный характер установления цен под влиянием спроса и предложения;
эквивалентный обмен по стоимости;
ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющая их экономить ресурсы, бережливо относиться к живому и овеществленному труду.
Классический капитализм развивался стихийно и не предусматривал государственного регулирования экономики. Он исповедовал принцип А. Смита «laisserfaire» («предоставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику.
Однако в начале XX в. его хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям. Поэтому в большинстве развитых стран он постепенно трансформировался в постиндустриальную, или новую, экономику (как теперь ее называют).
Новая (постиндустриальная) экономика – экономика смешанного социально ориентированного типа.
Что же такое постиндустриальная хозяйственная система, или новая экономика? Если рассматривать процесс развития общества линейно, поступательно, непременно от худшего к лучшему, от несовершенного к совершенному, от низшего к высшему, то постиндустриальная хозяйственная система (новая экономика) представляет собой на сегодня высшую ступень экономического развития человечества. Постиндустриальное общество – это общество, которое приходит на смену «классическому капитализму». В системе исторических координат с тремя ступенями развития производства оно занимает самое высокое место.
Выдающийся вклад в определение важнейших характеристик западного общества последней четверти ХХ в. принадлежит Д. Беллу. Он полагал, что история развития цивилизации складывается из трех больших этапов (доиндустриального, индустриального и постиндустриального; аграрного, индустриального и информационного; «первой», «второй» и «третьей» волн). Они разделены между собой переходами, содержание которых может быть квалифицированно как социальные революции. Понятие «постиндустриальное» противопоставляется понятиям «доиндустриальное» и «индустриальное».
Доиндустриальный сектор является в основном добывающим, он базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до природного газа или нефти. Индустриальный сектор имеет прежде всего производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальный является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникаций и компьютеров.
Переход к «новой экономике» обусловлен начавшейся в середине ХХ в. научно-технической революцией, которая качественно преобразовала производительные силы, кардинально изменив материально-техническую базу производства, привнеся в нее автоматизацию, огромный информационный ресурс, который образовал самостоятельную отрасль знаний – теорию информационной экономики, а также компьютерную технику с мировой системой Интернет, ставшей классическим примером так называемых всеобщих производительных сил, создаваемых и используемых только коллективно. Возник новый сектор производства – информация. Преобразования, происходящие в производительных силах, потянули за собой длинную цепь модификаций, которые и сделали постиндустриальное общество новой экономикой. Рассмотрим их.
1. Изменившиеся производительные силы модифицировали производственные отношения, т. е. отношения собственности. На смену собственнику-капиталисту, который доминировал в индустриальную эпоху, пришел собственник-менеджер и собственник – специалист компьютерных сетей.
2. Возник новый вид конкуренции: конкуренция сетей, и новый фактор производства – «время», ибо скорость получения информации определяет итог конкуренции производителей и выявляет ее лидера.
3. Развитие сети Интернет привело к поиску новых условий рациональности. Классическая, неоклассическая и постклассическая школы увязывали рациональность с эгоизмом «экономического человека».
С появлением сети Интернет вырабатываются новые критерии рациональности. Они обусловлены работой главного субъекта Интернета, названного В. В. Тарасенко «человеком кликающим», пальцы которого «кликают» на то, что ему хочется, что удобно, практично, рационально и утилитарно (Тарасенко В. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. N 5).
Возникает новая экономическая рациональность, новая структура утилитарности. Кнопка приобретает рыночную стоимость, так как «кликающий человек», владеющий кнопкой, получает доступ к чужой информации и чужой собственности. Он не отказывается от соблазна ею завладеть. А значит, принимает участие в ее возможном переделе.
За счет деятельности «кликающего человека» система отношений собственности приобретает новые существенные стороны, которые становятся объектом изучения экономической теории. Не исключено, что «кликающий человек» как объект экономического анализа придет на смену «экономическому человеку» А. Смита и станет элементом новой парадигмы, рожденной реалиями постиндустриального общества.
4. Обострилось негативное свойство наследия индустриальной экономики – ее природоразрушительный характер. Экологическая борьба «зеленых» стала влиятельным политическим течением, а сама экология – еще одним фактором производства. Это значит, что к системообразующим факторам (труд, земля, капитал), которые изучались политэкономией, постиндустриальное общество добавило еще три: экологию, информацию, время, ставшие объектом исследования экономической теории. Производительные силы и производственные отношения, претерпев существенные изменения, насытили «новую экономику» рядом отличительных признаков.
Отличительные признаки постиндустриальной (новой) экономики
1. Произошло радикальное изменение роли и места в производстве человеческого фактора. Автоматизация производства резко сократила объем физического труда и вывела человека из непосредственного производства, поставив его рядом с производством контролером и регулировщиком. Всеобщая компьютеризация привела к победе сложного умственного труда. Интеллектуальный труд восстановил доминирование работника над средствами производства: если на доиндустриальной стадии работник подчинял себе средства производства, ибо это была эпоха ручного труда, в индустриальном производстве средства производства технологически подчиняли себе работника (он становился придатком машины), то в постиндустриальном производстве, когда высокие технологии вновь индивидуализируются, работник вновь подчиняет себе средства производства.
2. Все это отразилось на роли собственности на средства производства: в постиндустриальном обществе ее экономическая значимость стала ниже, чем в индустриальном. Индивидуальный частный собственник теряет свое значение. Преобладают ассоциированные формы собственности (кооперативные, коллективные, акционерные, партнерские, корпоративные, смешанные).
3. Изменилась общественная организация производства в соответствии с его научно-техническим характером: массовый интеллектуальный труд потребовал приоритета личности работника, поэтому обезличенное экономическое принуждение эпохи «классического» капитализма вытесняется, так как становится экономически невыгодным.
4. В структуре экономики стала преобладать сфера услуг, информации и интеллектуального труда. Развитие сферы услуг и сферы информации при снижении роли традиционных отраслей привело к «деиндустриализации» (снижению доли промышленности относительно других сфер экономики). Теперь в сфере непосредственного материального производства занято только 10–15 % трудоспособного населения, тогда как 80–85 % – интеллектуальным трудом и сервисным обслуживанием.
5. Существенно изменились акценты в цепочке «производство-потребление». Приоритетный статус отводится ныне сфере потребления. Считается, что только потребление наделяет производство целевой функцией, предотвращая опасность возникновения «производства ради производства» и обеспечивая свободу потребительского выбора.
6. Существенно возросла роль институтов, в частности государства, которое призвано стать гарантом экономических, социальных и политических прав личности. Через политику социальных трансфертов государство корректирует распределение доходов, определяемое рынком.
7. Постиндустриальная (новая экономика) предполагает создание открытых национальных хозяйств с включением их в мировой процесс глобализации. Из этого следует, что предметом анализа экономической теории становится изучение таких проблем, как:
закономерности развития открытого национального хозяйства;
особенности рыночной трансформации экономики России с использованием иностранного опыта и собственной самобытности;
необходимость вхождения в мировой процесс глобализации с соблюдением своих национальных интересов.
Понятно, что перечисленные признаки являются лишь обобщенной моделью «новой экономики», которая в разных странах реализуется далеко не одинаково. Следует признать, что сегодня постиндустриальное общество не является «зрелым», оно лишь формируется, постепенно обретая определенную модель. Поэтому сегодня дать такому обществу однозначную социально-экономическую характеристику крайне затруднительно. Спор разгорается по поводу того, считать ли его по-прежнему капиталистическим, либо с доминантой социалистических признаков в лице государственного регулирования и социальной защиты, либо какой-то иной экономической моделью. В результате дискуссий в экономический лексикон вошли три понятия: «централизованно планируемая экономика» (социализм), «экономика частного предпринимательства» (капитализм) и «смешанная экономика».
8. Дискутируя о социально-экономической сущности постиндустриальной хозяйственной системы, экономисты склоняются к ее смешанной сущности. Рассмотрим ее.
Социально ориентированная смешанная экономика
Социально ориентированная смешанная экономика содержит в себе два начала: «социальность» и «смешанность». Они сформировались и тем более объединились в единую систему не сразу и в некотором роде представляют собой конгломерат достижений как социалистической, так и капиталистической системы хозяйства. Рассмотрим каждую из них отдельно. Обратимся сначала к понятию «социальная экономика».
Методологические основы теории «социального рыночного хозяйства» были заложены еще в 30-40-е гг. ушедшего столетия авторами «теории порядка». Ими являются: В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюс-тов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. Наиболее интересны взгляды профессора Фрейбургского университета, основоположника Фрейбург-ской школы Вальтера Ойкена (1891–1950). Он ввел в научный оборот понятие «хозяйственный порядок» и определил два его идеальных типа: «централизованно управляемое хозяйство» и «рыночное» (меновое). По мнению Ойкена, рыночное (меновое) хозяйство предпочтительнее централизованного, так как последнее не может выяснить потребности членов общества. Поэтому государственное вмешательство в экономику не должно быть чрезмерным. Однако экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства. Во-первых, государство должно ограничивать деятельность монополий, поддерживая высокий уровень свободной конкуренции. Во-вторых, сохраняя частную собственность неприкосновенной, государство должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных социальных групп, осуществляя через бюджетное финансирование перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих. В-третьих, государство обязано проводить правильную денежную политику. Соблюдая эти условия, государство обеспечивает в стране «хозяйственный порядок».
«Теория порядка» явилась предтечей концепции «социального рыночного хозяйства», одним из основных авторов которой стал Людвиг Эрхард (1897–1977). Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Эту концепцию Эрхард использовал для послевоенного экономического обновления Германии, когда в стране старый тоталитарный режим – «централизованно управляемое хозяйство» – рухнул, а «меновое (рыночное) хозяйство» уже успело породить анархию и «черный рынок». В стране царила гиперинфляция, деньги перестали выполнять свои функции, а самой надежной «валютой» считались сигареты (в основном американские). Порядок был настолько необходим, что без него было немыслимо возрождение страны. Поэтому разработанная в 30-40-е гг. «теория порядка» послужила методологической основой создания социального рыночного хозяйства ФРГ.
Обратимся теперь к концепции «смешанности».
В определении понятия «смешанная экономика» у экономистов нет единства. Точки зрения не совпадают по вопросу о том, что в этой экономике смешивается. Так, Клаус Эклунд в известной книге «Эффективная экономика. Шведская модель» (М.: Экономика, 1991. С. 85) пишет, что смешанная экономика – это та, которая «обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства». Здесь налицо указание на два начала: «план» и «рынок». С. Фишер, Р. Дорбуш, Р. Шмалензи замечают: «Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами… Спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике» (Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 1993. С. 14). Такое определение наиболее типично. В нем противопоставляются два элемента – «рынок» и «государство». Оппонентом такой точки зрения выступает О. Ю. Мамедов. По его мнению, «рынок» и «государство» являются логически непротивопоставимыми элементами: «рынку» можно противопоставить только «нерынок», т. е. «рыночной» организации производства – «нерыночную», а «государственному» (общественному) – «негосударственное» (частное). Смешанная экономика пребывает между «чисто рыночной» и «чисто нерыночной» (Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов-на-Дону: Феникс; М.: КноРус, 2001. С. 7).
Было бы несправедливым считать бесспорным какое-либо одно из приведенных выше определений смешанной экономики и умалять другие. Каждое из них оттеняет одну из ее многих сторон и именно на ней акцентирует внимание. Полная картина вырисовывается при рассмотрении всей совокупности ее аспектов: в исследовании «рыночного» и «нерыночного» секторов экономики, в выяснении соотношения между «невидимой рукой рынка» и «регулирующей рукой государства», в изучении возможности использования «плана» и «рынка».
Модели смешанной экономики
Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.
Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.
Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.
Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:
система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;
обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;
главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.
Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.
Британская модель. Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:
в обеспечении частного сектора правительственными заказами;
в развитии ВПК;
в финансировании НИОКР;
в финансировании социальной сферы и т. д.
Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.
Французская модель. Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.
Итальянская модель. Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:
обширным государственным сектором;
высокоразвитым крупным частным бизнесом;
укладами, оставшимися от раннего капитализма;
большим удельным весом малого бизнеса;
развивающимся кооперативным сектором.
Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.
Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.
Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).
Японская модель. Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.
Германская модель. Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхар-да. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.
Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.
Китайская модель. Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.
С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.
К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.
В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.
Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.
Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.
Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.