Переход России к рыночной экономике. Этапы «перестройки

Введение

Целью данной контрольной работы является приобретение и развитие аналитических навыков и умения работать с научной литературой, а также получение практических навыков для последующего их применения на практике.

Контрольная работа состоит из двух частей – теоретической, в которой представлены ответы на три вопроса в соответствии с заданным вариантом, а также практической, в которой необходимо решить ряд практических задач.

В теоретической части работы будут рассмотрены следующие вопросы:

· Переход к рынку в России.

· Функции товарной биржи и основные направления биржевой политики в России.

· Источники и виды земельной ренты.

Вопросы, представленные в теоретической части, являются актуальными для исследования, поскольку в них затронуты весьма проблематичные области и фундаментальные основы экономики.

Первый вопрос – «Переход к рынку в России» - затрагивает самое важное явление в экономической жизни современной России. Переход экономики нашей страны на рыночные отношения являлся сложным периодом, однако, исследование этого вопроса позволяет вынести из него ценные сведения, которые можно применить для решения ряда проблем современности.

Во втором вопросе будет рассмотрена один из основных экономических инструментов – товарные биржи и биржевая политика. Биржи оказывают колоссальное влияние не только на экономику отдельно взятых стран, но и на мировую экономику в целом. Поэтому данный вопрос также является актуальным для рассмотрения.

В третьем вопросе поставлена тема, максимально приближенная к практической ситуации – «источники и виды земельной ренты». Этот вопрос также является необходимым для рассмотрения, поскольку земля в настоящий момент представляет собой одну из пяти основ капитала, то есть является ключевой экономической категорией, значит, этот вопрос следует рассмотреть.

В практической части требуется решить несколько задач на взаимосвязь дохода и бюджетных ограничений, рассчитать издержки и проанализировать их структуру, а также ВНП и ВВП. Выполнение данных практических задач также является актуальным, поскольку подобные расчеты часто встречаются в реальной жизни.

При выполнении данной контрольной работы были использованы различные информационные источники отечественных и зарубежных ученых-экономистов, методические пособия, периодически издания, а также сеть Интернет.


Переход к рынку в России

К 1992 г. необходимость перехода к рыночной экономике стала очевидной. Повседневными явлениями стали дефицит (нехватка) товаров, пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди.

Руководство России во главе с Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию – достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров.

Идеологом и основным проводником стал Е. Т. Гайдар. В «команду» Гайдара входили так называемые «молодые реформаторы» – А. Шохин, А. Чубайс, а также Г. Бурбулис, один из лидеров партии «Демократическая Россия».

Новый экономический курс получил название «шоковая терапия». Ее суть состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ в Польше. С января 1992 г. цены освобождались от государственного регулирования (либерализация цен), уменьшалась расходная часть бюджета, отменялось государственное дотирование (финансирование) убыточных отраслей и регионов, предприятия переводились на полное самообеспечение.

В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика освобождения внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров и свободной конвертации (обмена рубля на валюту других стран). Последствия проведенных мер оказались очень противоречивыми.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило власти весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты занятым в государственном секторе экономики. При дефиците товаров и кризисном состоянии экономики в целом начался безудержный рост инфляции (гиперинфляция).

Другим направлением экономической реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную). Руководителем программы приватизации стал председатель комитета по управлению имуществом А. Б. Чубайс. Приватизация проводилась в два этапа. На первом – 1992–1993 гг. – объявлялось о безвозмездной передаче всем гражданам России части государственной собственности путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Однако на деле в условиях обнищания и экономической безграмотности населения ваучеризация привела к распродаже за бесценок предприятий и целых отраслей.

Приватизация привела по существу к деиндустриализации России. В наибольшей мере спад производства затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности. Спад производства и технологическое отставание приняли опасные формы. Также произошел глубокий социальный раскол общества. Лишь 5 % населения получили собственность и экономическую власть.

Заслугой нового правительства во главе с В. С. Черномырдиным стало постепенное подавление гиперинфляции. Однако достигнуто это было в значительной мере за счет постоянных задержек выплаты заработной платы трудящимся и военнослужащим.

За период с начала реформирования, с 90-х гг. прошлого века, наша экономическая система фактически обрела рыночную атрибутику и в этом смысле уже не является переходной. Подавляющая часть валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе экономики. Россия получила официальный статус страны с рыночной экономикой.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

ЧЕЛОВЕК, СВОБОДА, РЫНОК
О программе, разработанной группой под руководством академика С. С. Шаталина
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК
1. Социально-экономическая ситуация
Кризис системы
Экономическая политика 1985-1990 годов
Варианты выбора
2. Цели реформы и принципы новой экономической системы
3. Экономический Союз суверенных республик
4. Логика и этапы перехода на рыночную экономику
Общая концепция
Первые 100 дней - программа чрезвычайных мер
100-й -250-й дни: либерализация цен и жесткие финансовые ограничения
250-й -400-й дни: стабилизация рынка
400-й -500-й дни: начало подъема
5. Механизмы поддержания стабильности производства в переходный период
Первоочередные меры
Государственный заказ и цены
Государственная контрактная система
Потребительский рынок
Стабилизационные фонды
Ускоренное формирование рыночной инфраструктуры
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА
1. Разгосударствление и развитие конкуренции
Поддержка предпринимательства
Разгосударствление
Финансовая сторона разгосударствления
Преодоление монополизма
2. Финансово-кредитная политика
Банковская система
Денежно-кредитная политика
Государственный бюджет
Налоговая система
Государственный долг
Финансовый рынок
3. Политика ценообразования
4. Уровень жизни, социальные гарантии, оплата труда
5. Рынок труда
6. Предприятие в условиях рынка
7. Открытие экономики и внешнеэкономическая политика
Исходные принципы
Валютный курс и валютный рынок. Конвертируемость рубля
Привлечение иностранного капитала. Внешний долг
Внешнеэкономический режим
8. Теневая экономика
РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КОНВЕРСИЯ
1. Структурный маневр в инвестиционной сфере
2. Конверсия
Формы конверсии оборонных предприятий
Основные предпосылки реализации научно-технического потенциала оборонного комплекса
Организационное и правовое обеспечение конверсии
3. Строительный комплекс в условиях перехода к рыночным отношениям
4. Развитие производственной инфраструктуры
5. Земельная реформа и аграрная политика
Формирование рыночных отношений в АПК
Механизм дотирования сельскохозяйственной продукции и его объемы
Принципы формирования и объемы общесоюзного и республиканских фондов сельхозпродукции
Система мер по стабилизации продовольственного рынка
Земельная реформа
Новый механизм реализации программы социально-экономической помощи селу
6. Жилищная реформа
7. Нерыночный сектор
РАЗДЕЛ IV. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
РАЗДЕЛ V. ПРИЛОЖЕНИЯ
Об информации, не полученной Рабочей группой из министерств и ведомств
Потребительский рынок
Вариант расчета минимального потребительского бюджета
Оценка возможных масштабов приватизации
Оценка возможных объемов приватизации в торговле
Принципы сбалансирования союзного бюджета в IV квартале 1990 г.
Прогнозные расчеты

Глава 1: Переход России к рыночной экономической системе. 4

1.1 Административно-командная экономическая система России. 4

1.2 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям.. 6

1.3 Программа экономических реформ.. 7

1.4 Понятие переходной экономики. 11

1.5 Закономерности перехода к рыночной экономике. 15

Глава 2: Анализ экономической ситуации в России после перехода. 19

2.1 Макроэкономическая неустойчивость России в период перехода к рыночной экономике. 19

2.2 Возобновление экономического роста в России. 24

Библиографический список. 31

Приложение. 32

Введение

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека.

Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.

Именно по этому целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рынку и его последствия.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:

Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;

Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе;

Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;

Проанализировать закономерности перехода к рынку;

Рассмотреть последствия перехода;

Проанализировать состояние экономики России после перехода.

Глава 1. Переход России к рыночной экономической системе

1.1 Административно-командная экономическая система России

Эта система господствовала ранее в СССР. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В России с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как "общественные" целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда .

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

1.2 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям

В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием "Согласие на шанс". Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др .

В соответствии с этой программой в экономической сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.:

легализация основных Экономических прав, начиная с утверждения прав собственности;

приватизация большей части государственных предприятий;

демонополизация в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий;

бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т.п.;

либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке;

нормализация внешней торговли, включая конвертируемость валюты.

За период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии:

свободные выборы республиканских и местных органов власти,

отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть,

принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий,

свободу вероисповедания и выезда из страны.

Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления. Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено:

завершение работы над новым Союзным Договором между суверенными республиками;

в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза;

за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти;

признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку .

Этот план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции СССР. После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

1.3 Программа экономических реформ

Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.

Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу 1997г. К этому времени экономика должна достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности будет приближена к структуре, существующей в странах Западной Европы. К этому моменту намечается осуществить интеграцию страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между Советским Союзом, другими странами с рыночной экономикой станет регулироваться сообразно общепринятым международным правилам. В итоге уровень жизни советских граждан будет приближаться к уровню жизни жителей промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса.

Первый этап (1985 -1987). В середине 80 -х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества. В это время начался период «перестройки». на этом этапе ХХVII съезд КПСС в экономической сфере утвердил концепцию «ускорение социально-экономического развития страны». Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс. Но реформы в экономике натолкнулись на инерцию системы. Перевод на двух-, трехсменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений и поэтому не был осуществлен в крупных масштабах. Меры по укреплению дисциплины оказались непродуманными. Только ущерб от антиалкогольной кампании составил 40 млрд. руб. в первые два года.

Второй этап (1987-1988 гг.) проходил под лозунгом «больше демократии». В экономике процесс реформирования административно-бюрократической системы был связан с реализацией Закона о государственном предприятии. Он предусматривал: расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства. С этой целью составление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы составляли на основе государственных заказов в прямых договоров с другими предприятиями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия, вносившего платежи в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Остальные средства оставались в распоряжении заводов и фабрик.

Третий этап (1989-1990 гг.) продолжалось реформирование промышленности и сельского хозяйства. Оно носило половинчатый, непоследовательный характер. Это был не переход к экономическим методам управления, а лишь некоторое ограничение администрирования. В условиях государственной собственности на средства производства и монополии производителей оно привело лишь к росту цен и отказу от производства «невыгодной» продукции.

Правительство решало проблему денежного оборота самым простым путем - путем печатания новых денег. Попытки насытить рынок за счет развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы, вросли в нее.

Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа. Все большее развитие стали получать бартерные сделки. Сверхплановую продукцию продавали не внутри страны, а стремились по любой цене отправить за рубеж.

Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях стал ощущаться недостаток продовольствия. Становилось ясно, что надо идти к рыночной экономике, но неизвестно, каким путем и в какие сроки, какими методами реализовывать закон стоимости и создавать рынок.

На состоявшемся в конце октября 1991 г. V Съезде народных депутатов Б. Ельцин заявил, что настал момент для перехода к решительному реформированию экономики. План сводился к либерализации цен, ускоренной приватизации, земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковской системы. Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояло выдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальной защиты.

Вместе с тем рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо увеличения их в 3-5 раз в течение одного года цены подскочили в 36 раз! Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижение покупательной способности населения.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и наука, системы здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу.

После начала радикальных преобразований в российском обществе произошли резкие подвижки социальной структуры. По данным Российской Академии наук к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %, среднеобеспеченных - 13-15 %, бедных - 40 %, живших за чертой бедности - 40 %. Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. указ «О свободе торговли», предоставлял права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли. Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово-посредническая деятельность, с другой - вели к резкому расслоению общества и как следствие к росту социальной напряженности.

В 1993-1996 гг. социально-экономическая ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Продолжался спад промышленного производства. Высокой была инфляция, сопровождавшаяся быстрым ростом цен. Для большинства россиян, не имевших навыков жизни в условиях экономических и политических свобод, качество жизни почти во всех компонентах ухудшилось. Увеличилась доля людей работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Уровень преступности за это же время вырос в полтора раза. Произошло резкое расслоение населения по уровню достатка.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, заинтересовать производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки. Каждый гражданин через чеки становился как бы совладельцем всего государственного имущества, получал свою долю. Всего было роздано 146 млн. чеков. Гражданам предложили выбирать для себя схему реализации чека: использовать его при закрытой подписке на акции предприятия, участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ), либо продать.

На практике приватизационные чеки, оказались втянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам или отдавали их в ЧИФ, рассчитывая на получение в будущем дивидендов. Реальная стоимость чеков быстро падала, а население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов, в значительной мере у администрации предприятий, чиновников, создавших побочные коммерческие структуры, которые специально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы - все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.

Внутриполитическое развитие страны (1992-1999).

Ø С 1992 – Противостояние законодательной (Верховный Совет РФ, председатель ВС – Руслан Имранович Хасбулатов) и исполнительной (президент, правительство) властей. + на сторону ВС встал вице-президент РСФСР Александр Владимирович Руцкой. Конституционный кризис.

Критика реформ Е.Т. Гайдара со стороны Хасбулатова. Личные амбиции Ельцина и Хасбулатова. В декабре 1992 Ельцин идет на уступки ВС – Егор Тимурович Гайдар отправлен в отставку, премьером назначен Виктор Степанович Черномырдин.

25 апреля 1993 г. – референдум (доверие президенту; доверие социальной политике президента; досрочные выборы президента; досрочные выборы депутатов ВС); по всем вопросам «за» проголосовало большинство принявших участие в голосовании, но по 1-2 – для принятия решения требовалось большинство от принявших участие в голосовании, а по 3-4 – от списочного состава избирателей => юридическую силу имели положительные решения по 1-2 вопросам; перевыборы президента и депутатов не проводились, так как нет необходимого большинства голосов.

Таким образом, в конституционных рамках снять противоречия между исполнительной и законодательной властями не удалось.

ВС начинает поддерживать вице-президент Руцкой. 1 сентября 1993 г. – указом президента Руцкой отстраняется от должности вице-президента. Премьер-министром вновь становится Гайдар.

21 сентября 1993 г. – указ № 1400 - «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (роспуск Съезда Советов и ВС; на 12 декабря 1993 г. назначены выборы в новый парламент – Федеральное собрание и референдум по новой Конституции; до этого времени прямое президентское правление)

ВС опираясь на заключение Конституционного суда (председ. КС – Валерий Дмитриевич Зорькин) отстраняет Ельцина от власти; Руцкой – президент. Со стороны Верховного Совета – призывы к захвату Кремля и мэрии Москвы, сторонники ВС штурмовали Останкино. 3-4 октября 1993 г. – войска подчиняющиеся Ельцину штурмуют здание ВС (Белый дом). Общий результат – роспуск Советов как органов власти. В ходе вооружённых столкновений в центре Москвы погибло не менее 150 человек.

Декабря 1993 г.

принята Конституция РФ

Закреплены демократические права и свободы.

Разделение властей: исполнительная, законодательная, судебная.

Глава государства – президент (4 года)

Законодательная власть – Федеральное Собрание (Совет Федерации; Государственная дума). Законы: Госдума ––> Совет Федерации ––> президент:

Исполнительная власть – Правительство.

Судебная властьКонституционный Суд; Верховный Суд (высшая судебная инстанция по гражданским, уголовным и административным делам); Высший Арбитражный суд (разрешение экономических споров).

Выборы в Федеральное собрание.

На выборах в Думу по партийным спискам и территориальным округам – Выбор России (Е.Т. Гайдар); ЛДПР (В.В. Жириновский); КПРФ (Г.А. Зюганов); Аграрная партия (М.И. Лапшин).

начало 1994 г. – отставка Гайдара; премьер-министр – Черномырдин. Амнистия всех участников событий августа 1991 и октября 1993.

10-11 декабря 1994 г. – ввод войск МО и МВД в Чечню. Война продолжалась до 1996 г. (31 августа 1996 г. – Хасавьюртовское соглашение об отложенном статусе Чечни (со стороны федералов подписывал ген. Лебедь); 31 декабря 1996 г. – закончен вывод войск).

16 июня 1996 г. – первый тур президентских выборов (Ельцин – 35 %; Зюганов – 32 %; Лебедь – 15 %). Лебедь назначен секретарем Совета Безопасности; 3 июля 1996 г. – 2-й тур (Ельцин – 53,8%, Зюганов – 40,31%). Фактическое формирование олигархического режима в России (приближение к власти и передача за бесценок олигархам крупных предприятий).

23 марта 1998 – отставка В.С. Черномырдина. Премьер – Сергей Владиленович Кириенко (утвержден ГД с третьего раза, 24 апреля – 23 августа 1998). Правительство просуществовало до августа 1998 г. (ушло в отставку после кризиса 17 августа).

С 24 августа 1998 обязанности Председателя Правительства исполнял В.С. Черномырдин, но дважды не был утверждён Государственной думой, и на третий раз Б.Н. Ельцин внёс кандидатуру Евгения Максимовича Примакова (председатель правительства 11 сентября 1998 - 12 мая 1999).

Сергей Вадимович Степашин (председ. правительства с мая по август 1999 г.)

Владимир Владимирович Путин (и.о председ. правительства с 9 августа 1999 - в тот же день в своём телеобращении президент Ельцин назвал его своим преемником; председ. правительства с 16 августа 1999 до 7 мая 2000)

август 1999 г. – Вторжение боевиков (Шамиль Басаев, Хаттаб) в Дагестан; начало 2-й Чеченской войны (результаты к концу 2000 года: основные силы боевиков уничтожены; массовые жертвы среди мирного населения; война превратилась в партизанскую).

Сентябрь 1999 – серия взрывов домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске (число жертв – более 300 чел.). Правящая в России группировка использовала факт взрывов жилых домов для создания благоприятного общественного мнения перед вводом федеральных войск в Чечню, поднятия предвыборного рейтинга Путина и обеспечения победы на президентских выборах.

«Война компроматов» перед выборами в ГД (ОРТ, принадлежащее Березовскому – поддержка В.В. Путина; НТВ, принадлежавшее Гусинскому – поддержка Евгения Максимовича Примакова и Юрий Михайловича Лужкова).

Декабрь 1999 г. – выборы в Государственную Думу. Результаты: КПРФ – 24,29 % (Г.А. Зюганов); Единство («Медведь») (блок созданный в поддержку Путина, лидер Сергей Кужугетович Шойгу) - 23% голосов; Отечество-Вся Россия – около 13 % голосов (Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков).

31 декабря 1999 г. – досрочная отставка Б.Н. Ельцина. И.О. президента и премьер-министр – Владимир Владимирович Путин. 26 марта 2000 г. – выборы президента (Путин – ок. 52,94 %; Зюганов – 29,21 %). Путин принимает Указ о предоставление Президенту «прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» пожизненных гарантий неприкосновенности.

Экономические реформы. Переход к рынку (1992-1999).

октябрь 1991 г. – V съезд НД РСФСР – утверждена программа реформ. Президенту России Б.Н Ельцину даны дополнительные полномочия на 1 год + становится главой правительства. Е.Т. Гайдар – вице-премьер.

Ø резкое падение производства; единственная нормально работающая отрасль – топливно-сырьевой комплекс

Ø гиперинфляция; рост цен

Ø расслоение населения; до 80 % – бедных и нищих

Ø рост числа безработных

Ø в магазинах появились товары

Большая часть приватизационных чеков (скупка) сосредоточена в руках старой номенклатуры, чиновной бюрократии и предпринимателей

декабрь 1992 г. – отставка Е.Т. Гайдара. Премьер – В.С. Черномырдин. Усиление государственного регулирования. Единственное достижение к 1995 г. – снижение темпов падения производства и инфляции. Стабилизация рубля (валютный коридор).

Фактическая продажа за бесценок государственной собственности (коррупция).

Перед президентскими выборами 1996 г. этот процесс усиливается, поскольку Б.Н. Ельцину нужна поддержка крупного капитала. В тот же период 1995-1996 гг. – активно начинает использоваться практика покрытия дефицита бюджета за счет внутренних и внешних займов. Результат подобной политики – финансовый кризис начавшийся 17 августа 1998 г. (девальвация рубля и default – отказ платить по долгам). Падение курса рубля повысили конкурентоспособность российской экономики.

1999-2000 гг. – благоприятная экономическая конъюнктура (высокие мировые цены на нефть) помогли постепенно преодолеть экономический кризис, получать дополнительные доходы в бюджет, выполнять социальные обязательства (индексировать зарплаты бюджетникам, пенсии). Однако структурные экономические реформы не проводятся.


Похожая информация.