Конверсия предприятий. Конверсия оборонно-промышленного комплекса национальной экономики

изменение, превращение, преобразование в различных областях. До 70-х годов XX века термин обычно употреблялся применительно к конверсии валюты, займов, некоторых лингвистических, физических, производственных (металлургических) и других процессов.

В конце ХХ века все чаще стал использоваться применительно к преобразованиям в военной области (военная конверсия) и особенно в области военной экономики и оборонного производства. В этом смысле термин «военная конверсия» по существу является синонимом термина «военная реформа», а поэтому его включение в действующую терминологию может только внести путаницу.

Позитивное изменение общественно-политической и военно-политической обстановки в мире, необходимость преодоления негативных социально-экономических тенденций, опасность бесконтрольного отношения человека к природе выдвинули перед человечеством проблему глобальной конверсии, охватывающую все сферы жизни человеческого общества в масштабах всей планеты и околоземного пространства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНВЕРСИЯ

от лат. conversio - превращение, изменение) - политика принципиального изменения военной, милитаризационной структуры общества. Конверсия захватывает самые широкие сферы общественной жизни. К ним следует отнести политическую, экономическую, социальную, образовательную, культурную, потребительскую и другие.

Противостояние между капитализмом и социализмом породило невиданный в мире уровень милитаризации. Основная тяжесть милитаризма легла на плечи населения СССР. Можно сказать, что социализм в России позволил осуществить за несколько десятилетий промышленную революцию. В то же время это была индустриализация, ориентированная на милитаризм. Сверхмилитаризация соцлагеря была вызвана двумя причинами: реакцией капиталистического окружения на новые общественные отношения и сверхэксплуатацией населения, которая для своего оправдания требовала обстановки "военного лагеря".

После развала социализма в обществе возникла новая ситуация, породившая цепь проблем. Для создания рыночных отношений необходимо преодолеть сверхэксплуатацию рабочей силы, чтобы обеспечить общество полноценным качественным трудом. Без сокращения военных расходов эту задачу решить нельзя. В то же время сокращение военных расходов, проведение глубокой демилитаризации, в свою очередь, нуждается в громадных затратах. Сложилась очень сложная ситуация. Один из центральных моментов демилитаризации - необходимость перевода "оборонной" промышленности на мирные рельсы. В СССР значительная часть промышленных мощностей обслуживала военную сферу. До сих пор мы не знаем точных пределов этого явления.

Отрицательная роль милитаризации заключается в том, что промышленность, работающая на нее, для потребления народа не дает ничего, а сама является прожорливейшим потребителем материальных, духовных благ и труда. Таким образом, для бывшего СССР проблема конверсии была одной из самых важных.

В процессе рыночного реформирования это противоречие приобрело еще большую актуальность для России и других стран бывшего социализма. В 1992 г. был принят закон "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". Этот закон основывался на ряде принципов. Во-первых, конверсию планировалось осуществить при сокращении бюджетных расходов на производственную деятельность в оборонном комплексе. Высвобождающиеся мощности предполагалось привлекать к реализации приоритетных государственных целевых программ социально-экономического характера. Во-вторых, современные технологии ориентировались на производство продукции, которая могла бы конкурировать на международном рынке. Задачи поддержания обороноспособности России должны были решаться за счет средств военного бюджета. В-третьих, в законе была предусмотрена полноценная социальная защита работников этой сферы в соответствии с законодательством России.

Мировая практика конверсионных мероприятий позволяет сделать вывод, что это очень дорогой и длительный процесс. Это связано с высокой специализацией данного производства, которое очень трудно перестроить на другой вид продукции. Видимая простота конверсии и у нас обернулась совсем по-иному. На практике оказалось, что армия и сфера ВПК (военно-промышленного комплекса) в условиях сокращения вооружений и конверсии требуют еще больших затрат, чем при их традиционном использовании. Сокращение бюджетных ассигнований на проведение конверсии оказалось неоправданным. С другой стороны, у России в настоящее время средств на эти программы просто нет. Это привело к фактическому свертыванию производства в оборонном комплексе. Масса работников стала фактическими пенсионерами на содержании у государства. Российское государство попало в ситуацию пока неразрешимую: для того, чтобы осуществлять реформы на рыночной основе, необходимо экономическое воспроизводство сделать рентабельным, а его подавляющая часть представляет собой ВПК.

Если ВПК не поддается конверсии, то его рентабельность возможна либо в условиях войны либо при превращении России в субъекта мирового рынка вооружений такого уровня, которые пропорционален объему ВПК. Как видим, ни политически, ни практически эти проблемы до сих пор неразрешимы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Преобразования в отечественном оборонно-промышленном комплексе начались в конце 80-х годов. На протяжении всех последующих лет преобразования в области управления ВПК осуществлялись в разнообразных организационно-правовых формах: конверсии оборонного производства; реформирования системы управления производственными оборонными предприятиями (приватизации, акционирования); реструктуризации отечественного ВПК. Большое количество предприятий ВПК при распаде СССР подверглись интенсивному разгосударствлению. Объем государственного заказа на производство вооружения и военной техники сократился в 1992 году почти в 8 раз. В 1997 году около 50 процентов собственности предприятий российского ВПК было акционировано; из 1700 предприятий ВПК (не считая тех, которые числились на балансе министерства Российской Федерации по атомной энергии) только 40 процентов полностью принадлежали государству, 31 процент предприятий представляли акционерные общества с участием государства, 29 процентов предприятий стали полностью частными акционерными обществами. Вся работа в ОПК была хаотична.

В 90-е перед ВПК встала проблема конверсии. Конверсия /лат./ «изменение, превращение». «Конверсия ВПК» - это перевод военного производства на выпуск гражданской продукции.

Экономика СССР исторически складывалась как милитаризованная экономика, ориентирующаяся на сугубо затратную структуру производства, не способную к конкуренции, ориентированную на закрытый внутренний рынок. Непосредственно военно-промышленный или оборонный комплекс постепенно обособился в самостоятельную организационную структуру, включавшую систему управления, предприятия и организации девяти министерств. В оборонном комплексе разрабатывали и выпускали далеко не только военную технику. Так, например, в 1989 году доля непродовольственных товаров народного потребления и продукции гражданского назначения в общем объеме производства оборонного комплекса составила 40%. Этому, в частности, способствовала передача в 1987 году в состав оборонного комплекса предприятий реформированного Министерства легкой и пищевой промышленности. Нередки случаи, когда доля выпуска военной продукции на предприятиях оборонного комплекса не превышала 10%, а целый ряд предприятий, относившихся к оборонным министерствам, вообще не выпускал никакой военной продукции. В течение длительного времени оборонный комплекс обеспечивался в приоритетном порядке финансовыми средствами, научно-техническими кадрами, материальными ресурсами. Учитывая положение, которое занимал в экономике страны оборонный комплекс промышленности, слабость гражданских отраслей промышленности, при разработке программы конверсии была принята концепция «физической» конверсии, то есть прямого перепрофилирования производственных мощностей оборонной промышленности. Высвобождавшийся в результате сокращения производства разработок вооружения и военной техники производственный и научно-технический потенциал оборонных отраслей промышленности, должен был использоваться в первоочередном порядке для выполнения государственных целевых программ, обеспечивающих реализацию важнейших направлений научно-технического прогресса, в том числе развитие гражданской авиации, судостроения, космической программы научного и народнохозяйственного значения, средств связи, электронной техники и информатики, производства перспективных материалов и соединений высокой чистоты, экологически чистой энергетики, непродовольственных товаров народного потребления, технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, легкой промышленности, торговли и общественного питания, медицинской техники, оборудования и приборов для экологических целей. Программа предусматривала создание 22 базовых межотраслевых научно-технических, технологических, инженерных и других центров конверсии научно-технического потенциала оборонного комплекса.

Принятая программа конверсии могла быть реализована только в условиях планово-распределительной экономики и была сопряжена с крупнейшими затратами как на разработку, так и на промышленное освоение новой продукции.

Первоначально при реализации этой программы главными задачами в области конверсии на этом этапе должны были стать сохранение наиболее важных элементов производственного и научно-технического потенциала предприятий оборонного комплекса России, их максимальное использование для реконструкции экономики, развития социальной сферы, для создания импортозамещающих производств, расширения экспортных возможностей страны.

Вывод мощностей, относящихся к оборонному комплексу, за рамки сложившейся системы управления планировалось осуществлять через формирование хозяйственно независимых корпораций и концернов. Их привлечение к выполнению военных заказов должно осуществляться по контрактам, полученным преимущественно на конкурсной основе.

При реализации этой модели на государственные органы управления возлагались задачи создания макроэкономических условий выполнения военных заказов, определение условий контрактации выработки и реализации мобилизационной политики, обеспечение предприятий различными видами государственной помощи при изменении их загруженности оборонными заказами, решение проблем государственных инвестиций в предприятия, связанные с выполнением военных заказов и т.д.

Однако вместо хорошо продуманной системы реализации этого замысла были в срочном порядке использованы заготовки конверсионных программ 1990 года, ориентированных на «физическую» конверсию, которые невозможно было реализовать в рамках новой экономической политики и безуспешные попытки предложений западным инвесторам отечественных проектов.

Ход событий 1992-1995 годов показал, что правительство по ряду причин не смогло и не захотело последовательно выдержать задуманную концепцию конверсии и фактически ситуация вышла из-под контроля исполнительной власти. Все выглядело так, как будто реализовалась простейшая концепция демилитаризация экономики - любой ценой избавиться от неэффективных производств, предоставив предприятиям и организациям право самим искать место в новой экономической ситуации.

В настоящее время правительство вновь возвращается к конверсии ВПК. Объем продукции предприятий ВПК России к 2011 году должен вырасти на 30%, а к 2015 году - в 2,2 раза. При этом через два года доля гражданских товаров на оборонных предприятиях достигнет 53%, а через семь - 59%.

По мнению депутатов, именно сейчас «оборонка» имеет все возможности наладить выпуск востребованных на рынке качественных товаров. По мнению депутатов, предприятия ВПК уже подготовлены прошлой волной к выпуску гражданской продукции и в современных условиях смогут совмещать гражданское и военное производство.

Мнения парламентариев по этому вопросу были различными: «Независимые эксперты утверждают, что идея конверсии безнадежна. Если заводы и выдержат увеличение производства, это окажется бесполезно: отечественный ВПК в его нынешнем состоянии просто не способен выпускать конкурентоспособные товары.

По мнению специалистов, в современных условиях перевести военные заводы на мирные рельсы практически невозможно. Конверсия сейчас - это крайне дорогой и длительный процесс.

«Военные заводы являются узкоспециализированными предприятиями, поэтому возможности конверсии весьма ограничены. Но, похоже, в правительстве не знакомы с последними исследованиями эффективности конверсионных производств», говорил президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов .

«Очевидно, что продукция военных заводов вряд ли будет востребована на рынке, если не брать, например, космические ракеты для коммерческих запусков.

И в целом в современных условиях в 99% случаев невозможно создать высокотехнологичное конверсионное производство, это подтвержденный факт. Гораздо проще рядом с военным предприятием построить профильный гражданский завод и начать производство с нуля.

«Предприятия ВПК уже пережили эпоху конверсии, перестройки их производственных мощностей под выпуск гражданской продукции, - рассказал «НИ» первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. - Поэтому нельзя назвать планы правительства объявлением новой конверсии. Это не значит, что мы намереваемся выпускать поварешки вместо оружия. Наравне с вооружением на оборонных заводах будут выпускаться современные гражданские товары. Причем нет сомнений, что военные разработки и технологии, вполне могут использоваться для гражданских целей .

Это уже происходит: у нас много программ в рамках Объединенной авиастроительной корпорации, по которым предприятия ВПК планируют выпускать, либо уже производят, гражданские самолеты. Кроме того, сфера радиоэлектроники и производства средств связи всегда выпускала продукцию и для армии, и для рынка. Уверен, что и продукция Российской корпорации нанотехнологий будет как военного, так и гражданского назначения».

Полная переориентация научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, предприятий, разрабатывающих и выпускающих продукцию военного назначения, на производство гражданской продукции или продукции двойного назначения. В современных условиях конверсия военного производства - важнейшая составная часть процесса разоружения. Она позволяет избежать экономических и социальных издержек, связанных с закрытием военно-промышленных предприятий, использовать высококвалифицированные кадры и передовую техническую базу этих предприятий в интересах экономического развития государства. Конверсия военного производства реализуется, как правило, в рамках государственных программ и государственного финансирования и является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности.

В широких масштабах конверсия военного производства проводилась после завершения мировых войн практически во всех государствах, принимавших в них активное участие. Она, как правило, сопровождала также окончание локальных войн и военных конфликтов. Конверсия военного производства может носить принудительно-обязательный характер, обусловленный тем, что страна (коалиция), победившая в войне, на международно-правовой основе предъявляет побеждённой стороне ряд требований по сокращению численности вооруженных сил, производственных мощностей военной промышленности, номенклатуры и объёмов изготавливаемой военной техники и оружия. Подобные требования, например, предъявлялись: Германии после 1-й мировой войны; Германии, Италии и Японии - после 2-й мировой войны; Ираку - после Кувейтского кризиса 1990-1991. В 1990-х годах в связи с разрядкой международной напряжённости принят ряд многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений, направленных на ликвидацию и сокращение многими государствами отдельных систем, видов боевой техники и оружия.

По масштабам конверсия военного производства может быть частичной, проводимой либо в отдельных отраслях военного производства по некоторым системам (видам оружия), либо в части объёма заказов на продукцию военного назначения, или общей, которая осуществляется по всему комплексу отраслей военного производства, по всей номенклатуре продукции военного назначения либо выражается в прекращении заказов на всю продукцию военного назначения.

Основные формы конверсии военного производства - реструктуризация военно-промышленного комплекса, заключающаяся в снижении объёма производства предприятий военной экономики; диверсификация военного производства, содержанием которой является перепрофилирование производственных мощностей военно-промышленного комплекса на выпуск продукции гражданского назначения; ассимиляция военного производства, заключающаяся в освоении предприятиями военно-промышленного комплекса выпуска продукции, которая имеет гражданское применение.

Важная и сложная проблема конверсии военного производства - темпы её осуществления. Мировой опыт показывает, что оптимальный уровень конверсии военного производства составляет 5-7% снижения объёмов военных заказов в год. При более высоких темпах в экономике государства могут происходить негативные процессы, связанные с ростом безработицы, снижением технологического уровня производства. Сплошная, обвальная конверсия военного производства значительно ослабляет военно-промышленную базу и научно-технический потенциал государства, мобилизационные возможности государства, а также уровень национальной безопасности.

В каждом государстве конверсия военного производства имеет свои особенности, обусловленные характером национальной экономики, содержанием и направленностью военной доктрины, отраслевой, территориальной и организационно-управленческой структурой военного производства, технологическим уровнем, масштабом и ассортиментом производимой продукции военного назначения, объёмами и потоками экспортно-импортных поставок оружия и боевой техники. В России правовые основы, цели и основные принципы проведения конверсии военного производства установлены Федеральным законом «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» (1998).

Лит.: Омаров М. А. Проблемы конверсии в государственной политике России (конец 80-х и начало 2000 годов). М., 2001; Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. 2-е изд. М., 2005; Фарамазян Р. А., Борисов В. В. Трансформация военной экономики. XX - начало XXI в. М., 2006.

Трансформация форм собственности, транзитивный характер экономической среды, глобализация хозяйственной жизни привели к изменению стратегического типа предприятий, появлению предприятий-лидеров, успешно и постоянно проводящих политику адаптации и самонастройки к меняющимся условиям хозяйствования. Каким образом можно эффективно управлять необходимыми изменениями? Существует ли универсальная форма бизнес-модели?

Все разнообразие современных концепций управления предприятием, на наш взгляд, можно свести к следующим базовым направлениям:

  • Антикризисный менеджмент - управление, направленное на раннюю диагностику локальных кризисов с целью предотвращения общесистемных кризисов в деятельности предприятия. Ему соответствуют стратегии стабилизации, консолидации ресурсов, в некоторой степени стратегия роста;
  • Кризисный менеджмент - управление, направленное на скорейший вывод предприятия из кризисной ситуации и преодоление кризисных появлений в его финансовой, экономической и производственных сферах. Соответствующие стратегии -стратегии выживания, консолидации, стабилизации
  • Менеджмент изменений - управление, направленное на обеспечение динамического организационного и производственного соответствия предприятия изменчивым условиям внешней среды. Соответствующие стратегии - рост и развитие предприятия.

Реформирование предприятий соответствует антикризисному и кризисному типу управления предприятием. Преобразование хозяйственной системы, реализуемое в процессе управления изменениями, в дальнейшем мы будем называть "конверсией хозяйственной системы".

Термин "конверсия " (от лат. conversio - превращение, изменение) употребляется в нескольких научных направлениях - в биологии, экономике и финансах, социологии, психологии, информатике. Конверсия - существенное преобразование, изменение условий и способа организации.

Следует отметить, что, "конверсия военно-промышленного комплекса" сильно упростила и исказила смысловое содержание понятия "конверсии" в массовом сознании.

Конверсия - это многофункциональный управленческий феномен, оказывающий влияние на мотивации, цели и методы управленческой деятельности.

Конверсия, как процесс управления изменениями системы, обеспечивающий динамическое, организационное и производственное соответствие предприятия условиям внешней среды, позволяет дифференцированно подходить к выбору новой бизнес-модели с учетом специфики кризиса социально-экономической системы, обеспечивая развитие предприятия.

В настоящее время под развитием понимают качественное изменение состава, связей (т.е. структуры) и функционирования системы, или, кратко, любое качественное изменение системы. Развитие может идти как по линии прогресса, так и регресса, и выражаться в эволюционной или революционной форме. Количественное изменение состава и взаимосвязей системы выражает понятие "рост". Революция в теориях самоорганизации получила название скачка, фазового перехода. Эволюции системы, нередко отождествляется то с развитием, то с ростом системы, то с ее прогрессом и регрессом, иногда и со всем перечисленным одновременно, либо с изменением, дифференциацией, а в узком смысле - с количественным изменением.

В соответствии с теорией систем, в концепции управления изменениями предусмотрены два основных подхода к change-менеджменту: эволюционный (организационное развитие) и революционный (реинжиниринг бизнес-процессов).

Эволюционная и революционная модели управления изменениями представляют собой два полярных подхода, между которыми находится множество вариантов сочетаний отдельных элементов, свойственных каждому из рассматриваемых подходов.

Конверсия должна осуществляться исходя из стратегических целей развития социально-экономической системы, задействуя адаптивный и конструктивный механизмы преобразований в соответствии с поставленными задачами.

Исходя из понимания управления конверсией как процесса коррекции экономической и социальной деятельности субъекта с целью устойчивости и развития в условиях изменяющейся внешней среды, в первую очередь необходимо учитывать принципы гибкого реагирования и адаптации для предотвращения эффектов не полной управляемости или неуправляемости. Необходимо четко разграничить регулярный (антикризисный) менеджмент как совокупность управленческих технологий для решения оперативных задач и управление, адекватное целям и задачам управления изменениями хозяйственной системы. Поэтому возможны структурные (внутри предприятия) решения обоих задач, и возможен вариант аутсоринга (привлечение консультанта) для второй задачи и управляющей компании для первой.

Управление конверсией как сочетание рациональной экономической деятельности и оптимального экономического выбора предполагает приоритет стратегии развития перед ситуативным управленческим решением. Конверсия является только инструментом в решении стратегических задач. Таким образом, цели и задачи управления позволяют оценивать конверсию в единстве экономических и технологических критериев, связанных с внедрением новых бизнес-моделей на уровне оперативных решений, но подчиненных стратегическим приоритетам предприятия.