Государственное регулирование рыночной экономики направления. Основные направления государственное регулирование рыночной экономики

  • Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.

    Прежде всего понятие «ГРЭ» означает воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и отношения для придания им организованного характера, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов.

    Адам Смит, М. Фридмен и ряд других экономистов считают недопустимым вмешательство государства в рыночную экономику, утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию путем равновесия спроса и предложения. Однако, идеального рынка в природе нет. Как-то Уинстон Черчиль сказал, что рыночная экономика имеет много недостатков, но ничего лучшего пока не придумано. Поэтому в настоящее время уже никто не спорит о необходимости государственного регулирования рыночной экономики. На первый план выходит определение форм, методов и масштабов этого вмешательства.

    Теорию государственного регулирования разработал английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Его последователи ее развили и углубили. Кейнсеанство возникло в 30-х годах ХХ ст. как ответ на потребности Великой депрессии. По этой теории колебания совокупных затрат влияют прежде всего на производство и занятость, а не на цены. Поэтому, кейнсианцы считают, что уровень производства и занятости, дохода и цен формируется на основе повышения спроса, инвестиций, роста экспорта и государственных затрат. Эти факторы являются объектами государственной экономической политики и регулируются государством. Особенностью этой теории является то, что рынок сам по себе не может обеспечить полной экономической стабильности. Поэтому государство должно играть активную роль в стабилизации экономики и смягчения экономических спадов и подъемов, что подразумевает формирование соответствующей экономической политики, которая эффективно использует экономические, правовые и административные рычаги управления.

    Следует отметить, что и на практике эта теория работала достаточно успешно. Так большинство стран, проводивших экономическую политику, которая отражала идеи Кейнса, успешно вышли из кризиса и смягчили так называемые цикличные колебания экономики.

    Вообще система свободного рынка формируется под влиянием двух макроэкономичных концепций – кейнсеанской и монетаристской.

    Монетаризм – это экономическая школа, которая пропагандирует отказ от широкого вмешательства государства в экономику и отдает предпочтение непрямым методам, а именно – регулированию денежного оборота. Монетаристы считают, что система свободного рынка обеспечивает макроэкономическую стабильность на основе конкуренции при условии, что государство не вмешивается в функционирование экономики. По их теории незначительное увеличение денежной массы (3-5% в год) способствует экономическому росту. Увеличение свыше 5% может вызвать рост цен. Уменьшение денежной массы более чем на 3% в год вызовет спад производства. Рост объемов производства должен быть в пределах 3-5% в год. Увеличение денежной массы, которое опережает темпы роста объемов производства, является причиной долговременной инфляции.

    Существуют другие теории, отрицающие необходимость государственного вмешательства экономику.

    Теория рациональных ожиданий. Это неоклассическая теория, которая утверждает, что меры государства по стабилизации экономики неэффективны. Обусловлено это тем, что субъекты хозяйствования (предприниматели, потребители, наемные работники), осмысляя информацию об объектах, представляющих для них денежный интерес, понимая (учитывая) возможные последствия экономической политики государства, ведут себя рационально: принимаю оптимальные и наилучшие для них решения, которые максимизируют их благополучие.

    Теория общественного выбора. Автором этой теории является лауреат Нобелевской премии американский экономист Джеймс Бьюкенен. Основная идея состоит в том, что государственный чиновник, занимаясь политической деятельностью, принимая участие в разработке и реализации решений в экономической сфере, не всегда будет руководствоваться интересами общества. Наоборот, используя политические (бюрократические) институты, он попытается реализовать свои индивидуальные цели, получить политическую или экономическую выгоду для себя.

    В арсенал действий такого человека обязательно входят такие элементы, как лоббизм (деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы людей), логроллинг (взаимная поддержка решений определенными группами, по принципу «ты мне – я тебе») и торговля голосами (скупка голосов). Конечной целью является получение привилегий, государственных кредитов, информации, ограничение конкуренции и т.д.

    Приверженцы теории общественного выбора утверждают, что существует политическая неровность, которая позволяет принимать нерациональные для общества решения. Поэтому они оспаривают необходимость государственного вмешательства в экономику. Решение проблемы они видят в свободном развитии рыночных отношений на цивилизованных правовых основах. Поэтому эту теорию относят к неолиберализму.

    Важным аргументом в пользу государственного «вмешательства» в экономику является известная истина: человек способен действовать вопреки не только общественным, но и собственным интересам.

    Взгляды, в соответствии с которыми государственное «вмешательство» необходимо, поскольку государству лучше известно, что именно является полезным для человека, называются патерналистскими .

    Необходимость государственного вмешательства в функционирование экономики обусловлена четырьмя причинами:

    1. Необходимостью создания условий для эффективного функционирования рыночного механизма.

    2. Для устранения негативных последствий рыночных процессов.

    3. Потребностью в защите национальных интересов на мировом рынке.

    4. Обязательностью решения проблем, которые рыночный механизм не в состоянии решать или решает их плохо.

    Говоря о кейнсианстве мы использовали термин «государственная экономическая политика» (ГЭП). По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

    Экономическая политика государства – это система социально-экономических идей, целей развития страны и способов их достижения, а также деятельность органов государственной власти по управлению их реализацией.

    Государственное регулирование экономики – это управление социально-экономическим развитием страны. Другими словами – это совокупность методов и мер государственного влияния на объекты и процессы с целью определенного направления хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики, согласование их интересов и действий для реализации поставленных целей.

    В чем же разница между ГРЭ и ГЭП? Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Но как мы уже говорили в современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

    Многие ученые выделяют несколько целей системы ГРЭ. В целом главной целью ГРЭ является обеспечение экономической и социальной стабильности, укрепление социально-экономической безопасности государства. Из этого определения видны основные задачи ГРЭ, выполнение которых позволит достичь поставленной цели. Главная из них – єто достижение компромисса между интересами общества с целью достижения максимально возможного благосостояния в условиях существующего строя.

    Общую стратегию функционирования ГРЭ можно определить так:

    1. «Рациональность». При равных условиях предпочтение должно отдаваться рыночным формам организации экономики.

    2. «Партнер, а не конкурент». Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса.

    3. «Не навреди». Государственная политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

    4. «Спаситель». В условиях экономических кризисов (подъемов) именно государство становится спасителем национальной экономики.

    Теоретически известно 4 модели национальной экономики:

    1. Капиталистическая рыночная.

    2. Социальная рыночная.

    3. Капиталистическая централизованно-управляемая.

    4. Плановая.

    Но это экономика в чистом виде или «идеальный» вариант. В реальности их не существует и общественно-экономические системы носят смешанный характер.

    Смешанная экономика – это современная модель социально-экономического развития, предусматривающая сочетание плана и рынка, а также проведение институциональных реформ с целью создания более прогрессивного строя.

    Характерные черты смешанной экономики:

    1. Основным регулятором экономических процессов является рыночный механизм. Государственное регулирование экономики лишь дополняет рыночные рычаги.

    2. Система управления экономикой органично объединяя гибкость рыночного саморегулирования и постоянство государственного управления функционирует на обеспечение реализации макроэкономической эффективности и конкурентоспособности, социальной справедливости и стабильный экономический рост.

    3. Наряду с рыночными и государственными макроэкономическими регуляторами функционирует еще один элемент управления - институт социального партнерства.

    Институт социального партнерства выполняет функцию согласования общегосударственных и групповых интересов в социально-экономической сфере путем переговоров, консультаций и договоров между представителями этих групп.

    Трипартизм – социальное партнерство, которое обеспечивается благодаря взаимодействию трех субъектов – государств, работодателей и работников (либо их представителей - профсоюзов).

  • Объекты и субъекты государственного регулирования экономики

  • Объектами ГРЭ выступают экономические системы, процессы, отношения. Если рассматривать в качестве объекта экономическую систему государства, то объекты ГРЭ и макроэкономики совпадают. В связи с этим методологической основой ГРЭ является экономическая теория и, прежде всего, макроэкономика.

    Объектами ГРЭ выступают также: экономические подсистемы (экономика регионов, отраслей; секторов экономики; стадии воспроизводства); социально-экономические процессы (экономические циклы, демография, занятость, инфляция, научно-технический прогресс, экология, конъюнктура и т.п.); отношения (кредитные, финансовые, внешнеэкономические и т.п.).

    Сложность воплощения указанных объектов в четкие организационные формы предопределяет, как правило, опосредствованное влияние государства на функционирование и развитие подсистем, процессов, отношений, рынков и т.п.

    Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

    Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса, шахтеры Донбасса и фермеры Крыма. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

    Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.

    Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

    Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП. У выразителей хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам.

    Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами ГРЭ - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу. В государствах с федеративным устройством (Россия, США, Канада, Индия, ФРГ, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы.

    Например, в России очень заметны тенденции усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ, а также все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.

  • Функции государства в современной экономике

  • Функции государства как субъекта макроэкономического регулирования:

    1. Целевая – состоит в определении целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики.

    2. Регламентирующая – государство с помощью законодательства, нормативно-правовой базы устанавливает правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле деятельности.

    3. Корректирующая - распределение ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, устранение негативных последствий (экстерналий) и обеспечение нормальных социально-экономических условий жизнедеятельности общества.

    4. Социальная - регулирование государством социально-экономических отношений, перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты, социальных прав и гарантий.

    5. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики – регулирование государственного сектора экономики, создание общественных товаров и благ.

    6. Стимулирующая – формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйствующих субъектов и стимулирование экономических процессов в желательном для общества направлении.

    7. Контрольная – государственный надзор и контроль за исполнением законов, нормативно-правовых актов, установленных экономических, экологических и социальных стандартов.

    Реализация экономических функций государства осуществляется через созданные механизмы: бюджетного, фискального, денежно-кредитного, структурного, инвестиционного, ценового, социального, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики.

    Для решения сложных социально-экономических проблем, всестороннего учета частных, коллективных и общественных интересов и формирования продуманных решений государство может привлекать научные учреждения, политические партии, общественные и религиозные организации.

    Реализация социально-экономической политики, выбор методов и средств ГРЭ зависят от деятельности государственного аппарата с учетом недостатков государства.

    Недостатки государства - это его неспособность обеспечить эффективное влияние на распределение ограниченных ресурсов и несоответствие политики распределения ограниченных ресурсов распространенным в обществе представлениям о справедливости. Выделяют четыре группы факторов, которые отрицательно влияют на обоснование и реализацию государственных управленческих решений в сфере ГРЭ. Это:

    1) Ограниченность информации.

    2) Невозможность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия (чересчур резкое вмешательство государства в экономику может вызывать негативные побочные последствия (экстерналии).

    3) Несовершенство политического процесса (под влиянием избирателей, групп специальных интересов (лоббистов), политических манипуляций и т.п. государственные органы способные применять неадекватные методы регулирования и тем самым проводить неэффективную политику).

    4) Ограниченность контроля над государственным аппаратом (особенности положения и поведения бюрократии способны усиливать неэффективность функционирования экономики, в частности приводить к чрезмерному росту управленческого аппарата и неоправданного увеличения бюджетных затрат).

    Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место и недостатки рынка, и недостатки государственного вмешательства. При этом ослабить влияние одних недостатков чаще всего можно лишь за счет усиления влияния других. Принимая экономические решения, следует сопоставлять последствия влияния недостатков рынка и государства, чтобы определить оптимальную форму и границу государственного регулирования.

    Теория государственного регулирования экономики провозглашает необходимость системного подхода к выбору средств и методов влияния государства на субъекты экономических отношений. Системный подход предусматривает интеграцию в целостную систему, во-первых, элементов, которые формируют стратегию социально-экономического развития, во-вторых, элементов, которые образуют подсистему регуляторов.

  • Методы государственного регулирования экономики

  • Под методом ГРЭ необходимо понимать способ влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сферы предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

    Методы ГРЭ классифицируются:

    По формам влияния:

    1. Прямые . Методы прямого регулирования непосредственно воздействуют на функционирование субъектов рынка. Такое непосредственное влияние осуществляется с помощью инструментов административно-правового характера, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствования, и экономических инструментов прямого влияния. Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, директивные мероприятия макроэкономических планов и целевых комплексных программ, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т.п..

    2. Косвенные . Методы косвенного регулирования - это методы, которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенной экономической среды, которая заставляет их действовать в нужном государству направлении. К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискального, бюджетного, денежно-кредитного, инвестиционного, амортизационного, инновационного и других направлений экономической политики.

  • По средствам влияния:

    1. Правовые - система законов и нормативно-правовых актов, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти.

    Предметом правового регулирования экономики являются: отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности; отношения «внутри» государства, между его органами по поводу распределения полномочий, определения их правового статуса; отношения между субъектами хозяйственной деятельности и т.п..

    2. Административные - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей через установление их обязанностей, норм поведения и отдачи команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

    Администрация – это орган государственной власти на конкретной территории. Он призван внедрять в жизнь законы, постановления, указы и распоряжения, которые играю важную организационную роль и определяют отношения между членами общества.

    Административные методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с точки зрения защиты интересов граждан, общества в целом, природной среды. В экономически развитых странах при нормальных условиях административные методы играют второстепенную роль. Использование их становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические средства ГРЭ оказываются недостаточными или действуют весьма медленно. Основными инструментами административного регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.п.

    3. Экономические – связаны с созданием государством финансовых или материальных стимулов, способных влиять на экономические интересы и поведение субъектов хозяйствования. Другими словами применение экономических методов ГРЭ дает возможность создавать экономические условия, которые побуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или иные задачи в соответствии с общегосударственными и частными интересами. Регулирование с помощью экономических методов дает возможность субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведения.

    Экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной политики государства, других направлений государственной экономической политики.

    Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, которые характеризуют бюджетные расходы, и налоги, которые определяют бюджетные доходы. Выделяют стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных закупок, и сдерживающую (рестрикционную) фискальную политику, направленную на сдерживание производства. Существует связь между фискальным, бюджетным и налоговым направлениями политики.

    В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений сектора общего государственного управления, финансирование инвестиционных программ, обслуживание государственного долга. Затраты государственного бюджета осуществляются также в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции.

    Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Налоговая политика реализуется по двум направлениям: во-первых, это определение видов налогов и установление налоговых ставок, во-вторых, предоставление налоговых льгот отдельным субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения.

    Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью влияния на денежное предложение. Для достижения этой цели центральный банк использует такие основные инструменты: денежная эмиссия, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, манипулирование учетной ставкой.

    Важным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации. Внедрение его дает возможность предприятиям прогрессивных областей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования.

    4. Пропагандистские (морально-этические) методы ГРЭ - это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т.п.). Они охватывают мероприятия воспитания, разъяснения и популяризации целей и содержания экономической политики, средства морального поощрения и т.п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологические установки относительно деятельности государства. Для этого проводятся публичные лекции, специальные программы в СМИ, публикации в периодических изданиях, социологические исследования и опросы. Эффективность морально-этических методов зависит от надлежащей организации пропагандистских акций и степени доверия людей к государству.

    Деятельность предприятий (организаций) с государственной формой собственности регулируется, в основном, административными методами, а с негосударственной – экономическими (через фискальную политику и денежно-кредитную политику центрального банка). Хотя и использование административных рычагов управления, особенно в условиях Украины, на предприятия второго типа не исключаются.

  • Модели государственного регулирования экономики

  • Существую четыре модели государственного регулирования экономики:

  • 1. Американская . Либерализованная система управления национальной экономикой, в которой основной акцент делается на рыночные регуляторы экономических процессов. Государственное регулирование сводится к использованию правовых и опосредованных методов с целью создания «правил игры» и благоприятных условий для развития бизнеса.

    В американской модели масштабы государственного вмешательства в экономику минимальны. Но и это приносит свои положительные результаты. Многие американские ученые констатируют, что вынужденность терпения в США определенной «доли социализма» (государственного регулирования) позволяет экономике сохранять динамизм развития.

    2. Японская . Централизированное регулирование социально-экономического развития страны со стороны государства на основе использования экономических, опосредствованных и неформальных методов ГРЭ. Особенностью экономики Японии является то, что в основе ее рыночного механизма стоят государственно-корпоративные структуры. Доминирует психология коллективизма, солидарности, подчинения личных интересов коллективным и государственным.

    3. Немецкая . В системе управления национальной экономикой активно используются рыночные регуляторы (прежде всего конкуренция) и создание на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан.

    4. Шведская . Управление социально-экономическим развитием страны на основе активного вмешательства государства в процесс распределения и перераспределения доходов, создание общей системы социальной защиты населения, доминирование идеи равности и солидарности.

  • Государственная служба: понятие, категории должностей и принципы

    Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

    Государственная служба как специфический вид деятельности обладает определенными чертами:

      Она носит прикладной характер . Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций государственного управления. Поэтому её можно представить как совокупность выработанных людьми навыков, умений, способов, средств и действий человека в сфере управления.

      Отличается интеллектуальным содержанием . Это качество двояко проявляется: с одной стороны – выработка решения и его реализация не возможно без интеллектуальной деятельности должностных лиц органов государственного управления, с другой стороны - требует того же от управляемого объекта - людей, осознания ими управленческого воздействия.

      Информационность . В своей основе управленческая деятельность во многом связана с поиском и обработкой огромного массива информации, на основе которого принимаются управленческие решения. От качества информации, ее достоверности зависит эффективность принимаемых решений и в целом государственное управление.

      Социально-психологический характер с выраженным проявлением воли . Специфика государственной службы связана с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями.

      Коллективность . Управленческая деятельность всегда осуществляется в коллективе, предполагает взаимодействие одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов управленческого воздействия, социальными группами и т.п. Формальное построение органа управления по подразделениям и должностям создает только логическую схему для упорядочивания коллективного труда многих.

      Комплексное явление - включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность.

      Юридическая заданность . Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, «привязываются» к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п.

      Государственную службу можно рассматривать в нескольких аспектах:

      Социальном – государственная служба как социальная категория - это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях;

      Политическом – как деятельность по реализации государственной политики, по достижению государственно-политических целей и задач в обществе и государстве;

      Социологическом – это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов;

      Правовом – юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов.

    ПЛАН:

    1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)

    2. Сущность и цели ГРЭ

    3. Методы и инструменты ГРЭ

    1. Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.

    В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

    В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

    Однако существует много других причин , которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику , среди этих причин можно выделить:

    · существующие монополии;

    · наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве;

    · наличие внешних эффектов;

    · излишне коммерческое распределение доходов.

    Представление о роли государства , степени его воздействия на экономику страны, различались в разные периоды экономического развития общества.

    Исторически первой концепцией о роли государства в рыночной экономике была концепция классической политической экономики . В соответствии с представлениями классиков, государство призвано обеспечить безопасность человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса, все то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство.

    В настоящее время существует два ведущих методологических подхода к вопросу государственного регулирования рыночной экономики.

    Джон Кейнс и его последователи полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста.

    Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация.

    В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.

    2. Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.


    Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей :

    Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

    Обеспечение устойчивых темпов роста;

    Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

    Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

    Решение экологических проблем.

    Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства.

    Экономические функции государства :

    • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
    • зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
    • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
    • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
    • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
    • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
    • финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

    Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

    Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

    Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации , которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

    Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

    § через государственный сектор;

    § посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

    3. Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики. К методам прямого государственного воздействия относятся: · определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; · государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; · государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции; · правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; · лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: · налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот; · регулирование цен, их уровня и соотношений; · платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; · таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

    Общепринято деление методов государственного регулирования на:

    · правовые,

    · административные,

    · экономические.

    Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

    Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

    Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитнаяполитика , программирование , прогнозирование , планирование .

    Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги . Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот.

    Налоги в ГРЭ играют две роли :

    · это главный источник финансирования государственных расходов

    · это инструмент регулирования, т. к. в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

    Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

    Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики . Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

    Вопросы для самоподготовки:

    1. Назовите факторы, обуславливающие необходимость государственного влияния на экономику.

    2. Чем обусловлена необходимость производства общественных благ?

    3. Раскройте содержание, преимущества и недостатки прямых и косвенных методов воздействия на экономику. В каких условиях лучше срабатывают прямые, а в каких - косвенные методы?

    4. Назовите основные инструменты монетарной, фискальной, внешнеэкономической и социальной политики.

    5. Тестовые задания:

    1. Необходимость активного участия государства в экономической жизни общества вызвана:

    а) необходимостью поддержания эффективного функционирования рынка;
    б) необходимостью создания и использования эффектов общественных благ;
    в) необходимости перераспределения доходов, рост доступа к некоторым товаров и услуг;
    г) все ответы верны.

    2. К основным функциям государства в современных условиях относятся:

    а) формирование правовой основы деятельности;
    б) защита и развитие конкуренции;
    в) организация производства товаров и услуг общественного пользования;
    г) перераспределение доходов;
    д) осуществление макроэкономической стабильности;
    е) все ответы верны.

    3. Что представляют собой трансферты:

    а) неравное распределение произведенного в стране совокупного дохода между отдельными лицами или семьями;
    б) некоторые выгоды или ущерб, связанные с производством или потреблением продуктов, которые перемещаются к лицам, которые не являются непосредственно продавцами или покупателями данных товаров;
    в) безвозмездные выплаты населению, не связанные с трудовым вкладом;
    г) товары или услуги, к которым не применим принцип исключения, и производство которых обеспечивается государством.

    4. Что из перечисленного ниже не является общественным благом (общественным товаром):

    а) электроэнергия;
    б) маяки;
    в) милиция;
    г) оборона страны;
    д) защита от наводнений.

    Государственное регулирование характеризовалось выше в широком плане как государственное управление, а в более узком смысле как управление рыночной экономикой, осуществляемое со стороны государства посредством использования предусмотренных законодательными и другими нормативными актами экономических рычагов, оказывающих воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. Вместе с тем еще раз подчеркнем, что между понятиями "государственное управление экономикой" и "государственное регулирование экономики" нельзя провести четкую разграничительную черту, так же как и между прямым и косвенным управлением.

    В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

    В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляются гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми ресурсами, централизации и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.

    В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики во многом обусловлена присущим ей разнообразием форм собственности на средства производства – частной, акционерной, коллективной. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

    Отметим, что государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).

    Государственное регулирование направлено на соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.



    Рассмотрим виды и формы государственного регулирования экономики.

    Непосредственное государственное управление рядом отраслей , объектов полностью или частично применяется по от ношению к предприятиям, организациям, имеющим важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергетической системы), заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударственные функции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности.

    Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Понятно, что, "изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

    Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

    Валютное регулирование предусматривает установление государством методов, видов, форм осуществления операций с иностранной валютой, порядок их проведения. Посредством
    валютного регулирования государство воздействует на обращение валюты в стране, на курс национальной валюты по отношению к иностранным, а также проводит контроль за валютными операциями. К функциям государственного валютного регулирования относится установление валютных ограничений, связанных с приобретением, использованием, перевозкой и переводом валютных ценностей.

    Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство вправе устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета. Бюджетное регулирование распространяется и на перераспределение средств между федеральным и региональными бюджетами.

    Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство вправе само определять величину цен на товары. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

    Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности да и не призвано создать социально желаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно. Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных.

    Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний о осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

    Государственное антимонопольное регулирование направлено па ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.

    Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности. Составной частью внешнеэкономического регулирования является таможенное регулирование в виде прямых и косвенных методов воздействия на экспортирование и импортирование товаров. Таможенные пошлины и сборы, как отмечено выше, являются частью налогового регулирования.

    Рассмотренный перечень видов и форм государственного регулирования экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

    Направления государственного регулирования рыночной экономики.

    Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие.

    • 1) Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др.
    • 2) Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
    • 3) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

    Функции государственного регулирования

    Стимулирование сбалансированного экономического роста.

    Государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

    Борьба с безработицей.

    Государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

    Регулирование уровня цен.

    Государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

    Правовая основа экономической деятельности.

    Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.

    Контроль и распределение ресурсов.

    Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

    Регулирование рынка труда.

    Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

    Социальная защита.

    Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

    Охрана окружающей среды.

    В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

    Защита национальных интересов

    Защита национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

    Без государства никогда нельзя сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантировать осуществление социально-экономических прав человека, сгладить структурные и региональные диспропорции и т.д.

    Цели государственного регулирования экономики (ГРЭ)

    Дерево целей. Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

    Наряду с генеральной существует большое количество более конкретных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.

    Административные методы.

    Такие методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

    Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует, однако, отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают.

    Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

    Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий.

    Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственным предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

    Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается.

    Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

    Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

    Субсидия - особая форма связи - финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.

    Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

    Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.

    Во многих странах государство использует правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов, ограничение роста перегруженных крупногородских систем.

    Правовые и административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения - путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты. Во многих странах созданы министерства труда для надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществления посредничества в трудоустройстве, введении трудовой статистики. Существуют также специальные органы для урегулирования трудовых конфликтов, например, в США - это Национальное управление по трудовым отношениям и федеральная служба посредничества и примирения. В ряде стран существует система принудительного арбитража, например, в Австралии и Новой Зеландии. Там специальные административные органы устанавливают условия труда в обязательном порядке. В ФРГ, Англии, Франции, Бразилии и других странах созданы трудовые суды, которые решают трудовые конфликты. Для борьбы против забастовок широко используется судебный аппарат.

    В отличие от командной экономики, в условиях рыночных отношений выделяют финансовую помощь для проведения экономического оздоровления предприятий на договорной основе, учитывавшей взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций, не связанных ни с какими требованиями и ответственностью.

    Об использовании государственных субсидий как эффективного рычага регулирования рынка и стимулирования производства свидетельствует, регулирования рынка, и стимулирования производства свидетельствует, например, опыт США. Так, в этой стране в бюджете на 199394 год на аграрный сектор было ассигновано 63 млрд. долларов, в том числе на прямые субсидии фермерам - 20 млрд.

    На новой основе реализуются и государственные программы. Государственные заказы для выполнения программ выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта.

    К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры. Например, в США за соблюдением антимонопольного законодательства строго следят правительственные органы, комиссии конгресса. Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и отдельных лиц в том, что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду и т. п. Так, только регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа.

    Экономические методы.

    К ним относится бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование.

    Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т.е. правительство закупит значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.

    Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет.

    Налоговое регулирование включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д.

    Важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.

    Экономисты вывели зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговых доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лэффера. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%.

    Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика - воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии.

    Из увеличения же денежной массы следует, что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования, т. е. процентная ставка снижается. Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно- денежной политике как о едином целом.

    В этой политике важнейшее значение имеет процентная ставка. Если она очень высока, обращаться за кредитом невыгодно. Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки, не подчиняющиеся правительству.

    Тем не менее, у государственных органов есть возможность воздействовать на данный процесс. Например, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк в состоянии уменьшить или увеличить количество денег, которые банки могут дать взаймы. Так, если в стране экономический спад, Центральный банк может снизить эту норму, тогда частные смогут увеличить выдачу займов. Предложение займов, значит, и цена их, возрастет, т. е. процентная ставка должна будет уменьшиться, что станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики.

    Если же, напротив, в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается. А чем выше норма обязательных резервов, тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции.

    Есть и другие способы воздействия государства на частные банки. Иногда собственных вкладов банку не хватает, чтобы дать взаймы выгодным заемщикам. Тогда банки имеют право взять кредит Центрального банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может понизить или повысить процентную ставку по своим займам частным коммерческим банкам, и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.

    Таким образом, с помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика - кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций, либо дефляционная - кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций. Например, руководство Федеральной резервной системы США (ФРС), которая выполняет функции Центрального банка, в 1994 году в порядке борьбы с инфляцией шесть раз повышало ставку учетного процента ФРС.

    Для балансирования рынка товаров и услуг национальной промышленности от иностранной конкуренции используются количественные квоты на импорт и экспорт, таможенные пошлины, экспортные субсидии, косвенные налоги и т. д.

    Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д.

    В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения.

    Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему.

    Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

    Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.

    Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды.

    В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и

    В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения - гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п.

    В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.

    Государственное регулирование экономики является необходимой системой мер контрольного, законодательного и исполнительного характера, цель которых заключается в стабилизации экономики и ее приспособлении к меняющимся условиям.

    Государство выполняет регулирующие функции с помощью различных методов и форм влияние на экономику. Выделяют такие методы регулирования как экономические и административные.

    В развитых странах преобладают экономические меры воздействия, среди которых особо выделяется налоговое регулирование экономики. является древнейшим инструментом государственного вмешательства в типа. Изменение уровня налогообложения может регулировать важнейшие позиции экономики, такие как совокупный экономический рост и др.

    Рынок как механизм управления является эффективным методом согласования действий хозяйствующих субъектов. Оно обуславливает ответственность за качественные хозяйственные решения и итоговые результаты экономической деятельности. Цены в рыночных условиях складываются под воздействием факторов спроса и предложения. Они влияют на принятие решений при распределении труда, проведении инвестиционной политики и т.д.

    Тем не менее, непрогнозируемый и нерегулируемый рынок не способен обеспечить достижения планируемых в долгосрочном периоде целей и обеспечить выполнение приоритетных социально-экономических задач. Государственное регулирование экономики в этом плане выступает необходимым фактором уравновешенной ситуации на рынке. Ведь не координируемые способны приводить к лишним тратам на выпуск невостребованной продукции, банкротствам в результате изменения рыночной конъюнктуры и платежеспособности контрагентов.

    По сути, законы рынка определяют перспективы развития общества стихийно. Именно в этом и заключается их ограниченность. Поэтому государственное регулирование экономики необходимо сочетать с работой

    Государство вмешивается в экономику даже в наиболее развитых странах. Это является оправданной и необходимой мерой. Примечательно, что чем выше уровень производительных сит, тем существеннее разделение труда между отдельными предприятиями и отраслями, чем больше возрастает конкуренция, тем более востребованным становится участие в экономике государства.

    Главный идеолог теории регулирования экономики является Дж. Кейнс. По теории английского экономиста государство обязано вмешиваться в экономику, поскольку свободный рынок не имеет механизмов, которые могли бы обеспечивать стабильность системы экономики.

    Государственное регулирование экономики заключается в воздействии государственных органов федерального и регионального масштаба на элементы рынка (предложение, спрос), качество товаров, условия реализации, конкуренцию, и т.д.

    Сегодня в разных странах существуют разные методы регулирования экономики: контроль над ценами, налоги, долгосрочные нормативы, экспертные оценки, предельные лимиты и другие. Каждое государство выбирает методы воздействия самостоятельно, ориентируясь на их эффективность в конкретных географические и исторических условиях. Они позволяют влиять на рынок и регулировать взаимоотношения продавцов и покупателей.

    Методы постоянно обновляются и совершенствуются под влиянием новых задач экономики. Гибкое использование вмешательства государства в экономику обеспечивается за счет сочетания рыночных начал с плановыми методами.

    Антициклическое регулирование экономики - направление политики государства в экономической сфере, которое нацелено на смягчение закономерных циклов, свойственным развитию экономики. Основывается такое регулирование на применения стабилизаторов (налогов, пособий, субсидий и т.п.).