Нормативное регулирование бухгалтерского налогового учета. Правовое регулирование налогового учета

  • Бухгалтерский учет в системе управления предприятием. Методы и принципы бухгалтерского учета. Минкова.
  • Валютная система Российской Федерации. Валютное регулирование и контроль.
  • Вопрос 46 Правовое регулирование применения к военнослужащим дисциплинарного ареста
  • Гаврилов Д.А. Антимонопольное регулирование и охрана интеллектуальной собственности: поиск баланса // Конкуренция и право. 2013. №3
  • 1. Нормативное регулирование налогового учета в России: Налоговый Кодекс РФ, Письма ФНС и МФ РФ.

    Нормативная основа налогового учета представляют собой систему источников регулирования, имеющих нормативный характер и обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и осуществления налогового учета в Российской Федерации.

    В самом общем виде, нормативную основу налогового учета составляют федеральные конституционные законы, федеральные законы, прежде всего – Налоговый кодекс Российской Федерации, нормативные акты Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти (например, Приказы ФНС), законодательство субъектов РФ, нормативные акты местного самоуправления.

    Конституцией РФ установлены нормы, регулирующие основы налоговой системы России.

    Конституция РФ закрепляет обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы, разграничивает налоговые полномочия между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением.

    Законодательство о налогах и сборах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов законодательных(представительных) органов власти. Законодательство о налогах и сборах не отнесено Конституцией к исключительному ведению РФ. В связи с этим налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования – федеральный, региональный и местный, которые имеют свою структуру, закрепленную нормативно.

    Налоговое законодательство РФ состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

    НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    5. формы и методы налогового контроля;

    6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    Действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.

    Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

    Муниципальные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

    Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения муниципальных представительных органов.

    Сведения и копии законов, муниципальных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в ФНС и Минфин России, а также в региональные налоговые и финансовые органы (ст. 16 Налогового кодекса РФ).

    Кроме региональных и местных налогов и сборов, субъекты РФ и муниципальные образования вправе регулировать также отдельные элементы федеральных налогов и сборов, а также некоторые общие вопросы налогообложения.

    К актам законодательства о налогах и сборах относятся также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на момент вступления в силу отдельных частей Налогового кодекса РФ и прямо не признанные утратившими силу. Указанные акты действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ним.

    НК РФ – кодифицированный акт прямого действия, занимает особое место среди источников налогового права. Налоговый кодекс РФ структурирует налоговое право как отрасль, формирует правовые основы налоговой системы.

    Правовые основы налогового учета определяются Налоговым кодексом РФ.

    Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ). Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Цели ведения налогового учета:

      формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

      обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

    51. Аудиторское заключение.

    Обязательный аудит - независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, проводимая ежегодно в соответствии с требованиями закона РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

    Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательными актами подлежит обязательному аудиту. Перечень случаев обязательного аудита:

      организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

      организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

      объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

      в иных случаях, установленных федеральными законами.

    В состав бухгалтерской отчетности включается только итоговая часть аудиторского заключения.

    52. Понятие и признаки внешнеэкономической деятельности.

    Под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

    Как следует из определения, внешнеторговая деятельность является одним из видов внешнеэкономической деятельности.

    53. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

    Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами. В качестве основных актов, регулирующих данный вид предпринимательской деятельности, необходимо выделить следующие:

    Федеральный закон от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" - определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти в данной сфере.

    Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами" - не только устанавливает перечень мер, направленных на защиту экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, но и определяет порядок их введения и применения.

    Федеральный закон от 18 июля 1999 г. "Об экспортном контроле* - устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

    Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. - закрепляет основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Закон РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" - определяет понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности субъектов, методы определения таможенной стоимости, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот.

    Закон РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" - закрепляет основы валютного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично, и поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями и дополнениями.

    Осуществление внешнеэкономической деятельности регулируется также двусторонними и многосторонними договорами (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). В частности, договорами может определяться режим осуществления внешнеэкономической деятельности (выделяют национальный, специальный, преференциальный режимы, а также режим наибольшего благоприятствования).

    Большая роль в регулировании внешнеторговой деятельности принадлежит обычаям делового оборота. В качестве примера можно назвать Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс", которые издаются Международной торговой палатой.

    Правовые основы налогового учета.

    Правовые основы налогового учета определяются Налоговым кодексом РФ.

    Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ). Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Цели ведения налогового учета˸

    формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

    обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью расчёта, полнотой и вовремястью расчёта и уплаты в бюджет налога.

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

    Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Изменения учетной политики допускаются в случае˸ изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике необходимо отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, должны применяться с начала нового налогового периода.

    Данные налогового учета должны отражать˸

    порядок формирования суммы доходов и расходов;

    порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

    сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

    порядок формирования сумм создаваемых резервов;

    сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются˸

    Первичные учетные документы.

    Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Данные налогового учета должны отражать непрерывно в хронологическом порядке объекты бухгалтерского учета для целей налогообложения. Формы регистров, порядок отражения в них аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. НК РФ определяет обязательные для форм аналитических регистров реквизиты (наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении и др.) Данные налогового учета могут фиксироваться в таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

    Правовые основы налогового учета определяются Налоговым ко­дексом РФ.

    Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных докумен­тов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотрен­ным Налоговым кодексом РФ.

    (Ст.313НКРФ)

    Задачи ведения налогового учета:

    Формирование полной и достоверной информации о порядке уче­та для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлен­ных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

    Обеспечение информацией внутренних и внешних пользовате­лей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из законодательно установленного принци­па - последовательности применения норм и правил налогового уче­та от одного налогового периода к другому.

    Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждается прика­зом (распоряжением) руководителя. Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; осуществления налогоплательщиком новых видов деятельности (в учетной политике необходимо отра­зить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную полити­ку, должны применяться с начала нового налогового периода.

    Данные налогового учета должны отражать:

    Порядок формирования суммы доходов и расходов;

    Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

    Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

    Порядок формирования сумм создаваемых резервов;

    Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

    Подтверждением данных налогового учета являются:

    1. Первичные учетные документы.

    2. Аналитические регистры налогового учета, которые представ­ляют собой сводные формы систематизации данных налогового уче­та за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответст­вии с требованиями НК РФ, баз распределения (отражения) по счетам налогового учета. Регистры предназначены для систематиза­ции и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

    Данные налогового учета должны отражать непрерывно в хроноло­гическом порядке объекты бухгалтерского учета для целей налогооб­ложения.

    Формы регистров, порядок отражения в них аналитических данных и данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложени­ями к учетной политике организации для целей налогообложения. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета 1 содержится недоста­точно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно до­полнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнитель­ными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

    НК РФ определяет обязательные для форм аналитических регист­ров реквизиты (наименование регистра; период (дата) составления; из­мерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении и др.) Данные налогового учета могут фиксироваться в таб­лицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

    Основные регистры системы налогового учета, рекомендуемые МНС России (в настоящее время - ФНС России) для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ, были доведены до хозяйствующих субъектов Информационным сообщением МНС РФ от 19 декабря 2001 г. В качестве примера приведем:

    Регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета»;

    ^См., например, Положение по бухгалтерскомуучету «Учет расчетов по налогу на при­быль» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г,№ 114н.

    Регистр-расчет «Учет амортизации нематериальных активов»;

    Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчет­ного (налогового) периода и т. д.

    Перечень не является исчерпывающим. Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы организациями с сохранением в используемых орга­низацией регистрах информации по основным показателям.

    3. Расчет налоговой базы. Такой расчет за отчетный (налоговый) период выполняется налогоплательщиком самостоятельно в соот­ветствии с нормами соответствующих статей Налогового кодекса РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по на­логу на прибыль организаций изложен в ст. 315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применитель­но к доходам и расходам отдельных видов (например, порядок нало­гового учета доходов от реализации, расходов по торговым операци­ям), организациям некоторых видов (страховых организаций, банков), при исполнении договоров различных видов (доверительно­го управления имуществом).

    Еще по теме 6. Правовые основы налогового учета:

    1. 24. Правовые основы бухгалтерского учета, отчетности и аудита в коммерческих банках

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

    Наряду с уплатой налогов к числу основных обязанностей налогоплательщиков относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов и иных объектов налогообложения, а также представление в налоговые органы документов об исчислении и уплате налогов.

    Впервые понятие "налоговый учет" в законодательстве появилось с момента введения в действие главы 25 НК РФ "Налог на прибыль", т.е. с 1 января 2002 г. В ст. 313 НК РФ указывается, что налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

    Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

    Следует заметить, что отдельные нормы налогового законодательства предусматривали дополнительные требования к обобщению информации для определения налоговой базы и до введения в действие главы 25 НК РФ.

    Так, согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по утвержденной форме. Во исполнение данного положения МНС РФ утвердило форму N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц", которая по своему назначению и содержанию является регистром налогового учета*(1299).

    Таким образом, несмотря на легальное закрепление понятия налогового учета только для целей главы 25 НК РФ, подобные требования содержатся и в иных главах НК РФ и актах налогового законодательства, например, по единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость и другим налогам.

    Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

    Первичные учетные документы (платежные поручения, накладные, акты выполненных работ, авансовые отчеты, справка бухгалтера и т.д.);

    Аналитические регистры налогового учета (книга покупок, книга продаж, индивидуальная карточка по ЕСН, регистр формирования стоимости объекта учета и т.д.);

    Расчет налоговой базы, который может содержаться как в отдельных регистрах налогового учета, так и в отдельных разделах налоговой декларации, т.е. непосредственно в налоговой отчетности налогоплательщика.

    Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, которые предназначены для накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. В качестве примера можно привести такие регистры налогового учета по налогу на прибыль, как Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав; Регистр-расчет стоимости сырья и (или) материалов, списанных в отчетном периоде, и т.д.

    Система налогового учета представляет собой разработанный в законодательстве или в конкретной организации свод правил ведения учетных операций для исчисления налога.

    Для каждого налога, уплачиваемого организацией, система учета может быть различной. Если законодательство предусматривает Правила ведения первичных документов для налогового учета или правила ведения аналитических регистров налогового учета, то данные требования являются обязательными. Например, такие правила предусмотрены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость"*(1300).

    А вот для исчисления налога на прибыль система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

    Форма регистров налогового учета в зависимости от вида налога может быть утверждена налоговым законодательством либо разработана самим налогоплательщиком в соответствии с общими требованиями НК РФ и рекомендациями налогового органа.

    Так, например, в ст. 169 НК РФ указывается, что налогоплательщик НДС обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, при этом порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.

    А в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, напротив, налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета в целях исчисления налога на прибыль. В этом случае система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется им в учетной политике организации.

    Важно иметь в виду, что налоговый учет не является дублированием бухгалтерского учета, а является его дополнением в тех случаях, когда в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ. В таких случаях налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

    Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

    Наименование регистра;

    Период (дату) составления;

    Измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

    Наименование хозяйственных операций;

    Подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

    Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

    Учетная политика для целей налогообложения - это обязательные для организации правила, в соответствии с которыми налогоплательщики обобщают информацию о своих хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по определенному налогу. Эти правила закрепляются в приказе (распоряжении) руководителя.

    Учетная политика организации сопровождает ее деятельность с момента создания и до момента ликвидации и изменяется только в исключительных случаях:

    Изменения законодательства о налогах и сборах;

    Изменения применяемых методов учета.

    Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

    Есть элементы учетной политики, которые вообще не подлежат изменению по воле налогоплательщика. Например, глава 26 Кодекса содержит такой элемент учетной политики, как метод определения количества добытого полезного ископаемого. Выбранный организацией метод применяется в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого (может быть изменен только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии добычи полезных ископаемых).

    Аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

    Элементы учетной политики условно можно классифицировать по степени обязательности их отражения. Так, можно выделить основные элементы, специальные элементы и факультативные элементы учетной политики для целей налогообложения.

    К основной группе относятся элементы учетной политики, обязательное наличие которых предусмотрено налоговым законодательством, либо те, на которые в законе есть прямые ссылки. Так, каждый налогоплательщик должен указать момент определения налоговой базы по НДС либо по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг), либо по мере поступления денежных средств - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

    Специальные элементы необходимы тем налогоплательщикам, которые осуществляют определенные виды деятельности (либо налогоплательщикам, обладающим определенными отличительными признаками). Например, участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, должны определиться с формированием резервов под обесценение ценных бумаг. В соответствии со ст. 300 НК РФ такие налогоплательщики вправе относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг либо не относить на расходы такие отчисления.

    В факультативной группе закрепляются элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо вообще не отнесены к элементам учетной политики, но тем не менее в законе предусмотрена альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов. Например, при наличии затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе отнести такие расходы. Закрепление таких критериев в учетной политике позволит единожды разработать и применять в последующем одни и те же правила ко всем подобным затратам.

    Соотношение бухгалтерского и налогового учета. Самое существенное отличие налогового от бухгалтерского учета заключается в целях, ради которых организуется их ведение.

    Как указывалось, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", данный вид учета должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, наличии и движении имущества и обязательств, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Данная информация необходима внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства РФ, предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. В свою очередь, целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о хозяйственных операциях, на основе которых внутренние и внешние пользователи могут осуществить контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет определенных налогов.

    Несмотря на то что налоговый и бухгалтерский учет регулируется разными отраслями законодательства, современная наука и практика постоянно сталкивается с вопросом, является ли цель налогового учета составной частью бухгалтерского или налоговый учет является самостоятельным видом учета.

    Однозначное решение данного вопроса осложняется тем, что, помимо возможных расхождений в целях бухгалтерского и налогового учета, действующее законодательство допускает различия в системе и правилах учета. Для примера можно отметить то, что в отличие от бухгалтерского учета система и правила налогового учета могут организовываться налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Требования к системе бухгалтерского учета являются более строгими и определенными. В процессе ведения бухгалтерского учета обязательно должен использоваться утвержденный систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета - план счетов. Основным требованием к учету бухгалтерских операций является применение метода двойной записи. Учет операций налогового учета методом двойной записи не является обязательным, а в некоторых случаях является затруднительным. Например, если операция является расчетной (расчет объекта налогообложения, налоговой базы, налога). Существует множество иных различий между бухгалтерским и налоговым учетом в части используемых терминов, способов учета, методов оценки, норм и прочих показателей.