В каких пределах бюджетный дефицит считается нормой. Смотреть что такое "Дефицит бюджета" в других словарях

Многие знают, что государственный бюджет – это очень важный госдокумент, закон, который влияет на каждого жителя страны. Обывателям известно, что его дефицит госбюджета сказывается на благосостоянии граждан. Но лишь немногие осознают всю сложность проблемы и решения нехватки бюджетных средств. В данной статье описывается механизм и роль этого явления, а также методы восполнения бюджета и их последствия.

Бюджет – это совокупность доходов и расходов государства. При этом бюджет составляет до 30% от всего внутреннего оборота всех продуктов (ВВП). То есть огромная доля населения (учителя, врачи, армия и полиция) находится на обеспечении государства. Разумеется, если в бюджете возникает дефицит, то это отражается на каждом государственном работнике.

Если у всех указанных категорий служащих снизится покупательская способность, то это скажется на бизнесе и товарообороте. Что ведёт к массовым банкротствам и увольнениям, а также безработице. В результате начинают страдать даже те люди, которые к государственному аппарату не имеют никакого отношения.

Госбюджет – одна из главных составляющих экономики и общества. Он влияет на всю систему. Но при этом является ещё и отражением экономических проблем социума.

Следует отличать бюджет-закон, который принимают чиновники на текущий год, и бюджет, как совокупность доходов и расходов страны. Необходимость в формировании такого рода финансового фонда тесно связана с функциями государства. Бюджет тратится на армию, полицию, медицинские и судебные службы.

Профицит бюджета – это когда доходы превышают расходы. Данное явление тоже не благо, ведь удержание средств снижает активность покупателей, тормозит развитие экономики.

Каковы основные элементы государственного бюджета

Сначала стоит разобраться, каковы основные элементы государственного бюджета. В первую очередь нужно различать государственный и федеральный финансовый план (многие эти понятия путают).

Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов государства, всех его органов и субъектов, который принимается Государственной Думой.

Он представляет собой объединённые финансовые планы различных территориальных уровней:

  1. Федеральный бюджет – это то, что тратит государство на общероссийские проекты.
  2. Бюджеты субъектов РФ: областей, республик, регионов и других образований.
  3. Муниципальный бюджет – финансовый план города, посёлка.

Расходы и доходы страны нестабильны и могут меняться в зависимости от политической и экономической ситуации. Поэтому бюджет планируется на год. Так государство пытается сделать данный финансовый план одновременно устойчивым и достаточно гибким.

Бюджет состоит из 4 основных блоков:

Нужно отметить, что источники доходов и цели расходов государства очень изменчивы, дефицит и профицит бюджета регулярно сменяют друг друга, однако на сущность данной структуры это не оказывает влияния.

Функции государственного бюджета

Основная задача бюджета – перераспределение материальных благ с определенными целями. Классификация расходов бюджета выглядит примерно так:

  • стимулирование экономики;
  • оборона страны;
  • содержание государственных служащих;
  • обеспечение социальной защиты граждан;
  • медицинское обслуживание населения;
  • управление финансовыми потоками государства.

Все эти функции государственного бюджета выполняются с помощью создания центральных фондов и распределения их ресурсов по различным госструктурам и частным предприятиям, которые нередко имеют национальное значение. Такими способами в стране регулируется хозяйственная деятельность, поддерживается наука и многие отрасли производства.

Доходы и расходы бюджета

Прежде чем перейти к причинам формирования дефицита, необходимо разобраться с тем, что составляет статью доходов и расходов государства.

Доходы государственного бюджета

Сначала нужно отметить, что доходы государственного бюджета – это финансы, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законами страны. В Российской Федерации имеется четыре главных способа получения средств:

  1. Налоговые. К ним относятся налоги, сборы и пени. Кроме того, не нужно забывать о косвенных налогах – надбавках к товарам и услугам.
  2. Неналоговые. Это доходы от государственных предприятий и собственности государства. Прибыль от сдачи земли в аренду и её продажи. А также доходы от продажи товаров и услуг за рубеж.
  3. Безвозмездные поступления. Это перечисления от внебюджетных фондов, различных организаций, в том числе государственных.

Важно! К безвозмездным поступлениям некоторые финансисты относятся и финансы от бюджетов других уровней, которые при этом одновременно являются частью государственного бюджета. Поэтому такого рода перечисления можно назвать перераспределением средств внутри госбюджета.

  1. Доходы целевых внебюджетных фондов. Делятся на социальные и экономические. К первым относятся государственные фонды: пенсионный, занятости населения, ОМС, социального страхования. Ко вторым причисляются таможенные и дорожные фонды.

Что относится к расходной части государственного бюджета

Затраты государства тесно связаны с основными его функциями. К расходной части государственного бюджета относится:

  • общегосударственные вопросы;
  • содержание армии, ВПК;
  • стимулирование и развитие экономики;
  • наука и образование;
  • культура и телевиденье;
  • медицинское обслуживание;
  • социальная защита (пенсии, пособия);
  • службы правопорядка;
  • развитие и ремонт инфраструктуры;
  • и многое другое.

Сбалансированность бюджета — принципы и способы достижения

Кажется, что сбалансировать бюджет достаточно просто. Нужно всего лишь жить «по одёжке», не брать на себя лишних и невыполнимых обязательств. Однако на практике всё оказывается куда сложнее, к тому же существуют непредвиденные обстоятельства ( , войны и прочее), которые требуют больших ресурсов в срочном порядке.

Главным правилом при расходе бюджетных средств является принцип экономической эффективности. Например, затраты на расширение производства увеличат количество материальных благ, что с избытком восполнит затраченные ресурсы.

  1. Расходы государства повышают покупательскую способность населения, улучшают финансовое положение в стране, стимулируют экономику.
  2. Налоги, различные поступления в бюджет, наоборот, снижают покупательскую способность людей, что сокращает спрос, негативно влияет на экономику.

Здесь нужно отметить, что такое деление нецелесообразно. Ведь, по сути, бюджетная политика – это всего лишь перераспределение материальных благ, а не их уменьшение или увеличение. Да, доходы и расходы государства оказывают влияние на экономику. Когда собираются налоги, идут поступления в бюджет, ситуация в бизнесе ухудшается. Когда же накопленные средства тратятся, положение улучшается. Процесс полностью цикличный, и сам по себе не является ни хорошим, ни плохим.

Имеются точки зрения «за» и «против» дефицита.

Есть ли плюсы в дефиците?

Позиция позитивной оценки дефицита основана на следующих аргументах:

  1. Если все средства государства тратятся внутри него, то дефицит не является негативным моментом. Опасность представляет лишь отрицательное сальдо внешней торговли. Это суждение верно лишь при устойчивом экономическом росте. В период кризиса деньги всегда утекают в более благополучные страны, в России это особенно ярко проявляется в сравнении с Европой.
  2. Недополученные средства можно приравнять к дополнительным деньгам, которые остались в руках граждан и могут быть ими потрачены. Это тоже ошибочное суждение, которое не учитывает тот факт, что дефицит государственного бюджета – это всегда сокращение расходов и замедление денежно-товарного оборота.

В чём минусы дефицита?

Экономисты с противоположной точкой зрения приводят такие доводы:

  1. Дефицит российского бюджета всегда закрывается кредитами и распродажей государственного имущества. Что ведёт лишь к отсрочке проблемы, но не решает её в корне. Печать новых денег обесценит национальную валюту. А увеличение налогов ухудшит и без того плохую ситуацию в стране.
  2. Сокращение расходов ведёт к уменьшению роли государства в экономических и общественных процессах. А это прямо означает снижение способности по регулированию. В результате государство может потерять контроль над развитием и ситуацией в некоторых экономических и социальных областях.

Классификация бюджетного дефицита

В первую очередь выделяют дефициты государственного бюджета в зависимости от уровня их управляемости:

  1. Структурные. При спадах в экономике государство может сознательно уменьшить свои доходы, снизив налоговое бремя с людей и организаций, одновременно увеличив различные пособия и дотации. В этом случае создаётся дыра в бюджете, но это целенаправленная мера, которая должна улучшить финансовое положение в стране.
  2. Циклические. Они в меньшей степени зависят от воли государства и возникают из-за общего снижения в производстве. Что в свою очередь является кризисом – стадией развития капиталистической экономики в период рецессии.

Кроме того, дефицит делят в зависимости от той части бюджета, в которой он образовался:

  1. Активный. Возникает при увеличении расходов государства над его доходами. Что бывает в период войн, санкций, структурных изменений экономики.
  2. Пассивный. Появляется при уменьшении доходов государства. В годовом бюджете России это может быть связано со спадом на нефтяном или газовом рынке. Или при санкциях.

Важно! При структурном дефиците имеет место как активный, так и пассивный тип.

Также имеется классификация по причине возникновения:

  1. Форс-мажорные обстоятельства: войны, стихийные бедствия и прочее.
  2. Плохое управление: утечка денег за рубеж, неправильные инвестиции.
  3. Кризис. В этом случае дефицит является отображением спада в экономике.

Кроме того, дефицит федерального бюджета классифицируют по длительности его существования:

  1. Краткосрочный. Обычно возникает под влиянием форс-мажорных обстоятельств, управленческих ошибок. Причиной является неправильное планирование расходной и доходной части бюджета.
  2. Долгосрочный. Является системным явлением. Часто появляется из-за кризисных процессов в экономике. Но также может быть следствием политической изоляции, войны, природных катастрофах с долгоиграющими последствиями.

Причины образования дефицита государственного бюджета

Как видно из классификации выше, дефицит можно условно разделить на 2 группы:

  1. Кризисный или циклический тип, который часто является долгосрочным.
  2. Все остальные виды: управленческие, форс-мажорные, структурные, краткосрочные.

Причины вторых вполне очевидны и понятны. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведут войны, санкции, природные катастрофы, ошибки в инвестициях и управлениями. Однако системная нехватка средств возникает по причине экономического кризиса. Стоит разобраться с тем, почему в экономике бывают периоды спада и подъёма, а также как зависит бюджет от этих факторов.

Причина кризисов

Циклические системные кризисы не являются неотъемлемой частью общества. Они появились впервые в Англии в XVII веке после буржуазных преобразований в стране. После ряда капиталистических революций в Европе рецессии стали регулярными. Системные циклические кризисы являются характерной чертой данной формации. При феодальном или коммунистическом устройстве общества их не было.

Внимание! Это не говорит о том, что кризисов при феодализме или коммунизме быть не может, они способны появиться из-за ошибок руководства, войн и прочих причин. Но они никогда не носят системный циклический характер.

Причиной всех современных кризисов является выпуск товара выше платёжеспособного спроса. Это не результат ошибочной оценки ёмкости рынка, а свойство самого капитализма. Представьте замкнутую систему, в ней работники производят продукт и получают зарплату. Владелец завода к стоимости продукта добавляет маржу и пытается продать его работникам. Но они не могут купить, так как их суммарный доход ниже того, что требует капиталист за весь свой товар.

Важно! Даже если все работники на все свои деньги совершат покупку, то даже это не позволит владельцу капитала получить прибыль, так как часть продукта останется не проданной.

В результате создаётся избыток товара. При каждом производственном цикле он растёт. В итоге возникает ситуация, когда заводу нет смысла выпускать продукцию, так как ей уже заставлены все склады. Производство останавливается. Начинается череда банкротств и увольнений работников, которые не нужны на предприятии. Это и называется кризисом.

Как всё это отражается на бюджете?

Изменим нашу схему. Работники производят продукт, капиталист платит им зарплату и 13% в виде налогов государству. Затем он добавляет маржу к стоимости продукта и выставляет товар с завышенным ценником (люди не могут его купить). Государство, чтобы обеспечить социальную защиту граждан, пытается спонсировать работников, но у него это тоже не выходит, так как доход государства также включён в конечную цену товара.

Внимание! То есть если сложить совокупный доход всех работников и бюджет государства, то даже в этом случае сумма всех средств будет ниже стоимости всех товаров в стране.

Ситуация не разрешится, пока весь товар не будет продан. Предприятия остановят свою деятельность, начнутся банкротства и увольнения. Бюджет в этой ситуации смягчает ситуацию, защищая наиболее слабые группы людей (пенсионеров и других). Однако дефицит в финансовом плане государства в этом случае будет всегда расти.

Австрийская точка зрения

Имеется и другая точка зрения на причину кризисов – австрийская школа. Она рассматривает депрессию, как накопительный эффект неправильных инвестиций, ошибок в расчёте ёмкости рынка, нерациональных трат государства, искажение рыночной цены денег. Однако такая философия в корне неправильна, так как не учитывает ряд фактов:

  1. Системные циклические кризисы появились лишь в эпоху капитализма. При феодализме и рабовладельческом строе их не было, хотя все указанные ошибки существовали и тогда.
  2. Такой подход не объясняет системности и цикличности кризисов. Ведь ошибки в инвестициях и процентной ставке могут быть, а могут и отсутствовать.
  3. Рост уровня науки и способности к прогнозированию не устраняет и не смягчает кризисы. Наоборот, за последние несколько веков они усилились и стали глобальными.

В законодательстве РФ есть несколько пунктов о бюджетном дефиците:

  1. При принятии дефицитного бюджета Государственная Дума обязана указать источники восполнения «дыры».
  2. При профиците, в первую очередь, лишние средства должны направляться на погашение существующих государственных долгов.
  3. Величина дефицита в бюджете субъекта РФ не может быть больше 15% общих доходов субъекта, поступление федеральных денег в расчётах не учитываются.

Источники финансирования дефицита бюджета

Тем не менее, временная, не кризисная нехватка средств – вполне нормальное явление, которого не стоит опасаться, а нужно решать, каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета. Главное условие безопасности состоит в том, чтобы его размер не превышал 2-3% ВВП. Для покрытия используется внутреннее и внешнее кредитование, продажа государственного имущества, а также печать новых денег.

Важно! Ни один из источников финансирования дефицита бюджета не имеет абсолютного превосходства над другим. Все они одинаково плохие и приводят к инфляции.

Внешние источники

К ним относятся кредиты от международных банков (в первую очередь МВФ), других государств, крупных иностранных предприятий. К этому методу причисляется продажа иностранной валюты, которой располагает Резервный фонд РФ.

Наиболее предпочтительным является последний способ (продажа валюты), так как все остальные типы решения проблемы ставят нашу страну в экономическую и политическую зависимость от прочих государств.

Это в свою очередь может привести к отстранению России от международных рынков, ввязывании нас в военный конфликт (как было в Первую мировую войну). При этом никаких существенных преимуществ перед внутренними источниками ссуды у внешних кредитов нет.

Внутренние источники

Сюда причисляется продажа ценных бумаг, драгоценных металлов (золота) и других активов государства, в том числе предприятий (приватизация). Также сюда относятся кредиты от Центрального банка. Эти же методы используются при восполнении дефицита бюджета субъектов РФ. Только вместо ЦБ может выступать любой российский банк.

Кредиты и продажа государственных предприятий – одинаково плохие способы устранения дефицита. Да, они временно решают проблему, но кредиты в будущем потребуют возврата долгов, а проданные заводы больше не будут приносить прибыль. Все эти способы лишь дают отсрочку проблеме, но не решают её.

Как было выяснено ранее, дефицит бюджета – неотъемлемая часть капиталистической системы. Данное явление – лишь отображение разницы между совокупной заработной платой и суммарной ценой всех товаров и услуг. Однако у государства есть мощный инструмент для смягчения ситуации – кредиты и трата средств из национальных фондов.

Если с продажей имущества всё понятно, то с Центральным банком ничего неясно. Кто у кого и почему берёт ссуду? Рассмотрим и этот вопрос.

Сущность кредитов

Кредит – это искусственный способ увеличения потребительской способности населения. Товар капиталистом отпускается в счёт грядущей оплаты. Но при этом необходимость отдать деньги никто не отменяет, просто она переносится на будущее. Со временем долги накапливаются, и банки с капиталистами перестают давать и продлевать кредиты.

Настаёт момент возврата средств. Потребители и работники в одном лице затягивают пояса и продолжают трудиться с удвоенной силой, выпуская всё больше продукта. Спрос падает, а количество нереализованного товара возрастает. Кризис приобретает небывалый размах, как бы «нагоняя» упущенные рецессии.

Роль Центрального банка

Что такое Центральный банк? Это юридическое лицо, которое обладает особыми правами и обязанностями – эмиссией национальной валюты и её защитой. При этом в законах предусмотрен пункт, что ЦБ работает «независимо от других федеральных органов государственной власти». Получается, что он негосударственный?

Но это суждение неверно. Ведь ЦБ управляется советом директоров и национальным финансовым советом. Все члены этих советов назначаются государственными структурами на определённый срок. При этом сам ЦБ без государства существовать не может, так как он никому не нужен кроме России.

Следует вывод, что «негосударственный» ЦБ прямо подчиняется государству. Следовательно, государство при дефиците бюджета берёт в долг у самого себя – а это полный абсурд.

Однако выход из головоломки найдётся, если вспомнить, кто будет отдавать долг. Кажется, что государство. Но только к этому надо добавить уволенных госслужащих, поднятый пенсионный возраст, задержку зарплаты врачам, учителям, полицейским и другим социальным работникам. Тогда становится ясно, что это не государство даёт кредит самому себе, это государство даёт деньги в долг населению страны.

Именно простых государственных работников начнут увольнять при «оптимизации производства», и это им государство будет сокращать зарплату.

Как пополняется дефицит российского бюджета?

Наше государство при закрытии дефицита использует кредитование, трату средств различных фондов, продажу государственного имущества.

Ниже приведены основные статьи расходов бюджета в динамике (в трлн. руб.):

2013 2014 2015 2016 2017 2018
Социальная политика 3,96 3,534 4,10 4,415 5,075 4,966
Общегосударственные расходы 0,833 0,916 1,10 1,147 1,102 1,224
Оборона 2,099 2,370 3,00 3,060 2,840 2,729
Экономика 1,664 2,165 2,20 2,534 2,117 2,263
Нац. безопасность, МВД, МЧС, ФСБ 1,487 1,459 2,14 2,024 1,270 1,876
Образование 0,607 0,596 0,61 0,574 0,549 0,619
Здравоохранение 0,495 0,462 0,39 0,478 0,363 0,410
ЖКХ 0,140 0,097 0,12 0,080 0,059 0,039
Культура, кино 0,098 0,097 0,09 0,095 0,093 0,093
Спорт 0,054 0,080 0,10 0,063 0,086 0,056
СМИ 0,072 0,069 0,05 0.080 0,073 0,068
Охрана природы 0,025 0,055 0,05 0,063 0,076 0,078
Межбюджетные трансферы 0,090 0,099 0,70 0,669 0,768 0,767
Обслуживание госдолга 0,452 0,453 0,40 0,653 0,729 0,847

Как видно из таблицы, имеется стойкая тенденция к понижению затрат государства на здравоохранение и ЖКХ. Зато поднимается обеспечение армии, социальной политики и правоохранительных органов. При этом с 2015 года наблюдается резкий скачок расходов на межбюджетные переводы, которые теперь превосходят затраты на образование и здравоохранение.

При этом суммарные затраты растут ежегодно. Исключением является лишь федеральный бюджет на 2018 год, расходная часть которого сейчас почти не выросла.

При этом надо отметить, что ежегодно доходы бюджета падают уже несколько лет подряд:

  • 2013 – 13,39 трлн. руб.
  • 2014 – 13,96 трлн. руб.
  • 2015 – 14,17 трлн. руб.
  • 2016 – 13,58 трлн. руб.
  • 2017 – 13,43 трлн. руб.

По всем этим причинам дефицит бюджета за последние несколько лет сильно вырос (буквально в 10 раз).

Динамика его следующая:

  • 2013 – 310 млрд. руб.
  • 2014 – 389 млрд. руб.
  • 2015 – 880 млрд. руб.
  • 2016 – 2360 млрд. руб.
  • 2017 – 2750 млрд. руб.

Важно! Последние 2 года дефицит держится на уровне 3% ВВП и 20% самого бюджета.

Столь существенная нехватка средств восполняется в первую очередь валютными резервами России из Резервного фонда. Динамика сбережений фонда выглядит так:

  • 01.2015 – 4 945,49 млрд. руб.
  • 01.2016 – 3 640,57 млрд. руб.
  • 01.2017 – 972,13 млрд. руб.
  • 01.2018 – 0,00 млрд. руб.

Раньше времени переживать не стоит, так как Резервный фонд – часть Золотовалютного резерва. А вот запасы этой организации выросли, при этом их увеличение примерно равно растраченным средствам из Резервного фонда.

Другим способом пополнения бюджета является распродажа государственного имущества. Однако цифры достаточно низкие и по сравнению с размером дефицита выглядят смешно:

  • 2013 – 60 млрд. руб.
  • 2014 – 197 млрд. руб.
  • 2015 – 158 млрд. руб.
  • 2016 – 100 млрд. руб.
  • 2017 – 18 млрд. руб.

Таким образом, основным способом закрытия дефицита бюджета в Российской Федерации являются валютные резервы и кредиты от Центрального банка. Например, в 2017 году была продажа облигаций федерального займа на 2 трлн. рублей. На сокращение расходов государство не идёт, напротив, увеличивает их для стимулирования экономики.

Бюджет России на 2018 год в цифрах

Рассмотрим бюджет России на 2018 год в цифрах. Запланировано поступление в бюджет 15,182 трлн. руб., что больше дохода предыдущего года на 1,5 триллиона. При этом уровень затрат государства останется почти таким же – 16,514 трлн. рублей.

Конкретные цифры по статьям расходов бюджета РФ на 2018 год следующие (в трлн. руб.):

  • социальная политика – 4,966;
  • общегосударственные расходы – 1,224;
  • оборона – 2,729;
  • экономика – 2,263;
  • национальная безопасность – 1,876;
  • образование – 0,619;
  • здравоохранение – 0,410;
  • ЖКХ – 0,039;
  • культура, кино – 0,093;
  • спорт – 0,056;
  • СМИ – 0,068;
  • охрана природы – 0,078;
  • межбюджетные трансферы – 0,767;
  • обслуживание госдолга – 0,847.

Обратите внимание, что части расходов бюджета России на 2018 год в этом списке нет – это засекреченные траты (17,6%), которые идут на контрразведку, борьбу с терроризмом, шпионаж и прочее.

Дефицит составит 1,332 трлн. руб., что равняется 1,37% от ВВП или 8,7% от всего бюджета 2018 года. Компенсировать недостаток планируется из Фонда национального благосостояния, где останется около 4 триллионов рублей. Также Министерство финансов воспользуется внутренним займом на сумму в 868 млрд. рублей.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    2000199 23 Аудиокнига. Лекции по экономике. Государственный бюджет

Субтитры

Сбалансированность бюджета

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений .
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений .
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков .

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях , мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения . Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения , росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов , так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса . Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы , при наличии естественного уровня ВВП , при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством . Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики .

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег . Такая мера провоцирует инфляцию , которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными . Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию , крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой . Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор . Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы .
  3. Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых штатах Америки , например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка . Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами . Как следствие растет инфляция , нарушается нормальный механизм ценообразования , что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты . Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи ». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств , которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке , а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:
    • акции и доли участия в предприятиях,
    • земельные участки и объекты природопользования,
    • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней .

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

  • государственных ценных бумаг , номинированных в национальной валюте;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты , предоставленные кредитными организациями , международными финансовыми организациями ;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней ;
    • курсовая разница по средствам бюджета;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

  • средства, поступившие от размещения государственных займов , которые осуществляются путём выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте ;
  • кредиты иностранных государств,

Дефицит бюджета - это такое состояние государственной казны, когда доходов (даже с учетом заемных денег) не хватает на финансирование всех необходимых расходов.

 

Бюджетный дефицит - это превышение общей суммы государственных расходов над суммой полученных доходов. В обратной ситуации говорят о профиците бюджета.

Сам по себе, дефицит — не проблема, а скорее, отражение экономических процессов, происходящих в стране. Гораздо важнее, что конкретно является его причиной, и какими методами его покрывают. Уникальность госбюджета заключается в масштабе воздействия на экономику. Его возможности по распределению денежных потоков в разы выше, чем у любого хозяйствующего субъекта.

Структура доходов и расходов

Государственный бюджет — документ, состоящий из двух частей. Доходная — отражает поток поступающих в казну налогов, прибыли госпредприятий, дивидендов от акций. Расходная (бюджетная роспись) — определяет направления использования денег на финансирование задач и функций государства (рис.1). Если на доходную часть преимущественно влияют экономическая ситуация и налоговая политика , то структура расходов меняется в зависимости от текущих потребностей, и больше зависит от складывающейся внутренней и мировой социально-политической обстановки.

Причины дефицита

Дефицит федерального бюджета возникает по разным причинам:

  1. в результате резкого или внезапного роста военных расходов;
  2. снижения поступлений налогов в доходную часть при экономическом спаде;
  3. при расширении расходных статей и увеличении финансирования по ним;
  4. вследствие инвестиций в крупные проекты (строительство космодрома, Керченского моста);
  5. из-за ошибок планирования, неэффективности налоговой политики, коррупции.

К нему приводит не только «стечение обстоятельств», но и государственная политика. Правительство любой страны всегда стоит перед выбором. Что на текущий момент должно быть в приоритете: накопление или потребление; рост экономики или социальная справедливость. С помощью бюджета распределяется национальный доход, меняется структура потребления, стимулируются или сдерживаются темпы экономического роста.

Пример. Рассмотрим текущий бюджетный дефицит в России. С профицитом он был составлен последний раз в 2011 году. В 2012 году имело место отрицательное сальдо в размере 0,3%. За последующие два года оно увеличилось почти в 10 раз: в 2013 — 2,5%, в 2014 — 2,3%. С одной стороны, эта ситуация обусловлена падением цен на нефть и снижением объема доходов, а с другой — увеличением финансирования по отдельным статьям (рис.2). Всего за 3 года общий рост расходов составил больше 35%, и львиная доля их приходится на национальную экономику, оборону и безопасность.

Финансирование дефицита

Независимо от природы, дефицит должен быть профинансирован, для чего используются разные методы и их комбинации. Их принято делить на две группы.

1 Неэмиссионные способы покрытия отрицательного сальдо: внутренние и внешние займы.

Основные инструменты: размещение государственных долговых обязательств (облигации, другие ценные бумаги), банковское кредитование , займы в международных финансовых организациях. Каждый тип заимствования оказывает разное влияние на экономику, и вызывают разные последствия.

Внутренние долги — приводят к увеличению спроса на деньги, что влечет за собой повышение процентных ставок, то есть удорожание кредитов, снижает экономическую активность предприятий. Второй негативный эффект: угроза стабильности национальной валюты и устойчивости ЦБ, которые могут привести к дефолту . Внутренний заем имеет как финансовые, так и политические пределы.

Внешнее заимствование — имеет больше плюсов. Оно не вызывает изъятия средств из национальной экономики, а напротив: увеличивает финансовые возможности страны. Средства направляются на увеличение госзаказа , на оплату валютных закупок, на возврат внешних кредитов и оплату процентов по ним. Вследствие санкционной войны мировые банки денег России не дают, и она все больше занимает на внутреннем рынке (рис.1).

2 Инфляционные методы (эмиссия денежных знаков).

Такое финансирование предусматривает дополнительный выпуск бумажных денег. Бюджетный дефицит, простыми словами, покрывают за счет «включения печатного станка». К каким последствиям это приводит? Эмиссия спасает от роста внешнего долга, и расходов на его обслуживание, не уменьшает инвестиционный поток в экономику — даже стимулирует совокупный спрос. Но она раскручивает инфляционную «спираль», поэтому допустима до определенного порога. При его превышении — ситуация выходит из под контроля.

Нужен ли дефицит?

Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.

Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.

Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка - 14,3%; Англия - 8,4%, Германия - 2,3%; Франция - 6,0%; Япония - 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.

Государственный бюджет: расходы и доходы государства

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

На политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством

На экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

На социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.

Виды состояний государственного бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Дефицит государственного бюджета и его виды

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Концепции государственного бюджета

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии.

Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий: I + G + Ex = S + T + Im, где I – инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex)

Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

  • Возможность получения крупных сумм
  • Неинфляционный характер

Недостатки:

  • Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)
  • Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
  • Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
  • При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

  • Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  • Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
  • Усиливается неравенство в доходах;
  • Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
  • Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
  • Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
  • Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
  • Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
  • Может появиться угроза долгового и валютного кризиса

Не всегда сумма доходов, собранных государством бывает достаточна для осуществления всех запланированных расходов. В этом случае возникает бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Возможна и обратная ситуация, когда собранные доходы больше расходов, в этом случае возникает бюджетный профицит.

Поскольку, профицит – явление достаточно редкое (хотя наш федеральный бюджет, благодаря высоким ценам на ресурсы, а значит большим налоговым поступлениям в бюджет, именно профицитен), и чаще все-таки наблюдается дефицит бюджета, то рассмотрим его более основательно.

Как уже упоминалось выше, государственный бюджет является одним из инструментов экономической политики государства. Изменяя величину и структуру расходов и доходов государство в состоянии воздействовать на экономику страны. Однако, если за изменением величины доходов не следует изменения величины расходов, и наоборот, то возможно возникновение бюджетного дефицита.

Различают три вида бюджетного дефицита :

· фактический;

· структурный;

· циклический.

Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов.

Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан с самой структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера.

Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений.

Иногда используют понятия активного и пассивного бюджетного дефицита .

Активный бюджетный дефицит возникает, если государство сознательно увеличивает расходы для осуществления стимулирующей налогово-бюджетной политики.

Пассивный бюджетный дефицит возникает, если налоговые поступления уменьшаются в результате циклического спада.

В целом можно выделить следующие причины возникновения значительных бюджетных дефицитов:

1) Циклическое развитие экономики . На фазе спада падают налоговые поступления, так как доходы экономических агентов сокращаются, и величина уплачиваемых ими налогов также сокращается. С другой стороны, увеличиваются государственные расходы, так как все большее число людей нуждается в социальной помощи – растет количество выплачиваемых пенсий и пособий.



2) Стимулирование экономики фискальными методами . Оно подразумевает сокращение налогов (доходная часть бюджета уменьшается) и увеличение государственных расходов (расходная часть увеличивается).

3) Политические факторы . Состояние бюджета во многом зависит от того, к какой политической партии принадлежат члены правительства. Так, социалисты склонны расходовать больше средств на производство общественных благ (например, бесплатное медицинское обслуживание) и на социальную поддержку населения (увеличение размеров пенсий и пособий). В этом случае дефицит бюджета будет больше. С другой стороны, консерваторы или сторонники невмешательства государства в экономику предпочтут сократить программы государственных расходов, что приведет к снижению бюджетного дефицита.

4) Для стран с переходной экономикой существует особая причина бюджетного дефицита, связанная с самим процессом перехода и сопровождающим его структурным экономическим кризисом . Доходы бюджета уменьшаются вследствие сужения налогооблагаемой базы за счет спада производства, изменения структуры добавленной стоимости и увеличения доли бартера в расчетах, а также из-за невозможности обеспечить собираемость налогов в запланированном объеме. Также невозможно сократить расходы до уровня доходной части бюджета. Это объясняется, прежде всего, стремлением проводить политику социальной защиты граждан – высокий уровень социальных гарантий, существовавший в плановой экономике, не позволяет резко сократить или изменить систему социальной защиты, экономический кризис создает новые проблемы – растет безработица, снижается жизненный уровень населения, внебюджетные социальные фонды не в состоянии осуществлять страховые выплаты. Кроме этого расходы, связанные с государственными предприятиями и организациями, постоянно растут из-за физического и морального износа оборудования, сохранения избыточной занятости и инфляции. Инфляция также порождает необходимость компенсации текущих доходов и вкладов населения, повышения минимальных нормативов – минимальной заработной платы, бюджета прожиточного минимума и т.п.

Финансирование бюджетного дефицита возможно осуществлять двумя путями :

· за счет выпуска новых денег – эмиссионное покрытие бюджетного дефицита;

· за счет займов на открытом рынке.

Первый способ покрытия бюджетного дефицита ведет к увеличению инфляции.

Второй способ не вызывает роста инфляции, но, во-первых, он способствует возникновению эффекта вытеснения, поскольку государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором: процентные ставки растут, а инвестиции сокращаются, т.е. вытесняются; во-вторых, государственные займы способствуют росту государственной задолженности.

Государственный долг может принимать форму внешнего и внутреннего долга.

Внешний долг – займы государства у граждан и организаций за рубежом. Проблемы внешнего долга носят как экономический, так и социально-политический характер. Во-первых, внешний долг означает передачу части товаров и услуг за границу, во-вторых, кредитор может ставить невыгодные для страны условия.

Внутренний долг – займы государства у граждан и организаций внутри страны. Проблемы внутреннего долга – эффект вытеснения, перераспределение доходов (наиболее обеспеченные слои населения накапливают государственные облигации, в то время как бремя выплаты государственного долга в виде повышения налогов ложится на все общество в целом).

Таким образом, государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом: накапливание бюджетного дефицита увеличивает государственную задолженность. Значит, необходимо сбалансировать бюджет.

К проблеме балансирования бюджетного дефицита есть три подхода :

· ежегодное балансирование бюджета;

· циклическое балансирование бюджета;

· функциональный подход к балансированию бюджета.

Каждый из этих методов обладает своими достоинствами и недостатками.

Ежегодное балансирование бюджета предполагает, что каждый год бюджет должен сводиться с нулем, т.е. должно быть полное отсутствие дефицита или профицита. В наше время такой подход редок, однако он господствовал до Великой депрессии в США.

Данный тип бюджета не создает проблем финансирования, однако он сильно снижает встроенную стабильность экономики и усиливает циклические колебания. Ведь в случае спада правительству нужно было бы поднимать налоги, а в случае подъема – снижать. Таким образом, действия правительства были бы направлены не на сглаживание цикличности, а, наоборот, на усиление колебаний. Кроме того, частые изменения налоговых ставок увеличивают неопределенность в экономике и снижают стимулы развития производства.

Циклическое балансирование бюджета допускает наличие дефицитов и профицитов, однако накопленный дефицит должен компенсироваться накопленным профицитом, и в рамках экономического цикла должно выходить нулевое суммарное сальдо. Предполагается, что правительство реализует антициклическую политику и в то же самое время балансирует бюджет. То есть, правительство наращивает бюджетные дефициты в периоды спада и компенсирует их за счет бюджетных излишков в периоды подъема. Однако трудность здесь состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности, и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансированности бюджета в ходе цикла.

Проблема такого подхода заключается еще в том, что количество дефицитных лет, как правило, оказывается больше количества профицитных, и в итоге бюджетный дефицит все равно нарастает.

Функциональный подход к балансированию бюджета (концепция функциональных финансов) рассматривает минимизацию бюджетного дефицита не в качестве первоочередной задачи, а в качестве инструмента. Главная задача – это макроэкономическая стабилизация. Если она будет решаться при наличии бюджетного дефицита, не надо делать из этого большой проблемы. Именно этот подход используется сегодня большинством развитых стран, т.к. он не обладает вышеперечисленными недостатками. У большинства этих стран в течение более чем 25 последних лет бюджет почти всегда сводился с дефицитом.

Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать целый ряд мер:

1) внутреннее финансирование:

· использование средств Центробанка;

· выпуск и продажа ценных бумаг (долгосрочные и краткосрочные облигации и векселя);

· полученные кредиты;

· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

· прочие обязательства;

2) внешнее финансирование:

· продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке;

· кредиты международных финансовых организаций;

· кредиты иностранных правительств;

· кредиты иностранных коммерческих банков;

· прочие обязательства;